0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хороший способ справиться с агрессией ребенка

Агрессивный ребенок и как ему помочь

Наталья Паничева
Агрессивный ребенок и как ему помочь

В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией.

Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер.

Что такое «агрессия»?

Агрессия – это реакция на конкретную ситуацию, чаще всего на неблагоприятную для ребёнка. Если родители не отнесутся внимательно к таким ситуациям и не смогут адекватно воспринять их, то всплески агрессии могут закрепиться в характере ребёнка, превратившись в устойчивую черту. Агрессия – это не эмоция, не повод и не установка. Агрессия – это модель поведения.

Причины детской агрессии

Неприятие детей родителями

Это одна из базовых причин агрессивности.Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

Безразличие или враждебность со стороны родителей

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Часто родители окружают ребенка чрезмерной опекой. Они предугадывают каждый шаг ребенка, предоставляют по любому вопросу готовое решение, лишая ребенка собственной инициативы, возможности выбора, что он сам хочет. В результате ребенок вырастет совершенно безвольным, не способным справиться с трудностями. Это в худшем случае, а в лучшем — ребенок будет бунтовать, агрессией пытаясь побороть давление.

Недостаток внимания для ребенка очень болезнен, и чтобы компенсировать его, ребенок готов делать запрещенные вещи — пусть отругают, зато уж точно заметят.

Запрет на физическую активность

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. А что делать с накопившейся за день энергией? Даже у очень послушного ребенка наступает момент, когда он больше сдерживаться не может и становится совершенно не управляемым. Поэтому необходимо организовать ребенку ежедневную зарядку энергии, где он может напрыгаться, набегаться и, желательно, накричаться от души.

Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками.

В дошкольном возрасте сила имеет особое значение, это своеобразный критерий лидерства. В детской группе сильный — значит главный. Особенно ярко это выражено у мальчиков. Кто самый сильный, тот все может — вот принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением детей в детском саду. Самое главное, чтобы ребенок получил качественно иной опыт общения (без необходимости постоянно проявлять агрессию)

Что делать с агрессивным поведением?

Если ребёнок поступил некрасиво – скажите ему об этом сразу, без промедления. Отведите его в сторону и объясните ему связь между его поведением и последствиями. Расскажите, что если он хулиганит или кусается, то, например, испортит праздник. Даже если сами сердитесь, постарайтесь не повышать голос на ребёнка, не ругать за непослушание и ни в коем случае не бить.

Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково. Ведя себя предсказуемо («Ты снова дерёшься, поэтому поиграй-ка пока один», маленький хулиган привыкнет к этому быстро. Он поймёт, что плохое поведение не добавит ему радости. А это осознание — первый шаг к самоконтролю.

Учите быть ответственным

Научите ребёнка правилу: разбил, сломал, разбросал – надо всё привести в порядок. Если сломал игрушку – помогите ему её починить. Если накрошил печеньем или рассыпал кубики – объясните, что нужно за собой убрать. Не наказывайте, а просто объясните ребёнку связь между агрессивным поведением и его последствиями.

Когда ребёнок угомонится, обсудите произошедший случай.Лучше сделать это через полчаса-час: когда он уже пришёл в себя, но ещё не забыл о происшествии. Пусть малыш пояснит, что стало причиной вспышки гнева («Коля, почему ты поссорился с Костей?»). Объясните, что иногда сердиться – это совершенно нормально, однако нельзя драться. Можно научить ребёнка ещёодному способу преодоления гнева: просто уйти на какое-то время от ситуации или человека, которые приносят ему недовольство. В это время стоит обдумать своё поведение и найти верный выход из ситуации.

Замечайте хорошее поведение ребёнка

Награждайте ребёнка своим вниманием, одобрением, если он ведёт себя хорошо (особенно, если раньше поведение ребёнка отнюдь не блистало).

Например, если ребёнок больше не решает с помощью кулаков конфликт на детской площадке или уступает покататься на качелях другому ребёнку. Говорите, что вы гордитесь своим ребёнком и объясняйте,почему: «Ты хорошо поступил – именно так и делают воспитанные дети».

Фильтруйте, что смотрит по ТВ ваш ребёнок

Не допускайте длительно просмотра ребёнком всех подряд телепередач, мультфильмов и фильмов.Далеко не все из них безобидны: многие из них наполнены драками, криками, сценами жестокости, угрозами. Если вы увидели с ребёнком нечто подобное на экране,обсудите: «Мне кажется, этот персонаж не очень прилично себя ведёт. Ты видел, как он ударил щенка? Так поступать нельзя, верно?».

Следите, в какие компьютерные игры играет ребёнок

Ни маленьким детям, ни подросткам не пойдут на пользу компьютерные игры, наполненные сценами насилия, уродливыми персонажами, мрачным сюжетом. Предложите им другие, более яркие интересные виртуальные разработки.

Если ребенок дерется с родителями или другими членами семьи

Если ребенок на вас замахивается, поймайте его и обнимите. Обнимайте, пока он не успокоится. После этого скажите, что если ему больно или плохо, то он может вам об этом рассказать.

Если же он не просто замахнулся, а стукнул вас (или дерется с вами регулярно, не кричите на него. Вполне возможно, что неосознанно он хочет получить именно такую реакцию и привлекает таким образом ваше внимание. Наоборот, скажите, что вам больно и всем своим видом покажите, что обиделись на него, отстранитесь, отвернитесь, выйдете из комнаты или выведите его. Пусть другой член семьи (если стал свидетель ситуации) подойдет к вам и пожалеет вас в присутствии ребенка, но игнорируя его, погладит вам «больное место», покажет, что вам больно.

Как помочь ребенку справиться с агрессией?

Часто маленькие дети, когда злятся, сами не понимают, что с ними происходит. Это важно им объяснять. Например, «Ты сейчас злишься на Ваню, так как он взял поиграть твою машинку, не спросив у тебя разрешения» или «Ты злишься на папу, так как он не разрешает тебе играть за компьютером».

Посочувствуйте ему: «Конечно, это неприятно. Я тебя понимаю», «На твоем месте я бы тоже сердилась (была недовольна, если бы мою вещь взяли без спроса».

Чем меньше ребенок, тем меньше он осознает, что он делает в порыве гнева. Как правило, дети не понимают, что делают больно другим, когда дерутся. И это необходимо объяснить ребенку на его языке, учитывая его возраст. К тому же дети еще не умеют контролировать свою злость. Кстати, а вы умеете?

Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих чувствах.

Научите его озвучивать свои чувства в «я — сообщениях», например, «я разозлился, так как ты сломал мой телефон», «Мне неприятно, когда мои вещи берут без спроса». Таким образом, вы учите его выражать злость словами, а не действием.

Конечно, сами тоже выражайте свои чувства в «я — сообщениях». «Мне неприятно, что ты раскидал все вещи».

Покажите разные способы выражения злости: потопать, похлопать в ладошки, комкать и рвать бумагу, резать ножницами, кидать мягкие мячики.

Выплеснуть злость можно и в ролевых играх, где есть «агрессор» и «жертва», допустим, «кошка с собакой», «кошки-мышки», «волк (лиса) и заяц».Важно: в таких играх меняться местами, чтобы ребенок побывал и в той, и в другой роли, и любая игра должна заканчиваться хорошо, на перемирии.

Направьте его агрессию в другое русло, допустим, выплеснуть злость он может на занятиях спортом. Можно повесить в доме боксерскую грушу.

Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

Отреагировать злость можно и во всех играх, где есть возможность для удара,пинка: это все простые игры с мячом, футбол, хоккей, бадминтон, теннис, баскетбол, естественно, все виды борьбы. Даже простейшая зарядка поможет снять напряжение.

Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!». Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

Смотрите с ребенком добрые передачи, мультфильмы и фильмы, читайте сказки, в которых добро побеждает зло. Ограждайте от мультфильмов и фильмов, где демонстрируется насилие.

Пойте и слушайте добрые, жизнерадостные песни.

Инсценируйте с помощью игрушек сценки из сказок и мультфильмов, из жизни ребенка (не называя имен, разыграйте разные способы разрешения конфликтов.

Далее предлагаем вам следующие игры, которые вы можете проводить с ребенком время от времени, и особенно, когда он злится.

Игра «Злая подушка» или «Подушка для битья»

Выбираем отдельную подушку, которую бьем, кусаем, топчем, пинаем, когда злимся. При этом можно и покричать прямо в подушку. Потом на этой подушке ни в коем случае нельзя спать или лежать. Такую подушку нужно хранить в специальном месте.

Игра «Волшебный мешочек»

Сшейте или подберите специальный «волшебный» мешочек, в который можно говорить о своих обидах, боли, злости, досаде и других чувствах. Объясните и покажите ребенку, как им пользоваться.

«Этот мешочек обладает волшебным свойством превращать неприятные чувства в спокойные. Для этого надо раскрыть мешочек и сказать в него все, что чувствуешь. А потом закрыть (завязать, застегнуть на пуговку). Тогда это чувство попадет в мешочек и останется в нем до тех пор, пока не исчезнет. Этот мешочек сможет растворить плохое чувство. А ты почувствуешь легкость и спокойствие».

Побуждайте ребенка использовать волшебный мешочек всегда, когда он злится, обижается, когда у него плохое настроение, чтобы у него это вошло в привычку.

Уважаемые родители! Помните! Каждый случай уникален, и в каждой ситуации важно разбираться отдельно. Если предыдущие советы вам не помогли, то лучший способ изменить ситуацию — семейные расстановки

Консультация «Чтобы ребенок рос любознательным, ему нужны игры» Консультация: «Чтобы ребенок рос любознательным, ему нужны игры» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Как помочь детям с нарушениями зрения? Тема «Овощи» так легко? Но как объяснить ребенку с нарушением зрения, что это картофель? Или что это помидор? Сегодня, я расскажу вам, как.

Как помочь малышу заговорить? • Старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком: рассказывайте ему, что вы делаете, комментируйте свои действия, при этом четко выговаривайте.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление, что количество детей с подобным поведением.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Агрессия, к сожалению, окружает нас и наших детей. Агрессивность в поведении человека может быть защитной, часто «агрессивными» называют.

НОД для детей средней группы по физическому развитию «Крошу заболел, как ему помочь?» Задачи: -развитие способностей у детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для человеческого организма. -развивать.

Рекомендации «Как помочь ребенку с дисграфией?» Рекомендации «Как помочь ребенку с дисграфией?» В работах учащихся с нарушениями речи встречаются ошибки различного характера, одни из.

Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь? В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке, практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят,.

Читать еще:  Как перестать быть несчастливым и стать счастливым?

Занятие «Как помочь Буратино?» Тема: «Как помочь Буратино?» Финько Л. Н. воспитатель, МБДОУ ДСКВ № 5 ст-цы Ясенской Ейский район Краснодарский край Программное содержание.

Как бороться с агрессией у детей

Немотивированная агрессия у ребенка 3-7 лет – довольно частое явление. Кроха терроризирует домашних животных, зло ломает и разбрасывает игрушки, рисует тяжелые для психики картинки, срывается по малейшим пустякам. И естественно, родители обращаются к неврологу или психологу, чтобы доктор вылечил ребенка.

Что нужно знать о детской агрессии, можно ли ее лечить и, если да, каким образом? Тема крайне сложная, потому что ошибки практически не дают права их исправить, и родители должны действовать очень грамотно и чутко.

Психологи советуют родителям немного выдохнуть от ужаса «у меня агрессивный ребенок» и посмотреть на проблему с другой стороны, не в популярно-обывательском смысле, а медицинском.

Во-первых, агрессия – это эмоция, хоть и деструктивная. Это такое же естественное для человека эмоциональное состояние, как радость, удивление, интерес, печаль, огорчение и т.д. Если ребенок может испытать весь спектр эмоций, значит, с его ЦНС и психоэмоциональным развитием все хорошо. Намного было бы хуже, когда ребенок не может эмоционально реагировать, вот это уже болезнь.

Агрессия — это никакая не болезнь и не патология, которую необходимо лечить, как родители не обращаются к врачу, потому что их ребенок улыбается, интересуется игрушками и огорчается, когда его укладывают спать.

Во-вторых, если агрессию лечить, т.е. медикаментозно купировать, это означает, что будут купироваться все эмоции. Лекарства будут блокировать передачу нервного импульса от нейронов без разбора – агрессия здесь или радость. Далее идет изменение нейронной клетки на химическом уровне, и она может НАВСЕГДА потерять способность проводить нервный импульс любого содержания – желание, потребность, эмоции, функции организма.

Важно! Медикаментами затормаживают работу нервной системы только в очень сложных случаях и при четко поставленном диагнозе! Бытовая агрессия к этому не имеет никакого отношения!

В-третьих, если агрессия часто и немотивированно проявляется у ребенка 3-7 лет, то это 100% вопрос к родителям, малыш здесь совершенно не причем.

Агрессия – это эмоциональная реакция на какой-либо раздражитель, способ выразить свое отношение к чему-то неприятному, раздражающему, нервирующему уже длительное время.

Родителей должно волновать не как лечить детскую агрессию, а что нужно исправить в жизни ребенка (в условиях проживания, здоровье, общении, степени внимания, атмосфере в семье и т.д.), чтобы малыш перестал так нервничать.

И здесь главнейшая ошибка, которую допускают родители – «я не знаю, у нас все хорошо».

Агрессия одна из самых сильных эмоций/реакций на что-то, и она редко возникает с первого же раздражения. Если дошло до такого срыва, то родители просто не услышали несколько раз, что ребенок хотел им сказать, игнорировали его «я не хочу/хочу», «нет», «я не буду». В итоге ребенок, уже просто для того, чтобы его услышали и заодно выплеснуть накопившееся раздражение, ломает игрушку, зажимает кота, кусает маму. Он привлекает внимания всеми доступными способами!

Естественно, что проявление агрессии сразу же замечают родители, начинают успокаивать малыша, гадать, что же с ним произошло. А думать надо о том, где и когда они пропустили первые «звоночки», что именно могло послужить раздражителем, как его исключить из жизни ребенка.

Психологи уверены: лучший способ бороться с детской агрессией – слышать своего ребенка, наблюдать за психоэмоциональным состоянием и вовремя убирать раздражитель, если его вообще нельзя исключить.

Причины детской агрессивности. Как помочь ребёнку справиться с агрессией

Агрессивное поведение детей — одна из актуальных проблем, с которой родители обращаются к психологу. В то же время педагоги и родители понимают, что агрессивность сама по себе не является одной из форм неадекватного поведения. В паре с эмоциональной энергией она часто способствует достижению определённой цели подростка.

Действительно, агрессивностью страдают все люди. Умеренная агрессивность — качество скорее положительное, чем отрицательное. Что было бы, если бы все люди оказались вдруг «беззубыми», вялыми, пассивными и плаксивыми, не способными отстаивать свои права?

Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы. Как помочь родителям найти наиболее рациональный путь эффективного воспитания? Опрос старшеклассников показывает, что если появляется препятствие, то неиспользованный «эмоциональный пар», не найдя нужного выхода, обычно направляется по ложному пути и проявляет себя в состоянии тревоги (30% учащихся), чрезмерном курении (30% учащихся), в изнурительной работе (15% учащихся), болях в желудочно-кишечном тракте (10% учащихся).

Плохое самочувствие, боль — это, как правило, плохое настроение. Поэтому агрессивность надо не изживать, искоренять, а понять её причины, позаботиться о том, чтобы обеспечить ей надлежащие каналы для полезного приложения.

Давайте посмотрим, кто больше всех страдает от агрессивного поведения?

Правильно, сам ребёнок. Несомненно то, что очень часто проблема детской агрессивности заключается в родителях, в их чувствах и реакциях на детей. Часто проблемы агрессивности подростка вырастают из ранней детской агрессивности, не откорректированной в соответствующем месте и соответствующем возрасте.

Итак, причины детской агрессивности могут быть следующими.

  1. Заболевание центральной нервной системы. Эту причину нужно исключить в первую очередь. Неспровоцированная агрессивность, ассоциальность, неадекватность поведения ребёнка, особенно внезапно возникшая, могут быть одним из симптомов тяжёлых расстройств. С этой проблемой родители сталкиваются уже в раннем детстве ребёнка. В этом случае необходимо обследование и последующее лечение ребёнка у психоневролога, психиатра.
  2. Агрессивность как средство психологической защиты. Такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты требует слишком много внешней активности, которой они избегают. Чаще всего дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьёзного и тяжёлого нарушения — отсутствия «базового доверия к миру». Такой ребёнок может ощущать себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним. Эмоциональное отвержение может проявляться в глобальном недовольстве ребёнком, постоянном ощущении родителей, что он «какой-то не такой».
  3. Различные нарушения семейного воспитания. Наиболее распространёнными из них являются чрезмерная строгость, запугивание ребёнка, вседозволенность или разные стили воспитания у разных членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.

Безусловно, влияние на детскую агрессивность оказывает прямая агрессия, направленная родителями на детей (физические наказания, негативные комментарии в грубой форме и др.). Также различные формы демонстрации агрессивного поведения родителей, направленные как друг на друга, так и на другие объекты, способствуют закреплению агрессивного поведения у детей.

Отсутствие чётких правил, недостаточность или размытость ограничений, приводят к тому, что ребёнок не может научиться контролировать собственное поведение.

В семьях, в которых дети привыкли добиваться и получать преимущественно негативное внимание, ребёнок может использовать агрессию как способ заявить о себе и получить признание. Такие дети, как правило, имеют низкий уровень самоуважения.

  1. Нарушенная исследовательская активность ребёнка. Ткнуть в бок собаку, ударить сверстника и с любопытством смотреть, что будет, такой род «исследований» часто встречается у маленьких детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Причина эмоциональных нарушений может носить как биологический характер так и социальный.

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

  1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности;
  2. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми.

Оказать помощь подростку родители могут, выполняя следующие рекомендации.

  • Контролировать свои негативные эмоциональные состояния. Это самый лучший способ научить самоконтролю ребёнка, который даёт вам шанс постепенно, год за годом обучить его зрелым способам выражения гнева — словесным и, по возможности, мягким.
  • Овладеть приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  • Минимизировать внимание, которое получает демонстративное агрессивное поведение ребёнка, найти способы оказать внимание ребёнку в тех ситуациях, когда он ведёт себя мирно, подчёркивая удачные моменты в его поведении.
  • Говорить с ребёнком о своих чувствах и переживаниях, язык «Я-сообщений».
  • «Активно слушать» его.
  • Не оценивать личность ребёнка, а говорить о нежелательных действиях ребёнка.
  • Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  • Проявлять уважение к мнению ребёнка, позволять ему самому принимать решения.

Куда хуже ситуации с подростками, которые скрывают свои чувства, чтобы не огорчать взрослых или просто из боязни. Психологу хорошо известны эти трудные послушные тихие дети, которые не нашли лучшего применения своей агрессивности, как направить её на себя же самих. Они кусают себя, закусывают губу или расчёсывают совершенно здоровую кожу до крови, грызут ногти. Гнев, заполняющий их изнутри, постепенно превращается в так называемое пассивно-агрессивное поведение. Ребёнок действительно не осознаёт, что хочет выплеснуть из себя наружу злость, он просто изводит «тирана» во внешне безобидных формах: оттягивает время, копается, упрямится, намеренно забывает просьбы, намеренно отказывается что-то делать. Далее замечаем, что в подростковом возрасте проблемы детей с подавленной агрессией усугубляются. Их за покорность любят учителя и ненавидят сверстники. Из них не вырастают самостоятельные и независимые взрослые, наоборот, они плывут по жизни пассивно.

Родителям стоит признать за ребёнком право на сильные эмоции, такие как гнев, ревность, обида, и терпеливо объяснять, как важно уметь себя контролировать и понимать, что с тобою происходит. Важно научить ребёнка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или при помощи действий, безобидных для окружающих, в спорте. Перевод чувств ребёнка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить. Зная язык своих чувств, ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен или зол, а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением.

Способы выражения гнева в приемлемой форме:

  • Прямо заявлять о своих чувствах;
  • умение направлять гнев на объект, при этом не уклоняясь в стороны от основной жалобы;
  • стремление найти конструктивное решение;
  • выражать гнев в косвенной форме.

Итак, агрессивное асоциальное поведение формируется не сразу, а за годы. Родители склонны замечать ненормальную детскую агрессию лишь тогда, когда она принимает открытые формы. Нам надо быть взрослее ребёнка: не обижайтесь, не драматизируйте ситуацию, а постарайтесь помочь ему сублимировать стихийную энергию в творчество, в созидательные занятия и увлечения. Слово «агрессивность» так прочно слилось в русском языке с агрессорами и вызывает тяжёлые ассоциации. А если назвать её: напористостью, предприимчивостью, активностью, презрением к опасности, упорством в достижении цели? Под таким именем легче принять её, признав не только неизбежность, но и полезность в социально приемлемых формах. Тогда подростку не составит труда с вашей помощью самодисциплинироваться, т.е. научиться управлять своими желаниями и порывами.

  1. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. — М.: Дрофа, 2002. — 416 с.
  2. М. Чибисова. «Такие разные драчуны. Консультирование родителей агрессивных детей», «Школьный психолог». 2014. №1. С. — 18.

Детская агрессия: откуда она берётся и что с ней делать

Заметили, что иногда ваш ребёнок злится, кричит на других и даже ударил мальчика в песочнице? Злость — это нормальное чувство. Наш блогер, психолог Анита Вайаканти, рассказывает о причинах детской агрессии и способах борьбы с агрессивным поведением.

Нередко обеспокоенные поведением ребёнка родители обращаются к специалистам: «Мой ребёнок кусается»; «Бьёт других детей/меня»; «Ломает игрушки»; «Говорит нелицеприятные слова» и так далее. Предлагаю разобраться, что может быть причиной такого рода поведения и как поступать родителям.

Вся ли агрессия несёт негативный характер? Думаю, что нет, не вся. Существует агрессия в конкуренции (здоровая агрессия, которая мотивирует), агрессия в мире животных, которая помогает им выживать. Агрессия как действие, которое направлено на причинение вреда другому, — негативная. С ней как раз мы и будем сегодня разбираться.

Для начала важно запомнить, что злиться — это нормально. Все мы живые люди и испытываем каждый день огромный спектр эмоций, среди которых могут быть и радость, и испуг, и воодушевление, и злость. Важно не то, что эта эмоция появилась внутри нас, а как мы её проживаем и выражаем. Когда мы радуемся, мы улыбаемся, смеёмся, обнимаем близкого, но не запрыгиваем на стол посреди рабочего дня и не кричим во всеуслышание. Точно так же мы выражаем и злость: стискиваем зубы, повышаем голос, может, даже бьём кулаком по столу, но не по лицу собеседника.

Испытывать разные эмоции значит жить и быть настоящим. Дети живее нас в эмоциональном плане

У них ещё нет навязанных барьеров или установок. Они проживают эмоцию очень сильно. Наша задача — научить их распознавать свои эмоции и правильно их выражать.

Возможные причины детской агрессии:

Агрессия из-за незрелости речи. Ребёнок уже в первые годы жизни начинает сталкиваться с какими-либо ограничениями, а объяснить своё недовольство не может, да и родители особо не спрашивают. У него остаётся единственный инструмент для донесения недовольства — ударить, укусить, разораться.

Читать еще:  Народные обычаи: невинная традиция или язычество?

Чтобы избежать подобного рода поведения, вы можете предугадывать мысли и желания ребёнка, а ещё лучше — озвучивайте ему их: «Ты хочешь залезть в шкаф? Но туда, к сожалению, нельзя, давай мы с тобой на ковре поиграем»; «Я понимаю, ты расстроилась и разозлилась, что я не дала тебе свою косметику. Я тебя понимаю, давай я поищу мелки и мы с тобой порисуем, как будто это тени». Замените «Что ты наделал! Непослушный мальчишка!» на «Ах, какой плохой поступок. Мне очень грустно!». Ругайте не ребёнка, а его поведение.

Агрессия как средство самозащиты. Что такое личные границы, думаю, объяснять не стоит. Даже мы, взрослые, иногда используем агрессию как способ защиты своих интересов и личных границ. Чем чаще человек использует именно этот способ, тем меньше его внутреннее доверие к миру, то есть базовое доверие к миру. Оно формируется в первые годы жизни ребёнка и влияет на всю последующую жизнь, а точнее, отношение к ней.

«Тогда я не буду с тобой играть!»: почему дети шантажируют друг друга

На формирование отношения к миру влияет много причин. Самая главная — это чувства и эмоции мамы в период беременности и после родов, её реакция на ребёнка, удовлетворение или неудовлетворение его потребностей, атмосфера в семье. Получается, что благодаря взаимодействую с мамой ребёнок делает бессознательный вывод о мире в целом. Этот мир может быть дружелюбным, интересным, добрым и безопасным (когда мама ждала малыша, реагировала на его плач и другие сигналы, общалась с ним, находилась в положительном эмоциональном состоянии и так далее), а может быть злым, страшным, тревожным и небезопасным. Во втором случае ребёнок будет чаще проявлять свою агрессию, ведь внутри у него ощущение, что что-то плохое ждёт его от этого мира, людей и жизни. В этом случае важно понять причину и постараться компенсировать упущенные моменты: проводить вместе время, не реагировать агрессией на агрессию, стараться поддерживать благоприятный климат в семье, играть в игры, читать терапевтические сказки и рассказывать, какой мир добрый, интересный.

Стиль воспитания. Чрезмерно строгий, авторитарный, запугивающий или, наоборот, вседозволяющий стиль воспитания может провоцировать детскую агрессию. Подумайте, как вы общаетесь с ребёнком, хотели бы вы, чтобы с вами общались так родители или ваши друзья. Не противоречите ли вы с супругой/супругом друг другу, воспитывая и поучая ребёнка. Не должно быть такого, что мама чрезмерно опекает, в то время как папа требует самостоятельности. Разные стили воспитания плохо сказываются как на поведении, так и на его психике в целом.

Отношения взрослых между собой. Агрессия порождает агрессию, по-другому никак. Если мама с папой ругаются, кричат, проявляют неуважение друг к другу, у ребёнка теряется чувство безопасности и он живёт с ощущением приближающейся тревоги. Вы — самое ценное, что есть у ребёнка. Частые ссоры даже за «закрытой дверью» всё равно влияют на детей, ведь меняется атмосфера в доме, и именно поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребёнком как угроза для него самого. Что мы делаем, когда нам угрожает опасность? Нападаем, то есть проявляем агрессию.

Дети просто не умеют выражать агрессию. Даже когда ребёнок научился говорить, он может не уметь выражать свои чувства. Этому нужно учиться, а учителями служат родители. Кто, если не родитель, расскажет, как можно поступать, а как нельзя? Кто, если не родитель, поможет пережить негативные чувства и разрядить их? В своей практике для выражения агрессии у детей я использую игровые методы.

Агрессия из-за родительского игнора. Самое страшное для ребёнка — это потеря родительской любви и игнорирование. Часто дети ломают что-то, кричат, не слушаются не потому, что они такие злые и противные, а потому что им жизненно необходимо ваше внимание. Уж лучше мама с папой отругают меня, чем вовсе не будут замечать, — вот какая мысль провоцирует их. Ваша любовь и внимание — огромный ресурс и ценность для детей. Обращайте на них внимание, реагируйте на их просьбы, высказывания, старайтесь удовлетворять их потребности (потребность не равно желание).

Несколько способов преодоления детской агрессии

Безусловно любите ребёнка. Уверена, что вы и так это знаете. Ваш ребёнок — самый классный, самый лучший и любимый на всём белом свете. Всегда оценивайте его поведение, а не личность. Самый лучший и эффективный способ общения с ребёнком — общение с помощью «я-высказываний»: «Мне грустно, когда дети так поступают»; «Я устала, и шум, который издаёт игрушка, меня раздражает».

Учите обращать внимание на эмоции. Умение чувствовать свои эмоции — это огромный шаг в сторону управления ими. Помогите ребёнку распознать эмоцию, которая сейчас зародилась внутри, назовите её, а лучше и её, и причину её возникновения: «Ты злишься, потому что…»; «Ты расстроен, потому что…»

Поддержите ребёнка. Скажите, что вам жаль, что ребёнок не может чего-то получить и злится: «Конечно, тебе обидно…»; «Наверное, тебе сейчас кажется, что…» Говоря о чувствах ребёнка и поддерживая его, вы устанавливаете с ним добрые, спокойные детско-родительские отношения.

Дети без эмоций: как распознать психопатию и можно ли с ней бороться

Контролируйте свои негативные эмоции. Не ждите от ребёнка послушания и добра, если сами показываете ему противоположное. Вы — главный пример для ребёнка. То, как вы проживаете злость или реагируете на агрессию, сказывается на поведении ребёнка.

Учите выражать эмоции, особенно негативные. Существует множество психологических игр, которые направлены на профилактику агрессивного поведения и его конструктивное выражение: «Листки гнева», «Нарисуй свой гнев», «Драка на подушках», «Кидать тяжёлые мячики в стенку», «Обзываться фруктами или овощами», «Мешочек криков», «Нарисуй обидчика и посмейся над ним», «Выбиваем пыль» и так далее.

Общайтесь с ребёнком. Качественное общение, общение по душам, чтение книг — любое совместное времяпрепровождение положительно скажется на его состоянии.

Помощь специалиста. Если вы чувствуете, что сложно, что не знаете, как реагировать, или применяете все рекомендации, а ребёнок всё равно по- прежнему ругается или дерётся, то обратитесь за консультацией к детскому психологу, который даст развёрнутые рекомендации для вас, поработает с ребёнком и объяснит, почему ребёнок так реагирует и поступает.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Хороший способ справиться с агрессией ребенка

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу.

Статья:

Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу. Высокий уровень агрессии у детей может стать настоящей проблемой для окружающих. Как минимум он повышает тревожность всех участников конфликта. Как максимум – может привести к несчастному случаю. Поэтому важно таких детей вовремя выявлять, а затем учить их контролировать свои эмоции. Как помочь малышу справиться с гневом, и что на самом деле стоит за агрессией?

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

  • не может контролировать себя;
  • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
  • завидует и мстит;
  • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
  • отказывается следовать правилам;
  • винит в своих ошибках других;
  • злится и отказывается делать что-либо;
  • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода. В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

  • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
  • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

ЧТО СТОИТ ЗА АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ?

В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

  • Желание стать лидером, завоевать симпатии.
  • Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
  • Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
  • Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

Однажды мама на приеме у психолога пожаловалась: «Сын с детства был таким – кусался, толкал меня, бил». На что тот ответил: «Ребенок, который растет в атмосфере любви и понимания, среди дружелюбных и любящих людей, не имеет предпосылок к агрессивности». В действительности это так. Чем меньше причин к недовольству, чем ярче пример, как положительно реагировать на неприятные обстоятельства, тем меньше повода к агрессии.

С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

Почему ребенок может проявлять агрессию в разных возрастах?

  • До года. Недовольство у младенца могут вызвать ограничение движения, а также гигиенические процедуры: промывание носа, подстригание ногтей. Некоторым детям не нравится одеваться на улицу. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. А вот страсть к кусанию обычно вызвана желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие повторяется.
  • 1-2 года. В этом возрасте ребенка начинают интересовать другие люди, он активно исследует мир и пробует устанавливать контакты. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мать сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует и награждает игрушкой или сладостью.
  • 2-3 года. Малыш не чувствует боли, причиняемой другому, не способен поставить себя на чужое место. Кроме того, он эгоцентричен. Жестокость и агрессия могут проявляться при желании обладать какой-то игрушкой, когда возникает конфликт интересов с другими детьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
  • 3-4 года. Ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
  • 4-5 лет и старше. К этому возрасту устанавливаются основные поведенческие реакции. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает вникать в социальные связи, учится строить разные отношения с разными людьми. Важную роль играет понимание добра, воспитание сопереживания, милосердия. Агрессия может проявляться более изощренно, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.
Читать еще:  Большинство украинцев негативно относятся к сексменьшинствам

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

Правильная реакция взрослых на агрессию решает половину проблемы. Нельзя отвечать ребенку тем же, то есть ругать и наказывать за агрессивное поведение. Нужно донести и подкрепить собственным примером, что любой конфликт можно решить мирным путем.

  • В момент вспышки ярости правильно будет крепко обнять ребенка сзади, чтобы он не мог ударить, и прошептать на ушко, что его эмоции понятны и нормальны. Когда малыш успокоится, нужно вместе найти мирный способ решения проблемы.
  • Если между детьми назревает ссора или заметно, что ребенок злится, нужно переключить его внимание. Важно учитывать, что тело к этому времени напряжено и готово к активным действиям. Поэтому лучше быстро затеять подвижную игру: бег наперегонки, прятки и т. д.
  • Объяснять ребенку, что он был не прав, нужно через «Я-сообщения». Неправильно говорить, что он плохой, драчливый, с ним не будут дружить. Лучше сказать: «Я расстроена, что произошла драка». «Я хочу, чтобы ты показал другим, какой ты добрый и воспитанный». «Мне приятно смотреть, когда ты весело и мирно играешь, а когда дерешься, мне грустно».

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ

Лучше всего, если с агрессивным ребенком будет работать квалифицированный психолог. Знаний родителей зачастую недостаточно для эффективной коррекции поведения. Работа с агрессией проводится в нескольких направлениях:

  • обучение приемлемым способам выражения злости, недовольства, гнева;
  • обучение самоконтролю, умению распознать негативные эмоции по ощущениям в теле и вовремя успокоиться;
  • формирование способности сопереживать, доверять, сочувствовать, проявлять милосердие.

Если дома накаленная обстановка или ребенок переживает развод родителей, рекомендуется психологическая консультация всем членам семьи. Чтобы справиться с агрессией, важно поместить ребенка в спокойную, доброжелательную, любящую среду. При неврологических заболеваниях требуется лечение.

Также родителям стоит оказывать посильную поддержку ребенку. Важно помнить, что он проявляет агрессию только потому, что не умеет иначе. О том, какие способы помогут справиться с эмоциями, читайте ниже.

ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ?

Когда ребенок злится, нужно попросить его описать, что он чувствует, где располагается чувство гнева в его теле. Обычно дети очень детально расписывают, как горят щечки, начинает покалывать в ладошках, колотится сердечко, в горле кричать хочется. Важно чтобы малыш научился прислушиваться к своим ощущениям. Нужно попросить его словесно сообщать о своем состоянии. Например: «Я очень злюсь», «Тебе лучше меня не трогать, я могу сорваться».

ОБЗЫВАЛКИ

Гнев нужно выражать приемлемым способом. Например, вместо обидных оскорблений лучше использовать шуточные обзывалки. Участники конфликта должны договориться, какие слова они будут говорить друг другу. Например: «Ты картошка». «А ты укроп». В конце, когда на смену злости придет смех, нужно закончить перепалку приятным словом: «А ты солнышко (котенок, сахарок)».

Агрессию у детей постарше можно унимать обзывалками в стихотворной форме. Например:

«Ленка — пенка — колбаса,
На веревочке оса.
Ленка — пенка — колбаса,
Тухлая капуста.
Съела кошку без хвоста,
И сказала: «Вкусно».

РАССЛАБЛЯЛКИ

По мере того, как ребенок будет учиться распознавать свой гнев, нужно учить его самоконтролю. Одним из способов является расслабление. Нужно попросить малыша изобразить злость, а затем попробовать прилечь и расслабиться. Необходимо закрыть глаза и представить, как он качается на волнах на надувном матрасе. Можно сделать легкий массаж с потешками. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что гнев – это временная эмоция, которую он способен контролировать.

ЗЛАЯ КУКЛА

Малышу можно подарить игрушку, которая обладает не слишком покладистым характером. Нужно придумать и рассказать ее историю, попросить сына или дочку ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй куклой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

МЕШОЧЕК ДЛЯ КРИКА

Еще один действенный способ избавиться от гнева и предотвратить агрессию – покричать в мешочек. Ребенку нужно разрешить выкрикивать любые, даже самые плохие слова. Лучше он сделает это сейчас, чем потом, на улице. После того, как малыш почувствует облегчение, мешочек вытряхивают за окошко.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.

ДЕЙСТВИЕ

Если ребенок сильно разозлен и расслабление невозможно, нужно показать, как правильно выплеснуть негатив. Например, устроить бой подушками, покидать мяч в баскетбольное кольцо, побить грушу, поиграть в боулинг. Также полезно будет отвести агрессивного ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где он будет расходовать свою энергию (плавание, боевые искусства, акробатика).

Итак, на формирование агрессии у детей существенно влияют внутрисемейные отношения и способы воспитания. Слишком строгие правила, равно как и вседозволенность, могут подтолкнуть ребенка к агрессивному общению. Важно не окружать ребенка запретами, а объяснять и показывать на примере, как приемлемо себя вести, а как нет. Психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не более 5 раз в день – только в случаях, когда малыш собирается сделать что-то действительно опасное. В остальном нужно переключать его внимание. Например, если он пытается разбить кружку, нужно дать пластиковый стаканчик со словами «попробуй бросить это». Или при попытке порвать книгу дать старую газету, которую рвать можно.

Конечно, чтобы обуздать агрессию ребенка, взрослому самому нужно умерить эмоции. Для этого при очередной вспышке гнева стоит задаться вопросом: «А что в этот момент происходит в детской голове?».

Хороший способ справиться с агрессией ребенка

Кропотливо собираемый еще пару минут назад конструктор лего вдруг летит в сторону стены и разлетается там на сотни кусочков.

«С меня хватит!» — в надежде разрулить ситуацию вы переходите на крик. Ребенок в ответ тоже кричит, загребая в руку новую порцию деталек лего.

«Что с тобой? В этом доме мы не бросаемся игрушками!». Однако эта ваша реакция, кажется, только подливает масла в огонь.

Пытаясь применить другую тактику, вы включаете эмпатию: «Я вижу, ты злишься». И слышите в ответ новый крик: «Я не злюсь!».

Да что это такое?! Если он не злится, то что же это тогда? — думаете вы.

Вы устали от подобного поведения. За последние несколько месяцев эти вспышки злости у ребенка участились. Никакие замечания, наказания и тайм-ауты картины не меняют. Возможно, настало время попробовать радикально другой способ справляться с детской агрессией.

Замкнутый круг «Я плохой»

Если вы готовы посмотреть на агрессию под другим углом зрения, вам придется абстрагироваться от летающего по дому лего и попытаться увидеть в поведении вашего ребенка нечто иное, лежащее не на поверхности.

Давайте на минуту представим, что ваш ребенок хочет быть хорошим и вести себя хорошо. Он хочет поступать правильно. Он хочет быть в тесной связи с вами.

Но иногда он попадает в замкнутый круг «я плохой ребенок».

Как это работает?

Ваш ребенок испытывает какие-то сильные эмоции — например, гнев, фрустрацию, тревогу или разочарование. Он совершенно не понимает, как ему справиться с этим сильным чувством, поэтому он выдает простую реакцию — кидается вещами, хлопает дверьми, толкает младшую сестру.

Сразу после того как он демонстрирует подобное поведение, он чувствует себя ужасно. Отвратительно. Возможно, он даже шокирован собственными действиями. Первая мысль, которая приходит к нему в голову: «Я плохой».

Как только вы, взрослый, оказываетесь с ним рядом, вы выдаете ответную реакцию на его поведение: кричите, делаете замечания, повторяете правила, о которых вы с ним договорились.

Ваша реакция подтверждает его мысль, и он говорит себе: «Видишь, мама тоже считает, что я плохой». Чем чаще он повторяет эту мысль про себя, тем больше он ей верит. А чем больше он ей верит, тем чаще его внешнее поведение это отражает.

Топливо стыда

Стыд — это мощная сила, которая замыкает этот круг. Когда ребенок чувствует себя плохим, стыд нашептывает ему «Ты не заслуживаешь, чтобы тебя любили».

И вдруг ваш ребенок начинает защищаться. Он пытается игнорировать свои ужасные чувства и прекращает вызывающее поведение, чтобы показать себя хорошим и любящим, и вопреки очевидному говорит: «Я не толкал сестру» или «Я вовсе не злюсь».

Некоторые дети в такой ситуации отталкивают взрослого, словами или действиями говоря: «Уйди от меня! Не видишь, я накосячил? Я плохой. Я не заслуживаю любви».

Эти дети застряли в замкнутом кругу. Им нужна ваша помощь.

Размыкая замкнутый круг

Как правило, родители и не подозревают, как много стыда испытывает их ребенок.

Поведение вашего ребенка кажется вам личным выпадом против вас. Вам кажется, что ребенок специально упрямится, или что он знает, как в конкретной ситуации вести себя лучше, но назло не делает этого.

И иногда так оно и есть.

Но для большинства детей возмутительное поведение, которое вы видите, — это знак того, что они застряли в замкнутом кругу вины и стыда.

Что если, вместо того чтобы придумывать «правильное наказание» для того или иного проступка вашего ребенка, вы поможете ему выбраться из этого замкнутого круга? Что если вы покажете ему выход?

Вот несколько способов это сделать.

  • Поработайте над собой.

Очень трудно будет помочь своему ребенку, если вы сами увязли в чувстве стыда. Уделите немного времени тому, чтобы проанализировать собственные родительские триггеры, из-за которых вы обычно приходите в ярость, найдите время для заботы о себе, придумайте поддерживающие вас фразы для подобных ситуаций. Вместо того чтобы ругать себя за прошлые ошибки, поблагодарите себя. Обратитесь за поддержкой к друзьям или психологу — это поможет закрепить изменения.

  • Берите паузу в критических ситуациях.

Когда дети ведут себя агрессивно или кричат, естественной реакцией родителя будет ответить агрессивно и наорать. К сожалению, это только усиливает замкнутый круг, в который попал ваш ребенок. Когда вам в следующий раз захочется закричать, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы утишить эмоции, а затем отвечайте. Усмирить бурю внутри поможет напоминание себе: «то, что происходит — не катастрофа».

  • Смотрите не на внешнее поведение ребенка, а вглубь.

Многие родители ощущают необходимость наказать или «преподать урок», когда их дети выходят из берегов. Если ваш ребенок кидается игрушками, топает ногами и бьет младшего брата, это знак того, что он не может сам собой управлять, или что он нуждается в новых способах справляться с сильными чувствами, которым его научит взрослый. Иногда вам потребуется провести небольшую «детективную» работу, чтобы понять, какие мысли и чувства запускают то или иное поведение вашего ребенка.

  • Проявляйте эмпатию к ребенку, когда он испытывает трудности

Переложите тот сложный комплекс эмоций, которые испытывает ваш ребенок, в слова: «Тот конструктор лего никак не собирался так, как ты хотел, верно? Невольно захотелось разломать и раскидать его, так что теперь нужно начинать все сначала. Бьюсь об заклад, ты не хотел швырять его об стену, правда? Это действительно сложно — доделать что-то до конца, когда не получается». Нет необходимости одобрять деструктивное поведение ребенка, чтобы показать ему, что вы его понимаете.

  • Устанавливайте границы мягко

Создание безопасной среды и установление прочных границ важно, но это не стоит делать жестко. Опуститесь на уровень ребенка, если это возможно. Предложите объятие или, в зависимости от ситуации, ненадолго оставьте ребенка в покое в вашем присутствии. Если ребенок хочет вас ударить, отклоняйте его руки мягко и спокойно, не применяя силу. Излучайте спокойствие и уверенность, и тогда ребенок услышит исходящее от вас послание: «Это кажется большим и страшным, но вместе мы справимся. Я здесь, с тобой».

Почему это работает

Если вы хотите помочь вашему ребенку выбраться из замкнутого круга вины и стыда, вам нужно захотеть установить контакт сначала на эмоциональном уровне и только потом корректировать его поведение.

Это непростой шаг.

Родитель может уже быть на грани, готовый сделать все что угодно, чтобы уже прекратить эту детскую истерику, плач или агрессию, чтобы вернуть спокойствие в дом. Но парадокс в том, что как только вы искренне говорите или своими действиями показываете: «Я вижу, чтобы тебе трудно, И я люблю тебя в этот момент», для стыда не остается больше места. И вот, ваш ребенок выбрался из ловушки!

Теперь он может научиться справляться с фрустрацией, преодолевать тревогу и спокойно относиться к собственному несовершенству, поскольку он знает, что его любят безусловно, что бы ни случилось.

По большому счету, не такой уж это радикально новый подход.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector