0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История византийских корон. Часть 2. Античные венки

История византийских корон. Часть 2. Античные венки

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

История византийских корон. Часть 4. Императорские диадемы.

III век в Римской истории был во многом переломным.
В первую очередь это отразилось в кризисе Верховной власти. Демократические атавизмы системы принципата, в конце концов, стали работать против самой государственной системы. Ведь формально император был избранником Сената и народа. А значит, любой полководец, выкрикнутый своими легионами, становился претендентом на престол. Наиболее удачливые из таких полководцев захватывали Рим, и Сенат вынужден был легитимизировать их власть. Менее удачные окапывались в провинции и, пренебрегая Римом, основывали собственную мини-империю.
Так отпадали Галлия, Иллирия и Пальмира.
Это способствовало на местах варваризации римского общества, как и варварские наемники, служившие в армии. «Варварские» обычаи проникали во все сферы римского быта, влияли и на моду.
Когда же император Аврелиан восстановил единство Империи, встал ребром вопрос об усилении престижа верховной власти. И здесь проявилось восточное влияние. Во-первых, повлияло завоевание отложившегося Востока Империи со столицей в Пальмире, где царица Зиновия (Зенобия) и представители ее дома ввели эллинистические нравы. А во-вторых – соперничество с Парфянским Царством, которое к тому времени восстановило персидскую державу и стало полноправным преемником как Ахеменидов, так и Селевкидов.

Власть императора должна была быть достойно представлена и во внешних церемониальных проявлениях. И для иностранных послов, и для собственных подданных Император Рима обязан был выглядеть не хуже восточных владык и, в первую очередь, парфяно-персидских соперников.
Аврелиан, по-видимому, первый стал вводить восточный церемониал. Во всяком случае, у анонимного автора «Извлечений о нравах и жизни Римских Императоров», которые приписываются Аврелию Виктору, есть такое упоминание: «он первый среди римлян надел на голову диадему, украшенную золотом и драгоценными камнями, что до того казалось совершенно чуждым римским обычаям»*.
На самом деле, диадема в императорской иконографии появляется только начиная с Константина Великого. Однако, действительно, у императоров этого периода, деятельность которых была направлена на укрепление государства, одновременно с реформами государственного аппарата, армии и т.д. наблюдается и тенденция более пышно репрезентовать свою власть за счет усложнения церемониала и введения драгоценных восточных одежд.
Так, Диоклетиан «стал надевать одежды, сотканные из золота, и пожелал даже для своих ног употреблять шелк, пурпур и драгоценные камни»**. Ему тоже приписывают порой ношение диадемы.

Но все же окончательно диадема становится официальной императорской регалией именно при первом христианском Императоре. Вступление в должность преемников Константина уже обязательно сопровождается возложением диадемы. При ее отсутствии, диадему мог заменить сходный предмет, но коронование должно было свершиться непременно. Например, когда в 360 году в Галлии легионы провозгласили Юлиана (Отступника) Императором, диадему заменили шейной цепью знаменосца***.

Введение диадемы, как и введение восточного церемониала, уместнее всего, как уже говорилось, объяснить персидским влиянием. Это влияние продолжалось довольно долго и было взаимным. Что же до новых персидских владык, то они переняли в своем обиходе и древние ахеменидские, и новые эллинистические селевкидские формы. В этом смысле диадема и у них была однозначным царским символом, наравне с тиарой.
Таким образом, Император Рима, ни в чем не уступающий восточному «Царю Царей» и соперничающий с ним за власть над ближневосточными провинциями, должен был не уступать и во внешнем выражении своего могущества.

Итак, римские императоры приняли диадему. Сперва, по всей видимости, она имела вид своего эллинистического прототипа.

Но понятно, что белая повязка была уже слишком проста, чтобы олицетворять власть (вспомним пышные золотые венки с каменьями). Так что, практически сразу диадему начинают расшивать жемчугом и драгоценностями.

А дальше больше – из расшитой ленты диадема становится сложным наборным украшением, где отдельные сегменты нанизывались на два шнура, а концы этих шнуров, как и в прототипе, завязывались на затылке. Это видно по императорским портретам с монет. Конечно, изображение на монете обладает определенной условностью, но некоторые чрезвычайно детально показывают четыре конца двух шнуров диадемы. Впоследствии эти концы шнуров изменили свою функцию и стали одним из важных дополнений именно императорской короны.

Монета с изображением императора Констанция II

Итак. Диадема формировалась из отдельных пластин (круглых и четырехугольных) в сочетании с крупными жемчужинами. Центральная пластина, располагавшаяся надо лбом, была, как правило, крупнее и часто сверху дополнительно украшалась жемчугом.
В основном диадемы комбинировались в двух вариантах.
В первом случае пластины перемежались с двумя жемчужинами, чаще всего каплевидной формы:

Диадема первого типа (рисунок автора)

Во втором случае пластины соединялись друг с другом, а жемчужные нити обрамляли их сверху и снизу:

Диадема второго типа (рисунок автора)

Форма диадемы довольно быстро (как по меркам древности) эволюционировала и уже через поколение стала меняться. Но об этом в следующем очерке.
nbsp;

* Извлечения о нравах и жизни римских императоров. Глава XXXV, 5
** Аврелий Виктор. О Цезарях. Глава XXXIX, 2
*** Аммиан Марцеллин. Римская история. Книга XX. 4. 17.

Примечания: заглавное изображение — бронзовая голова Константина Великого из Национальной Галереи Белграда (Сербия). Далее: два медальона с профилем Константина.

Корона

Корона (от лат. corona — «венок, венец») — головной убор, являющийся символом власти, победы, успехов и славы в античном мире.

Существовало не менее шести видов корон:

  • corona civica
  • corona muralis
  • corona navallis
  • corona obsidionalis
  • corona vallaris
  • corona radiata

Наиболее популярным была корона цивика (лат. corona civica) — лавровый венок. Этот античный символ славы, победы или мира часто использовался в качестве наградного украшения среди выдающихся воинов, полководцев или государственных деятелей.

Древнегреческий миф о Дафне и Аполлоне рассказывает нам, как лавр стал одним из священных символов Аполлона. Это дает основания проводить аналогию между символизмом лавра и областями покровительства этого бога — Солнцем (возможно поэтому символ изображается одновременно с символом Sol), искусством, предсказанием будущего. На Олимпийский играх лавровый венок был наградой победителю, и им же награждали «любимцев Аполлона» — поэтов. Также связью между Аполлоном и лавром объясняется и приписывание лавру пророческих свойств — полагалось, что грамотный жрец, употребляя его, мог узнать будущее. Существовало убеждение, что лавр спасает от удара молнии. Лавр, будучи вечнозелёным растением, к тому же был символом бессмертия. В военной области представлял собой символ победы, саму войну и, конечно же, славу, с чем и связано использование его во время триумфа.

Лавр символически крепко укрепился в современной культуре. К примеру слово «лауреат» (лат. laureatus) означает «увенчанный лавром».

Ветви лавра часто используются в качестве символичного изображения на пугио, гладиусах, шлемах и прочей экипировке римской армии и гладиаторов. Есть вариации с орлом, держащим венок в клюве. Иногда на одном предмете изображали несколько венков одновременно. Также на барельефах иногда выбивали изображение венка отдельно, без владельца.

Читать еще:  В Нигерии отменен смертный приговор женщине, обвиняемой в прелюбодеянии

Венками часто украшали себя военные и римская знать: центурионы, легаты, сенаторы, императоры, спортсмены, аристократы и многие другие. Их надевали на парады, триумфы, официальные приёмы, особенно часто он использовался для того, чтобы показать блестящую победу в бою.

Использовались как венки из ветвей настоящего лавра, так и отлитые из золота.

Среди римских военных венок был распространен как деталь парадной формы центурионов. Есть несколько барельефов, где изображены центурионы в венках. Иногда по центру располагается медальон, а позади лавровые ветви связываются ленточкой.

Императоры, а также прочие высокие политические и военные чины часто изображались в венках. В отличие от центурионских, императорские венки изображались значительно более детализированными, пышными и помпезными.

Реконструкция

Для реконструкции рекомендуется делать венок из чеканных листьев, закрепленных на металлический обруч. В качестве материала можно брать латунь для экономии средств, так как золотой венок — излишне дорогое удовольствие. Приветствуется золочение для пущего пафоса. Также аутентичным является вариант из живого лавра. Наиболее органично будет смотреться лавровый венок на высоком военном чине.

История византийских корон. Часть 2. Античные венки

«Единение людей, равно как и воспитание чувств,

лучше прочего происходит посредством праздника»

Праздник – одна из важнейших форм общественной жизни и культуры любого народа. В древности регулярные и экстраординарные праздники играли гораздо более важную роль, чем в новое время. Теперь разнообразные светские праздники, по большей части, превратились в декоративный элемент быта города и деревни, а в античности любые праздники всегда так или иначе были связаны с религией. Они консолидировали людей перед лицом почитаемых отеческих богов и составляли структурообразующий фактор общественной жизни. Современные ученые признают, что изучение того, как проводились праздники и как относились к ним все члены общества, характеризует народ не меньше, чем исследование его политической, экономической или военной истории[1].

Жизнь древних государств состояла из череды будней и праздников. О значении последних не раз писали античные авторы. Вот как об этом размышлял Страбон (X, 3, 9; C. 467): «Общим для греков и варваров является обычай совершать священные обряды, соединяя их с праздничным отдыхом. Ведь отдых отвлекает ум от человеческих занятий и обращает подлинно свободный ум к божественному».

У греков и римлян не существовало регулярных свободных от работы дней, какими стали воскресенья в христианских странах, а функцию отдыха выполняли праздники. Платон в «Законах» (II, 653 d) подчеркнул именно это их значение: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили в замен передышки от этих трудов божественные празднества». Праздники выстраивались в определенный иерархический ряд, и главные отмечались всей общиной; участие в таких торжествах являлось важнейшим средством самоопределения гражданина греческого полиса.

Будни заполнялись работой, исполнением общественных обязанностей, домашними заботами; в такие дни все греки ели умеренно и носили простую одежду, в которой граждане не отличались от многих неполноправных жителей города[2]. Праздник противостоял повседневности как время радости и перерыва в работе, как возможность отвлечься от жизненных трудностей и семейных неприятностей. Участники праздника получали психологическую разрядку, ощущали полноту жизни, надевали лучшие наряды, зачастую специально сделанные для этого (Dem. XXI, 16, 22), ели более обильную и вкусную пищу, пили лучшее вино, допускали большую свободу нравов.

Социальная роль праздника состояла в консолидации граждан, проявлявшейся в совершении разнообразных ритуалов в честь божеств. На время праздника создавалась иллюзия равенства членов общины, благодаря совместному проведению шествий, жертвоприношений, участию в танцах, пении, коллективных застольях и активному общению всех собравшихся на торжество. Праздники напоминали о значимых событиях в жизни государства, например, о военных победах, а также играли существенную роль передачи культурных традиций из поколения в поколение[3].

В науке об античности тема праздников затрагивалась в основном в связи с исследованиями религии греков и римлян[4]. Специально греческим праздникам посвящены монографии лишь об Олимпийских играх[5] и о всевозможных торжествах в Аттике[6]: в первую очередь о драматических агонах на праздниках Диониса[7], а также о праздновании Великих Панафиней[8] и Элевсинских мистерий[9]. Такой выбор объясняется наличием разнообразных сведений именно об этих праздниках в античной литературе, в надписях и в отражении памятников изобразительного искусства.

В отечественном антиковедении изучение праздников занимает скромное место. До сих пор лучшим обобщающим трудом в этой области остаются главы, посвященные праздникам, в написанной более столетия назад книге В. В. Латышева «Очерк греческих древностей»[10], в которой ученый использовал все достижения науки того времени. Кроме того, есть отдельные книги об Олимпийских играх и афинских Великих Дионисиях, но их авторы повествуют в основном не об этих праздниках в целом, а об организации атлетических и драматических агонов, представлявших лишь часть торжеств[11].

О праздниках в античных городах Северного Причерноморья кратко говорится в работах, посвященных религии[12] или всестороннему изучению истории того или иного государства, в основном Ольвии[13]. Более подробно тема праздников затронута в диссертации О. А. Ручинской «Общественная жизнь в античных городах Северного и Западного Причерноморья» (Харьков, 1996). Однако в этом исследовании описываются не конкретные праздники, а совершение обрядов, характерных для многих греческих торжеств, поэтому и глава с упоминанием праздников называется «Культовые обряды в общественной жизни античных государств Северного и Западного Причерноморья», и там нет рассказа о проведении того или иного определенного праздника.

Известный русский литературовед М. М. Бахтин писал, что между читателем и автором литературного сочинения происходит диалог, и чем талантливее писатель, тем на большее количество вопросов читатель может получить ответ. Нужно лишь суметь правильно поставить вопрос, и тогда на него будет дан ответ, потому что в выдающихся произведениях заложены многие пласты смыслов; поэтому каждое поколение исследователей может в трудах классиков открывать новые для нас знания[14]. Подобный подход плодотворен при изучении не только письменных, но и археологических источников. До сих пор им редко и мало ставили вопросов об античных праздниках в Северном Причерноморье, но, мне кажется, они могут дать достаточно много ответов, освещающих эту сторону жизни государств на северном краю греческой ойкумены. Чтобы добыть такие знания, необходимо не только всесторонне рассмотреть археологические находки, но и сопоставить их с литературными, эпиграфическими и изобразительными памятниками Эллады; ведь культура этих государств была провинциальной частью античной цивилизации.

Итак, читателю представляется первый опыт комплексного изучения праздников в античных городах Северного Причерноморья, а также всех известий о посещении местными жителями праздников в Элладе. Хронологические рамки исследования охватывают VI-I вв. до н. э.; они включают время от основания греческих колоний на северном берегу Понта Евксинского вплоть до римского периода, во многом отличавшегося от предыдущей эпохи. На рубеже нашей эры появилось множество новых, особенно восточных культов, поэтому стали широко справлять отличные от прежних праздники, а в связи с распространением христианства на закате античности в корне изменилась вся система праздников, отношение к ним и характер их проведения.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Праздники составляли важнейшую, если не главную часть, религии и были непременным компонентом ежедневной жизни эллинов, состоявшей в мирное время из определенного чередования будничных и праздничных дней. Греки не выработали каких-либо абстрактных религиозных догм и не создали канонических священных текстов, как Библия у христиан или Коран у мусульман[15], их вера выражалась главным образом в действиях, производившихся чаще всего во время праздников[16]. Таковы были жертвоприношения и возлияния, пение гимнов, культовые танцы под музыку духовых и струнных инструментов, приношения даров, торжественные процессии, мусические, атлетические и конные состязания в честь богов. Подобные церемонии повторялись на множестве праздников, отличаясь одна от другой разными особенностями их проведения во всех государствах Эллады и в ее колониях. Эти общие черты праздников выражены в речи оратора Элия Аристида (XXIX, 4): «Нам предстоит справлять празднества в честь Диониса, Афродиты и всех прочих богов. Мы будем совершать возлияния, приносить жертвы, петь пеаны, и постараемся ничего не упустить из того, что повелевает нам благочестие».

Читать еще:  Что делать, если у ребёнка зависимость от телефона?

Маринович Л.П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология // Человек и общество в античном мире. М., 1998. С. 295.

Самые красивые короны: история, интересные факты и фото

Корона — головной убор для избранных, воплощение огромной власти и могущества. История этой регалии начинается еще в государствах Древнего мира и актуальна даже в наши дни. Особенно популярны короны были в европейских странах, начиная с Раннего Средневековья.

Слово корона происходит для латинского corona, что означает венец. Есть множество классификаций корон, в зависимости от владельца и его статуса. Также до наших дней дошли реликвии древности, которые много веков назад украшали головы величайших монархов.

История появления

Трудно сказать, кто первым придумал носить выделяющийся головной убор тем, кто обладает властью. Принято считать, что короны появились в Древнем Египте, Шумере и Древнем Риме. Одно из самых известных изображений короны в Древнем Египте — пшент, как символ объединения Верхнего и Нижнего Египта. До наших дней сохранились только скульптурные и графические изображения пшента, который представлял собой объединенные символы власти — белый «хеджет» и красный «дешрет».

Европейская история корон начинается с античных венков, которыми украшали голову. Все помнят лавровые венки, которые венчали головы выдающихся греков и римлян. Особое значение имеют короны в библейских историях, например, в католицизме принято считать, что Иисус короновал Деву Марию после вознесения на небеса. Сам Иисус носил терновый венок как символ мучений и страданий.

Короны в разных формах появляются в разных цивилизациях, например, в доколумбовой Америке вожди индейцев украшали голову уборами с перьями, а персидские цари носили обручи и повязки. В римской мифологии каждый бог имел на голове обруч, который олицетворял его суть — Флора имела венок из цветов, а Бахус (бог виноделия) из винограда. Особое распространение короны получили в Раннем Средневековье у европейских монархов, оттуда это веяние пришло на Русь.

Средневековые короны

В Средние века короны распространились по всей Европе и дошли до Руси. Обычай использования головного уборка как символа власти был перенят императором Византии Диоклетианом в IV веке у персидских царей. С тех пор церемония коронации тесно связывалась с религией, ведь представить правителя Богу мог только верховный церковный иерарх.

Известна реликвия VI века — золотая корона Теоделинды, королевы лангобардов, которую привез в Париж Наполеон Бонапарт, а позже похищена.

Повсеместное использование корон началось в феодальной Европе, начиная с X-XI веков. Короны делились на разные категории, в зависимости от статуса человека, которому они принадлежали. Особое могущество имели папские и королевские короны, которые давали обладателям невероятную власть. Также были императорские, княжеские, герцогские, графские короны.

С начала XIV века папские головные уборы именовали тиарами, ведь они имели отличительный вид — высокий головной убор с крестом и тремя венцами. Папа Римский имел безграничную власть над всеми христианскими правителями в мире. Последний папа был коронован тиарой в 1963 году, с тех пор этот обычай был искоренен.

В России церемония коронации называлась венчанием на царство. Впервые этот обычай был привезен на Русь Софьей Палеолог, второй женой Ивана III. Великий князь венчал на царство своего внука в 1498 году. А первым царем Руси стал Иван Грозный в 1547 году. Что касается корон, то, например, по легенде, знаменитую Шапку Мономаха князь Владимир привез из Византии в 1114 году. Однако историки опровергли эту историю и выяснили, что Шапка была создана намного позже для укрепления прав на престол великого князя Василия III. Сейчас она находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Знаменитые короны

До наших дней сохранилось множество знаменитых корон. За годы популяризации в Европе некоторые короны стали известнее, чем их владельцы. Например, старейшая регалия Англии — корона принцессы Бланш, или корона Палатина (на фото справа). Она была создана в 1370 году и сейчас находится в Мюнхенской сокровищнице.

Корона Карла Великого (на фото слева) на данный момент хранится в Вене и не выставляется за границей. Она была создана в конце X века и являлась регалией королей и императоров Римской империи долгие годы. Ей короновали практически каждого германского монарха в раннем Средневековье.

Важнейшая реликвия Великобритании — корона святого Эдуарда (на фото слева), которая до сих пор используется при коронации нового монарха. Ее создание датируется 1661 годом, и впервые она использовалась для коронации Карла II. Она весит 2,155 кг и на данный момент находится в Лондонском Тауэре.

Еще одна русская реликвия (на фото в центре) — Большая корона Российской империи, созданная для Екатерины II в 1762 году. Она находится на территории Кремля и не подлежит вывозу.

Относительно недавняя регалия, которая имеет огромное значение для Великобритании — Корона Британской империи (на фото справа). Она была создана в 1911 году по подобию короны святого Эдуарда. Королева Елизавета II носит эту корону на торжественной церемонии открытии Парламента раз в год, а в остальное время регалия хранится в Тауэре.

Большинство европейских корон хранятся Лондонском Тауэре, а российские реликвии расположены в Алмазном фонде Российской Федерации.

Короны в наши дни

На данный момент церемония коронации на территории Европы проводится только в Великобритании. Елизавета II является единственным коронованным европейским монархом. В Ватикане использование корон было приостановлено в середине прошлого века. Однако в некоторых странах Азии и Востока до сих пор сохранилась королевская власть и проводится церемония коронации.

Долгие столетия корона неотъемлимо была символом безграничной власти, могущества и величия. Она возвышала своего владельца над остальными и даровала ему великую силу. В наши дни сохранились только отголоски былого великолепия корон, которые принадлежали историческим личностям.

  • ТЕГИ
  • аксессуары
  • интересные факты
  • традиции

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Венцы и венценосцы

На латинском языке «корона» означает венок. Она и произошла от венка, который в Древней Греции, а потом и в Риме водружали на головы особо отличившихся граждан.

Древняя Греция II век до н. э.
Золотой венок

Почти равные богам

Победитель Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, а поэтических состязаний в честь Аполлона — лавровый (отсюда слово «лауреат»). Дубовый венок был знаком особого покровительства Зевса, его удостаивались полководцы и правители. Во второй половине V века до н. э., когда закончились Греко-персидские войны, победившие в них греческие города стали быстро богатеть и появилась возможность делать знаки отличия, коими служили венки из «вечного» материала — золота. Массивный венок с золотыми листьями дуба был найден при раскопках предположительно царского захоронения в столице древней Македонии, городе Эги. Считается, что он принадлежал Филиппу II, отцу Александра Македонского. Эллины полагали, что за добродетельную жизнь умершие, подобно героям, могут попасть в общество богов. Поэтому в могилу часто клали венок, который свидетельствовал о заслугах покойного, а также о его победе в битве, которой греки уподобляли жизнь. Один из таких погребальных венков, хранящийся в афинском Музее Бенаки, мы предлагаем вниманию читателей.

Читать еще:  Кто несёт ответственность за наше здоровье?

Средняя Азия I век до н. э.
Корона юэчжи

Пять мировых древ

Очень редко археологам удается обнаружить захоронение, в котором бы не похозяйничали грабители. Одно из редчайших исключений — семь гробниц, раскопанных в 1979 году советской экспедицией Виктора Сарианиди в Афганистане на холме Тилля-Тепе. Самая богатая из них принадлежала девушке знатного рода. В гробнице было найдено множество золотых предметов: скипетр, ожерелье, браслеты, монеты. Голову девушки украшала золотая корона, пять зубцов которой выполнены в форме деревьев с цветами и птицами. Они, судя по всему, отсылают к древнему арийскому мифу о пяти мировых древах — четырех по сторонам света и одному посередине. Девушка, видимо, принадлежала к кочевому народу юэчжи, который во II веке до н. э. был вытеснен гуннами из северо-западного пограничья Китая в Среднюю Азию. В I веке на территории Греко-Бактрии существовало «пять владений» юэчжи, которые впоследствии образовали Кушанскую державу. Возможно, девушка была царицей одного из «пяти владений».

Италия V–VIII века
Железная корона лангобардов

От Карла Великого до Наполеона

Когда была изготовлена так называемая железная корона лангобардов, неизвестно, скорее всего, между V и VIII веками. Одно можно сказать точно — после того как лангобарды завоевали северную часть Италии, все их цари короновались именно ею. Карл Великий, захватив королевство лангобардов, также возложил на себя железную корону. На самом деле она золотая с драгоценными камнями и перегородчатой эмалью, железный в ней только внутренний обруч. Согласно легенде, он выкован из гвоздя — одного из тех, которыми было пронзено на кресте тело Спасителя. Правда, по мнению современных исследователей, обруч никакого отношения к священной реликвии не имеет, им просто укрепили конструкцию, поскольку золото слишком мягкий металл. Ни одна корона в мире не служила по назначению так долго, как корона лангобардов. Начиная с X века ею короновались императоры Священной Римской империи, в которую входила Северная Италия. В 1805 году, прогнав из Италии императорскую династию Габсбургов, ею пожелал короноваться Наполеон Бонапарт. Надев на себя железную корону, он провозгласил: «Бог дал мне ее — и горе тому, кто дотронется до нее». Сейчас корона хранится в главном соборе итальянского города Монца.

Византия — Венгрия XII век
Корона святого Иштвана

Предание гласит: в 1001 году во время коронации первый венгерский король, святой Иштван (Стефан) I, поднял пожалованную ему папой корону над собой и преподнес ее Деве Марии, заключив тем самым божественный договор между нею и короной. С этого момента Богоматерь стала не только святой покровительницей, но и королевой Венгрии. На самом деле корона была изготовлена в XII веке по заказу короля Белы III, который воспитывался при константинопольском дворе. Сверху ее украшает икона Христа Вседержителя, в нее вставлен крест, который до XVII века был прямым, но потом в результате каких-то манипуляций оказался погнут. По ободам идут образы святых и портреты византийских императоров. Корона святого Иштвана была, если можно так выразиться, главнее самого короля. В частности, в большинстве других стран наследник становился монархом сразу после кончины правителя, а коронация была лишь символическим актом, в Венгрии же он получал власть только после того, как на его чело водружали корону святого Иштвана. Кроме короля прикасаться к реликвии могли лишь двое — мажордом и архиепископ Эстергомский. Корона остается в Венгрии символом высшей власти и сегодня, правда, уже не королевской, а государственной. В 2000 году она заняла почетное место в здании венгерского парламента.

rama909

rama909

  • Recent Entries
  • Friends
  • Profile
  • Archive
  • Tags
  • Memories

История византийских корон. Часть 1. Эллинистические диадемы. (продолжение)

Сейчас, когда головной убор монарха прочно ассоциируется с золотом и драгоценностями, довольно непросто представить себе царский венец в виде белой ленты с бахромой, но, тем не менее, именно от этой простой ленты ведут свою родословную роскошные короны ромейских василевсов.

Происхождение диадемы сейчас трудно проследить. Диодор Сицилийский, например, утверждал, что диадему ввел в употребление бог Дионис, который, как известно, в античном пантеоне специализировался на виноделии и винопитии, принимая в этих сферах человеческой деятельности живейшее участие. Так вот, по мнению Диодора, диадема восходит к полотенцу, которым повязывал свою голову Дионис, дабы унять похмельную головную боль*. Версия конечно весьма остроумна, но не более.

В действительности источники происхождения диадемы следует искать на Востоке, где наголовные повязки различных видов являлись элементами царских и жреческих одежд. Так, греческие авторы прямо говорят о диадеме, как о части орната Персидских царей**. Интересно, что для изобразительного искусства Ахеменидов, диадема не очень характерна, но гораздо чаще встречается в иконографии Ассирийских царей.

Рельеф, изображающий царя Ашшурбанапала, увенчанного тиарой и диадемой:

Но фактически в разряд регалий ввел диадему Александр Македонский. Когда он завоевал Персидскую державу Ахеменидов, стало ясно, что нравы и обычаи маленьких греческих полисных государств не соответствуют величию новой империи. Тем более, что завоеватели – македонцы и греки, хоть и составляли элиту этой империи, но местная многонациональная элита также не осталась в стороне (как известно, многих персидских сатрапов Александр сохранил на своих постах и вообще благоволил к своим новым подданным). Александр Великий хотел, чтобы в его империи мирно сосуществовали представители разных культур и поэтому его двор, церемониал этого двора и даже облачение имели эклектичный вид, соединявший себе западные и восточные элементы. Что-то Александр заимствовал у персидских владык, что-то отклонил. Очевидно, македонцы не были готовы лицезреть своего царя в восточной тиаре, диадема же, обвязывающая эту тиару казалась более приемлемым компромиссным вариантом.

Но как бы то ни было, именно начиная с эпохи Александра Македонского, диадема однозначно считается общепризнанной инсигнией царской власти. Когда Александр умер, а его прямые наследники были устранены, македонские военачальники (диадохи) стали делить державу Александра. Один за другим они принимали царский титул, и принятие это сопровождалось именно возложением диадемы.

Так, на долгие столетия, диадема стала символом царской власти на всем пространстве эллинистического мира и даже за его пределами. Позднее диадема вошла в христианскую иконографию, как атрибут ангельских облачений, но об этом позднее.
Оригинал взят у falyosa в История византийских корон. Часть 1. Эллинистические диадемы. (продолжение)

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Примечания:
* Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV . 4.4
** Ксенофон. Киропедия. 3. 8; Полиэн. Стратегемы. 17.12

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector