0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке – уникальный трехшатровый храм

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке – уникальный трехшатровый храм

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Рыбинской, 44г
Начало строительства: 1670 год
Окончание строительства: 1678 год
Координаты: 57°37’31.9″N 39°51’07.6″E

Небольшой Владимирский храм имеет необычные формы – он увенчан тремя шатрами. Старинная каменная церковь возникла в городе во второй половине XVII века. Ее построили на самом отдаленном ярославском погосте, где находили свой последний приют бездомные, безымянные и бродяги. Сегодня трехшатровых церквей на территории России сохранилось так мало, и каждая из них может считаться уникальным архитектурным памятником.

3 июля 2001 года, в день празднования 10-летия Республики Хакасия, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан совершил малое освящение и Первую Божественную литургию в храме в честь святого равноапостольного Великого князя Владимира при Абаканском пансионате ветеранов.

На освящении храма присутствовали Председатель Верховного Совета РХ В.Н. Штыгашев, первый заместитель председателя правительства РХ В.И. Цыганок, заместитель Председателя Правительства Н.А. Пилюгина, член Совета Федерации Хакасии В.А. Петренко и другие официальные представители, а также священнослужители, клирики и прихожане абаканских храмов, жители пансионата и ближайших кварталов. Небольшой храм не мог вместить всех, люди стояли на улице.

Совершив освящение храма, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан обратился к присутствующим: «В день, когда все жители Хакасии празднуют 10-летие образования республики, совершается освящение нашего храма. Эти 10 лет вместили в себя и много хорошего и много скорбного, но главное, они еще раз доказали ту истину, которая содержится в Священном Писании: не хлебом единым жив человек, но и всяким глаголом, исходящим из уст Божиих. Человек не может жить только для материального. Он живёт для вечности. В этом движении к вечности, к Богу и заключается смысл нашей жизни. Десять лет образования республики совпали с цепью больших и радостных событий в церковно-общественной жизни. Люди много лет отлучались от духовности. И теперь отрадно видеть, что народ наш в большинстве своем осознал необходимость покаяния, возвращения в Церковь. И как зримое свидетельство этого воздвигаются храмы, налаживается в нашей республике церковная жизнь.

Владыко поблагодарил тех, чьими усилиями был построен храм. Владимир Иванович Злаказов, директор пансионата инициатор строительства. Правительство республики очень помогло, чтобы именно в этот день храм был освящен.

Поздравил всех с праздничным днём В.Н. Штыгашев. В.И. Цыганок подчеркнул, что каждый человек начинает свое общение с Богом и заканчивает его здесь, на земле, именно в храме.

С этого дня начались регулярные Богослужения в храме. В субботу, воскресение и в праздничные дни совершается Божественная Литургия, накануне — вечерня. В воскресение вечерня с акафистом равноапостольному Великому князю Владимиру.

Вначале обязанности настоятеля храма выполнял иерей Сергей Бабайцев. Сегодня настоятелем храма является иерей Георгий Жаткин.

Осенью 2012 года была закончена пристройка храма, подвальные помещения, выделена и узаконена территория храма. 11 ноября 2012 года Архиерей совершил Великое освящение храма.

  • список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии — предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток мироточил
  • НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
  • НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
  • Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ, 1983, 24.
  • Демин Э. В., «260 лет Одигитриевскому собору,» Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы, Улан-Удэ, 2001, 99-110.
  • Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ, Улан-Удэ, 2003.
  • Семина Г. И., «Судьба и история Одигитриевского собора,» Правда Бурятии, 1994, 16 июля.

Архитектура

Часовня Святого равноапостольного князя Владимира выполнена из особым образом обработанного красного кирпича и вписалась своей архитектурой в прилегающий городской ландшафт. Во-первых, благодаря соседству с краснокирпичным Знаменским монастырем, а во-вторых, благодаря своему традиционному строю, способному организовать и преображать окружающее пространство.

По словам А. Деринга [4] , стилистика часовни — напоминание о древнерусской архитектуре, старых московских храмах, русском Севере, Кижах, и в то же время русском модерне, опирающемся на национальную традицию.

История Князе-Владимирского монастыря

До 1917

Князе-Владимирский храм был основан в 1888 в честь 900-летия крещения Руси князем Владимиром на средства купца Василия Литвинцева . В народе этот храм называли «белым» или «Литвинцевским». Проект храма был составлен согласно желанию строителя (Василия Литвинцева) по проекту архитектора Владимира Кудельского.

Обитель была открыта 28 июля 1903 года на территории Знаменского предместья города. Во время Русско-японской войны 1904-1905 годах в монастыре размещался госпиталь Красного креста.

При монастыре была устроена мужская богадельня, церковно-учительская семинария и мужская школа. На устройство этих учрежденииий Литвинцев завещал 400 тыс. рублей серебром. Открытие церковно-учительской школы состоялось в 1900 . В школу с трёхлетним курсом принимали выпускников церковно-приходских школ. В 1905 школа на 50 учащихся была преобразована в семинарию и разместилась во вновь отстроенном здании. Кроме семинарии при монастыре располагалась двухлетняя образцовая школа на 75 учащихся. Школьный режим был очень строг, практиковались телесные наказания. Действовала при монастыре и богадельня.

Читать еще:  Православные яхтсмены России совершат морской крестный ход под парусами вокруг Сахалина

Таким образом, деятельность монастыря при Князе-Владимирской церкви носила просветительский, а также благородный характер. Здесь учились школьники, учителя школ, художники, находили приют страждущие. Монастырь давал кров увечным солдатам.

В нижнем этаже на средства сестры В.А Литвинцева Агриппины Андреевны устроили церковь во имя Святой мученицы Агриппины. Иконы для этой церкви писали в Киеве, копируя иконы Киевского Владимирского собора. Здесь, в нижнем этаже церкви, был погребен и ее создатель – В.А. Литвинцев.

После 1917

Мужской монастырь в Князе-Владимирском храме просуществовал до 1922. Его помещение приспособили для других нужд. С 1928 в нем разместился полк НКВД. В 1928 в здании размещался детский дом. В 1960-е в церкви была устроена лаборатория геологического управления. Лишь в 1990 церковь была поставлена на государственную охрану. К этому времени состояние храма было ужасным. На куполах росли деревья, фасады покрылись травой.

В конце 1990-х годов постройки монастыря переданы Иркутской епархии. В апреле 2001 на купола храма воздвигли кресты. В сентябре 2002 года реставрация Князе-Владимирского храма была завершена.

Церковь Николы Мокрого в Галлеях

Церковь Николы Мокрого на Галлеях — один из древнейших храмов Владимира. Предшественницей нынешнего храма, согласно древнерусской архитектурной традиции, была деревянная церковь. Необычное название церкви «на галлеях» объясняется тем, что святой Николай почитался как покровитель путешественников и мореплавателей, а слово «галлея», вероятно, было производным от «галера». Ведь недаром церковь была возведена вблизи корабельной пристани.

Деревянная церковь до наших дней, естественно, не сохранилась, а тот храм, который предстает взорам туристов и жителей города сейчас, был построен в начале XVIII столетия (в 1732–1735 годах). Летописное свидетельство сохранило имя человека, выделившего средства на строительство новой церкви. Им был зажиточный владимирский ямщик по имени Иван Григорьевич Павлыгин. До сих пор у западного портала сохранилась вырезанная в стене надпись, в которой указывается имя щедрого благодетеля.

Внутреннее пространство церкви Николы Мокрого отличается простором, дополнительный эффект придает отсутствие опорных столбов. Интерьер хорошо освещен — свет в изобилии попадает внутрь храма через расположенные в два яруса окна. На стенах сохранилась фресковая роспись середины XIX века.

Координаты: 56.12244200,40.40134000

Храм обновлялся еще раз в 1874 году

В 1874 году староста Владимирского храма Павел Васильевич Патрикеев заменил старый иконостас, обновил все ризы на иконах, отреставрировал живопись, пострадавшую от времени. Тогда же на куполе и колокольне храма святого равноапостольного великого князя Владимира поставили новые позолоченные кресты.

Князь-Владимирский храм с западной стороны

Описание храма святого Владимира

Архитектура

Того, кто приехал в Сочи, храм князя Владимира первоочередно привлекает внешним обликом. Основной цвет фасада белый, но разноцветные декоративные детали придают ему необыкновенную красоту и сказочность. По периметру стены художественно оформлены цветными узорами и объемными накладками. На входах колонны выделяются рельефными кружевными орнаментами. В некоторых частях, на колокольне и над карнизами, восседают «райские» птицы – символ возрождения к новой жизни. Прихожане называют их «жар-птицами».

Еще одна особенность церкви – внешний вид барабана. Между его окнами обнаруживаются керамические фигуры апостолов, покрытые разноцветной поливой. Их высота – 4,5 м. Над арками окон выделяются лепные шестикрылые серафимы.

Храм Владимира в Сочи имеет большой шлемовидный купол над основным помещением, один купол-луковичку над колокольней и маленькие луковички, а точнее сказать «свечечки» над апсидой алтаря и входными портиками. Для придания блеска и долговечности купола алтарные апсиды и крыши «позолотили» нитрид титаном. Колокольня соединена с храмом. На ней устроены 12 колоколов общим весом 7,5 т. Их делали мастера воронежской литейной мастерской «Вера». Центральный портал ведет в верхний придел в честь св. кн. Владимира, боковой – в нижний Николая Чудотворца.

Внутреннее убранство

Оно не уступает внешнему оформлению. При входе внутрь человек понимает, что он вошел не в обычное здание, а «дом» Божий. В 2016 г. около 30 мастеров палехской иконописи трудились над росписью стен изнутри. Работы выполнены стойкой краской (учитывая влажность курорта) в стиле XVII века. Роспись сложно отличить от традиционной фрески. Главные мотивы художественного оформления – библейские события и сюжеты из жизни князя Владимира.

В центре расположен четырехъярусный резной иконостас. Его оформляли художники иконописной мастерской Ивана Лебедева и Александра Гусаковского (с. Палех). В первом ряду изображены ростовые иконы князей и княгинь. Мастера выполнили свою работу в каноничном стиле, равняясь на лучшие образцы русской иконописи. Иконостас богато украшен элементами позолоченной резьбы.

Пол декорирован мраморной плиткой. В летнюю жару он служит дополнительным источником прохлады, зимой включается его подогрев, что обеспечивает комфорт молящихся. Под главным куполом привлекает внимание паникадило, нижняя часть его сделана как обод колеса (одноярусного хороса), где размещены небольшие иконы, а выше – пятиярусная люстра с лампами-свечами.

Современность

Много здесь посетителей в летнее время. Паломники идут сюда целенаправленно, чтобы помолиться и приложиться к святыням. В храме стоит ковчег с частичками 12 святых угодников Божьих. Туристы и отдыхающие сначала заходят во двор, чтобы полюбоваться красотой церкви, делают фото на ее фоне, а затем любопытство подталкивает их посмотреть «дизайн» внутреннего убранства. Территория храма ухоженная, вокруг насажены декоративные растения, есть автомобильная стоянка. От летней жары можно укрыться на скамеечках в тени деревьев. В темное время суток здание красиво подсвечивается фонарями.

Читать еще:  В Грузию из России доставлена икона святой великомученицы Кетеван

Хакасия передала Владимирский храм

Церковь Владимирской иконы Божией Матери — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Карачун Рамонского района Воронежской области.

Карачун является одним из старейших сел Воронежского края. До 1924 года село территориально входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии.

Карачунский монастырь

В начале XVII в. на реке Воронеж был основан Богородецко-Карачунский Владимирский монастырь, при котором возникло селение Карачун. В Дозорной книге 1615 года подробно описан Карачунский монастырь, имеющий 2 церкви, несколько других строений, окруженных «стоячим тыном, за тыном – животный двор».

Дозорная книга сообщает, что «крестьяне и бобыли Карачуна распахивали для себя в одном ближнем и двух дальних полях 30 четвертей земли». Из этого можно предположить, что численность населения слободы была небольшой. В это время заселение карачунской земли только начиналось. Но оно сдерживалось постоянной угрозой татарских нападений. Одно из них татары совершили в 1623 году. При их набегах главной добычей были пленные, которые продавались в Турцию и другие страны. Из-за потерь населения Карачун долго оставался по числу жителей примерно на одном уровне.

Первоначально при монастыре были две церкви — Сретенская «древена, верх шатром» и Никольская, тоже деревянная. Обе церкви — «строение игумена Никона». Перед въездными воротами находилась башня с вестовым колоколом. Монахов было не более десяти человек. Когда звонил колокол, извещая о набегах татар, люди прятались в монастыре. Игумена Никона сменил Ворсонафий — жадный и жестокий правитель. Монастырь владел землей и сенными покосами на 16 верст в западную сторону до урочища Кривоборье, на Дону. В 1623 году двадцать семь семей сбежало из села. В то время сгорела Никольская церковь — «то ли татары подожгли, то ли сами карачунцы мстили Ворсонафию».

Игумен монастыря Варсонофий, который был призван служить примером высокой нравственности, не отличался праведным образом жизни. Он был одним из тех, о ком воронежский историк Л.Б. Вейнберг говорил, что «. за немногим исключением, попы степной окраины во все продолжение XVII века ничуть не выделялись из среды народа и даже соперничали с ним в грабеже, разврате и пьянстве».

В 1625 году факт побега населения стал предметом разбирательства воронежских воевод Ивана Волынского и Семена Усова, по указанию которых подверглись опросу 30 карачунских крестьян. Они показали, что люди разошлись от «Варсонофиевой изгони, а не от государевых податей, потому что их бивал, и мучил, и на правеж ставливал. А ныне те крестьяне живут в Воронежском уезде и в иных городах за разными помещиками. А бил игумен монастырских крестьян из денег, старосту Сеньку, на Миките Худяке доправил 7 рублей, на Ивашке Балникове да на брате его Савке доправил мерин, на Тимошке Волдыре 5 рублей денег да 20 ульев пчел, у Ивашки Шемая взял мерина да 2 пуда меда, да у него ж, Ивашки, жену позорил и прижил 2 ребят, у Андрюшки Чеплинца взял мерина. Да в прошлом во 1624 году являла им, крестьянам, того ж монастыря проскурница Ульянка, что тот игумен Варсонофий ее изнасильничал и ребенка с нею прижил».

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «В селе Карачуне был мужской монастырь, или по выражению митрополита Евгения «собственнее сказать вотчинное подворье Воронежскаго архиерейскаго дома». Однакож он писался монастырем и имел вместо настоятелей архиерейских управителей вотчины. Карачунский монастырь назывался Владимирским от храма в честь иконы Владимирской Божией Матери. Монастырь этот был до открытия Воронежской архиерейской вотчины».

В 1644 году в монастырской слободе остался только двор пономаря Семена Лямзина, два крестьянских, 12 бобыльских и 17 пустых, разоренных «от татарской войны» дворов. По Переписной книге 1646 года, в слободе при Карачунском монастыре числилось 5 крестьянских и 20 бобыльских дворов.

Из старинных актов видно, что он в 1659 г. подвергался разорению «от крымскаго хана». По докладу воронежского воеводы Сеита Хрущева в Разрядный приказ от 18 февраля 1659 г., татары «в Карачунском монастыре били и брали в полон, постройки выжжены, разорено и выжжено крестьянских и бобыльских 21 двор». Об этом же доносил строитель этого монастыря старец Митрофан, что «в прошлом де 1659 году приходил под Воронеж Крымский хан войною и монастырь их разорил, а братью всех и крестьян посекли, а иных крестьян же и жен и детей побрали в полон, а уходцев, крестьян же и детей их, только осталось семь человек, и те одинокие».

Самбикин перечисляет настоятелей Карачунского монастыря: «игумен Никон (без обозначения лет его настоятельства), Феодосий (1629-1632), Леонид (строитель в декабре 1640 и вторично в 1654 году), Авраамий (1645), Филарет (строитель в 1667), Митрофан (1673), Феодосий (1681) и Савватий (1702-1704)». Упоминается также при Карачунском монастыре «черный поп Филарет».

К 1683 году монастырь остался почти без братии и, по просьбе Воронежского епископа Митрофана, в октябре 1684 года был приписан со всеми угодьями и крестьянами к Воронежскому архиерейскому дому, став его подворьем (вотчиной). Крестьяне пахали вотчинные земли, сеяли, убирали и молотили хлеб, косили и возили сено, заготовляли дрова и т.д. Если в архиерейском доме велось какое-либо строительство или ремонт, то крестьяне на своих лошадях привозили необходимые материалы и принимали участие в работах. Кроме того, они направлялись в вотчины архиерейского дома для охраны и выпаса скота, а также других дел.

Читать еще:  При Свято-Даниловом монастыре появится Центр по реабилитации беспризорников

Кроме выполнения работ, крестьяне села Карачун не платили архиерейскому дому никакого оброка, в том числе и денежного. Митрополит Пахомий видел в этом причину того, что карачунские крестьяне «. весьма своевольны и ослушны, и нака­зывать невозможно, но бегают в Донские городки». Об этом он доносил в 1721 году в Синод, а еще раньше жаловался графу Апраксину: «. крестьян всего 195 дворов, от которых только пашни, сено и дрова и от недорода хлеба оные крестьяне бегут в казачьи городки».

По податям, внесенным от Карачунского монастыря видно, что «в 1703 году в нем было крестьян 21 двор, они приписаны к архиерейскому дому; в 1704 году была «пустая» мельница, что под слободою на речке, велено ее оправить и отдать на оброк откупщикам; в 1705 году был пчельник из 25 ульев: в том же году рыбная ловля в плесу реки Воронежа. Рыбных пошлин числилось 18 алтын 3 деньги».

По описи 1714 года видно, что из «монастыря взято было в архиерейский дом Евангелие на александрийской бумаге, новопечатное, и обрезано золотом, покрыто красным бархатом».

Воронежские епископы предписывали вотчинному управителю с. Карачун осторожно обращаться с крестьянами, «. наблюдая во всем добрую благопристойную экономию, без всякого излишнего отягощения», чтобы не потерять их совсем. Когда работы было много, то на нее посылалась половина крестьян, а другая половина оставалась в домах. Если дел было немного, то к ним привлекалась четвертая часть, которая должна была распределяться на работы «с рассуждением», а остальные оставлялись «для их домовых крестьянских работ».

Часть произведенной сельско­хозяйственной продукции отправлялась в Воронежский архиерейский дом. В частности, крестьяне поставляли туда овес, пшено, рожь, ячмень, гречневые крупы и 4 пуда меда в год, а также сено, которого 1702 году было привезено более 50 возов. Это сено продали в Воронеже за 5 рублей 64 копейки. Иногда сенные покосы сдавались в аренду, принося в начале XVIII века около одного рубля дохода.

Незначительный доход приносил торжок, который в зимнее время еженедельно устраивался около монастыря. В приходных книгах Воронежского архиерейского дома за 1702 год указано, что 23 апреля от целовальника Ивана Банникова принято 11 рублей 24 копейки пошлинных денег, собранных с монастырского торжка с 25 октября 1701 г. по 1 марта 1702 г. Кроме того, по 2-3 рубля пошлинных денег ежегодно собиралось с ярмарок.

Монастырь этот, по мнению митрополита Евгения, был закрыт в 1764 году, а Владимирская церковь была обращена в приходскую.

Владимирская церковь

В 1620 году при монастыре была выстроена деревянная Владимирская церковь. Церковь упоминается в 1708 году: «1708 года Января 20 в Карачунскую церковь был посвящен поп Косьма».

В 1881 году по проекту архитектора Дмитрия Знобишина была построена кирпичная Владимирская церковь. Архиепископ Самбикин в документах середины 1880-х годов отмечает: «Церковь в селе Карачуне, Задонскаго уезда, каменная, с колокольнею, построена в 1881 году на месте прежде бывшей деревянной. Земли 30 десятин пахатной, сенокосной 3 десятины. Есть план и межевая книга. Прихожан 850 душ. Церковь в этом селе недавно перестроена в каменную и в тоже наименование Владимирской иконы Божией Матери».

По документам Воронежской Епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Димитрий Яковлевич Петров) и псаломщик (Николай Николаевич Тростянский). Приход насчитывал 210 дворов, в которых проживало 1785 человек.

В 1914 году в центре села, в двадцати метрах от церкви, началось строительство кирпичной церковно-приходской (а затем начальной) школы. Однако первая мировая война помешала ее достроить. Свои двери она распахнула только в 1928 году.

В советский период церковь была закрыта и использовалась под склад продовольствия местным колхозом. Храм был частично разрушен, большинство фресок уничтожены.

В середине 1990-х годом энтузиастами была предпринята попытка реставрации церкви. Но в силу объективных и субъективных причин процесс был приостановлен до лучших времен. По большим церковным праздникам стали проводится службы.

В 2013 году началось восстановление Карачунской церкви. Местные жители передали в дар церкви десятки домашних икон. Большую часть работ по восстановлению храма планируется завершить к 2015 году, когда село будет отмечать свое 400-летие.

Владимирская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

Реликвии и святыни храма

Дмитрий Самбикин упоминает икону Николая Чудотворца, хранившуюся в этой церкви: «В церкви с. Карачун находится местно чтимая икона Николая чудотворца. О явлении этой иконы передают, что в старину, в лесу была пасека, о коей было упомянуто выше; пасечником был старик, известный своею благочестивою жизнию, так разсказывают о нем, что спал на камне, хотя для виду имел постель. Однажды ему во сне привиделся старец и приказал в лесной яруге, в известном (указанном от старца) месте взять икону. Пасечник почему-то медлил исполнением даннаго ему поручения и, уже после троекратнаго явления ему старца, пошел на указанное место и нашел там икону св. Николая. Эту икону свято чтут не только жители Карачуна, но и окрестные жители. К 9 числу Мая бывает большое стечение богомольцев, тем более, что в это время бывает ярмарка. Пред этою иконою нередко служат молебны в церкви, берут ее и в дома для молебствий».

Использованы материалы сайта: Рамонь: Прошлое и настоящее
Использованная литература:
Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884»
Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900»
Моя статья в Википедии Яндекс-фотки

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector