0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хиротонии ПЦУ – каноничность или обман?

Содержание

К вопросу о каноничности хиротонии Макария (Малетича)

Протоиерей Ростислав Ярема

Ключевым вопросом в дискуссии о так называемой «Православной церкви Украины» (далее ПЦУ) был и остается вопрос апостольской преемственности«иерархов» основных раскольнических деноминаций Украины, признанных Вселенским Патриархатом и принятых последним в «сущем сане». Именно это стало камнем преткновения в рецепции, или признании, ПЦУ остальными Православными автокефальными Церквами, даже теми, которые тесно связаны с Константинопольским Патриархатом историческими и национальными узами.

И если наличие правильной епископской хиротонии у бывшего митрополита Киевского Филарета, впоследствии низложенного и преданного анафеме, ни у кого не вызывает сомнения, то относительно каноничности хиротонии бывшего «предстоятеля так называемой Украинской автокефальной православной церкви» (далее УАПЦ) Макария (Малетича) возникает много вопросов.

На Украине широко известно, что «митрополит Львовский» Макарий (Малетич) и ряд «иерархов» бывшей УАПЦ ведут своё «преемство» от самозванца Викентия (Чекалина). Этот факт также известен и в других Поместных Церквах, о чем ярко пишет протоиерей Анастасий Гоцопулос. Константинопольская сторона предприняла попытки опровергнуть эти сведения на сайте «Φос Фанариу», протянув ниточки преемственности от Макария к Филарету. Подобные же сведения распространяются в тех Поместных Церквах, которые сомневаются в каноничности «епископата» ПЦУ. Попробуем проанализировать, насколько обоснованы тезисы, к которым апеллирует автор публикации на «Φос Фанариу», отстаивая наличие архиерейского сана у Макария (Малетича).

Прежде всего, необходимо отметить, что данная публикация изобилует множеством недостоверных сведений. Например, упомянутый в этой статье некий Варлаам Ильенко — на самом деле фигура мифическая, реально не существующая. Ни в одной из «катакомбных» деноминаций России и Украины (а списки их «епископата» хорошо известны) никогда не существовало такого «епископа». В апреле ‒ мае 1990 г. во Львове бывший епископ Иоанн (Боднарчук) вдвоём с Викентием Чекалиным, который выдавал себя за «епископа катакомбной церкви», «рукоположили» первых «иерархов» УАПЦ: Василия (Боднарчука) (родного брата Иоанна (Боднарчука)) и Андрея (Абрамчука). Вскоре после «хиротоний» Викентий Чекалин предпринял попытку присоединиться к львовским римо-католикам. Попытка в конце концов не увенчалась успехом, так как выяснилось, что он – самозванец. Чтобы спасти «канонический статус иерархии» УАПЦ, Иоанн (Боднарчук) распустил слух, будто в «хиротониях» тайно принял участие канонический архиепископ Днепропетровский и Запорожский Варлаам (Ильющенко), почивший в сентябре того же 1990 года и при жизни никогда не питавший симпатии к раскольникам. Эта нелепая версия была опровергнута; тогда среди сторонников УАПЦ стала распространяться легенда о некоем «Варлааме Ильенко, епископе катакомбной церкви», рукоположившим «епископат» УАПЦ. Документы и свидетельства очевидцев эту легенду не подтверждают.

Недостоверна также информация о том, будто так называемый «архиепископ Нью-Йоркский» (с 1995 митрополит Иерапольский Константинопольского Патриархата) Антоний (Щерба) в 1993 г. в Киеве тайно перерукоположил «иерархов» УАПЦ.

  1. Документальных подтверждений того, что Антоний (Щерба) перерукоположил «чекалинских иерархов» УАПЦ нет; ни одному из исследователей истории иерархии украинского раскола (архимандрит Александр (Драбинко), В.И. Петрушко, протоиерей Ростислав Ярема и др.) этот факт не изевестен; в официальных биографиях «чекалинских иерархов» УАПЦ (например, Андрея (Абрамчука)) указывается только дата «чекалинской хиротонии»;
  2. Иерархи канонической Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Фиалко) и архиепископ Пантелеимон (Романовский) были действительно «рукоположены» Антонием (Щербой) в Киеве, но не в 1993 г., а в 1991 г.. В 1992 г. вместе с группой «иерархов» раскола они вернулись в каноническую Церковь и были рукоположены заново – следовательно, не считали свои прежние «хиротонии» действительными;
  3. До 1995 г. сам Антоний (Щерба) не имел апостольского преемства, что признавал и Константинопольский Патриархат. В процессе присоединения к Константинопольской Церкви в 1995 г. Антоний (Щерба), как и все иерархи и духовенство «Украинской Православной Церкви в США», был тайно перерукоположен. Об этом, в частности, неоднократно свидетельствовал архиепископ Скопелосский Всеволод (Майданский) в ходе общения с епископатом УПЦ. Константинополем эти сведения никогда не опровергались.

Макарий (Малетич) был «рукоположен» во «епископа» 3 ноября 1996 г. «патриархом» УАПЦ Димитрием (Яремой) и иерархами этой структуры «архиепископом» Игорем (Исиченко) и «епископом» Мефодием (Кудряковым). Рассмотрим цепь хиротоний у этих трех лиц.

Дмитрий Ярема был «рукоположен» 5 сентября 1993 г. чекалинцами Пётром (Петрусем), Михаилом (Дуткевичем), Феоктистом (Пересадой) и Игорем (Исиченко). Через два дня 7 сентября 1993 г.он бы избран «патриархом» УАПЦ, а 14 октябряНевозможно представить себе, что малоизвестный раскольнический «епископ» из-за океана мог тайно «перерукоположить» новоизбранного «патриарха». Этот факт было бы невозможно скрыть в УАПЦ, и Димитрий (Ярема) никогда бы не согласился на такое.

Что касается Игоря (Исиченко), участвовавшего в «хиротониях» Димитрия (Яремы) и Макария (Малетича), то именно «чекалинская хиротония» помешала ему присоединиться к униатской Украинской греко-католической церкви (УГКЦ): по имеющимся сведениям, Папская курия не одобрила его присоединение к греко-католикам ввиду отсутствия у него апостольского преемства.

В 1992 г. находившийся уже в расколе и лишенный сана «митрополит» Филарет Денисенко, стремясь подчинить себе структуру УАПЦ, предпринял попытку тайно перерукоположить «чекалинскую иерархию». Но не все «иерархи» УАПЦ согласились на это (достоверно известно, что Василий (Боднарчук) отказался), а часть из них (в томчисле, Димитрий (Ярема) и Игорь (Исиченко)) никогда не присоединялись к «митрополиту» Филарету Денисенко.

В 1992 г. Филарет (Денисенко) «перерукоположил» будущего «патриарха» «Киевского патриархата» Владимира (Романюка). Последний в 1995 г. вместе с «епископом» Изяславом (Каргой) (также филаретовского поставления) «рукоположили» во «епископа» будущего главу УАПЦ Мефодия (Кудрякова), участвовавшего в хиротонии Макария (Малетича).

Таким образом, из трёх раскольнических иерархов, «рукополагавших Макария (Малетича) один имел «преемство» от лишенного сана Филарета Денисенко, а двое других не имели иных «хиротоний», кроме «чекалинских».

Итак, «хиротония» Макария (Малетича) не имела апостольского преемства.

За аргументами автора публикации на «Φос Фанариу» скрывается экклесиологический релятивизм на грани кощунства и банальная богословская неграмотность. По его мнению, «перерукополагать» раскольников с сомнительными хиротониями – это «невежество», которое отвечает «современной ущербной экклесиологии». Дескать, апостола Павла никто не рукополагал (!), а значит и апостольское преемство не столь значимо в данных вопросах: «Церковь есть распорядитель благодати, и когда она говорит о том, что некто – епископ, то это без обиняков есть продолжение и следствие истинного образа мыслей отцов». Получается, для того, чтобы стать епископом, апостольское преемство не нужно – достаточно лишь суждения Синода Константинопольской Церкви!

По мнению автора, стремление к автокефальной независимости оправдывает не только не имеющие преемства «хиротонии» российских «катакомбников» (аналог греческих старостильников), но даже хиротонию Василия Липковского (был «рукоположен во епископа» мирянами, дьяконами и пресвитерами). Вот характерный пассаж: «

Но такой подход не соответствует преданию истинной Церкви, которая всегда принимала в общение в сущем сане тех, кто:

  • имел апостольское преемство;
  • принёс покаяние, отрекшись от ереси или раскола;
  • принимался своей законной церковной властью, от которой отпал, а не через апелляцию к Патриарху другой Поместной Церкви.

Следовательно, ни бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко), ни тем более псевдомитрополит Макарий (Малетич) не могут претендовать не только на епископский сан, но даже на меньшие степени священства (см. Халкидонского Собора). Согласно церковным канонам, они даже не смеют надеяться и на перерукоположение, так как будучи законно извержены из сана, уже не могут больше быть возведены в священную степень. В отличие от учения Римо-католической церкви о неизгладимости печати священства [1] , Православная Церковь утверждает, что надлежащим церковным судом низложенный священнослужитель лишается навсегда права священнодействия, лишается имени и чести священнослужителя, перестает принадлежать к клиру, становится мирянином, каким был до рукоположения (см. Трульского Собора; Василия Великого).

Раскол ценой обмана: в завершение дискуссии о неканонических «чекалинских хиротониях» так называемой «Православной церкви Украины».

04.10.2019 18:04:51

Протоиерей Ростислав Ярема

25 августа сего года украинский сайт Cerkvarium, который, как правило, публикует критические выпады, а иногда манипулятивные или клеветнические материалы против канонического Православия и канонической Украинской Православной Церкви, в очередной раз предпринял попытку доказать якобы каноничность «хиротоний» части нынешней иерархии так называемой «Православной церкви Украины», у истоков которой стоял печально известный авантюрист и самозванец Виктор (Викентий) Чекалин. В статье утверждалось, будто в этих хиротониях принял участие блаженной памяти канонический архиепископ Варлаам (Ильющенко), в доказательство чего была опубликована «Грамота хиротонии» с подписью якобы самого Варлаама.

Статья была моментально переведена на греческий язык и републикована на сайтах, поддерживающих позицию Константинопольского Патриархата по данному вопросу. Среди прочего – и на fanarion.blogspot.com, который, как говорят, содержится на средства Константинопольской Патриархии и служит неофициальным рупором её позиции. Можно предположить, что эти публикации готовились, дабы повлиять на Священный Синод Элладской Церкви, заседание которого началось на следующий день после выхода статьи. Как мы помним, в те дни несколько украинских и греческих ресурсов уверяли, будто до признания «ПЦУ» Элладской Церковью осталось 24 часа – но этого не произошло.

Уже по окончании заседания Синода, 30 августа, протоиерей Николай Данилевич опубликовал опровержение под названием «О каноничности хиротоний УАПЦ: От Киника до Чекалина». На эту статью сторонниками «ПЦУ» было дано два ответа. Первый – от того же Cerkvarium. Второй, из грекоязычной блогосферы – от архимандрита Романа Анастасиадиса, который, как видно, работает в тесной координации с редакцией Cerkvarium. Обе эти публикации не были убедительными. Оппоненты предпочли не отвечать по сути дискуссии, а попытаться забросать протоиерея Николая Данилевича обвинениями и фактами, не имеющими отношения к проблеме хиротоний украинского раскола.

По сути, сомнительная «Грамота хиротонии» с криво изображённой подписью архиепископа Варлаама без указания титула – это всё, что могут предъявить защитники «чекалинских хиротоний». Но существует целый ряд документов за подписью самого Иоанна Боднарчука, подтверждающих обратное:

  1. «иерархия» УАПЦ была основана в 1990 г. двумя лицами без епископского сана, а именно: Иоанн Боднарчук был извержен из сана в 1989 г., а бывший дьякон Викентий Чекалин никогда не имел епископского сана;
  2. архиепископ Варлаам (Ильющенко) не принимал и не мог принять участия в поставлении «иерархии» УАПЦ;
  3. Иоанн Боднарчук сознавал неканоничность созданной им «иерархии» и знал, что Чекалин не имеет епископского сана. По этой причине он подделал подпись архиепископа Варлаама (Ильющенко) в «грамоте хиротонии» своего брата, Василия Боднарчука от 31 марта 1990 г

Даже поверхностный поиск в архивах показывает, что точный состав участников чекалинских «хиротоний» во Львовской области в марте-апреле 1990 года зафиксирован документально. Среди документов, хранящихся в Московской Патриархии, есть, например, следующие.

Покаянное письмо Иоанна Боднарчука на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15 января 1993 г.,

в котором он перечисляет всех участников неканонических действий и просит себя «восстановить в архиерейском достоинстве». В письме прямо сказано, что в первой «хиротонии» – Василия Боднарчука, брата Иоанна – «принимали участие: я, бывший епископ Житомирский Иоанн, и, как он представился, епископ Яснополянский Викентий». Перечислены семь поставленных Боднарчуком и Чекалиным «епископов» (среди них, например, ныне здравствующий Андрей Абрамчук, один из старейших «епископов» ПЦУ). Никаких упоминаний об архиепископе Варлааме нет. Документ имеет подпись Иоанна, его пространную приписку от руки и резолюцию Святейшего Патриарха Алексия II, согласно которой обсуждение вопроса было передано на заседание Священного Синода.

В своей публикации протоиерей Николай Данилевич справедливо отмечал, что Иоанн Боднарчук пошёл в раскол и создал УАПЦ по личным причинам – главным образом, из-за конфликта с тогда еще каноничным митрополитом Киевским Филаретом (Денисенком). Вызывают искреннее сострадание его последние слова, приписанные от руки: «Я очень прошу Вас, Ваше Святейшество, милостиво прошу ускорить мое дело. Мне это очень нужно. Больше выдержать не смогу. Не так больше, как дольше. Иоанн». Такие страдания может испытывать только тот человек, который раньше жил в Церкви, чувствовал благодать, и лишился ее.

В 1992-1993 г. Иоанном Боднарчуком было написано не меньше десятка подобных покаянных писем и прошений на имя Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви. В них он прямо признаёт отсутствие на себе епископской благодати после извержения из сана, неканоничность «иерархии» созданной им и Викентием Чекалиным УАПЦ – и слёзно просит принять его в Церковь. В частности,

в более раннем прошении от 8 апреля 1992 г. на имя Святейшего Патриарха Алексия II

  • именует себя «бывшим епископом Житомирским Иоанном» и признаёт, что находится вне Церкви: «Уже два с половиной года, как я вышел лона Церкви и нахожусь за оградой церковной, и об этом очень скорблю, скорблю»;
  • высоко оценивает присоединение к канонической Церкви пяти лжеепископов украинского раскола («вы сделали для Украинской Церкви и украинского народа великую и добрую услугу») и сожалеет, что не смог оказаться в их числе;
  • выражает готовность заявить о неканоничности «иерархии» УАПЦ публично: «Относительно неканоничности иерархии УАПЦ я подготовлю и всё скажу на интервью корреспонденту любой газеты в любое время, когда Вы меня пригласите по этому поводу до Москвы»;
  • жалуется на шантаж и угрозы со стороны бывших соратников, узнавших о его намерении вернуться в каноническую Церковь: «Меня сейчас преследуют и шантажируют, угрожая по телефону. Кто-то из Патриархии рассказал, что я был в Москве и пытался с Вами встретиться»;
  • признаёт, что «автокефалию церковную, каноничную возможно получить только просьбой, а не ультиматумом или революционным путём, который мы избрали», а также, что предоставлению автокефалии должно предшествовать восстановление единства Украинской Православной Церкви;
  • обещает «прекратить неканоническое автокефальное движение» и руководствоваться впредь «только советами» Святейшего Патриарха.

К сожалению, покаяние Иоанна Боднарчука Русская Православная Церковь принять не успела. Священный Синод счёл, что решение вопроса о возможности восстановления в сане канонически изверженного епископа превышает его полномочия, и передал рассмотрение дела на предстоящий Архиерейский Собор. Однако в том же 1993 году Боднарчук отказался от своих намерений и присоединился к неканоническому «Киевскому патриархату» Филарета Денисенко, а в 1994 г. – погиб в автокатастрофе при весьма загадочных обстоятельствах. Его окружение неоднократно намекало на то, что дорожное происшествие было подстроено, и смерть Иоанна имела насильственный характер. И в этом нет ничего удивительного. Странных смертей было немало среди деятелей украинского раскола…

Из собственных писем бывшего епископа Иоанна видно, что человеком он был весьма противоречивым, не чуждым авантюризма и, в конечном счёте, – глубоко несчастным, как в своей жизни, так и в смерти. Яркое свидетельство тому – любопытнейший и малоизвестный документ, протокол опроса Иоанна (Боднарчука) после его обращения с покаянием в Русскую Православную Церковь. Каждая его страница заверена подписью испытуемого. На страницах 13-14-15 этого протокола

Читать еще:  Казино игровые автоматы играть

Иоанн Боднарчук подробно рассказывает о том, как он и его сторонники сфальсифицировали ту самую «Грамоту хиротонии», которая и была сейчас опубликована сайтом Cerkvarium.org. Излагаемые детали, особенности речи и многократно повторенная подпись Иоанна не оставляют никаких сомнений в подлинности документа.

По словам Иоанна (Боднарчука), он, по поручению Мстислава Скрыпника, будущего «патриарха Киевского и всея Украины», искал епископа для поставления иерархии новой «автокефальной церкви». В феврале 1990 г. епископ Почаевский Иаков (Панчук), который позднее ушёл в раскол вместе с Филаретом Денисенко, обещал ему принять участие в «хиротонии», но затем уклонился. Иоанн был вынужден поставить «иерархию» УАПЦ вдвоём с Викентием Чекалиным, рассчитывая позднее «дополнить эту хиротонию с каноническим епископатом РПЦ». Иаков Панчук «несколько раз обещал» Иоанну «выполнить дополнение к хиротонии» (т.е. перерукоположить заново кандидатов либо формально поставить свою подпись post factum), но не сделал этого. В грамоте так и осталась пустая строчка.

В конце мая 1990 г., вскоре после поставления «иерархии» УАПЦ, Мстислав Скрыпник получил от Русской Зарубежной Церкви сведения, подтверждающие, что Викентий Чекалин – «аферист, и не имеет законной епископской хиротонии». Он сообщил об этом Иоанну Боднарчуку, и тот оказался в тупике: «иерархия» УАПЦ уже была довольно многочисленной, начались «рукоположения» духовенства… Выход из положения был найден оригинальный: Боднарчук втайне и «единолично» совершил над Чекалиным «обряд хиротесии» (?!), а Скрыпнику и другим на основании этого сказал, что сам «принимал участие в хиротонии Викентия Чекалина».

Но этого показалось недостаточно, и Иоанн Боднарчук с ведома других участников чекалинских «хиротоний» подделал подпись канонического архиепископа Варлаама (Ильющенко), почившего 17 сентября 1990 г. Как признаётся Иоанн Боднарчук, подпись он «срисовал» с поздравительных писем архиепископа Варлаама:

  • Мы подготовили “грамоту”, но одну строку оставили пустой, т.к. мог приехать не Яков (Панчук). Когда мы приехали в д. Михайловичи, то долго ждали, а когда стало очевидно, что его (Якова Панчука) не будет, принял решение делать это только с Викентием Чекалиным. Поскольку я собирался дополнить эту “хиротонию” с каноническим епископом РПЦ, то “грамота хиротонии” оставалась с одной незаполненной строкой. Потом он (Яков Панчук) несколько раз обещал мне выполнить со мной дополнение к “хиротонии”, но так и не сделал этого… Ближе к осени 1990 г. мне стало понятно, что склонить знакомых мне архиереев РПЦ к участию в “хиротониях” не получается, а “патриарх” Мстислав требовал полного отчета о первой “хиротонии”. А в сентябре 1990 г. узнал о смерти архиепископа Варлаама (Ильющенко). Он идеально подходил, т.к. был архиепископом Волынским и Ровенским, а я имел много праздничных поздравлений от него (с личной подписью). Поэтому внес его имя в “грамоту о хиротонии” и сообщил это “патриарху” Мстиславу и еще некоторым “архиереям” УАПЦ. Мы собрались (кто был на первой “хиротонии”) и приняли такое решение».

Приведённые документы подтверждают ложность и второго свидетельства, опубликованного «Церквариумом». Это документ за подписью некоего Игоря Сас-Жураковского о якобы участии Варлаама (Ильющенко) в «хиротонии» Василия Боднарчука, заверенное Боднарчуками и отцом свидетеля.

По меньшей мере двое из четырёх подписантов документа – Иоанн и Василий Боднарчуки — знали о подделке подписи на «грамоте» Василия и были заинтересованы в сокрытии правды. Старший и младший Сас-Жураковские, отец и сын, принадлежали к УАПЦ и не могут считаться объективными свидетелями. Видеозапись «хиротонии», упомянутая ими, действительно существовала. Но если она когда-нибудь обнаружится, мы увидим на ней всё тех же братьев Боднарчуков и Викентия Чекалина, а не приснопамятного архиепископа Варлаама (Ильющенко). Владыка Варлаам, вопреки клевете, остался верным канонической Украинской Православной Церкви.

Мне кажется, что в данной ситуации у журналистов сайтов cerkvarium.org и fanarion.blogspot.com остаётся лишь один способ сохранить лицо. Они должны публично признать опубликованную ими «Грамоту о хиротонии» фальшивой, а «свидетельство очевидцев» — ложным. И принести извинения православной общественности за невольную дезинформацию. Ибо отсутствие даже формальных, внешних признаков апостольского преемства у по крайней мере части «епископата» так называемой «Православной церкви Украины» остается непреложным фактом. «Епископы» бывшей «Украинской автокефальной православной церкви», вошедшей в состав «ПЦУ» произошли от бывшего архиерея, законно лишенного священного сана и письменно признававшего, что он «вышел из лона Церкви» и находится «за оградой церковной», при содействии привлеченного, вероятно, за определенную мзду бывшего диакона, мошенника и афериста, совратителя несовершеннолетних мальчиков, выдававшего себя, в зависимости от обстоятельств, то за «епископа истинно-православной церкви», то за «католического архиерея», то за «тайного англиканского епископа», то за психиатра, окончившего «школу КГБ».

И с этими «епископами» архиереям Святых Божиих Церквей теперь предлагается «сослужить» как с братьями. После этого будет ли кто-то еще задавать вопросы, почему Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным продолжать сослужение с теми, кто росчерком пера принял в «каноническое общение» таких «иерархов»?

Православная Жизнь

Протоиерей Андрей Николаиди Facebook

Одним из самых важных вопросов, возникших в связи с появлением в Украине так называемой «ПЦУ», является вопрос о действительности и каноничности хиротоний т.н. «иерархов», вошедших в состав этой новообразованной религиозной структуры.

Конечно, этот вопрос не единственный, но для многих он является краеугольным, значимым, стрежневым. Оставляя за скобками другие вопросы, которые также требуют своего ответа, предприму попытку рассмотреть именно эту проблему.

Итак, в процессе рассмотрения действительности и действенности хиротоний нужно рассмотреть два фактора – 1) их каноническая состоятельность и 2) наличие апостольского преемства.

Каноничностью можно назвать соответствие условий рукоположения и самой личности рукополагаемого канонам православной Церкви. Под апостольским преемством следует понимать такой фактор богоустановленного способа сообщения иерархической власти в Церкви, как неразрывность связи каждого конкретного рукоположения с апостолами через сохраняемую цепь. То есть наличие у епископа апостольского преемства можно признать только в том случае, если рукополагавшие его епископы сами имели такое преемство. Важно разделить их, так как законность и каноничность не сводятся только к наличию апостольского преемства. Примером этого является история Максима Киника. Он был рукоположен законными египетскими епископами, но отцы Второго Вселенского собора отказались признать его хиротонию, постановив, что «Ниже Максим был или есть епископ, , ниже поставленные им на какую бы то ни было степень клира; и соделанное для него и соделанное им – все ничтожно» (4 правило Второго Вселенского Собора)

Сейчас представители ПЦУ заявляют, что они являются подлинными, благодатными и каноническим иерархами. Однако, даже принявший их Константинопольский патриарх, считает, что их принятие совершилось только по «икономии», по снисхождению, так как до 2018 года и Филарет Денисенко и Макарий Малетич пребывали в расколе, а, следовательно, и епископские хиротонии совершались незаконно и были неканоничными. Неканоничность этих хиротоний связана с двумя факторами – церковным и личностным. Церковный фактор незаконность хиротоний объясняет тем, что они совершены лицами, находящимися в расколе и не имеющими власть для совершения данных действий, а также факт поставления таких епископов на кафедры, где уже есть законный и канонический епископ. Личностный фактор связан с наличием у таковых иерархов нравственных преступлений и проступков, несовместимых с епископским служением, то есть несоответствие их личности высоте наследия апостолов. Фактов такого несоответствия можно привести огромное количество, но здесь, ради краткости, стоит упомянуть лишь личность т.н. «епископа» Кирилла (Михайлюка), который был запрещен в «Киевском патриархате», благополучно принят в УАПЦ и влился как епископ в ПЦУ. Важно отметить, что его «запрещение» в Киевском Патриархате так и не было отменено и теперь непонятно, для «митрополита» Епифания он запрещен или не запрещен. Но все покрыла всеобъемлющая «икономия», за которую очень удобно прятать все канонические преступления.

Сейчас «иерархи» ПЦУ любят говорить, что Константинопольский патриарх Варфоломей признал их епископское достоинство. Да, действительно, в Православной Церкви есть много фактов признания хиротоний при возвращении раскольников в лоно Церкви. Но тут стоит выделить два момента. Во-первых в 2018 году никакого возвращения не было. Каноническая и законная Церковь украинского народа не была принята во внимание, глас ее иерархии и народа был просто проигногрированы. И произошла глубинная подмена понятий. Раскол не был уврачеван (нынешняя история тому свидетель – рана раскола на политической основе украинского Православия обильно кровоточит). Была предпринята попытка легализации раскола.

Во-вторых, нельзя признать того, чего вообще не существовало. И тут мы касаемся вопроса об апостольском преемстве в иерархии ПЦУ. Если с епископами, рукоположенными в Киевском патриархате все более – менее ясно: они незаконны, но, тем не менее, обладают апостольским преемством через бывшего митрополита Филарета Денисенко, то с иерархией бывшей УАПЦ все совсем не просто.

Начало иерархической структуры УАПЦ положил бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук). Он, находясь в состоянии канонического прещения от своего священноначалия (был лишен сана), объявил о восстановлении «Украинской Автокефальной Церкви». Но у Церкви должжен быть епископат. Согласно Апостольским правилам, для рукоположения епископа нужно участие как минимум двух иерархов. И Иоанн Боднарчук для совершения хиротонии собственного брата Василия приглашает проходимца Викентия Чекалина, который называет себя епископом «катакомбной» Церкви.

Но все дело в том, что епископом Викентий не был, и его епископский сан не признан ни в одной Церкви. Более того, спустя некоторое время он предал Православие и сбежал на другой континент. Мне не хотелось бы копаться в грязном белье и пересказывать все подробности жизни этого несчастного. Ясно одно – так как он не бы епископом, то и хиротония Василия Боднарчука недействительна, так как совершена при грубейшем попрании апостольских постановлений одним изверженным иерархом и не имеет апостольского преемства. В дальнейшем вся цепь незаконных и неблагодатный рукоположений в УАПЦ получила в исторической литературе названия «чекалинской» ветви. Важно также отметить, что епископы, рукоположенные Иоанном Боднарчуком, со временем «исключили» его из своей «церкви».

Современные деятели УАПЦ любят возводить свое апостольское преемство к Польской Церкви и через хиротонию Мстислава Скрипника. Но, во-первых, первоиерарх Польской Церкви Дионисий (Валединский) признавал впоследствии неканоничность своих действий, а, во-вторых, деятели раскола признают, что из поставлений Мстислава Скрипника и Антония Щербы в хиротониях нынешних епископов бывшей УАПЦ прослеживается только одна цепочка – через Поликарпа (Пахалюка). Оставляя за скобками обсуждения дальнейшую участь данного персонажа (кому интересно, может сам поискать), можно констатировать только одно – даже если признать наличие у него апостольского преемства, одного иерарха недостаточно для признания правильности епископской хиротонии, если все остальные ее участники не обладают апостольским преемством, то есть по сути являются самозванцами.
Но и это еще не все. В «клире» УАПЦ пребывают «иерархи», которые лишены даже этой эфемерной нити. У некоторых хиротонии восходят к непосредственной чекалинской ветви. Например «митрополит» Андрей Абрамчук, которого рукополагали Иоанн (Боднарчук) вместе со своим братом Василием и пресловутым Викентием Чекалиным. И с такими псевдоиерархами в 2019 году сослужил «Вселенский» патриарх, признавая их в качестве епископов. Хотя до этого даже пребывающий в расколе Филарет не признавал епископского достоинства у епископата УАПЦ, совершая их «перерукоположения».

Некоторые деятели ПЦУ для оправдания беззаконного характера упомянутых хиротоний любят ссылаться на то, что в поставлении Василия (Боднарчука) вместе с Чекалиным и Иоанном (Боднарчуком) принимал участие и канонический архиепископ Варлаам (Ильющенко). Однако, как доказывают собственноручные признания Иоанна Боднарчука, подпись владыки Варлаама – подделка (для желающих исследовать этот факт в интернете есть скрины письма бывшего епископа Иоанна).

Все это свидетельствует только об одном – руководствуясь 1 правилом святых апостолов, 8 правилом Первого Вселенского собора, 4 правилом Второго Вселенского собора, 4 правилом Антиохийского собора, 16 правилом Двукратого собора мы не можем признать ни наличие апостольского преемства, ни законности и каноничности епископских хиротоний в так называемой ПЦУ.

«Хиротонии» ПЦУ как проблема для Фанара

8 ноября 2020 года на Фанаре состоялась хиротония экзарха для Украины с участием «иерархов» ПЦУ. Можно ли на этом примере судить об отношении Фанара к «епископам» ПЦУ?

8 ноября 2020 года на Фанаре состоялась хиротония архимандрита Михаила (Анищенко) в епископа Команского, экзарха Константинопольского патриархата в Украине. Несколькими днями ранее в Стамбул прибыла делегация ПЦУ для участия в этом мероприятии. Делегацию возглавил бывший митрополит УПЦ Александр (Драбинко). В ее состав также вошли «епископ» ПЦУ Матфей Шевчук, бывший священник УПЦ Виктор Мартиненко и «священник» Петр Ландвитович. Ход хиротонии, а также события, которые предшествовали ей, позволяют нам сделать несколько заключений, которые говорят как об отношении Фанара к ПЦУ вообще, так и к «хиротониям» украинских раскольников в частности.

ПЦУ – неотъемлемая часть Константинопольского патриархата?

На официальном уровне представители ПЦУ постоянно подчеркивают, что фанариотский Томос дает их религиозной структуре те же права, что имеют все остальные Поместные Православной Церкви. Другими словами, утверждает «независимость» и «автокефальность» ПЦУ.

С этим утверждением категорически не согласен «отец украинского раскола» и главный инициатор получения Томоса Филарет Денисенко. По его мнению Томос, который патриарх Варфоломей предоставил на «объединительном соборе» в январе 2018 года, декларирует зависимость новосозданной религиозной структуры от Фанара. Денисенко подчеркивает, что одним из признаков зависимости ПЦУ от Фанара является «запрет нам иметь епархии и приходы за пределами Украины». В свою очередь, фанариоты, говоря об «автокефальном» статусе ПЦУ, понимают его совсем в другом смысле.

Напомним, что Константинополь претендует на всю диаспору мира. То есть считает, что имеет право на окормление всех «варварских земель», то есть всей православной диаспоры «за пределами патриарших и автономных Церквей». Так вот, 6 ноября 2020 года представитель Фанара, обращаясь к «иерархам» и «клирикам» ПЦУ заявил, что украинцы – неотъемлемая часть паствы Константинопольского патриархата: «Украина и все единоверцы, живущие в Городе (Стамбуле – Ред.), являются паствой Константинопольского Патриарха. Мы вас не отделяем, об этом заботится с пастырской любовью Церковь-мать».

Из этого заявления следует, что Украина воспринимается Константинополем в качестве своей канонической территории, подтверждением чего является и назначение на эту территорию экзарха. Экзархат – это отдельный церковный округ, обозначающий зарубежную по отношению к государству того или иного патриарха административно-территориальную единицу. В свою очередь, экзарх является наместником патриарха.

Украина воспринимается Константинополем в качестве своей канонической территории, подтверждением чего является и назначение на эту территорию экзарха.

В своем обращении к епископу Команскому патриарх Варфоломей несколько раз подчеркнул, что оспаривание авторитета Фанара подрывает единство Православия. В ответном слове экзарх Константинопольского патриахата не только высказал свою преданность Фанару, но и четко обозначил те задачи, которые ему поручено решить в Украине. Цитируем самую интересную его часть:

«Вы оказали мне большую честь, когда назначили меня своим экзархом в Православной Церкви Украины. Мои плечи слабы, но сила Христа в болезни совершенствуется. Преемник великих деятелей истории, великих экзархов Украины, но единственное, что связывает меня с ними, – это общая преданность, безусловная преданность Матери-Церкви и моему Патриарху. Ставропигиальный храм Святого Андрея имеет двойную сущность: с одной стороны, он показывает, что в Украине было и есть много ставропигий Ваших Предшественников, патриархальная и ставропигиальная ценность которых никогда не уменьшается, ибо подпись Патриарха является высшей гарантией, а с другой, это подтверждение вневременной ставропигиальной привилегии и Вашей ответственности, которая проистекает из неоспоримых исторических и церковных традиций многих веков и которую никто не имеет права отнять».

Что здесь нужно отметить? Что по словам епископа Команского, «в Украине было и есть много ставропигий Фанара, патриархальная и ставропигиальная ценность которых никогда не уменьшается, и которую никто не имеет права отнять». Очевидно, что именно возращением этих ставропигий в ведение Стамбула и будет активно заниматься выходец из Украины Михаил (Анищенко).

Поэтому назначение патриархом Варфоломеем своего экзарха на территорию нашего государства говорит не только об интересах Фанара в Украине, но о несамостоятельности ПЦУ. Данный факт настолько очевиден, что для того, чтобы хоть как-то прикрыть его, фанариоты и решили пригласить для участия в хиротонии епископа Команского делегацию из ПЦУ.

Читать еще:  В России наступили рождественские святки

Однако и в этом случае представители Фанара решили перестраховаться.

Почему именно Драбинко?

Из всего современного «епископата» ПЦУ только два архиерея могут похвастать канонической хиротонией – это бывшие митрополиты УПЦ Александр (Драбинко) и Симеон (Шостацкий). И неслучайно, что именно Драбинко возглавил делегацию ПЦУ на Фанаре.

Вопрос о действительности «рукоположении» ПЦУ поднимался Поместными Православными Церквями и отдельными иерархами фактически с самого начала. Именно сомнения в «хиротониях», совершенных Филаретом Денисенко («рукоположившим» подавляющее большинство «епископата» ПЦУ) были причиной того, что Синоды Румынской, Албанской и Кипрской Церквей отказались признавать как Томос, так и Думенко.

Синод Румынской Православной Церкви обратился к Фанару с просьбой «прояснить проблему неканонических иерархов и священников, которые принадлежали к бывшему «Киевскому патриархату»».

Именно сомнения в «хиротониях», совершенных Филаретом Денисенко («рукоположившим» подавляющее большинство «епископата» ПЦУ) был причиной того, что Синоды Румынской, Албанской и Кипрской Церквей отказались признавать как Томос, так и Думенко.

Синод Албанской Церкви выразился еще более жестко: «Как можно, согласно икономии, признать эти хиротонии как такие, что имеют благодать Святого Духа, ведь все эти хиротонии (схизматиков – Ред.) были хулой на Духа Святого… Невозможно задним числом признать хиротонии, которые были совершены отлученным и преданым анафеме Филаретом Денисенко, хиротонии которого недействительны, лишены благодати и действия Святого Духа».

Сомнение в раскольнических «таинствах» высказал и Синод Кипрской Церкви: «2000-летняя история как Кипрской Церкви, так и всей Православной Церкви ставит под сомнение возможность легализации таинств, совершенных архиереями, с которых был снят сан, которые были отлучены от Церкви и подпали под анафему».

По мнению Предстоятеля Албанской Православной Церкви Архиепископа Анастасия «с того момента, как Филарет был отлучен и анафематствован, он не мог совершать хиротонии».

Кроме того, высказали свое видение проблемы «хиротоний» ПЦУ и многие клирики Элладской Церкви, согласно заявлениям которых «не последовало убедительного ответа касательно канонически несуществующего «священного сана» новой церкви».

Подобного мнения придерживаются и насельники Святой горы Афон, которые считают, что «епископскую хиротонию» Макария Малетича «нельзя считать действительной, как и последующие «хиротонии» других раскольнических «епископов».

А вот слова митрополита Киккского Кипрской Церкви Никифора, сказанные им в 2019 году и потом неоднократно повторенные: «Я убежден, что мы не можем как Священный Синод Кипрской Церкви признавать не имеющего канонической хиротонии раскольника Епифания в качестве канонического митрополита Киевского и всей Украины. Более того, с точки зрения канонов, не разрешается иметь евхаристическое общение со схизматиками и нерукоположенными».

Здесь нужно подчеркнуть, что проблема «хиротонии» представителей ПЦУ стоит перед мировым Православием настолько остро, что, например, кипрские иерархи отказываются сослужить со своим предстоятелем, признавшим Думенко. Так, митрополит Тамасосский Исая заявил, что «не может сослужить с кем-либо, кто поминает Епифания, поскольку это означало бы, что он признает того, кто не был рукоположен должным образом».

Но, что самое интересное, сомнение в законности «хиротоний» подавляющей части ПЦУ высказывались и внутри самой ПЦУ. В частности, бывший иерарх УПЦ митрополит Симеон (Шостацкий) рассказал, что предлагал патриарху Варфоломею перерукоположить «иерархов» ПЦУ, но тот отказался.

Сомнение в законности «хиротоний» подавляющей части ПЦУ высказывались и внутри самой ПЦУ.

Кроме того, подобные мысли высказывал и экс-митрополит УПЦ Александр (Драбинко): «Были благодатными Таинства УАПЦ и Киевского Патриархата? Это вопрос прошлого, он может волновать тех, кто в свое время находился в этих структурах. Но не меня – иерарха, который пришел в Православную Церковь Украины из УПЦ (МП), благодатный статус которой никогда не отрицался». Ранее тот же Драбинко заявлял, что если бы не его «безупречное каноническое достоинство», то и Томоса бы не было.

Отсюда становится понятным, что пригласив на хиротонию Анищенко именно митрополита Александра (Драбинко), а не того же Епифания, например, или Зорю, Фанар, тем самым, попытался обезопасить себя от возможных заявлений других Поместных Церквей относительно канонического статуса этой хиротонии. Тем более, если в будущем все-таки придется пересмотреть вопрос «апостольского преемства» у «архиереев» ПЦУ.

Участвовал ли в хиротонии «епископ» Матфей Шевчук?

Еще одним членом делегации ПЦУ в «архиерейском» достоинстве был «епископ» Матфей Шевчук, прославившийся тем, что в 2016 году утверждал, что «наша мать – не Константинопольская Церковь, а «наша земля»». Означает ли это, что все предыдущие рассуждения относительно попытки Фанара придать канонический статус хиротонии Михаила (Анищенко), являются неправильными?

Нет. Во-первых, согласно правилам Православной Церкви, епископа должны рукополагать не менее двух архиереев. Это означает, что участия патриарха Варфоломея и Драбинко было бы достаточно. Однако в литургии, во время которой и состоялось рукоположение Анищенко принимали участие (кроме Драбинко и Шевчука) еще два архиерея Константинопольского патриархата – митрополит Мирликийский Хризостом (Калаидзи́с), и митрополит Иконийский Феолипт (Фенерли́с). Так что в плане необходимого количества участников хиротонии никаких вопросов быть не может. Вопросы появляются относительно того, какую роль в данном мероприятии сыграл Матфей Шевчук.

Дело в том, что Шевчук был самым младшим «архиереем» среди всех присутствующих и стоял вторым слева от патриарха Варфоломея, а Михаила (Анищенко), для прочтения молитвы на хиротонию, поставили справа у престола, а не по центру. То есть, как можно дальше от Шевчука. Именно поэтому, когда глава Фанара начал читать эту молитву с возложением рук на главу Анищенко, «епископ» Матфей Шевчук исполнял роль наблюдателя и на фото ниже не попал даже в кадр. Руки на главе экзарха держали патриарх Варфоломей и экс-митрополит УПЦ Александр Драбинко, и только в середине хиротонии Шевчука к Анищенко подвел диакон и поставил сбоку от главы Фанара.

Хиротония епископа Команского. Фото: Скриншот видео

Хиротония епископа Команского. Фото: Фейсбук Драбинко

В случае чего, фанариоты смогут с «чистой совестью» заявить, что хиротонию совершали два архиерея (патриарх Варфоломей и митрополит Александр Драбинко), как это и предписывают правила Церкви, а Матфей Шевчук «присутствовал».

Именно поэтому мы вправе утверждать, что хиротония Михаила (Анищенко) наглядно продемонстрировала – как на Фанаре на самом деле относятся к «хиротониям» представителей украинского раскола. В лучшем случае – как к сомнительным.

Из всего этого можно сделать вывод, что хиротония экзарха Фанара для Украины наглядно продемонстрировала несколько существенных моментов.

Во-первых, ПЦУ – целиком и полностью зависит от Константинопольского патриархата и не обладает той самостоятельностью, о которой говорит.

Во-вторых, Фанар не намерен отказываться от своих интересов в Украине и при помощи экзарха-епископа будет жестко контролировать деятельность ПЦУ, а возможно и реализовать планы по «возвращению» всех предписанных в договоре с Порошенко ставропигий.

В-третьих, на Фанаре осознают проблему «хиротоний» представителей ПЦУ и поэтому пригласили на рукоположение епископа Команского бывшего митрополита УПЦ Александра (Драбинко), канонический статус которого «безупречен».

Ну и в четвертых, вполне возможно, что именно экс-митрополит Александр станет тем человеком, который поможет Фанару осуществить свои планы в Украине в обмен… В обмен на максимально высокий статус ПЦУ.

Раскол ценой обмана: в завершение дискуссии о неканонических «чекалинских хиротониях» так называемой «Православной церкви Украины».

25 августа сего года украинский сайт Cerkvarium, который, как правило, публикует критические выпады, а иногда манипулятивные или клеветнические материалы против канонического Православия и канонической Украинской Православной Церкви,

в очередной раз предпринял попытку доказать якобы каноничность «хиротоний» части нынешней иерархии так называемой «Православной церкви Украины», у истоков которой стоял печально известный авантюрист и самозванец Виктор (Викентий) Чекалин. В статье утверждалось, будто в этих хиротониях принял участие блаженной памяти канонический архиепископ Варлаам (Ильющенко), в доказательство чего была опубликована «Грамота хиротонии» с подписью якобы самого Варлаама.

Статья была моментально переведена на греческий язык и републикована на сайтах, поддерживающих позицию Константинопольского Патриархата по данному вопросу. Среди прочего – и на fanarion.blogspot.com, который, служит неофициальным рупором позиции Константинопольской Патриархии. Можно предположить, что эти публикации готовились, дабы повлиять на Священный Синод Элладской Церкви, заседание которого началось на следующий день после выхода статьи. Как мы помним, в те дни несколько украинских и греческих ресурсов уверяли, будто до признания «ПЦУ» Элладской Церковью осталось 24 часа – но этого не произошло.

Уже по окончании заседания Синода, 30 августа, протоиерей Николай Данилевич опубликовал опровержение под названием «О каноничности хиротоний УАПЦ: От Киника до Чекалина». На эту статью сторонниками «ПЦУ» было дано два ответа. Первый – от того же Cerkvarium. Второй, из грекоязычной блогосферы – от архимандрита Романа Анастасиадиса, который, как видно, работает в тесной координации с редакцией Cerkvarium. Обе эти публикации не были убедительными. Оппоненты предпочли не отвечать по сути дискуссии, а попытаться забросать протоиерея Николая Данилевича обвинениями и фактами, не имеющими отношения к проблеме хиротоний украинского раскола.

По сути, сомнительная «Грамота хиротонии» с криво изображённой подписью архиепископа Варлаама без указания титула – это всё, что могут предъявить защитники «чекалинских хиротоний». Но существует целый ряд документов за подписью самого Иоанна Боднарчука, подтверждающих обратное:

  1. «иерархия» УАПЦ была основана в 1990 г. двумя лицами без епископского сана, а именно: Иоанн Боднарчук был извержен из сана в 1989 г., а бывший дьякон Викентий Чекалин никогда не имел епископского сана;
  2. архиепископ Варлаам (Ильющенко) не принимал и не мог принять участия в поставлении «иерархии» УАПЦ;
  3. Иоанн Боднарчук сознавал неканоничность созданной им «иерархии» и знал, что Чекалин не имеет епископского сана. По этой причине он подделал подпись архиепископа Варлаама (Ильющенко) в «грамоте хиротонии» своего брата, Василия Боднарчука от 31 марта 1990 г

Даже поверхностный поиск в архивах показывает, что точный состав участников чекалинских «хиротоний» во Львовской области в марте-апреле 1990 года зафиксирован документально. Среди документов, хранящихся в Московской Патриархии, есть, например, следующие.

Покаянное письмо Иоанна Боднарчука на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15 января 1993 г., в котором он перечисляет всех участников неканонических действий и просит себя «восстановить в архиерейском достоинстве». В письме прямо сказано, что в первой «хиротонии» – Василия Боднарчука, брата Иоанна – «принимали участие: я, бывший епископ Житомирский Иоанн, и, как он представился, епископ Яснополянский Викентий». Перечислены семь поставленных Боднарчуком и Чекалиным «епископов» (среди них, например, ныне здравствующий Андрей Абрамчук, один из старейших «епископов» ПЦУ). Никаких упоминаний об архиепископе Варлааме нет. Документ имеет подпись Иоанна, его пространную приписку от руки и резолюцию Святейшего Патриарха Алексия II, согласно которой обсуждение вопроса было передано на заседание Священного Синода.

В своей публикации протоиерей Николай Данилевич справедливо отмечал, что Иоанн Боднарчук пошёл в раскол и создал УАПЦ по личным причинам – главным образом, из-за конфликта с тогда еще каноничным митрополитом Киевским Филаретом (Денисенком). Вызывают искреннее сострадание его последние слова, приписанные от руки: «Я очень прошу Вас, Ваше Святейшество, милостиво прошу ускорить мое дело. Мне это очень нужно. Больше выдержать не смогу. Не так больше, как дольше. Иоанн». Такие страдания может испытывать только тот человек, который раньше жил в Церкви, чувствовал благодать, и лишился ее.

В 1992-1993 г. Иоанном Боднарчуком было написано не меньше десятка подобных покаянных писем и прошений на имя Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви. В них он прямо признаёт отсутствие на себе епископской благодати после извержения из сана, неканоничность «иерархии» созданной им и Викентием Чекалиным УАПЦ – и слёзно просит принять его в Церковь. В частности, в более раннем прошении от 8 апреля 1992 г. на имя Святейшего Патриарха Алексия II он

  • именует себя «бывшим епископом Житомирским Иоанном» и признаёт, что находится вне Церкви: «Уже два с половиной года, как я вышел лона Церкви и нахожусь за оградой церковной, и об этом очень скорблю, скорблю»;
  • высоко оценивает присоединение к канонической Церкви пяти лжеепископов украинского раскола («вы сделали для Украинской Церкви и украинского народа великую и добрую услугу») и сожалеет, что не смог оказаться в их числе;
  • выражает готовность заявить о неканоничности «иерархии» УАПЦ публично: «Относительно неканоничности иерархии УАПЦ я подготовлю и всё скажу на интервью корреспонденту любой газеты в любое время, когда Вы меня пригласите по этому поводу до Москвы»;
  • жалуется на шантаж и угрозы со стороны бывших соратников, узнавших о его намерении вернуться в каноническую Церковь: «Меня сейчас преследуют и шантажируют, угрожая по телефону. Кто-то из Патриархии рассказал, что я был в Москве и пытался с Вами встретиться»;
  • признаёт, что «автокефалию церковную, каноничную возможно получить только просьбой, а не ультиматумом или революционным путём, который мы избрали», а также, что предоставлению автокефалии должно предшествовать восстановление единства Украинской Православной Церкви;
  • обещает «прекратить неканоническое автокефальное движение» и руководствоваться впредь «только советами» Святейшего Патриарха.

К сожалению, покаяние Иоанна Боднарчука Русская Православная Церковь принять не успела. Священный Синод счёл, что решение вопроса о возможности восстановления в сане канонически изверженного епископа превышает его полномочия, и передал рассмотрение дела на предстоящий Архиерейский Собор. Однако в том же 1993 году Боднарчук отказался от своих намерений и присоединился к неканоническому «Киевскому патриархату» Филарета Денисенко, а в 1994 г. – погиб в автокатастрофе при весьма загадочных обстоятельствах. Его окружение неоднократно намекало на то, что дорожное происшествие было подстроено, и смерть Иоанна имела насильственный характер. И в этом нет ничего удивительного. Странных смертей было немало среди деятелей украинского раскола…

Из собственных писем бывшего епископа Иоанна видно, что человеком он был весьма противоречивым, не чуждым авантюризма и, в конечном счёте, – глубоко несчастным, как в своей жизни, так и в смерти. Яркое свидетельство тому – любопытнейший и малоизвестный документ, протокол опроса Иоанна (Боднарчука) после его обращения с покаянием в Русскую Православную Церковь. Каждая его страница заверена подписью испытуемого. На страницах 13-14-15 этого протокола Иоанн Боднарчук подробно рассказывает о том, как он и его сторонники сфальсифицировали ту самую «Грамоту хиротонии», которая и была сейчас опубликована сайтом Cerkvarium.org. Излагаемые детали, особенности речи и многократно повторенная подпись Иоанна не оставляют никаких сомнений в подлинности документа.

По словам Иоанна (Боднарчука), он, по поручению Мстислава Скрыпника, будущего «патриарха Киевского и всея Украины», искал епископа для поставления иерархии новой «автокефальной церкви». В феврале 1990 г. епископ Почаевский Иаков (Панчук), который позднее ушёл в раскол вместе с Филаретом Денисенко, обещал ему принять участие в «хиротонии», но затем уклонился. Иоанн был вынужден поставить «иерархию» УАПЦ вдвоём с Викентием Чекалиным, рассчитывая позднее «дополнить эту хиротонию с каноническим епископатом РПЦ». Иаков Панчук «несколько раз обещал» Иоанну «выполнить дополнение к хиротонии» (т.е. перерукоположить заново кандидатов либо формально поставить свою подпись post factum), но не сделал этого. В грамоте так и осталась пустая строчка.

В конце мая 1990 г., вскоре после поставления «иерархии» УАПЦ, Мстислав Скрыпник получил от Русской Зарубежной Церкви сведения, подтверждающие, что Викентий Чекалин – «аферист, и не имеет законной епископской хиротонии». Он сообщил об этом Иоанну Боднарчуку, и тот оказался в тупике: «иерархия» УАПЦ уже была довольно многочисленной, начались «рукоположения» духовенства… Выход из положения был найден оригинальный: Боднарчук втайне и «единолично» совершил над Чекалиным «обряд хиротесии» (?!), а Скрыпнику и другим на основании этого сказал, что сам «принимал участие в хиротонии Викентия Чекалина».

Но этого показалось недостаточно, и Иоанн Боднарчук с ведома других участников чекалинских «хиротоний» подделал подпись канонического архиепископа Варлаама (Ильющенко), почившего 17 сентября 1990 г. Как признаётся Иоанн Боднарчук, подпись он «срисовал» с поздравительных писем архиепископа Варлаама:

  • Мы подготовили “грамоту”, но одну строку оставили пустой, т.к. мог приехать не Яков (Панчук). Когда мы приехали в д. Михайловичи, то долго ждали, а когда стало очевидно, что его (Якова Панчука) не будет, принял решение делать это только с Викентием Чекалиным. Поскольку я собирался дополнить эту “хиротонию” с каноническим епископом РПЦ, то “грамота хиротонии” оставалась с одной незаполненной строкой. Потом он (Яков Панчук) несколько раз обещал мне выполнить со мной дополнение к “хиротонии”, но так и не сделал этого… Ближе к осени 1990 г. мне стало понятно, что склонить знакомых мне архиереев РПЦ к участию в “хиротониях” не получается, а “патриарх” Мстислав требовал полного отчета о первой “хиротонии”. А в сентябре 1990 г. узнал о смерти архиепископа Варлаама (Ильющенко). Он идеально подходил, т.к. был архиепископом Волынским и Ровенским, а я имел много праздничных поздравлений от него (с личной подписью). Поэтому внес его имя в “грамоту о хиротонии” и сообщил это “патриарху” Мстиславу и еще некоторым “архиереям” УАПЦ. Мы собрались (кто был на первой “хиротонии”) и приняли такое решение».

Приведённые документы подтверждают ложность и второго свидетельства, опубликованного «Церквариумом». Это документ за подписью некоего Игоря Сас-Жураковского о якобы участии Варлаама (Ильющенко) в «хиротонии» Василия Боднарчука, заверенное Боднарчуками и отцом свидетеля.

Читать еще:  Епископ-садовод: Фока Синопский

По меньшей мере двое из четырёх подписантов документа – Иоанн и Василий Боднарчуки — знали о подделке подписи на «грамоте» Василия и были заинтересованы в сокрытии правды. Старший и младший Сас-Жураковские, отец и сын, принадлежали к УАПЦ и не могут считаться объективными свидетелями. Видеозапись «хиротонии», упомянутая ими, действительно существовала. Но если она когда-нибудь обнаружится, мы увидим на ней всё тех же братьев Боднарчуков и Викентия Чекалина, а не приснопамятного архиепископа Варлаама (Ильющенко). Владыка Варлаам, вопреки клевете, остался верным канонической Украинской Православной Церкви.

Мне кажется, что в данной ситуации у журналистов сайтов cerkvarium.org и fanarion.blogspot.com остаётся лишь один способ сохранить лицо. Они должны публично признать опубликованную ими «Грамоту о хиротонии» фальшивой, а «свидетельство очевидцев» — ложным. И принести извинения православной общественности за невольную дезинформацию. Ибо отсутствие даже формальных, внешних признаков апостольского преемства у по крайней мере части «епископата» так называемой «Православной церкви Украины» остается непреложным фактом. «Епископы» бывшей «Украинской автокефальной православной церкви», вошедшей в состав «ПЦУ» произошли от бывшего архиерея, законно лишенного священного сана и письменно признававшего, что он «вышел из лона Церкви» и находится «за оградой церковной», при содействии привлеченного, вероятно, за определенную мзду бывшего диакона, мошенника и афериста, совратителя несовершеннолетних мальчиков, выдававшего себя, в зависимости от обстоятельств, то за «епископа истинно-православной церкви», то за «католического архиерея», то за «тайного англиканского епископа», то за психиатра, окончившего «школу КГБ».

И с этими «епископами» архиереям Святых Божиих Церквей теперь предлагается «сослужить» как с братьями. После этого будет ли кто-то еще задавать вопросы, почему Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным продолжать сослужение с теми, кто росчерком пера принял в «каноническое общение» таких «иерархов»?

Как пишет о себе сайт «Церквариум»:

««Церквариум» — это проект общественной организации «Центр религиозной безопасности», которая создана для противодействия церковной пропаганде из страны-агрессора. Основная цель Центра заключается в защите религиозной среды Украины от деструктивных информационных воздействий со стороны других государств, иностранных граждан, граждан Украины, если такие лица представляют угрозу государственному строю, совершают действия с целью разжигания межконфессиональной вражды в Украине и / или под видом распространения религиозных убеждений пропагандируют свержения конституционного строя, посягающих на территориальную целостность, способствующих совершению военной, информационной и кибер-агрессии. Мы разделяем право каждого на свободу вероисповедания, но также мы признаем право каждого на достоверную информацию. Мы способствуем как религиозной свободе, так и свободе информации».

Учредитель и директор: Дмитрий Горевой. Магистр религиоведения, редактор «РИСУ», директор ОО»Центр религиозной безопасности» . В своё время, после визита Патриарха Александрийского Феодора публично заявил, что Предстоятель Александрийского Патриархата приезжал в Украину за взяткой.

Как совершается хиротония: Таинство Священства

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Каждому человеку иногда кажется, что он неправильно прожил свою жизнь и хочется всё изменить, пока не поздно. Но порой без посторонней помощи достичь этого очень трудно. К счастью, Бог дает нам помощников, которые никогда не оставят нас в беде, всегда помогут и подскажу т . Этими помощниками являются священнослужители, на которых снизошла благодать Божия и эту благодать они дают нам.

Что такое рукоположение в Православной Церкви

Священнослужителями становятся посредством хиротонии — одно го из семи церковных Таинств . Хиротония (рукоположение, священство) – это литургическое посвящение, через которое происходит возведение в одну из трёх степен ей духовенства. Э то Таинств о , в котором посредством святительского рукоположения Дух Святой поставляет служителя церкв и проводить Таинств а и быть пастырем стад а Христов а .

Происхождение Таинства Священства

С ам Господ ь установ ил его , выбрав среди С воих слушателей и последователей сначала 12, а затем ещё 70 апостолов. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры. П о своем Воскресении Христос является им и говорит :

Как совершается: видимая и невидимая стороны

Любое Таинств о с оверш ает С ам Бог.

В каждом из них есть две стороны: видимая и невидимая . Первая включа ет в себя сам порядок чин а , то есть слова и действия участников, вторая — духовное перерождение и обновление человека, в чем и есть смысл Таинств а.

Полезные материалы

Не исключением является и Таинств о Священства. В в идим ой части обряда епископ возлагает на голову , возводимого в духовный сан , рук и и призывае т молитвой Свято й Дух. Невидима я сторона — это н ек ая благодать священства, которая сообщается хиротонисаемому для пастырского учения .

Кто может совершать рукоположение

Кроме епископа, никто не может совершить Таинство хиротонии. Проповедуя в Римской империи, апостолы рукополагали епископ ов и пресвитеров , которые возглавляли общины . Тогда они не различались между собой по значимости , и в равной степени могли совершать литургию, а глав а ми церковной жизни были сами апостол ы . После их смерти, епископ ам перешло право руководить церковью, а вместе с ним , и рукополаг а т ь диакон ов и священник ов.

Епархиальный арх иерей должен быть православным . Он вправе совершать рукоположения только в пределах своей епархии и для служения в ней:

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степеней : епископ ы, иереи и диакон ы. Е пископ является главой епархии , которая состо и т из нескольких приходов — храмов . Х рамы , в свою очередь , возглавляют священник и. Д иакон ы помогают вышестоящим священнослужителям проводить службу .

Х иротония в любую из трех степеней происходит в алтаре, за богослужением , но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинств о .

Диакон

Д иакон это первый, низший чин среди священнослужителей, в пе реводе с греческого «служитель». Он не может совершать Таинства , е го основная задача помогать священник у во время богослужения : читать Евангелие, призывать прихожан молит ься и др. , но он не имеет право совершать церковную службу без священник а.

П е ред Таинств о м будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника. Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершаться на любой литурги и вслед за освящени ем Святых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол , он стоит на солее перед образом Христа . Ко входу в алтарь его ведут ипо диакон ы, а в алтарь — диакон ы.

С тавленник становится на одно колено , и епископ благословляет рукополагаемого три раза , возложив на него руку и прочитав особую ( тайносовершительную ) молитву , призывая на избранного благодать Святого Духа. После чтения ещё дв ух тайны х молитв на новопоставленного надевается диакон ское облачение. Д иакон целованием рук и и плеч а архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположения у диакон а появляется возможность помогать священнику совершать Таинства .

Иерей

Вторая степень священства — иерей ( священник или пресвитер) . В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

С вященник рукополагается после окончания Херувимской песни, перед главной част ью литургии , и потом хиротонисаемый иерей продолжает вместе с другими священник ами вести литургию . В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакон а, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати и сугубой ответственности.

Арх иерей , п осле чтения особых молитв , вручает хиротонисанному облачение нового сана : епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу . Н оворукоположенный священник цел ует полученн ые атрибуты и рук у архиерея в знак благодарности, затем первым из священник ов приступает к Причастию .

Он же произносит заамвонную молитву , тем самым показывая прихожанам начало свое го служения на новой степени священства. П осле рукоположения новопосвященный совершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи дар ов Святого Духа : премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

В ысш ей степень ю священства является епископ – «блюститель», «надзиратель» . Х иротония в епископ а начина е тся с обряда наречения , на котором присутствует Патриарх и архиереи. З а один или несколько дней до хиротонии нарекаемому за чит ыва ет ся указ о его избрании. Тот отвечает : «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю». После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и других епископ ов. В завершении чин а наречения поется « Многая лета» .

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священник а и диакон а, епископ ская хиротония начинается после « Трисвятой песни», прежде чтени я Апостола . Во время Таинства поются тропари Венчания. А рх иерей мо лится о ниспослании Святого Духа на хиротонисаемого . Е пископ облачается в т о же одеяние , что и священник , но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

В былые времена п осле каждой хиротонии присутствующие прихожане возглаша ю т « аксиос » («достоин»), выража я тем самым одобрение посвящ а емому. Сейчас от лица народа поет хор.

Кто может быть рукоположен

Х иротония осуществляется от низших степеней к высшим . О с рок ах служения на каждой из степеней в канонах ничего не сказано . Священство в диакон а совершается из ипод иа кон а , в иерея — из диакон а , в епископ а — из архимандрита . Иногда рукополагаемый в диакон а может на одной литургии сначала посвятиться в ипо диакон а , а потом в диакон а . Чтобы стать епископ ом, священнослужитель должен пройти все ступени в иерархии духовенства.

По традиции Православной ц еркви , епископ утверждается из числа монашествующих . Изначально епископ ы в ц еркви были женаты ми , но совсем скоро предпочтение стало отдаваться неженатым кандидатам , потому как служение на благо людям и церкви требует усиленной отдачи от священнослужителя . Сейчас безбрачие – непременное требование .

Представитель белого духовенства (имеющи й право на брак ) также может в стать на высшую степень священства , если отречётся от мирской жизни . При условии, что супруга поддержи вает мужа и готова уйти в монахини. Овдовевшие священник и также могут стать монахами и епископ ами, так как они не имеют права вступать в брак ещё раз, оставаясь при этом в сане .

В первые две степени священства допускаются как женатые , так и монахи. О днако принять решение о вступлении в брак нужно до вступления в сан.

Священнослужителем может стать только мужчина:

  • Достигнув возраста — 18-3 0 лет.
  • С емейное положение — холост или состоящий в первом браке.
  • С законченным средн им образование м.
  • Без психически х и физических отклонений (не должен быть слепым, глухим, немым, у него должны быть все пальцы на правой руке, для благословления , не должен страдать эпилепсией ) .
  • С наличием рекомендаций от православного священник а.

Также у Церкви строгие требования к супруге будущего священник а, которую он должен выбрать на последнем курсе семинарии. Будущая матушка должна быть православной, не иметь блудных связей до брака , следовать за батюшкой по долгу его службы, соответственно одеваться, часто бывать на службах, она должна быть примером христианки для прихожан. Тоже касается и детей священнослужителя.

Канонические препятствия к принятию сана

Кроме этого будущий священник не должен иметь канонических препятствий – тяжких грехов , совершенных в прежние годы жизни, среди которых: уголовные преступления (кроме гонений за веру), блуд и прелюбодейство, пьянство, о нем не должны плохо отзываться прихожане. Если священник и его семья не будут образцом для подражания своей паств е , то он будет порочить всю Церковь.

Понимание необходимости духовной чистоты для Божьего служителя родилось ещё в ветхозаветной среде . А апостол Павел в I послании к Тимофею писал:

Что такое целибат

Требования к не монашествующим , но и не состоящим в браке лицам ( целибат ам ) несколько иные и рукополагаются они в исключительных случаях .

Так , в нем сказано , что целибаты не могут принять священство ранее 30 лет . Высшее образование они должны получить на очной форме обучения , если же заочная — пройти обязательную двухлетнюю (минимум) стажировку церковнослужителя в крупном приходе или монастыре, под присмотром и с благословения архиерея. Кандидатура тщательно изучается епархиальным советом , и решение принимается на основании письменных документов:

  • одобрение епархиального совета, сделанное на основании собеседования и изучения необходимой документации ;
  • рекомендация духовника;
  • рекомендация ректора духовного учебного заведения , в котором учился кандидат ;
  • рекомендация священник а прихода , при котором кандидат проходил практику.

Х иротония в священ ный сан целибатов не приветствуе т ся исходя из тех соображений, что, находясь в миру , священнослужитель подвергается большим искушени ям и соблазн ам , чем монашествующий. В России первый целибатный православный священник появился только в XIX веке. До той поры в священный сан возводили только либо женатых мужчин — «белое духовенство», либо монахов — «духовенство черное».

Хиротония и хиротесия (возложение рук) – в чем разница

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения , т.е . церковнослужителей: чтеца, алтарника , ипо диакон а. Они подчиняются священнослужителям и не обладают благодатью священства. Посвящение в церковнослужителя называется хиротесией . Она отличается от хиротонии тем, что происходит вне литургии ( обычно перед ней ) и не в алтаре, а в храме ; это не Таинств о и она не дает благодати священства .

Для п оставлени я в церковнослужителя достаточно благословени я и руковозложени я епископ а . Оно заканчивается облачением в соответствующие священные одежды и происходит не так торжественно.

Благодать Святого Духа для служения Церкви

Священство являет ся особ ым призвание м , благодать Духа Святого даруется в первую очередь для служения ближни м , Богу, а потом и для своего с пасения. П реподобный Силуан Афонский говорил о священств е, как о высшем достоинстве:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector