0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как понять, что у тебя развивается гордыня?

Как распознать гордость?

Предлагаем вниманию читателей Правмира главу из книги Клайва Стейплза Льюиса «Просто христианство».

Я перехожу сейчас к той части христианской морали, в которой она особенно резко отличается от всех других норм нравственности. Существует порок, от которого не свободен ни один человек в мире. Но каждый ненавидит его в ком-то другом, и едва ли кто-нибудь, кроме христиан, замечает его в себе. Я слышал, как люди признаются, что у них плохой характер, либо в том даже, что они трусы. Но я не припомню, чтобы когда-либо слышал от нехристианина признание в этом пороке. И я очень редко встречал неверующих, которые были бы хоть немного снисходительны к проявлению этого порока в других. Нет такого порока, который делает человека более непопулярным, и нет такого порока, который мы менее замечаем в себе. Чем больше этот порок у нас, тем больше мы ненавидим его в других.

Я говорю о гордыне или самодовольстве, противоположную ей добродетель христиане называют смирением. Вы, быть может, помните, что когда я говорил о морали в вопросах пола, то предупредил вас, что центр христианской нравственности лежит не там. И вот сейчас мы подошли к этому центру.

Согласно христианскому учению, самый главный порок, самое страшное зло — гордость. Распущенность, раздражительность, пьянство, жадность и тому подобное — все это мелочь по сравнению с ней. Именно гордость сделала дьявола тем, чем он стал. Гордость ведет ко всем другим порокам: это абсолютно враждебное Богу состояние духа.

Возможно, вы думаете, я преувеличиваю. В таком случае вдумайтесь еще раз в мои слова. Несколько мгновений назад я сказал, что чем больше гордости в человеке, тем сильнее он ненавидит это качество в других. Если вы хотите выяснить меру собственной гордыни, проще всего это сделать, задав себе вопрос: «Насколько глубоко я возмущаюсь, когда другие унижают меня, или отказываются меня замечать, или вмешиваются в мои дела, или относятся ко мне покровительственно, или красуются и хвастают в моем присутствии?»

Дело в том, что гордость каждого человека соперничает с гордостью всякого другого. Именно потому, что я хотел быть самым заметным на вечеринке, меня так раздражает, что кто-то другой привлекает к себе всеобщее внимание.

Нам следует ясно понять, что гордости органически присущ дух соперничества, в этом сама ее природа. Другие пороки вступают в соперничество, так сказать, случайно. Гордость не довольствуется частичным обладанием. Она удовлетворяется только тогда, когда больше, чем у соседа.

Мы говорим, что люди гордятся богатством, или умом, или красотой. Но это не совсем так. Они гордятся тем, что они богаче, умнее или красивее других. Если бы все стали одинаково богатыми, или умными, или красивыми, людям нечем было бы гордиться. Только сравнение возбуждает в нас гордость: сознание, что мы выше остальных, приносит нам удовлетворение. Там, где не с чем соперничать, гордости нет места. Вот почему я сказал, что гордости дух соперничества присущ органически, тогда как о других пороках этого не скажешь.

Половое влечение может пробудить дух соперничества между двумя мужчинами, если они желают обладать одной и той же женщиной. Но это только случайность. Ведь они могли бы увлечься двумя разными девушками. Между тем гордый человек уведет вашу девушку не потому, что он ее любит, а только для того, чтобы доказать самому себе, что как мужчина он лучше, чем вы.

Жадность может толкнуть людей на соперничество, если они испытывают недостаток в тех или иных вещах. Но гордый человек, даже если у него этих вещей больше, чем ему хотелось бы, будет стараться приобрести их еще больше просто для того, чтобы утвердиться в силе и власти. Почти все зло в мире, которое люди приписывают жадности и эгоизму, на самом деле — результат гордости.

Возьмите, к примеру, деньги. Желание лучше проводить отпуск, иметь лучший дом, лучшую пищу и лучшие напитки делает человека жадным до денег: он хочет иметь их как можно больше. Но это до определенного предела. Что заставляет человека, получающего 40 000 долларов в год, стремиться к 80 000? Теперь уже не просто жадность к удовольствиям. Ведь при 40 000 долларов роскошная жизнь для него вполне доступна.

Это гордость вызывает в нем желание стать богаче других и желание еще более сильное — обрести власть, ибо именно власть доставляет гордости особое удовольствие. Ничто не дает человеку такого чувства превосходства, как возможность играть другими людьми будто оловянными солдатиками.

Что заставляет молодую девушку сеять несчастье повсюду, где она появляется, собирая вокруг себя поклонников? Конечно, не половой инстинкт. Девушки подобного рода очень часто бесстрастны. Ее толкает на это гордость.

Что заставляет политического лидера или целую нацию постоянно стремиться к новым успехам и достижениям, не довольствуясь прежними? Опять-таки гордость.

Гордости присущ дух соперничества. Вот почему ее невозможно удовлетворить. Если я страдаю гордостью, то пока хоть один человек обладает большей властью, богатством или умом, чем я, он будет мне соперником и врагом.

Христианство право: именно гордость порождала главные несчастья в каждом народе и в каждой семье с начала мира. Другие пороки могут иногда сплачивать людей; так, среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия, вы можете обрести веселых приятелей. Но гордость всегда означает враждебность — она и есть сама враждебность. И не только враждебность человека к человеку, но и человека к Богу.

В лице Бога вы встречаетесь с чем-то таким, что во всех отношениях неизмеримо превосходит вас. Пока вы не осознали этого, а следовательно, и того, что в сравнении с Ним вы — ничто, вы вообще не в состоянии познать Бога. Вы не можете познать Его, не отрешившись от своей гордости. Ведь гордый человек всегда смотрит свысока на все и на всех, то есть сверху вниз: как же увидеть ему то, что над ним!

Возникает ужасный вопрос. Как возможно, что люди, пожираемые гордостью, говорят, будто они верят в Бога, и считают самих себя очень религиозными?

Я боюсь, что эти люди поклоняются воображаемому Богу. Теоретически они признают, что перед лицом этого призрачного Бога они — ничто. Но им постоянно представляется, будто этот Бог одобряет их и считает их лучше других; они платят Ему воображаемым, грошовым смирением, переполняясь в то же время горделивым высокомерием по отношению к окружающим.

Я полагаю, Христос думал и о таких людях, когда говорил, что некоторые будут проповедовать Его и именем Его изгонять бесов, но при конце мира услышат от Него, что Он никогда их не знал. Любой из нас в любой момент может попасть в эту ловушку.

К счастью, у нас есть возможность испытать себя. Всякий раз, когда возникает ощущение, что наша религиозная жизнь делает нас лучше других, мы можем быть уверены, что ощущение это не от Бога, а от дьявола. Вы можете быть уверены, что Бог действительно присутствует в вашей жизни только тогда, когда либо совсем забываете о себе, либо видите себя незначительным и нечистым. Лучше совсем забыть о себе.

Это ужасно, что самый страшный из всех пороков способен проникнуть в самую сердцевину нашей религиозной жизни. Но это и вполне понятно. Другие, менее вредоносные пороки исходят от дьявола, воздействующего на нас через нашу животную природу. А этот порок проникает в нас иным путем: он приходит непосредственно из ада. Ведь природа его — чисто духовная, а следовательно, и действие его гораздо более утонченно и смертоносно.

По этой причине гордость часто может служить для исправления других пороков. Учителя, к примеру, нередко взывают к гордости учеников или к их самоуважению, как они это называют, чтобы заставить их вести себя прилично. Многим людям удается преодолеть трусость, приверженность к дурным страстям или исправить скверный характер, убеждая себя, что пороки эти ниже их достоинства; они достигают победы, разжигая в себе гордость.

И, глядя на это, дьявол смеется. Его вполне устраивает, что вы становитесь целомудренными, храбрыми, владеющими собой, если при этом ему удается подчинить вашу душу диктату гордости, — точно так же он бы не возражал, чтобы вы излечились от озноба, если взамен ему позволено передать вам рак. Ведь гордость — это духовный рак: она пожирает самую возможность любви, удовлетворения и даже здравого смысла.

photosight.ru. Фото: Александр Гребешков

Прежде чем мы покончим с этой темой, я должен предостеречь вас против таких ошибок:

1. Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости.

Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: «Хорошо, верный раб», — все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь — удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать.

Беда начинается тогда, когда вы от мысли: «Я доставил ему удовольствие; как хорошо!»— переходите к мысли: «Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это». Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь.

Читать еще:  Настоятельница ордена св. Бригитты обвиняется в жестоком обращении с послушницами

Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна. Вот почему тщеславие — тот сорт гордости, который проявляется, главным образом, на поверхности, — пожалуй, наименее опасно и наиболее простительно.

Тщеславный человек жаждет похвалы, аплодисментов, обожания и всегда напрашивается на комплименты. Это недостаток, но недостаток детский и даже, как ни странно, не очень вредоносный. Он лишь показывает, что полностью довольствоваться самообожанием вы пока не можете. Вы еще достаточно цените других людей, чтобы привлечь их внимание. Иными словами, вы еще сохраняете в себе человечность.

Воистину черная, дьявольская гордость приходит тогда, когда вы начинаете считать всех остальных настолько ниже себя, что вас уже не волнует, как они о вас думают.

Подчас нам действительно не следует обращать внимание на мнение людей, если в своих словах и поступках мы руководствуемся правильными соображениями, тем более что для нас несравненно важнее, что об этом думает Бог. Но гордый человек не обращает на других внимания совсем по иной причине.

Он говорит: «Почему я должен добиваться аплодисментов этой толпы, как если бы мнение всех этих людей имело какую-то ценность? Да если бы оно и было так, я не тот человек, чтобы краснеть от удовольствия при комплименте, словно девчонка, впервые приглашенная на танец. Я — самостоятельный взрослый человек. Все, что я сделал во имя своих собственных идеалов, я сделал или потому, что одарен артистическим складом ума, или следуя традициям моей семьи, короче, потому что я такой, какой я есть. Толпе это нравится? Ее дело! Для меня все они — ничто».

В подобном случае настоящая, достигшая предела гордость может выступать противницей тщеславия. Как я сказал выше, дьявол любит лечить мелкие недостатки, подменяя их крупными. Стараясь излечиться от тщеславия, мы не должны звать на помощь нашу гордость.

2. Мы часто слышим, как человек гордится сыном, или отцом, или школой, или службой. Возникает вопрос: грех такого рода гордость?

Я думаю, все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в слово «гордиться». Часто оно звучит в наших устах как синоним словосочетания «восхищаться от всего сердца». А такое восхищение, безусловно, весьма далеко от греха.

Но бывает и по-другому: слово «гордиться» может означать, что человек чувствует себя важной персоной на основании заслуг своего выдающегося отца или из-за принадлежности к знаменитому роду. Хорошего в этом мало: и все-таки это лучше, чем гордиться самим собой.

Любить кого-то и восхищаться кем-то, помимо себя, — шаг в сторону от полного духовного крушения. Однако подлинное духовное оздоровление не придет к нам до тех пор, пока мы будем любить что-то и преклоняться перед чем-то больше, чем мы любим Бога и преклоняемся перед Ним.

3. Мы не должны думать, будто Бог запрещает гордость, ибо она оскорбляет Его; что Он требует от нас смирения, чтобы подчеркнуть Свое величие, как если бы Он Сам был болен гордостью.

Думаю, Бога меньше всего занимает Его достоинство. Все дело в том, что Он хочет, чтобы мы познали Его. Он хочет дать Себя нам. И если мы действительно, по-настоящему соприкоснемся с Ним, то невольно и с радостью покоримся и почувствуем при этом бесконечное облегчение, отделавшись наконец от надуманной чепухи о нашем достоинстве, которая всю жизнь не дает нам покоя, лишает радости.

Он старается сделать нас покорными, чтобы мы могли пережить это облегчение. Он пытается освободить нас от фантастического, уродливого наряда, в который мы рядимся и чванливо расхаживаем как маленькие глупцы.

Хотелось бы и мне стать более покорным и смиренным. Если бы я добился этого, то смог бы побольше рассказать вам об облегчении и удобстве, которые приходят к нам, когда мы снимаем с себя пышный маскарадный наряд, когда отделываемся от своего фальшивого «я» с его позами и претензиями: «Ну посмотрите на меня, разве не славный я парень?» Даже приблизиться к такому состоянию на миг — все равно, что выпить холодной воды в пустыне.

4. Не думайте, что настоящее смирение — вкрадчивость и елейность, нарочитое подчеркивание собственного ничтожества.

Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе.

Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете.

Как понять, что у тебя развивается гордыня?

Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. В гордыне человек не благодарит Бога за всё то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).

Другими словами, гордыня — это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то всё равно Бог, это только в моём представлении всё как-то по-другому. Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я всё время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об неё биться всё время.

Все религии признают это качество одним из самых серьезных смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в черном списке грехов.

Но, тем не менее, разглядеть её в себе порою очень сложно. Потому что грань различия между гордостью и гордыней иногда очень тонкая. Как говорится «Уважая своё я — вы можете не заметить, как плюете в души окружающих вас людей… чрезмерно уважаемое эго — это и есть гордыня.»

«Гордыня предшествует падению.» (Английская поговорка)

Итак, как говорится, врага нужно знать в лицо. И тщательно изучая признаки гордыни, мы можем начать медитировать на них и отслеживать их проявления в нашем сердце. Это очень поможет нам развивать благоприятные качества, такие как смирение, уважение, и будет способствовать гармонизации наших отношений с этим миром и укреплять нас на духовном пути. Потому что наша гордыня помогает нам видеть в людях плохое и мешает увидеть хорошее.

«Спящие грезят о собственной значительности. Пробужденные же становятся проводниками значительности мироздания для всё ещё спящих.»

Данный список «отличительных» признаков гордыни составлен по семинару Шри Джишну прабху (Сергея Тимченко) «54 признака гордыни».

Гордыня — это:

1. Непреложность того факта, что ты всегда прав. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
3. Чувство собственной важности.
4. Унижение себя и других.
5. Мысль о том, что ты лучше других, хвастовство.
6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
8. Контроль за ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
9. Надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
10. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
11. Непозволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
12. Привлечение к себе внимания.
13. Болтливость или разговоры о своих проблемах.
14. Обидчивость.
15. Излишняя чувствительность или бесчувственность.
16. Чрезмерная занятость своей персоной.
17. Мысли о том, что другие думают или говорят о тебе.
18. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
19. Ощущение своей никчемности.
20. Отказ измениться или мысль о том, что тебе не стоит изменяться.
21. Непрощение себя и остальных.
22. Разделение людей на иерархические уровни — кто лучше или важнее,
затем поведение в соответствии с иерархией.
23. Мысль о том,что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу.
24. Брать на себя непосильную работу.
25. Недоверие к людям, Богу, Посланникам и Владыкам.
26. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
27. Мысль о том, что ты выше закона и есть особый сын Бога.
28. Сотворение кумира из себя и из других.
29. Работа сверх всякой меры, т.е. столько, что физическое тело не выдерживает.
30. Изменение манеры поведение в зависимости от того, с кем говоришь.
31. Неблагодарность.
32. Игнорирование «малых людей».
33. Невнимание.
34. Неосознание своей гордыни и духовных проблем.
35. Наличие раздражительного тона.
36. Повышение голоса в злобе и досаде.
37. Мысль о том,чтобы проучить кого-либо, или речь о третьем лице в унизительном тоне.
38. Неподчинение воле Бога.
39. Недостаток самоуважения.
40. «Что ты мог бы для меня сделать?».
41. Безрассудство и безумство.
42. Наличие отношения «мой брат есть хранитель меня», обратная позиция «я есть хранитель моего брата».
43. Нечестность по отношению к себе и другим
44. Неспособность пойти на компромисс.
45. Желание всегда оставить последнее слово за собой.
46. Нежелание делиться своими знаниями с тем, чтобы иметь возможность контроля.
47. Невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему. Невнимание к своей душе.
48. Мысль о том,что ты должен это сделать, т.к. никто другой не сможет сделать это лучше.
49. Указание на ошибки другого в тоне осуждения.
50. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль и действие).
51. Предубежденность к людям в зависимости от внешнего вида, цвета кожи и пр.
52. Гордость от занимаемого положения.
53. Чрезмерное уважение к себе.
54. Сарказм.

Читать еще:  Литиjа у Почајеву окупила је више од 5 хиљада хришћана

Топ 10 признаков, по которым можно распознать в себе гордыню

10) Обидчивость. Когда в человеке много гордыни, его легко задеть или обидеть. Обида не что иное, как задетая гордыня. Если в человеке мало гордыни, тогда он обижается крайне редко. Если бы в людях не было гордыни, тогда они бы не обижались вовсе.

9) Отсутствие результатов и общая неразвитость. Гордыня блокирует развитие людей. Человек под гордыней не способен искать причину неудач в себе, также как и неспособен развиваться. Человек под гордыней и так себя считает Богом, куда уж ему развиваться дальше. Всё это превращается в отсталость и, как следствие, в отсутствие результатов во всех сферах жизни.

8) Стеснительность и зажатость. Гордыня бывает не только раздутой, но и ужатой. Именно ужатая гордыня настолько сильно боится осуждения или критики, что заставляет человека ограничивать контакт с людьми. Человек с ужатой гордыней начинает стесняться и ужиматься, что может перерасти даже в социофобию.

7) Направленность на потребление и эгоизм. Так как раздутая гордыня внушает нам, что мы и так умные, сильные, крутые, развитые, да и в целом потрясающие, мы зацикливаемся только на себе. Мы считаем, что нам все обязаны, а мы цари и Боги, должны только брать и потреблять. Отсюда эгоизм и потребительское отношение ко всему. Отсюда неумение ценить то, что мы имеем и неумение радоваться дарам Бога, таким как снег, солнышко, смех детей, природа, свобода, да и в целом мы не умеем радоваться жизни. Поэтому людям вечно мало, сколько бы они не имели. Люди, в которых мало гордыни, больше дают, чем берут. Они направлены на отдачу, помощь и созидание, они альтруисты, а не эгоисты.

6) Самобичевание. Гордыня бывает не только раздутой, но и ужатой. Ужатая гордыня горько переживает из-за того, что не может много брать, потреблять, использовать и разрушать. А не может она, потому-что её носитель недостаточно умный, сильный, красивый, весёлый, богатый и так далее. За это ужатая гордыня начинает изничтожать своего носителя, что выливается в самобичевание. Человек, в котором мало гордыни спокойно исправляет свои недостатки и идёт куда ведёт его душа, в то время как человек полный ужатой гордыни занимается самобичеванием.

5) Раздутость или горделивость. Здесь наоборот, действует раздутая гордыня, внушающая человеку его превосходство над другими. Человек в котором много достоинств, но мало гордыни, очень просто относится к своим достижениям и достоинствам. Он прост в общении с другими людьми и не считает себя выше их. Держится на равных и с уважением относится ко всем людям. Человек, полный гордыни, держится высокомерно, считает себя выше всех и уважает только лишь себя.

4) Я. Раздутая гордыня внушает своему носителю, что его заслуга во всём, где он имеет результат, а где его промахи или пробелы, виноват не он. Поэтому люди полные гордыни часто говорят: «Это я добился того-то, я очень крутой, я очень сильный, я очень умный и прочее». Якать, хвалиться и приписывать себе все заслуги — это удел горделивых людей. Люди с малой гордыней видят всё наоборот. Свои заслуги они приписывают не себе, а причину своих неудач ищут только в себе.

3) Неумение вкладывать, созидать, жертвовать, помогать и делиться. Люди, полные гордыни, не умеют вкладывать и жертвовать, так как их взор направлен только на потребление, использование и разрушение. Именно поэтому когда нужно что-нибудь создать или вложить энергию, они ищут, кто бы это сделал за них. Они попросту этого не умеют или делают крайне плохо. Созидать, вкладывать и помогать — это удел Бога, и это умеют люди, полные Бога, с малым количеством гордыни.

2) Поиск причин неудач во вне. Горделивые люди ищут причины своих неудач во вне, а не в себе. Так заставляет делать гордыня, потому что если человек начнёт искать причины неудач в себе, тогда он быстро увидит причину в своей гордыне и захочет её убрать. Гордыня всячески этому препятствует.

1) Отсутствие душевной связи с Богом. Горделивые люди заблокированы, а потому не чувствуют Бога. Гордыня делает всё, чтобы увести человека от Бога. Внушает ему, что Бога нет, что главное разум, а не душа, уводит человека от истины различными трендами, убеждениями, чужим мнением и течениями.

Как понять, что у тебя развивается гордыня?

Гордость начинается с нездорового желания сравнить себя с другими и на основании этого сравнения возвыситься.

Я бы рассматривал развитие гордости как путь ниспровержения авторитетов. Когда человек вместо того, чтобы от других людей брать нечто полезное, ищет причины обесценить их в собственных глазах. Тут-то и оказывается, что найти недостатки в ближних можно без особых усилий, потому что у кого из обычных смертных их нет?

Гордость начинается с нездорового желания сравнить себя с другими и на основании этого сравнения возвыситься. Такое возвышение всегда влечет за собой дистанцирование, разъединение с окружающими. Потому что невозможно считать себя красивее, умнее, успешнее, талантливее других и при этом оставаться наравне c ними. Если мы видим, что наша критичность последовательно отделяет нас от одного человека, от другого, от целого коллектива — значит, пора задуматься, насколько наша самооценка адекватна.

Гордости всегда противопоставляется смирение, и, как мне кажется, одно из возможных значений данного слова — это примирение. Через смирение человек примиряется, сближается, соединяется с людьми, миром, Богом — со всеми, с кем он, возгордившись, порвал отношения, от кого отдалился.

Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях» очень точно описал зарождение гордости. «Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: “Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему”. Потом начал и сих осуждать и говорить: “Нет никого достойного, кроме Макария”. Спустя немного, начал говорить: “Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория”. Но скоро начал осуждать и сих, говоря: “Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла”. Я говорил ему: “Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать.” И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: “Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы”. Наконец, возгордился он и против Самого Бога и таким образом лишился ума».

Проявлением гордости, ведущей к разделению нас с людьми и Богом, как ни странно, может являться и показное гипертрофированное самоумаление. Речь не о той ситуации, когда человек здраво оценивает себя, признает свое несовершенство и видит необходимость работы над собой. Бывает, когда вместо этой работы человек просто постоянно твердит «я хуже всех», как будто подчеркивание своей «никчемности» свидетельствует о его правильном духовном настрое. Но ведь это «хуже всех» тоже содержит в себе отделение и от других людей, и от Бога, Который ждет, чтобы человек не лишил себя радости и надежды из-за своих грехов, а избавился от этих грехов с Его помощью.

20 Признаков гордыни человека

Гордыня забирает у человека много жизненной энергии и сил, и не зря это чувство относится к одному из смертных грехов.

Гордыня является источником множества пагубных эмоций и мыслей, а негативные мысли и эмоции в свою очередь, приводят к болезням и страданиям.

Человек, желающий накопить личную силу, то есть жизненную энергию, которая нужна для того, чтобы преодолевать препятствия, без затруднений реализовывать свои намерения и работать над собой, обязан избавиться от гордыни. Но для того, чтобы избавиться от гордыни, надо сначала ее распознать.

Давайте рассмотрим самые характерные признаки гордыни:

1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих.
Такие люди чувствуют, что всегда правы, склонны критиковать кого-то, обсуждать, сплетничать и обвинять.

2. Следующее проявление гордыни – это жалость к себе.
Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе, человек чувствует себя несчастным, он испытывает боязнь и страх перед всем миром, и для того, чтобы защититься от него, выставляет на показ свою важность, значимость, достаток. Такой человек сконцентрирован только на себе, он начинает играть роль тирана или жертвы, из его жизни уходит собранность, трезвость и уравновешенность.

3. Отношение свысока, снисходительность.
Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя.

4. Покровительственное отношение к кому-либо.
Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно люди, которые помогают кому-то, требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!»

5. Унижение других и себя.
Есть люди, которые считают себя неудачниками, ни на что не способными, низки духом, и если видят кого-то выше себя, они готовы ползать перед ними на коленях. Но в то же время, если они замечают людей, ниже себя, вынуждают их вести себя точно так же.

6. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать». Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности.

7. Слишком серьезное отношение к себе.
У человека возникает чувство, что он очень важная персона. И это чувство дает ему повод раздражаться по поводу и без. И когда что-то в жизни складывается не так, как хочется, он может встать и уйти. Такую ситуацию часто можно видеть в семьях при разводе. Каждый из супругов считает, что тем самым проявляет силу своего характера, но это не так. Таким образом, они наоборот проявляют слабость.

Читать еще:  Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернется в Россию в 2004 году

8. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему – человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование.

9. Хвастовство.
Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость.

10. Отказ о помощи.
Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться.

11. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься.
Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров.

12. Мысль о том, что деятельность, которой занимается человек, нужнее и важнее всех остальных.

13. Соперничество.
Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням.

14. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия.
Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека.

15. Использование слов, значение которых другим людям непонятно.
Обычно этим пороком страдают ученые.

16. Нежелание делиться своими знаниями.

17. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость.

18. Нечестность к себе и к другим людям.
Такой человек может не выполнять своих обещаний, специально вводить людей в заблуждение, врать.

19. Сарказм.
Стремление съязвить, зло подшутить над человеком, обидеть едким замечанием или грубостью.

20. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки – духовные проблемы и гордость.

Обратная сторона гордыни — самоуничижение, неуверенность в себе, своих силах, возможностях.
Самоуничижение разрушает Человека не меньше чем гордыня.

Из книги Синельникова В.В.
«Формула жизни. Как обрести личную силу»

Как понять, что у тебя развивается гордыня? — рассказывает психолог

Освобождение от греха

Подводя итоги, стоит еще раз напомнить главную заповедь христианства «возлюби ближнего своего». Когда будет понята и принята эта заповедь, для гордыни не останется места. Мать, которая прижимает к груди младенца, любит его без каких-либо условий. Он приносит в ее жизнь хлопоты и проблемы, но женщина никому не позволит изъять из своей жизни их источник. Вырастая, дети не всегда оправдывают надежды родителей. Но спросите мать, согласится ли она с поменять непутевого сына или нерадивую дочку на успешных и известных людей? Никогда.

Если в вашу жизнь придет такая любовь к каждому человеку, то о грехах можно будет забыть. Но для достижения подобных результатов над своей душой придется изрядно поработать.

Мнение других

Зачастую гордыню в личности вскармливает само общество, ссылаясь на воспитание, при котором не принято говорить человеку откровенно о его недостатках. При этом ничто не мешает ему осуждать этого же индивидуума за его спиной, посмеиваясь над его заблуждениями. В данной ситуации человек о своих промахах может узнать случайно или от человека, который принципиально честен. Главное в этом случае — не впасть в другую крайность гордыни, то есть в обидчивость. Как бы ни было сложно принять критику в свой адрес, стоит задуматься над каждым словом человека, высказавшего свое мнение о вас.

Причины гордыни

Современное общество формирует мнение, что женщина может обходиться без мужчины. Женская гордыня не признает семейный союз – замужество, в котором мужчина глава и его мнение должно быть основным. Женщина в таких отношениях не признает правоту мужчины, явно выдвигает свою самостоятельность как аргумент, и стремится подчинить его волю. Ей важно быть в отношениях победительницей с непоколебимыми принципами. Пожертвовать собственными амбициями на благо семьи, для горделивой женщины недопустимо.

Чрезмерный контроль, пиление и женское раздражение по мелочному поводу – отравляют жизнь обоим. Все скандалы завершаются лишь после того как мужчина признает свою вину и женское Эго победит. Если мужчину принуждают, по любому мелочному поводу восхвалять превосходство супруги, он чувствует унижение. Его любовь угасает – возникает накал страстей, и он уходит из семьи.

Кто страдает от этого греха

Ответ на этот вопрос заключается в следующем:

  • Страдают те, кто подвержен гордыне.
  • Кто живет рядом с этим человеком.
  • Кто сталкивается с ним и его амбициями в обществе.
  • На кого обрушиваются последствия его неверных действий.

В качестве примера можно взять современное воспитание женщины. С самого детства девочке внушают, что она ничем не хуже мальчиков. Ее воспитывают наравне с мальчиками, преподают те же предметы, те же правила поведения в обществе. Когда она становится девушкой, ей внушают, что, прежде чем построить семью и родить детей, ей стоит заняться образованием и карьерой. Таким образом, женщине изначально отказывают в семейном счастье, которое построено на подчинении мужчине.

Что делать православному христианину

Церковь помогает человеку бороться с множеством грехов. Когда обнаруживаются признаки гордыни в человеке, главное в этом случае, чтобы сам грешник признал это и пожелал расстаться с пороками. Священники предлагают исповедаться и причащаться, читать особые молитвы, помогающие бороться с грехами. Соблюдение постов и раздача милостыни могут также помочь грешнику избавиться от гордыни. Стоит только помнить, что никто и никому не навязывает своей воли, так как Господь создал человека со свободой выбора.

Церковь дана человеку для помощи во множестве проблем, которые навязывает нам мир. Зачастую сами проблемы не значат для души человека абсолютно ничего, но чтобы понять их никчемность, человеку нужно пройти долгий путь осознания и покаяния, который ему предлагают священники. Не у каждого хватает желания избавиться от греха, а также терпения, чтобы дойти до конца. Некоторым придется потратить на этот путь всю оставшуюся жизнь. Однако стоит также помнить, что ни записки в храмы, ни самые искренние молитвы не помогают, если человек не желает отступиться от своего греха.

Стоит ли обращать внимание на незначительные детали

Как видим, некоторые пункты из этого списка имеют общие признаки, повторяются. Никогда не спешите отбрасывать то, что кажется уже изученным. Иногда проблема, рассмотренная с немного другого ракурса, выглядит иначе, приносит в решения более адекватные изменения. Конечно, можно рассмотреть 54 признака гордыни, бороться с ними и прийти к достойным результатам. Это всегда лучше, чем совсем не заниматься самосовершенствованием.

Как бороться с грехом

Как говорилось выше, для начала нужно осознать присутствие в душе признаков гордыни. Далее требуется выработать в себе четкое понимание, что для избавления от греха придется изменить свою жизнь, свое поведение и отношение к людям и даже к Богу. Тщательно проработав и уяснив для себя, какие именно пороки завладели вашей сущностью, нужно выбрать главные, которые порождают более мелкие. Возможно, кому-то будет легче сначала избавиться от менее значительных признаков, а затем приняться за основные. Главное, идти к решению этой задачи упорно и целенаправленно.

Как избавиться от гордыни?

Гордыню называют врагом собственного счастья. Она формирует ложное мнение о смысле жизни человека, лишает друзей. Гордыня может разрушить семейный союз, исключает возможность извлечь опыт из собственных ошибок. Побороть гордыню непросто. Сначала её надо распознать как негативное чувство, которое нужно пресекать и искоренять. Но как бороться с гордыней на конкретных примерах:

  • признать власть над собой Всевышнего, воспринять себя как песчинку в океане Вселенной;
  • учиться у людей – замечать их старания, признать успешность тех, кто имеет больше достижений, брать от них хороший пример;
  • быть благодарным за помощь и подсказки;
  • не присваивать собственной персоне достижения других, не умалять значимости чужих заслуг;
  • делиться позитивным опытом с другими;
  • проявлять бескорыстную поддержку исключив как основу похвалу и благодарность;
  • найти авторитетную личность и попросить указать на ошибки, недостатки — оказать адресную критику;
  • не принимать обиды, не накапливать их в душе.
Непроизвольное внимание — условия возникновения и основные функцииПоступки ни одного человека не могут быть абсолютно ограждены от чужого влияния. Доказательством является непроизвольное внимание, которое возникает бесконтрольно. Умение вызывать его способно открыть потрясающие возможности по коррекции восприятия событий.Творческий кризис — причины возникновения и как преодолеть?Творческий кризис застает врасплох и может посетить любого творческого человека. Зная о механизмах возникновения такого спада и способах борьбы с ним, можно быстро вернуться в привычное креативное русло.
Психология личности — развитие и свойства личности человекаПсихология личности — тонкая наука. Каждый человек рождается индивидом, а потом уже становится личностью. На это оказывают влияние разные факторы, включая врожденные данные, воспитание, окружение. Важную роль в изменении характера и способностей играет саморазвитие, которое должно стать составляющей жизни всех членов общества.Системно-векторная психология — 8 векторовСистемно-векторная психология – новое направление. Человек обладает 8 эрогенными зонами или векторами. Мышечный, уретральный, звуковой, зрительный, оральный, кожный, обонятельный, анальный психотипы — разная дорога к счастью.

Объявления для соседей: 25 фото, читая которые вы прослезитесь от смехаЖелезные леди: 7 шокирующих преображений женщин после «качалки»5 вещей, которые для русских женщин норма, а для восточных — дикость10 продуктов, которые очень похожи на человеческие органы

19 сумасшедших новогодних подарков и поступков25 интересных фактов о Рождестве
9 ювелирных украшений, которые должна иметь каждая женщина25 лучших рецептов рождественского печеньяКак зовут коллег Деда Мороза в разных странах мира?

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падежед. ч.мн. ч.
Им.гордели́востьгордели́вости
Р.гордели́востигордели́востей
Д.гордели́востигордели́востям
В.гордели́востьгордели́вости
Тв.гордели́востьюгордели́востями
Пр.гордели́востигордели́востях

гордели́вость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -горд-

; интерфикс:
-е-
; суффиксы:
-лив-ость
[Тихонов, 1996].

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector