3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Праздник «Мавры и христиане» в Испании: дань истории и традициям

Содержание

Праздник «Мавры и христиане» в Испании: дань истории и традициям

Праздник «Мавры и христиане» в Испании – это очень старый фестиваль, который отмечается в некоторых провинциях Испании с XVI века. Красочные и веселые шествия, проходящие во время фестиваля, – дань памяти событиям, имевшим место на территории Испании в XIII веке – противостоянию мавров и христиан и окончанию реконкисты, в результате чего последние восстановили свое влияние на Пиренейском полуострове.

Первыми праздник стали отмечать жители городка Алькой в провинции Аликанте. Именно здесь придумали переодеваться в костюмы мавров и христиан и устраивать шествия, символизирующие противостояние между двумя культурами. Фестиваль организуется в основном на территориях провинций Валенсия и Аликанте, а также в некоторых провинциях Мурсии, Кастилии-Ла-Манчи, Андалусии, Эстремадуры, Каталонии, Канарских и Балеарских островов. Как правило, праздник приурочен к дню святого покровителя того или иного города, поэтому в разных муниципалитетах он проводится в разное время.

Важный элемент фестиваля – религиозные церемонии в честь Святого покровителя города или поселка. Кульминационный момент праздника – символическая финальная «битва» мавров и христиан, в которой побеждают последние. Единственным исключением является местечко Сиеса в Мурсии, где победа отдается маврам.

Обычно в шествиях участвует большое количество жителей, в том числе самые маленькие дети. Например, в празднике, проходящем в Алькое, в шествиях принимают участие более 5000 человек. В каждом муниципалитете праздник имеет свои особенности, и, попав на любой из них, вы наверняка получите массу впечатлений и удовольствия: великолепные костюмы, веселая музыка и танцы, вкусная еда и напитки и праздничная атмосфера – вот что ожидает вас на этой фиесте. Самые примечательные фестивали проходят в таких городах, как Алькой, Косентайна, Эльда, Петрер, Онтиньенте, Вильена, Бокайренте, Баньерес, Кревийенте, Муро д’Алькой, Бенимарфуль, Гуардамар-дель-Сегура и Вильяхойоса.

Однако существует пять фестивалей, занесенных в список событий международного туристического интереса, и, если вы ходите увидеть что-то по-настоящему поразительное, вам необходимо попасть на «Мавров и христиан» в этих городах: Алькой, Вильяхойоса, Вильена, Кревильенте и Каравака-де-ла-Крус. Четыре первых муниципалитета принадлежат провинции Аликанте (Валенсийское сообщество), а последний находится в провинции Мурсия.

Базар работает, школы — нет

Бахдида — ассирийское название города. У него есть еще два названия: арабское — Хамдания и турецкое — Каракош. После того как Ниневийская равнина стала частью Османской империи, у Бахдиды появилось турецкое название. В 1970-е годы власти Ирака, проводя политику принудительной арабизации, переименовали город в честь арабского племени Бану Хамдан, которое правило в Мосуле в Средние века. И сегодня, чтобы объяснить таксисту-туркоману или курды, куда вам надо, лучше использовать название Каракош, а для арабского водителя — Хамдания.

Бахдида — один из старейших населенных пунктов на Ниневийской равнине, где некогда существовало Ассирийское царство. Позднее равнина стала одним из эпицентров христианства на Ближнем Востоке. Большинство жителей города принадлежат к Сирийской католической церкви. Вторая по численности община в городе — последователи Сирийской православной церкви. Но эта община значительно уменьшилась после американской оккупации Ирака в 2003 году, когда начались преследования христиан фанатиками-исламистами.

NPU взяло на себя функции по обеспечению безопасности ассирийского населения Ниневийской равнины с октября 2016 года, когда завершилось освобождение равнины от боевиков ИГ. Структурно оно входит в состав иракской армии — ополченцам выплачивает зарплату багдадское правительство. Однако ополчение действует лишь в той части равнины, которая контролируется федеральным правительством Ирака. Почти половина региона находится под властью автономии Иракский Курдистан. Курды не позволяют NPU действовать на своей территории.

Командует ассирийским ополчением капитан иракской армии Джуад Хабиб. Пожилой, аскетичный человек с очень печальными глазами. Фактически кроме военной власти в Бахдиде ему принадлежит и роль главы гражданской администрации. Хотя формально гражданская администрация существует, возвратившиеся в город жители приходят с просьбами и нуждами именно к Хабибу.

— До захвата Бахдиды в августе 2014-го здесь проживало около восьми тысяч семей. Порядка 60 тысяч человек. Некоторые из них — беженцы-христиане из других регионов Ирака, которым пришлось покинуть дома из-за угроз исламских радикалов. Жители начали возвращаться в Бахдиду в июне этого года, когда военная операция в Мосуле почти закончилась, — рассказывает капитан Хабиб. — Сегодня в Бахдиде проживает 2800 семей. Их дома мы уже смогли обеспечить централизованным электро- и водоснабжением. Наша главная задача сейчас — возобновить работу школ. Для многих жителей, которые еще не вернулись, важным стимулом для возвращения является то, что они смогут отдавать здесь детей в школы.

Большие двух- и трехэтажные частные дома (одноэтажных почти нет), многоэтажные торговые центры и ночные клубы, новые церкви в модном нынче в Европе стиле русского конструктивизма. Почти каждая семья имела собственный магазин. Именно в Бахдиду до лета 2014 года, до прихода ИГ, приезжали арабы и курды из Мосула, чтобы покупать алкоголь и посещать ночные клубы. Арабы и теперь приезжают за алкоголем, но им запрещено оставаться после 20.00. Таковы требования NPU в целях обеспечения безопасности.

В целом в городе постепенно восстанавливается торговая деятельность. Уже работают несколько десятков продуктовых магазинов. Центральный базар, хотя и уступает по своим масштабам прежнему, каким он был до лета 2014-го, уже действует. Для любого ближневосточного города это один из важнейших показателей. Базар — живое сердце любого населенного пункта на Ближнем Востоке. Если оно бьется бесперебойно, значит, вокруг него будут жители, будет постепенное процветание.

— Все дома были разграблены боевиками ИГ, — рассказывает местный житель, 27-летний Давид. — Ни одного не уцелело. Что террористы не смогли утащить, то сожгли. Действительно, дома, в которые жители еще не вернулись, в копоти. В комнатах и хозяйственных постройках пепелища от сожженных вещей. По словам капитана Хабиба, в городе полностью разрушены 128 зданий. 2400 повреждены в той или иной мере и нуждаются в ремонте.

Постоянно слышится хруст разбитого стекла и чирканье по бетону лопат из домов, где недавно вновь появились обитатели. Жители наводят порядок. Коммунальные службы уже работают, но не успевают вовремя убирать многочисленные кучи оставшегося после оккупации ИГ мусора. Кучи скапливаются на тротуарах. «Ничего страшного, — комментирует Давид. — Это признак того, что жизнь восстанавливается. Постепенно, шаг за шагом, мусор будет убран, а на улицах по вечерам будет полно освещения и людей. Как раньше — до ИГ».

filaretuos

Друзья и враги

Христианство в Ираке

Когда говорится о войне в Ираке, то для нас это представляется чем-то далёким и нереальным. Но это не совсем так. Достаточно 3 суток, чтобы автотранспортом приехать из Европы в тот же Багдад. Многие русские люди любят отдыхать в Турции, Ирак непосредственно граничит с Турцией до которой я добирался авто-транспортом , а потому смею заметить, что военные действия , которые сегодня происходят в Ираке и Сирии от нас с вами относительно не далеко, это 2-3 суток на автомобиле.

При названии страны Ирак, сразу представляются, «дикие» народы далёкие от Европейской и христианской культуры. Что опять не соответствует действительности.

Ирак — это древняя земля библейской Месопотамии. С Месопотамией (территория современного Ирака) связаны многие страницы Священного Писания (Библией). У слияния Тигра и Евфрата находился библйский Эдемский сад, в котором гуляли Адам и Ева, в «Уре халдейском» жил Авраам. Всемирный потоп, Вавилонская башня, висячие сады Семирамиды, падение Ниневии, пир Валтасара, видения Навуходоносора и многие другие библейские легенды являются одновременно и частью истории Ирака . На севере нынешнего Ирака находился один из первых центров христианства в мире . Сегодня христиане — вторая по численности /после мусульман/ группа населения Ирака. Они составляют примерно 3 проц от общего числа жителей страны и живут в основном на севере Ирака, в районе города Мосул, и в Багдаде . Но именно Мосул сегодня контролируется джихадистами ИГИЛ.

У христианства нет земных границ. И в Ираке, так же как в России имеются свои православные святые. Русская Православная Церковь, 19 марта почтила память святых мучеников Ирака, христиан, которые пострадали ещё в 9 веке. В православном календаре они значатся как 42 мученика в Амморее пострадавших. И указано несколько имён: Константин, Аетий, Феофил, Феодор, Мелиссен, Каллист, Васой. Все они жили в первой половине 9 века вблизи иракского Мосула.

Во время войны между греческим императором Феофилом и сарацинами, последним удалось осадить город Амморею (Галатия). В результате измены военачальника Вадитзиса Амморея пала, а сорок два ее защитника – воина были захвачены в плен и отправлены в Сирию. В течение семи лет томительного заключения пленников тщетно убеждали отказаться от христианской веры и принять мусульманство. Они упорно отвергли все лестные предложения и мужественно выдержали страшные угрозы. После многих пыток, так и не сломив дух воинов-христиан, их осудили на смерть. Стойкость святых надеялись поколебать и перед самой казнью. Воину Феодору говорили: «Нам известно, что ты, оставив священный сан, стал воином и проливал кровь. Ты не можешь надеяться на Христа, – признай Магомета». Но мученик уверенно отвечал: «Я не отрекся от Христа, а за то, что оставил священный сан, должен пролить свою кровь».
Приговоренные спокойно и бесстрашно подходили к палачам. Их обезглавили, а тела бросили в реку Евфрат. В службе прославляются святые страстотерпцы: «всеблаженный» Феодор, «непобедимый» Каллист, «доблий» Константин, «чудный» Феофил и «крепчайший» Васой.
Предатель же Вадитзис не избежал позорной участи: враги знали, что нельзя доверять изменнику, и умертвили его.

Самые многочисленные последователи христианства в Ираке — халдеи. Халдеи населяли Месопотамию и враждавали с Ассирийцами за обладание Вавилоном, причём библейская Ассирия , это тоже современная часть Ирака, в частности город Киркук. Именно в Ассирии в Киркуке был похоронен библейский пророк Даниил и сегодня в этом Иракском городе находится его могила . Позже Халдеями называли колдунов, магов, волхвов , гадателей, астрологов. По одной из версий, халдеями-магами были волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Иисусу .
В настоящее время под именем халдеев или сиро-халдеев (ассирийцы) известны месопотамские и персидские христиане , как несториане и перешедшие в православие, так особенно перешедшие в унию с Римом (Халдейская католическая церковь).

Следом за халдеями идут сиро-католики, несториане, представители армянской церкви. Иракская православная церковь ( есть и такая ), подчиняется патриарху Антиохийскому. Православных в Ираке немного, всего несколько тысяч человек. Служба в православных храмах ведется на древнем ассирийском языке , на котором по преданию разговаривал сам Христос . Во времена правления Саддама Хусейна христианское население страны, насчитывавшее в 2003 году 1,8 млн человек, находилось под защитой властей. Кроме того, правой рукой Саддама Хусейна, вице-премьер Ирака, Тарик Азиз был христианином сиро-католиком. С началом американской оккупации и воцарением анархии и хаоса страну захлестнула волна погромов, направленных против христиан и езидов, которые сопровождаются убийствами и грабежами. Нападающей стороной при этом являлись как сунниты, так и шииты с курдами. Всё это привело к значительному оттоку христиан из Ирака и к сокращению христианского населения страны до 600 тыс. человек на 2008 г

Но сегодня у христиан Ирака другая беда, это джихадисты ИГИЛ. И эта беда коснулась и тех же курдов и даже самих мусульман не стоящих на стороне Джихада .

С вторжением боевиков ИГИЛ в город Мосул 6 июня 2014 года христиане, опасаясь преследований, стали массово покидать свои дома. По данным информационного агентства AINA, все 45 христианских храмов Мосула были разрушены , разграблены или превращены в мечети. Из них 11 храмов полностью сожжены.

7 июля 2014 года в ходе встречи Предстоятелей Церквей Ближнего Востока в Ливане, глава Халдейской Католической Церкви Луис Рафаэль Сако I привел свидетельства очевидцев, согласно которым боевики «Исламского государства» уничтожили кресты на церквах, сожгли старинные рукописи и храмовую утварь. Христианам было предписано покинуть Мосул, либо обратиться в ислам, отказавшиеся были подвергнуты жестоким казням. В настоящее время в столице Иракского Курдистана в городе Эрбиле находятся 70 тыс. беженцев-христиан, многие из которых вынуждены ночевать на улицах, в Дохуке — более 60 тыс. Средства массовой информации сообщают, что боевики в Мосуле регулярно казнят детей христиан, отрубая им головы, которые затем выставляются для запугивания населения. Женщины подвергаются жестокому насилию.

7 августа 2014 года экстремисты захватили г. Каракош, населенный преимущественно христианами. Город покинуло около 50 тысяч христиан. Часть христиан бежала в Эрбиль и другие районы Иракского Курдистана. По данным благотворительных организаций в Ираке, беженцы, многие из которых скрываются в горах, испытывают острую нехватку воды, пищи и одежды, люди в лагерях беженцев стали погибать от голода и жажды.

Читать еще:  7 января можно было бы сделать нерабочим днем, считают в ЭПЦ МП

Жестокая агрессия против христиан в Ираке приобрела системные формы, превратившись в подлинный геноцид. Идеологи так называемого «Исламского государства» реализуют задачу тотального истребления или изгнания христиан с занятых ими территорий, совершая массовые убийства насильственно депортируя людей, лишая их всего имущества.

Однако, не следует так понимать, что с христианами борется Ирак. И сегодня в Ираке можно встретить гостей и рабочих в той стране людей из России. По их словам, власти Ирака делают всё возможное для защиты своих граждан и гостей Ирака от террора. Усиленно охраняются отели Багдада в которых для туристов из Европы иракцы стараются предать евро-условия. Правда на волне джихада, всё меньше и меньше отелей решаются предоставить номера для западных гостей. В стране очень не безопасно. Европейцев предупреждают не ходить около мечетей, т.к. чаще всего терракты совершаются именно у мечетей или в них самих. И по возможности не доставать фотоаппараты и не привлекать к себе внимания тем, что человек приезжий турист.

Сами иракцы говорят, что Ирак не смотря на мусульманскую страну, ни когда раньше не был таталитарной страной, здесь всегда любят и уважают гостей и хоть страна всегда соблюдала нормы ислама, но не так строго как в соседних Иране и Саудовской Аравии. У иракцев было больше свободы в стиле одежды и в поведении. Хоть женщины голой головой и мужчины в шортах в Ираке ни когда не ходили, но из-за нарушений норм ислама здесь не побъют палками и не бросят в тюрьму как в соседних странах. К спиртному в Ираке отношения тоже более умеренное, нельзя пить в общественных местах, но купить спиртное можно везде. В Ираке нельзя и курить в общественных местах. Нужно было только уважать культуру и обычаи этой страны, а они в исламских странах одинаковы.

Причём отмечается, что в Ираке самые культурные мужчины в своём Западно-Азиатском регионе. Ни когда иракский мужчина не поднимет руку на женщину. Мужчины Ирака очень миролюбивые, для них ругонь, драка и даже повышение голоса, это исключение. Иракцы очень ценят дом и семью. В Ираке нет нищих на улицах, нет детей просящих денег, нет инвалидов седящих на улице, общественность Ирака всегда заботилось о таких людях и заботу проявляли как правило в семьях родственники. Если человек теряет здоровье или работу, то в семье его тут же поддерживают и оказывают помощь, чтобы даже окружающие не видели этого несчастья болезни или нещиты. Этой добросердечностью к ближним Иракцы особенно отличаются. Так же всегда они были готовы оказывать помощь и гостям Ирака, в том числе туристам из Европы. Но после свержения Саддама Хусейна и захвата Мосула боевиками ИГИЛ положение в стране к людям заметно изменилось. У одних появилась ненависть, у других страх.

Сегодня Ирак делят различные вооружённые формирования, которые не подчиняются ни какой власти, кроме как своего командира. Власти Ирака тут бессильны не только что-то сделать, но даже защитить своих граждан, защитить тем более гостей Ирака.

Считается, что сегодня самое стабильное положение на территории Иракских курдов в городе Эрбиль, не смотря на то, что это под носом у ИГИЛ около Мосула. Вот как о Иракском Курдистане оставила отзыв одна российская туристка: » Здесь нет злых или угрюмых людей, все размеренные, улыбающиеся, много иностранцев, включая американцев. Невольно перенимаешь эту размеренность и спокойствие, нет суеты сует (если не считать дорожного движения, тут даже русские покурят).))) В общем, я и сама стала намного спокойнее.

Например, то, что ислам не считает грехом (харамом) другие веры. То есть христианство, иудаизм. Греховными считаются веры, типа буддизма, то есть те, где нет единого Бога. И враки, что не женятся на иудейках или православных, ещё как женятся! И здесь престижно иметь русскую жену, русских вообще здесь любят. Нигде и ни от кого я не встречала негатива, даже когда вырядилась в майку с кружавчиками, все очень вежливы и почтительны. Особенно полицейские или военные, что удивительно на контрасте нашими. Про одежду скажу лишь, что лучше всего прикрывать плечи и колени.

Разводов здесь не бывает, это нонсенс и случается редко. На разведённого мужчину смотрят искоса, такой жених здесь – не в почёте. Считается, что если не смог сладить с супругой, то и с другой не сладит. И, повторюсь, жениться здесь дорого, своих женщин ценят, если жена уйдёт – считай, разорён. По шариату можно иметь 4 жены, но только с согласия первой. А вообще есть арабская поговорка: «много жён – много денег, много проблем». Более одной жены могу себе позволить только очень состоятельные люди, всех обеспечивать и уделять внимание каждой всё-таки тяжело. Семьи здесь большие, в каждой семье минимум 3-4 ребенка, детей здесь нереально много и уделяется им так же много заботы, ласки и любви от взрослых.

Нельзя сказать, что здесь не выпивают местные жители, выпивают. Но это не принято делать дома, к примеру, просто неприлично приглашать к себе друзей побухать, а в кафе – очень дорого. Поэтому берут мясо, мангальчик, бухло и сидят на обочинах по вечерам четвергов. Да, вот прям едешь – а они сидят на газонах стайками))) В некоторых местах для отдыха ставят деревянные беседки со скамейками.

В Ираке жизнь более дешовая чем в Турции, но более дорогая чем в соседнем Иране.

Цены в российских рублях : литр молока = 20 руб, 1 кг апельсинов = 30 руб, 1 кг. картофель = 28 руб. пол литра пиво = от 80 до 100 руб, вино пол литра от 250 до 5300 руб. литр бензина = 20 руб. 1 минута разговора по телефону = 3 руб, туфли = 1800-2500 руб. пачка сигарет = 60-70 руб. аренда квартиры 3х комнатной 500-800 руб. в зависимости от города и района. «.

Православные готовятся к празднику Пасхи

У православных начинается Страстная седмица. Это последняя, и самая строгая неделя великого поста, который завершится уже в это воскресенье Пасхой.

Все дни Страстной седмицы Церковь называет великими. Они посвящены воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

А накануне верующие отметили Вербное воскресенье. Праздник особо почитаем у православных. Согласно Евангелию, в этот день Господь явил свое царство на земле. Этот день считается также символом будущего воцарения Бога. В вербное воскресенье, во всех церквях республики прошли торжественные богослужения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Церковь евангельских христиан-баптистов посетили эксперты по оценке религиозной литературы

Участники обсудили план взаимодействия по противодействию терроризма в Российской Федерации.

С Пасхой жителей Северной Осетии поздравил Вячеслав Битаров

Сейчас как никогда важно объединиться и провести этот праздник в кругу близких, соблюдая меры безопасности – отметил Вячеслав Битаров.

В Аланском мужском монастыре прошло пасхальное богослужение

Архиепископ Леонид провёл праздничную службу в почти пустой церкви.

Борис Джанаев поздравил земляков с Пасхой

Полпред Северной Осетии при Президенте РФ пожелал соотечественникам достойно выстоять перед всеми испытанимями.

Для военнослужащих Владикавказского гарнизона испекли более 2,5 тысяч куличей

Тесто приготовили по различным рецептам, исключительно из натуральных продуктов.

Жители Северной Осетии отмечают Пасху

В каждом доме сегодня символы Пасхи – красное яйцо и сдобный кулич.

День финансово-экономической службы Вооружённых Сил

Международный день снежного барса

8 лет назад погиб лейтенант полиции, Герой РФ Заур Джибилов

День таможенника РФ

День рождения драматурга, прозаика, участника ВОВ Сергея Кайтова

Программа работы фонтана на площади Свободы на ближайшие дни

Готов отправиться в Аланию?

  • О нас
  • Новости компании
  • Лица компании
  • Реклама
  • Для СМИ
  • Вещание
  • Вакансии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ «ОСЕТИЯ-ИРЫСТОН»

© Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Трансляция эфира возможна исключительно при использовании плеера и системы онлайн-вещания национальной телекомпании рсо-алания «осетия-ирыстон».

Фестиваль Мавры и Христиане

Небольшой городок Алькой ежегодно приглашает всех желающих провести несколько дней в атмосфере Средневековья и увидеть своими глазами одно из главных сражений мавров и христиан. Праздник «Мавры и Христиане» одно из самых значимых событий провинции Аликанте, поэтому его празднование всегда масштабное, яркое и запоминающееся.

Исторический праздник «Мавры и христиане» (Moros y Cristianos) уже два века проводится в семнадцати испанских провинциях. Он проходит в разных населенных пунктах страны в различное время – ведь в период Реконкисты испанские территории освобождались от мусульман постепенно. В Альте эти события празднуют в сентябре или начале октября, в Ориуеле и Гуардамаре – в июле, в Кальпе и Бенидорме – в октябре, в Аликанте – в разное время в четырех городских районах.

Самое красочное театрализованное действо устраивают по весне жители валенсийского города Алькой на Коста-Бланке. Даты фестиваля непостоянны – их можно уточнить на сайте города alcoyturismo.com. В 2015 году праздник в Алькое проходил 24 – 27 апреля. Как раз на него мы и отправились.

Дорога до праздника

Все парковки заняты

Отправиться на праздник на машине – это та еще авантюра. Алькой очень маленький городок, а в этот день его просто разрывает от большого количество туристов. Заранее на google maps по спутнику присмотрел 3 места. До двух первых парковок доехать не удалось – все перекрыто. Оставалась последняя – в промзоне за пределами города. Там мы и оставили нашу машину и отправились в путь около 1,5км до праздника.

Дома были увешаны знаменами

Появляются первые жители в костюмах

Появляются первые жители в костюмах – значит мы на верном пути. Вдалеке слышны выстрелы и взрывы. Идем туда!

Вот уже и парад

Похоже, что люди занимали места с утра. Сквозь толпу почти ничего не видно.

Самые продуманные заранее подготовили себе VIP места на балконах. Давайте разберемся, что тут происходит? Кто все эти наряженные в доспехи войны и почему испанцы одинаково почитают и мавров и христиан.

Истоки праздника

Исторический фестиваль «Мавры и христиане» (фото: Georges Grau)

Исторические события, которые послужили истоком для всенародного карнавала в Алькое, происходили в 1276 году. Тогда в христианское поселение Alcoy вторглись мавританские завоеватели под предводительством Аль-Азрака – шейха Алькалы. Битва была ожесточенной, а силы – неравными. Объединенное войско рыцарей-христиан и жителей поселения уступало армии Аль-Азрака численностью, вооружением и ратной подготовкой.

Потери христиан были огромными, и к вечеру защитники городка уже потеряли надежду. Когда сарацины собрались нанести непокорному Алькою последний удар, над стенами городской крепости возникла фигура Святого Георгия. Он явился защитникам города в облике призрачного всадника, со светящимся крестом на груди, на белом коне.

В рядах сарацин началось смятение. Чудесное явление и грозный призыв Святого Георгия придали сил христианам. Защитники города яростно отбили атаку врагов и изгнали мавров из Алькоя.

Площадь Испании, город Алькой (фото: Luis Gosalbez)

Ликование христиан по поводу великой победы вылилось во всенародный праздник. Были времена, когда это событие широко отмечали, случались долгие периоды, когда его предавали забвению. С 1672 года празднования победы над маврами стали постоянными. В XVIII веке власти окончательно решили возвести традицию в ранг официальных торжеств. С 1980 года исторический фестиваль в Алькое получил мировое признание – статус «Interés Turístico Internacional».

Мавры и христиане в наши дни

Мавры не такие уж и злые

Враждебные чувства бывших противников иссякли уже давно. Сегодня для участия в историческом театрализованном действе испанцы с одинаковым энтузиазмом надевают и воинские латы христиан, и роскошные одеяния «мавров». Алькой на несколько дней вновь погружается в атмосферу Средневековья и переживает великие события.

Праздники отмечают шумно, весело и торжественно. В Алькой к назначенной дате съезжаются тысячи туристов – собираются гости со всего мира. В эти дни в городе заняты практически все отели и апартаменты. Гостям вручают программки праздника, где самые интересные события расписаны буквально по минутам.

Подготовка к празднику

К проведению красочной реконструкции Алькой готовится загодя. В городе создано двадцать восемь тематических клубов – фил. Группа единомышленников из каждого клуба имеет свои отличительные цвета и символику. Костюмы, реквизит и амуницию для фестиваля участники готовят на свои средства. В течение года они проводят собрания, обсуждая детали предстоящего праздника, декораций и облачений.

Карнавальные одеяния самодеятельных актеров выглядят роскошно и стоят дорого, но энтузиасты денег не жалеют. Одежды шьют из натурального шелка и бархата, украшают ручной золотой вышивкой. Каждый год в Алькое принято изготавливать новые костюмы для фестиваля. Многие горожане перечисляют деньги на организацию праздника; средства из казны обычно не тратятся.

Главные мероприятия по дням:

День Музыкантов

Первый день фестиваля называют Днем Музыкантов. По городу идут духовые оркестры, шагают бесконечные процессии горожан в карнавальных нарядах. Вереницей движутся актеры, танцоры и акробаты, непрерывно играют веселые музыканты. Прямо среди участников шествия происходят яркие мини-спектакли. Зрители по традиции рассыпают конфетти над идущей толпой.

День проходов

Нашли отличное место на трибуне

Второй день – День проходов. Как раз на него мы и попали! Он открывается торжественным парадом войск. В определенном порядке идут группы каждой из фил.

Вначале движутся «христиане»: баски и арагонцы, астурийцы, крестоносцы. Колонны идут во главе с капитанами (на эти роли ежегодно назначают самых авторитетных и влиятельных горожан). На христианских воинах надеты меха, настоящие кольчуги и металлические доспехи, выкованные вручную. В руках у них – копии средневекового оружия. Капитаны приветствуют публику. Проход воинов сопровождают всадники, знаменосцы и музыканты – с каждым боевым отрядом идет свой оркестр.

Читать еще:  Организовано проведение крестных ходов к захоронениям воинов Белой Армии в Таллине

За христианами следуют «мавры»: берберы, бенимеринцы, марокканцы. Арабские воины шествуют с пиками и мушкетами, в тюрбанах и ярчайших одеждах. Ритм идущим задают огромные барабаны.

Довольные мужички со щитами

В рядах воинов есть и дамы

И дедушки с внуками

И даже малыши участвуют в параде

А мы все сидим на трибуне и не можем оторвать глаз от такой красоты. Сколько же эмоций, радости у людей. Никаких пьяных и дебоширов. Чувствуешь себя в полной безопасности.

У каждой филы есть свой оркестр

Тинейджеры тоже участвуют

Участвуют даже слоны (фото: Luis Gosalbez)

Девочки с цветами

Особое место в параде занимают малыши. Они так притомились от выступления и жары, что даже под такой шум и гам спят непробудным сном.

Еще один спящий принц

А это преспокойно дрыхнет

Мужики довольные, как дети

Какой-то важный чел

Смотр войск будущих «исторических противников» проходит в течение всего второго дня фестиваля, с небольшим перерывом на сиесту.

Перед тем, как мы перейдем к осмотру мавританских войск, я хочу рассказать про другие дни фестиваля. Мы на них не были, поэтому фотографии не мои с этих дней.

День Святого Георгия

Третий день – День Святого Георгия. Он отводится священной стороне праздника. Жители Алькоя чествуют небесного покровителя города. По улицам движутся религиозные процессии, со всеми положенными почестями горожане несут статую святого. В соборе проходит торжественная служба. Снова повсеместно проводятся театрализованные представления, прохожим раздают сладости. Жители выбирают «спасителя города» – Святого Георгия. Эта высокая миссия в Алькое традиционно поручается ребенку. С помощью честного случайного выбора любой мальчик на время праздников может стать святым патроном города.

День Грома

Те горожане, которые не хотят участвовать в дальнейших событиях, стараются к вечеру покинуть Алькой, потому что на следующий день в городе станет ужасно шумно.

На четвертый день наступает кульминация праздника – День Грома. Начинается реконструкция исторического сражения, в котором участвует несколько тысяч человек. Сценарий ежегодной битвы прорабатывает организационный комитет праздника; заранее распределяются все ключевые роли.

Узкие улицы города становятся естественными декорациями средневековых событий. Главное сражение проходит на площади Испании, возле большой, специально построенной деревянной крепости, символизирующей старый Алькой. Битва длится не один час: над площадью стелется пороховой дым из аркебуз; гром барабанов и звуки воинских флейт слышатся на весь город. Ближе к вечеру мавры готовятся к последней атаке, а измученным христианам является Святой Георгий. «С нами Бог, мы победим!» – провозглашает спаситель города.

Бой заканчивается победой защитников Алькоя. После этого обе противоборствующие стороны отправляются в бары – отмечать освобождение. Хотя исход театрализованной битвы всегда заранее предрешен, каждый год она проходит с огромным энтузиазмом и драйвом.

Всю ночь длятся народные гуляния. В них участвуют все, кто есть в городе: местные жители, их гости из соседних городов и провинций, иностранные туристы. Оставаться в стороне просто невозможно: массовое веселье на площади Динс и в ее окрестностях не оставляет шансов на спокойный отдых. Праздник Moros y Cristianos заканчивается красочным фейерверком.

А мы возвращаемся на парад…

Продолжаю рассказывать о втором дне. Сейчас пойдут красочные костюмы мавров. Они более впечатляющие.

Заметил такую особенность. Проходит такой ряд мужичков со щитами и кто-нибудь с краю идет и покуривает сигару с важным видом.

Православные христиане готовятся встречать Пасху

В воскресенье, 19 апреля, православные христиане встречают Светлую Пасху. Прямую трансляцию пасхального богослужения из Казанского кафедрального собора проведет телеканал «Санкт-Петербург». Начало — 18 апреля в 23:00.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Иисус Христос искупил людские грехи своей смертью и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. При этом само слово «Пасха», пришедшее из греческого языка, означает «прехождение» или «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

История праздника

Иисус Христос по достижении своего 30-летия стал вести проповеди и рассказывать людям о Божьих законах. Через три года, в пятницу после еврейской Пасхи, его распяли на Голгофе. С тех пор эту пятницу прозвали Страстной.

На третий день после погребения Иисуса, в воскресенье, как сказано в Евангелии, несколько женщин-мироносиц пошли к гробу, чтобы отнести благовония для его тела, но увидели пустой гроб. На камне неподалеку сидел Ангел и рассказал благую весть: «Иисус Воскрес!»

Со страхом и радостью женщины рассказали Апостолам об увиденном. Апостолы сначала услышали весть о том, что Христос воскрес, а уже потом увидели Христа и поклонились Ему.

Празднование Пасхи в России

В день Пасхи заканчивается строгий Великий Пост, а в течение недели до Пасхи, начиная от Вербного воскресенья, православные готовятся к празднику. Сейчас даже для далеких от религии людей Пасха ассоциируется с куличами, крашеными яйцами и колоколами, но так было не всегда.

После революции 1917 года власти попытались заменить Пасху светскими мероприятиями и даже противились ее открытому празднованию. Такой негласный запрет действовал до самого конца 1980-х годов.

Первая телевизионная трансляция богослужения в честь Светлой Пасхи состоялась в ночь на 7 апреля 1991 года. С 1993 года богослужения стал посещать и президент.

Традиции празднования

Торжественная часть праздника начинается в ночь с субботы на воскресенье. Как правило, христиане бодрствуют в священную и ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

В пасхальную ночь совершается и крестный ход, который заканчивается пением пасхального канона. После Заутрени в ряде храмов служится светлая Пасхальная литургия. После богослужения молящиеся обыкновенно разговляются при храме или у себя по домам.

В этом году в связи с борьбой против коронавируса представители и религиозной, и государственной власти совместно выступили с призывом соблюдать меры самоизоляции. Многие храмы будут вести пасхальные службы онлайн. Праздничное богослужение, которое пройдет в Казанском соборе, покажет телеканал «Санкт-Петербург». Трансляция будет доступна в том числе на сайте topspb.tv и в наших пабликах в соцсетях. Начало – в 23:00.

Пасха празднуется всю неделю. При этом все 40 дней после Пасхи (до Вознесения) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Обряды

Существует несколько обрядов, которые христиане проводят во время празднования Пасхи. Самое известное из них — состязание, какое яйцо быстрее треснет.

Считается, что если загадать доброе желание в Пасху, оно обязательно исполнится. Девушкам, чтобы сохранить свою красоту, следует окунуть крашеное яйцо в святую воду и умыться ей.

Помните, что в Пасху не стоит проводить генеральных уборок и других работ, этот день создан для отдыха и радости.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Праздник в честь святых Русской православной церкви, чья жизнь была связана с Эстонией. Учрежден в 2002 году.

Празднование Собора Святых земли Эстонской установлен указом Патриарха Московского и всея Руси Алексием II от 22 июля 2002 года, Собор Святых Эстонской земли празднуется (18 ноября ст. ст.) 1 декабря. Согласно указу Его Святейшества была написана и икона «Собор Святых земли Эстонской», которая находится в Таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе.

Настоятель храма св. великомученицы Варвары в Печерах, в котором служат часть Литургии на эстонском языке для сету (православных эстонцев), протоиерей Евгений Пелешев сказал о событии:

«Эстонские святые: епископ Платон (Кульбуш) — эстонец, эстонец и священномученик Михаил Блейве, эстонец архиепископ Николай (Вейсман) — Святая Церковь не делит православных на народности, у Бога нет этого, среди Его святых и православные эфиопы, и египтяне… С первых веков христианства они все тамошние: иерусалимские, греческие, палестинские великомученица Варвара-римлянка, и мы их не делим по национальности. Для нас главное, что они — святые угодники Божии, Богу угодили. Святой Антоний приплыл из Рима на камне в Новгород, и у нас почитается Русской Православной Церковью. Мы всех своих русских святых знаем: от Князя Владимира до новомучеников. А названия Собора Святых: эстонские, финские — не по национальности, а где человек спасался, где стяжал Святой Дух, где, на какой земле, совершал христианские подвиги веры. Нет ни эллина, ни иудея по слову Господа, а кто праведно прожил, тот святой человек. При моей памяти, когда я жил в Эстонии, ни один из эстонских святых не был прославлен. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который был Архиепископом Таллинским и Нарвским, собирали жития мучеников, свидетельства, как их расстреливали. В основном, они пострадали в 1918-1919 годах, когда коммунисты несколько месяцев управляли в Эстонии».

В XX веке среди сонма мучеников и исповедников Русской Православной Церкви прославились клирики, выходцы из Эстонии, или связанные с этой землей служением Православной Церкви. Пока в Эстонии была Советская власть до 1920 года, многие православные священники приняли мученическую смерть, казненные за проповедь Православия большевиками.

Первый эстонский Епископ Рижской епархии мученик Платон (Кульбуш) зверски замучен красногвардейцами. Его арестовали в алтаре храма в Юрьеве, вместе с ним были арестованы протоиерей Николай Бежаницкий, протоиерей Михаил Блейве, сослужившие Владыке, и еще 15 человек. Их допрашивали с 8 января, а расстреляли 14 января 1919 года.

Очевидец событий вспоминает: после того, как отступили красные отряды из Тарту,

«в подвале Дворянского кредитного банка лежали убитые, была гора трупов, окровавленных, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых застыл ужас… Вынесли отца Николая Бежаницкого, пастора Хаана, отца Михаила Блейве. У последнего от лица ничего не осталось, так как разрывная пуля была выпущена в затылок… Одним из последних вынесли епископа Платона. Он был страшно изуродован, но персты были сложены для крестного знамения. На теле Епископа обнаружили одиннадцать ран от штыка и четыре — от пуль. Отпевали убитых в Тарту».

Светлый, любвеобильный владыка Платон (Кульбуш) похоронен в Таллине. В 1937 году был расстрелян в Ленинграде уроженец Эстонии протоиерей Карп Эльбе. История Православия на земле Эстонской достаточно драматична. Современные эстонцы по вероисповеданию лютеране, но семена христианства были принесены на эту землю в начале XI столетия, после Крещения Руси. Уже в XIII столетии началась оккупация Эстонской земли немецким орденом меченосцев, который предпринял крестовый поход на земли эстов и ливов.

Немногочисленное православное население подверглось гонениям, которые продолжались вплоть до Реформации, когда в XVI столетии в Эстонии утвердилось лютеранское вероисповедание. Но Православие в Эстонии не исчезло, благодаря подвижничеству православных на приграничных территориях Руси.

В знаменитой битве с немецкими рыцарями на льду Чудского озера в апреле 1242 года Благоверный князь Александр Невский защищал не только русские земли и княжества, но и веру Православную. Поэтому Русская Православная Церковь чтит его в Соборе эстонских святых, как покровителя Православия Эстонии и всего Прибалтийского края.

В самой эстонской земле на протяжении веков прославились многие подвижники благочестия и мученики. Мученическую смерть принял во время гонений на Православие пресвитер Никольского храма в Юрьеве (Тарту), уроженец этого города, основанного русским князем Ярославом, священник Исидор Юрьевский. Магистр Ливонского ордена сразу после Крещения, 8 (21) января 1472 года, повелел бросить священника в реку Омовжу, воды который отец Исидор освящал на Богоявление.

Священника утопили вместе с 72 прихожанами, среди которых были и малые дети. Когда немецкий рыцарь попытался вытащить младенца из воды, как рассказывает житие, ребенок сам бросился в реку к матери. От притеснений немцев-латинян бежал из Юрьева Преподобный Серапион Спасо-Елеазаровский; покинув родину, он подвизался в Спасо-Елизаровском монастыре, став пламенным исповедником веры Православной. Знаменитый Псково-Печерский монастырь основали выходцы из Эстонской земли православные священнослужители, бежавшие от преследований ливонцев.

В конце 1460-х годов священником-миссионером Иоанном Шестником (преподобный Иона) со своей супругой (преподобная Васса Псково-Печерская) был построен пещерный Успенский храм, давший начало обители. Игумен монастыря, мученик Преподобный Корнилий, проповедовал в землях эстонских и дошел с проповедью до Нарвы.

В начале XVIII века господствовавшие в Прибалтийском крае немцы мешали проповеди Православия, хотя эти территории после Северной войны по Ништадтскому миру отошли России. Тогда принял смерть в Ревельском каземате священномученик митрополит Арсений (Мацеевич) — за протест против произвола Советской власти по отношению к Православной церкви.

Святым Эстонской земли является и Праведный Иоанн Кронштадтский, чьими трудами, молитвами и финансовыми пожертвованиями был возведен Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, а первыми монахинями монастыря стали крестницы праведного отца Иоанна. Святые Эстонской земли жили в разное время и в различных исторических условиях, но все они связаны Святым Православием, все они предстатели перед Богом, и каждый из них пример всем нам, как можно и должно в любых условиях оставаться христианином, преданным нашей Церкви даже до смерти.

Крещенский сочельник: традиции и приметы

Православные христиане готовятся к празднованию Крещения Господня. Канун великого праздника называется Крещенский сочельник

Редакция Sputnik Грузия подготовила подробный обзор обрядов и традиций, связанных с этим праздником.

По другой версии, так славяне называли круглый пирог из пресного теста. В церковной же традиции это время называется — Навечерие Крещения Господня или Богоявления.

Сочельник

Крещенский сочельник православные христиане отмечают 18 января. Служба в этот день, ввиду особенных предписаний церковного Устава, будет необычной — сначала литургия, затем — великая вечерня, после которой духовенство освятит воду великим чином.

Читать еще:  Власти Саудовской Аравии убеждены, что День святого Валентина - это праздник греха

Еще одно такое водосвятие будет совершаться 19 января в праздник Крещения Господня, после торжественной литургии. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Вода эта называется Великой агиасмой, что в переводе с греческого значит «святыня», или просто крещенской водой.

Водосвятие называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

В некоторых церквях водоосвящение проводят еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.

В Крещенский сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды. По сути, это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня — не постный.

Агиасма

Крещенская вода — одна из главных святынь Православной церкви. Еще в древней Церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды, которая восполняет душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой. Святая вода должна храниться дома у каждого христианина, и ее запасы верующие пополняют один раз год — в Навечерие Богоявления (18 января) или в сам праздник Крещения (19 января).

После Великого водосвятия, особого молебного чина, в котором на воду призывается исцеляющая благодать Святого Духа, верующие, по традиции, выпивают по кружечке крещенской воды в храме, умывают ею лицо, а затем разбирают свои бутылочки с агиасмой и уносят их домой.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к обычной воде, она передает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Святую воду обычно следует пить утром, натощак, а при заболеваниях — в любое время и читать молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Обычаи, обряды, приметы

Традиции и обряды этого праздника уходят корнями в глубокую древность. Праздник Крещения завершал Святки, которые по народному поверью были периодом «без креста», ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен.

Также заканчивались «страшные вечера», во время которых потусторонние силы свободно разгуливали в мире людей. Считалось, что в Крещенский сочельник эта нечисть становилась особенно опасной. Поэтому многие традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

К празднику Крещения люди тщательно готовились. В домах накануне наводили порядок, полы мыли и подметали, так как считалось, что в соре могли прятаться черти. Также все места, в которых могла притаиться нечистая сила — углы, двери, окна, печь, погреб, хозяйственные постройки и ворота — окуривали ладанным дымом, рисовали мелом кресты и кропили святой водой.

Когда на небе загоралась первая звезда, люди с молитвой садились за праздничный стол. Ужин в Крещенский сочельник имел название «голодная кутья», так как состоял из постных блюд. За столом, как и перед Рождеством, собирается вся семья.

Трапеза Крещенского вечера обязательно включала кутью и узвар, с которых начинался ужин, а также сдобную выпечку, блины, вареники, рыбу, каши, овощи. После ужина было принято складывать все ложки в одну миску и накрывать ее хлебом, чтобы год был урожайным на хлеб. Люди верили, что в ночь на Крещение у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком, поэтому в Крещенский сочельник крестьяне прислушивались к скотине, чтобы узнать свое будущее.

Крещенский сочельник был последним сроком святочных гаданий. Молодежь в эту ночь проводила последние святочные посиделки с гаданиями, играми и песнями. Девушки традиционно гадали о суженном, о будущем.

Крещенские сны и гадания считались самыми верными. Для гадания в эту ночь подойдут те же обряды, что и для Рождественских и святочных гаданий. С Крещенской ночью в народе связано также множество примет, в том числе и связанные с погодой. Поставьте в ночь на Крещение на стол серебряную чашу. Наполните ее водой. Ровно в полночь вода должна колыхнуться. Какое желание в тот момент прокричишь над чашей, тому и сбыться.

Крещенский снег и лед собирали девушки в чистом поле. Этим снегом нужно было обтирать лицо, чтобы оно было белым да румяным.

Если в этот день метель — быть урожаю. Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться. Мало снега на ветвях деревьев — летом ни грибов, ни ягод не ищи. Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то старики предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: «Ярки звезды породят белые ярки». Кроме того, если в этот день будет метель — то же самое будет и на Масленице, если сильные южные ветры — будет лето грозовое.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Покончить с «турецкими гетто», или Путь спасения армян и всех христиан Ближнего Востока

Мусульмане должны понять, что христиане – это не «гяуры» и не «зимми», а полноправные жители Ближнего Востока. А христиане начинают понимать, что ни Европа, ни США не собираются их спасать.

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

Кем будут христиане на Ближнем Востоке после войны? Немногие вспоминают, что христиане и езиды – не пришельцы в мире мусульман. Напротив, они были и остаются творцами Ближнего Востока. А значит, они не «зимми», а полноправные граждане своих стран – такие же, как любой мусульманин. В этом – главная идея вышедшей в Париже книги «Меньшинства Востока: забытые историей» («Minorités d’Orient: Les oubliés d’Histoire»).

Автор книги – молодой, но уже хорошо известный французский журналист и востоковед Тигран Екавян. Сын сирийского армянина, до войны он регулярно бывал в Сирии и Ливане.

Им, конечно, «помогут»

Открыто о радикальных исламистах на Западе заговорили только в 2014-2015 годах, после их нападения на равнину Ниневии и в Синджар – земли ассирийцев и езидов.

«Эти события напомнили о том, что происходило здесь сто лет назад, в 1915 году», — рассказывает Екавян.

Тогда греки, армяне и ассирийцы верили, что европейские державы не оставят собратьев-христиан.

Многие в Армении помнят, что большевики вывели войска из Карса и Игдыра (исторические армянские города в Западной Армении, ныне территория Турции. – ред.), отдав их туркам в обмен на «мировую революцию». Но мало кто (и в Армении, и на Западе) помнит и о сдаче Киликии по указу французских властей, и о сдаче ассирийского Хаккяри – по указу британских.

«Франция уходит после того, как здесь пролилась кровь ее бойцов. В этом повинны не французские солдаты и офицеры, которые сражались на этой земле. Не по их вине Франция уходит отсюда, предав свои обещания», — так писал в одном из своих писем Ваан Португалян, воевавший в армянском легионе французской армии (цит. по книге Тиграна Екавяна).

По иронии судьбы, Париж и Лондон не получили от этого никакой выгоды. Проглотив эти земли, Турция сразу начала засылать своих агентов в Сирию и Ирак (тогда подконтрольные англичанам и французам). Но и этот урок не пошел впрок. В 1939 году власти Франции отдали Турции провинцию Александретта (искаженное турецкое название — Искендерун). Именно там находился Антиохийский патриархат – одна из древнейших христианских церквей, которую, по преданию, основали святые апостолы Петр и Павел.

Точно так же повторяется история с курдами. У них политика далеко не такая прямолинейная, как у президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Руководители Иракского Курдистана стараются показать миру, что уважают права христиан. Действуют школы, открываются церкви, в парламенте Курдистана есть три депутата-ассирийца и один армянин. Но и здесь христиане стали не согражданами, а вассалами, подчеркивает Екавян.

Политика курдификации проводится на всех уровнях. В курдском регионе Сирии даже в школах история переписывается в желательном для них виде, добавляет он.

«Следя за новостями о христианах и езидах, нужно внимательно следить за происходящим, чтобы не стать жертвой курдской пропаганды», — подчеркивает Екавян.

Людовик Святой и Джордж Буш

«Старшая дочь церкви» — так называли Францию в Европе за то, что король франков Хлодвиг первым принял христианство. В средние века французские короли прибавляли к своему титулу слова «христианнейший монарх».

С одной стороны, Франция гордится защитой христианских ценностей. Здесь вспоминают и послание Людовика Святого христианам-маронитам в Ливане (в XIII веке), и соглашение Франциска I с турецким султаном Сулейманом триста лет спустя. Тем острее было и остается разочарование предводителей восточных церквей.

«Когда началась последняя война, сирийские патриархи приехали в Париж, предупреждая, что в рядах сирийской оппозиции есть экстремистско-мусульманские силы. Но к их предупреждению никто не прислушался. Это в очередной раз показало, что четкой политики в отношении христиан у западных лидеров нет», — подчеркивает Екавян.

Заметим, с такими же призывами о мире обращались и римские папы – и после Войны в Заливе, и во время «Арабской весны» в 2011-м. Но в 1991-м Джордж Буш-старший даже не сообщил в Ватикан об окончании войны (папе римскому позвонил президент Италии).

Но мало кто вспоминает, что и эта, и следующая война в Ираке стала для исламистов удобным поводом снова напасть на христиан. В результате, после 1991-го из Ирака выехали две трети христиан. Грустная перекличка с Оманской империей и ее правопреемницей: в 1890-е годы в Анатолии (территория современной Турции) армяне, ассирийцы и греки составляли около 30% населения, в 1924-м – 2%, теперь – еще меньше.

Судьба христиан в Ираке мало заботила организаторов войны – хотя оба Джорджа Буша были верующими христианами.

«Детьми церкви» остаются не короли и не президенты, а обычные американцы и французы. Один из них, Эммануэль Альбаш, который в 70-е уехал из Франции в Ливан, отправился воевать на стороне христианских отрядов самообороны. Есть несколько правых организаций, которые поддерживают христиан.

И наконец, годы спустя, о христианах и езидах все-таки заговорили политики (правда, уже не во власти). Экс-премьер Франции Франсуа Фийон недавно собрал по этому вопросу крупную конференцию в Париже. Сюда приехали экс-премьер Испании и экс-президент Ирландии. Теперь они хотят создать новый фонд для поддержки религиозных меньшинств Ближнего Востока.

«Посмотрите себе в тарелки»

Те, кто называют христиан «пятой колонной Запада» на Востоке, забывают о примерах, когда христиане защищали арабские идеи не меньше мусульман. Яркий пример из современности – коптский патриарх Шенуда III, который выступал против курса египетского президента Анвара Садата по сближению с Израилем (при том, что Садат объявил ислам государственной религией, «забыв» про миллионы коптов).

Если ислам как таковой существует сам по себе, то исламский фундаментализм – совсем нет. Он как раз и является «пятой колонной» ряда арабских стран на территории соседей. Не все осознают, что радикальный исламизм поддерживается странами Персидского Залива и Саудовской Аравией, подчеркивает Екавян.

«Он исходит не изнутри Египта, а поддерживается саудитами и странами Залива. Поэтому мировые сторонники демократии должны поднять этот вопрос если и не для защиты христиан, то хотя бы для защиты прав человека», — добавил Екавян.

В том же Египте президент ас-Сиси разрешил коптам построить новый собор Рождества Христова и даже приехал туда на литургию, но при нем же в стране свободно действуют издания мусульман-салафитов, которые призывают к борьбе c «неверными». Откуда они финансируются?

«Вы спрашиваете, где империализм? Посмотрите себе в тарелки», — так заявил в одном из выступлений «африканский Че Гевара» – президент Буркина-Фасо Тома Санкара.

Больше не «зимми»

«Война других» – так назвал нескончаемые конфликты в Ливане известный журналист Гасан Тюени. Сам он арабский христианин. И он, и многие другие христианские мыслители на Востоке подчеркивают: решение вопросов не придет извне, найти его можно только самим. До тех пор, пока христиане будут искать защиты у других, на них будут косо смотреть дома.

Своя доля ответственности есть и на мусульманах. До тех пор, пока они будут смотреть на своих сограждан-христиан как на «зимми» (по шариату это христиане и евреи, не равные в правах с мусульманами), они будут давать повод для вмешательства арабским нефтяным державам (охотно финансирующим борьбу против «неверных»).

Именно поэтому особое внимание приковывают протесты в Ливане. Впервые за очень долгое время они объединили всех – и христиан, и мусульман.

«Впервые эти люди восстали и поняли, что могут жить как один народ, а не порознь. Так они могут показать принципиально новый тип сосуществования – не османские «миллеты», а единое общество», — подчеркнул Екавян.

«Миллет» – это система минимального самоуправления, которую в Османской империи создали для иудеев и христиан. Внутри себя они решали вопросы браков, разводов и церковного имущества. Османской империи давно уже нет, но логика миллетов до сих пор есть: христиан пытаются представить как изолированное меньшинство.

Но чтобы положить конец экстремизму, общества в арабских странах должны стать едиными, без «правоверных» и «зимми». Задача очень сложная (и неизвестно, выполнимая ли). Однако именно о ней все чаще говорит интеллигенция на Ближнем Востоке – причем не только ее христианская часть.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector