1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православие в Греции

Православие в Греции

Греция — страна победившего православия. Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.

История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников. На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник. Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Храм Святой Животворящей Троицы г. Афины

Репортер «Свободной прессы» накануне Рождества побывал в православном храме в Греции.

Где находится русская Троицкая церковь (греч. Αγία Τριάδα) в Афинах, знают там все греки, так что найти её мне не составило никакого труда.

Немного об её истории.
Первоначально в римскую эпоху на этом месте находились бани, устроенные над водопроводом и подземным источником, а на их фундаменте затем была построена раннехристианская базилика. Строительство церкви в её нынешнем виде относится к первой половине XI века. Она была освящена в честь Пресвятой Троицы и впоследствии, благодаря жертвователю, получила народное имя «Сотира Ликодиму». Позже здесь находился Спасо-Никодимовский монастырь, с 1202 года — женский католический монастырь, а с 1204 года — бенедиктинский. В османский период храм являлся католиконом православного мужского монастыря.
Церковь подвергалась разрушениям несколько раз, в частности, в 1687 году, с вступлением в город сил венецианцев. Часть стен и братский корпус монастыря были разрушены сильным землетрясением в 1701 году, но церковь почти не пострадала. Оставшиеся строения монастыря были в 1780 году уничтожены по приказу турецкого правителя Афин Али Хасеки, который строил в этом районе новые городские стены. С тех пор храм становится приходом монастыря Кессариани.
В 1827 году, во время войны за независимость Греции, в здание попало несколько снарядов с Акрополя, рухнула северо-восточная его часть и купол. Но на оставшейся невредимой алтарной стене до сих пор сохранились фрагменты византийских фресок.
В 1833 года обер-прокурор Святейшего Синода князь П. С. Мещерский представил Синоду пожелание Николая I «чтобы в Греции находилась российская духовная особа в качестве священника нашей миссии». В июле того же года в Афины отправилось духовенство. Церковь была вначале восстановлена в 1834—1837 годах на средства Российской империи, а в 1847 году окончательно выкуплена. При восстановлении был сохранён первоначальный её план, открыты древние фрески и заложенные проёмы. В 1850 году в том же стиле, что и церковь, была сооружена колокольня. Освящение состоялось 6 (18) декабря 1855 года. При церкви была библиотека с множеством старинных русских книг.

Отец Александр — настоятель храма

Эта церковь — самое большое средневековое здание в Афинах. На южной стене и сегодня есть сохранившиеся первые украшения, например, образы Христа, святого Стефана и апостола Иоанна Богослова.
Невысокий византийский мраморный иконостас был заменен высоким русского типа, из светлого паросского и пентелийского мрамора.
Роспись немецкого художника романтического направления Людовика Тирса заменила в 1847 году сохранившиеся к тому времени византийские фрески.
Трёхъярусная колокольня возведена из жёлтого камня, красного кирпича и белого мрамора. Колокола были отлиты в Триесте. Самый большой колокол, «Никодим», весил 280 пудов.
Ранее территория храма была окружена чугунной решёткой, специально отлитой в Санкт-Петербурге. Она была убрана по приказу греческих властей и перенесена к Русскому дому в квартале Аргируполис.

В 1924 году, после признания Грецией СССР, община отделилась от посольства и присоединилась к Афинской архиепископии со статусом «параклиса».
В 1954 году, по ходатайству великой княжны Елены Владимировны, была восстановлена древняя высота купола. В 1999 году на средства греческого правительства была отреставрирована колокольня.
В 1955 году, во время работ в восточном углу храма, было обнаружено кладбище с костницей, где, согласно источникам, были похоронены киевляне, проданные в Константинополе татарами. Их останки перенесены в крипту церкви.
Рядом похоронены последний царский посол в Греции Елим Демидов, имевший титул князя Сан-Донато, и его жена Софья Воронцова-Дашкова.
Троицкая церковь в Афинах относится к Афинской архиепископии Греческой православной церкви. Однако сегодня она является официальным приходом русской (иногда говорят о русскоязычной) общины Афин.

Читать еще:  Далай-ламе отказали в российской визе для поездки в Калмыкию

Я попал в церковь в воскресенье утром, в последний день моего пребывания в стране – рано утром в понедельник уезжал домой. Было воскресное богослужение незадолго перед Рождеством. Этот праздник отмечается в этой церкви по новому стилю, как и в греческом православии, которому она подчинена. Сравнительно небольшое внутреннее помещение было полностью наполнено народом, после окончания службы никто не торопился расходиться. Я прислушался: люди обсуждали по-русски какие-то свои личные и церковные проблемы и даже российскую и украинскую политику.
Настоятель храма, отец Александр Носевич, попросил меня подойти вечером, чтобы в спокойной обстановке дать мне интервью и записать видеообращение для «Свободной Прессы». Он наш, выпускник Московской духовной академии.
— В русском храме Святой троицы в Афинах по воскресеньям бывает двести и более человек, хотя специально это никто не подсчитывает. На пасху, конечно, ещё больше.
Причащается довольно много народа. Сегодня храм посетило около 200 – 250 человек, а причащалось 60 – 70. Из всей русскоязычной диаспоры Афи, храм и богослужения посещает 5-10% от её числа. Это, наверное, общая тенденция для нашего общества.
Наш храм – эмигрантский, вся наша община состоит их эмигрантов последних лет. Кто-то приезжают на заработки, кто-то по служебным делам, кто-то приобретает недвижимость, кто-то женится или выходит замуж. Есть и греки, приехавшие из республик СССР на свою этническую родину. Храм является как бы центром русскоязычной общины. Выходцев из, собственно, Российской Федерации тут не так много. Большей частью прихожане – это трудовые мигранты из Украины, много из Молдавии, есть из Белоруссии, из Грузии.
Из дореволюционных эмигрантов не осталось практически никого, их потомков буквально единицы, они в значительной степени ассимилировались, настолько вжились в греческое население, что с русскими себя уже никак не ассоциируют, их у нас небольшой процент.
Нынешний кризис в Греции коснулся всех слоёв общества, а наша паства представляет собой его низший слой. Хотя встречаются люди и с более высокими доходами, и даже богатые, но их единицы. Люди живут на свои честно заработанные средства, и все явственно ощущают кризис, для мигрантов он особенно ощутим. Наши люди здесь занимаются уборками в домах, тяжёлой физической работой, работают на стройках. Многие не находят работы, или находят малооплачиваемую. Под предлогом кризиса удобно сокращать зарплату, и даже не выплачивать её вовсе. Хозяева лукавят и под любым предлогом платят меньше положенного. Наши мигранты начинают экономить на всём, на чём только возможно.
Некоторые перебираются в более благополучные страны – Германию и Францию. Те, кто в состоянии бороться за жизнь, в Греции не задерживаются. Это очень ощутимо – наша паства сокращается.
Наш храм – это русская община, но юридически он подчиняется греческой церкви, афинскому архиепископу. Поэтому непосредственно из России помощь сюда поступать не может. Хотя и встречается помощь частных лиц, либо каких-то фондов. Но не могу сказать, что она велика и ощутима, это единичные дотации.

  • ← Тро́ицкая це́рковь (греч. Αγία Τριάδα) — православный храм в Афинах.
  • Страница в состоянии реконструкции →

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Устройство и управление

Высшая власть в Элладской Церкви принадлежит Священному Синоду Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании, в течение 5 дней, президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.

Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из Архиепископа и 12-и митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного Синода один срок на сменной основе.

Пышность

Любого иностранца поражают пышные богослужения, проводимые в России. В обрядах греческих церквей во всем чувствуется демократичность и простота. Все богослужения длятся максимум 1,5-2 часа, в то время как русские литургии могут длиться больше 3 часов. В Греции есть обычай вслух произносить все тайные молитвы.

Значительно отличается и порядок произнесения молитв. Такого большого количества свечей, как в российских церквях, никогда не бывает ни в одном храме Греции. Греческие хоры никогда не включают в состав женские голоса. Хотя в российских реалиях такое повсеместно практикуется.

22 октября 1963 года Фиатирская архиепископия была разделена на четыре части, при этом Бельгия и Люксембург стали относиться к Галльской митрополии, а Нидерланды Германской митрополии [1] .

12 августа 1969 года Патриарх Афинагор основал «Архиепископию Бельгии и Экзархат Нидерландов и Люксембурга» с кафедрой в Брюсселе [2] .

Читать еще:  Виктор Казанцев встречается с религиозными деятелями Кавказа

В 1975 году с финансовой помощью греческого правительства и Евангелической Церкви Германии, а также многочисленных благодетелей, на имя Константинопольского Патриархата было куплено здание Charbolaan 71 в Брюсселе для резиденции Архиепископа [2] .

В 1985 году Православие было признано в Королевстве Бельгии официальной религией, что открыло дорогу к средствам массовой информации (эфирное время) и преподаванию вероисповедания в школах. 27 октября был куплен Православный Собор на Stalingradlaan в Брюсселе [2] .

В 1988 году представитель Константинпольского Патриархата был признан представителем всех Православных юрисдикций Бельгии [2] .

В 1994 году появились первые теле- и радиопередачи Православной Церкви Бельгии.

В 1995 был открыт офис Православной Церкви Европейском Союзе.

17 ноября 2015 года Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил освящение главного здания Бельгийской митрополии в Брюсселе после капитального ремонта [3] .

Головной убор

Камилавка – это традиционный головной убор в Греческой Православной Церкви в виде расширяющегося к верху цилиндра. Она символизирует терновый венок Иисуса Христа. В Русской Церкви камилавка стала употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью, однако она никогда не считалась популярной в среде русского духовенства. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград.

Греческая камилавка отличается тем, что имеет небольшие поля вверху цилиндра, русский головной убор их не имеет. Балканские камилавки (в том числе сербские, болгарские) отличаются от русских меньшей высотой и диаметром – нижний край камилавки располагается выше ушей.

Греческая камилавка всегда черного цвета, тогда как русские священники могут надевать красные, синие, фиолетовые камилавки.

Что касается скуфьи (небольшая черная шапочка), то в греческой и балканской традиции она практически не используется, тогда как для монаха Русской Церкви это повседневный головной убор. Интересно, что старообрядцы скуфью называют камилавкой.

Современное состояние

Константинопольская православная церковь

На 2008 год насчитывала семь приходов в Португалии, большинство прихожан — эмигранты из Украины [1] .

Русская православная церковь

На 2013 год насчитывает 16 приходов и общин (включая 3 тюремных прихода) Корсунской епархии [2] , а также один приход в Лиссабоне в подчинении Женевской и Западноевропейской епархии РПЦЗ [3] .

Румынская православная церковь

В стране действуют 7 приходов [4] , входящих в Митрополию Западной и Южной Европы .

Прочие поместные церкви

Неканонические юрисдикции

Крупнейшим по числу приходов православным объединением Поругилии оставётся Кафолическая православная церковь Португалии .

В связи со значительной украинской эмиграцией, в Португалии появились приходы неканонических Киевского Патриархата и УАПЦ .

Святая Гора Афон — живая Византия

Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.

По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.

Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.

Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.

Российским православным нельзя молиться в церквях за границами России: Кураев о последствиях раскола 8

Русская православная церковь (РПЦ) разрывает отношения с Константинополем. Священный синод признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Такова реакция на решение Вселенского патриархата предоставить Украинской православной церкви независимость и вывести ее из-под юрисдикции Московского патриархата. РПЦ назвала такой шаг стамбульского Синода легализацией раскола. Ранее Константинополь признал недействительным решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии Москве. РПЦ тогда пообещала дать «жесткий и адекватный ответ».

Новости часа

Продолжение текста после рекламы

Рекомендованные новости

Молодая — могла бы жить: из-за медицинской неразберихи больную коронавирусом слишком долго везли в больницу

Вместо 12 евро за техосмотр — 66, и так далее: правительство и дальше будет «приучать» нас к «дружественным среде» авто

В сентябре Синод РПЦ решил, что патриарх Кирилл больше не будет поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений, а епископы Московского патриархата не должны совершать совместные богослужения с константинопольскими. Религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев в прямом эфире “Ъ FM” назвал такое решение «беспрецедентным». По его словам, РПЦ рано или поздно окажется в изоляции. С экспертом беседовал ведущий Марат Кашин.

Читать еще:  Православные Южной Осетии обратились к Медведеву с просьбой защитить их от РПЦ

— Что означает этот разрыв, и к чему все это может привести?

— Полагаю, что это начало русской реформации, то есть серьезного переформатирования самой матрицы нашего православия. Дело в том, что это резкий, беспрецедентный шаг Синода, который даже обязывает мирян презирать таинства, совершаемые другим патриархом. Из него следует определенная богословская логика. Так называемое «десятое апостольское правило» гласит: если кто помолится с отлученным от церковного общения даже в доме, не то что в храме, тот да будет отлучен.

Патриарх Кирилл, хотя и человек со швейцарским бэкграундом, но он не швейцарский банкир. А про швейцарского банкира есть известная поговорка: если ты видишь, что швейцарский банкир выбрасывается из окна небоскреба, не думай, делай то же самое. Так вот за Патриархом Кириллом ни одна поместная церковь из окна не бросится. Никто не порвет общение с Московским патриархом. Значит, они будут с ним молиться, и, значит, следствие канона будет требовать от нас, сказав «а», сказать «б» и дальше до «я», что вы все еретики, вы все наши враги. Это и называется «бомбить Воронеж», то есть Русская церковь сама себя отправит в изоляцию.

Продолжение текста после рекламы

— Я правильно понимаю, что все поместные церкви, кроме Московского патриархата, признают первенство Варфоломея и будут следовать его словам?

—Он этого ни от кого не требует. Они не будут разрывать с ним церковное общение, общую молитву и общее таинство. Поэтому в нашей изоляции мы останемся в гордом одиночестве. Нужно будет оправдать свою нелогичность, почему мы объявили патриарха Варфоломея анафемой, а то, что другие этого не сделали, для нас они из-за этого анафемой не стали. Значит, для этого потребуется серьезно пересмотреть все это каноническое древнее наследие. Поэтому я и говорю, что это начало реформации.

— Как поступать обычным православным прихожанам, которые окажутся, скажем так, не на территории Московского патриархата? Им нельзя будет заходить в церкви? Как это будет выглядеть на таком уровне?

— Да. Есть огромное количество русских людей, которые живут за границей — вот им теперь будет запрещено не только ходить молиться к католикам, но и в храмы Вселенского патриархата. Это довольно печально, потому что есть человеческие связи, радость от того, что все мы —Вселенское православие. Это был наш главный аргумент и в полемике с украинскими раскольниками, и с какими-нибудь протестантами на Западе. И тут по всей этой нашей замечательной, радостной апологетике нанесен удар топором.

Продолжение текста после рекламы

— Была информация, что Греческая церковь может наложить запрет на посещение Афона для мирян РПЦ. Понятно, что он очень популярен у россиян. Насколько вероятен такой сценарий?

— Я убежден, что никаких ответных санкций со стороны Греции и Константинопольского патриархата не будет. И когда в прошлый раз наш Синод объявил, что мы на уровне епископов отказываемся служить — патриарх Кирилл перестал принимать константинопольского коллегу — Варфоломей не ответил тем же самым, он спокойно продолжает поминать патриарха Кирилла в списке православных патриархов. Я убежден, что так и продолжится.

— То есть это Московский патриархат будет запрещать своим прихожанам заходить в иные церкви?

— А там никто никаких запретов на их пути выстраивать не будет?

— Нет, конечно, их с радостью будут принимать. Поэтому патриарх Кирилл очень точно проговорился 8 октября на службе в Троице-Сергиевой Лавре, где он сказал: «мы пошли на разрыв». Здесь очень четко надо понимать, что инициатива раскола — наша.

— Как Московский патриархат будет относиться к людям, которые будут заходить в другие церкви?

— Я думаю, что им вслед будет сказано много гневных слов вслед всем им будет сказано. Принципиально важная теистическая и богословская проблема, чтобы вот не соглашаться с этим, не принимать. То есть епископы поссорились — это ваше дело. Я понимаю, если ты злишься на другого человека, не надо вместе с ним идти к чаше Христа, пока не примирились. Но у меня нет зла на какого-нибудь грека, почему я не могу с ним вместе помолиться? Потому что мой патриарх обижен? Очень странно.

— Может ли Московский патриархат как-то минимизировать потери? Что для этого нужно предпринять, не доводить ситуацию до абсурда?

Продолжение текста после рекламы

— Уже довели. Теперь можно только отзывать это решение. Формула, которую я предлагал для Украины, очень проста, состоит из двух частей. Первая — разрешить людям спокойно ходить в эту новую структуру, создаваемую Константинополем. Второе — если человек остался в структурах Русской церкви на Украине, это не является преступлением. Вот если бы все на это согласились, это был бы шаг к гражданскому миру на Украине. Теперь это попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру.

Продолжение текста после рекламы

Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector