1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иерусалим: Мужской монастырь Святого Креста

Содержание

Мужской монастырь Святого Креста (Иерусалим)

Монасты́рь Свято́го Креста́ (ивр. ‏מנזר המצלבה‏‎, груз. ჯვრის მონასტერი, греч. Ιερά Μονή του Τιμίου Σταυρού) — мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, расположенный в Иерусалиме, Израиль. Один из знаменитейших монастырей в Святой земле. Его называют обителью грузинской славы или обителью во имя Святого Креста. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Точное время основания монастыря неизвестно.

Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.

В настоящее время по решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Легенд об основании монастыря великое множество. Самой популярной является предание о том, что основание монастыря относится ко времени правления римского императора Константина Великого (ок. 285—337) и связано с деятельностью императрицы Елены Равноапостольной (ок. 250—330), его матери. Сопоставляя свидетельства предания с известными фактами из жизни императора Константина и его матери, возникновение монастыря можно отнести к 320—330 годам нашей эры. Однако ранние исторические источники ничего не сообщают о роли в деле создания монастыря равноапостольных Елены и Константина.

Есть и другая легенда, утверждающая, что основание обители произошло в V веке и было связано грузинским правителем Мирианом III, который совершил паломничество в Святую Землю. Якобы равноапостольный император Константин Великий пожаловал ему землю к западу от Иерусалима. Там Мириан III и решил возвести монастырь.

Еще одно предание гласит, что монастырь был построен во время правления византийского Императора Ираклия (610—641). Возвращавшийся из похода на Персию он остановился лагерем недалеко от Иерусалима. Ираклий вез с собой Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Празднуя возвращение великой святыни и победоносное завершение похода, он повелел выстроить здесь монастырь.

Благодаря научным исследованиям, фактом является, то что монастырь существовал не позднее VII века, первоначально застраивался греками и был основан до арабского завоевания Палестины в 638 году. Полученные результаты позволяют предположить, что монастырь был основан в годы правления императора Юстиниана Великого (527—565).

После этого история монастыря теряется в гуще событий вплоть до середины XI столетия. Тогда монастырь был разрушен или же сильно опустошён. Грузинский царь Баграт IV Куропалат, на свои средства, по благословению преподобного Евфимия Святогорца и стараниями грузинского монаха Георгия-Прохора возродил монастырь Святого Креста.

Период процветания монастыря длился с начала XIV до начала XVI века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок. В отличие от мамелюков, новые захватчики были не слишком расположены к иберийцам. В то время монастырь обнаруживает первые признаки упадка. Не только неблагоприятная политическая обстановка, но и внутренние разногласия и споры ослабили единство братии. Щедрая финансовая помощь, жалованная в течение минувших столетий правителями Иберии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыря. Число кредиторов росло, в то время как средства монастыря истощались. Монастырь вынужден был продать большую часть своих обширных владений.

В начале XVII были предприняты попытки восстановить иберийскую общину и возвратить имущество монастырей. Но к тому времени долг общины достиг огромных размеров. Из монастырей иберийским оставался только монастырь Святого Креста, но и он находился в весьма плачевном состоянии.

Настоятелем Никифором, весьма энергичным и деятельным, в 1643 году была предпринята попытка реставрации церкви монастыря с восстановлением купола, алтаря и иконостаса. Настенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждения, были обновлены, был также написан ряд новых икон.

Однако спустя несколько лет после последней реставрации только небольшое число иберийских монахов оставалось в монастыре. Даже сам настоятель большую часть времени жил в Иберии. Деньги, высланные из Иберии для оплаты долгов монастыря, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы. В этих трудных обстоятельствах монастырю помогла Иерусалимская Православная Патриархия во главе с Патриархом Досифеем II (1669—1707): кредиторам были выплачены долги монастыря. По инициативе Патриархии во всех православных странах, включая Иберию, начался сбор средств для монастыря.

Освобождённый от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня.

В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.

Патриарх Кирилл II, первый за долгое время Иерусалимский Патриарх постоянно живший в Палестине, предпринял ряд шагов по укреплению положения Иерусалимской Церкви. Одним из них было создание полноценной духовной школы для подготовки духовенства. В качестве места для её размещения он избрал Монастырь Святого Креста, из-за чего он отказал России в просьбе предоставить монастырь Святого Креста для размещения там Русской духовной миссии.

В 1853 году Богословская школа Святого Креста была открыта. В 1855 году начался новый расцвет монастыря. Ремонт и перестройка всего комплекса монастырских построек сделали его пригодным для новой роли, но при этом существенно изменился весь облик монастыря. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная была перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв была сооружена капелла. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине. Самое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Это был первый музей в Иерусалиме, где среди других экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные памятники истории Палестины, а также чучела представителей фауны этого края.

Богословская школа действовала с небольшим перерывом на протяжении 53 лет — до 1908 годы, когда она была закрыта в связи с финансовыми трудностями патриархии.

С закрытием богословской школы для Монастыря Святого Креста снова наступил период упадка и безвестности. Многое десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля, который одновременно исполнял обязанности сторожа.

Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей проводились Иерусалимской Патриархией в 1970—1973 годах. По решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.

Описание [ править ]

Монастырь Святого Креста находится в части Иерусалима, которая называется Новым городом, в небольшой долине Креста. По внешнему виду напоминает обители Афона. Монастырь очень похож на крепость: выложенные из крупных блоков стены, небольшие окна, единственный вход — низкие и узкие ворота. Архитектурной доминантой обители является барочного вида колокольня, строительство которой завершили в 1850-е годы. Соборный храм обители построен где-то в 1038 году.

Святыни [ править ]

Достоянием монастыря являются настенные изображения. Монастырь расписывался неоднократно. Древнейшие фрески, сохранившиеся до наших времен, относят к концу XII — началу XIII веков. Здесь же находится фреска с изображением грузинского поэта Шота Руставели, украшающая обитель во имя Святого Креста с рубежа XII—XIII веков.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Иерусалим, Givat Ram Rehavia Valley.

Проезд: на автобусах №№ 18, 31 или 32 из Нового города или № 19 от Яффских ворот. Выйти на первой остановке, ул. Харав Херзог (Harav Herzog), далее по дороге вниз.

Паломнику [ править ]

Часы работы: 9:00-16:00 с понедельника по пятницу.

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме Sir kiss

В Центральном районе Иерусалима, за неприступными крепостными стенами стоит монастырь Святого Креста. Он действующий, принадлежит греческой православной церкви, и там проживают несколько монахов. При этом обитель функционирует как музей и открыта для посещения туристов.

На одной из фресок изображена крохотная фигурка: это известный грузинский поэт Шота Руставели, который жил и работал в монастыре в 12 веке.

История и предания

Кто и когда построил здание, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это произошло в византийскую эпоху не позднее 7 века н. э. Согласно одной из версий, обитель основала в 3 веке н. э. Елена Равноапостольная, мать императора Византии Константина Великого. Другая легенда приписывает строительство грузинскому царю Мириану III, получившему землю в подарок от вышеупомянутого правителя. Третьи источники утверждают, что гораздо позднее император Ираклий привез из военного похода отбитый у персов Крест Господень и в честь вновь обретенной святыни основал одноименный монастырь.

Читать еще:  Освящены новые антиминсы для храмов Полтавской епархии УПЦ

В основном монастырь населяла братия из Греции и Иберии. Также сохранились сведения о многочисленных перестройках обители. Реставрационные работы заказывались патриархами и финансировались из казны саможержцев Византии и других империй.

Что посмотреть

При том, что монастырь в целом весьма внушительных размеров, проход в него приземист и узок — поневоле приходится кланяться при входе. Внутри спокойно и пустынно, территория выглядит заброшенной, но крохотные внутренние дворики так и манят прогуляться.

В базилику, расположенную на территории монастыря, ведет массивная кованая дверь. На ней — медальон с изображением Богоматери с младенцем на руках. Внутреннее убранство храма создавалось на протяжении нескольких веков: самый древний элемент — это мозаичный пол 6-7 века н. э., а иконостас относительно новый — он был установлен в 19 веке.

Иконы и фрески на стенах повествуют о Животворящем Кресте, и одна из них весьма необычна. Изображенные на ней кедр, сосна и кипарис как бы растут из одного корня, как символ триединства Отца, сына и Духа Святого.

Практическая информация

Адрес: Иерусалим, Givat Ram Rehavia Valley.

Доехать можно на автобусах №№ 18, 31 или 32 из Нового города или № 19 от Яффских ворот. Выйти на первой остановке, ул. Харав Херзог (Harav Herzog), далее по дороге вниз.

Часы работы: 9:00-16:00 с понедельника по пятницу. Вход 15 ILS. У входа можно купить сувениры и выпить сок..

Иерусалим

31° 45.6870 ′N , 35° 12.6297 ′E
31.76145N, 35.21049E
31°45′41.22″N, 35°12′37.78″E

393 материалa по 127 объектам, 7 117 фотографий

  • Карта
  • Заметки 246
  • Фотографии 7 117
  • Отели 8 / 16
  • Кафе, рестораны 18 / 17
  • Достопримечательности 106 / 86
  • Шоппинг 9 / 8
  • Транспорт 2
  • Полезное 4
  • Дневники 23 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Иерусалиме.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Монастырь Святого Креста

    31° 46.3044 ′N , 35° 12.5074 ′E
    31.77174N, 35.20846E
    31°46′18.26″N, 35°12′30.44″E

    Если идти по дороге от улицы ХаРав Херцог в сторону района Найот («Пастбища»), основанного в 1962 году выходцами из англоязычных стран, то по правую руку от вас увидите монастырь, больше похожий на крепость крестоносцев

    Вход во двор монастыря. Вид со двора.

    Вход в храм прикрывает центральная дверь — она обита железными полосами и проклепана. Замки и петли для засовов сделаны без какой бы то ни было экономии металла. Очень внушительно.
    Но интересно обрамление двери: на нижней дверной перемычке изображен как бы медальон Богоматери с Младенцем — “Панагия”, что значит Всесвятая. Здесь Мария предстает как Царица Небесная, Она увенчана короной и облачена в красный мафории, в правой руке – четки, в левой – Христос. Вокруг нее греческие буквы – “ΜΡ ΘΥ” (ΜΗΤΗΡ ΘΕΟΥ), что значит Матерь Божия, вокруг Младенца – ΙΣ ΧΡ (инициалы Иисус Христос) – символика, часто употребляемая в традиционной иконографии. Внизу, под медальоном, рука Господня держит на ладони 10 человеческих голов.

    “А души праведных в руке Божией” (Прем. 3:1).

    Снимать внутри очень тяжело — темно

    Когда-то монастырь принадлежал грузинской церкви, и населяли его грузинские монахи. Когда и почему он стал владением греков?

    История монастыря очень непростая:

    Самая большая святыня монастыря Святого Креста в Иерусалиме находится в крипте, вплотную примыкающей к алтарной части церкви. В полу крипты находится круглое отверстие, отмечающее то место, где росло когда-то священное дерево. Над этим отверстием установлен небольшой престол, а стены этой крипты сплошь в иконах, иллюстрирующих историю Святого Креста

    В архитектурном плане храм является тройной базиликой с одним главным куполом и тремя сводами (15,5 Х 14 метра), в Палестине это единственный храм подобного архитектурного стиля. В Храме большинство мозаик относятся к 11 веку. Неизвестно, перестраивался ли храм после 11 века, достоверно известно лишь о некоторых работах на куполе в 17 веке, и об установке иконостаса в 19 веке. В храме видны два слоя мозаичного пола: первый датируется 6 в. н.э., а второй, сохранившийся по сей день, 11 века

    О разрушениях монастыря известно больше, чем об его создании: первыми, от кого пострадал монастырь были Сельджуки. Затем, лишь в 11 веке монастырь был вновь отстроен Багратом IV, царём Единого Грузинского Царства. После крестоносцев город захватил мусульманский султан Салах Аль Дин. Грузией в тот период правила царица Тамара. Биограф Салах Аль Дина пишет, что царица Тамара послала посольство с просьбой вернуть Монастырь и другие конфискованные грузинские владения в Иерусалиме грузинским Монахам. И Монастырь царице вернули! Царица Тамара, выкупив Монастырь у мусульман, послала сюда своего казначея. Как хочется верить преданиям о том, что этот казначей и министр, восстановивший Монастырь, и был действительно великий грузинский писатель — Шота Руставели.

    Иерусалим: Мужской монастырь Святого Креста

    Иерусалимский Монастырь Святого Креста (он же Дир ас-Салиб или Дир ас-Мусалаба) — один из самых известных и фотогеничных в наших краях. Массивное, напоминающее крепость здание расположено в небольшой долине (долина креста / эмек а-мацлева) на расстоянии около двух километров к западу от Яффских ворот старого города. Сейчас здесь по существу центр города; чуть севернее — здание Кнессета; чуть западнее — Музей Израиля; но к счастью вокруг оставили достаточно открытого пространства и зелёной природы.

    По традиции, в этом месте росло дерево, послужившее для изготовления так называемого истинного креста, на котором был распят Иисус. Более полное изложение сюжета начинается с 18-й главы книги Бытия, в которой три ангела сообщают Аврааму о грядущем рождении сына; и следующей 19-й главы, в которой (племянника Авраама) Лота спаивают и совращают его же дочери. Легенда гласит, что ангелы оставили Аврааму три посоха; что позже Лот обратился к Аврааму за советом, как искупить грех; и тогда, мол, Авраам передал ему посохи, велел посадить их в Иерусалиме и поливать водой из Иордана; и если посохи расцветут — это будет знаком, что прощение получено. Так Лот и поступил, и в итоге из посохов выросло тройное дерево — кедр, сосна и кипарис; при Соломоне дерево срубили для строительства иерусалимского храма, но так и не использовали; а что стало с ним ещё тысячу лет спустя, мы уже знаем.

    Ранняя история монастыря туманна. Как это часто бывает, уже в наше время (1969-73) ремонт монастыря перерос в изучение последнего греческим археологом Афанасиосом Экономопулосом. Согласно статье Б. Хурцилавы, под полом церкви были обнаружены фрагменты мозаики, а также могилы, и в одной из последних бронзовая монета братьев-императоров Аркадия и Гонория (395-408); Экономопулос датировал некоторые находки концом 4-го века, другие 6-7 веками. Посему, исследователи не сомневаются, что в византийские времена здесь был монастырь или хотя бы церковь; но поиски в документах того периода не увенчались успехом. Традиции — те есть, и даже в избытке. Одна гласит, что данный участок земли в 4-м веке был то ли куплен царём Иберии Мирианом, то ли получен последним в дар от Константина Великого; позже, при царе Вахтанге Горгасали, на участке был посторен монастырь. Другая — что монастырь был основан Константином или Еленой, а может быть Юстинианом или Ираклием, или же обновлён одним из последних. Хурцилава полагает, что основателем (ктитором) монастыря мог быть дукс Палестины Бакур Ивер, которого мы недавно вспоминали в связи с монастырём в Бир эль-Кут. Был ли объект изначально связан с традицией о древе креста, также неясно.

    Далее византийский монастырь был разрушен — не то персами, не то арабами, а может и халифом аль-Хакимом. Его восстановление в 11-м веке даёт нам, наконец, первое упоминание — в 1138-м в колофоне к грузинскому манускрипту Иоанна Златоуста монах Прохор (св. Прохор Грузин) говорит о себе как о строителе святилища животворящего креста. Другой манускрипт, 1140-го года, был скопирован «в Монастыре Креста. построенном руками нашего благословенного отца и руководителя Прохора». Спонсором, вероятно, был царь Баграт IV. В 1101-3 английский паломник Зевульф упомянул объект как частично разрушенный:

    The church of the Holy Cross, about a mile to the west of Jerusalem, in the place where the holy cross was cut out, and which was also a very handsome one, has been similarly laid waste by the Pagans; but the destruction here fell chiefly on the surrounding buildings and the cells of the monks, the church itself not having suffered so much.

    Но всего на несколько лет позже его русский коллега Даниил обнаружил грузинский монастырь в полном порядке:

    А от того места до Честного Креста одна верста. И есть за горою, на запад от Иерусалима, место, где было высечено подножие Христово, к которому пригвоздили пречистые ноги Господа нашего Иисуса Христа. Место то огорожено стеной, и внутри выстроена церковь большой высоты, во имя Честного Креста; исписана красиво вся. А под великим алтарем, глубоко под трапезой, и находится пень древа того честного. И хорошо укреплено и облицовано над пнем тем плитами белого мрамора. И оконце проделано против дерева того, по форме круглое. Это Иверский монастырь.


    (Царица Савская и балка из того самого дерева, Пьеро делла Франческа, 16 век, wiki)


    (Обретение креста Еленой, Ян ван Эйк, 16 век, wiki)

    Аналогично, в 1180-е Иоанн Фока упомянул «монастырь Ивиров, в черти которого, говорят, было вырублено древо честного креста«; место означенного древа и церковь/монастырь на этом месте фигурируют и в других источниках периода крестовых походов — Рорго Фретеллус, Теодерих итд. С другой стороны баррикад секретарь Саладина Баха ад-Дин сообщил, что в сентябре 1192-го к султану прибыло грузинское посольство с просьбой вернуть принадлежавшие им ранее святые места. Конкретно про Монастырь Креста он не сказал ни слова; но похоже, что на рубеже 12-13 веков далёкая метрополия оказала поддержку «нашему» объекту. Так, во всяком случае, можно объяснить появление на одной из колонн церкви портрета Шота Руставели, казнохранителя царицы Тамары. Есть легенда (да, опять), что Руставели провёл в этом монастыре последние годы жизни и/или был там похоронен, но (да, опять) никакой сколько-нибудь достоверной информации на этот счёт.

    В 1268-м монастырь прихватизировал приближённый султана Бейбарса, суфийский шейх Хадир аль-Михрани, и превратил в завию, а настоятеля Луку казнил. Но в 1305-м грузинско-византийское посольство сумело убедить султана Калауна вернуть объект. В последующие годы грузинская община в целом и монастырь в частности пользовались покровительством мамлюкских властей. Долгое время монастырь процветал; так, в 1340-е анонимного английского паломника поили здесь «лучшим вином в больших кувшинах» итп. Но в середине 15-го века Грузия пришла в упадок и распалась; а правившие Палестиной с 16-го века турки-османы были менее расположены к грузинской церкви, чем мамлюки. По этим, очевидно, причинам монастырь постепенно захирел. Уже в 1480-3 заглянувший в монастырь немецкий паломник Феликс Фабер застал печальную картину — монахи с жёнами (ась ?) живут бедно в маленьком монастыре при церкви, и пилигримы тщетно пытаются добыть в их хижинах хоть что-нибудь съестное. В 17-м веке Франческо Кварезми нашёл объект вроде бы в лучшем состоянии:

    . beautiful and spacious, paved in mosaic work and embellished with various Greek pictures. Moreover, the monastery is now indeed large, fortified and commodious; but formerly it was much larger, as its ruins demonstrate. It is much exposed to the incursions of the Arabs; they are frequently directed there and trouble the inhabitants.

    В 1643-4 настоятель Никифор ещё нашёл средства на ремонт церкви и обновление росписей. Но долги продолжали накапливаться; монахов, напротив, оставалось всё меньше; и в итоге в апреле 1685-го объект был выкуплен греческим патриархом Досифеем. Однако заселить монастырь по прежнему было особенно некем, там жили два-три монаха, иногда по-прежнему грузины; в 1840-е Базили обнаружил одинокого игумена, опять-таки грузина. В 1855-1908 здесь располагалась греческая семинария, а затем наступил очередной упадок. В 1970-е, как мы уже знаем, объект отремонтировали и заодно изучили.

    Ведущая к монастырю пешеходная улица носит, естественно, имя Руставели:

    Непонятно что делающая на крыше одинокая колонна:

    Отзыв: Экскурсия в монастырь Святого Креста (Израиль, Иерусалим) — Здесь росло дерево, из которого сделали крест для распятия Христа

    Монастырь Креста находится в восточной части Иерусалима — в административном районе, недалеко от здания Израильского Парламента. В принципе, территория вокруг — несколько пустынна, хотя там очень красиво — между оливами из яркой зеленой травы выглядывают красные цветы.

    Ограда монастыря внешне напоминает крепостные стены.

    Существует несколько версий о том, когда и кем была основана эта обитель. Одни ученые считают, что его основал император Константин Великий, другие, что царица Елена, а кто-то говорит, что у истоков монастыря стоял император Юстиниан.

    Монастырь называется так, потому что построен на территории, где росло дерево, из которого сделали крест для распятия Иисуса Христа.

    Местный гид рассказал нам эту историю — весьма интересно.

    Три странника (ангела), которые посетили Авраама у Мамврийского дуба, оставили ему на прощание три деревянных посоха. После этого они отправились уничтожать город Содом, который был полностью поражен грехом и пороком.

    Библия говорит о том, что из этого города, при помощи Божьей, удалось бежать только Лоту с двумя дочерьми. Так вот, через некоторое время эти самые дочери вдруг подумали, что они остались на земле одни. Чтобы как-то «исправить» ситуацию, они напоили своего отца Лота, и вступили с ним в интимную связь.

    Лот попросил Авраама помочь ему искупить перед Богом этот грех. Авраам дал ему три посоха, оставленных ангелами — посоветовал посадить их в землю, и поливать. Если они прорастут, значит, Бог простил его.

    Через некоторое время они проросли — выросли три дерева (кедр, сосна и кипарис). Позже они сплелись в одно.

    Уже в новозаветное время, когда Христу на суде у Понтия Пилата был вынесен приговор, первосвященник Каиафа распорядился сделать крест именно из этого дерева.

    В основе монастырского комплекса — храм, перекрытый большим круглым куполом, и высокая колокольня.

    Несмотря на то, что сегодня монастырь официально принадлежит Иерусалимской Патриархии, над его обустройством много потрудились грузины.

    В 614 году, во время захвата Иерусалима, арабы разрушили монастырь. До XI века он стоял в запустении, пока грузинский царь Баграт не отдал распоряжение возродить.

    Кстати, сегодня в некоторых монастырских помещениях сохранилась обстановка древних времен. Если будет возможность, посетите столовую. Обратите внимание на обеденный стол, в котором устроены специальные плоскости для ног сидящих (я такого еще не видел).

    На кухне вы увидите старинные печи, в которых лежат древние горшки и кочерги.

    При монастыре действует музей. Можно полистать старинные книги — многие из них, с иллюстрациями. В некоторых комнатах представлены элементы быта тех времен: столы, лежаки, кувшины, кастрюли, чаны и сковородки.

    В одном из залов — старый камин. Иногда его разжигают и сейчас.

    В одной из комнат есть манекены, на которых представлены образцы одежды тех времен.

    Входим в храм. Внутри он выглядит очень старым. Росписи древние — нуждаются в реставрации. Практически все они сохранились фрагментами. Местный гид сказал, что с XI века он ни разу не перестраивался, был только мелкий ремонт купола. В церкви старинный иконостас, на котором висят потускневшие от времени иконы. Внутри весь храм оформлен под кирпичную кладку.

    По центру, с потолка купола, свисает древняя люстра — вместо электрических лампочек на ней устроены обычные свечи.

    Когда мы были там, доступ к иконостасу ограничен.

    В храме — достаточно интересный пол — выполнен мозаикой в XI веке. Но сохранились и фрагменты IV столетия. Кое-где видны пятна крови монахов, убитых персами в 614 году, во время захвата Иерусалима.

    В храме несколько колонн, расписанных старинными иконописными изображениями. На одной из икон я увидел портрет Шота Роставели.

    И тут, вдруг, вспоминаю, что улица, на которой находится монастырь Креста, также названа его именем.

    Оказывается, он приехал сюда в XII веке, по поручению царицы Тамары — привез деньги на восстановления обители.

    В монастыре нам показали фотографию, на которой изображен настенный портрет Шота Роставели, только в том месте, где лицо, ободрана штукатурка.

    История этого повреждения такова. На территории монастыря поставили памятник этому выдающемуся грузинскому деятелю. В 2004 году, накануне визита в Иерусалим Михаила Саакашвили, кто-то повредил изображение.

    Кстати, во время открытия памятника, Президент Грузии подарил монастырю икону святого великомученика Георгия Победоносца, сделанную из золота.

    Был здесь и Эдуард Шеварнадзе — он подарил золоченую икону Пресвятой Богородицы.

    Входе беседы с местным гидом, я высказал недоумение относительно того, почему возродили монастырь грузины, а принадлежит он грекам — Иерусалимской Патриархии.

    Оказывается, все решилось в XVII веке, когда Иерусалим находился под властью турок. Они негативно относились к грузинам, поэтому блокировали все финансы, которые из Грузии направлялись на восстановление монастыря. В результате, у местной общины возросли долги по пошлинам, а выплатить их было нечем. Это сделала Иерусалимская Патриархия, благодаря чему монастырь оказался в ее юрисдикции.

    Кстати, еще один момент, который мне не очень понятен. На всех иконах монастыря были грузинские надписи. А сейчас можно увидеть, что некоторые из них затерты, а вместо них выписаны греческие. Как-то не совсем смотрится, особенно, если учесть, что на стенах храма изображено много грузинских царей и святых угодников.

    Говорят, что на территории монастыря похоронены святая царица Тамара и Шота Роставели.

    В монастырском храме есть комната, в которой хранятся реликвии. То место, где росло дерево, из которого сделали крест, обозначено серебряным кругом с отверстием посредине, в котором видна земля.

    Стены этой крипты красиво расписаны сценами из Ветхого Завета, посвященными Аврааму и Лоту.

    Место, в котором расположен монастырь, местные жители называют Долиной Креста. Во время арабо-израильской войны 1948-1967 годов, именно через нее проходила линия фронта. Монахи ушли оттуда, а в монастырских корпусах, вплоть до 1967 года, находились лагеря для израильских новобранцев. Недалеко от монастырской ограды сохранилось несколько камней, изрешеченных пулеметными и автоматными очередями. Эти камни — словно памятники с тех времен.

    Сегодня трудно сказать, действующий этот монастырь или нет. Раньше, когда в нем жили монахини, сюда пускали бесплатно, и без ограничений. Сегодня здесь музейная система.

    Попасть внутрь можно через маленький вход — отверстие, специально оборудованное в стене, в XI веке.

    Достаточно уютно в монастырском дворе — здесь растут добротные апельсины и лимоны.

    Выходим за монастырскую ограду, и перед нами — шумный и застроенный район Рехавия. Сразу ощущается контраст.

    МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО КРЕСТА В ИЕРУСАЛИМЕ

    МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО КРЕСТА В ИЕРУСАЛИМЕ

    Этот православный монастырь расположен в западной части нового Иерусалима — в красивой долине среди масличной рощи. Из старого города дорога к нему ведет через Вифлеемские ворота, потом она спускается к верхнему водоему Гигонскому, пересекает дорогу на Яффу, а далее следует мимо турецкого кладбища и Никифории. Название последней связано с именем бывшего владельца этой местности — греческого архимандрита Никифора.

    Монастырь посвящен Святому Кресту Господню, но арабы называют это место «Лотово знамение». Согласно Священному Писанию, после разрушения грешных городов Содома и Гоморры «Лот и его дочери стали жить в пещере, и никого вокруг них не было. Дочери испугались, что на земле не осталось более мужчин и не от кого им будет родить детей, чтобы имя их не погибло. Чтобы продолжить род свой, они напоили отца вином, вошли к нему в шатер и спали с ним, а потом родили от него сыновей.

    Бог разгневался на Лота за кровосмешение, пусть и невольное, и наказал его: Он воткнул в землю посох и повелел поливать сухую палку до тех пор, пока из нее не вырастет дерево. Лот усердно исполнял возложенный на него подвиг покаяния, принося воду из реки Иордан, находящихся на расстоянии 40 км. Часто на дороге ему встречался дьявол в разных обличьях, который мешал и чинил всякие препятствия, стараясь любым способом расплескать воду, так что бедному Лоту не раз приходилось возвращаться к Иордану.

    Но он был настоящим праведником, и покаяние его преодолело все козни дьявола. Обильно поливаемый посох зазеленел, ознаменовав прощение Лоту. И выросло из посоха диковинное негниющее дерево: кипарис, певг (финиковая пальма) и кедр, сросшиеся вместе. Это дерево упоминаются в Книге пророка Исаии: „Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, — и Я прославлю подножие ног Моих“ (60, 13).

    При возведении Соломонова храма это дерево срубили, но в строительстве не использовали, т. к. оно чудесным образом постоянно меняло свой размер. Решив, что Бог отвергает дар из-за греха Лота, дерево положили в Силоамскую купель[12], где оно пролежало около 700 лет. Из этого единого, но трисоставного дерева и был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа, поскольку фарисеи решили использовать для казни Спасителя мира греховное дерево».

    Центр Иерусалима — «города трех религий»

    Так рассказывает греческое предание, согласно которому, храм на месте произрастания Животворящего древа Святого Креста Господня и монастырь при нем были основаны уже в первые века христианства византийским императором Константином Великим. Еще по одному преданию византийский император подарил храм и монастырь грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство святой Ниной — просветительницей Грузии. Издали обитель кажется небольшой крепостью, которой не раз приходилось выдерживать нападения многочисленных завоевателей: со всех сторон она окружена высокими стенами, в которых только наверху виднеются узенькие оконца.

    В конце V в., в царствование воинственного царя Вахтанга, грузины завоевали всю Палестину и Иерусалим и построили здесь много монастырей и церквей. По новым преданиям греческий император Ираклий, отняв в 628 г. у персов Животворящее древо Креста Господня, провел с ним ночь накануне торжественного внесения его в Иерусалим как раз на том месте, где сейчас стоит монастырь.

    Обитель разделила со Святой Землей всю ее бурную историю, и, по грузинским летописям, монастырь Святого Креста после многократных разорений был в XI в. восстановлен боголюбивым грузинским царем Багратом III, которого и считают его главным ктитором.

    Архитектурные формы монастырских стен и строений отражают несколько этапов строительства — в основном с XII по XIV вв. Почти до конца XVI в. монастырь Святого Креста принадлежал грузинам, и это не раз спасало его от бед, потому что обители покровительствовали мамлюки — воины султанской гвардии, которых растили из плененных на Кавказе мальчиков. Конечно, их обратили в ислам, но они помнили своих предков и потому помогали монастырю.

    Но с утратой Грузией политического значения многие грузинские монастыри в Палестине обеднели, а некоторые вообще были закрыты. И в 1685 г. монастырь Святого Креста за долги перешел Греческой православной церкви (и до сих пор ей принадлежит). Заботами Иерусалимского патриарха Досифея обитель после длительного запустения была восстановлена, в ней возвели новые здания, в которых потом разместилась патриаршая богословская школа для 40 юношей.

    Довольно обширный храм монастыря замечателен прежде всего своей древностью. На стенах храма сохранились изображения, иллюстрирующие историю Древа Креста Господня: Лот поливает дерево и т. д. На одной из колонн храма — фреска с изображением коленопреклоненного Шота Руставели*.

    Пол храма выложен мозаикой из мелких камешков, стены украшены живописными фресками, изображающими святых Грузинской церкви и грузинских царей, щедротами которых в течение многих веков поддерживалось благосостояние обители. На одной из мозаик церковного пола верующим показывают кровавые полосы, которые по преданию являются следами крови грузинских иноков, пострадавших за веру Христову и убитых здесь сарацинами. В монастыре ежегодно совершаются богослужения в память об этих святых мучениках.

    В полу, под престолом соборного храма, находится основная святыня — обложенное серебром отверстие, к которому паломники благоговейно прикладываются. По преданию это и есть место, из которого произрастало древо Святого Креста Господня. Под алтарем располагается сама пещера, в которую паломники спускаются с зажженными свечами.

    В 1915 г., когда Иерусалим находился еще под властью Османской империи, монастырь Святого Креста открыл свои ворота для армян, которые нашли здесь спасение от резни, устроенной турками.

    По преданию, в этом монастыре жил и расписывал его принявший монашество великий грузинский поэт Шота Руставели. Здесь он умер и был похоронен. Многочисленные паломники из Грузии при посещении обители всегда стараются отыскать его могилу, а также могилу знаменитой царицы Тамар — по одной из многочисленных версий, ее могила тоже находится здесь. В архивах Ватикана хранится документ, в котором говорится, что грузинский царь Георгий Лаша (сын царицы Тамар), выполняя прижизненное желание матери, перенес ее останки в Иерусалим…

    * Повреждена неизвестными в июле 2004 г.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    Поучение 1-е. Воспоминание знамения Креста Господня в Иерусалиме при царе Константине (Размышляя о Кресте Господнем, мы должны не только благодарить Господа за соделанное Им наше спасение, но и молить Его о прощении соделываемых нами грехов)

    Поучение 1-е. Воспоминание знамения Креста Господня в Иерусалиме при царе Константине (Размышляя о Кресте Господнем, мы должны не только благодарить Господа за соделанное Им наше спасение, но и молить Его о прощении соделываемых нами грехов) I. Ныне совершается

    Монастырь Святого Пантелеймона[22]

    Монастырь Святого Пантелеймона[22] …Передо мной снимок, изображающий вход в обитель. Залитая солнцем четырехугольная сень, увенчанная куполом, вся увитая зеленью. Темно, прохладно под нею! Несколько монахов, и в глубине врата, ведущие в крепостной толщины сумрачный проход

    Инкерманский во имя святого апостола Климента мужской монастырь

    Инкерманский во имя святого апостола Климента мужской монастырь Украина, Крым, г. Севастополь, н/п Инкерман.Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента – римского епископа с 92 по 101 год, сосланного за проповедь христианства императором

    Монастырь Святого Павла: историческая справка

    Монастырь Святого Павла: историческая справка Монастырь Святого Павла расположен на юго-западной стороне Афонского полуострова. Обитель основана в конце IX века преподобным Павлом Ксиропотамским (Ксиропотам – с греч. «сухой поток», так называлась местность на Афоне, где

    Глава I Сошествие Духа Святого. Церковь апостольская в Иерусалиме

    Глава I Сошествие Духа Святого. Церковь апостольская в Иерусалиме Деяния апостолов, гл. 15По Вознесении Господа апостолы возвратились с горы Елеонской в Иерусалим, с верою ожидая обещанного им Утешителя и Наставника, Духа Святого. Они пребывали в постоянной молитве в

    ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВСЕМИРНОГО ВОЗДВИЖЕНИЯ СВЯТОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО

    ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВСЕМИРНОГО ВОЗДВИЖЕНИЯ СВЯТОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ, МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО 21 сентябряНА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕНа «Господи воззвах:» стихиры, глас 1Подобен: Небесных полков:В малом ты был верен, Димитрий, / над многими

    Глава XXVI Мальха. – Источник св. Филиппа. – Монастырь св. Креста

    Глава XXVI Мальха. – Источник св. Филиппа. – Монастырь св. Креста «Филиппу же Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста». (Деян 8:26) Вспомнив, что почтенный отец Анфимос, секретарь и библиотекарь греческого

    О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон

    О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам (лобзании их) следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования

    Ж. О крестном знамении как постоянном памятнике истинной формы Святого Креста

    Ж. О крестном знамении как постоянном памятнике истинной формы Святого Креста Таково свойство лжи и заблуждения, что они большею частию сами себе противоречат, сами себя обличают и ниспровергают без всякого опровержения и обличения со стороны других. Примера тому

    КОПТСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО МАКАРИЯ

    КОПТСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО МАКАРИЯ Одним из учеников святого Антония Великого был преподобный Макарий (301–390), который, перегоняя однажды свой караван верблюдов, остановился на ночлег возле скита Антония. Встреча с отшельником полностью изменила его жизнь, и вскоре он

    МОНАСТЫРЬ «СЕСТРЫ СИОНА» В ИЕРУСАЛИМЕ

    МОНАСТЫРЬ «СЕСТРЫ СИОНА» В ИЕРУСАЛИМЕ Католический монастырь «Сестры Сиона» расположен на территории бывшей крепости, которую в 36 г. до н. э. построил Ирод Великий в честь своего друга — римского полководца Марка Антония. Сначала крепость служила дворцом для самого

    ЯБЛОЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ОНУФРИЯ

    ЯБЛОЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ОНУФРИЯ По легенде основание монастырю положила приплывшая по воде икона с образом святого Онуфрия, которая остановилась в этом месте, а потом долгое время хранилась на правой стороне монастырской церкви.Когда и кем была основана обитель

    Монастырь Святого Пантелеймона[36]

    Монастырь Святого Пантелеймона[36] …Передо мной снимок, изображающий вход в обитель. Залитая солнцем четырехугольная сень, увенчанная куполом, вся увитая зеленью. Темно, прохладно под нею! Несколько монахов, и в глубине врата, ведущие в крепостной толщины сумрачный проход

    Обретение святого животворящего креста Господня

    Обретение святого животворящего креста Господня В течение первых трех веков христиане терпели постоянные гонения, и многие из них умерли мученическою смертью.При императоре Константине Великом гонения прекратились, он объявил веру Христову господствующей, а в 326 году

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector