Грех ли обсуждать недостойное поведение духовенства?
Содержание
Как относиться к недостойному поведению священника?
Помогите, мне, пожалуйста, разобраться в создавшейся ситуации.
Вам пишет Елена из города Угледара, Донецкой области.
Я православный человек, стараюсь соблюдать заповеди, посещаю церковь, отношусь с большим уважением и благоговеньем к церкви и людям, которые стараются жить по Божьим заповедям.
Вчера моя семья столкнулась с, мне кажется, непозволительными поступками Батюшки Фёдора из села Владимировка, Волновахского района, Донецкой области. А проблема заключалась в следующем…
Мой муж находился с друзьями на бильярде в вечернее время, где к их игре и присоединился Батюшка. Во-первых, по моему мнению, вообще-то странновато видеть людей духовного сана в таких местах, но основная проблема заключалась не в том… Проиграв партию на бильярде, Батюшка начал матерными словами покрывать моего мужа, называя за его невысокий рост, — ПОЛУЧЕЛОВЕКОМ. Затем пошли «в ход» более сленговые фразы, которые, я даже постесняюсь своей близкой подруге во время разговора говорить. Когда я узнала от друзей мужа, как Батюшка его называл, я просто УЖАСНУЛАСЬ и мне стало очень обидно и неприятно от этого. Муж объяснил, что полчаса вообще стоял, ошарашенный сказанным, и не решался ответить из-за того, что данный человек вообще-то должен проповедовать и поощрять добрые поступки людей, а тут такой шок!
Знаете, но не это было главным…
Когда мой муж обратился к матушке, прося её не добавлять «дров в огонь» разбушевавшегося Священника, Батюшка полез в драку и попытался нанести удар моему мужу.
Всё это, может показаться смешным, но вот о чём я думаю… А может ли данная персона в одежде священника, проповедовать в духовном храме, наставляя людей на путь истинный, крестить, отпевать людей и т. д., имея, Вы извините, пожалуйста, такую гнилую душу. Он, считая себя, духовным лицом и, отчасти, лидером мирян и зная, что обычные люди постесняются и постараются не конфликтовать со священником, смог спокойно оскорбить человека, называя его ПОЛУЧЕЛОВЕКОМ.
Я никогда не писала жалобы ни в какие органы, но тут дело принципа и, я, полностью уверенна, что данный Батюшка просто не имеет право находиться на его занимаемой должности.
Помогите мне, прошу Вас. Объясните, как я могу действовать в создавшейся ситуации. Мне чрезвычайно важно каждое Ваше слово! Что я могу сделать, к кому мне можно попасть на приём, к кому обратиться, чтобы урегулировать данную ситуацию! Я нахожусь в полном отчаянии.
Заранее огромное спасибо!
С Уважением Елена.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Не так давно все хорошо знали, что таксисты и дворники с продавцами лучше всех знают, как управлять государством, то с наступлением эпохи интернета и соцсетей появились ещё и верующие, лучше всех знающие, как управлять Церковью, как правильно верить и как правильно духовно жить.
То тут, то там появляются YouTube-каналы, блоги и страницы в соцсетях, авторы которых на чём свет стоит критикуют церковное священноначалие и иерархию, рассказывают, каким должно быть правильное церковное управление, чем характеризуется настоящая жизнь по вере и в чём заключается истинное православное вероисповедание.
Послушать их, так становится страшно: и живём мы в последние времена, и жутка апостасия царит повсюду, и епископат от чистоты веры отступил, и Таинства уже не спасительны. Если где и спасаться, то в «виртуальных приходах», «истинно православных блогах» или где-то в глубоком подполье, куда всевидящий глаз «Ютьюба» заглядывает только раз в неделю, да и то по благословению. И вот, несмотря на подполье, на пусть даже показное, но всё-таки дистанцирование от внешнего мира, все эти блогеры-эксперты-подпольщики знают, оказывается, обо всём, что происходит в кулуарах церковного управления, лучше, чем остальные, не изолированные от мира, верующие, духовенство и даже епископат. Откуда им это знать – такого вопроса не задаёт никто, просто принимают на веру и считают правдой.
Впрочем, думать, будто бы критики локально сконцентрированы в лагере, так сказать, околоцерковных ультраправых, было бы слишком оптимистично. Есть ещё не менее массовый «левый» лагерь, состоящих из бывших священнослужителей и монашествующих, некогда не до конца (или не с того конца) воцерковившихся мирян, имеющих вселенскую обиду на Церковь за аполитичность и отказ от поддержки протестно настроенных масс и просто тех, кто болезненно неравнодушен к взаимоотношениям Церкви и общества. Здесь, говоря словами Венедикта Ерофеева, «всё другое, но то же самое»: церковная иерархия также виновата всегда и во всём, только а вину ей вменятся вещи прямо противоположные тем, обвинения в которых звучат ревнительского подполья.
Однако хуже всех в этой критической разноголосице приходится отнюдь не иерархам. Хуже всех простым верующим, неискушённым в церковной политике, малосведущим в перипетиях взаимоотношений Церкви и общества, слабо разбирающихся в богословских, канонических и исторических тонкостях. Кого слушать? Кому верить? Как отличить конструктивную критику от бездумного критиканства?
Для начала стоит задаться вопросом о цели, которую преследует критикующий. Это весьма несложно. Достаточно просмотреть его публикации за последние месяц-два. Есть, допустим, ресурсы, ставящие перед собой цель во что бы то не стало очернить Церковь, есть своеобразные клубы обиженных, есть, в конце концов, отдельные личности, так сказать, «из бывших», которым банально неймётся. Есть сайты, администраторы которых живут в иллюзорном мире собственного ревнительства и готовы клеймить позором всех, кто позволяет себе быть непохожими на них. Всех таковых можно смело, без зазрения совести, игнорировать, потому как даже даже правду они используют для того, чтобы нанести Церкви вред.
Вопрос правды также имеет значение. Публикация непроверенных сведений, сплетен («видения» и «откровения» почти всегда тоже принадлежат к этой категории), спекуляции и полуправда – всё это обесценивает как самого критика, так и его деятельность. Спекуляции вообще могут быть отдельной темой. Они один из самых ярких признаков низкосортности публикуемой информации. Вот хотя бы простой пример: чем нечистоплотнее ресурс, тем с большей охотой он коверкает наименование Церкви. Начните игнорировать всех, кто в своих публикациях называет Русскую Церковь «РПЦ МП», а Украинскую – «РПЦвУ», и перекроете для себя множество каналов мусорной информации.
Ну и наконец: читая любую критику в адрес Церкви и её иерархии, задайтесь вопросом: «И что теперь»? Что изменилось в лучшую сторону после данной публикации? Что мы приобрели, узнав её, и что бы потеряли, не зная? Процентов 90 критической информации через это сито не пройдёт. Другими словами, открытая критика Церкви в известной степени пуста и бесполезна.
А уж если к этому прибавить то, что каждый судит сугубо со своей колокольни и, берясь за какой-то вопрос, не знает и половины необходимых фактов, нередко не видит дальше собственного носа и объективен в суждении ровно настолько, насколько широк его кругозор, если учесть, что за желанием критиковать не стоит зачастую ничего, кроме злости, обиды и банального делания сделать гадость, мы неминуемо придём к тому, что критиканов и критиков, известных и местечковых, «левых» и «правых», полезнее всего просто игнорировать, пополняя время от времени их именами свои чёрные списки в соцсетях.
Так что же, спросите меня вы, совсем, что ли, теперь никого не критиковать? Кто же тогда скажет иерархам правду? Как тогда предотвратить «бронзовение» Церкви? Да, отвечу я вам: никого не критиковать и чужой критики не слушать. Пользы от неё – ноль, что для Церкви, что для отдельно взятого верующего. Конструктивная критика вообще не бывает публичной. И иерархи, поверьте, прекрасно об этом знают. И, больше чем уверен, даже читая критику, мозги свои ею не засоряют. Потому что настоящую конструктивную критику им есть от кого услышать. Только критика эта всегда с целью пользы церковной, с позиций детального знания вопроса и, главное, если не один на один, то уж точно не в публичном пространстве.
Святые угодники Божии о неосуждении священников
«Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его» ( Сир.7:31 ).
«Бойся Господа и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе» ( Сир.7:33 ).
блаженный Феодорит Кирский
«Не надобно, проступки священных лиц делать общеизвестными, чтобы народ, получив отсюда повод к пререканиям против них, не стал грешить без страха».
cвт. Нил Синайский
«Иереев всех почитай, к добрым же прибегай»
Один священник рассказывал своим прихожанам такую историю. Приходит к нему женщина и говорит: «В нашем приходе батюшка служит, а я точно знаю, что он не совсем благочестивый. Что мне делать? Перейти в другой храм, в другой приход?» А батюшка ей отвечает: «Вот скажи мне, если положить в кадило медное и в кадило золотое одинаковый ладан и одинаковые угли, то фимиам будет одинаковый?» «Одинаковый». «Вот так и батюшки. Благочестивы из них – это золотое кадило, а не совсем благочестивые – это медное кадило. А благодать Божия все равно через них идет…» Поэтому смущаться не надо, не ради батюшки вы к нему идете, а ради благодати священства, которая на каждом батюшке лежит, и через эту благодать получаете и помощь, и вразумление. И уж совсем негоже осуждать священника вслух, в разговорах!
cвященномученик Киприан, епископ Карфагенский
«Если Господь говорит в Своем Евангелии: кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:22 ), то как могут избежать суда Бога те, которые возводят клеветы не только на братьев, но и на священников, удостоенных этого сана по благодати Божьей».
cвятитель Иоанн Златоуст
«Если нам не позволено судить о жизни друг друга, то тем более о жизни отцов».
«Подлинно, велико достоинство священников! Кому, сказано, простите грехи, тому простятся. …Павел говорит: мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас ( 1Кор.5:20 ). Не видите ли, как все подчиняются властям мирским? …У нас страх, когда поставляет начальника человек! Но когда рукополагает Бог – мы и презираем рукоположенного, и оскорбляем его, и преследуем бесчисленными поношениями, и, тогда как нам запрещено судить и своих братьев, изощряем язык на священников! И какое найдем мы себе оправдание, когда в своем глазе не видим бревна, а у другого с злобным старанием замечаем и сучец? Ужели не знаешь, что, когда судишь, таким образом, других, приготовляешь и себе самому тягчайшее осуждение?
Пусть жизнь священника будет самая порочная, но если ты внимателен к самому себе, то не потерпишь никакого вреда в том, что ему вверено. От Бога… Ведь и чистый священник не своею собственною чистотою привлекает Духа Святаго, но все совершает благодать…
Ни ангел, ни архангел не могут оказать никакого действия на то, что даруется от Бога: здесь все творит Отец и Сын и Святый Дух, а священник только выступает посредником и простирает свою руку. Да и несправедливо было бы, если бы по причине порочности другого лица терпели вред те, которые с верою приступают к символам нашего спасения. Итак, зная все это, будем и Бога бояться, и уважать Его священников, оказывая им всякую честь…»
преподобный Ефрем Сирин
«Как не терпят вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его и был недостоин».
преподобный Макарий Оптинский
«По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спастися, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащии олтарю со олтарем делятся ( 1Кор.9:13 ); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!»
преподобный Серафим Вырицкий
«Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».
Преподобному Иосифу Оптинскому рассказали про одну барыню, которая умерла без напутствия, потому что в ее приходе был священник, о котором она знала много нехорошего и не захотела у него приобщиться. Старец пожалел умершую и сказал, что не должно смущаться жизнью иерея, так как рука его только действует, а таинство совершает благодать. При этом он рассказал, как один преподобный, заболев к смерти, пожелал принять Святые Тайны. Ближайший иерей, которого нужно было позвать, был очень порочной жизни и, казалось, совсем недостоин носить священство. Преподобный несколько смутился, но затем, победив этот помысл, призвал его. Во время причащения Господь сподобил его такого видения: он видел, что его приобщили Ангелы.
схиигумен Иоанн (Алексеев)
«Святые Тайны совершаются не по достоинству священнослужителей, а по милости и любви Божией благодати».
старец Михаил (Питкевич)
«Священника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи».
преподобный Паисий Святогорец
«Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется.
Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок.
К сожалению в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больших вред, чем от врагов Православия.
Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, – даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждь Церкви» ( Мф.18:17 ), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность.
Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным.
Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры).
Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в …
Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно».
- Что плохо живет и не делает того, чему учит, ты за него не будешь отвечать пред Богом, и потому что тебе до того, что он худо живет? Он же за себя ответ даст и истязан будет.
- Пастырь ту же немощь имеет, как и всякий человек, и потому не удивительно, что грешит, как человек; а тебе должно о нем молиться, чтобы исправлен был, – что будет в общую пользу.
- Если правильно учит, а неправедно живет, то ты смотри и делай то, чему учит, а жизни его не подражай. Так и Христос сказал о книжниках и фарисеях: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23:2–3).
- Часто бывает, что пастырь много клеветы, злословия, поношения, хулы напрасно терпит. Никто более не подлежит злословию и оклеветанию, как пастырь.
из дневника религиоведа Юрия Максимова:
«Была в моей жизни такая история. Как-то раз довелось вечером беседовать с другом, и зашёл разговор о некоторых архиереях, и я весьма нелестно отзывался о них. Я считал это нормальным, поскольку говорил о том, что знал доподлинно и, как мне казалось, был в своих пересудах об архиерейских грехах движим заботой о благе Церкви.
Той же ночью мне приснился сон. Как будто я должен лезть под купол старого храма, и поднялся уже очень высоко. И, оказавшись тут, стал карабкаться по балкам, которые были подгнившими. Если бы хоть одна обломилась, я бы погиб, но балки, хоть и подгнившие, держали хорошо. Внезапно я понял, что эти балки — и есть те самые архиереи, и в тот же момент будто кто-то вложил мне в голову мысль: “как же можешь ты осуждать их, если они тебя держат?”
При пересказе всё это, конечно, выглядит плоско, однако в самом сне всё было предельно ясно и сильно. Я ощутил ту живую связь с епископом, какую подразумевают слова св. Игнатия Богоносца о том, что “где епископ, там и кафолическая Церковь”, — связь, которую я прежде воспринимал лишь умозрительно, как символ или как административное подчинение. Я ощутил то, что читал у св. Симеона о том, что епископ действует во всех таинствах, совершаемых его священниками, а значит, благодать Божия, которая поднимает меня через исповедь, обновляет и укрепляет через Евхаристию, подаётся именно через епископа.
Да, подгнившие. Грехи есть. Но — слава Богу, держат. А когда ты висишь под куполом, только это имеет значение».
Сокровищница духовной мудрости
Священство
Восстающий против (священника) не человека уничижает, а Бога и Христа Иисуса, первородного и одного только первосвященника Отчего (сщмч. Игнатий Богоносец, 94, 176).
. Кто ставит сети своему учителю, тот нечестив и беззаконен; почему и осужден будет вместе с тем, кто Благодетеля и Учителя своего предал в руки беззаконных (прп. Ефрем Сирин, 30, 516).
. Кто презирает священника, тот презирает и Господа его (прп. Ефрем Сирин, 37, 134).
Безумно не уважать власть священников, без которой невозможно получить спасения и обетованных благ (свт. Иоанн Златоуст, 44, 426).
Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду (свт. Иоанн Златоуст, 54, 768).
Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда, скажешь, известно, что Бог рукоположил его? Но если ты не имеешь убеждения в этом, то суетна твоя надежда; если Бог ничего не совершает через него, то ты ни крещения не имеешь, ни Тайн не причащаешься, ни благословений не получаешь, и, следовательно, ты — не христианин.
Что же, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но через всех Сам Он действует — хотя бы они были и недостойными — для спасения народа (свт. Иоанн Златоуст, 54, 768).
. Если Царь царствующих поставил над тобою начальником священника, то по какому праву ты отвергаешь его и унижаешь? Земному царю, назначающему кого-либо в начальники, ты не пойдешь указывать, не скажешь ему: он недостоин этого сана. А если ты тут не можешь помешать царю — возвысить кого он хочет или кого изберет, то как осмеливаешься Владычнему повелению об иерее противиться на том основании, что он-де грешник? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 969).
. Если же поставил Христос , неужели мы выскажем по отношению к нему небрежение, неужели оскорбим его, неужели обременим бесчисленными поношениями? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 826).
Мы, которым не дозволено судить братьев наших, неужели станем изощрять язык свой против священников?
Разве достойно какого извинения то, когда в своем глазу мы не замечаем бревна, в чужом же глазу тщательно рассматриваем сучок? Разве ты не знаешь, что, судя так, ты готовишь себе суд еще тяжелее? Я говорю это, не оправдывая тех, кто правит священство недостойно, но сожалея и плача над ними. Однако, я говорю, что на этом основании они не могут быть судимы подчиненными, хотя бы жизнь их и заслуживала сильного порицания. Ведь если Бог сделал слышным Свой голос через ослицу и если через прорицателя даровал духовные благословения, действуя через неразумные уста и через нечистый язык Валаама, ради иудеев, которые оскорбляли Его, — тем более Он устроит все Свое ради вас, благомыслящих, хотя бы священники были очень дурны, и пошлет Духа Святаго (свт. Иоанн Златоуст, 55, 826—827).
Священство есть божественное достояние, оно драгоценнее всякого имущества. Оскорбляют же оное паче всех те, которые исправляют дело худо, и которых не надлежало бы вовсе посвящать, чтобы мал осмысленные не осмеливались на самое священство обращать вины проходящих оное худо. Ибо, оставив в стороне оскорбляющих его, обращаются с жалобами на священство, когда ему надлежало бы найти защиту себе, как терпящему поругание от людей мерзких, которым непозволительно и касаться его. Ибо если в мирских начальственных должностях иное есть самая должность, а иное проходящий оную не как должно и должность остается в своем чине и достоинстве, а поругавший оную несет крайнее наказание, — то по какой причине в священстве смешивают сии вещи, и грехи исправляющих оное не как должно покушаются приписывать самому священству? Посему пусть умолкнут уничижающие священство за . и сами на себя не изощряют карающего меча; но их, если не соглашаются стать любомудрыми, да порицают, как губителей, как врагов благочестия и добродетели, священство же прославят и увенчают, как определяющее всякому, что кому следует. Ибо при его содействии и возрождаемся, и причащаемся Божественных Тайн, без которых невозможно стать причастными небесных наград, по неложным изречениям самой Истины, изрекающей в одном месте: аще кто не родится водою и духом не войдет в Царство Небесное (ср.: Ин. 3, 5). (прп. Исидор Пелусиот, 60, 316—317).
. Если без сих Таинств Скрещения и причащения> невозможно сподобиться Божественного жребия, таинства же сии совершаются не иным кем, как священством, то как же тот, кто пренебрегает священством, не оскорбляет Божественного и не пренебрегает душу свою? Посему, чтобы не было этого с нами, будем чествовать священство, оплакивать же недостойно проходящих оное, и грехопадения последних не приписывать священству, требующему нашей защиты (прп. Исидор Пелусиот, 60, 317).
Поскольку писал ты о своем удивлении, какое страшное это дело — священнодействовать. почитающему себя пресвитером, не кажется страшным рукоположившему его беззаконно, — то скажу на сие: справедливо (в этом никто не будет спорить) негодуешь ты по своему ненавидящему лукавого и любящему доброе нраву; но я признал бы справедливым посоветовать тебе еще следующее — блюсти язык чистым от злоречия. Если он, как писал ты, достоин тысячи смертей, не сделавшись лучшим от восприятой им почести, но даже священство употребив в оружие порока и отваживаясь, на что и отважиться страшно; то, если не одумается, нелицеприятным Судиею подвергнут будет самым тяжким наказаниям, потому что Бог не неправдив; но не будешь прав и ты, если станешь сквернить свои уста, осмеивая его гнусные поступки (прп. Исидор Пелусиот, 60, 434—435).
. Если. не принимаем мы их с полным убеждением и верою, как святых, но смотрим на них, как на грешников, как можем мы надеяться, что нам даровано через них совершенное отпущение грехов? Ибо Господь говорит: по вере ваю буди вама (Мф. 9, 29). И точно, по мере веры нашей, насколько веруем в них, так получим и отпущение грехов наших (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 118).
. Предположи в уме своем, что царь земной прислал к тебе какого-либо из самомалейших слуг своих, одетого бедно, в ветхие рубища, не на коне, а на плохом ослике или даже пешком, но который принес тебе грамоту за царскою печатаю, написанную собственноручно царем, и в этой грамоте царь провозглашает тебя братом своим и другом и обещает спустя несколько времени сделать тебя соучастником с собою в царствовании, увенчать главу твою царским венцом и облечь тебя в царское одеяние, — скажи мне, как бы ты отнесся к этому слуге? Принял бы его и почтил, как царского слугу, и ради таких великих и истинно царских обещаний и такой светлой славы тебя ожидающей, возрадовался вместе с ним, облагодетельствовал его по силе своей и наобещал благодетельствовать и после всегда — или презрел бы его и отослал с пустыми руками и бесчестием, по тому одному, что он одет в бедные одежды и пришел пешком? Если предположим, что ты презрел бы его таким образом и царь узнал об этом, то похвалил бы он тебя за это или бы укорил и осудил? Если бы сам ты был этим царем, то не почел ли бы укором и бесчестием себе такого презрения, оказанного слуге твоему? И этого поношения его не признал ли бы поношением себе? Конечно, так бы было. Ты так разгневался бы на него, как бы он тебе самому оказал презрение, как бы в лице тебя укоряя, что имеешь таких слуг, и сказал бы: «Кто поставил его судьею над слугами моими? Не слугу моего он укорил, что по своей небрежности носит он такие бедные и испачканные рубища, а меня самого, что я немилосерд и держу слуг в таких лохмотьях». Таким образом ты раскаялся бы, что наделал таких обещаний этому презрителю слуги твоего ради сего самого презрения и верно не принял бы его, когда бы он пришел к тебе, за то, что он, дерзкий, восхитил собственный твой суд и осудил слугу твоего. (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 119-120).