1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грешно ли праздновать Новый год?

Новый год по-православному

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать Новый год в Рождественский пост?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних — начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное — любовь». Любовь действительно — «самое существенное», но ведь пост — тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала Рождественского поста или Рождества, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством. В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, — значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

«Новый Год — это пародия на Рождество Христово. Известно, что греческое слово «антихрист» означает не только «противо-Христос», но и «прежде-Христа». Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста — хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским — является «антихристовым» в чистом виде»

Ни много ни мало — все те, для кого Новый год праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру — то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» — стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом — беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами — себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен церковью в день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот — в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», — говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого — значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост — установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве святитель Николай подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с Николая Чудотворца списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой — чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, — держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Вместо же мирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:

«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное — потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое — чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас — во всем мире — любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному. Читайте также:

Священник Дмитрий Шишкин

Вот уже лет двадцать, как нет в моей жизни Нового года. И даже не потому, что праздник этот «не православный», нет. Уже задолго до моего воцерковления от Нового года остались только «рожки да ножки»: слякотная суета последних дней, классическое обжорство, отупляющая пестрота экрана, китайская канонада – салют Поднебесной – и… всё.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Отмечать ли Новый год в самый разгар поста? Как отметить этот праздник? Отмечают ли Новый год священники? Что делать, если застольные беседы не вполне благочестивы? Поздравлять ли коллег и друзей-католиков с католическим Рождеством?

Как православным встречать Новый Год?

Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый […]

Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый волшебный, пожалуй, и единственный по-настоящему сказочный праздник нашего атеистического детства?

Дело в том, что сие празднование приходится на Рождественский пост, который подразумевает исключение из рациона употребления мясной и молочной пищи. Однако, согласно нашей приходской традиции дозволяется вкушение рыбы (кроме среды и пятницы). Такая умеренная православная аскеза, мягко говоря, идет вразрез с теми традициями встречи Нового года, которые приняты в светском мире. Дело в том, что в нашем обществе победившего «культа потребления» Новый год становится главным символом этой сомнительной победы! Уставшие от работы и забот наши сограждане именно в эти дни имеют твердое намерение «оторваться по полной», «наесться до отвала из рога изобилия», «разрешить» торжество плоти! И как поступать православному человеку, который с одной стороны, желает твердо стоять на дисциплинарных предписаниях Матери-Церкви, но с другой – живет в окружении людей (в том числе и участников своей семьи), далеких от православных традиций?

Среди некоторых особо ревностных православных прихожан фигурирует крайне неодобрительное и презрительное отношение к Новому году – как к празднику «бесовскому» и «богомерзкому». Причины такого отношения вполне понятны (выше об этом говорилось), однако, полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех тоже будет неправильно! Дело в том, что изначально Новолетие (церковнославянское название Нового года) – это во многом религиозный праздник! Во всех религиозных культурах мира во все времена пусть и в разных вариациях, но присутствовало празднование «смены эпох и времен» (так же, как праздники «первых плодов» и «осеннего урожая»)! Это отражает определенное интуитивное ощущение человеческой душой онтологического соотношения времени и вечности. Человеку необходимо структурировать время для целостного восприятия истории, необходимо чувствовать, видеть себя в этом пространстве. Человеческой культуре необходимо обозначать вехи, грани, находясь на которых человеку надлежит подумать о прошлом и будущем.

В Ветхозаветной церкви существовал Праздник труб ( Лев. XXIII, 24 — 26 ; Числ. XXIX, 1 — 6 ), который совершался в первый день осеннего месяца тишри, седьмого в священном году евреев и первого в гражданском году. Он был праздником нового (гражданского) года, с которым совпадал еще праздник новомесячия, так как в первый день каждого месяца также было празднество у евреев ( Числ. XXVIII, 11 — 15 ). Эта традиция Новолетия была унаследована и Христианской Церковью. Вплоть до 1700 г. Новый год в нашей стране праздновался 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Со времени государя императора Петра I Новый год стали праздновать 1 января (14 января по новому стилю). Однако в дореволюционной России главным зимним праздником было, несомненно, Рождество Христово, а Новый год (приходившийся на время святок) был все-таки второстепенным праздником (как и ныне на постхристианском Западе). Поскольку летоисчисление в Российской Империи (как и ныне в Российской Федерации) велось от Рождества Христова (а не Ленина или Вольтера), то согласно христианскому юлианскому календарю Новый год приходился на восьмой день после Рождества. И это было логично.

Читать еще:  Молитва Светог Јефрема Сирина: Дух лењости

Однако, пришедшие к власти большевики-богоборцы, всеми силами стараясь уничтожить в народе христианскую веру, сместили акценты с Рождества на «советский» Новый год (который стал отмечаться по новому стилю), пытаясь создать некий светский аналог христианского праздника (точно так же, как Пасху пытались подменить Первомаем). Более того, все символы, которые современные россияне воспринимают именно как «новогодние» символы, изначально – символы Рождества Христова: ель – символ жизни (как и зеленый цвет в христианской традиции), гирлянды и венчающая ель звезда – символ Вифлеемской звезды. Изначально Новый Год, как и предшествующее ему Рождество Христово – добрый, семейный праздник, с праздничным столом. На сегодняшний день Новый год для православных христиан – тоже добрый семейный праздник, однако с учетом того, что в наши дни он предшествует Рождеству и приходится (как мы уже говорили) на время Рождественского поста! Примечательно, что на 1 января (по новому стилю) выпадает память мученика Вонифатия, который согласно христианскому преданию ходатайствует перед Господом о вразумлении пьяниц и хулиганов.

Иногда даже от церковных людей мне приходится слышать сожаления, что, в отличие от многих Поместных православных церквей, Русская Православная Церковь так и не перешла на Григорианский календарь и в дни всеобщего гуляния и веселия верующие вынуждены выглядеть «белыми воронами». Хочу сразу успокоить моих единоверцев – выглядеть белой вороной (пусть кому-то это покажется экстравагантным) лучше, чем быть пьяной свиньей! На мой взгляд, сохранение Рождественского поста в дни Новогодних праздников – есть предохранительный механизм для нас, православных христиан, от всего того «минометного» обстрела пошлости, похабщины, глупости и мерзости, которые выливаются на нас в эту ночь с экранов телевизора! К сожалению, многие из нас очень даже подвержены влиянию горящего экрана в «красном углу», который именно в эти дни начинает свое «особо увеселительное вещание». Но, мы, будучи понуждаемы воздерживаться от особых увеселений и беспечного времяпрепровождения требованиями церковной дисциплины, слава Богу, не попадем под этот «обстрел» в той мере, на которую он рассчитан – мы трезвимся, постимся, мы готовимся встречать Рождающегося Христа! Однако, если представить, что этого дисциплинарного заграждения не существует, у меня нет твердой уверенности в том, что православный мир сможет стойко и безукоризненно устоять перед атакой воинствующей пошлости. А ведь вполне светский афоризм гласит: «Как Новый год встретишь – так его и проведешь». Об этом тоже неплохо было бы вовремя вспоминать и уходить от советских привычек «праздновать». Ведь ежегодно в этот «большевистский праздник» только в Новосибирской области погибает порядка 100 человек.

Однако снова и снова повторю – православным нужно встречать Новый год, но делать это по-христиански. Во всех православных храмах в эти дни (31 декабря и 1 января) служится т. н. Новогодний молебен («Молебное пение на Новый год»), который в плане чиносовершения является «благодарственным молебном», но начинается литургическим возгласом священника «Благословенно Царство…» (в обычных молебнах – «Благословен Бог наш…») и заканчивается коленопреклоненной молитвой! В некоторых храмах существует традиция служения Божественной Литургии в полночь. И православному человеку никакой светский мир не помешает придти на молебен или Божественную Литургию, начать новый временной отчет с молитвы ко Господу — «Как Новый год встретишь – так его и проведешь».

Смысл христианского празднования Новолетия – поблагодарить Бога за те благости, которые Он ниспослал нам в уходящем году, испросить у Господа разума для верного осмысления прошедшего лета своей жизни и испросить благословения на грядущий временной отрезок своего бытия. Как в светском мире принято в конце года подводить некий итог того что сделано (писать пресловутые «отчеты» и т. д.), подчеркивая успехи и осмысляя недоработки, одновременно создавая некоторые планы на год грядущий, так и верующий человек должен провести духовную «ревизию» прошедшего года! Только таковая оценка должна даваться не с точки зрения политической, экономической или социальной, а с точки зрения нашего спасения! Очень важно задать себе вопрос – что же случилось за прошедший год с нами и окружающими людьми; что качественно и по-сути мы можем и должны изменить в нашей жизни, чтобы стать ближе к Божественному свету разума («Возсия мирови Свет Разума»). Что должно исправить, признать ошибочным и греховным? Как переходя, пусть условную, но и очень важную черту, переосмыслить и переоценить свою жизнь?

Одновременно с анализом прошедшего временного отрезка имеется насущная потребность подумать о грядущем. Будущее в большинстве случаев сокрыто от человека, кроме тех исключительных случаев, когда Господь по Своему Всеблагому Промыслу открывает праведникам это видение. Однако, не зная будущего, мы имеем возможность обращаться к Господу с горячей молитвой о том, чтобы Он помог нам в Новом году духовно возрастать от силы к силе, меняться к лучшему, исполняя заповеди и преодолевать искушения и соблазны века сего.

Говоря о соблазнах и искушениях, необходимо ответить на вопрос – как поступать молодому человеку, ставшему православным христианином, в то время, когда старшие участники его семьи пусть и не по-свински но и совсем не по православному собираются встречать Новый Год (с знаменитым салатом-оливье и обилием мясной пищи)? Как вести себя молодой православной христианке, которая приглашена на вполне приличный, но все-таки светский корпоратив? Как не выглядеть белой вороной и тем самым не привести в смущение своих сослуживцев своим строгим, «постным» поведением?

Есть два варианта – можно полностью отказаться от празднования Нового года и с родственниками и с сослуживцами. Но подобной «ревностью» мы можем обидеть своих ближних или привести таковых в крайнее недоумение… А на дворе пост и Новый год – семейный праздник – нужно сохранять мир и согласие! Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно ненавязчиво попросить маму приготовить постные блюда – рыбу. Можно ночью и воздержаться от вкушения пищи. Православная девушка может помочь маме в приготовлении новогодних блюд и таким образом сделать два стола — постный и обычный, что и для парня, несомненно, будет «постным» поступком — смирения перед старшими и родными. Участие в корпоративах тоже возможно без нарушения поста, т. к. в наш «век изобилия» новогодние столы иной раз ломятся от разнообразной снеди, включая рыбные и овощные блюда. Православный человек вполне может поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями или своими сослуживицами, но знание меры и целомудренное поведение должно всегда являться объективной характеристикой православного человек. В конечно счете, никто вас не заставит сидеть за праздничным столом до пяти утра, можно уйти домой намного раньше или, если дома – в свою комнату.

В то же время надо помнить, что осуждение – главное нарушение любого поста, а потому православный человек, держащий пост в Новогоднюю ночь, должен с уважением относиться к тем, кто не постится – по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех прекратить торжество.

Однако, бывают такие ситуации, когда, как кажется, невозможно отказаться от скоромного угощения – в кругу семьи или на работе, ибо своим отказом православный верующий может обидеть радушную родительницу или выпускницу кулинарного техникума. И что же делать в этом случае? Конечно, ни один православный священнослужитель не скажет, что нужно нарушать пост! Каждый, кто попадает в такую ситуацию, должен поступать сообразно своей совести и разумению, при этом неся персональную ответственность за принятое им решение. Мир и взаимопонимание – самые драгоценные реалии любой семьи или профессионального коллектива и христианская вера вовсе не настаивает на том, чтобы во имя исполнения некоторых дисциплинарных постановлений (как то: пост) нужно рисковать этим миром и взаимопониманием. И здесь необходимо вспомнить евангельские слова – «Суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2: 27 ), т. е. — пост для человека, а не человек для поста.

Нужно особо подчеркнуть, что формальное нарушение поста в данном случае должно стать вынужденной мерой, а не потаканием своим «гастрономическим» страстям. Во имя сохранения мира и взаимопонимания человек вынужден в данном случае вкусить скоромную пищу (котлетку или салат-оливье), однако и здесь необходимо использовать чувство меры и ограничиться немногим. Абсолютно недопустимо, чтобы вследствие такого вынужденного послабления человек совсем забыл про пост и предался объедению и пьянству. Наоборот – до праздника Рождества остается почти неделя и есть возможность восполнить это вынужденное отступление путем усугубления личного поста с учетом того, что, согласно Уставу, со 2 по 6 января вкушение рыбы уже не благословляется.

Празднуя Новый год в светской среде, православный человек должен помнить замечательный принцип, указанный апостолом Павлом – «Не дать повод ищущим повода» ( 2 Кор. 11: 12 ). С одной стороны не окунаться в светский мир повального объедения и пьянства, с другой стороны – не вести себя подобно фарисеям, слепо исполняя закон, забыв при этом цель и предназначение всех внешних аспектов нашей религиозной жизни! Главное встречать Новый год с молитвой, в кругу семьи, сохранять мир, допуская веселье, но при этом не терять чувство меры. Как и в любые иные праздники, нужно помнить о тех, кого поздравить некому. Одинокий сосед или пожилая прихожанка вашего храма, многодетная семья, которой трудно выкроить средства на хороший подарок детям! Вокруг нас множество людей, которых некому поздравить с Новым годом и грядущим Рождеством. А в дни всеобщего праздника одиночество – острее, чем всегда. И если в эти праздничные новогодние дни православные молодые люди найдут время на то, чтобы поздравить одинокого и больного человека – это будет правильно, это будет достойно, это будет по-православному. Аминь.

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

В бытность мою семинаристом тема празднования Нового года не на шутку занимала православную молодёжь. Мы пересказывали друг другу, что там именно не благословляет тот или иной старец, обсуждали, что какой приходской священник делает, чтобы отвлечь паству от празднования, возмущались тем, что народ массово напивается как раз накануне памяти мученика Вонифатия, и усматривали в Новом годе кощунственную коммунистическую альтернативу Рождеству… Сейчас уже не просто вспомнить детали подобных обсуждений, но я точно помню, что все мы сходились на том, что 31 декабря и 1 января – обычные дни и в ночь с одного дня на другой нужно спать.

С подобным убеждением я прожил с самого воцерковления вплоть до женитьбы, рукоположения и первого Нового года в семейном (и священническом) статусе. Помнится, декабря эдак двадцать восьмого супруга спросила меня, как мы будем праздновать Новый год, и я, памятуя благочестивые рассуждения семинарских времён, без малейшего сомнения ответил, что никак. «Никак?» – переспросила меня матушка. «Никак», – ответил я ничуть не менее уверенно. «Ты чего?» – удивлённо спросила меня в ответ супруга, да так спросила, что я, глядя ей в глаза, невольно сам себя спросил: «Я чего»? И явственно понял, что ни матушке, ни самому себе мне ответить нечего. Это в семинарии я был умным, поскольку ни женат не был, ни семьи не имел. А вот стоило появиться семье, как сразу стало ясно: всё, в чём я был убеждён в пору безмятежной и безответственной юности, совершенно не к месту в семейной жизни. Действительно: через несколько дней праздник, который и для меня, и для моей жены был вполне себе праздником в течение детства и даже частично юности. В том же, что в пору неофитского максимализма я был уверен, будто Новый год праздновать не нужно, не виноваты ни моя супруга, ни мои будущие дети. Так чего это я. Как и следовало ожидать, Новый год мы тогда отпраздновали. После отслуженной утром Литургии (31 декабря пришлось в тот год на воскресенье), вдвоём, с постным столом, со всей присущей молодым супругам простотой. И с той новогодней ночи вот уже двадцать лет, как для меня совершенно не стоит вопрос, праздновать ли верующим Новый год.

Заявляю со всей ответственностью: праздновать. И не надо сейчас про гулянки среди поста. Когда я слышу этот аргумент, меня так и подмывает спросить: что же вы, ревнители наши, так не верите в верующего человека? Нет, правда, такое ощущение, что стоит только православному, постящемуся в преддверии Рождества, в ночь на Новый год вместо того, чтобы лечь в кровать или пойти на ночную Литургию в храм, сесть с семейством за стол, как он непременно напьётся вдрызг и про всякий пост забудет. А когда дойдёт до нужной кондиции – непременно пустится в пляс, возможно, даже и на столе. Ну а закончится всё непременно развратом и мордобоем… Я не спорю, такого безобразия в новогодние праздники более чем достаточно. Но, позвольте, каким боком тут верующие? Если верующий человек в меру, допустимую постом, празднует Новый год, он что, приобщается к непотребству тех, кто в это время пьянствует, чревоугодничает блудит и дебоширит? Глупость…

Ладно, согласен, не всем верующим просто устоять перед соблазном. Можно начать праздновать вполне пристойно, а потом потерять над собой контроль. Но судить всех по тем, для кого актуален риск сорваться, – значит перекладывать с больной головы на здоровую. Церковным людям в основной массе вообще не свойственно разгульно праздновать что бы то ни было. Так зачем же им запрещать отмечать Новый год, если они всё равно не позволят себе ничего лишнего? Выходит, в том, что гуляют без меры, виноваты совсем другие? Наверное, логика тут куда-то на минуту вышла, не иначе…

Читать еще:  В Никольском храме в Отрадном совершена Божественная литургия с комментариями

Новый год, конечно, праздник светский, но ничего плохого он в себе не таит. Скорее наоборот. Вы когда-нибудь обращали внимание, как за всеобщей суетой, которая в последнее время едва ли не нормой жизни стала, мы катастрофически отвыкли друг от друга. В первую очередь – близкие люди. Слышали, наверное, что в весенний период жёсткого карантина увеличился процент разводов? Люди вынуждены были проводить вместе так много времени, как не проводили никогда, и в итоге некоторые из них поняли, что они друг другу невыносимы. Нет, если бы как раньше: вместе только по вечерам, да и то ненадолго, потому после работы и ужина сил остаётся только на интернет (а гаджет-то у каждого свой) и сон, то нормально. Ну есть ещё выходные, но и их при желании несложно провести порознь, а если и вместе, то что такое два дня из семи? А тут – несколько недель безвыходно дома и принудительно вместе. Казалось бы, нормальной семье только в радость. Но оказалось, что нормальных семей не так уж и много… Дело в том, что время, проводимое вместе, будет в радость лишь в случае, если научиться это время вместе проводить. Нынче, когда среднестатистический человек вынужден жить по принципу «хочешь жить – работай, хочешь нормально жить – вкалывай», возможностей собраться семьёй, например, за столом, едва ли больше, чем нерабочих дней в календаре. И Новый год в их числе. Так зачем же пренебрегать хорошей возможностью? Ведь отпраздновать можно и за постным столом, и с минимумом алкоголя, и без лишних развлечений. Зато семья получит возможность собраться вместе. И, возможно, даже не раз: ведь и ёлку можно нарядить всей семьёй, и к празднику подготовиться тоже. Да и детей порадовать подарками лишний раз не повредит.

Конечно, праздновать можно по-разному, да и лишнее себе позволить могут некоторые. Но дело ведь не в празднике, а в человеке. Пьяница напьётся и в Рождество, дебошир подерётся и на Пасху. То, чем для каждого из нас может стать Новый год, зависит только от нас. Превратите его в тёплый семейный праздник – и вопрос о том, допустимо ли верующим праздновать Новый год, отпадёт сам собой.

Грешно ли праздновать Новый год?

Новый год – очень христианский праздник

31.12.2013 Светский праздник Новый год в Рождественский пост – совсем не новая тема для православных христиан, но волнует она людей, пришедших к вере, каждый год ничуть не меньше, чем в предыдущие годы. Вопросы верующие задают примерно одни и те же: Согрешает ли верующий, отмечая праздник Новый год? Как не нарушить Рождественский пост? Как встретить Новый год «по-христиански»? Отпускать ли детей на новогодние утренники? Почему у католиков Рождество раньше Нового года? Можно ли смотреть праздничные передачи? Ответить на них и рассказать о своем видении праздника мы попросили клирика московского храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке священника Димитрия Агеева.

Отец Димитрий, из года в год православные верующие задаются одним и тем же вопросом – как отметить Новый год, не нарушая Рождественский пост?

– Мне кажется, что праздник и пост – вещи не совсем взаимосвязанные. Ведь никому не приходит в голову, как отметить праздник Благовещения или Вход Господний в Иерусалим, если эти праздники выпадают на Великий пост. Или праздник Сретения Господня, если он выпадает на Первую Седмицу Великого поста. Если постная трапеза – единственный вопрос, который волнует верующих перед Новым годом, то здесь все просто – можно сделать вкусный стол, который будет абсолютно постным. Соблюсти все нормы постной трапезы мы можем и в Новый год, и в любой другой праздник. Если человек постится не впервые, то он уже знает, где можно купить постные продукты, где найти рецепт постного «Оливье», как приготовить постный торт – на разных православных сайтах есть множество статей на эту тему.

Многие верующие ограничивают себя в пост не только в пище, но и в развлечениях. В новогодние праздники наше телевидение выпускает множество развлекательных шоу и передач, которые, как мне кажется, совсем не постное зрелище…

– Большинство передач нашего телевидения – это зрелище не только не постное, но и не христианское, на мой взгляд. Поэтому я не думаю, что в новогодние праздники в программах идут какие-то особенно аморальные шоу, разгул, не совместимый с нормами христианской нравственности, а в остальные дни – высокоинтеллектуальные, высоконравственные передачи. В этом смысле «Голубой огонек» не хуже и не лучше передач «Пусть говорят» – «Пусть не говорят», «Пусть придут» – «Пусть не придут» – «Пусть уйдут», «Давай поженимся» – «Давай разведемся» и так далее. Уровень этих передач чрезвычайно низок, но ведь все их смотрят в любые дни. Если есть потребность, то можно посмотреть прекрасные новогодние передачи по телеканалу «Культура» с классической музыкой и непошлым контентом, ведь по этому каналу тоже идет новогодняя ночь non stop. Каждый, думаю, сможет найти себе программу по вкусу, к счастью, у нас сейчас не один телеканал – выбор есть.

Что касается самого праздника Нового года – мое твердое убеждение – кто хочет праздновать, пускай празднует. В принципе, есть две категории людей: которые отмечают праздники, и которые их не отмечают. Любые. Новый год, дни рождения… А среди тех, которые не отмечают, есть те, кто радуется тому, как это делают другие. А есть те, кто и сам не отмечает и осуждает других. Я думаю, основной поток вопросов идет от этой категории ревнителей.

Если вопрос стоит более широко – можно ли христианину праздновать Новый год как таковой, опять же, мое мнение – можно. Потому что вопрос времени в христианстве если не главный, то очень важный, а Новый год – это праздник времени. Церковь Христова существует на земле, обращена к небу, а живет в вечности. И Новый год – это некий рубеж, некая очередная ступень, через которую человек перешагивает в вечность. Очень важно делать этот шаг осознанно, отдавать себе отчет за все прошлые ступени, ставить какие-то цели для будущих шагов.

Жизнь – это не колесо сансары, которое возвращается на круги своя, жизнь – она очень короткая, и каждый новый год должен показывать, что нельзя жить так, будто сегодня пишешь черновик, а завтра перепишешь его набело. Новый год показывает, что многие вещи в жизни изменить уже нельзя. Можно похудеть, если ты не сделал этого в прошлом году, но нельзя вернуть тех людей, которых ты потерял, не всегда можно исправить те обиды, которые ты нанес. Вообще, я считаю, что Новый год – это очень христианский праздник. Мы говорим друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!». И это новое счастье, новая радость, само понятие «новое» – очень христианское пожелание, потому любой христианин ожидает, когда будет «новое небо и новая земля».

Если вернуться к вопросу о времени – православный календарь, как известно, не совпадает с григорианским. Мы отмечаем Рождество Христово уже после Нового года, который исчисляется от Рождества. На Ваш взгляд, стоило бы Православной Церкви перейти на новый стиль, чтобы Рождество отмечать 25 декабря?

– Подобные вопросы находятся не в моей компетенции и адресовать их нужно не мне, а священноначалию Русской Православной Церкви. Насколько мне известно, этот вопрос не рассматривается. На мой взгляд, это абсолютно надуманная проблема. Вопрос церковного календаря – не догматический, это просто сложившаяся традиция. Да, есть светский календарь, а есть церковный, который отстает, который несовершенен в силу разных причин и обстоятельств, но он остается таким, каков он есть, и нет никакой необходимости его менять. На данный момент в Церкви нет единодушия по этому вопросу, нет подготовленной почвы, а любые изменения в Церкви не могут и не должны вести к какому-то расколу, Церковь наоборот должна объединять людей.

Честно говоря, я не вижу никакой проблемы в том, что Рождество Христово мы встречаем после Нового года. Новый год для меня в этом смысле – выход на некую прямую, которая ведет к Рождеству, это ожидание Рождества.

Человеку проще всего, конечно, соблюдать пост именно в еде. Другие аспекты поста либо далеки, либо непонятны, либо трудны, а едим мы каждый день, нам легко определить, какие продукты постные, что можно есть сегодня, что нельзя. Собор 1917 года ставил вопрос о сокращении некоторых постов. Что думаете по поводу этого предложения?

– Я не большой специалист в решениях Собора 1917-1918 года. Насколько я знаю, там ставился вопрос об упорядочении постов. Многие предложения Собора не нашли поддержки среди соборян, поэтому были сняты с повестки дня. Мое убеждение – да, у нас действительно некий перебор с постами для мирян, потому что сегодня количество постов в жизни православного христианина, мирянина, зашкаливает. Как священник, который часто исповедует, я считаю, что понести все посты обычному человеку, в общем-то, невозможно. Это традиции, которые вошли в жизнь мирянина из монашеского устава, и, конечно, должна быть дифференциация. Иначе мы изначально толкаем человека на грех. Исполнить все невозможно, и человек постоянно живет с мыслью, что он совершает грех. В итоге, либо человек впадает в отчаяние из-за кажущейся невозможности спасения, либо он начинает воспринимать грех, как некую норму, которая является обычным жизненным поведением.

Ведь если рассматривать пост не только с точки зрения трапезы, но и, например, с точки зрения семейных отношений, то что тогда получается. Что мы скажем молодому человеку, которому двадцать пять лет? Что нужно соблюдать все посты в плане воздержания не только от еды, но и от семейной жизни? Пятьдесят дней – Великий пост, Светлая седмица, сорок дней – Рождественский пост, Успенский пост, Петропавловский пост, среда и пятница – на неделе, двунадесятые праздники, храмовые праздники, добавьте сюда те дни, когда женщина в силу физиологических причин не может общаться с мужчиной, и получится, что мы предлагаем молодым людям довольствоваться семейным общением тридцать дней в году. Это даже не смешно. Получается, что Церковь изначально ставит такие рамки, которые невозможно исполнить. Люди неизбежно будут преступать эти рамки и жить с ощущением вины.

Есть такая тенденция, она давняя, постная трапеза – как некий атрибут гламурной жизни. Очень много ресторанов, в том числе очень дорогих, предлагают своим посетителям обширное постное меню, и их посетители с удовольствием постятся постом приятным. При этом другой человек, который не может позволить себе зайти в ресторан, корит себя за съеденный кусок колбасы. Правильно ли это?

– Каждый решает для себя сам. Я не берусь судить людей, которые заказывают себе пищу в очень дорогих ресторанах. В нашей жизни существует огромная пропасть между людьми богатыми и людьми бедными. Это было всегда, это будет всегда, это нормально. Есть постное меню в дешевой столовой возле метро, и есть постное меню в ресторане «Пушкинъ». Разница в стоимости блюд, я думаю, составляет несколько десятков раз. Посетители есть и там и здесь. Просто их выбор зависит от уровня жизни, и я не считаю, что человек, заказывающий постные блюда в дорогом ресторане, поступает плохо.

Ведь не богатство само по себе осуждается, и не бедность возвеличивается, ни то ни другое не осуждает и не спасает человека. Главное – это отношение человека к человеку, и как ты распоряжаешься тем, что в жизни имеешь. Ведь человек может быть очень бедным и при этом злым и жестоким, а может быть очень богатым, состоятельным, и при этом добрым, отзывчивым, сердечным.

Смысл любого поста – это, прежде всего, внутреннее изменение человека. И когда ко мне люди приходят с вопросом, как поститься, я отвечаю, что надо начать с простого – отказаться от того, что ты больше всего любишь. Я, например, абсолютно равнодушен к мясу, поэтому для меня воздержание от скоромной пищи не является подвигом. Но я очень люблю кофе и сладкое, поэтому стараюсь воздерживаться во время поста от кофе и сладостей. Хотя формально это постные продукты. Откажи себе в том, к чему тяготеешь – не ешь сладкого, не пей кофе, откажись от просмотра телевизора, не сиди в социальных сетях, ограничь курение. На мой взгляд, это первый шаг, который поможет человеку внутренне собраться и понять смысл поста.

Как поститься детям? Многие православные родители не разрешают детям не только вкушать скоромное, но и посещать детские утренники и праздники в садах и школах.

– Боюсь, что мое мнение для родителей, не пускающих своих детей на елки, не будет авторитетно. Я вообще считаю, что многие православные родители калечат своих детей. Да и не православные тоже. Ведь это не вопрос поста, а вопрос воспитания своих детей, и он зависит от того, какие в семье установки и традиции. Если такие правила в семье, то естественно, что родители передают данную модель поведения своим детям. Я как отец никогда не стал бы ограничивать ребенка в праздновании Нового года. Повторюсь, я считаю Новый год совершенно христианским праздником.

Пожалуй, Новый год – единственный из всех светских праздников, который не создан искусственно, который органично входит в нашу жизнь. Он не навязан, не притянут за уши, как большинство наших праздников, призывающих, как правило, либо заменить что-то, либо оправдать что-то, либо поддержать что-то. Многие праздники остаются протокольными и официальными, не находя отклика в сердцах людей. А Новый год – это праздник, в который не вкладываются понятия, способные разделить людей – это новый год, новая жизнь, новое счастье.

Читать еще:  Мусульмане Удмуртии выступили против пьющих милиционеров

Что с алкоголем? Встречать ли Новый год с шампанским или без него?

– Конечно, с шампанским!

Последний вопрос – что у Вас будет на Новогоднем столе? Какие блюда?

– Очень трудный вопрос. Наверное, его нужно адресовать моей жене, поскольку у нас дома именно она занимается приготовлением пищи. Я с того момента, когда женился, больше ничего не готовил. Я женился достаточно поздно – в тридцать лет, до этого лет пятнадцать жил один и готовил себе сам. Но после женитьбы больше не приготовил ни одного блюда. Моя жена прекрасно готовит, любит готовить, украшает праздничный стол.

Отмечаем ли мы Новый год? Да, мы отмечаем его в кругу семьи – с женой, с нашим сыном, с родителями жены, с моими родителями. Это наш семейный праздник. Обязательно наряжаем елку, поздравляем друзей, принимаем поздравления от них. Этот праздник тем и замечателен, что можно поздравить всех.

Я считаю, что вообще нужно использовать любую возможность, чтобы сказать человеку приятное, поздравить его, пожелать добра. Мы стали такими черствыми, нам всегда нужен повод, чтобы сказать что-то хорошее человеку, что-то подарить, похвалить. У нас не принято показывать чувства, хвалить ближнего, делать комплименты. Новый год – это прекрасная возможность сказать человеку все то доброе, что, может быть, неловко было высказать без повода. Это еще одна возможность растопить лед, простить обиды, попросить прощения, сделать подарок, обнять, поцеловать – ведь это так замечательно, это так уместно сделать именно в этот праздник! Я искренне поздравляю всех читателей портала «Приходы», всех православных христиан с Новым годом и Рождеством Христовым! Храни вас всех Господь!

О праздновании христианами гражданского Нового года

С «но­вым га­дом»?

При­бли­зи­лось празд­но­ва­ние граж­дан­ско­го Но­во­го го­да, и в Церк­ви вновь ожи­ва­ют спо­ры: сто­ит ли от­ме­чать этот празд­ник и ес­ли от­ме­чать, то как это сле­ду­ет де­лать?

Ко­неч­но, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну чуж­до пья­ное ве­се­лье под теле­ви­зи­он­ные за­вы­ва­ния и про­слав­ле­ния но­во­го «га­да»: мы­ши, кры­сы, сви­ньи и пр. скот­ских кра­сот буд­дист­ско­го ка­лен­да­ря.

С дру­гой сто­ро­ны в на­ших се­мьях мно­го нево­цер­ко­в­лен­ных да и про­сто неве­ру­ю­щих лю­дей. Для них всё это буй­ство – празд­ник. При­чем, по­жа­луй, един­ствен­ный дей­стви­тель­но об­ще­на­род­ный празд­ник, ко­гда все рос­си­яне чув­ству­ют еди­не­ние по ней­траль­но­му по­во­ду.

Для боль­шин­ства неве­ру­ю­щих рос­си­ян все ка­лен­дар­ные во­сточ­ные «га­ды» – лишь ми­лая эк­зо­ти­ка, а празд­ник – по­вод к ве­се­ло­му об­ще­нию. При­чем да­ле­ко не все­гда ал­ко­голь­но­му: лю­ди вы­ез­жа­ют на при­ро­ду, устра­и­ва­ют экс­кур­сии, на­ве­ща­ют род­ствен­ни­ков и т. п. Да­же сло­жи­лась тра­ди­ция, иду­щая еще от до­ре­во­лю­ци­он­но­го празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, от­ме­чать этот празд­ник в се­мей­ном кру­гу.

Пло­хо ли это? Нет. Греш­но ли нам так празд­но­вать Но­вый год: се­мей­ным за­сто­льем, лыж­ны­ми про­гул­ка­ми в зим­нем ле­су и пр.? Ду­маю, то­же нет.

Но ведь пост идёт?

Во-пер­вых, стро­гий пост, ис­клю­ча­ю­щий по мо­на­стыр­ско­му уста­ву ры­бу, елей и ви­но (от­ме­тим, что для ми­рян ду­хов­ни­ки все­гда де­ла­ли по­слаб­ле­ние пи­ще­вой стро­го­сти Уста­ва, на­пи­сан­но­го для па­ле­стин­ских ино­ков) на­чи­на­ет­ся со 2-го ян­ва­ря.

Во-вто­рых, здесь сра­зу на­до от­ме­тить, что для хри­сти­а­ни­на в дан­ном слу­чае важ­но да­же не то, что мы празд­ну­ем (по­вод ведь ней­траль­ный – ка­лен­дар­ное на­ча­ло го­да), а как мы это де­ла­ем. И не так важ­но, есть пост или нет. Мож­но ведь и на Пас­ху на­пить­ся по «со­вер­шен­но цер­ков­но­му» по­во­ду, на «за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях» уни­что­жая ки­ло­грам­мы кол­ба­сы и са­ла­тов и всю неде­лю вме­сто ли­ко­ва­ния в хра­ме му­чить­ся от по­хме­лья и пе­ре­еда­ния. Сле­до­ва­тель­но, празд­но­ва­ние пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на все­гда бу­дет со­про­вож­дать­ся неким воз­дер­жа­ни­ем, неза­ви­си­мо от ме­ню и ка­че­ства пи­щи.

По­это­му для хри­сти­а­ни­на не во­прос, что есть и пить в Но­вый Год. Мо­ре­про­дук­ты, фрук­ты и ово­щи най­ти не труд­но. Да­же не про­бле­ма, смот­реть теле­ви­зор или нет – во мно­гих се­мьях смот­рят толь­ко об­ра­ще­ние Пре­зи­ден­та, и пер­вые несколь­ко ми­нут раз­вле­ка­тель­ных про­грамм. За­тем про­дол­жа­ет­ся жи­вое об­ще­ние, а «ящик» лишь жуж­жит фо­ном для бе­се­ды или вы­клю­ча­ет­ся во­все.

Ины­ми сло­ва­ми – мож­но от­празд­но­вать вме­сте с нево­цер­ко­в­лен­ны­ми род­ствен­ни­ка­ми Но­вый Год и не на­ру­шить Уста­ва Церк­ви.

Толь­ко на­до до­ба­вить очень важ­ную часть празд­но­ва­ния – мо­лит­ву. Ведь для хри­сти­а­ни­на празд­ник это по­вод для су­гу­бой мо­лит­вы. Освя­тить мо­лит­вой на­сту­па­ю­щий год, к ко­то­ро­му все мы, как граж­дане стра­ны, жи­ву­щей по но­во­му сти­лю, име­ем от­но­ше­ние, наш хри­сти­ан­ский долг и пе­ред со­бой, и пе­ред сво­и­ми неве­ру­ю­щи­ми со­оте­че­ствен­ни­ка­ми. По­это­му есте­ствен­но сло­жи­лась тра­ди­ция со­вер­шать Но­во­год­ний мо­ле­бен ли­бо по­сле ве­чер­ней служ­бы 31 де­каб­ря, ли­бо по­сле ли­тур­гии 1 ян­ва­ря.

Есть да­же хра­мы, где за по­след­ние го­ды сло­жи­лась тра­ди­ция слу­жить ли­тур­гию пря­мо в ночь с 31 на 1-е ян­ва­ря, за ко­то­рой же­ла­ю­щие мо­гут на­чать Но­вый Год при­ча­ще­ни­ем Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. По мо­им на­блю­де­ни­ям, в эту ночь бы­ва­ет до 20 при­част­ни­ков. Мно­гие при­хо­дят це­лы­ми се­мья­ми, с детьми раз­но­го воз­рас­та, а за­тем в тра­пез­ной хра­ма вку­ша­ют пост­ную тра­пе­зу с шам­пан­ским и доб­рой бе­се­дой на­чи­на­ют но­во­год­ние тор­же­ства, ко­то­рые по­том пе­ре­хо­дят из хра­ма в до­ма при­хо­жан.

Пре­об­ра­жа­ю­щая си­ла Церк­ви

Итак, для нас важ­но как мы встре­тим празд­ник: и пра­во­слав­ный, и 1-е ян­ва­ря, и дру­гие, сло­жив­ши­е­ся в нехри­сти­ан­ском об­ще­стве па­мят­ные да­ты. Не сто­ит бо­ять­ся де­лать их мис­си­о­нер­ским ору­жи­ем Хри­сто­вой Церк­ви, ина­че они ста­нут ору­ди­ем нехри­сти­ан­ских сил.

Вспом­ним, как Цер­ковь по­сте­пен­но вы­тес­ня­ла язы­че­ские обы­чаи и празд­но­ва­ния хри­сти­ан­ски­ми и так во­цер­ков­ля­ла нео­фи­тов, во мно­же­стве при­шед­ших по­сле Ми­лан­ско­го Эдик­та (IV в.). Ведь и сам празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва за­ме­нил со­бой язы­че­ский день «непо­бе­ди­мо­го солн­ца», и мас­ле­ни­ца со свят­ка­ми, вой­дя в цер­ков­ный ка­лен­дарь, пе­ре­ста­ла быть про­слав­ле­ни­ем язы­че­ских бо­жеств. Для Церк­ви каж­дый день – это пол­но­цен­ный празд­ник при­шед­ше­го в мир Хри­ста Спа­си­те­ля, по­это­му лю­бой день на­пол­ня­ет­ся при необ­хо­ди­мо­сти тем или иным мис­си­о­нер­ским со­дер­жа­ни­ем для удоб­ства обу­че­ния чле­нов Церк­ви ос­но­вам ве­ры и бла­го­че­стия.

По­это­му сто­ит не раз­ра­жать­ся гнев­ны­ми об­ли­че­ни­я­ми в адрес но­во­мод­ных празд­ни­ков, от­да­ля­ясь от на­ших со­оте­че­ствен­ни­ков и за­кры­вая от них бо­гат­ство и кра­со­ту Пра­во­сла­вия, а мо­лить­ся в эти дни, пом­ня, что мы са­ми неда­ле­ко от них ушли и в во­про­сах нрав­ствен­но­сти, и в люб­ви к Бо­гу.

На­ше сви­де­тель­ство о Пра­во­сла­вии долж­но вы­ра­жать­ся в стрем­ле­нии к осмыс­лен­ной мо­лит­ве в хра­ме, хо­ро­шем зна­ком­стве со свя­то­оте­че­ским на­сле­ди­ем, зна­нии цер­ков­ных ка­но­нов и уста­нов­ле­ний и при­ме­не­нии их в по­слу­ша­нии свя­щен­но­на­ча­лию.

По мо­е­му мне­нию, на­до Ев­ха­ри­сти­че­ски пре­об­ра­жать суть но­вых празд­ни­ков, ра­зум­но празд­нуя «Но­вые Го­да», «Вось­мые Мар­та» и «Дни Свя­то­го Ва­лен­ти­на». И то­гда да­же не при­дет­ся ис­кус­ствен­но пе­ре­но­сить суть этих празд­ни­ков (на­ча­ло го­да, ува­же­ние к жен­щи­нам, ра­дость влюб­лен­ных и пр.) на дру­гие дни. Нуж­но дать воз­мож­ность ма­ло­во­цер­ко­в­лен­ным лю­дям прид­ти в эти дни в храм, услы­шать доб­ро­же­ла­тель­ную про­по­ведь, по­чув­ство­вать дух Люб­ви Хри­сто­вой и ра­до­сти. И ес­ли лю­ди по­чув­ству­ют на­шу лю­бовь, про­ник­нут­ся до­ве­ри­ем к сво­им пас­ты­рям, то и празд­ни­ки бу­дут ими празд­но­вать­ся по-дру­го­му.

Язы­че­ская и нехри­сти­ан­ская ше­лу­ха с этих празд­ни­ков спа­дет, и мы бу­дет по­здрав­лять друг дру­га не с но­вым «га­дом», а все мы встре­тим но­вый граж­дан­ский год в еди­не­нии ве­ры и мо­лит­вы.

Почему считается, что христианам нельзя праздновать Новый год

В канун новогодних праздников неизменно встаёт вопрос, а могут ли православные отмечать Новый год? Ведь это время Рождественского поста.

История вопроса

Чтобы понять, почему вообще возникает этот вопрос, необходимо обратиться к истории. 26 января 1918 года Россия перешла с юлианского календаря на григорианский, но Православная церковь осталась верна юлианскому календарю, вследствие чего и появились понятия «старый стиль» и «новый стиль».

По логике, Новый год наступает после Рождества, так и происходит, согласно григорианскому календарю в католических странах, и в России, согласно юлианскому, — тоже. Поэтому у нас есть Старый новый год, который следует за Рождеством, а его празднование приходится на Святки. Это время веселья и праздников, поэтому и вопрос, можно ли православным отмечать Старый Новый год, не стоит.

Не следует забывать и о периоде воинствующего атеизма, когда боролись с религией и религиозными праздниками во всех проявлениях, в том числе и с рождественской ёлкой. Совсем запретить ёлку вряд ли бы удалось, значимость и история этой традиции была в народе слишком велика, поэтому впоследствии её просто приурочили к другому празднику — Новому году.

После революции боролись не только с православными праздниками, но и их атрибутами

Мнение, что отмечать Новый год в ночь на 1 января по новому стилю нельзя, имеет как сторонников, так и противников. Среди аргументов против празднования не только факт длящегося в эти календарные дни поста. Часто отмечается неуёмность современного новогоднего веселья, вплоть до потери человеческого облика.

Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо большим размахом и сопровождается большим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».

Священник Павел Гумеров

https://pravoslavie.ru/43670.html

То есть исторически сложилось, что можно ли отмечать Новый год — это острый социальный вопрос, при решении которого важно понимать не только историю России, но и психологию людей. А также свою меру отвественности за принятое решение.

Как отмечать Новый год православным

Поскольку Новый год у нас всё-таки отмечается по григорианскому календарю (по новому стилю), у воцерквляющихся людей возникают сомнения по поводу уместности празднования этого праздника. Ведь это время поста, причем последние пять дней — строгого поста. Разве можно в это время веселиться?

Можно встретить разные мнения. Но всё же подавляющее большинство священников призывает относиться к празднованию Нового года терпимо.

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост — установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова.

Протоиерей Александр Авдюгин

https://www.pravmir.ru/novyj-god-po-pravoslavnomu/

Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год — может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)

http://www.pravoslavie.ru/43789.html

У полностью воцерковленных семей всё просто — там готовятся к Рождеству. И именно оно является главным праздником со всеми атрибутами — наряженной ёлкой, подарками, праздничным столом и т. д.

Но часто в семьях кто-то является верующим, а кто-то нет, или семья только ступила на путь воцерковления, и могут возникнуть противоречия. В этом случае главное не то, что вы будете отмечать Новый год, а как.

  • Вы вполне можете нарядить ёлку, преподнести часть подарков детям (остальные оставьте на Рождество).
  • На стол приготовьте постные блюда, которые, кстати, могут быть очень вкусными и разнообразными.
  • Можете сделать смешанный стол, где будут присутствовать скоромные блюда для непостящихся членов семьи и гостей.
  • Выпить бокал шампанского или немного вина не запрещается, главное — не напиваться.
  • Продумайте программу праздника, чтобы всем было интересно, но чтобы веселье не превратилось во что-то непотребное.

Постные блюда тоже могут быть разнообразными и вкусными

Во многих церквях в канун Нового года проходят богослужения, поэтому верующие могут побывать на службе и таким образом проводить старый год.

А первого января уже несколько лет проводится всероссийская акция «Муромская дорожка» в честь памяти русского святого Ильи Муромца. В программу обычно входят молебен, пробежка, спортивные мероприятия и чаепитие.

Первого января проводится всероссийская православная акция «Муромская дорожка»

Вместо же мирского тоста рекомендую вот эти слова митрополита Антония Сурожского прочесть:

«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное — потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое — чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас — во всем мире — любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Протоиерей Александр Авдюгин

https://www.pravmir.ru/novyj-god-po-pravoslavnomu/

Православным можно отмечать Новый год. Необходимо только соблюдать умеренность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector