0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм преподобной Параскевы освящен в Топловском монастыре

Содержание

Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь

Мiръ Россия Республика Крым село Учебное Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь

Топло́вский Свя́то-Тро́ице-Параске́виевский монасты́рь — женский монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в окрестностях села Тополевка, расположенного на Феодосийском шоссе в Крыму. При обители имеется гостиница для паломников.

Село Тополевка, ранее греческое, до советской топонимической реформы называлась Топлы, откуда и название монастыря. После Октябрьской революции посёлок, сформировавшийся непосредственно вокруг монастыря назывался село Мичурино, позднее село Учебное.

Монастырь был официально учреждён 25 августа 1864 года, открыт 25 сентября того же года, формально закрыт 29 апреля 1923 года и вновь открыт в 1993 году.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание монастыря
    • 1.2 Строительство монастыря
    • 1.3 Закрытие монастыря
    • 1.4 Возрождение монастыря
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Контакты
  • 7 Паломнику
    • 7.1 Где остановиться
    • 7.2 Расписание богослужений
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Основание монастыря [ править ]

Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас — Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г.

Еще до основания монастыря в этом месте вела отшельнический образ жизни Константина, болгарка из села Кишлав (ныне с. Курское), к которой присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. В середине XIX века, после массовых переселений христиан из Крыма в 1778 году и мусульман (татар и турок) в Османскую империю после присоединения Крыма к России в 1783 г., Крым был малолюден, а многие христианские храмы (греческие православные и армянские) заброшены их восстановление шло достаточно медленно.

Земля, на которой был открыт монастырь, была подарена Екатериной II своему фавориту Захару Зотову. В середине XIX века землёй владели его потомки сёстры Феодора Алексеевна Зотова и Ангелина Алексеевна Ламбири (1814—1873). Ангелина выкупила землю у сестры и передала её для устройства монастыря. Открытию монастыря предшествовало строительство небольшого храма Св. Параскевы около её источника, освященный в день памяти Святой 26 июля 1863 г. В строительстве храма и устройстве монастыря активное участие принял кизилташский игумен Парфений, убитый в 1866 г. крымскими татарами и в 2000 г. причисленный к лику святых. Первыми насельницами монастыря стали уже обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была позднее пострижена в монахини под именем Параскевы.

Строительство монастыря [ править ]

В последующие годы в монастыре кроме жилых и хозяйственных построек была построена больница с домовой церковью «Всех Скорбящих радосте», перестроена и расширена церковь Св. Параскевы и начато строительство большого Свято-Троицкого собора (по проекту В. А. Фельдмана). Монастырь имел мастерские и образцовое садовое хозяйство. Успехи монастыря во многом связаны с деятельностью его игуменьи Параскевы (Родимцевой), возглавлявшей монастырь до самой смерти и в годы его закрытия. В 2009 году игуменья Параскева была причислена к местным почитаемым святым. Её торжественную канонизацию в монастыре 11 июля 2010 года совершил митрополит Владимир. Монастырь имел подворья в Симферополе и Феодосии.

Закрытие монастыря [ править ]

После установления Советской власти в условиях гонений на церковь, конфискаций и реквизиций, из монахинь монастыря была создана трудовая коммуна садоводов. Под этим прикрытием монастырь существовал еще несколько лет, формально коммуна выращивала фрукты, а по существу, ухаживая за садом, монахини продолжали обрядовую жизнь. Последним ударом по монастырю было решение о ликвидации сельхозартели «Женский труд» 7 сентября 1928 года. В декабре 1928 года скончалась настоятельница. В январе 1929 года солдаты НКВД насильно выселили всех монахинь под расписку о возвращении к прежнему месту жительства. Местные жители разобрали по домам многих старых и немощных монахинь. Священники и многие монахини, руководившие хозяйственной жизнью монастыря, были арестованы и погибли в лагерях. В то же время был взорван недостроенный Свято-Троицкий собор.

Возрождение монастыря [ править ]

Возрождение монастыря началось в 90-х годах. 8 августа 1992 года состоялось первое богослужение на центральной площади монастыря. 8 июня 1993 года зарегистрирован устав монастыря. 20 декабря 1994 года монастырю переданы 10,76 га земли и постройки, которые в последние годы использовались пионерским лагерем.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время восстановлены церкви святой Параскевы и «Всех Скорбящих Радосте». У родника святой Параскевы устроена часовня и купальня. Примерно в 2 км от монастыря имеется источник святого Георгия, где также устроена часовня и купальня; оба источника посещаются множеством людей, паломниками и просто туристами. В 5 км от монастыря находится источник Трех Святых, для удобства паломников вода от него подается на территорию монастыря по трубам. Вода всех трех источников имеет целительные свойства.

Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь в Крыму

Богата храмами и монастырями крымская земля, среди которых особенно почитаемый паломниками Троицкий Параскевиевский Топловский монастырь, единственная женская обитель в этом крае.

Среди буйной зелени густого леса, красоты необыкновенных растений на фоне обрывов скал, в долине речки Мокрый Индол расположились обители христианской святыни, привлекающие туристов и христиан не красотдпенелнеой архитектурных строений, не древними раскопками, а целительной силой, даруемой Святыми ликами и водой из святых источников.

Предания о св. Параскеве

По преданию в Топлу, что означает селение или страна, была выслана римская девушка, которую знали, как истинную поклонницу учений Христа.

Благочестивая девушка по имени Параскева после смерти родителей, раздав все имущество, отправилась по языческим селениям проповедовать учения Иисуса Христа. Даже император Антоний убедился в силе веры хрупкой Параскевы, когда после пыток, а это надевание на голову раскаленного медного шлема и купание в кипящей смоле, девушка вышла невредимой.

Параскева была отпущена на свободу, после чего она проповедовала во многих странах, пока не попала в Крым. Царь Тарасий слыл ярым язычником и за христианские учения по его приказу христианку подвергли страшным мучениям, после чего отрубили голову.

Важно! На месте падения святой крови верной ученицы Христа забил целительный источник, имеющий силу восстанавливать зрение и помогать в исцелении при других болезнях.

Ныне Русский Пантелеимоновский монастырь на Афоне является хранителем мощей св. Параскевы Пятницы. Параскева означает пятница, день недели, когда родилась девочка в семье римлян.

Около источника была обнаружена икона св. Параскевы, которая в 1778 году греческими переселенцами перенесена в храм Рождества Божьей Матери в Мариуполе.

По преданию именно после крестного хода со святым ликом Параскевы Мариуполь был спасен от холеры.

Исторические сведения о Топловской обители

Точной даты возникновения христианского храма, расположенного недалеко от селения Тополевки, неизвестно. По историческим документам в 19 веке на склоне горы Каратау уже были развалины греческого храма, около которых армянская церковь проводила службы в день Св. Ильи.

Монастырь был восстановлен по повелению архиепископа Иннокентия, который усердно трудился над строением святых обитель в Крыму.

В это же время в пещере Кизилташ семь лет жила отшельницей простая, скромная болгарская девушка Константина. Живя в соседнем селении Кишлав, Константина услышала призыв Господа, оставила мирские дела и ушла в горы для молитвы и поклонения Богу.

При появлении богомольцев девушка переселилась в Топлу, направив все усилия на сбор средств для восстановления святыни. Она ходила по селениям, одетая в рубище, и просила подаяние на строительство храма.

Усилия Константины увенчались успехом, на собранные ею средства была сооружена часовня у святого источника.

До конца своей жизни маленькая, некрасивая, морщинистая женщина восхищала паломником сиянием глаз и силой веры. К великому сожалению могила верной христианки Константины, принявшей незадолго до смерти постриг и названной Параскевой, не сохранилась после разорения монастыря в 30-е годы, когда начались гонения на христианство.

Официально женская обитель в Топлу была открыта 26 июня 1864 года при освящении архиепископом Алексием.

Огромная заслуга в этом принадлежит Ангелине Зотовой, владелице этих мест. Сестры Зотовы жили при монастыре, обитая в сырых обителях. При назначении управительницей святыни монахини Аполлинарии монастырь начал расцветать. После нее настоятельницами женской обители назначались разные монахини, но они не сумели навести лад в монастырском хозяйстве, дело передали в руки совету при обители.

Со временем на скудные пожертвования был приведен в порядок источник св. Параскевы. Подведен водопровод. Построены помещения для проживания и прачечной.

В 1887 году со Старого Афона были переданы часть мощей св. Параскевы и св. Пантелеимона, частицы Животворящего честного Креста Господнего, которые встречали крестным ходом.

С 1889 по 1928 год монастырем управляла настоятельница, игуменья Параскева (бывшая Вячеслава), умершая в тот год, когда был закрыт монастырь.

Благотворитель святыни граф Николай Гейдер в 1890 году пожертвовал для монастыря Казанскую икону Божьей Матери, украшенную драгоценными камнями, бриллиантами.

Читайте о других Богродичных иконах:

Титаническим трудом монахинь создавались ковры, живопись, выращивались диковинные фрукты, которые были востребованы даже во Франции.Во время войн и революции Топловский Свято-Троице Параскевиевский монастырь был разграблен бандитами, которые унесли все сбережения, золотые украшения и икону Казанской Божьей Матери.

В 1928 году, как бы издеваясь над чувствами христиан, на территории монастыря была создана артель «Безбожник».

Возрождение женской обители

Только 8 июля 1993 года по решению Совета по делам религий был зарегистрирован Троицкий Параскевиевский Топловский монастырь, который в 1998 году перешел под управление четвертой игуменьи Параскевы (Нины Тищенко).

За время ее управления были возрождены:

  • часовня св. Параскевы;
  • купальня;
  • источники св. Георгия и Трех Святителей.

Топловский монастырь — единственный женский монастырь в Крыму, известный своими целительными источниками. Каждый из источников имеет свою целительную силу:

  1. На месте казни первой Параскевы бьет святая вода, дарующая исцеление глаз и головы.
  2. Паломники, страдающие болезнями опорно-двигательного аппарата, спешат омыться в водах св. Георгия Победоносца.
  3. Нервные заболевания исчезают после окунания в святые воды Трех Святителей.

Между источниками путь расстоянием в 1,5 — 3,5 км пролегает через лес.

Другие крымские святыни:

  • Церковь святых Николая и Александры в Ялте
  • Феодосийский Введенский храм
  • Свято-Никольская церковь в Севастополе

Важно! Все паломники считают обязательным посещение Пещеры Константины, чтобы оценить подвиг схимницы.

В помощь паломникам

Тополевка находится между Симферополем и Судаком. Лучший способ добраться до святыни — автобус, который отходит от автостанции около ж/д вокзала.

Читать еще:  10 лет назад глава Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин был избран муфтием

Путешествующие из Севастополя могут добраться до монастыря автобусом Севастополь — Керчь. От трассы до входа в женскую обитель приблизительно 1,5 км. Путь нелегкий, и это надо учесть родителям с детьми.

Богослужения проводятся по расписанию.

Расписание богослужений

Понедельник: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 17-00 — вечернее богослужение.

Вторник: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 16-00 — акафист в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте»; 17-00 — вечернее богослужение.

Среда: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 17-00 — вечернее богослужение.

Четверг: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 16-00 — акафист св.прпмчц. Параскеве; 17-00 — вечернее богослужение.

Пятница: 5-00 — акафист св. прп. Параскеве игумении Топловской; 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 17-00 — вечернее богослужение.

Суббота: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 16-00 — полихрон Божией Матери; 17-00 — вечернее богослужение.

Воскресенье: 7-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 17-00 — вечернее богослужение.

Внимание! Исповедь возможна только на вечернем Богослужении.

Тайна Топловского монастыря в Крыму. Почему Параскева исцеляет всех

В Крыму есть святые места, которые пропитаны Божьей благодатью, молитвой, верой и надеждой. Здесь происходят самые настоящие чудеса по исцелению души и тела. Ежегодно сюда стекаются тысячи паломников, чтобы поклониться святыням и с верою окунуться в купелях. Одним из таких мет является Топловский монастырь.

Он находится в долине речки Мокрый Индол среди бушующей зелени густого леса, в окружении высоких гор Тау-Баши и Кубалач.

Туристы едут сюда не только для того, чтобы полюбоваться древнейшими местами, но и за исцелением, которое дарует вода из источников на территории монастыря.

Добраться сюда не сложно. Нужно ехать до села Тополевка. Дорога до святого места живописная. По обеим сторонам трассы возвышаются высокие горы, покрытые мохнатыми шапками лесов.

Мы подъезжаем к селу Грушевка и реке Салы. По преданию именно здесь находился придорожный кабачок, о предприимчивости хозяина которого рассказывают следующую легенду. Когда дела у бизнесмена не ладились, он вешал на дверях объявление: «В следующий вторник обед бесплатный». Хозяин кабачка был армянин, и тогда на армянском языке вторник звучал как «салы». Наступал заветный день, и хозяин требовал плату за обед, отсылая недоуменных посетителей внимательно прочитать объявление, ключевым словом было «следующий вторник». Так и закрепилось название за кабачком Салы (вторник), которое перешло и на название реки, на берегах которой он находился.

От Грушевки река Салы течёт в северном направлении до Холодовки. Справа от нее возвышается гора Фонтальная.

Мы остановились посмотреть на это чудо-природы.

Зеркальная гладь реки просто завораживает. Ее длина около 14 километров. Спуститься вниз, чтобы насладиться прекрасными видами, не получилось. Обрыв. Возможно к водоёму и есть спуск, но мы не стали терять время, полюбовались красотами сквозь густую листву и помчались дальше в святые места.

Прямо перед поворотом на Топловский монастырь будет указатель. Пару километров вверх по дороге – и вы уже в тиши святого места, которая иногда нарушается пением, звоном колоколов и тихими разговорами посетителей.

Тополевка произошла от древнего села Топлы. Оно упоминается в письменах 1667 года. Там жили армяне. Женский монастырь в Топлах был основан в 1864 году. А храм Святой Параскевы возведен годом ранее.

По преданию в Топлу была выслана римская девушка, которая проповедовала учение Христа.

Она родилась в Риме во II веке. Ее родители-христиане долго не имели детей и молили Бога, чтобы он дал им дочку. Девочка родилась в пятницу и ее назвали Параскевой в честь дня ее рождения. После смерти родителей, раздав имущество нищим, святая отправилась в языческие селения проповедовать учение Христа. Многих удалось обратить в христианскую веру, но не всех. На пути встал Император Антонин. Он приказал убить Параскеву. По велению правителя на голову девушки надели раскаленный шлем и бросили в кипящую смолу, но к всеобщему удивлению она осталась жива. Царь не поверил своим глазам и потребовал плеснуть на него кипящей жидкостью, в которой находилась святая. Параскева повиновалась, и смола, которой она брызнула в императора, сделала его слепым.

Тогда он взмолился к ней и попросил вернуть зрение, чтобы он мог поверить в Бога. Так и случилось. Он прозрел и отпустил ее проповедовать учение Христа в другие страны.

Так Параскева дошла до Крыма. В то время здесь царствовал Тарасий, который слыл ярым язычником и приказал отрубить девушке голову.

На месте, где пролилась кровь ученицы Христа, забил целительный источник. Люди идут сюда, чтобы восстановить зрение, но он помогает и при других болезнях.

Святой источник отделан местным гранитом, около него устроена часовенка с иконостасом. В закрытую в мраморе купель впадают с гор еще два целебных источника — Святого Георгия Победоносца и Трех Святителей.

Основательницей Топловской обители стала болгарка Константина. Отшельница поселилась в пещерке недалеко от источника святой Параскевы. Она молилась об основании женского монастыря и ходила по ближайшим селам, собирая пожертвования на его строительство. Так появилась часовня возле источника.

Перед смертью Константина приняла монашеский постриг в основанном ею монастыре и была названа Параскевой.

Ее мощи позже перенесли в храм Преподобной Параскевы. Люди приезжают со всего мира приложиться к ним и попросить о помощи. Здесь находится и икона мученицы Параскевы, у которой можно увидеть молящихся юных девушек. Римская святая помогает найти молящим мужа, родить детишек, исцеляет от женских болезней, приносит в дом благополучние, мир и покой.

Мы идем на источник Георгия Победоносца, расположенный в 1,5 км от территории монастыря. Предание гласит, что на этом месте трижды было явление всадника на коне, в котором монахини узнали св. Георгия Победоносца.

Возле источника две купели — отдельно мужская и женская. Они находятся под открытым небом и выложены кирпичом. Считается, что воды этого источника излечивают суставы, позвоночник, заболевания нервной системы. Вода в источнике очень холодная. Градусов девять. Но никто никогда не болел после купания в ледяной воде, скорее наоборот – излечивался. Купели работают круглый год, поэтому поток туристов и паломников не иссякает даже зимой.

Источник Трёх Святителей находится в горах выше от монастыря. Идти минут 45. Путь туда не простой, но желающие его преодолеть будут вознаграждены. Вокруг густой лес, спуски, подъемы, пьянящий аромат листвы и чистейший горный воздух. Поэтому идти одно удовольствие.

Вода источника стекает со скалы в небольшое озеро, в котором окунаются все желающие. Купель ничем не огорожена и находится в сердце горы Тау-Баши.

По поверьям, особенно хорошо помогает здешняя водица психическим больным и тем, у кого проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Некоторые утверждают, что водопад Трех святителей может избавить от колдовства и снять порчу.

Но целебным он становится лишь раз в году – 12 февраля. В этот день почитаются трое святителей – Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. В обители рассказывают, что в начале нашей эры тут проповедовал Андрей Первозванный, поэтому три источника связали с именами трех святых.

Для тех, кто не может подняться к последнему источнику, вода проведена на территорию монастыря – в нижнюю купель и в колонку с красной крышей, расположенную рядом с храмом святой Параскевы.

В этом году водопада, стекающего со скалы нет, несмотря на обильные дожди. Рядом установлен простой металлический крест. Святое место очень живописно. Поднимая голову вверх видишь кроны деревьев, через которые просвечивает синее небо.

Мы искупались в купели и бодрым шагом направились назад под плачущим небом. На душе спокойствие и благодать. Ощущение словно заново родился. ПОДПИШИСЬ! БЛАГОДАРЮ

Топловский женский монастырь

Уникальным святым местом в Крыму считается Топловский Свято-Параскевинский женский монастырь. В эту обитель тишины и покоя приезжают каждый год верующие со всех уголков России. И хотя на полуострове хватает различных монастырей, церквей, часовен, сюда паломники наведываются с особым трепетом и благоговением.

Преданья старины глубокой

Если верить старинным сказаниям, во втором веке нашей эры в Риме жила юная красавица, которую звали Параскева. Росла девочка в благочестии и послушании. Поэтому, когда Параскева потеряла родителей, она решила доносить до язычников Благую весть про Иисуса Христа. Ее стали называть Параскева Пятница – по названию того дня, в который она родилась. Со своими проповедями девушка ходила по всему миру, пока однажды не оказалась в Крыму.

В то время полуостровом правил жестокий Тарасий, не признающий христиан и устраивающий постоянные гонения на приверженцев Христовых. За святые проповеди Параскеву пытали, а затем обезглавили.

Считается, что святой источник бьет в том месте, на котором была казнена Параскева. На протяжении многих столетий вода способна излечивать самые разные типы заболеваний, бесплодие. В конце 17 века недалеко от источника была найдена икона преподобной святой Параскевы Пятницы. Через некоторое время икона была перевезена в Мариупольский храм Рождества Пресвятой Богородицы. И впоследствии именно с ее помощью Мариуполь был защищен от эпидемии холеры.

Возле источника со святой водой была возведена небольшая часовенка. Сначала расположенное рядом поселение называлось Топлу. И лишь немного позже оно было переименовано в Тополевку. А в 1864 в живописной местности был открыт женский монастырь.

Открытие женской обители

В начале 50-х годов 19 века у источника была основана небольшая киновия. Появилась она, благодаря девушке болгарского происхождения по имени Константина. Прожив в одной из пещер Кизилташа в уединении почти 7 лет, болгарка мечтала построить в этой местности женскую обитель. Для этих целей она искала средства со своими последовательницами.

Окружающие земли изначально были подарены императрицей Екатериной Второй одному из своих дворян-любимчиков Захару Зотову. Впоследствии, в 19 веке, владельцами надела стали сестры Зотова – Феодора и Ангелина. Когда Ангелина смогла полностью выкупить землю, было решено передать ее монастырю.

Сначала возле источника с целебной водой был сооружен храм Св. Параскевы. В день памяти великомученицы, 26 июля 1863 года, источник официально освятили. Прожившая в этом месте много лет болгарка Константина была пострижена и взяла себе имя Параскева. Именно она и еще 8 ее товарок стали первыми монахинями. В проектировании и строительстве храма Святой Параскевы принимал участие игумен Парфений. В 1866 году священнослужитель был убит крымскими татарами, а в 2000 году его причислили к лику святых.

Храм был освящен в 1864 году архиепископом. В последующие годы все монастырские постройки и сооружения были отреставрированы, построили новые здания. Была возведена небольшая больница, внутри которой находилась церковь. В различных помещениях создавались мастерские, подсобные комнаты, организовывалось садовое хозяйство.

Большой вклад в развитие монастыря внесла игуменья Параскева (Ольга Родимцева). Она руководила комплексом до самой своей смерти, а в 2009 году была причислена к лику святых. В 2010 году в монастырской обители была проведена канонизация. В Симферополе и Феодосии располагались монастырские центры.

Возрождение монастыря

Когда после революции власть пришла к Советам, положение монастырской обители усугублялось с каждым днем. Сначала властями конфисковывались окружающие земли, потом было практически полностью разорено приносившее неплохой доход подсобное хозяйство.

Немного позже конфисковали дорогую церковную утварь, ценные предметы из серебра и золота. В 1928 году некоторые постройки взорвали, а монастырь закрыли.

Читать еще:  Грех отпечатывается на нашем лице

В течение большей части 20 века комплекс пытались приспособить под разные нужды. Его превращали то в совхоз, то в пионерский лагерь. И только после того как Советский Союз прекратил свое существование, монастырскую обитель начали восстанавливать. После 1994 года для монастыря выделили немного земли, передали в собственность мощи святых, иконы. В 1998 году игуменьей была назначена инокиня с символичным для этого места именем Параскева.

На пожертвования прихожан возвели нужные бытовые постройки, был проведен водопровод. Дорогу к монастырю заасфальтировали. В данное время на территории обители проживает 4 десятка монахинь. Они занимаются хозяйством, выращивают свои овощи и фрукты. В монастыре есть свой пруд, где разводят рыбу, пасека. Церковную и монашескую одежду насельницы шьют в оборудованной при монастыре швейной мастерской.

Достопримечательности Свято-Параскевинского монастыря

Главной святыней монастыря считается чудотворная икона Богородицы «Казанская».

Самыми ценными и оригинальными достопримечательностями на территории монастыря являются различные постройки. Среди них особенно выделяются:

  • пещера болгарки Константины;
  • Собор в честь Живоначальной Троицы;
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте»;
  • Храм Святой преподобномученицы Параскевы;
  • часовня и могила преподобной Параскевы.

Во время посещения монастыря можно обратиться к Мощам Святой, хранящимся на территории обители останкам Параскевы. Многие мужчины и женщины часто приезжают специально к целебному источнику, искренне веруя в то, что святая вода поможет вылечиться от недуга, зачать ребенка, исправить недостатки.

Чуть выше монастыря, прямо со скал стекает в живописный пруд горный источник. Это источник Трех Святителей, в который можно окунуться. В этом месте можно успокоить свои нервы.

Еще один источник – Георгия Победоносца. Лесные купели на его основе, разделенные на мужскую и женскую зоны, находятся примерно в двух километрах от монастыря. Здесь излечивают заболевания опорно-двигательного аппарата, болезни суставов. Окунувшись в воду, посетители могут позвонить в колокол – рядом находится небольшая колокольня и часовня.

Как добраться до монастыря

Располагается известная монастырская обитель между Симферополем и Феодосией, в 70 км от столицы полуострова. Если ехать на автомобиле, после Белогорска нужно быть внимательнее. В Тополевке, с правой стороны, находится указатель и поворот. От этого поворота до монастыря расстояние составляет 1,5 км. Использовать можно координаты: 44°59′58″N (44.999358), 34°52′48″E (34.880041).

Добраться до Тополевки также можно на одном из рейсовых автобусов. Выехав с автостанции «Курортная» в Симферополе, можно ехать в направлении Керчи, Судака, Феодосии, Коктебеля. Водители часто делают остановку по требованию на повороте в монастырь.

Топловский монастырь

Топловский Свято-Троице Параскевиевский монастырь — знаменитый женский православный монастырь, принадлежащий Украинской православной церкви, при Московском патриархате. Располагается это святое место в Крыму, по пути Феодосийского шоссе, в сельском поселении Тополевка.

История

Сельское селение Тополевка до советской топонимической реформы носило название Топлы, откуда и берет свое название монастырь. После Октябрьской революции поселение, сформированное вокруг монастыря, имел название Мичурино, но позже его переименовали в Учебное.

Официальное учреждение монастыря состоялось 25 августа 1864 года, а открыт он был через месяц — 25 сентября в том же году. Формально его закрыли 29 апреля в 1923 году и вновь открыли в 1993 году.

Основание

Находится монастырь у водного источника, бьющегося из-под земли, который носит имя Святой Параскевы Римской. По многим легендам, именно в этом месте состоялась её мученическая казнь, после которой лечебная вода ключом забила из-под земли на этом месте. В эту точку приходили многие паломники, верящие в чудодейственность святой воды и простые прихожане, пришедшие сюда, дабы наполнить емкости.

Еще до первых упоминаний о монастыре и его строительстве, отшельником здесь обитала Константина, которая была болгаркой родом из села Кишлав (сейчас село Курское), к которой примкнуло несколько женщин, благодаря чему образовалась некое подобие киновии. В XIX веке, после массовых переселений крымских христиан и приверженцев ислама в Османскую империю после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году, это место пустовало, а множества христианских монастырей и храмов оказались заброшены.

Великая Российская императрица Екатерина II изначально преподнесла эту землю в подарок своему фавориту Захару Зотову. Затем, в XIX веке, эта территория была во владении родственником Зотова, а если быть точным, то землей владели две его сестры Ангелина Алексеевна Ламбири и Феодора Алексеевна. Через какое-то время земля была выкуплена Ангелиной, которая передала её в распоряжении монастыря. Перед открытием монастыря был возведен небольшой по размерам храм Святой Параскевы прямо около целебных источников. В день памяти Святой — 26 июля 1863 году, источник был официально освящен прислужниками церкви. В разработке и строительстве храма активное участие принимал игумен Парфений, которого убили в 1866 году крымские татары. А в 2000 году его причислили к лику святых. Первыми монахинями стали уже долгое время обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была подстрижена и взяла себе новое имя — Параскева.

Строительство

В следующие годы на территории монастыря было возведено и обновлено множество новых построек. Больничный пункт с церковью внутри. Монастырский комплекс был перестроен и обновлен, некоторые здания расширились. Была начата постройка собора Свято-Троицкого по специальному проекту В. А. Фельдмана. Внутри помещений были организованы мастерские и садовые хозяйства. Во многом, своему успеху монастырь был обязан качественному руководству игуменьи Параскевы (Родимцевой), которая была главной в этом месте до самой своей смерти. Она же, в 2009 году была причислена к лику святых. Канонизация была проведена в монастыре в 2010 году, которую провел митрополит Владимир. Свои центры монастырь имел в Симферополе и Феодосии.

Прекращение деятельности

После прихода к власти коммунистической партии, на всей территории Советского Союза начали происходить церковные гонения. Это выражалось в конфискации имущества, реквизиции, а из церковных служителей была сформирована садоводческая коммуна.

Возрождение

Повторное открытие состоялось только в 90-х годах. Первый богослуженческий обряд состоялся на центральной монастырской площади 8 августа 1992 года. В 1994 году монастырю от властей был передан большой участок земли, который некогда использовался под пионерский лагерь. В настоящее время на территории монастыря установлены действующие купальни, целебные источники, а здания некогда заброшенных церквей — восстановлены. Монастырь регулярно посещают паломники со всех уголков страны и Крыма. Проводятся экскурсии и наборы в монахини.

Путеводитель по Толповскому монастырю в Крыму

Весь церковный комплекс состоит из следующих строений: храм святой преподобномученицы Параскевы, храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте», собор в честь Живоначальной Троицы, Часовня и могилка прп. Параскевы, пещерка болгарки Константины.

Мощи Святой — В святыне хранятся останки Параскевы, к которым можно подойти и помолиться.

Целебный источник Параскевы расположен, по преданиям, на месте кончины святой. Считается, что излечивает болезни головы и глаз. Многие женщины приезжают к ним, чтобы попросить Бога дать им ребенка. На источник построена небольшая часовня, а сам источник отделан гранитом.

Источник Трех Святителей — горный источник, находящийся выше монастыря, который стекает со скал прямо в пруд. Предназначен для окунания. Излечивает болезни нервной системы. Также, для тех, кто не в состоянии дойти до этого источник, проведен водный трубопровод от источника до монастыря.

Источник Георгия Победоносца — лесной источник, находящийся в двух километрах от монастыря. Здесь находятся две открытые и крытые купели, разделенные на женскую и мужскую зону. Излечивается болезни суставов и опорно-двигательного аппарата. Поблизости с источником находится маленькая часовня и колокольня, в которую может позвонить любой желающий после окунания в воду.

Праздники и события в монастыре Параскевы

  • День Святой Троицы — освящение главного престола во имя Святой Троицы.
  • 11 июля — день прославления Святой Праскевы.
  • 8 августа — Праздничное архиерейское Богослужение.
  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.
  • 1 — 4 ноября — Крестный ход с иконой Божией Матери из монастыря в Феодосию.
  • 6 ноября — Праздник в честь иконы Божией Матери.
  • 21 ноября — Праздник в честь освящения северного престола в честь Архистратига Михаила.
  • 16 декабря — День памяти Святой Параскевы.

Цены на экскурсию в 2021 году

Экскурсионная палатка располагается при входе в монастырь.

Экскурсии проводятся ежедневно с 8.00 до 17.00

Продолжительность экскурсии — 40 минут.

Цена: 150 рублей для взрослых.

Прокат юбок: пожертвование за прокат юбок 50 руб. + залог 50 руб. = 100 руб. (при возврате юбки залог 50 руб. возвращается)

Купель святой Параскевы работает ежедневно с 8:00 до 17:00, кроме понедельника и четверга.

Как добраться

На автомобиле: Святое место расположено в 70 километрах от города Симферополя в направлении Феодосии. Необходимо проехать город Белогорск, но не доезжать до города Старый Крым. На территории Тополевки с правой стороны находится указатель и поворот. Расстояние между поворотом и монастырем — 1,5 километра.

Маршрутное такси: На территории железнодорожного вокзала Симферополя есть автостанция, откуда ездят автобусы в разных направлениях: Феодосия, Судак, Коктебель, Керчь. Покупайте билет до Тополевки. Если нет ближайших рейсов до села, то берите билет до села Грушевка с просьбой сделать остановку на повороте к монастырю. Расстояние от остановки до пункта назначения 1,5 километра, которые можно пройти пешком или на попутных машинах.

Добираясь из Феодосии или Судака, придерживайтесь направления в Симферополь. Не доезжая до Белогорска, после Старого Крыма, в Тополевке, не пропустите местный указать на монастырь с левой стороны. Расстояние от поворота до монастыря — 1,5 километра пути.

Святой преподобномученицы Параскевы Топловский женский монастырь

Официальный сайт монастыря

История

■ Монастырь основан при источнике, в котором однажды обрели икону прмц. Параскевы Пятницы ; епископ Гермоген («Таврическая епархия», 1887) писал, что эта икона – «доселе в монастырской церкви»; описание обители Е.Горчаковой (1894) гласит: «Когда началось религиозное почитание источника, неизвестно… В народе существует верование, что св. преподобномученица Параскева именно в этой местностивосприняла мученический венец», хотя «места града, в котором св. Параскева была предана мученичской смерти, церковные летописи не сохранили», и потому «делается более или менее вероятным, по крайней меречто св. Параскева посетила эту местность и прославила ее своими апостольскими трудами».

■ Ходатайствуя в 1849 г. о созидании «Крымского Афона» – сонма монастырей на местах, издавна чтимых христианами полуострова, – архиепископ Херсонский свт. Иннокентий ( Борисов , † 1857 ) указал в их числе источник прмц. Параскевы. С 1850-х гг. в землянке у источника жила болгарская девушка Константина из с. Кишлав (Курское) возле Топлу. По словам Константины, однажды дома, замешивая тесто, она услышала таинственный голос, звавший ее по имени, и, повинуясь ему, стала отшельницей – 7 лет провела в пещере урочища Кизилташ , а после прихода туда иноков для основания мужской обители ушла на источник прмц. Параскевы. Позже некие попечители возвели у источника часовню, а у Константины появились сподвижницы, которые читали в часовне Псалтирь и получали за это от посетителей скромное пропитание. Константина предрекала: здесь будет женский монастырь, на который уже есть деньги. На вопрос, где они – отвечала: «На людях», – и собирала пожертвования по церквам. Никто не знал, сколько ей лет, сама она с усмешкой говорила: «Может 50, а может и 100». После устройства монастыря Константина осталась при нем: приняв перед кончиной постриг с именем Параскевы, она почила в 1874 г. и была погребена близ обители – на месте, куда часто уходила для уединенных молитв. Княгиня Горчакова пишет: «Она казалась очень старойНекрасивая, маленькая, худая, вся в морщинах, она привлекала внимание блеском своих черных глазЧитать она не умела, не знала самых обыкновенных молитв, но молилась своими словами, носила власяницу, а сверху – болгарский суконный чукман; всклокоченные черные волосы торчали в беспорядке и придавали дикий вид ее морщинистому, темно-коричневому лицу; но в этой некрасовой оболочке жила великая душа».

Читать еще:  Движение Харе Кришна отметило своё 50-летие

■ Крымская война 1853-1856 гг. отсрочила, но не перечеркнула дело создания монастыря. «Хорошо было бы, если бы при источнике св. Параскевы устроился монастырь», – писал митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) архиепископу Алексию (Ржаницыну) – преемнику свт. Иннокентия. Земля с источником принадлежала Феодоре Зотовой , будучи пожалована ее предку греку Захару Зотову – камердинеру Екатерины II, когда в 1785 г. императрица посетила Крым. Бездетная сестра Феодоры Ангелина Зотова-Ламбири , желая совершить богоугодное дело, выкупила здесь 230 десятин и в 1862 г. пожертвовала их для обители, с условием, что обе Зотовы будут жить в монастыре и пожизненно получать половину доходов от этой земли. Комитет по строительству обители возглавил прмч. Парфений Кизилташский († 1866 ). В 1863 г. был возведен небольшой храм прмц. Параскевы с опоясывающей крытой галереей, а в 1864 г. был официально учрежден 1-й женский монастырь в новой истории Крыма.

■ Из-за скудости средств, первые годы насельницы жили около храма в сырых землянках и терпели много лишений. Между 1868 и 1872 гг. в обители возвели 1-этажный келейный дом (часть расходов покрыли суммы, завещанные свт. Иннокентием). Затем появился ряд других построек. Значительную организационную и денежную помощь оказал монастырю архиепископ Таврический свт. Гурий ( Карпов , † 1882 ). В 1873 г. в обители почила и была похоронена Ангелина Ламбири (ныне место погребения неизвестно). Нарушив прежние договоренности, ее сестра вступила с монастырем в тяжбу, которая окончилась только в 1883 г. : суд признал правой обитель и обязал Зотову выплатить ей большую сумму денег, но монастырское начальство предпочло выплатить Феодоре 5000 рублей за полный отказ от прав на пожертвованную землю. Часть этих средств предоставили благотворители, они же помогли обители приобрести 250 десятин дополнительно. В 1882 г. возле храма был построен фонтан, куда провели воду из горных ключей, бивших за версту от монастыря. В 1887 г. Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне передал обители частицы мощей св. вмч. Пантелеимона и прмц. Параскевы.

■ В 1887-1890 гг. староста Казанского собора в Санкт-Петербурге граф Николай Гейден подарил обители свою дачу в Феодосии под устройство приюта для паломников, храма Казанской иконы Божией Матери и школы для девочек, а феодосийцы – прилегающий к даче участок. В 1891 г. на даче поставили деревянный храм св. вмч. Пантелеимона (дар известной сестры милосердия Марфы Сабининой и баронессы Марии Фредерикс, до того соорудивших его в Кастрополе на Южном берегу Крыма). В память спасения царской семьи при крушении поезда (1888), граф в 1890 г. вручил монастырю фамильную святыню – список Казанского образа Божией Матери. По просьбе феодосийцев, икону ежегодно приносили из обители в город, с остановками в селах и посещением домов (в присутствии святыни Феодосия отмечала 17 октября – день спасения государя, и 22 октября – день явления Казанского образа): связанный с этим крестный ход туда и обратно был не только любим православными, но производил впечатление и на иноверцев, которые приносили к дороге своих больных.

■ Ввиду роста числа насельниц и посетителей монастыря, в 1887 г. здесь был заложен собор Св. Троицы , но из-за нехватки средств его строительство вскоре приостановили (возобновили в 1894 г. ), и в 1887-1888 гг. расширили храм св. прмц. Параскевы (удалив старые стены и соорудив новые по внешнему краю галереи, а также пристроив с запада колокольню). В 1891 г. старый келейный дом заменили новым 2-этажным. В 1897-1899 гг. была построена больница с домовым храмом Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . В 1899 г. обитель посетил известный художник Иван Айвазовский . Пробыв долгое время единственным женским монастырем Крыма, Топловская обитель направила своих инокинь в Свято-Космо-Дамиановский и Катерлезский монастыри при обращении их в 1899 и 1900 гг. в женские.

■ С 1890 г. и до самой своей кончины в 1928 г. обителью управляла игумения прп. исп. Параскева (в миру Ольга Родимцева) . Это время включает периоды расцвета монастыря и его поэтапной ликвидации советской властью. Под руководством матери Параскевы, инокини сумели оставаться на духовной высоте и в годы изобилия, и в годы скудости, по словам св. ап. Павла («Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии», – Флп 4:12). Подвижница родилась в 1849 г. в купеческой семье подмосковной слободы Садовой, была воспитана благочестивой, с детства любила богослужение, в юности желала монашества. Она окончила московское мещанское училище и в 22 года ушла в Страстной монастырь Москвы, где в 1874 г. приняла рясофорный постриг с именем Вячеслава. В 1875 г. игумению Страстной обители Валерию назначили топловской настоятельницей, и она пригласила инокиню Вячеславу с собой. Мать Вячеславу избрали секретарем совета обители, а позже – и казначеей. В 1889 г. она приняла постриг в мантию с именем Параскевы и была назначена настоятельницей, с 1890 г. носила звание игумении. В годы гражданской войны и начальное 10-летие советской власти, когда богоборцы закрыли другие монастыри Крыма, прп. исп. Параскева сумела сберечь свою обитель (хотя в 1919 г. она подверглась нападению вооруженной банды и ограблению, а в начале 1920-х гг. ее имущество было объявлено государственным): духовным стержнем монастыря оставалось неумаляемое молитвенное и трудовое служение, а внешне обитель была зарегистрирована в 1922 г. как хозяйственная артель. Игумения учила насельниц: “Чтобы все в обители было благочинно и благообразно. Свято храните блаженное и единодушное общежитие. Немало жизненных теснот приходится переносить в святой обители. Но кто и когда угодил Богу и достиг Царствия Божия без скорбей и терпения? Не путем ли безмерных лишений и страданий пришел наш Небесный Подвигоположник и не этим ли путем шли, шествуют ныне и будут идти за Ним во все времена все Его последователиНас стали постигать лишения… И даже голодПереносите, дорогие сестры, ради Господа, нас ради распятого”. Убеждая советских чиновников, что артель с ее монастырским укладом не угрожает новой власти, мать Параскева писала: «Работаем на пользу маленькой трудовой ячейки нашего великого сложного молодого государства, памятуя еще древний завет: «Всякая душа властем предержащым да повинуется» (Рим 13:1)А так как никакое государство, ни учреждение, ни организация (а тем более, если оно такое сложное и разнообразное, как наше, да еще женское), немыслимы без дисциплины, то таковая существует и у нас, но дисциплина не внешняя, подневольная, принудительная, а добровольная, внутренняя, духовнаяИ выражается в нашем смирении, почтении к старшим, во взаимной любви друг к другу, воздержании, чистоте нравов и беззаветной преданности и служении любимому делу. Каждый член этой нашей собственной «коммуны» приставляется к тому именно делу, к которому лежит его душа и допускают силы. Непосильная и постылая работа не дается никому». Инспекторы отмечали высокий уровень хозяйствования артели: «В смысле обработки бывший сад монастыря может смело занять одно из первых мест среди садов КрымаПостройки монастыря находятся в отличном состоянии и ни одна из них не требует даже незначительного ремонтаПрочее имущество, находящееся в арендном пользовании в общине, в хорошем состоянии и аккуратно сохраняетсяИмение, являясь ценным государственным имуществом, при той высокой культурной работе, которую проводит община, может справедливо считаться одним из показательных хозяйств». Но политических вождей раздражал факт богослужений в артели и ее авторитет в регионе. Как-то один чиновник спросил мать Параскеву: «Живя совершенно по-коммунистически, почему вы не хотите принять устав коммуны?» «Потому что в коммуне не разрешается исповедание религии», – был ответ. Решив игнорировать нарастающее давление на монастырь, мать Параскева обращала внимание сестер на молитву: «Все дарования душ ваших направьте к тому, чтобы сердца ваши сделались обителью Божиею. Ничего так не требует Господь от человека, как сердце его». Когда богоборцы, в поисках повода для ликвидации артели, прислали новых инспекторов, – те, вместо критики, дали обратное заключение: «Таких крупных результатов развития хозяйства артель достигла благодаря: общности хозяйства, правильной организации распределения труда, терпеливому и настойчивому исполнению заданий артели, полному доверию руководящим лицам, честности и опытности последних, практическому изучению дела и постепенному накоплению опыта при несменяемости лиц, заведующих той или другой отраслью хозяйства, твердому убеждению каждого члена в полном обеспечении его в случае потери трудоспособности». Но в сентябре 1928 г. артель все же закрыли как «лжекооперативную организацию». А 3 декабря, попрощавшись с сестрами, исповедавшись и причастившись, прп. исп. Параскева почила (позже могилу уничтожили кладоискатели, ныне на кладбище обители над уцелевшим надгробием возведена часовня). В 1929 г. состоялась фактическая ликвидация общины.

■ В 1922-1923 гг. в обители жил Таврический архиепископ Димитрий , позже принявший схиму в Киево-Печерской Лавре и чтимый как прп. исп. Антоний ( Абашидзе, в миру Давид , 1867 † 1942 , память 1 ноября). Его прибытие в монастырь связано с уходом на покой по болезни, а оставление обители – арестом, после которого подвижник был выслан властями в Киев.

■ После закрытия монастырь использовали светские учреждения (с 1929 г. – совхоз «Безбожник», с 1933 – плодово-ягодная опытная станция, в 1941-1942 – штаб нацистской пехотной дивизии, разгромленный партизанами, после 1945 – школа сельского хозяйства, затем – пионерлагерь «Тополек»), собор Св. Троицы был взорван. В 1992 г. верующие Тополевки и Учебного создали общину храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 8 августа 1992 г. на территории обители под открытым небом была совершена первая Божественная Литургия, в 1993 г. зарегистрирован устав монастыря и начались службы в одном из храмов.

■ В 1994 г. епископ Запорожский и Мелитопольский Василий (Златолинский) подарил монастырю свою келейную святыню – ковчег-мощевик в виде креста с частицами мощей свв. Киево-Печерских – в память служения на Симферопольской кафедре (1990-1992). В 1998 г. у источника прмц. Параскевы была благоустроена новая купальня (взамен уничтоженной в советское время, 1883 г. постройки). Почитаются и находящиеся чуть далее в лесу источники св. вмч. Георгия Победоносца и Трех святителей (свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). Местом паломничеств является также «пещерка Константины» – скальный грот, который, возможно, служил в старину для уединенной молитвы топловских инокинь, но, вопреки народному названию, не был жильем Константины (она вырыла себе землянку, о чем напоминают паломнические экскурсоводы; ценность «пещерки» – в ином: она позволяет вспомнить время подвигов Константины в Кизилташе).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector