2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христос Воскресе! Что обозначают эти слова?

Зачем говорят «Христос воскресе» и другие стыдные вопросы про Пасху

Павел Тогобицкий

  • стыдные вопросы

Почему на Пасху красят яйца? Откуда взялось слово «пасха»? Что этот праздник вообще означает? В преддверии Пасхи Христовой мы собрали восемь самых распространенных вопросов об этом празднике, которыми сегодня задаются люди. Ответить на них нам помогает Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии.

Что это за слово такое — «Пасха»? Почему этот день так называется?

Согласно Священному Писанию, три с половиной тысячи лет назад Бог совершил суд над Египтом за то, что египтяне жестоко обращались с Божьим народом – израильтянами, которые были у них в рабстве в то время: на страну обрушились десять так называемых «казней Египетских», последней из которых была смерть первенца в каждой семье. Эта казнь не коснулась находившихся в то время в Египте израильтян: по повелению Бога они помазали косяки дверей своих домов кровью ягнят, и ангел, который проходил и убивал первенцев, проходил мимо их домов.

Это «прохождение мимо» – по-еврейски «песах» – и дало название празднику. Каждый год евреи вспоминают, что они были рабами, но Бог освободил их и исполнил обещание: «Приму вас Себе в народ и буду вам Богом» (Исх. 6:7).

Почему христиане празднуют еврейский праздник?

Началось все с того, что две тысячи лет назад Бог избрал еврейский праздник Пасхи как время смерти Своего Сына Иисуса Христа – и сделано это было не случайно. Между исходом из Египта и распятием Христа есть сходство: когда-то кровь ягнят защитила израильтян; теперь же кровь Христа, Сына Божьего, избавила от вечной гибели тех, кто поверил Ему. Когда-то Бог вывел один народ из рабства; теперь смерть Христа освободила нас, принадлежащих к разным народам, от старой жизни, в которой мы были рабами греха. Не случайно в Библии церковь названа «церковью первенцев» (Евр. 12:23), а Христос – «нашей Пасхой» (1 Кор. 5:7). Мы празднуем не древний еврейский праздник выхода из Египта, а новый «исход» – от мира преступлений и смерти к миру благой и вечной жизни с Богом.

Что значит «Христос воскресе – Воистину воскресе»?

Суть этой фразы-приветствия такова: приветствующий утверждает, что Иисус Христос воскрес из мертвых, а приветствуемый подтверждает: Он действительно воскрес.

Дело в том, что главная радость Пасхи – в воскресении Христа. Если бы Христос только умер, то нам не на что было бы надеяться. Кому бы верили? Тот факт, что Он воскрес, означает, что жертва Христа принята Богом-Отцом вместо смерти нас, грешников, грех и смерть побеждены, вечная жизнь доступна.

Кроме того, эта фраза означает: Христос живёт, и мы будем жить. Поэтому так естественно выразить наши пасхальные чувства именно словами о воскресении. В этом традиционном приветствии есть и исповедание веры, и радость от победы, и восхищение Богом, явившем Свою любовь в смерти на кресте.

Какое отношение Пасха имеет ко мне?

Действительно, кажется, что никакого: Христос же умер две тысячи лет назад. Однако для Бога время не преграда. Поэтому и мы можем быть реальными соучастниками пасхального события.

Иисус Христос призывает нас присоединиться к Нему, поверив Его вести о прощении грехов и раскаявшись в своих грехах. Апостол Павел писал: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4). Сегодня Иисус соединяет нас с Собой в Своей смерти и воскресении. Суть жизни каждого христианина уже изменена умершим за него и воскресшим Христом. Так что Пасха – это главный праздник не только в Божией истории, но и в моей личной жизни.

Как нужно готовиться к празднику и праздновать Пасху?

Центральная часть любого христианского праздника – поклонение Богу. Он «Тот, для Которого всё и от Которого всё» (Евр. 2:10), поэтому христиане – Его народ – собираются вместе, и мы вслушиваемся в Его слова через Библию, обращаемся к Нему в молитвах, поём и славим Его. Но и просто украшение церквей, и общение верующих за одним столом – всё это выражает нашу радость о Христе и Его церкви.

Также, чтобы Пасха ощущалась как праздник, важна подготовка. Празднование входа Христа в Иерусалим за неделю до Пасхи, воспоминание Его страданий в четверг и пятницу, приобщение к Его распятому телу и пролитой крови через вечерю Господню (евхаристию) – это особенно помогает нам подойти к радости воскресения.

Зачем на Пасху делают и светят куличи и яйца?

Существует легенда о яйце, покрасневшем в руках у Марии Магдалины на приёме у императора. Исторически она весьма сомнительна. Скорее всего, обычай красить яйца пришёл к нам из весенних праздников, связанных с сельским хозяйством.

Как бы то ни было, сегодня яйца и куличи – узнаваемые пасхальные символы. Здесь важно не превращать праздник лишь в игру вокруг яиц, но суметь использовать их, чтобы выделить этот день как особенный. А если кто-то считает их бессмысленными или неуместными, тем стоит обойтись без них. Главное помнить, что мы призваны не суетиться или ссориться, а вместе поклоняться Тому, кто ради нас смертью победил смерть.

Почему Пасха каждый год выпадает на разные числа?

В древнем Израиле пользовались лунным календарём, поэтому дата иудейской Пасхи – 14-е число месяца авива (позже он стал называться «нисан») – выпадает на разные числа нашего солнечного календаря. Христианская церковь отчасти заимствовала эту традицию, установив праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, не предшествующего дню весеннего равноденствия, но так, чтобы это не совпадало с иудейской Пасхой. Сегодня, правда, используется не астрономия, а давно составленные таблицы с датами (пасхалии), которые, кстати, астрономическим данным уже не соответствуют.

Почему в Европе и России Пасху празднуют в разное время?

На западе в конце XVI века была принята другая пасхалия и другой, григорианский календарь. Русская Православная Церковь по-прежнему использует древнюю пасхалию и юлианский календарь. Из-за этого в некоторые годы даты могут совпасть, а в некоторые разница доходит до пяти недель.

Любопытно, что первый спор о дате празднования Пасхи случился ещё во втором веке. Тогда малоазийские общины праздновали её 14-го нисана, а римские – в первое воскресение после 14-го нисана. Хотя Поликарп Смирнский и Аникита Римский не смогли договориться о едином порядке, у них хватило мудрости терпеливо отнестись к данному различию и сохранить христианское общение. Этому и нам стоит поучиться. Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25) – вот что действительно важно, а не дата события. Христос Воскрес!

Читать еще:  Митрополит Антоний (Паканич) о Константине Паустовском

Православная Жизнь

Слово духовника Киевских духовных школ, архимандрита Маркелла (Павука).

В святые пасхальные дни хочется сказать самые важные слова, но что может быть сейчас значительнее, чем многократно повторяемые восклицания «Христос Воскресе!» Это значит, что добро побеждает зло и все наши скорби, проблемы, сомнения, страхи рассеиваются, как утренний туман, как тьма при восходе солнца. В эти дни мы имеем явственное подтверждение указанных слов через благодать, которуюныне в изобилии ощущаем. При этом, как говорит в своем пасхальномприветствии свт. Иоанн Златоуст, благодать и сопутствующая ей радость ощущаются не только соблюдавшими пост праведниками, но и непостившимися грешниками. Все имеют возможность участвовать в торжественном пире веры!Теперь главное – стараться не забыть, не растерять, а приумножить эту благодать.

Своим Воскресением Христос разрушил врата ада, а значит, разрушил те средостения, которые отделяли нас от Бога и близких людей. «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе», – восклицает апостол Павел (Гал. 3:28).

Скептик возразит: и смерть, и неправда, и разделения между людьми продолжают существовать. Как с этим быть? Действительно, беды никуда не исчезли, но они выходят на первый план лишь тогда, когда мы забываем о Христе, о всем том, что Он сделал для нас, приняв позорную смерть на Кресте; когда нарушаем обеты, данные нами или нашими крестными при Крещении, и начинаем служить не Богу, а лукавому. Тогда, по слову апостола Петра, мы уподобляемся псу, возвращающемуся на свою блевотину, или вымытой свинье, идущей валяться в грязи (см. 2 Пет. 2:22).

Итак, давайте помнить о своем первом чувстве, о том благоговейном трепете, с которым мы делали первые шаги в храме; о своих исповедях со слезами и сокрушенным сердцем; о молитве, которая не знала усталости.

Воскресение Христово — праздник союза трёх высших добродетелей: веры, надежды и любви, самых ярких путеводных звезд по жизни для всех нас. Если мы постараемся никогда в своей жизни не терять их из виду, а станем следовать им, тогда пасхальная радость не ограничится лишь особыми календарными днями, а будет преисполнять наше сердце всегда.

Почему на Пасху говорят «Христос воскрес?»

Содержание статьи

  • Почему на Пасху говорят «Христос воскрес?»
  • Почему православная Пасха празднуется в разное время
  • Что такое праздник Пасха: история возникновения

Истоки такого приветствия

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать — «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус — сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для благословения. К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», что значит — «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем христианство набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из церкви, должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь воскрес спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его воскресение. Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

ИВАНОВА ГОРА

ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЦЕРКОВНЫЙ КОМПЛЕКС « ПОДВОРЬЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ. ХРАМ ПРОРОКА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА В СЕЛЕ ИВАНОВА ГОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ »

Храм нуждается в восстановлении. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Банковские реквизиты:
  • Банк получателя: ПАО Сбербанк БИК 044525225 к/с 30101810400000000225
  • Получатель: РО«Подворье Патриарха Московского и всея Руси, храм Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна в селе Иванова гора, МО, РПЦ (Московский Патриархат)»
  • ИНН 5077013690 КПП 507701001 р/сч 40703810440400100153 (в платежном поручении в назначении платежа можно указать «Перечисление на уставную деятельность» или «Пожертвование») НДС не облагается
Май 2019

ПнВтСрЧтПтСбВс
« АпрИюн »
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ЧТО ОБОЗНАЧАЮТ ЭТИ СЛОВА?

В святые пасхальные дни хочется сказать самые важные слова, но что может быть сейчас значительнее, чем многократно повторяемые восклицания «Христос Воскресе!» Это значит, что добро побеждает зло и все наши скорби, проблемы, сомнения, страхи рассеиваются, как утренний туман, как тьма при восходе солнца. В эти дни мы имеем явственное подтверждение указанных слов через благодать, которуюныне в изобилии ощущаем. При этом, как говорит в своем пасхальномприветствии свт. Иоанн Златоуст, благодать и сопутствующая ей радость ощущаются не только соблюдавшими пост праведниками, но и непостившимися грешниками. Все имеют возможность участвовать в торжественном пире веры!Теперь главное – стараться не забыть, не растерять,приумножить эту благодать.

Своим Воскресением Христос разрушил врата ада, а значит, разрушил те средостения, которые отделяли нас от Бога и близких людей. «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе», – восклицает апостол Павел (Гал. 3:28).

Скептик возразит: и смерть, и неправда, и разделения между людьми продолжают существовать. Как с этим быть? Действительно, беды никуда не исчезли, но они выходят на первый план лишь тогда, когда мы забываем о Христе, о всем том, что Он сделал для нас, приняв позорную смерть на Кресте; когда нарушаем обеты, данные нами или нашими крестными при Крещении, и начинаем служить не Богу, а лукавому. Тогда, по слову апостола Петра, мы уподобляемся псу, возвращающемуся на свою блевотину, или вымытой свинье, идущей валяться в грязи (см. 2 Пет. 2:22).

Итак, давайте помнить о своем первом чувстве, о том благоговейном трепете, с которым мы делали первые шаги в храме; о своих исповедях со слезами и сокрушенным сердцем; о молитве, которая не знала усталости.

Воскресение Христово — праздник союза трёх высших добродетелей: веры, надежды и любви, самых ярких путеводных звезд по жизни для всех нас. Если мы постараемся никогда в своей жизни не терять их из виду, а станем следовать им, тогда пасхальная радость не ограничится лишь особыми календарными днями, а будет преисполнять наше сердце всегда. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Архимандрит Маркелл (Павук)

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

В этих двух словах, исполненных несказанного радования, – все существо, вся сила, вся духовная мощь, все величие нашей православно-христианской веры. Истинное христианство – это радость о воскресшем Господе.

Учение о Воскресении Христовом есть краеугольный камень нашей веры. Без веры в Воскресение Христово христианство не имело бы никакого смысла, никакого значения. Об этом ясно говорит величайший проповедник христианства по лицу всей вселенной святой Апостол Павел.

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» … Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор.15,14–19 ).

Вера в воскресение Христово потому так для нас важна и так радостна, что оно есть победа Жизни над смертью, победа Добра над злом, или над грехом, который и породил собою смерть.

«Как во Адаме все умирают» , учит тот же святой Апостол Павел: «так во, Христе все оживут» ( 1Кор.15,22 ).

«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15,20 ).

Если воскрес Христос, то воскреснем и мы.

И эту свою веру всегда исповедовали и исповедуют все истинные христиане, когда читают или поют Символ Веры:

«… Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь» .

Проповедуя, по заповеди Христа-Спасителя, «Евангелие всей твари», свв. Апостолы во главу угла своей проповеди ставили всегда радостное благовестие о Христе распятом и воскресшем тридневно из мертвых. Об этой апостольской проповеди повествует нам прежде всего и сильнее всего книга Деяний святых Апостол, описывающая и многочисленные чудеса, которые совершали Апостолыименем Христовым в подтверждение истины проповедуемого ими. Вот причина, почему, по издавна установившемуся обычаю, эта книга читается всегда в пасхальную ночь до начала пасхальной заутрени, всеми желающими, посреди церкви.

И эта проповедь о Христе, распятому, нас ради человек и нашего ради спасения, и преславно воскресшем из мертвых, как ничто иное, пленяла умы и сердца людей в послушание Христово и делала их самоотверженными, даже до смерти, последователями Христовыми.

Вспомним, какими малодушными и страшливыми были самые ближайшие к Господу Его ученики до Его воскресения и какая разительная перемена произошла в них после Его воскресения. Когда Господа взяли под стражу в саду Гефсиманском, «все ученики, оставившие Его, бежали» ( Мф.26,56 ). А сам старейший из них Петр, только что клявшийся в верности Господу, даже если и умереть пришлось бы ему ( Мф.26,35 ), испугался каких-то служанок во дворе первосвященника и трижды с клятвой отрекся от Него ( Мф.26,69–75 ).

Кроме возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова, последовавшего на Голгофу и видевшего страдания и смерть Господа, остальные так были напуганы всем происшедшим, что еще на третий день после сего сидели взаперти «дверем затворенным, страха ради иудейска» ( Ин.20,19 ). Они, видимо, разделяли общеиудейские предразсудки о Мессии, как о земном царе, который освободит иудеев от власти римлян и подчинить иудейской власти все народы земли, и были до глубины души потрясены тем, что вера их во Иисуса, как в такого Мессию, рушилась, и все надежды их на Него оказались тщетными.

Но вот Христос воскрес, и все переменилось. С недоверием приняли Апостолы первые известия о воскресении Христовом, но когда Он явился им Сам, собранным вместе, их неверие превратилось в пламенную веру.

«Господь мой и Бог мой!» таким полным горячей веры восклицанием выразил дольше всех упорствовавший в своем неверии Фома эту дивную перемену, происшедшую в душах учеников.

И уже ничто потом не могло погасить в них этой веры. В течение 40 дней являлся Господь ученикам Своим, возстав от мертвых, и все более и более возгревал в них эту веру, «уча их о Царствии Божием» ( Деян.1,3 ). А сошествие Святого Духа в великий день Пятидесятницы сделало их пламенными и неустрашимыми исповедниками и проповедниками этой веры по всему миру, «наченше от Иерусалима … и даже до последних земли» ( Деян.1,8 ).

Тот же самый Апостол Петр, испугавшийся служанки и отрекшийся с клятвою от Своего Божественного Учителя, безстрашно выступил с проповедью о Христе распятом и воскресшем из мертвых перед многотысячной толпой народа, и результатом этой его пламенной проповеди было обращение ко Христу 3.000 слушателей. А по прошествии некоторого времени, вслед затем, Апостол Петр, совместно с Апостолом Иоанном, совершил великое чудо исцеления хромого от рождения, сидевшего у ворот иерусалимского храма, и новой своей проповедью обратил ко Христу еще около 5.000 человек.

Не испугали их и приказавшие схватить их за это и привести в синедрион священники и начальники стражи при храме, ни сами первосвященники и старейшины иудейские, строго-настрого, с угрозою запретившие им «говорить или учить о имени Иисуса». Апостолы с решительностью отвечали им:«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян.4,18–20 ).

Они снова повторили этот ответ, когда их вторично схватили и представили на суд синедриона: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» и только «радовались тому, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие» ( Деян.5,29–41 ) и «всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе, Христе» (там же, ст. 42).

Чем можно объяснить такую необыкновенную перемену в святых Апостолах, как только не несомненной твердой верой в великую истину Воскресения Христова?!

И вся дальнейшая история христианства с его необычайно быстрым распространением среди совершенно чуждого ему по своим идеалам и глубоко враждебного мира была бы совершенно непонятна и необъяснима, если бы Христос не воскрес в действительности! Ведь целых три столетия лилась мученическая кровь за исповедание имени Христова! И эти христианские мученики не только не боялись этих мучений, но охотно, даже с радостью шли на них, будучи отдаваемы на сожжение, на съедение львам, на колесование и отсечение членов, и на всевозможные пытки, какие изобретала для них неистовая ярость гонителей-язычников.

Христианство не только не погибло от этих страшных преследований, но наоборот: все шире и шире распространялось по всему миру.

«Кроткие овцы стада Христова претворили ярость волчую своих гонителей в кротость овчую», так выразился один из христианских писателей. В конце концов, и сами венценосцы склонились перед подножием Креста Христова и прославили Христа Воскресшего. Грозная языческая империя гордого Рима стала христианской.

Разве это не величайшее в истории человечества чудо, достойное великого чуда Воскресения Христова?!

И во всей дальнейшей истории христианства, на протяжении веков, радость о воскресшем Господе вдохновляла всех истинно-верующих христиан на великие подвиги, в чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века – тех блаженных небесных обителей, которые уготовал Воскресший Господь всем любящим Его ( Ин.14,2–3 ;17,24). Во имя этой светлой радости и наследования этих райских обителей многие христиане и христианки отрекались от мира, во зле лежащего, и уходили в пустыни, горы и вертепы и пропасти земные, а у нас в России – в непроходимые леса, чтобы проводить там жизнь равноангельскую – в Боге и для Бога.

Один из наших российских подвижников, преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский чудотворец, так весь сиял этой светлой пасхальной радостью, несмотря на свое суровое и строгое подвижническое житие, что «всем в сладость бысть видение лика его и благоуветливый глас словес его» (из молитвы ему). Многих, приходивших к нему за духовной помощью и наставлением, он в течение всего года приветствовал пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» А когда кто-нибудь приходил с печальным лицом, он обыкновенно говорил: «Что ты унываешь, радость моя? Нет причины унывать, ибо Христос воскрес, и Он все победил».

Так же светилось пасхальной радостью лицо и нашего последнего, по времени, всероссийского праведника святого Иоанна, Кронштадтского чудотворца, которого многие поэтому называли «Пасхальным батюшкой».

Вот, что значат эти два слова: «Христос Воскресе!»

Вот какую дивную перемну производят они в грешном, смертном человеке, преобразуя его душу и делая его подлинно «земным ангелом»!

Как далек современный богоотступнический мир от этого! И даже многие, еще носящие имя «христиан», но только внешне и формально!

Братие и сестры во Христе! Если мы хотим, чтобы вся наша жизнь переменилась к лучшему и сами мы стали лучшими, другими, постараемся, чтобы светлая пасхальная радость проникла в самую глубину нашего сердца, чтобы она легла «во главу угла» всей нашей жизни и чтобы сами мы стали неустрашимыми исповедниками самой великой и самой радостной в мире истины – Истины Воскресения Христова! Без живой веры в эту светлую истину безцельно, безсмысленно, ненужно, безотрадно и мрачно наше столь бренное земное существование, ибо только Воскресший Христос дает нам смысл жизни и «веселие вечное», в Нем Одном – «иного жития вечного начало».

«О Пасха велия и священнейшая Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего!» Аминь.

Источник: Современность в свете Слова Божия [Текст] / архиеп. Аверкий (Таушев) ; [сост., предисл. А. Д. Каплина]. — Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. — 712 с. (Русская цивилизация). ISBN 978-5-4261-0017-6

Вам может быть интересно:

  1. Руководство по гомилетике – архиепископ Аверкий (Таушев)
  2. Проповеди – митрополит Филарет (Вознесенский)
  3. Слова и проповеди – святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
  4. Проповеди – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
  5. Проповеди – священномученик Серафим (Чичагов)
  6. Проповеди – священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
  7. Проповеди – священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
  8. Проповеди – священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский
  9. Проповеди – святитель Серафим (Соболев)
  10. Евангельское злато – святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Смысл Пасхи

В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение». Но чаще всего — после слов «Христос воскресе» мы слышим одно слово: «Пасха». Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю слова.

Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова. А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.

В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел» мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски «шесах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха». Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.

В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? Там указывается на переведение через Чермное море. Но это уже позднейший смысл; а первоначальный — проведение мимо смерти в ночь казни первенцев.

И это событие евреи праздновали по особому обряду: закалали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта: …это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… (Исх. 12, И, 14).

И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.

И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 26-27).

А вышло из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх. 12, 37).

Так началось совершение спасения избранного народа.

Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом от власти диавольской.

Публикуется по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). Пасха. М., 2007 г.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector