0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как относиться христианину к ветхозаветным заповедям?

Содержание

3. Как относиться к Ветхому Завету?

3. Как относиться к Ветхому Завету?

Вопрос: Скажите, пожалуйста, как относиться к Ветхому Завету? Когда его читаешь, ощущаешь полное его противопоставление Новому Завету — всюду насилие, агрессия, эгоцентризм избранного народа, направленный против других народов. А Евангелие наполнено миром и радостью.

Отвечает священник Александр Мень:

Когда мы берем Библию в целом, мы должны помнить, что она не является набором сентенций, однообразным моральным кодексом. Библия, взятая в целом, в Ветхом и Новом Завете, тем и прекрасна, что она дает нам картину развития, становления человеческого духа от самых первобытных времен до торжества Света в лице Иисуса Христа. И поскольку человеческий род неодинаков и стоит на разных уровнях, то для нас эта картина важна и поучительна. Если бы в Ветхом Завете не было вот этих мрачных страниц — горя, преступлений, грехов, то это была бы книга не о людях, а о каких-то безвоздушных розовых существах. Если мы возьмем любую историю, которая касается нас, она всегда является драмой и трагедией. Священное Писание, Библия — это, по учению Церкви, вовсе не книга, которая от слова до слова продиктована свыше: в ней, конечно, отражается и сам священный автор, его воззрения, его личные дарования, его эпоха. И вот мы видим восхождение, восхождение по ступеням.

Ветхий Завет является картиной борьбы человека с Богом, Бога — за человека, и там далеко не все сразу может быть понято. Но если мы начнем с Евангелия, то мы сразу подойдем к самой сути, а потом мы постепенно и увидим, какой глубокий смысл был заключен в Ветхом Завете, почему, каким образом в этих драмах, в этих трагедиях подготавливалась и ковалась Радостная, Благая Весть христианства. Нужно было, чтобы человек изжил многое, трагически изжил. Поэтому Церковь с самого начала предпочитала, чтобы Ветхий Завет читался с пояснениями, с комментариями, в целом, как ансамбль. Кто из вас хотя бы немного знакомился с Ветхим Заветом или хотя бы читал одну его книгу, скажем, Екклезиаст, мог бы подумать, что это книга крайне мрачная, говорящая пессимистически о жизни человека, о безысходности ее. Если одну только книгу вырвать из контекста обоих Заветов, то она действительно будет книгой меланхолии, но, взятая в контексте целого, она выступает как определенная фаза, ступенька в духовном развитии. Для человека, который все время погружен в земную суету, необходимо в какой-то момент понять, что все смертно, все разрушаемо, что все это пыль. Плохо, если он на этом остановится, но без этой фазы, без этого отрицания он не может двигаться дальше, потому что внутренняя жизнь полна этих горьких открытий. Поэтому Библия — суровая книга, это Книга жизни, а такая Книга не может быть написана розовой водицей, и она не может быть обтекаемой, лишенной углов, тогда она никогда не была бы столь могучей и не влияла бы на целые столетия.

Читайте также

Как относиться к страстям

Как относиться к страстям Итак, укрепи себя, чадо, со всех сторон, сделайся крепким и защищенным стенами городом, будь медной стеной и камнем недвижимым, дабы тебе остаться непоколебимым, сколько бы раз на тебя ни обрушились бури; старайся более наступать на демонов, чем

Как относиться к свисту?

Как относиться к свисту? иеромонах Иов (Гумеров)В Священном Писании свист означает выражение презрения и насмешки (см.: 3 Цар. 9: 8; Иер. 19: 8).В народном сознании свист, как резкий звук, производимый без участия голоса, всегда ассоциировался с демонической силой. «Среди резких,

Два подхода к Ветхому Завету: возвышенный путь и смиренный путь

Два подхода к Ветхому Завету: возвышенный путь и смиренный путь Новый Завет может мешать нам читать Ветхий Завет и еще по одной причине, которую иллюстрирует то же Послание к Евреям. В частности, я имею в виду знаменитую главу 11 о вере. Если вы ее внимательно прочтете, а

2. Перечень некоторых гомилетических тем по Ветхому Завету

2. Перечень некоторых гомилетических тем по Ветхому Завету 1. О ТВОРЕНИИ МИРА (Быт 1; в память вмц. Варвары). Святая познала единого истинного Бога, созерцая ночное небо. Апостол указывает, что Бог явлен нам в Своих творениях (Рим 1,20). Сложность, гармония и красота природы

Общая библиография по Новому Завету

Общая библиография по Новому Завету NTA (журнал, выходящий с 1956 года; дает краткий обзор на английском языке всех статей и большинства книг, посвященных НЗ; самый полезный источник).Elenchus bibliographicus biblicus (ежегодник, ранее часть журнала Biblica — самый полный индекс по всем работам

Отношение Иисуса к Ветхому Завету

Отношение Иисуса к Ветхому Завету Иисус считал Ветхий Завет Словом Божьим и сказал, что каждая буква в нем важна. Матф.5:17–19: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни

КАК ОТНОСИТЬСЯ К КАТОЛИКАМ?

КАК ОТНОСИТЬСЯ К КАТОЛИКАМ? — Как относиться к католикам?— Православная Церковь признаёт Таинства католиков, даже священство. Если католический ксёндз переходит в Православие, то он прямо становится православным священником. Здесь есть некое противоречие в церковной

Апостол Павел согласно Новому Завету.

Апостол Павел согласно Новому Завету. В Христианстве Павел на протяжении почти двух тысяч лет считается основным свидетелем того, что Иисусом был «Христом» для всех людей. Каждый, кто хоть немного знает о возникновении христианской религии и об институциализованной

Приложение II Иудейские и христианские сочинения, имеющие отношение к новому завету

Приложение II Иудейские и христианские сочинения, имеющие отношение к новому завету Иудейский фон Нового Завета составляют Ветхий Завет (включая второка–нонические книги) и целый ряд неканонических текстов III века до н. э. — II века н. э. (в частности, свитки Мертвого моря,

Верность завету и социальная стабильность

Верность завету и социальная стабильность Обрезание. Фундаментальным знаком завета между Господом и Израилем было обрезание, акт, совершаемый в семье со всеми мальчиками. Поэтому совершенно уместно, что семья — центр этой заветной церемонии — была также главным местом

2. Религиозные понятия, соответственные завету

2. Религиозные понятия, соответственные завету Соответственно такому завету, и особенно соответственно откровениям Бога в Египте и в пустыне, в душе Израиля должно было образоваться особенное представление о Боге, Его свойствах и отношении к себе, — представление,

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ПО ВЕТХОМУ И НОВОМУ ЗАВЕТУ (литература на русском языке)

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ПО ВЕТХОМУ И НОВОМУ ЗАВЕТУ (литература на русском языке) Библия обычно издается только в двух русских переводах XIX в.: так называемом венском переводе Библейского общества и синодальном (сделанном по благословению Святейшего Синода). Первый перевод

По древнему завету

По древнему завету Одна из великих тем Библии, объединяющая оба Завета, — это тема церкви, людей Божьих. Новый Завет говорит о церкви Иисуса языком Ветхого Завета: «Израиль» Божий и Божий «храм» и «жена» (Гал. 6:16; 1 Кор. 3:16–17; Еф. 5:23 и далее; Отк. 19:7; ср. Иер. 2:1–3; Ис. 62:5 и т. д.). На

Как относиться христианину к ветхозаветным заповедям?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Для каждого христианина путеводной звездой является закон Божий. Именно он указывает путь в Небесное Царствие. В современном мире жизнь любого человека очень сложная, что говорит о необходимости в ясном и авторитетном руководстве Божьих Заповедей. Именно по этой причине большинство людей обращаются к ним.

Заповеди Божьи и смертные грехи

Наиболее порочным из семи смертных грехов является гордыня, чего Господь Бог не может простить.

Заповеди божьи в православии позволяют жить правильно и гармонично. Соблюдать их, несомненно, в повседневной жизни очень сложно, но всегда нужно стремиться к лучшему. Многие люди, которым удалось начать жить по законам Божьим, спустя короткий период времени просто перестали замечать изменения в своем повседневном бытии. И, несомненно, в этом им помог Господь Бог.

Лучшая статья для Вас, переходите: Как обрести духовного отца в православной церкви

Заповеди, выше перечисленные, обязательно принесут вам пользу, только в том случае, если вы их сделаете своими. Иными словами позволите им полностью руководить вашим мировоззрением и деяниями. Они обязательно должны быть вашем подсознании, что позволит избежать возможного их нарушения.

В завершении стоит отметить, что людям, живущим по закону Божьему, всегда везет, а их жизнь складывается наилучшим образом. Также им удается создать крепкие семьи и воспитывать хорошее поколение. Живите с Господом, и он обязательно благословит вас на удачу и везение не только в жизненных ситуациях, но и во всех, даже самых безнадежных, начинаниях.

Господь всегда с Вами!

Десять Заповедей Ветхого Завета (Исх.20:2-17; Втор. 5:6-21)

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Заповеди евреев

Моисей, избранный вождём потомков Авраама, вывел их из египетского изгнания. В качестве «транслятора» Высшей воли он открывает евреям в явном виде проявление этой воли на горе Синай. Потрясённые величием природной стихии, сопровождавшей «общение» Моисея с Творцом, евреи согласились в полном поручительстве друг за друга выполнять все указания Всевышнего по принципу «сделаем и услышим» (Исх. 24:7). Эти указания были получены Моисеем в виде Торы и заповедей в ней. Так как Тора была дана еврейскому народу, заповеди предназначены для евреев.

«и вот законы, которые ты объявишь им»

(
Шмот
, гл. 21, ст. 1)

Всего 613 заповедей (мицвот

), из них 248 – повелевающих и 365 — запрещающих.

Рамбаму или Маймониду –

этому великому учёному и большому авторитету в Талмуде, принадлежит труд «Мишне Тора» и упорядоченный список 613 заповедей с указанием глав Торы.

Как выполнять такое множество постановлений?

Некоторые приведённые в списке повеления и запреты были актуальны только во времена, когда своим служением Творцу народ Торы удостоился Храма. В книге Царей: — «Я освятил сей Дом, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни».

Духовные законы в доме обитания Творца были смыслом существования и естественной жизненной силой евреев. За правильным исполнением следили коэны и левиты, которые связывали народ с Творцом. Все священнослужители находились на высоком духовном и нравственном уровне и пользовались беспрекословным доверием избранного народа. На ответственности евреев лежала забота о поддержании своих духовных лидеров, не имевших своей собственности, занятых лишь службой в Храме. Заповеди паломничества в праздники и жертвоприношения были бы немыслимы без 10-ой части урожая, жертвенных агнцев и подарков, приносимых евреями в Храм. Народ был активным участником храмовой жизни.

За этим счастливым периодом последовала очередная проверка на преданность и силу духа. Борьба за власть после смерти Соломона оказалась серьёзным испытанием. И не выполнили условия пребывания Творца с ними: — «…Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих …, то Я истреблю Израиль с лица земли, которую Я дал ему, и Дом, который Я освятил Именем моим…» /
книгаЦарей (Мелхим1, 9:3)
Начался разброд мнений, соблазн служения завоевателям-идолопоклонникам, пришедшим на обетованную землю. Даже коэнов стали избирать путём подкупов, чтобы угодить римским властям. Служение чужим богам, интриги, братоубийство не совместимы с духом Храма. Падение духовного Храма — суть падения храма материального.

Разногласия между евреями сопровождают народ Израиля в течение веков, но мнение о причинах крушения Храма у всех мудрецов одно – вражда и ненависть между евреями.

Что делать, как исполнять заповеди, куда приносить дары, как существовать без связи с Источником жизни, без Храма, в котором ощущалось явное божественное присутствие.

Нам очень тяжело представить, что испытали евреи, привязанные «душой и телом» к Храму, жизнь перестала быть ценностью. Ею готовы были пожертвовать, чтобы отстоять Храм. Восстание Бар Кохбы, сильного лидера, сумевшего сплотить единомышленников, было обречено на неудачу. Судьбу евреев определяет их избранность для воплощения идеи единства в служении Единственному покровителю.

Началось самое большое изгнание длиною в 2 тысячи лет,
и оно длится до сего времени
.

В Эрец Исраэль мудрецы, выжившие от преследований римских властей, собрались тайно и приняли решение составить сборник правил устной Торы. Это положило начало Мишне в начале третьего века н.э. В ней были собраны 62 трактата мудрецов, записанных со слов «запоминальщиков», которые держали в памяти многие установления, события и правила ещё со времён службы в Храме. Их запоминали в каждом поколении. Устная Тора бесконечна. Она содержит огромное количество комментариев и объяснений, которые сопровождали уроки великих законоучителей и духовных авторитетов при изучении Торы и Заповедей.

Во всех странах рассеяния, где к евреям относились терпимо, они строили синагоги и центры для изучения Торы. В восточной Европе ещё до Холокоста среди евреев почитались молодые люди, изучающие Тору. Этих бедных учеников ешив охотно брали в мужья своим дочерям местные богачи. Считалось, что изучение Торы делает еврея человеком. Об этом свидетельствует рассказ.

Читать еще:  В Калмыкии строят песочную мандалу в честь буддийского божества

М. Шагал приехал в Эрец Исраэль в середине прошлого столетия для участия в демонстрации своих картин. После встречи с разными высокопоставленными лицами он захотел поехать в поселение, где жил знакомый хасид, они в детстве учились у одного учителя. Когда растроганный встречей Шагал уехал, журналисты решили взять интервью у друга его детства. На просьбу журналистов рассказать о друге, хасид сказал: — «Мейше? (настоящее имя Шагала Моисей Хацкелевич) Ах, Мейше! У него была хорошая голова — если бы продолжал учить Тейре, стал бы человеком!»

Что делает еврея человеком

Нужно ли задумываться над смыслом заповедей? В течение 20 веков исполнение заповедей происходит по однажды определённому законоучителями порядку. Был страх, что рассеяние грозит отрывом от еврейства. В то время это было оправдано. Были противники поиска смысла — «Нет у нас необходимости искать смысл заповедей если даже и не знаем смысл, — они для нас как приказы царя». [Йов 11:7] Были мудрецы, которые придерживались противоположных взглядов. Так Рамбам объяснял, что совершенным является лишь осознанное соблюдение.

Сейчас, в эпоху высоких технологий и развитого эгоизма, мы находимся в периоде, называемом временем избавления и возвращения к Творцу. Оно немыслимо без выполнения главного правила Торы «возлюби ближнего, как самого себя».

Именно эта заповедь делает еврея человеком, жизнь – наполненной смыслом, а народ единым.

«Быть светом для народов мира»

16 век уже знаменует собой перелом отношения к Торе и заповедям, более вдумчивого их прочтения. Труды великого Ари и его последователей: рава Авраама Кука, Иегуды Ашлага (Бааль Сулама) и учеников Бааль Шем Това — дали новое направление, соответствующее времени. Заповеди – это духовные действия, записанные языком нашего мира. Поэтому кажущиеся нам простыми слова Торы имеют глубокий внутренний смысл.

От нас требуется исправление сердца, наших эгоистических желаний, которые долгое время разъединяют народ. Мы исправляем 613 эгоистических желаний 613-ью Светами Торы. Это внутренний процесс духовного взросления человека. К такому отношению к заповедям призывают нас каббалисты и многие комментаторы Торы.

«И не сделай себе из заповедей венца для украшения себя между людьми, тщеславясь исполнением оных. Ибо в противном случае мы не делаем угодного Богу, а только угодное людям

Зачем христианину Ветхий Завет?

Закон как детоводитель и лестница в небо

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Нередко можно услышать, что христиане, у которых есть Новый Завет, в Ветхом уже не нуждаются. Почему же тогда его продолжают печатать в изданиях Библии? Просто как некий памятник древности, или у него есть свое место в Церкви и сегодня? Если да, то зачем он нам нужен?

Сдаем полбиблии в музей?

И в самом деле, зачем? Ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую. Название «ветхий» как будто подсказывает, что и первая часть Библии «обветшала», утратила для нас значение. Так ли это? Дело не только в названии (славянское «ветхий» означает просто «старый, прежний»). Прочитав Новый Завет и перейдя к Ветхому, человек нередко испытывает разочарование: и скучно бывает, и неактуально, но главное — слишком много на его страницах крови. В Новом Завете тоже не всё понятно и не всё интересно, но едва ли что-то настолько отталкивает читателя. Кто-то может подумать, что речь вообще идет о двух разных богах…

Подобную мысль высказывал богослов II века от Р. Х., Маркион из Синопа. Он учил, что существуют два бога: жестокий Творец, о котором повествует Ветхий Завет, и милосердный Бог Любви, явленный в Новом. Между ними нет ничего общего; до Христа люди якобы не знали Бога Любви и поклонялись жестокому Творцу, по ошибке принимая его за высшее божество.

Что интересно, разногласия Маркиона с традиционным христианством на этом не кончались. Чтобы «развести» два Завета, Новый ему пришлось существенно сократить. Маркион оставил всего лишь одно Евангелие и десять апостольских посланий, да и оттуда выкинул все, что касалось телесности Христа, реальности Его земной жизни. Маркион исповедовал характерный для восточных религий дуализм: всякая материя, всякая телесность — зло, и нужно избавиться от нее ради духовного совершенства, поэтому и Христос только выглядел человеком, но был лишь бесплотным духом, слетевшим с небес, чтобы рассказать человечеству об Истинном Боге. Он не рождался и не умирал на земле, страдания на Кресте, после которых Он вознесся на небо, были лишь видимостью. Разумеется, Его ученики многое перепутали и записали неправильно (такую оговорку делает практически каждый, кто желает «отредактировать» Евангелие по своему вкусу).

Это учение было отвергнуто Церковью, его несостоятельность подробно, по пунктам разбирали практически все видные церковные писатели того времени. Действительно, такое «христианство», несовместимо с самыми основами веры Церкви. Зато подходит гностикам и всяким околохристианским сектам, стремящимся использовать Библию в своих целях. Церковь, напротив, провозгласила и подтвердила не раз, что Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Заветов, для нее нераздельно.

Отбросить Ветхий Завет — это значит отказаться от плоти, от человеческой природы Христа. Дело не только в том, что в Его истории исполняются пророчества и намеки, которыми полон Ветхий Завет, так что в Евангелиях значимым оказывается и место (рождение в Вифлееме), и время событий (распятие перед Пасхой), и даже отдельные детали (римские солдаты не перебили голеней Иисуса, как нельзя было ломать и костей пасхального агнца).

Дело еще и в том, что история спасения для христианина начинается не с Рождества, а с момента грехопадения человека, когда возникает сама потребность в спасении. Ведь сначала нужно понять, от чего вообще нужно спасать человечество, почему оно оказалось отделено от Бога и порабощено смерти. Об этом как раз и говорится в Ветхом Завете. Более того, его «кровавость» во многом объясняется тем, что это — честное и подробное повествование о падшем человечестве, а не святочный рассказ о чем-то милом, но совершенно нереальном. И если мы тоже будем честны, нам придется признать, что именно Ветхий Завет лучше, чем все остальные древние книги сумел эту «кровавость» обуздать и ограничить.

Ни в одной из них человеку не говорили с такой поразительной простотой «не убивай, не кради, не прелюбодействуй». В самом деле, теперь люди, для которых убийство, воровство и прелюбодеяние до сих пор остаются делом доблести и чести, хотя бы стараются замаскировать это свое отношение разными красивыми словами. В недавно вышедшем фильме «Апокалипсис» как раз показано общество, где заповедь «не убий» просто никому не приходит в голову. Не думаю, что мы хотели бы там оказаться. А ведь когда-то так жило всё человечество.

Ступени в небо

Бог готовил человечество к пришествию Христа задолго до того, как оно состоялось. Опыт миссионеров, работавших среди диких племен Океании, показывает: пока не будут усвоены представления о Едином Боге и о данном Им законе, Евангелие проповедовать бесполезно. Можно ли говорить о любви к ближнему с каннибалами, которые ближних любят так, что аж пальчики облизывают?

Впрочем, и без каннибализма в таких племенах случаются чудовищные вещи. Мне лично доводилось беседовать с человеком, проведшим двадцать лет в Папуа-Новой Гвинее. Он рассказывал, что там процветал «культ карго» (от англ. cargo «груз»). Папуасы видели в материальных предметах, привезенных белыми людьми, высшую ценность и понимали проповедь о Христе сквозь призму этого культа. Услышав, к примеру, что последовавший за Христом получит в будущей жизни в сто раз больше, чем он отдал в этой, одно племя выбрало добровольца, распяло его на кресте (!), а в могилу положило инструменты, одежду и прочие припасы, чтобы, когда распятый воскреснет, получить вместо одного топора сразу сотню.

Нет никаких сомнений, что если бы не долгие века «подготовки к Евангелию», как называли этот процесс раннехристианские писатели, никакого другого отношения к проповеди Христа нельзя было бы и ожидать. Конечно, в эту подготовку входила и проповедь языческих мудрецов-философов и учителей, внушавших своим слушателям представления о добре, справедливости и милосердии, но основную роль в ней играл все же Ветхий Завет.

В книге Бытия мы встречаем удивительный образ: Иакову снится лестница, по которой ангелы сходили с неба на землю и поднимались обратно (Быт 28:12). В каком-то смысле Ветхий Завет — та самая лестница, по которой, еще до воплощения Христа, вестники Божьей воли сходили к людям, чтобы те могли оторвать свой взор от земли, потянуться к чему-то высшему.

Мы, в конце концов, просто не поймем в Новом Завете почти ничего, если не обратимся к Ветхому. Главное его событие — крестная жертва Христа. Но что такое жертва? Зачем она нужна? Кто и по какому поводу ее приносит? Всё это можно понять только из Ветхого Завета.

Ведь человечество в самом деле было совсем не таким, как сейчас. Читая не только Ветхий Завет, но и другие тексты того времени, мы видим, что заповедь «не убий» прозвучала в мире, где убивать своих личных врагов и вообще всех, кто тебе не понравился, считалось не просто нормальным, но очень похвальным и «крутым». Поэтому Ветхий Завет — лестница, по которой человечество (прежде всего избранный народ, Израиль) восходило на ту ступень, на которой оно могло принять Евангельскую весть. И главную роль в этом играл Закон.

Закон как детоводитель

Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются — такие слова мы читаем в Псалтири (Пс 84:11). Это неплохое отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга; милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия — в беспощадную мстительность.

Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определенные правила поведения и наказание за их нарушение — но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное — только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая — излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом.

Сами по себе эти правила могут показаться нам — людям современного мира — архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом — скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу.

Ветхозаветные правила были вовсе не случайны, не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем (Иер 9:25-26; на это место сошлется диакон Стефан в Деян 7:51). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.

А позднее — и слова апостола Павла, отменяющие этот обычай для христиан: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? (Рим 2:25-26). То есть, если ты поступаешь по воле Божьей, тебе не нужны никакие дополнительные знаки, а если нет — они тебе не помогут. Но если бы апостол Павел обратился так к людям времен Авраама, они услышали бы в них только полное безразличие, наплевательство по отношению к Божьей заповеди. Чтобы стать исключением, сначала надо освоить правило.

Так и избранному народу, чтобы придти к новозаветной свободе, нужно было пройти своеобразную школу Закона, научиться и милости, и истине; не случайно тот же Павел называл Закон детоводителем ко Христу (Гал 3:24-25), то есть сравнивал его с рабом, который отводил ребенка в школу и забирал из нее (по-гречески именно он и назывался «педагог»). Всему самому главному должен был научить Христос, но до Его школы нужно было еще дойти.

Религия

Pashutka
Pashutka

Сообщений: 16952

Я думаю, что все вы, друзья мои, сильно удивитесь, если я вам скажу, что христианские конфессии официально признают заповеди Ветхого Завета

Только люди, имеющие лишь поверхностное представление о христианской вере, наивно полагают, будто Новый Завет отменяет Ветхий и будто христианам нельзя соблюдать заповеди Ветхого Завета.

Я могу привести простой пример.
Я знаю, что в России активно обсуждалось -«Смертная казнь: за и против» и люди, считающие себя христианами, забыв про подвиги Александра Невского, Дмитрия Донского и иных русских героев, выступают против смертной казни, цитируя заповедь Ветхого Завета «не убий» (Исход 20:13) и не удосуживаются ПЕРЕЛИСТНУТЬ эту страницу Библии и на СЛЕДУЮЩЕЙ странице прочесть: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет ПРЕДАН СМЕРТИ. Кто злословит отца своего или свою мать, того ДОЛЖНО ПРЕДАТЬ СМЕРТИ» (Библия, Исход 21:12-17).

Библия признаёт необходимость смертной казни, но многие, считающие себя христианами, даже не удосуживаются прочесть Библию хотя бы раз в жизни, ибо им кажется, будто Ветхий Завет отменен.
Поэтому цель этого экзерсиса доказать обратное, т.е. что Ветхий Завет не отменен и христиане должны соблюдать его заповеди.

Кocтo
Кocтo

Сообщений: 57434

Pashutka
Pashutka

Сообщений: 16952

Ну что ж, для тех кому лень открыть Библию, могу и перечислить.

Перечни Десяти заповедей в еврейской и христианской традиции несколько различаются.
Согласно еврейской традиции, в Исх. 20:2 содержится первая заповедь, а в 20:3 — вторая.
Согласно же христианской традиции, первая заповедь содержится в Исх. 20:3, а 20:2 рассматривается как общее вступление.

Большинство протестантских церквей, а также Православная и Греко -католическая церковь делят вторую по еврейской традиции заповедь (Исх. 20:3-6) на две, считая первый стих первой заповедью, а остальные стихи — второй.

Римско-католическая и Лютеранская церкви делят на две десятую по еврейской традиции заповедь.
Лютеране следуют порядку Второзакония и делают заповедь «Не желай дома ближнего» девятой заповедью, а дальнейшее — десятой. В Папирусе Нэша заповеди имеют некоторые отличия от еврейской традиции.

Читать еще:  Благодійні акції до Пасхи проводять єпархії УПЦ

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1.Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4.Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6.Не убивай.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Кocтo
Кocтo

Сообщений: 57434

Pashutka
Pashutka

Сообщений: 16952

Я вижу, дружище, что ты пока не очень в курсе нашей темы.

Нагорная проповедь Иисуса Христа, которую многие принимают за новые Заповеди отвергающие Десять Заповедей, действительно несколько контрастирует с Ветхим Заветом.

Такой контраст заповедей Христа с предписаниями Моисеева закона заставил даже такого гения, как Лев Николаевич Толстой прийти к заключению, что «Евангелие и Моисеев закон ничего общего между собой не имеют и что первое является решительным отрицанием второго».

Как бы это не выглядело смешно, но я попытаюсь доказать, что ошибаться могут все, даже гении.

Но обо всём по порядку.
Необходимость исполнения христианами заповедей Ветхого Завета – В Катехизисе (пункт 592), созданном в Ватикане Римским Папой Иоанном Павлом II (русское издание: Москва, 2002, глава «Иисус и закон», стр. 146-149):

— В Вестминстерском исповедании веры 1648 года (глава 19, пункты 5-7), создававшимся протестантскими богословами всей Европы в знаменитом Вестминстерском Аббатстве в Лондоне, Англия на протяжении 5 лет Вестминстерского Собора (1643-1649 гг):

Итак, необходимость исполнения христианами заповедей Ветхого Завета признана в своих ОФИЦИАЛЬНЫХ документах ВСЕМИ традиционными христианскими церквями – православными, католиками и протестантами!
Поэтому если человек, считающий себя представителем ЛЮБОЙ христианской конфессии, считает, будто Новый Завет отменяет Ветхий, то он является ЕРЕТИКОМ с ЛЮБОЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ христианской точки зрения.

Кocтo
Кocтo

Сообщений: 57434

Кocтo
Кocтo

Сообщений: 57434

Кocтo
Кocтo

Сообщений: 57434

Pashutka
Pashutka

Сообщений: 16952

Да, дорогой мой товарищ, ты действительно не в курсе.
Тебе очень повезло, что ты живёшь в 21 веке.
Так во времена Средневековья, тебя бы посчитали еретиком.
А если точнее, то впавшим в ересь Маркиона.

Тебя бы, дружище, сожгли на костре в центре города, а потом на площади были бы танцы и бесплатная раздача конфет .

Кocтo
Кocтo

Сообщений: 57434

Кocтo
Кocтo

Сообщений: 57434

Pashutka
Pashutka

Сообщений: 16952

А вот на основании этого.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Речь перед раввинами
в Нью-Йорке 13 ноября 1991 года*

Дорогие братья, Шалом вам во имя Бога любви и мира!

Бога отцов наших, которые явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал:

«Я Бог отцов твоих. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова».

Он Сущий — Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом.

Эти два Завета являются двумя ступенями одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса.

В этом процессе становления Завета Бога с человеком, Израиль стал избранным народом Божиим, которому были вверены законы и пророки.
И через него восприял Свое «человечество» от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий.

Это кровное родство не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова. И потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия». .

Кocтo
Кocтo

Сообщений: 57434

Pashutka
Pashutka

Сообщений: 16952

В древней Руси ведовские процессы возникли уже в XI в., вскоре после утверждения христианства.
Расследованием этих дел занимались церковные власти.

В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь.
В памятнике XII в. «Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом.

Летопись отмечает, что в 1024 г. в суздальской земле были схвачены волхвы и «лихие бабы» и преданы смерти через сожжение.
Их обвинили в том, что они — виновники постигшего суздальскую землю неурожая.
В 1071 г. в Новгороде казнили волхвов за публичное порицание христианской веры.
Так же поступили и ростовцы в 1091 г.
В Новгороде после допросов и пыток сожгли в 1227 г. четырех «волшебников». Как рассказывает летопись, казнь происходила на архиерейском дворе по настоянию новгородского архиепископа Антония.

Духовенство поддерживало в народе веру, будто колдуны и ведьмы способны на поступки, враждебные христианству, и требовало жестокой расправы с ними.
В поучении неизвестного автора «Како жити христианам» гражданские власти призывались выслеживать чародеев и колдунов и предавать их «всеконечным мукам», т.е. смерти, под опасением церковного проклятия. «Нельзя щадить тех, кто творил зло перед богом», убеждал автор поучения, доказывая, что видевшие казнь «бога убоятся».

Киевский митрополит Иоанн также одобрял массовый террор против колдунов и ведьм и защищал право епископских судов приговаривать колдунов и ведьм к тяжким наказаниям и смерти. Митрополит Иоанн считал, что жестокость устрашит других не совершать «волшебных» действий и отвратит народ от чародеев и колдунов.

Горячим сторонником кровавых преследований колдунов и ведьм был и известный проповедник, живший в XIII в., владимирской епископ Серапион, современник первых процессов против ведьм на западе (первый процесс возник в Тулузе в 1275 г., когда сожгли Анжелу Лабарет по обвинению в плотских сношениях с дьяволом).

«И когда вы хотите очистить город от беззаконных людей, — писал Серапион в своей проповеди, обращаясь к князю, — я радуюсь этому. Очищайте по примеру пророка и царя Давида в Иерусалиме, который искоренял всех людей, творящих беззакония, — иных убийством, иных заточением, а иных заключением в тюрьму».

Кocтo
Кocтo

Что христианам делать с Ветхим Заветом? Насколько актуален Закон сегодня

Иисус пришел, чтобы исполнить Закон. Значит ли это, что нам больше не нужно об этом заботиться? Актуален ли Закон для христиан сегодня? И что нам делать с Ветхим Заветом? Читайте мнения.

Валерий Татаркин, автор книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»:

Анализируя все тексты Библии в совокупности, я считаю, что закон Божий вечен, как не раз заявлял Сам Бог в Своем слове – Библии. При этом, человек не спасается законом, а спасен исключительно по благодати Божьей благодаря жертвенной смерти Иисуса Христа на Голгофе. А задача у закона – как у дорожных знаков – показать, где опасность (грех), как лучше правильно и безопасно двигаться по жизни. То есть закон призван помочь людям понять как жить правильно, чтобы совершать меньше ошибок, которые принесут вред самому человеку и его близким. Бог дал закон во благо человеку, как об этом не раз говорит Библия. Под актуальным законом Божьим понимаются морально-нравственные, поведенческие заповеди закона Моисея, изложенные в Пятикнижии (первых 5 книгах Библии), которые не исполнились, то есть не прекратилась их цель, поставленная для них Богом в тот момент, когда Он их давал. Например, заповеди: не обижай, не лги, не мсти, не блуди, не изменяй, не завидуй, не колдуй и не обращайся к гадателям, не будь сплетником, уважай старших, благотвори нуждающимся, помогай даже врагам, попавшим в беду, не будь лесбиянкой и гомосексуалистом, люби Бога, люби ближних… Все эти заповеди из закона Моисея. Иисус в Нагорной проповеди в Матф 5:17-20 пояснил, что все заповеди закона, даже их буквы и знаки, будут актуальны, пока не исполнятся.

Служение «One For Israel»:

В Послании к Евреям 8:13 сказано: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». Многие христиане считают, что, поскольку Иешуа пришел и в себе исполнил весь Закон, то больше нет необходимости в громоздком и проблематичном Ветхом Завете. Я имею в виду всю эту ерунду о том, чтобы не есть моллюсков, не смешивать волокна в одежде и забрасывать камнями людей. Все это осталось в прошлом, не так ли? В глазах современного общества многое из того, что написано в Ветхом Завете, кажется таким жестоким и неуместным, что возникает вопрос: «Что нам с этим делать?» Не лучше ли, чтобы эта устаревшая часть Библии попросту исчезла?

Не торопитесь отказываться от Еврейских Писаний!

Несмотря на то, что это мнение разделяют многие современные верующие, игнорировать Ветхий Завет – а лучше сказать, Еврейские Писания, — было бы ужасной ошибкой, так как они и не устарели, и не сделались лишними. И вот почему.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17)

Когда Павел писал эти слова, он говорил о Еврейских Писаниях, а не о Новом Завете, который в то время еще не был собран воедино. ВСЕ Писание «богодухновенно». Вы действительно хотите отбросить его в сторону?

Во-вторых, Иисус сказал: «…и не может нарушиться Писание» в Иоанна 10:35 и предупредил нас: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» в Матфея 5:17. Если Иисус считает, что Еврейские Писания важны, то, вероятно, знаете, так и есть.

В-третьих, вы читали Новый Завет? Он не менее противоречивый, чем Ветхий!

Вот что сказал Обама в своем вступительном слове на конференции «Призыв к обновлению» в июне 2006 года:

«Какими отрывками из Писания мы должны руководствоваться, преследуя наши национальные интересы? Должны ли мы следовать предписаниям книги Левит, которые предполагают, что рабство это нормально, а употребление в пищу моллюсков — мерзость? Или мы могли бы прислушаться к книге Второзакония, которая говорит, что нужно забросать камнями ребенка, если он уклоняется от веры? Или может нам просто придерживаться Нагорной проповеди, отрывка настолько радикального, что у меня нет уверенности, что наше собственное Министерство обороны сможет соответствовать его требованиям! Поэтому, прежде чем мы потеряем голову, давайте читать Библию. Американцы давно не читали свои Библии!»

Я согласен с Обамой. Люди не читают Библию. Если бы они это делали, то в Новом Завете они нашли бы множество примеров проявления гнева, непонятных отрывков и неловких ситуаций, связанных с отсутствием в тексте политкорректности. Но не в меньшей степени, чем в Новом, в Ветхом Завете они нашли бы примеры ошеломляющей благодати, милосердия и радикальной любви. Однако, в отличие от Обамы, я считаю, что и Старый, и Новый Заветы одинаково актуальны сегодня. Есть отрывки, трудные для понимания, но когда мы стараемся вникнуть в те проблемы, которые беспокоят нас, мы часто обнаруживаем невероятные глубины Божьего характера и истины.

Михаил Дубровский, пастор, руководитель отдела богословия РОСХВЕ:

Относительно актуальности Закона Моисея для христиан сегодня я бы посоветовал внимательно изучить послания Павла, особенно Римлянам, Галатам и Еврееям.

Павел подробно разъясняет следующее:

1) Главная цель Закона — открыть человеку глаза на его греховное состояние (Закон не может спасти, но помогает нам осознать свою нужду в Спасителе)

2) Кроме того, Закон работал как ограда, как детоводитель, до тех пор, пока не пришел Господь. Благодаря Закону евреи сохранились как народ Завета, сохранили откровение о Едином Боге и Священное Писание, тем самым приготовив путь Господу.

3) Наконец, Закон содержит множество прообразов пути спасения и тех благословений, которые мы имеем во Христе. Благодаря изучению Ветхого Завета мы намного глубже можем познать, как велико то, что Бог совершил во Христе, и как безмерно Его богатство для верующих.

Для нас сейчас Закон не имеет «прямого действия» (Павел пишет, что это были «образы будущего», но мы можем из закона многому научиться для посвященной жизни во Христе и служения Богу. Но было бы неразумно пытаться применить законы о пище, одежде и проч. для верующих Нового Завета.

Что касается «Закона Христа», то правильнее было бы говорить не о законе, а об учении (Эф.2:15), которое говорит о личных взаимоотношениях с Богом и жертвенном служении ближнему. При этом следует отметить, что это не означает «право на грех», поскольку тот, кто любит Бога и людей будет жить не по внешней заповеди, а по сердцу. Это хорошо проиллюстрировано Господом в Нагорной проповеди, где Он открывает духовный смысл Закона. В каком-то смысле мы можем сказать, что это и есть «Закон Христа».

Арнольд Фрухтенбаум, автор, спикер на конференциях и почетный основатель «Ariel Ministries»:

Четкое учение Нового Завета состоит в том, что Закон Моисея признается не имеющим силы, в результате смерти Мессии. Другими словами, Закон со всеми его заповедями, более не властен над человеком. Прежде всего, в Послании Римлянам 10:4 сказано:

«…Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего».

И далее, в Послании Евреям 7:19, говорится о том, что не может быть освящения или совершенствования посредством Закона: «…Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».

Совершенно очевидно, что Закон был исполнен в Мессии, и что сам по себе он не может ни оправдывать, ни освящать. Он потерял силу, особенно для верующих. Последние стихи, однако, доказывают, что Закон вообще перестал функционировать.

Во-вторых, никогда не предполагалось, что Закон будет постоянным средством управления, а, как написано в Послании Галатам 3:19, только временным. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника».

В этом контексте апостол Павел указывает на то, что Закон Моисея является дополнением к Завету Авраама. Он был добавлен с целью выявить грех, чтобы все поняли, что ни один из людей не соответствует Божьим стандартам праведности. Это было временное дополнение, действовавшее до времени прихода Семени, то есть Мессии. Теперь, когда Он уже был явлен миру, миссия Закона исчерпана. Его действие прекратилось на кресте.

Читать еще:  Гениальный Чехов: 9 лаконичных и глубоких мыслей

В-третьих, Иешуа Мессия установил новое Священство – по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона. Закон Моисея послужил основанием для Левитского Священства. Поэтому для нового священства требовался и новый закон, согласно которому новое священство могло бы служить. В Послании Евреям 7:11-12, 18 ясно сказано.

Закон Моисея был аннулирован в пользу Нового Закона, который послужил основанием для священства по чину Мелхиседека.

Четвертое доказательство отмены Закона Моисея посвящено той его части, которую люди больше всего хотят сохранить, Десяти заповедям. Прочтите очень важный отрывок из 2 Послания Коринфянам (3:2-11).

Подводя итоги, следует сказать, что, Закон является единым, включающим в себя 613 заповедей, которые все до единой утратили свою силу. Нет ни одной заповеди, которая продолжала бы действовать после крестной смерти Мессии. Закон может быть использован как своего рода «учебное пособие», чтобы показать стандарт Божьей праведности и степень человеческой греховности, а также необходимость заместительной жертвы. Закон указывает путь приближения к Мессии (Христу) (Гал. 3:23-25). Тем не менее, в настоящее время он не имеет никакой власти над людьми.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

andronik1

Жить во Христе (ברצותן אלוהים)

Ветхий Завет и жизнь христианина

Недавно в нашей церкви разгорелся спор, в котором отстаивалось мнение о том, что человеку необходим только Новый Завет для того, чтобы знать, как жить по-христиански. Я же отстаиваю ту точку зрения, что христианину также чрезвычайно необходим Ветхий Завет, и в этой статье я хотел бы детально изложить свою позицию. Какие аспекты вашей христианской жизни пострадают, если вы не будете открывать Ветхий Завет?

Не удивительно, что сегодня люди недооценивают важность Ветхого Завета. Все большее и большее число христиан указывают на противоречия между Ветхим и Новым Заветом. Ветхий Завет был для Израиля, Новый Завет – для церкви. Кроме того, имеет место все более возрастающая неприязнь к заповедям. Говорят о том, что христиане должны обращать внимание не на законы Моисея, а только на Нагорную проповедь Иисуса или же только на заповедь любви. Бог больше не указывает нам на то, что правильно или неправильно – Он обновляет нас посредством Духа Христа. Таким образом, добрые дела будут совершаться естественным образом, и они могут меняться в зависимости от ситуации. Подобное мнение часто берет свое начало в евангельской среде, несмотря на то, что сегодня многие евангельские христиане акцентируют внимание совсем на другом. Однако для реформатских церквей такая позиция является довольно неожиданным и полным изменением традиционной точки зрения. Еще со времен Кальвина реформатских верующих упрекали в том, что они были слишком рьяными сторонниками Ветхого Завета. И исполнение псалмов на наших церковных богослужениях не было случайностью. Тем не менее, я осмелюсь усомниться в том, что реформатские верующие действительно уделяли так много внимания Ветхому Завету, применяя его этические стандарты в своей жизни. Во-первых, мы часто ограничивали применение ветхозаветных заповедей в своей жизни. Мы предпочли разделить их на три категории. Мы исключили обрядовые предписания, связанные с израильским поклонением и богослужением; они были не для нас. То же самое касалось гражданских законов, данных Израилю для того, чтобы сформировать его как единый народ. В конце концов, у нас остались только нравственные повеления, т.е. слова, содержащие Божью волю для всех времен и народов. Однако эти повеления мы тоже часто обобщаем в Десяти заповедях. Таким образом, в ежедневной практике христианской жизни большая часть Ветхого Завета также остается без внимания у христиан реформатского вероисповедания.

Действительно, правильное решение – строить христианскую жизнь, прежде всего, на Новом Завете. В 28-й главе Евангелия от Матфея Иисус заповедал Своим ученикам соблюдать все, что Он повелел, не забывая о Нагорной проповеди. Это составляет конституцию Царства и, следовательно, формирует основу для христианской жизни. Кроме того, будет правильным, прежде всего, сделать ударение на том, что христианская жизнь неразрывно связана с Иисусом и следованием за Ним. Он творит из нас новых людей, людей, которые учатся думать и чувствовать так же, как Он. По этой причине Нагорная проповедь начинается с блаженств, которые общими штрихами рисуют контуры христианского характера вместо перечисления огромного числа обязанностей. Слова апостола Павла в 5-й главе Послания к Галатам относительно плодов Духа также направлены на что-то большее, чем просто наше поведение. Они касаются новых качеств характера. Все вышесказанное не означает, что практическое содержание новой христианской жизни нельзя описать конкретно. Иисус и Его апостолы также очень ясно и детально излагали, что должно иметь место, а что нет в этом новом бытии. Говоря об этом, они постоянно ссылались на Ветхий Завет, развивая понимание христианского образа жизни с этого отправного пункта. Например, в Нагорной проповеди Иисус дает конкретные указания для христианской жизни. Он постоянно заимствует их из Ветхого Завета. Таким образом, например, используя седьмую заповедь, Иисус радикально высказывается о прелюбодеянии. Его наставления для христианской жизни берут свое начало в рассмотрении учения Ветхого Завета с точки зрения грядущего Царства Божьего. В то же самое время Иисус оставляет многие сферы жизни без внимания. Он поднимает вопрос о прелюбодеянии и об отношении к врагам, но ничего не говорит о соблюдении субботы или об отношениях между родителями и детьми. Требует ли Он от нас конкретных решений относительно половой этики, в то время как остальное остается неопределенным и пущенным на самотек? Если мы так думаем, мы неправильно понимаем Нагорную проповедь. Он бросает вызов нам как духовно зрелым христианам, чтобы мы относились к другим сферам жизни по тем же принципам, которые Он изложил в Нагорной проповеди. Содержание христианского образа жизни можно определить при помощи «новозаветного» подхода к ветхозаветным словам.

Разве апостолы не то же самое писали в своих посланиях? Например, наставления Павла относительно христианской жизни в главах 12-15 Послания к Римлянам формируют образовательную комбинацию всех факторов, посредством которых можно определить содержание христианского образа жизни. Он пишет о посвященности Богу, единстве с Иисусом и творческой деятельности Божьего Духа. Он повторяет ясные наставления из учения Иисуса, такие как, например, любовь к врагам. Помимо этого на его учение также оказали влияние Десять заповедей. Кроме того, апостол также выводит из отрывков Ветхого Завета идею о взаимоотношениях между Израилем и другими народами, или же о людях, занимающих руководящее положение в правительстве. Апостолы также не ведут себя так, как будто со временем ничего не изменилось. Мы не видим с их стороны слепого подражания Ветхому Завету, но на его основании они выводят много принципов. И это неудивительно, потому что Ветхий Завет был их единственной Библией. Именно это «Писание» названо полезным для наставления в праведности, чтобы был совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2-е Тим. 3:16).

Бог, народ, земля

Использование Ветхого Завета таким образом соответствует его содержанию. Богослов Кристофер Райт обнаружил в Ветхом Завете трехсторонние отношения между Богом, израильским народом и Обетованной землей Ханаана. Все, что говорит и делает Бог, связано с этим треугольником. Все законы и наставления показывают, каким является Бог в деле созидания израильского народа и наследования им Обетованной земли. Ветхий Завет показывает, как живой Бог через искупление создает новое общество на участке освобожденной земли, таким образом, представляя образец для всего творения. Израиль проявляет свое царственное священство среди других народов: у Израиля можно узнать о том, кто есть Бог и в чем заключается Его воля (Исх. 19). Это новое общество, основанное на Божьих повелениях, должно было привлечь внимание других народов и привести их к прославлению своего Творца. Что-то подобное было явлено, когда царица Савская посетила царя Соломона (3-я Цар. 10:9). Благодаря такому установлению было сформировано новое общество, или цивилизация Израиля в трехсторонних отношениях между Богом, народом и землей, как промежуточный пункт на пути к Божьему окончательному месту назначения – созданию нового творения. Останавливаясь на этом промежуточном пункте, мы видим, что Бог остается верным Своему творению, искупает его и ведет к месту назначения. После этих утверждений промежуточный пункт не должен стать для нас окончательным. Во многих вопросах мы находимся все еще в начале пути. Заповеди Моисея часто показывают , что изменилось относительно других народов, когда Израиль начал служить истинному Богу. Бог не забирает неожиданно Свой народ из мира других народов. Он не делает его внезапно совершенным. Новое общество Израиля сформировало собой что-то наподобие экспериментальной площадки в то время, когда Божья всемирная цель была все еще далека от достижения. Тем не менее, мы не можем просто пройти мимо этого промежуточного пункта. Божьи наставления Израилю не являются случайными или бессмысленными, но они все связаны с Божьим ходом истории от сотворения мира до Царства. Они говорят о том, каков Бог, чему подобна новая цивилизация, в центре которой находится Бог, и каковы Божьи замыслы относительно этой земли. Они необходимы для того, чтобы сегодня на своем жизненном пути мы могли продолжать развивать надлежащий христианский образ жизни.

Однако необходимо помнить о том, что сейчас три угла треугольника уже поменялись. Благодаря Иисусу мы обладаем более глубоким познанием Бога. Мы уже формируем не народ, находящийся на каком-то определенном участке земли, а общину, которая распространена по всему миру. Мы еще не обладаем своей собственной освобожденной землей, но представляем собой странников, следующих по пути к новому грядущему миру. Об этом необходимо помнить , когда мы пытаемся обнаружить Божью волю на основании Ветхого Завета.

Однако исследуя Ветхий Завет, мы также не должны ограничивать себя только нравственными предписаниями или же обращаться только к Десяти заповедям. Весь Ветхий Завет объясняет то, как Бог создал новое сообщество людей вокруг Себя на Обетованной земле. Таким образом, все написанное в Ветхом Завете помогает нам сделать выводы для применения в условиях нынешнего времени. Конечно, не совсем понятно, как можно конкретно применить ветхозаветные отрывки к современной жизни. Но именно в этом распознается духовная зрелость христианина, которая требует, чтобы мы как последователи Христа всегда извлекали из Ветхого Завета полезное для своей христианской жизни.

Общество и справедливость

Я хотел бы проиллюстрировать это несколькими примерами. Только Ветхий Завет может помочь развить христианский взгляд на отношение к земле, к правительству или организации общества. В Новом Завете эти вопросы не были актуальными, так как христиане едва ли имели какое-либо влияние на мир, в котором они жили. Их внимание переключилось с Обетованной земли на новые небеса и новую землю. Таким образом, они не размышляли о своем положении в чуждом им обществе и слегка затрагивали вопрос относительно того, как должно быть организовано и управляемо такое общество. Позднее христиане получили возможность оказывать влияние на общество. Они тот час же обратились за помощью к Ветхому Завету, потому что там оставлены наставления, позволяющие узнать, каким должно быть общество с точки зрения Бога. Сегодня мы видим что-то подобное в вопросах защиты окружающей среды. Новый Завет предлагает не более чем общее отношение, но благодаря Ветхому Завету мы узнаем о том, что Бог считал животных ценным творением, а также, что мы не должны наносить вред земле. Относительно частной собственности и экономики Новый Завет учит тому, что христиане как пришельцы и странники должны относиться к собственности как к чему-то относительному и всегда быть готовыми ею пожертвовать. Хотя в Писании невозможно найти размышлений о наилучшей экономической структуре, этот вопрос становится все более важным для христиан. В современном мире мы – небольшие винтики в могущественной экономической системе. Именно Ветхий Завет содержит много экономических предписаний, например, наставления относительно юбилейного года, когда все рабы должны были быть отпущены на свободу, и когда все долги следовало простить. Недавно один христианский политик к месту сослался на это библейское повеление, в связи с неразрешимой проблемой внешнего долга Греции.

Короче говоря, все христианские социальные законы и христианское понимание политической ответственности и правосудия никогда бы не появились на свет без Ветхого Завета. То же самое касается христианского взгляда на насилие, наказание, а также на отношение к войне и миру. С давних пор «светское» применение Божьих слов было характерно именно для христиан реформатского вероисповедания, а не для евангельских христиан. Это все касалось оценки «светского» Ветхого Завета.

Мудрость и релятивизм

Еще одной важной стороной Ветхого Завета, представляющей ценность для христианской жизни, является его житейская мудрость. Такие книги, как книга Притчей и Екклесиаста, особенно ясно показывают, что для того, чтобы научиться отличать добро от зла, необходимо просто открыть глаза и посмотреть вокруг себя на повседневную реальность. Нельзя думать, что из Библии можно напрямую извлечь все решения проблем. Если вы посмотрите вокруг себя через призму Слова Божьего, и находясь в единстве со Христом, то увидите много того, что поможет вам сделать практический выбор между добром и злом. Христианская жизнь в основном связана с применением практической мудрости в реально воспринимаемом мире. Новозаветная весть Иисуса основательна и радикальна. И в то же время она представляет собой не абстрактный идеал, а то, с чем можно начать работать конкретно и практически. Иногда необходимо начать с малого и продвигаться вперед маленькими шагами, но бывают времена, когда зло искушает нас. В такое время Ветхий Завет помогает нам найти самый надежный выход из сложных ситуаций. Вспоминается пример, когда Моисей позволил существование развода, как временного явления, но в то же самое время установил для него ограничения.

Мой последний пример касается праздничного календаря для Божьего ветхозаветного общества. Очевидно, что Бог желает, чтобы люди, собираясь вместе, отмечали совершенные Им дела таким образом, чтобы они соответствовали определенным периодам времени года в Обетованной земле. Во время этих празднеств каждому позволялось стать причастником Божьего благословения, особенно больным и чужестранцам. Если я на мгновение задержусь на этом промежуточном пункте и постараюсь применить его к современности, я не буду утверждать о том, что эти праздники являлись исключительно обрядовыми предписаниями, к которым христиане больше не имеют никакого отношения. Благодаря этим праздникам у меня появляется понимание Божьих намерений для всего человечества и всей земли. Разве в 7-й главе книги Откровения Божье Царство не описывается как вечный Праздник Кущей?

Таким образом, христианский образ жизни должен и сегодня формироваться во что-то новое. Разве не прекрасно, что ранняя церковь начала отмечать воскресенье и другие христианские праздничные дни? Божий новый труд во Христе праздновался и был связан с ритмом жизни мучающегося творения, а также с любовью к слабым и другим людям. Мы можем задумываться над этим, если привыкли на основании Ветхого Завета выводить для себя основы организации христианской жизни. Только благодаря Ветхому Завету снова наступает праздник.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector