1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приоритет российского права над международным: как на самом деле будет работать эта поправка к Конституции

Приоритет российского права над международным: как на самом деле будет работать эта поправка к Конституции

1 июля россияне большинством голосов поддержали внесение более чем 200 поправок к Конституции страны. Поправки касаются самых разных сфер деятельности, но одна из них с самого начала казалась спорной – якобы поправки отменяют приоритет международного права над российским. Так ли это на самом деле и как эта поправка будет работать на практике, нашим читателям рассказал политолог Артем Косоруков.

В чем суть поправки?

В новой редакции Конституции Российской Федерации, 1, 2 и 9 главы которой не менялись, так как не проводился референдум и не собиралось Конституционное собрание, в оставшейся без изменений статье 15, п. 4 утверждается: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Учитывая это, нельзя говорить о существовании верховенства российского права над международным, о чем ошибочно высказывались некоторые российские политики и государственные деятели, но вполне допустимо говорить о приоритетности исполнения норм международных договоров, подписанных и ратифицированных Россией, в отношении норм российской системы права (при наличии несоответствия между ними).

При этом, по словам Президента В.В. Путина, «требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции».

То, что в обиходе обычно понимается под приоритетом или даже верховенством российского права над международным, вытекает из некорректной трактовки статьи ст. 125, п. 5.1.б (новую редакцию которой ввели поправки). Так, новая редакция статьи 125, п. 5.1.б наделяет Конституционный Суд России следующими полномочиями: «в порядке, установленном федеральным конституционным законом, [Конституционный Суд РФ] разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации».

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией. Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

  • проработать вопрос об обеспечении гарантий беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 20 сентября 2016 г. по делу «Карелин против России»;
  • проработать вопрос о закреплении в УПК РФ дополнительных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и которых проверяют, задерживают и доставляют в правоохранительные органы в связи с сообщениями о совершении ими преступлений, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации»;
  • проработать вопрос о включении в УПК РФ норм о незамедлительном доставлении в суд задержанного лица, в отношении которого ранее было вынесено судебное постановление о заочном заключении под стражу, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 31 января 2017 г. по делу «Вахитов и другие против Российской Федерации».

Европейский Суд – это не чуждый и враждебный элемент, вмешивающийся во внутренние дела страны, а важная, неотделимая часть национальной системы права. Статья 15 Конституции РФ, в том числе ее новой редакции, предусматривает, что при наличии противоречия меду международными и российскими нормами права применяются международные. Эти главенствующие нормы конституционного права остаются неизменными.

Кто здесь главный: нужно ли закреплять приоритет Конституции над международными договорами

Уязвимое место

В послании Федеральному собранию президент заявил: пора зафиксировать право России не исполнять те решения международных органов и требования международных договоров, которые противоречат Конституции. После публикации законопроекта стало ясно – новое положение, вопреки гипотезам некоторых экспертов, не затронет пункт 4 статьи 15, то есть первую главу Основного закона.

Изменения хотят внести в 79 статью, добавив в нее такое положение: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Читать еще:  Онлайн-казино RoyalLoto

По словам старшего юриста Института права и публичной политики Аниты Соболевой, от пересмотра первой главы отказались из-за сложности процесса: помимо того, что такое решение сначала должно принять не менее 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, необходимо созвать еще и Конституционное собрание. И уже его представители либо подтвердят неизменность Основного закона, либо разработают новый проект, который имеет свою процедуру принятия: 2/3 голосов в самом Конституционном Собрании или с вынесением на всенародное голосование.

«Но в стране до сих пор нет даже федерального конституционного закона о Конституционном Собрании: нигде не сказано, что это и кто в нем будет. Кроме того, пересмотр первой главы – опасная процедура. Изменение основ конституционного строя может привести к изменению и самых важных вещей: никто в таком случае не мешает закрепить особый статус РПЦ или ввести монархию. Туда можно будет вписать все, что угодно. И те, кто сегодня работает над поправками, понимают, что этот ящик Пандоры нельзя открывать», – объясняет юрист.

Анита Соболева отмечает, что из-за рисков, связанных с процедурой пересмотра Конституции, поправки решили внести именно в третью главу – ее проще менять. Но такой подход кажется специалисту уязвимым с правовой точки зрения: в результате, считает она, будет нарушена внутренняя логика конституционного текста.

«Изменения вносят не в главу, где закреплены основы конституционного строя и прописан приоритет международных договоров, а в главу о федеративном устройстве и в статью, в которой речь идет об участии России в межгосударственных объединениях и условиях передачи им части своих полномочий. На мой взгляд, подобная поправка вступит в противоречие с главами 1 и 2 (особо защищаемыми и имеющими приоритет над всеми остальными) и не будет действовать. Либо про две первые главы на практике забудут, а будут помнить только про 79 статью и ссылаться на нее, чтобы не выполнять те решения, которые нам покажутся неудобными или слишком дорогостоящими для бюджета», – говорит специалист.

Чтобы избежать коллизий, можно по примеру Франции дополнить Конституцию отдельной главой о международных договорах, предполагает доцент департамента дисциплин публичного права НИУ ВШЭ Ирина Алебастрова.

«Противоречий со статьей 15 в таком случае не будет, ибо там речь о приоритете международных договоров над законами, который сохранится, ведь Конституция в ее нынешней официальной трактовке – это не закон, хотя бы даже и основной», – цитирует эксперта Право.ru.

Необходимый пункт или избыточная формула

Декан юридического факультета СПбГУ, член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Сергей Белов подтверждает, что Основной закон относится к особому виду нормативных актов, а потому уже сегодня имеет фактическое юридическое превосходство над международными договорами. Тем не менее, это не отменяет потребность в готовящейся поправке, добавляет специалист.

«В ней речь идет не буквально о договорах, а, скорее, о решениях межгосударственных органов, которые толкуют договоры Российской Федерации. И это принципиальный вопрос, потому что одно дело, когда Россия как суверенное государство заключает договор и берет на себя конкретные обязательства, и другое – когда она заключает договор, а потом текст этого договора начинает интерпретироваться в том смысле, который, мягко говоря, был неочевиден при подписании», – объясняет юрист.

Иной точки зрения придерживается член рабочей экспертной группы Конституционной комиссии РФ в 1992-1993 годах Владимир Лафитский, который считает предлагаемое положение избыточным.

«Действующая редакция статьи 79 Конституции РФ обеспечивает в полной мере защиту интересов страны, указывая, что Россия может участвовать в межгосударственных объединениях, если это не противоречит основам ее конституционного строя. Поэтому нет оснований для дополнения этой нормы положением о том, что решения межгосударственных органов в истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в стране», – говорит правовед.

Доцент кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института РУДН Антон Зуйков также не видит необходимости вносить в 79 статью формулу, представленную в законопроекте. Он отмечает: с одной стороны, в части 1 статьи 15 прямо обозначен примат Конституции РФ на всей территории страны без оговорок о приоритете международных договоров РФ, с другой – в части 4 статьи 15 для них уже определяется особое место.

При этом в пункте «г» части 2 статьи 125 отмечено: по запросам некоторых субъектов права Конституционный Суд РФ рассматривает не вступившие в силу международные договоры РФ на соответствие Конституции страны. Дополнительно, в соответствии с пунктом 3.2 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», он вправе разрешать вопрос о том, может или не может Россия исполнить решение межгосударственного органа по защите прав и свобод человека. «В этой связи более целесообразным предполагается принятие отдельного закона о нормативных правовых актах в РФ для конкретизации места международных договоров РФ в отечественной системе права», – заключает юрист.

Анита Соболева согласна, что вносить поправку не стоит, но по другой причине. По мнению юриста, приоритет сейчас имеют именно международные договоры, а не Конституция, и такое положение дел должно сохраниться. «Обычно противники моей точки зрения говорят, что Конституция якобы не закон и поэтому к ней не применяется часть 4 статьи 15. Мне такое толкование кажется весьма вольным. Точно так же, как Основной закон Германии вполне правомерно можно называть Конституцией, нашу Конституцию можно называть Основным законом, даже если это прямо не написано на обложке», – поясняет сотрудник Института права и публичной политики.

Кроме того, добавляет Анита Соболева, в части 1 статьи 17 о гарантиях прав и свобод человека и гражданина международное право стоит на первом месте, до упоминания Конституции. Свою точку зрения юрист подтверждает и частью 3 статьи 46. «В ней говорится, что каждый вправе в соответствии с договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства внутригосударственной правовой защиты. А посылать человека по кругу после международных органов опять в национальные, которые будут решать, стоит или не стоит исполнять решения международных органов, в общем-то, нелогично», – резюмирует эксперт.

Она отмечает: не так давно появившееся полномочие Конституционного суда толковать решения международных органов, скорее, носило характер предупреждения: «в случае чего, мы можем не выполнять ваши решения». И сейчас, пока изменения в статью 79 не внесены, российские судьи вместе с объединениями межгосударственного характера могут искать компромиссы. Так, как, по мнению специалиста, это было сделано Конституционным Судом в деле Константина Маркина.

Читать еще:  В ДТП на Украине погибли семь священников

Судом рассматривался вопрос, не является ли дискриминацией отказ в предоставлении отцу-военнослужащему долгосрочного отпуска по уходу за ребенком. И хотя позиции Конституционного и Европейского Судов по делу разошлись, Конституционный Суд в итоге постарался найти взаимоприемлемый выход: он объявил, что при расхождениях позиций приоритет должно иметь то решение, которое предоставляет человеку больше защиты.

«Но если сейчас нарочито закрепить предлагаемую поправку, пути для поиска компромисса будут существенно урезаны: у нас будет меньше возможностей для переговорного процесса, медиации и поиска совместных решений», – подводит итог старший юрист Института права и публичной политики.

Ограничить нельзя исполнить

Фактически действие международных договоров ограничивают почти во всех конституциях мира, напоминает декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов. Например, в Германии Европейская конвенция прав человека имеет статус федерального закона, то есть стоит ниже Конституции. Не признают приоритет международного права и в Соединенных Штатах. «Причем в США даже бывает дискуссия относительно того, может ли действие международного договора, ратифицированного обычным законом, быть ограничено или даже отменено позднее принятием Конгрессом другого закона», – добавляет эксперт.

По словам Аниты Соболевой, государства нередко сталкиваются с решениями международных органов, которые противоречат национальному праву, но все же ищут взаимоприемлемый выход. К примеру, в Англии после долгих дискуссий приняли Акт о правах человека 1998 года, в который, говорит юрист, включили то, что было в Европейской конвенции. Таким образом положения Конвенции стали и внутренним законом, а акт международного права перестал противоречить доктрине «все решает королева».

В Германии, добавляет специалист, тоже велась дискуссия о том, что имеет приоритет – Основной закон или положения международного права и решения ЕСПЧ. «Но еще в 2004 году Федеральный Конституционный Суд по делу «Гергюлю против Германии» обозначил: толкование Основного закона должно проводиться с учетом позиций Европейского Суда, и задача всех правоприменительных органов – заботливо интегрировать решения ЕСПЧ в национальное право, а не относиться к ним нигилистически», – приводит пример эксперт.

Однако эта позиция нередко ускользает от внимания тех, кто стремится найти лазейку и не исполнять решения международных органов, обращает внимание собеседница «Сферы». Они ссылаются только на то, что Конституционный Суд в деле Гергюлю отметил примат национальной Конституции перед решениями ЕСПЧ.

«Собственно, государств, которые отчетливо и последовательно объявляли бы о приоритете норм международного права над Конституцией, очень немного, – говорит декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов. – Есть ряд [подобных] стран в Европе, например – Нидерланды. Но это скорее исключение, чем правило, несмотря на то, что многим кажется, будто только Российская Федерация так себя ведет».

Из Европейского суда в комитет ООН

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года не позволяет странам ссылаться на положения внутреннего права в обоснование или оправдание нарушения своих международных обязательств, говорит Сергей Белов. Но это, считает эксперт, не означает, что Российская Федерация не может при заключении новых договоров заявлять, что международные обязательства нашей страны не распространяются на случаи, когда положения договора толкуются в противоречащем Конституции смысле.

Юрист отмечает, что в данном контексте поправка поможет осуществить через Основной закон народный суверенитет. «Конституция – акт реализации суверенной власти народа, в отличие от международных договоров, которые принимаются органами государственной власти в пределах их полномочий. Заключая договор, который хотя бы даже потенциально противоречит Конституции, государственные органы выходят за пределы своей компетенции, что с точки зрения самой Конституции недопустимо», – объясняет специалист.

Другой прогноз выдвигает старший юрист Института права и публичной политики Анита Соболева. По мнению эксперта, в случае принятия поправки международное право потеряет всякий смысл. «Зачем подписывать договор, если страна может действовать недобросовестно и сказать: «Мы считаем, что нам не стоит его исполнять». А национальный Конституционный суд найдет причины, по которым это каким-то образом противоречит Конституции, и закрепит это нежелание решением. Но это же ударит и по нам самим: если мы откажемся исполнять решения, которые приняты не в нашу пользу, то и другие страны могут отказаться исполнять решения, принятые уже в нашу пользу. Мы хотим оставить для себя право не выполнять то, что нам не нравится. Но международное право такой выборочности не предусматривает», – замечает эксперт.

Одним из следствий закрепления примата Конституции может быть отказ исполнять постановления Европейского суда, считает Анита Соболева. Но при таком развитии событий российские граждане станут обращаться в комитет по правам человека ООН, потому что из Пакта о гражданских и политических правах Организации Объединенных Наций Россия вряд ли решится выйти, предполагает собеседница «Сферы». К тому же жители страны не останутся в проигравших: в ООН обеспечиваются те же гарантии прав человека, хоть там и не присуждают денежную компенсацию.

«Да, там не нужно платить деньги по решениям, но на международной сцене это будет иметь еще больший негативный резонанс: здесь уже не только на уровне европейских стран, а на уровне мирового сообщества будет ясно, что мы нарушители», – заключает специалист.

В то же время директор Института прав человека, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Валентин Гефтер настроен более оптимистично. По его мнению, поправка в статью 79 не только не скажется на постановлениях ЕСПЧ в отношении нашей страны, но и вообще не будет иметь для российских граждан негативных последствий. «Потому что, вообще говоря, Конституция сама по себе не сильно противоречит международным стандартам (в области права), в частности, европейским», – объяснил эксперт в комментарии русской службе «Голоса Америки».

Напомним, Комитет по государственному строительству и законодательству Государственной думы завершил рассмотрение поправок, поступивших к законопроекту президента России об изменениях в Основной закон страны. Теперь в Думе планируют рассмотреть доработанный текст проекта во втором чтении 10 марта.

Религиозные и политические различия

В Иракском государстве основным вероисповеданием является Ислам. Исламисты делятся на суннитов около 35% и шиитов 65%.

  • Сунниты – последователи основного направления в исламе. Следуют священному Корану и Сунне и жизненному пути пророка Мухаммеда. Руководят общиной халифы – это самый высокий мусульманский титул.
  • Шииты – исламское направление, считающее духовным наследником пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиба. Также как и сунниты, шииты следуют миссии Мухаммеда. Они с недоверием относятся к халифам и считают, что управлять общиной мусульман должны имамы – руководители молитвой.
Читать еще:  РПЦ призывает прививать школьникам традиционные ценности вместо "западной" толерантности

Религия играет большую роль во всех сферах жизни Иракской страны, в политике, экономике, культуре. Основная часть законов создана на основе предписаний Корана.

Государство занимает четвертое место в списке стран, которые не признают христианство и притесняют их права.

С 2005 года Ирак является парламентской республикой, созданной на основании этнорелигиозных общин. Главной общиной являются шииты. Парламент состоит из совета представителей, в который входит 328 человек. Правительство возглавляет премьер-министр. Иракская Конституция состоит из 5 разделов, в нее входят постоянные и временные законы. Всего конституция насчитывает 144 статьи.

Иранцы также исповедуют Ислам. Основной частью населения почти 95% являются шииты. Исламское духовенство играет основную роль в управлении республикой. В соответствии с Конституцией ислам это государственная религия. По закону запрещено исповедовать другую религию или быть нерелигиозным. Исключениями являются христиане, иудеи и зороастрийцы, их Конституция относит к меньшинствам.

Управление Ираном принадлежит Исламской республике, основанное на исламском духовенстве. Во главе стоит Высший руководитель – Рахбар. Он является главнокомандующим войсками и руководит общей политикой республики. Высший руководитель выбирает 6 членов Совета стражей конституции, который состоит из 12 представителей, остальные 6 назначаются парламентом. Совет стражей утверждает кандидатов в президенты и парламент Законодательной власти.

Главой исполнительной власти и следующим по чину после Рахбара является президент. Все правительственные вопросы он решает под руководством Рахбара.

Однопалатный парламент представляет законодательную власть и состоит из 290 человек.

Существует много ограничений свободы, связанных с религией. Немусульманам запрещено выдвигать свою кандидатуру на высшие государственные посты.

В Иране разрешены смертные казни, их численность чуть меньше, чем в Китае. Помимо тяжких преступлений, преследуются гомосексуальные связи, которые караются также смертной казнью.

Тоже интересно: 7 важных различий Северной и Южной Кореи – сравнение, фото, карта, что севернее.

Доминикана и Гаити – какая разница между государствами, пляжи и отдых: читать подробности.

Отдых на Сейшелах или Мальдивах — что лучше, где дешевле, отзывы туристов: https://gderaznica.ru/social/sejshely-ili-maldivy.html

Этот вид управления империей предполагает непосредственную деятельность правителя совместно с Консультативным советом, называемым Меджлис аш-Шура. Характеристика конституции Саудовской Аравии предоставляет монарху право самостоятельно распускать и реорганизовывать Консультативный совет и проводить совместные заседания Советов министров и Консультантов.

В заключение хочется сказать, что Саудовская Аравия является одним из уникальных и независимых государств, которые имеются на планете. В этой империи монарх возлагает на себя ответственность за обучение детей исламских семей. Государство полностью оплачивает расходы на получение знаний. Казна государства формируется за счет продажи нефтепродуктов другим странам. Также многие пенсионеры не платят налогов и пошлин, наоборот, правительство оказывает им всяческую поддержку для того, чтобы они спокойно дожили отведенные годы.

Единого документа, который бы представлял собой свод основных законов, в Сан-Марино нет. Конституция состоит из двух нормативных актов — Законодательного статута республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini) и Декларации прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино.

Leges Statutae Republicae Sancti Marini считается самым старым сводом законов из используемых независимыми государствами. Он был написан на латыни и состоит из шести книг. Первая книга – это 62 статьи, в которых регулируется деятельность советов, судов и различных учреждений исполнительной власти. Остальные пять книг содержат в себе криминальное и гражданское право, описания юридических процедур и судебных мер.

Написанный в 1600 году, этот документ основан на Statuti Comunali (Городском законе) 1300 года, который, в свою очередь, был написан под влиянием Кодекса Юстиниана. В силе он остается и по сей день.

Миграционное законодательство

Австрия — страна гостеприимная. Поэтому в последние годы сюда устремился мощный поток беженцев из Ирака, Сирии, Ливии и Афганистана. Однако подобная миграция не лучшим образом отразилась на криминальной обстановке в стране.

Одним из громких событий, потрясших жителей не только Австрии, было судебное разбирательство по делу иракского беженца. Педофил надругался над 10-летним мальчиком в венском бассейне.

Какое количество беженцев приняли в разных странах мира

Тем не менее своей привлекательности для иностранцев Австрийская Республика не теряет. И желающих поселиться в этой стране меньше не становится. Законы Австрии безупречно выполняются всеми ее гражданами. Подобная дисциплинированность и законопослушность позволяет сохранять высокий уровень жизни в стране.

Правила для иностранцев

Самое главное для каждого иностранца, переезжающего на постоянное место жительства в Австрию, это знать свои права и обязанности, а также подчиняться законам страны.

  • Каждый иностранец должен зарегистрироваться в магистрате по месту проживания в течение 3 рабочих дней.
  • Все иностранные граждане, которые планируют оставаться в Австрии больше, чем на 6 месяцев, должны оформить вид на жительство.
  • Вид на жительство необходимо продлевать каждый год. Документы на продление должны подаваться не позднее, чем 3 дня до окончания срока действия ВНЖ.
  • Если тип вида на жительство не подразумевает трудоустройства, вы можете оформить разрешение на работу отдельно.
  • Иностранец обязан всегда носить с собой удостоверение личности(карточку внж или загранпаспорт)
  • Иностранец обязан иметь медицинскую страховку.

Прочитать подробнее об аспектах иммиграции в Австрию вы можете на сайте https://www.migration.gv.at

На сайте можно узнать о том, как получить ВНЖ Австрии.

Также будет полезным видео об ужесточении миграционного законодательства Австрии.


По данным статистики, на протяжении последних 5 лет государство входит в десятку стран с лучшими условиями для эмигрантов.

Появление в статье 67 Конституции, которая рассказывает о территории РФ, упоминания детей выглядит неуместно. Дело в том, что в ней дети «словно приравниваются к воде и воздушному пространству России», пишет Telegram-канал «Методичка».

О поддержке детей говорится 72-й статье, куда внесут пункт о защите «брака как союза мужчины и женщины», говорится и в статьях 38 и 39. Зачем вносить правку о детях в статью, которая касается совсем других тем, непонятно. Также странно, что в 67-ю статью хотят добавить еще и поправку о памяти защитников Отечества.

«Создается впечатление, что необходимо внести конкретный текст, но не израсходовать максимальный лимит количества статьей и глав, куда вносятся поправки», — резюмировала «Методичка».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector