1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игорь Сикорский как религиозный мыслитель

Игорь Сикорский как религиозный мыслитель

Совет Соборов и Съездов старообрядцев Латвии

Игорь Сикорский

Игорь Иванович Сикорский (25 мая / 6 июня 1889, Киев — 26 октября 1972, Истон, шт. Коннектикут, США) – всемирно известный авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире четырёхмоторных самолётов «Русский витязь» и «Илья Муромец». С 1919 года работал в США, где особо отличился в области вертолётостроения.

Будущий авиаконструктор И.И. Сикорский родился в Киеве. Его прадед был православным священником, отец — Иван Алексеевич Сикорский (1842—1919) — психиатр, публицист, профессор Киевского университета им. Святого Владимира, почётный член Киевской духовной академии. Отец воспитывал Игоря по собственной методике и передал ему преданность Православной Церкви и Отечеству, помог развить силу воли и упорство в достижении цели.

Мать будущего авиаконструктора — Мария Стефановна (в девичестве Темрюк-Черкасова), имевшая, как и отец, медицинское образование, привила Игорю любовь к музыке, литературе и искусству. От нее он впервые услышал о проектах летательных аппаратов Леонардо да Винчи. Любимой книгой стал научно-фантастический роман французского писателя Жюля Верна «Робур-завоеватель», где рассказывалось о воздушном корабле.

Способности авиаконструктора Игорь Сикорский проявил, еще будучи студентом Киевского политехнического института. В 1909 году во дворе своего дома он сконструировал вертолет, способный поднять в воздух собственный вес; в 1910 году — аэросани.

3 июня 1910 года Сикорский поднялся в воздух на аэроплане С-2 собственной конструкции. Это был третий самолет, сконструированный и поднявшийся в воздух в Российской империи (первые два — аэропланы известных конструкторов: князя Александра Сергеевича Кудашева и Якова Модестовича Гаккеля. Кудашев, первым отправивший свой самолет в полет, опередил Сикорского всего на 11 дней).

В 1910-1911 годах И.И. Сикорский сконструировал несколько самолетов. В 1911 году авиаконструктор получил удостоверение пилота. В том же году сконструированный им аэроплан С-6 установил мировой рекорд скорости при полете летчика с пассажиром.

В марте 1912 года аэроплан Сикорского С-6А удостоился Большой золотой медали на Второй международной выставке воздухоплавания в Москве. Успехи авиаконструктора привлекли к нему внимание руководителей крупнейшего авиапредприятия России. В апреле того же года Игорь Иванович был приглашен на должность главного авиаконструктора в а/о Русско-Балтийский вагонный завод («Руссо-Балт»). Авиационное отделение Рижского завода «Руссо-Балт» было перенесено из Риги в Санкт-Петербург, однако есть основания утверждать: при создании самолетов «Руссо-Балта» продолжали использоваться технические разработки и достижения рижских инженеров. Некоторые детали для этих аэропланов изготавливались в Риге. В 1913-1914 годах созданные авиаконструктором Сикорским самолеты «Руссо-Балта» не раз устанавливали мировые рекорды по скорости, грузоподъемности и дальности полета.

Игорь Сикорский первым в мире стал конструировать многомоторные самолеты. В 1911 году в Риге под его руководством стали проектировать первый в мире многомоторный тяжёлый самолет. Уже в 1913 году в воздух поднялся четырехмоторный самолет Grand или «Русский витязь». Современный российский журнал «Военное обозрение» отмечает: «Именно «Русский витязь» прославил инженера-конструктора, сделав его национальным героем. За рубежом подобные конструкции стали производиться намного позже».

В сентябре 1913 года прошли первые испытания четырёхмоторного пассажирского самолета «Илья Муромец» (некоторые детали для него были изготовлены в Риге). А 12 февраля 1914 года самолет «Илья Муромец» установил новый рекорд по грузоподъемности: в воздух поднялись 16 пассажиров и аэродромный пес по кличке Шкалик. 4 июня того же года пилот Игорь Сикорский совершил на «Илье Муромце» полет с 10 пассажирами, 5 из которых были депутатами Государственной думы. Они стали свидетелями мирового рекорда — аэроплан поднялся на высоту 2 километра. Отметим, что четырёхмоторный биплан «Илья Муромец» был и первым специализированным пассажирским самолетом. Впервые корпус аэроплана делился на кабину пилота и пассажирский салон, в котором имелись электричество и туалет. Стали возможны пассажирские авиарейсы. Однако наладить пассажирское сообщение помешала Первая мировая война.

В середине июня 1914 года авиатор Игорь Сикорский установил мировой рекорд по дальности полетов, пролетев на четырёхмоторном военном самолёте серии «Илья Муромец» около 2,5 тысяч километров по маршруту Санкт-Петербург-Киев и обратно из Киева в Санкт-Петербург. Пресса того времени широко освещала этот перелёт, в частности, одна из латышских газет 20 июня и 1 июля 1914 года публиковала подробные описания перелёта Сикорского из Санкт-Петербурга в Киев и обратно. По информации газеты, в этом перелёте «Ильи Муромца» в качестве второго (резервного) пилота участвовал латыш, штабс-капитан Кришьянис Прусис (1881-1916), который осенью 1901 года поступил на военную службу и в 1904 году окончил Московское юнкерское училище. В 1911 году ему было присвоено звание штабс-капитана и он был направлен на учёбу в авиационное отделение Петербургской офицерской воздухоплавательной школы. В марте 1913 года К. Прусис был зачислен в 1-ю авиароту в качестве командира 1-го корпуса Петербургского авиационного отделения, и там он непосредственно участвовал в создании российской военной авиации, тесно сотрудничая с авиаконструктором Игорем Сикорским и сопровождая его при полетах в качестве второго пилота.

Во время Первой мировой войны, благодаря четырёхмоторным военным самолетам «Илья Муромец», в России была создана (впервые в мире) стратегическая военная авиация, способная бомбить глубокий тыл противника. В 1915 году авиаконструктор Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника.

После Октябрьской революции, в 1918-м году, один из рабочих завода «Руссо-Балт» предупредил Игоря Сикорского, что его собираются арестовать. Игорь Иванович был вынужден эмигрировать из Советской России. В марте 1918 года из Мурманска он отплыл на корабле за границу. Сначала отправился в Лондон, потом — в Париж, а затем — в Соединенные Штаты Америки.

В США Игорь Сикорский несколько лет преподавал математику. В 1923 году, благодаря финансовой помощи своего друга, русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, он основал свою авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation. Фирма Сикорского, впоследствии переименованная в Sikorsky Aircraft Corporation (в составе United Aircraft Corporation) (1934-1972), получила очень много заказов. Фирма перебралась из Лонг-Айленда, где арендовала помещения, на собственный завод в Стратфорд (штат Коннектикут). Существование в Стратфорде фирмы Сикорского способствовало появлению в этом городе большой русской колонии. Игорь Иванович много сделал для колонии соотечественников: эмигранты открыли клуб, школу, построили православный храм во имя Св. Николая и даже создали русскую оперу. С тех пор некоторые районы Стратфорда носят русские названия: Чураевка, Русский пляж, Дачи и т. п.

В США авиаконструктор создал первый в мире вертолет одновинтовой схемы. Вертолеты Сикорского впервые в мире были запущены в серийное производство. Во время визита Никиты Сергеевича Хрущева в Америку президент Дуайт Эйзенхауэр катал его на вертолете Сикорского. По экспертной оценке, в ХХ веке вертолеты Сикорского спасли жизнь полутора миллионам человек.

Летательные аппараты, сконструированные Сикорским:

1913 — С-21 «Русский витязь», четырёхмоторный биплан;

1913 — С-22 «Илья Муромец», четырёхмоторный биплан;

1915 — С-XVI, истребитель сопровождения;

1924 — S-29, двухмоторный биплан;

1934 — S-42 Clipper, летающая лодка;

1939 — VS-300 Vought-Sikorsky, экспериментальный прототип вертолёта;

1942 — VS-44 Excambian, летающая лодка;

1942 — R-4, первый в мире серийный вертолёт;

1954 — вертолёт Sikorsky S-58.

В эмиграции Игорь Сикорский был членом правления Толстовского фонда, Общества русской культуры, возглавлял Пушкинское общество. Он выступал с лекциями и докладами, причем не только на авиационные темы. Сикорский немало сделал для пропаганды достижений русской науки и культуры. Будучи глубоко религиозным человеком, он много способствовал развитию Русской Православной церкви в США, занимался философией и богословием, принимал участие в деятельности монархического движения.

За свою жизнь авиаконструктор, учёный и философ И.И. Сикорский получил свыше 80 различных почетных наград, призов и дипломов, был почетным доктором многих университетов. По свидетельству современников, которые близко знали авиаконструктора, Игорь Сикорский был исключительно миролюбивым человеком. Главной миссией авиации он считал облегчение жизни и деятельности людей.

Игорь Иванович Сикорский скончался 26 октября 1972 года в городке Истон, в штате Коннектикут, США. Похоронен на кладбище Св. Иоанна Крестителя в Стратфорде.

Семья и личная жизнь:

Игорь Сикорский был женат дважды. В апреле 1917 года в Киеве он обвенчался с 17-летней Ольгой Федоровной Синькевич (отцы жениха и невесты были большими друзьями, известными монархистами). Через некоторое время после свадьбы Игорь и Ольга расстались, номинально оставаясь супругами, — в революционном хаосе тех лет было не до развода. Ольгу увлекла революция и какой-то революционер.

Вторая жена И.И. Сикорского — Елизавета Алексеевна Семенова (1903-1995). Он встретился с ней в Америке, на лекции в русской школе, где Елизавета Алексеевна работала учительницей. Она бежала в США с Дальнего Востока, из Благовещенска; её семья погибла, и она эвакуировалась вместе с американским полевым госпиталем, где работала медсестрой. Елизавета Алексеевна оказалась идеальной женой и заботливой матерью сыновей, которых у них было четверо — Сергей (род. в 1925 г.), Николай (1926 г.), Игорь (1929 г.) и Георгий (1931 г.).

Читать еще:  Необходимое умение различать

В США удалось эмигрировать и дочери И.И. Сикорского от первого брака — Татьяне Сикорской (1918 — 2008; после замужества — Сикорская фон Йорк). Дочь не жила с отцом, а с тетей (сестрой отца), которая заменила ей мать. Татьяна Игоревна закончила Йельский университет, была профессором Бриджпортского университета, родила четырех детей.

Сергей Игоревич Сикорский стал единственным из сыновей авиаконструктора, унаследовавшим увлечение авиацией. Отец сажал его в кресло пилота еще в возрасте 14 лет; во время Второй мировой войны Сергей ушел добровольцем в военную авиацию и служил бортмехаником на противолодочном бомбардировщике «Каталина». После войны Сергей Сикорский работал в представительствах компании «United Aircraft» в Европе, занимался менеджментом и пиаром вертолетов отцовской компании. Он добился больших успехов в продвижении продукции компании на европейском, азиатском и южноамериканском рынках, бывал в России и Украине, способствуя увековечению памяти отца.

В одном из интервью Сергей так вспоминал об отце: «Папа умер в возрасте 83 лет, но, что удивительно, я его никогда не воспринимал как старого человека. Он был замечательным отцом и очень разносторонней личностью: философом, инженером, первоклассным летчиком. Его интересовало многое: литература, классическая музыка, история, астрономия, богословие… Да и сама жизнь была очень интересной, насыщенной. Создав машины, которые смогли летать, отец сумел воплотить то, что казалось в его время неосуществимым, фантазией и фантастикой одновременно». Сергей навсегда запомнил слова своего отца: «Киев — мать городов русских».

Третий сын — Игорь Игоревич Сикорский — закончил колледж, служил в армии, а потом учился в разведшколе. Он оказался там вследствие отличного знания русского языка. В начале 50-х годов в самом разгаре была холодная война, и молодой разведчик был направлен в американскую оккупационную зону австрийской столицы Вены. Игорь Игоревич был аналитиком — занимался изучением советской прессы и переводом радиоперехвата. Впоследствии он стал заметным деятелем Демократической партии США.

Религиозно-философские сочинения И. Сикорского:

Сикорский И. И. Воздушный путь. — Москва: Русский путь. — N.-Y.: YMCA Press, 1998;

Сикорский: Небо и Небеса: Религиозно-философские работы выдающегося авиаконструктора / Пер. архиепископ Александр (Милеант); Под общ. ред. архимандрита Сергия (Стурова). — СПб.: Изд. храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, 2005;

Игорь Сикорский как религиозный мыслитель

Игорь Сикорский известен во всем мире как выдающийся авиаконструктор. Но практически неизвестна другая сторона его жизни – потрясающие размышления на религиозную тематику. Рассказываем об этом.

Игорь Сикорский – выдающийся русский и американский конструктор. Именно он положил начало многомоторной авиации: создал первые в мире тяжёлые самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец». После переезда в США в довоенное время он строил самолёты-амфибии, в том числе для трансатлантических перевозок, а после войны перешёл к созданию вертолётов различного предназначения. Но ученый и инженер оставил после себя не только летательные аппараты, но и вдумчивые работы на христианскую тему. Человек глубоко религиозный, он верил в Бога, вечную жизнь и конечное торжество добра над злом.

Казалось бы, для многих это парадокс: ученый и инженер, который верит в Бога. Отчасти религиозность авиаконструктора можно объяснить тем, что дед Игоря Сикорского был сельским священником. Но стоит подчеркнуть другое – в мировосприятии ученого Божий Промысел и законы природы сосуществовали гармонично. Вот, что он писал по этому поводу: «Всего несколько веков назад даже самое обычное явление на земле или в небесах считалось происходящим по Божьему велению. Планеты и звезды меняли свое положение на небесах, будучи якобы передвигаемы ангелами; штормы и эпидемии происходили по причине гнева Божьего, и т.д. Когда же были сделаны открытия, подтверждающие, что все эти явления происходят по законам природы, и, следовательно, они предсказуемы и даже в некоторых случаях управляемы, это посчитали богохульством и яростно оспаривали. Но в настоящее время мы воочию видим, что функциональная организованность Божьей Вселенной придает ей еще больше красоты и величественности».

Как объяснял Игорь Сикорский, чудесная точность всех операций во вселенной напрямую связана с действиями законов природы, которые Господь использует как своего рода инструменты. «Основной фактор, влияющий на оперативность и точность действий во вселенной — это закон всемирного тяготения. Неосторожный человек, упавший с высокого здания, может покалечиться или даже погибнуть, потому что на него подействует этот закон. Что же, его трагедию можно расценить как преднамеренное действие со стороны Бога? Однако правильнее будет сказать, что человек пострадал из-за своей собственной ошибки и Бог не приостановит действие законов, контролирующих вселенную, для того, чтобы защитить невнимательных и неосторожных людей от последствий их же собственных действий», — отмечал автор.

Работы ученого «Невидимая встреча», «Эволюция души», «В поисках Высших Реальностей» и «Послание Молитвы Господней» были переведены на русский язык относительно недавно. Но уже сейчас они высоко ценятся православными мыслителями. Интересно, что Игорь Сикорский неизменно поддерживал Русскую православную церковь в США финансами, неустанно пропагандировал в Америке русскую культуру и историю, покровительствовал многим эмигрантским фондам и общественным объединениям.

Одна из главных работ мыслителя – доклад «Эволюция души». Лекцию он провел в США 15 ноября 1949 года. В ней говорилось о зарождении человека, о значении его существования во вселенной и о путях развития души в «наш трагический век». Почему ученый называл ХХ век трагическим? Автор объяснял это словами профессора Сорокина: «В настоящее время ни невинность детей, ни почтенные седины стариков, ни нежность девушек и женщин не щадятся. Если случается что-нибудь — они главные жертвы войны, революции, криминала и других форм насилия. Цивилизация, которая до 1914 года выставляла напоказ свою человечность и гуманизм, в сравнении с извращенной жестокостью и мизантропией Средних веков, выродилась в нечто столь низкое и зверское, что превзошло даже пресловутую жестокость варваров. Возрождаясь в течение двенадцатого и тринадцатого веков в духе гуманитарности, сострадания, земной мудрости и благородных побуждений, чувственная западная культура завершила эту фазу своего существования, не сумев противостоять взбунтовавшейся звериной жестокости и насилию. Нельзя себе представить более полного и трагического крушения».

Автор не сомневался в наличии у каждого человека души, которая является бессмертной составляющей личности. Как же она ведет себя в это трагическое время: способна ли она на эволюцию или нет? Ответить на этот вопрос однозначно сложно. Дело в том, что в течение долгого времени развитие человека, которое может расцениваться как постепенная эволюция его души и разума, связывалось, в первую очередь, с развитием таких моральных качеств, как мудрость, уступчивость, доброта, честность, терпимость, сострадание, самопожертвование, правдолюбие и так далее. И, тем не менее, события ХХ века, самого кровавого из последних двадцати пяти веков существования цивилизации, свидетельствуют о величайшем отрицании этих тенденций.

Кроме того, и в литературе, и в жизни легко можно найти примеры простых, необразованных людей, которые все-таки развиты духовно и нравственно. Они тонко и безошибочно чувствуют окружающий мир. «Это связано, как правило, с их глубокой верой в Бога, — говорил ученый. — С другой стороны, в жизни, как и в произведениях великих писателей, мы часто видим людей, у которых высокий интеллект и обширные познания объединены с жестокой и грубой душой, душой пещерного человека или, что еще хуже, зверя. Фактически, русское слово “бездушный” в этом случае следует воспринимать буквально, но даже и такая характеристика может быть объединена с высоким интеллектом и обширными знаниями».

Но развитие, то есть усовершенствование, души для современного человека необходимо. Отказ от духовной эволюции в соответствии с интеллектуальным прогрессом грозит виду вырождением и исчезновением. И автор мастерски это доказывает на нескольких примерах. «Символическую демонстрацию этого закона можно наблюдать в животном мире. Как правило, представители низшего и промежуточного уровней жизни, разбросав семена или отложив яйца, совершенно не заботятся о будущем потомстве, и все-таки вид выживает. Но высшие животные, которые не проявляют заботы о своих отпрысках, вымирают. Поэтому надо отметить: чтобы выжить, высокоразвитые существа вынуждены проявлять благородные чувства по отношению друг к другу».

Более того, духовное развитие становится основой для развития умственного. Автор напоминает о событии, которое произошло 60 миллионов лет назад. До этого, в течение более чем 100 миллионов лет на Земле доминировали динозавры, в эпоху своего расцвета достигшие огромных размеров и обладающие невиданной силой. И вот эти животные вымерли. Как такое могло произойти?

«Одна из гипотез, объясняющих внезапное исчезновение самых громадных в истории земли животных такова: динозавры откладывали яйца в теплый песок и не проявляли никакой заботы о своем потомстве, так же как и современные ящерицы и другие животные-представители низшего уровня жизни. Считается, что более мелкие животные пронюхали об этом и начали поедать оставленные без присмотра яйца динозавров, тем самым обрекая расу гигантов на вымирание. Если это так, то сила и мощь динозавров требовала проявления хотя бы минимума альтруизма, проявляемого птицами и млекопитающими в стремлении защитить свое потомство и дать виду возможность выжить. Динозавры не смогли проявить этот минимум альтруизма и в итоге канули в небытие».

Игорь Сикорский уверял, что этот случай представляет собой некое символическое предупреждение современному человечеству. Люди ХХ века — это высокоинтеллектуальные создания, можно сказать, разумные супер-динозавры. Благодаря людям, то, что казалось 100 лет назад невозможным, стало обыденностью. Но человек должен прогрессировать не только в направлении развития разума, но и в направлении развития своей души. Если же он не делает этого, то значит, он противится главному закону природы и вселенной. Такие ошибки нередко имеют фатальный итог.

Читать еще:  Сгорел временный храм УПЦ на Черкасчине

«На первый взгляд, вышеупомянутые правила морального развития вполне справедливы. Нравственно развивающаяся раса получает возможность выжить, нормально развиваться и процветать. Тех же, кто не может развиваться морально, преследуют всяческие несчастья и они обречены на вымирание. Однако кажется, что аспект справедливости исчезает, если рассматривать судьбы отдельных людей, а это уже очень много значит. Слишком часто мы видим, как безнравственные и жестокие люди упиваются властью и успехом, а лучшие из людей, напротив страдают и морально, и физически. С самого начала времен лучшие представители человечества страдают много и долго — от Эхнатона и Сократа до Ганди и Бернадотта, и многого множества им подобных, не говоря уж об Основателе Христианства и Его великих последователях», — говорил автор.

Процесс духовного развития необходим не только для сохранения популяции, но и для подготовки человеческой души к переходу из нашего мира в высший порядок существования. И, конечно, этот этап развития тесно связан с религией. Игорь Сикорский пояснял: «Около шестидесяти или восьмидесяти лет тому назад казалось, что наука ведет человечество к материализму, отводя его от религии. Сегодня же эта тенденция, похоже, коренным образом изменилась. Истинная наука теперь вновь обращает людей к Богу, даже если при этом необходимо пересмотреть некоторые традиционные представления, доказать их нелогичность и неправильность. С другой стороны, наука позволяет нам лучше осознать основные концептуальные понятия религии».

Появилось ощущение, что в XX веке духовное развитие человека приостановилось. Это привело к целому ряду трагических событий. Однако они могли стать толчком для дальнейшей эволюции души. И здесь автор привел еще одно красивое сравнение: «Если мы смешаем золотой песок с алмазной крошкой, польем эту смесь дорогими духами и посадим туда зерно, то оно не прорастёт. Но если то же зерно посадить в почву, смешанную с дурно пахнущим навозом, оно прорастёт и превратится в красивый и ароматный, радующий взор цветок. На первый взгляд, зерно не должно было прижиться в темной, плохо пахнущей почве. В действительности же, эта почва стала для зерна питательной средой, из которой оно начало расти сквозь толщу почвы, преодолевая силу гравитации, стремясь к теплому солнцу и голубому небу. Но если бы зерно свыклось со своим темным пристанищем и, не прорастая, осталось там, оно бы просто сгнило».

Может быть и так, что меланхоличность и неудовлетворенность, связанные с жизнью на земле и так много раз выражаемые великими людьми, служат достойной цели. Вспомним у Александра Пушкина:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Далее поэт пишет:

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Недовольство существующим порядком жизни вдохновляет на поиск более совершенного. По Сикорскому, понимание человеком того, что он навсегда останется бессильным перед лицом земного зла, заставляет его смиренно обратиться за помощью и руководством со стороны Всевышнего.

Даже если кажется, что зло и смерть сильнее, чем хрупкая, несовершенная земная жизнь, всё же бессмертная жизнь намного выше и земной жизни, и смерти вместе взятых. Ученый утверждал, что развитие и становление человеческой души в подготовке к её таинственному переходу в высший порядок жизни — самое важное явление, происходящее на нашей планете. Именно этот факт придаёт еще больше благородства, достоинства и значимости процессу человеческой жизни в целом.

Человек дня: Игорь Сикорский

25 мая 1889 года родился авиаконструктор Игорь Сикорский.

Личное дело

Игорь Иванович Сикорский (1889—1972) родился в Киеве, был пятым, самым младшим ребенком в семье известного психиатра, профессора Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского и Марии Стефановны Сикорской, урожденной Темрюк-Черкасовой.

В 12 лет смастерил свой первый, тогда игрушечный геликоптер (вертолет) с моторчиком на резинке.

В 1903 году вслед за старшим братом поступил в Петербургское морское училище, однако спустя три года раздумал становиться моряком. Влюбившись в авиацию, в 1906 году уехал в Париж — тогдашнюю столицу авиаконструкторской мысли. Недолгое время обучался там в Технической школе.

Вернувшись в Киев, Сикорский в 1907 году поступил в Политехнический институт на открывшуюся кафедру «Воздухоплавательная секция». Однако вскоре задумался о собственной мастерской для разработки летательных аппаратов.

Купив в Париже двигатель малого веса, весной 1909 года он начал строить в Киеве свой первый геликоптер. Грузоподъемность этого аппарата достигала девяти пудов (около 150 кг). Он был представлен на воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре 1909 года. Однако первые вертолеты Сикорского не могли взлететь с пилотом, и изобретатель решил сосредоточиться на конструировании аэропланов. В 1910 году на второй модели своего аэроплана С-2 Сикорский впервые поднялся в воздух. В следующем году он получил диплом летчика.

Летом 1911 года на аэроплане С-5 с мотором мощностью 50 лошадиных сил Сикорский пробыл в воздухе более часа, достигнув высоты 450 метров.

В 1912—1917 годах работал главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского завода в Петербурге, поставлявшего воздушные суда для военных нужд.

Здесь он сконструировал аэропланы С-6, С-10 и С-11, занявшие первые места на российских конкурсах военных самолетов. Там же в 1913 году Сикорский построил первый в мире четырехмоторный биплан «Гранд» («Русский витязь», С-21), предназначенный для стратегической разведки. А в следующем году — четырехмоторный биплан-бомбардировщик «Илья Муромец» (С-22). Эти суда положили начало дальней и многомоторной авиации.

В феврале 1918 года Сикорский эмигрировал из России. В Париже он получил заказ на постройку пяти бомбардировщиков, однако после перемирия с Германией в ноябре 1918 года заказ был аннулирован.

В марте 1919 года авиаконструктор уехал в США, поселившись в Нью-Йорке. Некоторое время зарабатывал на жизнь преподаванием математики в школе для русских эмигрантов. В 1923 году вместе с группой энтузиастов Сикорский основал акционерное общество Sikorsky Aero Engineering Corporation, где занял должность президента. В том же году к нему из Советской России приехали сестры Ольга и Елена и пятилетняя дочь Татьяна от первого брака.

Новый самолет S-29A (Сикорский-29, А — американский) поначалу строился на ферме одного из друзей Сикорского, русского военного летчика Виктора Утгофа, на острове Лонг-Айленд. Завершали постройку в ангаре, расположенном неподалеку. В сентябре 1924 года самолет совершил свой первый удачный полет.

А в январе 1924 года в православном соборе Нью-Йорка Сикорский женился на Елизавете Алексеевне Семеновой, как и он преподававшей в американской школе.

В 1925 году компания была преобразована в Sikorsky Manufakturing Corporation. В 1926 году на одной из ее разработок — самолете S-35 — французский летчик Рене Фонк попытался впервые перелететь Атлантику. Самолет, однако, разбился при взлете.

В 1928 году фирма Сикорского выпустила свой самый массовый серийный самолет — двухмоторную амфибию S-38. Эти суда закупила авиакомпания «Пан Американ» для регулярных рейсов из США в Центральную и Южную Америку. Компания Сикорского, сменившая название на Sikorsky Aviation Corporation, смогла, наконец, построить собственный современный завод в городе Стратфорд, штат Коннектикут. Вместе с Сикорским в Стратфорд переехали более сотни выходцев из России.

В том же 1928 году конструктор получил гражданство США. А уже летом 1929 года его компания стала отделением более крупной United Aircraft and Transport Corporation. Сам Сикорский стал отвечать за конструкторские разработки. Его завод занимался главным образом производством самолетов-амфибий.

В 1938 году United Aircraft решила слить завод Сикорского с другой своей фирмой — разработчиком самолетов для ВМС США Vought. Завод Сикорского стал обслуживать заказы Vought.

Лишенный творческой свободы Сикорский уговорил руководство United Aircraft позволить ему параллельно вести разработку одновинтового вертолета. И в начале 1939 года приступил к конструированию машины. В сентябре того же года он смог оторваться от земли на своем VS-300.

В 1941 году модель была усовершенствована и переименована в XR-4. В 1942 году крупный заказ этих машин сделало Минобороны США. К концу войны на заводе Сикорского было построено свыше 400 таких вертолетов.

На вертолетах Сикорского были впервые совершены перелеты через Атлантический (S-61 в 1967 году) и Тихий океаны (S-65, 1970). В обоих случаях потребовалась дозаправка в воздухе.

Самыми известными вертолетами его компании стали H-5 (гражданский вариант S-51), S-55/H-19, S-56/H-37, S-58/H-34, S-61/SH-3 Sea King, способный взлетать с воды; S-64/CH-54 — вертолет-кран и S-65/CH-53 — тяжелый транспортник.

В 1957 году Сикорский ушел на пенсию, однако оставался консультантом своей компании до самой смерти.

Игорь Сикорский умер 26 октября 1972 года в возрасте 83 лет.

Чем знаменит

Легендарный российский и американский авиаконструктор, создавший дальнюю авиацию в Российской империи (перелеты на «Илье Муромце» из Петербурга в Киев и обратно летом 1914 года). Конструктор самолетов-амфибий в 1930-х годах. Создатель целого ряда гражданских и военных вертолетов, ставших гордостью американской авиации.

Одним из самых массовых стал вертолет H-34 (в гражданской модификации S-58). Эта машина широко применялась в американской армии в 1950-х — 1960-х годах.

Вертолет-кран CH-54 (S-64) с двумя газотурбинными двигателями использовался для эвакуации поврежденных самолетов и вертолетов во время войны во Вьетнаме.

Читать еще:  Размышляя о смехе и радости

О чем надо знать

Компания Сикорского, начавшаяся с кустарного производства на бывшей птицеферме Лонг-Айленда, существует и поныне. Sikorsky Aircraft все так же специализируется на вертолетах для гражданской и военной авиации и все так же называет свои вертолеты, используя букву S (для гражданских машин) и порядковый номер.

Машины, начиная от S-1 до S-27 были спроектированы Сикорским еще в Российской империи.

Прямая речь

Об использовании «Ильи Муромца» в Первой мировой войне (Игорь Сикорский, книга «Воздушный путь», 1920): «Боевые полеты начались в середине февраля 1915 года и сразу выяснили достоинства этих воздушных кораблей. Первые полеты были произведены для разведки и разрушения мостов в тылу германских войск. В дальнейшем был произведен целый ряд весьма успешных налетов на железнодорожные станции в Восточной Пруссии: Нейденбург, Вилленберг, Зольдау и другие. Во многих случаях воздушным кораблям удавалось повредить железнодорожное сообщение в тылу неприятеля, благодаря чему затруднялся подвоз снарядов, несколько раз удавалось взрывать пороховые склады и два раза даже целые поезда со снарядами. Таким образом было уничтожено огромное количество пороха и снарядов, находившихся в ближайшем тылу неприятельских войск, и жизнь русских солдат было сохранена сотнями, вернее, тысячами. Кроме этой работы, воздушные корабли исполняли еще другую, не менее важную. Они производили разведку в тылу неприятеля и много раз привозили точные и крайне важные сведения. Во многих случаях им удавалось обнаружить и сфотографировать расположение неприятельских батарей, благодаря чему русская артиллерия могла привести их к молчанию».

О будущем через 50 лет, в 1980 году (интервью газете New York World-Telegram, данное в 1930 году): «Сикорский, который в 24 года построил первый в мире многомоторный самолет, а в 25 создавал бомбардировщики для царской армии, не разделяет сомнений других авторов этой серии интервью в том, что Нью-Йорк через пятьдесят лет займет исключительное место.

Русский инженер — теперь он американский гражданин — видит в Нью-Йорке 1980 года прежде всего аэропорт континентального значения: совершенно так же, как выгодное географическое положение делает его важным морским портом, уникальное расположение Нью-Йорка позволит ему быть в центре мировых авиалиний.

Комфортабельные лайнеры будут стартовать из Чикаго на Берлин и Москву через Северный полюс. И совершенно так же они будут взлетать с берегов Гудзона и ближайших аэропортов…

Аэропланы, значительно большие, чем те, которые производились в 1930 году, станут совершеннее во всех смыслах и, используя новые типы двигателей и новое топливо, отличающееся от бензина, достигнут новых высот; вертолеты будут обеспечивать местные линии, и, по всей видимости, каждый сможет перемещаться по воздуху».

Сын авиаконструктора Сергей Сикорский об отце (Fakty.ua, май 2012): «Машины, созданные отцом, использовались во время войны и после — в гражданских целях. Однако самой почетной и благородной миссией своих вертолетов отец считал спасение людей. Известно, что благодаря этим машинам помощь вовремя получили более миллиона жителей планеты, которые оказались в экстремальных обстоятельствах. Отцовские вертолеты спасали людей в Японии, Индии, Италии и многих других странах мира. Сегодня существует специальная премия Сикорского, которой награждают героев-спасателей».

7 фактов об Игоре Сикорском

  • В различных авторитетных источниках даются разные даты рождения авиаконструктора: 25 мая по действующему календарю либо 25 мая (6 июня по новому стилю). На могиле Сикорского в США стоит дата рождения 25 мая 1889 года без уточнений.
  • Игорь Сикорский был дважды женат. От первого брака у него осталась дочь Татьяна, переехавшая в Америку вместе с его сестрами. Во втором браке родились четыре сына: Сергей в 1925-м, Николай в 1926-м, Игорь в 1929-м и Георгий в 1931 году. Продолжателем авиационной династии стал старший сын Сикорского Сергей. Помимо русского и английского, он выучил итальянский, немецкий, французский, испанский языки и долгое время работал в представительствах Sikorsky Aircraft за рубежом.
  • За самолет «Русский витязь», построенный в 1913 году, Николай II вручил Сикорскому серебряные часы.
  • Композитор Сергей Рахманинов, как и Сикорский эмигрировавший в США, помог авиаконструктору деньгами. Он вложил в предприятие, не выпустившее на тот момент еще ни одного самолета, 5 тысяч долларов (80 тысяч долларов в переводе на сегодняшние деньги) и ради рекламы занял в компании должность вице-президента. В 1929 году Сикорский вернул эти деньги с процентами.
  • В момент стресса авиаконструктор брал мотоцикл и ехал, куда глаза глядят.
  • Первый самолет Сикорского, построенный в США, был продан в 1926 году. Поначалу его использовали для чартерных перевозок и показательных полетов. Впоследствии S-29A оказался у авиатора Говарда Хьюза, который купил его для съемок фильма «Адские ангелы» (1930). Самолет играл роль немецкого бомбардировщика Первой мировой. На высоте пилоты подожгли машину и спрыгнули с парашютами. Воздушное судно рухнуло на землю и взорвалось.
  • Сикорский был глубоко религиозным человеком. Он напечатал в США несколько работ о вере и богословии.

Материалы об Игоре Сикорском:

Игорь Сикорский как религиозный мыслитель

Станислав Минаков

«Человек может никогда не думать о диаволе; однако он может стать последователем диавола, если он с принимает и содействует распространению основных мистических принципов зла, считая их единственно правильными».

Читайте также

  • Вчера 19:30

Комментарии

Читайте на 123ru.net

Происшествия

Реклама

Разное на 123ru.net

Ru24.net

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я. самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Вашем городе можно самостоятельно через форму.

Топ 10 новостей последнего часа

  • В Госдепе заявили о необходимости для США открытого дипломатического канала с Россией
  • В Госдепе ожидают новых переговоров с Россией по вопросу диппредставительств
  • В Белом доме назвали конструктивными переговоры Нуланд в России
  • В Калининградской области приостановят оказание плановой медицинской помощи из-за COVID-19
  • Сергей Рябков и Виктория Нуланд обсудили на встрече в том числе ситуацию в Афганистане
  • Суд в Киеве отправил Медведчука под домашний арест до 7 декабря по делу об импорте угля
  • Daily Express извинилась за статью о «краже РФ формулы вакцины от коронавируса»
  • Нуланд назвала конструктивными встречи с коллегами в МИД России
  • МВД РФ: Ксении Собчак вручили повестку о явке в полицию для дачи показаний по ДТП в Сочи
  • МВД и ФСБ дадут право блокировать денежные переводы без суда на 10 дней

123ru.net — ежедневник главных новостей Вашего города и Вашего региона. 123ru.net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Вашего города — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

Бойко: ОП-ЗЖ предложила проект, который спасет Украину от газового кризиса

Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector