0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Из школы в Черногории потребовали убрать икону святого Саввы

Из школы в Черногории потребовали убрать икону святого Саввы

Управление по инспекционным делам образования потребовало от руководства гимназии в черногорском городе Котор убрать икону святителя Саввы из кабинета сербского, боснийского и хорватского языков и литературы. Изображение одного из самых почитаемых сербских святых, покровителя школ и учеников, находилось на этом месте 38 лет.

Как сообщают Vijesti, инспекция образования недавно побывала в гимназии и после этого письменно уведомила администрацию о необходимости в течение трех дней убрать икону. Причина якобы в нарушении закона, который предусматривает, что образование и воспитание должны носить светский характер.

Бывший директор гимназии Мирко Масловар, руководивший этой школой с 1982 по 2011 год, засвидетельствовал, что образ святого Саввы в кабинете Которской гимназии находился десятилетиями и никогда ранее внимания инспекторов не привлекал. По мнению Масловара, сейчас «вмешались политика и общественное мнение».

Нынешняя директор гимназии Славица Ступич пообещала, что пока она возглавляет это учебное заведение, икона останется на своем месте. Несмотря на то, что в присланном распоряжении инспекции отмечается: директор государственного учреждения может быть уволен, если он позволяет «политическую или религиозную деятельность в государственном образовательном учреждении».

На педагогическом совете в гимназии преподаватели высказались за то, чтобы икону ни в коем случае не перемещать, потому что, после этого от них потребуют убирать изображения и Петра Петровича Негоша, и других писателей и просветителей.

«Моя личная и профессиональная позиция предельно ясна: пока я занимаю пост директора, образ святого Саввы не будет сдвинут ни на миллиметр», – сказала Славица Ступич.

Она напомнила, что за четыре последних десятилетия никакая проверка кабинета языков и литературы никогда не устанавливала, что икона «представляет опасность для детей и что они чувствуют себя из-за нее некомфортно».

Святитель Савва был первым архиепископом Сербским. Его наследие живет в православном церковном предании славянских народов. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Православной Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих.

Православная Жизнь

Десятилетиями образ находился в классе и вопросов не вызывал.

Управление по инспекционным делам образования потребовало от руководства гимназии в черногорском городе Котор убрать икону святителя Саввы из кабинета сербского, боснийского и хорватского языков и литературы. Изображение одного из самых почитаемых сербских святых, покровителя школ и учеников, находилось на этом месте 38 лет.

Как сообщают Vijesti, инспекция образования недавно побывала в гимназии и после этого письменно уведомила администрацию о необходимости в течение трех дней убрать икону. Причина якобы в нарушении закона, который предусматривает, что образование и воспитание должны носить светский характер.

Бывший директор гимназии Мирко Масловар, руководивший этой школой с 1982 по 2011 год, засвидетельствовал, что образ святого Саввы в кабинете Которской гимназии находился десятилетиями и никогда ранее внимания инспекторов не привлекал. По мнению Масловара, сейчас «вмешались политика и общественное мнение».

Нынешняя директор гимназии Славица Ступич пообещала, что пока она возглавляет это учебное заведение, икона останется на своем месте. Несмотря на то, что в присланном распоряжении инспекции отмечается: директор государственного учреждения может быть уволен, если он позволяет «политическую или религиозную деятельность в государственном образовательном учреждении».

На педагогическом совете в гимназии преподаватели высказались за то, чтобы икону ни в коем случае не перемещать, потому что, после этого от них потребуют убирать изображения и Петра Петровича Негоша, и других писателей и просветителей.

«Моя личная и профессиональная позиция предельно ясна: пока я занимаю пост директора, образ святого Саввы не будет сдвинут ни на миллиметр», – сказала Славица Ступич.

Она напомнила, что за четыре последних десятилетия никакая проверка кабинета языков и литературы никогда не устанавливала, что икона «представляет опасность для детей и что они чувствуют себя из-за нее некомфортно».

Святитель Савва был первым архиепископом Сербским. Его наследие живет в православном церковном предании славянских народов. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Православной Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих.

Света Петка. Рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию

Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999

В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания».
В Сербии очень много храмов, посвященных святой Параскеве. Самый древний из них находится в Калемегдане — Старой крепости, построенной в том месте, где река Сава впадает в Дунай. Здесь всегда много народа, а особенно в выходные и праздничные дни: приходят и молодые, и пожилые люди, и мужчины, и женщины, гражданские и военные, жители Белграда и провинциалы. Каждый может поставить свечку перед иконой святой Петки (так ее тут зовут) и помолиться перед ней.
— В чем причина такой сильной любви сербов к святой великомученице Параскеве? — спросил я настоятеля этого храма Радомира Поповича.
— Она вовсе не великомученица.
— А кто же?
— Преподобная.
— Значит, она сербская святая?
— Да.
Ларчик открывался просто.
Излишне говорить о том, что в каждом сербском доме имеется икона святой Параскевы, а теперь и в Москве она есть у многих.
Света Петка (святая Параскева) родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро раздавали милостыню. Девочка очень любила посещать храм Божий. Однажды за Божественной литургией она услышала евангельские слова: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Как стрела, пронзили эти священные глаголы сердце юной Петки. Выйдя из храма, она отдала свое красивое нарядное платье первой же нищенке, а сама оделась в ее лохмотья.
Родители Петки пожурили дочку за такой поступок и снова одели ее в чистую и хорошую одежду. Через некоторое время девочка опять явилась домой в нищенских лохмотьях.
— Чадо, отчего ты поступаешь таким образом? — спросили родители.
— Я хочу жить так, как учит Христос, — ответила святая Петка. После смерти родителей Параскева продала свое имение, а деньги раздала нищим. Затем она отправилась в Царьград и поклонилась его святыням. По совету духовных людей она поселилась при уединенном храме Покрова Пресвятой Богородицы, где в молитве, посте и слезах провела пять лет. Здесь Петка приняла постриг в ангельский чин.
Потом, исполняя свое давнее желание, она посетила Святую Землю, освященную пречистыми стопами Господа нашего Иисуса Христа. Облобызав святые места, Параскева осталась жить в Иорданской пустыне. По примеру пророка Илии и Иоанна Крестителя она питалась только пустынными злаками, употребляя их в очень малом количестве и то только после заката солнца. Лукавый враг, завидуя ее добродетельной жизни, пытался устрашить ее разными призраками и мечтаниями. Приняв вид лютого зверя, он устремлялся на святую, желая изгнать ее из пустыни. Однако угодница Божия, осенив себя крестным знамением, как паутину, отстраняла все козни диавола.
Однажды ночью Параскева как обычно стояла на молитве. Внезапно в образе прекрасного юноши пред нею предстал Ангел Божий.
— Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, — сказал он, — ибо там тебе подобает отойти ко Господу.
Святая Петка вернулась в свое родное село Епиват и через два года мирно отошла ко Господу. Это произошло в первой половине одиннадцатого столетия.
Прошло много лет. И вот случилось так, что близ того места, где была погребена святая Параскева, волны выбросили на берег тело утонувшего неизвестного моряка. От него стал исходить такой удушливый смрад, что мимо невозможно было пройти. Благочестивый столпник, подвизавшийся в этом месте, спустился вниз и попросил рабочих предать тело земле. Когда рабочие стали копать могилу, то обнаружили чьи-то нетленные мощи. Будучи людьми неопытными и несведушими, они не придали этому никакого значения и снова засыпали их землей, бросив в могилу и смрадный труп.
Один из этих рабочих (его звали Георгий) ночью увидел во сне светлую царицу, сидящую на престоле, а вокруг нее множество красивых воинов в белоснежных одеждах. Георгий в страхе упал на землю. Тогда один из воинов поднял его и сказал:
— Зачем ты со своими друзьями надругался над святыми мощами преподобной Параскевы? Немедленно исправь свою ошибку. А светлая царица добавила:
— Побыстрее перенеси мои мощи в достойное место, потому что я не могу больше терпеть удушливого смрада.
Утром Георгий рассказал о своем сновидении людям. Жители Епивата, возжегши свечи, с благоговением обрели мощи святой Параскевы и торжественно перенесли их в храм. Около великой святыни произошло много чудес: слепые прозревали, прокаженные очищались, согбенные выпрямлялись.
Слух об этих удивительных чудесах дошел до благочестивейшего Иоанна Асена, короля Болгарского и Сербского. По его приказу мощи святой Петки в 1238 году были перенесены в престольный град Болгарской земли Тырнов. Через некоторое время турецкий султан Баязет покорил Сербию и Болгарию; храмы он разрушал, церковные драгоценности и украшения раздавал воинам. Православные христиане успели тайно перенести мощи святой Параскевы в Валахию. Однако нога нечестивого завоевателя вскоре ступила и сюда. Тогда сербская царица Милица попросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. Тот неожиданно согласился, и святыня была доставлены в столицу Сербского королевства Белград.
Прошло еще сто двадцать лет. Началась новая полоса грабительских войн. Турецкий султан Сулейман Второй, взяв Белград и разграбив его, увез с собой в Константинополь несметные богатства. Среди них находились и честные мощи преподобной Параскевы. Слух о многочисленных чудесах, которые происходили около великой святыни (исцелялись не только христиане, но и мусульмане), с быстротой молнии разнесся по всему Константинополю. Турки, убоявшись, что эти чудеса нанесут немалый вред магометанству, передали святые мощи константинопольским христианам, а те с честью положили их в Патриаршем соборе.
Кроткий и богобоязненный Василий Лупул, воевода и господарь Молдавский, узнав о великой святыне, пожелал, чтобы она прибыла в его владения для упрочения веры и благочестия среди его подданных. Константинопольский Патриарх Парфений, рассмотрев этот вопрос и внимательно выслушав мнения своих иерархов и пресвитеров, счел возможным удовлетворить смиренную просьбу Молдавского господаря. В 1641 году мощи святой Параскевы прибыли в Яссы, первопрестольный град Молдавии, где они находятся и по сию пору.
— Не хотели бы вы, — спросил я у отца Радомира Поповича, — чтобы мощи святой Петки снова прибыли в Сербию?
— Одного нашего желания мало, — ответил священник, — надо, чтобы этого захотела и сама преподобная.
— Как вы считаете, почему святая Петка покинула родную землю пять веков назад?
— По грехам нашим. С тех пор сербский народ мало в чем изменился. Если бы вера нашего народа окрепла и он вернулся в Церковь, то, думаю, и преподобная Параскева тоже вернулась бы в свое отечество.
— Будем молиться об этом вместе.

Читать еще:  Пасха дошла и до Индии

Собор святителя Саввы

Кого из сербских святых мы хорошо знали до нашей поездки? Конечно, святителя Савву. Мы читали его подробное, прекрасно написанное житие, у нас есть акафист этому угоднику Божию, который мы пели самое малое один раз в год, в день его памяти. И еще мы знали, что в святцах Сербской Православной Церкви есть святой Владислав, король Сербский, это имя мы помнили благодаря протоиерею Владиславу Свешникову, с которым связаны давними духовными узами. Мы догадывались, что в Сербской земле просияло еще много угодников Божиих, но кто они, где именно подвизались, какими чудесами прославились в своей стране и за ее пределами — об этом мы знали очень мало или совсем ничего не знали…

И вот в один из первых дней нашего пребывания в Белграде мы поехали знакомиться с местами, связанными с именем святителя Саввы.
Сначала отец Виталий показал нам малый храм. Он очень красивый — как снаружи, так и внутри. Красивые иконы, красивый иконостас, красивая церковная утварь. У левой, северной стены — гробница Сербского Патриарха Варнавы, который был искренним и горячим другом России. На южной стене сверху большая красочная роспись — она изображает то историческое событие, о котором знает каждый православный серб, — сожжение турками мощей святителя Саввы. Это произошло в 1595 году.

Рядом с малым храмом находится большой. Как озеро отличается от океана, так и первый собор отличается от второго. Через северные двери входим внутрь. Величественные размеры собора поражают воображение еще больше, чем снаружи (подобное впечатление у меня было в соборе Святой Софии в Константинополе — самом большом храме Вселенского Православия). Закидываю голову и смотрю вверх — купол находится так высоко, что даже не верится, что его можно туда поднять (высота храма, включая крест, восемьдесят два метра). Вот здесь, в восточной части, должен быть алтарь — пока его нет, одно гулкое пространство да узкие прямоугольные окна, пока вообще ничего нет в соборе, даже пол не вымощен каменными плитами, под ногами у нас что-то вроде темного мелкого шлака.
— В этом месте и были сожжены мощи святого Саввы, — говорит серб-священник, сопровождавший нас во время осмотра. — Сначала этот клочок земли был помечен просто камнями. Но и без камней верующие сербы знали, где произошло святотатство, и приходили сюда, чтобы поклониться праху великого сербского святого.
Уже после того, как был построен малый храм, в котором вы только что были, возникла идея возвести большой собор. Почему именно большой? Почему нельзя было ограничиться храмом хотя бы средних размеров? На мой взгляд, дело здесь только в благочестии. Слишком велик духовный вклад святителя Саввы в становлении самостоятельного Сербского государства и Сербской Православной Церкви.
Святитель Савва — Небесный покровитель всей Сербской земли. Любовь не выражается частичками, она изливается сразу вся — как мощный горный поток. Так вот, этот собор и есть могучий свободный горный поток.
Безбожные власти долго, в течение многих десятилетий, не позволяли строить собор, хотя Синод Сербской Православной Церкви и хлопотал об этом. Разрешение было получено только в 1985 году. Собор строится исключительно на пожертвования сербского народа, государство не вложило в это дело ни одного гроша. С 1991 года строительство пошло очень быстрыми темпами, и мы думали, что скоро в соборе состоится первое богослужение. Но… все круто переменилось: началась война в Боснии, возникли экономические трудности и стройка замерла.
— Как будут развиваться события дальше? — скорее себе, чем нам, задал вопрос сербский священник и, немного помолчав, углубившись в себя, ответил: — Мы смотрим в будущее оптимистично: по молитвам святителя Саввы, его племянника, святого короля Владислава, и других сербских святых Господь все устроит премудро: собор будет благополучно завершен и в нем начнутся торжественные богослужения. Здесь могут молиться одновременно пятнадцать тысяч человек. На четырех колокольнях будут установлены пятьдесят два колокола, и когда они все разом зазвучат… это будет для всех… это станет… а лучше всего приезжайте к нам еще и тогда сами услышите, что это такое будет…
Добавлю, что под храмом предполагается построить большой зал для Поместных Соборов и других важных церковных мероприятий. На улице, за алтарем, выделено место для захоронения Сербских Патриархов. Останки Патриарха Варнавы будут перенесены сюда же — согласно его последней воле.
После завершения строительства собор святого Саввы станет одним из самых больших православных храмов в Европе.

Читать еще:  Многим намерениям Папы не суждено осуществиться

«Мозаика — огромный сложный организм»

После завершения основных работ по украшению храма Святого Саввы в Белграде уже ничто не напоминает, что всего четыре года назад вместо сияющей золотом мозаики были голые серые стены. О том, как шла работа над художественным убранством самого крупного православного храма на Балканах, «Огоньку» рассказал его создатель, академик Российской академии художеств Николай Мухин.

Академик Российской академии художеств Николай Мухин.

Фото: Из личного архива

Академик Российской академии художеств Николай Мухин.

Фото: Из личного архива

— Николай Александрович, как начиналась работа над главным украшением храма — его мозаикой? Сколько мастерских понадобилось, чтобы собрать мозаику, которая насчитывает несколько миллионов фрагментов общим весом свыше 300 тонн?

— Начинать нужно даже не с этого. Создавая мозаику, нужно прежде всего не тонны считать, а понимать, для чего ты делаешь это художественное убранство и какой будет его стилистика. Храм Святого Саввы построен по подобию Святой Софии Константинопольской. Это, наверное, лучший храм, построенный в таком стиле архитектором Александром Дероко (сербский архитектор, художник и писатель ХХ века, автор планов храма в Белграде.— «О» ). Но прежде, чем приступить к работе над мозаикой, нужно было выиграть конкурс. Мой проект, который представляла организация «Московский Фонд содействия ЮНЕСКО при Российской академии художеств», занял первое место, и я получил право благоукрашать храм.

В 2016 году я приступил к эскизам, а уже в 2017 году мы начали работать над мозаикой. Для того чтобы благоукрасить храм, нужно было создать эскизы, затем цветные картоны в натуральную величину и только потом по ним создавать мозаику. Поскольку храм посвящен Святому Савве, то есть были пожелания, чтобы в убранстве было представлено наибольшее количество сербских святых, преподобных мучеников, государственников, князей, деспотов и, конечно же, общехристианские темы.

Чтобы решить такую сложную задачу, кроме художника над проектом должны были работать еще ученый и богослов. В данном случае богословом был ныне почивший Его Святейшество патриарх Сербский Ириней, который благословлял нас на эту работу, а ученым — доктор искусствоведения, специалист по древнерусской и средневековой церковной живописи Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, с которой я работаю уже много лет. Мы с ней составили сценарий, который был утвержден сербской стороной, а затем постепенно воплощался в жизнь.

Читать еще:  Ватикан не собирается вести в России миссионерскую деятельность

Помимо мозаик был выполнен проект пола, хороса (диаметром 20 метров), проекты трех иконостасов. Иконы для иконостасов писали художники Свято-Тихоновского университета. Выяснилось, что руками наших художников на стенах этого храма уложено 15 тысяч квадратных метров мозаики, это около 50 млн камешков-тессеров общим весом более 300 тонн.

— Расскажите о самой технологии создания мозаики.

— Сначала рисуется эскиз, потом делаются макеты в зависимости от того, с прямолинейной или криволинейной поверхностью мы имеем дело, затем с них снимаются кальки. Это довольно сложная процедура с учетом геометрии, изгибов и прочего. Далее в мозаике могут появиться всякие разрывы и технологические швы, но при наложении, если все правильно рассчитано, они замыкаются точно. Так и в нашем соборе никаких швов сейчас нет, все выглядит достойно. Это и есть работа главного художника, коим я являюсь.

— Сколько всего художников работали над проектом?

— Иногда десять, иногда двенадцать, иногда пятнадцать бригад. В общей сложности, когда мы посчитали всех художников, то есть выпускников Российской академии художеств (Москва и Санкт-Петербург), получилось, что работали около 300 человек. И я повторюсь: это только художники. Примерно 260 человек варили стекло, обслуживали проект, отправляли, монтировали мозаичные коврики в Белграде. У нас три мастерские в Москве с высотой потолков больше 10–12 метров — это огромные пространства, в которых набирались эти сюжеты. После эскизов были сделаны цветные картоны в натуральную величину, которые мне нужно было прорисовывать, и уже по этим картонам выкладывалась мозаика. Затем мозаику демонтировали (разрезали на фрагменты), укладывали в ящики и машинами отправляли в Белград. Дальше бригада художников-монтажников клеила это на стены храма. Вот так и создавалась мозаика — огромный сложный организм. И обратите внимание: вся работа была проделана за четыре года. Это уму непостижимо, даже моему, хотя у меня за плечами более 20 тысяч квадратных метров росписей в различных храмах России и за рубежом.

— Вы упомянули собор Святой Софии в Стамбуле. Эти византийские традиции как-то отразились в мозаике? Или только в архитектуре?

— Живопись всегда соподчинена архитектуре. Храм Святого Саввы не исключение. Поскольку храм построен в византийских традициях, то и живопись, конечно, писалась в этих же традициях. Так получилось, что я более 20 лет проработал в Сербии, расписал там четыре храма, написал иконы для иконостаса в монастыре Лепавина, поэтому я оказался готов к этому грандиозному проекту, а мои знания сербской средневековой живописи помогали в его реализации.

— Насколько сербская и русская традиции отличаются в отношении изображения святых? Или они следуют единому православному канону?

— Есть определенные правила. В сербской и русской традиции есть одни и те же персонажи, причисленные к лику святых. Но есть и те, кто причислен к лику святых только в сербской церкви и которых мало кто знает в России. Это все нужно было учитывать. А сами традиции отличаются главным образом тем, что наше рисование более позднее. Мы получили от Византии живопись в виде собора в Киеве, в Пскове, где работал Феофан Грек, в Старой Ладоге. Это первые византийцы, которые посетили Русь и работали у нас. А Сербия была неотъемлемой частью Византийской империи, и когда та стала распадаться в XV веке, даже раньше, в XIII–XIV веке, греки уже работали в Сербии, то есть их традиция рисования идет напрямую из Константинополя.

Но многое зависело и от мастера. Памятники живописи, сделанной в Сербии в XIII–XIV веках, относятся к выдающейся живописи Средневековья, над которой работали очень хорошие художники. Среди них были греки, потом им стали помогать сербские художники, которые у них выучились. Мы, в свою очередь, выучились уже и от сербской живописи. Наша живопись знаменита в большей степени иконами XIV–XVII веков.

Здесь как раз нужно понимать разницу между русским и сербским, которое является более ранним, более достоверным. А мы делали такой список со списка, хотя, впрочем, это вовсе не значит, что у нас хуже. В России почти нет памятников настенной живописи XIII–XIV веков, если не считать Феофана Грека.

— Стоит оказаться в храме, поражаешься обилию золота в мозаике. Что для вас значит этот цвет? Почему его так много?

— Я настаивал на этом. Сербская живопись Средневековья почти вся написана на темно-синих фонах — это глубокая традиция. Она красивая, но лучше подходит для фрески, а для мозаики идеальный вариант — это всегда золото. В каждом фрагменте нашей мозаики присутствует сусальное золото, запаянное между двумя стеклянными камешками. Когда их выкладывают вручную, этого никогда не делают в одной плоскости, а все время с разными наклонами. Так возникает впечатление, что камни будто вибрируют от света, а золото играет и все стены сияют. Но главный смысл золота — это смысл Преображенного света. Когда Господь преобразился на горе Фавор, он воссиял белыми одеждами и золотыми ореолами.

Я впервые увидел этот храм в 1994 году — он был бетонный, мрачный, черный. А когда его украсили мозаиками — храм засиял этим Светом.

Я рад, что моя идея сделать храм золотофонным нравится не только мне, но и всем входящим в храм. Значит, мы действительно его преобразили.

— Какое впечатление оставили у вас эта страна и люди, с которыми приходилось встречаться, работать?

— Страна прекрасная. Находясь там, я вообще не чувствую себя за границей. Просто приезжаешь туда, где немного теплее, где добрые люди, где друзей уже больше, чем в Москве. Ну а гостеприимство сербов не знает границ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector