0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли спасение вне Церкви?

Вне Церкви нет спасения

Содержание

Введение

«Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь; и св. Апостол Павел провозглашает, что пред Именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное».

Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви [Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 1]. Об этом свидетельствуют и слова Христовы, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ), и слова о том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. и нет ни в ком ином спасения» ( Деян.4:11–12 ).

Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится. » то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются».

Более того, чин в неделю Торжества Православия, текст которого был принят Святейшим Синодом в 1764 г., ясно провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом – Анафема!» То есть, официально заявлено церковное осуждение тех, кто не принимает евангельского учения о том, что спастись можно только искупительным подвигом Господа Иисуса Христа.

Несмотря на все это, к сожалению, в наше время среди некоторых православных людей укоренилось заблуждение о том, что будто бы можно спастись и вне созданной Господом Церкви, и без крещения, без веры в Евангелие, – не важно, веришь ли ты в Бога, или не веришь, признаёшь ли Христа как Спасителя, или не признаёшь, живёшь ли по Евангелию или не живёшь, главное, быть сравнительно неплохим человеком, делать хорошие дела и тебя Господь за это спасёт. Обличая это страшное заблуждение, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что «признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» [Собрание сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 471].

Неудивительно, что святитель Игнатий назвал мысль о том, что можно спастись без Христа, отречением от Христа. Ведь если можно спастись без Христа, значит, можно было спастись и до Христа. Если можно было спастись до Христа, значит, Христос напрасно пришёл, значит, Христос – не Спаситель, хотя даже само имя «Иисус» переводится как «Бог спасающий», и дано именно потому, что «Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ), и Сам Он сказал, что пришёл «спасать души человеческие» ( Лк.9:56 ), и что «кто войдет Мною, тот спасется» ( Ин.10:9 ).

Мы не случайно начали эту статью с цитаты одного из выдающихся православных святых миссионеров. Осознавая, что вопрос принятия или не принятия Христа это вопрос жизни и смерти, преподобный Макарий, а также другие святые миссионеры [Так же верил и святой Николай Японский: «Мы твердо уверены… в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное» (Свт. Николай Японский. Дневники. СПб., 2007. С. 357)], не могли оставаться равнодушными и, жертвуя собой, отправлялись в далекие края, чтобы послужить спасению живущих там иноверцев. Напротив, убеждение в том, что «добрые иноверцы» спасутся даже без веры во Христа, помимо прочих губительных действий на души исповедующих его, парализует всякое желание стать проповедниками слова Божия, и поселяет в сердцах таких людей равнодушие к делу проповеди, потому что если можно спастись и без Церкви, то зачем кого-то приглашать в Церковь? К чему трудиться, рисковать, жертвовать собой? Плохие иноверцы все равно бы не послушали, а хорошие иноверцы и так спасутся ради своих добрых дел.

Но это ложь. Апостол Павел сказал: «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал.2:21 ). И это апостол говорит не просто про неверие, не просто про другие религии, но про богооткровенный Ветхий Закон, – даже им невозможно было спастись, хотя Сам Бог дал его. Потому после смерти души древних праведников сходили во ад, откуда вывел их Господь, спустившись после распятия в это мрачное место духом Своим, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет.3:19 ). А если же вопреки истине признать, что исполнением Закона можно было бы спастись, то тогда смерть Христова напрасна, ведь тогда всё, соделанное Им, совершено не ради нашего спасения, которого мы могли бы достигнуть и соблюдением Закона.

И если даже признание и соблюдение данного Богом закона спасти нас не могло, то что уж говорить про другие религии, имеющие источником не Бога, а человека и дьявола? Как известно, в апостольские времена почти всё человечество, за исключением ничтожной части христиан и иудеев, пребывало в идолопоклонстве. И это, однако, не помешало апостолу Павлу засвидетельствовать, что предающиеся идолослужению «Царствия Божия не наследуют» ( Гал.5:20–21 ), что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» ( 1Кор.10:20 ), и не помешало апостолу Иоанну записать, что «идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» ( Откр.21:8 ).

Очень важно помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, – и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.

Но, поскольку упомянутое заблуждение сейчас очень распространено, то нам следует разобрать наиболее типичные аргументы, которые выдвигаются в его защиту.

Источник: Вне Церкви нет спасения / Георгий Максимов. – Москва: Православное миссионерское общество прп. Серапиона Кожеозерского. 2012. – 128 с.

Спасутся ли хорошие люди вне Церкви?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Действительно, спасутся ли хорошие люди вне Церкви? Я не берусь отвечать на этот вопрос быстро и односложно, потому что в нем есть одна проблема. Дело в том, что на самом деле, спрашивающий имеет в виду себя — и если Вы скажете «да», он тут же вздохнёт с облегчением. «Уж я-то точно хороший человек, и, наверное, со мной будет все в порядке. Так что каяться, веровать, приводить свою жизнь в порядок, жить церковной жизнью — это лишнее. Ну, я пошёл». Беда в том, что что надежда на то, что я спасусь, потому что я хороший человек, является полностью ложной. Ее нельзя никому подавать. Но изложим по порядку.

Что мы вообще имеем в виду, говоря о спасении? В голове у многих возникает картинка, согласно которой по итогам страшного суда одних пустят в особо благоустроенный санаторий, других отправят в лагерь особо строгого режима — и навсегда. Спастись — значит как-то отвертеться от лагеря и попасть в санаторий. Но реальная картина другая — Христос приходит спасти «людей Своих от грехов их (Матф.1:21)» Грех — это не что-то, что угрожает Вам снаружи — это то, что убивает Вас изнутри. Один известный рок-музыкант, наркоман со стажем, на краю гибели обратившийся к Богу, написал книгу о своем опыте с говорящим названием «Спаси меня от меня самого». Враги, которые нас губят во времени и в вечности — это мы сами. Бесы, конечно, стараются помочь нам в этом — но им было бы решительно не за что ухватиться, если бы мы не давали такой возможности. Это бросается в глаза, когда речь идёт о наркомане, и может не так бросаться в других случаях — но люди всегда являются своими худшими губителями, и Христос приходит спасти людей от того, во что они себя превратили.

Потому что запускать людей в санаторий бессмысленно — они его превратят в ад. Как люди во время, например, межнациональных конфликтов, превращают в ад землю — даже самую прекрасную и цветущую землю, с самыми вкусными фруктами и самым ласковым морем.

Что Бог делает с такими людьми по ту сторону смерти? А что можно с ними сделать? Он полагает предел, границу, которую они уже не могут пересечь, водворяет «Великую Пропасть», между спасёнными и погибшими, чтобы ад никогда не смог вторгнуться в рай. Его гнев — это Его любовь, когда она полагает предел неисцелимому злу.

Обычно это понятно, когда мы говорим о каких-то чрезвычайно злых и упорных во зле людях, которые отвергли все попытки их спасти — но мы-то, вроде, не таковы. Пустите нас в рай, мы там устроим, максимум, обычную советскую коммуналку. Но мелкий эгоизм и склочность, по которым мы устраиваем коммуналки, могут иметь только два вектора развития — или они совершенно искоренятся, как и любой грех, или сожрут нас целиком. Как раковая опухоль — или лечение убьёт ее, или она убьёт человека.

Собственно, вопрос «спасутся ли хорошие люди» не имеет смысла. Это все равно, что спрашивать, «выздоровеют ли здоровые люди». Нет, и им незачем. Спасение от греха, осуждения и порчи нужно грешникам, виновным и испорченным. Хорошим людям оно не нужно. С ними и так все в порядке. Христос не приходил к хорошим людям, Он приходил только к плохим. Совершенно незачем умирать за грехи безгрешных, даровать прощение невиновным и подавать благодатную помощь в борьбе с пороками непорочным. Если Вы — один из них, закройте эту страницу. Евангелие не имеет к Вам отношения и не может иметь, оно — про грешников. (Кстати, как Вы вообще оказались на этой ужасной планете? Авария звездолета?)

Беда в том, что люди ужасающе злые и испорченные, как бы уже водворившиеся в аду при жизни, как раз видят себя хорошими. Даже один из самых страшных массовых убийц в истории, Пол Пот, истребивший, по меньшей мере, четверть населения своей страны, сказал в одном интервью: «Моя совесть чиста. Да, мы совершали определённые ошибки, но они носили вынужденный характер. У нас не было иного выбора. Мы должны были защищать себя от вьетнамцев, которые хотели раздавить Кампучию». Брейвик, из недавних, тоже вот не считает себя плохим человеком. Обычные люди, не злодеи, могут тяготиться своими явно дурными делами и иметь более-менее осторожное мнение о своей хорошести. Святые ужасаются бездне своей греховности и изумляются величию милости Божией, которая им (даже им!)

Читать еще:  Google выделит Папе Римскому канал

Я не берусь судить о том, спасёт ли Христос вообще кого-нибудь вне Церкви — я не знаю, того, чего я не знаю. Я могу с определённостью сказать другое — если Вы полагаете себя тем хорошим человеком, который спасётся вне Церкви, Вы ошибаетесь самым ужасным образом. Мы с Вами — и я не менее Вас — нуждаемся в том, чтобы признать свой грех и свою отчаянную нужду, покориться Иисусу Христу, возложить на Него надежду, войти в Его Церковь. Тогда мы, бедные грешники, несомненно обретём вечное спасение.

Возможно ли спасение вне Церкви?

Аудио

Вопрос этот проистекает из того, что мы не совсем понимаем, что такое «вне церкви», что такое Церковь. Мы не понимаем что такое Церковь. Интересно: Авраам, Исаак, Иаков, пророк Илия — в Церкви были или вне Церкви? Крещения тогда не было, значит — он был некрещеный, Евангелия не было, Христа не было, сошествия Святого Духа не было… В церкви он или вне Церкви?

Нам надо понять, что такое «в Церкви». «Возможно ли спасение вне Церкви»… — разбойник, который покаялся на кресте — не помните, кто его крестил до этого, не читали? И в какой Церкви крестили – в православной или католической – это тоже очень важно. В какой Церкви ему было сказано: «Сегодня же будешь со Мной в раю». Не правда ли?

Что такое — быть в Церкви? Не смешивайте Церковь, как внешнюю организацию, в которой даны возможности получить знания — правильные верные знания о христианстве, получить Священное Писание, получить Таинства. Вот это — внешняя земная сторона. Это то посредство, благодаря которому человеку легче, если он будет следовать всему, действительно принять Христа. Но оказывается, кто принимает Христа: тот, кто крещен? Мы знаем – полно крещеных, и им до Христа никакого нет. Тот, кто причащается и ходит подчас в храм? На некоторых в ужасе посмотришь – такого наговорят, таких вещей, что не обрадуетесь.

Кто принимает Христа? Христос — это Спаситель, а принимает Его, нуждается в Нем только тот, кто видит, что сам погибает. Когда я на берегу Красного моря — мне никакого Спасителя не надо, мне рядом, в ресторан лучше. А когда я там захлебываюсь и тут акула меня за ногу схватила – вот тут, пожалуй, я завоплю. Вот тут вопить буду: Спасителя мне дайте. Кто Христа-то принимает по существу? Тот, кто увидит – Господи, достойно по делам своим, я – никто, я не человек, я хуже животного. Господи, Ты меня только можешь спасти. Не языком, а от всей души увидит, что он действительно, грешный человек, что он действительно нуждается в спасении, что действительно: Господи, помяни меня – Ты, там, во Царствии. Я никогда там не буду. Я знаю, где я буду за свои мерзости. Ты меня, Господи, там помяни.

Вот, оказывается, кто христианин. А вовсе не тот, кого крестили, когда ему было восемь дней, причащали потом лет до 12-13, в 14 он сбежал на дискотеку и больше никакого храма ему не нужно, и живет неизвестно как, и с кем и что. Христианин, да? Ну, иногда заходит в храм. Как заходит – ну, на Рождество, на Пасху, а что вы еще хотите? Кстати, может, заодно и причастится тогда.

Вот оказывается, кто может принять Христа, вот кто принимает. Церковь же создает наилучшие условия для того, чтобы человек понял, кем он должен быть, кем он должен стать, чтобы принять Христа. К нашему великому огорчению, мы же не принимаем Христа. Да он нам не нужен почти, Христос. Если не верите – возьмите диктофончик и подойдите к громадной очереди, которая стоит — хотя бы к Матроне, и спросите — одного, сотого, двухсотого – с чем вы стоите? Вы получите ответы изумительные. Какие? У кого-то муж запил, у кого сын загулял, у кого дочка замуж плохо вышла, у кого болит печенка, у кого селезенка. Вы послушаете, и наверно, не найдете ни одного ответа: я стою, чтобы она помолилась, чтобы мне избавиться от зависти. Не найдете такого ответа. Вот вам и все христианство. То есть, что мы просим? То, что о чем мечтали все язычники, то есть наша психология – язычников, хлеба и зрелищ нам — вот что нам нужно. А тут – избавиться от зависти… Да вы что, это я буду в очереди стоять там? Придумали тоже.

Слышите, христианство какое? А мы радуемся — тысячи идут. Давайте послушаем, с чем идут, что надо. Что надо? Чтобы эти камни в хлебы превратились – вот что надо.

Итак, кто христианин по существу? Святой Иустин — мученик и философ, писал о том, и перечисляет некоторых философов, которые действительно, до глубины души мучились о том, в чем же смысл человеческой жизни, где добро, где истина, говорит: они были христианами до Христа. И это – не красивые слова. Мы находим за тем что он пишет – все они, которые искали спасения — все они с пришествием Христа вошли в церковь и приняли Христа, хотя жили за сотни лет до него.

Без крещения, как же такое? Авраам же не крестился, пророки не крестились – какая им церковь, долой из Царства Божьего…

Мы очень формально подходим к пониманию самого слова Церковь — настолько вот эта внешняя организация и больше ничего. И забыли, что мы, состоя в этой внешней, кажется Церкви, можем быть совершенно вне Церкви, полностью вне Церкви. Как Христос и говорит: «Отойдите от Меня, Я никогда не знал вас». Это кому – даже тем, которые Именем Его творили знамения и чудеса. «Они Меня не знали, и Я никогда не знал вас». И напротив – христиане до Христа.

Так что, какой вывод можно сделать в отношении этого действительно серьезного вопроса. Церковь – вот это внешнее, которое мы знаем — это великое благо. Оно дает человеку, открывает смысл человеческой жизни, открывает, каким он должен быть, чтобы спастись. Дает, помогает ему даже Таинствами. Она есть средство.

Но те, которые по каким — то причинам где-нибудь в Индии или в Китае, в какой-то деревушке никогда и не слыхивали даже о Христе — Нектарий Оптинский говорит: «индус, который свято исполняет законы своей религии — спасется». Надо же, что сказал. «А христианин, который пойдет индусским путем — погибнет». Правильно. Действительно — с Церковью не так просто. А мы, знаете ли, так легко бросаемся этими словами: в Церкви», «вне Церкви». Надеюсь, понятно.

Профессор МДА Алексей Ильич Осипов.

Осипов о спасении вне Церкви

» жмите сюда, если нет «прокрутки» в этом окне

Профессор теологии
Алексей Ильич Осипов

о «спасении вне Православия»
[спасении вне церкви]

«Христос — Спаситель всех человеков»
(1 Тим. 4,10)

Святой Исаак Сирин с полной уверенностью писал:

«Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многоо;бразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, сделает так, что тленное это облечётся в нетление, и падшего во ад восставит в славе. Есть воздаяние грешникам, и вместо праведного [справедливого и соответствующего] воздаяния воздаёт Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали» [Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. 90, с. 615. М. 1858].

Эти слова Преподобного из его знаменитых «Слов подвижнических», которые никогда и никем из святых Отцов Православной Церкви, в том числе и Русской, не были подвергнуты какому-либо сомнению или критике, конечно, поражают. Ещё бы: не праведник, а грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Более того, Христос падшего во ад восставит в славе, вместо праведного воздаяния … облекает их в совершенную славу нетления. Всеобщее воскресение, убеждён св. Исаак, упраздняет геенну: где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников, – восклицает он?

Святому Исааку Сирину, конечно же, повезло, что он живёт не в наше время. Крепко бы ему сегодня досталось вместе со святыми Иустином Мучеником, Григорием Нисским, Афанасием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Амфилохием Иконийском, Епифанием Кипрским, Иоанном Дамаскиным, Максимом Исповедником, авторами многих стихир Октоиха и Миней и ещё многим за их убеждение о возможности спасения грешников и нехристиан – из еретиков бы им не выбраться.

Вопрос о спасении неправославных, иноверных, неверующих очень животрепещущий – он беспокоит множество людей, верующих и неверующих. Суть его проста:

— Что же? Спасаются одни православные, а из православных — только праведные, то есть капля в море человечества? А все прочие пойдут в муку вечную? Неужели Бог не знал, когда давал жизнь этим людям, что они изберут на земле зло и пойдут на вечные мучения? А вы говорите, что Он любовь. Какая же это любовь — хуже не придумаешь!

Послушаешь такие упрёки – и больно становится за то, что мы сами своей недогово;ренностью или, ещё хуже, формальным подходом к столь «больному» вопросу даём основание для подобных мыслей и выводов, отвращая тем самым людей от Христа.

Но как же, действительно, можно ответить на этот смущающий многих вопрос? Святые Отцы отвечают на него по-разному. Одни прямо утверждают, что спасение возможно только для членов Православной Церкви. Другие настаивают, что Христос – Спаситель всех человеков. Какой же ответ верен?

Православие говорит, что спасение стало возможным благодаря только Жертве Христовой! Оно указывает прав(ильн)ый путь жизни [заповеди и законы духовной жизни], точно обозначает цель его [обо;жение человека во Христе], даёт уникальные средства помощи [таинства]. Прочие мировоззрения, религии предлагают свои пути, средства и цели, которые не только во многом отличаются от православных, но часто и полностью дезориентируют человека.

Однако ошибочность той или иной религии ещё не означает неминуемую гибель всех её членов. Жертва Христова принесена за весь мир. Господь сказал:

«И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12; 32).

Апостол Иоанн Богослов пишет:

«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2,2).

Поэтому конечная участь любого человека сокрыта от земного взора. Как верно говорит русская пословица, «чужая душа – потёмки», она всегда остаётся для нас тайной.

Посмотрите, как гневно осудил Господь многих правовернейших (= православнейших), по человеческим меркам, законников, богословов, архиереев, священников, видевших себя лучшими других людей, гордившихся своей праведностью, своей православностью, презиравших т.н. грешников. И, напротив, принял, оправдал и ввёл в райские обители откровенных грешников, осознавших свою греховность и принёсших искреннее покаяние.

Первым в рай вошёл явный злодей, разбойник, в несчастной вечной участи которого никто не сомневался — и вошёл потому, что уже на кресте, в последние минуты своей жизни осознал до глубины души всю мерзость своих деяний и покаялся! И если бы об этом не сообщил евангелист Лука, то разве пришла бы кому в голову мысль, что этот бандит спасётся?

Читать еще:  В РПЦЗ поддерживают идею введения "Основ православной культуры" в школах России

Православная вера решительно исключает как равнодушие к истине, так и осуждение людей других убеждений. Как безумно пересекать бушующий океан на доске или вплавь, так же опасно, не ища истины, безрассудно убеждать себя в равнозначности всех религий. Только истина — надёжный корабль спасения. Но её обрете;ние невозможно без труда исканий и подвига нравственной жизни. Поэтому тех, кто по неизвестным нам причинам имеет другие убеждения, «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). А оказавшись на корабле, не гордитесь этой милостью Бога и не осуждайте других, а жалейте их от всей души, предоставляя любви Божьей и помня слова Апостола: «Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 13). Мы не знаем, кто прежде спасётся. Только Церковь соборным разумом может сказать о том, кто погиб, а кто свят.

Вне Церкви нет спасения. Но что значит вне Церкви? Можно ли безусловно отождествлять канонические, то есть видимые, границы Церкви с Церковью-Телом Христовым? Какая, например, Церковь, Русская или Константинопольская, оставалась спасительной, когда с 23 февраля по 16 мая 1996 года между ними было прекращено евхаристическое общение [из-за юрисдикционной проблемы в Эстонии]? Ведь, Церковь без Евхаристии – не Церковь. Но Евхаристия одна, и прекращение евхаристического общения означало отрицание её у другой стороны. И, следовательно, все совершающие её там и все причащающиеся были вне Церкви и вне спасения в этот период? Канонически – да. Но так ли по существу? И таких случаев в истории христианства было немало. Всё, оказывается, не так просто, как может показаться на первый взгляд.

А каким путём и кто входит в Церковь? Только принявшие священнодействие Крещения в Православной Церкви? Как тогда оказались в ней ветхозаветные праведники и многие мученики за Христа, не имевшие возможности принять ни Крещения, ни Причащения? Эти факты заставляют совсем по иному смотреть на природу и границы Церкви.

Когда святые Отцы говорят, что спасение возможно только в лоне Православной Церкви, этим самым они не утверждают, что вхождение в неё возможно только через принятие таинства Крещения в земной жизни, и что все прочие — то есть подавляющее большинство человечества — погибнут. Сейчас на земном шаре свыше 6 миллиардов человек, православных же около 250 миллионов [а сколько из них действительных, а не номинальных лишь членов?], все прочие люди — или неправославные, или нехристиане. Можно ли утверждать, что все эти некрещёные в Православии миллиарды людей: настоящие, бывшие и последующие погибнут? Можно ли считать, что Господь дал жизнь всем неправославным для бесконечных мучений?

Невозможно в связи с этим не привести замечательные по силе любви и мысли слова святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там –такой человек думает невыразимо богохульно о Боге. Такой … клевещет на Него» [Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, §2].

«Не для того милосердный Владыка сотво­рил разумные существа, чтобы безжалостно подверг­нуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он всё-таки сотворил» [Св. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, § 6].

А вот что пишут по этому вопросу другие святые Отцы.

Святитель Ириней Лионский:

«Христос пришёл не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые . желали видеть Христа и слышать Его голос. Поэтому всех таковых Он во втором пришествии Своём прежде воздвигнет . воскресит и поставит в Своё Царство» [Свт. Ириней Лионский. Творения. Кн.4. СПб.: 1900, с.381].

«Мы научены, – пишет святой Иустин Философ и Мученик, – что Христос есть перворождённый Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, Которому причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» [Св. Иустин Философ. Соч. Апология 1, § 46. М. 1892 (переизд. 1995)].

В другом месте он говорит:

«Поскольку те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся через Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божьим» [Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, § 45].

А как оценить в свете этого вопроса библейскую историю о послании Богом пророка Ионы в языческую Ниневию с проповедью покаяния (Иона 1, 2)?

«И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3, 5). И Бог принял покаяние язычников: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 11).

Кто же крестил ниневийских язычников, насколько православной была их вера? Но Бог принял их покаяние и помиловал не просто же на миг земной жизни, но, без сомнения, и в вечности.

Святитель Григорий Богослов говорит:

«Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самою вещью, не имеют только имени» христианина [Свт. Григорий Богослов. Твор. Т.1. Сл.18. СПб.1912. С. 264].

О том же писал и преп. Иоанн Дамаскин:

«Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского – немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остаётся только справедливым Судьёй, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки – что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божьему спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлёк, уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный» [Преп. Иоанн Дамаскин. О скончавшихся в вере (PG 95, 257 AC). Цит. по: игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 325].

Преп. Нектарий Оптинский считал даже, что

«простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, — спасётся. Но тот, кто, зная о христианстве, идёт индусским путём, — нет» [Цит. по: Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди (мои духовные встречи). М., 1997, с. 147].

Один из известных русских подвижников-исповедников 20-го века святитель Афанасий (Сахаров + 1962) писал:

«Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадёжно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление» [Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). М. 2001. С.272].

Что означают слова апостола Петра:

«Бог нелицеприятен, но боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10; 34-35),

или апостола Павла, что Христос

«Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных» (1 Тим. 4,10)?

«слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 9-16).

Нет сомнения, что у обоих апостолов речь идёт о спасении не только христиан, но и всех людей, делающих доброе во всяком народе. Ибо нет лицеприятия у Бога.

Принципиальный ответ на вопрос о том, кто спасётся, даёт Сам Господь Иисус Христос:

«Всякий грех и хула, простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Челове­ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем» (Мф. 12,31-32).

Святые Отцы однозначно понимают эти слова. Например, свт. Иоанн Златоуст:

«Грех против Духа Св. преимущественно непростителен. Почему же? … Слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облёкся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем. Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесёте за неё наказание…, что Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину» [Свт. Иоанн Златоуст. Твор. Т. 7. СПб. 1911. С. 440-441].

В другом месте он подчёркивает:

«противящиеся истине сами подтверждают учение истины тем, что делают и говорят каждый день» [Свт. Иоанн Златоуст. Твор. Т. 9. СПб.1903. С. 509].

«В этом состоит хула на Духа Святого . когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать» [Свт. Феофан (Говоров). Толкование первых восьми глав послания св. ап. Павла к Римлянам. М. 1890. С. 86].

Пророк Исаия говорит:

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис. 5, 20).

То есть хула на Духа Святого — это гордость, ожесточение и сознательная борьба против истины, правды, совести. Вообще святые Отцы говорят:

«Нет греха непростительного – кроме греха нераскаянного» [Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 2, с. 12. М. 1858].

Действительно, пока состояние гордыни господствует в человеке, он не способен к покаянию, следовательно, и к спасению. Все прочие грехи, даже отвержение Христа [«слово на Сына Человеческого»], если они совершаются по неведению, по человеческой слабости, по причине ложного воспитания и образования и проч., но не сопряжены с сознательным противлением правде и истине — простятся, поскольку ещё остаётся возможность покаяния, духовного изменения, исправления.

Одним словом, в этих словах Христовых заключена та мысль, что для всех, в том числе и для не принявших в земной жизни таинства Крещения, но не похуливших Духа Святого сохраняется возможность спасения, т. е. возможность стать членами Тела Христова – Церкви. Эта возможность обусловлена тем, что дар благодати таинства сообщает Господь, а не священнослужитель, совершающий лишь священнодействие таинства. Господь же сообщает этот дар достойным — «нищим духом» (Мф. 5,3). Так, Он даровал благодать Крещения благоразумному разбойнику, ветхозаветным праведникам и многим другим.

Православная Жизнь

Отвечает митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, просим Вас ответить на вопрос, который возникает наверняка у большинства верующих: неужели все иноверцы не спасутся? Православные храмы ведь не везде есть. Подавляющее количество храмов в Европе католические и протестантские.

– Что говорят святые отцы по этому поводу? Часто они ссылаются на слова свт. Феофана Затворника об иноверцах: «Не знаю, спасутся ли они, а я без Православия не спасусь».

Читать еще:  Папа Иоанн Павел II принял отставку трех бразильских кардиналов

Это высказывание не означает, что святитель в чем-то сомневается или был не уверен, как некоторые преподносят. Феофан Затворник констатирует, что несет ответственность только за себя, свои поступки, свою веру и слова, поэтому и судить никого не желает, оставляя суд Богу. Он идет за Христом, откликнувшись на Его призыв: следуй за Мной. Но это не значит, что он не способен защитить Церковь.

Известны и другие высказывания святителя Феофана на эту же тему, причем однозначные и конкретные: «Католики помутили апостольское Предание. Протестанты взялись поправить дело и ещё хуже сделали. У католиков Папа один, а у протестантов – что ни протестант, то папа»; «Учение Божественное должно всегда пребывать единым и неизменным, как неизменен и вечен Сам Бог».

Феофан Затворник пишет: «А вот есть же люди, которые говорят: как хочешь веруй, только живи хорошо и ничего не бойся, – как будто можно жить хорошо, не имея здравых понятий о предметах, сообщаемых истинной верою. Не обольщайтесь, братия! В состав истинной жизни входит не одно поведение, но и здравый образ мыслей».

Есть общества, которые стараются жить по нравственным законам, и это прекрасно, но духовная жизнь, ведущая к спасению, совсем другое. Нравственность и духовность – разные вещи.

Святые говорили, что жить по совести могут многие, однако спастись смогут лишь те, кто придет к Православной вере и примет Крещение, кто начнет жить по евангельским заповедям. «Вне Церкви нет спасения», – говорил защитник Церкви и чистоты веры священномученик Киприан Карфагенский.

Он поучал: «Быть вне Церкви и оставаться христианином невозможно… Тот, кто не может уже иметь отцом Бога, тот не имеет матерью Церковь».

Священномученик Илларион Троицкий был уверен: «Мы должны признать истину: христианство от Церкви совершенно неотделимо и без Церкви христианство невозможно».

Господь желает, чтобы все спаслись: «…это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3–4). Все избранные у Бога, всем Господь желает спасения, всех ведет к нему, но не все соглашаются принять Его волю и… погибают.

Господь определил нам путь ко спасению – Иисуса Христа, оставил нам Церковь Свою, пребывающие в Ней спасутся. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5). Один Бог и одна Святая Церковь.

Беседовала Наталья Горошкова

Есть ли спасение вне Церкви?

2.2.Вне Церкви нет спасения?

Вступление. Общаясь на религиозных форумах. Наткнулся на камень преткновения фразу «Вне Церкви нет спасения». Этот тезис озвучил в III веке по Рождестве Христовом св. Киприан, епископ Карфагенский, то было время расколов, которые стали умножаться в Церкви. И он категорически и твердо заявил, что вне Церкви нет спасения (salus extra ecclesiam non est). Если в ту пору эти слова звучали довольно убедительно и многие вернулись из раскола в Церковь.[1] Скорее всего, из-за того, что еще были свежи в памяти потомков усилия апостолов и Христа в деле создания и устроения Церкви.
А раз столько сил было потрачено на создание Церкви в первую очередь в виде организации. « Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее « То и важность в Церкви в деле спасения была очевидна. В нашем же секулярном мире, при умножении расколов, ересей и сект, эти слова светские люди могут воспринимать как проявление фанатизма [1]. А создание Церкви в виде организации может быть воспринято всего лишь как гениальный менеджерский ход. Великий Менеджер. Так образованному светскому человеку, очевидно, что в борьбе за последователей. Выжили лишь те религии, которые изначально старались опереться на организации.
Мусульманство — выжило и распространилось потому, как ставило перед своими последователями идею создания мусульманского религиозного государства.
Буддизм — изначально стал опираться на монастыри. Именно монастыри взяли на себя миссию хранения и распространения идей буддизма.
Христианство же выжило и окрепло благодаря созданию «Царства не от мира сего [2]» — Церкви.
На Западе христиане попыталось пойти по пути «мусульманского востока» и создать теократию, объединив светскую и духовную власть в лице папы. Идея, которая провалилась.
И второй путь это заручиться поддержкой светской власти, путь восточных патриархатов.
Путь как показала более успешный, чем узурпация светской власти духовной. Там же где светская власть была слаба или отсутствовала либо же была враждебна, ставка была сделана на монастыри.
В любом случае любому образованному человеку, очевидно, что для того, что бы уничтожить христианство нужно сокрушить Церковь как организацию, а затем монастыри как самодостаточные и автономные, а посему мало подконтрольные организации. Последний оплот христианства во враждебном к религии государстве. Именно Церковь есть оплот христианства. Его защитница и хранительница. Не будет Церкви, останется голая идея — христианство, которая со временем забудется, как и другие древние учения. Вместилище Невместимого. Но это лишь внешний аспект Церкви. И важность Церкви как хранительницы и распространительницы Истинной веры мало кого может убедить в том, что «вне Церкви нет спасения [1]». Ведь «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3. 8).И даже если Церковь как организация есть вместилище благодати. Есть хранилище не просто знание, а и Духа Святого полученного Церковью в лице апостолов в День Пятидесятнице. То мысль о том, что «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3. 8).подтачивает веру в абсолютную необходимость Церкви в деле спасения. Так ли это? Кого спасаем? Для того, что бы ответить на этот вопрос не мешало бы для начала разобраться. Кого и от чего спасать? Читаем в Евангелии «Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор.6:2)». Спасть святых, которые будут судить мир? Или все-таки спасать нужно тех, в ком нет Духа Святого, тех, кто не стал святым, тех, кому грозит «Озеро огненное»?! Очевидно, что второе. Второй аспект спасения это попытка избежать после смерти Ада. Что же такое Ад? Приведу цитату: » Ад — общая могила человечества (Пс. 6:6; Откр. 20:13, 14) [3] Это обобщенное «место», где пребывают души духовно мертвых лишенных благодати людей.
Но даже в этих «местах» некоторые церковные писатели усматривали даже очень неплохие места. Например, некое «Лоно Авраамово» (Лк.16:22). О котором повествует Иисус Христос. Ад согласно притче о Лазаре не так уж ужасен. Так как в нем работает так горячо всеми защищаемый закон воздаяния. Именно поэтому Ад также — «место» воздаяния грешникам (Мф. 23:33; Мк. 9:43; Лк. 16:23, 28; Мф. 25:46; Откр. 14:10; Откр. 20:10) [3] Весь ужас этих «мест» в том, что встреча с Богом там была раньше не реальной. Это были места Богооставленности. До прихода Христа, конечно. Если даже в нашем мире нам иногда кажется, что Бог покинул нас. Хотя это мы Его покинули. То там это чувство обострено. Оно явно выражено. Там нет на человеке тела, которое покрывает, как бы сковывает наше мироощущения нашу наготу, без благодатность. Там отсутствие и не возможность ощущать, Бога ставшее нашим естеством после грехопадения Адама и Евы становиться явным.
Правда в том, что все кто не родился от воды и Духа уже там. Просто пока еще этого не осознают. Перед глазами другие декорации. Но смерть их разрушит.
Многим нет нужды попадать, в Ад они уже там. Вспомните Евангельского богача, который просто «очнулся» в Аду.
К счастью выход есть. И Выход этот Христос и Его Церковь.
«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос.13:14)»[4]. Как спасаем? Что же предлагает для спасения от «Озера огненного» и «Ада» современное христианство?! В смысле конкретно, а не обобщенно «Христос и Его Церковь». Даже при поверхностном ознакомлении материала которые предлагают различные христианские деноминации можно без труда обнаружить три доктрины спасения.
1.Спасение верой (Галат.2:16) — признана краеугольной в протестантизме. Но если вера не совершенно ущербна, человек не спасется ею. (Верь — спасешься)
2.Спасение делами (Иакова 2:24) — довлеет в католичестве (твори добро — спасешься)
3. Спасение благодатью ( Деян. 15:11) — довлеет в православии (стяжай благодать — спасешься).

Картошка на асфальте. Можно ли противопоставлять эти доктрины?
Не думаю. По крайней мере, никто из древних учителей Церкви эти три пути спасения не противопоставлял. И вся настаивали на равноценности этих путей, но лишь в лоне Церкви.
Все ставили краеугольным камнем НАЧАЛОМ спасение присоединение к Церкви. А какой путь, какую доктрину выберет человек в Лоне Церкви, уже не важно.
Почему так. Если исходить из концепции, согласно которой «Церковь есть хранительница Духа Святого [5]». Получившая Его в виде огненных языков сошедших на апостолов в День Пятидесятницы (Деян. 2, 1-11). То очевидно, что если человек подвизается вне источника благодати вне Церковной оградки, то он трудиться зря. В туне. Упрощенно если из троицы «Церковь — вера — дела» выкинуть Церковь и как организацию и как вместилище благодати. То совершенно не важно, что выберет человек «верь-спасешся» или же «делай добро — спасешься».
Именно в этом суть православной концепции «спасения Благодатью». Если человек садит картошку на асфальте его стремление к труду похвально, но урожай награду он врядли получит.
Отсюда и «Вне Церкви нет спасения».
Вне Церкви все, что бы человек не делал для спасения, есть пустая трата времени и сил.
«Кто не со мною, тот против меня; и кто не собирает со мною, тот расточает» (Мф. XII, 30). А как Христос знает, что человек с ним? Ответ на этот вопрос также очевиден. Если вспомнить христианскую концепцию «Церковь — тело Христово». Еф.1:22-23, Еф.5:23, Кол.1:18. Кто вне тела Христа тот и вне Христа. Дыхание Божества. А как же Дух дышит, где хочет» (Ин. 3. 8)? К сожалению, мало кто знает, что понимается под Дыханием Божества» А под дыханием Божества принято понимать так называемую Призывающую благодать «Призывающая благодать — это дыхание Божества, ощущаемое душой, прикосновение божественного перста к человеческому сердцу, неожиданный просвет в неведомый духовный мир. Пробуждающую благодать, как новое состояние души, как внутреннее и внешнее свидетельства о бытии Бога, переживал хоть раз в жизни каждый человек». (арх. Рафаил Карелин) [6] Именно это дыхание Божества или же Призывающая благодать «разлита» сейчас по всему миру везде. И дышит где хочет. Это божественная приманка Великого Ловца Душ. Закинутая даже в самые темные омуты вроде «лукавствующих церквей». «И не вниду, говорит Псалмопевец, в церковь лукавствующих« (Пс.25:5). Это те последние спасительные ниточки способные вытянуть человека на Свет, в какой бы духовно-религиозный омут он не попал бы. И возможно привести в лоно Истинной Соборной и Апостольской Церкви. Эпилог. Все это позволяет, на мой взгляд, увидеть за словами «Кто отделяется от Церкви, тот не имеет Духа Святого» (Св. Августин и Священномученик Киприан Карфагенский) и
«Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» [7] — не религиозный фанатизм. А объективную реальность.Только не надо забывать, что речь идет о Церкви вообще. А не только о Церкви верных границы которой четко прописаны в катехизисе. Разве оглашенные к которым можно причислить почти всех протестантов не есть также Церковь?! Некий притвор Церкви верных но все же Церковь?!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector