0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грузинская пустынька Серафима Саровского

Пустынь Серафима Саровского в Боржоми

Пустынь Серафима Саровского находится в Боржомском лесу, на вершине горы. Это место свято чтят в Грузии, туда едут помолиться со всех уголков страны. Там полностью воссоздана пустынь великого русского святого — Серафима, канонизированного в 1903 году по инициативе Николая II. Чтобы побыть в уединении, лучше посещать святое место утром в будние дни. В выходные там многолюдно.

Вход на территорию святыни свободный. Ее могут посетить все желающие в любое время суток. Сама церковь открыта ежедневно, там можно помолиться в тишине и поставить свечи, а также купить церковные сувениры. Удивительно, но продавцов в церкви нет. Чтобы приобрести небольшие иконы и другие сувениры, нужно положить деньги в специальную шкатулку, которая стоит в храме.

Что посмотреть

Пустынь Серафима Саровского окружает сосновый лес. На пути к святыне каждый буквально сливается с окружающей природой. Величественные сосны и свежий горный воздух придают сил и хорошего настроения. На деревьях есть небольшие таблички со стрелками. По этим указателям легко найти церковь. На опушке стоит избушка, а недалеко от нее — колодец. Они восстановлены по фотографиям и картинам 1903 года. Под сенью расположен большой камень, напоминающий тот, на который молился Серафим тысячу дней и ночей. В Грузии верят, что он, как и настоящий, может излечить от любого недуга. К этому камню ежегодно приходят десятки тысяч паломников, возле него служат молебны.

Возле камня есть надпись со словами святого от Иверии — уделе Божией Матери. Она представлена на грузинском и русском языках. Рядом с избушкой и колодцем расположена небольшая каменная церквушка. Ее стены украшают росписи изображений жития Серафима Саровского. Грузинский владыка Серафим (Джоджуа) принимал личное участие в росписи церкви. Ежедневные службы в храме не проводятся. Там каждый остается наедине с Богом и молится о самом сокровенном. А каждый год 1 августа, в день обретения мощей Серафима, огромное количество паломников собирается на территории пустыни и участвует в литургии, которая проводится под открытым небом в лесу, поскольку все не могут разместиться в церквушке.

История пустыни Серафима Саровского в Боржоми

Пустынь Серафима Саровского — первая церковь, построенная в Грузии в честь великого русского святого. Ее открыли в 2007 году. Интересна предыстория возведения пустыни. Тамазу Куртанидзе, коренному жителю Боржоми, три раза подряд в сновидениях пришел старец в белом одеянии. Впоследствии выяснили, что это и был сам преподобный Серафим Саровский. Старец указал место, где должна стоять церковь, а также сказал, в честь кого ее следует возвести. Владыка Серафим (Джоджуа), митрополит Боржомский и Бакурианский, лично ходил по окрестным селам и вместе с помощниками-добровольцами отбирал доски и бревна для построек, чистил их.

В избушке нарисовали большую картину, которая занимает всю стену. На ней изображен старец, кормящий медведя. В углу висит икона «Умиление». Именно ее особенно почитал старец. Под ней стоит корзина с сухариками, которыми Серафим Саровский одаривал всех приходящих в церковь. Недалеко от кельи и колодца можно увидеть пустой вольер, где раньше держали медведя. Именно это животное при жизни кормил Святой Серафим. Со временем зверя пожалели и отпустили на волю. К тому же послушницы монастыря, находящегося недалеко от пустыни, которые ухаживали за медведем, уже не могли его прокормить.

Не успели построить и освятить пустынь, как сразу же на ее территории начали происходить чудеса. Владыка рассказывал, как мальчишка из села, помогавший художнику расписывать церковь, узнав, что в округе когда-то водились косули, захотел увидеть их вживую. Святой Серафим Саровский услышал просьбу мальчика и не смог остаться равнодушным к чистой детской молитве. Уже спустя несколько минут парень вышел из храма и увидел на опушке косулю. Она испугалась удивленного возгласа ребенка и убежала в лес. Больше косуль с тех пор в Боржомском лесу никто не видел.

Как добраться

Чтобы попасть в пустынь Серафима Саровского, сначала нужно добраться до Центрального парка Боржоми. Расстояние от него до святого места составляет 2,9 км, если дальше идти пешком, и 4,2 км, если ехать на автомобиле. Доехать до Центрального парка можно на общественном транспорте и на такси. На северо-западе от него, примерно в 1 км, находится автостанция «Боржоми». Туда можно доехать из любого района города и соседних городов. На северо-востоке от автостанции есть железнодорожная станция «Боржоми-Парк», куда прибывают поезда из Тбилиси и других городов Грузии. От нее до парка нужно будет пройти примерно 795 метров. Также туда можно доехать на такси.

Храм Серафима Саровского на панораме Гугл-карт

От Центрального парка до пустыни Серафима можно доехать на автомобиле, дойти пешком или подняться на канатной дороге. Нижняя станция канатной дороги расположена с правой стороны от входа в парк. На канатной дороге есть всего одна кабинка. Фиксированного расписания ее движения нет. Кабинка отправляется по мере заполнения людьми. Она прочная, во время движения не раскачивается. С нее открывается впечатляющий вид на огромный водопад в Центральном парке, а также на весь Боржоми. Пустынь Серафима Саровского находится с правой стороны от верхней станции, если повернуться к ней спиной. Расстояние до нее составляет чуть больше 1 км.

Видео церкви Серафима Саровского

Монастырь 13-ти Святых Ассирийских Отцов и его настоятель

Именины в сентябре

Как обращаться к священнику

Монастырь 13-ти Святых Ассирийских Отцов и его настоятель

Поездка в Грузию организовалась как обычная коммерческая съёмка. Так наивно я считала вначале. Ну, конечно, в душе я обрадовалась: «В Грузию! И коммерческая!» Мечта любого фотографа. Сейчас так модно ездить в Грузию! Там такая история!

Необычным в моей истории было приглашение человека, которого знает любой православный, интересующийся не только прошлой, но и современной православной историей и православным искусством. Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби), человек, встреча с которым переворачивает твой мир, твою жизнь. Человек, чьё смирение и спокойное созерцание действует сильнее любого оружия. Ты думаешь, ты крут? Ты владеешь этим миром? Ты — ничто, если ты так считаешь!

Грузия — государство, основная часть населения которого исповедует православие, страна, дружелюбно приютившая на своей земле народы, как религиозно сопричастные, так и исповедующие другие религии.

Есть в Тбилиси очень знаковый монумент «Мать Грузия» — двадцатиметровая женская фигура, которая держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг. И это — главная философия Грузии! Стоит ли удивляться, что на этой гостеприимной земле живут и исповедуют свою православную религию тысячи ассирийцев, православные потомки говоривших по-арамейски жителей Месопотамии, принявшие в I веке христианство, нещадно уничтожаемых, депортируемых.

Монастырь Джвари, храм Светицховели, главный кафедральный собор Цминда Самеба — известные всему миру правосланые святыни, которые входят в маршруты не только паломников, но и просто любознательных туристов.

Я же хочу показать вам Кандский монастырь имени Тринадцати Святых Ассирийских Отцов, куда я, собственно, и была приглашена.

Поводом для открытия монастыря в 2010 году послужила просьба живущих в Грузии ассирийцев, чтобы для них проводились службы на родном ассирийском-арамейском языке. На территории монастыря, кроме келейных и подсобных помещений, расположены два храма: небольшой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и большой храм в честь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов.

Служба проводится на двух языках – грузинском и арамейском — языке, на котором говорил Иисус. Сегодня богослужения здесь проводит духовный наставник, настоятель монастыря -схимархимандрит Серафим Бит-Хариби.

Отец Серафим. Его талант многогранен. В любом виде творчества: живопись, резьба по дереву, музыка, пение. Думаете, это — главное? Нет. Его талант — глубже. Его талант — его сердце, его душа, его смирение и его молчаливая сила.

Коммерческая съёмка осталась у ворот его монастыря, за которыми действуют другие законы и правила. Здесь ты уже понимаешь, что коммерция и эта земля, эти стены, эти люди — не совместимы. Невозможно передать эту благодатную атмосферу, это состояние духовной перезагрузки, простоту этой жизни и перерождение твоей собственной.

Хотите узнать больше о жизни и творчестве отца Серафима, «погуглите» и «поинстаграмте». Вы не разочаруетесь! Вы наполнитесь счастьем от того, что живете в одно время с ним.

Чем я могла отблагодарить этого человека за свое очищение и за вдохновение? Только теми несколькими фотографиями, в которых видна его доброта, его душа, его сила. На которых — его родная земля, его Место силы.

На территории монастыря два храма

Настоятель — схимархимандрит Серафим Бит-Хариби

На территории мужского монастыря в Старой Канде

В храме в честь 13-ти Ассирийских отцов

Отец Серафим в храме 13-ти Ассирийских Отцов

В чем самый высший и трудный подвиг?

В чем радость жизни?

Встреча с крестницей

Куда можно добраться только пешком

Ты всегда найдешь, где зажечь свою свечу

Склони голову свою…

С гостьями из Батуми

Пустынька Серафима Саровского в Боржоми

Октябрь 2018 г — ещё одна моя встреча с о.Серафимом

Дивеевские чудеса

Дивеево — единственное место на Земле, где ежедневно является Богородица и случаются удивительные чудеса. Десятки тысяч паломников едут сюда с верой в особое благословение и надеждой на покровительство Небесной Царицы

На въезде в Дивеево видишь баннер с надписью: «Место сие да будет нам во спасение». На небесном фоне изображен чудотворец Серафим Саровский, исцелявший людей силой своей доброты. За скромность и милосердие святого Серафима на Нижегородщине ласково и уважительно называют «батюшкой». Свои благие дела праведник творил в скиту, находившемся на территории города Саров. Этот город закрыт для россиян, поскольку в нем разрабатывают секретное оружие. Местом поклонения батюшке Серафиму стал Дивеевский монастырь, расположенный в 17 километрах от Сарова.

В начале прошлого века Дивеево было маленьким селом, стоявшим на пересечении дорог. Здесь ночевали паломники, которые направлялись в Саровскую обитель. В 1758 году в Дивеево остановилась Агафья Мельгунова — обеспеченная, но рано овдовевшая и принявшая монашеский постриг помещица. В полночном сне явилась к ней Богородица и приказала построить монастырь на этом самом месте. Сестра Александра осталась в Дивееве, возвела первые кельи, собрала вокруг себя послушниц и отшельниц, построила Казанский собор.

Читать еще:  Всеволод Чаплин считает, что фильм Гибсона окажет благотворное влияние на зрителей

Стараниями отца Серафима рядом с Казанским собором появились церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. В 1875 году в обители был освящен огромный Троицкий собор, расписанный живописными полотнами на ветхозаветные сюжеты. В наши дни реставраторы восстановили интерьер: обновили покрытый золотом иконостас, отлили новые кружевные ограждения, почистили уходящие ввысь стены. В Троицком соборе хранятся мощи батюшки Серафима. Рядом с ракой можно увидеть вещи, принадлежавшие старцу: мантию, нательный крест, кожаные рукавички, башмаки, мотыжку. Мощи были обретены в нетленном виде, они обладают чудотворной силой. Множество случаев излечения наблюдалось у тех, кто прикладывался к мощам с верой в их целительные свойства.

Пустынька праведника

Рядом с монастырскими воротами в небольшом бело-зеленом домике находится музей блаженной Параскевы Ивановны, известной под именем Паша Саровская. Удивительная женщина, прожившая 120 лет, умела предсказывать будущее и учила бороться с грехами. Молва о ней разошлась по всей России. В своей комнате Паша принимала до сотни гостей в день. В 1903 году ее посетил царь Николай II с царицей Александрой. Параскева Ивановна приняла их как обычных посетителей, предложив сесть на пол. Блаженная предсказала все то, что произошло позже — гибель династии, разгром Церкви и море крови. Она протянула царице кусок кумача со словами: «Возьми твоему сынишке на штанишки, и, когда он родится, поверишь всему, что я сказала». Через год в царской семье появился на свет наследник — цесаревич Алексей.

Из подлинных вещей, принадлежавших блаженной, сохранился синий сарафан, икона Иоанна Предтечи и масляная лампадка. На кровати разложены куклы, которых она кормила, укладывала спать и использовала для гадания. На стене висит качественный и четкий фотопортрет Паши Саровской. Скорее всего, его сделала одна из насельниц монастыря. Помимо нотной грамоты, иконописи и литографии монахини осваивали приемы фотографического искусства. Камеру на треноге привезла из Санкт-Петербурга игуменья Елизавета Ушакова — энергичная и хозяйственная настоятельница, при которой обитель достигла наибольшего расцвета. На столике под стеклом лежат личные вещи, у стены стоит фисгармония, на которой любила играть матушка Елизавета.

В одной из комнат музея реконструирована пустынька батюшки Серафима, располагавшаяся в Сарове. В небольшой келье нет никакого ложа — старец спал на коврике у двери. Он молился до поздней ночи, а утром отправлялся на послушание. Вот стульчик, сделанный руками святого. На него Серафим Саровский усаживал гостей, а сам располагался рядом, на маленьком пеньке, чтобы быть чуть ниже сидящего человека. Так батюшка выражал свое смирение перед людьми. Лесенка, с помощью которой отодвигалась задвижка в печи, тоже сделана руками старца. Он смастерил и подставку для молитвы в виде табуретки. На сиденье выделяется черное пятно. Святой умер во время молитвы, и от упавшей свечи подпалились некоторые вещи, в том числе и табуретка. В пустыньке висит копия иконы Божией Матери «Умиление». Настоящая икона, к которой прикладывался батюшка Серафим, находится в Москве, в Патриарших покоях. После того как Дивеевский монастырь был закрыт, святой образ тайно вывезли в Муром, где он хранился до 1991 года, потом его передали в столичную резиденцию Патриарха.

Медведь на березе

В Серафимо-Дивеевский женский монастырь едут паломники со всей России, чтобы поклониться святым мощам, постоять у икон, искупаться в целебных источниках. Родников и ключей в этом краю много — есть даже путеводитель по святым источникам Дивеевского района. Но и без путеводителя всем известно, что главный источник находится на реке Сатис недалеко от деревни Цыгановка. Несколько ручьев сливаются в одном месте, образуя небольшое озеро. Где-то здесь, в дремучем лесу, жил в келье батюшка Серафим. Ему посвящена нарядная часовня, построенная на берегу.

Вдоль берега стоят нарядные бревенчатые избушки для тех, кто хочет погружаться втайне от лишних глаз. Температура воды в источнике Серафима Саровского даже в самые жаркие дни не превышает 4°С. Окунуться в святую воду три раза с головой — значит совершить подвиг во имя веры и прогнать нечистых духов. Это не просто купание, а целый ритуал. Женщина в знак чистоты и покорности должна заходить в воду в простой сорочке, с косынкой на голове. На рубашке не может быть легкомысленных рюшечек, бантиков, тесемочек — за них, как утверждают знающие люди, могут зацепиться бесы. Некоторые паломники погружают в святую воду детскую одежду. Говорят, что на ребенка, который будет носить эти вещи, непременно сойдет Божья благодать.

В советское время по Дивееву прошел слух о том, что местные власти будто бы решили засыпать источник. К воде подогнали трактор, но мотор сразу заглох. Перед трактористом воочию предстал сгорбленный седой старичок. Он попросил не зарывать чудодейственный водоем. Рабочий послушался и не стал это делать. Вскоре свершилось чудо — тракторист выиграл в лотерею автомобиль «Лада». А партийного деятеля, приказавшего уничтожить родник, через некоторое время выгнали с работы.

В Дивееве постоянно случаются какие-то чудеса. То на ночном небе проявятся силуэты соборов и очертания куполов, то на стенах неотреставрированной церкви проступят древние фрески, то на березе возникнет нарост в виде медвежьей морды — точь-в-точь такого же косолапого мишки, какого кормил с руки батюшка Серафим!

Святая Канавка

Обычные бытовые проблемы, которые еще недавно казались важными, в Дивееве отступают на второй план и куда-то улетучиваются. Наверное, сказывается пасторальный сельский пейзаж с палисадниками у деревянных домов, яблоневыми садами и тихой речушкой, поросшей камышом. Здесь спокойно, тихо и несуетно. Местные жители катятся на велосипедах, крестясь на ходу и приветствуя знакомых кивком головы. С любой точки райцентра просматриваются купола и колокольни монастырских соборов, облепленных тучами галдящих галок и ворон. В дивеевской атмосфере растворена жизнь монастыря с его праздниками, крестными ходами, звоном колоколов, видимыми повсюду насельницами, трудницами, послушницами.

По вечерам, выстроившись парами и держа в руках свечи, сестры обходят Святую Канавку. Верующие считают, что по дорожке, выложенной плиткой, в Дивеево ежедневно является Богородица. К шествию могут присоединиться все желающие. По следам Царицы Небесной надо двигаться не спеша, многократно повторяя молитву «Богородице Дево». У того, кто соблюдет эти правила, сбудутся все пожелания, обращенные к детям, родственникам и близким.

Канавка появилась в Дивееве не случайно. Однажды во время праздника Сретения на этом самом месте батюшка Серафим встретил Пресвятую Деву. Испытав чувство катарсиса, праведник попросил монахинь выкопать на территории монастыря глубокий кольцеобразный ров. Первый аршин святой вырыл собственноручно. В годы гонений на церковь Канавку решили уничтожить — проложили по дну канализационную трубу, а сверху навалили мусор. Но тополя, посаженные некогда вдоль Канавки, сохранились. По этим деревьям в конце 1990-х годов был восстановлен ров, проложенный много лет назад. Сегодня Канавка выглядит так, как при жизни старца. Двухметровый вал из земли, заросшей травой, тянется вдоль глубокого и узкого оврага, стенки которого подперты деревянными колышками. Канавка считается главной святыней Серафимо-Дивеевского монастыря — она играет роль «духовной стены». По мнению многих верующих, через эту преграду не сможет пробраться Антихрист, который пытается подчинить своему влиянию Россию.

Сухарики от батюшки

Сестры Серафимо-Дивеевского монастыря носят закрытые черные одежды — мантию, клобук, параман. Их лица и тела открыты только для вечности. В общении монахини довольно приветливы, но немногословны, да и нет у них времени на разговоры. В обители царит строгая дисциплина, все расписано по часам — ранний подъем, время молитв и трудничества. О рационе насельниц можно судить по обеду, которым кормят паломников в трапезной. В обычный, не постный день, он состоит из порции щей без мяса, каши без масла и чая без сахара. Кашу каждый день готовят разную — гречневую, овсяную, перловую. Впрочем, сестры питаются лучше паломников: в скоромные дни их подкармливают фруктами, салатами, рыбой, молочными продуктами. Для них готовят аппетитную кашу по монастырскому рецепту из пропаренного риса с тыквой и медом.

Батюшка Серафим говорил, что самый страшный грех — это уныние. Чтобы не впадать в этот грех, надо хорошо питаться и не экономить на хлебе. В алтаре Преображенского собора хранится чугунок, в котором Преподобный сушил сухарики для многочисленных гостей. По завету старца, сухарики в монастыре делают и сейчас. Каждый день с восьми утра освященные в котелке батюшки Серафима сухарики бесплатно насыпают паломникам и туристам. Взять можно только один ковшик в день. Тот, кто подходит за сухариками второй раз, будет считаться греховником.
В многочисленных церковных лавках продаются дивеевские сувениры — цепочки и крестики, колокольчики и подсвечники. Бойкая торговля идет за стеной монастыря. На лотках разложены иконы из дерева и пластиковые бутылочки для святой воды, мешочки для земли с Канавки и четки из кедра, сорочки для купания в источниках и кружки с надписью «Дивеево». Церковь не одобряет сувениры в виде камушков с изображением Серафима Саровского. Возле официального церковного магазина можно увидеть объявление с текстом, называющим покупателей камушков «поклонниками языческого обычая».

За монастырской оградой, где стоит памятник Ленину и тянутся торговые ряды, чувство духовного подъема немного ослабевает. Банальная земная суета вновь обступает со всех сторон. Но где-то в глубине души остается теплое чувство причастности к чудесам, которые творятся в Дивееве.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Православный Саров

  • Летопись возрождения
  • Духовно-научный центр
  • Саров Благословенный
  • Саровская пустынь
  • Приходские храмы
  • В саровской округе
  • Православное образование
  • Современная иконопись
  • Иконная и книжная лавка
  • Культура
  • Православное творческое объединение «МiР»
  • Центр милосердия прихода храма Всех Святых
  • Национальная организация Витязей
  • Клуб «Православная семья»
  • Волонтерский центр

Архив

  • PDF-архив газеты «Православный Саров»
  • Изучаем общецерковные документы
  • Вопрос священнику
  • Подборка по курсу ОРКСЭ
  • Новости
  • Акции
  • Анонсы
  • Доска объявлений
  • Расписание православных богослужений
  • Конференция «Православное лето»
  • Конференция «Земля Серафима Саровского»
  • Серафимовские детские чтения
  • Проповеди
  • Публикации
  • Фотогалерея
  • Вопрос-ответ
  • Архив
  • Контакты
  • Газетные публикации
  • Телеканал «Союз»
  • Телеканал «Радость моя»
  • Телеканал «Спас»

Календарь

Наша пустынька

30 апреля 2018 года

Саров. Есть ли еще место, подобное ему? Лесные склоны, росчерк сплетенных у монастырского подножия рек. Во всем значительность созданья Творца.

Оглядись: это обитель преподобного Серафима. В елик пред Господом Серафим. Все дороги исхожены им. Вот идет он извилистой тропкой вдоль русла Саровки — из монастыря в свою Дальнюю пустынь. Там, на высоком берегу речки, стоит его бревенчатая келья. Сколько паломников стремилось к нему, вместившему простое и неземное! С любовью отворял Преподобный дверь своей кельи: «Сокровища мои! Радости!» Древний лес насыщен жизнью, напоен тишиной. Изгибы склонов, скрепленные корнями вековых деревьев, раскидистый кустарник. Раскрыты ладони природы — в них стяжал Преподобный выносливость и терпение.

За спиной старца в холщевой сумке книга Святого Евангелия, и в сердце Его драгоценные слова. Мысленно переносится он в Святой град Иерусалим. Тихая речка Саровка для него Иордан. Плавные очертания холмов, пригорков — как не сравнить вас с горой Елеонской, Афонской! Как легко вмещаются здесь Вифлеем, Назарет, гора Голгофа. Для святого все свято — очистилось, открылось его сердце Господу. На Дальней пустыньке все создано для молитвы. Здесь место подвигов Преподобного. И сейчас верующие старожилы покажут: здесь — Фавор, тут — Кедрон, а в этом месте крест–Голгофа, место сугубого моления батюшки Серафима.

Читать еще:  Паломничество к буддийским святыням помогает японцам выйти из депрессии

Скольких святых подвижников помнит саровский лес! Преподобного Марка-молчальника считают предшественником батюшки Серафима: на берегу Саровки была его келья. Обитала здесь и Дивеевская блаженная Параскева. Долгое время жила в пещерах, сама же и рыла их в лесу — не зря называли ее Пашей Саровской. Исхожены наши тропки и Дивеевской блаженной Марией. Она скиталась, не имея пристанища, крыши над головой. Блаженная Пелагия Дивеевская тоже была в Сарове: сам преподобный Серафим долго беседовал с ней в келье на Дальней пустыньке, здесь благословил ее на подвиг юродства ради Христа.

1927 год. Закрыты врата обители. Стаи птиц кружат над куполами пустующих храмов, а дорога в Саров не пуста. Пестреет в праздники лесная тропа на пустыньку — цветастые шали, сарафаны и сюртуки. Сколько слез пролито, как молились здесь о ниспослании лучшей доли…

Тридцатые годы. Разгром нашей епархии, одной из самых крупных в стране. К началу 1941 года закрыты практически все храмы. Литургическая жизнь прервана. Церковная структура разрушена. А до 1917 года в Нижегородской епархии насчитывалось свыше 1300 церквей. Земле, которая не сберегла православие, Господь послал горькое лекарство, «пластырь» и «обязания»: Великую Отечественную войну.

Год 1941-й. 1 августа. День преподобного Серафима. Пешие паломники. Куда они держат путь? На пустыньку. К батюшке Серафиму. Дорога узкая, две колеи — следы от телег. 2 августа. День пророка Илии. Верующие у источника преподобного Серафима. Крестьяне окрестных сел, уцелевшие монахини, есть подводы и с Украины. Стоят, молятся в буйных зарослях трав. В разгар молебна — красноармейцы с винтовками. Стреляют вверх, разгоняют. А как побежишь? Трава по пояс, юбка длинная. Бегут, падают старушки…

Военные, послевоенные годы. А тропка-то на пустыньку не заросла! Может, ходили не занятые? Да нет. Многодетные матери, рабочие после смен. В праздник — стайками. Пробовали ночевать на пустыньке — не получалось: «страхования».

Настю К. на работе разбил радикулит. Ей помогли переобуться (сама не смогла) и отправили к врачу. Она и пошла к Врачу, но к Какому! Как доковыляла до Дальней пустыньки — не знает. Долго и слезно молилась, прося заступничества. Молилась, распростершись на земле. Сколько прошло времени — не помнит. Встала, и оказалось, что… совсем здорова.

50-е, 60-е годы. Где взять благословение на брак или дальнюю поездку, если ближайший храм в радиусе 50 км? На Дальней пустыньке, у батюшки Серафима. Тут легко дышится. Песочек берут в «пещерке», и милостыню можно оставить — ближних помянуть. На пустыньку шагают поодиночке или по двое. В праздник стараются идти не по дороге (там могут и остановить), а наискосок — узкими тропками, леском. Каждый идет — молится. На пустыньке служба. Как загораются глаза тех, кто помнит: какая замечательная была здесь служба! Прочтут Акафист — пора домой. Возвращаются уже все вместе, дело сделано. Настроение бодрое. Одна из женщин, Мария, шутила весело. Она умела всех рассмешить, сглаживала нестроения, что случаются в женской компании. Равнодушных не было. Часто шли — хохотали, животы от смеха болели. Но однажды случилось вот что. Явился Марии в тонком сне батюшка Серафим. Сказал строго: «Мария, я тебя знаю. Ты ко мне ходишь. Но ты далека от меня». Мария была женщина умная, она рассказала об этом своим подругам. Намотали на ус.

70-е, 80-е годы. Сколько верующих запомнила наша пустынька! Праздничные, воскресные дни. Вдоль замерзшей Саровки накатанная лыжня. Дальняя пустынь. Молодежь подъедет на лыжах — палки в снег, стоят. А в мыслях: «Батюшка Серафим! Помоги!» Спросят шепотом (конспирация!) у бабушки: «А какой сегодня праздник?» — «Воскресенье, дочка. Малая Пасха».

Кто-то бывал на пустыньке ежедневно. Наша прихожанка Наталья Константиновна Салтыкова долгие годы ходила каждый день. Читала Акафист Преподобному, подметала, убирала. Дождь на дворе – она идет. Как же? Преподобный и в дождь ходил. Гололед — а как не пойти? Батюшка Серафим и в гололед на камушке стоял…

Однажды в день преподобного Серафима, как всегда, молились на Дальней пустыньке. Плотно стояли у большой его иконы — внизу, у подножия склона, в основном, женщины, но и мужчины были. Нагрянули стражи порядка. Мужчины с двух сторон подхватили икону, метнулись с ней вверх по склону — спасать. Несут, не разворачивая, ликом обращенную к людям. Уходит икона, покидает пустыньку. Колыхнулась толпа, всколыхнулось и сердце. Острое чувство: «Преподобный уходит!» И следом: «Батюшка Серафим благословляет всех!» И долго еще глубокий пристальный взгляд с удаляющейся иконы неотрывно был обращен ко всем. Ко всем…

Наша пустынька тайн не прячет, она открывает их. В начале 90-х годов стали обновляться храмы, обители. Одна горожанка решила посвятить жизнь Господу — уйти в монастырь. Она испытала себя: послужила трудницей, послушницей. Пришло время, вернулась в родной Саров завершить обычные в таких случаях дела, чтобы поступить в одну из обителей Мордовии. Перед тем, как покинуть город, решила сходить на пустыньку: «Батюшка Серафим, благослови в монастырь!» Уезжала она рано, первым рейсом, и на пустыньку вышла затемно. Идет. Тишина, вокруг никого. Холодное время года. Каково же было ее удивление, когда на Дальней пустыньке она увидела несколько крупных красивейших яблок. Словно только что разложили их — а в городе таких яблок было не купить! Удивилась. Обрадовалась. Подумала-подумала — и взяла их с собой в дорогу — сестер обители угостить. Как же это: некто привез откуда-то яблоки, ночью пришел на пустыньку, положил? Именно в этот день? Совпадение. Промыслительное?

Жизнь человека православного — реальная жизнь с Богом. Один юноша, тоже наш горожанин, принял решение послужить Церкви. Но как реально это осуществить? Порекомендовали съездить в Троице-Сергиеву Лавру, посоветоваться с опытными духовниками. Понимания с домашними не было, денег на поездку тоже. Пришел помолиться на Дальнюю пустыньку, взять благословения у Преподобного. Помолился и… тут же нашел в траве деньги. Да, знаем: оставляли на пустыньке денежки, но в основном, – так, копеечки. А тут сумма такая, что хватило на поездку в Лавру и обратно. Съездил. С большой пользой посетил.

Красота пустыньки — тоже чудо. Ненавязчивое. Весной — половодье, оживает река. Осенью — совсем загляденье. И зимой она не уступит в возвышенной своей красоте. В июле мелькнет земляника, в августе — крепкий гриб. На пустыньке кормят птиц. Ручные они слетают при первых звуках пения. Подлетят — сядут кто где, поближе. Подпевают. Все помнят, как пели птицы, когда служили литургии! Припасет пустынька в мае сныть — ту самую, что заваривал в чугунке Преподобный. И сама пустынь все та же, и так же всех ждет.

Случаются пешеходы, даже мамы с колясками. Подъезжают машины — гости. Фотографируют. Реже встретишь застывший силуэт с раскрытым Акафистом или стайку молящихся. Асфальтированная дорога до самой кельи, а там иконы и свечи. Все напомнит о том, кто здесь жил. Уют растопленной печки и кошка — по праву она считает себя хозяйкой: живет тут. Никто никого не гонит. Иди, молись. Что ж покачивают головой высокие ели? Они знают, кто всегда тут душой: те старенькие прихожане, кто уже не в силах сюда дойти.

Грузинская пустынька Серафима Саровского

Саровская пустынь была замечательным памятником монастырского зодчества 17-20 вв. В строениях храмов наблюдалась удивительная легкость, красота и устремленность ввысь. Паломникам открывалась чудная картина белых церквей с сияющими золотыми куполами в окружении исполинского соснового леса. Корпуса, в которых жила братия и размещались гостиницы, образовывали ограду.

Стройный столп колокольни высотой около 81 метра отличается особенным изяществом. В первом ярусе колокольни находилась библиотека, во втором — церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Радостный и могущественный звон разносился по всей округе.

Пятиглавый храм в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», находившейся в нем, был возведен на месте самого первого храма Саровской обители. Отделка храма была завершена в 1846г.

Рядом находился главный храм пустыни — величественный Успенский собор. Первоначально он был построен как небольшой храм простой архитектуры. Затем к 1777г. из него устроили алтарь и ризницу и пристроили большой собор. «Сей дом Отец созда, сей дом Сын утверди, сей дом Дух Святый обнови и прослави» — таким изречением был украшен фронтон собора. Храм отличался роскошью и художественностью, а также богатой церковной утварью. Над средними Царскими вратами находилась храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы.

С именем преп. Серафима связана больничная церковь препп. Зосима и Савватия Соловецких. Она была построена на месте кельи Преподобного, где он болел три года и получил чудесное исцеление после явления Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Церковь строилась вместе с больничными корпусами. Для нее преп. Серафим, тогда еще молодой послушник Прохор, собственноручно изготовил кипарисовый престол. Окончательно вид церковь получила в 1849 г.

Церковь св. пророка Иоанна Предтечи была построена внизу, под горой. Основанием храма служила огромная каменная арка, под которой находился источник с чистой водой. По водопроводу она расходилась по всем помещениям монастыря. Храм был построен в стиле классицизма и отделан в 1893г. К источнику для водоосвящения совершались крестные ходы.

Напротив южных дверей Предтеченского храма находился вход в саровские пещеры, построенные еще до основания монастыря. Особенное чувство благоговения и трепета охватывало посещавших сокровенные жилища первых насельников обители. В середине была устроена церковь во имя препп. Антония и Феодосия и прочих Киево-Печерских чудотворцев.

До наших дней сохранилась церковь Всех Святых на монастырском кладбище. Она построена в стиле классицизма в 1832-1834гг. и расписана художниками арзамасской школы Ступина в католическом стиле.

Рака с мощами преподобного Серафима.

В Успенском соборе покоились святые мощи Серафима в раке, пожертвованной Государем Николаем 2. Над ракой была установлена величественная сень и повешены драгоценные лампады. Устройство раки отличалось строгой красотой. Сама рака была каменная, в память моления старца Серафима на камне в Саровском лесу. Сделана она была из «вазелемского» мрамора желто-серого цвета, вся кругом украшена резьбою с красивым орнаментом и надписями о главных событиях из жизни Преподобного, без шлифовки и позолоты, в напоминание убогой простоты Старца и отречения его от благ мира. Крышка раки была серебряная, в виде рамы, в которую вставлено под стеклом иконописное изображение преп. Серафима, лежащего во гробе. В раку был вставлен дубовый гроб-колода, в него кипарисовый гроб со святыми мощами. Четыре базы и на них колонны из киевского лабрадора поддерживали сень над ракой, которая имела вид часовни со стрельчатой кровлей, в старинном владимиро-суздальском стиле. Сень из позолоченной бронзы увеличивалась пятью луковичными главами.

Читать еще:  Святыня за колючей проволокой. Монастырь святого Харлампия

Часовня над могилой преподобного Серафима.

Могила преп. Серафима находилась в красивой светлой часовне, примыкавшей к алтарю Успенского собора. Стены часовни представляли собой рамы с разноцветными стеклами. Внутри помещалась икона явления Пресвятой Богородицы о. Серафиму в день Благовещения, а также изображение кончины Старца. На северной стороне часовни было изображение преп. Серафима, кормящего медведя. По лестнице спускались в небольшую пещеру и прикладывались ко гробу, сделанного самим Преподобным, в котором он был похоронен. В часовне стояли два памятника — старцу Серафиму и Марку-молчальнику. После закрытия монастыря место захоронения преп. Серафима не сохранилось.

Монастырская келья преподобного Серафима в храме, освященном в его честь.

Монастырская келья, в которой начиная с 1810 года Старец провел 17 лет в затворе и где принимал своих многочисленных посетителей, была в братском одноэтажном келейном корпусе. Здесь он сподобился видеть Пресвятую Богородицу в день Благовещения 25 марта 1831 года, здесь он мирно почил о Господе 2 января 1833 года. Чтобы выделить Серафимову келью среди других, появился замысел построить над ней храм, который бы накрывал келью сверху.

К 1890 году были собраны средства на постройку храма, а построили его только к 1903 году. Освящение состоялось 21 июля, во время Саровских торжеств в честь преп. Серафима.

В храме был установлен простой по форме иконостас. Келья как дорогое сокровище находилась внутри храма. В 1908 году над ней была установлена бронзовая кувуклия-шатер. В келье была восстановлена обстановка, бывшая при жизни преп. Серафима, и хранились некоторые его вещи.

Дальняя пустынька преподобного Серафима.

Это святое место находилось в пяти верстах от обители, на берегу реки Саровки, на возвышенном холме среди соснового бора. Сюда на пустынножительство пришел преп. Серафим в 1794 году и провел уединенно 15 лет в строгом посте, молитве и чтении Св. Писания.

Келья состояла из комнаты с печкой, сеней и крылечка; под полом находилась сложенная из кирпича пещера 3 аршина шириной, куда Старец уединялся для молитвенного подвига. Близ пустыньки были гряды огорода и забор. Пчельник приносил Старцу хороший мед. После смерти преп. Серафима келью с Дальней пустыньки перенесли в Дивеево, в алтарную часть церкви Преображения Господня. К Саровским торжествам 1903 года бревенчатая келья на Дальней пустыньке была восстановлена и место благоустроено. После закрытия монастыря в 1927 году все было разрушено, но люди приходили на святое место, несмотря на запреты властей. В 1990 году здесь была поставлена деревянная часовня, а в 2000 году — каменная, рядом в лесу был установлен памятник преп. Серафиму работы скульптора В.М.Клыкова.

Ближняя пустынька и источник преподобного Серафима.

Ближняя пустынька была устроена в конце жизни Преподобного, когда ему стало трудно ходить к Дальней. В ней он с 1825 года принимал многочисленных посетителей со всей России. Множество чудес совершилось здесь по его молитвам. Неподалеку от Ближней пустыньки батюшка Серафим беседовал со своим духовным другом Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни.

До самой своей смерти преп. Серафим принимал здесь страждущих, врачевал духовно и телесно, наставлял ко благочестию и спасению.

В 1825 году Преподобному явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова и ударила жезлом о землю, и из нее искипел источник чистой воды. Царица Небесная обетовала, что воды его будут целебнее Вифезды Иерусалимской. Именно здесь стали совершаться многочисленные чудесные исцеления.

Св. источник находился недалеко от Ближней пустыньки. К Саровским торжествам 1903 года над Серафимовым источником была сооружена часовня, украшенная иконами и картинами, под горой сделали просторную купальню. В настоящее время на месте Ближней пустыньки установлен деревянный крест. Рядом — большой памятный камень, на нем табличка с надписью, что это место в 1903 году посетил Государь Николай 2.

Место моления преподобного Серафима на камне.

В глухом Саровском лесу, в двух верстах от монастыря, на огромном камне в течение 1000 ночей старец Серафим коленопреклоненно молился перед иконой Святой Троицы. Днем же он продолжал свой подвиг на малом камне, который был у него в келье Дальней пустыньки. После смерти преп. Серафима камень был расколот на части. Осколки от него разошлись по всей России. Впоследствии на месте первого камня установили другой, похожий на прежний. Над ним была сооружена красивая деревянная часовенка с резными столбами. В настоящее время над камнем стоит сень, установлен большой крест.

По материалам приложения к летописи
«100-летие прославления преп.Серафима Саровского 1903-2003».

Преподобный Серафим Саровский и Грузия (ч.1)


(Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) берет благословение у фрески прп. Серафима)

Самый популярный русский святой в Грузии – это святой Серафим Саровский.

Ему посвящены церкви в Боржоми и в Дедоплисцкаро.

В любой церковной лавке вы увидите иконы великого русского старца грузинского письма.

Если наберете в поисковике по-грузински წმ. სერაფიმე საროველი, то обнаружите множество страниц и прочитаете комментарии, полные любви. Их много, начиная от кратких «Св. Серафим Саровский, моли Бога о нас!», до описания реальных чудес. Загляните на страничку в фейсбуке წმიდა სერაფიმ საროველი საზოგადოება и увидите впечатляющее количество лайков [1] .


(Преподобный Серафим Саровский, грузинская икона)

Рассказывает протоиерей Владимир Кузнецов:

– Владыка Серафим (Джоджуа) с гордостью показал нам свое детище – Новый Саров. Он по картинкам и фотографиям с любовью воссоздал пустыньку батюшки Серафима с небольшой деревянной кельей с иконой Божией Матери «Умиление», с камушком под сенью, колодцем и даже медведем в специальном вольере. Правда, медведя мы не застали. Он вырос большим и съедал столько же, сколько несколько насельниц монастыря. Сестрам было трудно прокормить медведя. Они взмолились, чтобы владыка Серафим избавил их от такого послушания. Но теперь они снова хотят взять медвежонка, без него уже чего-то не хватает. Люди, которые бывают там, видят в этих местах уголок России. Многие из них хотели бы поехать в Саров или Дивеево, но для них это очень дорого, невозможно.

В маленьком храме во имя преподобного Серафима Саровского владыка Серафим попросил художника изобразить себя в виде расслабленного у ног Преподобного. Этот храм был освящен в 2007 году. В дни памяти Святого сюда стекается множество верующих. Сам владыка очень любит батюшку Серафима.

Владыка вспоминает, что когда при монашеском постриге Предстоятель Грузинской Церкви спросил его, какое имя он бы хотел выбрать, он промолчал, но в душе молился преподобному Серафиму. Не дождавшись ответа, Патриарх Илия II сказал: « Тогда будешь Серафимом… » [2]

Вот что рассказывает сам митрополит Серафим:

– . Война 2008 года была трагической ошибкой. В те дни мы в Боржоми готовились к тому, что и к нам придут российские танки, хотя наш город находится в стороне от основной трассы. Я сказал тогда начальнику полиции: « Если увидите танки, зовите сразу меня, я выйду к ним и скажу: мол, ребята, не стреляйте, ведь и мы, и вы – православные ». А сам молился преподобному Серафиму Саровскому, чтобы он защитил наш город от разрушений. И вот на окраине Боржоми показался танк. Он остановился у въезда в город. Из люка высунулись офицер и солдат. « Мы приехали к вам попить “Боржоми”, мы c детства много слышали о вашем курорте », – сказал офицер. Представляете, эти танкисты сделали крюк почти в тридцать километров, чтобы выпить нашей целебной водички! Они искупались в Куре и повернули назад. Так, по заступничеству преподобного Серафима, наш город не пострадал. Мы веками жили вместе: русские, грузины, абхазы, сидели за одним столом, произносили тосты, веселились, никто не придавал никакого значения национальности друг друга, и всего за несколько лет так всё изменилось! [3]


(Церковь св. Серафима Саровского в Боржоми)

О боржомской церкви, освященной в честь святого Серафима Саровского, был снят фильм [4] .

В нем рассказывается о том, что церковь преподобного Серафима Саровского была построена после того, как Тамазу Куртанидзе три раза подряд явился во сне старец в белом, указавший ему не только место для церкви, но и в честь кого она должна быть построена.

Владыка Серафим подробно рассказывает о чудесах, которые происходили после освящения церкви:

– Один местный мальчик прослушал проповедь о святом Серафиме и обратился к нему с просьбой: «Я никогда не видел олененка. Покажи мне его и я поставлю тебе свечку!» Потом вышел из церкви. Через 10 минут мальчик закричал: «Смотрите, смотрите!» Мы все вышли на крыльцо и увидели, что из леса вышел олененок и стал около мальчика. Потом, естественно, увидев много людей, детеныш испугался и убежал в лес.

На камне после молебна исцелилась парализованная 11-летняя девочка.

Был и другой случай. Пришли две женщины с 6-летним ребенком. Стали читать акафист, а ребенок залез на камень и стал на нем прыгать. Монахини сделали замечание, сказали, что камень освящен, это не место для игры. Но мать не обратила на это внимания и продолжала чтение. Вдруг какая-то сила сбросила ребенка с камня и у него, абсолютно здорового, началась рвота и судороги [5] .

Снят фильм и о медведе, который сам пришел к церкви святого Серафима Саровского [6] .

В Грузии храмы не запираются. И если вы попадете в любой из них, обязательно увидите там икону преподобного Серафима, будь то кафедральный собор в Тбилиси или часовня, затерянная в горах

Нина Изюмова в своей статье «Серафим Саровский и Грузия» пишет: « Почитание Саровского чудотворца особенно распространилось в Грузии в ХХ веке. Многим людям являлся старец в самые тяжелые минуты их жизни. Оторванные от Церкви, они часто даже не понимали, кто это был (ведь даже в немногочисленных тогда церковных изданиях на имя старца был наложен запрет). И лишь годы спустя, увидев его икону, узнавали того, кто им помог. Грузия чувствовала его молитвы и защиту. В Грузии храмы не запираются. И если вы попадете в любой из них, обязательно увидите там икону этого святого, будь то величественный кафедральный собор в центре Тбилиси или маленькая часовня, затерянная в горах.
Недавно одной грузинской монахине явилась блаженная Матрона и наказала молиться св.Сергию Радонежскому, св.Серафиму Саровскому и ей о спасении Грузии и России. И народ молится!
» [7]

____________________
Примечания:
[1]
Сообщество в Facebook на грузинском языке

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector