0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как обучать вере в дни гонений

Православная Жизнь

Гонения пришли, как вор ночью – неожиданно. Они вошли не только в школы и храмы, вошли они в дома священников, келии монахов и семьи мирян.

Отделив школу от Церкви и изгнав религию из учебных программ, государство поставило Православную Церковь перед вопросом: как обучать религии народ вне государственных школ, училищ, университетов? Задача обучения основам веры и духовной жизни отныне возлагалась на приходы и семьи. Оставалась возможность просвещать население частным образом.

Священный Собор 1917-1918 года издал Приходской устав в котором большая роль отводилась духовному образованию. Так, 104-я статья Устава гласит: «В целях выполнения обязанностей по христианскому просвещению и воспитанию православного населения приходу предоставляется учреждать и содержать благовестнические братства, музеи, народные просветительные дома, библиотеки, читальни, дополнительные училища и классы, курсы для подростков и взрослых катехизаторские, певческие, общеобразовательные, профессиональные, детские сады и всякие другие просветительные и воспитательные учреждения».

Нужно сказать, что данное постановление родилось из самой жизни. Многие священники и миряне в конце XIX — начале XX века начали объединяться в просветительские общества и братства. После революции указанные Уставом рекомендации начали частично осуществляться. Многие священники и миряне, рискуя попасть под надзор органов ОГПУ, занялись трудным делом организации общинной жизни.

Одним из ярких примеров такой организации является труд священноисповедника Романа Медведь. В годы гонений все силы он тратил на поддержание живой духовной жизни своей паствы, на их преуспеяние в духовной науке — и в теории, и в практике. Еще будучи молодым, в начале века, он был поставлен священником в Крестовоздвиженским братстве помещика Неплюева. Будущему исповеднику буквально приходилось обличать помещика, что он сознательно держит братчиков в невежестве: «Усвоение православного учения почти нет… учредитель братства не желает умственного развития членов братства, он прямо боится его и считает его излишним».

Братство «Ревнителей Православия в честь Святителя Алексия, митрополита Московского», которым руководил протоиерей Роман, в годы гонений стало оплотом приходского просвещения. Братство было весьма заметным явлением. Оно имело не менее 200 постоянных членов, организовывало «Народные лекции».

Автор книги «Оптина пустынь и ее время», Иван Михайлович Концевич, состоявший в братстве отца Романа, вспоминал: «В этот год, благодаря мудрому руководству Святейшего Патриарха Тихона, церковная жизнь чрезвычайно оживилась. Город покрылся сетью братств, кружков и союзов, так как Патриарх отменил границы приходов и разрешил образование междуприходских братств. К деятельности этих братств, руководимых наиболее ревностными пастырями, были широко привлечены и миряне: они пели, читали на клиросе, проводили беседы и даже выступали с проповедями. По вечерам совершались акафисты с общенародным пением и беседами после них. Для детей, лишенных уроков Закона Божия, устраивались беседы с «туманными картинами» (изображения на светлом экране, показываемые при помощи “волшебного” проекционного фонаря — авт.) из Священной истории, молодежь собиралась отдельно и занималась изучением церковного устава, Евангелия… Я имел возможность посвящать свои силы работе в братстве (о. Романа), это время принесло мне громадную духовную пользу; здесь я окреп духовно и начал жить в ограде Православной Церкви».

Воспоминания тех лет раскрывают перед нами картину подлинного духовного подъема, который переживали православные в братстве священноисповедника. Иисус Господь здесь ставился во главу угла, начиналась подлинная жизнь духа и разума: «По воскресеньям и утром и вечером после богослужений растолковывалось Евангелие. читалась святоотеческая литература, проводились беседы, в которых объяснялось богослужение. Каждый из присутствующих мог задать вопрос и сам поделиться своими мыслями, после всех говорил отец Роман. Он призывал к решительному покаянию за всю жизнь, сознательному повторению обетов крещения. к обращению ко Христу как к своему личному Спасителю. Отец Роман вводил нас в спасительное лоно Православной Церкви. Не могло устоять ищущее и тоскующее по Богу человеческое сердце – и потянулись ко Христу Спасителю жаждущие Бога души».

На допросе в 1931 году один из обвиняемых показал, что отец Роман три раза в неделю устраивал в храме беседы: один раз с юношами и два раза со взрослыми, причем с обменом мнениями относительно текста из главы Евангелия.

ОГПУ установило усиленный надзор за храмом святителя Алексия, ставя своей целью его закрытие. 16 февраля 1931 года был арестован о. Роман и еще около тридцати членов братства святителя Алексия.

Протоиерей Глеб Каледа в своей известной статье «Очерки жизни православного народа в годы гонений» уделяет много внимания катехизации в дни гонений: «Союз православных приходов… организовал на приходах собеседования и издавал брошюры, в которых разъяснялось современное положение Церкви и состояние веры, а также объяснялась суть происходящих событий. В двадцатые и даже тридцатые годы, не говоря уже о сороковых и пятидесятых, существовал православный, как сейчас принято говорить, “самиздат”. Тексты распространялись как переписанные от руки, так и размноженные на машинке. Большинство авторов было анонимно. Отметим большой труд о православной жизни в миру в условиях советской действительности и о построении семьи, “Путь к совершенной радости”, подписанный инициалами Г. Р. Б. — грешный раб Божий. Под этим псевдонимом скрывался профессор, доктор химических наук, бывший комиссар гражданской войны Н. Е. Пестов, пришедший к Богу еще в 20-е гг.».

Труд верных по христианскому просвещению во тьме атеизма был титаническим. Необходимо было постоянно рисковать жизнью и свободой. Сщмч. Марк (Новосёлов) тайно ездил по приходам, разъясняя положение Церкви, с назиданием, как необходимо вести себя во время арестов и допросов, в тюрьмах и лагерях.

По благословению сщмч. Вениамина (Казанского) братья Егоровы, будущие новомученики, создали в Петербурге Александро-Невское просветительское братство. Просветительская деятельность братства состояла не только в устройстве лекций, диспутов и т.п., но и в организации обучения детей. В начале 1920-х годов в составе братства был создан занимавшийся богословскими проблемами кружок свт. Иоанна Златоуста. Также в братстве действовала группа молодежи, интересовавшаяся монашеством. Братство все делало для того, чтобы не погас огонь веры, среди мрака безбожия создавая объединения, союзы, кружки, богословские курсы, подготавливало духовенство вплоть до начала тридцатых годов.

Были и другие примеры благовестия «во тьме седящим». 28 января 1933 года власти в очередной раз арестовали одного из членов Священного Собора 1917-1918 гг., сщмч. Иоанна (Артоболевского). Вместе с ним было арестовано тринадцать человек. Все они обвинялись в том, что собирались для бесед на религиозные темы, на которых будто бы вели антисоветскую деятельность. (На самом же деле на собраниях кружка участники занимались истолкованием Слова Божия, обменивались мыслями по поводу прочитанного стиха или отрывка.)

Священник Евлампий Своеземцев — друг сщмч. Кирила Казанского и сщисп. Афанасия (Сахарова), прошедший путь от убежденного коммуниста и офицера Красной армии до обращения в христианство и принятия сана священника, особо ратовал за духовное образование. Будучи священником, о.Евлампий 27 ноября 1922 был арестован за то, что организовал братство для преподавания Закона Божия взрослым и детям и для помощи неимущим. В ГПУ священнику предъявили обвинения в «контрреволюционной тихоновской политике», «подрыве авторитета органов власти». После ссылки прихожане встретили его как мученика за веру. К священнику началось паломничество из других приходов. В начале 1927 отец Евлампий был вновь арестован, теперь уже за создание сестричества, проведение внебогослужебных религиозных бесед и за проповеди против обновленчества.

Мы видим, что в недрах гонимой Церкви шла напряженная умственная и духовная работа. Именно благодаря подвигу самоотверженных священников и мирян сейчас мы имеем небывалое по своим масштабам возрождение. Новомученики считали катехизацию первой задачей для пастыря и прихода. Нельзя воспитать ревностного христианина, не обучив его вере. Невозможно получить дух Отцов, если не усвоишь учения Отцов. Таков закон духовный. Задача оглашения народа Евангелием стоит перед современными пастырями и ревностными мирянами с такой же остротой, как столетие назад перед нашими святыми новомучениками. Нам необходимо вооружиться их ревностью и опытом в деле «просвещения народа в духе Православной Церкви»!

Гонения на христиан: наши дни

Верховный суд Пакистана отменил приговор в отношении многодетной матери, христианки Асии Биби, которая в 2010 году была приговорена к смерти через повешение в связи с обвинением в оскорблении пророка Мухаммеда. Оправдательный вердикт спровоцировал массовые протесты в стране и за ее пределами. История Биби – капля в море по сравнению с масштабами гонений на христиан по всему миру. О которых светские СМИ почему-то предпочитают молчать.

Только факты

В отчете благотворительной организации Aid to the Church in Need за прошлый год сообщается,

преследования христиан в наше время можно назвать самыми массовыми и жестокими за всю человеческую историю.

В числе гонимых – около 200 миллионов человек по всему миру. 75% от общего числа подвергающихся насилию и дискриминации представителей религиозных течений – христиане.

В мире каждые 5 минут за веру гибнет 1 последователь Христа.

По данным исследовательского центра Pew, христиане сталкиваются с притеснениями в 102 странах мира — это больше, чем любая другая религия.

По географии распространения в зоне риска оказываются так называемые страны «третьего мира» Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии.

Не всегда учитываются и «легкие» гонения на христиан в «цивилизованных» странах Старого и Нового Света, где законодательная, социальная и бытовая дискриминация постепенно становятся нормой. Во Франции, например, где государство – собственник церковного имущества, демонтаж, продажа в частную собственность и переоборудование храмов под светские нужды уже никого не удивляет. А в Швеции православные храм нельзя венчать крестом и вообще как-то выделять из общей архитектуры.

История Ассии Биби

Но вернемся в Пакистан. Государство в Южной Азии является исламской республикой суннитского толка. В 2009 Асия Биби во время сбора ягод выпила воды из колодца, из которого по местным обычаям могли пить только мусульмане. У женщины завязался спор с односельчанками, которые обвинили ее в осквернении жидкости. Биби сообщила, что «христиане – такие же люди, как мусульмане», за что чуть не стала жертвой самосуда разъяренной толпы, попала в заключение и была приговорена судом провинции Пенджаб к смертной казни в ноябре 2010. К представителям пакистанской элиты обращался патриарх Кирилл, прося помиловать многодетную мать. 31 октября сего года чудо совершилось, однако, вслед за решением Верховного суда Пакистана последовала серия протестов. Двери в зал суда выломала разъяренная толпа, группы митингующих перекрыли 21 автодорогу, в том числе федеральную трассу Исламабад-Равалпинди, а в Карачи активисты жгли покрышки.

Читать еще:  Англиканская церковь в Великобритании оказалась на грани раскола

Известно, что за протестами стоят исламские радикалы, в частности, из партии «Техрик-э-Лабайк Пакистан». ТЛП – влиятельная политическая сила в стране, о чем свидетельствовали события после недолгой радости после помилования Биби. Партия заключила с правительством соглашение, согласно которому власти не станут возражать против обжалования оправдательного приговора христианки. Муж Биби просит политического убежища на Западе, а адвокаты женщины спешно вылетели в Европу, опасаясь за свою безопасность. Лидер ТЛП Хадим Ризви уже заявил, что он и его сторонники готовы отдать свои жизни, но не сдаться в борьбе за приведение в исполнение приговора Асии.

«Зачистки» христиан

В последние годы в мире произошел ряд вопиющих случаев насилия в отношении христиан. 14 апреля 2014 года группа нигерийских боевиков «Боко харам» во время атаки на деревню Чибок похитила около 300 девочек. Все они – христианки. 53 заложницы сумели бежать из плена, судьба остальных до сих пор неизвестна. В интернете появлялось фото пленниц в мусульманской одежде. По одной из версий, их держат в качестве сексуальных рабынь и заставляют принять ислам.

2 апреля 2015 года боевики исламистской группировки «аль-Шабаб» совершили нападение на университет в городе Гарриса в Кении. В результате были убиты 147 человек и ранены 79. Заложников-мусульман террористы отпускали, а тех, кто называл себя христианами – казнили. «Зачистки» по религиозному принципу известны по зверствам боевиков ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация – прим.авт.), уничтожавших верующих на Ближнем Востоке.

Из самых свежих и печальных «хроник притеснения» можно отметить расстрел автобуса террористом в Египте, где жертвами оказались семеро христианских коптов. В индийском штате Джаркханд толпа радикальных язычников захватила протестантский храм, сбила крест с крыши и провела обряд «очищения». Теперь местная церковь будет использоваться последователями анимистической религии для богослужений по своему «уставу». А с севера Мьянмы правительство без объяснения причин выселяет священников, монахинь и учителей.

К слову, христиане оказываются преследуемыми и дискриминируемыми в странах, где вера во Христа считается традиционной. Так, директор школы штата Виргиния запретила упоминать имя Иисуса Христа в песнопениях рождественских псалмов. А в соседней Украине идут открытые гонения на православных христиан со стороны раскольников УПЦ КП. Приходы Московской Патриархии захватывают, священников и прихожан избивают.

Преследование христиан в Африке

Защитить христиан мира

Примерно в 10% стран мира, где растут религиозная неприязнь и ограничения, пропагандируются националистические взгляды.

«Шестнадцать процентов стран, отмеченных в отчете, организовали социальные группы, которые использовали националистическую риторику против религиозных меньшинств в стране», – отметила исследователь центра Pew Катаянг Киши.

Глава ОВЦС Митрополит Иларион (Алфеев) считает, мир стоит перед необходимостью создания глобального и эффективного механизма защиты прав христиан в мире:

«Мы убеждены, что все государства призваны обеспечить людям гарантированную возможность свободно исповедовать свою религию, воспитывать детей в христианской вере и открыто представлять и защищать свою позицию в публичной сфере, не подвергаясь гонениям».

«Будете ненавидимы всеми за имя Мое…»

Господь предупреждал Своих учеников о предстоящих гонениях еще во время земной жизни. «Вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах» (Мф. 13:9) – говорит Спаситель. Падший мир враждебен христианам и ошибочно полагать, что он постоянно будет казаться сказкой.

Гонения – это очень обширный термин, в который можно вместить как и насилие с последующим лишением жизни, истязания и заключения, так и обычные «бытовые» проявления, когда верующий человек неудобен, а его убеждения оказываются занозой в сердце безбожников.

Христиане – свет миру, но этот свет приятен далеко не каждому. Люди по природе своей предпочитают жить внешним, но панически боятся заглядывать внутрь себя и признавать очевидные факты собственного несовершенства. Вечные ценности любви, добра, мира гораздо проще заменить низменными характеристиками денницы. Сердца, в которых победила тьма, неизбежно будут совершать попытки навредить последователям Истины. Но в этом – спасение. Мы ведь прекрасно помним, как окончил Свой земной путь Иисус Христос: гонимый, унижаемый, замученный на кресте.

Но сердце человеческое ищет правды, а потому защита тех, кто в ней нуждается – гонимых христиан – естественное веление души, ведь в этом также реализуется жертвенность, стремящаяся помочь оказавшемуся в беде человеку. Вера в Промысел Божий, горячая молитва и реальные действия – все это может помочь миллионам наших братьев, страдающих за Христа по всему миру.

О гонениях на христиан

Особый интерес представляет сопоставление восьмой заповеди блаженства с девятой: если в первом случае речь идёт об изгнанных за правду, то во втором случае Иисус говорит о тех, кого будут гнать, поносить и неправедно злословить за Него. «Правда» и «Иисус» здесь становятся синонимами.

Восьмая, девятая и десятая заповеди блаженства тесно связаны между собой и потому должны быть рассмотрены в совокупности:

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 10–12).

Все три заповеди скреплены сквозной темой гонений. Глагол διώκω, трижды встречающийся в них в разных формах, означает «гнать», «преследовать». Тремя заключительными заповедями блаженства Иисус открывает тему, которая пройдёт лейтмотивом через весь корпус Евангелий. В первом наставлении двенадцати после избрания Иисус будет говорить им об ожидающих их гонениях и преследованиях (см. Мф. 10, 17–22). Незадолго до Своей смерти, беседуя с учениками в храме Иерусалимском, Он вернётся к этой теме (см. Мф. 24, 9–13; Лк. 21, 12–18). Наконец, на Тайной вечере Иисус снова предупредит учеников, что они будут гонимы (см. Ин. 15, 18–20).

Мы говорили о том, что все заповеди блаженства в совокупности глубоко христоцентричны, так как они содержат в себе нравственный портрет Иисуса. Но если в первых восьми заповедях этот портрет как бы скрыт под перечисляемыми человеческими качествами, то в девятой заповеди Иисус наконец раскрывает Себя не только как источник этих заповедей, но и как главную причину, по которой Его последователи будут гонимы. Они будут гонимы не потому, что они нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, но потому, что они веруют в Него, являются Его последователями, исполняют Его заповеди. Иными словами, они будут гонимы не за те или иные качества и не за следование тем или иным нравственным установкам, а за то, что они делают всё это во имя Его: будут гонимы именно как христиане.

Восьмая заповедь блаженства, как и первая, заканчивается словами: «ибо их есть Царство Небесное». Мы уже обращали внимание на то, что слова о Царстве Небесном обрамляют восемь заповедей блаженства в начале и в конце. Можно сказать, что все эти восемь заповедей ориентированы на Царство Небесное и являют его присутствие в общине учеников Иисуса, которые утешатся, насытятся, будут помилованы, будут наречены сынами Божиими, наследуют землю, узрят Бога.

Восьмой заповедью завершается тот список блаженств, в котором Иисус говорит о людях в третьем лице. Начиная с девятой заповеди Он обращает Своё слово непосредственно к слушателям: «Блаженны вы…». Если проповедь на равнине начинается с прямого обращения к слушателям, то в Нагорной проповеди речь Иисуса сначала имеет более обобщённый характер, и лишь в данный момент третье лицо сменяется вторым.

Некоторые учёные считают, что девятая заповедь блаженства не только не принадлежит к тому же пласту, что предыдущие блаженства, выраженные в третьем лице, но также оглядывается на гонения, перенесённые общиной, и взамен ясно обещает апокалиптическую награду. Мы уже упоминали о том, что стихи Нагорной проповеди, посвящённые гонениям, в научной литературе нередко трактуются как плод литературной деятельности евангелиста Матфея, а не как прямая речь Иисуса.

Предупреждение о предстоящих гонениях — лейтмотив проповеди Самого Иисуса. Пророческий смысл слов Иисуса раскрывался не только в эпоху гонений времён Нерона: гонения на христианство продолжались в течение всей истории Церкви вплоть до настоящего времени.

Между тем предупреждение о предстоящих гонениях — лейтмотив проповеди Самого Иисуса. Он говорит о гонениях на Своих последователей не только в Нагорной проповеди и не только в Евангелии от Матфея. Пророческий смысл слов Иисуса раскрывался не только в эпоху гонений времён Нерона: гонения на христианство продолжались в течение всей истории Церкви вплоть до настоящего времени.

Пророчества Иисуса имеют вневременной характер: они относятся к самой сути христианской веры, которая, будучи выражением правды Божией, всегда встречает отпор со стороны сил зла, противящихся этой правде. В глобальной войне между добром и злом христиане призываются стать на сторону добра, даже если это будет стоить им жизни. За подвиг исповедничества и мученичества им обещана награда на Небесах. Мысль об этой награде должна стать для них источником радости. Но награда на Небесах — это не что иное, как Сам Христос. Именно Он в Самом Себе содержит всю совокупность благ, которая описана в обетованиях, сопровождающих каждую из заповедей блаженства.

Не случайно список блаженств завершается словами о гонениях на последователей Иисуса. Эти слова отнюдь не являются «довеском» к предыдущим заповедям, редакторской добавкой, призванной утешить гонимых христиан конца I века в их скорбях. Они естественным образом вытекают из предыдущих заповедей. Видеть блаженство в духовной нищете, плаче, кротости, искании правды, милости, чистоте сердца, миротворчестве — значит радикально разорвать с общепринятым представлением о счастье, значит жить по иным стандартам, чем живёт мир, ставить перед собой иные идеалы и цели. Такое мировосприятие неизбежно приводит к конфликту с миром. Носители такого мировоззрения неизбежно будут изгоями в мире, где счастье измеряется в категориях материального богатства, успеха, благополучия.

В беседе с учениками на Тайной вечере Иисус скажет:

«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 18–20).

Читать еще:  Вступительная кампания началась в КДАиС

Через заповеди блаженства община учеников Иисуса призывается к подражанию своему Учителю, к пребыванию там, где находится Он. Заповеди блаженства иногда толкуют как лестницу, предполагающую последовательное восхождение с низших ступеней на более высокие. Но эта лестница в конечном счёте ведёт человека на Голгофу , и восхождение по ней делает неизбежным конфликт с миром.

«Кто пошёл вслед Иисусу, отрёкшись от собственности, счастья, права, правосудия, чести, насилия, будет отличаться от мира в суждениях и поступках, будет возмущать мир. Поэтому ученики будут гонимы за правду. Не признание, а отвержение — вот похвала их слову и делу от мира… Здесь, в конце блаженств, возникает вопрос: а есть ли в мире место для такой общины? Стало ясно, что для неё есть лишь одно место — то, где находится самый нищий, самый искушаемый, самый кроткий; это место — крест на Голгофе. Община блаженных — это община Распятого. С Ним она всё потеряла, с Ним всё нашла. Начиная с креста, это и значит: быть блаженным».
Святитель Григорий Нисский

Крест Иисуса Христа, таким образом, стоит в центре не только христианской веры, но и христианской этики. И последователи Иисуса в разные эпохи с радостью и готовностью шли на свою личную Голгофу. Становясь жертвами гонений и преследований, они не просто покорялись судьбе: они видели в этом возможность воплотить в жизнь нравственные призывы Нагорной проповеди и через страдания и смерть прийти к Самому Иисусу.

В начале II века Игнатий Богоносец, христианский епископ Антиохии, был приговорён к смерти за отказ принести жертву языческим богам. После вынесения приговора Игнатия заковали в кандалы и в сопровождении солдат отправили в Рим, где его должны были растерзать львы на глазах у публики. Путь епископа пролегал через различные города, христианам которых он направлял свои послания. Обращаясь к христианам Рима, Игнатий просит римлян не ходатайствовать об отмене или смягчении казни:

«Я пишу Церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу На пути из Сирии до Рима, на суше и на море, ночью и днём я уже борюсь со зверями, будучи связан с десятью леопардами, то есть отрядом воинов, которые от благодеяний, им оказываемых, делаются только злее. Оскорблениями их я больше научаюсь, но этим не оправдываюсь. О, если бы не лишиться мне приготовленных для меня зверей! Молюсь, чтоб они с жадностью бросились на меня Ни видимое, ни невидимое — ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечение, расторжение, раздробление костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня — только бы достигнуть мне Христа. Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землёю Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего Пустите меня к чистому свету Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего».

Восемнадцать веков спустя другой христианский мученик, митрополит Петроградский Вениамин (1873–1922), приговорённый к расстрелу по ложному обвинению, напишет из тюрьмы за несколько дней до смерти:

«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придётся переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога Теперь, кажется, пришлось пережить почти всё: тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за саму Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».

В двух приведённых текстах, из которых один относится к самому началу истории христианского мученичества, а другой — к совсем недавней эпохе, мы видим не только человеческую непоколебимость и мужество. Как и во множестве других документальных свидетельств, оставшихся от христианских мучеников разных эпох, мы видим в них совершенно особый феномен: в центре всего мученического подвига стоит Иисус Христос. Его личность обладает той силой, которая позволяет стойко претерпевать мучения, радоваться в гонениях и скорбях, с готовностью принимать смерть. Его незримое присутствие ощущают приговорённые к смерти, и это присутствие наполняет их сердца той радостью и веселием, о которых Иисус говорил в заключительных словах заповедей блаженства.

Тема гонений, соединяющая Новый Завет со всей последующей историей христианской Церкви, в проповеди Иисуса стала одним из связующих звеньев между Новым и Ветхим Заветом. Не случайно заповеди блаженства завершаются словами: «Так гнали и пророков, бывших прежде вас». Не только в Нагорной проповеди, но и в других поучениях, в том числе в полемике с иудеями, Иисус будет многократно обращаться к вопросу об отношении израильского народа к пророкам. Незадолго до смерти Он будет жёстко обличать книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, будучи сыновьями тех, кто избивал пророков; Иисус предскажет, что, продолжая дело своих отцов, они будут и дальше убивать пророков, и мудрых, и книжников, которых Бог будет посылать им (см. Мф. 23, 29–34).

Присоединяя слова о пророках к заповедям блаженства, Иисус таким образом вводит новую тему, которая в Нагорной проповеди займёт существенное место, — тему соотношения между «законом и пророками», то есть Ветхим Заветом, с одной стороны, а с другой — новозаветной нравственностью. Преемство между Новым и Ветхим Заветом выражается не только в том, что заповеди Иисуса являются продолжением и восполнением ветхозаветных нравственных установлений, но и в том, что на Его последователей возлагается пророческая миссия — свидетельствовать о Боге и о правде Божией всем своим образом жизни. Это свидетельство, осуществляемое вопреки воле и стандартам мира сего, который «лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), часто становится путём к мученической смерти. Но в своих страданиях и в самой смерти христиане всех эпох подражают Иисусу, Который свидетельствовал о правде «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). Его страдания и смерть открыли долгую историю христианского исповедничества и мученичества — историю, продолжающуюся по сей день.

Что обещает Иисус Своим последователям в обмен на верность и мученический подвиг? Награду на Небесах. Термин «награда» (μισθός) встретится нам ещё не один раз в Нагорной проповеди. В устах Иисуса этот термин относился прежде всего к тому воздаянию, которое человек должен получить в будущей жизни. Он говорит, в частности, о награде от Отца Небесного, которой лишаются те, кто получает награду от людей (см. Мф. 6, 1–2). Эту небесную награду можно отождествить с Царством Божиим в его эсхатологическом понимании — как посмертного блаженства праведников.

Гонения на христиан. С первых веков до наших дней

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Гонения на христиан начались с первых дней утверждения новой веры и продолжаются до сих пор. Чтобы хоть как-то проследить их масштаб и историю — не хватит десятка статей, поэтому мы решили выделить из них лишь самые известные и знаковые.

Гонения на христиан в мире с первых веков до начала XX века

Римская империя (I-IV века)

Гонения в Риме шли с разной интенсивностью. Первый пик связан с императором Нероном (64–68 гг.), когда, среди прочих, были казнены апп. Петр и Павел. Но и в «спокойное» время исповедание Христа могло стоить жизни. Не помог даже Миланский эдикт императора Константина — начавший утверждение христианства в качестве государственной религии. Уже после него приняли смерть, например, знаменитые 40 севастийских мучеников. А следующий император — Юлиан (361–363 гг.), получивший имя Отступник — попытался реставрировать язычество и вновь прибег к гонениям.

Европа (VIII-IX века)

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа (VIII-IX века)

Утверждение христианства в варварских странах привелок к новой волне гонений. Особо сильными они были в Англии, где сторонники друидов убивали христиан, видя в них угрозу своей вере и образу жизни. Одновременно с этим началось завоевание арабами Испании, где также пролилась христианская кровь.

Европа и Ближний Восток (Х-XI века)

Средние века ассоциируются у нас с безраздельным господством христианской Церкви. Но и тогда в Европе продолжались преследования верующих. Особенно сильны они были опять же в Англии, куда в этот период вторглись язычники-датчане.

На тоже время пришлись и одни из самых сильных гонений в истории Ближнего Востока, их в 1009 году провел халиф аль-Хаким.

Балканы (XIV-XVI век)

Христианские страны Балканского полуострова подверглись нашествию турок. Все это обернулось репрессиями против верующих.

Япония (XVII век)

На фоне колониальных претензий Европы японские правители закрыли страну для всех внешних влияний. Одновременно были приняты указы о запрете миссии и исповедания христианства. До 50-х годов ХIХ века христиане составляли в стране гонимое меньшинство.

Ближний Восток (XIX век)

Снова противостояние Востока и Запада привело к пролитию христианской крови. В 1870 году в Корее было казнено около 8000 христиан. В 1898-1901 годах в Китае случилось восстание «боксеров», входе которого националистами было убито около 30 тысяч христиан разных конфессий. В Русской Православной Церкви канонизировано 222 китайских мученика.

Гонения на православных христиан в России в начале XX века

По оценкам специалистов ПСТГУ, в России в XX веке за веру пострадали от 500 тысяч до 1 миллиона человек. На настоящий момент в Базе данных ПСТГУ собраны документы более чем на 34 тысячи репрессированных за веру. На 1 января 2012 года прославлены в чине новомучеников и исповедников российских 1774 человека. Пик гонений приходится на 1937 год: 162 500 арестов, 89 600 расстрелов. 7 февраля — Собор новомучеников российских.

Читать еще:  В Дагестане убит преподаватель мусульманской школы

Ресурсы в Интернете:

График гонений построен на основе базы данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие»

Преследования и дискриминация христиан в современном мире

Христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан. Не менее 75% всех преследований по религиозному признаку в мире происходят по отношению к христианам. Каждые пять минут в мире за веру умирает христианин. Каждый год 100 тыс. христиан убивают за веру в результате межрелигиозных конфликтов (не считая жертв гражданских столкновений и войн). В той или иной степени христиане подвергаются преследованиям в 130 странах мира. Международная благотворительная правозащитная христианская организация «Open Doors» собирает информацию о преследованиях за веру и оценивает уровень опасности для христиан этих стран.

Основные причины усиления гонений на христиан:

  1. Экстремизм и идеология ненависти, прикрываемая религией в ряде мусульманских стран.
  2. Агрессивное миссионерство евангелических церквей.
  3. Комплекс политических и экономических причин, обуславливающих заинтересованность ряда государств в разжигании межрелигиозной вражды.
  4. Отказ Европы от христианской идентичности.
  5. Отождествление мусульманами искажений, допускаемых частью протестантского мира в вопросах нравственности и морали, с общехристианскими ценностями.

По материалам доклада председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на Международной конференции «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан» (Москва, 30 ноября 2011 г.) и данным международной благотворительной правозащитной христианской организации «Open Doors», которая с 1978 года занимается мониторингом ситуации, связанной с положением христиан в мире.

Уровень опасности для христиан

Чем меньше цифра рейтинга, тем хуже отношение к христианам

Афганистан, 02

Население: 32,4 млн.

из них христиане: тысячи

Саудовская Аравия, 03

Население: 28 млн.

из них христиане: 1,25 млн.

Сомали, 04

Население: 9,6 млн.

из них христиане: несколько

Мальдивы, 06

Население: 320 тыс.

из них христиане:

несколько человек.
Йемен, 08

Незаметный геноцид Тысячи христиан истребляют по всему миру. Но Запад этого не замечает

И стория христианства знает множество мучеников за веру: в какой-то степени вера в Христа строится на готовности принести себя в жертву. Но никогда еще христиане не подвергались таким гонениям, как в наше время. При этом европейцы старательно не замечают этого геноцида из-за своей приверженности к политкорректности — даже страшные теракты с множеством жертв не получают достаточного освещения в СМИ. К таким выводам пришли британские социологи, исследовав быт христианских общин всего мира. «Лента.ру» изучила их доклад и разобралась — кто, как и почему дискриминирует, преследует и убивает последователей Христа.

Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас.
[Евангелие от Иоанна, 15:19-20]

Безымянная вера

Воскресным утром 12 мая жители Коломбо, столицы Шри-Ланки, услышали колокольный звон: впервые за три недели христианские церкви призвали прихожан к молитве. У каждого храма верующих встречали солдаты с автоматами. Полицейские обыскивали людей на входе и не пускали никого с сумками, а по окрестностям разъезжали вооруженные мотопатрули.

Тремя неделями раньше исламисты атаковали церкви и отели: восемь взрывов в Пасхальное воскресенье унесли жизни 258 человек. Еще более 500 пострадали, и многие из них до сих пор находятся в больницах. Террористы присягнули запрещенному в России и других странах «Исламскому государству» — их фотографии на фоне черного флага облетели интернет вскоре после терактов. Представители группировки ясно дали понять — их целью были «крестоносцы», то есть христиане и граждане тех условно христианских государств, что внесли свой вклад в уничтожение их «халифата» на Ближнем Востоке.

Страны «крестоносцев», однако, отреагировали на этот выпад не слишком единодушно. Многие политики в своих соцсетях будто забыли упомянуть, что взрывы произошли именно в церквях, а жертвы были христианами. Вместо этого, к примеру, Барак Обама, Хиллари Клинтон и другие члены демократической партии США использовали странный термин «Easter worshippers» («празднователи Пасхи») На это указали консервативные англоязычные СМИ.

На этот лексический казус можно было бы не обратить внимания, если бы не другие пугающие факты из жизни мирового христианства.

Новый исход

Весной в Британии вышел доклад, выводы которого подтверждают мнение консерваторов: политическая корректность привела к тому, что на Западе не замечают «глобальной войны», развернувшейся в последние годы против христиан всего мира.

Доклад подготовили специалисты под руководством епископа Труро Филипа Маунтстивена — а ему эту работу в декабре прошлого года поручил министр иностранных дел королевства Джереми Хант. Исследование не затронуло Европу (включая Россию), Австралию, США и Канаду, коснувшись лишь стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), Азии и Латинской Америки.

Анализ занял несколько месяцев, и опубликованы были лишь промежуточные итоги, но их оказалось достаточно, чтобы заявить: христиане в наше время больше, чем какая-либо другая религиозная группа в мире, подвергаются гонениям. Они масштабнее, чем за всю мировую историю до этого, а в некоторых странах преследования христиан подходят под принятое ООН определение геноцида.

За этими громкими словами стоят не менее впечатляющие цифры. В 80 процентах всех случаев дискриминации по религиозному признаку жертвами становятся именно последователи Христа. Преследованию — то есть дискриминации, сопровождающейся угрозами или реальными проявлениями насилия, — на данный момент подвергаются примерно 245 миллионов христиан в 50 странах. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 30 миллионов.

Большинство гонимых проживают в регионах с крайне низким уровнем развития — в беднейших странах. Из-за давления большинства им сложно улучшить свое положение, и самым частым выходом становится бегство. В некоторых частях Ближнего Востока число христиан в последние годы стремительно падает из-за эмиграции, и местным общинам грозит полное исчезновение. Кроме того, исследования показали, что религиозная и гендерная дискриминация усиливают друг друга: девушки и женщины христианского вероисповедания подвергаются сексуальному насилию чаще, чем представительницы других религий.

Невинность мусульман

В странах Ближнего Востока и Северной Африки — регионе, где зародилось христианство, — последователей Христа в той или иной мере преследовали всегда. Но сейчас им живется, возможно, хуже, чем когда-либо раньше.

Столетие назад каждый пятый житель Ближнего Востока и Средней Азии был христианином. Сейчас их едва ли наберется четыре процента, и массовый исход продолжается, сильно ускорившись в последние годы. В первую очередь это вызвано военными конфликтами: ИГ и другие экстремистские группировки, придя к власти, обращались с христианами крайне жестоко.

В результате христианское население Сирии с 2011 года сократилось с 1,7 миллиона до 450 тысяч человек, в Ираке от 1,5 миллиона в 2003 году сегодня осталось менее 120 тысяч христиан. Бежали христиане и из Палестины, где тлеет арабо-израильское противостояние: за последние полвека их доля в населении сократилась в 10 раз.

«Исламское государство» проводило в отношении христиан политику геноцида. С его уходом на части бывших земель халифата воцарились другие исламистские группировки, от которых тоже не приходится ждать уважения к христианам. Экстремисты нападают на церкви, похищают священников или просто не позволяют проводить богослужения.

Такие эксцессы происходят не только на территориях, подвластных вооруженным группировкам. Авторы доклада отмечают, что слабость государственных институтов в Египте и Алжире позволяет радикалам безнаказанно преследовать христиан: так, в Египте за 2017 год убиты на религиозной почве 99 последователей Христа, 47 из них — в результате атак смертников на православный и коптский храмы в день Вербного воскресенья.

Но государства Ближнего Востока далеко не всегда разводят руками, не в силах остановить угнетение религиозного меньшинства — чаще они, напротив, вносят в него свой вклад.

Рост религиозного консерватизма в мусульманских странах — и причина, и следствие нетерпимого отношения к христианам в Иране, Саудовской Аравии и Турции. Там государственные СМИ, как сообщают авторы доклада, активно разжигают ненависть и способствуют дискриминации христиан на всех уровнях.

Турецкие медиа с подачи правящей исламистской партии изображают христиан «угрозой стабильности государства», обвиняют их в «пособничестве Западу» и даже утверждают, что они «не настоящие турки» — а их, между тем, в стране от 200 до 320 тысяч. А в марте 2018 года американская Комиссия по вопросам свободы вероисповедания (USCIRF) обратила внимание на школьные учебники в Саудовской Аравии: в них нашли как антисемитские, так и антихристианские высказывания.

Во всех странах Ближнего Востока и Северной Африки главным источником гонений считают крайне консервативно настроенное общество, которое порождает радикалов и экстремистов. Исключение в этом плане — Иран, где роль главного угнетателя взяло на себя государство. В конце 2018 года, прямо перед католическим Рождеством, власти исламской республики арестовали 142 христианина, которых обвиняли в организации молебнов на дому. Подобные аресты «врагов ислама» в последние два десятилетия происходят все чаще.

Но не во всех государствах исламского мира христианам угрожает опасность. В Кувейте, Бахрейне, Омане и ОАЭ они пользуются относительной свободой: требуется лишь подчиняться государственным требованиям и не пытаться обращать в свою веру мусульман. В Катаре ситуация отличается разве что тем, что туда запрещено ввозить Библию.

Вы здесь чужие

На юге Азии — в Индии, Пакистане, Непале, Шри-Ланке и Бангладеш — главным двигателем антихристианского давления оказался не ислам, а национализм: местное большинство воспринимает христианскую общину как нечто чуждое и угрожающее единству страны.

Политики поддерживают стремление населения прийти к государству одной религии — и от этого дискриминация христиан в последние годы перерастает в настоящие гонения. При этом неважно, какому богу поклоняется основная часть населения: индуисты, мусульмане и буддисты поддерживают законы, запрещающие смену религии, и одобряют давление на христианские НКО. Государство отвечает на их запрос — и атмосфера все больше накаляется.

Последние события на Шри-Ланке — дело рук исламских экстремистов. Однако за ними легко не заметить, что буддистское большинство годами атаковало христиан. Шриланкийцы запугивали священников и прихожан, оскверняли церкви и срывали богослужения — за 2017 год задокументировано 97 нападений разного рода. Впрочем, после серии терактов на Пасху целью насилия стали в основном местные мусульмане.

В Индии давление на христиан заметно растет с тех пор, как к власти пришла индуистская националистическая партия «Бхаратия джаната парти», возглавляемая премьер-министром Нарендрой Моди. В 2016 году было зарегистрировано 358 атак на христиан, в 2017-м — уже 736.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector