0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как найти духовного руководителя? Ответы пастырей

Если нет духовника

Протоиерей Сергий Николаев

«Сегодня самое необходимое для людей – это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним» – такой ответ о устроении духовной жизни дает преподобный Паисий Святогорец, почивший в 1994 году, то есть относительно недавно. Самое необходимое… Значит, надо искать духовника.

Кто такой духовник или духовный отец? Прежде всего, это священник, которому регулярно исповедуются. Когда-то для большинства верующих духовником был священник приходского храма. Люди были проще, не так самолюбивы и спокойно принимали те внешние обстоятельства, которые им выпадали волей Божией. Все губернии, города и селения России делились не только на улицы и кварталы, но и на приходы.

Как-то, ответив на вопрос, на какой улице я живу, мне довелось услышать: «А какого это прихода?» То есть, раньше личность духовника для значительной части населения определялась волей Божией, указом епархиального начальства и местом жительства. Люди исповедовались, спрашивали совета и принимали поучения от своего приходского батюшки. «Обращаться за советом то туда, то сюда неодобрительно. Всем советник, Богом определенный духовник, которым обычно бывает приходской священник» (святитель Феофан Затворник).

Правда, если кто-то искал большего в духовной жизни, то, при полном уважении к Богом данному пастырю, не возбранялось прибегать к помощи другого духовника или искать наставника в каком-либо монастыре. Как в мирской жизни, кому-то довольно начального образования, кто-то старается получить среднее, а иной дерзает на высшее, так и в жизни духовной.

Несколько лет назад мы собирали материалы о жизни монахини Евфросинии (Хрульковой) (1873-1968 гг.), похороненной на нашем приходском кладбище и очень почитаемой в этой местности. Девочкой она попала в богадельню при церкви. Много времени проводила в доме священника с его детьми, и батюшка беседовал с ней. Он увидел, что отроковица нуждается в более, так сказать, «квалифицированном» руководстве, и благословил ее искать себе духовника в Троице-Сергиевой лавре. Поездка в лавру стала для Евфросинии судьбоносной, Господь послал ей замечательного духовника, и позже она стала монахиней. Это известная практика, когда приходской священник кому-то советует искать более опытного или грамотного духовника, или рекомендует некое лицо конкретно.

Духовник не только выслушивает исповедь, он молится за человека, доверившего ему свою совесть.

И Господь, снисходя к обоим, вразумляет духовника, какое сказать слово кающемуся. Или промолчать. Или пожалеть. А может, сегодня и пожурить. А кого-то требуется поддержать, вдохновить. Поэтому так важно ходить на исповедь к одному священнику, тогда ему будет проще узнать устроение кающегося, проще оказать помощь. Здесь все имеет значение: возраст кающегося, его семейное положение, природный ум и интеллект, воспитание и образование, здоровье и немощи, бодрость и медлительность. Рекомендации всегда будут разные. Именно поэтому невозможно получить полноценный совет из книг или с сайтов.

Духовничество – обязанность священника, так же, как и проповедь. Но способности и таланты у людей бывают разные. Можно заметить, что в храме, где служат несколько священников (так же, как в монастырях, где мирских и духовных исповедуют несколько иеромонахов), к одним на исповедь стоят в очередь, а к другим редко подходят по одному. Разные таланты, как говорится, «одним крестить, а другим благовестить». Зато в Церкви каждый может найти помощника по себе. Как? Ходить в церковь на службу, исповедоваться, причащаться и приглядываться. Молиться, просить Господа устроить встречу, открыть человека. И постепенно Господь расположит к кому-то сердце. Как девушки молятся о женихе – с надеждой, что Господь устроит все лучшим образом, и в то же время, поглядывая по сторонам: не он ли?

Как узнать, что именно этому духовнику стоит довериться?

Если продолжить сравнение с девушкой, ищущей жениха, то умные люди посоветуют ей быть осторожнее в общении с «журнальным» красавцем, поражающим светским лоском и умелым обращением с женским полом. Так же, ищущим руководства в духовной жизни, опытные люди советуют не искать себе духовных руководителей с непременными залогами святости: прозорливых, чудотворцев и несущих великие подвиги. О которых святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся или в глубине прелести, или в глубине неведения».

Как тиха и прикровенна истинная любовь, так тиха и прикровенна бывает истинная святость. Все мы разные, и каждый ищет себе духовного собеседника по сердцу. Это хороший компас. Но необходима и рассудительность. А если с этим туго, то ничто не мешает нам вновь обратиться за советом к святителю Игнатию. «В духовнике, по моему мнению, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких умствований». Святитель предостерегает от «умных по-своему», от тех, чьи взгляды и мнения рознятся от церковных. Они «никуда не годятся для душевного назидания». А в остальном, выбирай сам – «и строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви могут быть одинаково полезны».

Всякому ли человеку нужен духовник? А если кто-то уже сам является духовником для многих людей, имеет духовное рассуждение?

Как говорил преподобный Паисий Святогорец, «насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам, касающиеся его вопросы – он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для того, чтобы человек смирялся». Господь так устроил, что человек не может иметь правильного мнения ни о себе, ни о мире без помощи другого человека – И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). Каждому человеку необходим помощник. Из личных воспоминаний и жизнеописаний лучших представителей нашей Церкви мы знаем, что духовных советов искали люди самой святой жизни и самых высоких рангов. И если кто заботится найти хорошего духовника, то хорошо бы найти такого, кто сам живет под духовным руководством или советом.

Помню, одна благочестивая верующая женщина все восклицала: «Как счастливы те, у кого есть духовник!» Она была знакома со множеством духовенства. Причем, у нее был талант знакомиться с самыми известными и замечательными батюшками. Но прилепиться она ни к кому не смогла, духовника у нее не было. Она говорила: «Духовника ведь надо будет слушаться, а вдруг у меня не получится, это же грех будет».

Читать еще:  Пожар оставил без крова семью священника из Буковины

Есть такая боязнь послушания. Потери свободы. Это ошибка.

Опытный духовник никогда не ставит задачи сверх меры или против устроения человека. Московский старец праведный Алексий Мечев, когда его спрашивали, как поступить, обычно задавал встречный вопрос: «А ты сам-то как думаешь?» И от этого ответа уже исходил, давая совет. Никакого принуждения. Та же практика усматривается и у других известных духовников из воспоминаний их духовных чад. Духовник обычно не нарушает внутреннюю свободу, а дает свободу выбора. Не приказывает и не просит, а оставляет на личное усмотрение. «Не заедешь ли?», «не хочешь сделать то-то?», «можешь пойти. » Духовники нужны «только, чтоб облегчть следование Евангелию, а не для послушания себе», – писал игумен Никон (Воробьев).

Духовного отца надобно слушаться, как отца по плоти и доверять ему, как отцу. Но в обращении с духовными чадами духовник часто бывает скорее матерью. Про схииеромонаха Алексия (Соловьева), старца Смоленской Зосимовой пустыни, духовные чада вспоминали: «Старец Алексий был больше похож на мать, чем на отца, – столько ласки и нежности, столько терпения он проявлял ко всем». То же чувство материнской заботы осталось в памяти чад многих духовников, как прошлого времени, так и современности. Знаю, что в одной современной духовной семье в день именин духовника чада поздравляют его песней «Слово “мама” дорогое…».

На то послушание духовнику, о котором мы читаем во всевозможных патериках, современный человек вряд ли способен. Хотя на что-то годимся и мы. «Есть три степени послушания – обращение за советом в случае полного своего недоумения; исполнение советов, совпадающих с нашими мыслями, наклонностями, с нашей точкой зрения; и, наконец, исполнение послушания, даже когда оно противоречит нашим взглядам и желаниям, – только это и есть истинное послушание». На первую ступеньку встать может каждый. Задать вопрос и услышать правильный ответ. Есть и такая форма отношений между духовником и чадом. И даже в этом случае человек получает пользу, воспитывается, назидается.

Иногда слышишь мнение, что время духовничества прошло, что нужно руководствоваться Священным Писанием и трудами святых отцов. При этом ссылаются на святителя Игнатия (Брянчанинова). Святитель действительно писал о крайнем оскудении духоносных старцев и советовал изучать писания, но считал необходимым и совет: «Духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени… основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий». Как и его современник, святитель Феофан Затворник: «Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж с одним писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо и вопрошение ». Оглядываясь на прошедшую жизнь, святитель Игнатий сожалеет о бывших духовных ошибках, случившихся «по избытку гордости, не склоняющейся вопросить совета у ближнего». Именно он советует «жительство по совету».

И опять обратимся к опытному духовнику, преподобному Паисию Святогорцу, который говорил: «Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются, тогда в этой жизни им нечего бояться».

Опубликовано в православном женском журнале «Славянка», №1(61), январь-февраль 2016г.

17 декабря, в 15.00 в рамках XIX выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка» (Москва, Краснопресненская наб., 14 (ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР», павильон №2, конференц-зал) пройдет презентация юбилейного номера Православного женского журнала «Славянка».
В презентации примут участие главный редактор «Славянки» Сергей Тимченко, протоиерей Ярослав Шипов, писатель, певица Ольга Масальская.

Духовник (духовный отец)

Кто такой духовник?

При каждом монастыре всегда есть наставник, в обязанности которого входит руководство духовной жизнью братьев или сестер. На его роль обычно выбирается священник, имеющий за плечами как пастырский, так и жизненный опыт. А как же все происходит в мирской жизни? К кому идти нам, обычным людям?

Любой невоцерковленный человек ответит: к психологу. Но, увы, это не всегда панацея. Во-первых, сеансы психотерапии могут позволить себе далеко не все, цены на них, мягко говоря, кусаются. Во-вторых, психология без христианской основы зачастую может принести душе больше вреда, нежели пользы. А вот священник — совсем другое дело. Во-первых, человек получил духовное образование, в рамках которого серьезно изучается и психология, а во-вторых — и в-главных — у него есть особая благодать помогать другим на пути спасения.

Зачем нужен духовник

Как найти личного духовника?

Это вопрос сложный. Для начала нужно походить в церковь, а может, даже и в разные, присмотреться к священникам, пообщаться с ними, прийти на исповедь и выбрать того, с кем вы наиболее комфортно себя чувствуете, кому действительно хочется довериться и кто, на ваш взгляд, проявляет максимум понимания. А определившись с выбором, просто подойти к батюшке и попросить его взять вас в духовные чада. Чаще всего мы выбираем в духовники того, кому исповедуемся — ведь именно ему уже были доверены наши самые сокровенные тайны. И хоть исповедь обращена к Богу, а не священнику, он все равно является свидетелем и тем, кто знает о нас порой больше самых близких родственников. А это, согласитесь, сближает как ничто другое.

Однако не расстраивайтесь, если сразу не получите согласия. Это ни в коем случае не проявление недоверия или пренебрежения. Для каждого священника стать чьим-то духовником — очень ответственный шаг, ведь он как бы усыновляет вас, принимая в духовную семью, берет на себя ответственность за ваше спасение. Кроме того, опытный священник, уважая свободу выбора, дает возможность присмотреться к нему и, если что-то пойдет не так, уйти к другому духовнику.

В процессе поиска необходимо молиться, прося Бога помочь и послать именно того духовного наставника, который вам нужен.

Как найти духовного руководителя? Ответы пастырей

Портал «Приходы» продолжает публикацию наставлений епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, которые прозвучали 24 марта в Марфо-Мариинской обители милосердия на встрече, посвященной Таинству покаяния. В первой части трилогии мы услышали слова владыки о том, что такое покаяние и исповедь, следующая важная тема – для чего нужен духовник и как его выбрать. «Духовник должен быть обязательно строгим и исполненным любви», – подчеркнул владыка, отметив, что любовь и строгость – качества вовсе не противоположные.

– Как найти духовника? Конечно, хорошо бы, чтоб это был мудрый старец, который знал бы волю Божию, был бы прозорлив, преисполнен любви. Чтоб это был человек, приближаясь к которому, вы сразу чувствовали особое поле благодати. Всё-таки должен вас предупредить, что, наверное, искать такого старца в духовники – задача для нас с вами непосильная и на самом деле духовник не обязательно должен быть таким опытным духовным старцем. С другой стороны, конечно, нельзя «бросаться» на любого священника. Об этом предупреждает Иоанн Лествичник: когда ищем себе руководителя, мы должны быть осторожны, чтобы вместо опытного кормчего не попасть на совершенно иного управителя кораблём, что может привести к очень тяжёлым последствиям. Поэтому нужно выбрать лучшего из всех священников, которых мы сами знаем, и потратить на это время, силы, искать не лёгкий путь, не того, кто ближе к нам находится или к кому меньше народу ходит на исповедь (чтобы быстрее к нему подойти), а того, кто лучше поможет нам избавиться от наших грехов и наших страстей.

Читать еще:  Формула преподобного Серафима

Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному: то, еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели.

Св. Иоанн Лествичник

Как выбрать лучшего духовника, и каковы его признаки? Во-первых, это священник, который сам стремится к спасению и сам имеет духовника. Потому что если священник не имеет духовника, то он, наверное, не сможет помочь другим, ведь всегда были трудности с воспитанием детей у тех родителей, у которых не было ни папы, ни мамы. Если человек сам не научился слушать, то как он может научить этому других? Это очень важный момент. И, конечно, священник должен сам соблюдать церковные уставы, он должен молиться, поститься, стараться смиряться, жить по Евангелию. Священник должен быть благоговейным. Он, может быть, не всегда совершенный и не во всём исправный, но всё-таки стремящийся к спасению, усердию. И стремящийся к усердию не только в проповеди на словах, но и в своей жизни.

Духовник должен быть обязательно строгим и исполненным любви. Любовь и строгость –необходимые качества хорошего духовника. Их соотношение может восприниматься вами по-разному. Если вы стремитесь к спасению, если вы настроены решительно, то поможет вам очень строгий духовник. Из летописи мы знаем, что у одного монаха был строгий духовник, послушники которого голов не жалели. И сам Акакий Синайский был часто побиваем этим духовником. И он очень радовался этому. Приходил к своему духовному собрату и говорил: «Вот, я сегодня получил порку», и там, не знаю, показывал глаз побитый, щёку пораненную…

А бывают такие духовники, которые на всё благословляют, всё разрешают, всегда улыбаются, всё прощают, любят, не ругаются никогда, являют собой пример кротости, смирения и вообще… Есть крайности. Надо выбрать себе такого, который вам подойдёт. Такой духовник, как у преподобного Акакия, вряд ли подойдёт кому-нибудь, с другой стороны, священник, который всё разрешает, никогда ни на что не смотрит строго, прощает всё, наверное, тоже не нужен. Всё-таки нужен священник, который был бы строгий в какой-то степени. И здесь вопрос, в какой степени… Лучше человеку поискать разных священников и посмотреть на меру их строгости. Но любовь и строгость – это не противоположные качества: очень любящий духовник может быть очень строгим. Так веди и Бог – Он же строгий, но никто не любит нас так, как любит Бог.

Конечно, у духовника есть человеческие качества, которые бывают тоже важны людям. Помимо образованности священника обратите внимание на то, какие черты характера у него сильные, положительные. Есть люди, которые любят шутливых духовников, есть те, которые любят, наоборот, духовников спокойных, смиренных. Разные бывают качества. И поэтому, конечно, нужно искать такого духовника, который подошёл бы вам в меру строгости, а также и в меру времени, которое он может вам уделять. У духовника должно быть расположение отвечать на ваши вопросы, уделять вам время. Лучше выбирать того, кто вам больше всего подходит.

Духовника нельзя не почитать. Нужно его слушаться, любить, заботиться о нём. Если появляется ревность, обидчивость, это знак неправильного отношения к духовнику. Нужны добрые взаимоотношения между членами покаянной семьи. Ведь у каждого духовника образуется некая покаянная семья, это его духовные чада, и нужно, чтобы они тоже жили в мире. Нужна община, соединяющая людей, хотя это не всегда бывает. Но всё-таки это нормально, если существует такое сообщество – духовная семья, которая объединяется вокруг духовника.

Нужно помнить, что духовник нужен для духовного руководства, а не для приятности душевного общения. Нельзя дружить с духовником. Здесь есть некая опасность (особенно для одиноких женщин), когда к духовнику появляется некоторая привязанность. Возможно, в этом нет ничего плохого, но тогда в отношениях появляется какая-то душевность, и, к сожалению, в наше время бывают очень неприятные истории, связанные с этим. Нужно обязательно иметь в виду: духовник – это человек, не ангел, и нужно уметь строить отношения духовные, а не душевные. Об этом нужно обязательно помнить.

Если пока что вы не можете выбрать духовника, которому полностью доверитесь, я посоветовал бы вам на первом этапе выбрать исполняющего обязанности духовника. Или временно исполняющего обязанности духовника. Пусть вы пока и не можете ему довериться всецело, но всё-таки лучше исповедоваться у какого-то одного священника и стараться его слушаться. И посмотрите, насколько вам помогают именно его советы, насколько вы можете сносить его строгость, насколько его мягкость вас расслабляет и, может быть, делает вас безразличными к исправлению жизни. И не надо договариваться с ним: «Вы будете моим духовником, а я – Вашим духовным чадом», лучше с этим не спешить. Это должно появиться само собой в процессе духовных отношений. Кроме того, в конце концов, здесь инициатива должна исходить не от духовника («Ты теперь моё духовное чадо»), это не должно быть «подписанием договора» («Я обязуюсь быть духовным чадом, Вашей духовной дочерью», подписываете, ставите печать и всё теперь, договорились). Нужно, чтобы это просто возникло в процессе ваших отношений.

Очень часто священник не считает себя вправе называть духовным отцом – и это правильно. В Евангелии об этом прямо говорится: «Не называйте себя отцами, один у вас Отец Небесный». Но мы вправе называть так тех, кого уважаем, почитаем. И как мы называем папу папой, так и духовника, который помогает нам в духовном отношении, можем называть духовным отцом, а себя считать его духовным чадом.

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Читать еще:  В биробиджанском кафедральном соборе освятили новые колокола

Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 8-12

Если священник признал вас духовным чадом (не обязательно в результате высказанного решения), то есть если эти отношения начались, то, конечно, нужно рассказать ему не только о своих грехах. Потому что очень часто человек на исповеди говорит только о грехах (а бывает, наоборот, рассказывает о чём угодно, но только не об этом), и священник, особенно не очень опытный, может подумать об исповедующемся: «Вот, он такой грешник», а у грешника этого может быть столько хорошего в жизни! Духовнику нужно, конечно, в первую очередь отпускать ваши грехи, но он должен понимать всю сферу ваших жизненных интересов, чтобы помочь вам правильно сориентироваться в жизни: как вы живёте, каковы ваши взгляды, какая у вас история, как вы обратились к Богу, каковы ваши родители, как вы провели детство, какие у вас интересы, с кем вы дружите, что вы читаете… Например, я лучше начинаю понимать человека, когда знаком с его близкими. Простые священники будут лучше вас понимать по вашей обстановке, по людям, с которыми вы общаетесь, и тогда лучше помогут вам жить праведной жизнью. Поэтому если начинаются такие постоянные отношения со священником, то нужно, чтобы он побольше вас узнал, и хорошо бы найти время, чтобы ему рассказать обо всём, посоветоваться, обсудив всё с ним. Хорошо для знакомства пригласить священника домой, собрав всех родственников, друзей, приготовив насущные вопросы. И тогда он сможет больше помогать вам.

Если вы до этого уже исповедовались в своих грехах, то, когда другой священник становится вашим духовником, нужно ему рассказать более подробно о своем духовном пути, о ваших немощах, о предыдущих грехопадениях, которые были до знакомства с ним. Да, вы уже раскаялись в грехах, но он должен знать о тех ранах, которые остались на вашей душе после тяжёлых грехов. Он должен понимать, что с вами было раньше, чтобы в дальнейшем как-то вам помочь.

Конечно, лучше, чтобы в отношениях с духовником была, с одной стороны, строгость, с другой – некая простота. И спрашивать нужно священника обо всём, в чём вы имеете нужду. Спрашивайте даже о мелочах, если есть такая нужда у вас. Если он говорит: «Решай сам», тогда решайте сами. Если он говорит, допустим, что не надо спрашивать – ну, не надо спрашивать. Но всё-таки лучше спросить. И в процессе этих отношений он будет всё о вас знать, и вы будете знать, как поступать…

Если возникает какое-то умственное недоумение в отношении духовника, то лучше обсудить это с его духовником. Ведь не всегда можно священнику сказать, какие помыслы появляются в отношении него, и не всегда можно рассказать о своём отношении к его идеям, поэтому очень важно говорить с его духовником, а если вы его не знаете, то с каким-то более опытным священником. Но лучше не обращаться к настоятелю того храма или сослужителю, потому что они живут одной семьёй, и иногда это может иметь не очень хорошие последствия».

Из зала посыпались вопросы, на которые владыка дал исчерпывающие ответы.

Как найти духовника?

– Нужно молиться Богу. Говорят, что духовник посылается Божией Матерью. Нужно молиться Богу и просить, чтобы Божия Матерь указала вам на того, кто будет вашим духовником. Молиться обязательно.

А как узнать, есть ли у священника духовник? Просто подойти и спросить?

– Если у вас есть духовник, об этом уже не спрашивают. Тогда спрашивать уже ничего не надо, нужно довериться и с верой слушать его. Но если вы ищете духовника, тогда этот вопрос вполне уместен. Можно спросить у других мирян. Это важный вопрос, потому что если возникают проблемы со священником, а они иногда возникают, то, конечно, эти проблемы лучше разрешать их с его духовником.

Что делать, если духовник не даёт наставлений?

– Есть батюшки очень скромные и смиренные, очень хорошие. И они считают себя недостойными что-то говорить. Поэтому нужно всегда после исповеди спросить: «Батюшка, а что мне делать, чтобы не повторять грехов?». Я думаю, это обязательное правило, как нужно исповедоваться. И затем нужно послушаться. И помолиться, чтобы Бог через него открыл, что нужно делать. Если же вам даёт епитимью не духовник, то эту епитимью, конечно, можно исполнять, в общем-то, она особой силы не имеет. Епитимью дать человеку может только духовник.

Есть ли различие в понятиях «духовник» и «духовный отец»?

– Некоторые различают эти понятия, некоторые считают, что они совершенно равнозначны. Можно сказать, что духовный отец это нечто большее, чем духовник…. Тогда духовник – человек, которому исповедуешься, а духовный отец тебя родил, покрестил, помог прийти к Богу, переродиться.

– А что с ним делать? Можно его любить, можно его просить, но делать это очень аккуратно, чтобы наши действия не оттолкнули его. По отношению друг к другу руководствоваться нужно принципом «не навреди другому человеку». Нужно быть очень осторожными здесь.

У ребёнка тоже должен быть духовник?

– Если у ребёнка есть хороший духовник, то это залог прохождения подросткового возраста более или менее безболезненно. Когда у ребёнка имеется авторитет и он не слушается родителей, духовник может скрасить его общение и помочь ему пройти через эту опасную пропасть. Общение с батюшкой, который не знает его и его родителей (и не имеет общения с ними) для ребёнка будет формальностью. Священник должен сохранять контакт с ребёнком, тот должен чувствовать, что священник его любит, знает именно его, помогает ему. Может быть, ребёнок услышит только несколько слов, фраз, но он всё-таки должен видеть в священнике отца. И тогда это поможет сохранить его любовь к Богу и через священника сохранить связь с Церковью.

И даже если он уйдёт, он вернётся в Церковь, помня об этой любви: пока священник с ним разговаривал во время исповеди, его любили, прощали, ему помогали, его поддерживали, утешали, ободряли, предостерегали, говорили ему что-то важное. Очень важно, чтобы у ребёнка был духовник.

Получается, нужно вначале найти для себя духовника, а затем для ребёнка.

– Хорошо, если духовник один, конечно. Правда, стоит здесь быть осторожным, потому что иногда дети думают, что священник рассказывает об их грехах родителям, если он ведёт себя не очень хорошо. Или родители говорят священнику о грехах ребёнка.

Воспитать ребёнка без духовника очень сложно, и родители нуждаются в совете духовника о том, как быть со своим чадом.

Подготовила Анастасия ДЮКОВА

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector