0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как бороться со страстью, которая родилась раньше нас

Православная Жизнь

« Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник » (Притч. 6:6-11).

Джон Уильям Годвард. Сладкое безделье (1904)

О главной причине лени – архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, откуда берется лень? И что будет, если с ней не бороться?

– «Современная лень» большей частью характерна для людей, которые живут в комфортных городских условиях: им не нужно, например, идти на улицу за водой, не надо дрова колоть, печку топить, чтобы было в комнате тепло. А в сельских условиях, если ты за водой не сходил, дрова не наколол, печку не растопил, голодным и замерзшим останешься.
В селе труд — это важная необходимость. Поленился – остался в холоде и без еды. Наша лень – результат комфорта.

– Что делать, батюшка? Отказаться от благ цивилизации?

– Современному человеку отказаться от благ непросто. Цивилизация нас покорила. Кто-то пытается уйти от нее, например, в отдаленные монастыри, где-то в горы Карпаты или на Кавказ, но таких людей, которые понуждают себя к труду подобным образом, избегая комфорта, немного.

– Как же бороться с ленью остальным?

– Лени избегает человек любящий и ответственный. Он всегда переживает, что если чего-то не сделает, из-за этого будут страдать другие.
Лень почти никогда не посещает дома, где много детей. Там всегда у всех членов семьи множество обязанностей и некогда расслабляться. Приготовление пищи, стирка, уборка, работа в огороде и т.д. – это то, чем постоянно занимаются почти все члены семьи, за исключением самых маленьких и от этих обязанностей никто не может отказаться. А в маленьких семьях, где один ребенок или ни одного, сложно избежать того, чтобы не полениться.

Кстати, желание беззаботной комфортной жизни – одна из причин немногодетности. А это, в свою очередь, приводит к исчезновению ответственности, ибо не за кого переживать, не о ком заботиться и далее лень.

– Наше время – время оптимизации. Делать меньше движений и при этом получать большие результаты. Сегодня все мозги работают в этом направлении.

– Да, современные удобства жизни помогают с минимальными затратами сил и энергии разрешить многие проблемы. Ожидается, что люди должны стать более счастливыми и любвеобильными, больше уделять внимания другим.

– А происходит наоборот. Почему?

– Потому что при помощи технических достижений невозможно победить живущую в каждом человеке самость, эгоизм и индивидуализм и другие страсти. Каким был человек, по своей природе и характеру, в IV веке, таким остается и в ХХІ. Разве что менталитет немного изменился. Его внутреннее состояние способны изменить не компьютеры и машины, а благодать Божия, которая в полноте подается лишь в церковных Таинствах. Так как многие люди Церковью пренебрегают, возникают неразрешимые проблемы. Об одной из этих проблем, нарастающей как снежный ком, мы с вами и говорим.

– И что делать?

– Человеку, который хочет побороть свою лень, лучше всего хотя бы немного, насколько ему позволяют обязанности, приобщиться к опыту монастырской жизни. С самых древних времен люди искали утешения именно в монастырях и, чтобы попасть сюда, преодолевали путь в тысячи километров. «Язык до Киева доведет» — это присказка паломников.

Сам монастырский ритм жизни не располагает к лени. Здесь паломники, кроме преклонения к благодатным мощам преподобных, учатся самоорганизации. В любой обители есть четкий распорядок дня, который не меняется веками. Он включает в себя обязательные службы – Полуночницу, Часы, Литургию, вечерние богослужения, трапезу и время для послушания и отдыха… Все циклично.

Все люди, живущие в миру, в какой-то мере тоже могут подражать монастырскому уставу и стараться четко организовать свой день, продумывать, когда работать, когда молиться, когда отдыхать. Так станет намного проще побороть свою лень. Как запечатлела история, в старые добрые времена люди так и жили, стараясь во всем подражать монахам. Не случайно иностранцам, приезжавшим на Русь, наше государство представлялось одним великим монастырем.

– Почему одному тяжело самоорганизоваться, а в монастыре легче?

– Сам бы я, например, по лености не пошел на службу, но смотришь – братья идут. И тебе становится стыдно, если пропустишь богослужение, не потому, что начальство отругает, а перед братией. В монастыре, как в большой семье, все взаимосвязаны. Если ты не пойдешь на службу, то кто-то будет за тебя вынимать частички, читать поминальные синодики, из-за твоего отсутствия на клиросе (если ты певчий хора) будет страдать хоровое пение и это скажется на настроении всех служащих и молящихся. Видите, какая в монастыре большая ответственность на каждом человеке. Здесь ты постоянно ощущаешь чувство долга и некогда лениться. Монастырская братия старается все время поддерживать друг друга.

То же самое должно быть и в семье: ощущение ответственности, взаимная поддержка, несение немощей друг друга. Если же такой настрой отсутствует, тогда супруги только и смотрят – кто кому что должен, кто обязан, кто больше сделал. И, в конце концов, брак разрушается.

Еще леность нужно преодолевать по мере появления симптомов. Один из них – уныние. А уныние, как мы говорили раньше, борется молитвой, постом и трудом. Если будет это сочетание, то ваш дом наполнится радостью.

– Батюшка, получается, никаких новых советов. Мы все время возвращаемся к посту и молитве.

– Проблема лишь в том, что мы не всегда понимаем, какими должны быть настоящая молитва и истинный пост. Зачастую чрезмерно себя жалеем и боимся, что если больше времени уделим молитве, не успеем сделать что-то другое. А это ловушка…

С чего начинается борьба со страстями?

Аудио

Рано или поздно каждый из нас задается вопросом, как бороться со своими страстями.

Ну, слушайте, это не ко мне вопрос – я еще не начинал, вот в чем дело.

Может быть, в святоотеческом ключе?

Нужно начинать с того малого, говорят они, что мы еще можем сделать. Например, сев за стол, я не могу выйти из-за стола, чтобы еще есть хотелось, ну невозможно. Надеюсь, все меня понимают, правда же? Иоанн Лествичник об этом очень написал. У него есть «Лествица», там все по ступеням. Одна из этих ступеней называется «О любезном для всех и лукавом владыке – чреве». Замечательно! Чрево, ну еще бы! Поэтому я не могу, конечно.

И святые отцы предлагают вставать из-за стола, чтобы немножко еще есть хотелось. Но я не могу. Это немыслимо, вы что! Это уж надо быть, не знаю, каким святым. Тогда они говорят, ну ладно, хорошо, не можешь, тогда возьми хотя бы такой пример: есть такая замечательная книга, душеполезные поучения аввы Дорофея. У него появился ученик, один солдат, Досифей, очень простой человек. А монастыри питались просто, что называется, хлеб и вода. Досифей, как и положено солдату, любил покушать, и ел очень много. Дорофей, видя, что тот слишком увлекается чревобесием, предложил ему попытаться что-нибудь сделать: «Видишь хлеб, большую буханочку, ешь и скажи, когда тебе хватит». Досифей съел эту хорошую буханочку: «Да, пожалуй, я наелся». – «Наелся – хорошо. А теперь давай разрежем эту буханочку пополам. Половиночку – еще пополам. Четвертинку – еще пополам. Осьмушку – еще пополам». Остается 1/16. А теперь ешь, но 1/16 отложи. Как, Досифей, ты сыт?» — «Ну, немножко бы я съел еще». – «Ничего, потерпи немножко». Через неделю спрашивает: «Ты как?» — «Сыт». – «Теперь давай еще 1/16…»

Представляете, принцип какой? Правда, интересно? Еще 1/16, и так постепенно Досифей, этот могучий воин, стал есть столько, сколько оно и нужно. Одним словом, не объедался. То есть они нашли разумную меру.

Я о чем говорю. Есть некий способ. Мы очень слабые люди, действительно, в этом должен сознаться каждый. Но мы не можем. Я просто привел пример с пищей, а с другими вещами? Попробуйте по городу пройти, чтобы глаза не вращались, как плошки. Попробуйте сойтись со своими знакомыми и не осудить всех на свете, кто только попался, начиная с высших, до низших. Мы же очень святые люди, то есть грешные, извините. И вот так у нас.

Так вот, советуют, дают такой совет: воздержись в том, в чем ты еще можешь воздержаться, на что имеешь еще силы. Например, всех на свете пересудил, но еще одного хочется, но уже так – не имеет большого значения. Ну, воздержись! Воздержись от этого. Хотя бы одну минуту, пройди по городу, не поворачивая свои глаза направо и налево. Ну, попробуй этот телевизор, несчастный, не левой пяткой, а правой выключать. Попробуй еще что-нибудь такое.

Принцип какой – начинать нужно с того, что я могу, действительно могу. Потому что много я не могу, не могу – и всё! Как хотите.

Читать еще:  Прасад продлевает и очищает жизнь

Один человек прислал мне письмо: «Как бороться с пьянством, я не могу, я спиваюсь. Спрашиваю батюшек, они говорят – не пей. Так я и спрашиваю у них о том, как не пить, а они говорят – не пей!» Уж больно простой рецепт. Пришлось дать ему такой совет, как авва Дорофей предложил: начинать с того маленького, что еще мы можем.

Например, сел – нога на ногу, и вдруг вспомнил, и никто не знает, почему я ногу вдруг снял. Снял – и все. Никто не знает, почему я снял ногу с ноги, правда же, почему я вдруг отвернулся и не смотрю, или еще что-нибудь. Начинать нужно с того, на что я действительно еще способен, будучи абсолютно слабым человеком. Так же, как это делают атлеты, спортсмены. Знаете, что наука духовной жизни, которая называется аскетикой, происходит от греческого слова «аскео», то есть «тренируюсь», «упражняюсь».

Вы что думаете, те силачи, которые поднимают 200 килограмм, так прямо и начали? Ничего подобного! Начали совсем с небольших гирь. Совсем с небольших, и видите, чего достигли.

Так и здесь. Но требуется что? Постоянство. А не так: один раз с ноги снял одну ногу с другой, и забыл. Нет. В этом требуется постоянство, в этих мелких, кажется, незначительных вещах, постоянство, постоянное внимание. И вот тогда, оказывается, происходит некая тренировка, так же, как у спортсменов – мышцы укрепляются, становятся всё более сильными, ножки – более бодрыми. Смотришь, спортсмен начинает понемножку двигаться, продвигаться.

Вот, наверное, какой способ. Но это, конечно, только одна из сторон. На самом деле, это наука очень немалая.

И еще один момент, без которого абсолютно невозможно никакое начало духовной жизни, – это борьба с мыслями. С мыслями и своим воображением. Если мы не будем бороться с мыслями, мы ничего не достигнем, слышите? Ничего. А, к сожалению, мы и грехом-то это не считаем даже: я же никому вреда не делаю, правда, что я себе картинки рисую. Да ты хуже делаешь, ты себя калечишь. Себя калечишь этими своими картинками, мыслями, планами и прочим.

Борьба с мыслями. С какими, с дурными, естественно. Почему святые отцы и советуют приучать себя к правильной молитве. К какой правильной? К той, что только со вниманием. Без внимания – это не молитва. Надо запомнить, это самообман, слышите? Самообман, когда я трещу молитву: та-та-та-та. Это самообман. Еще раз повторяю: правильная молитва только та, которая совершается с благоговением и вниманием – к этому надо приучать себя. Именно приучать, постоянно напоминать себе, как только мысль пришла, опять. Вот в этом отношении есть замечательная молитва, оставленная нам святыми отцами, которая называется молитвой Иисусовой: Господи, Иисусе Христе, помилуй меня. От всей души. Разве это долго сказать? Это же совсем не долго. Раз, два, три, несколько раз сказать – и исчезла. Опять пришла на память – опять сказать, опять сказать…

Вот таким образом человек, постепенно приучая себя к этой молитве, он постепенно начинает вести и правильную борьбу с мыслями, он становится способным бороться с мыслями и со многими другими вещами, с которыми до сих пор он даже и представить себе не мог какую-либо борьбу. Вот, может быть, такой, говорят, путь. Но я-то, правда, не знаю.

Страсти, и как от них избавиться?

В этой статье Вы найдёте наставления старца Паисия о страсти. Как избавиться от страстей, похоти и блуда? Ответы — в диалогах со святогорским старцем!

Как бороться со страстями?

— Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?

— Если мы не видим преуспеяния в подвиге — значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.

— Геронда, мне кажется, что я с каждым днём станов­люсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?

— В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в челове­ке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап — это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отни­мает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало — значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше чело­век продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои не­достатки и несовершенство, а это — прогресс.

— Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти?

— Что наш Бог — Ваал? (См.3Цар.18,26) Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью про­гоняешь Его помощь.

Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.

Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога по­мочь нам избавиться от какой-либо страсти и не полу­чаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть — гордость. По­скольку мы не видим гордости, то Бог попускает оста­ваться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда полу­чим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.

Страсти искореняются легко, пока они «молоды»

— Геронда, вижу, что у меня много страстей.

— Да, страстей в тебе много, но и возраст у тебя моло­дой, и мужество есть, чтобы потрудиться и очистить свой сад от колючек и насадить лилии, гиацинты, розы, а по­том смотреть на всё это и радоваться. Пока ты молодая, страсти у тебя, словно молодые побеги, искореняются легко. И бурьян, и колючка пока не выросли, легко вы­дёргиваются из земли, но когда наберут силу и огрубеют, то вырываются с трудом. И крапива, когда пускает пер­вые листочки, мягкая на ощупь, как и базилик. Можно её спокойно взять в руки, потому что её побеги ещё мо­лодые. Поэтому постарайся искоренить в себе страсти, пока ты молода, если оставить их расти дальше, то потом душу поработят различные похоти, и уже будет трудно от них избавиться.

Люди, которые в молодости не искореняют свои страс­ти, в старости очень страдают, потому что их страсти стареют вместе с ними и переходят в трудноизлечимую привычку. С возрастом человек начинает любить свои страсти, становится более снисходительным к себе, воля ослабевает, и бороться со страстями становится труднее. В молодости человек энергичен и, если он направит эту энергию на искоренение страстей, преуспеет.

Как избавиться от страстей

— Геронда, почему я постоянно страдаю от объедения?

— Потому что здесь у тебя слабое место. Диавол напа­дает на заставу, что послабее, другие — хорошо защищен­ные — он не трогает. «Если мне удастся захватить эту заставу, — говорит он, — то потом одну за одной за­хвачу и другие». Поэтому слабое место нужно хорошо укреплять.

— Видя свои страсти, я совершенно теряюсь.

— Не теряйся и не робей. Смело одну за другой по­беждай свои страсти, начиная с самой главной. Полезно вначале особо не рассуждать, а брать и истреблять самые грубые, наиболее заметные. И когда начнут засыхать тол­стые корни главных страстей, то вместе с ними станут засыхать и более тонкие корешки. Следовательно, иско­реняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше

— Почему, геронда, хотя я постоянно решаю начать серьёзную борьбу со страстями, но так ничего и не делаю?

— Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и доб­родетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добро­детелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются про­тивоположные им добродетели. Скажем, ты завидуешь. Если ты будешь бороться против зависти, возделывать в себе любовь, доброту, то, победив зависть, одновременно освободишься от гнева, осуждения, злобы, печали.

— Геронда, а страсти или дурные привычки лучше от­секать сразу или избавляться от них постепенно?

— Лучше, если можешь, отсечь их сразу — иначе они бу­дут расти. Здесь ждать не надо. Когда человек переходит ручей, особенно зимой, то старается перебежать на дру­гой берег как можно быстрее, чтобы не замёрзнуть. Если перебежит быстро, то замёрзнуть не успеет. Кони, когда их привязывают, одним резким движением обрывают узду, так и при искушении — обрывать узду надо резко.

Читать еще:  Власти королевства Бутан притесняют христиан

— Геронда, авва Исаак Сирин говорит «Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, что­бы не принимать их в себя». Может бесстрастный чело­век смущаться страстями?

— Может, но что бы диавол ему не подбрасывал, всё это сгорает в божественном огне, который в подвижнике воспламенился. Диавол не прекращает искушать челове­ка, но, если человек не принимает вражеских внушений, тогда сердце его очищается и в нём поселяется Христос. Его сердце превращается в пещь, в «купину неопальную» (См. Исх. 3,2-3), и что бы потом ни попало в сердце — всё сгорает.

Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями

— Геронда, может ли только одна благодарность Богу подвигнуть нас на борьбу со страстями?

— Одной благодарности к Богу недостаточно, необхо­димо ещё благое произволение, признание собственной греховности и усердный подвиг.

— Память смертная помогает внутреннему деланию?

— Да, очень помогает. Если мы имеем смертную память с надеждой на Бога, то познаем суетность этого мира и получим духовную помощь. Поэтому нужно приводить на ум Суд Божий и не забывать, что нам предстоит дать ответ в своих нераскаянных грехах. «Что я делаю? По­чему живу так нерадиво? Если я сейчас умру, то что со мной будет? Разве я заключил договор со смертью? Ведь умирают и большие и малые». Если я буду думать о том, что Бог вскоре может меня призвать к Себе, то грешить не буду.

Чтобы страсти умерли, мы должны думать о смерти, о будущем Суде и показать усердие ко Христу, Который много пострадал, чтобы нас искупить. Борьба со страс­тями — это постоянное сладкое мученичество за соблю­дение заповедей ради любви Христовой. Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями и оскор­бить Христа

— Геронда, мне тяжело бороться.

— Занозу и то больно из пальца вытаскивать, а выдер­гивать из себя страсть намного больнее! Знай ещё, что когда человек старается отсечь какую-нибудь страсть, то искушение ставит на пути его препятствия, и человек страдает, как страдает бесноватый, когда его отчиты­вают, потому что в этот момент идёт борьба с Диаволом. Но потом бесноватый освобождается.

Очищение себя не происходит автоматически, без труда, нажатием кнопки. Страсти отсекаются не сразу, как ствол дерева не перепиливается одним движением Пилой работают долго, пока не пропилят весь ствол на­сквозь. Но и на этом работа не заканчивается. Чтобы бревно стало мебелью, сколько нужно труда! Сначала нужно бревно распилить на доски, затем их будет долго обрабатывать мастер, делая из них нужную мебель.

— А если я не понимаю, что этот труд необходим?

— Тогда останешься пнём и тебя бросят в огонь.

Нужно сажать, чтобы Бог возрастил

— Геронда, каждый день я говорю: «С завтрашнего дня начну молиться и исправляться», но всё остаётся по-прежнему.

— Поставляй впереди Бога, говори так: «Силой Божией я буду стараться исправиться», тогда Бог по­может. То, что ты хочешь исправиться, означает, что принимаешь помощь. Просишь у Бога помощи — и Он призирает на тебя. Делаешь то немногое, что можешь сделать, и так идёшь вперёд. Кто из людей, видя, как маленький ребёнок своими ручками старается сдви­нуть с места большой камень, не подбежит к нему, чтобы помочь? Так и Бог, видя твоё небольшое усилие, поможет тебе победить.

Некоторые, хотя сами не прилагают никаких усилий к исправлению, говорят. «Христе мой, во мне есть такие-то страсти. Ты можешь меня от них избавить. Избавь меня от них!» Как тут Бог сможет помочь? Чтобы Бог помог, нужно, чтобы сам человек постарался. Есть некоторые вещи, которые должен сделать сам человек, чтобы потом Бог послал Свою помощь. Не бывает так, чтобы человек получил помощь, если он сам не желает себе помочь.

Иногда мы пытаемся стяжать благодать и дары Бо­жий каким-то магическим способом Думаем, что без борьбы приобретём какую-нибудь добродетель и даже станем святыми. Но, чтобы Бог что-то дал, мы должны поусердствовать. Как Бог нам может что-то дать без на­шего труда? В тропаре как: сказано? «Пустыни бесплодное возделал еси» (Из тропаря преподобному, ин тропарь, глас 8-й). Бог даёт дождь, размягчает землю, но мы должны «обрабатывать» своё поле. Земля готова, но нужно пустить лемех по полю и его засеять. И тогда что посеем — то и пожнем Если не пахать, то как сеять? А если не посеем, то что будем жать?

Поэтому не надо спрашивать, что Бог может сделать, но надо себя спрашивать, что я могу сделать. В банке у Христа проценты очень высокие. Но если у нас нет счёта в этом банке, то как нам получить оттуда деньги?

Печатается по изданию: Старец Паисий Святогорец.
Страсти и добродетели. М., Святая гора», 2008

Как бороться со страстью, которая родилась раньше нас

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:6-11).

Джон Уильям Годвард. Сладкое безделье (1904)

О главной причине лени — архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

— Отче, откуда берется лень? И что будет, если с ней не бороться?

— «Современная лень» большей частью характерна для людей, которые живут в комфортных городских условиях: им не нужно, например, идти на улицу за водой, не надо дрова колоть, печку топить, чтобы было в комнате тепло. А в сельских условиях, если ты за водой не сходил, дрова не наколол, печку не растопил, голодным и замерзшим останешься.
В селе труд — это важная необходимость. Поленился — остался в холоде и без еды. Наша лень — результат комфорта.

— Что делать, батюшка? Отказаться от благ цивилизации?

— Современному человеку отказаться от благ непросто. Цивилизация нас покорила. Кто-то пытается уйти от нее, например, в отдаленные монастыри, где-то в горы Карпаты или на Кавказ, но таких людей, которые понуждают себя к труду подобным образом, избегая комфорта, немного.

— Как же бороться с ленью остальным?

— Лени избегает человек любящий и ответственный. Он всегда переживает, что если чего-то не сделает, из-за этого будут страдать другие.
Лень почти никогда не посещает дома, где много детей. Там всегда у всех членов семьи множество обязанностей и некогда расслабляться. Приготовление пищи, стирка, уборка, работа в огороде и т.д. — это то, чем постоянно занимаются почти все члены семьи, за исключением самых маленьких и от этих обязанностей никто не может отказаться. А в маленьких семьях, где один ребенок или ни одного, сложно избежать того, чтобы не полениться.

Кстати, желание беззаботной комфортной жизни — одна из причин немногодетности. А это, в свою очередь, приводит к исчезновению ответственности, ибо не за кого переживать, не о ком заботиться и далее лень.

— Наше время — время оптимизации. Делать меньше движений и при этом получать большие результаты. Сегодня все мозги работают в этом направлении.

— Да, современные удобства жизни помогают с минимальными затратами сил и энергии разрешить многие проблемы. Ожидается, что люди должны стать более счастливыми и любвеобильными, больше уделять внимания другим.

— А происходит наоборот. Почему?

— Потому что при помощи технических достижений невозможно победить живущую в каждом человеке самость, эгоизм и индивидуализм и другие страсти. Каким был человек, по своей природе и характеру, в IV веке, таким остается и в ХХІ. Разве что менталитет немного изменился. Его внутреннее состояние способны изменить не компьютеры и машины, а благодать Божия, которая в полноте подается лишь в церковных Таинствах. Так как многие люди Церковью пренебрегают, возникают неразрешимые проблемы. Об одной из этих проблем, нарастающей как снежный ком, мы с вами и говорим.

— И что делать?

— Человеку, который хочет побороть свою лень, лучше всего хотя бы немного, насколько ему позволяют обязанности, приобщиться к опыту монастырской жизни. С самых древних времен люди искали утешения именно в монастырях и, чтобы попасть сюда, преодолевали путь в тысячи километров. «Язык до Киева доведет» — это присказка паломников.

Сам монастырский ритм жизни не располагает к лени. Здесь паломники, кроме преклонения к благодатным мощам преподобных, учатся самоорганизации. В любой обители есть четкий распорядок дня, который не меняется веками. Он включает в себя обязательные службы — Полуночницу, Часы, Литургию, вечерние богослужения, трапезу и время для послушания и отдыха. Все циклично.

Все люди, живущие в миру, в какой-то мере тоже могут подражать монастырскому уставу и стараться четко организовать свой день, продумывать, когда работать, когда молиться, когда отдыхать. Так станет намного проще побороть свою лень. Как запечатлела история, в старые добрые времена люди так и жили, стараясь во всем подражать монахам. Не случайно иностранцам, приезжавшим на Русь, наше государство представлялось одним великим монастырем.

— Почему одному тяжело самоорганизоваться, а в монастыре легче?

Читать еще:  В Германии ученого судят за критику однополых отношений

— Сам бы я, например, по лености не пошел на службу, но смотришь — братья идут. И тебе становится стыдно, если пропустишь богослужение, не потому, что начальство отругает, а перед братией. В монастыре, как в большой семье, все взаимосвязаны. Если ты не пойдешь на службу, то кто-то будет за тебя вынимать частички, читать поминальные синодики, из-за твоего отсутствия на клиросе (если ты певчий хора) будет страдать хоровое пение и это скажется на настроении всех служащих и молящихся. Видите, какая в монастыре большая ответственность на каждом человеке. Здесь ты постоянно ощущаешь чувство долга и некогда лениться. Монастырская братия старается все время поддерживать друг друга.

То же самое должно быть и в семье: ощущение ответственности, взаимная поддержка, несение немощей друг друга. Если же такой настрой отсутствует, тогда супруги только и смотрят — кто кому что должен, кто обязан, кто больше сделал. И, в конце концов, брак разрушается.

Еще леность нужно преодолевать по мере появления симптомов. Один из них — уныние. А уныние, как мы говорили раньше, борется молитвой, постом и трудом. Если будет это сочетание, то ваш дом наполнится радостью.

— Батюшка, получается, никаких новых советов. Мы все время возвращаемся к посту и молитве.

— Проблема лишь в том, что мы не всегда понимаем, какими должны быть настоящая молитва и истинный пост. Зачастую чрезмерно себя жалеем и боимся, что если больше времени уделим молитве, не успеем сделать что-то другое. А это ловушка.

Беседовала Наталья Горошкова

Новости

В Православной Церкви продолжается Великий пост. Этот особенный период года святые отцы считали наилучшим временем для искоренения человеческих страстей. Крестопоклонная седмица, которая завершится в пятницу 24 марта, напоминает о том, что Господь Иисус Христос Своей смертью на Кресте разрушил человеческие грехи и страсти, и нам остается приложить усилия для искоренения греха из своей души.

Одной из самых пагубных страстей считается сластолюбие. Некоторые отцы Православной Церкви считали сластолюбие коренной страстью, которая разрушает не только душевную, но и телесную природу человека. Сластолюбие проявляется в чрезмерном стремлении к чувственным, плотским и духовным наслаждениям. Эта страсть пагубна тем, что порождает другие страсти, которые еще больше отдаляют человека от Бога.

Мы собрали важные изречения афонских подвижников, которые своей праведной жизнью побороли сластолюбие .

1. «Когда мы «плоти угодия творим в похоти» (Рим. 13:14), тогда это сластолюбие – грешная страсть, начало плотских страстей, и болезнь души». (Святитель Григорий Палама).

2. «Сластолюбивые бесы разжигают вожделевательную силу души, но, приводя при сем в смятение и рассудительную силу, омрачают душу». (Преподобный Григорий Синаит).

3. «Страсти вожделения суть: лихоимание, разврат, невоздержность, ненасытность, сластолюбие, сребролюбие, самолюбие, всех лютейшая страсть». (Преподобный Григорий Синаит).

4. «Когда человек лукав, лицемерен, завистлив, сребролюбив, сластолюбив, славолюбив, вообще, страстен. И хочет и молиться, и добровольно коснеть в своих страстях – нераскаянный, неисправленный. Такой явно презирает действие молитвы и милость Господа». (Преподобный Иосиф Исихаст).

5. «Вспомните, как при Святом Крещении обещали вы пребывать в отречении от сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всей гордыни его, то есть сластолюбия, славолюбия, сребролюбия и прочих страстей». (Преподобный Никодим Святогорец).

6. «От силы желательной рождаются помыслы сластолюбия, славолюбия, сребролюбия, со всеми их многочисленными видоизменениями, составляющими область самоугодия». (Преподобный Никодим Святогорец).

7. «Все помыслы и движения следует тебе побеждать показанными приемами, стараясь всякий раз восставлять и водружать в сердце противоположные им добрые чувства и расположения: вместо сластолюбия – всякое воздержание, постничество и самоумерщвление». (Преподобный Никодим Святогорец).

8. «Взятие креста означает избавление не только от удовлетворения, которое ощутил Адам, вкусив запретный плод, но и от сластолюбия, в которое он неразумно и беззаконно впал». (Старец Иосиф Ватопедский).

9. «Три страсти-исполины, как их называют святые отцы, есть сластолюбие, сребролюбие и тщеславие». (Старец Иосиф Ватопедский).

10. «Трудами сокрушается и упраздняется сластолюбие, вызванное к жизни нашим себялюбием и проявляющееся в различных видах». (Старец Иосиф Ватопедский).

11. «Мы многократно согрешаем, и как основное следствие греха приходит сластолюбие – мать смерти. Другого лекарства и средства для борьбы с этой опасностью, кроме спасительного трудолюбия, не существует». (Старец Иосиф Ватопедский).

12. «Как врач назначает больным для лечения горькое лекарство, так злонравным и сластолюбцам Божественный Промысл попускает мучительные скорби». (Старец Иосиф Ватопедский).

13. «Сластолюбие – мать смерти; а страдание, вольное или невольное – смерть для сластолюбия». (Старец Иосиф Ватопедский).

14. «Любой грех человек совершает по причине сластолюбия, а прощение получает через страдания и печаль». (Старец Иосиф Ватопедский).

15. «Страх Господень побеждает страстные похоти, а печаль по Богу угашает сластолюбие». (Старец Иосиф Ватопедский).

16. «Действующую многообразно похоть сластолюбия останавливает воздержание и труд. Ослабляет ее безмолвие и любовь Божественная ко Христу». (Старец Иосиф Ватопедский).

17. «Что может быть слаще Бога! Разве не суетно все человеческое? Разве могила не покрывает все? Где молодость, где красота, где слава и богатство? Разве не есть все это пыль и прах? Кто царь и кто воин, кто богач и кто бедняк? Где палаты царей, роскошь богачей, где пиры и богатые трапезы сластолюбцев? Где чувственные наслаждения блудников? Разве не покрывают их черви и несносное зловоние? Воистину суета сует,- все суета!» (Старец Ефрем Святогорец).

18. «Если человек претерпит в уме множество духовных крушений и многократно будет уязвлен сластолюбивыми мечтаниями, то, как только сатана снова придет с подобными мечтаниями, как только принесет их уму, он сразу пленяется ими». (Старец Ефрем Святогорец).

Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие. Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды. Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны. Но правильно ли это – с христианской точки зрения?

Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания. Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.

«Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.

Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия. Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».

(Иоанн Кассиан Римлянин. «Обозрение духовной брани»)

Таким образом, в христианской аскетике среди восьми главнейших страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) именно победа над чревоугодием считается тем начальным этапом, без которого вообще бессмысленно говорить о какой-либо дальнейшей борьбе со страстями. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение по сравнению с гневом или тем более гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего? Ведь «кто не законно сражается, тот не венчается».

С другой стороны, тут, конечно, масса нюансов. Как говорит тот же Кассиан Римлянин, тут не может быть поставлено одинаковое для всех правило. «Не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соизмеряться и силой тела». Поэтому «мера воздержания должна быть определена судом совести каждого».

Святые отцы были на самом деле очень проницательные психологи, они хорошо разбирались в самых тонких движениях души. Любопытна их классификация видов чревоугодия, которое они подразделяли на три основные разновидности. Во-первых, это неспособность придерживаться определенного режима приема пищи и прием еды раньше определенного срока. Во-вторых, это чрезмерное насыщение и переполнение живота, прием пищи в количествах, превышающих то, которого требует нормальное самочувствие. И, в третьих, это страсть к изысканным и приятным яствам, к чрезмерному разнообразию и изысканности еды. Поэтому вступивший в борьбу с чревоугодием должен, «во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простой какой-нибудь и дешевой пищей».

Кроме того, святые отцы считали, что чревоугодие в каком-то смысле порождает все остальные страсти. То есть, пресыщение чрева порождает блудные мысли, а блуд занятие в общем-то затратное, и в душе зарождается сребролюбие. А когда блуд и деньги не приносят истинного счастья, в душе начинают бушевать печаль и гнев.

Интересно, что древнегреческое слово «чревоугодие» – γαστρομαργία – по-русски дословно означает жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева. То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти. И укротить его – и значит положить самый первый, начальный кирпич в дело собственного спасения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector