2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фессалоникийский кафедральный собор святого Григория Паламы

Содержание

Храмы Салоник — древние святыни Греции

В Салониках несколько десятков церквей, история и архитектура которых заслуживает внимания. Некоторые из них очень древние, другие построены недавно на месте древних храмов.

Кафедральный собор Святого Григория Паламы

Кафедральный собор Солоник находится в самом центре города на перекрестке улиц Митрополеос и Св.Софии.


Собор построен на месте старой церкви, сгоревшей в пожаре 1890 года. Уже на следующий год началось строительство Собора Святого Григория Паламы, которое продолжалось до 1914 года. Лучшие мастера своего времени принимали участие в строительстве.

Собор построен в византийском стиле, с элементами неоклассических и новоримских традиций. Главный храм имеет форму креста с большим куполом. По углам храма находятся колокола.

Константинопольский художник Николао Кессанли выполнил иконописные работы.


Великолепные фрески с сюжетами из Библии, прекрасные витражи и красивейшие мозаичные полы – все и раньше, и теперь вызывает восторг посетителей.

Главная святыня храма – мощи Святого Григория Палама. Строительство храма было вызовом: Греция в это время находилась под властью Османской империи.


Биография Григория Палама очень интересна. Он родился в Константинополе в 1359 году в семье аристократов принадлежавших к окружению императора Византии Андроника II.

До 20 лет Григорий жил при царском дворце, ему лично покровительствовал император и его ожидала блестящая карьера. Но в 20 лет блестяще образованный юноша к удивлению всех, покинул двор и ушел на Афон. Там Григорий принял монашеский постриг.

Стремясь к отшельнической жизни, занятиям философией, богословием, Григорий Палама до самой смерти прожил жизнь, целиком посвященную борьбе с религиозными противниками. Он несколько раз побывал в тюрьме, был отлучен от церкви, попал в плен к турецким пиратам.

Григорий Палама был активным приверженцем влиятельного средневекового христианского течения – исихазма. Согласно этому течению любой простой человек, верующий в Христа, может увидеть божественный свет. Это был реформаторский взгляд. Противники этого течения считали это привилегией священников.

Григорий Палама – архиепископ Фессалоник, мистик и богослов, философ, святитель, отец церкви и православный святой, умер 14 ноября 1359 г. в возрасте 63 лет.

Этот храм — единственный, который был открыт в оккупированных Салониках. Сюда приходит много паломников поклониться мощам выдающегося человека и проникнуться атмосферой благости и любви к ближнему, как и заповедовал Христос.

Церковь Святой Софии

В 5 веке на месте современного храма Святой Софии находилась церковь раннехритианского периода – базилика. Землетрясение 618-620 годов разрушило базилику, и на ее месте был построен современный храм Святой Софии.


Церковь Святой Софии в 10 веке была кафедральным собором Фессалоник, затем, во времена крестоносцев, кафедрой католического епископа.

После пришествия турок в 1430 году, богослужения в храме продолжались еще сто лет. Потом его превратили в мечеть. Фрески и мозаики внутри храма замазали штукатуркой, колокольню превратили в минарет. Христианским храм стал только в 1912 году, после окончания Балканской войны. Сегодня это действующий храм Салоник.

Архитектура храма довольно редкая: сочетание крестово-купольного храма и трехнефной базилики. Такой тип храма не часто встречается в архитектуре иконоборческого периода. Именно поэтому этот храм включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внутри храм разделен колоннами, купол держится на четырех больших колонах в византийском стиле, неф храма имеет крестовый свод.


Благодаря тому, что турки, превращая православные храмы в мечети, не чаще всего уничтожали, а покрывали штукатуркой фрески и мозаики, они великолепно сохранились.

Все пространство над окнами барабана, своды аспиды алтаря покрыты изумительными мозаиками. Сохранились также фрески 11 века, на которых изображены святые.


Фрески и мозаики стали образцом при строительстве более поздних храмов в разных странах, например лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме, построенной в начале 20 века.

Многие считают, что храм Святой Софии в Салониках чуть ли не точная копия Софии Константинопольской. Определенное сходство есть, но масштабы сооружений, архитектура и внутреннее убранство, заметно отличаются.

Адрес: Kathigitou Antoniou Keramopoulou 7-9, Thessaloniki 546 22.
Телефон: +30 031 270 253.

Церковь Дмитрия Солунского

В годы жестоких гонений христиан в Салониках был замучен святой Димитрий. Согласно преданию, в 313-323 годах на месте его гибели была построена первая церковь.


Столетие спустя, иллириец Леонтий построил на этом месте большую церковь. Алтарь этой церкви находился на предполагаемом месте могилы святого. При его строительстве были найдены мощи Димитрия, которые многие столетия являются главной святыней церкви.

Как и большинство греческих храмов, церковь Дмитрия Солунского пережила много трагических событий: несколько пожаров, турецкое нашествие, разграбление и превращение церкви в мечеть.

Самый опустошительный пожар 1917 года почти полностью уничтожил церковь. С 1926 по 1948 года велись восстановительные работы, после которых церковь была освящена. Церковь Святого Димитрия, самый большой храм Салоник, пятинефная христианская базилика, которая включена в список объектов ЮНЕСКО.

Внутреннее убранство церкви великолепно. Колоннады белых, зеленых и темно-красных цветов разделяют нефы.


Разнообразные капители в виде листьев кустарника очень изящны и напоминают кружева. На фронтонах арок можно плиты из темно-голубого и зеленоватого мрамора.

Но главным украшением храма являются мозаики, раскрытые после реставрации. Эти мозаики очень редкие, они пережили эпоху иконоборчества.


Наиболее знаменитыми являются мозаики: «Святой Георгий и дети», «Димитрий со священнослужителями» и «Богородица и святой Феодор Стратилат». В этих мозаиках сохранились лучшие традиции византийских мастеров.

Мироточение – одна из больших загадок православных святынь. Миро икон изучали физики и химики, но ответа на вопрос, что это за вещество, и почему обладает такими необычными свойствами.

Мощи Святого Димитрия со времени их обретения были мироточивые. В древности истечение миро было очень обильным.


Но норманны, захватившие Салоники в 1185 году, использовали миро варварски – жарили рыбу, мазали обувь, набирали в кастрюли.

После превращения базилики в мечеть мироточение прекратилось. Но раку с мощами Святого Димитрия открывают во время вечернего кануна в день памяти Святого. Ароматную вату из раки раздают верующим.
Адрес: Agiou Nikolaou 2-10, Салоники, Греция.

Базилика Ахиропиитос

Ахиропиитос — древнейшая базилика раннехристианских времен Греции, и одна из самых древних всего православного мира, была построена в 447-448 годах.


Название базилики происходит от греческого слова «нерукотворный», по названию иконы Богородицы, которая находилась в церкви, и считалась нерукотворной. Церковь включена в список объектов ЮНЕСКО.

Во времена завоевания Греции турками, именно эта церковь первой была обращена в мечеть.
Три ската базилики имеют деревянную кровлю. Один из скатов заканчивается аркой, образующей алтарь храма.

Внутри храма можно видеть колонны, которые огораживают среднюю часть. Капители колонн в виде листьев, похожи на кружева, и относятся к коринфскому ордену.


Внутри базилики сохранились прекрасные мозаики с изображением растений и птиц. На одном из скатов есть фрески 13 века с изображениями сорока Севастийских мучеников. Фрески сильно пострадали за время турецкого владычества.
Адрес: Dionisiou Patriarchou 5-11, Thessaloniki, Греция.

Церковь Святого Пантелеймона

Поклонники византийской архитектуры получат истинное удовольствие от посещения церкви Святого Пантелеймона, которая является ярким образцом византийской эпохи.


Время ее строительства 13-14 век – период расцвета Византии, эпоха правления Палеологов. Церковь крестообразная, однонефная, с великолепными фресками, которые покрывают стены храма.

История этой церкви типична для греческих православных церквей. Турки превратили церковь в мечеть, фрески были закрыты штукатуркой или уничтожены.

Только в 20 веке церковь вновь была открыта как христианский храм и освящена в честь Святого Пантейлемона. Были отреставрированы сохранившиеся уникальные фрески, которые имеют величайшую ценность.


Церковь вошла в перечень наследия ЮНЕСКО.
Церковь находится недалеко от арки Галериа, в восточной части Старого города.
Адрес: Corner of Odos Egnatia and Odos lassonidou, Салоники, Греция.

Церковь Панагия Халкеон

Богоматерь медников – так переводится название этой церкви, посвященной Богоматери.


Крестово-купольная церковь была построена в 11 веке, о чем свидетельствует надпись на главных воротах западного входа. В этом районе работали мастера, изготовляющие медные изделия, чем и объясняется название церкви.

Читать еще:  Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Кирпич, из которого построена церковь, позволяет создавать декоративые эффекты в виде арок, зубчатых лент. Купол храма опирается на четыре колонны, которые находятся в центральной части храма.


Фрески церкви плохо сохранились, но по ним можно судить о том, какой прекрасной была фресковая живопись раньше.

Фреска «Вознесение Христово» украшает купол храма. Здесь же можно видеть изображение Богородицы в окружении двенадцати апостолов и ангелов. На барабанах купола изображены библейские пророки.


Во время Турецкого ига с 1430-по 1912 годы церковь была превращена в мечеть. В 1988 году храм был включен в перечень наследия ЮНЕСКО.
Адрес: Platia Dhikastirion, Thessaloniki.

История монастырского комплекса — Большие Метеоры: где они находятся и несколько советов по посещению, подробнее об этом.

Какие еще интересные достопримечательности можно увидеть в Салониках, нажмите здесь.

Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники)

Мiръ Греция периферия Центральная Македония Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники)

Храм Григория Паламы — единственная церковь, бывшая открытой в оккупированных турками Салониках; здесь покоятся мощи святителя Григория.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
  • 4 Как добраться
  • 5 Ссылки

История [ править ]

Салоники — древний город, в котором многочисленные памятники старины соседствуют с современным городским ландшафтом. Будучи городом, где собрано множество святых для православных верующих мест, он известен и как город апостолов. Первые церкви были основаны здесь уже в 50 году нашей эры святым апостолом Павлом. Одно из таких мест – почитаемый в городе храм св. Григория Паламы, где хранятся мощи святого.

Собор строился почти 20 лет, с 1891 по 1914 год, и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках. Землетрясение 1978 года повредило храм, его снова пришлось расписывать фресками. Но во время этой работы случайно обнаружилась потайная крипта под алтарем, которая, возможно, использовалась как секретное убежище во время борьбы македонцев за освобождение в начале 20 века. Сейчас в крипте размещается выставка.

После землетрясения 1978, значительно повредившего сооружение, оно было полностью реконструировано и расписано фресками.

Святые [ править ]

  • свт. Григорий Палама

Святыни [ править ]

Главная ценность просторного и светлого храма — мощи святителя Григория — покоятся в серебряной раке справа от входа в храм. Помещение для женщин отделено от основного помещения храма.

Как добраться [ править ]

Адрес: Αγ. Σοφίας 6, Θεσσαλονίκη. Ιερός Μητροπολιτικός Ναός Θεσσαλονίκης Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά (перекресток ул. Св. Софии и Метрополикос, Салоники, Греция).

Собор Святого Григория Палама — Фессалоникийская митрополия

Одна из первых церквей, которая была построена в городе с куполом при османском правлении — собор Святого Григория Палама (Μητροπολιτικός ναός Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά), включающий в себя элементы эклектики с византийскими архитектурными традициями. Достопримечательность расположена в историческом центре города Салоники, на пересечении улиц Митрополии и Святой Софии, вблизи от площади Аристотеля.

История существования и неоднократные перестроения этой святыни в Салониках – это отражение непростого пути развития храмовой архитектуры от Византийской эпохи до современности.

Древняя базилика, находившаяся на этом же месте, была воздвигнута в далёком XIII веке. В конце XVI века базилику в источниках упоминают как храм Святого Димитрия, покровителя города, он же в это время является митрополией Салоников. К сожалению, не осталось следов от этой церкви, поскольку она сгорела в пожаре 1890 года.

Строительство нового храма Григория Паламы началось в 1891 году, согласно плану архитектора Эрнеста Тсиллера. Закончил же возведение достопримечательности в 1914 греческий архитектор Ксенофонт Пеониди.

Нетварный свет, который увидели апостолы на горе Фавор, когда проявилась Божественная слава Иисуса Христа в момент Преображения Спасителя, согласно учению исихастов, явился возможностью общения с Богом. Григорию Паламе (1296 — 14 ноября 1359), учителю церкви, византийскому философу и богослову принадлежит большое количество сочинений, переведенных на множество языков мира.

Его учение о Фаворском свете и «умной» молитве вызвали небывалые споры, которые разрешали на православном соборе в Константинополе в 1351 году. Святогорский подвижник, игумен монастыря Эсфигмен, архиепископ Салоников, систематизатор и создатель исихазма (мистической ветви христианства), почитается наравне с величайшими богословами Православной церкви.

  • рака с мощами Святого Григория Паламы

Роспись храма выполнял Нико Кессанли. Фрески пострадали от землетрясения 1978 года, их восстановили в начале 80-х годов.
Архитектурный тип храма – крестово-купольный с равными сторонами вписанного в четырёхугольник креста. Над собором высится необычайной величины купол, в основании которого лежит восьмиугольная основа, базирующаяся на восьми арках – традиционная византийская техника посадки куполов. Четыре высокие и изящные колокольни собора Святого Григория Палама расположены по углам.

Под влиянием новомодных течений XIX века в строительстве, архитектор при проектировании святыни применил и элементы эклектики, соединив неоклассицизм и неороманский стили.

В левом приделе церкви, в часовне, внутри серебряной ларнаки хранятся мощи Святого Григория Паламы, митрополита города Салоники в период (1349 — 1359). История его пребывания митрополитом тесно связана с историей возрождения «исихазма», гражданской войной в Византии и восстанием Зилотов, о чём вы узнаете в ходе экскурсии по Салоникам с русскоязычным гидом.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
    • Служение
    • Встречи и поездки
    • Выступления и послания
    • Указы и награждения
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Предстоятель Русской Церкви совершил молебен в кафедральном соборе во имя святителя Григория Паламы в Салониках

По прибытии в Салоники Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении членов официальной делегации Русской Православной Церкви, митрополитов Фессалоникийского Анфима, Новокринийского и Каламарийского Прокопия и Кассандрийского Никодима направился в храм во имя святителя Григория Паламы — кафедральный собор Фессалоникийской митрополии.

В соборе, заполненном православными верующими из разных стран, Предстоятеля Русской Церкви встречали клирики митрополии. В храме присутствовали министр Македонии и Фракии Феодорос Караоглу, генеральный консул Российской Федерации в Салониках А.А. Попов и димарх (мэр) Салоник Янис Бутарис.

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен, после чего со словом приветствия к нему обратился митрополит Анфим. Архипастырь отметил, что, продолжая апостольскую миссию святых Кирилла и Мефодия, Русская Церковь — самая большая по числу верующих Православная Церковь — несет слово Божие по всему миру.

Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Возлюбленный о Господе владыка митрополит Анфим! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Превосходительства! Дорогие отцы, братия и сестры!

С особым чувством я ступил на землю Салоник. Это город, где святым апостолом Павлом была основана одна из первых в Европе христианских общин, город, который на протяжении тысячи лет служит мостом между миром греческим и миром славянским. Посещение Салоник имеет для меня лично большое значение, ведь это родной город моего небесного покровителя святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян.

В этом году мы отмечаем 1150 лет с того момента, когда святой Кирилл вместе со своим братом Мефодием начал миссию среди славян. Значение подвига святых солунских братьев невозможно переоценить, потому что они не только просветили славян светом Христовой истины, но и заложили основы христианской цивилизации славянских народов.

Для русского религиозного сознания ваш город — Салоники — накрепко связан с именем весьма почитаемого на Руси святого великомученика Димитрия Мироточивого. Насколько почитаем этот святой в нашем народе, можно судить по тому, что сразу после Крещения Руси 1025 лет назад первые храмы в Киеве и Владимире были посвящены великомученику Димитрию Солунскому.

В Русской Православной Церкви почитаются и другие великие святые из Солунского града, в частности, Ваши великие предшественники на Фессалоникийской кафедре святители Анисий, Симеон и Григорий Палама, Николай Кавасила. И мы рады видеть, как молитвами их, небесным ходатайством и видимым реальным присутствием укрепляется и сохраняется благочестивая жизнь православных людей в этом великом граде.

Но ваш город также играет важную роль в современной жизни Греции и всей Европы. Я хотел бы особо отметить роль Фессалоникийского университета, в котором на богословском факультете обучаются православные молодые люди из разных стран, в том числе из России, Украины и других государств, на которые распространяется каноническая ответственность Русской Православной Церкви.

Читать еще:  «Дочь умирала на моих руках, я просила святителя Луку помочь»

Каждый год из этих стран сюда приезжают тысячи паломников. И мы как Церковь стараемся сделать так, чтобы этих паломников стало еще больше. Чем больше русских православных людей приезжает в Салоники, тем сильнее наши связи, тем больше мы ощущаем взаимозависимость и глубокую связь.

Здесь, в Греции, также нашли прибежище тысячи понтийских греков, которых мы считаем нашими собратьями, потому что не одно поколение этих людей разделяло с нами радости и скорби жизни в нашей стране. Все эти десятки тысяч людей, которые духовно связаны и с Россией, и с Грецией, являются реальным мостом, соединяющим наши страны, наши народы и наши Церкви. И ни одна самая великая дипломатия не может сделать столько для дружбы между народами, для единства народов, как люди, принадлежащие двум культурам.

Мы с особым чувством прибыли к вам. Владыка митрополит Анфим сказал, что мы здесь проездом. Нельзя быть проездом в таком городе, как Салоники. Мы приехали сюда, в том числе, для того, чтобы поклониться вашим святыням, пообщаться с вашими иерархами и духовенством, увидеть ваши лица и всем вам сказать: Христос Воскресе!

Пусть Бог мира и любви соединяет наши страны и народы, укрепляя единство Православной Церкви!»

На молитвенную память митрополит Фессалоникийский Анфим преподнес Предстоятелю Русской Церкви образ святого Димитрия Мироточивого, а также вышитые епитрахиль и омофор. Святейший Патриарх Кирилл облачился в подаренную епитрахиль.

В свою очередь Святейший Владыка вручил в дар митрополиту Анфиму святую панагию и пожелал, чтобы она согревала его сердце «любовью к благочестивому русскому народу».

Памятным даром кафедральному собору Салоник от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стал образ Нерукотворного Спаса.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Салоники. Едем ко Святому Димитрию Солунскому

Согласно преданию, город основал македонский царь Кассандр и назвал в честь своей жены Фессалоники. Она же, в свою очередь, была названа Фессалоникой от слияния двух слов — Фессалия и Ника (греч. Θεσσαλοί + Νίκη, есть Фессалия + победа).

Аэропорт «Македония» . Расположен в 15 км к юго-востоку от города. Из Афин в Салоники билет на самолёт стоит 80 евро. В Салоники летают самолёты из Латвии. От аэропорта пассажирский автобус за 2 евро довезёт за 30 минут, такси в два раза быстрее за 15-20 евро. Камера хранения 3 евро за 6 часов.
аэропорт Салоников считается военным, потому фотографировать запрещено.

Салоники связаны с железнодорожном пассажирским сообщением с Афинами и с Белградом, Константинополем, Бухарестом, Софией и Скопье. Пригородные поезда связывают Салоники с городами Лариса и Эдесса. Из Афин в Салоники в день ходят 5 поездов и 1 ночной поезд , время в пути 5 часов 20 минут. Билеты: общий =20 евро, плацкарт = 31 евро и купе = 50 евро

Новая широтная автострада европейского значения «Эгнатия Одос», идущая как и древняя римская «Via Egnatia» от Адриатического-Ионического морей к Босфору, проходит чуть севернее города и пересекается здесь с меридиональной автодорожной осью Афины-Белград.

Автомобильные дороги: до Афин 5 часов, до границ: Сербии — 7 часов, Турции — 8 , Албании — 6, Болгарии — 4, Румынии — 8.

Парковка за 3 часа 4 евро.

Между Афинами и Салониками ходят междугородние автобусы , которые доставят вас в пункт назначения за 6 часов 30 минут. Билеты всегда есть в продаже в кассах на местах. Билеты очень низкие цены, но и комфорт очень низкий. Автобусы переполнены.
Из Салоников можно уехать в Белград (билет 45 евро), Скопье, Тирану, Софию (билет 25 евро), Стамбул (45 евро). Из Афин очень безопасно отправиться в Стамбул (ходят в день 2 автобуса), а вот в Софию ехать рискованно, автобусы Греции в Болгарии грабят болгарские банды.

В Салониках городской автобус единственный городской транспорт и их насчитывается 80 маршрутов. Работают автобусные линии с 5.00 до 24.00.
В торговых точках билет на городской автобус стоит 1 евро и 1,10 евро купить в автобусе. Студенты, школьники и пенсионеры имеют скидки в 50%

Велосипед в аренду 1 час = 1 евро, однако велосипедисты должны быть крайне внимательны, в Салониках почти нет велодорожек.

Салоники называют «Матерью Израиля» , из-за некогда процветающей еврейской общины которая здесь существовала ещё до римского периода и значительно выросла после того, как Османская империя приняла в еврейских беженцах, изгнанных из стран Испании, Португалии, и Италии; эти евреи известны как «сефарды». Сефарды составляли значительную долю населения города и инфраструктуры до Второй мировой войны, когда, весной 1943 года, почти все они были депортированы нацистами в концентрационный лагерь в Освенцим . Тем не менее, есть еще два Синагоги, и вы можете увидеть еврейский музей.

В городе очень много православных храмов 5 — 11 века. Главный храм, конечно с мощами Св.Димитрия. В храме можно фотографировать.

Собор Св. Димитрия Солунского, в соборе покоятся мощи святых: муч. Димитрий Мироточивый, Солунский (IV в.), мц. Анисия (IV в.), свт. Григорий Ираклийский (ХХ в.), муч. Евфимий Новый, Солунский (часть мощей), муч. Елена (XVIII в.) и Димитрий Триполийский (XIX в.) (главы)

Вот НА ФОТО крипта, это сохранённое место , где находилось погребено тело святого Димитрия.

Когда же мощи были обретены и положены в гробницу, то из них стало обильно истекать миро (благоухающее масло). Для сбора масла была сделана большая раковина . При этом, первое мироточие от мощей было зафиксировано в 1040 году и это миро почиталось не только христианами за святость, но и мусульмане почитали миро, как лекарство чудесной силы от всех болезней.

В 1185 году храм осквернили Норманы. Этот дикий народ захватив храм миро от мощей святого использовали в качестве масла на котором жарили рыбу и миром чистили свою обувь.

В 1493 году мощи мироточить прекратили, а причиной тому послужил захват города Солоники турками.. Более 400 лет этот храм являлся мусульманской мечетью. Впрочем перед захватом города, итальянцы выкрали мощи святого Димитрия и вывезли их в Италию, в город Сан-Лоренц. В храме же оставалась пустая гробница, находящаяся в специальной мраморной часовенки внутри храма, куда мусульмане беспрепятственно допускали помолиться православных христиан. Это место сохранилось до настоящего времени .

То, что мощи святого были в Италии, христианский мир узнал об этом в 1520 году.
Надо сказать, что турки отдали храм грекам в 1907 году, а в 1912 году в день памяти святого Димитрия , турки оставили Салоники Греции и с тех пор в храме по сей день продолжаются богослужения.

В 1978 году, католическая Церковь передала в Салоники Греческой Православной Церкви голову святого Димитрия, а в 1980 году передала и основную часть мощей. При этом сегодня в Италии у Католической Церкви находится шесть частиц мощей святого, а в Венеции в базилики святого Марка вывезенные из Салоников древние иконы и фрески святого Димитрия.

Особое почитание святого всегда было в древне-русском городе Суздаль. Тамошний русский князь Всеволод Большое Гнездо был крещён под именем Димитрий и он в городе Владимире построил своему небесному покровителю собор освещённый в честь Димитрия Солунского. А его отец, князь Георгий Долгорукий, в честь святого Димитрия назвал под Москвой город Дмитров, так как именно там родился его сын, князь Всеволод (во святом крещении Димитрий).

В честь этого события из Солуни в город Владимир была передана надгробная доска святого Димитрия Солунского, которая во Владимире замироточила! В 1380 году эту мироточивую доску передали в Успенский собор Московского кремля, где и сегодня она пребывает в иконостасе, а иконописец на ней написал икону святого Димитрия.

У Полоцкой княгини, святой Ефросиньи Полоцкой был крест, в котором были частицы крови святого Димитрия Солунского, что тоже говорит о почитании святого Димитрия русскими князьями.

Святитель Алексий митрополит Московский в 1369 году установил недельный пост перед праздником святого Димитрия. Пост не прижился в практики Российской Церкви, однако на кануне этого праздника в субботу православная Церковь вспоминает всех умерших и эта суббота называется Родительская Димитриевская суббота.

Мощи святого Димитрия сегодня в Салониках не мироточат как ранее. Но раз в год, 8 ноября гробница вскрывается и из неё изымают кусочки ваты пропитанные благоухающей росой. Известно много исцелений от помазания больных мест этой ваткой.

КАКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ИМЕЮТСЯ В ХРАМАХ ГОРОДА САЛОНИКИ
(На фото, рака с мощами Св.Димитрия Солунского)

САЛОНИКИ.
Кафедральный собор Св. Григория Паламы: свт. Григорий Палама (XIV в.).

Собор Св. Димитрия Солунского: муч. Димитрий Мироточивый, Солунский (IV в.), мц. Анисия (IV в.), свт. Григорий Ираклийский (ХХ в.), муч. Евфимий Новый, Солунский (часть мощей), муч. Елена (XVIII в.) и Димитрий Триполийский (XIX в.) (главы).

Читать еще:  Православная общественность России собирается строить на Кубе русский храм

Храм Св. Софии: свт. Василий Солунский (Х в.).

Храм Панагия Ахиропиитос: икона Божией Матери «Останавливающая поток» («Надежда всех христиан»).

Храм Св. Феодоры: преп. Давид (VI в.) и Феодора (IX в.) Солунские.

Храм Св. Константина: прмч. Кирилл Солунский (XVI в.) (часть мощей).

В Салониках множество музеев, именно в этом городе родился Кемаль Ататюрк (дом-музей при консульстве Турции).

Набережная вдоль моря в Салониках растянулась на 12 км. За городом имеются пляжи для нудистов . В городе много мест отдыха отведено специально для геев.

В городе очень шумная ночная жизнь. Это самый оживлённый город Греции.

В Салониках лучшая греческая кухня для гурманов. Цены: кукурузной початок 2 евро, булочка 50 центов, пиво 3 — 7евро, спиртные напитки 5 -10 евро, кофе 3 — 5 евро.

Дешёвые отели Салоников. это в пределах ночи в 60 — 75 евро на двоих

В Салониках неудобство могут доставлять карманники и многочисленные бордели. Серьёзные преступления в городе крайне редки.
Следует быть внимательным и к очень интенсивному солнцу.

В Салониках известный университет, здесь учатся студенты со всего мира.

Медицина дешёвая, но не на высоком уровне. Лекарства тоже дешёвые и большинство без рецептов.

В Салониках очень узкие улицы, город очень мобильный, дома стоят тесно друг от друга. В городе трудно ориентироваться, но есть одно правило, если улица идёт под горку, значит к морю.

В городе стоят таксофоны прямо на улицах

Здесь одна из самых высоких безработицы в Греции и маленькие зарплаты.

В городе воду можно пить прямо из под крана.

Митрополичий собор святителя Григория Паламы

Греческий город Салоники, второй по величине после Афин, был основан царёмМакедонииКассандромв 315 г. до н. э. Женой царя была сводная сестраАлександра Великого —Фессалоника, именем которой правитель назвал новый город, объединив более 20 мелких селений, существовавших в то время на берегахзалива Термаикос.

Салоники известны не только как памятник раннехристианского и византийского зодчества, множество объектов которого внесены в СписокВсемирного наследияЮНЕСКО, крупный туристический, промышленный и торгово-экономический центр, но и как город апостолов. Первые церкви были основаны здесь в 50 году от Рождества Христова святым апостолом Павлом, написавшим впоследствии два послания местным христианам. Эти письма вошли в Новый Завет под названием Послания к Солунянам (Фессалоникийцам).

В одном квартале от набережной стоит Митрополичий собор в честь святителя Григория Паламы, где хранятся его нетленные мощи.

Собор строился с 1891 до 1914 года и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках.

Святитель Григорий Палама родился в 1292 году. Основным источником сведений о его жизни является «Похвальное слово святому Григорию», написанное его другом и учеником Филофеем Коккином , патриархом Константинопольским. Это сочинение основано на официальном документе, который был составлен в результате расследования, предпринятого в 1363 г. по поручению Каллиста I , патриарха Константинопольского.

Другим, а, возможно, и самым главным источником сведений о жизни Григория Паламы являются сочинения самого святителя, в частности, эпистолярное наследие – письма к Григорию Акиндину, Варлааму Калабрийскому и афонским старцам.

Семья Григория Паламы принадлежала к аристократическому роду, который эмигрировал в конце XII века из Малой Азии в Константинополь. Григорий был первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Император Андроник II Палеолог доверил Константину Паламе, который входил в ближайшее окружение императора, воспитание своего внука, будущего императора Андроника III Палеолога . После кончины отца в 1301 году, принявшего на смертном одре постриг, император Андроник II взял Григория под покровительство.

Юноша получил классическое придворное образование. Филофей сообщает о его глубоком знании сочинений Аристотеля и о том, как он еще в 17-летнем возрасте прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце её Метохит, придворный мудрец, воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить её похвалы!»

О духовной жизни юноши в этот период известно лишь то, что он, по словам агиографа, общался с приезжавшими в Константинополь афонскими монахами, по наставлению которых «изменил свои прежние привычки», отказавшись от аристократического образа жизни и ревностно предавшись «воздержанию, посту и бодрствованию».

Филофей указывает, что Григорий принял решение о постриге и отбытии на Афон «примерно в 20 лет». Чтобы разрешить трудности с наследством, он, как наследник всего имущества, побудил членов семи и своих рабов отречься от мира, в результате чего его мать Кали (в монашестве Каллони), сестры Епихарида и Феодотия, а также некоторые рабы поступают в константинопольские обители. Несмотря на попытки Андроника II его удержать, с двумя младшими братьями Макарием и Феодосием Григорий отправился на Афон. Прибыв на Святую Гору, молодой человек с блестящим светским образованием поступил под начало прп. Никодима Ватопедского, чья келья была недалеко от Ватопедского монастыря. Палама провел под его руководством «в посте, бдении и в непрестанной молитве» два года и принял монашеский постриг . После смерти прп. Никодима на три года переселился в Лавру св. Афанасия, где игумен назначил его певчим.

Около 1325 года, спасаясь от турецкого набега, Григорий Палама с 11 монахами прибыл в Фессалонику, откуда они должны были отправиться в Иерусалим, но явление ему вмч. Димитрия, «покровителя великой Фессалоники», удержало его в городе. Здесь он по просьбе своих спутников принял священнический сан. Вскоре Григорий переселился на гору близ Веррии, где предался суровой аскезе.

Около 1332 года святитель начал писать. Первым его сочинением стало «Житие прп. Петра Афонского».

После провозглашения императором Иоанна Кантакузина в 1347 году Григорий Палама был избран архиепископом Фессалоникийским.

Отправившись в Константинополь в 1354 г. для того, чтобы выступить посредником в политическом противостоянии между Кантакузиным и Иоанном Палеологом, Палама был пленен турками, которые держали его в плену около года, пока не получили выкуп за его освобождение.

После возвращения Фессалоник Греции свт. Григорий продолжил пастырскую деятельность в своей епархии до своей смерти от давней болезни в 1357 г. Вначале его прославили как местночтимого святого в Фессалониках, но вскоре в 1368 г. соборным решением он был официально вписан в календарь Святой Софии патриархом Филофеем Коккиным, который составил его похвальное житие и службу. Мощи святителя Григория были положены в кафедральном храме Святой Софии в Фессалониках, а затем перенесены в митрополичий собор, названый в его честь.

Григорий Палама, при канонизации провозглашенный «величай шим из Отцов Церкви», составил многочисленные сочинения богословского, полемического, аскетического и нравственного содержания, также как и многочисленные гомилии и послания.

На Руси произведения святителя были известны уже в XVI веке. На списке сочинения «Против Иоанна Векка», привезенного царю Иоанну Грозному из Сербии в Москву содержится заметка за 1582 год об ответе царя на вопрос «что есть поламас?» иезуита Антонио Поссевино, прибывшего в Москву с миссией и имевшего с царем «беседы о религии»: «К немуже (А. Поссевино. – Авт .) ответ бысть сицев. Паламас есть, Григорий архиепископ селуньский муж свят, с нимже латыни много прение имели о Святем Дусе, и с Марком Ефесским его совокупиша во единомыслие и брань на них воздвигоша».

Богословское наследие Григория Паламы уже при его жизни было принято Церковью: синодик в Неделю Торжества Православия пополнился новым разделом. Даже оппоненты признают святителя завершителем традиции, насчитывающей тысячелетия.

Великое учение Григория Паламы – это слава Божия, многократно засвидетельствованная ветхозаветным Откровением, это слава Христова, осиявшая апостолов на Фаворе, это свет Воскресения, свет, явленный первомученникам Стефану и Савлу на пути в Дамаск и множеству других святых, которым во все времена Всевышний являл Себя.

В своих произведениях святитель сосредотачивается на понимании божественного Света, продолжая традицию видения Самого Бога как видение Света, явившегося, в частности, на Фаворе во время Преображения. Общение с Богом в Его Свете, по глубокому убеждению святителя Григория Паламы, во все времена проявляется в полноте бытия святых: «. святые не только видят, но и блаженно переживают сияние Божие». (Из письма к Иоанну Гавру).

Землетрясение 1978 года повредило храм, однако практически сразу он был восстановлен. Во время реставрационных работ случайно обнаружилась потайная крипта под алтарем, которая, по мнению историков, использовалась как тайное убежище во время борьбы македонцев за освобождение в начале ХХ века. Сейчас в крипте размещен небольшой музей.

М ощи святителя Григория Паламы покоятся в красивой серебряной раке справа от входа в храм.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector