0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грешно ли увлечение психологией?

Психология: между практической пользой и духовным вредом

Психология становится популярнее с каждым днем. Теперь это не просто одна из наук, это одна из самых актуальных практических-прикладных дисциплин, входящих в нашу жизнь: издаются журналы по психологии, книги на околопсихологические темы распродаются все большими тиражами, многие привыкают регулярно наведываться к психологу. Все чаще задают вопросы о психологии и нам на сайт. Мы хотим познакомить читателей с ответами на некоторые из них.

В последнее время я увлекся книгами по психологии, хотелось бы знать отношение Православной Церкви к этой науке.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, читаем: « ХI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей.

В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника».

То есть Церковь за плодотворное сотрудничество с психологией и психотерапией при условии адекватного разграничения методов воздействия и сфер компетенции в соответствии с ситуацией каждого человека. С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте, батюшка! В практической психологии есть метод направленной визуализации. Когда клиент представляет различные образы, которые предлагает психолог. Это должно способствовать улучшению самочувствия клиента. Чаще всего это природные образы: почувствовать прохладную воду ручейка, запах цветов, представить себя летящей бабочкой и т.д. Но бывает и такое, что предлагается представить, например, водопад света, как он согревает, успокаивает, а затем нужно поблагодарить этот водопад за помощь. На мой взгляд, это входит в противоречие с православным учением. Не могли бы вы пояснить, в какой мере оправдано применение этого метода. Заранее вам благодарна.

Екатерина, детский психолог.

Ваши сомнения в правомерности применения направленной визуализации в варианте диалога вполне оправданны. Слишком велика опасность, что духовный ответ на поиск в таком состоянии будет дан извне. И именно со стороны инфернальных сил зла. Хотя сам по себе метод очень мощный и позволяет иметь дело напрямую с подсознанием, применять его, особенно у детей, лучше без диалога.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Многие мои знакомые увлечены психологической теорией под названием «Трансерфинг реальности» это мощная техника, дающая власть творить невозможные, с обыденной точки зрения, вещи, а именно управлять судьбой по своему усмотрению. (Цитата из книги) Но помимо этого еще и считают эту теорию близкой Православной вере. Споры у нас жаркие. Хотелось бы узнать Ваше мнение о подобных учениях, утверждающих, что человек может все. А также посоветуйте мне, пожалуйста, литературу по данному вопросу. Заранее благодарна. Мария

Здравствуйте, Мария! Магические методы и представления книг Вадима Зеланда, на мой взгляд, ничего общего с Православием не имеют. Скорее учение об энергиях, маятниках и тому подобном ближе к оккультной мистике. Описываемые видения также не имеют отношения к Православию. Что касается проповеди человеческого всемогущества, то у апостола Павла читаем: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». (Флп.4,13)В теории же трансерфинга места Христу нет. А идеи человеческого всемогущества без Христа не просто находятся вне Православия, но носят явный антихристианский характер. С уважением, священник Михаил Самохин.

Скажите, пожалуйста, не вредна ли книга Лууле Виилма «Прощаю себе»? Если да, то скажите почему! Спасибо большое! Храни Вас Господи! Юлия

Здравствуйте, Юлия! Метод Лууле Виилма только на первый взгляд напоминает православное покаяние. Сама она считает себя парапсихологом и ясновидящей. Утверждается некая энергетическая природа болезней. В ее концепции прощения нет места Богу. Человек прощает все себе сам. Это скрытое воспитание гордости и превозношения над окружающими. Опасность данной книги в том, что она говорит не ложь, но полуправду. Безусловная необходимость примирения с ближними возведена в ранг вершины духовности, тогда как православие говорит о необходимости покаяния перед Богом. Конечно, и данная книга может стать первой ступенью на пути к истинному покаянию. Но, весьма вероятно, может завести в тупик энергетически-парапсихологических оккультных изысканий.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Я работаю преподавателем в ВУЗе, интересуюсь психологией межличностных отношений. Для личностного роста посещаю иногда тренинги. У меня к Вам такой вопрос. Мне предложили пройти тренинг «Танец жизни», т.е. по названию понятно, что там будет применена методика с помощью танца раскрыть внутренний потенциал и вывести на сознательный уровень то, что в душе. Я хочу спросить: как православие относится к такого рода действиям? Можно ли идти на такой тренинг или это не от Бога? Очень жду ответа, заранее благодарю. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Названный Вами тренинг часть направления телесно-ориентированной психотерапии. Это весьма интересный психологический метод, но он никак не связан с Православием. Святоотеческое душепопечение предполагает путь покаяния и молитвы. Мне он кажется гораздо прямее и эффективнее способов современной психологии. В то же время участие в таком тренинге не является грехом и может принести некоторую пользу, если в ходе тренинга не будут допускаться ситуации, провоцирующие нецеломудренные помыслы.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте батюшка, у меня к Вам вопрос: Знаете ли вы такую книгу»Учимся говорить публично»написал Владимир Шахиджанян? Мой брат полностью ушел с головой в это, так называемое, произведение. Я как сестра переживаю за него, тем более, что у него скоро родится ребенок.

Лично мне показалась эта книга сильно подозрительной. Так как в ней преподаватель учит молодежь, которая читает его книги, бредовому мышлению, и составлению несуразных предложений, задаванию вопросов людям, которые не знают ответа на эти вопросы, например: где купить крокодила или как пройти до театра, хотя сам знает как пройти до него. Светлана

Здравствуйте, Светлана! Книга известного психолога В.В. Шахиджаняна построена на психологических принципах. Один из которых состоит в том, чтобы поставить человека в необычную ситуацию и тем самым отвлечь от страха общения. Это вполне действенный прием. Так что ничего душевредного эта книга не несет. Духовная проблема, которая может возникнуть – рост гордыни и самолюбия у людей, которые начали заниматься, будучи движимы идеями собственного величия. Также не стоит читать книг Н. Козлова, о котором упоминает Шахиджанян. Сейчас из добросовестного психолога он превратился в основателя сектантской организации «Синтон». Читайте о нем, например, здесь: http://iriney.ru/sects/psiho/index.htm

С уважением, священник Михаил Самохин.

Как относится Русская Православная Церковь к работам основателя современной гуманистической психологии Абрахама Маслоу? Антоний

Отношение к тому или иному феномену Русской Православной Церкви может быть выражено только в постановлениях Поместного, Архиерейского Соборов или указах Священного Синода, Святейшего Патриарха. Учение А. Маслоу не относится к таким проблемам православного душепопечения, по которым имеются подобные общецерковные определения. А потому мнения различных представителей Церкви могут не вполне совпадать.

Сам факт того, что в своей целостно-динамической концепции личности А. Маслоу ушел от фрейдизма и выдвинул идею о самоактуализации, как побудительном мотиве развития человека заслуживает уважения. Тезис о том, что превращение личности в полноценную, есть развитие высших форм мотивации, заложенных в человека, вполне согласуется с православной антропологией. Но уже В. Франкл отмечал, что Маслоу не предполагает для человека выхода за пределы самого себя в поисках смысла жизни. Тогда как в Православии без такого выхода духовное развитие в принципе невозможно.

Читать еще:  Как правильно провести отпуск в пост?

Ограниченность теории Маслоу в том, что самовыражение личностью ее аутентичных мотиваций не может быть истинным смыслом жизни. Мало выразить мотивацию. Ее надо прожить, то есть реализовать. Без ущерба для своего духовного состояния и для окружающих человек может реализовывать высшие мотивации только в заповеданном ему Богообщении. И только религия, и Православие в частности, может помочь человеку в этом и уберечь от многочисленных ловушек, подстерегающих на пути.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Добрый день, батюшка. Ответьте, пожалуйста, как относиться к настроям Сытина? Пишут, что даже космонавты ими пользовались, был результат. Некоторые мои знакомые (правда, люди нецерковные), тоже ощущали облегчение состояния. А я что-то опасаюсь. С уважением, Лия.

Настрои, как метод позитивной психологии применяет не только Г.Н.Сытин, но и Н. Правдина, Луиза Хей и многие другие. Настрои – суррогат молитвы, своеобразное уговаривание самого себя. Оно действует как психологическое обезболивающее. Опасность подобной терапии в том, что реальная проблема, часто восходящая к греху, не решается, а загоняется вовнутрь.

Но беда в том, что она все равно проявится через другой грех, соматическое заболевание или иным образом. Еще один вред от подобного суррогата для православного человека в том, что он пытается заменить собой молитву, то есть отвращает от истинного Врача душ и телес наших Господа Иисуса Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Батюшка, недавно в мои руки попали книги Валерия Синельникова. Я воцерковленный уже более года назад человек и ко всей нецерковной литературе отношусь настороженно. В действительности это достаточно сложно, потому что еще нет того духовного опыта, который бы позволял относиться к этому более спокойно, поэтому прошу Вашей помощи. Дело в том, что кое-что, там действительно представляет интерес и может быть взято на вооружение. Но некоторые вещи вызывают у меня сомнения, так как не согласуются с тем, что я читала в церковной литературе. Скажите, насколько внимательно нужно относиться к книгам именно этого автора? Могут ли они быть полезными?Александра

Опасность писаний Валерия Синельникова и других представителей школы «позитивной психологии» (Л.Хей, Н. Правдиной и др.) в том, что они как обезболивающие лекарства заглушают с помощью внушения духовные проблемы, не исцеляя их причин, кроющихся в грехах. Вместо спасения души человек возвеличивает свою гордость. Проблемы не решаются, а загоняются в глубь души, что затем оборачивается новыми совершенно неожиданными проблемами. Так что вряд ли они могут быть духовно полезными православному христианину.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Батюшка, здравствуйте! Сегодня издается очень много литературы по психологии (например, книги Андрея Курпатова и многие другие)об отношениях мужчины и женщины. Скажите, пожалуйста, может ли она быть полезной как для женатого человека, так и для человека еще не вступившего в брак? Заранее благодарю! Александра

Здравствуйте, Александра! К сожалению, в большинстве подобных книг, в том числе и д-ра Курпатова основой взаимоотношений мужчины и женщины в браке представляется физиология интимных отношений. С православной точки зрения семья создается для взаимной помощи в деле спасения души, в житейских трудностях. О том, что семья это, прежде всего союз любви, дружбы и взаимного уважения, и только потом союз интимный современная психология совершенно забывает.

При всей важности данной сферы семейной жизни излишнее фокусирование внимания только на ней может ввести в заблуждение человека при размышлении о побудительных мотивах действий супруга или супруги. Их далеко не всегда следует искать в постели.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Пишет Вам Марина, очень благодарна за Ваш ответ и снова обращаюсь с вопросом. Я педагог-психолог, работаю с детьми из неблагополучных семей и детьми сиротами. По моим наблюдениям практически у всех детей (и этому, конечно, есть свои причины) очень пессимистический взгляд на жизнь, они не видят ни в настоящем хорошего ни перспективы в будущем. Мне бы хотелось помочь им научиться радоваться жизни и строить положительные модели будущего. Скажите пожалуйства, как Православие относится к техникам позитивного мышления, тем, конечно, которые не имеют в себе мистического подтекста. Заранее Вам благодарна!

Здравствуйте, Марина! Общецерковного суждения, выраженного в документах священноначалия, по т.н. «позитивной психологии» нет, в силу того, что она подпадает под понятие современного оккультизма.

Как специалист Вы наверняка видите, что школа позитивной психологии, создавая свои аффирмации, пародирует молитвы, перенося их из сферы личного общения человека с Богом, на некие мистически и оккультно понимаемые силы природы. Кроме того, вместо решения внутренних проблем, имеющих корни в грехе человека или его родителей, она предлагает простое утешение, некое духовное обезболивание. Но духовные противоречия в такой личности, противопоставление себя Богу и миру данной техникой только «загоняются» вовнутрь.

Гораздо плодотворнее для детей осознание присутствия Бога и его промысла в мире, обретение глубокой любви к Нему и смирения перед Его пусть непонятной нам, но всегда благой волей. Это сложнее психологических техник, но адаптирует человека к миру, не надевая на него розовые очки. К сожалению, вере нельзя научить, ее можно только показать. Дай Бог, чтобы Ваша искренняя личная вера помогла поверить детям-сиротам. Молитесь об этом, и Господь поможет Вам. С уважением, священник Михаил Самохин.

Психология — грех?

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, я люблю читать психологию, не против встречи с психологом, если понадобится. Мой муж говорит, что церковь не одобряет психологию и грех её читать, и всё, что с ней связано. Так ли это?

Похожие вопросы

  • Верующий психолог или мошенник?
  • Как избавиться от обид?
  • Нужно ли обращаться к психологу, чтобы лучше себя понять?
  • Является ли грехом использование техник НЛП и самогипноза для избавления от зависимостей?
  • Не грешно ли верующему человеку посещать обычного психолога?

5 Ответов

  • Активность
  • По голосам
  • Новые
  • Старые

А в чем же Ваш супруг видит грех? Церковь не отрицает и не порицает психологию как науку. Скажу больше — некоторым людям крайне необходима помощь психолога. Другое дело когда под видом психологии человеку преподносятся вредные духовные практики, оккультизм и прочее. Это Церковь, конечно же, не одобряет.

Есть целый раздел в психологии — христианская психология. В церковных вузах есть факультеты и кафедры психологии, например, в том же РПУ св. Иоанна Богослова. Во многих воскресных школах работают семейные психологи. Такие люди как Фёдор Ефимович Василюк☦️, Борис Сергеевич Братусь, Ирина Николаевна Мошкова признанные Церковью психологи, их труды и книги высоко ценятся в церковном сообществе.

К сожалению, в психологии много разных направлений, в том числе вредных, деструктивных и антихристианских. Их, конечно же, Церковь не приветствует.

В данном вопросе Ваш муж не прав: Церковь не отвергает психологию, как таковую. Но эта отрасль медицины, как и любая другая, может быть использована и во вред, если за нее берутся люди, далекие от христианского мировоззрения. Точно также, как, допустим, гинеколог-безбожник может совершить аборт, а фармацевт-безбожник — отравить.

Христиане могут спокойно обращаться к надежным психологам, чьи методы работы не идут в разрез с христианскими принципами.

Церковь расходится во взглядах с представителями тех направлений психологии, где, например, отрицается субстанциональное существование души, или где грех выдается за естественное проявление человеческих потребностей. Такие психологи могут, конечно же, нанести человеку вред.

Психология не греховна, если не затрагивает оккультные практики и практики «взлома» человека.

О массовом увлечении психологией

В последние годы (если не десятилетия) стало модным увлекаться психологией. Люди начали интересоваться, как читать чужие жесты, мимику, позы, направление движения глаз; заманчиво ныне изучать анатомическое строение лица, количество морщин, расположение бровей и прочее, чтобы по ним читать характер человека, определять его тонкости при выборе спутника жизни или – в наше время скорее – партнёра. В том смысле, что мы ведь привыкли к тому, что никто никому ничего не должен, что-то не понравилось – ключи на стол, двери вон там. Так вот, изучая в подробностях все психологические детали человеческих взаимоотношений, хвастаясь своими успехами, наработками в этой сфере, допустим, а я там поймал продавца на лжи, когда он прикоснулся к кончику носа, – нам кажется, что мы достигли определённых высот, разбираемся в людях, нам ничего не стоит (вспоминая Карнеги) читать человека, словно книгу, да и вообще чуть не готовимся открывать частную практику. Но вот ведь какая занятная штука! Если брать чисто этимологический аспект этой самой увлекательной психологии (психе – душа, логос – наука), на выходе получаем учение о душе. Но вот как-то не вяжется оно с умением соблазнить, затащить в постель, сделать приятно; правилами успешного флирта, ведения деловых переговоров, карьерного роста, выжимания материальных бонусов у начальства и построения надёжного бизнеса.
Душа во всех этих вопросах оказывается лишней, некоей девчушкой с двумя огромными бантами на выпускном балу. Ей не находится места там, где она должна быть королевой, и всё внимание устремлено только на неё.
Возьмём, к примеру, одного из самых популярных, упоминаемых, цитируемых психологов – Фрейда, потому как он сам и его книги в топе лучших. Всего несколько штрихов для освежения памяти. Влечение к родителю противоположного пола («Эдипов комплекс»), мальчик, заметивший, что он не такой, как девочка, начинает ныть и беспокоиться вплоть до самых жутких неврозов, также и девочка, узнав, что у неё нет того, что у мальчика, начинает переживать не меньше. Дальше – больше. Одной из причин алкоголизма является то, что мужчина, будучи ещё маленьким мальчиком, видел голые ягодицы горничной. Ну и, как флажок на кораблике: все наши поступки обусловлены неудовлетворённой сексуальной энергией. Это так, общие штрихи.
Где во всём здесь перечисленном душа? Не хочу употреблять слово «бред», но если мне скажут, что во всём этом есть научный подтекст, мол, Фрейд лишь мужественно провозгласил на весь мир то, о чём не принято было говорить в патриархальном обществе, позволю себе отметить одну неожиданную для многих вещь.
Библия учит, что нужно брать примеры из жизни праведников, и «взирая на кончину их жизни, подражать вере их». То есть, не всегда известно, насколько право человек прожил свою жизнь, спасал ли он свою душу или только делал вид. А вот смертный одр подводит неподкупную черту. Праведник, угодивший Богу, умирает тихо и безболезненно, грешник же, гневивший Его своими бесчисленными грехами, – в муках и отчаянии.
Фрейд умер от рака полости рта. Ему удалили часть челюсти, слизистой оболочки щеки и неба. И всё это продолжалось целых 16 лет. Его язык постепенно разрушался, и ему приходилось, по сути, глотать свой собственный яд. От него отказались близкие, даже врачи и медсёстры от жуткого смрада редко посещали его. Только верный пёс неподвижно сидел у его постели, сочувствуя этим невыносимым мукам. Но, в конце концов, даже он не выдержал, и покинул своего хозяина, что впоследствии и стало той последней каплей, держащей творца психоанализа на этой земле. По его просьбе ему ввели две дозы морфия, он впал в кому, из которой уже не вышел. Таким образом, гниение заживо этого горе-психолога как бы олицетворило всю разрушительную мощь той культуры животного секса и разврата, которая махровым цветом расцвела после него, а отравляющий его организм разлагающийся язык стал закономерным ответом вызову Небесам. Что ж, он получил то, что заслужил, ибо многие столетия доказывают нам, что «смерть грешников люта».
Но почему же люди до сих пор зачитываются его трудами? Потому что находят в них искренние и – главное – научные оправдания своих грехов. Всё просто! В конце ХХ века сей великий деятель предложил радикальный на тот момент метод устранения всех неврозов, а именно: «разрешить свободные взаимоотношения между молодыми людьми и девушками из хороших семей». По сути, этот человек лишил священный институт брака его нравственной составляющей. Впервые посещая Америку в 1909 г., он позволил себе пошутить: «Они еще не знают, что я принес им чуму». И уже во второй половине ХХ века его идеи получили господство в западной культуре в результате так называемой «сексуальной революции». Она продолжается и поныне, достаточно летом выйти на улицу, но каков итог? Неврозы исчезли, их стало меньше? Может, меньше стало раковых и сердечно-сосудистых заболеваний? Статистику приводить не буду, скажу лишь, что они неуклонно растут, а каждый 10(!) житель нашей планеты страдает психическими заболеваниями, а ведь Фрейд утверждал, что человеку нужно лишь раскрепоститься, и жизнь его станет сказкой. Получилось ровно наоборот. Он приготовил «отличную» теоретическую базу для современных программ «полового воспитания», а точнее – растления детей и развращения взрослых через массовое кино и телевидение, включая рекламу. Надеюсь, лишнее упоминать, на что ориентируются маркетологи для повышения продаж, всё перед нашими глазами. Фрейд лишь озвучил и ввёл в научный оборот то, что уже, начавшее развращаться, общество готово было принять, ожидая удобного случая для раскрепощения животных инстинктов.
Основательный ответ фрейдизму был дан не менее известным Виктором Франклом, справедливо указывавшему на смысл жизни, как один из основных вопросов, отсутствие ответа на который вызывает неврозы. Но зачем искать какой-то смысл, всегда ведь легче идти по нисходящей…
Главной причиной психических болезней Фрейд считал стыд и требовал его совершенного устранения, хотя те, кто хотя бы немного знаком с психиатрией, знает, что отсутствие его как раз и есть признаком этих самых болезней. Он так не считал и, более того, основывался на той мысли, что пациент женского пола испытывает влюбленность в своего психоаналитика и, в свою очередь, бессознательно пытается соблазнить его. Этим обязательно нужно воспользоваться для установления доверия. Какие искусные речевые обороты для оправдания разврата, не правда ли?
Ну и несколько цитат:
«Я, по сути дела, не ученый, не наблюдатель, не экспериментатор, не мыслитель. По темпераменту я всего лишь конкистадор-авантюрист»;
«Каждую ночь между 11 и 12 часами я занимаюсь лишь тем, что фантазирую, обдумываю, строю догадки, останавливаясь лишь тогда, когда дохожу до полного абсурда или изнеможения».
Здесь надо добавить, что он активно употреблял кокаин и выкуривал свыше 20 сигар в день, а его любимой максимой были известные строки из Энеиды: «Если мне не удастся тронуть богов, я расшевелю ад».
Что ж, такие вот у нас кумиры, в топе самых лучших и самых популярных. Удивляться не приходится. Привыкли.
Но это лишь краткий экскурс в жизнь печально знаменитого психолога. Исходя из означенного мною выше положения, верить ему, как минимум, нельзя, а, как максимум, опасно, ибо религия для него тоже являлась коллективным неврозом. И, опять-таки, в исследовании науки о душе – ни слова об её главном предмете научного познания. Политология занимается политикой, океанология изучает процессы, происходящие в Мировом океане, биология – живыми существами и их взаимодействием с окружающей средой, археология через раскопки пытается восстановить во всём многообразии прошлое человечества, и только психология изучает и исследует что угодно, только не (удивительно!) предмет своего познания.
Вы не подумайте, я люблю психологию, в ней можно почерпнуть множество интереснейших вещей, вот только проблемы вхождения в коллектив, отношения с начальством и противоположным полом вообще никак не стыкуются с душой. Ну, какое отношение последняя имеет к буллингу, моббингу и успешным методам превращения в лидера класса, искусству побеждать в споре и правилам соблазна?
Один американский психолог прочитал труды преподобного Ефрема Сирина, и тут же воскликнул: «Да это же величайший психолог всех времён». Случайно, видимо, попалась ему книга этого великого святого, и вот результат.
Снова повторюсь: я не против психологии, но то, чем она занимается, называется «не по Сеньке шапка». Впору придумать новую науку и разделить сферы их познания, а то нам и дальше придётся блуждать в способностях настоять на своём, сказать «нет», выбрать хобби, профессию, построить успешную карьеру и семью, всё больше удаляясь «на страну далече»…
Кроме того, бездумно увлекаясь психологией, мы ещё и привыкаем жить по шаблонам чужих мыслей и чужого опыта, часто даже не затрудняясь осмыслить их применительно к своей собственной жизни, ибо далеко не каждый совет великих и знаменитых нам нужен и полезен. Все мы разные, со своими нравственными, религиозными, физиологическими и прочими особенностями. И глупо слепо наследовать своих кумиров (я уж не останавливаюсь здесь на второй заповеди), «звёзд» кино, телевидения, шоу-бизнеса, спорта, глупо, потому что другой такой же личности, как каждый из нас, нет во всём нашем большом мире, никогда не было и уже не будет. Мне кажется, это важно помнить каждый раз, когда так хочется примерить на себя одёжку пусть и самой популярной, но всё же чужой для нас личности.

Читать еще:  Глава Совета муфтиев России молит Аллаха покарать террористов

После увлечения психологией разрушились отношения, что делать?

Вопрос стандартный, личные отношения.
Не знаю, чего я хочу, на самом деле. Наверное, узнать, как другие люди выходили из подобных моей ситуаций.

Дано.
Я, семейный человек, «немного за 30», отношения идеальные, всё прекрасно. То есть, дома я ни на что пожаловаться не могу вообще.

Поскольку у нас довольно. независимые отношения, мы иногда позволяем себе отдохнуть друг от друга. Не серьёзно, без каких-либо отношений. Например, на вечеринке расходимся, и танцуем с другими людьми, я могу угостить кого-то, или можем сходить в кино/кафе с другим человеком. У нас много знакомых, разносторонние хобби, которые не во всём пересекаются. Всё оговаривается заранее, мы предупреждаем, с кем и куда идём, без ущерба для друг друга. Например, жена уезжает к маме на два дня, и я договариваюсь, что один вечер проведу в баре. Или она идёт в ресторан, пока я на работе или в командировке. Я хожу без неё на мото-шоу, на концерты, иногда с приятелями, с девушками, которые тоже этим увлекаются. Она ходит со своими друзьями на мастер-классы, которые скучны мне.
Мы считаем, это нормально — не давить друг друга, давать простор для самовыражения, даже если чего-то не разделяешь. После того, как мы оба увлеклись психологией автономности, когда никто никому ничего не должен и вот это вот все, о чем говорят коучи, между нами стала появляться дыра.

Так вышло, что пару лет назад в соц. сети мне довелось познакомиться с девушкой, которая была моим идеалом. То есть, на мой взгляд, девушка моей мечты должна быть именно такой, с именно такими мыслями, такими взглядами, таким видением жизни. Мы начали общаться, и я очень быстро осознал, что она говорит моими мыслями, делает мои выводы, у неё мои вкусы. Мы совпали на 80%, наверное. Конечно, были отличия — разница в возрасте (но она совершеннолетняя, если что), разные личности, разные жизни. Но от этого было только интереснее — словно смотришь на свой же мир свежим взглядом, замечаешь что-то новое и родное в то же время.

Читать еще:  Постные котлетки по рецепту военного повара

Мы встретились, пару раз прогулялись по городу, посидели в кафе, погуляли по паркам, сходили на концерт. Короче, это начиналось, как обычная дружба, у меня достаточно приятелей обоего пола, как у жены. А потом всё стало как-то меняться. Началось с банальной ревности. Это было настолько внезапно, что откровенно шокировало! А я запрещаю себе ревновать, чтобы быть правильным неревнивым человеком. Представьте себе, за эти годы у меня не было повода ревновать: те. личности, с которыми мне доводилось гулять до свадьбы, того не стоили. А после свадьбы мне просто не давали повода, а может, я настолько увлекся психологией, что позволяю жене всё, что захочет, чтобы быть правильным человеком в правильных отношениях. Но тут ревность возникла на пустом месте: запись в ленте, о том, как хорошо эта девочка провела время с другим человеком. Сразу возникла обида — «А почему это не обо мне? Почему не со мной ей было хорошо и интересно?» Злоба, ненависть, желание причинить боль им обоим. Желание, чтобы этого человека просто не стало в её жизни, совсем! Конечно я поругал себя за чувства эти и перенаправил их в творчество.

Короче, это была не любовь, наверно, не знаю. Это была влюблённость, страсть, жажда тепла. Не знаю, как это назвать. Я хотел её разум, её мысли, её взгляд на мир. Отслеживал каждую её запись на известных мне интернет-площадках, вчитывался в каждую строчку, пока не казалось, что понял, наконец, правильно. И при встречах тоже. Обычно, так получается, что моё тело не реагирует на случайных знакомых. И на подруг оно тоже не реагирует: очень давно я хочу только свою жену, и больше никого. А на неё, увы, я реагирую.

Конечно, я взрослый человек, и вполне контролирую своё поведение. Я не пошел на измену, считаю низостью предавать договоренность.

Конечно, она относилась (а может, и относится) ко мне, как к просто приятелю. Возможно, как к другу. И её мысли, мечты об идеальном парне, который вовсе не я, всё это мне известно. Важно, что она охотно шла на контакт, но сама ни разу не проявила инициативы, ни в предложении куда-либо поехать, ни в выборе места или времени, но во время совместного времяпровождения была как мой соул-мейт по чувствам.

Так что, как только представилась возможность, я просто оборвал все контакты с ней, которые было возможно. Все её учётные записи, телефон, заблокировал свои страницы в соц. сетях, удалил один из блогов. Но оно всё равно всплывает — слишком много общих интересов и общих друзей, слишком тесный мир. Уйти из сети я не могу — там вертится значительная часть моей работы и половина контактов.

И вот очередной её вопрос на форуме. На который я могу ответить. но не могу.
Видит ли она меня в списке просмотров? Знает ли, что я обхожу стороной? Пофигу ей или нет? Не знаю. Я так и не знаю, что она думает, она не отвечала ни на один вопрос на эту тему. Но я замечаю эти записи, и в голове снова взрывается хрен знает, что, и снова это «ДАЙТЕ МНЕ ЭТО!», и ревность, и всё остальное.

Да, моя жена знает, что мы прекратили общаться из-за того, что возникла физическая реакция, и что я всеми силами теперь избегаю общения, чтобы не натворить глупостей. Ей больно и обидно. Она говорит, что мы сильно увлеклись «психологией свободы», и в итоге стали оба контразависимыми.

Если вы бывали в похожей ситуации, очень хотелось бы. не знаю.
Личных примеров, наверное?

Очень прошу. Если вы это прочитаете, НЕ НАДО додумывать за меня то, чего нет, всё, что сказано — сказано так, как есть. Ни больше, ни меньше.

Да, у меня хорошие отношения в семье. Да, я люблю и хочу свою жену, и с интимной жизнью у нас все окей. И с общением у нас тоже всё отлично. Проблемы начались после увлечения нами двумя психологией автономности, границами, и я хочу понять как вернуть все как было, как забыть ту девушку?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector