0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отрезать голову во имя пророка

Содержание

Отрезать голову во имя пророка. Теракт во Франции обнажил старые проблемы

Во Франции с новой силой разгораются споры о том, что делать с людьми, которые, получив право на жительство в стране, отказываются принимать ее ценности. Политика мультикультурализма проверку временем не прошла.

Христиане превратили секс в великий грех

Однако и в этой атмосфере оптимистичного диалога существуют значительные расхождения. Лютеране не соглашаются с католической церковью относительно власти папы или того, что во главе их церквей должны стоять епископы. Они сами не выступают единым фронтом: Всемирная лютеранская организация, представлявшая лютеран на конференции в Швеции, не говорит от лица всех лютеранских объединений. Крупные объединения, в состав которых входит более 1 миллиона членов, например, Лютеранская церковь — Миссурийский синод в Соединенных Штатах, выступают отдельно от тех, с кем их объединяет название их конфессии.

«Это возмутительно, это также и источник огорчения, ведь это вызывает раскол в семье, — говорит Итон, чье либеральное объединение лютеран-евангелистов входит в состав Всемирной лютеранской федерации. — Мы также довольно глупо выглядим в глазах всего остального мира, на мой взгляд, когда спорим друг с другом». Однако Самуэль Нафцгер (Samuel Nafzger), бывший лидер Лютеранской церкви — Миссурийского синода, написал в газете в 2009 году, что различия в доктрине играют свою роль, и их легче всего разрешить непосредственно, «не игнорируя их или давая согласие на расхождения».

Некоторые люди в католической церкви также скептически относятся к агрессивному обращению папы Франциска к христианам, относящимся к другим конфессиям. «На мой взгляд, он шел по опасному пути в отношениях с другими христианскими объединениями, — сказал отец Рассел МакДугалл (Russell McDougall), ректор Экуменического института Тантур в Иерусалиме, — потому что он понимает: если он оторвется слишком далеко от своей паствы, то потеряет ее». Пока папа римский работал над обращением к протестантам, его экуменическая энергия чаще была направлена к восточной православной церкви, заслуживающей «особого внимания» из-за их близкого наследия с римской католической церковью, согласно документам Второго Ватиканского собора. Но и тут некоторые высказываются скептически. В Израиле и в других странах, например, «некоторые представители восточной православной церкви считают экуменизм делом рук дьявола», — говорит МакДугалл.

Цель экуменического диалога неясна. Тантур был учрежден Университетом Нотр-Дама в 1970-х годах в результате Второго Ватиканского собора с целью «способствовать поиску христианского единства и межцерковной гармонии». Однако, как говорит МакДугалл, некоторые люди в католической церкви до сих пор считают, что «экуменизм означает «вступление в диалог с другими, чтобы объяснить им католицизм»». На его взгляд, сейчас, более чем когда-либо до этого, «христиане…осознают, что тезисы, которые мы излагаем нашей пастве, были излишне упрощенными». Но жить с этим осознанием непросто. «Среди некоторых христиан можно увидеть нежелание молиться вместе с другими христианами, — говорит МакДугалл, — Деликатным вопросом до сих пор остается причастие… В большинстве своем католики не приглашают протестантов на причастие в свои церкви, а православные не приглашают никого».

История

Реформация и Контрреформация

Швейцарский реформатор и последователь церкви Ульрих Цвингли обучался с 1498 года в течение нескольких семестров в Вене. [2] Город тогда был центром гуманизма, где в то время преподавал Конрад Цельтис. Но во времена Реформации в Австрии, как и во времена Контрреформации около 80 процентов населения были протестантами-лютеранами (исключение — Бургенланд). [3] Georg Erasmus von Tschernembl (нем.) (1567—1626) был одним из немногих благородных реформаторов того времени. Это произошло во время его пребывания в Женеве, где он переубедил своего брата Gotthard Starhemberg от изменения веры. Семьи Tschernembl и Starhemberg впоследствии перешли в католическую веру.

Первыми, кто первоначально сформировал реформаторское мировоззрение в Австрии, были состоятельные иммигранты из Швейцарии и Шотландии. В течение первых десятилетий Реформации было практически невозможно отделить реформатов от лютеран. Ситуация была разрешена в Венгрии (в настоящее время это австрийская федеральная земля Бургенланд), где в 1591 году на Синоде в Чепреге произошёл открытый разрыв между двумя протестантскими деноминациями.

Реформатский приход Оберварта является единственным в Австрии, который существовал ещё со времён Реформации беспрерывно. В 1673 году здание церкви было оккупировано немецкими наёмниками и преобразовано в католическую церковь. В 1681 году парламент в Эденбурге принял решение о веротерпимости. В последующие годы была построена в 1771—1773 гг., существующая и в настоящее время церковь. Первое, санкционированное государством, реформатское поклонение в Вене проведённое на немецком языке, произошло в конце 17-го века в часовне голландского посольства. Это было связано с экстерриториальностью посольства. Первым известным проповедником миссии стал в 1671 году Филипп Отто Фитор (нем.) из Гессена, который впоследствии стал смотрителем епархии Касселя.

Йозефинизм [4]

Протестанты и католики были уравнены в правах только в правление Иосифа II в 1781 году. Только путём издания «Толерантного патента» (нем. Toleranzpatent ) Иосифом II в октябре 1781 года у протестантов появилась возможность, по которой они могли образовывать собственные общины, впоследствии Евангелической церкви Аугсбургского и Гельветского исповедания. Закон о веротерпимости стал основой для религиозной свободы в Австрии, однако, был связан со многими ограничениями. «Толерантным патентом» были установлены нижние пределы для организации протестантских общин: 500 человек или 100 семей. Культовые строения не могли иметь башню, а вход в церковь только с обочины дороги.

Церковь хотя и имеет обозначение НВ (Гельветское признание (исповедь); первоначально: HC — Гельветская конфессия (исповедь)), но реформатство в Австрии всё же имеет свою особенность. Первое Гельветское исповедание является частью традиционной швейцарской реформации (Цвингли, Кальвина, Буллингера), а вторая часть гельветской исповеди Генриха Буллингера касается основных вопросов веры, морали и правил христианской и церковной жизни (порядок богослужения, праздники, вопросы брака и т. п.).

Первым суперинтендентом евангелической церкви HB стал в 1785 году во Франкфурте-на-Майне Карл Вильгельм Хильхенбах (нем.) . Среди наиболее известных австрийских реформаторов в это время был Иоганн Готлиб Штефани (1741—1800).

1848—1918

В суперинтендентство Внутренняя и Нижняя Австрия Гельветского исповедания в 1849 году входило две общины: Вена и Триест с 4520 прихожанами. В коронных землях тогдашней Австрии также существовали суперинтендентство Богемия (нем.) с более чем 51000 членов и суперинтендентство Моравия (нем.) с почти 33 000 членов. Все пять суперинтендентов-реформатов 19-го века были выходцами из Германии. В венском университете до сих пор существует Факультет евангелической теологии или Протестантский факультет (нем. Evangelisch-Theologische Fakultät ), основанный в 1820 году императором Австрийской империи Францем I.

Задачами революции 1848 года было установление гражданских прав и свобод, ликвидация феодальных пережитков. Помимо глубокого кризиса политической системы поводом к революции послужили межэтнические противоречия в многонациональном государстве, стремление народов империи к культурно-политической автономии. Среди прочих, были выдвинуты требования для равенства всех конфессий. После 1848 г. протестантские приходы были наделены правом для регистрации рождений. Император Франц Иосиф I 8 апреля 1861 г. издал «Протестантский патент» (нем. Protestantenpatent ). По этому закону, в первую очередь, протестантская церковь получила относительное юридическое равенство. В дополнение к Толерантному патенту 1781 года (нем.) и Федеральному закону о правовом положении Евангелической церкви 1961 года (нем.) [5] , Протестантский патент (нем.) был самым важным документом, который до настоящего времени регулирует отношения между государством и протестантскими церквями в Австрии.

В 1861 году была основана протестантская община в Брегенце, став третьей, из старейших, ныне существующих реформаторских общин, дополнив таким образом существовавшие в Австрии в то время общины в Вене и Оберварте. В 1876 году было создано проповедческое место в Фельдкирхе (Форарльберг) после того, как там ещё в 1864 году, несмотря на противодействие Римско-католической церкви, были построены церковь и кладбище. В 1893 году началось проповедование в венском районе Фаворитен, а в 1901 году также и в районе Оттакринг. В 1908 году была организована приходская община в Фельдкирхе.

Среди наиболее важных личностей Реформации Австрии 19-го века является Генриетта Александрина Нассау-Вейльбургская (1797—1829) — дочь князя Фридриха Вильгельма Нассау-Вейльбургского и принцессы Луизы Сайн-Гахенбургской. 17 сентября 1815 года в Вайльбурге Генриетта вышла замуж за эрцгерцога Карла, который был католического вероисповедания. Это был первый деноминационный смешанный брак в доме Габсбургов. Несмотря на протестантское вероисповедание эрцгерцогини император Франц II позволил похоронить Генриетту в Склепе капуцинов. Имя эрцгерцогини Генриетты носит улица в венском районе Донауштадт. Министр торговли и финансов Австрийской империи Карл Людвиг фон Брюк (1798—1860) (нем.) также был членом Евангелической церкви Г. И. В культурной жизни страны было много и других реформатов: композитор Альбан Берг (1885—1935), художник Fritz L’Allemand (1812—1866) (нем.) , архитектор Йозеф Хоффман (1870—1956), актёры Carl von La Roche (1794—1884) (нем.) , Amalie Haizinger (1800—1884) (нем.) , Joseph Lewinsky (1835—1907) (нем.) и Отто Тресслер (1871—1965).

Читать еще:  Православную часовню готовят к отправке в Антарктиду

Первая Республика

Бургенланд был образован на землях немецкой западной Венгрии и присоединён к Австрийской Республике после Первой мировой войны. С тех пор на немецком и венгерском языках проводятся богослужения в ранее чисто венгероговорящем сообществе Оберварт. В 1924 году были созданы приходские общины Вена-Зюд (Реформатская церковь Искупителя) и Вена-Вест (Церковь Цвингли) в венских районах Фаворитен и Оттакринг соответственно. В 1936 году в Блуденце (Форарльберг) появилась ещё одна приходская община Евангелической церкви Г. И. в Австрии. В приходской общине Вена-Вест в 1937 году было построена и открыта Церковь Цвингли. В период австрофашизма (1934—1938) были тесные связи с римско-католической церквью.

Аншлюс

Лютеранская церковь имела репутацию «немецкой» церкви. В ней было очень много прихожан, сочувствующих национал-социализму. Реформатская Церковь умело пользовалась своими литургическими особенностями для привлечения в своё лоно обращённых из евреев. Жертвами нацизма стали многие члены Церкви еврейского происхождения, а в концентрационном лагере Маутхаузен был убит пастор-кальвинист Жигмонд Варга (нем.) . В 1944 году, во время Второй мировой войны, реформаты-беженцы из немецкоязычных населенных пунктов Югославии переселились в Австрию. Некоторые из них поселились в районе Линца, что повлекло за собой последующее формирование и создание приходской общины реформатской церкви в Линце.

Вторая Республика

Генеральный Синод Евангелической церкви Аугсбургского и Гельветского исповедания в 1949 году принял новую церковную конституцию.

В 1950 году усилиями немецкоязычных беженцев из Югославии появилась независимая (автономная) приходская община в Линце. Здание церкви было построено в 1953 году, а часовня — в 1993 году. С 1951 года началось проповедование и была организована приходская община в Дорнбирне. Из-за Венгерского восстания в 1956 году последовала волна беженцев в Австрию и увеличила число венгероязычных членов Евангелической церкви Гельветского исповедания, богослужение для которых проводится на венгерском языке в муниципалитетах Вена, Линц и Оберварт. Кроме того, с 1956 года, в новом помещении цокольного этажа, в недавно построенном жилом доме, разместилась Реформатская церковь Искупителя (нем.) церковного прихода Вена-Зюд.

В 1961 году Церковь, в так называемом протестантском законе (Федеральный закон о правовом положении Евангелической церкви) [5] , получила полную юридическую свободу. Данным законом было юридически закреплено равенство протестантских церквей с Римско-католической Церковью. Этот закон был принят в качестве конституционного права. [6]

В 1965 году в австрийских протестантских церквях было предоставлено формальное право рукополагать женщинам. В том же году была освящена Церковь святого Павла (нем.) в Фельдкирхе, а Церковь Доброго Пастыря (нем.) в Блуденце стала автономной, последней из девяти сегодняшних приходских общин. В 1967 году первое экуменическое богослужение состоялось с лютеранами, а 1974 году и с Римско-католической церковью.

Недавняя история Евангелической церкви Гельветской исповеди в Австрии характеризуется длительным сроком пребывания в должности суперинтендента Петера Карнера (нем.) (1986—2004). Под покровительством пастора приходской общины Вена-Внутренний Город среди других была введена и услуга благословения для однополых пар. С 2007 года Томас Хенефельд (нем.) , пастор общины Вена-Вест, стал во главе Церкви и занял должность государственного суперинтендента. Среди наиболее известных прихожан Евангелической церкви Гельветской исповеди в Австрии за последнее время включают в себя выдающийся австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц (1903—1989), архитектор Роланд Райнер (нем.) (1910—2004) и актёр Макси Бём (нем.) (1916—1982).

Региональные церкви ЕЦГ [ править ]

  1. Евангелическая церковь Анхальта
  2. Евангелическая церковь Бадена
  3. Евангелическо-лютеранская церковь Баварии
  4. Евангелическо-лютеранская церковь Берлина-Бранденбурга-Силезской Верхней Лужицы
  5. Евангелическо-лютеранская церковь Брауншвайга
  6. Евангелическая церковь Бремена
  7. Евангелическая церковь Вестфалии
  8. Евангелическая церковь Вюртемберга
  9. Евангелическо-лютеранская церковь Ганновера
  10. Евангелическая церковь Гессена и Нассау
  11. Евангелическая церковь Кургессена-Вальдека
  12. Липпская церковь
  13. Евангелическо-лютеранская церковь Ольденбурга
  14. Евангелическая церковь Пфальца
  15. Евангелическая церковь Рейнской области
  16. Евангелическо-лютеранская земельная церковь Саксонии
  17. Евангелическо-лютеранская церковь Северной Германии
  18. Евангелическо-лютеранская церковь Шаумбурга-Липпе
  19. Евангелическая церковь Центральной Германии
  20. Евангелическая реформатская церковь — Синод реформатских церквей Баварии и Северо-Западной Германии (в эту церковь входят христиане из областей 3, 5, 7, 11, 13, 14, 19)

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Реформация и Контрреформация
    • 1.2 Йозефинизм [4]
    • 1.3 1848—1918
    • 1.4 Первая Республика
    • 1.5 Аншлюс
    • 1.6 Вторая Республика
  • 2 Учение
  • 3 Организационная структура
    • 3.1 Церковные приходы
    • 3.2 Управление
    • 3.3 Евангелическая церковь в Австрии
    • 3.4 Межконфессиональное и международное сотрудничество
    • 3.5 Средства массовой информации
  • 4 Литература
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Реформация и Контрреформация
    • 1.2 Йозефинизм [4]
    • 1.3 1848—1918
    • 1.4 Первая Республика
    • 1.5 Аншлюс
    • 1.6 Вторая Республика
  • 2 Учение
  • 3 Организационная структура
    • 3.1 Церковные приходы
    • 3.2 Управление
    • 3.3 Евангелическая церковь в Австрии
    • 3.4 Межконфессиональное и международное сотрудничество
    • 3.5 Средства массовой информации
  • 4 Литература
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Региональные церкви ЕЦГ [ править ]

  1. Евангелическая церковь Анхальта
  2. Евангелическая церковь Бадена
  3. Евангелическо-лютеранская церковь Баварии
  4. Евангелическо-лютеранская церковь Берлина-Бранденбурга-Силезской Верхней Лужицы
  5. Евангелическо-лютеранская церковь Брауншвайга
  6. Евангелическая церковь Бремена
  7. Евангелическая церковь Вестфалии
  8. Евангелическая церковь Вюртемберга
  9. Евангелическо-лютеранская церковь Ганновера
  10. Евангелическая церковь Гессена и Нассау
  11. Евангелическая церковь Кургессена-Вальдека
  12. Липпская церковь
  13. Евангелическо-лютеранская церковь Ольденбурга
  14. Евангелическая церковь Пфальца
  15. Евангелическая церковь Рейнской области
  16. Евангелическо-лютеранская земельная церковь Саксонии
  17. Евангелическо-лютеранская церковь Северной Германии
  18. Евангелическо-лютеранская церковь Шаумбурга-Липпе
  19. Евангелическая церковь Центральной Германии
  20. Евангелическая реформатская церковь — Синод реформатских церквей Баварии и Северо-Западной Германии (в эту церковь входят христиане из областей 3, 5, 7, 11, 13, 14, 19)

Великая евангелическая авантюра Франциска

Сможет ли Франциск преодолеть десятилетия противостояния между католиками и евангеликами? По мнению автора статьи в Catholic Herald Люка Коппена, Франциск наверняка сделает католиков большими евангеликами, чем сейчас, но удастся ли ему сделать католиками евангеликов – относительно этого уверенности нет.

Где-то в кабинете папы Франциска лежит документ, который может изменить ход истории христианства. Он провозглашает окончание вражды между католиками и евангеликами и заявляет, что две традиции в настоящее время «объединены в своей миссии, потому что мы возвещаем одно и то же Евангелие». Святой Отец намеревается подписать текст в 2017 году, к 500-летию Реформации, вместе с евангельскими лидерами, представляющими примерно четверть христиан в сегодняшнем мире.

Франциск убежден, что Реформация уже завершилась. Он считает, что она закончилась в 1999 году, когда Католическая церковь и Всемирная лютеранская федерация приняли совместную декларацию об оправдании – учении, лежащем в основе протеста Лютера.

Немецкий смутьян обвинил Католическую Церковь в том, будто она учит, что человек спасается верой и добрыми делами, а не «одной только верой».

В 1999 году, после содержательных переговоров, католические и лютеранские богословы пришли к выводу, что два сообщества в настоящее время разделяют «общее понимание нашего оправдания Божьей благодатью через веру во Христа».

В 2006 году Всемирный методистский совет также принял эту декларацию. Но ни один крупный руководитель «рожденных свыше христиан» не выступил с публичным одобрением текста. Поэтому большинство из 600 млн евангеликов мира не имеют представления о том, что протест закончился. Повсюду, от трущоб Сан-Паулу до высотных зданий Сеула, евангелики и католики до сих пор смотрят друг на друга настороженно.

Многие из евангеликов даже отказываются воспринимать католиков как христиан, в то время как последние часто рассматривают евангелические общины как «секты».

Однако не все поддались враждебным чувствам. Еще в 1984 году влиятельный журнал харизматиков опубликовал статью под названием «Три течения, одна река?» Автор статьи Ричард Лавлейс утверждал, что католицизм, евангеликализм и пятидесятничество являются тремя притоками, образующими один большой поток христианства. (Многие наблюдатели считают евангеликализм и пятидесятничество единым течением, учитывая, что большинство пятидесятников являются евангеликами).

Лавлейс пишет: «Будет много узлов, которые нужно развязать, прежде чем у нас будет единая Церковь, которая является действительно Католической, Евангельской и Пятидесятнической».

Франциск и евангелики: первые шаги

«Много узлов нужно будет развязать»: сегодня эта фраза напоминает о папе Франциске. Он распространял почитание Девы Марии, развязывающей узлы, которое состоит в том, чтобы взывать к Богородице о помощи в решении, казалось бы, неразрешимых проблем. Разрыв между католиками и евангеликами уже давно выглядит как то, что принадлежит к этой категории.

На протяжении большей части своей жизни Франциск должен был смотреть на евангеликов с подозрением. Аргентинский иезуит старой школы, он должен был в смятении наблюдать, как его стадо перебегает в евангельские церкви (почти пятая часть латиноамериканцев теперь называют себя протестантами).

Можно представить себе его дискомфорт, когда в 1999 году он впервые отслужил Мессу для католиков-харизматиков. Когда он возносил Гостию, они говорили на языках, подобно своим коллегам пятидесятникам. Но будучи архиепископом Буэнос-Айреса, он начал посещать шумные собрания прославления как у евангеликов, так и у католиков. Поначалу он сидел, потихоньку потягивая мате.

Но в 2006 году он вышел на сцену, где встал на колени, в то время как протестантские лидеры молились над ним. Пастор с микрофоном кричал: «Наполни его Твоим Святым Духом и силою, Господи! Во имя Иисуса!» Образ коленопреклоненного кардинала, опустившего голову под простертыми руками евангеликов, был настолько шокирующим, что журнал традиционалистов вышел тогда с заголовком: «Буэнос-Айрес, sede vacante. Архиепископ совершает грех вероотступничества».

Читать еще:  Азербайджанский муфтий удостоился ордена `За заслуги перед уммой` 2 степени

Кардинал Бергольо получает «совместное благословение» от пасторов-пятидесятников и католических священников (стадион в Буэнос-Айресе, 2006)

Биограф папы говорит, что после благословения «кардинал воспылал огнем». Он начал встречаться с евангельскими пасторами каждый месяц. Он приезжал на общественном транспорте и с энтузиазмом участвовал в их импровизированных молитвенных собраниях. Они никогда не обсуждали индульгенции или Непорочное Зачатие. Теперь он верил, что их общее крещение является более важным, чем их различия.

Как папа, он продолжил избегать богословских споров. В отличие от бывшего ватиканского стража чистоты вероучения Бенедикта XVI, он готов сказать: «Давайте оставим это богословам».

Франциск и Тони Палмер

В Буэнос-Айресе он встретил южноафриканского пастора британского происхождения по имени Тони Палмер. Палмер принадлежал к «конвергентному движению», которое стремится соединить харизматическое богослужение с более исторически обоснованной литургией и пониманием таинств.

Франциск с Тони Палмером

Кардинал стал «духовным отцом» Палмера, однако, как говорят, отговаривал его становиться католиком, утверждая, что он призван служить «строителем мостов» между католиками и евангеликами. (Утверждают, что Франциск недавно сказал лидерам евангеликов: «Я не заинтересован в обращении евангеликов в католичество. Я хочу, чтобы люди нашли Иисуса в своей собственной общине. Давайте будем являть любовь Иисуса»).

Как и его наставник, Палмер считал, что Реформация уже закончилась. Он прямо призывал духовных наследников Лютера отказаться от ярлыка «протестантов». «Это все равно что говорить, что ты расист, несмотря на то, что ты живешь в стране, в которой больше нет системы апартеида», – заявил он.

Когда Франциск захотел обратиться к евангеликам после того, как он был избран папой, он не стал делать, казалось бы, напрашивающихся вещей. Он не попросил Папский Совет по содействию христианскому единству организовать конференцию, и не стал обращаться за советом к группе «Евангелики и католики вместе в Америке» – наверное, достигшей наибольших результатов в таком диалоге, чем кто-либо в мире. Вместо этого, он позвонил своему старому другу. Во время неторопливой встречи в Ватикане Палмер записал видео понтифика на свой iPhone.

Назначенный Франциском «Апостольским представителем по христианскому единству», Палмер взял фильм на конференцию служителей в Техасе, организованную проповедником Евангелия процветания Кеннетом Коуплендом. Перед демонстрацией фильма Палмер произнес то, что должно считаться одной из величайших христианских речей XXI века. «Братья и сестры, протест Лютера закончился», – заявил он. Он сказал явно ошеломленной аудитории, что говорит с ними «в духе Илии», который подготовил путь для чего-то гораздо большего, чем он сам.

Палмер, стоя за трибуной, конечно, не знал, что ему осталось жить всего несколько месяцев. Но, оглядываясь назад, можно сказать, что это был берущий за душу момент, когда он объявил, что хочет начать демонстрацию видеозаписи с папой с короткой молитвы. «Это была молитва умирающего», – сказал он. «И когда вы знаете, что скоро вам предстоит умереть, вы, конечно, будете читать самые важные молитвы».

Палмер прочел отрывок из Евангелия от Иоанна (17, 20-22), где Иисус молится, чтобы его последователи «были едино». Лицо Франциска, находящееся чересчур близко к объективу, появилось на большом экране. В своем коротком, импровизированном сообщении Папа назвал Палмера, который принадлежал к англиканской группе, независимой от архиепископа Кентерберийского, «братом-епископом».

Франциск затем провозгласил, что «чудо единства началось». Публика встретила видео возгласами, смехом и гомоном. Коупленд пригласил Палмера вернуться на сцену, чтобы записать ответ на его iPhone. Видео закончилось тем, что все служители – некоторые из которых, возможно, несколькими минутами раньше считали папу лжеучителем – простерли руки и обращаясь к Франциску в унисон воскликнули: «Будь благословен!»

Вскоре после этого Палмер привез евангельских тяжеловесов, представляющих миллионы прихожан, в Ватикан, чтобы они встретились с Франциском. Встреча получилась удивительно неформальной.

Папа говорил о необходимости для всех христиан иметь личные отношения с Иисусом. «Сэр, как проповедник, могу Вам сказать: “Дай пять”», – сказал Джеймс Робинсон, который помог вдохновить становление «Американских религиозных правых» в 1980-х годах. После того, как переводчик объяснил, что такое «дать пять», викарий Христа ударил по ладони сияющего телепроповедника.

В этот день Палмер передал Франциску проект текста, называвшегося «Декларация веры в единство ради миссии», который, как он надеялся, папа подпишет с евангельскими лидерами в 2017 году. Спустя месяц Палмер погиб в Англии, попав в аварию на мотоцикле – событие настолько шокирующее, что это вдохновило некоторых на публикацию на YouTube видеозаписей, в которых излагались невероятные теории заговора.

Франциск не делал никаких публичных намеков на то, что он действительно подпишет декларацию. Но он предпринял шаги, которые, как кажется, готовят почву для этого. Через несколько дней после смерти своего друга он стал первым папой, посетившим церковь пятидесятников, принеся извинения за преследования движения в Италии со стороны Католической Церкви. В прошлом месяце он попросил прощения у вальденсов – общины, которая считается старейшей евангелической церковью в мире.

Единство с католиками — не приоритет для евангеликов

Но даже если папа и подпишет декларацию в течение двух лет, полное, видимое единство между католиками и евангеликами остается маловероятным. Как объясняет о. Дуайт Лонгенеккер, американский католический священник, бывший раньше евангеликом, не существует единого авторитетного органа, который мог бы примириться с Римом.

«”Евангелики” могут включать в себя всех – от наиболее яростных антикатолических огнедышащих фундаменталистов до телепроповедников Евангелия процветания, “евангелических” англо-католиков, харизматов и модернистских протестантов», – говорит священник.

Он предполагает, что мало кто из них действительно заинтересован в единстве с Католической Церковью. «Для большинства евангеликов какое-либо воссоединение с Римом находится в самом конце повестки дня, если оно там вообще есть», – говорит о. Лонгенеккер. «Это так по двум причинам: несмотря на их нынешнее дружелюбие к католикам они по-прежнему имеют глубокое недоверие к Риму. Они просто не могут допустить мысли, что в «римском католицизме» есть много хорошего. Они могут рассматривать нас как братьев-христиан, но мы все равно являемся для них глубоко заблуждающимися».

«Во-вторых, их экклезиология – это экклезиология исключительно невидимой церкви. Они не видят никакой проблемы в существовании тысяч протестантских церквей, потому что «институциональная церковь» – рукотворная и временная, так что на самом деле не имеет значения, к какой из них вы принадлежите. Формальное воссоединение любого рода для них просто не имеет значения».

Ульф Экман, шведский пастор мегацеркви, который стал католиком в прошлом году, согласен с тем, что многие евангелики боятся «Суперцеркви». Тем не менее, он считает, что старые раны могут быть исцелены с помощью того, что он называет «параллельным подходом». «Это означает, что обе стороны становятся всё ближе друг другу, общаясь на равных и признавая друг друга, избегая проявлений подчинения и триумфализма. Это, скорее, слияние, нежели обращение». Это, безусловно, хорошо согласуется с собственным мнением Франциска, которое он выражает такими содержательными фразами как «примиренное разнообразие» и «единство без единообразия».

Для того, чтобы сохранить разнообразие, Франциск мог бы предложить евангеликам в более литургически понимаемом «конвергентном движении» нечто похожее на ординариат, который позволил группам бывших англикан воссоединиться с Римом, сохраняя элементы своего наследия. Кроме того, папа мог бы создать «Евангелический апостолат», что позволило бы примирившимся евангеликам развивать их характерный стиль богослужения и изучения Писания внутри Католической Церкви.

О. Лонгенеккер говорит, что Франциск также мог бы побуждать бывших евангеликов создавать монашеские общины, по примеру американсккого певца и автора песен Джона Майкла Талбота, который руководит неофициальной монашеской общиной «евангелических католиков».

Нет, однако, никаких доказательств того, что Франциск рассматривает какой-либо из этих вариантов. Возможно, он думает, что исследование этих путей к единству будет делом его преемников. Может быть, он считает, что его собственная миссия ограничена расчисткой мусора, которым в настоящее время завален путь.

Между тем, папа поощряет католиков становиться в большей степени евангельскими, в изначальном смысле этого слова. Кажется, что он хочет, чтобы верующие становились более похожими на «рожденных свыше» христиан: избавились от «похоронного» выражения лиц, излучали радость и несли Евангелие из церкви на улицы.

Благодаря Франциску и католическому движению харизматического обновления, верующие, скорее всего, к концу этого века будут выглядеть в значительной степени больше евангеликами, чем это было в начале века. А вот станут ли евангелики большими католиками – это еще предстоит выяснить.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов.
При полном или частичном воспроизведении материалов сайта гиперссылка на SKGNEWS.COM обязательна.

В отличие от официальных католических СМИ, наш сайт не получает никакого финансирования. Если вы считаете наши материалы полезными, вы можете поддержать этот проект.

«Стыдные вопросы» про евангельское христианство

В современном мире насчитывается 920 миллионов протестантов, или евангельских христиан — это второе по численности направление христианства. Для сравнения, это почти в четыре раза превышает количество православных христиан во всем мире.

Ключевым моментом, приведшим к появлению этого течения, послужил призыв католического монаха Мартина Лютера вернуться к Библии как главному авторитету в жизни человека. Сегодня это девиз жизни для более чем 4 миллионов жителей стран СНГ и Украины, относящих себя к евангельскому христианству (от слова «Евангелие», то есть благая весть Иисуса Христа).

Читать еще:  Репетиция вручения Премии Рунета прошла на RIW 2014

В 2018 году евангельскому христианству исполняется 501 год. В честь этого события мы приготовили список «стыдных» вопросов, которые задавали себе многие (и мы в том числе). На них нам помогает ответить Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии.

Я не религиозный человек. Зачем мне все это?

Ваша формулировка предполагает, что вера — некая добавка к обыденной жизни: кому-то нравится, кому-то нет. Вот только вопросы существования Бога, Его замысла и нашего положения перед Ним — не второстепенные, и не могут такими быть.

Например: когда человека убеждают не хвататься за оголённый провод, ответ «я не очень интересуюсь законами физики» неуместен. Когда лопнул аппендикс и ты умираешь от перитонита, глупо отказываться от операции, объясняя свой выбор тем, что ты не сторонник здорового образа жизни. Подлинная суть происходящего в мире определяется Божьими законами. Согласно Библии, от вечной смерти в грехах мы можем быть избавлены только Его спасительным вмешательством. Искать нужно не религиозности, но смысла, святости и вечности. Для этого у нас есть Библия и Церковь.

Почему вы называетесь евангельскими христианами?

Евангельскими христианами называют себя представители разных конфессий, когда хотят подчеркнуть значимость веры в Евангелие и его проповеди.

«Евангелие» переводится с греческого как «благая весть». Суть благой вести Нового Завета в том, что Сын Божий, Иисус Христос «умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Все люди испорчены грехом, виновны и перед лицом святого Бога обречены на вечную муку. Нам нечего предложить за наше спасение, и у нас нет ни сил, ни средств по-настоящему изменить себя. Но Бог, не желая нашей гибели, Сам решил эту проблему: Сын Божий стал человеком, чтобы умереть за наши грехи и, воскреснув, дать нам вечную жизнь вместе с Ним. Единственное условие этого соединения — вера. Он призывает нас поверить и довериться Ему.

Все, кто уверовал в Бога через эту весть, согласны, что весть о Боге действительно драгоценна. Поэтому церковные общины, состоящие из переживших спасение людей, любят называть себя евангельскими.

Почему бы просто не ходить в обычную церковь, как все?

Просто ходить в церковь было бы достаточно, если бы в целом мы были неплохие люди, а Богу было бы нужно просто чуть-чуть что-то подправить. Но, согласно Библии, каждый из нас должен радикально измениться. Настолько, что Библия описывает уверовавшего как умершего для старой жизни и вновь рождённого для новой.

В той жизни можно было быть «как все». Но новая жизнь не наша. Она дана Богом и принадлежит Ему. А Бог задумал её как протекающую в общине верующих, которые совместно делают Его дело, любят друг друга, соединены так, что с полным правом именуются братьями и сестрами. Настоящая церковь — это не место, куда ходят, это семья, в которой живут. Важно быть живой частью Божьей общины.

Какая вообще разница между православными и неправославными?

И православные, и протестанты верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа, в воплощение, крестную смерть и воскресение Сына Божьего Иисуса Христа и в то, что Им мы спасаемся.

Различаются представления о принятии спасения. Для православного это, прежде всего, путь, по которому Бог ведет его к совершенству. Для протестанта это дар возрождения, усыновления и новой жизни, принимаемый беспомощным человеком. Для православного жизнь по вере — способ получить спасение, для протестанта — ответ любовью на любовь. В придачу к этому протестанты настаивают на абсолютной авторитетности только Библии. И, наконец, исповедуя спасение по вере, они не считают, что спасенные есть лишь в их церкви, но что спасается всякий действительно верующий.

Не наше это все. Мы же русские/украинцы/белорусы/казахи. Чем это лучше, чем вера наших предков?

Говоря о вере предков, можно, конечно, вспомнить пантеоны языческих божков, связанных с тем или иным племенем или местом. Современные попытки возродить их — фантазии и новодел. Подлинные древние культы никому не нужны.

Если же под верой предков понимается православный вариант христианства, то стоит отметить, что единый Бог не ограничен нацией или территорией. Он Бог для всех народов, так что попытка настаивать на приоритете национальной традиции — это стремление протянуть нелепое язычество туда, где ему нет места. Подлинной вере чужд национализм. Поэтому, если наилучший для меня способ поклонения Богу отличается от традиции предков, я предпочту этот способ. Это не означает, что стоит презирать культуру окружающих людей, но важно позволить Христу преображать свою культуру.

Протестанты, это же секта какая-то?

Сегодня «секта» — оскорбительное слово, призванное подчеркнуть чуждость и порочность некого религиозного движения. Хотя в мире протестантов больше, чем православных, здесь в России нас действительно мало. Более того, православные настаивают, что они — единственная истинная Церковь во вселенной. Так что мы обречены на звание «секты».

Вот только не в прозвищах дело, но в верности людей Богу. Исторические заслуги, число последователей, богатство или политический вес, — как и отсутствие всего этого, — не свидетельствует о Божьей оценке конкретной общины верующих. Мы просто стараемся быть Ему угодными, несмотря на оскорбления и насмешки. А оценивать «секты» и «не секты» стоит с точки зрения Божьей воли, открытой всем нам в Библии.

А с чего начался протестантизм?

Обычно протестантскими называют все церкви, происхождение и взгляды которых связаны с Реформацией XVI века. Реформаторы старались очистить церковь от шелухи человеческих выдумок.

Их взгляды часто суммируют следующим образом: «Только Писание, только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава». Знаковой фигурой этого процесса стал католический монах и преподаватель Мартин Лютер. Он был не первым и не единственным, но, благодаря стечению многих обстоятельств, именно его деятельность стала толчком к массовому изменению в церковной жизни.

День его выступления против индульгенций, 31 октября 1517 года, празднуют как День Реформации. Впрочем, главным объектом его внимания были не индульгенции, но крест Христа и наше спасение благодатью Божией по вере.

А какое значение для нас имеет какой-то средневековый монах?

Христиане всех времен верят в одного Бога, размышляют над одной Библией, борются со схожими искушениями. Поэтому другие верующие могут стать нам хорошими собеседниками, наставниками и примерами, независимо от времени их жизни.

Иногда Мартина Лютера представляют как создателя некой новой церкви. Сам он был бы весьма удивлён этим. В Реформацию Церковь не создавалась заново, но поместные церкви, то есть различные общины верующих, учились угождать Богу через аккуратное исполнение Его Писания. Лютер в этом активно участвовал. Их усилия принесли богословские и практические плоды, которыми спустя 500 лет пользуемся и мы.

Так что Мартин Лютер один из наших благословенных Богом братьев и собеседников в размышлениях о вопросах веры и благочестивой жизни.

Может, это просто новая мода? После распада СССР все ударились в эзотерику.

Действительно, тогда люди хватали всё, что стало доступным. Годы запретов сформировали сильный голод, который насыщался порой весьма бездумно. Но сам факт этого голода достоин внимания.

Мы не созданы для безбожной жизни. Человек вполне становится человеком только в общении со своим Творцом. То, что духовная жизнь подменялась суррогатами, не делает её фальшивкой. Христианин видит, сколь удивительно Бог изменяет человека, познаёт самого Бога, ощущает радость любви, понимает ценность святости. На фоне жизни со Христом всякая эзотерика меркнет.

К тому же не стоит забывать, что христиане были и в СССР. И для тех, кто жертвовал своей жизнью ради Бога, вера уж точно не была модой.

А Свидетели Иеговы, мормоны и сайентологи — тоже протестанты?

К сожалению, ложная вера возможна. Периодически появляются «учителя», приносящие новые «откровения», и у них находятся последователи.

Иеговисты, действительно, вышли из протестантской среды, но их отказ от веры в Бога-Троицу и в частности, что Иисус, Сын Божий — это «Иегова», вывел их вообще за пределы христианства. У мормонов есть целая книга лжеоткровений. Сайентологи никогда не имели отношения к церкви. Подобных — множество.

Классический же протестантизм всегда настаивал на авторитете только Библии и с вниманием относился к опыту ее толкования предшествующими поколениями христиан. Он разделяет изначальную веру и доверие всех христиан Богу-Сыну, ставшему человеком, умершему и воскресшему ради нашего спасения. «Вера», не приводящая к отношениям с Ним, не имеет смысла.

Никто не стал бы этим заниматься, если бы это было невыгодно. Где «навар»?

Так как религия имеет дело с предельно значимыми вопросами, она может стать сильным и опасным инструментом. Поэтому часто её используют для «навара».

Отчасти это можно сравнить с любовью. Можно ли манипулировать ею или наживаться на ней? Да. Но лишь очень несчастные люди готовы заявить, что все человеческие отношения существуют ради денег. В духовной сфере число несчастных больше, и подозрительность сильнее.

Но как можно искренне радоваться другому человеку, так, и даже в большей степени, можно радоваться Богу. Он первый возлюбил нас, пришел к нам, взял на Себя наш грех и умер за нас. Когда заплачена такая цена, всякий иной «навар» обесценивается. Просто не нужно поддаваться обманщикам от религии. Важно знать Бога, открывшего Себя в Библии и доверять именно Ему.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector