1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовное управление мусульман СПб и СЗ России

Содержание

Духовное управление мусульман СПб и СЗ России

«Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России» была образована в 1994 г. местными религиозными организациями Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.
Показать полностью… Основными задачами являются обучение мусульманской религии, совместное исповедание и распространение, сохранение и развитие догм Ислама, воспитание верующих в духе уважения и почитания установлений Корана, сунны Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, и мусульманских традиций.

Председателем и муфтием ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России является Шейх Равиль Панчеев.

Сегодняшние дни отмечены активной работой среди мусульманского населения г.Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других областей Северо-Западного региона РФ.

— Санкт-Петербургская Соборная мечеть
Кронверкский проспект, д. 7

— Мемориальная Мечеть Имени Муфтия Жафяра-Хазрат Пончаева
улица Репищева, д. 1

— Молельная комната
Московский проспект, д.10/12г

— Молельная комната
улица Беринга, д. 23, корпус 3

— Молельная комната
6-я линия ВО, д. 35Б

Духовное управление мусульман СПб и СЗ России запись закреплена

Единого лидера нет

Сколько в Петербурге мусульман, не знает никто. По оценке Смольного — их несколько десятков тысяч, по мнению покойного муфтия, опубликованном в СМИ — почти миллион! — то есть около 800 тысяч человек.

Сколько в Петербурге мусульманских общин, и где они собираются, как оказалось, тоже никто не знает.

Более того, никто не знает, сколько человек в России исповедуют ислам, и где все они молятся. Такая странная ситуация сложилась из-за того, что у мусульман в России нет ни единого лидера, ни какого-либо централизованного управления. Сегодня на территории страны действуют три — пять крупных мусульманских центров. Поэтому президент и премьер страны поочередно встречаются с разными исламскими лидерами. А иногда — со всеми одновременно.

Самые влиятельные мусульманские структуры на сегодня: Совет муфтиев России (СМР) в Москве , Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) в Уфе и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в Черкесске. Этим централизованным объединениям подчиняются мусульманские общины, расположенные по всей стране. По их собственным подсчетам, московскому Совету муфтиев подконтрольны более 2000 общин, уфимскому ЦДУМу — более 1500, а Северокавказскому центру — более 3500. Но последний действует только на территории Северного Кавказа, Калмыкии и Краснодарского края. Поэтому основная борьба за мусульманские души на всей остальной территории страны идет между двумя оставшимися структурами — Советом муфтиев России и Центральным духовным управлением мусульман.

— Есть огромное количество муфтиятов в России, которые друг с другом зачастую враждуют. Есть города, в которых два или даже три муфтия – по одной версии, по другой и по третьей, — объясняет старший преподаватель факультета политологии СПбГУ Гумер Исаев.

По его словам, ситуация в Петербурге еще более удручающая, чем по всей России. Здесь есть несколько религиозных организаций, подчиняющихся разным мусульманским центрам. Поэтому местные общины находятся в постоянной конкурентной борьбе.

Две мечети Петербурга — Соборная на Петроградской стороне и Квартальная в Приморском районе подконтрольны Духовному управлению мусульман Петербурга и Северо-Запада — организации, входящей в ЦДУМ (Уфа). Остальные мусульманские организации, зарегистрированные в городе, входят в состав «конкурирующего» СМР (Москва). И эти общины живут каждая сама по себе.

— В городе есть различные структуры, которые стараются получить больше или меньше влияния. Есть еще власть, правоохранительные органы, которые тоже вмешиваются в процесс. Петербург – это отражение того, что происходит в целом в мусульманской общине России, где есть место и интригам и много чему, — говорит Исаев.

По его мнению, городу нужен единый лидер, к которому бы прислушивались все мусульмане. Покойный муфтий Жафяр Пончаев, по его словам, таким лидером не был.

— Основные претензии, которые чаще всего выражали рядовые верующие, что Жафяр Пончаев превратился в религиозного чиновника . Он вел свою игру. Сейчас все зависит от того, какую политику будет проводить его сын (Равиль Пончаев, недавно назначенный муфтием. — Ред.). Мне кажется правоохранительные органы должны понять, что проще контролировать ситуацию, когда есть единый лидер. С другой стороны, возможно, им проще сдерживать «исламский фактор» когда есть большое количество группировок, которые друг с другом враждуют. Но проблема в том, что этот фактор все равно будет активизироваться, и в подобных условиях будет реализован как раз в том самом негативном, подпольном виде. Потому что мусульманская молодежь видит, что лидеры занимаются склоками, правоохранительные органы работают на раскол, и поэтому некоторые могут выбрать подполье, — предупреждает политолог Исаев.

Какие мечети нужны городу

По словам руководителя пресс-службы Духовного управления мусульман Европейской части России (Москва), входящего в состав Совета муфтиев, Диляры Ахметовой, в Петербурге могут действовать десятки неформальных общин.

— Каждая численностью от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Собираются такие общины, как правило, на квартирах или съемных помещениях. Закон «О свободе совести» позволяет такие объединение граждан для совместного исповедования религии. Однако у такой свободы есть и определенные издержки. В крупных городах религиозные группы нередко имеют закрытый характер: об их существовании знают лишь сами члены общины. Ни общественность, ни органы власти не имеют представления о том, какие процессы протекают там. Это могут быть как дружелюбные российскому правовому полю общины, так и объединения, в которых проповедуются радикальные взгляды, — говорит Диляра Ахметова.

По ее словам, нужно легализовывать общины и строить новые мечети. Тогда деятельность мусульманских организаций будет более открытой и прозрачной. Сегодня у мусульманских сообществ в мегаполисах есть два потенциальных варианта развития. При создании административных препон для строительства мечетей развитие может пойти по европейскому пути. Когда моноэтнические общины станут автономными, и проповеди в них будут вестись на родном языке прихожан – таджикском, киргизском, узбекском и т. д.

Второй сценарий, по словам Ахметовой, – это строительство общемусульманских мечетей под руководством официальных духовных управлений. На территории Центрального и Северо-Западного округов воспитательная работа в таких мечетях будет проводиться преимущественно на русском языке, и кроме духовного воспитания, прихожане (имеются в виду гастарбайтеры) будут обучаться русскому языку и интегрироваться.

В неофициальной беседе, в Духовном управлении мусульман европейской части России рассказали, что прихожане жаловались на то, что Петербургская соборная мечеть большую часть времени закрыта. Она открывается буквально 2 — 3 раза в день, только минут на 10 — 15 и только на время молитвы. А по исламской традиции жизнь в мечетях должна кипеть буквально 12 часов в сутки.

В Москве не хотят говорить публично о конкурентных отношениях с мусульманским центром в Уфе. Однако там достаточно жестко высказались по поводу позиции муфтия Соборной мечети Равиля Пончаева.

— Человек, не желающий ухода мусульман в псевдорелигиозные секты, должен быть озабочен, прежде всего, тем, чтобы создать дружественные для верующих условия в своей собственной организации, а не держать двери мечети запертыми, — заявили Online812 в пресс-службе Духовного управления мусульман Европейской части России.

В свете сложившейся ситуации, некоторые эксперты связывают недавние события в Апраксином дворе (где спецслужбы провели масштабную акцию по ликвидации «петербургского джамаата») с усилением борьбы между религиозными группами в городе. По информации СМИ, Равиль Пончаев в конце января встречался с полпредом в Северо-западном округе Николаем Винниченко и пожаловался ему на разные странные исламские группы, расплодившихся в Петербурге и Ленобласти. После этого прошла операция в Апраксином дворе.

Равиль Пончаев также встретился с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко, которому также пожаловался на подозрительных мусульман в области.

— Не хотелось бы, чтобы в сосновских лесах появились халифаты. Они по сути — носители экстремизма. В школах будут носить хиджабы, — процитировал слова Равиля Пончаева телеканал «Санкт-Петербург».

О спецоперации против исламских экстремистов в Ленинградской области пока информации не поступало.

Раскол будет углубляться

Как сообщил Online812 начальник отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Владимир Иванов, муфтием Соборной мечети Петербурга на днях утвержден сын Жафяра Пончаева Равиль Пончаев.

По мнению чиновника, никаких принципиальных изменений это назначение в жизнь петербургских мусульман не принесет.

— Заслуга Жафяра Насибулоловича в том, что он создал настолько стабильную организацию Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, что эта организация отличатся внутренней устойчивостью, опираясь на традиции ислама в России, на его естественную связь со службой государству. Поэтому мы не ожидаем каких-либо изменений. Это означает, что наша мусульманская умма сохранила стабильность и сохранит ее в дальнейшем, — сказал Владимир Иванов.

По его словам, в Смольном не знают, какое количество мусульман в городе.

Все существующие цифры приблизительны, — говорит он.

Чиновник предлагает для оценки числа верующих использовать данные правоохранительных органов, которые ведут подсчет тех, кто собирается на главные мусульманские праздники у двух петербургских мечетей. По данным полиции, счет мусульман там идет не на сотни, а на десятки тысяч людей.

— В молельных комнатах во время праздников тоже есть люди, но совокупная цифра мусульман, которые собирается там, не сопоставима с числом мусульман, пришедших в соборную и квартальные мечети, — уверен Иванов.

По мнению чиновника, большинство мусульман Петербурга поддерживают структуры ЦДУМа, а не СМР.

— Те организации, которые созданы представителями Совета муфтиев, по числу верующих малочисленны. И они до сих пор не сумели объединиться и создать свою централизованную организацию в Петербурге. Это говорит о том, что большинство мусульман города ориентированы на традиционный ислам, на Духовное управление мусульман Петербурга и Северо-Западного региона.

Почему власти города поддерживают ЦДУМ?

— Перед властью и законом все религиозные организации равны. Но государство может самостоятельно расставлять приоритеты и развивать партнерские отношения с теми организациями, которые имеют особое общественный вес и значение. Опираясь на такие критерии, как историческая укорененность, число ее последователей и активность социальным служении. То есть те, за которыми стоит большинство людей, — говорит Владимир Иванов.

По оценке политолога Гумера Исаева, значительная, если не большая часть мусульман Петербурга, наоборот, поддерживает структуры Совета муфтиев, а не ЦДУМа.

Все эти противоречия, по мнению ряда экспертов, ведут к тому, что религиозный раскол внутри мусульманского сообщества в Петербурге и дальше будет углубляться. Это может привести к усилению давления на мусульман правоохранительных органов и, как следствие — к возникновению закрытых, подпольных религиозных групп.

«Есть личность муфтия Гайнутдина»: быть ли в РФ единому центру управления исламом?

Азат Ахунов о важных тектонических сдвигах в мусульманской умме страны и конце совета муфтиев России

На прошлой неделе в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации, где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Известный казанский исламовед и автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов считает этот шаг этапным, ведь предпринимается новая попытка управления исламом в стране через одну-единственную структуру с центром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Равиль Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же Гайнутдин Фото: «БИЗНЕС Online»

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЕГКАЯ ВСТРЯСКА

Недавно в мусульманской умме России произошли важные тектонические сдвиги. Впрочем, легкие потряхивания никогда и не прекращались, все к ним привыкли. Но все же встряски, подобные этой, бывают редко.

Читать еще:  Музей храма Христа Спасителя будет перемещен в `Провиантские магазины`

23 сентября в Москве состоялся очередной пленум духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ), где было принято историческое решение о создании союза муфтиев ДУМ РФ. Это решение и в самом деле этапное, поскольку в очередной раз предпринимается попытка создать единый центр управления исламом в России с ядром в Москве и во главе с Равилем хазратом Гайнутдином.

Хотя об этом не было сказано напрямую, все принятые на пленуме решения можно толковать именно так. В тот же день де-факто прекратил свою деятельность и совет муфтиев России (СМР), хотя юридически как централизованная религиозная организация во главе с Гайнутдином он еще действует. Данный демократический и координирующий орган был создан в далеком 1996 году в противовес центральному духовному управлению мусульман во главе с Талгатом Таджуддином. Тогда подразумевалось, что СМР начнут управлять равные по статусу муфтии-сопредседатели и никто из них не станет главным. Таким образом, раз и навсегда будет покончено с привычной авторитарной системой и унитаризмом. В состав СМР вошел ряд муфтиятов Центральной России, Поволжья и Приуралья, а также Кавказа. Гайнутдин, на тот момент муфтий ДУМ Европейской части России, являлся одним из равных. Но постепенно авторитаризм усиливался, а демократия, наоборот, улетучивалась.

Самой большой потерей для этой организации стал выход из юрисдикции Гайнутдина духовного управления Республики Татарстан с 1,5 тыс. мечетей. Это произошло в 2011 году при муфтии Ильдусе Фаизове. С тех пор между Москвой и Казанью как будто пробежала черная кошка. Отношения есть, но уже не такие теплые, как раньше.

Летом этого года из состава ДУМ РФ вышел ивановский муфтият во главе с Фяритом Ляпиным. В конце июня последний посетил Казань и встретился с муфтием РТ Камилем Самигуллиным. Лидер мусульман Ивановской области, в частности, сообщил о завершении регистрации нового устава ДУМ Ивановской области. Теперь ивановский муфтият ведет свою деятельность как самостоятельная централизованная религиозная организация, указал духовный деятель. Этот визит не остался незамеченным в Москве. В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина. «Почему-то Камилю Самигуллину нужно было об этом довести самой широкой общественности. Возможно, испытать при этом какое-то внутреннее удовольствие, насолить тем самым», — заявил тогда первый замглавы ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, комментируя роль татарстанского муфтия в истории с выходом из состава ДУМ РФ муфтията Ивановской области.

Впрочем, Мухетдинов считает, что формально ничего не изменилось. «Что касается ДУМ Ивановской области, наша позиция неизменна, — заявил он на пленуме. — Ни в правовом, ни в духовном отношении эта организация не покинула состав ДУМ РФ, так как в действующей редакции устава, даже несмотря на то, что она была зарегистрирована с серьезными нарушениями, на первой странице значится печать духовного управления и факсимиле подпись муфтия, а текст устава гласит о духовном подчинении ДУМ Ивановской области духовному управлению мусульман Российской Федерации».

В ДУМ РФ решили, что муфтий Татарстана «подстрекает» и «науськивает» региональные структуры на выход из организации Гайнутдина (на фото муфтий РТ Камиль Самигуллин) Фото: «БИЗНЕС Online»

«СЕГОДНЯ ВЫ СИЛЬНЫ, САМОУВЕРЕННЫ, ВОКРУГ ВАС МНОЖЕСТВО СОГЛАШАТЕЛЕЙ»

Что касается самого пленума, то к основным решениям можно отнести следующие. Глава духовного управления мусульман РФ муфтий Гайнутдин объявил о создании совета муфтиев ДУМ РФ и призвал коллег войти в состав новой организации. «Мной издан приказ о формировании совета муфтиев духовного управления мусульман Российской Федерации — органа, который соберет наиболее авторитетных, опытных, мудрых муфтиев нашего Отечества, имеющих духовный стаж более 20 лет, со включением их в штат управления и предоставлением им рабочих мест в Московской соборной мечети», — заявил муфтий на пленуме ДУМ РФ. По словам Гайнутдина, «с 1 сентября 2020 года штатное расписания совета муфтиев России переформатировано, все его сотрудники переведены в штат духовного управления».

В ходе выступления муфтий раскритиковал тех, кто хочет сохранить «региональный статус». «Сегодня вы сильны, самоуверенны, вокруг вас множество соглашателей. А завтра по любой из огромного множества земных причин — и коронавирус тому подтверждение — вы даете слабину, а то, что вы в своем регионе строили годами и десятилетиями, начинают растаскивать самые различные группы, общества, течения. Единое духовное пространство региона может стремительно распасться до состояния полного хаоса и всеобщего противодействия друг другу», — заявил религиозный деятель.

Лидер ДУМ РФ попытался объяснить собравшимся, что сами по себе они мало что значат. «Вы прекрасно знаете, как создаются, как укореняются в регионах духовные управления и можно ли этого достичь, опираясь только лишь на свой региональный ресурс. Скажу о другом. Есть личность — личность муфтия Гайнутдина. А есть духовное управление мусульман Российской Федерации — институт нашей духовной и религиозной субъектности, нашей духовной автономии», — сказал Гайнутдин в своем выступлении.

Пленум проигнорировал лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов (в центре) Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАКЖЕ ПОД КОНТРОЛЬ МОСКВЫ УХОДИТ И ВСЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Пленум проигнорировали лидер духовного управления мусульман Азиатской части России, «аксакал» отечественного ислама Нафигулла Аширов и муфтий духовного управления Башкортостана Айнур Биргалин. Первый и не скрывает своего отношения к реформам в системе СМР. В недавнем интервью «БИЗНЕС Online» он прямо заявил, что «выбор формы и принципов взаимодействия должен исходить от самих духовных центров, а не навязываться извне. Духовные организации, как, впрочем, и люди, должны объединяться на основе духовной или идеологической близости».

Камень преткновения лежит в новом спущенном из Москвы типовом уставе. По новому закону Гайнутдин получает право лишать должности любого регионального муфтия. Хотя нового лидера регионалы могут избрать по своему желанию, утверждает его на должности опять же глава ДУМ РФ. Также под контроль Москвы уходит и вся недвижимость. Это объясняется тем, что большой, серьезной организации, такой как ДУМ РФ, легче ее контролировать и удержать в руках в случае каких-либо поползновений со стороны. Некоторые из подчиненных ДУМ РФ централизованных организаций, такие как, например, ДУМ Мордовии и ДУМ Ульяновской области, отказались подписывать этот устав. ДУМ РБ подумывает о выходе из состава совета муфтиев России, которого де-факто уже нет. Саратовский муфтий Мукаддас Бибарсов поначалу фрондировал, но в итоге принял и устав, и новые правила игры. На том же пленуме он оказался единственным, кто был избран в новый совет муфтиев ДУМ РФ. Ему же доверили провести джума-намаз в Московской соборной мечети и выступить с речью на пленуме.

Татарстан представлял лишь ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза Фото: «БИЗНЕС Online»

БИА: «В СТРУКТУРЕ ДУМ РФ»

Согласно фотоотчету и списку выступающих, Татарстан здесь представлял лишь ректор Болгарской исламской академии (БИА) Данияр Абдрахманов. Он рассказал о достижениях вуза. Судя по докладу и прозвучавшим цифрам, не все так плохо в БИА, как кажется порой со стороны. По крайней мере, есть движение и желание привести академию к тому формату, который был запланирован изначально.

Кстати, в своем отчетном докладе Мухетдинов также упомянул Болгарскую академию, хотя и в довольно странном контексте. Он сказал, что БИА действует «в структуре ДУМ РФ» и «под особым вниманием первого заместителя руководителя президентской администрации Сергея Кириенко», последний, как известно, возглавил ее попечительский совет. Все это прозвучало с неким подтекстом. Да, в числе учредителей академии есть и ДУМ РФ, сам Абдрахманов избран членом его президиума, но относить этот вуз исключительно к структуре московского муфтията было бы не совсем корректно.

Что касается ДУМ РТ и Татарстана, то решение, принятое в Москве, никак не отразится на деятельности татарстанской религиозной организации. Проблемы раскола были преодолены здесь еще в 1998 году после объединительного съезда.

Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями Фото из архива А. Ахунова

ДУМ РТ ЛИШЬ НАРАЩИВАЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Напомним, что к концу 1990-х в Татарстане действовали две официальные религиозные структуры, претендовавшие на лидерство в духовной сфере. Это созданное в 1992 году ДУМ РТ (духовное управление мусульман в Республике Татарстан) во главе с Габдуллой Галиуллиным и ДУМТ (духовное управление мусульман Татарстана), руководителем которого в 1997 году был назначен Фарид Салман. Последняя структура возникла на базе главного мухтасибатского управления Татарстана в 1994 году и подчинялась ЦДУМ (центральному духовному управлению мусульман России и европейских стран СНГ) во главе с Таджуддином.

На тот момент оба управления контролировали приблизительно по 350 мусульманских приходов в республике, но реальные рычаги власти находились в руках лидера ДУМ РТ Галиуллина. Управление успело провести три съезда: два в 1992 году и один в 1995-м. Последний форум задумывался и был осуществлен как объединительный, но в реальности не привел к желаемому результату, а лишь усилил раскол.

Продолжавшееся противостояние между конкурирующими муфтиятами выплескивалось в виде скандалов на федеральном уровне. Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционировавшей себя всегда регионом, где не существует конфликтов между различными этносами и конфессиями. Таким образом, вполне понятное желание государственных структур работать с лояльным органом привело к тому, что на повестку дня был поставлен вопрос о новом лидере мусульман Татарстана, а также о едином республиканском муфтияте.

С момента объединительного съезда, когда структуру возглавил Гусман Исхаков, ДУМ РТ лишь наращивает свою деятельность, и присоединяться к кому-то татарстанскому муфтияту нет никакой необходимости.

Два года назад совместно с исламоведом Ренатом Беккиным мы провели интервью с рядом мусульманских лидеров Татарстана. Был задан вопрос и главе ДУМ РТ Камилю хазрату Самигуллину по поводу единого муфтията. Тогда он сказал, что, в принципе, единый центр управления — это неплохо. Должен быть порядок, единоначалие. В пример глава управления привел Свердловскую область, где действует пять муфтиятов (сейчас 6). Как решать проблемы мусульман в этом регионе? С кем работать властям, кто реальный лидер мусульман? В итоге, по мнению муфтия, мусульмане находятся в слабой позиции, в полном проигрыше.

И в самом деле, долгоиграющая история со строительством Соборной мечети в Екатеринбурге — яркий тому пример. На 100 тыс. мусульман в столице Урала полагается одна официальная мечеть и три молельные комнаты.

Первый муфтий Татарстана по линии ЦДУМ Габдельхамид Зинатуллин и муфтий Талгат Таджуддин. 1989 год. Фото из архива А. Ахунова

РАСКОЛ — ЭТО НЕ О МУСУЛЬМАНАХ

Что касается единого централизованного органа мусульман России, то, по мнению Самигуллина, проблема заключается не в чиновниках, а в самих мусульманах, которые не могут найти общий язык и объединиться. Каждый региональный духовный лидер считает себя круче другого, не хочет уступить дорогу. И в противовес этому можно привести мнение первого зампреда ДУМ РФ Мухетдинова. «Мы знаем: если бы не было вмешательства отдельных начальников и органов государственной власти, то мусульмане уже давно объединились бы», — заявил он в одном из своих недавних интервью.

Попытки создать единый муфтият для всех мусульман Советского Союза предпринимались еще при Иосифе Сталине, сразу после войны. Тогда от идеи было решено отказаться, поскольку власти посчитали, что это только усилит позиции советских мусульман. Множество шагов в этом направлении было сделано в постсоветский период, но безрезультатно. В научной литературе часто используется термин «раскол», но он явно навеян историей христианской церкви. В исламе нет единоначалия, по нынешним российским законам любые три мусульманские религиозные организации могут создать свой муфтият. Да и светские власти давно уже научились работать с отдельными муфтиятами. Если раньше и было желание создать единую общероссийскую унитарную структуру, то теперь об этом никто не говорит.

Главная новость

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на научно-практической конференции «История ислама в России: осмысление со взглядом в будущее».

Тесное соприкосновение и соседство культур и мировоззрений, активная миграция – это ситуация, не уникальная для России, такова примета эпохи. Широко известны примеры мэров Лондона и Роттердама – они являются практикующими мусульманами и получили свои полномочия в результате выборов. С одной стороны в современных европейских столицах мечети исчисляются уже сотнями, а с другой – на 10 миллионов населения Объединенных Арабских Эмиратов приходится не менее миллиона мигрантов-христиан из Азии и такое положение дел в той или иной степени характерно и для других богатых нефтяных стран Аравийского полуострова.

В условиях этих тектонических сдвигов, можно ли рассчитывать на то, что общества придут в сбалансированное состояние без каких бы то ни было усилий государств, интеллектуального класса и духовенства? Ведь противоречия, напряжение, взаимные претензии имеют свойство накапливаться и выливаться в социальные потрясения, социально опасные явления, что мы регулярно наблюдаем в Западной Европе?

Читать еще:  В Барнауле пройдет традиционный крестный ход

Исторический шаг: мухтасиб Мухетдин защитил первую в России докторскую диссертацию по исламской теологии

14.10.2020

14 октября в стенах СПбГУ состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора теологии первого зампреда ДУМ РФ, ректора Московского исламского института, председателя ДУМ СПБ и ЛО Дамира-хазрата Мухетдина. Это – первая докторская диссертация по исламской теологии в истории России.

Председателем диссертационного совета выступил Гендиректор Государственного Эрмитажа, академик РАН Михаил Борисович Пиотровский. Также в состав совета вошли ведущие специалисты отечественной и зарубежной академической науки – Николай Николаевич Дьяков (Восточный факультет СПбГУ), Ефим Анатольевич Резван (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН), Леонид Рудольфович Сюкияйнен (НИУ «Высшая школа экономики»), Матиас Роэ (Ун-т им. Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге, Германия). Научным консультантом диссертанта выступил научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Вячеславович Наумкин. Ряд членов диссовета приняли участие в заседании в режиме видеосвязи.

В выступлении перед началом обсуждения диссертации Дамир-хазрат выразил благодарность духовному лидеру российских мусульман, председателю ДУМ РФ муфтию шейху Равилю Гайнутдину за помощь и поддержку в научных изысканиях, ректору СПбГУ Николаю Михайловичу Кропачеву, инициировавшему защиту диссертации именно в стенах старейшего ВУЗа нашей страны. Глубокая признательность была выражена научному консультанту, академику Виталию Вячеславовичу Наумкину, а также профессору Тауфику Камелю Ибрагиму.

Богословский дискурс и глобализация: курсы повышения квалификации проходят в Петербурге

11.10.2020

11 октября в Санкт-Петербурге под эгидой ДУМ СПб и ЛО стартовали курсы повышения квалификации по программе «Перспективы исламского богословского дискурса в контексте глобализации».

Цель курсов – раскрыть принципы фикха в эпоху современных коммуникаций, познакомить слушателей с правилами выведения фетв, проблематикой женского вопроса в мусульманском сообществе России и передачи хадисов в современных русскоязычных изданиях.

С лекциями выступают преподаватели Московского исламского института (МИИ) и Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудники Санкт-Петербургского Мухтасибата, в т.ч. и.о. заведующего кафедрой религиозных дисциплин МИИ Руслан-хазрат Баишев, первый заместитель председателя ДУМ СПб и ЛО Дамир-хаджи Хусаинов, руководитель аппарата ДУМ СПб и ЛО Наталья Тамбиева, к.и.н., специалист по социальной антропологии стран Магриба Анна Коровкина.

ДУМ РФ И СПбГУ: набор 2020, 5 лет сотрудничества и новые вершины

05.10.2020

2020 год отмечен серьезными шагами и для академической школы петербургского востоковедения, и для мусульманской общины Северной столицы. Ровно пять лет назад на базе Восточного факультета СПбГУ было положено начало реализации Программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры Ислама. Годы совместной усердной работы профессорско-преподавательского состава университета, сотрудников Санкт-Петербургского Мухтасибата и направленных от Московского исламского института студентов оказались весьма продуктивными.

К настоящему времени на Восточном факультете уже состоялся выпуск дипломированных арабистов и исламоведов трех основных академических ступеней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. В их числе – молодые религиозные деятели, которые, усвоив как теологическую, так и светско-академическую научные составляющие, продолжили работу на благо уммы во многих российских регионах. Также на базе старейшего университета России в этом году был учрежден Центр исламских исследований под руководством председателя ДУМ СПб и ЛО, имама-мухтасиба Дамира Мухетдина.

1 сентября двери университета открылись для новых шакирдов, направленных совершенствовать знания по инициативе ДУМ РФ. Новоиспеченные студенты, которые также сформируют новый преподавательский состав на площадке ДУМ СПб и ЛО, поделились мыслями о целях и ожиданиях от нового учебного формата.

Пятничная проповедь на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области

02.10.2020

Джума мубарак! С благословенной пятницей Вас, братья и сестры!

2 октября на площадке ДУМ СПб и ЛО, в МРОМ г. Луги и Лужского района Ленинградской области прошла пятничная молитва. Предлагаем вашему вниманию проповедь первого зампреда ДУМ СПб и ЛО Дамира-хазрата Хусаинова, посвященную институту посланничества как явлению посредничества между Господом и творениями:

«Актуальность темы состоит в том, что люди разделились в понимании посланнической миссии – посредничестве между Господом и людьми – на три группы. Среди них:

– те, кто отрицает это посредничество как единственный способ обучения религии и закону;

– те, кто проявил чрезмерность в понимании такого посредничества и взяли сам субъект, обладателя этой миссии или его последователей в качестве посредников в поклонении и доведении своих нужд уже между собой и Господом;

Петербургская делегация на съезде в Московской Соборной мечети

02.10.2020

21-26 сентября в Московской Соборной мечети, отпраздновавшей в этом году 5-летие масштабной реконструкции, состоялся цикл торжественных мероприятий. На курсах повышения квалификации центральным вопросом стало правовое обеспечение деятельности религиозных организаций. В ходе Пленума ДУМ РФ были озвучены ключевые стратегии и перспективы развития региональных организаций мусульман, входящих в структуру ДУМ РФ. Вопросам интерпретации Сунны и многообразия подходов в исламской теологии была посвящена XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди».

К участникам обратились председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин и его первый заместитель, председатель ДУМ СПб и ЛО, имам-мухтасиб Дамир Мухетдин. С лекциями и докладами выступили авторитетные ученые, преподаватели-практики, представители органов государственной власти, религиозных организаций России, почетные иностранные гости.

В Москве проходят чтения имени Галимджана Баруди, посвящённые проблеме интерпретации Сунны

24.09.2020

24 сентября в Московской Соборной мечети проходит XIII Международная научно-практическая конференция «Чтения имени Галимджана Баруди» по теме «Проблема интерпретации Сунны: многообразие подходов в исламском богословии».

Цель мероприятия – инициация содержательного сотрудничества между научно-образовательными и культурными центрами исламского мира и России в реконструкции аутентичного концепта Сунны, который характеризуется гуманизмом, веротерпимостью, гибкостью, этической ориентацией, связью с кораническим мировоззрением, реализация связанных с ним совместных научных, образовательных и книгоиздательских проектов.

Организаторами мероприятия выступают Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт, Центр исламских исследований СПбГУ при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и при участии глав Духовных управлений мусульман стран СНГ.

Заседание пленума ДУМ РФ проходит в Москве

23.09.2020

23 сентября в Московской Соборной мечети под председательством главы мусульман России муфтия шейха Равиля Гайнутдина проходит заседание пленума Духовного управления мусульман Российской Федерации.

В работе заседания принимают участие члены президиума, председатели централизованных религиозных организаций мусульман, входящих в структуру ДУМ РФ, руководители высших и средних духовных образовательных организаций и частных образовательных учреждений, созданных ДУМ РФ – всего более 40 человек.

С речью в адрес участников пленума обратился председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин, поздравив с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Значимость Великой Победы, по его словам, невозможно переоценить в истории как России, так и всего человечества. Также глава мусульман России поздравил с пятилетием со дня открытия обновленного и расширенного комплекса Московской Соборной мечети.

Курсы повышения квалификации по программе «Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций»

22.09.2020

21 сентября в Москве стартовали курсы повышения квалификации по программе «Правовое обеспечение деятельности религиозных организаций».

Организатором мероприятий выступает Духовное управление мусульман Российской Федерации (при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования).

Курсы проходят с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний, в т.ч. социальной дистанции и максимально допустимой вместимости, предписываемой Роспотребнадзором (1 человек на 4 кв. м). Во время нахождения в аудитории верующие соблюдают перчаточно-масочный режим, ограничиваясь только устным приветствием, временно отказавшись от рукопожатий и обниманий.

При входе в аудитории установлены устройство по бесконтактному измерению температуры, а также санитайзеры для дезинфекции рук. Лица с повышенной температурой на лекции не допускаются.

Муфтий проклял тех, кто это сделает. Исламовед — о том, что будет, если снесут мечеть рядом с телебашней

На официальном сайте Совета муфтиев России появилась публикация о конфликтной ситуации вокруг мечети на улице Степана Разина в Екатеринбурге. Сооружение является культовым для группы мусульман, принадлежащих религиозной организации «Нур-Усман». С 2007 г. сюда приходят молиться верующие, однако в 2017-м мечеть оказалась под угрозой.

В размещенной на сайте Совета муфтиев статье говорится, что с религиозной и морально-этической точки зрения требовать от мусульман снести мечеть — глубоко неправильно.

Наиль Шаймарданов, и.о. председателя общины:

По мнению исламоведа Романа Силантьева, разместив на своем сайте эти слова, муфтии тем самым «прокляли» своего начальника — председателя Совета муфтиев России Гайнутдина.

Роман Силантьев, исламовед:

— 11 сентября 2011 г. с одобрения муфтия Гайнутдина была снесена соборная мечеть в Москве, расположенная в здании, построенном еще в 1904 г. Вместо нее возвели другую соборную мечеть. Однако еще когда строительство нового здания только обсуждалось, Гайнутдин уверял, что старое трогать не будут. Получается, разрушив здание мечети, Гайнудтин тем самым навлек на себя проклятие. Теперь же его подопечные, апеллируя к этой строчке Корана, отказываются сносить ничего не значащее строение в центре Екатеринбурга.

По мнению Силантьева, снос мечети на ул. Степана Разина вряд ли приведет к большим возмущениям среди мусульман. «Эти люди не ориентированы на какие-то митинги и протесты», — поясняет исламовед.

Роман Силантьев:

В Новом Уренгое снесли мечеть той же юрисдикции, что и «Нур-Усман», — и сразу стало легче, снизилась угроза, отмечает исламовед.

Напомним, участок, на котором расположена мечеть, вот-вот должен превратиться в строительную площадку, на которой в 2018 г. УГМК начнет возводить большую ледовую арену. Это совместный проект металлургов и правительства Свердловской области. Именно областные власти передали металлургической компании участок вместе с расположенными на нем постройками как долю в капитале акционерного общества «Ледовая арена». После того как земля вошла в капитал акционерного общества, встал вопрос о сносе мечети.

Отметим, что культовым временное здание неподалеку от телебашни стало случайно. В исламе, в отличие от христианства, нет единоначалия, поэтому взгляды по многим ключевым вопросам у различных течений отличаются принципиально. В 2000-е гг. у властей зародилась идея собрать все мусульманские объединения, представленные в Екатеринбурге, под одну крышу. В 2007 г. губернатор Эдуард Россель заложил первый камень в основание будущей соборной мечети в районе улиц Декабристов — Чапаева. На собранные средства вырыли котлован и вкопали сваи, а потом работы над проектом приостановили. Мусульмане своими силами достроили прорабскую до мечети, куда и поселилась организация «Нур-Усман».

Теперь свердловское Мингосимущество требует снести постройку как незаконную. Чиновников МУГИСО поддержал суд: еще в мае 2017 г. 17-й Арбитражный апелляционный суд постановил разобрать сооружение. Мусульмане, стремясь отстоять свою святыню, обратились с Верховный суд.

Мусульмане пытаются остановить снос мечети у телебашни. Окончательное решение будет приниматься в Москве

При этом в общине «Нур-Усман» заявили, что юридически не имеют отношения к постройке, а значит, и не могут выполнить требование суда о сносе мечети.

Наиль Шаймарданов:

Общине недавно предложили под мечеть другой участок — в районе ЦПКиО им. Маяковского. Мусульмане обрадовались (2,5 га не в центре города, по их словам, больше подходят для массового празднования Курбан-байрама и Ураза-байрама) и даже подготовили проектные документы, но МУГИСО не позволило передать землю, так как якобы на этот участок не дает разрешения городская администрация.

Роскомнадзор убил Telegram-бота 66.RU.
Подписывайтесь на резервный канал.

Современная русская мусульманская община

Число русских мусульман точно не определено, поскольку на основании данных переписи населения отделить этнических мусульман от новообращенных крайне сложно. По словам Али Вячеслава Полосина, в 2003 году число русских мусульман на территории России достигало десяти тысяч человек. Религиовед Силантьев утверждал в 2007 году, что не более, чем три тысячи человек — это русские, принявшие ислам за последние пятнадцать лет. Но уже в 2013 году он же утверждал, что за последние пятнадцать лет в России не более десяти тысяч славян приняли в России мусульманство.

Ислам, в современной России исповедуют десятки тысяч новообратившихся русских, среди которых немалое количество и тех, кто родился уже будучи этническим мусульманином во втором и третьем поколениях русских семей. Статистика по русским мусульманам не ведется в стране, официально говорится о нескольких тысячах новообротившихся русских, однако такие данные являются специально заниженными. На сегодняшний день количество русских мусульман превышает 50 тысяч человек, которые проживают по всей территории России, Казахстана и Украины, а также Турции и ближневосточных арабских странах.

Как считает российский исламовед Алексей Малашенко, русские мусульмане появляются по причине того, что Ислам воспринимается ими как универсальная религия, которая способна дать ответы на любые проблемы, призывающая к борьбе за справедливость.

Если же подойти к вопросу с иной точки зрения, то можно выделить несколько причин, по которым русские мусульмане принимают Ислам: это возможно по идейным причинам, по причинам семейным, а также духовными поисками истинного смысла жизни человека. По семейным причинам чаще всего веру меняют женщины, выходя замуж за мусульман. Мужчины, принявшие Ислам, потому что женятся на мусульманках, встречаются гораздо реже.

Читать еще:  Современные окна Schuco

Если русские мусульмане обратились в новую мусульманскую веру в результате долгих духовных исканий, то возможно они это сделали по идейным причинам. Принятие Ислама по идейным соображениям может иметь в своих истоках антигосударственные и революционные побуждения человека – до принятия ислама многие из таких людей были членами леворадикальных и праворадикальных группировок.

Полосин

Русские мусульмане, интеллигенция проявляла к Исламу живой интерес, который был вызван интересом к восточной философии, а также к трудам Идрис-шаха и Гурджиева, мистицизму. Труды этих деятелей к Исламу имели лишь отдаленное отношение, даже к его мистическому направлению или к суфизму. Но в одном из таких кружков, который объединял любителей мистики восточного происхождения, появилась такая значительная и авторитетная в русском и славянском Исламе фигура, как Гейдар Джемаль, который родился в Москве в семье азербайджанца и русской. Джемаль оказал свое влияние и на такую авторитетную фигуру, как Али Вячеслав Полосин, который в прошлом был православным священником, а после стал автором книги «Почему я стал мусульманином?», в которой он и упоминает, какое влияние на него оказал сам Джемаль, а также его передачи «Минарет» и «Ныне», ведущим которых он был в девяностых годах.

Полосин с Джемалем познакомились лично, и это лишь усилило намерение Полосина обратиться в Ислам. Он реализовал это намерение в 1998 году, но публично этот поступок он не обнародовал, и решился на это только через год. Немного позже он стал мюридом Саида афанди Чиркейского.

Хамза Дмитрий Черноморченко — главный редактор «Голос Ислама»

Далее у Полосина началась публицистическая активная деятельность, которая был направлена на критику догматов христианства. Этнические мусульмане отнеслись к деятельности бывшего протоиерея далеко не одобрительно, особенно руководители духовных управлений. Русские мусульмане, особенно среди молодых славян мусульман, относились к Полосину с признанием его авторитета, но непререкаемым лидером интеллектуальным или духовным он считаться не может, особенно для этнических мусульман.

Вместе с переводчиком Священной Книги Коран Иман Валерией Пороховой в 2000 году Полосин объявил о том, что создают общину «Прямой путь», которая была призвана стать организацией, в которой объединятся русские мусульмане, новообратившихся в Ислам.

В течение нескольких лет Али Вячеслав Полосин активно выступал против того, чтобы русские мусульмане делились по национальности, поскольку считал, что «по национальному признаку в Исламе нельзя создавать общины, поэтому специально «русских» общин не существует, как не должно быть и специально татарских, арабских». Но со стороны этнических мусульман последовала довольно сдержанная реакция на его деятельность, и в итоге Полосин пришел к выводу, что русские мусульмане должны иметь свой путь.

В 2004 году несколько мусульманских групп объединились в Национальную организацию русских мусульман. Лидеры НОРМ на пресс-конференции сказали, что только в Исламе возможно духовная перспектива русских и спасение России. Одной из своих целей организация обозначила формирование русских мусульман как «субэтноса». Социологи провели исследование, в результате которого выяснили, что в данную организацию большинство русских мусульман не входят.

Состоялся интерактивный саммит ЦДУМ России и Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь

Наблюдатели от СНГ положительно оценивают ход подготовки к выборам президента Молдовы

Ассамблея народов Евразии и Институт стран СНГ подписали соглашение о сотрудничестве

Пашинян отмёл возможность решить вопрос Карабаха путём дипломатии

Выборы в киргизский парламент пройдут в декабре

Тихановская дала гарантии протестующим и назвала спонсора протестов

СВР: Госдеп готовит майдан в Молдавии

Британский посол на Украине угрожает России высокой ценой за Донбасс

Состоялся интерактивный саммит ЦДУМ России и Мусульманского религиозного объединения в Республике Беларусь

В Белоруссии создан оргкомитет политической партии «Союз»

КМИС:Большинство украинцев не хотят свободной экономической зоны для Донбасса

Опрос: Кому на местных выборах на Украине симпатизируете вы?

Зеленский захотел создать две военные базы на Черном море

Киргизский суд оправдал Жапарова по делу о попытке захвата власти

Противоборствующие стороны в Карабахе заявили об интенсивных боях

Армен Саркисян: Отсутствие войны 26 лет – заслуга России

Нестасе: С Приднестровьем я все решу

Жапаров: Киргизия выполнит все обязательства перед Россией

Еще одного белорусского оппозиционера выпустили из СИЗО

Додон захотел вернуть русский язык в школы

Белоруссия объявила Тихановскую в межгосударственный розыск

Жээнбеков ушел в отставку

Россия снимет санкции с двух украинских предприятий

Украина возмутилась переизбранием России в совет по правам человека

Парламент Киргизии утвердил новый состав правительства

Шойгу переговорил с главами минобороны Армении и Азербайджана

Жээнбеков отказался утвердить Жапарова премьером

Тихановская выдвинула ультиматум Лукашенко

Украина введет санкции в отношении Белоруссии

Милиция применяла спецсредства на «марше пенсионеров» в Минске

Додон не верит в возможный майдан после выборов

Онлайн-конференция с участием духовных лидеров двух стран имела обширную повестку дня, включающую анализ реализации Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Центральным духовным управлением мусульман России и Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь от 5 марта 2020 года, а также создание совместной двухсторонней контактной группы и представление проекта Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию.

В саммите приняли участие: Шейх-уль-Ислам, Верховный муфтий, Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин; муфтий МРО в Республике Беларусь Абу-Бекир Шабанович; ректор Российского исламского университета ЦДУМ России Артур Сулейманов; председатель РДУМ Челябинской и Курганской областей, муфтий Ринат Раев; муфтий Тюменской области Ильдар Зиганшин и другие.

В начале видеоконференции Абу-Бекир Шабанович тепло поздравил Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина с прошедшим днем рождения. Муфтий Беларуси поблагодарил за оказанную ему честь – награждение медалью ЦДУМ России «Аль-Игтисам» («Сплоченность»); это событие было радостно воспринято мусульманами и всей общественностью Республики. Глава белорусской уммы выразил глубокое удовлетворение от того, что братские связи двух духовных управлений приобретают качественно новые черты, а Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии стало программным документом для всех, кто выступает за планомерное, поступательное развитие отношений.

Участники саммита говорили о проблемах, вызванных пандемией коронавируса, и о методах работы в новых условиях; о роли священнослужителей в сложной обстановке, сопряженной с обострением социальных и политических проблем. Именно сейчас как никогда важно призвать духовные управления мусульман стран-участниц СНГ к взаимодействию между религиозными, образовательными, научными и общественными организациями. Всех нас объединяет историческая память: 75-летняя годовщина Великой Победы является общей и неделимой для народов бывшего СССР, и эта славная дата вдохновляет на преодоление любых испытаний и трудностей.

По итогам выступлений была принята резолюция. В ней зафиксированы договоренности, выполнение которых нацелено на дальнейшее упрочение связей между общинами мусульман России и Беларуси и продвижение на евразийском пространстве традиционных ценностей Ислама. Этому процессу будет способствовать Контактная группа по взаимодействию и сотрудничеству ЦДУМ России и МРО в Республике Беларусь. Положение о новом совещательном органе, оказывающем консультативное сопровождение, утверждено; представителем российской стороны определен муфтий Тюменской области Ильдар Зиганшин.

Также на саммите поддержано предложение ЦДУМ России и его Российского исламского университета о создании Евразийской ассоциации содействия исламскому образованию. Уже 25 ноября 2020 года в рамках Международного интерактивного (онлайн) круглого стола «Развитие исламского образования на евразийском пространстве» планируется принятие соответствующего меморандума. Среди других запланированных важных событий – Международный интерактивный (онлайн) круглый стол «Исламское просвещение из опыта его реализации в учреждениях образования», организатором которого выступает МРО в Республике Беларусь (21 октября) и Всероссийская научно-практическая конференция – I Камалийские чтения «История, ценности и нормы Ислама в исследованиях молодых ученых» (12 ноября). Последнее мероприятие приурочено к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию со дня избрания Талгата Сафа Таджуддина Председателем ЦДУМ России.

Гайнутдин Равиль

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России.

Равиль Гайнутдин (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) родился 25 августа 1959 года в Татарстане. Учился в Шалинской сельской татарской школе, завершил среднее образование в школе г. Казани.

В 1979 году Равиль Гайнутдинов поступил в Исламское медресе «Мир-Араб» в Бухаре. Экстерном за 4 года с отличием окончил семилетний курс этого медресе и получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети «Нур Ислам».

В 1985 году был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году Равиль Гайнутдин был утвержден на должность имама-хатыба Московской Соборной мечети, и уже в 1988 году становится главным имам-хатыбом – настоятелем Московской Соборной мечети.

В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран Президентом Исламского Центра г. Москвы и Московской области.

В 1994 г. на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Шейх Равиль Гайнутдин избирается Муфтием, а также Председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России.

В 1996 г. на 1-ом Меджлисе руководителей Духовных Управлений мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин был избран Председателем Совета муфтиев России.

Муфтий Равиль Гайнутдин участник многих Международных форумов и конференций, представлял мусульман Российской Федерации в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Финляндии, ФРГ, Италии, США, Малайзии и др. В составе официальных правительственных делегаций Российской Федерации принимал участие в межгосударственных переговорах и личных встречах с высшим руководством Ирана, Пакистана, Сирии, Египта, Ливана, Саудовской Аравии, Афганистана, Малайзии, Азербайджана.

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин кандидат философских наук, автор многих научных трудов по мусульманскому богословию, мусульманской догматике и праву. Он является профессором Московского высшего духовного исламского колледжа, академиком Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии, Международной Академии информатизации.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума и Сопредседателем Межрелигиозного Совета России.

В своих проповедях и повседневной религиозной деятельности Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин последовательно отстаивает идеи цивилизованного межконфессионального диалога и братского сотрудничества между всеми народами, выступает с активной миротворческой позицией за установление гражданского мира и согласия в обществе. Он является подписантом Договора «Об общественном согласии», предложенным Президентом Российской Федерации.

В 1997 году под патронатом Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина было завершено строительство в Москве на Поклонной горе Мемориальной мечети «Шухада» (Память) в честь павших воинов мусульман в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. , ставшей заметной вехой в духовной и культурной жизни российских мусульман и одной из жемчужин культовой архитектуры Столицы.

В 1998 году Муфтий Равиль Гайнутдин стал одним из главных учредителей Межрелигиозного Совета России, куда вошли все Главы традиционных конфессий Российской Федерации. Он является одним из инициаторов и Сопредседателем Оргкомитета по проведению Второго Миротворческого Форума по взаимодействию традиционных религий и культур, который состоится в Москве 2-3 марта 2004 года в Свято-Даниловом монастыре и проводится при благожелательном участии Патриарха Всея Руси Алексия II по инициативе Межрелигиозного Совета России, Глав религиозных конфессий стран СНГ.

Муфтий Равиль Гайнутдин является автором концептуальной идеи разработки и руководителем творческого коллектива ученых-создателей фундаментального труда — «Основные положения социальной программы российских мусульман», ставшего базисной программой взаимоотношений мусульман с обществом и светским государством по ряду важнейших социальных проблем, который вышел в свет в 2001 году и сразу получил самый положительный резонанс и одобрение не только среди российской общественности, но и за рубежом.

В 2001 Муфтий Равиль Гайнутдин закончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации «Государственное и муниципальное управление», а в 2003 году на кафедре религиоведения РАГС им была защищена научная диссертацию на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».

По материалам Muslim.ru

Муфтий Равиль Гайнутдин удостоен многих правительственных наград, в том числе: в 1997г. был награжден Орденом Дружбы, а в 2004 г. Указом Президента России В.В. Путина он удостоен высшим государственным знаком отличия — Орденом Почета за большой вклад в дело укрепления межконфессионального мира и согласия, национального единства и духовного возрождения народов Российской Федерации.

Кто может стать муфтием?

Муфтии – это высшие духовные служители, а значит, пробиться в их ряды довольно-таки сложно. Однако если верить законам ислама, то шанс есть у каждого истинного мусульманина. Но для этого нужно соответствовать нескольким требованиям.

  1. Прежде всего, избранник должен всем сердцем верить в силу Аллаха, а иначе он будет недостойным этого титула.
  2. Муфтий – это судья. Следовательно, он должен хорошо разбираться в тех законах и правовых нормах, что предписывает всем мусульманам Коран и Суна.
  3. Также будущий священнослужитель обязан быть честным, справедливым и неподкупным.

Также следует понимать, что первого встречного на эту должность не берут. Поэтому часто случается так, что нынешний заместитель муфтия становится новым судьей. Ведь он не только проходит практику у живого наставника, но и успевает заработать хорошую репутацию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector