1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иконография Ангелов. Как изобразить невидимое

Иконография Ангелов. Как изобразить невидимое

Ангелы (греч. — вестники) существа, одаренные бессмертием, свободой воли, высокими способностями и могуществом. Ангелы — бесплотные духи и поэтому для людей невидимые. Тем не менее, имеется развитая иконография ангельских чинов.

Но как изобразить то, что недоступно нашему физическому зрению? Возможно ли это сделать живописными средствами?

Ответ однозначен: да. Изображения ангелов на иконах — набор символов, которые передают не внешний вид, а идею ангелов как посланцев Божиих. К примеру, крылья — символ быстроты и всепроникновенности; посох — символ посланничества; облик прекрасного юноши — символ совершенства.

Но правомочна ли именно такая изобразительная символика и есть ли для нее основания?

Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, как, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении святого Иоанна Богослова. То есть иконография ангелов основана на тех моментах священной истории, когда по воле Бога бесплотные силы обретали некий видимый образ. Исходя из этих текстов, и сложилась иконография ангельских чинов.

Какие же ангельские чины могут быть изображены на иконах?

Серафимы (от древнееврейского сараф — жгучие, пламенные). Серафимы — высшие духовные существа, наиболее приближенные к Богу, пламенеющие любовью ко Господу. Поэтому они изображаются возле Престола Господа Вседержителя в виде шестикрылых существ. Серафимов изображают с человеческим ликом и телом (часто только с ликом, без тела) в окружении шести красных крыльев.

Херувимы (от древнееврейского хэрэв — меч) — существа, обладающие высшей духовной мудростью.

На иконах изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крылами голубого или зеленого цвета.

Престолы изображают в виде колес со множеством глаз на ободьях — …и плеща их исполнена очес… (Иез. 1, 18).

Архангелы. В переводе с греческого «архангел» — ангелоначальник. Всего архангелов, согласно учению Православной Церкви, семь. Соответственно, семь Архангелов изображают и на иконах.

Михаил — кто как Бог — он же Архистратиг, то есть главный воитель;

Гавриил — витязь Божий;

Рафаил — исцеление Божие;

Уриил — свет Божий;

Серафим.

Херувим.

Престолы.

Архангел Михаил.

Архангел Гавриил.

Ангел-Хранитель.

Селафиил — прощение Божие;

Иегудиил — освящение Божие;

Варахиил — благословение Божие;

Иеремиил — возвеличение Божие.

Ангел-Хранитель представлен в иконографии в виде крылатого юноши в белом хитоне. Иногда Ангела-хранителя изображают с крестом (так как ангел-хранитель дается человеку при крещении) и с мечом — символом духовного оружия и защиты. Также существуют иконы, где Ангел-хранитель ведет за руку младенца, который символически отображает душу оберегаемого Ангелом человека.

Основные элементы иконографии Ангелов:

1. Крылья — непременный атрибут иконографии всех Ангельских чинов.

2. Нимб — символ излившейся на Ангелов Божией благодати.

3. Далматика — мантия. Узкая длинная одежда с рукавами из плотной ткани. Далматика одевается поверх туники — нижней одежды. Она украшена оплечьем, передником и подольником — особыми украшениями.

4. Гиматий — плащ. Закрепляется фибулой или запоной — орнаментально украшенной пряжкой. Иногда такую пряжку называют аграфа.

5. Лор или лорум — широкая, украшенная орнаментом, полосами и камнями лента, охватывающая далматику.

6. Слухи или тороки (русск. торок — ремень) — лента, опоясывающая голову ангела, завязывающаяся на затылке и двумя свободными концами развевающаяся за ушами.

7. Зерцало (русск. — зеркало) — диск в руке архангела с монограммами Иисуса Христа или с изображением Спаса Эммануила.

8. Мерило — посох Ангела, который является знаком посланничества.

Урок 3. Невидимый мир

Библия о сотворении Ангелов (Быт. 1,1; 2,1; Неем. 9,6). Свойства Божии и свойства Ангелов. Ангелы и человек. Чины ангельские (Серафимы – Ис. 6,2; Херувимы – Быт. 3,24; Пс. 79,2; 98,1; Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала (Кол. 1,16; Еф. 1,21), Архангелы (1Фес. 4,16; Иуд. 1,9), Ангелы (Рим. 8,38; 1Пет. 3,22). Ангельское служение людям. История Денницы (Лк. 10,18; 1Ин. 3,8). Ангел Хранитель (Мф. 18,10; Пс. 90,10-11).
Обсуждение: Наше отношение к ангелам. О чем мы просим Ангела Хранителя?
Молитва Ангелу Хранителю.

Читать еще:  Первая заповедь — фундамент для всех остальных

Уроки:

Богданова А.А., старший методист сектора церковно-приходских школ отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. Урок: Мир ангельский.

Павлова Е.Ю., храм во имя Всех святых, г.Екатеринбург. Урок: Ангелы.Собор Архистратига Михаила.

Аверкиева О.В., храм во имя Всех святых, г.Екатеринбург. Материал к уроку: Ангелы.

Молитвы Ангелу Хранителю (с пояснением). Раздаточный материал для урока.

Дополнительный материал:

Ангелология // Православная энциклопедия. Т.2, С.300-306
Источник: http://www.pravenc.ru/text/115092.html

Цитаты святых отцов об ангелах.
Источник: «Вера православная» // https://verapravoslavnaya.ru/?Angely

Александр Глаголев, сщмч. Ветхозаветное библейское учение об ангелах //
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glagolev/vethozavetnoe-biblejskoe-uchenie-ob-angelah/

Игнатий Брянчанинов, свт. Слово об ангелах.
Источник: Библиотека «Благовещение» // http://www.wco.ru/biblio/books/angeles/H0-T.htm

Резников Вячеслав, прот. О бесплотных Силах.
Источник: «Школа радости». Сайт Спасо-Парголовского храма // https://happy-school.ru/publ/o_besplotnykh_silakh/5-1-0-26373

Пархоменко Константин, свящ. Об ангелах и бесах.
Источник: https://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-i-besax.html#n13

Чиженко Андрей, свящ. Как правильно общаться с Ангелом Хранителем?
Источник: Православие.ру // https://pravoslavie.ru/98866.html

Иконография, посвященная ангелам.
Источник: Седмица.ру // https://www.pravenc.ru/text/865235.html

Марченко Д. Иконография ангелов. Как изобразить невидимое.
Источник: «Православная жизнь» //https://pravlife.org/ru/content/ikonografiya-angelov-kak-izobrazit-nevidimoe

Подборка стихов и загадок по теме «Ангелы».

Воскресная школа «Вертоградъ»

Методическая копилка для педагогов воскресных школ

Методические материалы

  • Наши учителя
  • УМК «Вертоград»
  • УМК «Богослужение и устройство храма» для детей 7-10 лет
  • Вертепный театр
  • Пасхальный кукольный театр
  • Вышивка
    • Рождество Христово. Вышивка
    • Пасха. Вышивка
    • Ангелы. Вышивка
    • Крест. Вышивка
    • Праздники. Вышивка
    • Храмы. Вышивка
    • Мешочки. Вышивка
    • Иконы. Вышивка
    • Матрешки. Вышивка
    • Птицы. Вышивка
    • Животные. Вышивка
  • Бисероплетение
    • Техники бисероплетения
    • Работы из бисера и схемы
  • Церковнославянская азбука
  • Аппликация
  • Мягкая игрушка
  • Народная кукла
  • Роспись
  • Выжигание
  • Каллиграфия
  • Столярное дело
  • Будни и праздники «Вертограда»
  • Мультфильмы студии Ангел-ТВ
  • Иконография Ангелов
  • Избранные материалы для уроков
  • Аппликация по урокам

Иконография Ангелов

Известны случаи, когда ангелы являлись людям в виде прекрасных юношей. (Например, архангел Рафаил явился Товии в Ветхом Завете).
В раннехристианском искусстве ангелов так и изображали в виде юношей, чаще всего без крыльев. В кон. III — нач. V в. сформировался образ ангела, как юноши с крыльями в античном одеянии.

Архангел Рафаил. Притвор храма Михаила Архангела г.Пущино

Но ангелы – это бестелесные духи. Поэтому ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих.

1. Крылья – символ быстроты и всепроникновенности
2. Нимб – символ излившейся на ангелов Божией благодати
3. Хитон — длинная одежда с широкими рукавами, украшена оплечьем, передником и подольником, напоминает диаконский стихарь
4. Плащ (гиматий)
5. Лорум – широкая, украшенная лента.
6. Слухи (тороки, от рус. торок – ремень) – развивающиеся золотые “ленты” в волосах -символ особого слышания Бога и послушания воле Его.
7. Зерцало (зеркало) – прозрачный диск в руке Архангела. Посредством его ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), или изображается сам Иисус Христос.
8. Жезл — символ власти ангелов как исполнителей воли Божией, или посох — знак посланничества.

В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами согласно видению пророка Иезекииля.
Такое изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”).

Читать еще:  Число лютеран мира составляет почти 66 миллионов человек

Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия — Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Постепенно различия между иконописными образами серафимов и херувимов стерлись. Их общие черты — наличие крыльев и предстояние у Божественного престола — оказались для иконописцев важнее различий.
Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа, окруженная нимбом, выступала над крыльями; под ногами их иногда рисовали колеса.

Постепенно колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии — престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья.

Одновременно возникло еще более обобщенное изображение — без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом.

Херувим. Тетраморф. Сицилия. Монреале

На иконе «Спас в силах» Господь изображен во славе в окружении ангельских силах. Существа из видения пророка Иезекииля изображены по углам нижнего красного квадрата, символизирующего землю, они олицетворяют 4-х евангелистов, благовествующих на 4 стороны света. В синей сфере, символизирующей духовный мир, можно различить серафимов, ближе ко Господу херувимов, попадающих в красный ромб, символизирующий огненное сияние божества. У подножия Божия – престолы в виде огненных колес.

mila_lova

  • Add to friends
  • RSS

Официальный дневник Милы Ловы

Первые изображения ангелов

В раннехристианском искусстве известно несколько типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники.
Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в.- юноша в белой тунике и паллиуме, безкрылый.

В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в., и на саркофаге в ц. Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел — средовек с бородой).

«Явление трех Ангелов Аврааму», катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в. (*изображение кликабельно)

«Явление ангела Валааму», катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в.

«Видение лествицы Иакову», катакомбы на Виа Латина в Риме, сер. IV в.

Первые изображения ангелов с крыльями

Крылатый ангел (символ евангелиста Матфея) впервые был изображен на мозаике конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.

Мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в.(*изображение кликабельно)

Мозаика конхи апсиды в базилике Санта-Пуденциана в Риме, кон. IV в. Фрагмент
(*изображение кликабельно)

Оба типа ангелов, крылатые и без крыльев, представлены в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг. (в композиции на триумфальной арке — крылатые, в нефе в сцене «Гостеприимство Авраама» — безкрылые) и в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г. (на триумфальной арке ангелы, несущие в медальоне крест,- крылатые, в пресвитерии в сцене «Гостеприимство Авраама» — безкрылые).

С V в. ангелы изображаются, как правило, крылатыми, с нимбами, в белых туниках с клавами и белых паллиумах, в легких рим. сандалиях.
Они представлены по сторонам Богоматери с Младенцем (мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526), поддерживающими мандорлу (Евангелие Раввулы, 586 (Laurent. Plut. 1. Сod. 56)) или медальон с изображением Иисуса Христа (имп. диптих (Барберини), кон. V-нач. VI в. (Лувр. Париж)), креста (диптих св. Лупицина, VI в. (Нац. б-ка. Париж), агнца (мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне), медальон с монограммой имени Иисуса Христа (саркофаг, ок. 400 (Археологический музей. Стамбул)).

Читать еще:  «У молодого батюшки “свежая” благодать». Что это за суеверие?

Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, до 526 (*изображение кликабельно)

Евангелие Раввулы, 586 (*изображение кликабельно)

Мозаика свода купола ц. Сан-Витале в Равенне (*изображение кликабельно)

В виде ангела изображается София Премудрость Божия и Христос — Ангел Великого Совета.

В позднесредневек. период была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола.

Собор Архангелов. Конец XV — начало XVI вв.

Икона Достойно есть. Русский Север. Вторая половина XVI века. Государственная Третьяковская Галерея

Ангелы изображаются в ветхозаветных сценах, в теофанических видениях, включаются в композиции протоевангельского цикла, двунадесятых праздников. Как правило, изображения ангелов сопровождаются надписью: «Ангел Господень» или «Ангелы Господни».

Одеяния ангелов

Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах — в хитоне и плаще с тавлионом (мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.).

Мозаика триумфальной арки ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.

С VII в. известны изображения ангелов в лоратных одеяниях (в далматике и лоре), в расшитых золотом и камнями сапожках, с лабарумом в руке (ц. Успения Богородицы в Никее, VII в.).

Мозаика в ц. Успения Богородицы в Никее, VII в (*изображение кликабельно)

В сценах Евхаристия, Служба святых отцов, Небесная литургия, Великий вход ангелы облачены в диаконские одежды, в руках держат чаши, рипиды, кадила, свечи, покровцы.
В XIII-XIV вв. получает распространение изображение ангелов в воинских доспехах (в латах) (икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в. (ГММК)).

икона «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», XIII в.

Тогда же появляется изображение ангела в монашеских одеяниях, основанное на эпизоде из жития прп. Пахомия Великого.
Впосл. ангел в образе монаха включается в композиции «Страшный Суд» (икона «Страшный Суд», XV в. (ГТГ)) и «Сотворение ангелов» (икона «Троица в бытии», XVI в. (СИХМ)).

Икона «Страшный Суд», XV в. (ГТГ)

Икона «Троица в бытии», XVI в.

Символическое значение одежд ангелов

Символическое значение имеют одежды ангелов.
Согласно «Ареопагитикам», «светлая и огнеподобная» одежда означает «Богоподобие и силу освещать сообразно с их состоянием на небе» (CH XV 4).

Икона. Ангел Хранитель с деяниями. XIX в.

Клавы и тавлионы подчеркивают значительность чина, занимаемого ангелами в небесной иерархии.

Свободно развевающиеся концы головных повязок-тороков (слухов) свидетельствуют о предназначении ангелов слышать волю Божию.

Архангел Михаил; Византия. . Афон; XIV в.; местонахождение: Греция. . Афон, монастырь Хиландар (*изображение кликабельно)

В качестве атрибутов, сопровождающих ангельские образы, приняты лабарумы с написанными на них словами трисвятой песни, и зерцала — прозрачные шары-сферы, посредством к-рых ангелы, не смея взирать на Бога, созерцают Его отражение. На зерцалах обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Эммануил или голгофский крест.

Ангел с лабарумом, византийская мозаика собора Марторана, XII век (*изображение кликабельно)

Архангел Гавриил изображён с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого

Жезлы означают «царское и владычественное достоинство и прямое всего исполнение» (CH XV 5).

Посохи — знак того, что ангелы являются посланниками Бога.
В руках они могут также держать мерила, свитки, венцы, факелы, орудия страстей, медальон с изображением Христа Еммануила (в композиции «Собор Небесных Сил бесплотных»).

Ангел со свитком. XVIII в.

Мозаика. Италия. Флоренция. Баптистерий Сан Джованни. Интерьер. XIII-XIV вв.
Ангел трубящий, ангелы, несущие орудия Страстей (гвозди, терновый венец, крест) (*изображение кликабельно)

Образ Ангела-хранителя

В кон. XVII в. в рус. искусстве получает распространение образ ангела-хранителя.

Икона «Святой Ангел Хранитель», XVII век

Икона «Святой Ангел Хранитель». Вологда, XVII век (1660-е- 1670-е гг.)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector