1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно совершать службы на дому мирским чином?

Православная Жизнь

На этот вопрос можно было бы ответить достаточно коротко: никак. Точнее, пусть каждый честно скажет себе, насколько он реально любит Бога и сколько своего времени в течение суток Ему посвящает.

Как правило, большинство православных христиан ограничивается вычитыванием (как бы кощунственно ни звучало это слово) определенных молитвенных правил – и все. У нас даже нет элементарной, если угодно, культуры чтения Священного Писания. Сейчас, в дни Великого поста, оказавшись в условиях карантина, как раз и настало то время, когда сформировались все условия для исправления «косяков» духовной жизни. Думаю, что если каждый из нас наполнит свой день неспешной, внимательной, собранной молитвой, чтением как Ветхого, так и Нового Заветов, святоотеческой, литургической, догматической и пр. литературы, то это станет лучшей службой «мирским чином».

Я также прекрасно понимаю, что многие из нас в наложенных государством ограничениях начинают испытывать тоску или «голод» за храмовым богослужением. Онлайн-трансляции, конечно же, могут иметь место, но, как по мне, то известный элемент электроники вносит какую-то «мертвенность», искусственность во всю эту затею, а нам так хочется живого соприкосновения с церковной службой. Естественно, о «мирском» чине совершения Литургии, каждений, одевания облачений не может быть и речи, но что относительно других служб? А здесь есть над чем подумать.

Нужно сказать, что чего-то похожего на привычный для нас молитвослов изначально в Церкви не существовало. Сформированный в течение определенного исторического процесса суточный круг богослужения достаточно долго оставался идеальным образцом не только храмовой, но и домашней молитвы. Но здесь есть определенные нюансы, заметить их мы можем в словах святителя Ипполита Римского: «Если же будет поучение и будет Слово Божие [читаться], то пусть каждый предпочтет лучше идти в то место… Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. …Каждый пусть усердно ходит в церковь – место, где процветает Святой Дух. Если же в какой-либо день не будет поучения, тогда каждый, хотя бы у себя дома, пусть возьмет святую книгу и читает в достаточной степени то, что, как ему кажется, принесет пользу». Таким образом, мы видим, что предпочтение в любом случае отдавалось храму, а уж если приходилось молиться дома, то тут не было строгих предписаний относительно чина. Каждый христианин сам для себя определял меру своего правила. Но это все-таки были больше исключения, ведь в «Апостольских постановлениях», долгое время приписываемых священномученику Клименту Римскому, но, согласно текстологическому анализу, относящихся к IV столетию, содержатся такие указания: «А когда ты, епископ, поучаешь, то приказывай и убедительно внушай народу, чтобы прилежно ходил в церковь каждый день утром и вечером и отнюдь не оставлял собрания, но ходил в оное постоянно», хотя для достижения этой нормы уже приходится «приказывать и убедительно внушать».

Личные же правила своим появлением обязаны монашеской традиции. Вообще исследований по истории происхождения и формирования келейных молитвенных правил крайне мало. Определенные сведения передает римский церковный писатель пресвитер Руфин Аквилейский, живший во второй половине IV – начале V века. В своем труде «Жизнь пустынных отцов» он сообщает нам основные принципы организации скитского жития. Описав чинопоследование храмовых служб, пресвитер Руфин отмечает, что личное правило для иноков было обширным, но все же мера для каждого определялась отдельно, потому что «немощьным несть Устава… но елико кто может вместити да вместит».

На Руси изначально богослужения суточного круга также становились основой для личного молитвенного правила. Естественно, что о каком-либо священнодействии без священника речь не шла, просто вечерня, полуношница, повечерие, часы и изобразительные могли читаться из соответствующих книг или сборников с добавлением стихир, тропарей и кондаков дня. Со временем начал формироваться корпус особенных молитв, имевший такие названия: «молитвенное правило», «келейное правило», «молитвы вечерние и утренние» и т. д.

Если говорить о привычном для нас молитвослове, то здесь также количество исследований по истории его формирования ничтожно мало. Однако же с уверенностью можно сказать, что собрания молитв «утренних» и «на сон грядущим», к которым мы так уже привыкли, построены на заимствовании текстов из богослужебных чинов, в особенности великого повечерия и полунощницы. Утвердились они как некая «икономическая» мера, заменяющая богослужебные последования в ежедневном молитвенном правиле всякого христианина, так как в древности миряне, подобно монахам, старались совершать дома те же службы, что и в храме. Но, как мы знаем, полунощница и повечерие в приходских церквях служатся крайне редко, это и стало изначальной причиной их переноса в домашнее правило, т. е. христиане суточный круг богослужения как бы восполняли личными молитвами. Таким образом, вечерние и утренние молитвы можно назвать «одомашненными» повечерием и полунощницей соответственно.

Рассказ об истории формирования молитвослова можно еще продолжать, но давайте вернемся к изначальному вопросу: можно ли совершать какие-либо службы дома? Учитывая предыдущее изложение фактов, ответим прямо: можно. Остается вопрос: как? Сразу нужно сказать, что не стоит сокращать уже сформировавшееся каждодневное личное молитвенное парило, но в любом случае необходимо советоваться с духовником. Если же все-таки есть желание, возможность и время усилить свои молитвенные труды в эти дни сидения в карантине, то начать их лучше с приобретения Часослова. Именно в нем можно найти последование вечерни, утрени, повечерия, полунощницы и часов. Как по мне, то вечерню и утреню лучше не трогать, вполне достаточно будет шести оставшихся богослужений. Также важно найти тропари, кондаки и стихиры дня, и здесь все было бы немного сложнее, если бы не интернет. Естественно, что закупать для домашнего пользования многотомную месячную минею никто не будет, поэтому компьютер или смартфон вам в помощь. При пользовании же Часословом проблем возникнуть не должно, так как там все наряду и интуитивно понятно.

Последнее, о чем хотелось бы сказать, это канон на утрене. Честно говоря, я бы вообще начал именно с него. Еще св. прав. Иоанн Кронштадтский сам лично всегда читал этот канон в храме, так как считал, что именно в нем наиболее ясно раскрывается смысл того или иного праздника или дня памяти святого. Сложно с ним не согласиться. Поэтому скачивайте электронные минеи, находите в них по дате канон на утрене, ведь его чтение будет полезным и для души, и для ума.

Суть этого небольшого текста в том, чтоб показать, что совершение некоторых храмовых молитвенных последований в домашних условиях возможно, допустимо, исторически оправдано и полезно, однако же, повторюсь, что решать этот вопрос нужно с духовником или хотя бы священником, который вас хорошо знает и которому вы доверяете.

Протоиерей Владимир Долгих

Как правильно совершать службы на дому мирским чином?

Теоретически в домашних условиях при наличии необходимых книг можно совершить все службы суточного круга. В этом вопросе в качестве конкретного руководства можно рассматривать такие книги, как «Часослов для мирян» и «Служба мирским чином» (Киев, 2006). В то же время запрещено совершать церковные таинства, в том числе и Литургию любого типа (как полную, так и Преждеосвященных Даров); важно отметить, что Литургия не является службой суточного круга, потому наше утверждение о возможности совершения всех служб суточного круга можно принимать без оговорок. При этом следует руководствоваться следующими правилами:

1. Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».

2. Все те молитвы и песнопения, которые в храме поются, дома могут быть прочитаны.

3. На вечерне и утрене вместо положенных по уставу ектений произносится только «Господи, помилуй»: за великую и просительную ектении — 12 раз, за сугубую — 40 раз, за малую — по 3 раза. Следует при этом учесть, что в период Великого поста (до Великой Среды включительно) сугубая ектения произносится только по субботним и воскресным дням, а также в праздничные дни (полиелейные праздники и Благовещение Пресвятой Богородицы). Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».

4. Миряне могут самостоятельно совершать все необходимые на великопостном богослужении поклоны, в том числе читать молитву преподобного Ефрема Сирина.

5. Миряне могут произносить прокимны, «Аллилуиа» и «Бог Господь…» со стихами (потому что по Типикону эти тексты произносит канонарх).

6. Миряне могут читать паремии, апостольские и евангельские зачала. Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) опускаются. Произносится только название зачала — например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение» — и далее сразу читается текст зачала.

7. Вместо богослужебного отпуста произносится следующая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь». В текст этой молитвы можно вставить поминовение святых дня (по дням седмицы) и святого Минеи (если в домашнем богослужении были использованы тексты Минеи).

Основные трудности при совершении домашнего богослужения могут быть связаны с двумя аспектами: знание богослужебного последования и наличие комплекта богослужебных книг.

Знание последования и принципов формирования богослужений. Среди мирян, думается, лишь единицы могут похвастаться хорошим знанием богослужебного устава. Потому человеку, не имеющему опыта совершения церковных богослужений (хотя бы в качестве чтеца или певца), будет достаточно сложно совершить на дому полный круг богослужебных последований.

С технической точки зрения службы можно разделить на две группы: часовые и изменяемые. К часовым службам относятся все часы (1-й, 3-й, 6-й, 9-й), повечерие, полунощница, изобразительны в седмичные дни поста. Это стабильные последования, которые не меняются существенным образом в зависимости от дня седмицы. По каждой из служб отметим следующие нюансы.

1. Великопостные часы совершаются по Часослову, где на ряду дается полное последование каждого часа. Если читаются кафисмы, то расписание кафисм можно смотреть по богослужебным указаниям, которые доступны в Интернете. На 1-м и на 6-м часе по «Отче наш…» в среду и пятницу есть особенности в чтении текстов Часослова, которые отмечены там же, в богослужебных указаниях.

2. Повечерие (как малое, так и великое) также можно читать только по Часослову. При этом нужно иметь в виду, что на великом повечерии по 1-м Трисвятом есть два варианта тропарей (в зависимости от дня седмицы), а в 3-й части добавляются каноны (их можно прочитать при наличии их текстов из Октоиха и Минеи; если же тексты канонов недоступны, то можно опустить). Окончание великого повечерия совершается с малым отпустом, то есть молитвой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь» без коленопреклонения. В пятницу вечером следует учесть следующие особенности: 1) отменяются поклоны; 2) по 1-м Трисвятом читаются тропари субботнего праздника, по 3-м Трисвятом — кондак праздника.

3. Полунощница (при желании ее совершить, ибо эта монастырская служба на приходах в принципе не совершается) вычитывается без особенностей, кафисма для нее (в седмичные дни — 17-я, в субботы — 9-я) читается по Псалтири.

4. Изобразительны в седмичные дни поста совершаются по Часослову без отпуста (после молитвы преподобного Ефрема Сирина сразу осуществляется переход на вечерню). Единственная уставная трудность — чтение кондаков по «Отче наш…». Здесь можно рекомендовать такую упрощенную схему: кондак дня, святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой. »; «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное. ». Все перечисленные тексты есть в Часослове на ряду, кондак святого дня можно взять из Минеи (или, например, из популярного «Православного церковного календаря с тропарями и кондаками»).

Читать еще:  РПЦ празднует память святых жен-мироносиц

К изменяемым службам следует отнести вечерню и утреню, а также изобразительны в субботние и воскресные дни. Эти богослужения имеют внушительное количество изменяемых песнопений, и их совершение в полном виде на дому людьми, не искушенными в церковном уставе, весьма затруднительно. Тем не менее именно эти службы являются основными и более значимыми, нежели рассмотренные выше богослужения часовые. При их совершении мирянами дома в седмичные дни Великого поста можно рекомендовать, во-первых, популярную книгу «Службы первой седмицы Великого поста». Хотя в этой книге, как следует из ее названия, содержатся службы только первой седмицы, там же даются подробные последования всех великопостных служб, так что на последующих седмицах можно читать последование вечерни и утрени по указанной книге, заменяя только тексты Минеи и Триоди актуальными для конкретного дня. В крайнем случае можно совершить предельно сокращенное последование, состоящее только из неизменяемых молитвословий этих служб, которое опубликовано в указанном выше «Часослове для мирян». По мере возможности каждый благочестивый христианин может добавлять в такой краткий чин утрени изменяемые тексты: каноны (в седмичные дни поста прочитать канон Минеи и трипеснец Триоди), кафисмы, стихиры. Отметим также, что в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, христианин на дому может прочитать вместо нее вечерню великопостным чином (это позволяет делать наш Типикон, который каждый раз после указаний для Литургии Преждеосвященных Даров делает оговорку «аще великия ради нужды несть Литургии» и представляет последование вечерни великопостным чином).

Особо следует сказать об изобразительных в субботние и воскресные дни. В эти дни изобразительны фактически играют роль обедницы, и в их последование добавляются изменяемые тексты Литургии оглашенных. Достаточно хорошо чин такой службы представлен в книге «Служба мирским чином». Отметим следующие изменения в сравнении с чином изобразительных в седмичные дни Великого поста:

1. К «Блаженнам» могут быть присоединены уставные тропари.

2. После «Заповедей блаженства» читаются новозаветные чтения Литургии (Апостол, Евангелие) с сопровождающими их прокименом и аллилуарием.

3. По «Отче наш…» читаются кондаки по уставу (схему кондаков можно взять из богослужебных указаний, при этом следует в качестве исходной взять схему пения тропарей и кондаков по входе, затем из нее опустить тропари).

Наличие комплекта богослужебных книг. Существенной проблемой для совершения вечерни и утрени, а также для чтения канонов на повечерии может стать нехватка уставных богослужебных книг (думается, только единицы могут иметь в домашней библиотеке Минею, Постную Триодь и Октоих). Здесь можно посоветовать следующее.

1. В Интернете при желании можно найти и скачать все богослужебные книги в формате PDF, скопировать нужную книгу на электронное устройство (планшет или электронную книгу) и читать по этому устройству.

2. Тексты основных служб (праздники, субботние и воскресные дни Триоди, Октоих) доступны и легко могут быть найдены в других форматах (HTML, DOC и др.). Так что опять-таки можно найти нужный отрывок, распечатать на принтере или скопировать на электронное устройство и использовать в домашнем богослужении.

В крайнем случае можно минимизировать использование изменяемых песнопений или даже вовсе опустить их, ограничившись постоянными молитвословиями, которые даются в Часословах и Канонниках. С другой стороны, нельзя не учитывать, что именно изменяемые песнопения (если говорить о службах Великого поста, то в первую очередь имеются в виду песнопения Триоди) особенно ценные, содержательные и эстетически красивые, именно они придают службе конкретного дня особый колорит. Потому желательно хоть какой-то минимальный набор изменяемых текстов (в частности, каноны) все же прочитать при рассматриваемом вынужденном совершении дома богослужений суточного круга.

Богослужение мирянским чином

Бого­слу­же­ние мирян­ским (мир­ским) чином — бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое в отсут­ствие свя­щен­ника или епи­скопа. Мирян­ским чином могут совер­шаться все службы суточ­ного бого­слу­жеб­ного круга, содер­жа­щи­еся в Часо­слове. Мир­ским чином не может совер­шаться всего одна служба — Литур­гия, она заме­ня­ется служ­бой Изоб­ра­зи­тель­ных.

Наи­бо­лее важные устав­ные пра­вила, совер­ше­ния миря­нами бого­слу­же­ний суточ­ного, сед­мич­ного и годо­вого круга, а также молеб­ствий, крест­ных ходов, пани­хид, литий и отпе­ва­ния усоп­ших при отсут­ствии свя­щен­ника:

  1. Все бого­слу­же­ния при отсут­ствии иерея совер­ша­ются вне алтаря (алтарь закрыт, завеса Цар­ских врат задёр­нута, сти­харь не оде­ва­ется).
  2. Все иерей­ские воз­гласы во всех слу­чаях заме­ня­ются одним: «Молит­вами святых отец наших, Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, поми­луй нас. Аминь».
  3. За екте­нию во всех слу­чаях про­из­но­сится только «Гос­поди, поми­луй»: за вели­кую и про­си­тель­ную екте­нии – 12 раз; за сугу­бую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо воз­гласа по окон­ча­нии екте­нии про­из­но­сится: «Молит­вами святых отец наших. » (см. выше).
  4. Миряне могут воз­гла­шать про­кимны, алли­лу­а­рии и «Бог Гос­подь…» со сти­хами, как это и поло­жено делать кано­нарху на бого­слу­же­нии.
  5. Миряне могут читать Пари­мии, Апо­столь­ские и Еван­гель­ские зачала с аналоя на сере­дине храма (не с амвона, и тем более не с алтаря). Все пред­ва­ря­ю­щие и после­ду­ю­щие иерей­ские воз­гласы («Вонмем», «Мир всем», «Пре­муд­рость, прости», «И о спо­до­би­тися нам…» и т.д.) – опус­ка­ются. Про­из­но­сится только назва­ние зачала, напри­мер: «К Солу­ня­нам посла­ние свя­таго апо­стола Павла чтение», «От Луки свя­таго Еван­ге­лиа чтение», и далее сразу чита­ется текст зачала. При отсут­ствии бого­слу­жеб­ного Апо­стола и Еван­ге­лия, тексты зачал можно опре­де­лить по номе­рам глав и стихов, и про­чи­тать их по обыч­ному тексту Нового Завета. При чтении недо­пу­стимо ника­кое под­ра­жа­ние диа­кон­ской или иерей­ской голо­со­вой инто­на­ции – читать нужно просто, чётко, доста­точно громко, с соблю­де­нием смыс­ло­вых пауз и интер­ва­лов.
  6. Каж­де­ние совер­ша­ется только ручной (домаш­ней) кадиль­ни­цей. Кусо­чек ладана кла­дётся на горя­чий уголёк и осе­ня­ется крест­ным зна­ме­нием с молит­вой: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа. Аминь». Каж­де­ние совер­ша­ется трое­крат­ным кре­сто­об­раз­ным дви­же­нием руки с кадиль­ни­цей: а) два раза вер­ти­кально – сверху вниз; б) один раз гори­зон­тально – слева на право. Во время дли­тель­ного каж­де­ния обычно про себя чита­ется 50‑й псалом. При неболь­шом каж­де­нии чита­ется таже молитва что и на начало каж­де­ния: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа. Аминь».
  7. Вместо бого­слу­жеб­ного отпу­ста про­из­но­сится крат­кий малый отпуст: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пре­чи­стыя Твоея Матере, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец наших и всех святых, поми­луй нас. Аминь».

На крат­ком отпу­сте, после поми­но­ве­ния Божией Матери, можно также помя­нуть хра­мо­вого свя­того (кото­рому посвя­щён храм); днев­ного свя­того (кото­рому посвя­щён день сед­мицы); свя­того, кото­рому совер­ша­лась служба («его же и память ныне совер­шаем»); и всех святых, кото­рые празд­ну­ются в этот день («их же и память днесь»). По окон­ча­нии бого­слу­же­ния моля­щи­еся сами при­кла­ды­ва­ются ко св. Кресту, кото­рый для этого пред­ва­ри­тельно пола­га­ется на аналое за амво­ном, или на сере­дине храма рядом с хра­мо­вой иконой.

  • Сле­дует пом­нить, что миряне не имеют права без свя­щен­ника: дер­зать совер­шать Боже­ствен­ную Литур­гию; чино­по­сле­до­ва­ния цер­ков­ных Таинств (за исклю­че­нием Таин­ства Кре­ще­ния «страха ради смерт­наго» – о чём будет ска­зано ниже); наде­вать свя­щен­ные обла­че­ния; совер­шать какие-либо свя­щен­но­дей­ствия; пре­по­да­вать мир и бла­го­сло­ве­ние; читать тайные, сугубо иерей­ские молитвы; про­из­но­сить воз­гласы и екте­нии.
  • О воз­мож­но­сти совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния миря­нами в случае смерт­ной опас­но­сти

    Таин­ство свя­того Кре­ще­ния при отсут­ствии свя­щен­ника и при смерт­ной опас­но­сти воз­можно совер­шить любому пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину. Об этом гово­рят святые: блаж. Иеро­ним, блаж. Авгу­стин, преп. Феодор Студит, Тер­тул­лиан, и другие св.отцы и учи­теля Церкви. Об этом же гово­рит пра­вило 14 Николы пат­ри­арха, 45 пра­вило Ники­фора испо­вед­ника, ска­зано в Дея­ниях Апо­сто­лов ( Деян.6:1-6 ), ( Деян.8:38 ), ( Деян.9:17-18 ) и др.

    «В случае край­но­сти, когда гото­вя­ще­муся к кре­ще­нию грозит смерт­ная опас­ность, за отсут­ствием свя­щен­ника, могут совер­шить кре­ще­ние и миряне; при этом тре­бу­ется только:

    а) чтобы кре­ща­ю­щий был пра­во­слав­ный,

    б) чтобы точно про­из­но­сил форму кре­ще­ния при трое­крат­ном погру­же­нии,

    в) если за сим кре­ща­ю­щийся чрез миря­нина будет жив, то кре­ще­ние над ним должно быть допол­нено молит­вами и обря­дами, отно­ся­щи­мися к кре­ще­нию» (Номок. в, бол. треб. 204, 205. Книг, о долж. пресв. §84).

    На такой случай, в Треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы име­ется ука­за­ние: «аще тамо будет свя­щен­ник, он да кре­стит, а не диакон; аще же диакон, он, а не ипо­ди­а­кон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не про­стец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу кре­стити мла­денца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму кре­ще­ния и водою обли­яти» (Требн. П. Мог. л. 8).

    Кроме этого необ­хо­димо – «Для пре­ду­пре­жде­ния слу­чаев смерти детей без кре­ще­ния, свя­щен­ник должен научать своих при­хо­жан и в осо­бен­но­сти женщин, слу­жа­щих при рож­де­нии, тому, как они должны посту­пать в слу­чаях близ­кой смерти мла­ден­цев, т.е. чтобы они знали совер­ши­тель­ную форму кре­ще­ния и могли бы сами совер­шить кре­ще­ние над опас­ным мла­ден­цем, а также уве­ще­вать их, дабы в таких слу­чаях немед­ленно давали бы ему знать» (О долж. пресв. приход. §84).

    Поэтому, каждый должен знать крат­кий устав совер­ше­ния св. Таин­ства Кре­ще­ния. Чита­ются: «Царю Небес­ный» и «Три­свя­тое по Отче наш». После «При­и­дите покло­нимся», чита­ется Символ веры а затем совер­ша­ется Таин­ство Кре­ще­ния полным трое­крат­ным погру­же­нием.

    Кре­ща­ю­щий про­из­но­сит: «Кре­ща­ется раб(а) Божий (имя рек) во имя Отца (1‑е погру­же­ние). Аминь. И Сына (2‑е погру­же­ние). Аминь. И Свя­таго Духа (3‑е погру­же­ние). Аминь».

    (Эти совер­ши­тель­ные слова св. Кре­ще­ния необ­хо­димо знать каж­дому хри­сти­а­нину! Важно эти слова знать жен­щи­нам, кото­рые гото­вятся к родам, и аку­шер­кам, кото­рые будут при­ни­мать роды – чтобы в случае смерт­ной опас­но­сти быстро окре­стить мла­денца).

    Во время трое­крат­ного погру­же­ния кре­ща­ю­щий держит руку на голове кре­ща­е­мого. После кре­ще­ния про­из­но­сится обыч­ный отпуст. При невоз­мож­но­сти пол­ного погру­же­ния допус­ка­ется кре­ще­ние обли­ва­нием. Исполь­зо­вать жела­тельно святую воду, но при нужде подой­дет и любая вода. Можно пред­ва­ри­тельно в такую воду трижды опу­стить св. Крест, с чте­нием тро­паря: «Спаси, Гос­поди, люди Твоя, и бла­го­слови досто­я­ние Твое, победы на сопро­тив­ныя даруя, и Твое сохра­няя Кре­стом Твоим житель­ство».

    В пра­во­слав­ной лите­ра­туре описан случай, когда при полном отсут­ствии воды уми­ра­ю­щий после преж­де­вре­мен­ных родов пяти­ме­сяч­ный мла­де­нец был крещён соб­ствен­ной мате­рью кре­сто­об­раз­ным пома­за­нием слюной на челе. Есть опи­са­ние слу­чаев, когда уто­па­ю­щие в резуль­тате кораб­ле­кру­ше­ния люди прямо в воде совер­шали кре­ще­ние друг друга, при­зы­вая в сви­де­тели Бога, и были, потом, чудесно спа­сены по Его боже­ствен­ной мило­сти. В древ­них пате­ри­ках описан также случай, когда в пустыне было совер­шено кре­ще­ние уми­ра­ю­щего песком, за неиме­нием воды. Не сле­дует забы­вать и о кре­ще­нии кровью – когда чело­век перед муче­ни­че­ской смер­тью испо­ве­дует Христа Спа­си­теля и стра­дает за Него. Само­кре­ще­ние допус­ка­ется только в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях.

    Бого­слу­же­ние совер­ша­е­мое одними миря­нами не может заме­нить глав­ного бого­слу­же­ния – Боже­ствен­ную Литур­гию, совер­ша­е­мую только епи­ско­пом или свя­щен­ни­ком. Однако – хоро­ший навык и при­вычка к уча­стию в бого­слу­же­нии помо­гает и самим мирянам–чтецам – она учит их гра­мотно обра­щаться с бого­слу­жеб­ными кни­гами, при­ви­вает инте­рес к Цер­ков­ному Уставу и бого­слу­жеб­ным тек­стам. Когда Октоих, Минеи и Часо­слов ста­но­вятся не «темным лесом», а источ­ни­ками знаний и молит­вен­ного вдох­но­ве­ния, меня­ется не только наше пони­ма­ние службы, меня­емся мы сами – ведь эти тексты, эти книги состав­лены вели­кими подвиж­ни­ками веры и при­об­ще­ние к ним ока­зы­вает каж­дому гро­мад­ную душев­ную пользу. Молит­вен­ные хри­сти­ан­ские гимны учат нас пра­виль­ному обра­ще­нию к Богу через опыт святых подвиж­ни­ков, вводит в мир истин­ной молитвы, в духов­ную жизнь Пра­во­сла­вия.

    Мирянским чином

    В итоговом документе недавно прошедшего IV съезда епархиальных православных миссионеров упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга: В тех приходах, в которых по тем или иным причинам невозможно совершение богослужения, возглавляемого священником, богослужебная жизнь чаще всего замирает. Участники предлагают подготовить комплекс рекомендаций по совершению мирянского богослужения (с последующим их одобрением на общецерковном уровне), призванных помочь грамотным мирянам в совершении богослужений на своих приходах.

    Более того, делегаты съезда сами совершили такое богослужение в передвижном миссионерском храме.

    Читать еще:  Христиане Ирана сдают кровь для пострадавших от землетрясения

    Молебен мирянским чином. Источник: gasloff.livejournal.com

    В Древней Руси не было такого сборника молитв, который мы видим в молитвослове – люди собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром – полунощницу (именно из нее перешли в нынешнее последование чтение 50-го Псалма и Символа веры).

    Мирянское богослужение иногда практиковалось и в годы гонений. Например, в удаленных от центра и внимательного надзора атеистических властей деревнях бывали «неформальные» молитвенные дома, т.е. православные просто собирались в одной избе на великие праздники и молились, составляя службу как могли. Особенно же подобное было распространено, когда житель деревни умирал, все храмы округи были закрыты, а прощаться с человком без молитвы – явно не по-Божьи. И вот, старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы. Так было, например, в Нижегородской области, где подобные молитвенные дома были и у православных, и у староверов.

    Сейчас нет гонений, иеромонахов в монастырях обычно хватает, молитвословы есть в большом количестве, но зато есть другая проблема – во многих краях один священник окормляет 2-3-4 прихода или даже если приход один, то случаются неотложные дела, которые могут оставить храм без служб. Например, причастие умирающего священник призван совершить даже ценой неучастия в Богослужении.

    Казалось бы, все очевидно. Молитва в любом случае лучше, чем ее отсутствие, а открытый храм лучше запертого. И если нет священника, уставную службу (вечерню, утреню) можно поручить провести подготовленным мирянам.

    Однако соответствующих богослужебных указаний и другой методической литературы по богослужению мирянским чином практически нет. Вот и оказывается, что даже при наличии желания и подготовленных прихожанах осуществить такую несложную возможность непросто и храм просто на время закрывается.

    Однако, я недавно столкнулся и с продуманным мнением, причем от весьма опытного регента: мирянское богослужение — «способ неэффективный, люди на такую службу не придут», «мы пробовали – люди не приходили». «Люди не захотят приходить – они скажут, что могут и дома сами помолиться». И еще: «слишком большое у нашего народа уважение к духовенству, чтобы он принял богослужение, совершаемое мирянами».

    Грустная констатация. Она говорит о том, что при всей любви к богослужению, у нас довольно сильно утрачена его культура и, если можно так сказать, вкус к богослужению. Т.е. мы нередко приходим, чтобы нас покадил и помазал елеем батюшка в сверкающей ризе, да еще и помолился за нас – ведь его молитва не то что наша. Ну и мы своей простой молитвой помолимся. А служба при этом пройдет как-то «своим ходом», до нас долетают только ектеньи и отдельные слова пропеваемых ирмосов и прочитываемых псалмов и канонов. Мы даже иногда успокаиваем себя – главное ведь жить по вере, а от того, пойму я или не пойму то, что читается в храме, участвую ли я в молитве Церкви или нет мне не будет ни лучше, ни хуже. Главное – пришел, исполнил должное и получил духовное успокоение и эмоциональное удовлетворение.

    Совершений уставных служб суточного круга мирянами конечно не является в уставном смысле полноценным (впрочем, иноки старых времен так наверное не считали), однако явно переносит акцент на читаемый и пропеваемый текст. И при внимательном и благоговейном совершении вполне может практиковаться к духовной пользе прихожан.

    Мирянская молитва нужна и еще для одного важнейшего для бытия Церкви дела. Мы очень часто воспринимаем Церковь как совокупность духовенства: епископата (архиереев) и клира (священников и диаконов). Все же остальные христиане оказываются «внешними», которые только иногда «приходят в церковь». Приходят, чтобы нечто получить и к жизни прихода фактически отношения не имеют – они не нужны приходу на службе. В случае же мирянского богослужения оказывается, что миряне тоже могут не только помогать в пении и чтении, но и проводить службу при необходимости, оказываются нужнее для жизни храма.

    Конечно, мирянское богослужение не может заменить главного богослужения – Литургию, совершаемую священнослужителем, но может к нему подготовить. Если на приходе есть миряне, обладающие достаточным образованием и опытом, они могут по благословению священника проводить беседы по Священному Писанию, читать подходящие места из душеполезных книг.

    Привычка к участию в Богослужении помогает и самим мирянам-чтецам – учит обращаться с богослужебными книгами, прививает интерес к церковному Уставу и богослужебным текстам. Когда октоих, минеи и часослов становятся не темным лесом, а источниками знаний и молитвенного вдохновения, меняется не только наше понимание службы, меняемся мы сами – ведь эти тексты, эти книги составлены великими подвижниками веры и приобщение к ним оказывает каждому громадную душевную пользу. Молитвенные христианские гимны учат нас верному отношению к Богу через опыт святых подвижников, вводят в мир истинной молитвы, в духовную жизнь право-славия.

    Широко известна и довольно остра в Русской Церкви языковая проблема. И, думаю, ничто нам так не поможет полюбить церковно-славянский язык и разобраться не только в отдельных словах, но и в самом построении языка, как активное владение богослужебными книгами и самостоятельное разборчивое их чтение.

    При организации мирянских богослужений, очень важно, чтобы оно совершалось благоговейно и по Уставу, без «художественной самодеятельности» и при внимательном наблюдении священника. Цель такого наблюдения — не только придирчиво замечать недостатки, но главное — воспитывать любовь всех прихожан к храмовому Богослужению.

    Полезным будет и само обучение Уставу и чтению, богослужебная практика. Надо сказать, еще в начале 1990х годов у нас в приходе был молодежный кружок и мы пробовали по благословению отца настоятеля составлять и вычитывать мирянским чином вечерню или малое повечерие – просто для обучения богослужебному чтению и пользованию богослужебными книгами в составлении служб. Мне думается, практика очень интересная, она помогает всем желающим прихожанам относиться к богослужению с любовью и пониманием. Собственно, это засвидетельствовал и всероссийский съезд миссионеров.

    О домашнем богослужении для мирян

    мон. Ксения (Митренина)

    Кому это надо

    1. Тем, кто хотят научиться совершать богослужение дома.

    2. Тем, кто оказались оторваны от прихода и поэтому не могут или не всегда могут ходить на готовые богослужения.

    Всем остальным мирянам, тем, у которых есть свой приход, тоже хорошо бы научиться домашнему богослужению, но их не заставить. Возможно, просто еще не пришел их момент.

    Зачем, если есть приход

    Если у человека есть приход, но он хочет освоить домашнее богослужение, то не надо откладывать, надо начинать. Но зачем это нужно, если можно спокойно ходить на готовые службы? По двум главным причинам.

    1. Одна катакомбница однажды сказала мне: «Сейчас можно служить открыто, это воспринимается как нечто нормальное, как будто так будет всегда. Но на самом деле это может быстро отняться».

    Да, есть страны, где можно ходить в любую церковь – если в ней не практикуются самосожжения, то государство не будет вам это запрещать. Но есть и другие страны, например, Китай или близкая к нам Белоруссия, где разрешается принадлежать только к нескольким официальным церквям, а всё остальное жестко преследуется. И нет гарантии, что в России будет развиваться европейское отношение к так называемой свободе совести, а не китайское. Даже сейчас вряд ли можно найти открытый приход ИПЦ, который не подвергался давлению властей. Тут можно приводить много разных примеров, но я кратко упомяну только нашу историю.

    В 1997-1999 годах, после того, как был убит отец Александр Жарков, наш приход существовал в основном без священника и на квартирном богослужении. А в 2010 году сотрудники центра «Э» пытались по ложному обвинению посадить нашего настоятеля, а храм отобрать в пользу Московской патриархии. Так что даже сейчас возможна ситуация, когда храм закрывают, а священника сажают — к этому времени надо уметь служить. Не надо рассчитывать на то, что мирная жизнь будет всегда.

    2. Богослужение становится гораздо понятнее, если читать на службе. Для многих прихожан служба остается просто красивым звуковым фоном для своих мыслей или «возвышенных состояний». А ведь у церковных текстов есть свой смысл — он не только у ектений. На домашней службе вы будете читать эти тексты и привыкать следить за их содержанием.

    0. Есть и еще одна причина – «лирическая». Указываю ее здесь дополнительно, так как не уверена в ее каноничности. «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый…» — на всякое время и на всякий час. Возможно, когда вы зажигаете лампаду и произносите первый возглас службы, кто-то в другом городе или в другой стране только что завершил свое богослужение. А затем, после вас, службу начинает кто-то другой – в Чикаго, в Омске или в Мариуполе. Получается такое постоянное богослужение.

    Зачем, если прихода нет

    Если вы оказались там, где нет прихода, то есть две причины наладить самостоятельное богослужение.

    1. Православный христианин, находящийся на свободе, не может оставаться без службы. Здесь уже нет вариантов. Если такой человек не учится, он сам себя лишает богослужебной жизни. Нет такого тупого, который не освоил бы хотя бы минимальное богослужение – я знаю случаи, когда самостоятельную службу осваивали и совсем не учившиеся люди. В такой ситуации, в отрыве от прихода, первым делом приходится изучать обедницу, на которой можно причащаться запасными дарами.

    2. Домашняя служба – это свойство прихода, пусть даже он пока состоит только из одного человека. Но позже обязательно соберутся люди, если вы в этом приходе будете поддерживать богослужение. Я знаю два случая, когда такое богослужение совершалось три года, а затем приходили люди. Первый случай описан в книге об о.Серафиме Роузе «Не от мира сего» — Алексей Янг и его жена Сусанна по совету отца Серафима молились на водокачке три года, а потом вокруг них собрался приход, и Алексей Янг стал священником. Второй случай – это отец Теодор в Берлине, он три года совершал богослужения с единомудренным ему братом, вдвоем, а затем вокруг них собрался приход, и это был крупнейший в Берлине приход ИПЦ.

    А если приход не собрался, и вы совершаете богослужение в одиночестве – не получается ли это просто усложнение утренних или вечерних молитв? Нет, это другое. Утреннее и вечернее правило – это индивидуальные молитвы, а вечерня или обедница — это общественное богослужение, даже если его совершаешь один. Сейчас один, а позже будешь не один, просто остальные еще не пришли. А они могут появиться не только из числа личных знакомых. Бывает, что кто-то обращается из интернета, а затем ищет в своем городе место, где совершается служба. Поэтому можно просто придумать название своему одноместному приходу и нести вахту, «божественную стражу».

    Внутренние доводы против

    1. «Все равно не получится». — Получится! В следующей части доклада я расскажу, как начинать.

    2. «Не хочется, не люблю богослужение». — Тут уместно вспомнить слова Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Этот совет помогает и относительно любви к богослужению. Ведите себя так, будто богослужение вам очень нравится, и вы поймете, что оно на самом деле прекрасно.

    Как совершать

    Если рядом есть приход, желательно найти единомышленников. Это помогает держаться, когда первое стремление ослабело. Как в знаменитой истории «Вовочка, ты не можешь не идти в школу, ты же директор». Или, как сказал в XV веке Иннокентий Комельский, ученик Нила Сорского, перефразируя Екклесиаста: «Одному же горе, если он впадет в уныние или сон, или разленение, или отчаяние, нет воздвизающего его среди людей».

    Но если никого нет, надо начинать одному, в надежде на Божию помощь.

    Служить лучше по установленному ритму. Для нормального и непривыкшего к службам человека это раз в неделю.

    Читать еще:  Два крестных хода православных верующих пройдут в Тюмени

    Если рядом нет прихода, то служить надо в субботу вечером или в воскресенье утром. Если есть приход, то лучше не разорять соборное богослужение и в субботу-воскресенье молиться в храме, потому что приходы в ИПЦ обычно маленькие, отсутствие каждого человека бывает заметно, а присутствие всегда укрепляет других. Для домашней службы тогда можно выбирать день на неделе, когда празднуется любимый святой или когда есть возможность собраться.

    Впрочем, если на основе вашего домашнего богослужения со временем начнет формироваться полноценный отдельный приход, то это тоже хорошо.

    Какие книги нужны

    Если вы совсем не умеете служить, то для начала вам понадобятся две книги, а затем еще одна. Две первые книги – это Часослов и Псалтирь на славянском языке с разбиением на кафизмы. Если вы совсем не знаете церковнославянского языка, то Псалтирь может быть русскими буквами, но непременно на церковнославянском. Использование книг на русском языке теоретически возможно, но крайне нежелательно. Во-первых, начиная домашнее богослужение, вы пускаетесь в рискованное самостоятельное плавание и у вас будет много шансов потерпеть крушение на этом пути, поэтому лучше не проявлять лишней инициативы и постараться всё устроить по тем правилам богослужения, которые приняты среди близких вам по духу людей. Во-вторых, читая на церковнославянском, вы быстро выучите и полюбите этот язык, он окажется не таким уж и сложным.

    Но если вы живете не в России, имеет смысл начинать служить на местном языке, хотя бы частично, чтобы сделать возможным присоединение к вашему приходу местных жителей.

    После Псалтири и Часослова вам понадобится также Октоих. Его, как и Псалтирь с Часословом, можно купить в некоторых церковных лавках. В Великий пост нужна Постная триодь, а в период от Пасхи до Пятидесятницы – Цветная триодь. Кроме того, весь год нужна еще одна книга – Минея, но она очень большая, в ней не меньше 12 томов, по числу месяцев года, некоторые месяцы при этом разбиты на два или три тома, в зависимости от издания.

    Часослов и Псалтирь лучше иметь на бумаге в виде книг – купить их легко. Все остальные книги можно брать в интернете. Вот ссылки на них: Октоих , Минеи (вот еще один вариант Минеи ), Цветная триодь , Постная триодь , все книги. Некоторые службы есть в календаре сайта Православие.Ru . Некоторые редкие службы, важные для ИПЦ, собраны на сайте прихода св. княгини Елисаветы. (Кое-что полезное есть и на островах ).

    Как научиться

    Мне кажется, удобнее всего начинать учиться с вечерни. Эта служба совершается вечером и при нормальном чтении занимает примерно полчаса.

    Хотя это небольшая служба, с непривычки вычитывать ее полностью будет трудно. Особенно если вы не знаете церковнославянский язык. Поэтому можно вначале совершать только некоторую ее часть, а затем понемногу ее увеличивать.

    Каждая служба мирским чином (без священника) начинается и заканчивается возгласом:

    «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

    После начального возгласа нужно прочитать «Приидите, поклонимся…», а затем предначинательный псалом «Благослови душе моя Господа…», который написан в самом начале вечерни. После этого на первый раз можно и закончить — в конце тот же возглас «Молитвами святых отец наших…».

    Если текст предначинательного псалма на церковнославянском в Часослове вам покажется слишком трудным, прочитайте его не из Часослова, а из Псалтири русскими буквами – это псалом 103. Но постепенно от русских букв надо будет перебираться к церковнославянским. Для этого существует несколько приемов.

    1. Достать молитвослов со славянским шрифтом и читать по нему уже привычные вам утренние и вечерние молитвы.

    2. Слушать хорошее чтение псалтири и следить глазами по тексту, проговаривая про себя текст. В сети есть очень хорошее чтение Псалтири, вот здесь .

    3. Изучить учебник церковнославянского языка (например, Алипия Гамановича).

    При чтении надо особое внимание обращать на правильное ударение слов. Концы слов нельзя проглатывать, в церковнославянском четко произносятся все окончания: «ТвоеГО», «ПростирАЯЙ небо..», «звеРИЕ дубравнИИ» и т.п.

    Когда предначинательный псалом будет получаться достаточно хорошо, к нему можно добавить кафизму. Это уже настоящее испытание на чтение псалтири – тут вам придется поучиться! В понедельник вечером читается 6-я кафизма, во вторник – 9-я, в среду – 12-я, в четверг – 15-я, в пятницу – 18-я, в субботу – 1-я кафизма «Блажен муж…». В воскресенье вечером кафизмы нет, увы, но можно прочитать ту же 1-ю кафизму в учебных целях. В пост в будние дни почти всегда читается 18-я кафизма.

    Когда кафизмы станут привычнее, можно будет добавить остальную часть вечерни, по частям или сразу. «Господи, воззвах..» и всё остальное. Тут уже потребуются вставки из октоиха и минеи, но для начала можно ограничиться только вставками из октоиха. Как их добавлять – здесь вам понадобится объяснение человека, знающего устав. Если у вас есть приход, то там есть люди, которые объяснят, как к часослову добавляются другие книги. Если прихода нет, спросите у кого-то еще, или, например, у меня.

    Да, есть еще сайт последование.рф . На нем добрые люди размещают некоторые службы подряд, полный текст с объединением всех книг, так что никакие книги не понадобятся. И всё набрано русскими буквами! Текст там включает также слова священника и дьякона, а на домашней службе их нет — эти вкрапления нужно опускать. Но лучше всё же служить по книгам, чтобы изучать устав. А этим сайтом можно пользоваться как справочником.

    Какие опасности

    Если вы наладили домашнее богослужение, опасайтесь превратиться в самодостаточный механизм. Надо все же общаться с единомышленниками и с кем-то обсуждать своих тараканов. Потому что тараканы обязательно возникнут, и они будут коварными. Мне приходилось молиться с человеком, который служил дома ежедневно около трех лет. Он всё пытался преодолеть усилием собственной воли, слишком надеялся на себя и никогда ни с кем не советовался. В итоге его снесло во тьму кромешную.

    А еще опасно перегружаться. Лучше держать небольшую службу, но регулярно.

    Домашнее богослужение и Иисусова молитва

    На эту тему я приведу цитату из одной проповеди:

    «Казалось бы, уделить час-полтора в неделю для богослужения в домашних условиях несложно. Даже самые занятые люди находят подобное количество времени, скажем, на ежедневную чистку зубов и тому подобные процедуры, а ведь никто не будет спорить, что молитва важнее. Дело тут вообще не во времени: если поставить целью служить в неделю одно обязательное богослужение продолжительностью полчаса (за такое время можно вычитать воскресную вечерню или, для не знающих устава, прочитать несколько кафизм Псалтири), то все равно окажется трудно. Если пытаться заставлять себя просто усилием воли, то это приведет (в большинстве случаев) к срыву: человек бросит вообще все, что касается богослужения, и хорошо, если только домашнего.

    И всё это потому, что псалмопение (богослужебная молитва) изначально не рассчитано на употребление в качестве основного духовного блюда. Это только гарнир, в котором нет и не должно быть как раз главных питательных веществ — тех, для усвоения которых этот гарнир подается. Почему это так, можно объяснить другим сравнением. Богослужение нужно в качестве металлической арматуры для бетонной плиты, но сам бетон — это молитва внутренняя, молитва Иисусова. В ней и состоит не просто главное, но и единственное занятие христианина, а все остальное — это лишь создание условий для этого занятия.

    Богослужение и Иисусова молитва, когда они вместе, становятся также и инструментом, позволяющим человеку совсем иначе, нежели «невооруженным глазом» увидеть собственные проблемы и если и не всегда разрешить их, то, по крайней мере, сформулировать вопросы, которые затем можно кому-то задать».

    И несколько слов напоследок

    Главное – как-то начинать. И всё устроится.

    Богослужение мирянским (мирским) чином

    Богослужение мирянским (мирским) чином — богослужение, совершаемое в отсутствие священника или епископа. Мирянским чином могут совершаться все службы суточного богослужебного круга, содержащиеся в Часослове. Мирским чином не может совершаться всего одна служба — Литургия, она заменяется службой Изобразительных.

    Наиболее важные уставные правила, совершения мирянами богослужений суточного, седмичного и годового круга, а также молебствий, крестных ходов, панихид, литий и отпевания усопших при отсутствии священника:

    1. Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
    2. За ектению во всех случаях произносится только «Господи, помилуй»: за великую («Миром Господу помолимся…») и просительную («Исполним молитву нашу Господеви») ектении – 12 раз; за сугубую («Рцем вси…» либо «Помилуй нас, Боже…») – 40 раз; за малую («Паки и паки, миром…») – по 3 раза. Вместо возгласа по окончании произносится: «Молитвами святых отец наших. » (см. выше).
    3. Миряне могут возглашать прокимны, аллилуарии и «Бог Господь…» со стихами, как это и положено делать канонарху (церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поёт хор) на богослужении.
    4. Миряне могут читать Паримии, Апостольские и Евангельские зачала. Все предваряющие и последующие иерейские возгласы («Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, прости», «И о сподобитися нам…» и т.д.) – опускаются. Произносится только название зачала, например: «К Солунянам послание святаго апостола Павла чтение», «От Луки святаго Евангелиа чтение», и далее сразу читается текст зачала. При отсутствии богослужебного Апостола и Евангелия, тексты зачал можно определить по номерам глав и стихов, и прочитать их по обычному тексту Нового Завета (узнать чтения для каждого из суточных богослужений можно в календаре, в т.ч. и электронном.
    5. Вместо богослужебного отпуста произносится краткий малый отпуст: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
    6. На кратком отпусте, после поминовения Божией Матери, можно также помянуть храмового святого (которому посвящён храм); дневного святого (которому посвящён день седмицы); святого, которому совершалась служба («его же и память ныне совершаем»); и всех святых, которые празднуются в этот день («их же и память днесь»).

    Богослужение совершаемое одними мирянами не может заменить главного богослужения – Божественную Литургию, совершаемую только епископом или священником. Однако самостоятельное совершение богослужений учит мирян грамотно обращаться с богослужебными книгами, прививает интерес к Церковному Уставу и богослужебным текстам. Когда Октоих, Минеи и Часослов становятся не «темным лесом», а источниками знаний и молитвенного вдохновения, меняется не только наше понимание службы, меняемся мы сами – ведь эти тексты, эти книги составлены великими подвижниками веры и приобщение к ним оказывает каждому существенную душевную пользу. Молитвенные христианские гимны учат нас правильному обращению к Богу через опыт святых подвижников, вводит в мир истинной молитвы, в духовную жизнь Православия, что так актуально в святые дни Великого поста.

    Мы начинаем публикацию богослужебных текстов для совершения служб на дому каждым верующим самостоятельно, либо вместе с кем-либо из знакомых прихожан.

    Начнем с малого – с кратких и наиболее простых для составления богослужений, которые называются «Часы». Христианская Церковь унаследовала так называемый римский счет, для понимания которого лучше всего подойдет иллюстрация:

    Если спроецировать данную схему на современный циферблат, то получаем следующее время совершения нами кратких богослужений:

    • 1-й час = 6.00
    • 3-й час = 9.00
    • 6-й час = 12.00
    • 9-й час = 15.00

    Итак, скачиваем следующие материалы:

    Чинопоследование лучше распечатать – с листа читать всегда удобнее; в идеале нужен Часослов, но такого запаса данной богослужебной книги мы не имеем в наличии. Также Вам понадобится полная Библия в Синодальном переводе, по которой Вы будете читать кафизмы и паремии.

    Желаем всем нашим прихожанам благоприятного поста, молитвенного дерзновения и стойкости в нынешней непростой ситуации! Ждем всех в храме для Исповеди и Причастия (смотрите график на главной странице).

    • О вере
    • Азы Православия
    • Устройство храма
    • О Богослужении
    • Таинства
    • Библиотека

    © 2017 Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в г. Таллине. Designed by Rotulus.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector