0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как объяснить ребёнку пугающие инциденты в храме?

Как объяснить ребёнку пугающие инциденты в храме?

Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома. Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову. Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям.

В храм с пеленок

Опять не слушается. То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди. Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…

— С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?

— Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40-й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают.

Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме.

Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное — это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые.

В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку — сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них — для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

— Что делать, если ребенок капризничает в храме?

— Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше).

Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять — можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,— воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?

Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать.

Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.

— А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»…

— Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии.

Кризис «среднего» возраста

Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой…

— На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество…

— Если ребенок ходит в храм раз в год — то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу.

Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие — Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит.

— Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?

— Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот.

Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди — надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они.

— Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…

— В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться — кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим.

— Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае?

— Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома.

— А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…

— Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу.

И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад.

— Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника?

— Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи — один духовник, то это хорошо.

— А если ребенок категорично заявляет: «Всё, не хочу идти в храм»? Нужно ли заставлять его?

— Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет — переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока — лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва — самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное — это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.

Читать еще:  В Казани пройдет III Всероссийская олимпиада по исламским дисциплинам и арабскому языку

…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,— хмурится в ответ. На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!». Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».

Православная Жизнь

В прошлое воскресенье мы с мужем были на литургии. Вдруг перед причастием одна из женщин страшно закричала. Прихожане в испуге разбежались в стороны, по храму пошёл шепоток: «одержимая», «бесноватая». Женщину полили святой водой, постепенно она успокоилась и потом даже причастилась Святых Христовых Таин. Произошедшее очень впечатлило всех, кто находился на службе, особенно тех, кто столкнулся с таким явлением впервые.

Мне же особенно запомнились испуганные глаза детей, ставших свидетелями инцидента. Поскольку я тоже мама, в голове сразу возникли вопросы: что делать, если ребёнок столкнулся с подобным в храме и испугался? Вдруг это травмирует его, отобьёт желание ходить в храм? Как объяснить такое детям? Со своими вопросами я обратилась к нашему постоянному спикеру, отцу троих детей протоиерею Константину Лисняку, благочинному Соледарского округа.

Как реагировать?

— Отец Константин, для начала хотелось бы разобраться, что именно мы увидели. Человек перед тем, как подойти к Чаше, начинает громко кричать и визжать. Что это? Одержимость, кликушество, психическое заболевание?

— Разобраться с тем, что именно происходит с людьми, которые неадекватно ведут себя в храме, очень сложно. Грань между духовной и психической сферой очень тонкая, и определить, что именно происходит, трудно даже специалистам. Всё это можно в широком смысле отнести к духовным заболеваниям. Человек — сложное существо, и дифференцировать многоуровневый пирог из наслаивающихся друг на друга проблем очень сложно. Все диагнозы, как правило, очень условны и приблизительны. Медицина не даёт ответов на все вопросы. В этой связи можем вспомнить игумена Никона (Воробьёва), который серьёзно занимался психологией, но разочаровался в ней. В итоге он нашёл ответы на многие свои вопросы в духовной плоскости.

— Как быть родителям, которые оказались в такой ситуации вместе с детьми? Как бы мы ни назвали происходящее, это страшно видеть даже взрослым.

— Прежде всего, родителям надо учитывать возрастную психологию. Младенец вряд ли поймёт, что произошло, и потому не испугается. Ребёнок постарше — дело другое. Начиная с трёх лет, дети многое понимают, они любопытны, впечатлительны и могут испугаться. Здесь очень важна реакция родителей. Она, в принципе, всегда важна, в любом возрасте. Я читал, что именно поэтому надо возить малышей в колясках, развёрнутых к взрослому — чтобы они видели его лицо и отношение к происходящему. От этого будем отталкиваться и в отношении нестандартной ситуации в храме. Прежде всего, маме и папе надо сохранять спокойствие.

Я спросил у своей двенадцатилетней дочери, как бы она повела себя, случись столкнуться с подобным в храме. Она ответила, что не стала бы смотреть в ту сторону или вышла из храма в момент приступа и начала бы молиться об этом человеке теми молитвами, которые знает: читать Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся». Это рекомендация ребёнка. Задача взрослых — учитывая особенности возраста, объяснить детям на доступном языке, что это было.

Как и что говорить?

Если ребёнок маленький — не вдавайтесь в подробности, скажите: «Этот человек болен, не бойся». Тем, кто постарше, объяснить нужно следующее. Мы живём в повреждённом, больном мире. Здесь и животные поедают друг друга, и люди убивают, и много чего ещё плохого случается. Наш мир отравлен грехом, в нём бывают болезни, страдания, смерть. Ребёнок знает всё это, он ведь видит боль, несчастья, проблемы. Не бойтесь по-взрослому говорить с ним об этом. В ситуации, описанной вами, надо сказать, что увиденное — это тоже результат повреждённости мира.

Дома вспомните евангельский сюжет, где Христос исцеляет бесноватого, обратите внимание ребёнка, как Он это делает, с какой силой и властью. Отметьте, как все удивлялись Его силе, как спрашивали: кто Он такой, что повелевает бесам? Объясните: это всё потому, что наш Господь — самый сильный, имеет власть над всеми и над всем. Подчеркните, что сильнее Его нет никого в этом мире. Нужно внушить ребенку чувство абсолютного доверия к Богу.

Можно рассказать о причинах беснования: как правило, это результат обращения ко всевозможным «бабкам», колдунам, экстрасенсам, ни одно из которых не проходит бесследно. Это всегда духовное повреждение, имеющее свои последствия — иногда вот такие.

Также можно объяснить, что во все времена идёт невидимая битва за сердце человеческое, за душу каждого из нас. В ней борются и хорошие, и злые силы. Есть любящий нас Господь — и есть бывшие ангелы, которые стали страшными существами, которые ищут нашей гибели. С ними надо воевать. Как? — избегать греха, потому что через нераскаянные грехи в нашу жизнь входят болезни, скорби — и в том числе такие вот повреждения. Надо раскрывать ребёнку истинную картину жизни, однако важно не запугать его.

Конечно, такие ситуации пугают. Мой пономарь пришёл к Богу, потому что непосредственно столкнуться с нечистой силой, ещё будучи атеистом. Он понял логически, что раз есть это — значит, есть и светлые силы, значит, есть Бог. Эти размышления привели его к вере, так что даже такие случаи могут быть полезны. Господь заставляет зло служить добру. Наверное, Он для того порой и попускает такие ситуации, чтобы мы не заснули, не думали, что духи зла — это какие-то сказки. Когда сталкиваешься с ними, страшно становится даже взрослому. Понимаешь, что это существо из другого мира, которое сильнее и умнее нас, и просыпается благодарность Господу, Который защищает нас от этого.

— А вдруг после увиденного ребёнок не захочет больше ходить в храм? Как тогда быть?

— Не надо допускать фиксации ребёнка на таких случаях. Не делайте из мухи слона. К слову, дети стрессовые моменты переносят порой лучше взрослых, у них более лабильная психика, чем у нас. Главное — чтобы не было ужаса в глазах родителей, а потом — «перемывания» увиденного в бесконечных разговорах. Да, был эпизод. Ничего страшного, так бывает. «Чему ты удивляешься? Все болеют. У кого печень, у кого голова, у кого давление — а бывают и такие болезни».

Когда человек живёт духовной жизнью, ему ничего не страшно. Христос говорит: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Если будем поститься и молиться, то создадим в душе условия, невыносимые для присутствия этих существ. Так что нужна евхаристическая, покаянная, добродетельная христианская жизнь. Люди порой не придают значения таким простым на первый взгляд вещам, как посещение храма каждое воскресенье, молитва утром и вечером, причастие хотя бы раз в месяц. Они хотят какого-то особого оружия в борьбе с врагом рода человеческого, не понимая, что это оружие давно в руках каждого из нас.

Протоиерей Константин Лисняк

Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. (Часть 4)

Как вести себя в Храме

Что такое храм?

Храм – это дом Божий, дом молитвы, а не клуб по интересам. И мы должны всегда помнить, что храм – он не наш, а Божий. Мы там, конечно, в каком-то смысле хозяева, если мы туда часто ходим или служим, мы вроде бы дома у себя, но мы и гости, потому что истинным хозяином этого дома является Сам Господь.

Какая церковь была самая первая?

Самая первая церковь была Сионская горница, в которой собрались апостолы, где на них сошел Дух Святой. Этот день, когда на них в виде огненных языков сошел Дух Святой и они заговорили на разных языках и вышли на проповеди, – есть день рождения Церкви. И Сионская горница в Иерусалиме – это есть самая первая Новозаветная церковь.

Красива ли ваша церковь?

Очень. Каждый храм красив. И какая это радость – видеть то, что недавно было грязным, порушенным, захламленным, как икона, поцарапанная и грязная, постепенно, по кусочкам, начинает сиять небесно-голубым, золотистым, красным, и также в нашем храме такие кусочки уже проглядывают, и кто здесь молится, очень этому радуются и эту красоту ценят.

Почему все ходят в церковь в воскресенье?

Потому что нельзя остаться вне Пасхи Христовой, нельзя не прийти и не радоваться с Церковью, что Христос воскрес, что жены-мироносицы пришли на гроб Господень и нашли камень и отвалили его, и все остальное, – что вспоминает Церковь в этот день, быть без этого и вне всего этого – значит очень обеднять свою жизнь и делать скудной свою веру. Кто ж это выберет добровольно? Поэтому, конечно, все и будут ходить в храм по воскресеньям.

Зачем ставят свечки?

Что со свечкой получается? Когда ставишь свечку, она сначала есть, потом ее нет. Она никому, кроме Бога, не достается. Люди на канон приносят хлебушек, сахарный песочек, конфетки. Понятно, что жертвуют их в церковь, но съедят-то их другие люди: батюшка деткам отнесет, или бедным отдадут, или труженикам церковным после службы передадут, тем, кто пел или кадило подавал, чтобы жизнь у них чуть-чуть послаще оказалась благодаря вашей конфетке. Кстати, а вы клали когда-нибудь конфетки на канон церковный или все сами съедали?

Но все же эта жертва не прямо Богу, а людям которые для него трудятся. А от свечки никому ничего больше не достается. Она – чистая жертва. Ты взял денежку, конечно, не свою, а родительскую. Одно дело, когда тебе дают пять рублей и говорят: «Купи свечку и поставь». И совсем другое дело, когда было МНЕ дано, а я не все истратил на свои нужды, а часть ОТ СЕБЯ оторвал, чтобы это была МОЯ жертва Богу. Она постояла и сгорела в знак того, что не все же МНЕ должно доставаться. Так что свечка – важная вещь.

Если кто-то заболел, кому поставить свечку?

Конечно, если кто-то заболел, нужно сделать две вещи. Прежде всего, нужно Богу помолиться. И еще нужно не забыть до врача дойти. Молитву за болящего обязательно нужно сочетать с посещением доктора. Некоторые прививки боятся делать или к парикмахеру ходить, а прикрываются благочестием. Мол, я верующий такой, что буду с больными зубами Казанской иконе Божией Матери молиться, а к дантисту не пойду. И стоит за этим всем вовсе не благочестие, а боязнь зубной боли. Тут тоже честным нужно быть.

А тех из святых, кто наилучшие помощники в болезнях, их опыт церковный опознал. Это святые, которые сами были врачами при жизни. Те, кому промыслом Божиим было дано нам в болезнях помогать. Прежде всего, это великомученик и целитель Пантелеимон, почти ваш ровесник, который был, как бы сейчас сказали, врачом-гомеопатом. Он лечил травками и лекарствами из растений. Его так и изображают на иконах, с ларцом и ложечкой, которой он такие лекарственные шарики и достает.

Если зубы сильно болят, то можно священномученику Антипе помолиться. По опыту знаю: когда деваться некуда, нужно идти литургию служить, а зубы вдруг начинают болеть, то уж не пойдешь к дантисту в этот момент. Взмолишься: «Священномучениче Антипо, отложи от меня на время это зубное испытание!» Глядишь, и полегче станет.

В каждом храме есть свои особенные святые, которым можно помолиться о здравии. Спросите у своих прихожан, они подскажут.

Бабушки ругаются, если в храме разговариваешь или ходишь. Почему?

Ругаются – и правильно. С одной стороны, храм – не клуб по интересам для дискуссий, а тем более – не место сбора для обсуждения наших планов на воскресный день: «Что мы будем делать после того, как богослужение, наконец, закончится». Храм также и не площадка, которую в тоске и печали нужно вымеривать шагами во время богослужения. Если нет никаких сил, то нужно где-нибудь сзади встать, с ноги на ногу переминаться. Тогда хоть другим мешать не будешь. Так что бабушки в общем-то правы.

Читать еще:  Нательный крест. Инфографика

С другой стороны, каждый бывает резковат, особенно если получит определение, которое покажется ему обидным. Но здесь стоит подумать, а далеко ли мы ушли от этого определения? Вспомните ваши ощущения, когда вы сами молитесь, а кто-то вдруг начинает ходить или громко обсуждать стиль одежды сбоку стоящих. Не хочется ли вам, чтобы эти люди замолчали наконец хоть на несколько минут? Или вы начинаете жадно прислушиваться к тому, о чем рядом с вами говорят?

Почему к Причастию идут, сложив руки на груди?

о практической причине. Во-первых, руки на груди сложены в форме Креста. Мы еще раз в этот ответственный момент службы напоминаем себе, что путь к единению со Христом – это путь Креста.

Во-вторых, священник выносит чашу, в которой под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Руки у причастника сложены, чтобы никаким неловким движением эту святыню никак не толкнуть. Креститься – мы знаем – нужно заранее, а не перед чашей. Крестообразно сложенными руками мы свидетельствуем – мы во внимании, в бодрствовании в осторожности подходим к чаше.

Как надо стать священником?

К этому нужно очень долго готовиться, и чем раньше начнешь, тем лучше. Первое, что нужно делать тем, кто, может быть, по правде ощущает в себе призыв Божий стать священником – отроки юноши, – это беречь себя от соблазнов мира в чистоте, не жить, как живется, не жить как мирские, не жить стадно, не поддаваться каким угодно увлечениям, от металлических до наркоманических, ничего такого будущий священник до своей души допускать не должен. Второе, конечно, тот, кто хочет послужить Церкви, должен ее очень любить и как можно больше времени проводить в храме и третье – а по смыслу, может быть, первое, – это нужно учиться молитве. Нет и не может быть такого священника, который не любит и не умеет молиться, для которого это не самое главное дело в жизни, поэтому как бы главная проверка – это почувствовать: приучится ли моя душа к молитве, полюбит ее или нет, захочется ли тебе это прежде всего делать. Вот тут себя и испытывать: начинать ли готовиться поступать в духовную семинарию или посвятить себя какому-то другому, но тоже доброму хорошему делу.

Может ли священник иметь семью? Жену, детей?

У каждого священника есть семья. Главная семья священника – это его духовные чада, его приход, на котором он служит, и люди, которые туда приходят исповедоваться, молиться, испрашивать совета и благословения и из-за которых у батюшки на другую свою семью, бывает, что нескольких минут недостает за весь день. Но для того, чтобы ему совсем не пасть без сил, не получить гастрит до тридцати и инфаркт после тридцати пяти, Церковь позволяет иметь ему семью, помощницу – жену. А там, где жена, там и детки часто бывают. Но только им очень нелегко, потому что видят они своего батюшку реже, чем дочка президента видит своего отца. И, конечно, еще не известно, чей крест больше – самого батюшки или его близких.

Как надо вести себя детям священника?

Ой, это очень великий труд. Детям священника нужно вести себя ответственней, чем детям российского президента. Потому что президент – он сегодня один, а завтра другой, а дети священника – всю жизнь дети священника и всю жизнь на них будут смотреть и говорить: «Вот что же это – батюшка нас учит, а своих детей не воспитал». И каждое неосторожное слово, каждая некстати нацепленная побрякушка, невытерпленная обида и прочее – отзовется на сердце батюшки. Дети священника должны нести свой крест достойно.

Что будет делать священник, если, когда он будет крестить и спрашивает, отрекаетесь вы от злого духа, спрашиваемый скажет два раза – да, а в третий – нет?

Если он сознательно скажет в третий раз «нет», то священник скажет: «Голубчик, крещение – это такое Таинство, которое предполагает нашу веру. И даже если ты сейчас – по неразумию или из бравады – сказал, что не отрекаешься от сатаны, то ради твоей же пользы, чтобы не исполнились на тебе слова Христа «Кому больше дано, с того больше и спросится», ты не можешь сейчас войти в крещальную купель, уйди, образумься, пойми, как страшно ты себя сегодня вел, и вернешься, когда Господь коснется твоего сердца.

Что надо делать священнику, когда у него срочное дело, а его послали служить службу?

Серьезным делом священника является служба, а прочих, более серьезных, быть не может. Он только может сказать: «Простите и благословите» – и идти служить.

Что такое благословение священника?

Благословение священника бывает разное. Бывает как приветствие. Вот мы видим батюшку и говорим: «Батюшка, благословите!» Батюшка говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Здравствуй, Петя!» И спросит нас о чем-нибудь. Вот так мы поздоровались. Есть и другое благословение. Когда мы, например, помолились и уже уходим из храма и говорим: «Батюшка, благословите на дорогу!» Батюшка нас благословит, и как-то потеплее нам станет – это мы с батюшкой так попрощались. А еще бывает, что мы просим благословения, когда не знаем, как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном, или в том, которое может определить всю нашу дальнейшую жизнь, и вот тут мы хотим избежать своеволия, поступить не так, как мне нравится, а как Богу угодно. И тогда мы, зная, что если подойти с молитвой и верой к священнику, то через него Господь нам подскажет, как поступить, мы подходим и говорим: «Батюшка, вот такая-то ситуация, я не знаю что делать. Благословите, и я приму вашу волю, потому что верю, что через нее меня направит Сам Господь». И если мы действительно с таким чувством идем и примем, что священник скажет, то Господь направит нас к лучшему.

Что вы лично едите в пост?

Ox, какой тяжелый вопрос. Если я вам скажу, что в пост питаюсь по Уставу: три первых дня Великого поста не вкушаю ничего, а дальше ем только сухую пищу, – то вы мне, наверное, не поверите, а если поверите, то скажете: «Ну вот какой батюшка, глядишь, и нас так заставит питаться». Я вам так скажу: в пост нужна норма и мера, которая зафиксирована в книге, называемой Типикон, или Уставе, где сказано, как можно поститься, если вы уже достигли каких-то высоких духовных степеней. А в начале пути пост – это воздержание от многого, ради Христа: и в пище, и в развлечениях, и в удовольствиях, которые мы себе позволяем, главным же образом от пустоты, которой так много в нашей жизни. И очень важно, чтобы от этого воздержания была еще кому-то польза. Оттого что мы не едим индюшку и что-то сэкономим на этом, пусть польза будет выражаться не в том, что вы купите еще одну вещицу для себя же, нет, пусть это будет пожертвовано бедному, больному или на строительство храма. И если мы не смотрим в пост телевизор, пусть это не будет просто пустым временем, лежанием на диване, в это время хорошо бы вспомнить о наших близких, может, не очень здоровых, о тех, кто нуждается в помощи вашей.

Как вы относитесь к политике?

Политика – вещь серьезная и ответственная, настолько серьезная, что лучше в нее не соваться. Почему? Потому что сохраниться там человеком целостным, чистым, идущим Евангельскими заповедями, любящим врага своего, даже если – страшно подумать – из ЛДПР или из нашего, ихнего или еще чьего-нибудь «Дома России», очень и очень трудно. Вот он голосует против моего предложения, а я должен его любить! Так что православному человеку лучше бы помнить о главной политике: о том, что есть у нас Отечество Небесное и его образ на земле, здесь – отечество земное, где мы должны быть честными и добросовестными гражданами – это и будет наша политика.

Я видел, как мама кладет в церковный ящик деньги с зарплаты. Откуда это пошло и зачем это делается?

Еще в Ветхом Завете, когда пророк Моисей устанавливал закон, по которому жили тогда верующие люди, было определено, что десятую часть всяких доходов нужно от себя отрывать и уделять Богу, Храму, людям – не себе. И хотя теперь нет уже такого строгого церковного правила, что именно десятая часть это должна быть, с нас никаких отчетов не потребуют, на исповеди с мамы никто этого не спросит. Нужно все время себя упражнять в этом опыте отрывания ОТ СЕБЯ, потому что чуть забросишь, как сразу начинает в нас развиваться червячок, который называется сребролюбие, когда нам хочется иметь как можно больше, как можно лучше, как можно комфортабельнее и, главное, ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ, для СВОИХ. Не дай Бог нам в такое существо, живущее для себя, превратиться.

Как объяснить ребёнку пугающие инциденты в храме?

Ребёнок боится церкви

Дочке 2.6 как только заходим в церковь у неё начинается истерика, сразу чего то боится. И на руках плачет и вообще. Не могу даже сходить прочистить ее. Старшая наоборот любит ходить Туда, а эта ни в какую. Как будто кто то вселяется в неё. Что делать?

Комментарии

Прочистить? Прочищают, разве что, клизмой. Поговорите с батюшками, подскажут, что делать

Нам говорили, если ребенок плачет-прикладывать к иконам… Кстати, помогало… А еще младший за старшим повторяет… Так это умилительно

Приходите не на службу, пока народа нет. На несколько минут заходите. Привыкнет и потом можно будет на службу и на причастие ходить.

В том то и дело мы всегда с ней заходим когда ни кого нет, я не специально ее туда веду, а когда надо что то купить. Последний раз надо было купить верёвочку для крестика, там вообще ни кого не было, так она только зашла и начала истерику

Перерастет. Может пугается, может душно. Может устала и совпадение. Погуляйте по территории храма, этого будет достаточно. И пробуйте. Дома про храм говорите, показывайте картинки, мультики соответсвующие.

Беса изгонять нужно! Ну, плачет, значит не водите пока.отложите

Может ее пугает что много народу и там душно. Попробуйте сходить не в праздничный день

Мы ходили в обычный день там вообще ни кого не было, мы хотели купить верёвочку для крестика и началось там .

В какой ходите храм? Если в Троицкий мне если честно тоже там не комфортно находится, у вечного огня хорошо. А так поговорите на счёт этого с батюшкой

К вечному огню ходили, и где ц рынок, за такфом

Ну пугает это все ребёнка… оставьте ее в покое.вырастет и если захочет сама пойдёт.не навязывайте ей своё «надо»
Может она у вас атеистом будет а вы ее в церковь

Вот меня так же бабушка таскала в детстве тайком от матери) Бабушка молодец, привила мне глубокое отвращение с детства к церкви. в 4 года я ещё полноценную службу стояла. Не дергайте ребёнка, возраст ещё не тот, подрастёт, и не будет ничего вселятся)

Может что то напугало ее там. Купите какой то подарок, пусть батюшка ей подарит, например. А так даже не знаю

С моей старшей так было.Муж приложил её к иконе всех святых.Она прокричалась и на руках у него заснула, и всё, стала нормально переносить посещение церкви.

Ну если вам так сильно надо. Мучайте дальше ребёнка. Изгоняйте там, кого нужно изгонять и тд и тп. Если уж Вера сильнее комфорта ребёнка. Тут котлы вам чтобы адекватного не писал, вы же примите это. Вам нужени ответ из разряда побрызгайте ребёнка святой водичкой и типа того.

Ну, тогда только изгонять, конечно 🤣🤣🤣 Блин, 21 век на дворе.

А что для вас как то постыдно ходить в церковь? Вы так высказываетесь как будто я ребёнка по бабкам каким нибудь вожу. Что в 21 веке в церковь н находят ?

Это вы всякую дичь разводите 🤣 Не хочет ребёнок — нафига его тащить. Да ещё и додумывать, что ребёнок не просто не хочет, а всё, пипец, приплыли, скоро рога прорастут 🤣 А в церковь я не хожу, и не ходила, мне их бизнес-план не нравится

Конечно вселяется, что же ещё ♀️

Ну, наверное, не водить ее туда. Не всем там комфортно

Прочищать надо хотя ты рад в год

Вам надо? Старшую в год крестили и ни разу не причащали

У нас принято по праздникам ходить в церковь и прочищаться, ну если вы не верующий человек, о чем разговор ?

А силком туда тащить хорошо.

Вера это не обязательно хождение в церковь

Дети до 6 лет считаются безгрешными, а вообще может просто ребёнок пугается от обстановки, пение, эхо, много икон, согласитесь, что маленький ребёнок не понимает, что это место умиротворения, в 3 года считаю, что имеет право немного пугаться таких мест, поговорить с батюшкой надо

Ну вообще обязательно в храм ходить) Православие это подразумевает)

Читать еще:  Монахи подрались в храме Рождества Христова (Вифлееме)

Это не обязанность. А если человек болен? Кто его обяжет идти в храм?

Библейские «страшилки» и разговоры об аде

Как рас­ска­зать ребенку о жесто­ком мире вет­хого завета, чтобы не трав­ми­ро­вать его дет­скую пси­хику? Как объ­яс­нить, что Бог не жесток, а мило­сер­ден? Стоит ли пугать детей веч­ными адскими муками за непослушание?

Ветхий завет

С самого начала мы зна­ко­мим детей с любя­щим Богом, гово­рим о том, что Бог как сол­нышко, оза­ряет все вокруг своей любо­вью. И вдруг перед детьми появ­ля­ются стра­ницы Вет­хого завета, с еги­пет­скими каз­нями, нака­за­нием иудеев, все­мир­ным пото­пом. Исто­рии Вет­хого завета полны кро­во­про­ли­тий. Вет­хий чело­век сам по себе жесто­ко­сер­ден и очень гре­шен, за что соб­ственно Бог и нака­зы­вает его. Однако и сам Бог в Вет­хом Завете может пока­заться ребенку кара­те­лем, истреб­ля­ю­щим целые народы и уни­что­жа­ю­щим города. На самом деле это не так. Кажу­ща­яся жесто­кость Гос­пода — эта жесто­кость любя­щего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын свя­зы­ва­ется с дур­ной ком­па­нией и может стать пре­ступ­ни­ком? Пер­вая мера – пре­сечь вся­кое обще­ние. Так и Бог, долго тер­пит «выходки» сво­его люби­мого ребенка, ждет пока­я­ния, мно­го­кратно про­щает, и только потом уже нака­зы­вает. И не про­сто в педа­го­ги­че­ских целях, а для взра­щи­ва­ния нового поко­ле­ния, гото­вого при­нять в буду­щем Иисуса Хри­ста и перейти с ним в Новый завет.

По сло­вам иеро­мо­наха Адри­ана (Пашина):

«Но для того, чтобы гру­бый, жесто­ко­вый­ный, как он назы­ва­ется Биб­лии, иудей­ский народ, слу­шал Бога, он дол­жен быть пол­но­стью отде­лен от всех осталь­ных наро­дов, погряз­ших в язычестве».

Поэтому, прежде всего, стоит объ­яс­нить детям, за что соб­ственно гне­ва­ется Бог, и что его кары – спра­вед­ли­вая мера за поступки вет­хо­за­вет­ных людей.

Спра­вед­ли­вость Бога выра­жа­ется в том, что Он щедро награж­дает за пра­вед­ность и сурово карает за грехи. Яхве – Бог чело­ве­ко­лю­би­вый и мило­серд­ный, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый и истин­ный, сохра­ня­ю­щий правду и явля­ю­щий милость в тысячи родов, про­ща­ю­щий вину и пре­ступ­ле­ние и грех, но не остав­ля­ю­щий без нака­за­ния, нака­зы­ва­ю­щий вину отцов в детях и детях детей до тре­тьего и чет­вер­того рода (Исх 34:6–7).

По мысли пра­во­слав­ного бого­слова В. Лос­ского, «исто­рия чело­ве­че­ства после гре­хо­па­де­ния – это исто­рия дли­тель­ного кораб­ле­кру­ше­ния с ожи­да­нием спа­се­ния… Пад­ший чело­век нахо­дится в состо­я­нии мучи­тель­ной пас­сив­но­сти, сна­чала это ничем неис­тре­би­мая щемя­щая тоска по раю, а затем – все более созна­тель­ное ожи­да­ние спа­се­ния». Вет­хий Завет – это, по слову св. отцов, дето­во­ди­тель, т. е. вос­пи­та­тель рода чело­ве­че­ского, кото­рый пре­мудро при­го­то­вил его к При­ше­ствию в мир Иисуса Хри­ста и при­ня­тия Его, как Спа­си­теля мира.

Детские капризы ведут в ад?

Про­то­и­е­рей Андрей Лор­гус, прак­ти­ку­ю­щий пси­хо­лог, рек­тор Инсти­тута хри­сти­ан­ской пси­хо­ло­гии (Москва):

«Под­час веру­ю­щие роди­тели пугают малень­ких детей бесами, мытар­ствами, адскими муче­ни­ями, будучи уве­рен­ными, что это и есть хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние. Каса­ется это и неко­то­рых педа­го­гов вос­крес­ных школ, и, увы, даже неко­то­рых свя­щен­ни­ков. По-моему, это больше, чем ошибка, это преступление.

Вообще, всему свое время. Гово­рить о бесах, об аде с дошколь­ни­ками (а порой и с млад­шими школь­ни­ками) я кате­го­ри­че­ски не сове­тую. Рас­ска­зы­вая им о хри­сти­ан­ской вере, нужно вести речь о Хри­сте, о любви и радо­сти, о победе — над гре­хом, над смер­тью. Это, кстати, каса­ется и дет­ских молитв. Задача роди­теля и педа­гога — создать осо­бые усло­вия для дет­ской молит­вен­ной прак­тики. Нужно исклю­чить из нее молитвы, где упо­ми­на­ются адские муки, бесы и тому подобное.

А если уж у детей появ­ля­ются такие вопросы (что вполне веро­ятно, невоз­можно же создать для них пол­но­стью сте­риль­ную среду, все равно где-то от кого-то услы­шат), то отве­чать нужно обду­манно. Прежде всего им надо гово­рить, что Хри­стос все­гда рядом, что Он все­гда защи­тит от вся­кого зла, если Его об этом попро­сить. Акцент дол­жен делаться не на суще­ство­ва­нии бесов и ада, а на том, что хри­сти­а­нин имеет мощ­ную защиту. И ни в коем слу­чае не пугать!». И далее: «но если взрос­лые дей­ствуют непра­вильно, если пугают детей, то у тех в резуль­тате может сфор­ми­ро­ваться чув­ство вины по отно­ше­нию к роди­те­лям, бабуш­кам-дедуш­кам, учи­те­лям, и они с этим чув­ством вины спра­виться не в состо­я­нии, оно давит на них, порож­дает повы­шен­ную тре­вож­ность, а повы­шен­ная тре­вож­ность создает нега­тив­ный эмо­ци­о­наль­ный фон.

Пере­жи­вать его дли­тель­ное время очень трудно, и дет­ская пси­хика начи­нает защи­щаться. А именно: ребе­нок созна­тельно выби­рает себе пред­меты стра­хов и счи­тает их источ­ни­ками своей тре­воги и чув­ства вины. Напри­мер, он думает: если я оби­дел маму, то бесы в аду будут меня тер­зать крю­чьями и жечь огнем. Или: если я кого-нибудь обма­нул, то по ночам ко мне будет при­хо­дить дья­вол и мучить. То есть это попытка ребенка как-то раци­о­на­ли­зи­ро­вать свое тре­вож­ное состо­я­ние, как-то объ­яс­нить себе, что с ним про­ис­хо­дит и почему. Таков зача­стую меха­низм зарож­де­ния дет­ских страхов».

Пугать детей адскими муками за неуб­ран­ные игрушки и демо­нами за пло­хое пове­де­ние, конечно, нельзя. Так же, как и лука­вить, что все послуш­ные дети попа­дут в рай. Говоря об аде и рае, нужно ска­зать, что рай – это место веч­ной радо­сти с Богом, анге­лами и свя­тыми. А ад – место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для пад­ших анге­лов, демо­нов. А люди на про­тя­же­нии своей жизни все­гда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его про­тив­ни­ком. Так что ад над нами ника­кой силы не имеет, если мы сами его не выби­раем сво­ими злыми делами. В любом слу­чае акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние детей необ­хо­димо на любви Божией и его без­гра­нич­ной мило­сти к нам.

Про­то­и­е­рей Илия Зуб­рий, насто­я­тель храма Иоанна Бого­слова в с. Богословское-Могильцы:
«Чтобы не напу­гать обра­зом ада, роди­тели должны пони­мать, что ребенку важно с дет­ства чув­ство­вать, знать, что его очень любят. Отно­ше­ния с Отцом Небес­ным вырас­та­ю­щий чело­век очень во мно­гом ори­ен­ти­рует на отно­ше­ния с зем­ными роди­те­лями. Не слу­чайно Гос­подь выде­ляет среди дру­гих запо­ве­дей запо­ведь о почи­та­нии роди­те­лей так, что обе­щает за нее бла­го­ден­ствие и дол­го­жи­тель­ство. Потому что невоз­можно постро­ить отно­ше­ния с Отцом Небес­ным, не построив их с отцом зем­ным. Поэтому когда ребе­нок рас­тет и его нака­зы­вают, но он знает и видит, что это делают с любо­вью, если роди­тели не живут для себя, а своим при­ме­ром пока­зы­вают, что такое жерт­вен­ная насто­я­щая любовь, то он рас­тет в радо­сти, мире и покое. И если ска­зать ему, что Бог это любовь, это будет ему понятно. Акцен­ти­ро­вать надо на том, что Гос­подь это тот, кто ищет воз­мож­ность поми­ло­вать чело­века, а не ищет повода для того, чтобы его наказать».

Что и как пугает детей и как родителям избавить их от страхов

Приблизительное время чтения: 7 мин.

В чем причина детских страхов? Как быть, если эти страхи имеют религиозное содержание? Каких ошибок нельзя допускать взрослым?
Об этом рассказывает протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва).

Д етские страхи существовали во все времена и у всех народов. Их содержание может различаться, но и внешние проявления, и причины у них всегда одни и те же. Основная причина фобий (страхов) — ребенок попадает в тяжелые жизненные обстоятельства и при том оказывается лишен поддержки родителей, остается один на один со своими проблемами.

Впрочем, страхи страхам рознь. Бывает, что у особо впечатлительных детей разыгрывается воображение, особенно если они почитали или посмотрели то, что им еще рано по возрасту, например, «Вий» Гоголя. Но такие страхи быстро проходят, это, вообще, скорее фантазии, нежели страхи.

Прежде всего: нельзя пугать ребенка, пытаясь чего-то от него добиться. Это манипуляция детским сознанием с помощью травмирующих образов. Все эти «не съешь кашу — придет дядька с мешком и заберет», «не будешь слушаться — сдам в милицию», и так далее, и тому подобное. Такая горе-педагогика не учитывает последствий, а последствия могут сказаться спустя долгие годы и даже десятилетия. Причем последствия эти могут быть, а могут и не быть. Невозможно спрогнозировать развитие детской психики.

К огромному сожалению, у этой темы есть и «церковный» аспект. Подчас верующие родители пугают маленьких детей бесами, мытарствами, адскими мучениями, будучи уверенными, что это и есть христианское воспитание. Касается это и некоторых педагогов воскресных школ, и, увы, даже некоторых священников. По-моему, это больше, чем ошибка, это преступление.

Вообще, всему свое время. Говорить о бесах, об аде с дошкольниками (а порой и с младшими школьниками) я категорически не советую. Рассказывая им о христианской вере, нужно вести речь о Христе, о любви и радости, о победе — над грехом, над смертью. Это, кстати, касается и детских молитв. Задача родителя и педагога — создать особые условия для детской молитвенной практики. Нужно исключить из нее молитвы, где упоминаются адские муки, бесы и тому подобное.

А если уж у детей появляются такие вопросы (что вполне вероятно, невозможно же создать для них полностью стерильную среду, все равно где-то от кого-то услышат), то отвечать нужно обдуманно. Прежде всего им надо говорить, что Христос всегда рядом, что Он всегда защитит от всякого зла, если Его об этом попросить. Акцент должен делаться не на существовании бесов и ада, а на том, что христианин имеет мощную защиту. И ни в коем случае не пугать!

До какого возраста? Тут нет однозначного ответа, тут нужен индивидуальный подход, и если родители внимательно относятся к своими детям, если с ними есть прочный контакт, то возможно понять, когда и в какой мере поднимать эти темы. Но если взрослые действуют неправильно, если пугают детей, то у тех в результате может сформироваться чувство вины по отношению к родителям, бабушкам-дедушкам, учителям, и они с этим чувством вины справиться не в состоянии, оно давит на них, порождает повышенную тревожность, а повышенная тревожность создает негативный эмоциональный фон.

Но если взрослые действуют неправильно, если пугают детей, то у тех в результате может сформироваться чувство вины по отношению к родителям, бабушкам-дедушкам, учителям, и они с этим чувством вины справиться не в состоянии, оно давит на них, порождает повышенную тревожность, а повышенная тревожность создает негативный эмоциональный фон.

Переживать его длительное время очень трудно, и детская психика начинает защищаться. А именно: ребенок сознательно выбирает себе предметы страхов и считает их источниками своей тревоги и чувства вины. Например, он думает: если я обидел маму, то бесы в аду будут меня терзать крючьями и жечь огнем. Или: если я кого-нибудь обманул, то по ночам ко мне будет приходить дьявол и мучить. То есть это попытка ребенка как-то рационализировать свое тревожное состояние, как-то объяснить себе, что с ним происходит и почему. Таков зачастую механизм зарождения детских страхов. Реально же за такими страхами стоит невроз, причиной которого могут быть как чисто медицинские проблемы, так и ошибочное воспитание. В любом случае такой невроз надо выявлять и лечить.

Но есть тема, миновать которую не удастся, которая может беспокоить детей и в самом раннем возрасте. Это тема смерти. Страх смерти (как своей, так и близких) — один из наиболее вероятных детских страхов. Однако ребенок из верующей семьи в большей степени защищен от такого страха, нежели его сверстники, чьи родители безразличны к вере. Потому что Церковь проповедует победу над смертью, победу над страстью, над всяческими духовными несчастьями, случающимися в жизни. Христианин (и взрослый, и ребенок) тоже подвержен страху смерти, но в Церкви этот страх переживается иначе, ему ставится мощный заслон: пасхальная радость о воскресшем Христе, Который воскресит и всех умерших. Христианин знает: смерть — не навсегда. Если родители — сами носители этой светлой веры, то и ребенку будет не так страшно, даже если он столкнется со смертью близкого человека. Как же следует действовать родителям, если они замечают у своих детей какие-либо страхи? Во-первых, им нужно разобраться со своими собственными страхами, потому что зачастую именно эти взрослые страхи являются причиной детских фобий.

Как же следует действовать родителям, если они замечают у своих детей какие-либо страхи? Во-первых, им нужно разобраться со своими собственными страхами, потому что зачастую именно эти взрослые страхи являются причиной детских фобий.

Даже если родители пытаются не демонстрировать ребенку свои страхи, то все равно их тревожность, их нервозность может создать эмоциональный фон, способствующий появлению детских невротических состояний. Во-вторых, надо трезво посмотреть в целом на свою семейную жизнь и понять, что в ней может создавать для ребенка тяжелые, травмирующие ситуации. В-третьих, если у ребенка есть необъяснимые страхи, надо обратиться к специалистам, то есть детским психологам. В-четвертых, нужно чаще быть с ребенком, не оставлять его одного, когда он засыпает и когда просыпается, не оставлять одного дома — например, когда он приходит из школы с ключом на шее. Вообще, надо повнимательнее быть к ребенку, надо приглядываться к нему: чем он живет, что чувствует. Дети ведь не всегда рассказывают о своих переживаниях даже самым близким. Так что побольше внимания и заботы!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector