4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Итальянский физик: без веры не было бы современной науки

Православная Жизнь

Об отношениях между наукой и религией говорится в интервью с физиком Карло Ровелли, опубликованном в итальянском издании Corriere della Sera, передают Inosmi.ru.

По мнению ученого необходимо разобраться с некоторыми предрассудками, которые не способствуют направлению дискуссий в правильное русло. Первым таким предрассудком, порождающим все прочие, является утверждение, что религии, особенно католицизм, (якобы) препятствуют развитию науки. Глубинная ошибка этой концепции состоит в непонимании одного основополагающего факта: без иудейско-христианской веры современная наука никогда не могла бы возникнуть.

Мы отталкиваемся от одной элементарной пресуппозиции: наука, понимаемая как познание (природы, мира и так далее), основана на очень простом принципе: познать можно лишь то, чего не боишься. В древние времена природа была неприкосновенна, потому что считалась священной. Природные и космические божества политеистических религий вызывали страх и ужас у человека, который, поэтому, был вынужден предлагать им жертвы, порой даже человеческие, чтобы заслужить милость богов. Это видение отношений между человеком и божеством было преодолено благодаря утверждению иудейского монотеизма, воспринятого далее христианством, поскольку оно являлось своего рода десакрализацией природы. Как только утверждается тезис об уникальности Бога, все божества, которые прежде вселяли в человека страх, не давая развиваться его любознательности, свелись к рангу простых существ, и природа приобрела совершенно новых образ. Этот процесс очевиден уже с первой главы Книги Бытия, особенно если сравнить ее с вавилонскими легендами, от которых отталкивались библейские писатели. Если для вавилонян Солнце, Луна и звезды были божествами, то в Книге Бытия они сотворены единым Богом: они играют важную, насколько это необходимо, роль в жизни человека, но являются и остаются творениями, лишенными какой бы то ни было сакральной роли. Этот процесс перехода, то есть исчезновение страха перед темными силами и грозными божествами, совпал с началом познания. К этому следует добавить, что в течение веков иудаизм контактировал с греческим миром, более склонным к размышлению и исследованию, и этот союз породил теоретические предпосылки, лежащие в основе современной науки (а также всей европейской цивилизации).

уществует также и второй предрассудок, не менее стойкий и столь же необоснованный, как и первый, касающийся, в свою очередь, происхождения библейских текстов, начиная как раз от Книги Бытия. Уже многие десятилетия библейские исследования показывают, что мифологическое повествование Книги Бытия отвечает на вопрос, «почему» появилась жизнь и вселенная, а не на вопрос, «как» это произошло. Иудаизм, лежащий в основе этого текста, утверждает, что все сущее создал Бог как первопричина. Ничего более там не утверждается, и совершенно ошибочно было бы приписывать Библии смыслы, выходящие за рамки ее происхождения и целей. Более того, утверждение, что создание мира произошло за шесть дней, должно, по меньшей мере, рассматриваться в контексте последних библейских исследований, из которых вырисовывается картина, значительно отличающаяся от общепринятых представлений. Оно не должно восприниматься буквально, как любят это делать фундаменталисты любых религиозных объединений. Уже доказано, что этот текст, восходящий к периоду вавилонского изгнания, был написан сословием священников. Более интересно ответить на вопрос о том, почему священники приняли именно схему шесть плюс один, которую технически принято называть «седмицей». В повествовании есть центр, точка, в которой все сходится — это седьмой день, когда Бог «отдыхал от своих дел». Однако в еврейском календаре седьмой день совпадает с Шаббатом (что означает «отдых»), то есть днем, когда священники отправлялись в Храм для совершения богослужения. Следовательно, седьмой день был исключительно днем священников, которые могли таким образом приобрести в глазах народа ту власть, которой они лишились с окончанием изгнания. Не нужно забывать, что первыми «виновниками» вавилонского изгнания считались как раз священники из-за их разоблаченных пророками прегрешений против Господа и против народа. Таким образом, для священнического сословия с Книгой Бытия связана необходимость оправдания, чтобы завоевать доверие народа и влияние на него. Это историко-литературное объяснение «осуждаемого» текста, разумеется, не исключает теологической интерпретации, единственным законным хранителем которой является церковный магистрат.

В заключение. Когда ведется обсуждение по этому или по иным вопросам, связанным с библейскими текстами, необходимо учитывать, что религия и наука существуют по разным законам, которые необходимо уважать. Религия дает ответ на вопросы о «причине» возникновения всего сущего. Если говорить о конкретном случае католической церкви, то она основана на Божественном откровении, что и отличает ее от всего остального и характеризует скорее уже не как религию, а как веру. И это не субъективный и, тем более, не личностно-психологический феномен, как это утверждается анти-клерикалами и некоторыми католико-протестантскими теологическими кругами. Наука же стремится установить, «как» происходят определенные феномены. Между двумя этими точками зрения нет никакого противоречия, но есть разграничение, не позволяющее людям быть одновременно и учеными, и верующими. Но, быть может, не случайно все самые великие ученые в истории были верующими людьми, и большинство из них были католиками. Для определенной позитивистской позиции, до сих пор, к сожалению, остающейся доминирующей, характерно представление науки как света, противостоящего мраку веры.

Это — самый что ни на есть настоящий предрассудок, искусно продвигавшийся и укреплявшийся в течение веков, вплоть до превращения в избитую банальность. И, как все банальности, даже эта, касающаяся отношений между верой и наукой, никак не может себя изжить.

Высказывания Нобелевских лауреатов о Боге

Среди учёных есть гениальные и глубоко верующие. Мой отец, когда обнаружил, что множество Нобелевских Лауретов верующие люди, сказал мне: «Либо надо признать, что Бог есть, так как такие умные люди не могут заблуждаться, либо продолжать быть атеистом, утверждая, что ты умнее их всех» , — после чего отец стал агностиком и начал свой путь к Богу.

Вот несколько цитат:

«Многие учёные верят в Бога. Те, кто говорят, что изучение наук делает человека атеистом какие-то смешные люди».

Макс Борн вошел в историю, как основоположник современной квантовой механики. Именно за фундаментальные исследования в этой области в 1954 году он получил Нобелевскую премию. Будучи немецким физиком-теоретиком, он также много времени уделял атомной физике, оптике, философии естествознания и общественным проблемам, анализу той ситуации, в которой оказался мир после Второй мировой войны, и способам выхода из неё. В своих выступлениях он обращался к вопросу о роли науки в истории общества, ответственности учёных за разрешение таких насущных проблем, как угроза ядерной войны, разработка новых источников энергии, разрушение традиционных нравственных ценностей. При этом он считал запрет ядерного оружия недостаточной мерой, призывая к отказу от любой войны как политического средства.

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на его дне нас ожидает Бог».

Вернер Гейзенберг

Вернер Гейзенберг был удостоен Нобелевской премии по физике в 1932 г. «за создание квантовой механики, применение которой привело, помимо прочего, к открытию аллотропических форм водорода». В 1927 году Гейзенберг сформулировал знаменитый принцип неопределенности, названный его именем.

«Если вы мыслите достаточно сильно, то будете неизбежно приведены наукой к вере в Бога и увидите, что наука не враг, а помощница Бога» .

Джозеф Джон Томсон

Джозеф Джон Томсон, английский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г.

«Всякий, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что законы Вселенной несут на себе отпечаток Высшего Разума, настолько превосходящий человеческий, что мы с нашими скромными возможностями должны благоговейно склониться перед ним. Я не смогу себе представить настоящего учёного, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так. Нельзя верить в безбожную науку. Религиозное чувство, имеющее некий космический исток, в научных исследованиях переживается особенно остро. Без сомнения, это чувство сильнее всего ощущали первые создатели научных концепций. Научное, рациональное понимание строения Вселенной даёт самое глубокое чувство веры» .

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн – автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.

«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: “В начале – Бог”».

Артур Комптон

Артур Комптон американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 г.

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».

Нильс Бор великий датский физик, лауреат Нобелевской премии по физике. Создал первую квантовую теорию атома, участвовал в разработке основ квантовой механики. Внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».

Вольфганг Паули

Вольфганг Паули, швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, лауреат Нобелевской премии по физике 1945 г.

«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня».

Поль Дирак – английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики. Нобелевская премия по физике 1933 г. — «За разработки новых, перспективных форм атомной теории».

Ну и на «закуску»:

«Во дни моей славы я был в таком почёте у многих людей, что они с радостью за меня умирали. Но всё-таки требовалось моё присутствие, чтобы вдохновлять этих солдат. А теперь, когда я нахожусь на острове Св. Елена, кто за меня сражается, кто остался мне верным? Такова судьба великих людей! Какая глубокая пропасть между моим падением и вечной властью Сына Божьего! Я ещё не умер, а моё дело уже разрушилось, в то время как Христос 19 столетий тому назад умер, а дело Его существует точно как в то время, когда Он действовал на этой земле. Он единственный, Который после Своей смерти остался живым и могущественным. Почти во всех краях земли проповедуется ЕГО Слово, Иисуса любят и Ему молятся. Александр, Кесарь (Цезарь), Карл Великий и я сам, мы были основателями мощных государств, но на чём держалась и держится наша власть? На силе. Иисус Христос основал Своё Царство на любви и в настоящее время тысячи людей отдали бы с радостью за Него свою жизнь. Иисус является завоевателем, Который истинно объединяет, не только один народ, но всё человечество с Самим Собой».

Галилео Галилей

Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei ; 1564—1642) — итальянский физик, математик, механик, астроном, философ, оказавший значительное влияние на науку своего времени.

Содержание

  • 1 Цитаты
    • 1.1 «Пробирщик» (1623)
    • 1.2 «Диалог о двух главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой» (1632)
    • 1.3 «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых наук» (1638)
    • 1.4 Приписываемое
    • 1.5 Без источника
  • 2 О Галилее
  • 3 Примечания

Цитаты [ править ]

«Пробирщик» (1623) [ править ]

Философия [1] написана в величайшей книге, которая всегда открыта перед нашими глазами (я разумею Вселенную), но её нельзя понять, не научившись сначала понимать её язык, и не изучив буквы, которыми она написана. А написана она на математическом языке, и её буквы — это треугольники, дуги и другие геометрические фигуры, без каковых невозможно понять по-человечески её слова, без них — тщетное кружение в тёмном лабиринте. [2]

Читать еще:  Художник, который преображает унылое городское пространство

La filosofia è scritta in questo grandissimo libro che continuamente ci sta aperto innanzi a gli occhi (io dico l’universo), ma non si può intendere se prima non s’impara a intender la lingua, e conoscer i caratteri, ne’ quali è scritto. Egli è scritto in lingua matematica, e i caratteri son triangoli, cerchi, ed altre figure geometriche, senza i quali mezi è impossibile a intenderne umanamente parola; senza questi è un aggirarsi vanamente per un oscuro laberinto.

«Диалог о двух главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой» (1632) [ править ]

Надо признаться, что попытка трактовать естественные проблемы без геометрии есть попытка сделать невозможное. [3]

È forza confessare che il voler trattare le quistioni naturali senza geometria è un tentar di fare quello che è impossibile ad esser fatto.

«Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых наук» (1638) [ править ]

Что мы с вами скажем на это. Не должны ли мы признать, что геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать? Не прав ли был Платон, требуя от своих учеников прежде всего основательного знакомства с математикой? [4]

Мне кажется, что логика учит нас познавать, правильно ли сделаны выводы из готовых уже рассуждений и доказательств; но чтобы она могла научить нас находить и строить такие рассуждения и доказательства — этому я не верю.

Приписываемое [ править ]

И всё-таки она вертится! — Миф об этой фразе был создан в 1757 году итальянским журналистом Джузеппе Баретти [5] в его книге The Italian Library [6]

E pur si muove! (итал.)

Без источника [ править ]

Разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных.

В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания.

Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию.

Какова сила истины: вы пытаетесь её опровергнуть, но самые ваши нападки возвышают её и придают ей большую ценность.

Говорить путанно умеет всякий, говорить ясно — немногие.

Для того, чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно ещё наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!

Священное Писание никогда не может лгать или заблуждаться. Его высказывания абсолютно правильны и невредимы. Само оно не может заблуждаться, только его толкователи могут в различной степени заблуждаться… Священное Писание и природа, оба исходят из Божественного Слова, то как повеление Святого Духа, другая как исполнитель Божьих повелений.

Я не обязан верить, что один и тот же Бог одарил нас чувствами, здравым смыслом и разумом — и при этом требует, чтобы мы отказались от их использования.

О Галилее [ править ]

Требовалась исключительная сила духа, чтобы извлечь законы природы из конкретных явлений, которые всегда были у всех перед глазами, но объяснение которых тем не менее ускользало от пытливого взгляда философов. [7]

Если бы Галилей сказал стихами, что земля вертится, инквизиция, возможно, оставила бы его в покое. [8]

If Galileo had said in verse that the world moved, the inquisition might have let him alone.

Перед нами предстаёт человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить своё положение. Необычайное литературное дарование позволяет ему обращаться к образованным людям своего времени на таком ясном и выразительном языке, что ему удаётся преодолеть антропоцентрическое и мифическое мышление своих современников и вновь вернуть им объективное и причинное восприятие космоса, утраченное с упадком греческой культуры. [9]

Если Галилея можно назвать основоположником экспериментальной физики, а Бэкона ― ее идеологом, то Декарт ― и основоположник, и идеолог теоретической физики. [10]

Галилей, пожалуй, больше, чем кто-либо другой из отдельных людей, ответствен за рождение современной науки. Знаменитый спор с Католической Церковью занимал центральное место в философии Галилея, ибо он одним из первых объявил, что у человека есть надежда понять, как устроен мир, и, более того, что этого можно добиться, наблюдая наш реальный мир.
Оставаясь преданным католиком, Галилей не поколебался в своей вере в независимость науки. За четыре года до смерти, в 1642 г., находясь всё ещё под домашним арестом, он тайно переправил в голландское издательство рукопись своей второй крупной книги «Две новые науки». Именно эта работа, в большей степени, чем его поддержка Коперника, дала рождение современной науке.

Дело Джордано Бруно: сожженный в пламени веры

Джордано Бруно – знаменитый итальянский ученый, философ, поэт, последователь учения Коперника. С 14 лет он обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив имя Филиппо на Джордано. Однако Бруно вынужден был покинуть монастырь за резкие выступления против церковных догматов. Преследуемый церковью, он несколько лет путешествовал по Европе: читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах.

В 1584 году в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд «О бесконечности вселенной и мирах» (миром называли тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое учение о мироздании, предугадав многие будущие научные открытия. Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли.

В тоске по родине он вернулся в Италию, где по просьбе веницианца Джованни Мочениго стал преподавать ему мнемонику.

Историческая справка:

Николай Коперник, (Copernicus), знаменитый астроном, 1473-1543, положивший начало современному представлению о системе мира. По происхождению поляк; 1491 поступил в краковский университет; 1503 профессор этого унив.; с 1510 был каноником в Фрауенбурге. К. первый выставил положение о неподвижности солнца и о движении вокруг него земли и планет в сочинении «De revolutionibus orbium coelestium». Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя — Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) — центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию.

Но со временем философия Бруно показалась Мочениго более чем необычной. Он решил, что приютил у себя чародея и начал собирать на учителя «досье», которое затем передал Инквизиции. Утром 23 мая 1592 года Джордано был схвачен и отправлен в тюрьму.

Процесс

Сначала был произведен опрос всех возможных свидетелей, но дальнейшее следствие основывалось лишь на словесных и письменных показаниях Мочениго. Суд рассматривал отдельные высказывания и положения Бруно в отрыве от текста его произведений. Бруно пояснил, что никогда не порывал с христианством как с учением, даже не порывал с церковью. Наоборот несколько раз он размышлял над официальным возвращением в лоно католичества.

Когда во время суда речь заходила о его философии, он разъяснял инквизиторам моменты, которые могли показаться неясным. Бруно был настолько прост и спокоен, что иногда окружающих охватывал трепет. Не известно, чем бы кончилось дело в Венеции, если бы папа и римская инквизиция не потребовали доставить Бруно в Рим. В этот город его привезли 27 февраля 1593 года и придали ранг вождя еретиков.

Свыше шести лет Бруно держали в тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. От него требовали отречения от своих взглядов без всяких оговорок. Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине.

Главным обвинением инквизиторов было утверждение Бруно о бесконечности миров. Не смотря на пытки, он не отказался от сути своего учения: мысли о душе мира и первой материи, о всеобщей одушевленности природы и ее бесконечной потенции, о движении Земли и о существовании множества миров, в том числе и обитаемых, отражают истину.

Ему были представлены «8 еретических положений», извлеченных из материалов процесса и замечаний цензоров. В шесть дней Бруно должен был или признать вину и отречься или продолжать упорствовать. Было решено дело Бруно закончить, осудить его как еретика, нераскаянного и упорствующего. Книги его надлежало сжечь. При оглашении приговора Бруно сказал: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!».

20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля он был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, где был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его «самому милосердному наказанию без пролития крови», что означало сожжение на костре

Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством. Только один раз он нарушил молчание: «Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю».

На 12 февраля было назначено исполнение приговора, однако оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась, что Бруно откажется от своих взглядов. Но Джордано Бруно сказал: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай».

Его казнили утром 17 февраля 1600 года. По иронии судьбы в этот день в Риме праздновался юбилей: 50 кардиналов, толпы паломников со всей Европы съехались в город ко гробу апостолов искать отпущения грехов. На этом празднике христианской любви и всепрощения был сожжен на Площади Цветов человек, толковавший о вселенской любви, движущей всем созданием.

Более 400 лет прошло со времени сожжения выдающегося ученого Джордано Бруно. Сегодня его имя знают буквально все, хотя помнят, прежде всего, как жертву инквизиции.

Альтернативный взгляд на дело Джордано Бруно

Существует гипотеза: идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон.

Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д.

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого он допускал весьма грубые ошибки.

Бруно пошел гораздо дальше Коперника, который проявлял чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной. Правда, смелость Бруно была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных в то время идей герметизма.

Историческая справка:

«Герметизм — магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом «Герметическом корпусе»… Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту,который выступал как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах… Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии… — убежденность в божественной – нетварной — сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая».

Что утверждал Джордано Бруно

В своей идее о бесконечности Вселенной Бруно обожествлял мир, наделял природу божественными свойствами. Такое представление о Вселенной отвергало христианскую идею Бога, сотворившего мир из ничего. Бог в учении Бруно переставал быть Личностью. Кроме того, Бруно отстаивал идею переселения душ (душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой), подвергал сомнению смысл и истинность христианских таинств (прежде всего таинства Причастия), иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с католической Церковью. Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры.Таким образом, согласно данной гипотезе, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения науки, Бруно скорее компрометировал идеи Коперника.

Читать еще:  митрополит Митрофан (Никитин)

Джордано Бруно утверждал:

1. Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена.

2. И солнце вращается вокруг своей оси.

3. «…земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу».

4. Неподвижные звезды суть также солнца.

5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.

6. Кометы представляют лишь особый род планет.

7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.

Конфликт ученых и церкви. Наши дни

22 июля 2007 года в электронных СМИ появился текст открытого письма к президенту России Владимиру Путину, подписанного 10 академиками РАН. Физики Евгений Александров, Жорес Алферов, Лев Барков, Виталий Гинзбург, Эдуард Кругляков и Анатолий Черепащук, биолог Гарри Абелев, гематолог Андрей Воробьев, геофизик Михаил Садовский и генетик Сергей Инге-Вечтомов обеспокоены «возрастающей клерикализацией российского общества» и «активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни». Вспомнили и призывы ввести в образовательную программу российских школ «Основы православной культуры», и внесение специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии, и критику «засилья материализма» в образовании со стороны Русской Православной Церкви (РПЦ).

Представители РПЦ резко отреагировали на открытое письмо академиков. Зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин сравнил письмо академиков с «окриком и доносом», призвал «развенчать химеру так называемого научного мировоззрения» и отказал науке в возможности «убедительно объяснить происхождение мира».

Более того, православное политическое движение «Народный собор» и организация «Центр народной защиты» обратились в прокуратуру Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела против академика Виталия Гинзбурга. По мнению истцов, академик и лауреат Нобелевской премии виновен в разжигании религиозной вражды. Причиной послужило высказывание Гинзбурга, сделано им в одном из интервью: «Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей».

Цитаты:

Джордано Бруно: «Я учу бесконечности Вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. Планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом».

Джованни Мочениго, венецианский магнат: «Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…»

Владимир Арнольд, академик РАН: «На этом заседании (сессия Папской академии наук в Ватикане в 1998 году) меня больше всего поразил своей разумностью сам папа Иоанн Павел II, который сделал доклад о взаимодействии науки (которая, по его словам, одна имеет средства для отыскания истины) и Церкви (которая, он думает, квалифицированнее решает вопрос о том, в каком направлении использовать научные открытия вроде атомных бомб). Папа Иоанн-Павел со мной говорил по-русски. Он сказал мне, что мое предложение реабилитации Джордано Бруно принять нельзя, так как Бруно в отличие от Галилея осужден за неверное теологическое утверждение, будто его учение о множественности обитаемых миров не противоречит Священному Писанию. «Вот, дескать, найдите инопланетян — тогда теория Бруно будет подтверждена и вопрос о реабилитации можно будет обсудить». Там же я узнал и об обвинении Галилея. Оказывается основное инкриминируемое ему утверждение состояло не в том, что Земля вертится, а в том, что, по его словам, «теория Коперника не противоречит Библии». Галилей (в основном) реабилитирован, ибо справедливость его утверждения теперь признана Ватиканом.

Предложение реабилитировать Джордано Бруно я делал в ответ на предложение вступить в Ватиканскую Академию, в которую я из-за этого отказа и не стал вступать. Джордано Бруно был, говорят, другом Шекспира, который, по-видимому, описал его в виде Просперо в «Буре» и в виде Бирона (или Байрона?) в «Напрасных усилиях любви». Бруно некоторое время работал в Оксфорде и вообще сменил много профессий (в том числе наборщика в типографии, учителя и священника, последнее было для него роковым).

Секреты инквизиции: Плененный разум (документальный фильм)

Великие физики о вере и Боге

Предлагаем вниманию читателей подборку цитат великих ученых-физиков о вере и Боге.

Галилео Галилей (1564-1642) — итальянский философ, математик, физик, механик и астроном, оказавший исключительное влияние на науку своего времени. Первым использовал телескоп для научных открытий, которыми стали спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне, и фазы Венеры. Защитник гелиоцентрической системы Коперника и основатель экспериментальной науки.

«Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать».

«Намерение Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идет небо».

«В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания».

Исаак Ньютон (1643-1727) — английский физик, математик, астроном. Основатель классической теории физики.

«Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот — мое первое и последнее слово».

Михаил Ломоносов (1711-1765) русский ученый-естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист. Заложил основы физической химии и молекулярно-кинетической теории теплоты. Утвердил основания современного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета. Предсказал наличие атмосферы у планеты Венера.

«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители».

«Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет».

Андре Мари Ампер (1775-1836) — французский физик и математик, открыл основной закон электродинамики.

«Самое убедительное доказательство бытия Бога — это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей».

Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) — немецкий математик, астроном, физик.

«Когда придет наш последний час, с какой неизъяснимой радостью мы устремим свой взор к Тому, о присутствии Которого мы могли лишь догадываться в этом мире».

Ганс Эрстед (1777-1851) — датский физик.

«Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога».

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824-1907) один из величайших физиков. Работал в области электростатики, тепло- и электропередачи, термодинамики, теории упругости, геологии, практической физики и техники. Первым сформулировал Второй закон термодинамики.

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».

Томас Эдисон (1847-1931) — американский изобретатель.

«Величайшее мое уважение и восхищение — всем инженерам, особенно же самому великому из них — Богу!»

Густав Ми (1868-1957) — немецкий физик.

«Нужно сказать, что мыслящий естествоиспытатель по необходимости должен быть благочестивым человеком. Он должен благоговейно преклонить колени перед Божественным Духом, Который так ясно проявляет Себя в природе».

Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889) великий английский физик. Работал над пониманием природы теплоты, ее взаимосвязью с механической работой, что привело к открытию Первого закона термодинамики. Совместно с лордом Кельвином разработал абсолютную шкалу температуры.

«После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы — есть познание Бога».

Джон Амброз Флеминг (1849-1945) — британский физик и радиотехник.

«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя».

Джозеф Джон Томсон (1856-1940), английский физик, изучал рентгеновские лучи, открыл электрон. Лауреат Нобелевской премии по физике 1906г.

«Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

«С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии».

Макс Планк (1858-1947) выдающийся немецкий физик, основатель квантовой теории.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга».

«Религия и естествознание нуждаются в вере в Бога. При этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания — в конце. Для одних он означает фундамент, а для других — вершину построения любых мировоззренческих принципов».

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) — автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г.

«Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Читать еще:  Патриарх назвал подвигом Всеукраинский крестный ход

«Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога»

«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

«Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте — большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты».

Макс Борн (1882-1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.

Лауреат Нобелевской премии по физике 1954 г.

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Нильс Бор (1885-1962) великий датский физик, лауреат Нобелевской премии по физике. Создал первую квантовую теорию атома, участвовал в разработке основ квантовой механики. Внёс значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».

Артур Комптон (1892-1962), американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1927 г.

«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума — неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале — Бог»».

Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик, один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля, лауреат Нобелевской премии по физике 1945 г.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».

Карл Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик, один из создателей основ квантовой физики, лауреат Нобелевской премии 1932 г.

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

Поль Дирак (1902-1984) — английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики. Нобелевская премия по физике 1933 г. «За разработки новых, перспективных форм атомной теории»

«Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга, и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня».

«Оказывается, одна из основных особенностей природы заключается в том, что законы фундаментальной физики описываются очень изящными и мощными математическими теориями. Для понимания этих теорий нужно быть математиком высокого уровня. Вы можете удивляться: почему Природа устроена таким образом? Единственное, что можно ответить на современном уровне знаний — Природа таким образом сконструирована. Остается только принять это. Другими словами, Бог — математик очень высокого уровня и Он использовал самую совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше».

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Новая Физика Веры

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 82

Виталий и Татьяна Тихоплав

Новая Физика Веры

Наука более не считает, что все в конечном счете управляется «фундаментальными силами физики» и что, собственно, наш космос лишен ценностей, сознания и цели, безразличен к человеческим заботам.

Лауреат Нобелевской премии

В эволюции Земли есть поразительный факт. В палеозойскую эру часть рыб оказалась в высыхающих водных лунках и была поставлена перед необходимостью перейти от дыхания жабрами к легочному дыханию. То есть рыбы должны были научиться дышать по-другому или… умереть.

Биологи, правда, оговариваются, что ничего необычного в этом нет, потому что подобные изменения происходили в течение многих миллионов лет. Такое утверждение можно поставить под сомнение, ибо, когда у природы есть в запасе миллионы лет, необходимость изменяться не возникает.

Как пишет Сатпрем, первый опыт всегда странен и может даже показаться безумием.

И тем не менее в один прекрасный день последняя дряхлеющая рептилия впервые на этой планете стала первой юной птицей. На что это похоже, когда вы, ни с того ни с сего отрываясь от земли, вдруг возноситесь в полете, хотя до вас в небе, рассуждая по-рептильи, никогда не было ни одной летающей твари? Это совершенно ненормально, и, наверное, многие пожилые динозавры в недоумении пожимали своими спинными гребнями: «Это невозможно, это просто галлюцинация» (1).

Сегодня человечество стоит на пороге самоуничтожения от глобальной экологической катастрофы. Основной причиной, поставившей человечество на эту грань, является бездуховность нашей цивилизации. Известный американский ученый Питер Рассел считает: «Вся наша цивилизация нежизнеспособна, и причина этого в нежизнеспособности нашей ценностной системы, самого нашего сознания, которое определяет наше отношение к миру» (2). Но это еще не все!

Как утверждает наука, жизнь на Земле в белково-нуклеиновых формах существует уже 5,5 млрд лет. Тот объем информации, который накопился в процессе эволюции человека, составляет, по современным расчетам 10 17 —10 18 бит. Если развернуть структуру ДНК одного ядра, то получится нить длиной немногим более метра. Из этого накопленного ресурса информации, из этого «метра», формируется прошлое, настоящее и, как утверждают генетики-эволюционисты, будущее человека.

Академик Казначеев ставит вопрос: смогла ли эволюция за 5,5 млрд лет накопить в геноме человека необходимые адаптивные свойства при том ускоренном темпе изменений экологической среды на планете? И отвечает: такой программы для эволюции нет. «Возможно, что человечество отработало и уже реализовало накопленный информационный материал своего генома».

Изменение окружающей среды под воздействием разрушительного влияния людей идет в десятки раз быстрее, чем смена поколений, смена генеративных клеток у человека. Интеллект из поколения в поколение менял лик Земли настолько быстро, что белково-нуклеиновые программы у новорожденных уже оказываются недостаточными. Времени для формирования других вариантов нет. Человек, если рассматривать его как белково-нуклеиновую сущность с генетическим базисом, накопленным за прошедшие миллиарды лет, оказался в условиях, при которых у него нет больше источников этого опережающего, казалось бы, базиса. Это означает, что одной генетической программы для осуществления процесса восходящей эволюции человечества недостаточно! А это уже генетический дефолт человечества (3).

Доктор технических наук, профессор Г. А. Рябинин пишет: «Общая причина биологического регресса – отставание в темпах эволюции группы от темпов изменений внешней среды… Причем деградация часто связана с переходом к паразитическому образу жизни. В этой ситуации сейчас, кстати, оказался человек. Это самое высокоорганизованное существо на нашей планете, мало этого, человек сам уже меняет среду своего обитания. Поэтому, посчитав, что он уже никак не зависит от Природы, человек начал в ней паразитировать» (4).

Фактически человек оказался в том же положении, что и рыба в палеозойскую эру, поскольку жить дальше так, как он жил до сих пор, больше невозможно. Человек оказался на грани гибели.

Значит, человечество, чтобы выжить, должно найти новую приспособительную программу для своей эволюции. Чтобы не исчезнуть как вид, человек вынужден будет стать другим, образно говоря, научиться «дышать по-другому». Ситуация буквально берет нас за горло. «Задыхающееся» человечество вот-вот закричит во весь голос: «Воздуха! Воздуха!»

Чтобы мы не превратились в вымирающих динозавров, ученые просто обязаны все силы бросить на поиски выхода, используя все накопленные человечеством знания. Они должны рассказать нам, людям, как «перестать дышать жабрами и научиться дышать легкими».

Так в чем же заключается эволюция человека? Где находится «ключ» этой эволюции? То, что он есть, не вызывает никакого сомнения. Академик Э. К. Бороздин пишет: «Во-первых, Жизнь является закономерным и необходимым этапом развития материи на Земле. Это не случайная мутация. Это заложено в первоначальном универсуме как путь, по которому в дальнейшем формируется и развивается материя на Земле. Во-вторых, Живое является только этапом на пути к Мыслящему. Если признать, что Жизнь возникла для того, чтобы в процессе своего развития создать Мыслящее существо, способное к рефлексии и абстракции, то в самом Живом должна быть какая-то потенциальная возможность следующего качественного изменения, перехода на следующий уровень организации материи, вплоть до уровня Божественного, то есть сугубо духовного» (5).

Если мы не найдем этот «ключ», то эволюция сделает это за нас. Она поступала так уже не раз. Например, 70 млн лет назад динозавры внезапно исчезли с лица земли, задохнувшись в земной атмосфере и уступив место раздолью полевых мышей, которые пришли им на смену. Куда мы, люди, больше тяготеем: к рыбам, которые научились летать, чтобы не погибнуть, или к динозаврам, тупо ожидающим своей участи? Как же важно в сложившейся ситуации выбрать правильный путь и не совершить ошибки!

От других видов живых существ мы, люди, отличаемся прежде всего не столько умением расщеплять атом, создавать оружие массового уничтожения, исследовать космическое пространство, сколько способностью совершать ошибки. И это несмотря на разум, которым человечество так кичится.

Животное не ошибается, его знание непосредственно, и ярким доказательством этого является факт отсутствия трупов животных в результате декабрьского цунами 2004 года, когда было уничтожено более 300 тысяч человек. Впрочем, два трупа коз все же были найдены. Они оказались привязанными к дереву.

Весь арсенал нашей науки – это в основном гигантское, нелепое сооружение, призванное восполнить недостаток прямого знания и обеспечить нас тысячами искусственных глаз, ушей, рук и т. д., чтобы заменить ими действие инстинкта и интуиции. Стоит этой громаде сломаться или запоздать с информацией, как мы становимся беспомощнее животных.

Три с половиной столетия назад один из основоположников материалистической науки Френсис Бэкон сказал: «Известная басня о Сцилле, кажется, подходит точь-в-точь к нынешнему состоянию учености: сверху уста и лицо девицы, а снизу, у чресл, лающие чудовища. Так и науки, которыми мы занимаемся, представляют некоторые заманчивые и остроумные общности, но лишь дойдешь до органов воспроизведения и потребуешь от них плода – тот час поднимутся споры, да тем все и оканчивается; это они и порождают» (6).

Сегодня пора прекращать всякие споры: мы, люди, ждем от науки реальных научных плодов, и не в виде средств массового уничтожения, а в виде конкретных рекомендаций по переходу человечества на новый этап эволюционного развития. Как пишет лауреат Нобелевской премии по биологии Р.-У. Сперри, «человечество вступает в период новых глобальных перемен» (7). Как вступить в этот период и пройти его с минимальными потерями для человечества? Что нас ожидает при выходе, если, конечно, мы под мудрым управлением науки сумеем пройти этот период, не уничтожив себя и планету? Способны ли ученые ответить на эти вопросы, для начала хотя бы в виде гипотез? Можно ли рассчитывать на разум человеческий и не подведет ли он нас в самый ответственный момент, как подвел при цунами 2004 года?

По мнению Шри Ауробиндо, «разум не способен радикально изменить человеческую природу. Вы можете постоянно изменять человеческие учреждения и установления, изменять до бесконечности, и все-таки несовершенство пробьет себе дорогу через все ваши учреждения и установления… Должна быть иная сила, которая может не только противостоять этому притяжению вниз, но и преодолеть его!» (8). И такая сила

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector