0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли место равенству в Церкви?

Содержание

Все люди равны, но мужчины — равнее? Права женщин в Церкви

В Германии есть выражение о социальной роли женщины в консервативном обществе: «Три “К”» — киндер, кюхе, кирхе (немецк. — дети, кухня, церковь). Разбираемся, есть ли в Православии такая аналогия, только с «Три “Д”» — «Домострой», дискриминация, домохозяйка. Спойлер: нет.

Что Библия говорит о женщине?

То же, что и о мужчине: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27). Равноправие на библейском уровне — женщина такой же человек, как и мужчина.

Женщина — низшее существо?

Нет. Это абсурдное мнение, которое не имеет ничего общего с церковным. Согласно первому правилу Гангрского Собора, того, кто осуждает женщину как существо, которое не может войти в Царство Небесное, нужно предать анафеме и отлучить от Церкви. Не только мужчины, но и женщины есть среди причисленных к лику святых. При участии женщины произошло Боговоплощение — рождение Спасителя от Богородицы. Будь женщина существом низшего порядка, такого бы не произошло. Богородица почитается как достигшая высшей святости и близости к Богу, несопоставимой со святостью не только других людей, но и ангелов: «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим». Первым человеком, которому явился Христос после Своего Воскресения, тоже была женщина: Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине (Мк 16:9).

Но ведь в «Домострое» написано, что можно бить женщин?

Да, написано. В Средневековье детей, женщин и слуг били все, кому позволял статус (бить других, в том числе мужчин, могли и сами женщины, если были выше по статусу) — звучит дико, но это было нормой. Часто доходило до калечения и даже убийства. Парадокс, но для своего времени «Домострой» был чуть ли не прогрессивным: чтобы хоть как-то смягчить суровые нравы, в книге запретили бить женщин кулаком, палкой и металлическими предметами. «Домострой» — не инструкция для садистов-самоучек. Сейчас адекватному человеку, а тем более христианину, не придет в голову пользоваться этой книгой как руководством по физическому воздействию на домашних. Да и вообще, «Домострой» — это в основном про ведение хозяйства, а не про насилие.

В Православии женщина не может быть священником. Это не дискриминация?

Нет, потому что, во-первых, священство — это не привилегия, а служение. Сан не дает дополнительных блага в земном или загробном мире. Во-вторых, священник во время богослужения олицетворяет собой Христа, который, как известно, был мужского пола.

Женщине нужно много рожать, чтобы спастись?

Нет. Это неверная трактовка слов апостола Павла: …жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие (1 Тим 2:14–15). Из неверной трактовки следует, что у женщин есть какой-то свой путь к Богу, а он у всех один — через Иисуса Христа.

Как правильно понимать слова апостола про чадородие?

В цитате апостола речь идет не о чадородии всех женщин, а о рождении Спасителя от Богородицы — так это место толкует святитель Иоанн Златоуст: «Адам был сотворен первым, потом — Ева. И Адам не был прельщен, но жена, прельстившись, оказалась в преступлении; спасется же она чрез чадородие. Какое чадородие, если не чрез чадородие Марии? Она родила Спасителя — Христа, не сочетавшись с мужем, как свидетельствует Исаия (Ис 7:14), но после того, как осенил ее Святый Дух, как благовестил архангел Гавриил».

Так Церкви все равно, рожать женщинам или нет?

Нет, не все равно. Толкование того же святителя Иоанна говорит о том, что чадородие Богородицы — образ любого материнского подвига, который считается исключительным. Поэтому открытость женщины к рождению детей угодна Богу.

Женщинам нельзя в храм без юбки и платка?

Можно, хотя странно игнорировать традиции места, куда вы приходите, без особых на то причин. Тем более платки есть почти в каждом храме при входе. Дело даже не в форме одежды, а в ее откровенности. Часто современная женская одежда обращает на себя внимание. В храме это неуместно — люди собрались для одного, а думают про другое. Поэтому лучше не смущать окружающих, которые пришли помолиться.

Женщинам нельзя причащаться во время месячных?

Нельзя. Речь здесь снова не о дискриминации, потому что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже. Исключения: хроническое заболевание или состояние на грани смерти.

Что говорят о женщинах проповедники нашего времени?

Митрополит Сурожский Антоний (Блум): «Мужчины создали то уродливое положение, когда женщина порабощена, женщина — человек второго сорта, мир, где женщине часто нет места — и я не имею в виду профессионально, я говорю о ситуации в целом, когда женщина постоянно, повсеместно унижена. Мы забыли, что она равна мужчине, что она призвана быть спутницей, той, которая стоит лицом к лицу. Она отражает славу мужчины, и мужчина отражает славу женщины, и вместе они — одно человеческое существо, не иначе».

Православная Жизнь

20 февраля отмечается международный день социальной справедливости и равенства. Церковь пережила множество общественных укладов, от рабовладельческого строя и крепостного права до тоталитарных режимов и демократии. Какой из них она признаёт самым верным?

Нет ли пережитков прошлого — домостроевских принципов в том, как она относится к женщине, и рабства в именовании христиан рабами Божиими? Будет ли место равенству в Царстве Божием? Ведь это всё-таки царство, а не республика. На эти вопросы отвечает протоиерей Николай Мельничук.

Социальную справедливость принесло именно христианство

Мы сегодня живём в обществе, в котором упала религиозность. Мирские стандарты меняются, но некоторые идут по инерции ещё с древности, со времён Ветхого Завета. Христианство принесло в этот мир и социальную справедливость, и равенство, которых не знало древнее человечество.

«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу» (1 Кор. 10:32) — учит апостол Павел.

Это равенство начинается с малой церкви — христианской семьи. Мужчина и женщина сотворены по образу и подобию Божию. Уже это говорит, что оба они — личности, которые бесконечно дороги в очах Божиих. Муж — глава семьи, жена повинуется ему, но при этом апостол Павел говорит им, чтобы они покорялись друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). В христианской семье не должно быть злоупотреблений своим положением как со стороны мужа, так и со стороны жены. Муж не должен пользоваться во зло тем, что он глава.

Кто глава в христианской семье?

Бывает, в отдельных семьях по темпераменту, практичности, умении решать насущные семейные проблемы женщина отличается от мужчины и становится лидером в отношениях. Кто-то более скор на решение возникающих проблем, а кто-то принимает решения медленнее. Нередко женщина берёт на себя весь груз семейных забот и тянет его, оставляя супруга позади. Так как она не может полноценно заменить мужчину в этом, семейная повозка тянется с трудом, женщина быстро выдыхается, дела семьи идут не так, как бы хотелось.

Такие отношения начинаются с незаметных мелочей. Например, муж сделал что-то для семьи, а жене это не очень понравилось и она, вместо того чтобы скрыть это, смело берётся критиковать, указывать на недочёты. Не все после этого способны продолжать жить, как ни в чём не бывало. Многие супруги готовы лучше уступить в бытовых вопросах жене, чем каждый день сталкиваться с такими конфликтами. Ведь даже если кто-то чужой по телефону нам нагрубит, выскажет критику, на душе потом долго ещё неприятный осадок. А если каждый день это говорит родной и близкий человек? Глава семьи опускает руки, впадает в апатию, и все не сделанные вещи приходится делать жене самой.

Это неправильные отношения: опыт показывает, что в конце концов они приводят к разводу. Жена призвана поддерживать мужа, ободрять его, и даже если что-то не получилось, говорить: «ничего, в следующий раз получится». Оба супруга должны владеть азами дипломатии. Мужу тоже не следует критиковать жену.

В подобных случаях я советую обоим супругам, если они приходят в храм, сделать главной целью своей семьи жизнь со Христом. Тогда они начнут следовать словам апостола Павла и покоряться друг другу. Если во главу угла оба супруга ставят спасение, меняется всё: отношение друг к другу, к своим обязанностям, к родным и близким. Вера меняет человека. Супруги начинают выказывать любовь и уважение друг к другу даже взглядом, голосом, походкой… Вера даёт семье и благословение Божие — мир, радость. А когда в семье есть мир и радость, с ними можно преодолеть любые проблемы. По сути, глава христианской семьи — это Христос.

Без веры, без Церкви наладить семейные отношения в принципе невозможно: люди могут годами ходить к психологу, он будет им давать какие-то советы, но где найти в самом себе силу, чтобы измениться? Эта сила даётся в Церкви через покаяние, обращение к Богу, благодать Святаго Духа. Всё это должно стать для человека насущной потребностью. Сделать свою душу способной воспринимать благодать Божию и хранить в семье мир, взаимопонимание, любовь — главная цель жизни на земле. Тогда будет и радость от семейных отношений.

Почему женщина не может стать священником?

Несмотря на равноценность перед Богом, мужчины и женщины в Церкви разнятся. Мужчины прежде женщин подходят ко Святой Чаше, женщины не могут становиться диаконами и священниками. Если первое — больше традиция, например, в нашем храме первыми причащаются дети, то второе — церковное установление. Хотя в ранней Церкви и существовал чин диаконисс.

Апостол Павел учит: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Мужчина, а не женщина занимает священный сан, в подражание Христу. Ведь во время богослужения священник — образ Христа.

Женщина имеет другое назначение. Хотя мужчина-священник рождает людей в духовную жизнь, он не имеет дара давать кому-то жизнь физически. Так что у женщины своя честь и своё призвание в Церкви.

Апостол Павел говорит: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор. 12:29). Среди мужчин тоже далеко не все становятся священниками и учителями. Каждый имеет своё послушание.

Боролась ли Церковь против рабства?

Церковь — благодатное Царство Христово на земле. Она над политикой, над всеми мирскими строями жизни, которые меняются вместе с властью, государствами. Христос пришёл не бороться за свободу иудейского народа от ига римлян. Он многократно говорил, что Царство Его не от мира сего. После Его Воскресения в нашей жизни по-прежнему присутствуют болезни, старость, смерть, на земле есть человеческие страсти и грехи. Пока есть эти последствия первородного греха, создать рай на земле невозможно. Он будет в будущем мире.

В этом мире христиане ищут душевного покоя, духовной радости. Любой политический и социальный строй не способен дать это, изменить человека. Он лишь меняет наш быт. Кому-то становится лучше жить, а кому-то хуже. Мы должны научиться быть со Христом в любых обстоятельствах.

Что Церковь может сделать против власти? Попытаться повлиять на неё духовными советами, если власть прислушивается к ним. Недавно закончилась советская эпоха, время, когда власть ненавидела Церковь. В лагерях, в тюрьмах, в жутких условиях тысячи священников и мирян старались сохранить душевный мир и быть с Богом. И у них были радость и мир, которых не было у других.

Сегодня есть равенство, государство поддерживает людей, материально обеспечивает стариков, детей, малоимущие слои населения. Дай Бог, чтобы так было и дальше. Но каким бы ни был строй, наша будущая жизнь не здесь — она в Небесном Отечестве.

Христиане в Римской империи выкупали рабов, а кто не мог этого сделать, старался относиться к ним так, чтобы они не чувствовали себя рабами. Было время, когда даже выкупленный раб считался бесправным: он не мог устроиться на работу, заработать себе кусок хлеба. Он оставался вещью. Тогда христиане покупали себе рабов, давали им кров, пищу, но относились к ним как к братьям, образу Божию.

Христиане — соль земли. С самого зарождения Церкви уверовавшие во Христа поражали остальных людей своими взглядами и примером своей жизни. Люди, испытывавшие духовный голод, с жадностью слушали их проповедь. И сегодня есть такие христиане, которые каждый день проживают вместе со Христом. Окружающие люди учатся у них. Хотя процент настоящих христиан всегда был не очень большим, мало-помалу общество благодаря ним меняется к лучшему. В нём появляются представления о милосердии, человечности. В том, что сегодня у нас нет рабства, крепостного права, а у людей есть права и свободы — заслуга именно христианства.

Царство Божие: демократия или монархия?

На Небесах святые Ангелы находятся в иерархии: есть высшие и низшие. Не ущемляет ли их это? Нет. Они все одинаково пребывают в радости от общения с Богом. Среди чинов святости есть святые князья и цари. Не будет ли обидно другим оттого, что кто-то был царём и здесь, и там, а кто-то так и остался простым человеком? В Царстве Божием нет несправедливости. Там нет болезней и смерти, нет зла и обмана. Каждый человек будет охвачен любовью Божией. Попав туда, он будет доволен.

Если Господу нужны иерархия и субординация — пусть они будут. Не следует их сравнивать и сопоставлять с земными категориями. Ведь на земле они связаны с угнетением одного человека другим.

По-настоящему верующего человека даже не занимают такие вопросы — кто будет выше и кто ниже в Царстве Божием. Этим интересовались святые апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы, просившие у Христа сесть в Его Царстве по правую и по левую сторону. Но Господь им ответил: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф. 20:23 и Мк. 10:40).

Читать еще:  Шотландия снова становится католической страной

Мы не можем заниматься измерением благодати. В Царстве Божием будет радость. Ни один человек там точно не будет ничем унижен, оскорблён. Вот всё, что нам нужно знать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский однажды сказал: «Демократия в аду, а на Небе — Царство». Любая человеческая задумка, если она осуществляется без Бога, без мысли о Нём, может обернуться трагедией. В человеке всегда будут играть страсти: жадность, зависть, властолюбие, гордость, лживость… Мы уже проходили это, когда попытка установить всеобщее равенство привела к гонениям на Церковь: разрушались храмы, отправлялись в тюрьмы священники и миряне. Сегодня стремление уравнять всех в Европе привело к запрету христианам открыто исповедовать свою веру, выражать свои взгляды на важные общественные проблемы. С соборов в странах Европы поснимали кресты, под запретом даже рождественская ель. Пока Евангелие не станет авторитетом для законодателей, у них не получится настоящих равенства и справедливости.

Христос говорит: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк. 9:24-25). Без Бога нельзя достичь справедливости. Только если Христос будет на первом месте в жизни, всё остальное встанет на свои места. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», а всё остальное приложится вам (Мф. 6:33).

Равенство поместных Церквей

Равенство поместных Церквей

Согласно канонам, все Патриархи признаются равными между собой. На деле однако Римские епископы, усвоившие себе вместе с Александрийскими и Антиохийскими Патриархами титул пап, уже с VI столетия начинают заявлять притязания на власть над всей кафолической Церковью, обосновывая их мнимым главенством Первоверховного апостола Петра, «князя апостолов», как его называют на Западе, над другими апостолами. На Востоке, который всегда оставлял за Римскими епископами первенство чести и видел в них защитников и хранителей Православия, притязания на главенство в Церкви не вызывали никаких церковно-правовых последствий, а вот западные церкви постепенно, одна за другой, действительно оказались в юрисдикции пап.

Особенно упорное сопротивление папским притязаниям оказывала Африканская Церковь; Карфагенский Собор включил в свои правила «Послание к папе Римскому Келестину (424 г.), которое вошло во все своды правил. В этом послании Собор отвергает право Римского папы принимать апелляции на судебные постановления собора африканских епископов. Но после нашествия вандалов — ариан — обескровленная Африканская Церковь оказалась вынужденной искать защиты у папы. Между тем на Востоке (до Халкидонского Собора) к первенству стремились Александрийские епископы. Заслуги свв. Афанасия и Кирилла в защите Православия, тесный союз Александрии с Римом, установившийся со времени св. Афанасия, высокий авторитет александрийской богословской школы, превосходившей по своему научному уровню все остальные христианские школы империи — питали амбиции Александрийских пап. Но осуждение и низложение главы Александрийской школы Диоскора Халкидонским Собором положило конец этим несостоявшимся притязаниям.

С конца IV века на первое место выдвигается Константинопольский Патриарх. Благодаря политическому значению столицы Константинопольский Патриарх, к которому первому из всех епископов обращался император, приобрел существенные преимущества перед другими греческими Первоиерархами. Он получил статус посредника между императором и другими Патриархами. Являясь в столицу, Александрийский, Антиохийский или Иерусалимский Патриархи могли представляться царю только после предварительного доклада у Патриарха Константинополя. За епископами Нового Рима Халкидонский Собор признал право принимать апелляции на митрополитов Патриархата: «Аще же на митрополита области епископ, или клирик, имеет неудовольствие; да обращается или к экзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя, и пред ним да судится» (прав. 9). В конце VI века, со времени св. Иоанна Постника, Константинопольские первоиерархи усваивают себе титул Вселенских Патриархов, против чего тщетно протестовал папа Григорий Великий. Еще более отчетливо значение Константинопольских Патриархов как первоиерархов Греческого Востока, подобных Римским Патриархам латинского Запада, проявилось после того, как область Иллирика (занимавшая Балканский полуостров), в которой преобладало греческое население, вместе с грекоязычной в ту эпоху Сицилией, императором Львом Исавром были изъяты из юрисдикции Рима и переданы в окормление Константинопольским Патриархам.

Значение остальных восточных патриархов, подорванное христологическими ересями, когда большая часть населения Египта и Сирии отпала от Православной Церкви, а потом и арабским завоеванием этих стран, умалилось до крайности. Константинопольский Патриарх действительно остался единственным духовным главой всего христианского Востока. Эти исторические обстоятельства дали повод для изобретения византийскими канонистами еще одной неосновательной теории. В толковании на 3-е правило II Вселенского Собора Аристин писал: «Одинаковые преимущества и одинаковую честь с римским епископом должен иметь и епископ Константинополя, как и в 28-м правиле Халкидонского собора понято это правило, потому что этот город есть новый Рим и получил честь быть градом царя и синклита. Ибо предлог «по» (. ) здесь обозначает не честь, но время, подобное тому, как если бы кто сказал: по многом времени и епископ Константинополя получил равную честь с епископом Римскими. Возражая против такого надуманного толкования, Зонара отмечал: «Некоторые думают, что предлог «по» означает не умаление чести, а сравнительно позднейшее появление сего установления… Но 131 новелла Юстиниана, находящаяся в пятой книге Василик, титуле 3, дает основание иначе понимать эти правила, как они и были понимаемы этим императором. В ней говорится: «Поставляем, согласно с определениями Св. Соборов, чтобы Святейший папа древнего Рима был первым из всех иереев, а блаженнейший епископ Константинополя, Нового Рима, занимал второй чин после Апостольского престола древнего Рима и имел преимущество чести пред всеми прочими». Итак, ясно видно, что предлог «по» означает умаление и уменьшение. Да иначе и невозможно было бы сохранять тождество чести по отношению к обоим престолам. Ибо необходимо, чтобы при возношении имен предстоятелей их один занимал первое, а другой — второе место, и в кафедрах, когда они сойдутся вместе, и в подписаниях, когда в них будет нужда». С Зонарой во всем согласен и Вальсамон. Однако в «Кормчей Книге» получила отражение точка зрения Аристина. В толковании «Кормчей» сказано: «А аще рече правило, … не о том глаголет, якоже римскому честию больше быть, но о сказании времени се речено есть. Якоже бы некто, якоже се рек во многих летах равныя чести римскому епископу и Константина града епископ сподобися».

В поддержку притязаний Константинопольских иерархов на главенство в Церкви во второй половине XI века был выполнен греческий перевод подложной дарственной грамоты Константина Великого папе Сильвестру, на самом деле составленной в Риме не ранее начала IX века. По смыслу этой грамоты Римский епископ оказывался не только духовным главой, но и мирским властителем Италии и всего Запада. В Константинополе утрату этих преимуществ Римского папы, понимаемых, конечно, не так широко, связывали не столько с отпадением Рима от Вселенского Православия, сколько с перемещением столицы, царского скипетра, из ветхого Рима в Новый Рим. Константинопольские Патриархи не претендовали, конечно, на светскую власть в империи, но опирались на этот фальсификат в отстаивании своих притязаний на главенство в Церкви. Хотя, конечно, на более серьезном и глубоком уровне канонического мышления Константинополь не доходил до квалифицированной папистической теории. Все эти своеобразные измышления отражали не более чем тенденцию. Первенствующее значение Константинопольского Патриарха на Православном Востоке не только сохранилось, но даже возросло после падения Константинополя в 1453 г. Завоеватель Ромейской державы Мухаммед II признал Патриарха Геннадия Схолария главою всей «райи» — христианских подданных Порты — не только в духовном, но и в гражданском отношении. Константинопольские Патриархи получили в Османской империи статус этнархов. Весьма характерно и такое обстоятельство: Порта входила в сношения с Патриархом через министерство иностранных дел.

Подобно высшей церковной власти в древних автокефальных митрополиях, в Патриархатах церковная власть осуществлялась в единении Первоиерарха — предстоятеля с собором епископов. Но поскольку регулярные собрания епископов таких обширных областей, какими являются патриархаты, связаны были с большими затруднениями и неудобствами, уже в период Вселенских Соборов при патриарших кафедрах образовались постоянные соборы, или синоды епископов. Слово «синод» означает Собор, но на русском языке оно стало употребляться в значении «малый постоянно действующий собор». Особую важность среди них имел, конечно, Константинопольский синод эндимуса (. . ). Он собирался из митрополитов и епископов, приезжавших в столицу по делам своих Церквей, и порой проживавших в ней по нескольку лет. Благодаря этому Патриарх во всякое время имел возможность собрать достаточное число архиереев для принятия соборного решения. После падения Византии, когда к Патриарху с синодом перешла и гражданская власть над православными подданными Порты, в синод были включены и представители мирян — фанариоты, избираемые народным собранием.

Читайте также

Образование поместных Церквей

Образование поместных Церквей Древние митрополии. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы своего единства, наделенные административной властью, возвышающейся над властью отдельных

Устройство высшего управления поместных Церквей

Устройство высшего управления поместных Церквей В ходе истории поместные Церкви становились все более крупными образованиями, но основные принципы их внутреннего устройства, будь то митрополии IV века или позднейшие Патриархаты, оставались неизменными и

Устройство высшего управления православных поместных церквей

Устройство высшего управления православных поместных церквей Предлагаемый очерк устройства высшей власти автокефальных Церквей носит выборочный характер. Речь пойдет не о всех Православных Церквах, и не о тех, которые занимают первые места в диптихе, а о самых

4. Равенство (8:12–15)

4. Равенство (8:12–15) Ибо, если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, него не имеет. 13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтоб была равномерность. 14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в

Ад и равенство людей

Ад и равенство людей Вернемся к сомневающимся журналистам на форуме фонда Пью и Рику Уоррену. Их беспокоило, что любой христианин, который верит, что некоторые люди обречены на адские муки, неизбежно считает таких людей ниже его самого, менее достойными гражданских прав.

Б. Равенство и служение.

Б. Равенство и служение. Христос провозгласил: «Все вы — братья» и «больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:8, 11). Из этих слов явствует, что члены Церкви равны между собой. Разумеется, они должны также сознавать, что следовать примеру Христа означает не что иное, как служить

Глава VI. Краткая история и современное состояние автокефальных поместных православных Церквей

Глава VI. Краткая история и современное состояние автокефальных поместных православных Церквей Православие есть единая (кафолическая) Вселенская Церковь, состоящая из ряда автокефальных (от греч. «самоглавных»), т. е. независимых друг от друга поместных Церквей.

О правилах поместных соборов

О правилах поместных соборов Правила только тех поместных соборов обязательны для всей церкви, за коими признала такое значение вселенская церковь. Таковых соборов — одиннадцать, а именно: десять вышеупомянутых и карфагенский собор при Киприане (255 г.) о крещении

О правилах поместных соборов

О правилах поместных соборов Правила только тех поместных соборов обязательны для всей церкви, за коими признала такое значение Вселенская Церковь. Таковых соборов — одиннадцать, а именно: десять вышеупомянутых и Карфагенский собор при Киприане (255 г.) о крещении

Равенство

Равенство Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность.Любит ли муж жену за равенство?И мать любит ли своего ребенка за равенство?Разве друзья любят друг друга за равенство?Неравенство — основа

Есть ли место равенству в Церкви?

20 февраля отмечается международный день социальной справедливости и равенства. Церковь пережила множество общественных укладов, от рабовладельческого строя и крепостного права до тоталитарных режимов и демократии. Какой из них она признаёт самым верным? Нет ли пережитков прошлого — домостроевских принципов в том, как она относится к женщине, и рабства в именовании христиан рабами Божиими? Будет ли место равенству в Царстве Божием? Ведь это всё-таки царство, а не республика.

На эти вопросы отвечает благочинный Дружковского округа протоиерей Николай Мельничук.

Социальную справедливость принесло именно христианство

Мы сегодня живём в обществе, в котором упала религиозность. Мирские стандарты меняются, но некоторые идут по инерции ещё с древности, со времён Ветхого Завета. Христианство принесло в этот мир и социальную справедливость, и равенство, которых не знало древнее человечество.
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу» (1 Кор. 10:32) — учит апостол Павел.
Это равенство начинается с малой церкви — христианской семьи. Мужчина и женщина сотворены по образу и подобию Божию. Уже это говорит, что оба они — личности, которые бесконечно дороги в очах Божиих. Муж — глава семьи, жена повинуется ему, но при этом апостол Павел говорит им, чтобы они покорялись друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). В христианской семье не должно быть злоупотреблений своим положением как со стороны мужа, так и со стороны жены. Муж не должен пользоваться во зло тем, что он глава.

Кто глава в христианской семье?

Бывает, в отдельных семьях по темпераменту, практичности, умении решать насущные семейные проблемы женщина отличается от мужчины и становится лидером в отношениях. Кто-то более скор на решение возникающих проблем, а кто-то принимает решения медленнее. Нередко женщина берёт на себя весь груз семейных забот и тянет его, оставляя супруга позади. Так как она не может полноценно заменить мужчину в этом, семейная повозка тянется с трудом, женщина быстро выдыхается, дела семьи идут не так, как бы хотелось.
Такие отношения начинаются с незаметных мелочей. Например, муж сделал что-то для семьи, а жене это не очень понравилось и она, вместо того чтобы скрыть это, смело берётся критиковать, указывать на недочёты. Не все после этого способны продолжать жить, как ни в чём не бывало. Многие супруги готовы лучше уступить в бытовых вопросах жене, чем каждый день сталкиваться с такими конфликтами. Ведь даже если кто-то чужой по телефону нам нагрубит, выскажет критику, на душе потом долго ещё неприятный осадок. А если каждый день это говорит родной и близкий человек? Глава семьи опускает руки, впадает в апатию, и все не сделанные вещи приходится делать жене самой.
Это неправильные отношения: опыт показывает, что в конце концов они приводят к разводу. Жена призвана поддерживать мужа, ободрять его, и даже если что-то не получилось, говорить: «ничего, в следующий раз получится». Оба супруга должны владеть азами дипломатии. Мужу тоже не следует критиковать жену.
В подобных случаях я советую обоим супругам, если они приходят в храм, сделать главной целью своей семьи жизнь со Христом. Тогда они начнут следовать словам апостола Павла и покоряться друг другу. Если во главу угла оба супруга ставят спасение, меняется всё: отношение друг к другу, к своим обязанностям, к родным и близким. Вера меняет человека. Супруги начинают выказывать любовь и уважение друг к другу даже взглядом, голосом, походкой… Вера даёт семье и благословение Божие — мир, радость. А когда в семье есть мир и радость, с ними можно преодолеть любые проблемы. По сути, глава христианской семьи — это Христос.
Без веры, без Церкви наладить семейные отношения в принципе невозможно: люди могут годами ходить к психологу, он будет им давать какие-то советы, но где найти в самом себе силу, чтобы измениться? Эта сила даётся в Церкви через покаяние, обращение к Богу, благодать Святаго Духа. Всё это должно стать для человека насущной потребностью. Сделать свою душу способной воспринимать благодать Божию и хранить в семье мир, взаимопонимание, любовь — главная цель жизни на земле. Тогда будет и радость от семейных отношений.

Читать еще:  Восстанавливать лес на Волыни помогают священники УПЦ

Почему женщина не может стать священником?

Несмотря на равноценность перед Богом, мужчины и женщины в Церкви разнятся. Мужчины прежде женщин подходят ко Святой Чаше, женщины не могут становиться диаконами и священниками. Если первое — больше традиция, например, в нашем храме первыми причащаются дети, то второе — церковное установление. Хотя в ранней Церкви и существовал чин диаконисс.
Апостол Павел учит: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Мужчина, а не женщина занимает священный сан, в подражание Христу. Ведь во время богослужения священник — образ Христа.
Женщина имеет другое назначение. Хотя мужчина-священник рождает людей в духовную жизнь, он не имеет дара давать кому-то жизнь физически. Так что у женщины своя честь и своё призвание в Церкви.
Апостол Павел говорит: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор. 12:29). Среди мужчин тоже далеко не все становятся священниками и учителями. Каждый имеет своё послушание.

Боролась ли Церковь против рабства?

Церковь — благодатное Царство Христово на земле. Она над политикой, над всеми мирскими строями жизни, которые меняются вместе с властью, государствами. Христос пришёл не бороться за свободу иудейского народа от ига римлян. Он многократно говорил, что Царство Его не от мира сего. После Его Воскресения в нашей жизни по-прежнему присутствуют болезни, старость, смерть, на земле есть человеческие страсти и грехи. Пока есть эти последствия первородного греха, создать рай на земле невозможно. Он будет в будущем мире.
В этом мире христиане ищут душевного покоя, духовной радости. Любой политический и социальный строй не способен дать это, изменить человека. Он лишь меняет наш быт. Кому-то становится лучше жить, а кому-то хуже. Мы должны научиться быть со Христом в любых обстоятельствах.
Что Церковь может сделать против власти? Попытаться повлиять на неё духовными советами, если власть прислушивается к ним. Недавно закончилась советская эпоха, время, когда власть ненавидела Церковь. В лагерях, в тюрьмах, в жутких условиях тысячи священников и мирян старались сохранить душевный мир и быть с Богом. И у них были радость и мир, которых не было у других.
Сегодня есть равенство, государство поддерживает людей, материально обеспечивает стариков, детей, малоимущие слои населения. Дай Бог, чтобы так было и дальше. Но каким бы ни был строй, наша будущая жизнь не здесь — она в Небесном Отечестве.
Христиане в Римской империи выкупали рабов, а кто не мог этого сделать, старался относиться к ним так, чтобы они не чувствовали себя рабами. Было время, когда даже выкупленный раб считался бесправным: он не мог устроиться на работу, заработать себе кусок хлеба. Он оставался вещью. Тогда христиане покупали себе рабов, давали им кров, пищу, но относились к ним как к братьям, образу Божию.
Христиане — соль земли. С самого зарождения Церкви уверовавшие во Христа поражали остальных людей своими взглядами и примером своей жизни. Люди, испытывавшие духовный голод, с жадностью слушали их проповедь. И сегодня есть такие христиане, которые каждый день проживают вместе со Христом. Окружающие люди учатся у них. Хотя процент настоящих христиан всегда был не очень большим, мало-помалу общество благодаря ним меняется к лучшему. В нём появляются представления о милосердии, человечности. В том, что сегодня у нас нет рабства, крепостного права, а у людей есть права и свободы — заслуга именно христианства.

Царство Божие: демократия или монархия?

На Небесах святые Ангелы находятся в иерархии: есть высшие и низшие. Не ущемляет ли их это? Нет. Они все одинаково пребывают в радости от общения с Богом. Среди чинов святости есть святые князья и цари. Не будет ли обидно другим оттого, что кто-то был царём и здесь, и там, а кто-то так и остался простым человеком? В Царстве Божием нет несправедливости. Там нет болезней и смерти, нет зла и обмана. Каждый человек будет охвачен любовью Божией. Попав туда, он будет доволен.
Если Господу нужны иерархия и субординация — пусть они будут. Не следует их сравнивать и сопоставлять с земными категориями. Ведь на земле они связаны с угнетением одного человека другим.
По-настоящему верующего человека даже не занимают такие вопросы — кто будет выше и кто ниже в Царстве Божием. Этим интересовались святые апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы, просившие у Христа сесть в Его Царстве по правую и по левую сторону. Но Господь им ответил: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф. 20:23 и Мк. 10:40).


Святой псалмопевец царь Давид

Мы не можем заниматься измерением благодати. В Царстве Божием будет радость. Ни один человек там точно не будет ничем унижен, оскорблён. Вот всё, что нам нужно знать.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский однажды сказал: «Демократия в аду, а на Небе — Царство». Любая человеческая задумка, если она осуществляется без Бога, без мысли о Нём, может обернуться трагедией. В человеке всегда будут играть страсти: жадность, зависть, властолюбие, гордость, лживость… Мы уже проходили это, когда попытка установить всеобщее равенство привела к гонениям на Церковь: разрушались храмы, отправлялись в тюрьмы священники и миряне. Сегодня стремление уравнять всех в Европе привело к запрету христианам открыто исповедовать свою веру, выражать свои взгляды на важные общественные проблемы. С соборов в странах Европы поснимали кресты, под запретом даже рождественская ель. Пока Евангелие не станет авторитетом для законодателей, у них не получится настоящих равенства и справедливости.
Христос говорит: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк. 9:24-25). Без Бога нельзя достичь справедливости. Только если Христос будет на первом месте в жизни, всё остальное встанет на свои места. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», а всё остальное приложится вам (Мф. 6:33).

Подготовила Мария Цырлина
Источник

Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия

Книга протоиерея Валентина Мордасова «Что посоветуете, батюшка?» составлена в виде вопросов православных христиан, адресованных священнику, и ответов на них. В ее основе – ответы на вопросы духовных чад псковского старца, протоиерея Валентина Мордасова: частью – взятые им из святоотеческих творений, частью – осмысленные собственным духовным опытом. Она охватывает самые разные проблемы жизни православного христианина, все стороны его бытовой жизни.

Оглавление

  • Предисловие
  • О Боге, Богородице, Ангелах и святых
  • О церковном обиходе и поведении в церкви
  • О священных предметах и священнодействиях

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О церковном обиходе и поведении в церкви

Почему же не должно есть перед богослужением?

«Те, которые идут к богослужению покушавши, — пишет св. Иоанн Кронштадтский, добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заранее заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не есть пред богослужением. Помнить надо, что Царство Божие несть брашно и питие (Рим. 14: 17), т. е. не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объядением и питием». [4]

Если незнакомый человек в храме предлагает просфору, надо ли брать или лучше отказаться?

Можно ласково и учтиво отказаться от просфоры или кутьи, так как некоторые подают за самоубийц, умерших в неверии или от пьянства (опившихся), за которых и молиться-то грешно.

Можно ли после ночного осквернения (во сне) ходить с утра в храм, прикладываться к иконам, принимать св. воду, просфоры?

Надобно вычитать молитвы от осквернения, а иначе грешно ходить в храм, прикладываться к иконам, принимать крещенскую воду и просфору. Приступая же к Святым Тайнам, покаяться в этом духовнику на исповеди. Здесь различают: от чего произошло осквернение? По твоей ли вине (объелся, долго спал и на мягком, в тепле, осуждал кого и т. п.) или по вине диавола, который навел на тебя сон, чтобы не допустить тебя к причащению или вообще осквернить. Вообще же это дело духовника, как лучше поступить с осквернившимся.

Надо ли одеваться, когда идешь в храм, в лучшую одежду или ходить неряшливо одетым?

Из жизни подвижников мы узнаем, что они одевали приличную, но не роскошную одежду при посещениях храма.

Можно ли во время службы входить в храм через боковой вход, если это удобно, или только через центральный (основной)?

Можно, смотря по обстоятельствам.

Разрешается ли прикладываться к росписям храма, снаружи или внутри, и когда это лучше делать?

Для целования много икон имеется, а росписям (фрескам) поклониться и помолиться на них хорошо.

Накануне причастного дня некоторые говорят, что после восьми часов вечера кушать не надо. Существует ли какое-то на этот счет правило?

Те, которые воздерживаются от еды перед причастием с вечера — хорошо делают. Но по правилам с 12 часов ночи уже нельзя ничего ни кушать, ни пить.

Могут ли некрещеные находиться в храме во время Литургии или за Всенощной?

Некрещеные могут находиться в храме за всей Всенощной, а во время Литургии — до возгласа «Оглашеннии, изыдите».

Как лучше поступить, если из-за тесноты в храме приходится во время службы стоять спиной к ближайшей иконе?

По нужде не грешно во время службы стоять спиной к иконе.

Обязательно ли после причастия употреблять запивку?

После причастия обязательно надо употреблять запивку.

Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что можно это сделать даже маленькому мальчику.

В Церкви все «бабушки» у подсвечников советуют по-разному. Как разобраться, кто прав?

Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных; посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги св. отцов.

Можно ли правило ко Причастию дочитывать во время Литургии или лучше оставить, что не успел дочитать, и слушать службу, а дочитать после Причастия?

Читать правило в церкви — злая привычка. Дочитывать правило после причащения допускается только при нужде, а так — нужно начинать его читать с утра перед причастным днем.

В какие моменты за Литургией лучше всего читать помянник?

Во время совершения проскомидии.

Является ли грехом, когда женщина приходит в храм без платка, в брюках, с накрашенными губами? Некоторые священники женщин в брюках не допускают до причастия. Правильно ли это?

Все верующие знают о том, что грешно приходить в храм в брюках, с накрашенными губами и без платка. А что батюшки вразумляют в этом — это их обязанность, хотя это должно делать кротко и ласково.

Можно ли во время Литургии стоять в притворе храма или лучше собственно в храме? Имеет ли значение место, где стоишь?

Отчасти значение имеет, где стоять. Так, например, стоять в конце храма — там отвлекают приходящие и уходящие, разговоры у свечного ящика, там рассеивается молитва, а впереди этого нет. Однако важно, с каким чувством ты стоишь: с чувством ли своего недостоинства и греховности или с чувством фарисейским и с любопытством.

Как поступить, если после окончания Литургии священник не дает крест для целования, потому что служит молебен или еще по какой причине, а мне нужно срочно уйти по уважительной причине?

Должно поцеловать Распятие в храме и идти, благодаря Бога и сокрушаясь, что раньше ушел.

Можно ли входить в храм с магнитофоном или с продуктами из магазина (мясом, яйцами и пр.)?

Это надо избегать делать. В Евангелии читаем, что Иисус Христос не позволял, чтобы кто-то пронес сосуд через храм. А мясо вообще в церковь запрещено приносить [5] .

Если детскую коляску оставлять на улице опасно, можно ли взять ее в храм?

Можно, по нужде, с разрешения церковных работников.

Можно ли прикладываться к иконам и ставить свечи во время службы, если не успел сделать это своевременно, до службы?

Во время службы это не нужно делать, потому что так вы отвлекаете верующих от молитвы, а надо или вначале, до службы, или по окончании ее.

Разрешается ли в постные дни приносить на канун скоромные продукты?

Можно ли прихожанам во время богослужения или после него пользоваться проходом между аналоем, на котором лежит праздничная икона, и Царскими Вратами?

Только не вставая на амвон (с которого диакон говорит ектении, а священник — проповеди), так как соборным правилом запрещается вставать на амвон мирянам. [6]

Обязательно ли, чтобы поминальная свечка сгорела во время службы, на которой было поминовение, или ее могут поставить потом?

Это не имеет большого значения, надо больше смотреть за собою и сокрушаться о своих грехах.

Обязательно ли делать земной поклон во время возгласа «Святая Святым…»?

Земные поклоны отменяются в субботы, воскресные и праздничные дни [7] , а в Воздвижение и в воскресенье Крестопоклонное совершаются только, когда поются песнопения на поклонение Кресту. В воскресные и праздничные дни разрешаются земные припадания только великим святыням: Св. Дарам, мощам, чудотворной иконе.

Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?

Не только можно, но и должно.

Что означает во время Литургии возглас «Оглашеннии, изыдите…»?

«Оглашеннии» значит некрещеные; раньше они оглашались, наставлялись в вере. Следовательно, им надо выйти из храма.

Можно ли в церкви заходить на амвон и солею прихожанам?

Без нужды не должно заходить туда. Надо помнить евангельских смиренного мытаря и гордого фарисея.

Если ребенок (младенец) ведет себя неспокойно в храме и это мешает службе или молящимся, надо ли уходить из храма?

Выйти на это время, когда кричит, мешает, можно и должно, а потом опять встать невдалеке от дверей, чтобы на подобный случай выйти.

Если младенец не принимает Св. Даров и стискивает рот, надо ли причастить насильно?

Маленькому можно маленькую каплю дать Св. Причастия, а большого не насиловать.

Какие моменты во время Литургии самые важные?

«Тебе поем…» и вынос Св. Даров.

Правильно ли говорят, что в храме держать руки за спиной нехорошо?

Об этом говорит святитель Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю или на икону смотреть. [8]

Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы?

Вообще советуется не выделяться среди молящихся, а то это будет показность.

Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?

Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время святитель Григорий Богослов. [9]

Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание или это неважно?

Читать еще:  Исследования: количество христиан в США уменьшается

Изображений, которые вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам…» Сумки с изображением святых, Спасителя и Матери Божией использовать под продукты и вообще земное не менее грешно. Сейчас много таких греховных сетей. Недоумение вызывают духовные кассеты и пластинки с иконами, календари с иконами, вообще со священными изображениями — как можно молиться на календарь? Встречались даже замки с привеской, на которой было изображение Св. Троицы.

В нашем храме каждую субботу во время Литургии ходят с чашками и подносами мимо каждого молящегося, собирая деньги на строительство храма. Позволительно ли это? Что сказать о настоятеле?

Такова традиция многих храмов, и вас это не должно беспокоить, так как за это отвечает настоятель храма. Подобные вопросы нужно задавать ему, не стесняясь.

Что надо делать и чего не делать в воскресенье?

Святой Косма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие слово. [10]

Можно ли продавать в храме свечи, книги и иконы во время службы, особенно когда одна часть причащается, а другая «свободна»? Как быть?

Это решает настоятель, который за это и отвечает. Традиционно всегда было так.

Как православному правильно передать свечу к иконам, если он опоздал на службу и в храме много людей? И как правильно принять такую свечу от другого, или передавать уже нельзя?

Подавать свечи нужно до начала службы, стараясь при этом не произносить лишних слов и не суетиться. Воздержаться от передачи свечей нужно во время евхаристического канона, чтения Евангелия.

Обязательно ли ходить в церковь по воскресеньям? В заповеди не сказано, что надо обязательно ходить в церковь. Понимаете, у меня муж хоть и крещеный, но против того, чтобы я ходила каждое воскресенье. Время от времени он позволяет. Я хотела узнать, должна ли я, несмотря ни на что, все равно ходить в церковь или нет? Мне самой очень хочется бывать в храме почаще.

Заповедь Божия говорит нам, чтобы мы «шесть дней делали дела свои, а седьмой посвятили бы господу Богу Своему». Если возможно с вашей стороны, то ходить в церковь нужно как можно чаще. Один из отцов Церкви говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» [11] . Если возникают по поводу хождения в церковь скандалы, нужно их избегать, но, оставаясь вынужденно дома, необходимо постараться найти способы, чтобы быть в этот день как можно ближе к Богу. Побольше помолиться, почитать Священное Писание. Просто поразмышлять о Господе. Неверующего мужа в делах веры не слушайте.

Прихожу в церковь, стою; до службы и во время службы вижу красивое, золотое свечение икон, врат и т. д. Что это?

Всякие видения в церкви или вне ее нам, грешным, не полезны. Нужно молить Бога, чтобы Господь избавил нас от них, иначе это может привести к самообольщению и «прелести», то есть к тому состоянию, когда человек начинает мнить о себе нечто высокое и считать себя достойным таких видений. А это благодатная почва для воздействия темных сил.

Что способствует вниманию при богослужении?

«Полезно при богослужении повторять краткую молитву в сердце, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — так как она способствует тщательному вниманию, удерживая ум от рассеянности… При неспешном чтении молитв возможно внимание, а при поспешном чтении вниманию нет места».

Можно ли в храме, на клиросе находясь, делать вслух замечания, если кому-то случается ошибиться в чтении или пении?

Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущения. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено. Об этом, конечно, легонько напомнить следует, а разъяснить после окончания службы хорошо; не в этом преступление, что не то по ошибке прочитано, а в том, что хотя и прочитано положенное, да без внимания и расположения.

Можно ли в храме разговаривать?

«В церкви отнюдь не говори» (святой Антоний Великий). [12]

В храме меня часто одолевают хульные помыслы. Что делать?

Кто начинает жить по заповедям Божиим, тому враг делает препятствие, например, хульные помыслы в храме. Вы не отчаивайтесь в то время, но прибегайте к крестному знамению и Самому Господу и Ангелу хранителю — и получите за сие награду как борющийся и побеждающий. Если же враг сразу не выйдет из сердца вашего, то не обращайте на него внимания, как на лай пса на улице, который не приносит нам вреда.

Можно ли в воскресенье отстоять только Литургию?

В воскресенье в храме нужно достаивать до окончания панихиду и молебен, если нет особенно уважительных причин спешить из храма, потому что Господь сказал: шесть дней делай и сотвори в них дела свои, а седьмой день отдай Господу Богу своему. Нам же не хочется и полчаса побыть, чтобы помолиться за своих родных и знакомых. Если бы у вас были собраны гости на обед и некоторые из них, нарушая беседу, не стали бы сидеть до конца обеда, то разве не обидело бы это хозяина? Так и мы прогневим Бога, если уйдем, не достояв службы Господней.

О Православии, храме, традициях и отношении Церкви к разным проблемам

Предлагаем нашим читателям ответы на несколько распространённых вопросов людей о вероучении и церковной жизни православных христиан. Если вы хотите получить ответ на вопрос, который волнует именно вас — задайте его в комментариях.

1. Как организована Православная Церковь? Кто её возглавляет?

Главой Церкви является сам Господь Иисус Христос. В первом веке его ученики, основывая местные общины, ставили в них «надзирателей» — епископов, которые в свою очередь рукополагали священников и диаконов и руководили остальными членами общины — мирянами.

Позже Церкви небольших городов стали объединяться под властью епископа ближайшего крупного города — так появились митрополии и патриархаты.

Сегодня Православная Церковь разделена на 15 крупных образований — Поместных Православных Церквей, основные вопросы в которых решает архиерейский собор — собор всех местных епископов или поместный собор — все епископы и выборные представители от духовенства и мирян.

При этом решением текущих вопросов занимается патриарх и священный синод (из нескольких избранных епископов), который помогает ему в этом.

2. Когда появилось Православие?

Православие возводит свою историю к ветхозаветной религии, сохранённой еврейским народом со времён Адама и Евы.

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы примирить с Богом отпавшее от него человечество, искупил его своими безвинными страданиями и смертью и установил новый институт общения людей с Богом — Новозаветную Церковь.

Христианская Церковь появилась в I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

Правосла́вие (от греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

3. Кто такие ангелы?

Слово «ангел» с греч. переводится как «вестник». Так называется великое множество бестелесных духов, служащих Богу. Также существуют ангелы-хранители, которые даются при крещении каждому человеку и вместе с ним молятся Богу.

Учение об ангельских чинах сильно развил в своём сочинении богослов, подписывавшийся «апостолом Дионисием Ареопагитом» в V веке — эта книга называется «О небесной иерархии». Согласно учению об ангелах — они разделяются на 9 иерархических чинов.

Демоны ада тоже произошли из ангелов — на заре человечества часть сотворённых Богом духов, наделённых свободой воли, решила восстать против него и была низвергнута с небес. Их предводителем был Денница, ставший Диаволом, а сами падшие ангелы вскоре так укоренились во зле, что их единственной радостью стало уподоблять себе людей.

4. Что такое рай и что такое ад?

Рай и ад в православии считаются скорее не местами, а состояниями человека. Если изложить максимально просто — рай — когда он сердцем принимает Бога и от этого испытывает радость, а ад, когда пытается от Бога отворачиваться и от этого испытывает страдания.

5. Есть ли жизнь после смерти?

Православные христиане не верят в окончательную смерть человека. Господь обещал людям второе своё пришествие во славе, когда все люди воскреснут, старый и несовершенный мир исчезнет, а новый появится и будет существовать вечно. При этом праведники будут блаженствовать в общении с Богом.

6. Какие в храме бывают богослужения? Как они организованы?

Православные богослужения делятся на три круга — годовой, седмичный (недельный) и суточный.

Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов и литургии.

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. В каждый день поминаются определённые великие святые или события.

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых, а подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем и включает в себя богослужения Великого поста и Пятидесятницы.

7. Почему православные почитают иконы?

Иконы не являются идолами. Православные поклоняются не самим иконам, а изображённому на них Спасителю, Богородице и святым. Суть иконопочитания очень хорошо выразил преподобный Иоанн Дамаскин, говоривший: «честь воздаваемая образу восходит к первообразу».

Иконы помогают нам не фантазировать, обращаясь к святым. Не представлять их в своём сознании (наше представление может быть совсем не правильным), а концентрироваться на молитве, на нашем духовном общении с ними. При этом, как и все священные предметы, через которые Господь являет своё присутствие нам и которых касается благодать Божия, икона также становится святыней. Отсюда и многочисленные чудеса, связанные со святыми образами.

8. Почему православные угрюмые?

Православный человек старается концентрироваться на своей внутренней жизни: на совершённых им грехах, на размышлениях о прочтённых отрывках Священного Писания или трудов святых, на молитве — общении с Богом. Его печали и его радости находятся внутри его сердца и не часто показываются наружу.

Кроме того, он старается избегать лицемерия и человекоугодия и не радоваться наигранно, только потому что «так принято» или чтобы расположить человека к себе ради возможных выгод. Отсюда и кажущаяся неприветливость или угрюмость православного человека, которую скорее стоит считать сосредоточенностью.

При этом, радоваться христиане тоже умеют и очень сильно — посмотрите на лица людей во время пасхального богослужения. Посмотрите на лица монахов, которые как будто светятся изнутри.

9. Можно ли впускать в храм животных?

Церковная традиция не позволяет пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если внутрь забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и на территории храма ей вполне себе место. Иногда в храм залетают птицы или заходят кошки — их впускать можно.

10. Если человеку стало плохо в храме — это значит что он грешник?

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться и приходя в храм мы не видим, что всем в нём плохо…

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

11. Можно в храм приходить беременной женщине? Можно ли приходить в храм во время месячных?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн. Для беременной женщины и её малыша сложно придумать более полезное времяпрепровождение, чем молитва и участие в Таинствах.

Традиция избегать посещения храма в дни месячных для женщин больше является гигиенической. Сегодня для женщины нет препятствий для посещения богослужений в этот период. Однако, по традиции, женщине стоит воздержаться от причащения и целования икон.

12. Почему женщина в храме покрывает голову платком?

Правило покрывать голову женщине пришло к нам с Востока. Но при этом голову покрывала только замужняя женщина во время пребывания вне дома, показывая всем, что она несвободна, что у нее есть муж. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1 Кор. 11:3 ).

Молиться в храме с покрытой головой для женщин — благочестивая традиция, которую желательно поддерживать. При этом она не касается маленьких девочек и незамужних девушек. Домашнюю молитву также можно совершать молитву без платка.

13. Зачем нужно ходить в храм, если можно молиться дома?

Действительно, дома молиться также можно, но в храме молитва совершается совместно с другими верующими, то есть соборно. А сам Господь говорил о соборной молитве: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18:20 ).

Кроме того, храм это место где совершаются Таинства: причащение, исповедь, соборование, венчание и другие. Конечно, в экстренных случаях и их можно совершить на дому, но обычно для этого верующим всё же необходимо прийти в церковь.

Наконец третий аспект необходимости посещения храма — это общение со своим священником и другими верующими, помощь нуждающимся, взаимное научение друг друга основам веры.

14. Почему Церковь против однополых отношений?

Церковь выступает против гомосексуального и лесбийского сожительства по ряду причин, которые сводятся к одной: такое сожительство является нарушением Божиего замысла о человеке.

В сожительстве людей одного пола исключена возможность деторождения, что нарушает заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь». Также мужчина и женщина дополняют друг друга как два совершенно различных психофизических мира. Друг в друге, как в зеркале, они видят и свои достоинства и недостатки. В отношениях между людьми одного пола такое дополнение невозможно.

При этом, Церковь совершенно не выступает против дружеской любви между двумя мужчинами или двумя женщинами, которые имеют общие интересы и помогают друг другу в жизненных трудностях. Осуждается именно интимный аспект отношений, если он имеет место.

15. Может ли некрещёный человек приходить в храм и касаться святынь?

В храме человек, ещё не прошедший через Таинство Крещения может находиться без всякой помехи и даже присутствовать при богослужении. По традиции ему следует уйти лишь с Литургии верных.

К святыням — кресту и иконам человек некрещёный также может приложиться или обратиться с молитвой, а вот участвовать в Таинствах, например причащаться, венчаться или собороваться, не может, пока не примет Святое Крещение. Также некрещёного человека не отпевают после смерти и не принимают за него записки.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector