0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храмы Киево-Печерской лавры посетили гости из Китая

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра — особо почитаемый религиозный комплекс, обладающий важным историческим и духовным значением. На территории Украины насчитывается всего три лавры, освящённых в честь Успения Богородицы, и эта монастырская обитель — одна из них. Впрочем, ценность православной святыни признают не только на её родине — в 1990 году ЮНЕСКО включило монастырь в список Всемирного наследия.

Паломники знают, что лавра считается третьим Уделом Богородицы. Так называют землю, которая находится под особым покровительством Божией Матери. Кроме того, сооружение — одна из первых обителей Древней Руси.

История будущей святыни началась в 1051 году и тесно связана с монахами Антонием и Феодосием, поселившимися в пещерах. С течением времени количество их последователей увеличивалось, и тогда иноки решили возвести кельи и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель разрасталась и вскоре превратилась в монастырь. Религиозный комплекс стали звать «Печерским», что по-древнерусски означало «пещерный».

Монастырь не раз осаждали и грабили. Лавра страдала от набегов половцев, торков, монголо-татар. В 1596 году её безуспешно пытались захватить униаты. Не менее богатыми на печальные события были и последующие столетия. Немало перипетий на долю обители выпало в советское время: братию расстреляли, а комплекс ликвидировали, затем превратили в полицейский участок. В 1941 году немецкие оккупанты взорвали Успенский собор.

Святые и пещеры Свято-Успенской Киево-Печерской лавры

Религиозное сооружение имеет развитую пещерную сеть, которая соединяется с киевскими катакомбами. Общая продолжительность подземных лабиринтов составляет почти 600 метров, а глубина залегания — от 10 до 15 метров. В свою очередь пещеры принято делить на две зоны: Ближние либо Антониевы и Дальние или Феодосиевы. На их территории находятся Святые мощи и Святые источники.

Ближние пещеры

Ближние основаны тем самым Антонием, речь о котором шла выше. Сегодня здесь можно увидеть мощи святого — хранятся в огороженном отсеке неподалёку от церкви в его честь. Рядом с останками подвижника находится крипта «Батыем убиенных».

В подземных помещениях навсегда обрели покой 79 святых. Среди них — нетленные останки монаха и автора «Повести временных лет» Нестора Летописца, мозаичиста и иконописца Алипия Печерского, богатыря Ильи Муромца. По легенде, именно ангелы перенесли сюда тело эпического героя.

Внимательные посетители Ближних пещер заметят вмурованные в стену окна затворников. К сожалению, их современное состояние отличается от первозданного — изменились в результате переделок. Обратите внимание и на пол, покрытый чугуном. Плиты были изготовлены в 1830 году в Туле.

Дальние пещеры

Получили своё второе название благодаря Феодосию, похороненному в одной из подземных келий. К сожалению, сейчас никто не знает их точное местонахождение. Есть версия, что останки погребены в Успенском соборе. Зато обитель подвижника удалось идентифицировать — обнаружили в 1988 году. Рядом с помещением располагается самая крупная подземная церковь Киево-Печерской лавры — Феодосийская.

Самым древним подземным сооружением комплекса считают храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Список построек замыкает церковь Рождества Христового.

Напротив религиозного здания хранятся мощи безымянных православных святых, прозванные мироточивыми главами. В других криптах и раках последнее пристанище нашли останки 49 канонизированных святых.

Митрополит и братия Киево-Печерской лавры

Самым первым игуменом будущей святыни был Феодосий — второй основатель лавры. Именно он ввёл общежительный устав, занимался благоустройством келий для братии, а также выполнял прочие обязанности. Среди настоятелей мужского монастыря, внёсших весомый вклад в его развитие, также значатся архимандрит Игнатий, Никон, Варлаам, Стефан.

Список выдающихся священнослужителей продолжают архиепископы Ювеналий, Иоанн, Антоний, митрополиты Варлаам, Иоасаф, Тимофей, наместник Иларион.

Во время борьбы с унией лавру возглавляли Иннокентий Гизель, Захария Копыстенский, Петр Могила и Никифор Тур.

В настоящее время предстоятелем Украинской православной церкви и священноархимандритом считается митрополит Онуфрий (в миру Березовский Орест Владимирович). Интронизация состоялась в августе 2014 года.

С 30 марта 1994 года наместником здесь служит митрополит Павел (Пётр Дмитриевич Лебедь).

Соборы, храмы и церкви

На территории комплекса находится немало церквей, колоколен, башен, корпусов, часовен и других построек. Все они по-своему ценны и интересны, однако самым главным сооружением признан Успенский собор (ещё называют «Великой церковью»). Храм восстановлен и освящён в августе 2000 года. За основу был взят первозданный вид собора, утраченный в ноябре 1941 года.

  • Наследие XVII века — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ищите неподалёку от Дальних пещер. В архитектуре храма использованы колонны коринфского ордена, пилястры и карнизы.
  • Церковь «Всех скорбящих радость» младше примерно на два столетия. Поэтапное строительство окончательно завершилось в 1866 году. До советского периода здесь хранился ковчег со Святыми Дарами.
  • Ещё один недавно возрождённый архитектурный памятник — Аннозачатьевская церковь. Сооружение соединено подземным ходом с пещерами.
  • Между Ближними и Дальними пещерами расположился храм «Живоносный источник», освящённый в честь Божией Матери в 2001 году.
  • В честь всех преподобных отцов лавры возведена «Тёплая церковь». Так её прозвали прихожане и братия из-за того, что святыня сильно всем полюбилась.
  • К постройке примыкает Крестовоздвиженский храм — одно из значительных сооружений комплекса. Являет собой пример традиционной киевской архитектуры с тремя куполами и скромным оформлением фасада. Внутри посетителей ждёт яркая цветовая палитра, живопись выполнена художником Данилой Давыдовым.
  • Экономические ворота оформляют вход в церковь Всех Святых. Двухъярусное сооружение отличается изысканностью. Привлекает к себе внимание и интерьер с позолоченным иконостасом и мозаичными киотами.
  • В русско-византийском стиле выдержана Трапезная церковь. Обладает самым большим куполом без внутренней опоры на Украине. У стен постройки похоронены Столыпин, Кочубей и Искра. Внутри паломников ждёт орнаментальная живопись в стиле модерн, мраморный иконостас, майоликовый пояс, киоты.

Богослужения и хор

Пение всегда было приоритетным занятием в лавре. Известно, что до революции в обители было несколько тысяч насельников, а главнейшее христианское богослужение здесь проводилось до 12 раз в день. Пение благотворно воздействовало не только на братию, но и на паломников.

Воцерковленный человек сразу заметит особенности здешнего пения: канон преподобного Андрея Критского поётся нараспев с канонархом (священнослужитель, возглавляющий глас перед пением), нараспев поётся и акафист Успения Пресвятой Богородицы.

Традиция проводить богослужения с канонархом на клиросе была присуща комплексу ещё в дореволюционный период. Тогда же при монастыре была общеобразовательная школа, в которой учились и хоровому пению. С 2009 года здесь организован детский хор из 50 участников. Ребята поют в Аннозачатьевской церкви во время воскресной литургии.

Экскурсия

При планировании экскурсии следует учесть, что часть комплекса подчиняется монастырскому уставу в то время, как другая часть (Верхняя) — историко-культурному заповеднику. При нём также действует несколько тематических музеев.

Монашеская обитель открыта с 06:00 до 20:00, пещеры можно посетить с 09:00 до 16:00. Вход бесплатный. Для более обстоятельного знакомства обратитесь в паломнический отдел, который каждый день по мере набора групп, с 09:00 до 16:00, проводит экскурсии. В программу входит просмотр храмов и строений комплекса, пещер, всё сопровождается детальным рассказом о святых, архитектурных особенностях и основных исторических моментах. Сумма пожертвования для взрослого — 60 гривен, студенты, пенсионеры — 50 гривен, школьники, инвалиды — 30 гривен.

Попасть в заповедник удастся только по билетам: вход — 100 гривен, экскурсионное обслуживание — 120 гривен, индивидуальное экскурсионное обслуживание — 1 000 гривен, семейный билет — 240 гривен.

Как добраться

Обитель находится в одном из центральных районов украинской столицы, Печерском. Точный адрес: ул. Лаврская, 15. Рядом проходят станции метро, маршруты автобусов, троллейбусов и маршруток.

На метро: в полутора километрах от комплекса находится станция «Печерская» Сырецко-Печерской линии М3. От выхода следуйте по ул. Генерала Алмазова в сторону ул. Лаврской. Примерно на таком же удалении расположилась станция «Арсенальная» Святошинско-Броварской линии М1.

На автобусах и маршрутках: вблизи монастыря оборудована одноимённая остановка «Киево-Печерская лавра». Транспорт курсирует по ул. Лаврской. Садитесь на автобусы № 24, 24А, маршрутки № 470, 520.

На троллейбусах: к вышеупомянутой остановке прибывает транспорт № 38.

На автомобиле: расстояние от международного аэропорта Киева имени Игоря Сикорского равно 12 километрам. Самый короткий путь выглядит следующим образом: направляйтесь на юго-восток по ул. Народного Ополчения, пр. Валерия Лобановского.

На такси: для онлайн заказа доступны 292 Taxi, 571, «Лайм», Uber.

Киево-Печерская лавра на панораме Google: вид с высоты

Читать еще:  В чем опасность длинной исповеди?

Видео о Свято-Успенской Киево-Печерской лавре:

Наместник Киево-Печерской Лавры — о паломниках, туристах и причастии в лаврских храмах

Ваше Высокопреосвященство!

Православные встретили Великий Праздник Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа. Владыко, о чём Церковь напоминает нам в эти торжественные дни?

Вся наша жизнь посвящена служению Церкви и Богу. Поэтому Господь не оставляет нас во все времена. После Своего Воскресения, Он сказал ученикам, чтобы они никуда не расходились, до того времени, пока не примут Другого Утешителя — Духа Святаго, о Котором Он непрестанно предвещал Своим ученикам.

Также праздник носит и другое название — день Святой Троицы, с чем это связано?

Явление Бога в Троице мы видим в нескольких местах Свщ. Писания Нового Завета. Первое явление совершилось при Крещении Господнем: когда Он вошёл в реку Иордан, Дух Святой нисшел на Богочеловека и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17) . Второе явление Живоначальной Троицы произошло на Фаворской горе, где Господь преобразился, и апостолы увидели всю красоту Божественной славы. С момента Боговоплощения все обновляется, все имеет жизнь, все приводит человека к той величайшей радости, которая только чистое сердце может наполнить. Господь сказал, что только чистое и сокрушенное сердце может увидеть Господа и принять эту Божественную благодать.

Да, в этот день все вокруг обновляется, цветет жизнью. Священнослужители также облачаются в зеленые одеяния, даже храмы наполняются зеленью. Но если вспомнить, то зеленый цвет, как символ обновления жизни, также преобладает в дни памяти святых, богоугодно живших в монашеском чине.

Духом Святым, как мы читаем в стихирах, все живет и движется. Как весной деревья снова украшаются зеленью, проснувшись от зимней спячки, так и человеческая природа преображается, получив Духа Святаго, Который обновляет, изменяет человека и дает ему новую богоугодную жизнь. Каждый после крещения становится как первозданный человек, при этом природа тела уже не довлеет над ним, а дух, душа поднимается ближе к Богу на служение.

Какая связь между этими праздниками?

Священнослужители облачаются на праздник Троицы в зеленые одеяния, так же как на день памяти преподобных отцов и всех святых, просиявших в подвигах, потому что их жизнь — это обновление, это Жизнь, это радость в Духе Святом.

Наверно, ни в одном монастыре в мире нет такого количества храмовых праздников и особо чтимых святых как в Киево-Печерской Лавре.

Успенская Киево-Печерская Лавра действительно является тем местом, подобного которому, я бы сказал, нет на земле, но все уделы Божией Матери велики и прекрасны. Это и Афонская гора… Но столько святынь, сколько Господь устроил Своей Матери на Печерской горе, действительно больше нигде нет.

На Ваш взгляд, о чём это свидетельствует?

Здесь можно поразмышлять, почему так? Наверно совершается какое- то большое почитание или присутствует особая благодать… Если сравнить Лавру с египетской пустынью, то последняя также сияет подвижниками, но там не сохранилось столько святынь, нетленных мощей, чудотворных образов. Поэтому наш благодарный народ всегда чтил и чтит Божию Матерь за такую милость к нам. Это наша Хозяйка, Она сказала, что хочет здесь жить…

Кроме того, наша земля имеет особое благословение, ведь мы связаны с апостолом Андреем Первозванным, который водрузив Святой Крест, пророчествовал, что здесь будет град великий, и воссияет множество церквей.

Чем больше храмов, чем больше достойных пастырей и епископата, тем больше народ обращается к святости. Люди видят, чувствуют молитвенников и поэтому, преображаясь сами, угодники Божии преображают вокруг себя весь мир. Вспомним, эта гора, как и гора Троице-Сергиевой Лавры, были пустынными. И только один человек не просто зажег лампаду молитвы, ведь не было ни лампад, ни елея, но он сам горел елеем веры, любовью к Богу и людям — все это давало возможность быть участниками этой божественной любви.

В связи таким количеством святынь в Успенской Киево-Печерской Лавре, паломники имеют возможность круглый год, в удобное время приезжать, не боясь пропустить местное торжество.

У нас более 120 преподобных, несколько чудотворных икон. Есть не только преподобные, почивающие своими нетленными останками в этой святой обители, но и ряд великих угодников Божиих, сопричастных этой святой Лавре, которые вышли из нее. Мы можем увидеть, где есть пещерный монастырь, житие там, скорее всего, было организовано Киево-Печерской братией, которые в разные времена уходили от насилия врага рода человеческого, сильных мира сего. Святогорская Лавра, Лядовский монастырь в Виннице, монастырь в Рязанской области, Вознесенский Печерский мужской монастырь Нижегородской епархии, — там везде устраивались монастыри отцами Киево-Печерской обители, они спешили уйти от мира, но хотели всегда быть с Богом, поэтому их любовь к Богу хранила эти святыни.

Но не устаёт ли монастырская братия от частых праздников в многочисленные дни памяти святых, не отвлекает ли это их от сосредоточенной монашеской жизни?

Никакой трудности не составляет, для нас это только радость. Уставное богослужение совершается ежедневно, и мы молитвенно величаем и ублажаем своих покровителей. Кроме того, у нас есть праздники, собирающие в лаврских храмах всю братию и многочисленных гостей: престольные торжества, дни памяти основателей монастыря Антония и Феодосия, особо чтимых преподобных отцов Агапита, Нестора и др. Мы чувствуем их помощь. Служение для нас является не столько трудом, скорее, как бы взыванием от земли к Богу и к святым, которые особо близки нам, ведь они подвизались на этой святой земле.

Насколько строгие требования со стороны духовников к желающим причаститься в лаврских храмах?

Вопрос о том, кому сколько нужно поститься, решается индивидуально. Если человек имеет здоровье, может поститься по уставу, сегодня достаточно продуктов питания, чтобы сохранить пост. В случае, когда человек болеет диабетом или прошел операцию, он уже не может соблюдать пост в полной мере. Знаю из своего опыта, когда после тяжелой операции невозможно даже подняться, о строгом посте не может идти речь. Дальше — беременные женщины, а также кормящие мамы не обязаны соблюдать пост. Паломники из других стран, преодолевшие тысячи километров, думаю, могут причаститься. Как сказал свт. Спиридон Тримифунтский: «Пост всегда со мной, а вы мой родной, только прибыли в гости». Поэтому, я думаю, у нас братия достаточно это понимает. Как я сегодня уже говорил в одном из интервью, Господь не справедлив, Господь милостив. Так как, если бы Господь был только справедлив, то мы бы уже не жили здесь, никого бы не было. Поэтому нужно исходить из того момента, что человек может, и как может. Если он еле-еле пришел, то выпив стакан молока, не согрешит.

Со дня Пятидесятницы апостольская проповедь разнеслась на разных языках по всему миру. Это событие наводит на следующий вопрос. Кроме паломников к нам приезжает и абсолютно другая группа «гостей» — многочисленные иностранные туристы. Международный туристический интернет портал называет Лавру наиболее интересным и разноплановым местом в столице. Что их привлекает сюда? Насколько светские экскурсии могут быть полезны в духовном плане и опять же, не мешает ли это братии?

К сожалению, в сегодняшние дни число паломников сократилось, но мы всегда относимся к ним с любовью. Братией созданы условия, чтобы люди могли пребывать в монастыре необходимый период: есть и гостиницы, и трапезные. Мы не можем всех покормить, потому что уже не те времена, когда Лавра имела свои хозяйства, имела своих тружеников… Сегодня, когда приходят счета за тепло и свет и нас опять сравнили с бюджетными организациями, получающими зарплату, то по сравнению с предприятиями, нам приходится очень трудно.

Туристов также привлекает сюда Божья милость и благодать. У нас нет таких красивых ансамблей, как во Франции и королевских дворцов как в Англии. У нас есть строгость, убогость, но святость. Посмотрите на наши храмы: они красивы, но они не велики, не настолько они богаты как собор Святого Петра в Риме, но они у нас богаты славой святых и любовью Божией Матери. Благодаря подвигам свт. Илариона, прпп. Антония с Феодосием, мученичеству Макария и Михаила, и других великих угодников Божиих, Киев тоже может называться святым городом. И люди испокон веков любили его.

Есть какие-то особые требования к приезжим туристам?

Обычно они приходят, когда в храме никого нет, с экскурсоводом. Если он лаврский, то подскажет, кому помолиться и поставить свечку о здравии, упокоении, написать записочку, если те, о ком пишут записки, крещены в Святой Православной канонической Церкви. А в основном туристы смотрят по сторонам, кто-то небрежно перекрестится… Конечно, когда туристы приходят на богослужение и шумят, то им, как Архангел Михаил, грозят: «нельзя!» А когда приходят на службу наши соотечественники, которые ничего не знают, то подключается такая служба как «таможенный контроль» — это женщины: «Ты зачем так пришла, как оделась, ногти накрашены…». Но и в таком случае не надо обижаться, нужно все принять. Придет время, и они сами, может, будут еще строже к себе относиться, если уверуют в Бога всей душой, всем сердцем, насколько это возможно.

Владыко, с какими словами Вы бы хотели обратиться к читателям в праздник Пятидесятницы?

Читать еще:  Влажность воздуха влияет на состояние здоровья человека

У меня одно пожелание, чтобы мы все любили Бога. Если мы будем любить Бога, тогда мы будем любить друг друга. Через апостола и евангелиста Иоанна Богослова Господь сказал, имейте любовь между собой, тогда увидят все, что вы Мои ученики (см.Ин.13:35). Как раз в эти дни Господь испытывает нашу страну, не только ее, но и весь мир. Если вокруг расколы, непонимание, властолюбие, кто-то хочет быть старше, то мы должны быть смиренны, и в то же время должны дать ответ о своей вере, засвидетельствовать свою веру, любовь к своему Отечеству и всему тому, что Господь сотворяет. Должны чаще молиться и ходить в храм, где есть все необходимое для нашего спасения. Господь призывает людей, и Он поставляет священнослужителей, которые проповедуют.

Как раз та проповедь, которая будет сказана, полезна конкретному человеку, она приятна для него и своевременна. Вспомните жизнь прп. Силуана Афонского, других святых, когда они в первый раз пришли в храм, и услышав слова из Нагорной проповеди, или другие моменты богослужения, оставляли мир. Потому что сладость беседы с Богом побеждает всякую неправду, всякие греховные навыки, и все, что есть в этом мире. Пусть всемилостивый и всещедрый Господь укрепляет силы каждого и дает возможность процветать нашей Церкви, пошлет благословенный мир и любовь в каждое сердце.

Фото из архива Киево-Печерской Лавры

Отчет о поездке: Киев-Чернигов-Почаев. День 1

Златоверхий Михайловский монастырь. Киев

На днях наши паломники вернулись из паломнической поездки по программе «Киев-Чернигов-Почаев». Да, мы рады сообщить, что поездки в Украину возобновились! И надо отметить: это безопасно!

После теплой дружественной встречи с организаторами поездки и молебна на начало паломничества, отслуженного руководителем Паломнического отдела Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандритом Пименом, началось знакомство гостей с Лаврой.

Удивительная по своей красоте Киево-Печерская Лавра с золотыми куполами возвышается на холмах правого берега реки Днепр и является колыбелью монашества на Руси, твердыней православной веры.

История Лавры неразрывно связана с Дальними и Ближними пещерами. Существует разные мнения о том, когда именно преподобный Антоний заселился в одну из Варяжских пещер, которые нынче составляют часть Дальних пещер. Большинство специалистов относят это событие к 1051 г. Именно эту дату и начали считать годом основания монастыря Киево-Печерской Лавры.

Киево — Печерская Лавра

После того как преподобный Антоний собрал вокруг себя 12 иноков, начали появляться новые келии и перестраиваться Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Однако преподобный Антоний всегда стремился к уединению, поэтому переселился на другой склон, назначив в 1057г. старейшиной братии преподобного Варлаама. Там Антоний выкопал себе новую подземную келью. Сейчас это Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры.

Большая колокольня, расположенная около дома настоятеля Лавры, была сооруженная в 1731-1745 годах. Колокольня представлена в виде восьмигранной четырехъярусной башни, украшенной позолоченным куполом. Ее высота вместе с крестом приближается к ста метрам. Если подняться на колокольню по 374 ступеньке, можно увидеть всю красоту Киева с высоты птичьего полета. Каждую четверть часа мелодичный звон башенных часов напоминает о скоротечности земной жизни и времени, отведенного людям для покаяния и добрых дел.

Антоний и Феодосий Печерские

В Ближних пещерах покоится более 120 открытых мощей, а многие до сих пор спрятаны и имена этих праведников неизвестны. Известным святым, к которому часто приходят поклониться,является Илья Муромец. Любопытно, но в пещерах Лавры его тело полностью сохранилось, впрочем, как и остальных святых. Рядом лежат мощи мальчика-младенца из семьи язычников. Его принес в жертву князь Владимир за пять лет до крещения Руси. Позже мощи ребенка поместили в пещеры, и сейчас бездетные пары просят около святых останков прибавления в семье. Не прекращается паломничество в Киево-Печерскую Лавру к мощам легендарного врача Агапита, который спас самого Владимира Мономаха. Сердце Лавры занимают мощи Антония Печерского, основателя монастыря.


Благодаря современным технологиям любой желающий может совершить Виртуальный тур по Киево-Печерской Лавре, погулять по улочкам, осмотреть храмы и даже побывать в Ближних и Дальних пещерах.

Затем паломники из России отправились по храмам и монастырям г.Киева.

Город Владимира (принятое наукой название киевской внутренней городской крепости Х — XIII века, построенного во время княжения Владимира Великого) раньше был обнесен земляным валом и рвом, которые пролегали вдоль северных склонов Старокиевской горы на восток к обрыву в районе современного фуникулёра, далее шли на юг до нынешней Михайловской площади в направлении улицы Большой Житомирской и простирались вдоль её правой стороны до Гончарного оврага.

Центром города Владимира была Десятинная церковь (989—996) — первая каменная церковь Древнерусского государства, вокруг которой размещались каменные дворцы. До наших дней сохранился только фундамент.

Фундамент Десятинной церкви. Киев

Рядом стоит храм в честь равноапостольных великих князя Владимира и княгини Ольги Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного Монастыря. В храме хранится Десятинная икона Божией Матери. Чудотворная икона была написана в наши дни. Первое чудо, связанное с ней, было явлено в 2006 г. на праздник иконы Божьей Матери, именуемой «Живоносный источник». Тогда перед этой иконой с воздетыми руками стояла Сама Пресвятая Богородица. С тех пор икона стала называться «Десятинная», в честь первого кафедрального собора Киевской Руси.

Десятинная икона Божией Матери. Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный мужской Монастырь

От Города Ярослава (название части древнего Киева, которая была построена на Старокиевской горе во времена княжения Ярослава Мудрого (1019—1054)) до наших дней сохранился Софийский собор и небольшие остатки Золотых ворот.

Софийская площадь. Софийский собор.

Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Древнерусского государства, символизирующие главный въезд в Древний Киев. В настоящее время — на реставрации.

Золотые Ворота. Киев

На Михайловской площади паломники увидели памятники: княгине Ольге, апостолу Андрею, равноап. Кириллу и Мефодию.

Памятники: княгине Ольге, апостолу Андрею, равноап. Кириллу и Мефодию.

Посетили паломники и Владимирский собор, над украшением которого работали ведущие художники Российской империи. В храме покоятся мощи вмч.Варвары и сщмч.Макария Митрополита Киевского.

Собор князя Владимира

Побывали и во Флоровском монастыре, где начала свой монашеский путь прп. Александра Дивеевская, в миру Агафия Семеновна Мельгунова – основательница Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Флоровский монастырь (чаще употребляют именно краткое название) – единственная женская обитель Киева, существующая с эпохи средневековья. 17 мая 1566 г. польский король Сигизмунд II Август утвердил протоиерея Иакова Гулькевича, а также его сына и «потомков его к тому годных», в праве «держати (занимать место священника) монастырь Флора и Лавра».

В обители находится множество частиц мощей известных святых, среди которых мощи прп. Елены Киево-Флоровской, свт. Николая Чудотворца, Феодосия Черниговского, вмч. Георгия Победоносца….

Свято-Вознесенский (Флоровский) женский монастырь

Следующим местом паломничества стал Свято-Введенский мужской монастырь. Первоначально он был образован как женская обитель, основанная основанная Матроной Александровной Егоровой в 1878г. Пережив в XX веке годы войны и советской власти, испытав на себе время безбожия, монастырь стал возрождаться с 1992 года уже как мужской.

Свято-Введенский мужской монастырь. Киев

Свято-Введенский мужской монастырь. Киев

Главной святыней обители является Чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение». И вот, однажды летом 1993 года игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Киевское чудо можно было сравнить со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа.

Чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение» с отпечатком

Не остались не замеченными и еще два небольших храма в г.Киеве. Это Храм пророка Илии — первый православный храм, построенный киевскими князьями Аскольдом и Диром.

Храм пророка Илии. Киев

И Храм святителя Николая (на водах) — уникальный храм, построенный на водах реки Днепр в 2003г.

Киев. Святая Успенская Киево-Печерская лавра — отзыв

Что посмотреть. Стоимость билетов

Историко-культурный заповедник

На территорию можно попасть со стороны улицы Лаврской через Святые ворота главного входа Лавры — предварительно ознакомившись с ценами и купив входной билет (по состоянию на июль 2018 года — 30 гривен).

Читать еще:  В Москву приезжает главный раввин Израиля

Тут же размещена схема комплекса.

Перед входом в надвратную Троицкую церковь стоит обратить внимание на стены с росписями

С обратной стороны фрагментарно открыта кладка двенадцатого века.

Территория Заповедника больше похожа на музей.

Везде можно почитать информацию об объектах.

К достопримечательностям следуем по указателям.

Колокольня Успенского собора

расположена на территории Заповедника. Следуя нашей традиции посещать высокие места — заходим вовнутрь. Вход платный (60 гривен).

Узнаем, что строительство Большой Лаврской Колокольни началось в 1731 году и затянулось на тринадцать лет. Архитектором был Йоган Готфрид Шетель.

Следуя указателю проходим первый и второй ярусы.

На колокольне Софийского собора мы видели колокол Ивана Мазепы — здесь свой многотонный раритет поднятый на третий ярус в 2014 году — колокол «Всех Святых».

Сохранены деревянные элементы старой колокольни.

С четвертого яруса открываются превосходные виды на весь комплекс включая церкви монастыря: Крестовоздвиженская, «Всех преподобных отцов Печерских», «Живоносный источник».

С высоты можно рассмотреть под другим ракурсом территорию Заповедника — Трапезная церковь:

Золотые купола Успенского собора:

Бывшие кельи соборных старцев:

На берегу Днепра видна величественная мега-скульптура Матери-Родины:

На западе — башни Часовая и Кущницкая (построенная все тем же Иваном Мазепой), Свято-Феодосийский мужской монастырь, здание Арсенала:

На севере — церковь Всех Святых:

Обходим Колокольню со всех сторон

И осматриваем территорию вокруг нее — ротонда над фонтаном бывшего колодца:

Здесь сохранилось несколько надгробий и в объектив фотоаппарата попадает могила Данилы Михайловича Щербаковского — 1877 — 1927 годов жизни.

Как и в случае несанкционированного захоронения перед колокольней Софийского собора, так и эта могила на территории Верхней лавры (ныне исторического заповедника) имеет скандальную — противоречащую святости места — историю.

Русскоязычная версия статьи о Даниле Щербаковском совсем короткая — даты рождения и смерти, сфера деятельности, список работ и ни слова об обстоятельствах смерти, а так же месте захоронения. В украинской Википедии узнаю, что искусствовед и музейный деятель покончил жизнь самоубийством а его похороны возле Большой Лаврской Колокольни превратились в митинг,

во время которого произносились речи, трактованы в ГПУ как «антисоветские». Впоследствии многие участники похорон Щербаковского были репрессированы.

Собственной семьи Щербаковский не имел, поэтому его могила на территории Киево-Печерской лавры быстро пришла в запустение, а 1934 году вообще исчезла. Ее восстановили только в начале 1990-х годов.

В советские времена его имя замалчивали. «Можно было говорить о ком угодно, только не о нем. Не то что его имя было как-то напрямую запрещено. Но оно было, помнится, определенно нежелательно», — вспоминал Сергей Белоконь .

Сегодня память Данилы. Щербакивского чтит Национальный союз мастеров народного искусства Украины , ежегодно ко дню рождения ученого присуждает премию его имени.

Успенский собор разрушенный во время Второй мировой войны почти до основания — построен заново в наше время.

Сейчас можно увидеть лишь фрагмент стены выполненной в технике «домонгольской» кладки:

Вход во внутрь собора, а так же Трапезную церковь — свободный.

Возле Трапезной церкви расположена могила Петра Столыпина.

Стоит отметить широкую географию жизненного пути этого государственного деятеля и реформатора Российской империи, который родился в Дрездене, свою деятельность в качестве предводителя дворянства и губернатора начинал в Каунасе (Ковно) и Гродно, был убит и похоронен в Киеве.

Во дворе, который образуют бывший дом наместника Лавры и здание митрополичьих покоев мы послушали колокольный звон и надо сказать, что никаких слов не хватит чтобы передать испытанные мной ощущения.

Кстати, воскресный колокольный звон Киевской Лавры мы слышали находясь на левом берегу Днепра из гостиницы Турист где проживали. А вот и звонарь — обычный мирской молодой человек:

Проходим под опорными арками крепостной стены. Слева — здание типографии.

Мимо монастырских хозяйственных построек выходим к Южным воротам (здесь то же можно купить входной билет на территорию Заповедника) и следуем в Нижнюю Лавру.

Монастырь и Пещеры

Вход на территорию Лавры принадлежащей Украинской православной церкви — свободный. Именно здесь находятся знаменитые пещеры: Ближние и Дальние.

Пещеры мне были интересны в первую очередь тем, что здесь были удостоены погребения только две женщины: Ефросиния Полоцкая (12 век) и Иулиания Ольшанская (16 век).

Фотография здесь не приветствуется — хотя куда деться от камер смартфонов — похоже с эти смирились сами служители церкви.

Мощи Иулиании Ольшанской находятся в Ближних пещерах.

Святая Русской православной церкви, праведная княжна, дева, из рода Гольшанских-Дубровицких, потомков литовских удельных князей. Память совершается 4 (17) июня, 6 (19) июля, 28 сентября (11 октября).

Святая Иулиания почитается как первая помощница русским женщинам в исцелении болезней души.

Кроме того, здесь погребены мощи Нестора Летописца, который

традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

В Дальние пещеры ведет галерея, но так же можно пройти на свежем воздухе по параллельной дорожке, вдоль которой посажены розы.

Проходы в пещерах очень узкие, поэтому монахи предупреждают об осторожности со свечами — пламя надо прикрывать ладонью.

Удалось запечатлеть кельи в которых жили монахи-отшельники — я специально усилила цвет на фото, чтобы была видна структура камня:

В Дальних пещерах хранится только часть мощей Ефросинии Полоцкой:

о переносе мощей в Полоцк начал в 1833 году ходатайствовать епископ Витебский и Минский Гавриил.

В 1858 году во время правления императора Александра II о перенесении мощей Евфросинии ходатайствовали жители Полоцка, в 1864 году ходатайство поддержал генерал-губернатор Северо-Западного края Муравьёв. И только в 1871 году епископ Полоцкий Савва добился, чтобы в Спасский монастырь была доставлена часть мощей.

Разрешение на конечный перенос мощей было получено только от императора Николая II. Сами останки, за исключением символической части, были перенесены в Спасо-Евфросиниевский монастырь в 1910 году. Также была объявлена и целебность останков. Перенос происходил очень торжественно, мощи сопровождали известные религиозные и государственные лица России.

Во время эвакуации в Первой мировой войне в 1915 году останки были перенесены в Ростовский Авраамиев монастырь. В феврале 1919 года Там, в Ростове, в 1920 году гробница была вскрыта, а 13 мая 1922 года уже в Полоцке она была вскрыта повторно, останки были отосланы на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в экспозицию Витебского краеведческого музея. Все ценности, которые были при останках, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были изъяты.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли останки в Свято-Покровскую церковь, а после 23 октября 1943 г. останки были возвращены в Спасо-Евфросиниевский монастырь, где остаются и поныне

В пещерах также расположены церкви — это расширенные площадки с иконостасом. Лучше всего сюда приходить утром, когда идут службы.

Видели в мы в Дальних пещерах и мироточивые главы — по сути это черепа размещенные в сосудах. Я узнала, что миро источаемое этими человеческими останками — целебное. Мне стало интересно, продается ли масло мироточивых глав в Лавре. Я спросила об этом в церковной лавке — и, да процесс поставлен на поток — стоимость маленькой бутылочки — 10 гривен.

Маслянистая желтоватая жидкость имеет едва уловимый запах прогорклого растительного масла. Сначала я уповала на его целебную силу, но видать веры не хватило — и одно осознание того, что у меня в руках выжимка из человеческих многовековых костей (все-таки не смею сомневаться в честности церкви) — сделало применение масла в лечебных целях для меня невозможным.

Далее мы остановились у небольшого вольера с павлинами.

Отсюда видна часть Дебоскетовской стены:

массивная противооползневая подпорная стена, построенная для укрепления склона юго-восточной территории Ближних пещер Киево-Печерской лавры в середине XVIII в. Является выдающимся образцом инженерного и архитектурного искусства. Названа в честь военного инженера Даниила де Боскета, который руководил работами по возведению стены, а также внёс значительный вклад в строительство фортификационно-оборонительных сооружений Киева.

Архитектурный ансамбль со стеной составляют ограждение и две ротонды в стиле классицизма, построенные по проекту архитектора А. Яновского:

  • одна — на северо-восточной стороне стены, построена в 1786 году для размещения ризницы Ближних пещер;
  • другая — с западной стороны стены, возведённая в конце XVIII в., служит входом в галерею от Ближних к Дальним пещерам.

Если пройти по дорожке в сторону реки — то там расположены Святой источник преподобного Антония и Церковь «Живоносный источник».

На территории Лавры есть возможность перекусить в трапезных.

Вышли мы через Западные ворота на улицу Лаврскую.

И вернулись к Главному входу Лавры — Троицкой надвратной церкви, где прямо напротив находится остановка общественного транспорта, чтобы продолжить прогулку по Киеву.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector