0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Христианский комплекс вины». Зачем нужно Покаяние?

Чувство вины православие: что необходимо знать

Словосочетание «христианский комплекс вины» стало весьма расхожим. Очень часто приходится встречать утверждения, будто христиане приобретают этот комплекс из-за регулярных исповедей. Зачем же Церковь «подвергает» паству такому «жесткому психологическому прессингу»? Особенно в пост, когда священнослужители рекомендуют прихожанам исповедоваться каждую неделю?

|

Совесть очищается стыдом. Протоиерей Павел Великанов о значении покаяния в жизни христианина

5 главных вопросов о покаянии

Ругать себя, чтобы смириться?

— И здоровое, и невротическое чувство вины весьма мучительны и очень похожи, — рассказал один из участников конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» Дмитрий Сергеевич Дроздов — магистр психологии, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Но есть, по его словам, и существенная разница: здоровое чувство вины направлено на поступок, а невротическое человек направляет на самого себя.

Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию. Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что. Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.

Но, может быть, постоянно ругая себя, мы приблизимся к духовной высоте апостола Павла, который совершенно искренне считал, что он есть самый грешный человек на земле? Увы, это не так. Чувство собственной беспросветной «плохости», как ни странно, не делает нас смиреннее. Наоборот, человек, терзаемый чувством невротической вины, очень часто не способен адекватно реагировать даже на мягкую критику. Он так измучен внутренней ненавистью к себе, что жаждет похвалы и поддержки извне. Такие люди панически боятся оценки окружающих, им всегда кажется, что их оценили недостаточно — а это, в свою очередь, приводит к росту тревоги, напряжения и в итоге к клинической депрессии.

Невротическая вина иллюзорна, и она — как любая иллюзия — закрывает человеку путь к подлинному покаянию. Она изматывает, и личность, которую терзают ее проявления, тратит на борьбу с призраками те силы, которые могла бы направить на преодоление себя, своих реальных грехов и их последствий. Исповедь в таких случаях если и дает облегчение, то только на короткое время. Страдающий невротик может прекрасно понимать, что его мучительные самообвинения не имеют ничего общего с реальностью, но одного понимания недостаточно. Это чувство нельзя победить уговорами и другими способами рационализации.

Что же делать? Дмитрий Сергеевич Дроздов продемонстрировал собравшимся несколько приемов работы с навязчивым чувством вины, которые позволяют пациенту если не освободиться от него сразу, то по крайней мере взглянуть на свои мучения со стороны.

— Для этого нужно принять позу вины, как бы надеть на лицо маску вины, — пояснил он. — Что мы чувствуем? Наверное боль, может быть, усталость, отчаяние… А теперь мысленно нарисуйте картину вашей вины. Что вы видите? Что с вами происходит?

На сеансах психотерапии пациент при поддержке терапевта пытается мысленно перейти из состояния вины к состоянию свободы. Существуют различные методики, помогающие это сделать. Такого рода упражнения помогают дистанцироваться от навязчивых мыслей и сделать первый шаг по направлению к душевному здоровью.

Испытывать свою совесть

«Испытывать свою совесть» — значит проверять соответствие своих мыслей и действий своим идеалам, рефлексировать, вырабатывать способность к самооценке. А полезно ли человеку рефлексировать?

«Сначала индивид должен стать наблюдателем своих мыслей, чувств и поступков, то есть интенсифицировать самоосознание. Это помогает ему заметить противоречивость, взаимную несовместимость некоторых своих мыслей, поступков и принципов, что, в свою очередь, активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения», — пишет доктор философских наук, профессор, академик И. Кон в работе, посвящённой человеческой личности и её самосознанию. «Замечать противоречивость мыслей, поступков и принципов» — это ведь и значит «испытывать свою совесть».

Знаменитый русский педагог К. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, однажды разработал для себя специальные правила, своеобразную программу самовоспитания и саморазвития. Правила состояли из десяти пунктов и восьмым был пункт: «Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках». То есть — вспоминать и анализировать свои поступки, проверять соответствие действий и идеала.

Как можно видеть, афонский старец, учёный Российской Империи и советский академик солидарны: без регулярных «испытаний своей совести» самосовершенствование немыслимо. Стало быть, первый совет старца Паисия — вполне себе выдерживает проверку наукой. Глупо спорить с утверждением, что для занятий самосовершенствованием необходимо сперва решить, какие черты характера стоит развивать, какие — подавлять, а для этого сперва нужно осмыслить свои положительные и отрицательные стороны.

Страх Божий и страх человеческий

— Страх Божий, — отметил Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий, — это состояние души высокодуховного человека. Это духовный дар, который дается Господом так же, как дар покаяния и другие подобные дары. От страха Божия следует отличать чисто человеческий страх наказания.

Владыка предложил собравшимся в форме свободной дискуссии порассуждать о том, правда ли, что для большинства современных православных христиан вера связана со страхом перед адскими муками. И если это так, то хорошо ли это?

Слушатели высказали разные точки зрения. Для кого-то апелляция к страху наказания оказалась неприемлемой даже в воспитательных целях, кто-то, напротив, высказал убеждение, что страх наказания за грех — естественная составляющая духовной жизни падшего человека.

— Если у человека есть какие-нибудь психологические проблемы, неврозы, — подвел итог обсуждения Митрополит Игнатий, — то он легко может принять сопутствующий им страх за непременное условие духовной жизни. Чтобы побороть свою тревожность, такие люди стараются исполнить все церковные предписания вплоть до мельчайших. Они становятся заложниками своей боязни.

Однако страх как таковой — далеко не всегда отрицательное явление. Это заложенный в нас Богом сигнал об опасности, который, в том числе, помогает нам избежать греха. Вместе с тем нужно помнить, что страх наказания — это страх раба, страх не получить свою награду — это страх наемника, а подлинный страх Божий выше всего этого. Он сочетает в себе благоговение перед величием Бога и понимание, как же мал и немощен человек по сравнению с Его могуществом. Это страх оскорбить Бога, потерять Его любовь, на которую человек уже откликнулся всем сердцем.

Следить за собой

Берём следующий совет — «должно следить за собой» — тут блаженный старец Паисий рекомендует учиться самоконтролю. Вполне логичный шаг после «диалога со своей совестью». Теперь, когда ты уже отдаёшь себе ясный отчёт в своих действиях, нужно стараться пестовать свои положительные качества и искоренять отрицательные.

«От природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает», — рассказывает о самом себе Антон Павлович Чехов. Антон Павлович — образец интеллигентности. И стал он таковым — как мы можем видеть из процитированного письма — благодаря рефлексии и самоконтролю. То есть сперва Чехов думает о своих поступках, сравнивает их с идеалом «порядочного человека». И затем сдерживает порывы, которые ведут к недостойным идеала поступкам, борется с самим собой.

А ведь преподобный Симеон Новый Богослов учит, что Покаяние как раз и есть — «сознательная борьба с самим собой». «С собой надо бороться. Себя надо воспитывать, друзья. …Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель — иди к ней твердо!» — учит, в свою очередь, академик АН СССР П. Кочина. Как можно видеть, по вопросу самовоспитания византийский подвижник и советская учёная новейшего времени дают одинаковые рекомендации: «Выяви свои отрицательные черты и борись с ними!» Рефлексия и самоконтроль. Стало быть, второй совет старца Паисия тоже не противоречит науке.

Куда уходят желания?

— Часто бывает так, — поделилась опытом своих наблюдений психолог, психотерапевт, член Российского общества «Person Centered Approach» Марина Сергеевна Филоник, — что человек сам не знает, чего хочет — ни в духовной жизни, ни вообще. Он ни к чему не стремится, ничего не делает, но при этом чувствует катастрофический упадок сил. Причина такого болезненного состояния чаще всего заключается в том, что человек неправильно строит отношения со своими желаниями.

Читать еще:  Грешников поделили на М и Ж

Все мы знаем, что наши желания могут не исполниться. Не получая чего-то вожделенного, мы испытываем душевную боль, расстройство, разочарование, смущение. Такого рода переживания в нашей жизни неизбежны. Они помогают человеку взрослеть, обогащают наш душевный опыт. Однако невротизированная личность может решить проблему неисполнения желаний по-другому: просто избавиться от них. Нет желания — нет разочарования. Однако парадокс в том, что наши желания являются в то же самое время источником энергии, которая помогает добиваться цели. Посмотрите, например, с какой неохотой и слабостью нерадивый студент просыпается утром, чтобы пойти на первую пару, — и с каким рвением тот же самый студент, который еле-еле досиживал лекции, бежит на свидание к любимой девушке… Откуда только силы взялись! Конечно, желание желанию — рознь, и греховные стремления нужно уничтожать в зародыше. Но видеть свои желания и осознавать, что они есть и каковы они, обязательно нужно. Тогда мы сможем построить с ними правильные отношения.

Эти отношения начинаются с понимания того, что наши желания вытекают из наших потребностей. Потребности бывают разные, но в целом это то, что нам необходимо, чтобы жить полноценной жизнью. Если их игнорировать, могут возникнуть проблемы со здоровьем и различные психологические нарушения. Однако уделяя должное внимание своим желаниям, нужно научиться от них дистанцироваться. То есть у нас должна быть установка не «я — это мое желание», а «у меня есть желание». Тогда мы сможем лишить вредные желания влияния на нас, а полезные — максимально использовать для достижения благих целей.

Газета «Православная вера» № 05 (601)

Открывать себя духовнику

Рассмотрим третий совет старца — «открывать себя духовнику». Тут оппонировать будут уже не только противники религии как таковой, но и представители религиозных течений, не признающих «посредников между Богом и человеком». В самом деле, допустим, размышлять о своих мыслях, мотивах, целях и поступках — действительно полезно. Но зачем говорить о результатах самокопания?

Противники Православия утверждают, что это — часть плана Церкви по закабалению верующих. «Снять вину может лишь посещение храма и исповедь. Поэтому священник самый необходимый для нас человек, только он может «отпустить грехи». А церковь единственное место, где это можно сделать. Думаю не надо объяснять, что люди с комплексом вины легко управляемы» (блогер starvera, “Вред христианского мировоззрения”). Ну, теории заговора — дело хорошее, конечно. Но давайте снова обратимся к науке.

«Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее», — писал профессор С. Долецкий. Стало быть, говорить о своих недостатках полезно. И стократ полезнее — обсудить свои недостатки с умным, понимающим и любящим человеком, который поможет разобраться в себе и найти пути к исправлению. Получается, и третий совет Паисия можно считать «научно обоснованным».

Таким образом, получается, что страхи антиправославных конспирологов напрасны. Таинство покаяния по самой своей сути помогает развитию человека как личности. Кроме того, Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).

И постоянные самокопания с целью припомнить свои грехи способствуют не «появлению разнообразных комплексов», но — развитию самоконтроля и умения быть требовательным к себе. Тем более, что Господь учит нас приводить в порядок не только дела, но и мысли. Отказываться не только от злых поступков, но и от помыслов, которые к этим поступкам ведут. Именно поэтому, а вовсе не из-за «комплекса вины», называют себя «грешниками» даже христианские подвижники и святые. Тут дело не в самоуничижении, а в признании того факта, что для самосовершенствования нет пределов.

Конечно, отдельные личности могут самокопанием и самоедством довести себя до исступления, истерики и депрессии. Но это — явление другого плана. И проистекает оно из неправильного понимания сущности Таинства Исповеди. Про таких личностей говорится в старой русской пословице: «Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибёт!»

Смысл таинства Покаяния (Исповеди)

Смысл таинства Покаяния (Исповеди ) в православном катехизисе дается в следующей формулировке этого таинства: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Это таинство называют вторым крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в таинстве Крещения единение со Христом.

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: Если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно. Плод покаяния — примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей.

Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи. Покаявшийся грешник получает в таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.

Видимая сторона таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.

Приготовление к исповеди заключается не столько в том, чтобы возможно полно вспомнить свои грехи, сколько в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и молитвы, при которых грехи станут для исповедника очевидны. Кающийся, образно говоря, должен принести на исповедь не список грехов, а покаянное чувство и сокрушенное сердце. Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, перед кем считаешь себя виновным.

Начинать готовиться к исповеди (говеть) надо за неделю или по меньшей мере за три дня до самого таинства. Эта подготовка должна состоять из определенного воздержания в словах, мыслях и поступках, в пище и развлечениях и вообще в отказе от всего, что мешает внутренней сосредоточенности. Важнейшей составляющей такой подготовки должна стать сосредоточенная, углубленная молитва, способствующая осознанию своих грехов и отвращению к ним.

В чине покаяния для напоминания пришедшим к исповеди их грехов священник читает перечень самых значимых прегрешений и страстных движений, присущих человеку, среди которых ведущие к смерти души: гордость, тщеславие, чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние.

Исповедник должен внимательно его слушать и еще раз отмечать «про себя» то, в чем обличает его совесть. Подойдя же к священнику после этой «общей Исповеди», кающийся должен исповедать те грехи, которые он совершил.

Грехи, исповеданные и отпущенные священником ранее, повторять на исповеди не следует, поскольку после покаяния они становятся «якоже не бывшие». Но если с момента предыдущей исповеди они были повторены, то каяться необходимо снова. Исповедаться необходимо и в тех грехах, которые были забыты ранее, если они сейчас вдруг вспомнились.

Каясь, не следует называть соучастников или тех, кто вольно или невольно спровоцировал грех. Человек в любом случае сам отвечает за свои беззакония, совершенные им по слабости или нерадению. Попытки переложить вину на других приводят лишь к тому, что исповедник усугубляет свой грех самооправданием и осуждением ближнего.

Ни в коем случае не следует пускаться в долгие рассказы об обстоятельствах, приведших к тому, что исповедник «вынужден» был совершить грех. Надо учиться исповедоваться так, чтобы Покаяние в своих грехах не подменять житейскими разговорами, в которых основное место занимают восхваление себя и своих благородных поступков, осуждение близких и жалобы на трудности жизни. С самооправданием связано преуменьшение грехов, особенно со ссылкой на их повсеместность, мол, «все же так живут». Но очевидно, что массовость греха нисколько не оправдывает грешника.

Читать еще:  Избран новый Великий Магистр Тевтонского ордена

Некоторые исповедники для того, чтобы не забыть от волнения или несобранности совершенных грехов, приходят на исповедь с их письменным перечнем. Этот обычай хорош, если исповедник искренне раскаивается в своих грехах, а не формально перечисляет записанные, но неоплаканные беззакония. Записку с грехами сразу же после исповеди нужно уничтожить.

Ни в коем случае нельзя пытаться сделать исповедь комфортной и пройти через нее без напряжения своих духовных сил, говоря общие фразы типа «во всем грешен» или затемняя неприглядность греха общими выражениями, например «грешен против 7-й заповеди».

Надо внимательно пересмотреть всю свою жизнь и освободить ее от ставших привычными грехов, например от сквернословия, когда человек перестает замечать, что произнесение грязных слов для него уже норма. Неумеренное употребление пива, вина, курение, а то и пристрастие к наркотическим веществам несовместимы с духовной жизнью. Грехи блуда и прелюбодеяния, легкое отношение к которым «удачно» формируются средствами массовой информации, не являются ничего не значащими грехами! Наоборот, побочные связи женатых людей и распущенность в отношениях с женщинами холостых мужчин — это смертные грехи, за которые в древней Церкви существовали строжайшие наказания.

Не надо думать, что убийство нерожденного плода (аборт) также является «небольшим грехом». По правилам Древней Церкви сотворившие такое наказывались так же, как и убийцы человека.

«Привыкание» к исповеди, как и к любой святыне, ведет к тяжелым последствиям. Человек перестает бояться оскорбить Бога своим грехом, потому что «всегда есть исповедь и можно покаяться».

Такие манипуляции с таинством всегда очень плохо кончаются. Бог не наказывает человека за такое настроение души, он просто отворачивается от него до времени, поскольку никто (даже Господь) не испытывает радости от общения с человеком двоедушным, нечестным ни с Богом, ни со своей совестью.

Человеку, ставшему христианином, необходимо понять, что борьба со своими грехами будет продолжаться у него всю его жизнь. Поэтому нужно со смирением, обращаясь за помощью к Тому, Кто может эту борьбу облегчить и сделать его победителем, упорно продолжать этот благодатный путь.

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов:

1. Сокрушение о грехах. В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах, которое должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, Которого он оскорбил своей неблагодарностью.

2. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению.

3. Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречения от Христа.

По материалам книги: «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви». М. Даниловский благовестник, 2007.

Как покаяться в грехах перед Богом — молитва и пример

Что такое покаяние и что об этом говорит Библия? Как покаяться в грехах перед Богом, можно ли это сделать дома или надо искать церковь? Что будет, если не раскаяться в своих грехах? Как попросить прощение у Бога? Есть ли какая-то особая молитва, которая помогает покаяться в грехах? Эти и другие вопросы волнуют миллионы людей по всему миру, независимо от их вероисповедания.

Покаяние — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. В греческом языке слово покаяние звучит как «метанойя» и означает «изменение мышления». Другими словами, если человек хочет покаяться, то он не просто должен признать свои грехи перед Богом, но и должен изменить свое мышление, которое в будущем не должно более приводить его ко греху.

Процесс совершения греха и покаяния можно разделить на несколько ясных этапов:

  • Искушение, желание и совершение греха
  • Чувство вины и попытка спрятать грех
  • Обличение в грехе Богом или людьми
  • Осознание греха и его последствий
  • Покаяние в грехе перед Богом и людьми
  • Изменение мышления и поведения для исключения подобного в будущем

В этой статье мы кратко рассмотрим историю царя Давида и его пример покаяния перед Богом. Мы посмотрим на то, что помогло Давиду признать свои грехи перед Богом и искренне раскаяться в них.

Давид совершает грех перед Богом

Давид был величайшим израильским царем. Он имел огромную власть, его уважал народ и у него были очень близкие отношения с Богом. Несмотря на все это, Давид оставался грешником, нуждающимся в покаянии в своих грехах перед Богом. Один из самых ярких грехов Давида — это его грех с замужней женщиной Вирсавией. Вот, что об этом написано в Библии:

Однажды вечером Давид встал с постели и стал прогуливаться на крыше царского дома. С крыши дома он увидел купающуюся женщину. Женщина эта была необыкновенно красива. Давид послал узнать, кто эта женщина. Слуга сказал ему: «Это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина». Давид послал слуг, чтобы они привели к нему Вирсавию. Она пришла к Давиду, и он спал с ней. Она искупалась, чтобы очиститься от своей нечистоты, а затем возвратилась к себе в дом (2-я Царств 11:2-4).

Позднее Давид осознал, что совершил грех перед Богом, но, вместо того чтобы покаяться в своем грехе, он решил поступить так, как поступает большинство людей на земле: он решил спрятать свой грех. Пользуясь своей властью, Давид посылает мужа Вирсавии в самую горячую точку на поле битвы, где его убивают. Возможно, что Давид добился бы своего, если бы не одно «но»: Давид забыл, что от Бога невозможно скрыть никакие грехи.

У Давида появляется шанс покаяться в грехах перед Богом

Бог видит грехи Давида и посылает к нему пророка Нафана, чтобы дать ему шанс покаяться в своих грехах. Пророк рассказывает ему притчу, помогая царю осознать, какой плохой поступок он совершил. Вот часть его речи к Давиду:

Господь послал к Давиду Нафана, и тот сказал: «Вот что говорит Господь, Бог Израиля: Я помазал тебя на царство в Израиле, Я избавил тебя от руки Саула. Я дал тебе дом господина твоего, и дал тебе жён господина твоего, и дал царства Израиля и Иудеи. И если бы этого было мало, Я дал бы тебе ещё больше. Почему же ты пренебрёг словом Господа, сделав то, что Он считает злом? Ты поразил мечом Урию Хеттеянина и взял себе его жену. Ты убил его мечом аммонитян. Так говорит Господь: Я навлеку беды против тебя в твоём собственном доме. У тебя на глазах Я возьму твоих жён и отдам их человеку, который очень близок тебе. И будет он спать с твоими жёнами, и все будут об этом знать» (2-я Царств 12:1-11).

Мы не любим, когда кто-то говорит нам о наших грехах. Лично я за всю свою жизнь не встретил ни одного человека (а я знаком с огромным количеством людей), который был бы рад, когда кто-то напоминает ему о его грехах или просто интересуется его грехами. Никто не любит говорить на эти темы, включая меня! Несмотря не это, Давид находит в себе силы, чтобы поступить правильно и праведно перед Богом.

Давид осознает свой грех и решает покаяться

Давид сделал то, что он не должен был делать. Этот греховный поступок очень не понравился Богу. После того как к Давиду приходит пророк Нафан, Давид начинает понимать, что совершил ужасный грех. Думаю, что у каждого человека есть такой момент, когда он понял, что совершил что-то плохое и ужасное, но еще пока не решил, как поступить дальше: покаяться или же скрывать грех дальше. Когда Давид только согрешил с Вирсавией в своем царском доме, то думал, что все еще можно поправить. Но он выбрал неверный способ исправления ситуации. Вместо того чтобы сразу покаяться в своем грехе перед Богом и людьми, он решил скрыть свой грех, что привело в итоге к смерти невинных: мужа Вирсавии и позднее сына самого Давида.

Сейчас, когда к нему пришел пророк Нафан, Давид вновь находится на распутье, ведь ему вновь предстоит сделать выбор. Ведь и в этот момент Давид мог обмануть и начать отрицать свой грех. Он мог вновь воспользоваться своей властью и убить пророка, как он поступил раньше с Урией, мужем Вирсавии. Но Давид делает другой, более сложный, но правильный выбор: он решает покаяться в своем грехе, попросив прощения и признав грех перед Богом.

И сказал Давид Нафану: «Согрешил я перед Господом». Нафан ответил Давиду: «Господь простил тебе грехи твои. Ты не умрёшь. Но так как, сделав это, ты презрел Господа, то умрёт родившийся у тебя сын». После того, как Нафан пошёл к себе в дом, Господь поразил ребёнка, которого родила Давиду жена Урии, и он заболел. Давид молился Богу о младенце. Он постился и, уединившись в доме, проводил ночи, лёжа на земле (2-я Царств 12:13-16).

Ребенок Давида, в конце концов, умирает. Давид со всем смирением принимает это наказание от Бога. Бог прощает Давида, преподав ему серьезный урок, но сохранив саму жизнь Давиду. Давид извлек этот урок, давая и нам с вами возможность учиться покаянию перед Богом в наших с вами грехах.

Читать еще:  Книга Товита – книга утешения. Окончание

Молитва Давида — покаяние в грехах перед Богом

Нам с вами очень повезло, ведь Библия сохранила для нас молитву Давида, описывающую его мысли и чувства, связанные с той ситуацией с Вирсавией. Почитайте эту молитву полностью, попробуйте поставить себя на место Давида. Попробуйте понять, как чувствовал себя Давид и каковы были его истинные мотивы в этой молитве перед Богом.

Песнь Давида о том времени, когда пророк Нафан пришёл к Давиду, после согрешения Давида с Вирсавией. «Помилуй, Господи, меня Твоею милостью великой, великой жалостью Твоей сотри с меня мои грехи. Смой беззакония мои, от всех грехов моих очисти. Я сознаю все преступления и жалкие свои грехи, о них я думаю всё время. Перед Тобой я согрешил, перед Тобой одним, я приговор Твой принимаю, Ты самый праведный судья. Я грешен был с рожденья, с момента самого зачатья. Ты хочешь истиной наполнить меня, так подари мне мудрость. Так окропи меня иссопом, и обрету я чистоту, омой — белее снега буду. Дай голос радости услышать костям, изломанным Тобою. Не надо долго так смотреть на все грехи мои, сотри их. Вложи мне в сердце чистоту, и дух мой снова сделай сильным. Меня не оттолкни, не отбирай Святого Духа и не лишай меня Тебя. Верни мне радости спасенья, Тебя во мне дух укрепи. Я стану грешников учить, и все они Тебя обрящут. Спаситель мой, спаси от крови, я воспою Твоё спасенье. Во имя восхваленья правды, Господь, уста мои открой. Когда бы принимал Ты жертвы, я бы принес Тебе любую, но Ты даров не принимаешь. Душа надломленная — жертва Тебе, и сердце, что полно печали о грехах, Ты не отвергнешь, Боже. Облагодетельствуй Сион, о Боже, и стены Иерусалима вновь отстрой. Тогда Тебе во благо будут и возжигания, и жертвы быков на алтаре Твоём (Псалтирь 50:1-21).

В начале своей молитвы Давид буквально «разбит». Он нуждается в прощении за свои грехи перед Богом. Давид признает всю власть и правоту Бога, как и свою личную греховность. Давид готов принять любое наказание, лишь бы Бог простил его грехи. Давид просит Бога о мудрости, чтобы избежать подобных грехов в будущем. Давид хочет все изменить и начать жизнь сначала, с чистого листа!

Вот это и есть истинное покаяние в своих грехах. Это и есть настоящая «метанойя» — изменение мышления.

Как покаяться перед Богом в наши дни

Что изменилось в наши дни? Как правильно покаяться в грехах в наши дни? Что изменилось с приходом Иисуса Христа и появлением Нового Завета? Ничего не изменилось. Бог по-прежнему хочет, чтобы мы, раскаиваясь в своих грехах искренне, изменяли свое мышление, уходя от греховного образа мыслей.

Иоанн Креститель, крестя людей в Иордане, говорил им о покаянии:

В то время люди отовсюду приходили послушать его: из Иерусалима, из провинции Иудеи и из всех селений Иордана. Иоанн крестил их в водах реки Иордан, и они исповедовались в своих грехах. Увидев, что много фарисеев и саддукеев пришло, чтобы принять от него крещение, он сказал им: «Отродья змеиные! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от приближающегося гнева Божьего? Докажите, что вы действительно раскаялись, и не думайте, что достаточно вам будет сказать себе: «Наш отец — Авраам». Я говорю вам, что Господь может вот эти камни превратить в детей Авраамовых» (От Матфея 3:5-9).

Иисус Христос в самом начале Своего служения говорил о том, зачем Он пришел на землю:

Иисус услышал их и сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришёл призвать к покаянию не праведников, а грешников» (От Марка 2:17).

Апостол Петр в своей великой проповеди тысячам людей в Иерусалиме в день Пятидесятницы говорил о покаянии:

Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?» «Покайтесь, — ответил Пётр, — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. Ибо обещано это вам и детям вашим, и всем, кто ещё далёк от Бога, всем, кого призовёт к Себе Господь Бог наш» (Деяния 2:37-39).

Апостол Павел, говоря о покаянии, учил о печали, угодной Богу, показывающей истинное покаяние в грехах:

Ибо, хотя я и опечалил вас письмом, я не жалею о том, что написал. И даже если я сожалел о том, что написал его, то теперь вижу, что это письмо лишь ненадолго опечалило вас. Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к раскаянию. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба. Ибо печаль, угодная Богу, приносит раскаяние, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти. Смотрите, печаль, угодная Богу, какое порождает в вас глубокомыслие, какое стремление доказать свою невинность, какое негодование, какую тревогу, какое желание повидать нас, какое рвение, какое наказание для того, кто согрешил! Всем этим вы доказали свою невинность (2-е Коринфянам 7:8-11).

Библия содержит огромное количество примеров покаяния в грехах. У нас не хватит времени рассматривать их все. Кстати, если эта тема вам интересна, то изучайте ее, чтобы разобраться глубже в ней лично! А мы давайте перейдем к выводам.

Покаяние перед Богом: практические выводы

Давайте попробуем сделать некоторые выводы о покаянии в грехах из истории царя Давида.

  • Бог видит все наши грехи, несмотря на то, как усиленно мы их прячем.
  • Бог всегда дает человеку возможность покаяться в своих грехах перед Ним, как бы далеко человек не зашел в них. Но лучше сделать это раньше, ведь чем дальше человек заходит в своих грехах и своей лжи, тем больше будет последствий греха и тем сложнее будет потом покаяться.
  • Человеку всегда трудно принять решение покаяться в своих грехах и попросить прощение за свои ошибки. Если вы думаете, что это трудно только вам — вы ошибаетесь. Сокрытие греха и время ничего не изменят. Человек может забыть о грехе — Бог нет.
  • Бог любит всех людей, и по этой причине всегда дает нам шанс покаяться перед Ним. Именно поэтому он послал к Давиду пророка Нафана. И именно по этой причине нам всегда нужны те, кто спросит нас о наших грехах. Мы не должны относиться к ним с ненавистью и не должны избегать их. Мы должны относиться к ним, как к посланникам Божьим, которые помогают нам выйти на свет и изменить наше мышление к лучшему.
  • Правильное покаяние — это покаяние в грехе с изменением мышления. Подумайте о том, что было бы, если бы Давид просто сказал: «Прости меня, Бог…», а потом вновь совершил подобный грех.

Я надеюсь, что эта статья помогла вам хоть немного разобраться в вопросе покаяния. Теперь вы знаете, как покаяться в грехах. Вы знаете, какие чувства и мотивы должны быть у вас перед Богом.

Прочтите еще раз молитву Давида и попробуйте молиться своей молитвой, прося прощения у Бога за свои грехи. Вы можете молиться дома, вы можете молиться на улице или где вам удобно. Бог вездесущий. Он слышит наши молитвы и видит наше сердце! Будьте уверены, что у Бога не остается без внимания ни одна искренняя молитва!

В завершение важно будет отметить, что покаяние — это лишь один из важнейших шагов на пути примирения с Богом. Если вы хотите узнать больше, напишите нам через раздел контакты на нашем сайте.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector