0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фреске манастира Студеница

История византийской живописи

VIII. Тринадцатый век


[VIII.7. Сербия: Студеница, Жича, Милешева, Печ]

¦ Обзор национальных школ XIII века лучше всего начинать с Сербии. Сербская , находившаяся ранее в полной зависимости от Византии, в XIII веке выходит на самостоятельный путь развития. Это не мешает тому, что она постоянно получает импульсы от Византии, особенно из близко находящихся Салоник. Как и в Болгарии, к этим греческим влияниям из Македонии присоединяются слабые романские воздействия, дающие, однако, о себе знать с несравненно большей силой в архитектуре и особенно в скульптуре.

Вслед за основанием Стефаном Неманей и его преемниками на территории Рашки самостоятельного Сербского государства нашло себе место и создание сербской автокефальной церкви. В 1219 году сын Стефана Немани Савва добился от никейского патриарха, минуя македонского архиепископа в Охриде, которому дотоле была подчинена сербская церковь, признания ее независимости. Около 1220 года он же изгнал из Призрена греческого архиепископа и заменил его сербским. Это содействовало росту национального самосознания сербов, основавших на Балканах самое мощное славянское государство, которое с 80-х годов XIII века стало расширять границы в южном направлении, поглотив сначала Македонию, а позднее и северную Грецию. Присоединяя к своим землям территории с греческим населением, сербы, естественно, не могли отгородиться от греческой культуры. Они широко использовали, особенно с конца XIII века, греческих художников для украшения фресками возводимых ими церквей. Но не следует переоценивать значение для сербской живописи этих греческих мастеров, чаще всего являвшихся уроженцами Салоник. На территории Рашки сложились свои, национальные кадры живописцев, связанные с придворной школой, которая выполняла многочисленные заказы королевского двора. Так как в Сербии не существовало, подобно церкви св. Апостолов в Константинополе или собора в Шпейере и церкви Сен Дени во Франции, одного главного храма-усыпальницы, где хоронились бы все члены королевской семьи, то каждый король возводил для себя новый храм с целью сделать его своей усыпальницей. Это обстоятельство, а также отсутствие постоянной королевской резиденции немало способствовали оживлению строительной деятельности в Сербии, которая приобрела в XIII веке исключительно разветвленный характер. Ни в одной другой славянской стране и ни в одной области слабевшей Византийской империи не строилось и не расписывалось так много зданий, как в Сербии. И потому было бы наивно думать, особенно учитывая политическую и экономическую мощь молодого Сербского государства, что оно не имело собственных кадров зодчих, скульпторов и живописцев. Именно они задавали тон. Что же касается греческих мастеров, то последние принуждены были приспосабливаться к вкусам местной среды, а эта среда приобретала с годами все более ярко выраженный национальный характер.

Обычно непомерно высокая оценка роли греческих художников в развитии сербской школы живописи
¦ основывается на большом количестве греческих надписей в сербских росписях. Но такие надписи отнюдь не определяют национальность исполнявших эти росписи . Не говоря уже о том, что греческий язык был широко распространен в Сербии, а королевский двор поддерживал оживленные культурные связи с Салониками и Константинополем, обилие греческих надписей в сербских фресках находит себе и другое объяснение. Эти надписи чаще всего диктовались заказчиками и зависели от проводимой ими церковной политики и от того, в какой области находилось построенное ими здание. До 1219 года, иначе говоря до обретения сербской церковью самостоятельности, все надписи были греческие. После этого года на территории сербского архиепископства они становятся сербскими. С конца XIII века, по мере завоевания Македонии и после того как территории, подчиненные власти греческого архиепископа в Охриде, переходят в руки сербов, греческие надписи все чаще соседствуют с сербскими, причем эта практика остается типичной для всех памятников Македонии вплоть до завоевания ее турками. Сербские короли и архиепископы прекрасно понимали, что с расширением границ Сербского государства и включением в него греческого населения было бы неверно и опасно пренебрегать местными интересами. Так греческие надписи получили права гражданства наряду с сербскими, особенно в памятниках, находившихся на юге Сербского государства.

Расцвет сербской живописи падает на XIII — начало XIV века и на последние десятилетия XIV и начало XV века, когда после тяжелого военного поражения сербы отступили в долину реки Моравы, где было создано несколько замечательных произведений монументального искусства: Раваница, Ресава, Каленич. Таким образом, расцвет сербской живописи не совпадает с эпохой наивысшего политического могущества Сербии при царе Стефане Душане (1331–1355). И это факт не случайный. Своеобразие сербского средневекового искусства всегда проявлялось тем сильнее, чем концентрированнее были народные силы. Когда они распылялись, как в эпоху экспансии Сербского государства, тогда сербская живопись во многом утрачивала свою индивидуальность. И она вновь ее обрела по мере собирания народных сил в долине реки Моравы — этом последнем убежище отчаянно боровшегося за свою свободу сербского народа.

Работам сербских живописцев XIII века свойственна большая монументальность. Они любят крупные формы, широкие плоскости, массивные фигуры с тяжелыми головами и увесистыми конечностями, простой архитектурный фон. Они сознательно отказываются от линейной стилизации, столь распространенной в живописи позднего XII века. Их здоровое, полнокровное искусство подкупает прежде всего своей непосредственностью и глубокой искренностью. Нередко оно впечатляет смелостью отдельных реалистических решений, намного опережающих достижения греческих живописцев. Еще чаще оно привлекает внимание высоко развитым чувством декоративного, что, в частности, сказывается в превосходном размещении фресок на стенах и сводах, где они образуют неразрывное целое с архитектурой, подчеркивая ее ведущие линии и выявляя плоскости стен. К этим достоинствам сербской живописи XIII века присоединяются необыкновенная чистота и свежесть цвета. Все эти черты с наибольшей силой дают о себе знать в замечательных фресках Сопочан (около 1265), знаменующих настоящий взлет сербской живописи. В Сопочанах уже ясно намечается создание нового стиля, во многом предваряющего искусство палеологовского времени. Трудно сказать, в какой мере это было обусловлено внешними импульсами. Для этого мы слишком мало знаем константинопольское и салоникское искусство 50–60-х годов XIII века. Миниатюры таких рукописей, как cod. Ivir. 5, Vatic. gr. 1158, Vatic. gr. 1208, Vatop. 602/515, Stavronik. 46, во многом перекликаются по стилю с фресками , но они возникли несколько позже. Во всяком случае, роспись Сопочан остается на сегодняшний день самым передовым памятником монументальной живописи XIII века. Здесь впервые количество новых стилистических черт переходит в такое качество, которое воспринимается нами как целиком приближающееся к искусству раннепалеологовского времени. И хотя сопочанская роспись полностью сохраняет свой национальный характер, она означает перелом огромного принципиального значения, далеко выходящий за пределы развития одной сербской живописи. В этом заключается главная причина того, почему сербские фрески XIII века так важны для понимания хода развития всей византийской живописи этой эпохи. В своей совокупности они освещают последовательные этапы становления нового стиля в рамках монументального искусства, которое в XIII веке представлено с такой полнотой лишь сербскими фресками.

Самые ранние сербские фрески XIII века украшают церковь Богородицы в Студенице, возведенную великим жупаном Стефаном Неманей в 1190–1196 . В настоящем виде эти фрески оставляют пестрое впечатление, так как часть из них полностью расчищена, другая же часть остается под записями XVI века либо неоднократно освежалась в различные эпохи. Это крайне затрудняет суждение о первоначальном стиле росписи, тем более что многие исследователи не хотят замечать поновлений таких композиций как Евхаристия или Распятие. Греческая надпись на фреске с изображением Спаса Нерукотворного свидетельствует, что фрески выполнены в 1208 или 1209 году при старшем сыне Стефана Немани — Вукане. Имя мастера в надписи, к сожалению, утрачено. Все расчищенные фрески имеют голубой фон и выполнены в светлой колористической гамме с преобладанием легких прозрачных цветов. Иконографическая система росписи складывается из традиционных элементов: Богоматерь Влахернитисса и два
¦ архангела в конхе, Евхаристия и святители в апсиде, евангелисты на парусах, сцены из жизни Христа и фигуры святых на стенах и сводах. На южной стене находится переписанный в XVI–XVII веках ктиторский портрет: Богоматерь подводит к восседающему на троне Христу Стефана Неманю, который держит в руках модель возведенной им церкви, а на боковых выступах стены даны фигуры св. Саввы и Стефана Дечанского. Этот тип ктиторского портрета был занесен в Сербию из Византии. Однако в Сербии он получил такое развитие, какого никогда не имел у греков. Сербы, с их повышенным интересом к национальной истории, сумели насытить ктиторские портреты новым, реалистическим содержанием и в значительной мере изменить канон, который господствовал в византийской живописи. По своему стилю фрески Студеницы существенно отличаются от произведений греческого мастерства. Более того, они знаменуют решительный отход от его традиций. Все формы стали крупными и тяжелыми, в фигурах и особенно в лицах подчеркивается не столько тонкая одухотворенность, сколько физическая мощь, плоскости не дробятся мелкими линиями, а даются широкими и спокойными. Отдельные головы поражают своим реализмом, в такой мере запечатлен в них славянский тип. Все это говорит о кристаллизации оригинальной сербской школы живописи, которая на этом раннем этапе развития обнаруживает немало точек соприкосновения с искусством романского Запада. Учитывая оживленные связи Стефана Немани и его сыновей с папским престолом и венграми, не приходится удивляться этой близости. Она находит себе объяснение как в географическом положении Рашки, так и в реальной исторической обстановке, заставлявшей сербских королей лавировать между Византией и Западом.

Немало романских черт наблюдается также в росписях южной и северной капелл, фланкирующих внешний нарфик церкви Богородицы в Студенице. Фрески обеих капелл исполнены около 1235 года. В северной капелле сохранилась композиция Поклонение жертве, а стены южной капеллы украшали четыре сцены из жития Симеона Немани (лучше других уцелела композиция Перенесение останков Симеона Немани) и два групповых портрета (Стефан Неманя в монашеском облачении, Стефан Первовенчанный, Радослав и его жена Анна и три первых архиепископа автокефальной сербской церкви: Савва I, Арсений и Савва II). К сожалению, фрески южной капеллы дошли до нас в полуутраченном состоянии. Но и тут бросается в глаза тенденция к утяжелению всех форм, которым присуща романская массивность. Отдельные головы, особенно портретные, написаны в смелой, энергичной манере, адекватной сильным характерам представленных здесь людей.

Церковь Вознесения в Жиче, где находилась первая сербская архиепископская кафедра, была основана между 1207 и 1219 годами Стефаном Первовенчанным, братом . Она хранит остатки выцветших фресок XIII века в трансепте (Распятие, Снятие со креста, фигуры апостолов), в южной капелле (Перенесение останков св. Стефана) и в колокольне (фигуры Константина и Елены). Из-за очень плохого состояния сохранности этих фресок затрудняется их точная датировка. В фигурах апостолов бросается в глаза более детальная, чем в Студенице, линейная проработка формы, но величавая и эпически спокойная композиция Распятия обнаруживает несомненное сходство с аналогичной сценой в Студенице. Хотя, по свидетельству Феодосия Хиландарца, св. Савва привел живописцев для украшения церкви из Константинополя, стиль росписи указывает скорее на работу местных мастеров, которые обслуживали королевский двор.

Черты национального сербского стиля решительно выступают на первый план в росписи церкви Вознесения монастыря Милешева, основанного королем . Наиболее вероятным временем возникновения фресок является середина четвертого десятилетия: около 1234 года. В Милешеве, как и в Студенице, мы встречаем столь типичные для сербских храмов портреты ктиторов. Король Владислав представлен дважды: в сопровождении Богоматери перед восседающим на троне Христом на южной стене трансепта и вместе со своим братом Радославом и отцом Стефаном Первовенчанным, св. Саввой и Стефаном Неманей в северо-восточном углу притвора. Второй групповой портрет также замыкала фигура восседающего на троне Христа, ныне утраченная. На южной стене притвора имелся еще один портрет — вероятно, тестя Владислава болгарского царя Ивана Асеня. Такое обилие портретов было несомненно вызвано желанием Владислава, отнявшего власть у брата, подчеркнуть родственные связи с домом Неманичей. От некогда богатой росписи сохранились многочисленные фигуры святых (среди них изображения Бориса и Глеба) и отдельные евангельские сцены. Стиль фресок отличается большой оригинальностью. Фон росписи кафоликона не традиционный синий, а желтый, что вызвано стремлением художников подражать мозаике. Для усиления сходства с мозаикой этот желтый фон покрыт тончайшей сеткой едва заметных линий, которые создают иллюзию мозаической кладки. Поверх желтого фона местами нанесен тонкий слой золота, стершийся от времени. Массивные фигуры с тяжелыми конечностями облачены в широкие одеяния, распадающиеся на жесткие складки. Свободно написанные лица, обработанные при помощи резких зеленых теней, обнаруживают нередко чисто национальный тип. Движения фигур развертываются по плоскости, в силу чего они имеют в себе нечто угловатое. В целом архаический стиль росписи существенно отличается от стиля чисто византийских памятников. Если для последних характерна легкость композиционных построений (легкие изящные фигуры, легкие здания), росписям Милешевы, наоборот, свойственна монументальная
¦ тяжеловесность статических форм. Эта черта сближает росписи Милешевы с памятниками романского . Так как романские влияния широко проникали из Центральной Европы в сербскую архитектуру, есть основания думать, что аналогичный процесс находил себе место и в живописи. Когда вслед за разгромом Константинополя пресеклась связь Сербии с центром византийской культуры, ее художники получили тем самым большую свободу. Именно в силу этой временной эмансипации от Византии сербские живописцы проявили особую восприимчивость к произведениям романских мастеров, чей художественный язык привлекал их свежестью и суровой мужественностью.

Читать еще:  Звонница храма Воскресения Христова на Обводном канале обрела новые колокола

Немалую стилистическую близость к фрескам Милешевы обнаруживает первая группа росписей церкви св. Апостолов в Пече, исполненная в 50-х годах . И в ней настойчиво пробивается архаическая струя. В апсиде, например, изображен Деисус, а в куполе дано Вознесение. Фигуры тяжелые, их движения неловкие, выражение лиц строгое и даже несколько сумрачное, переходы от света к тени резкие.
¦

alexjourba

Иллеттература

1. Вид монастыря Студеница со склона горы

Сербский православный монастырь Студеница (называемая еще Царской Лаврой) — очень значим для истории Сербского государства и церкви. Он расположен в долине реки Студеницы — левого притока реки Ибар — главного «водного стрежня» государства Рашки. Студеницу, окружают горы Голия, сложенные метаморфизованными палеозойскими горными породами, местами прорванными интрузивами гранитов.
Монастырь был основан, по одним данным, в 1190 году, снова тем же Стефаном Неманей, о котором я рассказал в посте о Петровой Цркве.
Этот монастырь стал местом упокоения Стефана Немани (под монашеским именем Симеон Мироточивый), его сына, Стефана Первовенчанного и его внука Стефана Радослава — а Святой Савва Сербский был архимандритом Студениц.

Впоследствии, правнук Немани Стефан Урош Милутин, младший брат Драгутина, о котором я вспоминал в рассказе о Джурджеви Ступови, по легенде обещавший строить по одному новому храму в каждый год своего правления, выстроил в Студенице «королевскую» церковь Иоакима и Анны.
Студеница входит в список мирового культурного наследия Юнеско.
Мы смотрели этот монастырь 28 августа 2012 года, ожидая увидеть толпы паломников (был церковный праздник), однако, кроме нас было совсем немного людей, нам показали сокровищницу-музей (в котором хранятся грамоты российских царей, дарующие монастырю Студеница особые привилегии) и разрешили фотографировать внутри храмов.
Из-за резьбы и фресок пост по Студенице получился довольно-таки большим, но на удачу, есть отличный сайт на котором изложена история монастыря на русском языке, так что я не буду в нее углубляться.

Монастырь имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина) и скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. 13 века). Периметр круга образуют колокольня (13 в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда.

2. План монастыря

3. Вход в монастырь, ворота реконструированы

Фасады основной части Успенской церкви облицованы мрамором и украшены романской резьбой и скульптурой.

4. Самая романская церковь Сербии — Успенская в Студеницах — вид с востока, апсида с резным окном

5. Вид на Успенскую церковь с северо-запада, от музея

6. Вид на Успенскую церковь с юго-запада, в отличие от основного объема храма, поздний экзонартекс не облицован

7. Перспективный романский портал (ранее был главным порталом, сейчас внутри экзонартекса), к сожалению многие детали утрачены

10. Лев (по «ломбардскому типу») с базой для колонны на спине

11. Богородица с ангелами

12. Резьба с орлом и гарпией

13. Резьба с кэльпи и грифами

14. Святой «под карнизом» портала, благословляющий вход в храм

Указывается, что фрески Успенской церкви были написаны в три разных периода
1208-1209 гг., 1230-е гг. и 1568 год — к сожалению, я не записывал точное местоположение фрески и могу ошибиться( а книги-путеводителся у меня нет. Поэтому я в посте пишу датировки, ориентируясь, на стиль письма фрески так — начало 13 века, середина 13 века и 14 век.

15. Тайная вечеря — фреска в экзонартексе, 14 век?

16. Христос учит иудеев и фарисеев — фреска в экзонартексе, 14 век?

17. Суд Пилата — фреска в экзонартексе, 14 век?

18. Поругание Христа — фреска в экзонартексе, 14 век?

19. Общий вид наоса — на западной стене — Распятие

20. Распятие — середина 13 века

21. Распятие, Богородица, фрагмент — середина 13 века

22. Распятие, Иоанн, фрагмент — середина 13 века

23. Ктиторская фреска — Стефан Неманя подносит Богородице и Христу модель храма — начало 13 века

24. Ктиторская фреска — Св.Савва Сербский — начало 13 века

25. Св.Савва Сербский — пилястра, середина 13 века

26. Евангелист Матфей — паруса, середина 13 века

27. Царь Давид — своды над алтарем, середина 13 века

28. Богородица афонская — начало 13 века

29. Резное окно апсиды

30. Перспективный романский южный портал

31. Фрагмент резьбы южного портала 1

32. Фрагмент резьбы южного портала 2

33. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова агнца

34. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова волка?

Церковь Иоакима и Анны расписана фресками сразу после строительства (1314) при участии архимандрита Йована (среди фресок выделяется цикл, посвященный Богородице, великие праздники, король Стефан Милутин с моделью церкви).

35. Два храма монастыря Студеница — вид с северо-запада

36. Церковь Иоакима и Анны — вид с юго-востока

37. Наос храма Иоакима и Анны

38. Введение Марии во храм — начало 14 века

39. Св.Георгий, Св.Савва Сербский, Св.Симон Мироточивый, Богородица — начало 14 века

40. Успение Богородицы? — начало 14 века

41. Рождество Богородицы — начало 14 века

42. Ктиторская фреска — Христос, Св.Иоаким, Богородица — начало 14 века

43. Ктиторская фреска — Стефан Урош Милутин с моделью храма (одет по византийски), Симонида — его жена — начало 14 века

44. Св.Петр? — начало 14 века

45. Распятие — начало 14 века

46. Воскресение и сошествие во ад — начало 14 века

47. Церковь Св. Николая (начало 13 века)

48. Колокольня над вторыми воротами (13 век)

Что произвело на меня самое сильное впечателение в Студеницах — это мраморная декорация стен Успенской церкви (возможно — местным мрамором) и изящная орнаментальная резьба порталов.
Из фресок — на мой взгляд (и после обработки кадров) выделяются Распятие в Успенской церкви, Рождество Богородицы и Сошествие во ад (мне вообще нравится эта тема) в Иоакиманской церкви, и еще интересная Тайная вечеря в экзонартексе Успенской церкви. Однако росписи Студениц и по сохранности и по целостности исполнения уступают росписям Сопочан, о которых мне еще предстоит рассказать.

Монастырь Студеница (Манастир Студеница)

1. Вид монастыря Студеница со склона горы

Сербский православный монастырь Студеница (называемая еще Царской Лаврой) — очень значим для истории Сербского государства и церкви. Он расположен в долине реки Студеницы — левого притока реки Ибар — главного «водного стрежня» государства Рашки. Студеницу, окружают горы Голия, сложенные метаморфизованными палеозойскими горными породами, местами прорванными интрузивами гранитов.
Монастырь был основан, по одним данным, в 1190 году, снова тем же Стефаном Неманей, о котором я рассказал в посте о Петровой Цркве.
Этот монастырь стал местом упокоения Стефана Немани (под монашеским именем Симеон Мироточивый), его сына, Стефана Первовенчанного и его внука Стефана Радослава — а Святой Савва Сербский был архимандритом Студениц.

Впоследствии, правнук Немани Стефан Урош Милутин, младший брат Драгутина, о котором я вспоминал в рассказе о Джурджеви Ступови, по легенде обещавший строить по одному новому храму в каждый год своего правления, выстроил в Студенице «королевскую» церковь Иоакима и Анны.
Студеница входит в список мирового культурного наследия Юнеско.
Мы смотрели этот монастырь 28 августа 2012 года, ожидая увидеть толпы паломников (был церковный праздник), однако, кроме нас было совсем немного людей, нам показали сокровищницу-музей (в котором хранятся грамоты российских царей, дарующие монастырю Студеница особые привилегии) и разрешили фотографировать внутри храмов.
Из-за резьбы и фресок пост по Студенице получился довольно-таки большим, но на удачу, есть отличный сайт на котором изложена история монастыря на русском языке, так что я не буду в нее углубляться.

Монастырь имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина) и скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. 13 века). Периметр круга образуют колокольня (13 в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда.

2. План монастыря

3. Вход в монастырь, ворота реконструированы

Фасады основной части Успенской церкви облицованы мрамором и украшены романской резьбой и скульптурой.

4. Самая романская церковь Сербии — Успенская в Студеницах — вид с востока, апсида с резным окном

5. Вид на Успенскую церковь с северо-запада, от музея

6. Вид на Успенскую церковь с юго-запада, в отличие от основного объема храма, поздний экзонартекс не облицован

7. Перспективный романский портал (ранее был главным порталом, сейчас внутри экзонартекса), к сожалению многие детали утрачены

10. Лев (по «ломбардскому типу») с базой для колонны на спине

11. Богородица с ангелами

12. Резьба с орлом и гарпией

13. Резьба с кэльпи и грифами

14. Святой «под карнизом» портала, благословляющий вход в храм

Указывается, что фрески Успенской церкви были написаны в три разных периода
1208-1209 гг., 1230-е гг. и 1568 год — к сожалению, я не записывал точное местоположение фрески и могу ошибиться( а книги-путеводителся у меня нет. Поэтому я в посте пишу датировки, ориентируясь, на стиль письма фрески так — начало 13 века, середина 13 века и 14 век.

15. Тайная вечеря — фреска в экзонартексе, 14 век?

16. Христос учит иудеев и фарисеев — фреска в экзонартексе, 14 век?

17. Суд Пилата — фреска в экзонартексе, 14 век?

18. Поругание Христа — фреска в экзонартексе, 14 век?

19. Общий вид наоса — на западной стене — Распятие

20. Распятие — середина 13 века

21. Распятие, Богородица, фрагмент — середина 13 века

22. Распятие, Иоанн, фрагмент — середина 13 века

23. Ктиторская фреска — Стефан Неманя подносит Богородице и Христу модель храма — начало 13 века

24. Ктиторская фреска — Св.Савва Сербский — начало 13 века

25. Св.Савва Сербский — пилястра, середина 13 века

26. Евангелист Матфей — паруса, середина 13 века

27. Царь Давид — своды над алтарем, середина 13 века

28. Богородица афонская — начало 13 века

29. Резное окно апсиды

30. Перспективный романский южный портал

31. Фрагмент резьбы южного портала 1

32. Фрагмент резьбы южного портала 2

33. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова агнца

34. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова волка?

Церковь Иоакима и Анны расписана фресками сразу после строительства (1314) при участии архимандрита Йована (среди фресок выделяется цикл, посвященный Богородице, великие праздники, король Стефан Милутин с моделью церкви).

35. Два храма монастыря Студеница — вид с северо-запада

36. Церковь Иоакима и Анны — вид с юго-востока

37. Наос храма Иоакима и Анны

38. Введение Марии во храм — начало 14 века

39. Св.Георгий, Св.Савва Сербский, Св.Симон Мироточивый, Богородица — начало 14 века

40. Успение Богородицы? — начало 14 века

41. Рождество Богородицы — начало 14 века

42. Ктиторская фреска — Христос, Св.Иоаким, Богородица — начало 14 века

43. Ктиторская фреска — Стефан Урош Милутин с моделью храма (одет по византийски), Симонида — его жена — начало 14 века

44. Св.Петр? — начало 14 века

45. Распятие — начало 14 века

46. Воскресение и сошествие во ад — начало 14 века

47. Церковь Св. Николая (начало 13 века)

48. Колокольня над вторыми воротами (13 век)

Что произвело на меня самое сильное впечателение в Студеницах — это мраморная декорация стен Успенской церкви (возможно — местным мрамором) и изящная орнаментальная резьба порталов.
Из фресок — на мой взгляд (и после обработки кадров) выделяются Распятие в Успенской церкви, Рождество Богородицы и Сошествие во ад (мне вообще нравится эта тема) в Иоакиманской церкви, и еще интересная Тайная вечеря в экзонартексе Успенской церкви. Однако росписи Студениц и по сохранности и по целостности исполнения уступают росписям Сопочан, о которых мне еще предстоит рассказать.

Читать еще:  Участие в демократических выборах - выполнение заповеди Божией

Manastir Studenica

Istorija manastira Studenica kod Kraljeva

Jedan od prvih srpskih srednjevekovnih manastira koji se našao na listi UNESKO – a , kao Svetska baština je manastir Studenica kod Kraljeva, koji se ujedno smatra jednim od najvećih srpskih srednjevekovnih manastira.

Istorijski podaci vele da je manastir Studenica kod Kraljeva zadušbina Stefana Nemanje, te da je manastir sagrađen 1190. godine. Manastirski kompleks čine : crkva posvećena Uspenju presvete Bogorodice, poznata kao Bogorodičina crkva, Crkva Svetih Joakima i Ane, poznata i kao Kraljeva crkva i crkva Nikoljača, posvećena Svetom Nikoli.

Kada se ktitor manastira, veliki župan Stefan Nemanja odrekao prestola, on se povukao upravo u manastir Studenicu. Potom je krenuo put svetogorskog manastira Hilandar, u kome se i zamonašio, dobivši ime Simeon. U istom manastiru je ubrzo umro, na rukama svog namlađeg sina, monaha Save, potonjeg Svetog Save.

Kada su Savu pozvala braća da ih izmiri, on je preneo i očeve mošti sa sobom u Srbiju i to upravo u njegovu zadužbinu, manastir Studenicu kod Kraljeva, u kome se one nalaze i danas.

Srpski srednjevekovni manastir Studenica kod Kraljeva je igrao vrlo važnu ulogu u životu zemlje u doba Svetog Save. Kasnije su ga obnavljali i ostali srpski vladari iz dinastije Nemanjić. Nažalost, kao i mnogi drugi srpski manastiri, tako je i manastir Studenica često bio na meti turskih uzurpatora.

Crkva posvećena Svetim Joakimu i Ani se naziva i Kraljeva crkva i to zbog svog ktitora. Naime, Kraljeva crkva je sagrađena 1314. godine, a njen ktitor je bio srpski kralj Milutin.

Uz sve pomenute srkve, ne treba zaboraviti da se između Kraljeve crkve i crkve Nikoljače nalaze temelji nekadašnje crkve, za koju se smatra da je bila posvećena Svetom Jovanu Krstitelju.
Riznica manastira nekada je brojala mnoge relikvije, pa se čak moglo čuti da se smatra najbogatijom manastirskom riznicom u Srbiji. Nažalost, sam manastir Studenica kod Kraljeva se često nalazio na meti pljačkaša, a najviše Turaka, pa ne čudi zašto je danas u njemu ostalo malo relikvija, a kada se uzme u obzir koliko ih je bilo ranije.

Uz mošti Svetog Simeona, tu je i plaštanica iz 14. veka koja je pripadala Antoniju Iraklijskom, potom pokrov za kivot Svetog Stefana Prvovenčanog, koji je vezla kćer kneza Lazara, princeza Olivera. Manastir je nekada imao izuzetno bogatu biblioteku u kojoj su bili mnogi zanimljivi rukopisi. Nažalost, danas je vrlo malo toga sačuvano, jer je dosta rukopisa stradalo u požaru ili, pak bilo pokradeno. Ono što se smatra posebnom relikvijom jeste Četvorojevanđelje ukrašeno ” velikim zaglavljima i prepletenim inicijalima koji su blago kolorisani “, a za koje se smatra da potiče iz 15. veka. Ne treba zaboraviti ni brojne povelje i gramate čuvenih vladara, između ostalih i cara iz ruske dinastije Romanovih, Alekseja Mihailovića, koja datira iz 1663. godine.

Arhitektura

Crkva Uspenja Presvete Bogorodice, čuvena studenička Bogorodičina crkva je građena od belog mermera, a njena arhitektura je vrlo specifična, jer predstavlja mešavinu romanskog i vizantijskog stila u arhitekturi. A upravo iz mešavine ova dva stila će nastati i čuvena raška škola, koja predstavlja jedinstven stil arhitekture specifičan za srpski srednji vek.

U sklopu manastirskog kompleksa se, pored već pomenutih crkava nalaze i trpezarija i konaci, kao i zvonik, koji datira iz 13. veka, a nalazi se u zapadnom delu manastirskog kompleksa. Koliko je poznato, u tom zvoniku se nekada nalazila kapela, čemu u prilog idu ostaci fresaka koji se i danas mogu videti na njegovim zidovima.

Kada je u pitanju arhitektura glavne crkve manastir Studenica kod Kraljeva vrlo je važno napomenuti da njena arhitektura, to jest način gradnje podseća na gradnju kripti, odnosno porodičnih grobnica.

Freske u manastiru Studenica

Ono po čemu je manastir Studenica kod Kraljeva postao čuven jesu njegove freske. Većina njih datira iz 13. i 14. veka.

Sredinom 16. veka je izvršena prva ozbiljnija restauracija, kada su obnovljene freske Bogorodičine crkve. Ali nažalost, več početkom 17. veka manastir Studenica kod Kraljeva biva oštećen usled zemljotresa i požara.

Freske su još očuvane u crkvi posvećenoj Svetom Nikoli, a datiraju s kraja 12. i početka 13. veka.

Takođe, uz freske nekadašnje kapele koja se nalazila u zvoniku na zapadnom delu manastirskog kompleksa, freske koje prikazuju rodoslov dinastije Nemanjića se još mogu videti na spoljašnjem zidu priprate.

Iako se stare freske danas mogu videti, to je zahvaljujući restauratorskim radovima koji su obavljani 1951. godine. Naime, 1846. godine je manastir Studenica kod Kraljeva bio obnavljan. Međutim, čini se da to nije bilo naročito stručno obavljeno, jer su tada jednostavno prekrili stare freske slojem maltera, te preko njih naslikali nove. Ovaj postupak nećemo dodatno komentarisati. Srećom, 1951. godine su ponovo vršeni restauratorski radovi, pa je pažljivo skinut ovaj sloj fresaka iz 1846. godine. Tom prilikom je otkriven i ktitorski natpis Svetog Save, kako je navedeno na zvaničnom manastirskom sajtu.

Zanimljivosti

Iako je manastir Studenica kod Kraljeva sam po sebi izuzetno zanimljiv, kada se uzme u obzir njegova arhitektura i freske koje možete videti u Bogorodičinoj crkvi i zvoniku, ono što je posebno važno za turizam u Srbiji jeste okolina manastira. A zanimljivosti kojih ima u okolini manastira su nebrojene.

Na svega desetak kilometara od manastira, na padinama planine Radočelo nalazi se isposnica Svetog Save. Kako kaže legenda, koja se i danas može čuti u narodu, isposnica Svetog Save je sagrađena u doba kada je građen i manastir Studenica kod Kraljeva. Pored isposnice se nalazi i crkva posvećena Svetom Đorđu, u narodu poznata kao crkva Pridvorica. Smatra se da je ova crkva građena u 12. veku.

Isposnica Svetog Save je nastala u doba kada se Sveti Sava vratio u svoju otadžbinu sa Hilandara, ne bi li pomirio zavađenu braću. Smatra se da je upravo na ovom mestu Sveti Sava napisao čuveni ” Studenički tipik “, kao i ” Žitije Svetog Simeona “. Uz to, upravo na ovom mestu je Sveti Sava organizovao prepisivačku školu, kako bi se očuvala kapitalna dela srpske književnosti.

U neposrednoj blizini isposnice Svetog Save se nalaze gornja i donja isposnica, a nadomak donje isposnice je i česma Svetog Save.

Smatra se da je crkva Pridvorica izgrađena 1175. godine, a koliko je poznato isposnica Svetog Save od 1815. nije menjala izgled, kada je i poslednji put obnovljena. U nju se danas povlače monasi koji žele da budu u miru sa samim sobom i sa Gospodom. Da ne zaboravimo da pomenemo, da kada krenete put isposnice Svetog Save bićete opčinjeni i samim putem do nje, ali i pogledom koji se pruža od nje.

Od zanimljivosti koje krase okolinu manastira Studenica svakako treba izdvojiti jednu od najčuvenijih brvnara ovog kraja, ali i čitave Srbije, koja je remek delo Kragujevčanina Predraga Ćirovića. Kuća kao kuća jeste lepa i zanimljiva, ali ono što daje posebnu draž kada je turizam u Srbiji u pitanju svakako je priča vezana za gradnju ove brvnare. Naime, gospodin Ćirović je čak šest godina pokušavao nešto, naizgled nemoguće – da ukopa kuću u stenu. I uspeo je u tome, na radost i meštana sela Rudna u kome se nalazi, na 1 200 metara nadmorske visine, ali i svih onih turista koji rado borave u brvnari simboličnog naziva ” Orlovo gnezdo “. Nadmorska visina na kojoj se brvnara nalazi, kao i njen praktično idelana geografski položaj vam garantuju savršen odmor. A ako tome dodate i to da je brvnara građena isključivo od prirodnih materijala, ali i da je istovremeno opremljena po navišim standardima, sasvim je jasno zbog čega je potrebno rezervisati boravak u njoj unapred.

A da je turizam u Srbiji u usponu, poesbno takozvani etno turizam dokaz su i brojna etno konačišta i domaćinstva koja se nalaze nadomak manastira Studenica. Na oko 15 – ak kilometara od manastira se, pored pomenute brvnare ” Orlovo gnezdo “, nalaze i etno konačište ” Vila “, kao i etno domaćinstvo ” Šekler ” i vila ” Selena “, ali i mnoga druga domaćinstva koja se bave etno turizmom.
Da okolina manastira Studenice obiluje zanimljivostima dokaz je i akva park ” Draguljica “, koji se nalazi nadomak Jošaničke banje, a od samog manastira je udaljen nešto manje od 40 kilometara.

Kontakt i adresa

Adresa manastira Studenica je 36 343 Brezova.

Broj telefona za sve informacije je 036 5436 050.

Posete manastiru su dozvoljene u svako doba godine, a moguće je i prenoćiti u jednom od dva manastirska konaka. Međutim, neophodno je razgovarati sa licem odgovornim za boravak u konaku, pa se svakako preporučuje pre nego što krenete put ovog manastira, a sa namerom da boravite u manastirskom konaku, da svakako okrenete broj telefona 064 64 67 492 i dogovorite se oko svih detalja. Takođe, možete poslati i meil na konakstudenica@gmail.com

Gde se nalazi manastir Studenica

Lokacija manastira Studenica je pažljivo birana, kao i za većinu ostalih srpskih srednjevekovnih manastira. A moglo bi se slobodno reći da je geografski položaj manastira i idealna nadmorska visina na kojoj se nalazi dosta doprinela da se upravo kompleks manastira Studenica kod Kraljeva smatra jednim od najlepših srpskih srednjevekovnih manastirskih kompleksa.

Zvanična adresa manastira je selo Brezova, a ukolko želite da stignete do manastira Studenica iz pravca Beograda, postoji nekoliko načina. Prvi način je autoputem E 75 direktno do Kragujevca, potom prema Kraljevu i Ušću. Drugi put je preko planine Rudnik, Ibarskom magistralom i treći je, takođe Ibarskom magistralom ali preko Gornjeg Milanovca.

Iz pravca Niša je takođe vrlo jednostavno stići do lokacije na kojoj se nalazi manastir Studenica. Prva putanja je preko Kruševca, prema Kraljevu i Ušću, a druga je takođe preko Kruševca, ali prema Brusu i Jošaničkoj banji, pa dalje prema Ušću i Studenici.

Монастырь Студеница (Манастир Студеница)

1. Вид монастыря Студеница со склона горы

Сербский православный монастырь Студеница (называемая еще Царской Лаврой) — очень значим для истории Сербского государства и церкви. Он расположен в долине реки Студеницы — левого притока реки Ибар — главного «водного стрежня» государства Рашки. Студеницу, окружают горы Голия, сложенные метаморфизованными палеозойскими горными породами, местами прорванными интрузивами гранитов.
Монастырь был основан, по одним данным, в 1190 году, снова тем же Стефаном Неманей, о котором я рассказал в посте о Петровой Цркве.
Этот монастырь стал местом упокоения Стефана Немани (под монашеским именем Симеон Мироточивый), его сына, Стефана Первовенчанного и его внука Стефана Радослава — а Святой Савва Сербский был архимандритом Студениц.

Впоследствии, правнук Немани Стефан Урош Милутин, младший брат Драгутина, о котором я вспоминал в рассказе о Джурджеви Ступови, по легенде обещавший строить по одному новому храму в каждый год своего правления, выстроил в Студенице «королевскую» церковь Иоакима и Анны.
Студеница входит в список мирового культурного наследия Юнеско.
Мы смотрели этот монастырь 28 августа 2012 года, ожидая увидеть толпы паломников (был церковный праздник), однако, кроме нас было совсем немного людей, нам показали сокровищницу-музей (в котором хранятся грамоты российских царей, дарующие монастырю Студеница особые привилегии) и разрешили фотографировать внутри храмов.
Из-за резьбы и фресок пост по Студенице получился довольно-таки большим, но на удачу, есть отличный сайт на котором изложена история монастыря на русском языке, так что я не буду в нее углубляться.

Монастырь имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина) и скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. 13 века). Периметр круга образуют колокольня (13 в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда.

2. План монастыря

3. Вход в монастырь, ворота реконструированы

Фасады основной части Успенской церкви облицованы мрамором и украшены романской резьбой и скульптурой.

4. Самая романская церковь Сербии — Успенская в Студеницах — вид с востока, апсида с резным окном

5. Вид на Успенскую церковь с северо-запада, от музея

6. Вид на Успенскую церковь с юго-запада, в отличие от основного объема храма, поздний экзонартекс не облицован

7. Перспективный романский портал (ранее был главным порталом, сейчас внутри экзонартекса), к сожалению многие детали утрачены

10. Лев (по «ломбардскому типу») с базой для колонны на спине

11. Богородица с ангелами

12. Резьба с орлом и гарпией

13. Резьба с кэльпи и грифами

14. Святой «под карнизом» портала, благословляющий вход в храм

Указывается, что фрески Успенской церкви были написаны в три разных периода
1208-1209 гг., 1230-е гг. и 1568 год — к сожалению, я не записывал точное местоположение фрески и могу ошибиться( а книги-путеводителся у меня нет. Поэтому я в посте пишу датировки, ориентируясь, на стиль письма фрески так — начало 13 века, середина 13 века и 14 век.

Читать еще:  Как появились священники?

15. Тайная вечеря — фреска в экзонартексе, 14 век?

16. Христос учит иудеев и фарисеев — фреска в экзонартексе, 14 век?

17. Суд Пилата — фреска в экзонартексе, 14 век?

18. Поругание Христа — фреска в экзонартексе, 14 век?

19. Общий вид наоса — на западной стене — Распятие

20. Распятие — середина 13 века

21. Распятие, Богородица, фрагмент — середина 13 века

22. Распятие, Иоанн, фрагмент — середина 13 века

23. Ктиторская фреска — Стефан Неманя подносит Богородице и Христу модель храма — начало 13 века

24. Ктиторская фреска — Св.Савва Сербский — начало 13 века

25. Св.Савва Сербский — пилястра, середина 13 века

26. Евангелист Матфей — паруса, середина 13 века

27. Царь Давид — своды над алтарем, середина 13 века

28. Богородица афонская — начало 13 века

29. Резное окно апсиды

30. Перспективный романский южный портал

31. Фрагмент резьбы южного портала 1

32. Фрагмент резьбы южного портала 2

33. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова агнца

34. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова волка?

Церковь Иоакима и Анны расписана фресками сразу после строительства (1314) при участии архимандрита Йована (среди фресок выделяется цикл, посвященный Богородице, великие праздники, король Стефан Милутин с моделью церкви).

35. Два храма монастыря Студеница — вид с северо-запада

36. Церковь Иоакима и Анны — вид с юго-востока

37. Наос храма Иоакима и Анны

38. Введение Марии во храм — начало 14 века

39. Св.Георгий, Св.Савва Сербский, Св.Симон Мироточивый, Богородица — начало 14 века

40. Успение Богородицы? — начало 14 века

41. Рождество Богородицы — начало 14 века

42. Ктиторская фреска — Христос, Св.Иоаким, Богородица — начало 14 века

43. Ктиторская фреска — Стефан Урош Милутин с моделью храма (одет по византийски), Симонида — его жена — начало 14 века

44. Св.Петр? — начало 14 века

45. Распятие — начало 14 века

46. Воскресение и сошествие во ад — начало 14 века

47. Церковь Св. Николая (начало 13 века)

48. Колокольня над вторыми воротами (13 век)

Что произвело на меня самое сильное впечателение в Студеницах — это мраморная декорация стен Успенской церкви (возможно — местным мрамором) и изящная орнаментальная резьба порталов.
Из фресок — на мой взгляд (и после обработки кадров) выделяются Распятие в Успенской церкви, Рождество Богородицы и Сошествие во ад (мне вообще нравится эта тема) в Иоакиманской церкви, и еще интересная Тайная вечеря в экзонартексе Успенской церкви. Однако росписи Студениц и по сохранности и по целостности исполнения уступают росписям Сопочан, о которых мне еще предстоит рассказать.

Фреске манастира Студеница

Несмотря на восстановление Византийской империи при Палеологах (1261-1453), Балканская живопись этого периода предлагает своеобразную альтернативу имперскому искусству. Интерес представляют росписи храмов Студеницкого монастыря, являющегося королевской обителью, в которой Сербские правители имели особое ктиторское право. (Они не только предоставляли средства на сооружение и благоукрашение храмов, но также имели право завершить свой жизненный путь в монастыре в чине игумена и быть погребенными на территории обители, где совершались постоянные заупокойные службы за членов царствующего дома). Характер архитектуры, посвятительная символика главных церквей, программа фресковых росписей – все указывало на традиции монастырей Афона и Константинополя, с которыми царственный дом Неманьичей имел тесную связь. Образ Константинополя вводит в пространство Студеницы тему второй Византии, зависимость от Хиландарской обители, основанной сербскими правителями, – тему Нового Афона.

Главный храм монастыря был посвящен Богоматери Добротворке (по-гречески, Евергетиде), в память знаменитого одноименного костантинопольского монастыря XI в., типик которого был переведен в Хиландарском монастыре и стал общим для Хиландара и Студеницы.

Архитектура и внутренне убранство этого храма является напоминанием о Византии, так же как и его посвящение. С точки зрения своего плана церковь напоминает такие греческие церкви, как католикон Хосиос Лукас в Фокиде, с двумя боковыми пределами, имеющими ниши в восточной стене. Последняя особенность указывает на возможность существования здесь отдельных престолов [Бабиħ 1986].

Росписи на золотом фоне должны были передавать эффект мозаики, столь распространенной в имперских храмах Греции. Согласно византийской традиции были украшены и нижние участки стен, покрытые плитами разноцветного мрамора.

Главным образом храма является икона Богоматери в алтаре, повторяющая иконографию рельефного портала, напоминающего романскую пластику Апулии, где Пресвятая Дева изображена в образе Ангелоктиссы. Как уже говорилось выше, Богоматерь в окружении Ангелов как самостоятельный иконографический тип складывается уже в VII в. (храм Богоматери Ангелоктиссы на Кипре), но именно в Палеологлвскую эпоху он получает исключительное значение для алтарной программы, где ему сопутствует не только символика Боговоплощения, но также тема поклонения Жертве. Действительно, Ангелоктисса могла изображаться не просто держащей Младенца на руках, как это видно в мозаиках Кипра, что позволяет сблизить данное изображение VII в. с темами Рождества и Поклонения волхвов, но с Эммануилом в медальоне как образ Одушевленного престола с метафорическим «дискосом». Поклоняющиеся Эммануилу Архангелы дополняют это изображение литургическим толкованием.

В Богородичной церкви Студеницкого монастыря Ангелоктисса повторяется дважды на фасаде и в алтаре, что, с одной стороны, подчеркивает значимость этой темы, обращенной к образу Афонской горы как удела Божией Матери; с другой стороны, повторение богородичного образа с востока и запада, напоминает художественное решение Софии Константинопольской, в которой образ тронной Богоматери нартекса в составе одной из ктиторских композиций вторит алтарному изображению.

Еще одной константинопольской аналогией в пространстве студеницкой церкви является икона Богоматери Никопеи («Никопея» – несущая победу), написанная на одном из столбов. Этот образ издревле считался палладиумом византийского императорского дома и встречается в ктиторской композиции Св. Софии с предстоящими Ионном II Комнином и императрицей Ириной (1118).

Литургическая сцена, изображенная в алтаре на месте «Причащения апостолов», примечательна тем, что представляет не сам момент причастия, а молитву приношения, когда Христос как Первосвященник благословляет Дары. Похожая иконография встречается в миниатюре Бристольской псалтири, иллюстрирующей молитву на Проскомидии [Бабиħ 1986: 65].

Литургическое значение алтарных росписей поддерживается изображения главного объема, где вводится противопоставление «Рождества Христова» и «Успения Богоматери». Данная литургическая пара сюжетов связана между собой образом Одушевленного престола, которым является Богоматерь [Этингоф 2000: 205-228].

Западная стена с ее сценами «Распятия», «Входа Христа в Иерусалим» и «Воскрешения Лазаря» представляет начальные и конечный эпизоды Страстного цикла, который, согласно греческой и балканской традициями, мог располагаться вокруг входа в храм или в нартексе.

Интересна иконография фрески «Распятия», помещенного на фоне звездного неба. Изображение ярких звезд, сияющих над Голгофой, напоминает о затмении солнца, сопровождавшего распятие Спасителя. Согласно богослужебной традиции, подобные знамения отмечают три момента Священной истории: изгнание Адама из Рая, Распятие и Страшный суд. «Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда Рай заключися» (стихира на литии в Неделю Сыропустную). Пророки Великой субботы – Моисей и Исайа – вводят изображение в литургический контекст праздничной Утрени.

Иное объяснение может быть предложено, исходя из сближения сюжетов Страстного и Рождественского циклов. Согласно толкованиям Иоанна Златоуста, Германа Константинополького, Симеона Солунского, алтарь является одновременным напоминанием о Вифлеемской пещере и Голгофе. Симеон Солунский: «Страшная трапеза (престол), находящаяся среди святилища (алтаря), означает Гроб Христов и таинство Его Страдания». Иоанн Златоуст называл алтарь «духовной колыбелью», а Герман Константинопольский упоминает о том, что «апсида соответствует Вифлеемской пещере, где родился Христос». Звездное небо рождественской ночи как бы осеняет Голгофу и венчает образ непостижимого Божественного нисхождения, которое равным образом выражается Рождеством и Смертью Христа. Интересно, что базилика в Вифлееме, кроме реликвий Рождества и поклонения волхвов, имела также камень от Гроба Господня, находящийся в подземной крипте под главным алтарем.

Еще одна символическая аналогия рождается при сопоставлении фрески Студеницкого монастыря с ранневизантийскими мозаиками. Мотив креста на звездном фоне довольно часто встречается в мозаиках V-VI вв. Рима и Равенны. В некоторых случаях крест имеет значение Распятия Христа, как например, в церкви Сан Аполлинаре ин Классе, где на средокрестиии был помещен портрет Спасителя в медальоне, как метафорическая замена Распятия. В этой же церкви образ креста в звездном ореоле дополнялся образами пророков Моисея и Илии – ветхозаветных боговидцев, свидетелей Фаворского Преображения. Таким образом, необычный фон в изображении Голгофы может быть интерпретирован также в теофаническом смысле, свойственном древним христианским памятникам.

Необычным дополнением композиции служит миниатюрная аллегорическая полуфигура в светлых одеждах с фиалом в руках. Это образ Церкви с мистическим сосудом Крови Христовой. Предание о святом Граале (сосуде Иосифа Аримафейского) было характерно для западной традиции, где история Грааля и его обретения стала частью рыцарских романов и встречается, в частности, в текстах о рыцарях короля Артура. Появление этого мотива в православной росписи, видимо, не имеет того буквального значения, которое приписывается мистическому сосуду в европейских преданиях, скорее, здесь подразумевается некая общая аллегория, указывающая на Евхаристию. С другой стороны, появление в росписи аллегорических фигур можно связывать не столько с новыми западными влияниями, сколько с очередной отсылкой к архаизирующей традиции ранневизантийских изображений, для которых аллегории Церкви и Синагоги являются распространенным мотивом (церкви св. Сабины и Марии Маджоре в Риме).

Композиции Страстного цикла на западной стене могут быть увязаны с поминальной символикой Студеницкой церкви, так как мощи Симеона Мироточивого – афонского подвижника из королевского рода Неманьичей – покоились в западной части храма, где в XIII в. возникает так называемая припрата короля Радослава, в виде обширного нартекса с двумя приделами. Северный Никольский придел связывается с памятью Мирликийского святителя, покровительствующего Неманьичам (королевская вотчина в Топлице была посвящена св. Николаю). В южной капелле находился цикл росписей, посвященный Симеону Мироточивому – святому покровителю Сербии и ее царствующего дома.

Храм Иоакима и Анны Студеницкого монастыря был украшен росписями несколько более позднего времени, чем Богородичная церковь: фрески этого храма датируются 1314 г.

За основу архитектурного облика храма, который получил название «королевской церкви» как усыпальница Неманьичей, был взят образ церкви Св. Софии в Эдесе, отличающейся логичной ясностью простых форм.

Образ Христа Пантократора в куполе в окружении Небесных Сил и тетраморфов является достаточно редким решением для монументальных росписей этого времени. Подобный теофанический образ встречается среди изображений IX века в своде над южной галереей Софии Константинопольской [Бабиħ 1986: 104].

Шествие «Небесной Литургии» в купольной скуфье довольно часто встречается в храмах палеологовской эпохи. Хотя иконография данной композиции складывается раньше указанного времени, особое значение для убранства купола она приобретает в палеологовский период, что вызвано богословскими спорами середины XIV в. (Лионский собор и др.) о роли Ипостасей Св. Троицы в Пресуществлении Св. Даров. В барабане можно также видеть образы пророков с фрагментами паримийных чтений Великой Субботы в свитках. Тема Великой Субботы характерна для храмов усыпальниц, не только в силу связи с темой Воскресения, но также как напоминание о последнем дне недели, когда было принято совершать заупокойные службы.

Важной частью программы верхних иерархических зон храма является ветхозаветный ряд праотцев в основании купола, соответствующий родословию Христа. Согласно византийской экзегезе, эти образы являются символом созидания Тела Христова в Священной истории Ветхого Завета. С восточной стороны этот ряд дополняется иконой Чудотворного Мандилиона, являющегося символом Боговоплощения и закономерно помещенного в непосредственной близости к изображениям Адама и Евы. Цари из рода Давидова выделены здесь в отдельную группу в северной части барабана, что должно указывать на царственный статус храма.

Особое значение приобретают здесь сцены из жизни Богоматери, отличающиеся почти ренессансным чувством цвета и формы. Повествовательный стиль этих изображений, тщательная детализация, реалистический подход к передаче мимики и жестов показывает интуитивное обращение к пластическим идеалам античности, преломленных через опыт церковной живописи Византии.

Если в XIV в. в Италии постепенно подготавливается почва для расцвета особого гуманистического искусства, основанного на опыте античной пластики, раннехристианской и романской живописи, аналитических методах интернациональной готики, направленных на натуралистическое изображение предметного мира, то на Балканах и в Греции античное наследие не нуждалось в открытии, так как оно всегда являлось здесь органичной частью художественного метода. Тем не менее, особый интерес к предметному миру, передаче характерного в живописи ликов, к почти скульптурной по своей выразительности форме обнаруживает единство художественных процессов, происходивших в проторенессансной Италии, Греции и Балканских странах.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector