1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грузинская православная церковь выступает за расширение сотрудничества с РПЦ

Содержание

Грузия online (Грузия): Грузинская православная церковь и ее «обиды» на Русскую

В феврале Грузинская Патриархия опубликовала ответное послание Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии II в адрес Патриарха Иерусалимского Феофила III.

Его Святейшество в своем послании пишет, что собрание, на которое не приедут все Предстоятели или их представители, или, по крайней мере, большинство из них, не будет успешным, поскольку решение такого собрания не будет полностью разделено Православной Церковью и может породить новый раскол. Чтобы избежать этого, Его Святейшество пишет, что он не будет присутствовать на таком собрании. Аналогичные шаги были предприняты первоиерархами Вселенской Патриархии, Александрии, Греции, Кипра, Албании, Болгарии.

Одна из церковных и канонических проблем, представленных этим «Собором», заключается в том, кто имеет право созывать общеправославное собрание.

В этом случае мы являемся свидетелями канонической аномалии, поскольку собрание созывается не первым по чести епископом, а третьим. Это было бы возможно, если бы первый и второй епископы были в ереси или расколе, но это не так. Вселенский патриарх Варфоломей писал в Послании Патриарху Иерусалимскому: «Каноническим (церковным) образом, который всегда существовал и до сих пор уважали все церкви, согласно которому всеправославная община православных мирян всегда призывает и руководит всемирным патриархом. Какому единству хочет служить ваша инициатива, когда в предлагаемом вами собрании нет Первого — Протоса (который и должен созывать Собор)? И будет ли иметь значение это собрание архипастырей, если им не удастся совершить совместную Евхаристию, поскольку одна из них прервала евхаристическую связь с некоторыми из них? Если ваша инициатива не продемонстрирует всем, возлюбленным и врагам, что наша Православная Церковь — это не органическое единство, не Кафолическая (Соборная) церковь, какой смысл в этом собрании».

Уже было много комментариев по поводу собрания в Иордании Предстоятелей Православных церквей, которое начал созывать находясь еще в Москве Иерусалимский патриарх Феофил III, аккурат после встречи патриархом Кириллом и президентом Путным.

РПЦ получила ₽4,5 млрд через субсидии агентства по делам национальностей

За последние четыре года только организации, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), получали субсидии федерального бюджета на поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности.

Всего через Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) было выделено 4,5 млрд рублей. В большинстве случаев деньги идут на строительство духовных центров в регионах РФ. Также поддержку регулярно получают фонд по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря (расположен в Подмосковье), в попечительский совет которого входит российский премьер Дмитрий Медведев, и Валаамский монастырь, где периодически бывает Владимир Путин.

В 2019–2020 годах на «поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности» будет потрачено 1,47 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета. Решение об отборе организаций для распределения средств было принято на заседании комиссии ФАДН, которую возглавил руководитель ведомства Игорь Баринов. В протоколе заседания (есть в распоряжении Znak.com) говорится, что заявки на получение субсидий подали 34 организации. В итоге были одобрены 33, все они — от организаций, которые либо напрямую учреждены епархиями РПЦ, либо связаны с ними. Единственная организация, не получившая поддержку — АНО «Голубые ели» (Петрозаводск), не аффилированное с РПЦ. Из протокола следует, что документы были неправильно оформлены. Руководитель этого АНО Валерий Гуртов не стал делиться со Znak.com мнением, почему так произошло. «Я знаю процессы (как распределяются субсидии. — Znak.com) изнутри, это довольно тонкая материя», — уклончиво сказал Валерий Гуртов.

ТОП-5 организаций по объему субсидий от ФАДН за 2016–2019 годы

Название организацииУчредительОбъем субсидий (руб.)
АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам»Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный мужской монастырь РПЦ589 091 000
Благотворительный фонд по восстановлению воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦСтавропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь254 996 600
АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр»Владикавказская епархия РПЦ220 769 800
АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо»Георгиевская епархия РПЦ170 000 000
АНО по оказанию услуг в области сохранения памятников историко-культурного наследия «Рождество Пресвятой Богородицы»Россошанская епархия РПЦ157 000 000

Полные данные, собранные Znak.com, по всем православным организациям, получавшим субсидии от ФАДН в 2016–2019 годах можно посмотреть здесь.

Практически все организации, получившие субсидии, были организованы для строительства или создания в регионах духовно-просветительских центров. Например, АНО «Духовное благолепие» (Башкортостан) получила субсидию в размере 40 млн рублей, АНО «Возрождение» (Карелия) — 45 млн рублей, АНО «Таврида» (Крым) — 45 млн рублей, АНО «Владикавказский духовно-просветительский центр» (Северная Осетия) — 120 млн рублей, АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» (Ставропольский край) — 170 млн рублей.

Организации, связанные с РПЦ, регулярно получают субсидии через ФАДН. Всего, по данным СПАРК, за период с 2016 по 2019 год таким образом было выделено 4,55 млрд рублей

Речь идет о выделении средств в рамках госпрограммы «Реализация государственной национальной политики». В основном речь идет о субсидиях двух видов — поддержка НКО в сфере духовно-просветительской деятельности и «господдержка мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, направленных на снижение межэтнической и межконфессиональной напряженности на территории РФ». Для получения субсидий второго вида, в частности, необходимо предоставить документ, в котором региональные власти подтверждают «целесообразность мероприятий», говорится в соответствующем постановлении правительства РФ. О приеме заявок на получение субсидий объявляется на сайте ФАДН.

Некоммерческие организации, не связанные с РПЦ, по данным СПАРК, денег по этим направлениям не получают совсем.

В соответствии с методикой оценки заявок на субсидии, некоммерческие организации, в частности, должны представить программу мероприятий в сфере духовно-просветительской деятельности, подтвердить другие источники финансирования этой программы и указать ее актуальность. Получить комментарий ФАДН по этому поводу оперативно не удалось — в агентстве пока не ответили на запрос Znak.com.

«Новый Иерусалим» Дмитрия Медведева

Одна из организаций, регулярно получающих поддержку — благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского Ставропигиального мужского монастыря РПЦ, сопредседателями попечительского совета которого являются российский премьер Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл. В 2017 и в 2019 годах фонд через ФАДН получил по 85 млн рублей, в 2018 — 84,9 млн рублей. Кроме того, в 2016 году Минкульт РФ выделял на восстановление монастыря около 1 млрд рублей.

Этот монастырь был основан еще в середине XVII века в Подмосковье и по замыслу на его территории должен был быть воссоздан иерусалимский храм Воскресения Господня. Во время Великой Отечественной войны здания комплекса частично были разрушены. Масштабная концепция развития православного комплекса, который называется в ней «Новый Иерусалим», появилась после того, как в июле 2008 года монастырь посетил Дмитрий Медведев, тогда занимавший пост президента.

Согласно отчету фонда, в 2018 году монастырь посетило 130 тыс. человек, из них более 80 тыс. туристов. На территории комплекса открылись две гостиницы, кафе «Вареничная», в 2019 году планируется запуск пекарни для продажи монастырского хлеба. Также работает музей, который планируется развивать, фонд проводит «духовно-просветительские мероприятия». Например, в прошлом сентябре на территории монастыря провели концерт в честь Дня семьи, любви и верности, в ноябре — конференцию об истории технологий керамических строительных материалов в России, в декабре — вечер памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова) с концертом. С 2008 года, то есть за 10 лет, согласно отчету, в фонд поступило 1,46 млрд рублей пожертвований на восстановление монастыря.

Гостиница Валаамского монастыря в природном парке

Также пользуется поддержкой Валаамский монастырь, где периодически бывает президент Владимир Путин. АНО по созданию и восстановлению духовно-просветительских центров «Валаам» получила в 2017 и в 2018 годах субсидии в размере 361,1 млн рублей и 227,9 млн рублей, соответственно.

Согласно отчету ФАДН, речь шла, в частности, о реставрации корпуса Зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Причем земельные участки были расположены в границах природного парка «Валаамский архипелаг», а значит, не подлежали отчуждению. Чтобы предоставить землю монастырю, правительство Карелии внесло необходимые изменения в постановление о парке.

Отметим, в 2015 году уже было выделено 358 млн рублей из федерального бюджета на создание на базе Зимней гостиницы духовно-просветительского центра.

«Нужно было разделить мирское и духовное»

Финансирование строительства православных духовных центров в регионах из федерального бюджета началось еще раньше. По данным РБК, в 2014 году речь шла о 2 млрд рублей. Тогда деньги шли по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации», субсидии распределял Минрегион РФ.

«Сначала для строительства духовного центра в Георгиевске (Ставропольский край) рядом с собором Георгия Победоносца мы использовали федеральные целевые деньги, которые выделялись через Минкульт РФ. Строительство велось в 2014–2015 годах, а потом было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Сейчас мы получили крупную сумму уже через Федеральное агентство по делам национальностей. Надеемся, что строители зайдут на площадку в ближайшее время, может быть, уже в октябре», — рассказала Znak.com директор АНО «Архитектурно-строительный центр Бердо» Алла Безгина. Организация, отметим, получила в 2019 году субсидию через ФАДН в размере 170 млн рублей.

По словам Безгиной, АНО, учрежденное местной епархией в 2014 году, было создано с единственной целью — строительством духовного центра. «Идея строительства такого здания возникла у нашего епископа Гедеона. Самой епархии нужно больше заниматься духовной деятельностью, и мы не стали мешать мирское и духовное, поэтому создали АНО», — пояснила Безгина.

Духовный центр в Георгиевске, по ее словам, будет построен в виде подковы, его центральная часть будет трехэтажной (сейчас построено только полтора этажа). «В здании будет небольшая часовенка, как внутренний храм. Также там будут актовые и лекционные залы, библиотека, воскресная школа, столовая для прихожан и малоимущих, кинозал для православных фильмов», — продолжила Безгина.

По ее мнению, духовный центр будет востребован.

«Чистая православная вера, кажется, только в России и осталась. Нужно ее сохранять. Кроме того, духовные центры — это помощь людям. Я недавно прочитала красивую фразу: „Бог — не последняя надежда. Бог — единственная надежда“. Сейчас очень тяжелое время, с экранов телевизоров столько всего льется. Важно оградить от этого молодежь, установить молодых людей на путь, чтобы они шли по своему пути и не болтались в разные стороны», — считает директор АНО.

«Надзорные органы и так постоянно нас проверяют, это информация не для журналистов», — отказался рассказывать про проект духовного центра в городе Шахты Ростовской области директор АНО по предоставлению услуг в области создания, восстановления и обеспечения деятельности духовно-просветительских центров «Вера, надежда, любовь» Владислав Касьянов. Это АНО, учрежденное Шахтинской епархией РПЦ, получило через ФАДН в 2018 году 47,9 млн рублей. «Мы — ворота Кавказа, создание у нас центра особенно важно», — лишь добавил Касьянов.

Читать еще:  Папа римский причислил к лику святых трех миссионеров

На создание Владикавказского духовно-просветительского центра соответствующее АНО получило 220,76 млн рублей за период с 2017 по 2019 год. Для него выделен архиерейский дом, где до начала 2000-х, по данным местной епархии, располагался один из корпусов военного госпиталя. После этого здание оказалось заброшенным, а в 2013 году Минобороны передало его в собственность епархии.

В этом году завершилось строительство духовно-просветительского центра Горноалтайской епархии — 31 августа состоялось его освящение, а также был открыт памятник святителю Макарию Алтайскому рядом с центром. Через ФАДН на него было выделено с 2016 года 80 млн рублей. В этом центре тут же начала работу фотовыставка, посвященная «сохранению наследия алтайской духовной миссии на территории современного заповедника», сообщили в епархии.

«Раз православные наши братья получают, мы тоже хотим»

Руководитель Федерального агенства по делам национальностей Игорь Баринов поддерживает связь и с представителями других конфессий. В понедельник он присутствовал на съезде Духовного управления мусульман России.

Впрочем, по словам председателя Духовного управления мусульман Свердловской области Артура Мухутдинова, никаких субсидий из федерального бюджета через ФАДН региональная организация не получала. «Уральские мусульмане не получают никаких субсидий от ФАДН. Возможно, тут есть и наше упущение: мы не отслеживали эту информацию, не заявлялись. Но теперь я обязательно задам вопрос: раз православные наши братья получают, мы тоже хотим», — сказал Znak.com Мухутдинов.

«Церковь — один из ключевых реципиентов»

В международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International напоминают, что Русская православная церковь «осваивает все возможные каналы поддержки от государства». «Это и госконтракты, и гранты, и налоговые льготы. Также РПЦ получает спонсорские деньги и деньги от госкорпораций. Церковь — один из ключевых реципиентов», — говорит замдиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.

Таким образом, по его мнению, субсидии из федерального бюджета через Федеральное агентство по делам национальностей для православных АНО выглядят как «еще один замаскированный способ финансирования церкви».

При этом, по мнению Шуманова, формально церковь не должна иметь отношения к ФАДН и во всяком случае распределение субсидий на поддержку духовно-просветительской деятельности между представителями разных конфессий было бы логичнее.

В начале был Яков

«Наша государственность, наша Церковь так же переплетены друг с другом, как крест Святой Нино был перевязан ее косой». Если верить на слово епископу Якову, произнося эту речь, экс-премьер-министр Грузии Георгии Квирикашвили замышлял устранение Патриарха.

О том, что власти планировали свергнуть Илию Второго с патриаршего трона, а еще лучше – физически его ликвидировать, Яков заявил в эфире одной из грузинских телекомпаний. По словам первосвященника, бывший премьер якобы собрал в своем кабинете главу МВД Георгия Гахария и руководителя Службы госбезопасности Вахтанга Гомелаури. Обсуждали они возможность ускорить передачу трона митрополиту Шио Муджири. Сделавшего скандальные заявления епископа прокуратура до сих пор не допросила.

Вслед за Яковом заговорил и епископ Петрэ. Он вбросил информацию о гомосексуальной ориентации грузинского Патриарха. После обвинений в содомии Священный Синод сослал владыку Петрэ в монастырь.

Власти же решили наблюдать за событиями в Церкви со стороны. Не мирское это дело, один за другим заявляли высшие должностные лица, что породило множество теорий, некоторые из которых не лишены оснований.

Угроза справа

В целом же поведение митрополита Тихона – это не только пример пастырской заботы о прихожанах и духовенстве, но и показатель грамотного диалога с властями. В своих интервью и высказываниях на тему коронавируса он подчёркивал своё тесное взаимодействие с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым. Каждое слово и действие митрополита – пример грамотного антикризисного управления, при котором принимаются конкретные меры, будь то снижение епархиальных сборов или громогласное слово пастыря, призывающего не ходить в храм в условиях эпидемии ради ближних. Но случай Тихона скорее исключение.

Консервативное крыло РПЦ уже ставит свою лояльность под сомнение.

Говоря о том, что к Церкви у государства неправильное отношение, оно возлагает на него вину в том числе и за разорение приходов, живущих на пожертвования, большую часть которых составляют доходы в период Великого поста и Пасхи. Протодиакон Владимир Василик пишет: «Нынешняя ситуация – “лакмусовая бумажка”. Она показала, как государство реально относится к своим гражданам. В том числе, разумеется, к священнослужителям».

На этом фоне «либералы» в РПЦ, призывающие не ходить в храм, оказываются лоялистами патриархии и властей.

РПЦ собирает вокруг себя крупнейшие правсообщества «Вконтакте»

12 декабря 2019 Ахилла

9 декабря Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел в Москве круглый стол с участием администраторов крупнейших православных сообществ во «ВКонтакте».

Встречу провели глава отдела Владимир Легойда и его заместитель Вахтанг Кипшидзе.

Как сообщается, «в рамках мероприятия обсуждались актуальные вопросы взаимодействия администраторов православных сообществ, перспективы расширения сотрудничества с Русской Православной Церковью, а также проблемы мошенничества и недобросовестной рекламы в социальных сетях.

По итогам круглого стола было принято решение об учреждении Совета администраторов православных сообществ при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ».

Любопытно, что встреча проводилась при поддержке германского Фонда Конрада Аденауэра.

На встрече присутствовали админы следующих групп:

«Верую. Православие» (почти 1 млн 807 тыс. подписчиков) — основной контент группы — елейные картины на духовную тему и цитаты святых отцов, старцев, священников и проч.;

«Православные» (почти 173 тыс. подписчиков) — практически клон «Верую. Православие» с подобным же контентом;

«Мудрые советы святых православных старцев» (82 тыс. подписчиков) — еще один цитатническо-елейный клон «о Русских православных традициях и ценностях, семье и патриотизме».

«Дети в счастливой семье» (134 тыс. подписчиков) — основан по благословению киевского протоиерея. Контент более разнообразен, в основном посвящен православному воспитанию.

Как и у всех подобных православных мегагрупп, основная цель существования — предложение публиковать рекламу на своих страницах, в 2017 году это стоило так: «Размещаем рекламу. Один час держим в топе, через сутки удаляем. Стоимость поста — 300 руб. Есть скидки».

«Православная психология» (240 тыс. подписчиков) — о себе (здесь и далее в цитатах сохраняем орфографию оригиналов):

«…Да, существует Христианская Психология и такая, о которой ни Фрейды, ни прочие даже и не ведали и не знали.

Психология — это наука о душе, и если мы обратимся к Святым Отцам, то поражаемся глубочайшему понимаю того, что происходит в душе человеческой.

Безудержный рост душевных заболеваний в двадцатом веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его „информационной перегрузкой“, но отходом людей от Бога и греховной жизнью.

Поэтому только та психотерапевтическая помощь будет действенной, которая обратит человека ко Христу и, под руководством священника или верующего врача, побудит его каяться и исправлять свою жизнь. В этом случае слово врача или духовника будет подкрепляться благодатной силой Божией, способной уврачевать самую тяжелую душевную болезнь».

«Святые отцы» (107 тыс. подписчиков) — гостей встречает такая «шапка»:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Благодарим магазин www.Pleer.ru за поддержку!

Цифровая и бытовая техника с лучшей доставкой!

Как скажешь: „Вси святии, молите Бога о мне!“ — так все святые воскликнут на небе: „Господи, помилуй!“ — и будет тебе приобретение. преп. Нектарий Оптинский».

Верхняя закрепленная запись — цитата протоиерея Андрея Ткачева.

Помимо разных цитат, в группе регулярно собирают деньги: на лечение детей (перепосты разных фондов), на записочки в храмы, на строительство и ремонт церквей.

«Православная семья» (70 тыс. подписчиков) — «шапка» группы:

«Благодарим магазин www.Pleer.ru за поддержку!

Цифровая и бытовая техника с лучшей доставкой!

Страница о православной семье. Советы и наставления святых отцов, старцев, изречения из Святого Писания помогут вам вести благочестивую и счастливую семейную жизнь».

Регулярные цитаты из протоиереев Дмитрия Смирнова и Андрея Ткачева, семейства Кормухиных («Сорок Сороков»), с «Царьграда», «Бесогона» Никиты Михалкова, «разоблачения» проекта закона о семейном насилии, реклама «православных» платьев.

«Святая Русь» (почти 241 тыс. подписчиков) — админы группы о себе:

«МЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ, ВЫСТУПАЕМ ЗА:

1) Возрождение Православной веры и лидирующее ее место в Российском государстве

2) Возрождение Православной Империи, в которую будут входить территории Русского мира

4) Воссоединение русского народа (великороссов, малороссов, белорусов)

5) Запрет абортов

6) Запрет пропаганды западных ценностей в информационном пространстве (свободного секса, движения чайлд фри, феминизма, гомосексуализма и тд)

7) Возрождение института семьи и других русских ценностей

…В НАШЕЙ ГРУППЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. ПРОПАГАНДА ВЗГЛЯДОВ И ИДЕЙ, НЕ ПРИЗНАЮЩИХСЯ СОБОРАМИ ЦЕРКВИ ВСЕХ УРОВНЕЙ, ЧУЖДЫХ УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

2. ОСУЖДЕНИЕ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ ЛЮБОЙ ПРИЗНАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ; ОСУЖДЕНИЕ КАНОНИЗИРОВАННЫХ СВЯТЫХ.

…3. ОСУЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА, НЕ ОСУЖДЕННЫХ ЦЕРКОВЬЮ СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННЫМ ПОРЯДКАМ.

…4. ОСКОРБЛЕНИЕ РОССИИ И ЕЕ СОЮЗНИКОВ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРОТИВ ВЛАСТИ РФ

…6. ЗАПРЕЩЕНА ПРОПАГАНДА НАЦИЗМА, ФАШИЗМА, РУСОФОБИИ, СЕПАРАТИЗМА, РАЗЛИЧНЫХ СЕКТ, ЯЗЫЧЕСТВА , САТАНИЗМА, СИОНИЗМА, ЛИБЕРАЛИЗМА, ЗАПАДНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (разврат, феминизм, гомосексуализм, движения типа Чайлд Фри и т.д.), УРАНОПОЛИТИЗМА и ДРУГИХ ЕРЕСЕЙ»;

«Православная держава» (63 тыс. подписчиков) — подзаголовок группы: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать!»

Закрепленная запись, восхваляющая старца Илия (Ноздрина) и отказ от лечения:

«— Помню, Борис Корчевников попросил как-то батюшку Илия за девочку. Ей диагностировали онкологию. Уже лечили в Германии. Оперировали, сделали забор стволовых клеток, проводили курсы химиотерапии… Но положительной динамики не наблюдалось. Немецкие врачи решили еще предпринять попытку, подсадив стволовые клетки отца, стали было советоваться с американскими коллегами, а те их отговаривают: «Бесперспективно. Один-два процента пациентов выживают…»

И вот родители этой девочки звонят: мол, попасть к отцу Илию — для нас «последняя надежда»… А батюшка тогда был в разъездах, его было просто не застать. Но чувствую, у них такая неотступная мольба. «Мы все-таки вылетаем. » — ставят перед фактом. Это они из Германии с самой девочкой собрались ехать. «Как Господь управит», — только и проговорил я им. А что еще им ответить?

И вот они, смотрю, подъезжают, а тут и батюшка вдруг откуда ни возьмись появляется!

Помню, стоим: схиархимандрит Илий, мама, сама эта девочка и я. Мама — к батюшке, кратко изложив обстоятельства: «Делать нам еще операцию?»

«А знаете, что. — вдруг говорит старец, до этого стоявший молча, склонившись и явно молившийся. — Ничего не делайте! Ничего. Молитесь Божией Матери! Она прямо здесь!» — и поворачивается так, что обращается всем своим существом к Богородице, Стоящей, оказывается, между мамой девочки и мною…

Во мне просто душа перевернулась! Я очень явно ощутил присутствие Божией Матери. Это не передать, в какой трепет и радость вдруг окунается твоя душа.

«Молитесь Ей!» — уже краем уха слышу, как батюшка повторяет…

Они послушались старца, началось улучшение. Недавно снова звонили. Девочка не исцелилась полностью, но это была та самая «положительная динамика», которой не давало никакое самое дорогостоящее лечение.

А главное — это опыт молитвы. Батюшка развернул их сердечные устремления от себя как «последней надежды» — Не надейтеся на князи, на сыны человеческия (Пс. 145: 3)… — к Самой Владычице Неба и Земли. А в опыте молитвы ведь исцеляются наши души, это важнее.

Юрий Владимирович Гуменный, директор завода электроизделий, — о старце Илии (Ноздрине)».

На странице регулярное перепосты со «Святой Руси».

На встрече в синодальном отделе присутствовали также админы групп «Сравнительное религиоведение», «Православные аудиокниги», «Истинные ценности» («Православный муж», «Православная жена» — последние три группы под одним руководством).

Читать еще:  Виды широкоформатной печати

Вот с такими православными гигантами миссии в соцсетях РПЦ по пути. Остается только пожелать: скатертью дорога и совет да любовь.

Иллюстрация: картина Васи Ложкина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

История Русской Православной Церкви

Историки связывают появление РПЦ с момента Крещения Руси в 988 году, когда Митрополит Михаил был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом на созданную в Киеве митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.

После упадка Киевской земли, после нашествия татаро-монгол в 1299 году митрополия переместилась в Москву.

С 1488 года РПЦ получила статус автокефалии, когда Русскую митрополию возглавил епископ Иона без согласования с Константинополем.

Далее более века Московская митрополия управлялась независимыми епископами.

В середине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Некоторые прежде принятые в Московской церкви обряды, начиная с двоеперстия, были объявлены еретическими; те, кто будет использовать их, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе. В результате произошёл раскол в Русской церкви, те кто продолжал использовать старые обряды стали официально именоваться «еретиками», позже — «раскольниками», а позднее получили название «старообрядцы».

В 1686 году было осуществлено согласованное с Константинополем переподчинение автономной Киевской митрополии Москве.

В 1700 году царь Пётр I запретил избрание нового патриарха (после смерти предыдущего), а через 20 лет учредил Святейший Правительствующий Синод, который, являясь одним из государственных органов, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, — с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено после только свержения самодержавия решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917; первым патриархом в Советский период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

После Октябрьской революции 1917 года РПЦ была отчуждена от государства и предана преследованию и разложению. Прекратилось финансирование духовенства и церковного образования из казны. Далее Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов и период гонений.

После смерти Патриарха в 1925 году власти сами назначили священника, который был вскоре изгнан и замучен.

По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в концлагеря, богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены.

В тяжёлые для страны годы Великой Отечественной войны произошло заметное изменение политики советского государства в отношении Патриаршей церкви, Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР, исключая Грузию.

В 1943 году Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол.

Во время правления Хрущева, к Церкви было вновь жесткое отношение, которое сохранилось и в 1980-х годах. Тогда Патриархат контролировали спецслужбы, в то же самое время Церковь шла на компромиссы с советским правительством.

К концу 80-х годов количество церквей в СССР было не более 7000, а монастырей не более 15.

В начале 1990-х годов в рамках политики гласности и перестройки М. Горбачева, началось изменение отношения государства к Церкви. Количество церквей стало расти, увеличивалось количество Епархий и приходов. Этот процесс идет и в 21 веке.

В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей — 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек.

Также развивается и сама структура Московского Патриархата.

За время правления Сергея Собянина прямые субсидии РПЦ из бюджета Москвы выросли в десятки раз

Фото: Евгений Асмолов /Интерпресс / PhotoXPress.ru

Ровно десять лет назад, 21 октября 2010 года, президент Владимир Путин назначил мэром Москвы главу своей администрации Сергея Собянина. Известный своей приверженностью православию, тот сразу же после назначения озаботился поддержкой Церкви — и столица стала помогать РПЦ куда больше, чем при его предшественнике Юрии Лужкове. Во-первых, стартовал проект строительства 200 храмов, а во-вторых, мэрия Москвы стала чаще и больше подкидывать Церкви денег на самые разные нужды: от проведения православных фестивалей до закупки церковной утвари для её зарубежных приходов. За десять собянинских лет только на прямые субсидии Церкви из столичного бюджета ушли минимум 1,2 млрд рублей, подсчитали «Открытые медиа».

Храм в каждый двор

Самой известной и заметной программой поддержки Церкви за время правления Собянина стала программа постройки храмов в каждом районе столицы, получившая неофициальное название «200 храмов». Идею, правда, начали обсуждать ещё при предыдущем столичном градоначальнике Юрии Лужкове, но реальное строительство началось уже при Собянине. Впрочем, указ о старте программы подписал тогдашний и. о. мэра Владимир Ресин десять лет назад — за день до назначения нового мэра.

За эти годы, по словам Владимира Ресина, который хоть и ушёл с поста вице-мэра, но остался курировать эту программу, в столице построили более 85 храмов. Вырос и аппетит Церкви: уже в 2017 году патриарх Кирилл говорил, что двухсот храмов в столице недостаточно, да и сами строящиеся церкви должны быть попросторнее и вмещать не по 200−300 человек, а хотя бы по 500.

Официально Москва не даёт живые деньги на строительство храмов — финансирование обеспечивают частные спонсоры. Столичное же правительство выделяет землю под будущие церкви, что вызывает иногда протесты местных жителей. Самый известный конфликт такого рода начался в 2015 году в парке «Торфянка» на северо-востоке столицы — и Церкви пришлось уступить, построив храм не в самом парке, а неподалёку. Всего из-за протестов в разных районах РПЦ пришлось сменить локации почти 30 храмов.

Строительство церквей ведётся на пожертвования, для сбора которых в 2010 году финансово-хозяйственное управление (ФХУ) РПЦ учредило Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. Он собирает деньги от частных лиц, бизнесменов и иногда от строительных компаний, которые возводят дома рядом с будущими храмами. Возглавляющий фонд Владимир Ресин, который активно договаривается с бизнесом о пожертвованиях, в начале 2019 года утверждал, что с 2011 года на строительство храмов в столице уже было потрачено 30 млрд пожертвований.

Правда, иногда бюджет Москвы финансирует церковные стройки напрямую. Так, на возведение главного храма Минобороны в подмосковном парке «Патриот» столичное правительство направило из городского бюджета 2 млрд рублей.

Сотни миллионов на «Православную Русь»

При Сергее Собянине мэрия Москвы полюбила проводить разные торжества, в том числе и православные праздники. На них из бюджета выделяются субсидии, и самая большая статья расходов здесь — проведение церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь». Это тематическая выставка-форум, которую начали проводить ещё во времена патриарха Алексия II под эгидой Патриаршего совета по культуре. Каждый год она проходит в День народного единства 4 ноября и посвящена разным историческим темам. Так, в 2013 году основной её темой было 400-летие династии Романовых, в 2014 году на выставке рассказывали о князьях Рюриковичах, в 2019 году — об искусстве времён Великой Отечественной. На открытие всегда приходят патриарх и мэр Москвы, но частенько заглядывает и президент Владимир Путин.

За годы правления Собянина траты московского бюджета на эту выставку выросли на порядок. Так, в 2009 году тогдашний мэр Юрий Лужков выделил выставке всего 4,3 млн рублей, в 2010 году врио мэра Владимир Ресин распорядился потратить на неё 6,2 млн рублей, а уже через год, когда Москву возглавил Собянин, мэрия направила на неё сразу 47,9 млн рублей.

Пик расходов на «Православную Русь» пришёлся на 2017 год — тогда столичное правительство не пожалело на неё 300 млн рублей. Позже расходы снизились, но остались стабильными — ровно по 65 млн рублей. Таким образом, всего с 2011 года по сегодняшний день московские власти потратили на проведение форума более 830 млн рублей, подсчитали «Открытые медиа».

За организацией праздника с 2015 года стоит фонд поддержки бизнес-программ и проектов «Прорыв». Кроме «Православной Руси» совместно с Министерством культуры, Патриаршим советом по культуре и Третьяковской галереей он проводит и передвижную выставку «Сокровища музеев России». Среди других проектов «Прорыва» — благоустройство музейного комплекса в Херсонесе по поручению Владимира Путина и с благословения патриарха, участие в организации выставки «Россия, устремлëнная в будущее», где показывают проекты развития технологий и изменения жизни в стране на следующие 15 лет. Руководитель фонда Людмила Ситнякова является также учредителем АНО «Центр поиска пропавших людей», в который входит поисковый отряд «Лиза Алерт».

Деньги на православную энциклопедию

Активно спонсирует Москва и культурный фонд «Кино-телекомпания „Православная энциклопедия“». С 2003 года на телеканале ТВЦ выходит одноимëнная передача, которую финансирует московский бюджет. Во времена Юрия Лужкова выделяемые на производство передачи суммы были чуть меньше нынешних, но с 2012 года Москва стабильно тратит ежегодно более 20 млн рублей на «цикл тематических телепрограмм энциклопедического характера о православном вероучении».

За время правления Сергея Собянина на эти цели было потрачено почти 200 млн рублей, подсчитали «Открытые медиа». К этим прямым субсидиям можно добавить и косвенные. Фонд занимается выпуском «Православной энциклопедии», которую активно продвигают и популяризируют высшие чиновники страны. В 2018 году Сергей Собянин заявлял, что издание можно найти во всех столичных библиотеках. При нëм Москва потратила на закупку «Православной энциклопедии» 52,3 млн рублей.

Большую часть закупок сделала дирекция департамента образования и науки Москвы, потратившая на энциклопедию 36,4 млн рублей. А следом за ней —Центральная научная библиотека имени Н. А. Некрасова, подведомственная департаменту культуры Москвы. Её расходы на закупку энциклопедий — 15,94 млн рублей.

Помощь загранице

Сергей Собянин продолжает дело Юрия Лужкова и в поддержке зарубежных приходов РПЦ. Москва начала заниматься этим ещё в нулевых годах в рамках помощи соотечественникам за рубежом. Так, с 2003 по 2005 год столица тратила на покупку утвари для зарубежных приходов около 1,5 млн рублей в год, а к 2009 году сумма уже выросла до 9 млн в год. Правда, в целом на поддержку соотечественников, которая включала финансирование русских школ, русских предпринимателей за рубежом и общественных организаций русской диаспоры, мэрия тратила куда больше: в том же 2009 году на это ушëл 291 млн рублей.

При Собянине ежегодно мэрия выделяет субсидию подведомственному ей ГУП «Московский центр международного сотрудничества» (МЦМС), который в свою очередь закупает церковную утварь и православную литературу для заграничных приходов РПЦ. С 2011 года на эти цели потратили почти 90 млн рублей. Среди приходов, которым помогают московские власти, — приход святых апостолов Петра и Павла в Гонконге, приход Благовещения Пресвятой Богородицы в Барселоне, Свято-Никольский приход в Финляндии, приход в Италии, а также приходы Эстонской православной церкви.

И другие мелочи

Ежегодно Москва выделяет РПЦ и множество сравнительно небольших субсидий. Только в 2019 году на разные духовно-просветительские мероприятия разных храмов столицы и отделов РПЦ, которые стало особенно популярно проводить при Сергее Собянине, было потрачено более 10,8 млн рублей.

При этом многие сравнительно небольшие дотации, как, например, фестиваль хоров воскресных школ за 2,5 млн, съезд регентов и певчих за 3,1 млн или фотовыставки о работе храмов за 700 000, появились только во времена Сергея Собянина. Другие субсидии — например, 3,9 млн на кинофестиваль «Радонеж» — столичные власти начали выделять ещё при Юрии Лужкове. Например, каждый год Москва тратит минимум 5 млн рублей на проведение Рождественских образовательных чтений и ещё пару миллионов рублей — на волонтëров, которые их готовят. Так «по мелочи» мэрия ежегодно раздаёт структурам РПЦ десятки миллионов рублей. Только в прошлом году было выделено в сумме почти 30 млн, которые за годы складываются уже в сотни миллионов.

Читать еще:  Ученые выяснили правила сохранения семьи, дружбы и партнерства

Русская церковь без Томоса: по РПЦ нанесен тройной удар

Русская православная церковь не устает яростно критиковать создание независимой автокефальной церкви в Украине. Несмотря на получение Томоса, священники РПЦ обвиняют ПЦУ в “неканоничности” и “незаконности”. А Патриарх Кирилл и вовсе называет ПЦУ “раскольниками”.

Почему так реагирует Москва и законна ли сама Русская православная церковь — разбирался OBOZREVATEL.

РПЦ неканонична?

Русская православная церковь, хоть и получила номинальную автокефалию еще в 15 веке, но фактически с того времени живет без Томоса. Столетиями этот вопрос так или иначе поднимался в церковных кругах, но без особого резонанса.

Но в связи с событиями вокруг украинской автокефалии, а также разрыва евхаристического общения между Константинополем и Москвой, тема снова вышла на первый план. Фактически старт автокефалии РПЦ дала так называемая Флорентийская уния, принятая еще в середине 15 века.

Дело в том, что Папа Римский Евгений IV инициировал в 1448 году Собор, который должен был объединить католиков и православных. Там обсуждались главные противоречия среди християн, в том числе и главенство Папы Римского.

В Москве не признали собрание и решили самостоятельно избрать себе митрополита, назвали его “Митрополитом Московским и Всея Руси” и выбрали Иона. Оторванное от Константинополя правление продлилось до конца 16 века. Так, в 1588-1589 годах Вселенский Патриарх Иеремия II во время поездки в Москву был вынужден признать там автокефалию.

Смотрите видео по теме:

“Это был визит в Москву, в первую очередь для богослужения и знакомства с местными парафиями и мирянами. Царское правительство на месте задержало его с целью получить грамоту об автокефалии. Понятно, что процесс официального предоставления Томоса — это процесс коллегиальный, заседания Синода и все необходимые официальные тонкости. Тут человек едет по другим делам, а с него выбивают предоставление автокефалии для Москвы”, — пояснил историю процесса OBOZREVATEL митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний.

По словам митрополита, в Москве решили «надавить» на Патриарха, и через несколько месяцев вынужденной изоляции в Москве он пошел на уступки боярам. Официально же независимость РПЦ была подтверждена через несколько лет.

Так, в 1593 году в Константинополе Священный Синод признал автокефалию РПЦ. Правда, как рассказал OBOZREVATEL религиовед Игорь Козловский, Москва получила не Томос в нынешнем понимании, а специальную грамоту.

“У них нет Томоса, но есть грамота, выданная в свое время для признания их канонической церквой. В этой грамоте действительно есть положения, которые ограничивают их границы теми митрополиями и епархиями, действующими в то время в Московском царстве”, — пояснил религиовед.

Решение отделиться от Константинополя во многом было продиктовано геополитическими мотивами. Во-первых, в этот период страна вела активные боевые действия, в том числе участвовала в Ливонской войне, а также расширяла свои земли на восток. Собственная церковь во многом стала духовной и идеологической основой для жителей новых земель.

Во-вторых, правителям в Москве было важно укрепить в стране самодержавие, что и произошло как раз при правлении царя Ивана Грозного. Свой митрополит на престоле должен был усилить легитимность правящей верхушки в России.

Почему Москва недовольна Томосом для Украины?

Для Москвы независимая украинская церковь — большая проблема. Во-первых, до момента создания ПЦУ Русская православная церковь насчитывала по миру около 100 миллионов прихожан.

По данным исследования Центра Разумкова за апрель 2018 года, почти 13% опрошенных украинцев считают себя прихожанами УПЦ МП. Это около 4-5 миллионов человек. В стране также действуют около 12 тысяч приходов, это треть от всех приходов, аффилированных с РПЦ.

В случае массового перехода, Русская церковь будет стремительно терять мирян. Тем более отдельные приходы уже отдают предпочтение ПЦУ.

Во-вторых, это “идеологический удар” по РПЦ. Можно по-разному оценивать прямое влияние руководства Украины на процесс создания автокефалии — как предвыборный пиар или реальное желание объединить православие, но фактически в Украине родилась самостоятельная структура. К тому же — равноправная среди других церквей. Спустя время идея защиты “русского мира” и “православных россиян” среди кремлевских политиков может потерять актуальность.

«По мнению кукловодов и по мнению президента Украины, этот собор должен был объединить всех и создать единую для всей Украины православную церковь. А что получилось? А получилось то, что просто две раскольнические группировки объединились», — нервно прокомментировал украинскую автокефалию патриарх Кирилл.

Смотрите видео по теме:

В-третьих, позиция РПЦ как одного из возможных лидеров православия подорвана. Учитывая огромное количество прихожан, а также политическое и финансовое влияние, РПЦ и Россия в целом претендовали на лидерство в мире. Но после создания ПЦУ о статусе претендента речь не идет. А учитывая разрыв с Константинополем и прекращение евхаристического общения, можно говорить и об изоляции РПЦ.

Российским православным нельзя молиться в церквях за границами России: Кураев о последствиях раскола 8

Русская православная церковь (РПЦ) разрывает отношения с Константинополем. Священный синод признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Такова реакция на решение Вселенского патриархата предоставить Украинской православной церкви независимость и вывести ее из-под юрисдикции Московского патриархата. РПЦ назвала такой шаг стамбульского Синода легализацией раскола. Ранее Константинополь признал недействительным решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии Москве. РПЦ тогда пообещала дать «жесткий и адекватный ответ».

Новости часа

Продолжение текста после рекламы

Рекомендованные новости

Молодая — могла бы жить: из-за медицинской неразберихи больную коронавирусом слишком долго везли в больницу

Вместо 12 евро за техосмотр — 66, и так далее: правительство и дальше будет «приучать» нас к «дружественным среде» авто

В сентябре Синод РПЦ решил, что патриарх Кирилл больше не будет поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений, а епископы Московского патриархата не должны совершать совместные богослужения с константинопольскими. Религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев в прямом эфире “Ъ FM” назвал такое решение «беспрецедентным». По его словам, РПЦ рано или поздно окажется в изоляции. С экспертом беседовал ведущий Марат Кашин.

— Что означает этот разрыв, и к чему все это может привести?

— Полагаю, что это начало русской реформации, то есть серьезного переформатирования самой матрицы нашего православия. Дело в том, что это резкий, беспрецедентный шаг Синода, который даже обязывает мирян презирать таинства, совершаемые другим патриархом. Из него следует определенная богословская логика. Так называемое «десятое апостольское правило» гласит: если кто помолится с отлученным от церковного общения даже в доме, не то что в храме, тот да будет отлучен.

Патриарх Кирилл, хотя и человек со швейцарским бэкграундом, но он не швейцарский банкир. А про швейцарского банкира есть известная поговорка: если ты видишь, что швейцарский банкир выбрасывается из окна небоскреба, не думай, делай то же самое. Так вот за Патриархом Кириллом ни одна поместная церковь из окна не бросится. Никто не порвет общение с Московским патриархом. Значит, они будут с ним молиться, и, значит, следствие канона будет требовать от нас, сказав «а», сказать «б» и дальше до «я», что вы все еретики, вы все наши враги. Это и называется «бомбить Воронеж», то есть Русская церковь сама себя отправит в изоляцию.

Продолжение текста после рекламы

— Я правильно понимаю, что все поместные церкви, кроме Московского патриархата, признают первенство Варфоломея и будут следовать его словам?

—Он этого ни от кого не требует. Они не будут разрывать с ним церковное общение, общую молитву и общее таинство. Поэтому в нашей изоляции мы останемся в гордом одиночестве. Нужно будет оправдать свою нелогичность, почему мы объявили патриарха Варфоломея анафемой, а то, что другие этого не сделали, для нас они из-за этого анафемой не стали. Значит, для этого потребуется серьезно пересмотреть все это каноническое древнее наследие. Поэтому я и говорю, что это начало реформации.

— Как поступать обычным православным прихожанам, которые окажутся, скажем так, не на территории Московского патриархата? Им нельзя будет заходить в церкви? Как это будет выглядеть на таком уровне?

— Да. Есть огромное количество русских людей, которые живут за границей — вот им теперь будет запрещено не только ходить молиться к католикам, но и в храмы Вселенского патриархата. Это довольно печально, потому что есть человеческие связи, радость от того, что все мы —Вселенское православие. Это был наш главный аргумент и в полемике с украинскими раскольниками, и с какими-нибудь протестантами на Западе. И тут по всей этой нашей замечательной, радостной апологетике нанесен удар топором.

Продолжение текста после рекламы

— Была информация, что Греческая церковь может наложить запрет на посещение Афона для мирян РПЦ. Понятно, что он очень популярен у россиян. Насколько вероятен такой сценарий?

— Я убежден, что никаких ответных санкций со стороны Греции и Константинопольского патриархата не будет. И когда в прошлый раз наш Синод объявил, что мы на уровне епископов отказываемся служить — патриарх Кирилл перестал принимать константинопольского коллегу — Варфоломей не ответил тем же самым, он спокойно продолжает поминать патриарха Кирилла в списке православных патриархов. Я убежден, что так и продолжится.

— То есть это Московский патриархат будет запрещать своим прихожанам заходить в иные церкви?

— А там никто никаких запретов на их пути выстраивать не будет?

— Нет, конечно, их с радостью будут принимать. Поэтому патриарх Кирилл очень точно проговорился 8 октября на службе в Троице-Сергиевой Лавре, где он сказал: «мы пошли на разрыв». Здесь очень четко надо понимать, что инициатива раскола — наша.

— Как Московский патриархат будет относиться к людям, которые будут заходить в другие церкви?

— Я думаю, что им вслед будет сказано много гневных слов вслед всем им будет сказано. Принципиально важная теистическая и богословская проблема, чтобы вот не соглашаться с этим, не принимать. То есть епископы поссорились — это ваше дело. Я понимаю, если ты злишься на другого человека, не надо вместе с ним идти к чаше Христа, пока не примирились. Но у меня нет зла на какого-нибудь грека, почему я не могу с ним вместе помолиться? Потому что мой патриарх обижен? Очень странно.

— Может ли Московский патриархат как-то минимизировать потери? Что для этого нужно предпринять, не доводить ситуацию до абсурда?

Продолжение текста после рекламы

— Уже довели. Теперь можно только отзывать это решение. Формула, которую я предлагал для Украины, очень проста, состоит из двух частей. Первая — разрешить людям спокойно ходить в эту новую структуру, создаваемую Константинополем. Второе — если человек остался в структурах Русской церкви на Украине, это не является преступлением. Вот если бы все на это согласились, это был бы шаг к гражданскому миру на Украине. Теперь это попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру.

Продолжение текста после рекламы

Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector