0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доказала ли нейронаука, что у нас нет души?

Доказала ли нейронаука, что у нас нет души?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Недавно мне на глаза попалась очередная публикация, касающаяся нейронаук и их последствий для того, как мы видим себя и свое место в мире. Некоторые ученые полагают, что нейронауки доказали, что у нас нет свободной воли, а все, что мы называем «душой» — продукт чисто материальных процессов в коре нашего головного мозга. Это подхватывается многими сетевыми атеистами как что-то «доказанное наукой». Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

Мозг и душа

Нейронаука — область знания, изучающая работу самого сложного и загадочного объекта во вселенной: человеческого мозга. Это целый набор смежных дисциплин, которые постоянно развиваются, причем возникают и новые, исследующие мозг с самых разных сторон.

Эти исследования очень важны, например, для помощи людям, страдающим различными поражениями мозга и нервной системы, но и имеют и множество других областей применения. Однако внимание широкой аудитории часто привлекает философский и богословский аспект нейронауки. Ведь мозг это та часть организма, где находится все то, что делает нас самими собой — наши мысли и чувства, надежды и страхи, наш разум и воля.

Повреждения мозга — в результате ранений, или болезней, или хирургических операций — могут приводить к утрате человеком способности к речи, или распознаванию образов, или восприятию музыки, или к глубоким изменениям в его характере.

Все это неизбежно ставит вопрос о том, как соотносится мозг и личность, то, что мы называем «душой». Иногда авторитет нейронауки используется для того, чтобы отвергать христианское представление о душе. Как писал выдающийся нейрофизиолог Френсис Крик, «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли, на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы — не более чем набор нейронов. хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить».

Но обосновано ли такое такое убеждение? Доказала ли нейронаука, что у нас нет ни души, ни свободы?

Душа — это не «призрак в машине»

То, что состояние тела сказывается на душе — было известно очень задолго до появления нейронауки, люди понимали, что болезнь или опьянение меняют состояние нашего сознания. Аргумент «такой явно материальный агент, как алкоголь, меняет поведение человека, следовательно, личность есть явление вполне материальное, не предполагающее никакой бессмертной души» выдвигался уже очень давно — и был чрезвычайно популярен в советской атеистической литературе. Этот довод, однако, строится на ошибочном представлении о душе и ее отношениях с телом.

Иногда люди представляют себе душу как что-то вроде «призрака в машине» — как будто мы пользуемся своими телами также, как водители автомобилями. Эта аналогия может сбивать с толку — потому что связь водителя с автомобилем гораздо слабее, чем у тела с душой. Водитель может легко пересесть из одного автомобиля в другой. Повреждения автомобиля могут и не отразиться на водителе. Фактически, водитель и автомобиль независимы друг от друга, связь между ними носит случайный характер.

Душа и тело, напротив, находятся в теснейшей взаимосвязи. Мы не ангелы, по какой-то случайности заключенные в телах животных — мы созданы как целостные существа, в которых тело и душа составляют единство. Хотя в момент смерти душа отделяется от тела, Библия обещает нам именно телесное воскресение мертвых — потому что бестелесное существование несогласно с Божиим замыслом о нас.

Поврежденное тело (и, особенно, поврежденный мозг) могут препятствовать душе раскрывать свой потенциал.

Но также несомненно и обратное воздействие — душа влияет на тело. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит 17:22). Существует эффект плацебо (пустышки) — когда здоровье человека улучшается просто потому, что он верит в то, что получает действенное лечение, как и обратный эффект — «ноцебо», когда он может умереть, ошибочно полагая, что смертельно отравлен.

Состояние тела влияет на душу (как и наоборот) — и это совершенно ожидаемо в христианской картине мира.

Эксперименты Либета и свободная воля

Эксперименты Либета часто приводятся в обоснование того, что «нейрофизиология доказала, что у человека нет свободной воли», и, соответственно, нет никакой нематериальной души. Рассмотрим, о чем идет речь. В 1983 году группа исследователей во главе с Бенджамином Либетом опубликовала результаты эксперимента, в ходе которого испытуемых просили поднимать один палец всегда, когда у них «возникает желание это сделать». В это время у них измеряли электрическую активность мозга. Как уже было известно, непосредственно перед тем, как человек спонтанно совершает какое-либо движение, например поднимает палец, в этой активности происходит изменение, которое можно заметить при помощи приборов. Выяснилось, что подобное изменение можно отследить примерно за полсекунды до того, как человек действительно поднимает палец — и примерно за триста миллисекунд до того, как он сам принимает решение это сделать.

Читать еще:  В Египте Рамадан закончится сегодня вечером, объявил Верховный муфтий страны

Свобода воли существует, так как после осознания желания у человека остается еще 100 мсек чтобы «наложить вето» на возникшее побуждение.

Таким образом, наблюдая активность мозга, можно предсказать решение человека до того, как он сам его осознает. Результаты Либета привлекли огромное внимание, потому что из них напрашивался вывод — свободной воли не существует, решение принимается мозгом до того, как мы его осознаем, а уже потом сознание воспринимает его как сознательное и свободное.

Но доказывают ли они это? Сам Либет так не считал. Он полагал, что свобода воли существует, так как после осознания желания у человека остается еще 100 мсек чтобы «наложить вето» на возникшее побуждение. Когда речь идет о чем-то неважном (поднять палец по просьбе экспериментатора), у человека просто нет причин это делать. Но когда побуждение, посланное вам мозгом, воспринимается как неправильное — например, у вас возникает желание съесть лишний десерт или обругать раздражающего вас человека — вы можете сказать этому желанию «нет». Последующие эксперименты Либета показали, что дело так и обстоит — человек может тормозить действие, уже было созревшее в его мозгу — и в этом отношении свободен.

Собственно, это то, что давно уже было известно — и подробно описано в православной аскетической литературе. Мы можем не контролировать, когда у нас возникает помысел — допустим, в нас вспыхивает обида и гнев на человека, который нас чем-то задел. Но мы можем реагировать на этот помысел так или иначе — дать волю раздражению или промолчать.

Джон Экклз: личность и ее мозг

Выдающийся нейрофизиолог Сэр Джон Кэ́рью Экклс — лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1963 году, президент Австралийской академии наук (1957–1961) — считал, что сознание человека никоим образом нельзя свести к деятельности мозга; он придерживался интеракционизма — представления о том, что мозг и наша нематериальная составляющая, душа, личность, взаимодействуют друг с другом в обе стороны. В своей книге «Как личность контролирует свой мозг» (How the Self Controls Its Brain, 1994) он предлагал даже описание конкретного механизма, как душа могла бы взаимодействовать с мозгом. Экклз полагал, что «Мы должны признать, что мы духовные существа, с душами, существующими в духовном мире, как и материальные существа с телом и мозгом, существующими в материальном мире». Хотя многие нейрофизиологи — материалисты (как Френсис Крик) — пример Экклза показывает, что нейронауки как таковые вовсе не делают человека материалистом. Материализм — это система воззрений, которая принимается заранее, чистой верой, и только потом все данные интерпретируются в ее рамках. Проблема, однако, в том, что — даже независимо от научных данных, на чисто логическом уровне — материализм выглядит абсурдным.

Почему невозможно быть материалистом

Коротко говоря, чтобы обратиться в материализм, я должен был бы принять такое решение, совершить акт свободной воли — но если материализм истинен, никакой свободной воли у меня просто нет. Если Френсис Крик прав, и «хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас и мы не можем этого изменить», то я не могу изменить и мои убеждения относительно материализма. Эти убеждения — как и все остальные наши акты мышления и воли — «на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул». Это поведение неизбежно определяется неизменными законами природы — и чего же вы от меня хотите? Чтобы я нарушил законы природы, согласно которым поведение материи в моем мозге сделало меня верующим? Но если материализм верен, это просто невозможно.

Чтобы обратиться в материализм, я должен был бы принять такое решение, совершить акт свободной воли — но если материализм истинен, никакой свободной воли у меня просто нет.

Обращаясь ко мне с доводами, которые, я, предположительно, свободен рассмотреть, и пытаясь убедить меня принять решение — которое я, предположительно, свободен принять — материалисты уже противоречат собственной доктрине, и явно видят во мне (и в себе) не просто «огромные скопления нервных клеток и связанных с ними молекул», но свободных, мыслящих, нравственных личностей.

Нейронауки не могут доказать материализм по той простой причине, что материализм (неизбежно сводящий наше мышление и свободу к каким-то нерациональным и несвободным природным процессам) сделал бы любые доказательства невозможными.

Читать еще:  Карлаг: казахские степи, политые кровью новомучеников

У нейроученых впереди еще много удивительных открытий, которые принесут людям огромную пользу. Но говорить о том, что эти открытия угрожают — или могут угрожать в будущем — вере в бессмертную душу, значит подменять науку заранее принятой (и абсурдной) материалистической идеологией.

Что такое душа человека с научной точки зрения?

Есть ли реально хоть какие-то доказательства существования души. Этими вопросами задавались и задаются многие. Что такое душа человека с научной точки зрения?

  1. Где находится душа у человека?
  2. Что такое душа с научной точки зрения
  3. Другие ученые о существовании души
  4. Факт существования души подтверждается
  5. О бессмертии души как о научной проблеме
  6. Жизнь после смерти есть
  7. Аура

Где находится душа у человека?

Или души и вовсе не существует? Даже Иосифа Виссарионыча Сталина, в свое время, интересовал этот вопрос. И он задал его однажды симферопольскому архиепископу Луке:

«Неужели вы, будучи известным и знаменитым врачом, верите в существование души?»

Врач ответил утвердительно и без тени всякого сомнения. На что Сталин возразил:

«Разве она была вами найдена во время операции в теле человека?»

Естественно, хирург ответил, что там он ее не находил… Это дало повод великому кормчему еще раз усомниться:

«Как же, в таком случае, можно верить, что душа существует?»

«А вы верите, Иосиф Виссарионович, например, в то, что у человека есть совесть. » — спросил, в свою очередь, Лука (он же Валентин Войно-Яснецкий) у собеседника.

Сталин замолчал, некоторое время думал, потом сказал: «Верю». Ответ знаменитого хирурга был поистине великолепен:

«Совести в телах больных, которых оперировал, я также не обнаружил».

Эту забавную историю можно цитировать, вспоминать, каким-то образом трактовать… но суть ее от этого не меняется. Факт остается фактом: далеко не все, что существует во Вселенной, можно увидеть или потрогать. Но от этого существование тонких материй не становится менее убедительным.

Тем не менее, независимо от самых разных существующих на эту тему взглядов, в мире есть и безусловные научные доказательства факта существования душевной субстанции, и в этом смысле ученым тайну человеческой души разгадать-таки удалось.

Что такое душа с научной точки зрения

Существование души с точки зрения науки подтверждает ряд научных экспериментов и доказательств. Понятия наука и душа сегодня уже не столь несовместимые, какими они казалось многим еще совсем недавно. И если прежде об этом размышляли все больше философы и религиозные деятели, то в наши дни все чаще и чаще на эту тему высказываются и ученые.

Так например, профессором Коротковым из Санкт-Петербурга с помощью специальных приборов была зафиксирована аура умирающих людей и было доказано, что ее свечение длится даже после их смерти, лишь постепенно затухая и исчезая в пространстве. И только после этого тело умершего становилось некой неодушевленной плотью, вызывавшей ассоциацию предмета. То есть, очевидно, что наша энергетическая оболочка живет дольше, чем наш физический организм.

О том, что у каждого человека есть душа, доказал и ученый из Барнаула Павел Гуськов. Что же такое душа с научной точки зрения по Гуськову, например?

  • Во-первых, у каждого человека, — считает он, — душа неповторима так же, как и отпечатки его пальцев.
  • Во-вторых, в результате серии экспериментов и метода материализации души, которые были проведены его научной группой, выяснилось, что в нашем теле присутствует и некая энергоинформационная субстанция.

Как ни удивительно, ученому удалось ее выявить с помощью присутствия рядом с человеком обычной воды, которая, как оказалось, способна менять свою структуру при записи разного рода информации. Опыты выглядели следующим образом: возле того или иного человека на некоторое время помещалась очищенная от разного рода энергетического влияния другой природы вода, после чего исследовалась ее структура.

Проведенные подобные эксперименты с участием сверхточных измерительных приборов тысячи раз показали, что в каждом случае, в зависимости от того, рядом с кем из испытуемых стояла емкость с водой, в ее структуре происходими те или иные изменения. Причем, если испытуемым оказывался один и тот же человек дважды — эта структура повторялась.

Другие ученые о существовании души

Существует ли душа с научной точки зрения? Во всяком случае, научные доказательства факта существования души существуют. Их много и их можно проследить. В принципе, их результат, с точки зрения науки, подтверждает, что природа сознания как такового нематериальна.

Это отмечал создатель квантовой механики и лауреат Нобелевской премии Э.Шредингер уже в двадцатом веке. Он говорил, что природа связи сознания с физическими процессами лежит в стороне от науки и за пределами человеческого понимания.

Российский академик П.К. Анохин также утверждал, что ни одну из мыслительных операций, которые мы обычно приписываем разуму, ученым до сих пор так и не удалось связать напрямую с какой-либо частью нашего мозга. И вообще:

психика не является по своей сущности функцией мозга как таковой. Она являет собой проявление совсем каких-то иных — нематериальных — духовных сил.

Это ли не есть еще одно доказательство существования души.

Читать еще:  В Индии радикальные язычники разгромили христианскую школу

Факт существования души подтверждается

самыми разными учеными и их многочисленными научными исследованиями. Так например, известны и результаты четырехлетних опытов, проводившихся немецкими медиками и психологами. На примере пребывания в состоянии клинической смерти около тысячи человек испытуемых, научной группой доктора Бертольда Аккермана в Берлинском техническом университете было собрано множество свидетельств о характере послесмертного состояния людей.

И все эти люди, независимо от взглядов своих конфессий, — а для опытов подбирали самых разных их представителей, от атеистов до христиан, иудеев, мусульман… — все они после своего возвращения в мир (а отсутствовали они в нем под наблюдением ученых от сорока минут до часа) свидетельствовали об одном и том же: о своем ощущении покидания телесной оболочки, об ощущении безопасности, спокойствия и тепла; все помнили состояние левитации и образ яркого света…

Я понимаю, что итоги наших научных исследований на базе этого медицинского эксперимента могут противоречить убеждениям большинства, — заметил позже Аккерман, — но в результате мы получили искомый ответ: вечная душа есть. Так же, как и есть некая другая жизнь после нашей смерти.

Аналогичные итоги похожих экспериментов уже в Англии подтвердили Питер Фенвик и Сэм Парния из института психиатрии Лондона. Они также изучили состояние пациентов, которым удалось возвратиться к жизни после того, как остановилось их сердце. Было установлено, что некоторыми из этих пациентов абсолютно точно передавались, например, разговоры медперсонала в момент, когда сами эти люди находились в состоянии клинической смерти. Ими также во всей точности описывались некоторые происходившие в тот момент факты и события внешнего характера.

О бессмертии души как о научной проблеме

человеческий мозг, например, не создает и не продуцирует мысли самостоятельно: он их лишь воспринимает поступающими откуда-то извне, являясь, по сути, только их ретранслятором.

Это подтвердили впоследствии и ее собственные эксперименты: ученые из Петербурга (НИИ мозга) так и не смогли объяснить с научной точки зрения механику творческого, например, процесса. Оказалось, что сам мозг способен генерировать лишь элементарные мысли, такие, например, как — “размешать в стакане сахар” и что-либо в этом роде. Что же касается творческого процесса — то это проявления абсолютно иного качества и

как верующий человек,— высказала свое мнение Бехтерева, — я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом.

Жизнь после смерти есть

На международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию», проходившем в начале двухтысячных в С.Петербурге, ученый А.В. Михеев обозначил некоторые важные научные позиции, которые были доказаны и подтверждены:

  1. Доказано существование так называемого тонкого тела, которое является носителем таких составляющих человеческого существа как самосознание, память, эмоции и внутренняя жизнь. Это тонкое тело является некой параллельной компонентой нашего тела физического, что и обеспечивает вышеобозначенные процессы. Физическое же тело — лишь посредник для их проявления в физическом мире.
  2. Научный эксперимент, в широком смысле этого слова, доказал: наша жизнь не оканчивается земной смертью, а продолжается и после. И это — естественный закон, распространяющийся на любого человеческого индивидуума.
  3. Предстоящая нам новая реальность состоит из большого количества различных уровней, которые различаются своими частотными характеристиками и их, в свою очередь, составляющими.
  4. Место, где окажется человеческая душа после смерти физическоо тела, определяется предстоящей настроенностью человека на определенный энергетический уровень, что является общим результатом его мыслей, чувств и поступков, сгенерированных в течение его земного пребывания. То есть, это можно сравнить со спектром электромагнитного излучения, что исходит от того или иного химического вещества и зависит, в конечнм итоге, от его состава.
  5. Такие общеизвестные понятия как рай и ад — всего лишь отражение двух возможных полярных посмертных состояний человеческой души.

В продолжение мысли о реальности и даже некоторого рода материальной составляющей нашей души можно еще раз упомянуть и о человеческой ауре. Долгое время ее существование, — как, впрочем, и всё вышеизложенное, — подвергалось сомнению. (Надо отметить, что во все времена, независимо от того, существуют или нет неопровержимо-научные доказательства того или иного явления, — всегда существовали, существуют и будут существовать люди, которые их отрицают). Но мы сейчас не о них.

А всего лишь, о том, — что под аурой человека понимается его вполне реальное биополе. И существуют уже высокочувствительные приборы, способные улавливать как это биополе, так и, собственно, — саму его ауру: светящиеся разноцветные световые лучи-отражения. При этом, — те или иные цвета ауры, степень ее плотности и даже направление ее лучей связаны с интенсивностью и характером нашего биополя и первопричиной того или иного его излучения: состоянием нашего организма, в том числе, и нашего психологического состояния.

Многие уже знают о том, что наше жизненное поведение способно как укрепить нашу ауру, а, следовательно, и состояние нашего здоровья, так и разрушить и наше биополе (что будет отражать излучение ауры), и наше здоровье в целом.

Очень важно поэтому следить как за своими мыслями, так и за своими действиями.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector