0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство вернуло томашпольской общине Успенский храм

Успенский храм, (1907)

Настоятель
протоиерей Сергий Петрович Кожемяк, 1968

Приделы
вмц. Параскевы Пятницы (10 ноября)
Рождества Иоанна Предтечи (7 июля)

Телефон
+7-(916) 677-63-55

О храме

Появление ныне существующей церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Валищеве напрямую связано с погостом Корытня. Из летописи, хранившейся в Успенском храме погоста, известно, что «…в 1627 г. на Корытинском погосте находилась Успенская церковь, которая была ветха и обвалилась…». Можно предположить, что этот храм был возведен еще в XVI—XVII вв. Вместо него в 1647 г. построили новый, который просуществовал до 1790 г., когда был заменен другой деревянной церковью. Ночью 27 декабря 1897 г. она сгорела. Накануне, 26 декабря, священник Алексий Виноградов с причтом совершали богослужение в приписном Свято-Духовом храме села Воробьева и в церкви на погосте в тот день не были. При пожаре удалось спасти лишь небольшую часть икон, среди которых было «дорогое изображение — Распятие Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими».

На месте уничтоженного огнем храма в 1900 г. поставили часовню. Вот ее описание: «…деревянная, бревенчатая, на каменных столбах с деревянным подбором; покрыта железом, окрашенным масляною красною краскою; снаружи и внутри окрашена масляною краскою». Ширина и длина этого здания составляли более 6 метров, а высота около 3 метров.

В феврале 1898 г. крестьяне деревни Валищево обратились к епископу Дмитровскому Нестору (Метаниеву) за разрешением построить новую церковь, но уже не на погосте Корытня, а в своей деревне. Такое желание они объясняли следующим: «..отдаленность святого храма составляет большое затруднение и неудобство посещения крестьян вообще, а в особенности для престарелых и малолетних детей, которым ходить во святой храм за 2 1/2 версты при не всегда благоприятной дороге и погоде было крайне затруднительно…». Священник Алексий Виноградов и псаломщик Николай Гумилевский были не согласны с крестьянами и просили епархиальное начальство благословить возвести новую церковь на старом месте. Так, псаломщик писал митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому): «я, со своей стороны, никак не желал бы сего перемещения…». Священнослужители не хотели переезжать в деревню Валищево, вероятно, потому, что боялись потерять свою землю на погосте Корытня, а это могло ухудшить их материальное положение. Клириков поддержал и владелец усадьбы Воробьево, генерал Владимир Иванович Ершов: с 1848 г. причт Успенской церкви совершал богослужения в его имении, где находился домовый храм во имя Сошествия Святого Духа.

5 января 1900 г. митрополит Московский Владимир благословил строительство новой каменной церкви в деревне Валищево. Для этого заранее был построен кирпичный завод, а из специально выкопанной ямы добывался белый камень для фундамента. Согласно донесению благочинного священника Николая Воскресенского, в Успенском храме планировалось устроить два придела: «…с правой стороны — в честь преподобного отца Стефана Савваита (28-го октября)… с левой стороны — в честь Рождества святого славного пророка и Предтечи Господня Иоанна». В настоящее время левый (северный) придел освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, а правый (южный) — в честь Рождества Иоанна Предтечи.

На время строительства крестьяне поставили в деревне Валищево деревянную церковь. Ее заложили 1 октября 1900 г, а уже 20 декабря освятили. В этом была немалая заслуга церковного старосты Ивана Сергеевича Кочетова, «…который, можно сказать, положил в это святое дело всю душу свою. Он, по выражению местного отца благочинного, как пчела, трудился самоотверженно и неутомимо и располагал благодетелей на пожертвования в новый храм». И. С. Кочетову удалось собрать новую церковную утварь: серебряно-вызолоченную дарохранительницу с эмалью, массивные серебряные сосуды, кресты и т. п, а также найти средства на новый 117-пудовый колокол, который подвесили на деревянной звоннице.

Читать еще:  Папа Римский призвал наказывать правителей, нарушающих права человека

Временный деревянный храм располагался к западу от существующего ныне. Он был более 8 метров в длину и ширину, а высота до верха карниза составляла 4 метра. Церковь имела одну главу и отапливалась двумя голландскими изразцовыми печами. К зданию примыкала деревянная бревенчатая паперть. Накануне освящения церкви всенощное бдение отслужил священник села Покров-Разницы Михаил Порецкий. Во время богослужения пел хор из Троицкого собора Подольска. Освящение храма и Божественную литургию 20 декабря 1900 г. совершили благочинный Николай Воскресенский, местный священник Алексий Виноградов, уже упоминавшийся отец Михаил Порецкий и клирики близлежащих сел. Церковное торжество в этот день завершилось благодарственным молебном. В знак признательности местные крестьяне преподнесли в дар строителю храма И. С. Кочетову образ Спасителя в серебряно-вызолоченной раме с эмалью.

Первоначальный проект каменной Успенской церкви, выполненный архитектором А. Херсонским и утвержденный в 1899 г., позже был отвергнут. Технику архитектурного отдела Московской городской чертежной Сергею Матвеевичу Жарову (звание художника-архитектора он получил в 1908 г.) был заказан другой проект, который был готов в феврале 1902 г. Однако к строительству приступили только в 1907 г. Такая задержка могла быть вызвана финансовыми трудностями: несмотря на собранные пожертвования, в том числе 700-рублевый вклад, который сделал Василий Сергеевич Кочетов, родной брат церковного старосты, денег не хватало.

Успенский храм был завершен лишь в 1920 г. и 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, освящен. Староста И. С. Кочетов до этого дня не дожил, он скончался немного раньше, после Пасхи, и был погребен у алтаря церкви (могила сохранилась). Очевидно, дело продолжил его сын, Сергей Иванович Кочетов.

Кирпичное здание Успенского храма, возведенное в русском стиле, представляет собой четверик с полуциркульной апсидой, к которому примыкают два боковых придела с апсидальными выступами, притвор и шатровая колокольня. Четверик, увенчанный пятью цилиндрическими глухими барабанами, возвышается над крышами приделов. Два нижних яруса колокольни образуют квадратное в плане основание, несущее восьмигранный столп, в верхней части которого расположен ярус звона. С юга и севера к колокольне прилегают прямоугольные пристройки.

Фасады декорированы элементами, имитирующими формы московской архитектуры XVII в. Во всех стенах четверика имеются арочные ниши с вписанными в них парными окнами. Пять барабанов храма обработаны аркатурой. Стены приделов прорезаны тремя арочными окнами, обрамленными наличниками, завершающимися нарядными многолопастными очельями. Менее богато украшены нижние ярусы колокольни; ее шатер прорезан тремя рядами слухов. Вход на колокольню находится в северной боковой пристройке. Углы паперти декорированы бочкообразными колоннами, а южная и северная стены — тремя арочными окнами, убранными колонками и архивольтами. Арочный вход паперти завершен крупным полукруглым фронтоном. Действующих входов в церковь в настоящее время два.

Внутри храма приделы соединены с четвериком и притвором посредством больших арочных проемов. Четверик и притвор перекрыты сомкнутыми сводами, приделы — плоскими парусными, апсиды — конхами, а нижний ярус колокольни — коробовым сводом. Пол был деревянным.

Интерьер церкви украшала масляная живопись, дошедшая до наших дней в виде отдельных изображений и их фрагментов. В настоящее время на стенах можно увидеть композиции «Исцеление кровоточивой жены», ««Исцеление слепорожденного». В нишах притвора помещены притчевые сцены «(Возвращение блудного сына» и ««Лепта вдовицы». Между окнами приделов и в притворе сохранились изображения святых, а на стенах и своде нижнего яруса колокольни еще можно разглядеть фрагменты фигур Господа Иисуса Христа и двоих Архангелов. Подпружные арки и пристенные пилоны декорированы растительным орнаментом, включающим в себя и стилизованные кресты.

Читать еще:  После реставрации освящен старейший православный храм США

В 1902 г. в деревне Валищево открыли церковноприходскую школу. Спустя четыре года был построен дом для псаломщика, а в 1914 г. — для священника.

6 мая 1922 г. в Успенском храме было проведено изъятие ценностей. Из него вывезли 15 серебряных предметов, общим весом более 10 фунтов. Богослужения в церкви продолжались до ноября 1937 г., когда арестовали священника Михаила Троицкого и старосту С. И. Кочетова. (В 2010 г. решением Священного Синода священник Михаил Троицкий был причислен к Собору но-вомучеников и исповедников Российских.) Стоявший без причта храм подвергся поруганию и разграблению, и 21 апреля 1941 г. Мособлсовет принял решение № 1039 о его закрытии: «Учитывая, что церковь в с. Валищеве бездействует и население ходатайствует о ее закрытии, разрешить исполкому Подольского райсовета церковь в с. Валищеве закрыть, а здание переоборудовать под культурные цели». Впоследствии местный совхоз «Подольский» использовал здание храма в качестве скотного двора, склада и зернохранилища. В это время были уничтожены иконостасы, значительная часть настенной живописи, покрытие глав церкви и колокольни

В 1990 г. Успенский храм был занят общиной Русской Православной Церкви Заграницей и только 1 апреля 1993 г. вернулся под юрисдикцию Московского Патриархата; регулярные богослужения здесь начались лишь с осени 1994 г. В настоящее время в храме установлены новые иконостасы, выполненные выпускниками иконописной мастерской СвятоТроицкой Сергиевой Лавры. Территория церкви обнесена кирпичной оградой в виде невысокого цоколя с квадратными столбами. С внешней стороны столбы украшены рельефными четырехконечными крестами. На западной стороне в ограде сделаны трехпролетные арочные ворота.

По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.

d_m_vestnik

Белое Приморье

Фото: После подавления мятежа Р.Гайды. Справа Успенский Кафедральный Собор города Владивостока. 1919г.

31 июля 1935 г. постановлением Совета уполномоченных (церковного совета) был принят на служение к Петропавловскому собору протоиерей Федор Данилович Дерябин. 21 сентября 1935 г. был арестован настоятель кафедрального собора архиепископ Николай Наганов. 15 января 1936 г. осужден Особым совещанием НКВД СССР и приговорен к 3 годам ИТЛ. После ареста архиепископа Николая настоятелем Петропавловской церкви стал протоиерей Дерябин.

30 мая 1937 г. состоялось последнее заседание церковного совета Петропавловской церкви, которое постановило: «Мы, нижеподписавшиеся члены церковного совета, ввиду отказа настоятеля протоиерея Дерябина в дальнейшем продолжать богослужение, ввиду его серьезной желудочной болезни постановили: за неимением другого священника и трудностью найти такового, снять с себя ответственность по охране имущества, принятого нами по описи, церковь закрыть и имущество сдать*». 7 июня 1937 г. председатель комиссии по культам при президиуме Примоблисполкома наложил резолюцию: «Зав. ГОРФО тов. Фадееву. На основании заявления объединения верующих Петропавловской церкви об отказе использования церковного имущества и здания церкви, так и на основании решения комиссии по культам, просим немедленно изъять у Петропавловской церкви все культовое имущество для реализации, согласно соответствующего законоположения».

В тот же день, 7 июня 1937 г., комиссия в составе представителей от Госфондов (ГОРФО) и Облисполкома составила акт, где записала: «Вещи, перечисленные в описи для реализации, могут быть использованы как то: из деревянных отделок поддельных (речь идет об иконах — ред.) лишь одни рамы, а остальное как дрова. Вещи поддельных металлов ценность представляют из серебра крест, чаша, верхушки (2 шт.) и кадило (1 шт.). Остальное может быть использовано в металл как медь, железо, бронза и латунь. Ковры, дорожки, одежды и др. пошивка из материи использовать в утиль тряпьем и малая часть для сцен, клубов и театров по удешевленным ценам по их износу. Книги как утиль — бумага».

Читать еще:  Епископ Уильямсон извинился перед Папой за антисемитские высказывания

Так была ликвидирована последняя обновленческая церковь г. Владивостока.

Успенская кафедральная община староцерковцев

26 мая 1923 г. газета «Красное Знамя» сообщала: «17 июня в кафедральном соборе литургию служит назначенный Поместным собором Российской церкви на Владивостокскую кафедру архиепископ Василий».

Прихожане и духовенство кафедрального собора, не признавшие новой «Живой церкви», остались без храма и церковного имущества, переданного советской властью обновленческой общине. Тихоновцы-староцерковцы вынуждены были искать другое помещение для совершения богослужений. Помещение было найдено по ул. Посьетская, д. 33, и там была устроена домовая Успенская церковь.

Община, которую возглавил настоятель протоиерей Николай Васильевич Чистяков, получила название Успенской кафедральной общины староцерковцев. Кроме настоятеля, при ней служили: протоиерей Григорий Прозоров; священники Емельян Жорницкий, Петр Лебедев, Геннадий Евсеевцев, Александр Кедров; протодиакон Петр Попов и диаконы З. Софронов, Аркадий Топорков.

Борьба между живоцерковниками и сторонниками старой церкви была очень острой. Были случаи, что доходило до побоев.

Из доклада т. Зорина на пленуме Приморского губкома РКП(б) 3 сентября 1923 г.: «Среди духовенства проходит борьба между живоцерковниками и тихоновцами. Последние игнорируют церковные здания и ведут богослужения в сараях, гаражах и т.п., объявив себя мучениками за Христа. Их поддерживают крупные торговцы, частные профессоры и интеллигенция. Живоцерковников поддерживают средняк-рабочий, трудовая интеллигенция и часть либеральной профессуры».

К концу 1923 г. во Владивостоке, кроме Успенской, образовались следующие общины тихоновцев:

Кроме тихоновцев, среди староцерковцев был свободный автокефальный православный приход Казанской церкви на Эгершельде (ул. Верхне-Портовая, 74). Настоятель — священник Дулин Леонтий Антонович.

Фото: Парад перед Успенским собором во время празднования 50-ти летия присоединения Приамурского края.

С установлением советской власти во Владивостоке начались аресты священнослужителей тихоновцев. 3 ноября 1923 г. был арестован священник Успенской кафедральной общины Кедров Александр Николаевич. Родился о. Александр в 1886 г. в Уфимской губернии. Служил законоучителем в 1 и 2 гимназиях во Владивостоке. С 1920 г. — священник Успенского кафедрального собора. Отец Александр был обвинен в антисоветской деятельности и 26 сентября 1924 г. приговорен к 3 годам ИТЛ и 3 годам ссылки. По этапу отправлен в Москву для дальнейшего следования в Соловецкий лагерь особого назначения.

В мае 1925 г. из Таганской пересыльной тюрьмы о. Александр обратился за помощью к заведующей Красным крестом Екатерине Павловне Пешковой. Он писал: «Сам я из Владивостока. С 17 января нахожусь в пути. Следую в Соловки на 3 года. За неимением средств на покупку необходимых продуктов, я прошу вас оказать мне посильную помощь. Нуждаюсь в паре летнего белья, почтовых открытках, в лицевом и стиральном мыле. Мне очень хотелось бы, чтобы верующие-тихоновцы оказали бы мне эту помощь и, конечно, оказали бы, но я не знаю адресов общин, а посему прошу меня извинить за просьбу и беспокойство. Если можно, сообщите им. Пересыльный, священник-тихоновец Александр Кедров».

* в цитатах сохранена орфография и пунктуация первоисточников

Епископ Анастасий, управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector