0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться следовать воле Божией?

Православная Жизнь

Проповедь архимандрита Маркелла (Павука) духовника Киевских духовных школ.

Притча о сеятеле (см. Лк. 8:5–15) – это притча о восприятии нами Слова Божия. Действительно, большинству людей это трудно. Не секрет, что ныне семена проповеди редко падают на добрую почву сердец. Если после пламенного слова святого апостола Петра уверовало три тысячи человек, а потом еще пять тысяч, то ныне, несмотря на то что проповедь Евангелия ведется с амвонов храмов повсеместно, а также для обширной аудитории через современные СМИ, в службах участвует малый процент населения. В большинстве своем поля человеческих сердец остаются каменистыми и необработанными и в результате с детских лет зарастают тернием различных грехов и страстей. И даже те, кто регулярно ходит в храм, а может, и стоит у самого престола Божия, не всегда имеют живое восприятие того, о чем говорит Евангелие. Одни прельщаются благолепным пением хора, другие наслаждаются красотой храма и облачением служащих. Дети часто приходят в церковь лишь потому, что их заставили родители. Становясь старше, достигая 15-летнего возраста, подростки уже могут отстаивать свое мнение, не боясь наказания, как правило, и перестают сюда ходить.

Что мы можем сделать для того, чтобы умягчить почву сердец окружающих нас людей? Подсказывает святитель Иоанн Тобольский, обретение мощей которого Церковь ныне вспоминает. Этот праздник мы не увидим в общецерковном календаре, торжества проходят лишь в Сибири, в городе Тобольске, где находятся мощи святителя. Но мы также отмечаем это событие, потому что сибирский святитель Иоанн – выпускник нашей Киевской духовной академии и постриженик Киево-Печерской Лавры. Он прославился тем, что искусно умел смягчать сердца десятков тысяч людей, населявших бескрайние просторы Сибири. Как мы читаем в акафисте, его слово проповеди доходило даже до Китая. В чем же секрет успеха проповедничества святителя? Ответ довольно простой: он умел согласовывать свою волю с волей Божией, постоянно к этому стремился и видел руку Всевышнего даже в ситуациях, которые, на первый взгляд, могли показаться не Промыслом Божиим, а дерзким человеческим своеволием.

Существует предание, что когда святитель Иоанн (Максимович) занимал Черниговскую кафедру после святителя Феодосия, то князь Меншиков, который был близок к российскому царю Петру I и на Черниговщине имел большие владения, приказал архиерею прибыть в назначенное им время для освящения храма. Святитель Иоанн в мягкой форме ответил ему, что в Церкви распоряжаются архиереи и священники, а не князья, и сам определил время для храмового освящения. Это очень задело самолюбие князя, и когда в Тобольске из-за болезни святителя Филофея открылась вакансия на архиерейской кафедре, то он подсказал царю отправить туда Иоанна. Хотя в то время святителю было уже 60 лет и он мог, сославшись на преклонный возраст и слабость здоровья, уйти на покой, все же воспринял это назначение как волю Божию и смиренно уехал из Чернигова в Тобольск. За очень короткий период служения (меньше трех лет, до своей блаженной кончины) он сумел сделать для процветания веры Христовой в Сибири столько, сколько иной не может совершить и за десятилетия. Его весьма полюбили тоболяки и все инородцы, поскольку святитель Иоанн отличался особым милосердием ко всем несчастным людям, во множестве сосланным сюда на каторгу за неповиновение властям или разбой. Он везде устраивал сиропитательные дома, где бесплатно кормили нуждающихся, и одновременно посылал своих миссионеров во все уголки Сибири, где еще не слышали проповеди Евангелия.

Святитель Иоанн Тобольский в своей книге «Илиотропион», что с греческого переводится как подсолнух, сравнивает волю человеческую с этим цветком. Если воля человеческая, подобно чашечке цветка, поворачивается за солнцем, то есть согласуется с волей Божией, то приносит елей добрых дел, а если этого не происходит, то остается бесплодной.

Нам, дорогие братья и сестры, нужно это всегда помнить. Воля Божия может открываться не только через благословение великого старца или духовника, но и наших родителей, которые хотят нам блага и требуют, чтобы мы их слушались, через начальников, когда мы безропотно выполняем их поручения. Когда же мы самовольничаем, поступаем вопреки благословению, бунтуем, устраиваем революции, ибо, как нам кажется, терпим в жизни какой-то ущерб, то, как правило, ничего доброго толком никогда не можем сделать, потому что лишаемся самого главного – благословения Божия. Вот почему и проповедь Евангелия, и все наши труды бывают малоуспешными.
Помолимся святителю Иоанну Тобольскому о том, чтобы научиться исполнять все возлагаемые на нас послушания безропотно, чтобы дети слушались своих родителей, взрослые – начальников, ибо только так мы сможем согласовывать свою волю с волей Божией и принесем изобильные добрые плоды от проповеди Евангелия и наших трудов.

Воля Божия

Волю Творца должен знать каждый

Вопрос о том, как узнать волю Божию, – один из главнейших вопросов в жизни человека. Воля Божия является для нас наиболее верным и точным мерилом наших действий. Если человек поступает по своей воле, а не по Божией, он может ошибиться и стать обреченным на блуждания во тьме этого мира. Многие люди считают, что узнать волю Божию могут только высокие подвижники благочестия – старцы, а для обычного христианина она будто бы недоступна. Но если обратиться к Священному Писанию, то мы увидим, что это не так: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ); «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Так же есть множество других мест в Писании, где от всех без исключения христиан требуется знать волю Божию. Таким образом, Слово Божие утверждает, что христианин может и должен знать волю Божию.

Свойства воли Божией

Как узнать волю Божию? Для начала необходимо ответить на вопрос, что такое воля Бога. Бог есть Личность, Он обладает самосознанием и суверенной властью над всеми существами Вселенной, Он – Творец мира, обладающий абсолютной волей.

Свойства Божией воли:

1) воля Бога – источник праведности и источник блага: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ); человек может быть благим только от благости Божией, но абсолютно благ только Господь;

2) воля Бога совершенна – что не является совершенным, воли Божией не соответствует;

3) воля Бога всемогуща – Бог может делать все, что захочет.

Зачем нужна Божия воля?

Познание Воли Божией служит исполнению глобального плана Творца. Воля Бога по отношению к отдельному человеку, конечно же, касается только его, но она в то же время связана с общим планом всего мироздания. Потому, что каждый человек был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной, и наша задача – раскрыть именно этот замысел. Глобальный замысел Бога в том, чтобы всех земных и небесных существ соединить под одной главой – Господом Иисусом Христом. Наша глобальная цель – соединиться со Христом и иметь Его своим главой, чтобы все было возглавлено Христом, и Он всегда действовал во всех нас. Это глобальная часть воли Божией, к которой сводятся все частные ее проявления. Многие люди смотрят на волю Божию дискретно, разделенно. Например, вопрос, есть ли воля Божия купить машину, не имеет смысла. И люди, которые задают такие вопросы, не совсем понимают свое место в общей структуре мироздания. Монах обязан спрашивать совета у своего духовника даже на количество выпитых капель воды, но это касается только образа жизни монахов.

В чем проявляется Божия воля?

Когда иудеи спросили Христа о воле Божией, Он ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ). Все, что мешает верить в Иисуса Христа, есть нарушение воли Божией. Поэтому те люди, которые не веруют во Иисуса Христа, нарушают волю Господа. Также воля Божия в том, чтобы мы воздерживались от блуда и чтобы не злобились. Таким образом, Православие и все заповеди Христа есть постулаты воли Бога.

Чтобы узнать, противоречит ли какое-либо наше действие воле Бога, нужно задать себе два вопроса:

1) Противоречит ли задуманное мной действие вере во Христа или нет?

2) Противоречит ли оно Господним заповедям?

И если некое наше планируемое действие противоречит вере во Христа и заповедям, то оно заведомо против воли Божией.

Воля Божия узнаваема из Священного Писания

Как научиться понимать волю Божию? Святой Антоний Великий говорил: «Для того, чтобы не ошибиться, нужно никого никогда не осуждать и на все, что делаешь, иметь свидетельство Священного Писания». Чтобы правильно понимать Священное Писание, его нужно читать с молитвой, как говорит апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Не сообразовываться – значит не иметь с этим веком общей схемы действия, не думать так, как думают все, а мыслить библейскими, постоянными категориями. Чтобы знать волю Бога, мы должны проигнорировать мнение окружающих, отбросить «идола толпы», как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон. Мы должны обновлять интеллект, преобразовывать, изменять способ мышления – это сознательная работа, которую должен проводить каждый христианин с момента своего Крещения. Все наши мысли должны быть проверяемы и очищаемы Богом. Наша задача – начать мыслить по-библейски, по-святоотечески, поменять способ мышления.

Силы на этот процесс у каждого православного есть, они даются в момент крещения, миропомазания: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ); «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:27 ). У каждого православного христианина заложены в сердце дары Святого Духа, к Которому и нужно обращаться, чтобы Он преобразил наш разум. Слово Божие необходимо понимать так, как понимали его святые отцы, как понимает его Православная Церковь, а не так, как хочется нам. Необходимо исследовать Священное Писание, как поется в первом псалме: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод» ( Пс.1:2–3 ). Необходимо вникать в закон Божий, размышлять, вчитываться, всегда опираясь на святых отцов.

Как узнать волю Бога, если Священное Писание об этом не говорит?

Если в Священном Писании нет очевидного ответа на наш вопрос, как в такой ситуации узнать волю Божию? Для этого есть святая Церковь Божия. Необходимо пойти в Церковь и спросить совета у священника. Необходимо, чтобы совет был дан с обоснованием из Священного Писания и святых отцов. Это нужно не потому, что мы не доверяем священнику, а для того, чтобы мы учились, и в другой раз нам легче было бы сделать выбор. Бывают ситуации, когда священник не может ответить на наш вопрос. Это может происходить от того, что у священников разный духовный уровень или вопрос очень сложный. В этом случае первый священник должен направить человека к более опытному священнику (старцу) или епископу. Есть постановление Русской Православной Церкви от 1998 года, подтвержденное Архиерейским Собором 2000 года, по которому никто, включая старцев, не имеет в принудительном порядке назначать женихов или невест или отправлять в монастырь. Принудительная женитьба или монашество Богу не угодны, и они раньше никогда не практиковались, это изобретение нашего времени.

Но бывают случаи, когда нет возможности пойти за советом к священнику или к старцу, а решить ситуацию нужно безотлагательно. В такой ситуации есть несколько способов узнать волю Божию.

Первый способ основан на Священном Писании. Это жребий. Как мы знаем из Писания, святые апостолы избрали на место Иуды апостола Матфея по жребию. Они сделали все в строгом соответствии с Книгой Притчей: «В полу бросается жребий, по все решение его – от Господа» ( Притчи 16, 33 ). Как правильно бросать жребий? Чтобы бросать жребий, нужно знать, из чего ты выбираешь. Если, например, девушка бросает жребий «делать аборт или не делать»; «платить за квартиру или не платить», то Господь заранее такой жребий не благословляет. В таких ситуациях жребий бросать незачем. Его бросают в том случае, если есть несколько вариантов, каждый из которых не противоречит воле Божией, Священному Писанию, заповедям. Сначала молятся Господу: читают «Царю Небесный», Молитву Господню, – и затем или вытягивают из разных вариантов один (так выбирали патриарха Тихона), или бросают камешки. Таким образом мы узнаем волю Божию. Здесь есть важный момент: если мы сомневаемся, то должны трижды вытянуть жребий. Этот прямо библейский способ определения воли Божией основан на учении святых и ни в коем случае не является гаданием.

Есть второй способ узнавания воли Божией, связанный также со Священным Писанием. Помолившись и прося Бога явить Свою волю, нужно открыть Священное Писание и читать все подряд. Это также не является гаданием «открыл-закрыл» – читается все подряд. И если Господь являет свою волю, то в глаза бросается некий священный отрывок, так Господь говорит через Свое живое Слово.

Другие способы открытия воли Божией

Волю Божию можно определить, даже если Писания под рукой нет. Архимандрит Софроний (Сахаров), опираясь на авторитет Силуана Афонского, говорит, что нужно очистить свой разум от всех «за» и «против», и после этого, непосредственно обратившись к Господу Богу, попросить Его, чтобы Он открыл Свою волю. Первую мысль, которая придет, считать за волю Божию. Этим способом нельзя злоупотреблять, и к нему можно прибегать, если нет других возможностей узнать волю Божию. В Писании описываются случаи, когда воля Божия открывалась через сны или видения. Однако многие люди пали, доверившись сновидениям: «Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» ( Сир.35:7 ). Нужно помнить, что только тот сон может быть от Бога, который не вызван предыдущей деятельностью. И важно уметь различать сны от Бога и сны, приходящие от бесов и диавола. Сны от нечистой силы приводят человека или в состояние гордыни, или в состояние отчаяния.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что нужно верить только тем снам, которые призывают нас к покаянию, если же они ввергают в уныние, то верить им нельзя. Богу не угодно уныние, не угодно отчаяние. Дух Святой – есть дух мира, и каждый раз, когда Бог говорит, Он говорит так, чтобы человек умиротворялся. Когда человек «слышит» Господа, то он обязательно испытывает чувство благоговения перед Богом и чувство недостоинства, страха Господня, но не раздражение или кипение разума. И когда Бог лично обращается к человеку, не понять этого уже невозможно. Мы можем рассчитывать на личное общение с Богом, потому что мы дети Божии, но, с другой стороны, мы не можем требовать, чтобы Господь общался с нами в принудительном порядке. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Когда Бог говорит в человеке, в душе возникают названные качества. Если же человек, поговорив с «богом», начинает себя хвалить или у него случается приступ истерии, то это значит, он говорил не с Богом, а с духами тьмы.

Читать еще:  Священный Синод РПЦ соберется на последнее в этом году заседание

Практические советы

Злые мысли, которые помрачают человека, исходят из сердца, поэтому, чтобы узнать волю Божию, необходимо перекрестить сердце. Если мы хотим сказать слово, которое важно для другого человека, нужно поставить знак креста на сердце и на устах. Очень полезно использовать Честной и Животворящий Крест Господень, который висит на груди, его можно приложить к устам, чтобы Господь сам оградил ваши уста. Когда у человека сумбур, «каша» в голове, знак креста нужно поставить на лбу. Это вещи очень практические, и они очень помогают. Если важное дело предстоит делать, знак креста нужно ставить на руках. Задача любого человека заключается в том, чтобы всякий поступок соотносился с волей Божией. Для этого нужно просить Бога, чтобы Он раскрыл Свой замысел о конкретном просящем человеке. Задача духовника заключается в том, чтобы найти Божий замысел о духовном чаде. Важно читать, кроме Священного Писания, «Лествицу» Иоанна Лествичника, авву Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца, «Добротолюбие» (особенно первые три тома).

Что не совместимо с понятием воли Бога?

Воля Божия никогда не открывается:

1) пьяным, потому что у человека помрачен разум;

2) человеку в состоянии наркотического опьянения или экзальтации (когда человек себя «накрутил»);

3) человеку, который оправдывает зло.

Как в разных обстоятельствах выявлять волю Божию?

Для нас волей Божией являются все наши обстоятельства, в которых мы оказываемся. Вопрос, как мы их должны использовать? Например, человек погиб во время теракта, можно ли сказать, что он погиб без воли Бога? Нет, это является грехом для террориста, но смерть данного человека для самого умирающего не является случайностью, потому что происходит по воле Божией. Скорби людям посылаются или в наказание, или в качестве кары, или для того, чтобы они получили венцы. Если человек сделал какой-то грех, то Бог посылает ему наказание, чтобы человек больше его не повторял. Наказание в форме кары бывает двух видов: или смерть, или безумие. Кара отличается от наказания тем, что уже не дает человеку возможности исправиться. Когда Бог видит волю человека, что она неисправима, посылает ему кару, в том числе и для вразумления другим. Когда человек не заслужил наказания, а приходит скорбь, она является венцом.

Господь посылает скорбь для того, чтобы она стала полем сражения, и человек, победив, получил бы награду на Небесах. Если с вами скандалят, а вы умудрились промолчать и еще помолиться за обидчика, то вы победили, и это вам пойдет только на пользу.

Скорби нужно переносить во имя Христа. Был замечательный случай. Один монах жил в монастыре, и его любила вся братия, кроме одного. Монах не выдержал и ушел в другой монастырь. Там ему «повезло» больше: ровно половина монахов его любила, а другая половина ненавидела. Тогда он решил уйти в третий монастырь, в котором его любил один брат, а все другие ненавидели. Монах не выдержал и ушел в четвертый монастырь, и там его ненавидели все. Тогда этот монах написал на своем поясе: «Во имя Господа терплю!»

Нужно помнить, что страдания на земле – неизбежность, но их нужно правильно переносить – ради Господа, и тогда мы с Ним наследуем жизнь вечную. Христос говорил: «Где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Но страдание без Господа никого еще не спасло. Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Нужно оградить себя от уныния и отчаяния, и тогда воля Божия в нас совершится! Как использовать для познания воли Божией радость? Любая радость человека должна быть поводом для благодарения Бога. На Бога надейтесь, на Него полагайтесь, Его ищите и слушайте – и Господь поможет!

Источник: Священник Даниил Сысоев / Как узнать волю Божию? – М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2013. –96 с. ISBN 978–5-4279–0024–9

Вам может быть интересно:

  1. Вопросы священнику – иерей Даниил Сысоев
  2. Море житейское. Ответы на вопросы читателей – Церковь и море житейское – архимандрит Рафаил (Карелин)
  3. Дары Божии – преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)
  4. Игра в богословие: game over – священник Георгий Максимов
  5. «Трудные» вопросы – протоиерей Димитрий Смирнов
  6. Простые истины сердца – Внутренняя жизнь – святитель Феофан Затворник
  7. Миссионерские письма – святитель Николай Сербский (Велимирович)
  8. Из того мира – митрополит Вениамин (Федченков)
  9. Горение духа во славу Божию – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  10. Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

«Совершенное благо для человека». О том, как научиться распознавать волю Божию и ей следовать

Живи по порядку, и все будет как надо. Порядок-то для пользы придуман, не от безделья рукоделье. Жди, и Бог даст. Ты видел ли когда, чтоб помолился о чем – и сразу в церкви же с потолка упало? Время нужно, чтоб Господь все утряс да подвел тебя к тому, о чем просишь. А когда мечешься по жизни, как заяц угорелый, только Божий замысел путаешь! Не рыпайся, не ропщи! На своем месте будь, твое все равно твоим станет!

А.В. Иванов. Золото бунта,
или Вниз по реке теснин

(. )
мы боимся вмешательства Бога в нашу жизнь. Это одновременно и причина всей уродливости нашей жизни, и следствие первоначального падения. Ведь Адам знал волю Божию совершенно ясно, отчетливо, определенно – но он подумал (поверил навету), что вдруг Бог действительно скрывает от человека некое благо. В этом источник наших грехов, и это следствие нашего неверия.

Вот, например, увидев новую машину соседа, мы начинаем думать, что наша собственная машина вовсе не так уж хороша, мощна, вместительна, комфортна и современна. Это не объективные данные, ведь до появления машины соседа нас все устраивало. Все, что мы имеем в настоящий момент, есть полнота доступных нам благ Божиих. Но наши желания, жажда обладания чем-либо другим вступают в противоречие с Промыслом и явлением Божественной любви и заботы. Именно потому, что мы представляем Бога несправедливым, нещедрым, лицеприятным и невсемогущим.

– Что же такое воля Божия?

– Это совершенное благо для каждого отдельного человека. Можно сказать так: это то самое, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением. Но в это нужно поверить. Богу нужно довериться; как говорил преподобный Серафим Саровский: «Я предал себя Богу, как железо ковачу». А мы не доверяем Ему, боимся, что Он сделает нам больно, заставит делать неприятное, вмешается и отодвинет наше «Я» в сторону. Мы думаем о Нем не как об Отце, не как о Любви, не как о Возлюбленном и Желанном, а как о тиране, диктаторе, чья главная задача – заставить нас сделать так, как Он хочет.

– Откуда же у нас возникает такое ощущение, ведь всем известно, что Бог есть Любовь.

– Это то, чего добился от нас сатана. Он исказил наше представление о Боге в тот самый момент, когда внушал свои мысли Еве. Помните, змей приполз к Еве и спросил ее: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»? Это ложь и клевета на Бога. Но мысль уже запала Еве в сознание, потому что она продолжает говорить со змеем, вместо того чтобы возмутится и запретить ему. Именно по этой причине святые отцы всегда советуют не вступать в разговор с лукавыми помыслами, особенно теми, которые содержат хулу на Бога, – лучше молиться.(. )
Видите, он создает иной образ Бога – завистливый и ревнивый. Стоит ли слушаться «такого Бога», стоит ли лишаться блага, если оно есть, да еще и растет в саду, в пределах нашей досягаемости? Если бы оно действительно было вредно, разве Бог посадил бы это в раю. Подобным образом и мы верим искаженному образу Бога и становимся неспособными даже подумать о том, чтобы исполнить волю Божию. То есть мы уже думаем о том, что требования Бога, Его воля действительно могут представлять некую угрозу нашей свободе и нашему благу.

– Можете привести пример, как это происходит в нашей жизни?

– Мы говорим: «я хочу сделать ТАК», «я люблю ЭТУ девушку», «я хочу слушать ЭТУ музыку», «я хочу пойти туда и посмотреть ЭТО»… Мы чувствуем при этом, сами же чувствуем, что Бог не одобряет наш выбор, поэтому так дерзко, с вызовом, и заявляем свои права, но… молния или кирпич на нас с неба не падают (в исключительных случаях бывает и такое, но это либо исключительные люди, либо исключительные обстоятельства). Бог позволяет нам делать то, что мы выбираем, и не оставляет нас и в этом случае, но Его возможность взаимодействовать с нами сужается по нашей собственной воле – мы не хотим полноты этого взаимодействия. Поскольку это был наш собственный выбор, последствия его не будут добрыми, ибо все, что вне воли Божией, по-прежнему смерть!
(. )
Мир не имеет жизни сам в себе, мир сотворен волей Божией, и только этой волей мир сохраняет возможность существования.

– Иногда верующие люди переживают по поводу того, что именно угодно Богу.

– Да, кажется, что человек всерьез ищет волю Божию. Но это чаще всего заблуждение, впрочем, вполне искреннее. Какую лучше девушку выбрать: «эту» или «ту»? Это переводится так: «знать бы, с кем из них я буду счастлив». Куда лучше работать пойти: в храм или в банк? Переводится это так: «я хотела бы поработать в храме, но семью-то мне не прокормить». Очевидно, что человек ищет своего, а не Божиего. И на такие вопрошания человек чаще всего не получает никаких ответов, разве что ему повезет и он набредет на духоносного отца с даром прозорливости. Потому что в этих вопрошаниях налицо двоедушие: человек как бы говорит Богу: дай мне делать то, что приятно и выгодно, но обещай, что Ты на это не рассердишься.

– Но ведь иногда человеку и правда бывает нелегко распознать волю Божию.

– Это действительно очень трудно. Но трудность проистекает из-за того, что внутренне мы на самом деле не готовы ее воспринять. Оказывается, существует некий закон: когда человек исполняет то, что сознает как волю Божию, тогда ум просвещается и большинство вопросов отпадают сами собой, а остающиеся вопросы в молитве постепенно разрешаются.
(. )
А мы обычно хотим узнать волю Божию, не исполняя ничего, поэтому ничего и не получается. Как сказано в псалме 18: «Заповедь Господня светла, просвещает очи». Скажем, если мы знаем и принимаем заповедь, что нужно прощать всех, а сами сознательно не прощаем по значимым для нас причинам, то нет никакого смысла вопрошать Господа в отношении других значимых для нас вещей: Господи, открой мне, как ты хочешь, чтобы я поступил… Иди, примирись с человеком, прости его, и сразу же получишь и разрешение в своем недоумении.

Вся сложнейшая аскетическая задача и состоит в том, чтобы по собственной воле подчинить себя Богу, покорить себя Ему (см.: Рим. 6:13; Рим. 8:7), всего себя собрать воедино и отдать себя Богу всецело, не стиснув при этом зубы (эта жертва не будет ни принята, ни освящена), а с трепетом и радостью, как некогда невесты отдавались в руки своих женихов: уходя в неизведанное, в послушание другой воле, но воле возлюбленного, воле возлюбившего.
(. )
В этом труд всей нашей жизни. Борьба не только с собственными «хотелками» (страстями и похотями), с уверенностью, что я сам по себе своим разумом и силой смогу сделать то, что считаю хорошим (в этом выражении целый ряд духовных ошибок), но и борьба с неверием Богу, недоверием к Нему.
(. )
… вновь и вновь нужно утверждать себя в вере, предстоя Богу с открытым лицом, исполняя то, что Он велит: не осуждать, терпеть, молиться за врагов, прощать и верить, что, несмотря на бушующее вокруг житейское море, нет силы, способной победить силу возлюбившего меня Бога.

– Такая задача посильна нам, мирским людям, живущим в современном обществе?

– Такая задача, по-видимому, вообще никому непосильна. Ни сегодня, ни тысячу лет назад. Даже апостолы однажды воскликнули: «Так кто же может спастись?!» И, как мы видим из Евангелия, вплоть до сошествия Святого Духа они были не в состоянии следовать воле Божией. Но Богу всё возможно. И сила Духа в человеке действует таким образом, что внутри самого человека рождаются импульсы, желания, устремления, совершенно согласные с волей Божией. Человек воспринимает их как собственные желания, а не как внешнее давление. Он волю Божию воспринимает как свою собственную.

Женщина, потерявшая мужа, вовсе не обязана нести подвиг блаженной Ксении, а православный священник вовсе не обязан лишить себя и свою жену супружеского общения, как святой Иоанн Кронштадтский. Но эти святые, размышляя в молитве о том, как они должны послужить Богу, почувствовали решительное желание (решимость воли плюс желание сердца) послужить именно так. Это было их собственное желание, но в этом была и воля Божия , потому что все в этом деле с духовной точки зрения было успешно.
(. )
… проблема нашего времени в том, что младенец, пусть даже крещеный, с пеленок приучается родителями, учителями, друзьями и явлениями культуры к тому, чтобы жить по своей воле. Все вокруг живут так и его учат тому же. Бог отодвигается на периферию жизни: Он есть, об этом нужно помнить, но ты сам хозяин своей жизни, и никто не может ею управлять.

(. )И человек, на сердце которого приходит помысел жить не по учению мудрости человеческой, а по заповедям, ища волю Божию, действительно, сразу же встречает не соратников, а критиков и насмешников. Ощущая свое одиночество, он вполне естественно впадает в сомнение: наверное, я и вправду чего-то не понимаю, ведь все вокруг христиане, но не мучают себя такими вопросами…

– У человека духовно неопытного может возникнуть вопрос: а как же свобода, о которой так много говорят в Церкви? Как можно сопоставить свободу человека и следование воле Бога, которое предполагает подчинение?

– Следование воле Божией и есть обретение свободы. С точки зрения богословия, Бог совершенно свободен. Не от чего-то или от кого-то свободен – свобода есть свойство Божественной природы. Собственно, Он и есть единственно свободное Существо в бытии. Все остальное зависит от Него и несвободно, хотя бы от тления и смерти. Человек колеблется, не зная, что выбрать, ему хочется и того, и другого, он видит пользу и радость и в том, и в другом. Это колебание воли и подчеркивает ее слабость, неопределенность, зависимость. Свобода не колеблется во благе, она всегда пребывает в жизни, всегда творит жизнь, всегда несет жизнь, свет и благо.
Враг внушил нам другую мысль: быть свободным значит поступать так, как ты считаешь правильным; делать то, что ты считаешь благом. Вот и посмотрите: все вокруг – войны, аборты, разводы, пьянство, воровство, убийства, нищета – есть плоды такой свободы. Часто атеисты, оправдывая свое неверие, говорят о том, что в мире, мол, очень много зла, страдания и смерти, и «нормальный бог» не мог создать такого мира. Так ведь Господь и не создавал мир в том виде, в котором мы видим его сейчас! Все, что создал Бог, – «весьма хорошо», а этот уродливый мир, нерасторжимо связанный с болью, страданием, рабством и смертью, создали мы сами, своей собственной волей. И как раз те люди, которые так заботятся о свободе человека, должны радоваться: современный мир ясно свидетельствует, что человек свободен, иначе такого мира просто не могло быть!

Читать еще:  Ученому совету КДА представлены новые сотрудники

– Митрополит Антоний Сурожский в одном из своих радиоинтервью сказал, что человеку не сразу дается способность «не просить Бога ни о чем, а просто радоваться о Боге», до этого нужно пройти через какой-то период… Когда понимаешь, что в идеале нужно настолько довериться Богу, Его воле, что ни о чем не просить, осознаешь, насколько ты еще духовно слаб и неопытен. Как, по вашему мнению, лучше проходить этот период, о котором говорит владыка? Это чувство полного доверия – оно же не придет само по себе…

Надо просто проживать свою жизнь с Богом так, как она проживается. И во всех нуждах обращаться к Нему с молитвой – за близких, в трудных обстоятельствах, в болезнях. Чем чаще и сердечнее делает это человек, тем полнее он вживается в жизнь с Богом, тем отчетливее видит он, как сказал другой владыка, «Промысл Божий в своей жизни», и от этого все чаще и чаще начинает благодарить. Сначала благодарение достигает той же количественной меры, что и прошения о благах; потом благодарение все полнее и полнее входит в жизнь человека, вытесняя из жизни прошения. Это некоторая мера святости, совершенного доверия Богу.
Терпение скорбей с обращенностью к Богу в молитве помогает человеку становиться опытным. Опытность же заключается в том, что человек даже в чрезвычайных обстоятельствах, даже во мраке ГУЛАГа не впадает в отчаяние, не колеблется, зная (именно зная!), что Бог нигде никого не оставляет; и такое дерзновение перерождает сердце благодатью Святого Духа, делая его способным к совершенной любви. Чего же еще просить?

Но путь к этому неблизкий. И начинается он с того, чтобы в трудных обстоятельствах с несомненной верой и доверием Богу терпеливо просить у Него милости. Просить терпеливо и неотступно.

С Константином Корепановым
беседовала Ульяна Романенко

Как предаться воле Божией. Старец Силуан Афонский

О воле Божией и о свободе

ВЕЛИКОЕ благо — предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу, и чувствует любовь Божию, хотя и страдает телом.

Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога, а раньше наставлялась учителями и Писанием. Но это редко бывает, чтобы Учитель душе был Сам Господь Своею благодатью Святого Духа, и мало кто знает об этом, а только тот, кто живет по воле Божией.

Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою. И я, когда жил в миру и не знал еще Господа и Его Святого Духа, не знал, как нас любит Господь, полагался на свой разум; но когда Духом Святым познал я Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, то душа моя предалась Богу, и все, что случается со мною скорбного, принимаю и говорю: «Господь смотрит на меня; чего мне бояться?» А раньше я не мог так жить.

Тому, кто предался на волю Божию, жить много легче, потому что и в болезни, и в бедности, и в гонении — он думает: «Так Богу угодно, и мне за грехи мои нужно терпеть».

Вот у меня много лет болит голова, и трудно мне терпеть, но полезно, потому что чрез болезнь смиряется душа. Душа моя пламенно хочет молиться и совершать бдения, но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха; и я много просил Господа исцелить меня, но Господь не послушал меня. Значит мне не на пользу.

А вот другой случай был со мною, и Господь скоро услышал меня и спас. Однажды в Праздник в трапезе дали рыбу; и когда я ел, кость вошла в горло, очень глубоко, в груди. Я призвал Святого Великомученика Пантелеймона, прося исцелить меня, потому что доктор не сможет вынуть кость из груди. И когда я сказал: «исцели», получаю в душе ответ: «Выйди из трапезы, надуйся, и кость выскочит вместе с кровью». Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и кость большая с кровью выскочила. И понял я, что если Господь не исцеляет мне голову, значит для души моей полезно так болеть.

Драгоценнее всего на свете — знать Бога и разуметь, хотя бы отчасти, волю Его.

Познавшая Бога душа — во всем должна предаться на волю Божию, и жить пред Ним в страхе и любви. В любви, потому что Господь есть любовь. В страхе, потому что должно бояться, как бы не оскорбить Бога каким-либо плохим помыслом.

О, Господи, силою благодати Святого Духа сподоби нас жить по Твоей святой воле. Когда благодать с нами, тогда мы сильны духом; но когда теряем ее, тогда видим свою немощь; видим, что без Бога мы и помыслить хорошего не можем.

Боже Милосердный, Ты знаешь немощь нашу. Молю Тебя: дай мне смиренного духа, ибо по милосердию Своему смиренной душе Ты даешь силы жить по воле Твоей; Ты открываешь ей все тайны Свои; Ты даешь ей познать Себя, и как бесконечно Ты нас любишь

Как узнать, живешь ли ты по воле Божией?

Вот признак: если ты скорбишь о какой-либо вещи, то значит не вполне предался воле Божией, хотя тебе, быть может, и кажется, что ты живешь по воле Божией.

Кто живет по воле Божией, тот не заботится ни о чем. И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя и вещь предает Богу; и если не получит нужную вещь, то все равно остается покоен как если бы имел ее.

Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится, — она говорит: «так Богу угодно». Если болен, — думает: значит мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее.

И так сохраняется мир в душе и теле

Самое лучшее дело предаваться воле Божией и нести скорби с упованием. Господь, видя наши скорби, лишнего никогда не даст. Если скорби нам кажутся великими, это значит, что мы не предались воле Божией.

Великий Пимен сказал: «Наша воля есть медная стена между нами и Богом, и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость» [Ср.«Отечник» Еп. Игн. Брянчанинова, стр. 336, § 58. «Авва Пимен сказал: Воля человека есть медная стена между ним и Богом; она камень противобиющий». Слова Ст. Силуана: «и не дает с Ним сблизиться или созерцать Его милость», лишь по смыслу согласны с тем, что сказал Св.Пимен Великий. Подобным образом и в некоторых других случаях цитаты Старца Силуана не точны, и являются скорее интерпретацией.

Всегда надо просить у Господа мира душевного, чтобы удобнее было исполнять заповеди Господни; ибо Господь любит тех, которые стараются исполнять волю Его, и так они обретают великий покой в Боге.

Исполняющий волю Господню всем доволен, хотя он и беден, и быть может, болен и страдает, потому что его веселит благодать Божия. А кто недоволен своею судьбою, ропщет на болезнь или на того, кто обидел, тот пусть знает, что он находится в гордом духе, который отнял у него благодарность к Богу.

Но если и так, то не унывай, а старайся крепко уповать на Господа и проси у Него смиренного духа; и когда придет к тебе смиренный Дух Божий, то ты возлюбишь Его, и будешь в покое, хотя и будут скорби.

Душа, стяжавшая смирение, всегда помнит Бога и думает: «Бог создал меня; Он страдал за меня; Он прощает мне грехи и утешает меня; Он питает меня и заботится обо мне. Так что же мне заботиться о себе, или чего мне бояться, хотя бы мне и смерть угрожала».

Всякую душу, которая предалась воле Божией, Господь вразумляет, ибо Он сказал: «Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49,15).

Всякая душа, смущенная чем-нибудь, должна вопросить Господа и Господь вразумит. Но это главным образом в час беды и смущения, а так обычно надо спрашивать духовника, ибо это смиреннее.

На земле нельзя миновать скорбей, но кто предался на волю Божию, тот легко их переносит. Он видит скорби, но уповает на Господа, и скорби проходят.

Когда Божия Матерь стояла при кресте, то скорбь Ее была непостижимо велика, потому что Она любила Сына Своего больше, чем кто бы то ни было может вообразить. А мы знаем, что кто больше любит, тот больше и страдает. По естеству человеческому Божия Матерь никак не могла бы перенести Своей скорби, но Она предалась на волю Божию, и Дух Святый укреплял Ее и давал Ей силы перенести эти скорби. А потом, после Вознесения Господня, Она стала всему народу Божьему великим утешением в скорбях.

Господь дал на землю Духа Святого, и в ком Он живет, тот ощущает рай в себе.

Быть может ты скажешь: почему же со мной нет такой благодати? Потому что ты не предался воле Божией, но живешь по своей.

Посмотрите на того, кто любит свою волю. Он никогда не имеет мира в душе и всегда не доволен то не так, это не хорошо. А кто совершенно предался на волю Божию, тот имеет чистую молитву, душа его любит Господа, и все ему приятно и мило.

Так предалась Богу Пресвятая Дева: «Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему». И если бы мы так же говорили: «Се раб Господа; буди мне по глаголу Твоему», то Евангельские глаголы Господни, Духом Святым написанные, были бы в душах наших, и тогда любовь Божия была бы по всей земле. И хотя Господни глаголы столько веков слышны во всей вселенной, но люди их не понимают и не хотят принять. А кто живет по воле Божией, тот будет прославлен небом и землей.

Предание говорит, что на пути в Египет Святое Семейство встретил разбойник, но не сделал Им зла, а, увидав Младенца, сказал, что если бы Бог воплотился, то не был бы прекраснее этого Младенца; и оставил Их идти в мире. Дивная вещь, разбойник, который как зверь, никого не щадит, это Святое Семейство не обидел и не опечалил. Душа разбойника, при виде Младенца и кроткой Матери Его, умилилась, и благодать Божия коснулась его. Так случалось и с дикими зверями, которые, видя святых мучеников или преподобных мужей, становились кроткими и не причиняли им зла. И даже бесы боятся кроткой и смиренной души, которая послушанием, воздержанием и молитвою побеждает их. И опять удивительная вещь: разбойник пожалел Младенца-Господа, а архиереи и старцы предали Его Пилату на распятие. И это потому, что они не молились и не искали от Господа вразумления, что и как надо сделать.

Так часто начальники и люди ищут добро, но не знают, где оно; не знают, что оно в Боге, и от Бога дается нам.

Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться.

Адам не был мудр, чтобы спросить Господа о плоде, который дала Ева, и потому потерял рай.

Давид не спросил Господа: «Хорошо ли будет, если я возьму себе жену Урия?» и пал в грех убийства и прелюбодеяния.

Так и все святые, которые согрешили, согрешали потому, что не призвали Бога на помощь, чтобы вразумил их. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки».

Но есть и безгрешные ошибки несовершенства; их видим даже у Божией Матери. В Евангелии говорится, что когда шла Она из Иерусалима с Иосифом, то думала, что Сын Ее идет со сродниками или знаемыми. И только после трех дней искания, нашли Его в Иерусалимском храме беседующего со старцами (Лк. 2, 44-46).

Итак только Господь всеведущ, нам же всем, кто бы ни был, надо молиться Богу о вразумлении и спрашивать духовного отца, чтобы не было ошибок.

Дух Божий всех наставляет по-разному: один безмолвствует в одиночестве, в пустыне; другой молится за людей; иной призван пасти словесное стадо Христово;

Если бы мы любили друг друга в простоте сердечной, то Господь Духом Святым показал бы нам многие чудеса и открыл бы нам великие тайны. Бог — ненасытная любовь.

Ум мой остановился в Боге, и прекратилось писание.

Как мне понятно, что Господь управляет нами. Без Него мы не можем даже помыслить благое; поэтому нам нужно смиренно предаться воле Божией, чтобы Господь руководил нами.

Мучимся все мы на земле и ищем свободы, но мало кто знает в чем свобода, где она.

И я тоже хочу свободы, и день и ночь ищу ее. Я познал, что она у Бога, и от Бога дается смиренным сердцем, которые покаялись и отсекли свою волю пред Ним. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. И нет ничего лучшего в мире, как любить Бога и ближнего. В этом душа обретает покой и радость.

О, народы всей земли, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу. Я знаю Его любовь к вам. Я знаю и потому кричу всей земле. Если чего не знаешь, то как будешь говорить о том?

Ты спросишь: «Но как можно знать Бога»? А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И ты, если смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о Нем всей земле.

Я стар, и жду смерти, и пишу истину по любви к народу, о котором скорбит душа моя. Быть может хоть одна душа спасется; и за нее буду благодарить Бога; но сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись и познали Бога, и жили в любви, и наслаждались свободою в Боге.

О, все люди на земле, молитесь и плачьте о грехах своих, чтобы Господь простил их. Где прощение грехов, там свобода совести и любовь хотя бы и малая.

Господь не хочет смерти грешника, и кающемуся дарует благодать Святого Духа. Она дает душе мир и свободу умом и сердцем быть в Боге. Когда Дух Святой прощает нам грехи, тогда получает душа свободу молиться Богу чистым умом; тогда она свободно созерцает Бога и в Нем бывает покойна и радостна. И это есть истинная свобода. А без Бога не может быть свободы, потому что враги колеблют душу плохими помыслами.

Скажу правду пред всем миром: я мерзок пред Богом, и отчаялся бы в своем спасении, если бы Бог не дал мне Свою благодать Святого Духа. И Дух Святой научил меня, и потому я пишу о Боге без труда, ибо Он влечет меня писать.

Жалею, и плачу, и рыдаю о людях. Многие думают: я много нагрешил: убивал, грабил, насиловал, клеветал, распутничал и многое другое делал; и от стыда не идут на покаяние. Но они забывают, что все грехи их пред Богом, что капля в море.

О, братья мои, вся земля, покайтесь, покамест есть время. Бог милостиво ждет нашего покаяния. И все небо, все святые ждут от нас покаяния. Как Бог есть любовь, так Дух Святой во святых — есть любовь. Проси, и Господь простит. А когда получишь прощение грехов, то на душе у тебя будет радость и веселие, и благодать Святого Духа войдет в твою душу, и ты скажешь: «вот истинная свобода; она в Боге и от Бога».

Читать еще:  Паломничество в храмы острова Сикоку делает людей добрее

Многие люди не знают пути спасения, зашли во тьму и не видят Света Истины. А Он был, есть и будет, и всех милостиво зовет к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, познайте Меня, и Я дам вам покой и свободу».

Вот истинная свобода — когда мы в Боге. И я раньше не знал этого. До 27 лет я только веровал, что Бог есть, но не знал Его; а когда душа моя познала Его Духом Святым, то стала с жаром рваться к Нему, и теперь горя, ищу Его день и ночь.

Господь хочет, чтобы мы любили друг друга; в этом свобода — в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это не важно для души. Не всякий может быть царем или князем; не всякий может быть патриархом или игуменом, или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно. И кто больше любит Бога на земле, тот в большей славе будет в Царствии. Кто больше любит, тот сильнее стремится к Богу, тот ближе будет к Нему. Каждый будет прославлен в меру любви своей. И я узнал, что любовь бывает разная по силе своей.

Кто боится Бога, чтобы Его чем-нибудь не оскорбить — это первая любовь. Кто имеет ум чистый от помыслов — это вторая любовь, большая первой. Кто ощутимо имеет благодать в душе своей — это третья любовь, еще большая.

Четвертая, совершенная любовь к Богу — это когда имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи. Так бывает у великих святых мучеников, у пророков, у преподобных. Кто в этой мере, тот неприкосновенен для плотской любви. Он может свободно спать с девицею, не испытывая к ней никакого желания. Любовь Божия сильнее, чем любовь девицы, к которой влечется весь мир, кроме тех, кто имеет благодать Божию в полноте, ибо сладость Духа Святого перерождает всего человека и научает его любить Бога в полноте. При полноте любви Божией душа не прикасается миру; хотя и живет человек на земле среди других, но от любви Божией забывает все в мире. И горе наше в том, что по гордости ума своего мы не стоим в этой благодати, и она оставляет душу, и душа ищет ее, плача и рыдая, и говорит: «Скучает душа моя о Господе».

Как научиться полагаться на волю Божию?

– Дорогой батюшка, сколько не учусь полагаться на волю Божию – не получается. Постоянно придумываю решения, хотя понимаю, что в голову лезет что-то не то…

– Знаете, всё, что в нашей жизни бывает не получается, – в этом есть определенный Промысл Божий. И если человек просто старается полагаться на волю Божию, но не просит Господа, чтобы Он помог ему в этом, то у него может никогда и не получиться. Святые полностью доверяют Богу, но редко это дается как дар, обычно, чтобы прийти к такому состоянию, нужно молитвенно учиться много лет. Любая духовная вещь требует труда; Христос Спаситель сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Приведу свой пример: мне около четырех лет понадобилось, чтобы научиться основам Иисусовой молитвы.

А мы же современные люди, у нас такое образование, что оно предполагает нашу умственную активность в решении всех вопросов. Мы отодвигаемся этим от Бога. Диавол не хочет, чтобы мы просили у Бога помощи, видели те подсказки, которые Господь нам посылает.

Надо учиться доверять Богу. Однако свои желания никогда не ставить во главу угла. Чаще всего мы не знаем и не понимаем, чего хотим, полезно ли это нам для спасения души. Христос Спаситель молился в Гефсимании: «но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14: 36). Это очень трудно, но если к этому доверию Богу во всем неуклонно идти, то оно придет. Можно помолиться в трудный момент: «Господи, ну не могу я этот вопрос решить, и я не способен решать. Научи меня, как поступить правильно. Хочу научиться полагаться во всем на святую волю Твою». У нас же совсем иное восприятие мира; мы самодостаточные, современные, умные, выше и лучше нас никого нет.

Неслучайно старцы говорят, что чем больше человек верит в то образование, которое имеет, тем слабее у него душа. Такой человек полагается на те знания, которые имеет, но они не дают ему подлинной пользы. Также тщетна надежда на «связи», на «сильных мира сего». В Псалтири сказано: «всякий человек ложь» (Пс. 115: 2); и еще там сказано: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3).

Тот, кто задал вопрос, очень хорошо делает, что учится, но учиться мало: нужно постоянно просить у Бога этот дар доверия Ему. Его кажущееся «молчание» в ответ на наши молитвы совсем не означает, что Господь нас не слышит. Ничего подобного. Возможно, Он для нашей же пользы хранит нас от того, чтобы сбылись какие-то наши желания, о которых мы усиленно молим Его, не понимая, что они нам принесут на самом деле…

Мы смотрим на жизнь, к сожалению, глазами земного человека с падшей природой, у нас нет ума Христова. По себе знаю: прошу у Господа, и Он дает, порой очень быстро. И потом понимаю, что мне это не нужно… Думаю: «Господи, зачем Ты мне это дал? Не нужно мне это, забери». И сам понимаю: что просил – вот и бери… И не знаешь, куда с этим деваться… Так что можно выпросить что-то у Бога, думая о земном, а потом мучиться с этим. И через это Господь приводит человека к осознанию того, что нужно предаться на волю Божию. Наша жизнь должна в Нем проходить, чтобы мы уже на земле к Нему вернулись нашим сердцем и нашими делами, и в вечности были с Ним.

В отношении того, что «хочется», всегда задавайте себе простые вопросы: «А что это дает Вам для спасения души? А угодно ли это Богу?» Вот тогда более разумны будут Ваши просьбы, той многопопечительности и многосуетности, в которых мы живем, будет все меньше, и постепенно мы научимся жить в Боге, в согласии с Ним.

Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»

Афонский старец Гавриил: о том, как узнать волю Божию и что такое жребий

Вопрос о том, как узнать волю Божью – это главный вопрос духовной жизни, для меня, например.

Прежде всего Господь отвечает нам самими обстоятельствами жизни. И он отвечает тремя способами: да, нет или подожди. «Да» – это значит, что ты можешь делать все, что ты говоришь. «Нет» – это значит, что это тебе не полезно. И «подожди» – означает, что еще не время.

Нужно доверять Богу, хотя бы потому, что Он сотворил нас.

Ты служил в армии? Помнишь, как там на вечерней поверке называют твое имя, а ты отвечаешь «Есть!»? И тогда тебе говорят идти туда-то и делать то-то. Но, чтобы тебя отправили что-то делать, ты должен сказать: «Присутствую! Я здесь!». Так вот, Господь попускает в нашей жизни многие вещи, которые мы не можем понять. И, может быть, никогда не сможем. Наша повседневная будничная жизнь – это величайшая тайна и узнавать волю Божью это великое искусство.

И у меня бывают случаи, когда я не знаю волю Божью. Тогда я делаю так: я пощусь строго некоторое время и несколько дней усердно молюсь, а потом иду к духовнику и спрашиваю его решение. А если не можешь спросить духовника, не всегда это возможно, то можно сделать так. Прежде чем пойти на литургию, кладешь в карман жребий: «да» и «нет». Молишься на литургии, а потом вынимаешь жребий в конце ее.

Знаете, жребий – это вещь серьезная. Этим пользовались с давних времен, еще Гомер использовал его. В древней Греции, прежде чем идти на какое-то сражение, воины всегда бросали жребий. Вспомните в Ветхом Завете было, даже идолослужители использовали жребий, чтобы узнать волю богов. И Бог открывал свою волю даже им.

Вспомните историю пророка Ионы, когда он хотел бежать от лица Божия в Фарсис. Он сел на корабль и в дороге разыгралась страшная буря, так что все поняли, что корабль скоро пойдет ко дну. И тогда бросили жребий. Из большого количества людей жребий пал именно на Иону, Бог показал именно на него как на причину бури.

Да что там Ветхий Завет! Жребий использовали даже апостолы. А ведь святые апостолы имели Святого Духа в себе и могли знать волю Божью без всяких жребиев. Но Бог показал им, что Ему угодно показать им Свою волю именно через жребий. Помните, как избирали преемника погибшему апостолу Иуде? Через жребий.

Так что если не можешь спросить духовника, то можно делать жребий. Лучше всего это делать после того, как примешь участие в литургии. Так и молишься: «Боже, покажи свою волю!» и вытаскиваешь жребий.

Я хочу сказать, что познать волю Божью – это очень тяжело. Это великая тайна даже для святых. И я вам напомню одну потрясающую историю из Ветхого Завета.

Когда пророк Давид стал царем над десятью коленами Израилевыми, он решил исчислить народ Божий и провести перепись, чтобы узнать, сколько тысяч людей есть в каждом колене. Но это желание вменилось ему в грех. Ведь он хотел пойти на войну и для того решил узнать, сколько у него есть людей. А на войне побеждал ведь Господь, а не люди.

Бог управляет своим народом. А что такое Давид – пустое место? Разве он Бог? И в ответ Господь поразил Израиль бедой, так что Давид взмолился: «Согрешил я!» Но как исправить свой грех, он не знал.

И тогда послал Господь ему пророка Гада, который возвестил ему волю Божию: «Выбирай одно из трех: или три года будет у тебя страшный голод, или три месяца ты будешь немощен и меч врагов твоих будет везде настигать тебя, или на три дня меч Господень опустится на Израиль и будет мор по всему Израилю».

И Давид понял, что он сейчас должен выбрать что-нибудь одно, потому что Господь не предлагает два или три раза. В ответ он только и мог сказать: «Ох, как тесны мне все три беды! Три года голод? Да, как мы выживем? Три месяца будут гнать меня мои враги? Да, они убьют меня. Три дня будет страшная эпидемия? Да, мы все погибнем».

И в ответ Давид сказал: «Лучше мне впасть в руки Бога, чем в руки человека, потому что Бог милосерднее». И Давид выбрал. И Господь обрушил моровую язву на Израиль и уничтожил 70 тысяч человек.

И вот среди всего этого ужаса Давид увидел, как идет архангел с обнаженным мечем и уничтожает людей Израиля. И тогда Давид возопил к Богу: «Боже мой! Ведь это же я сделал перепись, я согрешил! А люди мои, чем они виноваты? Порази меня за мой грех, но пощади людей!»

И ангел Господень шепотом сказал ему: «Быстрее, быстрее. Построй Господу жертвенник и принеси Ему жертву. И тогда наказание окончится».

Давид бросился покупать землю, где стоял ангел, быстро построил жертвенник и принес жертву. И мор закончился.

А вот посмотрите на этот случай. Разве Давид не знал, что Богу не понравится перепись? Ведь он же был пророк, его предупреждали. Нет, просто он как человек подчинился худшей своей части. Вот видите, как тяжело узнать волю Божью и следовать ей.

А вот другой случай из жизни царя Давида. Давид захотел построить храм Богу. И он уже все подготовил, собрал все нужные материалы для постройки. Спросил пророка, и тот ему ответил: «Да, строй». А Бог не захотел принять от него храм. Потому что Господь захотел, чтобы его сын Соломон построил храм. Ведь Давид был царь войны. Он убивал людей на войне. А храм должен строить человек без смертных грехов.

Ну и напомню вам еще одну историю из Нового Завета. Помните, как святой евангелист Иоанн и его брат Иаков просили у Господа сесть одесную и ошуюю Его в Царстве Небесном? И помните, что им сказал Господь? Он сказал им: «Вы не понимаете, что просите».

Как это понять? Неужели апостол Иоанн, первый апостол богословия, не понимал, что он просит? А ведь Иоанн – покровитель богословия. Неужели он не понимал таких простых вещей? Да, в этом случае он именно не понимал, хотя сейчас это понятно даже нам.

Все это я вам рассказываю, чтобы вы поняли: познать волю Божью – это великий труд и это не просто даже для святых.

К преподобному Серафиму Саровскому однажды пришел один брат и спросил:

– Старче, кто в нашем монастыре самый добродетельный, самый святой?

Преподобный Серафим ответил:

– Первое – это игумен. Он самый святой. Потом – его заместитель. А третьим будет повар.

– Что!? Повар!? – воскликнул удивленный брат – Да его сатана привел в монастырь! Он весь монастырь перевернул с ног на голову. Разве может быть такой человек на третьем месте по святости?

На это преподобный ответил:

– А если бы он попал в мир, он совершил бы 30 величайших преступлений. Но он сдерживает все плохое в себе и прилагает усилия больше всех в монастыре вместе взятых.

Вот, видите насколько по-разному Бог судит людей. Разве за один и тот же грех монахиню и развратную блудницу Господь будет судить одинаково? Очень трудно узнать суд Божий. А чтобы нам совсем утвердиться в этом понимании, давайте выйдем за пределы Святой Горы.

Много лет назад в Афинах было большое землетрясение, и все, кто там оказались, бросили все и встали молиться Богу, воздевая руки в молитве. И не встал с ними лишь один человек. Когда это страшное событие закончилось, то офицер, который там управлял в то время, подошел к этому человеку и просто набросился на него с обвинениями.

– Как тебе не стыдно!? Послушай, разве это не грех? На твоих глазах могли погибнуть люди.

А этот человек заплакал и сказал:

– Я на войне за Грецию потерял обе ноги, а ты спрашивает меня почему я не встал.

Тогда уже заплакал и офицер.

Видите, как сложны к пониманию судьбы Божьи и познание Его воли. Поэтому надо быть очень острожными в своем суде. Глубины жизни знает только Бог. И первый духовный закон таков, что каждый человек должен молиться за всех. Потому что нам неизвестны судьбы Божии, и самый плохой человек может покаяться и опередить нас в Царствии Небесном.

Я знаю один случай, когда человек бросился в пропасть, но на лету сказал: «Господи, помилуй!» и был прощен. Это было открыто одному подвижнику.

Итак, мы не знаем, как судится каждая душа. Итак, ты делаешь что можешь и не оставляешь духовных обязанностей, и я делаю что могу, а то, что мы не можем – приложит Господь.

Монах должен обязательно иметь духовника. Монах освящается двумя вещами: тем, что открывает мысли, чисто исповедуется, и тем, что делает все по благословению. Иначе сатана любого христианина может очень просто поймать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector