0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Харькове

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в г. Харьков

  • Теги:
    • Культовые сооружения ,
    • Православный храм

Оценка: +21 / 5 участников / 1 рекомендация / (+0) (-0) качество

  • Украина › Харьковская область › ХАРКІВ

В историческом центре города Харькова, там, где улицу Пушкинскую венчает старинный парк, стоит Свято-Иоанно-Усекновенский храм (храм Усекновения главы Иоанна Предтечи) — памятник архитектуры в русско-византийском стиле. Построен в 1845 году, как кладбищенский. С 1857 года используется как приходской.

Архитекторы — академик архитектуры Андрей Тон и О. Поляков. Руководил строительством 0.Малиновский.

Церковь построена в традициях старинной русской архитектуры. Это крестово-купольный храм, четырехстолпный с пятью куполами. Во время своего существования он много раз перестраивался и ремонтировался — это было обусловлено как естественным старением здания, так и частичными разрушениями. В 1850 обвалился главный купол храма, в последствии, при реставрационно – строительных работах он был перестроен.

В 1857 году храм был освящен святителем Иннокентием Борисовым, архиепископом Харьковским и Ахтырским.

Первым настоятелем Свято-Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский, который скончался 18 февраля 1859 года и погребен у северной стены храма.

С 1882 по 1884 годы в Свято-Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного совета Тимофей Иванович Буткевич.

Он очень много сделал для развития духовной жизни в городе Харькове. Это был выдающийся человек своего времени, его труды бесценны и пользуются большой популярностью и в наше время.

На каком бы месте ни служил в дальнейшем отец Тимофей, всегда родной для него и членов его семьи оставалась кладбищенская Свято-Иоанно-Усекновенская церковь, в ограде которой он и нашел свой последний приют, рядом со своей матерью и дочерью.

В 20-е годы XX века святой храм был захвачен обновленцами, а потом закрыт. Но в отличие от городских храмов, он не был разрушен. Однако богоборцы полностью разрушили все его внутреннее убранство, разорив дорогую церковную утварь и бесценные иконы. Возможно, храм был сохранен потому, что стоял в глубине городского кладбища, вдали от транспортной развязки, и поэтому к нему сложнее было подвести технику. Да и к тому же, идея построить на месте разрушенной церкви новое советское здание посреди безмолвных могил как-то не укладывалась в головах тогдашних чиновников. В дальнейшем, в прекрасном храме – памятнике архитектуры — устроили склад боеприпасов. В таком состоянии храм находился до начала Великой Отечественной войны.

Осенью 1941 года немецкие войска вошли в город Харьков. Через своих осведомителей они уже знали что находится в Свято-Иоанно-Усекновенском храме. Фашисты подвергли храм массовому обстрелу. Несмотря на страшные бомбардировки, храму не был причинен ущерб, только один снаряд попал в северо-восточный угол храма, да и то причинил ему незначительное повреждение.

В архивах Германии сохранились уникальные фотографии, сделанные с фашистских самолетов. На этих фотографиях запечатлен Свято-Иоанно-Усекновенский храм таким, каким он был в годы войны. Храм одиноко стоит в зарослях кладбищенских деревьев, без крестов.

Фотография

В 1943 году, когда наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, в Свято-Иоанно-Усекновенском храме возобновились богослужения. Вновь открывшийся Свято-Иоанно-Усекновенский храм был полностью разграблен, поэтому клиру и прихожанам пришлось заново, по крупицам, восстанавливать некогда былое благолепие. На купола храма были поставлены деревянные кресты, а из досок и фанеры были собраны иконостасы.

В июле 1970 года по распоряжению Высокопреосвященного владыки Никодима вторым священником храма был назначен отец Ярослав (Бовтюк), а уже через полтора года он стал настоятелем Свято-Иоанно-Усекновенского храма.

70-е годы прошлого столетия были непростыми для святого храма. Настоятелю, протоиерею Ярославу Бовтюку, храм достался в плохом состоянии. Крыша была дырявая, купола протекали, штукатурка и альфрейная побелка осыпались, стены остались без росписи. Сколько усилий требовалось, чтобы достать железо! Вездесущие представители советской власти строго спрашивали по каждому документу: откуда железо, откуда стройматериалы? Нужно было давать отчет за каждую потраченную копейку. Художники ночью расписывали стены храма, ибо днем нельзя было рисовать под запретом властей. Снос городского кладбища тоже причинил трудности для святого храма.

Но время шло, и храм возрождался, становился все краше и краше. В 1987 году на подворье Свято-Иоанно-Усекновенского храма был построен и освящен по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима новый храм в честь преподобного Иова Почаевского (в те годы в Харьковской Епархии еще не было построено ни одного храма, и этот был первым). Изначально, храм был бело-тёмно-красным.

Перекрашен в бело-голубой цвет в 2007-2008 годах.

Настоящим сокровищем храма является уникальный витражный иконостас.

Иконостас не является ровесником храма и раньше ему никогда не принадлежал. Первоначально он был создан по заказу книгоиздателя Юзефовича для его домовой Николаевской церкви, которая располагалась в доме №13 по улице Сумской.

Этот иконостас особый. Он состоит из витражных композиций. Это приводит к одинаковому восприятию витража, как со стороны алтарной части, так и со стороны общих помещений. Определить авторов витража стало возможно по сохранившемуся клейму, где указано, что это произведение Мюнхенских мастеров мастерской Ф. Зеттлера, датированное 1905 годом. При изготовлении иконостаса использована традиционная для конца XIX — начала XX века техника росписи на стекле со специальным выжиганием. Источник фотографии

Во время революции домовая церковь была ограблена, и иконостас стал экспонатом музея атеизма. И только во время Второй Мировой войны, когда для поддержания эмоционального духа советских людей был снят запрет на религию, и началось движение по восстановлению церквей, этот иконостас был передан из музея в действующую в то время церковь «Усекновения головы Иоанна Крестителя». Большие размеры церкви и сравнительно небольшой иконостас воспринимаются достаточно непропорционально. Иконостас не смог оградить всю алтарную часть. Уже в наше время, в 70 – х годах, к нему были достроены два предела, посвященные «Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову» (левый) и «Женам мироносицам» (правый).

Центральная часть иконостаса представляет собой металлическую конструкцию длиной 5 метров и высотой 3,2 метра, в которую вмонтированы витражные композиции. По своей структуре данный иконостас одноярусный, и в этом он значительно отличается от классического. Единственный ряд сюжетов состоит из семи вертикальных фрагментов. Центральная часть — двустворчатые царские врата с изображением четырех Евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Изображение Евангелистов реалистические, что не является характерным для высокого православного искусства. Каждый евангелист имеет индивидуальные портретные черты и психологическое напряжение образа. Это подчеркнуто оригинальностью ракурсов и движений голов на портретах. В нижней части царских врат размещен традиционный сюжет – «Благовещение». Над царскими вратами помещен сюжет, характерный для «Праздничного ряда» – «Тайная вечеря». Эта витражная композиция была утрачена и сейчас заменена на масляную живопись на стекле.

Читать еще:  Кафедральный собор УПЦ открывает новый проект – «Навечерие»

Справа от царских врат находится изображение благословляющего Христа с открытой книгой в левой руке. Слева — Богоматерь с младенцем.

За ними расположенные дьяконские врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила. На боковых частях алтаря — изображение основателей церкви: святого чудотворца Николая Мирликийского и Иоанна Предтечи «Ангела пустыни». Вокруг основных частей иконостаса расположен объединяющий их декоративный орнамент.

В иконостасе соседствуют разновременные реставрационные вставки, выполненные как с использованием техники витража, так и имитирующая его масляная живопись на стекле и других материлах.

Крайними в иконостасе расположены два фрагмента, не являющиеся родными всему иконостасу, а выполненные предположительно после Второй Мировой войны. Нововведения выполнены в технике витража с использованием цветного рельефного стекла.

Металлический каркас украшен золоченными накладками. Сверху иконостас украшен декоративными маковками, напоминающими очертания нефов.

Витражный иконостас — это достаточно необычное для православной церкви явление. В нем чувствуется большое влияние западной религиозной культуры. Источник фотографии

Стенные росписи, украшающие стены храма выполнены в 70-х годах ХХ-го века. Это масляная живопись по штукатурке.

На них представлены четыре основных композиции:

  1. «Коронация Богородицы» — на восточной стене;
  2. «Страшный суд» – на западной;
  3. Свободные копии с картин Васнецова «Крещение Руси» — северная стена;
  4. Свободные копии с картин Иванова «Явление Христа народу» — южная стена.

В куполе храма помещена «Новозаветная троица» на парусах – четыре евангелиста. На колонах изображены святые православной церкви: Апостолы Петр и Павел, Иоанн Предтеча, Феодосий Печерский, Святая мученица Евдокия и Варвара, Афанасий Цареградский, Святой Феодосий Углицкий чудотворец Черниговский, Митрофан Воронежский и многие другие. От плоскости стены росписи отделяются растительным орнаментом стилизованным в древнерусском стиле.

На территории храма располагается памятник в честь 1000-летия крещения Киевской Руси.

Многие харьковские храмы были разорены или даже разрушены. Сейчас, во время возвращения к духовной культуре наших предков, идет процесс восстановления и строительства храмов.

Церковь «Усекновения главы Иоанна Предтечи» восстанавливалась начиная с середины ХХ-го века. И сейчас постоянно ведутся работы по восстановлению храма, его внешнего и внутреннего убранства, представленных в храме икон, стенных росписей и предметов культа.

Источник

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Харьков)

Храм Усекнове́ния главы́ Иоа́нна Предте́чи, Свя́то-Иоа́нно-Усекнове́нский Храм — православный храм в Харькове, памятник архитектуры в русско-византийском стиле. Построен в 1845 году, как кладбищенский. С 1857 года используется как приходской. Архитекторы — академик архитектуры Андрей Тон и О. Поляков [1] .

Содержание

История храма

В 1853 году(?) обвалился достраиваемый купол храма. Восстановление закончилось в 1857. Освящён в честь Усекновения Честной главы Иоанна Крестителя (11 сентября).

В годы советской власти храм был выкрашен в тёмно-серый цвет, как и многие окрестные дома. С 1989 до 2007 года храм был бело-кирпично-тёмно-красным. Перекрашен в бело-небесно-голубой цвет в 2007—2008 годах.

Композиция храма

Храм построен в традициях старинной русской архитектуры. Сооружение храма крестово-купольное. Центральный алтарь храма огражден витражным иконостасом. Сейчас на месте старого кладбища расположен Молодежный парк.

Адрес

Храм расположен по адресу: г. Харьков, улица Артёма, 50-а, в середине ликвидированного в 1977-78 б. Иоанно-Усекновенского (Первого городского) кладбища, ныне Молодёжного парка.

Примечательные места на территории храма

  • На территории храма располагается памятник в честь 1000-летия крещения Киевской Руси[2] .
  • В ограде Иоанно-Усекновенского храма похоронен богослов XIX века, профессор Харьковского университета протоиерей Тимофей Буткевич.

Примечания

  1. В Харькове отметили 150-летие Свято-Иоанно-Усекновенского храма
  2. Русские церкви. Справочник-путеводитель. Свято-Иоанно-Усекновенский храм

См. также

  • Первое городское кладбище Харькова
  • Храмы Харькова
  • Свято-Иоанно-Усекновенский Храм. Общий вид зимой.

    Храм с птичьего полёта. 2008

    Перекраска храма из красного в светло-голубой в 2008 году.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Иоанно-Предтеченская церковь (Тверь)
    • Иоасаф (Лазаревич)

    Полезное

    Смотреть что такое «Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Харьков)» в других словарях:

    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи — Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи: Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Массандре Церковь Иоанна Крестителя (Пушкин) католический Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи… … Википедия

    Харьков и кино — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д. … Википедия

    Иоанно-Усекновенское кладбище (Харьков) — Достопримечательность 1 е городское (Иоанно Усекновенское) кладбище Харькова Страна Украина Харьков ул. Пушкинская, 81 … Википедия

    Список храмов — Список храмов, снесённых при советской власти Список храмов, и монастырей, снесённых при советской власти В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей.… … Википедия

    Список храмов, снесённых при советской власти — В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Основным объектом гонений была Русская Православная церковь. В 1917 году в России насчитывалось 78 тысяч… … Википедия

    Храмы Харькова — … Википедия

    Харьковские церкви — Благовещенский собор Успенский собор … Википедия

    Церкви Харькова — Благовещенский собор Успенский собор … Википедия

    Керчь — У этого термина существуют и другие значения, см. Керчь (значения). Город Керчь укр. Керч крымскотат. Keriç Флаг Герб … Википедия

    Список храмов, упразднённых советской властью — Снос Храма Христа Спасителя в Москв … Википедия

    Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи

    Описание

    • Теперешнее место расположения храма именуют “Молодежным парком”, однако на этом месте ранее располагалось Первое городское кладбище (Иоанно-Усекновенское кладбище)
    • Административно принадлежит к Киевскому району города
    • Неподалеку расположен спортивный комплекс Политехнического института, могилы Марка Кропивницкого, Сергея Васильковского, Петра Гулака-Артемовского

    Этот храм расположен в неподалёку от центра города, вблизи одной из центральных улиц города, Пушкинской. Теперешнее место расположения храма именуют “Молодежным парком”, однако на этом месте ранее располагалось Первое городское кладбище (Иоанно-Усекновенское кладбище). Административно принадлежит к Киевскому району города. Неподалеку расположен спортивный комплекс Политехнического института, могилы Марка Кропивницкого, Сергея Васильковского, Петра Гулака-Артемовского.

    Этот храм расположен в неподалёку от центра города, вблизи одной из центральных улиц города, Пушкинской. Теперешнее место расположения храма именуют “Молодежным парком”, однако на этом месте ранее располагалось Первое городское кладбище (Иоанно-Усекновенское кладбище). Административно принадлежит к Киевскому району города. Неподалеку расположен спортивный комплекс Политехнического института, могилы Марка Кропивницкого, Сергея Васильковского, Петра Гулака-Артемовского.

    Как проехать?

    В 7 минутах ходьбы от церкви расположена станция метро “Пушкинская”. К наземной остановке с аналогичным названием курсируют маршрутные такси 89э, 233э, 289э.

    А ТАКЖЕ НЕПОДАЛЁКУ НАХОДЯТСЯ

    Аптека Вильгельма Мильфорта

    В этом доме находится аптека с более чем столетней историей: её открыл в .

    Дом Германа Гельфериха

    В 2016 году благодаря политике декоммунизации в Харькове были переименованы .

    Журавлёвский спуск

    Прекрасный вид на один из спальных районов города, Салтовку, открывается с .

    Улица Пушкинская

    Улица Пушкинская считается второй центральной, после главной улицы города – .

    Особняк профессора М.Сомова

    Особняк профессора Н. Сомова спроектирован архитектором Алексеем Бекетовым в .

    ИСТОРИЯ

    • Заложен храм был по благословению местного архиерея в 1845 году
    • В 1857 году сооружение церкви было окончено, в этом же году святитель Иннокентий (Борисов), в то время архиепископ Харьковский и Ахтырский, принял участие в торжественном освящении престола храма, который был открыт для богослужений 11 сентября
    • Здание принадлежит к неовизантийскому стилю

    Заложен храм был по благословению местного архиерея в 1845 году. Автором архитектурного проекта храма стал известный харьковский деятель искусства — Андрей Тон. В 1857 году сооружение церкви было окончено, в этом же году святитель Иннокентий (Борисов), в то время архиепископ Харьковский и Ахтырский, принял участие в торжественном освящении престола храма, который был открыт для богослужений 11 сентября.

    Здание принадлежит к неовизантийскому стилю. В конце ХІХ столетия на месте теперешнего Молодежного парка располагалось кладбище, которое позже сравняли с землей, поэтому церковь именовалась кладбищенской. В 20-е годы богослужения были прекращены, а в церкви, во время подготовки к Второй мировой войне, был устроен склад боеприпасов. Богослужения возобновились в 1943 году и были разрешены в советские времена. Однако советская власть своеобразно боролась с архитектурным величеством церковных сооружений: церковь не была снесена, однако её, как и близлежащие дома, выкрасили в “унылый” темно-серый цвет В 1977-1978 годах кладбище было ликвидировано. В 1987 году на территории церкви был построен и освящён храм в честь преподобного Иова Почаевского. Через два года после этого храм был перекрашен в бело-кирпично-красный цвет, соответствующий облачению священников, одеваемому в праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 2007 году архитекторами было принято решение вернуть бело-небесно-голубой цвет. В теперешнее время богослужения проводятся еженедельно и во время двунадесятых праздников, храм огорожен парканом, поэтому на его территорию можно попасть только во время богослужений. Храм принадлежит к числу крестово-купольных, возвышенный центральный купол которых обозначает Божественность космоса, символизирует четырёх апостолов и возвышающегося над ними Спасителя. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный алтарь отгорожен витражным иконостасом.

    Заложен храм был по благословению местного архиерея в 1845 году. Автором архитектурного проекта храма стал известный харьковский деятель искусства — Андрей Тон. В 1857 году сооружение церкви было окончено, в этом же году святитель Иннокентий (Борисов), в то время архиепископ Харьковский и Ахтырский, принял участие в торжественном освящении престола храма, который был открыт для богослужений 11 сентября.

    Здание принадлежит к неовизантийскому стилю. В конце ХІХ столетия на месте теперешнего Молодежного парка располагалось кладбище, которое позже сравняли с землей, поэтому церковь именовалась кладбищенской. В 20-е годы богослужения были прекращены, а в церкви, во время подготовки к Второй мировой войне, был устроен склад боеприпасов. Богослужения возобновились в 1943 году и были разрешены в советские времена. Однако советская власть своеобразно боролась с архитектурным величеством церковных сооружений: церковь не была снесена, однако её, как и близлежащие дома, выкрасили в “унылый” темно-серый цвет В 1977-1978 годах кладбище было ликвидировано. В 1987 году на территории церкви был построен и освящён храм в честь преподобного Иова Почаевского. Через два года после этого храм был перекрашен в бело-кирпично-красный цвет, соответствующий облачению священников, одеваемому в праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 2007 году архитекторами было принято решение вернуть бело-небесно-голубой цвет. В теперешнее время богослужения проводятся еженедельно и во время двунадесятых праздников, храм огорожен парканом, поэтому на его территорию можно попасть только во время богослужений. Храм принадлежит к числу крестово-купольных, возвышенный центральный купол которых обозначает Божественность космоса, символизирует четырёх апостолов и возвышающегося над ними Спасителя. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный алтарь отгорожен витражным иконостасом.

    Харьковский храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи

    11 сентября по новому стилю православные отмечают день Усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

    В честь Великого праздника в Харькове был в свое время возведен храм. У храмов, как и у людей, бывают разные судьбы. Нельзя сказать, что в нашей стране какой-то храм прожил легкую жизнь. То же — и харьковский Усекновенский.

    Однако ему удалось выстоять даже не только в годы всеобщего сноса церковных строений — сначала в сталинские, а потом и в хрущевские, и в более поздние времена, когда в 1978 году на территории, примыкающей к храму, вместо кладбища городское партийное руководство приняло решение соорудить «молодежный парк» с баром, спортивной и детской площадками, летним кинотеатром. Закатали в асфальт почти все могилы, как это заведено бывало в советские беспамятные времена. Остались лишь надгробия академика живописи С. Васильковского, ректора университета П. Гулака-Артемовского, режиссера М. Кропивницкого. Надпись на надгробной плите писателя П. Гулака-Артемовского почти не читается.

    Во времена независимости Украины были восстановлены символические могилы (настоящие утрачены) литераторов В. Эллан-Блакитного и М. Хвылевого (Николая Фитилёва).

    Могила академика живописи С. Васильковского

    Кладбище это хранило останки героев разных войн Империи, начиная с Крымской кампании 1853-1856 годов. Отец моей бабки Анны — Кузьма Петрович Маслюженко, каменщик, воевавший за великую Россию в Первой мировой войне, побывавший и австрийском плену, а умерший в Харькове в 1944 году фактически от голодного истощения, был похоронен на этом кладбище. Всякий раз, приходя сюда, испытываю особый трепет и молюсь о упокоении душ — и моего прадеда, и «всех зде лежащих».

    Харьков всегда был городом студенческим. Кварталы, примыкающие к улице Пушкинской и Усекновенскому храму, без преувеличения можно назвать молодежными. Здесь находятся и некоторые вузы, и их клубы. Вот и Молодежный парк был обустроен на месте снесенного 1-го городского (до революции Иоанновского) кладбища, где были похоронены лучшие люди города: Д. Багалей, А. Потебня, Х. Алчевская, И. Слатин, Н. Сумцов и многие другие (их могилы перенесены на 13-е кладбище).

    Сегодня по праху предков прогуливаются молодые парочки, мамы с колясками, студенты, пенсионеры.

    В новейшие времена тут был установлен голодоморный крест, а поводом для некоторых ристалищ стал факт несанкционированной установки памятного камня «воякам УПА». Зачем в Харькове понадобилось увековечивать память Украинской повстанческой армии, понять решительно невозможно. А потому один молодой харьковчанин этот камень удалил. Как выяснилось, просто выкопал рядом яму и столкнул камень туда. Парня до сих пор таскают по судам и с оранжевых времен грозят тюремным сроком. Дело следовало бы давно закрыть, тем более что горсовет изначально признал установление камня УПА несанкционированным, то есть незаконным.

    Но вернемся к храму. Сам храм в православной среде слывет особо благодатным, намоленным. На протяжении многих десятилетий храм был бело-кирпично-темно-красным. Однако в 2008 году — перекрашен в бело-небесно-голубой цвет.

    Усекновенский храм Харькова. Фото 29 октября 2005 года

    Архитектором храма, возведенного в русско-византийском стиле в 1845 году, был Андрей Андреевич Тон, известный в Харькове зодчий, выпускник Санкт-Петербургской академии, впоследствии сам академик, подаривший городу несколько церквей. Он родной брат К. А. Тона, того самого, что возводил в Москве изначальный Храм Христа Спасителя. Андрей Тон с 1837 по 1845 годы был первым харьковским городским архитектором, затем членом Городской строительной комиссии. Также в постройке храма участвовал архитектор О. Поляков.

    В 1853 году достраиваемый купол Усекновенского храма обвалился и под ним едва не были погребены выходившие из церкви прихожане.

    Восстановление храма закончилось к 1857 году, и он был освящен Иннокентием (Борисовым), тогда архиепископом Харьковским и Ахтырским. В Святой нашей Церкви святитель Иннокентий Херсонский, как мы помним, сыграл немалую роль в окормлении южных регионов России, он известен немалым духовным участием в Крымской войне 1853-1856 годов.

    Первым настоятелем Свято-Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский (скончался 18 февраля 1859 года, был погребен у северной стены храма).

    С 1882 по 1884 годы в храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, участник право-монархического движения, член Харьковской городской думы, член Государственного совета Тимофей Иванович Буткевич, очень много сделавший для развития духовной жизни в Харькове. Это был выдающийся человек своего времени, его труды бесценны, пользуются большой популярностью и в наше время. Он был избран одним из шести почетных членов Харьковского отдела Союза русского народа. С 1906 года — член Святейшего Синода. На каком бы месте ни служил отец Тимофей, всегда родной для него и членов его семьи оставалась Свято-Иоанно-Усекновенская церковь, в ограде которой он и нашел свой последний приют, рядом со своей матерью и дочерью (захоронение было уничтожено, сохранилась лишь часть гранитного памятника матери священника).

    Тимофей Иванович Буткевич. 1915 год

    В 1920-е годы храм был захвачен обновленцами, а потом закрыт. Разрушен он не был, однако богоборцы полностью уничтожили внутреннее убранство, разорив дорогую церковную утварь, бесценные иконы и устроив склад боеприпасов.

    Осенью 1941 года, когда немецкие войска вошли в Харьков со стороны Холодной горы, они, осведомленные о боевом складе, подвергли храм обстрелу, но только один снаряд попал в северо-восточный угол храма, причинив ему незначительные повреждения. В архивах Германии сохранились уникальные авиафотографии. Свято-Иоанно-Усекновенский храм одиноко стоит в зарослях кладбищенских деревьев, без крестов, но дышит величием и красотой.

    Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на ул. Епархиальной (ранее Кладбищенской, Старокладбищенской, совр. Артёма). Харьков. 1943 год

    На этом снимке мы видим слева в нижнем углу — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, справа — студенческий городок «Гигант», в состав которого входили перестроенные корпуса Епархиального женского училища (в частности, Дворец студентов ХПИ — это бывший актовый зал и трапезная училища), на заднем плане видна улица Пушкинская; перпендикулярно ей, слева направо, улицы Толкачёвская или Толкачёвка (в 1930-е годы носившая название Красного Студенчества, современная Студенческая) и Лермонтовская.

    А в 1943 году, когда город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, в Свято-Иоанно-Усекновенском храме богослужения возобновились. На купола храма были поставлены деревянные кресты, а из досок и фанеры были собраны иконостасы.

    В июле 1970 года по распоряжению Высокопреосвященного владыки Никодима вторым священником Свято-Иоанно-Усекновенского храма был назначен о. Ярослав (Бовтюк), через полтора года ставший его настоятелем.

    Крыша тогда была дырявой, купола протекали, штукатурка и альфрейная побелка осыпались, стены остались без росписи. Потребовалось немало усилий, чтобы проводить восстановление храма в условиях развитого социализма. Снос городского кладбища тоже принес трудности. Но, как верно высказываются сегодня прихожане, «засыпая плитами, мусором и человеческими костями дорогу к храму, богоборцы не учли одного: тропинку к Богу нельзя засыпать ничем, потому что в сердцах истинно православных людей горит вечный огонь любви к Своему Творцу и погасить его никто не сможет». Художники расписывали стены храма ночью, втайне от властей и сторонних глаз.

    Праздник Пасхи в воскресной школе Свято-Усекновенского храма. Отец Виктор Гузенко вручает подарки детям. 2011 год

    В 1987 году на подворье Свято-Иоанно-Усекновенского храма был построен и освящен по благословению Владыки Никодима новый храм в честь преподобного Иова Почаевского (в те годы в Харьковской Епархии не было построено ни одного храма, и этот был первым). На территории храма располагается также крест-памятник в честь 1000-летия Крещения Киевской Руси.

    Крест-памятник в честь 1000-летия Крещения Киевской Руси

    Отец Ярослав из полувека пастырского служения 40 лет отдал Свято-Иоанно-Усекновенскому храму. Уже более 20 лет он является духовником Харьковской епархии, а в 2005-2006 годах был духовником Свято-Борисо-Глебской женской обители в селе Водяном. Той самой, где находится одна из Слобожанских святынь, икона Спаса Нерукотворенного, так называемого «Харьковского Спаса» (чудесное обновление иконы произошло 20 июля 1997 года во время совершения воскресной Литургии).

    Харьковский Спас. Чудотворная икона

    Сегодня с настоятелем о. Ярославом в Усекновенском храме служат также протоиерей Виктор Гузенко, много времени отдающий наставничеству и просвещению — детской воскресной школе, паломничеству, выступлениям в средствах массовой информации. Окормляет протоиерей Виктор и библиотеку при святом храме, где сегодня уже записано около тысячи читателей. Батюшки храма не единожды удостаивались высоких наград Церкви.

    Прихожане Свято-Усекновенского храма Харькова в паломнической поездке в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

    В сентябре 2007 года торжественно отмечалось в престольный праздник — 150-летие Свято-Иоанно-Усекновенского храма Харькова. На архиерейское богослужение собралось большое количество православных харьковчан. Божественную Литургию возглавил владыка Никодим, Митрополит Харьковский и Богодуховский, произнесший затем архипастырское слово, в котором призвал обратить внимание на высокий подвиг святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, подобным которому стали многие наши современники-новомученики.

    Вот так Харьковский храм Усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Харькове выглядит сегодня

    Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector