0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противостояние ДУМ и Казанского мухтасибата

Содержание

Продолжавшее три года (с 2013 года) противостояние между молодым муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным и мухтасибом (главным имамом) Казани Мансуром Залялетдиновым, которое было не всем было заметно, но было видно экспертам, завершается победой первого: произошло уменьшение влияния Мансура-хазрата на мусульман столицы республики, где он был 20 лет во главе ее исламской общины. В принципе это логический итог этого вялотекущего соперничества между двумя мусульманскими религиозными деятелями, и наличие двух центров силы в исламской умме региона – муфтията и мухтасибата г.Казани – было не по нраву и светским властям в Татарстане тоже. Казанский Кремль предпочитал все-таки сохранять вертикаль власти в религиозном сообществе мусульман Татарстана, а не способствовать раздробленности.

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин

Избрание в апреле 2013 года на пост муфтия Татарстана молодого имама казанской мечети “Тынычлык” Камиля Самигуллина резко ударило по амбициям его начальника Мансура Залялетдинова (все имамы Казани находятся в подчинении мухтасиба), который сам считал себя достойным должности муфтия. Здесь играл не только возрастной фактор (28-летний Самигуллин 53-летнего Залялетдинову в сыновья годился), сколько постепенное усиление позиций мухтасиба, который формально и входил в состав ДУМ Татарстана, но всячески давал понять, что он равный муфтию. Ведь должность муфтия – это не только быть представителем религиозной общины перед властями и возможность издания фетв (богословских заключений по разным вопросам), но и контроль за распределением финансовых потоков и административная власть (по уставу ДУМ Татарстана утверждение имамом кого-либо в какой-нибудь мечети – прерогатива муфтия).

Заняв пост мухтасиба Казани в 1996 году, Залялетдинов увеличил недвижимость своей мечети “Марджани” – старейшего мусульманского храма Казани (построен в 1767 году при Екатерине II): это не только здание самой мечети, но и дома по соседству, которые были приспособлены под магазины, столовую, кафе, другие учреждения и учебное заведение (Казанский исламский колледж, открытый в 2003 году, ректором стал Мансур Залялетдинов). Весь этот комплекс зданий, расположений в самом центре Старо-татарской слободы – исторической части города, где высокий поток туристов, делал Мансура Залялетдинова неофициальным хозяином слободы.

В 2006 году за городом ему была передана огромная территория под кладбище при мечети “Марджани”, где за захоронения покойников мухтасибат брал, естественно, деньги.

Назначение и утверждение имамов в мечетях Казани также происходило с его ведома, что фактически делало мусульманское духовенство столицы Татарстана более зависимым от него, чем от муфтия. Сам Мансур Залялетдинов старался не замыкаться только в Казани: он периодически выезжал в районы и другие города Татарстана, участвуя в открытии новых мечетей, что формально не требовало его участия.

Наконец, после того, как в 2010 году президентом Татарстана стал Рустам Минниханов, в отличие от своего предшественника Минтимера Шаймиева, избравший для себя имидж активно верующего мусульманина, первые свои намазы новый глава Татарстана старался по религиозным праздникам проводить именно в мечети “Марджани”, что поднимало рейтинг ее имама Мансура Залялетдинова.

Мухтасиб Казани Мансур Залялетдинов

Повышая свое влияние и зарабатывая постепенно, но очень уверенно политические очки для своей фигуры (немалую роль играло здесь то, что именно в его мечеть как самую старинную старались привести в качестве гостей любых заезжих федеральных чиновников, что позволяло Залялетдинову с ними знакомиться, налаживать связи и контакты), Мансур-хазрат уверенно шел к тому, чтобы стать муфтием Татарстана.

В условиях жесткого противостояния официального ДУМ Татарстана с ваххабитами и “Хизб ут-Тахрир аль-Ислами” в период правления муфтия Ильдуса Файзова (2011-2013) Залялетдинов старался занимать умеренную позицию, не ссорясь с исламистами публично, тем самым, и не вызывая к себе неприязни со стороны радикалов. Более того, он умел играть на чувствах мусульман, выступая в роли поборника их интересов и демонстративно на публику отстаивая каноничность соблюдения принципов исламской религии.

Так, в 2012 году он начал кампанию против начальника Управления градостроительных разрешений Казани Альберта Салихова, который после похорон своего отца на территории мусульманского кладбища при мечети “Марджани” решил установить на его могиле мраморную плиту с фотографическим изображением своего умершего родителя (по канонам ислама этого делать не полагается).

Мансур Залялетдинов выступил резко против этого, однако вместо того, чтобы спокойно и вежливо объяснить чиновнику, явно неразбиравшемуся в похоронном деле по правилам ислама, казанский мухтасиб предпочел организовать кампанию протеста: в городе напротив здания Госсовета Татарстана (регионального парламента) был организован шумный и многолюдный пикет.

Естественно, в глазах рядовых верующих мусульман Залялетдинов выступал в роли поборника религиозных канонов, что добавляло ему веса и популярности.

Также Залялетдинов активно поддерживал открытие мусульманского детсада, имевшего статус муниципального учреждения, но при этом соблюдающего в своей деятельности все предписания ислама, начиная от меню питания детей до дресс-кода воспитательниц (детский сад “Марджани”, действительно, был открыт, однако запомнился скандалом в 2014 году по поводу приема в него русских детей, чьи родители возмутились подчеркнутой мусульманской религиозностью в учреждении, имеющем статус муниципального).

Опять же ловко играя на религиозных чувствах мусульман, Залялетдинов в 2013 году озвучивал идею строительства мусульманского коттеджного поселка в пригороде Казани, где его население будет коллективно жить в соответствии с шариатом. Последняя идея не получила своего развития.

Автор статьи, исследователь современного ислама Раис Сулейманов

В марте 2013 года Ильдус Файзов, переживший теракт 19 июля 2012 года, получив ранения и чудом оставшийся жив, был вынужден уйти под давлением региональных властей с должности муфтия Татарстана из-за своей жесткой и непримиримой позиции по отношению к ваххабитам. Для Залялетдинова выпал шанс приложить свои амбиции за пост муфтия Татарстана. Однако неожиданно для него, в Казанском Кремле предпочли сделать главой мусульман республики молодого и до этого мало кому известного имама одной из мечетей Казани – 28-летнего Камиля Самигуллина.

Для Залялетдинова это было неожиданностью. Видя, что власти делают ставку на Самигуллина (двое других кандидатов – ветеран ВОВ, имам мечети “Хэтер” Харис Салихжанов и богослов Фарид Салман, в 1995-1996 гг., кстати, сам занимавший пост мухтасиба Казани и имама мечети “Марджани” до Мансура Залялетдинова – были однозначно непроходными фигурами), Залялетдинов попытался разыграть технологию поддержки своей персоны со стороны мусульманского духовенства.

Особенно старался в этом деле имам казанской мечети «Резван» Алан Панарин, преданный Залялетдинову, озвучивший тогда прессе неожиданную новость, что, дескать, “имамы Казани хотели бы муфтием Татарстана видеть своего мухтасиба Мансура-хазрата”.

Впрочем, из этой политической игры накануне выборов председателя ДУМ Татарстана тогда ничего не вышло: Казанский Кремль решил однозначно сделать выбор в пользу Камиля Самигуллина, который был мало кому известен (а, значит, еще не наломал дров и никак не скомпрометировал себя), молодой, имеющий связи с Турцией (Самигуллин принадлежит к турецкому джамаату “Исмаил ага”), свободно владеет восточными языками, наизусть знает Коран (это ценится в глазах верующих масс).

Поняв, что власти однозначно будут поддерживать Самигуллина, Мансур Залялетдинов решил воздержаться от участия в выборах муфтия Татарстана, нежелая проигрыша при голосовании и последовавшими после этого имиджевыми потерями. Понятно, что Мансур Залялетдинов был уязвлен в своем самолюбии, но полагал, что нахождение молодого муфтия будет временным. Тем более, что до него все муфтии в Татарстане уходили со своих постов вынужденно, смещаемые властями.

Впрочем, сев в кресло муфтия, Камиль Самигуллин старался укрепить свое положение и постепенно стал выдавливать Мансура Залялетдинова, уменьшая его влияние. Надо сказать, что этому способствовали действия самого Мансура Залялетдинова, которыми он сам наносил удары по своей репутации.

Так, Залялетдинов, симпатизирующий турецкому джамаату “Эренкёй” (его лидер – Осман Нури Топбаш, проживающий в Турции), в 2013 году получил предостережения о недопустимости экстремистской деятельности от прокуратуры за то, что в магазине напротив его мечети, торговали книгами Топбаша, которые признаны в России экстремистскими. В начале 2015 года у Мансура Залялетдинова отобрали кладбище: исполком Казани забрал его в муниципальную собственность, что, конечно, ударило по доходам мухтасибата.

В сентябре 2015 года возник широко освещаемый в прессе скандал вокруг частного Музея чак-чака, когда его владельцы арендовали одно из зданий, принадлежащих мечети “Марджани” в Старо-татарской слободе, хотя со стороны государства оно было передано Залялетдинова на условии, что оно будет использоваться не под коммерческую аренду, а под социальные нужды. Однако Залялетдинов быстро здание передал как раз именно в аренду частному музею, который стал пользовался большой популярностью среди туристов.

Владельцы музея, узнав о том, что Залялетдинов сдает им в аренду здание с юридическими нарушениями, предложили уладить как-то этот момент, поскольку не хотели находиться на незаконных основаниях. Взамен Залялетдинов, взбешенный их требованиями правовой чистоплотности, выгнал музей на улицу. Разразился скандал с привлечением СМИ, поскольку за время своего функционирования частный Музей чак-чака стал весьма популярным среди туристов и превратился в своего рода бренд города. Несмотря на попытки главы Госкомитета по туризму Татарстана Сергея Иванова и помощника президента Татарстана Олеси Балтусовой образумить Залялетдинова, он все-таки выгнал Музей чак-чака из здания (владельцы музея в конечном счете, под аренду взяли другое здание).

Читать еще:  Освященный Собор РПСЦ избрал нового старообрядческого митрополита Московского и всея Руси

Все это противостояние между музейщиками и мухтасибом активно освещалось в прессе, и журналисты явно были не на стороне религиозного деятеля. Репутационные потери от этой истории были серьезными для Залялетдинова, тем более, что наносился вред туристической сфере Казани.

В конечном счете, административное влияние Мансура Залялетдинова было ослаблено тем, что в Казани в марте 2014 года был создан президиум казанского мухтасибата и введен вначале институт старших имамов, которые курировали по районам города мечети и приходы (всего в Казани 57 мечетей и 81 приход), а затем в декабре 2015 года ДУМ РТ решило это юридически закрепить путем раздела единого мухтасибата Казани на 4 районных мухтасибата в черте города: появились мухтасибат Авиастроительного и Ново-Савиновского районов во главе с имамом мечети “Нурислам” Фанисом Зариповым, мухтасибат Советского района во главе с имамом мечети “Иман нуры” Ниязом Закировым, мухтасибат Кировского и Московского районов во главе с имамом мечети “Ярдам” Ильдаром Баязитовым и мухтасибат Вахитовского и Приволжского районов во главе с Мансуром Залялетдиновым. Т.е. статус Залялетдинова резко понизили.

В итоге административная реформа муфтия Камиля Самигуллина в столице Татарстана привела к упразднению альтернативного ему центра силы, который представлял единый мухтасибат Казани во главе с амбициозным Мансуром Залялетдиновым. В течение 3-х лет нахождения на посту муфтия Самигуллин уменьшал влияние своего негласного соперника.

Помогало ему не только то, что Казанский Кремль в плане вертикали власти и недопустимости хоть какой-то организационной автономии внутри единой мусульманской уммы был на стороне молодого муфтия, но и совершаемые самим Мансуром Залялетдиновым действия, которые наносили удар по его имиджу (наиболее очевидно это произошло в истории с Музеем чак-чака). Это играло не в его пользу и не добавляло ему очков.

Совокупность этих причин привели к тому, что у Камиля Самигуллина практически нет сегодня соперников внутри мусульманского духовенства Татарстана, которые могли бы стать ему альтернативой. В этом плане, несмотря на свой молодой возраст (сейчас ему 31 год), Самигуллин технично обезвредил своего наиболее явного конкурента. Ближайшие выборы муфтия Татарстана пройдут в 2017 году, и пока вероятность легкого переизбрания Самигуллина однозначна и очевидна.

Автор: Раис Сулейманов, “Ислам и общество”

https://posredi.ru/protivostoyanie-duxovnogo-upravleniya-musulman.html 2019-01-24T21:57:01+05:00 Аниса Тимиргазина Ислам в России Татарстан ислам в России,Казань,муфтий,Раис Сулейманов,Татарстан Противостояние Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Казанского мухтасибата, похоже, заканчивается Продолжавшее три года (с 2013 года) противостояние между молодым муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным и мухтасибом (главным имамом) Казани Мансуром Залялетдиновым, которое было не всем было заметно, но было видно экспертам, завершается победой первого: произошло уменьшение влияния Мансура-хазрата на мусульман. Аниса Тимиргазина Аниса Тимиргазина anis89ufa33@yandex.ru Author Посреди России

Мансур хазрат: «Нужно найти крайнего, что имам Закабанной мечети не смог пройти аттестацию»

Мусульманский обличитель танцев у болгарской Белой мечети и противник гей-пропаганды может поплатиться должностью имама. И не только он?

Накануне в Казани прошел очередной этап аттестации имамов. Среди тех, кто «завалил» его, оказался имам Закабанной мечети Сейджагфар Лутфуллин, известный своими резонансными высказываниями. Вопрос его увольнения, видимо, станет делом времени, поскольку в ДУМ РТ с раздражением реагировали на все его скандальные заявления, и в кулуарах поговаривали, что долго терпеть это не будут. В поле критики попал и мухтасиб Мансур Джалялетдин, в чьей «епархии» находится приход скандального имама. Похоже, оба священнослужителя оказались слишком независимыми. Подробнее об этом — в материале корреспондента «Реального времени».

«Неуд» за чтение Корана

Накануне стало известно, что имам Закабанной мечети им. 1000-летия принятия ислама Сейджагфар Лутфуллин не прошел аттестацию в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан.

Напомним, Сейджагфар Лутфуллин известен своими неоднозначными высказываниями. Он возмущался клипом «стриптизерши» в Болгаре, высказывался о радарах на дорогах, а также призывал бойкотировать концерт Элтона Джона в Казани и запретить празднование Хеллоуина. В октябре он дал интервью «Реальному времени», в котором обозначил свою позицию по скандальным вопросам и рассказал о деятельности своего прихода.

Как рассказал нашей интернет-газете первый заместитель председателя ДУМ РТ, пресс-секретарь муфтията Рустам Батров, проверка показала, что образование священнослужителя не соответствует статусу имама. В частности, он «завалил» испытание по арабскому языку и таджвиду (правила чтения Корана).

Такая аттестация проводится раз в три года. Помимо таджвида, имамы должны знать исламскую догматику, мусульманское богослужение.

— Я сам был удивлен, не ожидал, — признался Рустам хазрат. — Он даже Коран читал на кириллице. Ему было сложно прочитать Коран с книги. Ни одного правила таджвида он не назвал.

По его словам, сейчас требования к имамам повышаются. В советские времена люди были рады любому дедушке или бабушке, кто мог что-то читать. Сегодня даже уровень знаний прихожан достаточно высокий. И имамы по уровню грамотности должны соответствовать.

Заместитель имам-мухтасиба Вахитовского и Приволжского районов Казани, имам мечети «Аль-Марджани» Рамиль Мингараев, который сопровождал казанских служителей культа на «экзамен», рассказал «Реальному времени», что аттестационная комиссия сначала похвалила Лутфуллина за хозяйственную работу его махалли. Затем его спросили, где он обучался, и отметили, что «знания у него слабоваты по некоторым дисциплинам», поэтому ему нужно где-то обучиться.

К слову, сам Мингараев проходил такую же проверку неделю назад и получил «зачет».

Батров также сообщил, что с начала года ДУМ РТ проверило порядка 1 300 мулл. 26 сентября аттестация началась в Казани. Из 50 человек не аттестованы только двое. Вторым оказался кандидат в имамы одной из мечетей.

На вопрос нашего корреспондента, проходил ли раньше Лутфуллин аттестацию, зампред ДУМ РТ затруднился ответить.

Тучи над имамом сгущаются

Уволят ли после этого имама? Как рассказал «Реальному времени» источник, близкий к Закабанной мечети, соответствующая установка была в ДУМ РТ.

Однако Батров подчеркнул, что комиссия не может принимать кадровые решения. При этом добавил: «Решение будет приниматься». Вместе с тем Духовное управление готово помочь имаму с обучением, например, направить его в Российский исламский институт.

Сам Лутфуллин не стал комментировать процедуру аттестации.

Закабанная мечеть. Фото islamcenter.ru

«Мы спросим у Мансура хазрата»

Кроме того, Рустам хазрат сделал упрек и в сторону имам-мухтасиба Вахитовского и Приволжского районов Казани Мансура Джалялетдина, в чьей «епархии» находится Закабанная мечеть.

— Куда раньше смотрел наш мухтасиб? Это загадка. Он же не первый год работает. Мы спросим у Мансура хазрата. Мухтасиб может выработать рекомендации, — сказал Батров.

Сам Мансур Джалялетдинов «Реальному времени» сообщил, что во время аттестации имама он не присутствовал, уровень знаний Лутфуллина комментировать не стал. На чтение Корана он его не проверял. Ранее аттестация не проводилась. Тем не менее отметил, что готов взять на курсы в медресе, где обучают Корану.

— В любом случае нужно найти кого-то крайнего, — ответил на упрек в свой адрес Мансур хазрат. – И крайним, наверное, сделают меня, ничего удивительного. У нас в отделении милиции пытали одного бутылкой шампанского, а министр МВД был виноват. Почему здесь на меня все сваливают?

Вместе с тем мухтасиб отметил хорошую работу прихода Сейджагфара хазрата, особенно в социальной сфере.

— Я с его отцом (Исхак Лутфуллин. – прим. ред. ) был хорошо знаком, мы с ним ладили. Его отец ко мне хорошо относился, слушал, соблюдал иерархию и субординацию. То же самое могу сказать про его сына. У Сейджагфара и работа хорошо налажена, и социальное направление отлично функционирует, — заметил он.

Напомним, имам-хатыб мечети «Аль-Марджани» Мансур Джалялетдин с 1996 года возглавлял мухтасибат Казани. В декабре прошлого года его территориальное правление поделили на четыре самостоятельных подразделения ДУМ РТ, отдав ему лишь один из них.

Кроме того, Мансура хазрата лишили некоторых «мирских» постов, в том числе в Исламском культурном центре им. Марджани. По словам муфтия Камиля Самигуллина, отстранение священнослужителя от «мирских дел» не должно повлечь серьезных последствий.

Источник, близкий к муфтияту, считает, что Мансур Джалялетдин — слишком независимый имам и оказался неудобным руководству ДУМ РТ.

Стоимость путевки в регионах

Во всех регионах содержание туров примерно одинаковое. На стоимость путевки влияет, как правило, цена авиаперелета, звездность отеля и его удаленность от святынь ислама.

«Некоторые верующие годами копят средства на поездку, готовятся к паломничеству не только духовно, но и физически», — отметил заместитель муфтия Адыгеи и Краснодарского края Артур Миндуов.

Почти во всех субъектах РФ стоимость путевки растет.

«Если несколько лет назад хадж стоил от 60 тыс. рублей, то сейчас экономный вариант поездки обойдется от 150 тыс. рублей и выше», — рассказал руководитель департамента по хаджу ДУМ Пензенской области Рифат Абузяров.

На Кубани, по словам заместителя муфтия Адыгеи и Краснодарского края Артура Миндуова, стоимость поездки выросла с 2007 года с 42 до 180 тыс. рублей. В Рязанской области, как рассказал ТАСС местный имам-мухтасиб Рашид Бултачеев, за год путевка подорожала на 10 тыс. рублей.

Заместитель муфтия Ставропольского края по хаджу Асхат Казаков констатировал, что и в этом году намечается удорожание туров: «Уже известно, что почти на $300 поднялась цена проживания в палаточном лагере долины Мина, а это обязательный этап хаджа».

Если прямых авиарейсов нет, как, например, из Новосибирской области, откуда в этом году в хадж отправятся 100−150 человек, то цена становится еще выше.

Читать еще:  Донской монастырь в Москве приглашает на экскурсии

«У нас в регионе нет аккредитованных туроператоров, которые занимаются организацией поездок в хадж. Поэтому паломники вылетают из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Уфы», — сказал имам-хатыб главной соборной мечети Новосибирска Салим Шакирзянов.

Сохранится ли турецкая система “всё включено”

Турецкие отельеры предсказывают возвращение знаменитой системы “всё включено” летом 2021 года. До 2023 года будет продлена выдача сертификатов “Безопасный туризм”. Сертификаты получат трансферные компании, кафе, рестораны и гостиницы, соответствующие определенным стандартам. Сертификаты выдаются объектам, прошедшим специальную проверку. Главное требование – соблюдение ряда санитарных норм, препятствующих распространению коронавируса.

Поэтому система “всё включено” сохранится, но гостей будут обслуживать по новой схеме. Раньше туристы свободно брали еду со шведских столов, теперь выдачей блюд займется персонал гостиницы. Еда будет размещаться под стеклом витрин. Чтобы соблюсти социальное дистанцирование, в залах появится разметка. Столы тоже будут расставлены на приличном расстоянии друг от друга. Некоторые отели заменят фарфоровую и стеклянную посуду одноразовыми пластиковыми аналогами.

«Аның булачак виртуоз икәне күренеп тора иде»

Татарстан һәм Башкортстанның халык артисты Айдар Галимов Айнурны балачагыннан белгәнен әйтте.

— Бәләкәй генә малай чагыннан гармун күтәреп йөри иде, күз алдында үсте, күз алдында профессионалга әйләнде. Аның булачак виртуоз икәне күренеп тора иде. Уку белән генә түгел, Ходай Тәгалә биргәндер аңа шундый виртуозлыкны. Репетицияләр ясап кына да булмый, әгәр Ходай Тәгаләдән бирелмәсә.

Ул бит әле баянист кына түгел, бик яхшы аранжировкалар эшли иде. Минем берничә җырыма аранжировкалар эшләде. «Тормыш арбасы», «Яшәсен безнең колхоз!» җырына Айнурның энергетикасы кергән. Ул аранжировкаларны җентекләп, нечкәлегенә кадәр эшли иде.

Дөресен генә әйткәндә, башка сыярлык хәл түгел. Халит абый белән Лилия апаларның хәлләрен күз алдына да китерә алмыйм. Халит абый өчен улы гына түгел, партнеры, бергә уйнаган иҗади дусты да иде.

Сәхнәдә кырыеңда Айнур басып торса, бернинди оркестр да кирәк түгел иде. Энергетика ягыннан да, профессионализм ягыннан да. Ул шулхәтле җырның эченә керә, җырчы белән бербөтен организм була белә иде. Аның белән чыгыш ясау җиңел иде. Ул сәхнәне шулкадәр яратты. Кайвакыт чыгыш ясаганда, «Айдар абый, чыгыйммы соң, поддержать итимме» дия иде. «Айнур, давай» дия идем. Ул хәтта нинди җыр буласын белмәсә дә, теләсә нинди җырның аранжировкасына кушылып китә белде. Андый егетләрне хәтерләмим бүтән. Бигрәк яшь иде бит әле, якты йолдыз кебек янды да, атылды, — дип сөйләде Айдар Галимов.

Ш.Марджани – историк

Ш.Марджани оставил глубокий след в исторической науке. Одно из первых его сочинений – «Гирфат аль-хавакин ли-‘ирфат аль-хавакин» («Горсточка знаний о познании хаканов», 1864 г.) – посвящено истории тюркских народов Средней Азии X–XII веков.

Он подготовил 6-томный свод жизнеописаний выдающихся мусульманских деятелей – «Вафийат аль-аслаф ва тахийат аль-ахлаф» («Достаточное о предках и приветствие потомкам», в рукописи).

К этому труду Ш.Марджани написал «Мукаддима китаб вафийат аль-аслаф ва тахийат аль-ахлаф» («Введение к книге «Достаточное о предках и приветствие потомкам», 1883 г.), содержащее биографию пророка Мухаммада, историю раннего ислама, обзор мусульманской богословской науки. В нем, подражая арабскому историку Ибн Хальдуну, Ш.Марджани приводит классификацию наук, разделив их на «традиционные» и «умопостигаемые».

Во втором томе этого сочинения Ш.Марджани осветил историю проникновения ислама в поволжский регион, деятельность наиболее видных мусульман, внесших большой вклад в исламскую культуру в крае.

В шестом томе, охватывающем период со второй половины XVII века до третьей четверти XIX века, просветитель раскрыл историю мусульман Поволжья в составе Российского государства. Особое внимание уделялось мусульманским интеллектуалам, сыгравшим значительную роль в формировании духовного облика татарского народа, а при оценке деятельности различных политических фигур – таких, как Пётр I, Наполеон и др., – ученый исходил из их отношения к исламу и к его распространению.

Другое историческое сочинение Ш.Марджани – «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Полезные сведения о Казани и Болгаре») содержит историко-биографические сведения о многих династиях и личностях, извлеченные из арабских, персидских и тюркских источников, данные эпиграфики и нумизматики, устные сообщения, народные предания.

В нем впервые была предпринята попытка создания труда по истории татарского народа. Обосновывая правомерность этнонима «татары», Ш.Марджани утверждал историческую преемственность волжских булгар (через звенья Золотой Орды и Казанского ханства) и поволжско-приуральских татар его времени.

И в своих богословских трудах Ш.Марджани нередко проявлял себя как историк, отстаивая свободу человеческого разума, право личности на творческую активность и возможность самоутверждения.

Х.Атласи, говоря о реформаторских взглядах Ш.Марджани, сравнил его с христианским религиозным реформатором М.Лютером.

Ш.Марджани оказал большое влияние на развитие джадидистских идей среди мусульманских народов Поволжья и Приуралья.

Колодец Марджани. 2009

Самые известные действующие мечети в Казани

Список самых популярных мечетей в городе.

1. Кул-Шариф

Современный вариант этой мечети был построен в 2005 году и посвящен 1000-летию Казани. Оригинальный вариант был разрушен в 1552 году при наступлении войск Ивана Грозного. Информации о том, как же выглядела эта мечеть, не сохранилось, поэтому современная постройка не является точной копией. Она имеет 4 этажа. Здесь находятся музей, библиотека, издательство. Расположена мечеть на территории Казанского Кремля.

Адрес: г. Казань, Кремль, 13

2. Аль-Марджани

Построена в середине XVIII века. Это проект архитектора В. Кафтырева. Именно здесь сейчас хранится надмогильный камень Мухаммад-гали бека. Здание имеет два этажа и Т-образный пристрой, а архитектура выполнена в стиле барокко. В советские времена это была единственная действующая мечеть в городе. Находится она в Старо-татарской слободе.

Адрес: г. Казань, ул. Каюма Насыри, 17

3. Апанаевская мечеть

Является одной из старейших построек города, связанных с мусульманством. Здесь прослеживается смесь «московского» барокко и татарского декоративного искусства. Возведена в 1768 году после разрешения Екатерины Второй. Находится в Старо-татарской слободе рядом с мечетью Марджани. Свое название получила из-за того, что долгое время находилась на попечении купеческой семьи Апанаевых.

Адрес: г. Казань, ул. Каюма Насыри, 27

4. Нурулла

Расположилась в Старо-татарской слободе в районе Сенного базара. Построена же мечеть в середине XIX века на пожертвования купцов Ибрагима и Исхака Юнусовых. А автором проекта стал архитектор А. Ломан. В советское время в 1929 году мечеть закрыли. Ее помещения использовались в качестве жилья и для административных учреждений. В 1990-1995 годах была произведена реконструкция. Куратором этого процесса был известный реставратор Р. Билялов. Сейчас здесь постоянно проводятся богослужения.

Адрес: г. Казань, ул. Московская, 74

5. Султановская мечеть

Возведена в середине XIX века на пожертвования купца Зиганши Усманова. Здесь смесь татарской и булгарской архитектуры с элементами романского стиля. Она расположилась в Старо-татарской слободе на улице Тукая. В 1931 году, после ужесточения антицерковной пропаганды, эту мечеть закрыли. Открыта была только 1994 году.

Адрес: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, 14

6. Зангар (Голубая мечеть)

Находится рядом с площадью Тукая. Название получила, благодаря голубому цвету стен. Здание имеет два этажа, трехъярусный минарет и богато оформлено. Возведена мечеть в 1778 году. И первоначально она была деревянная. Каменное здание было построено в 1815 году. Но после этого ее много раз достраивали. В 1930-е годы мечеть была закрыта, а минарет разрушен. Здесь находились коммунальные квартиры. Но в 1993 году она открылась, а в 2009 году был восстановлен минарет.

Адрес: г. Казань, ул.Сары Садыкова, 8/19

7. Галеевская мечеть

Представляет собой пятничную мечеть начала XIX века. До революции здесь располагался культурный и общественный центр города. В советские времена здесь находились гостиница, религиозный университет. С 1997 года мечеть опять открыли. Однако реставрация была завершена только к 2016 году. Но внутренний интерьер полностью утрачен, поэтому убранство имеет более современный вид.

Адрес: г. Казань, ул. Парижской Коммуны, 22/40

8. Бурнаевская мечеть

Построена в 1872 году на пожертвования купца М. Бурнаева. Автором является архитектор П. Романов. Представляет собой одноэтажное здание с минаретом над входом. Здесь переплелась татарская и русская культуры. В 1930-х годах была закрыта. И открылась для посетителей в 1994 году. Сейчас здесь постоянно проводятся богослужения.

Адрес: г. Казань, ул. Ахтямова, 7

9. Ярдэм

Находится на улице Серова и была построена в 2013 году. Автором является заслуженный архитектор Айвар Саттаров. В этой мечети большое внимание уделяют просветительской работе. При ней имеется реабилитационный центр для незрячих и глухих людей, а также колясочников. Для них же оборудована и сама мечеть. Здесь постелены специальные ковры с тактильными полосами, имеются пандусы.

Адрес: г. Казань, ул. Серова, 4а

10. Шамиль

Расположилась на берегу озера Кабан и, благодаря продуманности дизайна, органично сочетается с ландшафтом. Построена же мечеть в 2001 году. Это проект архитектора А. Петрова. Является центрально-купольной и имеет два наземных минарета, которые фланкируют вход. По средам здесь проводится Исцеление молитвой.

Адрес: г. Казань, ул. Борисковская, 64

11. Закабанная мечеть

Эта мечеть была построена в 1926 году на правобережье реки Кабан. Она посвящена 1000-летию принятия ислама в Среднем Поволжье ханом Алмушем. Разрешение на строительство выдал лично Сталин. Проект разработал архитектор А. Печников еще в 1914 году. Однако в 1931 году она была закрыта. Долгое время здесь находились детский сад и школа. В 1991 году ее открыли.

Адрес: г. Казань, ул. Хади Такташа, 26

12. Ирек

Построена на Кремлевской набережной на улице Федосеевская. Основным инвестором при строительстве стал директор нефтетрейдинговой компании Ирек Салихов. Строительство мечети начато в 2018 году. Это проект компании «Архитектурная мастерская Евгения Болотного». Ее прообразом стала мечеть Шейха Зайда в Абу-Даби. Фасад этого здания выложен самым белым мрамором в мире.

Читать еще:  Владимир Путин будет присутствовать на Рождественском Богослужении в Суздале

Адрес: г. Казань, ул. Федосеевская, 5

13. Иске-Таш

Мечеть была построена в начале XIX века на средства семьи купца Утямышева. Но после этого ее несколько раз достраивали, расширяли. Выполнена она в стиле строго классицизма. Расположена на улице Мазита Гафури. После революции долгое время здесь располагалась школа. А в 1994 году мечеть признали историческим памятником архитектуры. Она отреставрирована и здесь проводятся богослужения.

Адрес: г. Казань, ул. Мазита Гафури, 34 А корп. 1

14. Азимовская мечеть

Построена в 1890 году, вместо стоявшей на этом месте деревянной, на средства купца Муртазы Азимова. Это одноэтажная двухзальная мечеть-джами с трехэтажным минаретом. Была закрыта в 1930 году. Мечеть долгое время находилась на территории завода «Радиоприбор». В ней открыли школу киномехаников и часто показывали фильмы. Сейчас мечеть отреставрирована и открыта для посетителей и верующих.

Адрес: г. Казань, ул. Фаткуллина, 15

15. Розовая мечеть

Возведена в 1906 году. Свое название получила, благодаря цвету стен. Расположена мечеть на улице М. Гафури. В советское время была закрыта, но с 1998 года в ней постоянно проводятся богослужения. Начиная с 1930-х годов и до середины 1990-х, здесь располагался профилакторий. Часть минарета была разобрана, а внутреннюю часть разделили на перегородки. Но в наше время уже произведена реставрация здания.

Адрес: г. Казань, ул. Мазита Гафури, 67

16. Гаиля

Находится в микрорайоне Азино на улице Дж.Файзи. Возведена была в 2003 году. Это двухзальная мечеть с двумя минаретами и большим куполом-гамбизом. Она разбита на 2 блока: мужской и женский, и каждый блок имеет свой молельный зал. Ее название в переводе с татарского обозначает «семья». Построена мечеть на пожертвования казанцев.

Адрес: г. Казань, ул. Джаудата Файзи, 2

17. Энилер

Расположена в Приволжском районе на улице Газовая, рядом с Российским исламским университетом. Мечеть выполнена из коричневого кирпича, имеет один минарет, расположенный над входом. Кроме богослужений здесь постоянно проводятся курсы арабского языка, по основам Корана и Ислама.

Адрес: г. Казань, ул. Газовая, 18

18. Казан Нуры

Расположена в Новосавиновском районе возле реки Казанки. Выполнена мечеть из дерева, имеет цокольный и мансардный этажи. Минарет расположен над входом. Представляет собой современное здание с элементами фольклорного стиля. В ночное время мечеть освещена декоративной подсветкой. Возведена она в 1999 году. Автором проекта являются архитекторы Р. Билялов и М. Султанов.

Адрес: г. Казань, ул. Фатыха Амирхана, 3, корп. 2

19. Мечеть на территории комплекса «Туган Авылым»

Расположена на территории ресторанного комплекса. Построена на средства владельца комплекса Айдара Булатова. Площадь мечети 100 м 2 , имеется этаж для женщин и два этажа для мужчин. Здание построено из цельных бревен в традиционном татарском стиле. Здесь постоянно проводятся богослужения. Мечеть работает до 02:00 часов ночи.

Адрес: г. Казань, ул. Туфана Миннуллина, 14/56

20. Бишбалта

Расположилась в Адмиралтейской слободе на улице Клары Цеткин. Возведена в 2010 году. Представляет собой здание из красного кирпича с большим куполом. Название Бишбалта, в переводе с татарского языка, обозначает «пять топоров». Это связано с тем, что ранее на этом месте располагалось селение лесорубов, столяров, плотников. Именно это место Петр Первый выбрал для Адмиралтейства Каспийского флота.

Адрес: г. Казань, ул. Клары Цеткин, 14

21. Хузейфа

Находится на улице Юлиуса Фучика. Это современное здание с элементами восточной архитектуры. Средства на строительство мечети выделили спонсоры из Арабских Эмиратов. Названа она в честь одного из сподвижников пророка Мухаммеда. Построена в 1997 году, а автором проекта стал архитектор В. Белицкий. Это место популярно среди местных жителей. Туристы также часто посещают мечеть, как пункт экскурсионной программы.

Адрес: г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 52, корп. 1

22. Рамазан

Построена в 1994 году. Автором проекта является архитектор С. Айдаров. Расположена мечеть в Кировском районе на улице Окольной. Имеется два этажа и один минарет, с пятью золотыми шпилями. Здесь гармонично сочетаются классицизм и традиционный татарский стиль. В женский и мужской молельные залы имеются разные входы. При ее строительстве за основу взята мечеть Барудия, которая была построена в начале XIX века в Казани и снесена в 1973 году.

Адрес: г. Казань, Окольная, 25 Б

23. Гадель

Расположена мечеть в Приволжском районе на улице Оренбургский тракт. Была построена в 2001 году. Это одноэтажное здание с одним минаретом. Крыша выполнена в голубых тонах и это красиво смотрится на фоне неба. Здесь постоянно проводятся богослужения, а также различные мероприятия для молодежи. Также здесь работает воскресная школа. Мечеть часто включается в экскурсионную программу при посещении города.

Адрес: г. Казань, пр. Оренбургский, 193

24. Нур-эль Ислам

Расположена на улице Армавирская. Это двухзальная мечеть с отдельно стоящим минаретом. Построена она в 1989 году на пожертвования местных жителей. Также при строительстве помогла средствами мечеть «Маржани». При мечети открыта детская мусульманская школа. Здесь преподают не только школьные предметы, но арабский язык, историю религии. На здании установлена мемориальная доска, на которой увековечено имя первого имам-хатыба, Вафа хазрета Гилязова.

Адрес: г. Казань, ул. Мусы Бигиева, 36/56

25. Куддус

Мечеть построена в 2012 году. Это проект архитектора Артура Айтбатина. Расположена она в Советском районе в Яснополянском переулке. При строительстве все было тщательно продумано. Здесь имеется своя столовая, загон для жертвенных животных. Также есть комнаты для размещения гостей и студентов медресе. Все это делает мечеть современным центром для верующих людей.

Сама жизнь

Искусство в представлении Васильева и есть сама жизнь. Он творит ее на сцене, дирижируя участниками действия. Из хитросплетенных жестов рук рождается стройная гармония хора, узорчатая вязь бесцензурных балетных ансамблей, рельефная диспозиция оркестровых тутти и соло. Персонажи по воле автора бессмертны и оттого пребывают в вечном движении. Взмах кисти — и плотная хоровая масса мобильно перемещается к заднику, уступая место солистам. Еще один взмах — и танцовщики завертелись в энергичном неоклассическом вихре. Жизненный тонус героев поддерживает харизма их творца. Недаром его пластический лейтмотив — воздетая к небу рука — в финале становится всеобщим, прославляя божественную силу искусства.

Любители нетривиальных сценических решений оценили оформленные в стиле египетских пилонов кулисы. Они преображают сцену в театральный храм, расписанный с помощью видеоряда квазиимпрессионистскими живописными полотнами юбиляра. Созидание прекрасного происходит то под величественными сводами собора (Kyrie eleison), то в морской пучине (Dies Irae), то на зеленых лугах (Tuba mirum). Не менее оригинальны гигантские движущиеся зеркала вверху пилонов: лучи прожекторов, отражаясь в кулисах, создают иллюзию сияющего света.

Былое и отдых

В 60 километрах от столицы, на месте слияния рек Свияга и Щука, расположен остров – град Свияжск, площадь его всего 62 гектара, а население – всего 248 человек. Построен он был Иваном Грозным под носом казанского хана в 1551 году за четыре недели, правда, заготовка крепости происходила заранее в городе Мышкин, затем каждое бревно пометили, разобрали и сплавили по реке. Военная хитрость удалась, и Казань пала, после окончательной победы Свияжск из военной крепости превратили в мирный город с двумя монастырями и девятью храмами, один из которых – ровесница города деревянная Троицкая церковь. На «ленивом торжке» по-прежнему ремесла, как и в Средние века: гончары, кузнецы, кожевники продают свой товар.

Удобнее всего не ехать в Свияжск из Казани, а остановиться в городе-курорте «Свияжские холмы» в зоне заповедника. Здесь открывается сказочный вид на слияние трех рек – Сулицы, Свияги и Волги, а природную красоту дополняет продуманная инфраструктура: 4 горнолыжные трассы, 4 гостиницы и 5 поселков с альпийскими домами, 6 ресторанов и кафе. А летом гостей ждет гольф-поле на 18 лунок с клубным рестораном, открытым бассейном, летней террасой и сауной. Дизайн поля разработал архитектор Питер Харрадин, создающий лучшие гольф-поля в мире.

Что привезти

Бал-май – сливочное масло, взбитое с медом. Есть версии с корицей и шоколадной пастой.

Толкыш каляве – пирамидки из медово-сахарной карамели. Технология приготовления десерта довольно сложная, а скорость употребления – наоборот. Местные с любовью называют толкыш каляве татарским раффаэ́лло.

Чак-чак – национальная сладость из теста и меда (особенно хвалят чакчак, произведенный Третьим хлебозаводом).

Чак-чак

Казылык – колбаса из конины в натуральной оболочке с кусочками мяса и конского жира.

Локальные дистилляты – крепкие бальзамы «Татарстан», «Чистай» и «Бугульма», в состав которых входят десятки трав, плодов и кореньев. Не дижестив или аперитив, а скорее лекарство и ароматическая добавка в кофе.

Татарский чай. Чай в Казани уважают издревле, до сих пор пьют его больше и чаще, чем самый популярный капучино. В татар-чай добавляют соль, черный перец и сливочное масло, а иногда каймак или молоко. Купаж «Татарский чай» включает смесь черного и зеленого листа с чабрецом, мятой, липой, зверобоем и другими травами.

Что попробовать?

Лимонный тарт с меренгой (ресторан La Famiglia) – от Казани не ожидаешь высот в итальянской гастрономии, а зря. На Кремлевской набережной есть отличный ресторан, где шеф-повар Артем Лаптев готовит домашнюю пасту (в том числе и без глютена), печет хлеб на особой закваске и пиццу, очень похожую на оригинал. Отдельная «дольче вита» – десертная карта с тирамису и розмариновой панна-коттой, но главное, не пропустите лимонный тарт с пышной меренгой, которую шеф-повар обжигает прямо у стола гостя.

Мясные деликатесы (ресторан «Чирэм»). На одной тарелке собрано все лучшее сразу: аргамак (варенокопченая конина), казылык (сыровяленая конина со специями), ат тунмае (конское сало) и тавык катлама (рулет из цыпленка с черносливом).

Элеш – закрытый пирог из мяса цыпленка и картофеля и вак белеш – пирог с рисом и телятиной.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector