3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как победить уныние и печаль? О страстях

Как победить уныние и печаль? О страстях

ВЕРБНОЕ.Р Ф В помощь православному христианину

  • > ГЛАВНАЯ
  • > ВНЕ ЦЕРКВИ
  • > БОГ
  • > ЦЕРКОВЬ
  • > ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО
  • > МОЛИТВА
  • > ПОКАЯНИЕ
  • > СТРАСТИ,БОРЬБА С НИМИ
  • > ТЕЛОЛЮБИЕ
  • > ГОРДЫНЯ И СМИРЕНИЕ
  • > СКОРБИ, УНЫНИЕ
  • > ТЩЕСЛАВИЕ
  • > СТРАХ
  • > ВНИМАНИЕ К СЕБЕ
  • > ЛЮДИ, ОБЩЕНИЕ
  • > УКОРЫ И НАСТАВЛЕНИЯ
  • > СУЖДЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ
  • > КОНФЛИКТЫ
  • > ДОБРЫЕ ДЕЛА
  • > ПУТЬ,СУДЬБА
  • > БОЛЕЗНИ ТЕЛА
  • > СМЕРТЬ
  • > ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛ
  • > СЕМЬЯ,БРАК
  • > ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
  • > ПОЧИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
  • > НАЧАЛЬСТВОВАНИЕ
  • > ДЕНЬГИ,ИМУЩЕСТВО
  • > ТАЛАНТ,ТВОРЧЕСТВО
  • > ОБЩЕСТВО
  • > ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
  • > ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ
  • > ПЕРВЫЕ ШАГИ К ХРАМУ
  • > ГРЕХИ
  • > ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ
  • > ПОДГОТОВКА КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ
  • > КАК ПРАВИЛЬНО МОЛИТЬСЯ
  • > КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ЧАРОДЕЕВ
  • > КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩИМ ОТ НЕДУГА ПЬЯНСТВА И НАРКОМАНИИ
  • > КАК НАДОБНО МОЛИТЬСЯ
  • > КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В ХРАМЕ
  • > КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПРИВЫЧКИ КУРЕНИЯ

Н е радуйся ради меня, неприятельница моя! Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь — свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.

Д ай боли волю — уморит.

В ек живи — век надейся.

Т от не унывает, кто на Бога уповает.

Б есовское коварство и дело — внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно.

К репость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию, но должны восставать и снова подвизаться.

Преподобный Исайя Отшельник (+370).

У ныние есть расслабление души, изнеможение ума, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив.Свяжем теперь и этого мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах.

Преподобный Иоанн Лествичник (+649).

Ч еловек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние.

Неизвестный старец, из «Отечника».

П редлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

К огда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего,— и тотчас почувствуешь облегчение.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Н е говорите: «Не могу». Это слово не христианское. Христианское слово: «Все могу». Но не сам по себе, а о укрепляющем нас Господе, как уверяет апостол (см.Флп.4,13).

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

К огда настанет страшная брань от духа уныния, тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление: ибо враг во время уныния сим оружием, то есть оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу .

Т яжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение.

Преподобный Нил Сорский (1433-1508).

З емные развлечения только заглушают скорбь, не истребляют ее: они умолкли — и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою.

П ри особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние.

Б оритесь против помыслов и ощущений печали краткими словами: «Господи! буди воля Твоя’ Благословен и Свят Бог во всех делах Своих!»

П роизносите эти слова умом, а когда вы одни, произносите несколько вслух; произносите не торопясь, с большим вниманием и благоговением; повторяйте эти краткие слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали. Когда они снова подымутся, и вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнайте силу этого оружия, по наружности своей, с первого взгляда, столь незначительного. А из состояния борьбы невозможно иначе выйти в состояние спокойствия, как победою.

Первое — слова: «Слава Богу за все».

Второе — слова: «Господи! предаюсь Твоей святой воле! буди со мной воля Твоя».

Читать еще:  Глава Дома Романовых высказала свою позицию по диалогу между РПЦ и РПЦЗ

Третье — слова: «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

Четвертое — слова: «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Э ти краткие слова, заимствованные, как видите, из Писания, употреблялись преподобными иноками с превосходным успехом против помыслов печали.

Святитель Игнатий (Бряча нинов) (1807-1867).

К огда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи. » Говори эти слова десятки, сотни раз; говори убежденно, от всего сердца — и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение.

Уныние — «всепоражающая смерть» и 3 способа бороться с ним

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Сильную печаль или уныние святые Отцы метафорически сравнивали с пастью льва: не успеешь заметить, как оно может быстро поглотить или пожрать человека, уничтожить его. Иоанн Лествичник назвал уныние «всепоражающей смертью».

Уныние часто также сравнивали с леностью, упадком сил, потерей мужества. Особенно сильно уныние способно нападать на человека в середине дня, в полдень. Поэтому его порой отождествляли с «полуденным бесом» из 90-го псалма (Пс. 90:7).

Иногда человека в состоянии сильного расстройства, которое близко к унынию, клонит ко сну, хотя он и не является уставшим. Поэтому про уныние также говорили, что ему соответствует состояние сонливости, отягчение души и тела.

По-древнегречески уныние ἀκηδία (akēdia). Дословно на русский это слово переводится как «беспечность», «нерадивость», «беззаботность». Образовано древнегреческое уныние от приставки , имеющей в данном случае значение отрицания, и слова τό κῆδος (kēdos), что значит «тревога», «забота», «горе».

Можно заметить, что налицо вроде бы некий парадокс: ведь, казалось бы, уныние как раз возникает как следствие слишком сильной озабоченности чем-то, когда человек чего-то страстно желает, но не может этого получить или достигнуть. Вот он и начинает сильно печалиться или унывать. Однако, на наш взгляд, тут есть своя логика. Беспечность и беззаботность в данном контексте следует отождествлять с праздностью, которая есть одна из основных форм внешнего проявления уныния, а также — одна из главных причин его возникновения. Это ситуация безделья или внутренней неспособности действовать, когда у человека в духовном смысле опускается руки, и он уже не может бороться за наличие смысла в своей жизни. Все можно перенести в жизни, говорил русский философ Николай Бердяев, если ты видишь в этом смысл.

Мы тут хотим напомнить одну из двух своих статей «Толкового словаря», посвященных разбору великопостной молитвы Ефрема Сирина. Дело в том, что по-гречески ее начало звучит немного иначе, чем по-церковнославянски и по-русски:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, многоделания, любоначалия и празднословия не даждь ми.

То есть там, где у нас стоит уныние (второй по числу порок, от которого мы просим Бога нас избавить), у греков стоит многоделание.

Своя глубокая логика есть и у греческого варианта этой молитвы, и у нашего. У нас эта последовательность, в которой после праздности сразу стоит уныние, выражает то, что именно праздность и порождает уныние. Поэтому в качестве одного из рецептов борьбы с унынием в духовной литературе рекомендуются в том числе занятия рукоделием, каким-нибудь ремеслом, просто регулярная физическая работа. Есть легенда про одного святого, который плел корзины из тростника, потом сжигал все, что сплел за прошедший год, и снова брался за дело.

Как учили Отцы Церкви, победа над унынием не дается сразу и предполагает, как правило, длительную борьбу. Какие еще есть средства борьбы с унынием кроме рукоделия? Ведь уныние — это духовная болезнь, и способы борьбы с ним должны быть не только физические, как ремесло или рукоделие, но, прежде всего, духовные.

• Одно из главных средств в борьбе с унынием — терпение (древнегреческое слово ἡ ὑπομονή). Об этом лекарстве против уныния сказал сам Христос: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21.19).

• Другие важнейшие средства борьбы с унынием — это надежда (человек «с благой надеждой закалает уныние, мечом первой умерщвляя второе») и покаяние, память о своих грехах («плачущий о себе не знает уныния»).

Читать еще:  В США откроется музей Библии

• Но, наверно, самое важное средство (и самое сложное к применению в состоянии уныния) борьбы с этой страстью — молитва, когда Бога молят о том, чтобы даже невозможное стало возможным. Тогда пропадает почва для уныния и отчаяния. Ведь они и возникают оттого, что человек не видит выхода из сложившегося положения дел. Но вот что по этому поводу говорил, например, христианский философ Кьеркегор: «В возможном верующий сохраняет вечное и надежное противоядие от отчаяния; ибо Бог может все в любое мгновение… Спасение — это высшая невозможность для человека; но для Бога все возможно! Именно здесь происходит битва веры, которая сражается как безумная за возможное».

Как победить уныние? Святые Отцы – мирянам

Не радуйся ради меня, неприятельница моя! Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь — свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду его. (Мих. 7,8 9).

Дай боли волю — уморит.

Век живи — век надейся.

Тот не унывает, кто на Бога уповает.

Русские пословицы

Бесовское коварство и дело — внушать нам отчаяние после того, как они вовлекут нас в грех, чтобы отчаянием погубить нас окончательно.

Авва Стратигий

Крепость желающих стяжать добродетели заключается в следующем: если они падут, то не должны предаваться малодушию, но должны восставать и снова подвизаться.

Преподобный Исаия Отшельник

Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив.

Свяжем теперь и этого мучителя памятию о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах.

Преподобный Иоанн Лествичник

Человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние.

Неизвестный старец, из «Отечника»

Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва.

Преподобный Макарий Оптинский

Когда найдет хандра, не забудь укорять себя: вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, — и тотчас почувствуешь облегчение.

Начало радости — быть довольным своим положением.

«Всегда радуйтесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия». ( Фес. 5,16,18). Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: «Вспомнил я Бога и возвеселился». (Пс. 76,4).

Преподобный Амвросий Оптинский

Не говорите: «Не могу». Это слово не христианское. Христианское слово: «Все могу». Но не сам по себе, а в укрепляющем нас Господе, как уверяет апостол (см. Флп. 4, 13).

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894)

Когда настанет страшная брань от духа уныния, тогда надобно крепко оградить себя и против духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление: ибо враг во время уныния сим оружием, то есть оружием хулы и неблагодарности, силится сразить душу.

Тяжкое состояние духа не долго бывает; вскоре следует за ним изменение непременное, посещение милости Божией и утешение.

Преподобный Нил Сорский

Земные развлечения только заглушают скорбь, не истребляют ее: они умолкли — и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою.

При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености очень полезно совершать молитву Иисусову, душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в которой обычно ввергают ее печаль и уныние.

Боритесь против помыслов и ощущений печали краткими словами: «Господи! Буди воля Твоя! Благословен и свят Бог во всех делах Своих!»

Произносите эти слова умом, а когда вы одни, произносите несколько вслух; произносите не торопясь, с большим вниманием и благоговением; повторяйте эти краткие слова до тех пор, пока не затихнут помыслы и ощущения печали. Когда они снова подымутся, и вы снова употребляйте против них то же самое оружие. Опытом узнайте силу этого оружия, по наружности своей, с первого взгляда, столь незначительного. А из состояния борьбы невозможно иначе выйти в состояние спокойствия, как победою.

Читать еще:  На Афоне состоялась церемония смены распорядительной власти

Первое — слова: «Слава Богу за все».

Второе — слова: «Господи! Предаюсь Твоей святой воле! Буди со мной воля Твоя».

Третье — слова: «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

Четвертое — слова: «Достойно по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Эти краткие слова, заимствованные, как видите, из Писания, употреблялись преподобными иноками с превосходным успехом против помыслов печали.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи. » Говори эти слова десятки, сотни раз; говори убежденно, от всего сердца — и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение.

Игумен Никон (Воробьев)

Ты все думаешь: вот пришли скорби, вот несчастья, которых нет ни у кого, вот обстоятельства, из которых нет выхода, — а это Бог с любовью посмотрел на тебя, это Бог приближается к тебе.

Святой праведный Алексей Мечев

Извольте держать в мысли, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более — берет за руку и ведет. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби.

Святитель Феофан,

Затворник Вышенский

Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся же воле Божией — и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу.

Преподобный Никон Оптинский

Благодарение Богу за все! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить, особенно в скорбях, и научайте тому других.

В искушениях надобно поститься.

Святитель Иоанн Златоуст

Бог не допускает, чтобы души, надеющиеся на него и чающие Его, настолько подвергались искушениям и скорбям, что это было бы выше их сил.

Лукавый не сколько хочет испытывает душу, а сколько отпущено ему от Бога, только бы душа мужественно крепилась, в надежде и с верой ожидала Его помощи и заступничества. И невозможно ей быть оставленной, но чем упорнее она борется, с верой и надеждой прибегая ко Господу, чем с меньшим сомнением ожидает Его помощи и избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всех обступивших ее бедствий.

Преподобный Макарий Великий

Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель, исполняет душу покой мира и радование — внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его.

Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь, а скорбь — радость. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Женщина, когда рождает терпит скорбь, потому что пришел час ее, когда же родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». (Ин. 16,21).

Преподобный Варсонофий Оптинский

Но если на скорби, нам ниспосланные, мы будем смотреть только как на несчастье и повод для ропота, то мы последуем уже не Спасителю, а нераскаянному разбойнику, и крест скорбей наших не только не отгонит от нас врага, но еще и привлечет его к нам как к верной добыче.

Неся же крест свой, последуя Господу, мы вскоре убедимся, что это царственное оружие защищает нас от искушений диавола, помогает побеждать множество опасных врагов — наши страсти — и ограждает от многого дурного, что совершили бы мы, если бы не несли его.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Чем дальше от страстей, тем больше радости в сердце. Чистота сердца неразрывно связана с веселием. Блаженство в истине христианской не есть внешняя награда, но внутреннее следствие самой добродетели.

Священномученик Иларион (Троцкий)
Архиеп. Верейский

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector