0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формула преподобного Серафима

Содержание

Что зависит от конкретного человека в изменении общества к лучшему? Формула святого Серафима: стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся

Философские науки

  • Пичугин Дмитрий Николаевич , студент
  • Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича Николая Григорьевича Столетовых
  • МИРНЫЙ ДУХ

Похожие материалы

  • Пути метафизики: к вопросу о бессмертии души
  • О символике свастики
  • Комментарий к «Филебу» Платона
  • Социально-философский анализ национального самосознания
  • Существует ли в современном обществе рабство? Каковы его особенности?

На протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, изменяем свои идеалы, тем самым формируя человеческую личность. Нельзя представить человека без общества, так же как и общество без человека.

Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью, которая выражена тем, что не только общество оказывает огромное влияние на человека, но и человек способен оказывать влияние на свое окружение и менять общество к лучшему.

Восточная мудрость гласит: » Измени себя и изменишь окружение». С этим утверждением нельзя не согласиться. Действительно необходимо начинать с себя. А потом твоему примеру последуют дети, близкие и другие люди, кто ценит твое мнение.

Общество изменится в том случае, когда люди поймут, что, только помогая друг другу, можно изменить жизнь каждого человека в лучшую сторону.

Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества.

Русский православный мыслитель, публицист и общественный деятель Геннадий Михайлович Шиманов в своей статье «Кто православный» утверждает: «Жить по-настоящему для себя можно лишь в том случае, если живешь для других. И, в первую очередь, для бога. Служить ему, творя его заповеди и тем самым служа людям, — вот, думается, правильная формула жизни».

Нельзя не согласиться с автором, что чем человек слабее духовно, тем больше его зависимость от общества, а чем он сильнее, тем больше его свобода от него. И тем больше его способность влиять на него. Тема, которую обозначил автор, касается не только избранных людей, она касается любого из наc.

В своей последней работе «Причины гибели христианской цивилизации» Шиманов пишет: «С каким народом безопаснее жить по соседству другим народам — с безбожным или религиозным, чья религия имеет высоконравственный характер. Соседство с народом безбожным подобно соседству с дурным человеком — вором, развратником и больным заразными болезнями. За таким только и следи, чтобы не натворил бед. А могучий и, что особенно важно, высоконравственный сосед, даже если он иноверец, — это сила всякого истинного хозяина своего собственного дома и своей собственной земли».

Я разделяю точку зрения автора в том, что когда в человеке живёт истинная вера, то человек просто не может совершить преступление, из него уходит агрессия, отсутствует гнев. Вся жизнь направлена на добро и свет. Вера облагораживает поступки человека, они становятся направленными на благо близких.

Окружающему злу всегда противостояли подвиги святых и подвижников. С первых веков христианства на Руси они указывали собой тот путь христианского смирения, терпения и любви, который был необходим человеку в обществе.

Примером такого подвига может служить жизненный путь Преподобного Серафима Саровского.

Огромные испытания выпали на долю этого старца. Он вел аскетичный образ жизни. Жил в келье, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился. Три года он соблюдал обет молчания и много лет находился в затворе.

Умея преодолевать искушения в самом себе, подвижник мог уже по опыту помогать и другим. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «Радость моя, сокровище мое». Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.

Плодом молчания явилось для Преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Серафим Саровский сказал «Радость моя, стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя».

Это значит, что имея мир в душе уже не будешь отвечать злом на зло и тем самым прервутся цепные реакции, когда зло порождает новое зло. И значит, до кого-то рядом с тобой оно не дойдет.

Ненависть затмевает разум. Нельзя свою ненависть оправдывать чужой ненавистью. Нельзя свое зверство оправдывать чужим зверством.

Писание называет блаженными миротворцами тех, кто приносит мир, а не злобу. Мы все время ищем виноватых. И никто себя таким не считает. Во всем виноваты наши страсти. Это порождает ненависть, зависть. Но ведь мы регламентируем себя христианами. А тогда где же наши христианские дела? Да, мы не сможем полюбить врага, как любим своих близких. Но не надо заражаться злобой. Внутреннее состояние злобы мешает трезво оценивать обстановку, вступать в диалог, если это необходимо. А отсутствие злобы наоборот дает возможность перейти к диалогу. Отсутствие злобы это действительно дар божий и это замечательное состояние души.

До таких духовных высот нам далеко. А до покаяния и борьбы с гневом, тщеславием и прочими страстями — близко.

Преподобный Святой учит нас, что, прежде всего надо водворить порядок и мир в своей душе, и тогда уже мир и любовь будут распространяться вокруг нас. И если каждый будет стараться себя изменять, то и вокруг будут мир и благополучие.

Таким образом, можно сделать вывод, что «стяжание мирного духа» означает продолжительное и даже постоянное пребывание человека в «мирном духе», а мир и спасение напрямую связаны между собой.

И с этим действительно нельзя не согласиться. Самое трудное здесь — это победить себя, но это то, что нам подвластно.

Последние столетия показали, что сколь прекрасны ни были бы мечты, реальность их всегда рассеивает. Тем не менее, я уверен, что каждый разумный человек должен стараться внести свою лепту в улучшение взаимоотношений в обществе.

«Духовные стяжания» не даются людям автоматически раз и навсегда. Над этим необходимо трудиться. И этот благодатный труд действительно приведет нас к миру и спасению и изменит общество к лучшему.

Список литературы

  1. Шиманов Г.М. Кто православный? ////http://shimanov.narod.ru/ kto_ pravoslavnii.htm . Дата обращения 02.11.2017.
  2. Шиманов Г.М. Причины гибели христианской цивилизации //// http: //shimanov. narod.ru/prichini_gibeli.htm . Дата обращения 02.11.2017.
  3. Епископ Тихон (Шевкунов). Житие Преподобного Серафима Саровского //// http://www.pravmir.ru/zhitie-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/. Дата обращения 02.11.2017.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Духовные подвиги преподобного Серафима

    15 января и 1 августа – дни памяти преподобного Серафима Саровского

    Преподобный Серафим Саровский — один из наиболее известных русских святых. Самый знакомый для всех нас его образ — это добрый старец, находящий ласковое слово для каждого к нему пришедшего. Где же святой Серафим научился такой любви? Откуда брал силы? Здесь следует вспомнить, что он был, в первую очередь, монахом — подвижником. Восприняв монашество как истинное служение Господу Богу и желая стяжать Его благодать, преподобный Серафим Саровский прошел все духовные ступени подвижничества. Этот неимоверно тяжелый труд он воспринимал со смирением и истинно христианским послушанием, тем самым уподобляясь Господу Иисусу Христу и подавая пример окружающим людям.

    Столпничество

    Одним из первых иноческих подвигов для преподобного Серафима стало столпничество, то есть продолжительное стояние с молитвой на камне. Желая подражать великим святым христианства, старец Серафим нашел для себя в лесу гранитный камень-валун, который находился на полпути между его жилищем и Саровским монастырем. Каждую ночь преподобный Серафим всходил на этот камень и, стоя на коленях или в полный рост, совершал молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Помимо этого камня-валуна святой старец поставил еще один камень у своей пустыни (жилища) и каждый день, с утра до вечера, совершал молитву на нем. Лишь на краткое время он сходил с камня, чтобы принять пищу и немного передохнуть. В этом неимоверно тяжелом подвиге (как в физическом, так и в духовном смысле) преподобный Серафим провел три года и завершил его лишь из-за сильного телесного изнеможения и явных ран. Однако несомненно, что именно такими трудами святой Серафим Саровский побеждал в себе человеческие страсти и стяжал благодать Божию.

    Молчальничество

    Этот монашеский подвиг преподобный Серафим наложил на себя после смерти в декабре 1807 года старца Исайи, настоятеля Саровской обители. Кончина одного из ближайших духовных наставников, каковым для преподобного Серафима был старец Исайя, произвела на святого сильное впечатление. Желая особенно почтить память старца и в то же время продолжить собственный путь духовного взросления, преподобный Серафим принял обет молчания.
    Кто бы ни приходил к старцу, он не выходил навстречу пришедшему. Если же преподобному приходилось встречать кого-либо в лесу, то он падал перед этим человеком в земном поклоне и не поднимал головы, пока тот не уходил. Раз в неделю в пустынь к преподобному Серафиму приходил монах из Саровской обители и приносил еду – немного хлеба или капусты. В таких случаях старец опускал голову и, не поднимая глаз, в молчании забирал приносимое, снова удаляясь к себе.

    Подвиг молчальничества преподобный Серафим нес также около трех лет.

    Затворничество

    Один из самых тяжелых монашеских подвигов – затворничество – преподобный Серафим принял на себя в мае 1810 года. Это случилось по возвращении преподобного из лесной пустыни назад в Саровскую обитель. Прибыв в монастырь, преподобный Серафим, причастившись и взяв благословение у настоятеля обители Нифонта, ушел в затвор в свою бывшую келью.
    Условия подвига святого были очень суровыми: в келье не было никаких удобств, не было практически никаких вещей, только обрубок пня (стол), икона Богородицы и лампада. Света в келье преподобный не зажигал. Он ни с кем не общался, никуда не выходил и никому не открывал дверь. Известен случай, когда в августе 1815 года обитель посетил епископ Тамбовский Иона. Желая увидеть преподобного Серафима, он подошел с братией к келье святого. Несмотря на визит такого высокого гостя, преподобный Серафим не нарушил своего затвора и не вышел из кельи. Стоит отметить, что и епископ Иона по достоинству оценил решение затворника, не разрешив братии сломать дверь в келью.
    С 1815 года преподобный Серафим несколько ослабил затвор – он открыл дверь в келью, выходил благословить приходящих к нему людей, но при этом продолжал хранить молчание и ни с кем не общался. Так он провел еще три года. Всего же в затворе преподобный пребывал около 8 лет, правда, при этом частично он оставался в нем до 1825 года. По воспоминаниям современников преподобного, когда он вышел из затвора, то был совершенно седым, согбенным, в идеально белом подряснике и, как многие отмечали, с просветленным лицом.
    Постепенный выход из затвора и начало общения с людьми стало переходом к новому виду духовного подвижничества, которое является наивысшим служением для духовно опытного монаха, – это был подвиг старчества.

    Старчество

    Подвиг старчества стал для преподобного Серафима Саровского одним из самых важных, так как теперь он входил в общение с людьми – духовно врачевал иноков и мирян, помогал советом и молитвой, благословлял. Только пройдя долгий путь духовного становления, преподобный решился на это, что разительно отличает его от всевозможных лжестарцев и лжеучителей, которые подчас берутся учить и требовать что-то в категорической форме от своих прихожан, не имея при том должного духовного опыта.
    Преподобный полностью посвятил себя служению миру (то есть людям), хотя и продолжал периодически посещать свою пустынь в лесу. Подвиг старчества батюшка Серафим нес до самой своей мирной кончины.

    Читать еще:  Онлайн гадание на будущее

    Православная Жизнь

    Преподобный Серафим — человек, взгляд которого на мир и историю предельно радостен.

    Благословенная чистота

    Святой Симеон новый Богослов говорит, что, если искавший чистоты человек не пришел к ней на земле, то он сполна обретёт чистоту на небе. Христианин учится чистоте, чтобы любить своих ближних по-настоящему.

    Преподобный Серафим говорит так: «Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезной».

    Чисты и словом и мыслью, это значит ни в чём и нигде не предпочитать себе ближнего. Постоянно думать о радости другого. Ведь святой и герой это те, кто хотят быть счастливы в последнюю очередь. Оплатой радости другого человека может быть твоя собственная боль. Единственная плата за радость любимого друга — это твоя боль в той или иной форме. Так даже у Христа было. Он захотел всех спасти и за всех пострадал.

    Кого трудно найти среди святых? Трудно найти того, кто был бы счастлив земным счастьем, и благополучен земным благополучием. И это ещё и потому, что святые искали чужой радости. За это Господь сполна радовал их самих. Такое настроение сердца возможно только по мере его чистоты. Чистота, если можно так выразиться, не самоцельна. Она нужна для того, чтобы любить любимых совершенной любовью. Она необходима только для тех, кто знает – наши близкие достойны самого лучшего и светлого отношения. Ради этого отношения и существует аскетика.

    Это отношение тесно связано с милостью и милосердием. Можно сказать, что, она достигается через милость к ближнему. Милость здесь понимается широко: и как милостыня, и как время, отданное любимым, и как умение уступать и прощать.

    Преподобный говорит: «Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви».

    Конечно, милостивое отношение возможно не только к нищим. Один больной человек сказал мне: «люди знаешь, как мучаются все». Рядом с нами, в нашей собственной семье, есть те, кому так же не хватает добра и участия. Поэтому сын или муж, который устал, но идёт для любимой матери или жены в магазин, чтобы купить ей вкусненького, — это образ милости. И жена, которая старается видеть красоту в обижающем её муже, старается прощать его и верит, что муж настоящий – в добре; это образ милости.

    Среди святых есть очень разные люди, но нет ни одного, кто бы жил для себя.

    Святой Макарий Велкикий знаком чистоты считает именно милостивое сердце. Так же говорит и святой Исаак Сирин.

    Святой Исаак Сирин: «Что такое чистота? Кратко сказать: сердце, милующее всякую тварную природу. И что такое сердце милующее? — и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать; или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу».

    Преподобный Серафим в своей формуле отношения к ближнему говорит «во всём равны». Это о любви, которая не делится на степени. Которая одна и та же и для мужа и для сына и для друга и для несчастного сироты в больнице. Такая любовь не всегда взыскуется даже среди православных людей, но, именно она и есть настоящая. Ведь и Христос любит старца Серафима и каждого из нас равным образом. Для Него каждый в первой степени родства. В полной мере человечество обретёт эту любовь в Царстве Небесном, когда каждый будет любить всех так, как будто женился на всех. Но и сейчас такие люди, как Серафим, имеют эту любовь, которая одна и равна к любому ближнему.

    Монах, а равно и мирянин, должен однажды перерасти любовь только к своей семье, и ощутить человечество как свою семью, о которой нужно постоянно заботиться. И снова мы видим, что, такая забота не может не проявляться в делах милосердия. Апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Любовь двигает нас делать дела, и, по мере возрастания в любви, мы хотим делать всё больше и больше, вплоть до полного забвения себя ради любимого Бога и любимых сестёр и братьев.

    Несправедливости и обиды

    Из множества святых не знали несправедливых обид, наверное, только те, кто умерли в младенческом возрасте, как святой православный английский король младенец Румвольд Бакингемский, умерший трёх дней от роду.

    По верному замечанию оптинских старцев, даже Христос не укрылся от напрасных обид и несправедливых обвинений. Не избежал этого и старец Серафим.

    Так, игумен Саровского монастыря Нифонт более чем за 20 лет ни разу не сказал преподобному ни одного доброго слова. Складывалось впечатление, что игумен с трудом терпит святого инока и крайне завидует ему.

    У святых отцов есть замечание, что иноку легче выносить гнев и неприязнь всей братии, чем одного настоятеля. Это можно сравнить с тем, когда любящая жена живёт с жестоким и злым мужем. Все её усилия выстроить отношения приводят только к новой порции гнева её мужа тирана.

    Нифонт находил для обвинения Серафима разнообразные внешние поводы, которыми маскировалась неприязнь настоятеля. Так, он злился, что к преподобному до глубокой ночи приходят люди и невозможно потому закрыть ворота монастыря.

    В то время, когда слава преподобного была поистине всероссийской, иноки его собственного монастыря досаждали ему, не желая признавать его духовного превосходства. Известен случай, когда некий паломник спросил саровских иноков: «где отец Серафим?», и получил гордый ответ: «у нас тут все серафимы».

    Сколько много боли стоит за подобными случаями. И всё это вытерпел и вынес человек, к которому применимы слова апостола Павла «их весь мир не был достоин». В чём же причина того, что Господь попускает всем добрым людям пройти через боль насмешек и унижений? Ответ на этот вопрос знает каждый христианин. Боль обид, и вообще, любая боль – это место встречи человека с Богом. Это способ ощутить Бога. Через боль наше сердце становится чище и более способно вмещать в себя благодати. Ради этого расширения сердца Господь и допускает боль тем, кто жаждет Его. Одновременно в этом причина того, что «грешники с человеки не примут ран». Грешник, как правило, хорошо живёт на земле, потому, что Господь и его тоже любит и даёт ему то, что он хочет – земное благополучие. Только грешник не может исправиться и стать чище через страдания, и потому он на земле не страдает. Как в притче о богаче и Лазаре, где Авраам говорит находящемуся в аду богачу: «ты уже получил доброе, а Лазарь злое, ныне он утешается тут, а ты страдаешь». Бог даёт каждому то, что человек ищет на самом деле.

    О том, что Господь подаёт ищущему искомое, Серафим говорит так: «Одного опасайтесь, ваше Боголюбие, чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней нужды. Не откажет Господь вам и в том за вашу православную веру во Христа Спасителя, ибо не предаст Господь жезла праведных на жребий грешных и волю раба Своего Давида сотворит неукоснительно, однако взыщет с него, зачем он тревожил Его без особой нужды, просил у Него того, без чего мог бы весьма удобно обойтись».Святые отцы, понимая это, опасались выпросить для себя то, что им не полезно. Впрочем, милость Божия такова, что, если человек и выпросит некий дар себе на беду, то Господь всё равно приведёт человека к радости, но через боль. Приведу пример. Одна добрая девушка влюбилась в злого молодого человека. Он некоторое время встречался с ней, а потом бросил. Тогда она впала в уныние. Девушка месяц не вставла с постели и постоянно молилась: «пусть он вернётся». Бог исполнил её молитву. Человек вернулся и они поженились. Но он, будучи гордым и злым, превратил её жизнь и жизнь всех домашних в ад более чем на тридцать лет. Он каждодневно избивал жену, детей, родственников. Унижал, оскорблял, тиранил и угнетал. Однако, удивительная девушка, пройдя тяжелейшие муки, не сломалась, но глубоко пришла к вере в Бога. Она смогла воспитать детей в верности Христу. Теперь она такова, что одно имя её вселяет надежду. Тяжелейшие муки привели только к тому, что вся семья кроме мужа стала жить Богом и в Боге. И она, и дети теперь служат церкви. Воистину, случилось то, о чём Иосиф Прекрасный говорил своим братьям: «вы замышляли обо мне зло, но Бог обратил его в добро». А творящего зло Бог обращает в орудие, чтобы через него, хотя и вне воли злодея, в мир пришла удивительная красота. Это именно тот случай, когда уместны строки Иосифа Бродского: «знал бы Ирод, что, чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо». И так бывает всегда и для каждого, кто ищет Бога и находит его в своей боли. Как говорил об этом некий русский старец исповедник: «посмотрите, кто на Голгофе: Христос, Богородица, ученики и римские воины. Они делают своё дело, а мы – своё»…

    О числе праведников

    Святой Николай Сербский в одном из своих трудов говорит: «Церковь всегда полнится ревнителями». В том смысле, что Божиих праведников всегда было и будет много. Напротив, враг всегда старается внушить, что сейчас время праведников прошло.

    Преподобный Серафим, человек, взгляд которого на мир и историю предельно радостен. Он никогда и ни в чём не видит повода к унынию. Так, предсказывая революцию 1917 года, Серафим говорит, что, благодаря ей, по промыслу Божьему православие придёт во все страны мира. Так, действительно, и случилось. На данный момент православный храм существует даже в Антарктиде. И его настоятель окропляет на крещение святой водой пингвинов… Всякое дыхание да хвалить Господа!

    Часто преподобному приписывают якобы сказанные им слова, что в последние времена «епископы онечестятся». Нужно сказать, что старец этих слов никогда не говорил. Сами эти слова взяты из апокрифического текста «Серафимово послушание», который содержит ряд лжепророчеств. Таких, как уверение, что Серафим воскреснет в царствование Николая Первого или победа Юга над Севером в гражданской войне США. Андрей Кураев справедливо говорит, что происхождение «Серафимова послушания» из архива Павла Флоренского, означает, что оно родом из мира оккультистов и фальсификаторов.

    Что же преподобный на самом деле говорил о числе праведников в Церкви? Приведём одну из его бесед с Мотовиловым:

    «Однажды» — пишет Н. Мотовилов – «был я в великой скорби, помышляя, что будет далее с нашей Православной Церковью, если современное нам зло будет всё более и более умножаться, и, будучи уверен, что Церковь наша в крайнем бедствии, я весьма желал знать что скажет мне об этом батюшка отец Серафим.

    Он сказал мне: «Илья Фесвитянин, жалуясь Господу на Израиля, будто весь он приклонил колена ваалу, говорил в молитве, что уж только один он, Илья, остался верен Господу, но уже и его души ищут изъятии… Так что же, батюшка, отвечал ему Господь? – седъм тысящ оставих во Израиле иже не преклониша колена ваалу… Так, если в Израильском царстве, отпавшем от Иудейского, верного Богу царства, и пришедшем в совершенное развращение , осталось ещё седъм тысящ мужей верных Господу, то, что скажем о России. Мню я, что во всём Израильском царстве было тогда не более трёх миллионов людей. А у нас, батюшка, в России, сколько теперь?»

    Читать еще:  В Индии надеются, что индуистский храм в Москве станет символом дружбы народов двух стран

    Я отвечал: «около 60000000».

    «В двадцать раз больше. Суди же сам сколько теперь у нас обретается верных Богу?

    Так то, батюшка, так то: ихже предуведе, сих и предъизбра, ихже предъизбра сих и предустави, сих и блюдет, сих и прославит. Так о чём же унывать то нам?! С нами Бог! Надеющийся на Господа, яко гора Сион, не подвижется во век живый во Иерусалиме. Горы окрест его и Господь окрест людей Своих. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Господь сохранит вхождение и исхождение твое от ныне и до века. Во дни сонце не ожжет тебе, ниже луна нощию».

    И тогда я спросил его, что значит это, к чему говорит он мне о том.

    « — К тому, отвечал батюшка отец Серафим, — что таким то образом хранит Господь, яко зеницу ока Своего, людей Своих, то есть православных христиан любящих Его, и всем сердцем, и всею мыслию и словом и делом, и день и ночь служащих Ему. А таковы – хранящие все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви вселенской, и устами исповедающих благочестие, Ею преданое, и на деле во всех случаях жизни творящие по святым заповедям Господа нашего Иисуса Христа».

    В подтверждение же того, что ещё много на земле Русской осталось верных Господу нашему Иисусу Христу православных и благочестиво живущих батюшка отец Серафим сказал некогда… что однажды, бывши в духе, видел он всю землю Русскую, и была она исполнена и как бы покрыта дымом молитв верующих, молящихся ко Господу».

    Позднейшая революция и сотни тысяч мучеников с миллионами исповедников веры в России доказали правоту слов преподобного. Ту правоту, которую мало кто видел в его годы.

    Однажды к батюшке Серафиму Саровскому пришёл человек спросить о плохом в Церкви, что он виде в течении жизни. Батюшку он нашёл сидящим к нему спиной у ручья и соблазнился: «что это за святой такой, — сидит, на ручей смотрит». Тогда батюшка Серафим, не поворачиваясь позвал его по имени, и, указав на воду, спросил, видит ли он – вымываемые ручьём песчинки и щепки плывут по ручью, а вода всё равно чистая? Вот так и в Церкви; сказал батюшка ему.

    Отчего же людям, вместе с авторами книг по истории, бывает, кажется, что всё плохо?

    Оттого что ад, это то место в нашем сердце, где нет Христа, и наоборот, «если сердце будет чистое тогда всё будет понятно» (схиархимандрит Зосима Сокур)

    Но не наше сердце определяет состояние этого мира, который, хоть и падший, но спасаемый. А в «каждом человеке видеть то, что видит в нём Бог» значит «в каждом моменте времени» видеть «время спасения, в каждом отрезке пространства – растущее исподволь Царство Божие» (Меендорф), но чтоб так видеть, нужно довериться Богу и Его Церкви, только тогда придёт чувство сердца – как всё чудесно и ненапрасно в Его мире, и, что, хоть зла и море, но добра – океан.

    Праведность в мире разнолика. Терпящая обиды от мужа жена, но кротко сносящая всё, ради того, чтобы муж имел шанс спастись – разве это не пример праведности? Или женщина, ухаживающая за больными, даже в ущерб интересам собственной семьи? А те скромные утешители, которые живут в мире и которым можно позвонить, когда тебе грустно? Их всегда было много, и потому Серафим уверен, что в мире постоянно много добра и добрых.

    В чём истоки его уверенности? Они лежат в благодати. Они в правильном помысле, который соответствует объективной реальности – в Божьем мире много Божьего добра и Божьих людей. «Есть они, много их» говорит святой Николай Сербский. И каждый, чьего сердца коснулась благодать, знает, что это – так.

    Старец Иосиф Исихаст говорит об этом: «когда Бог будет в тебе, ты всё увидишь светло. А, когда потеряешь Бога, то всё опять увидишь криво».

    Святой Серафим Саровский: краткое житие

    Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

    Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

    Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

    Учение преподобного Серафима Саровского

    В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

    «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

    Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди — это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель — обожение: то есть изменение природы души уже здесь — на земле.

    Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма — «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

    святитель Григорий Палама

    Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше — с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше — на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом — во Христе.

    Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели — стяжание «духа мирного».

    Серафим Саровский: годы жизни — когда он жил

    Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

    Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил — Российская Империя — пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

    Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

    Серафим Саровский: краткая биография

    Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

    Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

    • родился в 1833 году;
    • в 22 года покинул дом и стал иноком,
    • десять лет спустя был пострижен в монахи,
    • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
    • и в 78 лет скончался.

    Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней — которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали — при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники — ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

    Чудеса преподобного Серафима Саровского

    Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

    Настоящим чудом можно считать и те подвиги, которые он совершил, пребывая тридцать лет в лесу — но об этом чуть ниже.

    Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, — рассказывал подвижник, — он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

    Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

    Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом — во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю — это бесы «развлекались». А однажды — во время подвигов в лесу, — на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, — людей, — чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

    Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив — непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым — спасти жизнь.

    Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому — тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое — в детстве, когда Прохору было 9 лет — мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти — когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

    Подвиги преподобного Серафима Саровского

    Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи — когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

    Киево-Печерская Лавра, XIX век

    Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу — в нескольких километрах от Саровской обители, либо — в самой обителе, но в затворе.

    Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

    Самый известный его подвиг — это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

    Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни — и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

    Мощи Серафима Саровского: где находятся?

    Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
    Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть здесь

    На машине: 450 километров от Москвы.

    При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее — особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

    Читать еще:  Израильтяне запретили палестинцам доступ на пятничную молитву

    А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря — оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой — если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

    Дни памяти Серафима Саровского

    Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

    • 1 августа (это день его рождения)
    • 15 января (день смерти).

    Икона Серафима Саровского

    А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

    Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

    Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

    Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

    Как сбылось пророчество преподобного Серафима. Долгий путь из Сарова в Дивеево

    Приблизительное время чтения: 5 мин.

    «…То будет диво, так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется», — сказал как-то Преподобный дивеевским сестрам. Пророчеству этому, поначалу непонятному, суждено было сбыться 1 августа 1991 года, когда мощи саровского подвижника были обретены второй раз и перенесены в Дивеевский монастырь.

    История похищения

    В июне 1920 года состоялось заседание Совнаркома под председательством В. И. Ленина, на котором было принято решение о «ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Таким образом новая власть пыталась показать людям, что мощи — всего лишь «поповская выдумка», созданная для того, чтобы привлечь как можно больше людей в свои храмы и монастыри. В декабре того же года в рамках этой кампании были вскрыты мощи преподобного Серафима Саровского с последующим составлением акта досмотра святых останков. Были обнаружены кости святого, что не вызвало, однако, никакой реакции среди верующих, так как во время прославления в 1903 году тело святого обрели в таком же состоянии. В 1927 году мощи были изъяты из Саровского монастыря и вывезены в неизвестном направлении.

    В запасниках музея

    Осенью 1990 года в Ленинграде, в запасниках Музея атеизма и религии, который тогда находился в здании Казанского собора, были найдены неизвестные останки, которые при поступлении не проходили музейной описи. Вместе с этими останками, на перчаточке, была обнаружена надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» В декабре комиссия во главе с епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) и епископом Истринским Арсением (Епифановым) установила по многим признакам, в том числе по обнаруженным травмам на костях, что это — похищенные в советские годы мощи преподобного Серафима Саровского.

    Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вспоминает: «Он (Патриарх Алексий II) направил двух архиереев… для освидетельствования. А перед этим Святейший Патриарх достал копии актов при вскрытии мощей. И вот наши владыки, когда им представили найденные останки, увидели, что все совпадает: и медный крест, и недостающие некоторые косточки, которые при жизни преподобный Серафим потерял после того, как на него напали и избили разбойники».

    Так состоялось обретение мощей Преподобного. Их переместили в специально изготовленную раку и отныне воздавали все подобающее им поклонение.

    Для вас я живой есть и буду вовеки. Серафим Саровский
    Воспоминания участников второго обретения и перенесения мощей преподобного Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Дивеево.
    В фильме уникальные документальные кадры и свидетельства.
    Автор сценария и режиссер: Александра Андронова. НП ПЦ «Глагол», 2016 г.

    Крестный ход

    6 февраля 1991 года святые останки отправили на поезде из Ленинграда в Москву. Это событие проходило без официальной огласки — никто ничего не объявлял, но проводить преподобного собралось великое множество верующих. Уже на Московском вокзале «так много людей вышло на перроны, что посадка в поезд стала проблематичной, — вспоминает митрополит Истринский Арсений, — я очень хорошо помню — когда поезд с мощами Серафима тронулся, все, кто был на вокзале, в это время опустились на колени».

    В Москве мощи в сопровождении крестного хода были принесены в Богоявленский кафедральный собор. Здесь они находились с февраля по июль 1991 года. 23 июля начался грандиозный крестный ход из Москвы в Дивеево, который возглавил Патриарх Алексий II. Мощи святого провезли в микроавтобусе через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород и Арзамас. В больших городах совершались литургии, молебны, непрерывно пелись акафисты святому. Повсеместно люди выходили к микроавтобусу — навстречу Серафиму.

    «На дорогу вышло много людей — с хоругвями, крестами, цветами и иконами, — вспоминает участник этих событий митрополит Арсений, — Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут — ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на потоки воды, становятся на колени!» Митрополит Ювеналий: «Узнав, что мощи приносят во Владимир, в Ногинск, в Орехово-Зуево, люди шли лавиной, не один километр, под дождем и пели “Христос воскресе”». Иногда людей у дороги собиралось так много, что Патриарх благословлял совершать незапланированные остановки, чтобы верующие могли поклониться любимому святому.

    Возвращение домой

    30 июля 1991 года, накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского, его мощи вернулись в полуразрушенный Дивеевский монастырь. Митрополит Ювеналий вспоминает: «Когда мы наконец достигли через неделю места подвигов Преподобного, Святейший Патриарх (Алексий II) сказал: “Перелистнулась еще одна страница Дивеевской летописи”». 31 июля в 15:00 Патриарх вместе с другими епископами пропел акафист святому, а затем совершил всенощное бдение в Троицком соборе Дивеевского монастыря (единственное здание, которое успели к тому моменту как-то восстановить). Утром, после окончания поздней литургии, которую Патриарх совершил под открытым небом, был отслужен молебен с крестным ходом вокруг собора. Затем раку с мощами внесли в храм, где они до сегодняшнего дня покоятся у северного столпа. Так закончился десятидневный крестный ход, беспрецедентный по числу участников.

    И сбылось пророчество преподобного Серафима: «возляжет он в Дивееве».

    Что же произошло?

    Торжества по случаю чудесного обретения мощей преподобного Серафима открыли собой новую эпоху в жизни христианской России. После долгих лет атеистических притеснений Церковь получила возможность говорить и действовать открыто. СМИ активно освещали события, связанные с обретением мощей. Организация крестного хода и всех праздничных событий получила государственную поддержку. Церковное торжество, ознаменовавшее собой новую страницу в жизни Русского Православия, стало зримым проявлением общенародной солидарности. Аналогов этому событию нет до сих пор.

    После перенесения мощей был восстановлен разрушенный в советские годы Дивеевский монастырь. Теперь это одно из уникальных мест России, место нашей памяти и силы. Его украшение и благоустройство продолжаются и по сей день. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников и туристов.

    В возрождении самого монастыря и памятных мест, связанных с жизнью преподобного Серафима, деятельно участвовало руководство и ученые Российского федерального ядерного центра, который находится в Сарове.

    Более же всего это событие знаменательно тем, что после него многие колеблющиеся, унылые и сомневающиеся стали христианами, о чем впоследствии свидетельствовали. Через обретение мощей преподобного Серафима Саровского они обрели веру.

    День памяти Серафима Саровского — история и что нельзя делать в этот день

    15 января православные христиане чтят память преподобного Серафима Саровского. В переводе с древнееврейского имя Серафим означает «огненный».

    Представление Серафима Саровского — история

    Будущий подвижник родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных. С самого детства он мечтал о монашестве и, когда парню исполнилось 24 года, тот ушел в Саровскую пустынь, где сейчас располагается Нижегородская область.

    Проведя в монастыре продолжительное время, инок Серафим по благословению настоятеля обители построил себе келью в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. Здесь он прожил больше долгих 15 лет, а в монастырь приходил лишь по воскресеньям и праздникам. Во время затворничества на преподобного напали грабители, и жестоко избили его. После той истории он на всю жизнь остался сгорбленным — таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.

    Время уединения преподобного было связано с особыми молитвенными трудами. С сильным духовным искушением святой боролся подвигом столпничества. Тысячу дней и ночей с воздетыми руками преподобный Серафим молился на камне: днем — в своей келье, а ночью — в лесу. Позже он взял на себя подвиг молчания на три года, перестав в это время посещать даже монастырь.

    За свои труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. К любому человеку преподобный с умилением обращался «радость моя».

    Еще при жизни Серафима Саровского уважали, в обитель стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни, получить совет. После мирной кончины преподобного в 1833 году почитание стало особенным. По свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса. В 1903 году преподобного причислили к лику святых.

    День памяти Серафима Саровского — что нельзя делать

    Серафим Саровский, исцелвяший не только при жизни, но и после своей смерти, по сей день помогает верующим избавляться от болезней. Чтобы здоровье было крепким, а в доме царило счастье, в этот день категорически нельзя есть мясо, особено курицу.

    Стоит отказаться от стрижки волос. иначе они будут плохо расти.

    15 января ни в коем случае нельзя ссориться с родными и близкими, осуждать других, сквернословить и злоупотреблять алкоголем.

    Молитвы к Серафиму Саровскому

    Предлагаем три варианта, как молиться к Серафиму Саровскому о здравии и помощи в исцелении.

    Молитва 1

    О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

    Молитва 2

    О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

    Молитва 3

    О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector