0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торопецкая икона Божией Матери

Торопецкая икона Божией Матери

Торопецкая икона Божией Матери
Дата появленияXIV век
Иконографический типодигитрия
МестонахождениеГосударственный Русский музей.
Временно передана в Церковь Александра Невского в Княжьем Озере

Торо́пецкая ико́на Бо́жией Ма́тери (Богоматерь Торопецкая и Никола) — происходящая из Корсунско-Богородицкого собора города Торопца древняя икона Богородицы с младенцем Иисусом. Относится к иконописному типу Одигитрия.

По торопецкому преданию, получила отождествление с чтимой Корсунской иконой, хотя имеет с ней различную иконографию. Известны попытки отождествить её также со знаменитой Эфесской иконой Божией Матери Евфросинии Полоцкой.

Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 см. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца.

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII века, когда в Торопце на царские деньги строится первый Корсунско-Богородицкий собор. Тогда же было написано первое сказание о ней. «В Торопце очень почитаема, её выносили во время захватнических войн, в периоды осады городка» [1] . В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой.

Теории происхождения

Относительно более раннего этапа в истории образа не существует единого времени, равно как и о времени её создания. В большинстве публикаций икона датируется XIV веком, однако доктор искусствоведения Лев Лившиц настаивает на отнесении её к XIII веку [1] . Распространено также мнение, что иконописец пытался прописать более ранний образ XII века, правда, в ходе реставрационных работ эта гипотеза не нашла подтверждения [1] .

Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина полагает, что это копия с иконы, упомянутой в житии Евфросинии Полоцкой [1] . Согласно житию, эту богородичную икону прислал из Эфеса на Русь греческий царь из династии Комнинов. Огромный двусторонний выносной образ быстро ветшает. Судя по сохранившейся живописи, в XIV веке его полностью переписал мастер псковской школы. По гипотезе Шалиной, Ефесская икона могла быть перевезена из Полоцка в Торопец во время Ливонской войны бежавшими от наступления поляков монахинями Спасо-Ефросиньевой обители [1] .

В популярной литературе встречается и более романтичный рассказ о происхождении иконы. В начале XXI века образ попал в подмосковную церковь Александра Невского, где рядом с ним вывесили пояснение, связывающее её появление в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Икона якобы стала отцовским благословением невесты на брак. Обычно эту легенду приводят в связи с Феодоровской чудотворной иконой из Костромы. По мнению Шалиной, это «антилитургическое предание… явно придумано с целью удревнить торопецкую икону» [1] .

Музейный период

После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии сохранности икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда. Результаты исследовательско-реставрационных работ подтвердили сложнейшую и запутанную жизнь древней иконы.

По словам начальника отдела древнерусской живописи Ирины Соловьевой, музейные реставраторы «немного „увлеклись“ — счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы». [2] Живопись и художественные особенности иконы позволяют сделать вывод, что древний образ XII века не сохранился. В XIV веке при неизвестных обстоятельствах он был заменен новым памятником, причем написанным псковским мастером [3] .

По мнению экспертов Музея имени Андрея Рублёва, «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы» являются элементарными огрехами реставрационного вмешательства. Оплошности реставрационного вмешательства 1937 и 1957 годов (расчистка Н. В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея — И. В. Соловьева и И. А. Шалина [4] . По словам последней, «утраты слоев на руке и ноге младенца… относятся к невосполнимым фрагментам» [1] .

Читайте также

Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите

= 1 комментарий в режиме инкогнито

Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!

  • Новости
  • Народные новости
  • Видео
  • Происшествия
  • Авто
  • Интервью
  • Мнения

Сетевое издание «МОЁ! Online»
(перевод — «МОЁ! Прямая линия»)

Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.

Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»

Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова

Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Александра Васильевна Грицаева

Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54

Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98

Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».

Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru

По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:

или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05

Подписка на новости: RSS

Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России

Данные погоды предоставляются сервисом

Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2020. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.

В России запрещена деятельность организаций: «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымско-татарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля»; «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Задача пирамиды

В администрации городского округа Домодедово сказали, что здание по документам — хранилище-инкубатор для пчел. Эта территория действительно когда-то использовалась крестьянско-фермерским хозяйством.

Читать еще:  Мечеть в Мекке будет оснащена кондиционерами

В 2007 году этот участок был продан нынешнему собственнику, и с 2009 года этот собственник разработал проект хранилище-инкубатор для разведения пчел. И пытался получить разрешение на строительство в администрации

Власти такого разрешения не выдали, потому что проектная документация не соответствовала нормативам. Тогда владелец участка Дмитрий Бахарев подал в суд и выиграл. Хозяин продолжил строить объект, но вот прошло уже 13 лет, а на участке все еще ведутся работы.

Источник фото: телеканал «360»

Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 см. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца.

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII века, когда в Торопце на царские деньги строится первый Корсунско-Богородицкий собор. Тогда же было написано первое сказание о ней. «В Торопце очень почитаема, её выносили во время захватнических войн, в периоды осады городка» [1] . В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой.

Теории происхождения

Относительно более раннего этапа в истории образа не существует единого мнения, равно как и о времени её создания. В большинстве публикаций икона датируется XIV веком, однако доктор искусствоведения Лев Лившиц настаивает на отнесении её к XIII веку [1] . Распространено также мнение, что иконописец пытался прописать более ранний образ XII века, правда, в ходе реставрационных работ эта гипотеза не нашла подтверждения [1] .

Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина полагает, что это копия с иконы, упомянутой в житии Евфросинии Полоцкой [1] . Согласно житию, эту богородичную икону прислал из Эфеса на Русь греческий царь из династии Комнинов. Огромный двусторонний выносной образ быстро ветшает. Судя по сохранившейся живописи, в XIV веке его полностью переписал мастер псковской школы. По гипотезе Шалиной, Ефесская икона могла быть перевезена из Полоцка в Торопец во время Ливонской войны бежавшими от наступления поляков монахинями Спасо-Ефросиньевой обители [1] .

В популярной литературе встречается и более романтичный рассказ о происхождении иконы. В начале XXI века образ попал в подмосковную церковь Александра Невского, где рядом с ним вывесили пояснение, связывающее её появление в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Икона якобы стала отцовским благословением невесты на брак. Обычно эту легенду приводят в связи с Феодоровской чудотворной иконой из Костромы. По мнению Шалиной, это «антилитургическое предание… явно придумано с целью удревнить торопецкую икону» [1] .

Музейный период

После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии сохранности икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда. Результаты исследовательско-реставрационных работ подтвердили сложнейшую и запутанную жизнь древней иконы.

По словам начальника отдела древнерусской живописи Ирины Соловьевой, музейные реставраторы «немного „увлеклись“ — счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы». [2] Живопись и художественные особенности иконы позволяют сделать вывод, что древний образ XII века не сохранился. В XIV веке при неизвестных обстоятельствах он был заменен новым памятником, причем написанным псковским мастером [3] .

По мнению экспертов Музея имени Андрея Рублёва, «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы» являются элементарными огрехами реставрационного вмешательства. Оплошности реставрационного вмешательства 1937 и 1957 годов (расчистка Н. В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея — И. В. Соловьева и И. А. Шалина [4] . По словам последней, «утраты слоев на руке и ноге младенца… относятся к невосполнимым фрагментам» [1] .

Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 см. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца.

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII века, когда в Торопце на царские деньги строится первый Корсунско-Богородицкий собор. Тогда же было написано первое сказание о ней. «В Торопце очень почитаема, её выносили во время захватнических войн, в периоды осады городка» [1] . В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой.

Теории происхождения [ | ]

Относительно более раннего этапа в истории образа не существует единого мнения, равно как и о времени её создания. В большинстве публикаций икона датируется XIV веком, однако доктор искусствоведения Лев Лившиц настаивает на отнесении её к XIII веку [1] . Распространено также мнение, что иконописец пытался прописать более ранний образ XII века, правда, в ходе реставрационных работ эта гипотеза не нашла подтверждения [1] .

Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина полагает, что это копия с иконы, упомянутой в житии Евфросинии Полоцкой [1] . Согласно житию, эту богородичную икону прислал из Эфеса на Русь греческий царь из династии Комнинов. Огромный двусторонний выносной образ быстро ветшает. Судя по сохранившейся живописи, в XIV веке его полностью переписал мастер псковской школы. По гипотезе Шалиной, Ефесская икона могла быть перевезена из Полоцка в Торопец во время Ливонской войны бежавшими от наступления поляков монахинями Спасо-Ефросиньевой обители [1] .

В популярной литературе встречается и более романтичный рассказ о происхождении иконы. В начале XXI века образ попал в подмосковную церковь Александра Невского, где рядом с ним вывесили пояснение, связывающее её появление в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Икона якобы стала отцовским благословением невесты на брак. Обычно эту легенду приводят в связи с Феодоровской чудотворной иконой из Костромы. По мнению Шалиной, это «антилитургическое предание… явно придумано с целью удревнить торопецкую икону» [1] .

Музейный период [ | ]

После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии сохранности икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда. Результаты исследовательско-реставрационных работ подтвердили сложнейшую и запутанную жизнь древней иконы.

По словам начальника отдела древнерусской живописи Ирины Соловьевой, музейные реставраторы «немного „увлеклись“ — счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы». [2] Живопись и художественные особенности иконы позволяют сделать вывод, что древний образ XII века не сохранился. В XIV веке при неизвестных обстоятельствах он был заменен новым памятником, причем написанным псковским мастером [3] .

По мнению экспертов Музея имени Андрея Рублёва, «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы» являются элементарными огрехами реставрационного вмешательства. Оплошности реставрационного вмешательства 1937 и 1957 годов (расчистка Н. В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея — И. В. Соловьева и И. А. Шалина [4] . По словам последней, «утраты слоев на руке и ноге младенца… относятся к невосполнимым фрагментам» [1] .

Читать еще:  РПЦ займется подготовкой молодежных православных лидеров

Дверь в жертвенник из Богоявленской церкви села Семеновского. Последняя четверть XVI века

Через несколько лет после того, как иконы из церкви села Семеновского вывезли в Музей имени Андрея Рублева, сам храм перевезли в Истру, на территорию Областного архитектурно-этнографического музея деревянного зодчества.

На двери изображена история Адама и Евы, дополненная уникальной записью особого духовного стиха, которую исполняли в монастырском обиходе. «Раю мой раю, прекрасный мой раю, — говорится в тексте, надписанном рядом с фигурой утирающего слезы Адама, — Мене бысть ради [то есть ради меня] сотворен еси. »

«Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала заместителя директора по развитию музея Светлану Липатову.

Фотографии предоставлены Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Торопецкая икона Божией Матери

Торопецкая икона Божией Матери
Дата появленияXIV век
Иконографический типодигитрия
МестонахождениеГосударственный Русский музей.
Временно передана в Церковь Александра Невского в Княжьем Озере

Торо́пецкая ико́на Бо́жией Ма́тери (Богоматерь Торопецкая и Никола) — происходящая из Корсунско-Богородицкого собора города Торопца; древняя икона Богородицы с младенцем Иисусом. Относится к иконописному типу Одигитрия.

По торопецкому преданию, получила отождествление с чтимой Корсунской иконой, хотя имеет с ней различную иконографию. Известны попытки отождествить её также со знаменитой Эфесской иконой Божией Матери Евфросинии Полоцкой.

Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 см. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца.

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII века, когда в Торопце на царские деньги строится первый Корсунско-Богородицкий собор. Тогда же было написано первое сказание о ней. «В Торопце очень почитаема, её выносили во время захватнических войн, в периоды осады городка» [1] . В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой.

Теории происхождения

Относительно более раннего этапа в истории образа не существует единого мнения, равно как и о времени её создания. В большинстве публикаций икона датируется XIV веком, однако доктор искусствоведения Лев Лившиц настаивает на отнесении её к XIII веку [1] . Распространено также мнение, что иконописец пытался прописать более ранний образ XII века, правда, в ходе реставрационных работ эта гипотеза не нашла подтверждения [1] .

Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина полагает, что это копия с иконы, упомянутой в житии Евфросинии Полоцкой [1] . Согласно житию, эту богородичную икону прислал из Эфеса на Русь греческий царь из династии Комнинов. Огромный двусторонний выносной образ быстро ветшает. Судя по сохранившейся живописи, в XIV веке его полностью переписал мастер псковской школы. По гипотезе Шалиной, Ефесская икона могла быть перевезена из Полоцка в Торопец во время Ливонской войны бежавшими от наступления поляков монахинями Спасо-Ефросиньевой обители [1] .

В популярной литературе встречается и более романтичный рассказ о происхождении иконы. В начале XXI века образ попал в подмосковную церковь Александра Невского, где рядом с ним вывесили пояснение, связывающее её появление в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Икона якобы стала отцовским благословением невесты на брак. Обычно эту легенду приводят в связи с Феодоровской чудотворной иконой из Костромы. По мнению Шалиной, это «антилитургическое предание… явно придумано с целью удревнить торопецкую икону» [1] .

Музейный период

После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии сохранности икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда. Результаты исследовательско-реставрационных работ подтвердили сложнейшую и запутанную жизнь древней иконы.

По словам начальника отдела древнерусской живописи Ирины Соловьевой, музейные реставраторы «немного „увлеклись“ — счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы». [2] Живопись и художественные особенности иконы позволяют сделать вывод, что древний образ XII века не сохранился. В XIV веке при неизвестных обстоятельствах он был заменен новым памятником, причем написанным псковским мастером [3] .

По мнению экспертов Музея имени Андрея Рублёва, «отставания паволоки, грунта и красочного слоя от основы» являются элементарными огрехами реставрационного вмешательства. Оплошности реставрационного вмешательства 1937 и 1957 годов (расчистка Н. В. Перцева) признают и сотрудники Русского музея — И. В. Соловьева и И. А. Шалина [4] . По словам последней, «утраты слоев на руке и ноге младенца… относятся к невосполнимым фрагментам» [1] .

Оригинал иконы до 3 декабря 2009 года находился в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге [5] .

Принятие решения о передаче иконы в храм

В ноябре 2009 года Министерство культуры Российской Федерации решило временно передать икону из Государственного Русского музея (ГРМ) в церковь Александра Невского в Княжьем Озере, только что построенную в Истринском районе Московской области [6]

Письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя министра культуры Александра Авдеева, датированное 24 ноября 2009 года, было рассмотрено министром в тот же день, прошло все инстанции и уже в полдень [7] 25 ноября 2009 года в адрес Русского музея факсом отправлено руководящее письмо директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р. Х. Колоева, который этим письмом информировал директора ГРМ, что возглавляемый им департамент «считает возможным передачу иконы „Богоматерь Одигитрия“ в религиозную организацию сроком на один год». В размещённом на сайте министерства официальном «Комментарии Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России по вопросу временного экспонирования иконы „Богоматерь Одигитрия“ — Корсунская» заявлено, что «30 ноября Реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении её оптимальных условий хранения и возможность её транспортировки в специальном киоте, обеспечивающим должный уровень температуры и влажности» [6] .

27 ноября 2009 года группа сотрудников ГРМ, не согласных с решением министерства, направила письмо Президенту России Дмитрию Медведеву, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией» [4] . Возражали против транспортировки иконы и некоторые сотрудники отдела древнерусского искусства Института искусствознания [8] .

Транспортировка иконы

В ночь со 2 на 3 декабря 2009 года икона была тайно [9] перевезена в церковь Александра Невского в Княжьем Озере [10] . По словам директора Русского музея Владимира Гусева, дата перевозки держалась в тайне во избежание возможных провокаций и с целью соблюдения необходимых предосторожностей [9] . По словам заместителя директора Русского музея Ивана Карлова, перевозка прошла успешно. В самом храме созданы идеальные условия для хранения иконы. Смонтировано оборудование, при помощи которого в режиме онлайн сотрудники Русского музея имеют возможность круглые сутки получать видеокартинку святыни, данные о влажности и температуре [11] . В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата стоимостью более 300 тысяч долларов США, созданной на средства Сергея Шмакова [12] .

Состояние иконы во время нахождения в храме

17 декабря 2009 года директор ГРМ Владимир Гусев заявил, что «все условия хранения соблюдены. Наши сотрудники будут два раза в месяц ездить в подмосковный храм, а если будет надо, то и чаще» [13] .

23 декабря 2009 года, по данным сотрудников музея Андрея Рублёва, экспертиза авторитетной комиссии пришла к заключению, что «условия экспонирования Торопецкой иконы Богородицы соответствуют нормативным требованиям. Все пункты договора временной передачи принимающей стороной соблюдаются. Система безопасности нижнего придела храма, где расположена икона, соответствует музейным нормам» [14] [15]

По словам Владимира Гусева, около 30 тыс. человек смогли увидеть Торопецкую икону Богородицы за время её хранения в храме Александра Невского в Княжьем Озере [16] .

21 сентября 2010 года было принято решение о продлении срока нахождения иконы в храме Александра Невского на полгода — до 22 марта 2011 года [17] .

14 января 2011 года министр культуры Александр Авдеев высказал мнение, что возможна временная передача иконы в Корсунско-Богородицкий собор в Торопце, откуда её изъяли в 1933 году, и который даёт прекрасные гарантии для временного хранения иконы. Он отметил, что, по мнению специалистов, во время хранения в храме Александра Невского икона стала «выздоравливать» [18] [19]

В апреле 2011 года Владимир Гусев заявил о необходимости возвращения иконы в собрание музея и предъявления её специалистам-реставраторам, поскольку есть основания беспокоиться за сохранность иконы [20] . Владимир Гусев считал, что заявления об улучшении состояния иконы после её размещения в подмосковном храме не имеют под собой реальных оснований [21] . При этом представители общественности выражали сомнение, что икона когда-либо вернётся в музей [22] [23] .

В начале ноября 2011 года Георгий Полтавченко написал, что после реставрации икону «поместят туда, откуда в своё время изъяли, — в Торопецкий монастырь» [24] . Тогда же появились сведения, что после хранения иконы в витрине-киоте на красочном слое иконы стали появляться характерные дефекты, называемые на сленге реставраторов «грядками» [1] .

Временная передача иконы Русской православной церкви

Оригинал иконы до 3 декабря 2009 года находился в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге [5] .

Принятие решения о передаче иконы в храм

В ноябре 2009 года Министерство культуры Российской Федерации приняло решение о временной передаче иконы из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную рядом с посёлком «Княжье озеро» Истринского района Московской области на средства предпринимателя Сергея Шмакова. [6]

Письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Министра культуры РФ А. А. Авдеева, датированное 24 ноября 2009 года, было рассмотрено министром в тот же день, прошло все инстанции и уже в полдень [7] 25 ноября 2009 года в адрес Государственного Русского музея факсом отправлено руководящее письмо за подписью Директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Р. Х. Колоева. Господин Колоев этим письмом информирует директора ГРМ о том, что возглавляемый им Департамент «рассмотрел данный вопрос и считает возможным передачу иконы „Богоматерь Одигитрия“ в религиозную организацию сроком на один год». В размещённом на сайте министерства официальном «Комментарии Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры России по вопросу временного экспонирования иконы „Богоматерь Одигитрия“ — Корсунская» заявляется, что «30 ноября Реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении её оптимальных условий хранения и возможность её транспортировки в специальном киоте, обеспечивающим должный уровень температуры и влажности» [6] .

27 ноября 2009 года группа сотрудников Государственного Русского музея, не согласных с решением Министерства культуры РФ о передаче иконы, направила письмо Президенту России Д. А. Медведеву, где ими было заявлено, что «любое нарушение существующего режима хранения может привести икону к гибели, которая станет настоящей национальной трагедией» [4] . Возражали против транспортировки иконы некоторые сотрудники отдела древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры [8] .

В ночь [9] со 2 на 3 декабря 2009 года икона была тайно [9] перевезена в Церковь Александра Невского в Княжьем Озере [10] . По словам директора Русского музея Владимира Гусева, дата перевозки держалась в тайне во избежание возможных провокаций и с целью соблюдения необходимых предосторожностей [9] . По словам заместителя директора Русского музея Ивана Карлова, перевозка прошла успешно. В самом храме созданы идеальные условия для хранения иконы. Смонтировано оборудование, при помощи которого в режиме онлайн сотрудники Русского музея имеют возможность круглые сутки получать видеокартинку изображения святыни, данные о влажности и температуре [11] . В храме икона находится в специальной полностью герметичной витрине-киоте («валиокассете») с собственной установкой микроклимата стоимостью более трехсот тысяч долларов, созданной на средства Сергея Шмакова [12] .

Состояние иконы во время нахождения в храме

  • 17 декабря 2009 года. По утверждению директора Русского музея Владимира Гусева, «все условия хранения соблюдены. Наши сотрудники будут два раза в месяц ездить в подмосковный храм, а если будет надо, то и чаще». [13]
  • 23 декабря 2009 года. По данным сотрудников музея Андрея Рублёва, экспертиза комиссии в составе представителя Министерства культуры РФ, начальника Службы безопасности ГРМ, заведующей сектором реставрации темперной живописи ГРМ, реставраторов ГРМ, главного хранителя Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), заведующего отделом реставрации древнерусской живописи ГТГ, художника-реставратора высшей категории Всероссийского научно-художественного реставрационного центра им. И. Э. Грабаря, главного художника, руководителя реставрационных мастерских ФГУК «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и членов Попечительского совета храма Святого Благоверного князя Александра Невского пришла к заключению, что условия экспонирования Торопецкой иконы Богородицы соответствуют нормативным требованиям. Все пункты договора временной передачи принимающей стороной соблюдаются. Система безопасности нижнего придела храма, где расположена икона, соответствует музейным нормам. [14][15][16]
  • 18 января 2010 года. Согласно Интерфаксу, специалисты не отметили изменений в состоянии Торопецкой иконы [17] .
  • 3 февраля 2010 года. По сообщению директора Русского музея Владимира Гусева, около 30 тыс. человек смогли увидеть Торопецкую икону Богородицы за время её хранения в храме Александра Невского в Княжьем Озере [18] .
  • 21 сентября 2010 года было принято решение о продлении срока нахождения иконы в храме Александра Невского на полгода — до 22 марта 2011 года. [19]
  • 14 января 2011 года министр культуры Российской Федерации А. А. Авдеев высказал мнение, что возможна временная передача иконы в Торопецкий монастырь, откуда её изъяли в 1933 году, и который в настоящее время даёт прекрасные гарантии для временного хранения иконы. Он отметил, что по мнению специалистов, во время хранения в храме Александра Невского икона стала «выздоравливать». [20][21]

В апреле 2011 года директор Государственного Русского музея Владимир Гусев выступил с заявлением о необходимости возвращения иконы в собрание музея и предъявления её специалистам-реставраторам, поскольку есть основания беспокоиться за сохранность иконы [22] . Владимир Гусев считает, что заявления об улучшении состояния иконы после её размещения в подмосковном храме не имеют под собой реальных оснований [23] . При этом представители общественности выражают сомнение, что икона Торопецкой Божьей Матери когда-либо вернется обратно в музей [24] [25] . В июле 2011 года в интервью министр культуры РФ А. Авдеев на вопрос о сроке возвращения иконы заявил: «Ну это разумные сроки — полгода, год» [26] .

В начале ноября 2011 г. губернатор Полтавченко написал в «Твиттере», что после реставрации икону «поместят туда, откуда в свое время изъяли, — в Торопецкий монастырь» [27] . Тогда же Ирина Шалина заявила журналу «Огонёк», что после хранения иконы в витрине-киоте на красочном слое иконы стали появляться характерные дефекты, называемые на сленге реставраторов «грядками» [1] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector