0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должен ли верующий быть опрятным?

Православная Жизнь

Неряшливостьэто вид аскетизма или признак духовной несобранности, рассказывает протоиерей Владимир Пучков.

В храмах, действительно, встречаются весьма неопрятные люди. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что далеко не только в храмах. Наверняка у каждого второго найдётся на работе коллега, от которого круглый год разит потом, чья одежда месяцами не может дождаться стирки, а ботинки никогда не видели щётки. Или, допустим, по соседству: нынче в каждом доме найдётся квартира, где живёт полтора десятка котов или окна для проветривания не открываются никогда. Так что неряшливость, при сей своей неприятности, явление ничуть не уникальное и, естественно, ничуть не религиозное. И тем не менее среди церковных людей безусловно есть и такие, кто, будучи неряшлив изначально, научился придавать собственному недостатку религиозное значение или же просто, не видя в неряшливости никакой проблемы, не потрудился избавиться от весьма отталкивающего недостатка.

В самом деле есть такая категория людей, которые считают, что бороться с плотскими страстями невозможно без серьёзного ущемления плоти. И если общее правило аскетики призывает всегда отказываться от излишеств, а по временам – и от необходимого тоже, то у таких людей принципы совершенно другие: поскольку именно в излишествах отказывать себе сложнее всего, то для иллюзии подвига куда проще отказать себе в чём-то само собой разумеющемся. Мне, к примеру, не раз приходилось встречать людей, которые, будучи вполне церковными, запросто дают волю гневу, не прощают обид, страдают недержанием языка, но при этом, например, не стригут бороды, не снимают с головы платка или не едят мяса. Вот и неряшливость, с одной стороны, явление того же порядка. Зачем, например, трудиться над своей душой, бороться со страстями, расставаться с привычками? Можно ведь мыться раз в неделю, бриться только по праздникам, месяцами не стирать одежды и не менять белья – и всё, записывай себя в аскеты. А если к тому же немытый ревнитель является ещё и обладателем заскорузлых, вечно грязных рук с чёрными ногтями и источает вокруг себя стойкий запах пота, то можно смело мерить гневным взглядом всех, от кого пахнет одеколоном, обладателей начищенных туфель и любительниц маникюра. А то как же? Аккуратность, ухоженность, опрятный внешний вид требуют усилий и времени. Вот я-де так своей душой озабочен, что и причесаться некогда, не то что все эти. И не думайте, что я сгущаю краски! Сколько раз я замечал, с какой неприязнью отдельные представительницы старшего поколения поглядывают на прихожанок помоложе, для которых маникюр не «искажение образа Божия» и не «соблазн», а норма ухода за собой. Но вот однажды одна такая «ревнительница», подходя на исповедь, без тени смущения положила на крест руку, пальцы которой на две трети были окрашены в насыщенный коричнево-чёрный цвет, как бывает после сбора и чистки молодых грецких орехов (дело было в начале осени). Сделанное мной на этот счёт замечание вызвало столь сильное возмущение, что, отвечая мне, она задохнулась от негодования: как так? Это же она орехи чистила! Это же от работы! В конце концов она же не с накрашенными ногтями пришла, чтобы ей замечания делать! Так, в возмущении, негодовании и страшном удивлении эта женщина от меня и отошла. И видно было, что ей совершенно непонятно, почему за грязные от работы руки и за пренебрежение плотью она получила укор с пожеланием на следующий раз чистить орехи в резиновых перчатках.

Впрочем, не ханжеством единым. Поскольку неряшливость – явление повсеместное, нет ничего удивительного в том, что неряшливые люди приходят в том числе и в Церковь и, соответственно, нередко остаются в ней. Естественно, не меняя привычек. К разряду грехов неряшливость вроде бы не относится, а при желании, как уже было сказано, можно и аскетические аргументы за уши притянуть. Зачем же переделывать себя? Читай каждый день правило, постись, посещай храм, исповедуйся, причащайся и ходи себе грязным сколько душе угодно. Однако, так оно только на первый взгляд. Если вдуматься, нетрудно будет понять, что неряшливость является недостатком не только с мирской точки зрения.

С ханжеством, в общем-то, всё ясно. Ни о каком подвиге тут речь идти не может. Человек не живёт духовной жизнью, он в неё играет. Неряшливость свидетельствует вовсе не о том, что, уделяя внимание духовному, человек теряет интерес к плотскому. Напротив, духовная жизнь предполагает собранность. Тогда как неряшливость – неизменный признак расхлябанности. Неопрятный человек неопрятен, как правило, по причине собственной лени и небрежения по отношению к самому себе. Та что можно не сомневаться: среднестатистический неряха о душе заботится ничуть не лучше, чем о теле. Пример Христа ради юродивых я, понятное дело, обхожу стороной. Во-первых, потому, что это своего рода подвиг для избранных, которых даже среди известных нам святых очень немного. А во-вторых, оттого, что подавляющее большинство современных христиан – вполне себе обычные люди, которым и без всякого юродства хотя бы по заповедям научиться жить. Итак, нет в неряшестве ни подвига, ни добродетели, ни вообще чего-либо хорошего. Но есть ли грех?

Думаю, не ошибусь, если стану утверждать, что есть. Во-первых, и это очевидно, беспечное отношение к телу является пренебрежением Божиим даром, каковым, вне всякого сомнения, является здоровье. Во-вторых, всегда найдутся люди, для которых неопрятность верующего будет соблазном. Дело в том, что соблюдение элементарных требований гигиены – это нормально и естественно. Нормально регулярно стирать и гладить одежду, нормально каждый вечер приводить в порядок обувь, ежедневно менять носки, пользоваться дезодорантом и одеколоном. И маникюр с макияжем для женщин тоже вполне нормальны. Естественно принимать ежедневно душ, бриться, чистить зубы утром и вечером и стричься раз в пару недель. Пренебрежение этими элементарными правилами в наше время очевидно воспринимаются как асоциальное поведение, и это тоже нормально. Каждый же верующий является для окружающих ни много ни мало лицом Церкви. И когда в повседневной жизни от верующего воротят нос или брезгуют подать руку по причине неряшливости, он в буквальном смысле слова производит соблазн. А ну как в Церкви все такие, как он! Так не лучше ли держаться от неё подальше. И даже если окружающие настолько деликатны, что и слова не скажут о собственных ощущениях, наш неряха вряд ли может рассчитывать на то, что Бог не взыщет с его немытой головы за тех, кого оттолкнул от Церкви его отталкивающий вид.

Читать еще:  Синоды католических мирян призвали ввести женское священство и отменить целибат

Общение с верующими.

В мое поле зрения попали некоторые ролики о том как надо общаться с верующими людьми. Сразу хочу заметить, что верующие люди это значительный пласт окружающих, а потому просто находясь в обществе человек уже контактирует с верующими людьми. Я конечно не беру в рассмотрения отдельных личностей предпочитающих затворнический образ жизни и потому их встречи с верующими можно на пальцах посчитать и конечно тех, кто с некоторым остервенением и маниакальностью следят за тем чтобы не произошёл конфуз в виде его встречи с верующим. И вышеперечисленным я подразумеваю, что верующие – такие же люди как и атеисты. Конечно кто-то скажет, что истинно верующий куда добродетельнее и внимательнее к окружающим, что он ложка меда в бочке дегтя этого мира. Но в ответ я могу сказать, что не менее добродетельные представители есть и среди атеистов. И при чем в обоих случаях причиной добродетели может быть не мысли о боге или его отсутствии, а простое человеческие сострадание и доброта. Возможно тому причиной слабое влияние веры, даже на тех же верующих, но даже сравнивая среднестатистического атеиста и среднестатистического верующего – отличия не сразу бросятся в глаза, если вообще найдутся.

Давайте сразу отметим тот факт, что на протяжении ваших, надеюсь более хотя бы 10 прожитых годов, вам не сильно докучали религиозные догматы и радикальные верующие. Нет, опять же есть исключения, но об этом после. И ваша несколько противоборствующая реакция на веру была вызвана отнюдь не воздействие веры на вас, а осознанием некоторой истины, для вас. И еще один важный аспект – для вас факт отсутствия бога очевиден и вы нисколько не сомневаетесь в верности ваших суждений по этому поводу. Если это усвоили – переходим к сути.

Я бы не стал в разговоре с верующим просто так ни с того ни с сего поднимать эту тему. Не хочу отрицать существование действительно интересных личностей, которые хоть и верят в общего бога, но несколько отходят от канонов ввиду наличия собственной точки зрения. В принципе я и в жизни крайне редко сталкиваюсь с необходимостью оспаривать чужую и высказывать свою точку зрения о религии. Ну можно начать с того, что данная тема для многих очень личная. Зависит естественно от человека, но содержание общения с всевышним я думаю мало кто сделает достоянием общественности. Можно конечно сказать что вера одна для всех, но ведь каждый лично молит за себя и время от времени за других. И в ходе этого общения человек открывает свои самые сокровенные тайны, а этим делится мало кто любит.

Религия несколько упрощает осознания добра и зла. Людям без религии приходится следить за окружающими или, ох какой ужас, самим решать что хорошо, а что плохо. Да, некоторые концепты зла из религии поддерживаются и в обществе, но посредством законов и правил. Но, что есть добро и к чему стоит стремится в жизни – на эти вопросы вера дает человеку ответы и не нужно нагружать свою голову размышлениями. И как следствие человек со временем привыкает к такому образу мыслей и меняться будет непросто.

И это все я к тому что религия – это для многих очень болезненная тема и в особенности обсуждать её с человеком который сразу показывает свою отрицательную реакцию на веру, мало кому захочется. Если и поднимать, то весьма аккуратно и не вывалия сразу все свои мысли о несостоятельности религии в современном мире. Ну и естественно если вам есть, что на этот счет сказать.

И теперь представим ситуацию – совершенно неожиданно для вас собеседник поднял тему религии и веры, в то время как вы сами не стремились поднимать эту тему. Тогда это ваш шанс показать что вы все-таки что-то смыслите в атеизме и вере, а не только волшебная фраза “бога нет”. В конце концов позиция, что отсутствие догматов и ограничений позволяют вам выставить свои приоритеты и правила, основанные на нашем собственном опыте и знаниях, звучит приятнее.

Если же вы считаете верующих глупее себя или просто хотите победить их их же оружием – вам в помощь та же библия, евангелие и прочая религиозная литература. Насколько мне известно – многим верующим хватает в жизни осознания простых догматов и общих концепций бога, а потому читать скучные книжки по вере им не интересно. И как следствие вооруженные и своей и их истинами вы будете с состоянии заложить им в голову семя сомнений, более того, правильно орудуя знаниями, вы сможете сами направить рост этого сомнения – либо в сторону атеизма, либо в сторону большей религиозности.

Да, я говорю, что лучше самостоятельно не поднимать данную тему, но это сугубо мое мнение. Открывать людям глаза на факты приближая их к истине возможно и прекрасный подход, но порой эта истина отбирает у людей малую надежду и не дает ничего. Ведь отнюдь не каждый готов смириться, что после смерти не будет ничего. И лишив их надежды, вы просто добавите им сомнения и страхи, от которых их жизнь не станет счастливее.

Читать еще:  Можно ли на Светлой седмице молиться Иисусовой молитвой?

Теперь о неприятном – воинствующие верующие и насильное продвижение религии в массы. Ну во-первых я считаю что навязывание своих мыслей другим людям это крайне отвратительно, тем более когда при этом заставляют в кого-то верить. Во-вторых это появление разграничений людей на верующих и не верующих на уровне государства. Да, я говорю именно о законе “об оскорблении чувств верующих”. Тут конечно даже иисус охренел. При том что доказать свою веру в принципе невозможно. Нет способов проверки. Ну можно конечно говорить о сдвиге горы посредством мысли истинно верующего, но на сколько мне известно – это не удавалось никому. И тем более можно воспользоваться способом доказательства верующих – доказательством от обратного – сможет ли кто либо именно доказать что я не верующий. Говорить я могу что угодно, вдруг мне бог указал на этот путь.

Ну и про богохульство стоит сказать — первоначальное римское право не предусматривало наказания за богохульство, ввиду факта что бог достаточно силен, чтобы постоять за себя. А что сейчас? Бог бессилен и на его защиту встали слабые люди? Ну и кто богохульствует.

Ну это если вкратце – как итог, дискутируйте с теми кто способен дать вам достойный ответ и не тратьте попусту время на упертых людей не способных увидеть дальше собственного носа.

Как научиться не стесняться своей веры

На литургии 15 ноября читается отрывок из Евангелия от Луки, содержащий в себе важные замечания относительно наших взаимоотношений с внешним миром.

Правила, указанные Христом, достаточно просты в понимании, но, как обычно это бывает, их воплощение в жизни сталкивается с определенными трудностями.

Начнем с того, что обратимся непосредственно к евангельскому тексту: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк.12,4-9).

Когда читаешь эти строки, на ум приходит мысль о том, что относятся они к вполне определенным гонениям, в которых христианам нужно делать конкретный выбор между верностью Спасителю и жизнью. Это, конечно же, правильно, потому экзегет и православный публицист XIX века Дмитрий Павлович Боголепов пишет, что в таком случае христиане должны ободряться словами Христа, так как люди могут лишить их тела и не могут повредить душе, а возможность вечного блаженства единственно зависит лишь от Бога, оскорбить Которого и нужно бояться.

Возможность вечного блаженства единственно зависит лишь от Бога, оскорбить Которого и нужно бояться.

Однако сегодня, даже без откровенных гонений, мир ставит христиан в такие условия, когда попросту стало немодно быть верующим. Всякий, кто хочет прослыть «прогрессивным» человеком, должен исповедовать если не атеизм, то хотя бы агностицизм, а также критически-спесиво и надменно относиться к проявлению любой религиозности.

Говорю я это не от собственного ума, а исходя из некоторого опыта общения с людьми, в особенности с молодежью. Молодых людей, к сожалению, в храмах сегодня меньшинство и им бывает достаточно трудно противостоять довольно агрессивной секулярной среде своих одноклассников в школе или одногруппников в университете. Что ж, в утешение Д. Боголепов указывает нам еще два евангельских факта:

  1. Об открыто исповедующих Христа непрестанно печется всеблагой и премудрый Божий Промысел.
  2. Мужественного Христового исповедника ожидает награда – быть исповеданным от Него.

В контексте приведенных аргументов стоит также обратить внимание на слова Аполлинария Лаодикийского, который говорил, что «награда от Бога превосходит [всякую другую], ибо не одно и то же исповедовать перед людьми и быть исповеданным перед Богом. Соответственно и страх перед отрекающимися. В самом деле, ужасно, когда отрекаются от Господа перед лицом Бога те, кто полагает, что они рабы Господни, приняв на себя это звание как пустое именование. Следует, чтобы верующий исповедовал сердцем и устами, поскольку сердцем верует к праведности, а устами исповедует ко спасению».

«Следует, чтобы верующий исповедовал сердцем и устами, поскольку сердцем верует к праведности, а устами исповедует ко спасению».

Тут же святитель Иоанн Златоуст задается вопросом: почему Богу недостаточно сердечной веры? Зачем Он требует еще и внешнего исповедания? И тут же сам отвечает: «Чтобы помазать нас к дерзновению, произвести большую любовь и усердие, и возвысить».

Конечно же, здесь не идет речь о том, чтобы бросаться с проповедями на родных, коллег, знакомых и друзей. Но хорошо бы каждому из нас задумается над простыми, казалось бы, вещами. Например, как часто нам приходилось стесняться перекреститься, проезжая в маршрутке мимо храма. Как часто мы молчали, когда в компании обсуждалась жизнь Церкви или просто звучали непристойные шутки в адрес того, что нам дорого? Как часто нам было неловко помолиться перед едой в гостях или кафе? Как часто мы подстраивались под поведение окружающего общества, боясь открыто высказаться о своей церковности?

Подобные случаи можно перечислять еще долго, но, наверное, каждый христианин, на пути своего становления, сталкивался с ними. При этом, где-то еще не обладая должным мужеством, мы всячески пытались собеседовать с собой, изыскивая какие-либо оправдательные аргументы на подобие: «меня все равно никто не станет слушать» или же «зачем искушать людей, вдруг будет еще хуже». Ясное дело, что никаких оправданий здесь не может быть.

Еще священномученик Киприан Карфагенский в своей «Книге о падших» писал: «Сам Господь говорит: Кто постыдится Меня. того постыдится и Сын Человеческий. А христианин ли тот, кто себя таковым считает, но христианином быть стыдится или испытывает боязнь? Как может быть со Христом тот, кто приблизиться ко Христу стыдится или же опасается?».

Не обладая должным мужеством, мы всячески пытались собеседовать с собой, изыскивая какие-либо оправдательные аргументы.

Дабы придать немного больше уверенности верующим людям стоит подчеркнуть, что большинство «критиканов» христианства свои аргументы черпают из соцсетей или же популистских ресурсов, для которых количество просмотров важнее содержательного контента. Поэтому все они (аргументы), как правило, всегда одни и те же, не имеют серьезной доказательной базы и легко рассыпаются при простом, но вдумчивом анализе.

Читать еще:  Ум или Zoom? Священное Писание для феминисток и зумеров?

С другой же стороны, люди не стесняются материться на всю улицу, плевать и сморкаться под ноги, ругаться между собой по пустякам, бросать мусор за пару метров до урны, хамить друг другу, сидеть в общественном транспорте, когда над ними нависает живот беременной женщины. И при всех этих непотребствах большинство молчит, опустив глаза или даже воспринимает как норму жизни. Нам ли при этом стесняться своей веры? Вопрос, по-моему, риторический.

Вот еще один вдохновляющий отрывок из творений святителя Льва Великого: «В чем для нас есть надежда жизни вечной, в том и образ терпения. Если мы страдаем с Ним, то с Ним и воцаримся; ибо, как говорит апостол, тому, кто говорит, что он пребывает во Христе, подобает поступать так, как поступал Он. К тому же мы действуем по образу лжепророчества, если не следуем установлениям Того, Чьим именем хвалимся».

Последнее о чем хотелось бы сказать, это то, что описанные ситуации должны только стимулировать нас к более глубокому познанию собственной веры. Можно с уверенностью сказать, что христианство целостно, разумно, и гармонично. Когда за вдохновением и окрыленностью следует погружение в богословие, как неотъемлемую часть религиозного опыта, то это формирует в человеке хороший интеллектуальный стержень, который впоследствии не позволит нам стесняться Христа и придаст внутренней уверенности на пути исповедничества или миссионерства.

Важно также помнить, что может сложиться и такая ситуация, когда для кого-то из окружающих нас людей наше свидетельство веры будет фактически единственной возможностью услышать о Боге. О последствиях молчания здесь, думаю, говорить не нужно, они и так всякому понятны.

При всех трудностях и испытаниях земного пути давайте не забывать, что иго Христово – благо, а бремя – легко (Мф.11,30) и награда не заставит себя ждать. «Поэтому-то, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – будем всячески стараться в том, чтобы не лишиться такой славы. И в этом нет ничего трудного, если только мы захотим; ничего тягостного, если будем внимательны. Если терпим, то с Ним и царствовать будем. Что же значит терпим? Если будем переносить скорби, гонения, если будем идти тесным путем. Тесный путь сам по себе труден, но от нашей решимости и надежды на будущее он делается легким».

Должен ли верующий быть опрятным?

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

Заказать Молебен о духовном и телесном здравии, мире и благополучии к 5 Святым в Свято-Вознесенскую Давидову Пустынь за себя, родных и близких

ПРЯТАТЬ ЛИ ВЕРУ, скрывать или показывать, как поступать по слову Христа.

Добрый вечер, дорогие друзья. Многие из нас, кто читает Священное Писание, вспоминают такие слова Спасителя: «Ты же, когда молишься, войди в свою келью, в свою комнату и помолись там в тайне, и Тот самый Бог, Который видит тайное, воздаст тебе вьяве». Прочтя эту фразу, говорят: «Вот видите, молитва должна быть тайной, нельзя молиться на людях, Господь запрещает, надо, чтобы никто не видел, как я молюсь, потому что зачем это надо? Бог видит и хорошо». Где здесь ошибка? Можете не уловить ошибку, если вы не знаете или плохо знаете той обстановки, среды внешней, в которой шла проповедь Христа.

В той среде, в среде простого народа было колоссальное уважение, чтобы не обоготворение фарисейского общества, людей грамотных, верующих, соблюдающих закон, молящихся напоказ, красиво. Люди смотрели на них снизу вверх, разинув рот. Вот по этой причине Спаситель и говорит: «Давай, хочешь молиться, не показывайся, спрячься. Нечего тебе демонстрировать свое благочестие перед народом, который так любит это благочестие». Сегодня картину мы видим ровно противоположную, к сожалению. Если мы застанем такой момент, когда все будут смотреть друг на друга и радоваться: кто молится, кто крестится, кто читает Евангелие, тогда, может, и у нас настанет такой момент, что будет иметь смысл Евангелие читать где-то в темной отдельной комнатке. А пока, на сегодняшний день, мы с вами проповедники веры Христовой. Мы с вами в этом мире, таком, знаете, амбивалентном, в чем-то равнодушном, в чем-то невежественном, в чем-то даже и враждебном, обязаны нести свет Христа нашему народу, нашим согражданам, нашим людям. И если вы молитесь перед обедом, например, или проходите мимо храма, креститесь или еще по какой-нибудь причине, на рабочем месте поставили икону — дай-ка я прочитаю молитву какую-нибудь. У вас спросят: «А чего это вы молитесь?» — а вы отвечаете: «А что это вы не молитесь, вот вопрос-то удивительный какой. Я молюсь понятно, почему. Это естественно, это нормально для каждого русского или верующего человека. Почему вы не молитесь, не знаю, я могу вам помочь. Вот молитвослов, пожалуйста, поинтересуйтесь, как это хорошо, приятно и радостно». И вот тогда наше дело, которое Господь дал нам совершить на этой земле, и будет исполнено. Желаю вам его исполнять с максимальным успехом.

Рассуждение о том, ПРЯТАТЬ ЛИ ВЕРУ, скрывать или показывать, как поступать по слову Христа
Иеромонах Макарий Маркиш

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector