1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как приучить детей к порядку и не поссориться?

Содержание

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

«Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?»

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность — когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное — научите хорошо.

  • Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  • Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  • Родители платят.

    Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  • Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  • Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  • Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.

    «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

    Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

    Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь — это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

    Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

    Как приучать ребенка к порядку и дисциплине? Мудрые советы

    Здравствуйте, дорогие мои читатели! Почти все родители мечтают, чтобы их чадо отличалось трудолюбием, соблюдало распорядок дня, было знакомо с дисциплиной и любило порядок. По сути, без этих качеств вряд ли возможен какой-то успех и счастье в жизни. Поэтому они весьма желательны, для каждого человека.

    И прививать их нужно, как говорят, «с младых ногтей». Как приучать ребенка к порядку? Как сделать так, чтобы он добровольно убирался и в комнате у себя, и в шкафу? Здесь, в этой статье – мудрые советы, мнения психологов, интересные приемы и более глубокий взгляд на этот вопрос.

    Ученые нашли причину!?

    Оказывается, нельзя наказывать подростка, у которого в комнате откровенный бардак! Он в этом почти не виноват. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Института психических заболеваний. Они изучали мозг с применением томографии.

    И выяснили, что лобовая часть мозга, отвечающая за последовательность и порядок действий, у подростков лишь только развивается. И полностью созревает она лишь к 19 годам. Так что, возможно, ваш подросток просто не способен наводить и поддерживать идеальный порядок – пока!

    Читать еще:  Почему аренда судна пользуется популярностью?

    8 советов как приучать ребенка к порядку

    Однако, несмотря на открытие ученых, описанное выше, приучать к порядку все-таки нужно. И следующие 8 рекомендаций вам в этом помогут.

    Я не обещаю, что ваш ребенок быстренько осознает – порядок превыше всего! И вдруг от души полюбит уборку и систематизацию рубашек.

    Но то, что следующие действия помогут постепенно (и главное – без насилия) приучить его к «порядочности» от слова «порядок» — это точно!

    Итак, 8 рекомендаций:

    1. Есть пословица, что «от росинки не родятся апельсинки». А у родителей нерях практически никогда не рождаются дети — любители порядка. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок убирал, то будьте сами ему примером! Поддерживайте порядок в своих вещах, чистоту в жилище. Придерживайтесь распорядка дня, хотя бы примерно.
    2. Старайтесь не кричать и ни в коем случае не бить своего сына или дочь. Единственным наказанием за откровенный бардак может быть лишение каких то удовольствий. Например, сладкого или компьютерных игр .
    3. Не ленитесь объяснять сыну или дочке, почему так важно поддерживать чистоту, класть вещи на свои места. Рассказывайте о плюсах такого подхода, об экономии времени и сил.
    4. Заставить малыша убраться можно единственным способом – превратив уборку в захватывающую игру! Можно устроить соревнование «кто более меткий», попадая кубиками в коробку. А также затеять конкурс «найди все машинки». Наконец — поиграть в роботов, двигаясь особым образом, во время уборки. При этом играть лучше под энергичную музыку.
    5. Не ставьте ультиматумов, а помогайте ребенку. То есть — начинайте уборку вместе. Учите его систематизировать предметы и хранить их с умом. В то же время, не требуйте вдруг идеальной чистоты в комнате. Так, вы только вызовите злость и обиду. Помогайте, объясняйте, делайте вместе (но не «вместо» чада). И все получится!
    6. Никогда не делайте уборку наказанием. Так вы только усилите негативную реакцию. Наоборот, сделайте процесс максимально приятным – включите веселую музыку, а после – угостите дитя чаем с конфеткой, похвалите.
    7. Трезво оценивайте возможности малыша, не требуйте невозможного, и не перегружайте. Лет до 7-8 он просто не понимает, зачем это все нужно, и кому он что «должен».
    8. Ваши главные помощники – последовательность, терпение, постоянство. Наведение порядка и уборка должны стать привычками. Поэтому – делайте все нужное сами, ежедневно. И тогда это станет важной привычкой для ребенка. Возможно, не сразу, и даже не через год. Но точно станет!

    История из жизни

    Одна моя знакомая, бухгалтер по профессии, но педагог в душе, придумала интересную штуку. Перед ней стояла задача — как сделать так, чтобы ее сын 5 лет приучился убирать за собой, в его детской комнате. Наконец, она придумала следующее.

    Мальчик очень любил конкретную книжку. И мама согласилась ему ее читать, много раз – как раз во время уборки! И теперь он без проблем убирает все свои вещи, и даже любит наводить порядок, наслаждаясь любимой сказкой! Вы тоже, кстати, можете взять этот метод на вооружение – он работает.

    Необычный подход

    Вам когда-нибудь случалось спотыкаться на лежащий посреди гостиной грузовик или натыкаться на брошенную на полу куклу?

    Так вот, один отец решил эту проблему таким образом.

    — Петя, твои игрушки разбросаны по всему дому. Постоянно на них натыкаешься! Не желаешь ли ты убрать их на место. Или может быть это сделать мне? — сказал отец возвратившись домой с работы.

    — Да пап, убери их сам, — радостно отвечал ничего не подозревающий малыш.

    — Хочу сынок тебя предупредить, что если убирать буду я то тебе придется расстаться с этими игрушками. Но если до того как ложиться спать ты сам наведешь порядок, то и завтра ты опять сможешь ими поиграть. Поэтому не торопись и подумай хорошенько, прежде чем принять окончательное решение — продолжил отец.

    — Итак, Петр, у тебя есть время убрать их самому и оставить их при себе. Однако, если их придется убирать мне, то это будет означать, что эти игрушки тебе не нужны. Следовательно, я их спрячу. И ты сможешь возвращать их по одной только по мере того как без напоминаний будешь наводить порядок в детской комнате самостоятельно — подытожил отец.

    Конечно такой метод подходит для детей, которым в большей мере присуща ответственность. Но как вариант, можно спрятать разбросанные игрушки на несколько дней или даже — на целую неделю.

    Советы психолога

    Кроме того, предлагаю посмотреть советы на видео, как приучать ребенка к порядку:

    Дисциплина и порядок

    Понятие дисциплины

    Что такое дисциплина и как к ней приучить?

    Дисциплина – это способность человека придерживаться определенного распорядка, контролировать свои желания, и делать то, что нужно, в конкретный момент.

    Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.

    Дисциплина и возраст

    Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.

    Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать. контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.

    Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.

    Главное здесь – не перестараться с обязанностями и дисциплиной, давать чаду резвиться вволю и активно хвалить.

    Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.

    Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.

    Главное – искать подход к каждому ребенку в его воспитании. И прививать эти качества с любовью, но не насильно!

    Да, и расскажите, пожалуйста, в комментариях, какие методы вы применяете для своих детей? Удачи вам, новых креативных идей и терпения! Если статья была для вас полезной и интересной поделитесь ею в социальных сетях, со своими друзьями, у которых есть дети. До новых встреч!

    Православная Жизнь

    Протоиерей Виталий Ворона делится опытом, как учить детей порядку с самого раннего возраста вплоть до пубертата.

    Мотивация родителей

    В любом вопросе, связанном с воспитанием детей, прежде всего надо найти мотивацию. Если сможем объяснить, почему важно то, чему мы хотим их научить, то найдём и способы решения этих вопросов. Без мотивации ничего добиться не удастся. Для родителей наилучшей мотивацией станет мысль, что наше спасение напрямую связано со спасением наших детей. Вспомним пример священника Илия, который был наказан Богом за нерадивое воспитание сыновей. Мамам важно помнить, что женщина спасается чадородием и воспитанием детей. Нередко доводится видеть, что молитва, пост, посещение храма некоторые женщины ставят выше воспитания и заботы о детях. При этом святые отцы напоминали своим духовным чадам, сетующим, что из-за своих детей они не имеют возможности даже открыть молитвослов, что через них-то они и спасутся. А молитва, пост, таинства и церковные богослужения — это источники укрепляющей благодати, которые даны, чтобы мы могли исполнить своё главное предназначение, заложенное в нас Господом: научиться любить. Всё перечисленное — не цель, но средства к тому, чтобы возрастать в любви, и прежде всего — к нашим детям.

    Не допустить дисбаланса

    Думаю, что с точки зрения мотивации у нас всё в порядке: мы понимаем, насколько важно воспитывать детей. При этом надо обращать внимание, чтобы в их жизни присутствовала и духовная составляющая. Если будет преобладать забота только о чём-то одном — теле или душе, — будет дисбаланс, который не даст должных результатов. Поэтому к телесной чистоплотности надо прилагать духовную чистоплотность — то есть уже с маленького возраста приучать детей к покаянию, молитве. Порядок предполагает дисциплину, то есть выполнение определённых правил. Такие правила должны быть во всех сферах жизни ребёнка: встал с кроватки — перекрестился, подошёл к иконам, прочитал коротенькую молитву, а там, глядишь, и порядком в комнате будет легче заняться.

    Как не ссориться, воспитывая?

    Залогом успеха в воспитании детей могут стать следующие правила.

    1. Нужно сформулировать чёткие, понятные и разумные ограничения и требования. Ребёнок должен знать, что мы допускаем, а что нет.

    2. Помнить, что залог успеха воспитания детей — упорный труд. Он сродни тому, о котором Бог сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт. 3:19). Такой труд — это то благословение и то лекарство, благодаря которому мы сможем вернуться к счастью, тому блаженному состоянию, из которого вышли.

    3. Церковные таинства. Без благодатной помощи, без нашей веры в неё ничего не получится. Для того чтобы успешно воспитывать детей, нужно не только водить их в храм, но и самим постоянно укрепляться в вере. Надо понимать, что человек получает в таинствах, а для этого нужно сначала самим стать участниками этих таинств. Без этого, на мой взгляд, невозможно добиться успеха ни в каком деле, тем более — в воспитании ребёнка. Рано или поздно возникнут перекосы, проявятся все допущенные нами оплошности и огрехи — последствия поражённой грехом природы человеческой. Если мы не будем вести борьбу с этим, то, конечно же, не справимся. А если вооружимся орудиями, данными нам Богом, то сможем всё преодолеть.

    4. Не забывать о личном примере. Если мы сами не дисциплинированы и не поддерживаем порядка ни в доме, ни в голове, то требовать этого от детей бессмысленно и научить их этому не получится.

    Для каждого возраста — свои секреты

    До пубертатного периода

    Путь обучения аккуратности и заботе о порядке начинается с двух-трёх лет, и даже немного раньше. Как только ребёнок научился ходить и понял, что он не одно целое с мамой, его уже нужно приучать к некоторой дисциплине. В этом возрасте крайне важны личный пример родителей и их любовь, которая долготерпит и не раздражается. Если не получается быть терпеливыми — нужно каяться и просить у Бога помощи, чтобы исправиться.

    Нельзя просто дать разнарядку и ждать, что дети её выполнят. Два-три года — это период, когда ребёнку нужно показать, что есть порядок и беспорядок. Убирать надо вместе, потому что дети в этом возрасте очень любят подражать взрослым, им интересно убирать — что-то протереть, помыть, подмести. Надо дать им такую возможность: выделить собственную тряпочку, какой-то совочек, веник — и позволить ими пользоваться. Постепенно будем приучать, что где должно лежать: карандаши — в стакане, книжки — на полке. Это важно, надо обращать на это внимание ребёнка.

    С детьми четырёх-шести лет мы закрепляем привычку наводить порядок, приучаем к тому, что уборке надо посвящать время каждый день. В этом возрасте дети с удовольствием слушают разные истории и сказки, отождествляют себя с их героями, потому можно предложить им стихи или рассказы о порядке и чистоте — можно литературные, как «Федорино горе», а можно и собственного сочинения. Ещё можно рассказывать, как игрушкам плохо от того, что их бросили, порвали, забыли.

    Семь-восемь лет — возраст, когда дети уже осознают ответственность за свои поступки. Можно спросить у ребёнка, что такое порядок в его понимании, как он к нему относится. Его ответ подскажет, что именно нужно в этом вопросе подкорректировать. В этом возрасте нужно расширять зону ответственности ребёнка: теперь на нём не только его комната и вещи, но и помощь по квартире или дому. Уже можно давать ему какие-то послушания — помыть посуду, убрать где-то. Он может помогать не ежедневно, но регулярно. Главное — давать посильные задания, ни в коем случае нельзя перегибать палку, чтобы не возник обратный эффект и не случились бунт и отстаивание своих интересов и границ. Надо подойти к этому вопросу мудро. Также на этом этапе можно подключать какие-то поощрения. Их не нужно давать за выполнение обычных обязанностей, а вот если ребёнок самостоятельно проявил инициативу — нужно поощрить.

    Читать еще:  Иностранным авиакомпаниям впервые разрешено доставлять паломников в Медину

    Подростки и беспорядок

    Время идёт, и наступает подростковый период, когда мы можем только договариваться с нашими детьми. Требовать и ругать бесполезно, особенно если дело касается порядка в комнате, потому что это уже личное пространство, и вмешательство в него может спровоцировать подростковый мятеж. Надо быть очень аккуратными. Очень хорошо, если мы разговариваем на равных. Если работа по приучению к порядку велась с малых лет, то у ребёнка уже будут правильные привычки, и он не станет бунтовать против просьбы убрать или помочь по дому. Важно помнить, что все правила, которые вы устанавливаете в своём доме, должны соблюдаться неукоснительно, причём не только детьми, но и родителями.

    В этом возрасте у детей появляются тайные ящики или места, где они хранят свои секреты — на эти места мы ни в коем случае не должны посягать. Это нормально. Есть мнение, что у своих людей не должно быть секретов друг от друга, но это не так: детям в определённом периоде жизни нужны такие места. Не беспокойтесь, всё пройдёт. Это не проблема доверия, а просто период, когда юный человек пытается понять, где границы его жизни, и если не дать ему ощутить это в семье, он найдёт возможность сделать это вне её, чего допускать не стоит.

    Важно понимать, что беспорядок в комнате подростка — это возрастная особенность. Родителей это возмущает и пугает, тем более если неряшливость начинают проявлять дети, которых с детства учили наводить порядок и следить за собой. В такой ситуации главное — не допускать баталий, но помнить, что мы как родители имеем право устанавливать правила. Мы должны подчёркивать, что недопустимо жить в беспорядке, но теперь нужно находить для бесед аргументы более высокого плана. Думаю, можно уже говорить о том, как управлять своей жизнью. Предложите рассказать, какие правила ваш ребёнок хочет видеть в жизни семьи, с помощью каких он намерен выстраивать свою дальнейшую жизнь, идти к своим достижениям. Когда подросток об этом расскажет, родители могут проанализировать услышанное и сказать, что приемлемо, а что нет, и по какой причине.

    Главное — разговаривать мирно, потому что ссоры нас отдаляют и приводят к хаосу, которого нельзя допускать. Подросток прекрасно знает, на каких местах должны лежать его вещи, но если у него какая-то личная драма, не надо ругать его за то, что они разбросаны где попало. На фоне этой драмы порядок в комнате просто теряет свою актуальность.

    Несколько советов в заключение

    Мы должны научиться чётко различать сознательное неповиновение (нарушение правил и дисциплины) и естественную ребяческую безответственность. Первому нужно противостоять решительно и уверенно, помня о нашем праве устанавливать правила. А вот с естественной безответственностью лучше бороться мягко и снисходительно, проявляя терпение, ведь она присуща всем детям в той или иной мере. Не только ваш оболтус забывает заправить кровать, положить всё необходимое в портфель или повесить школьную форму в шкаф. Это нормально. Просто терпеливо напоминайте ему об ошибках — и всё будет хорошо.

    Итак, если есть какие-то проблемы с аккуратностью и порядком, давайте не будем впадать в панику. Вспомним, что во всех вопросах воспитания прекрасно помогает молитва. Причём надо просить не только помощи в воспитании чада, но и прощения за то, в чём вы были неправы. Можно просить прощения у Бога вместе с ребёнком: он — за беспорядок, вы — за гнев или раздражительность. Это полезно! Благодаря такому подходу ребёнок будет знать, что мы все не идеальны, делаем ошибки, но благодатная помощь от Бога может дать силы исправить их. Осознание этого наполняет смыслом каждую сферу нашей деятельности.

    Опрятность и чистоплотность: воспитываем полезные навыки у ребенка

    «Мой ребенок – грязнуля. Сыну уже 12 лет, но он совершенно не умеет следить за собой. Не успеет надеть новую вещь — или пятно неотстирываемое, или дыра. В комнате беспорядок — повсюду учебники, скомканная одежда, какой-то мусор. Безалаберно относится к учебе — листы тетрадей загнуты, а то и вовсе без обложки. Я даже поставила в комнату сына мусорное ведро, но это не помогло. Иногда спрашивает, можно ли пригласить домой друзей. Я отвечаю, что в такой бардак просто неприлично приводить друзей. Сын понимает, но все равно ничего не предпринимает. И ладно бы только беспорядок, так еще и гигиена «хромает» — постоянно приходится напоминать об элементарных вещах, что нужно помыться и причесаться. Мне стыдно за сына, не знаю, как приучить мальчика к опрятности. Разговариваю, ругаю, наказываю –— все бесполезно».

    У взрослого полезные привычки чистить зубы по утрам и следить за своим внешним видом дошли до автоматизма. А маленькому ребенку только предстоит всему этому научиться. Аккуратность и опрятность — не «встроенные опции», которые по умолчанию должны быть у малыша. Эти навыки необходимо воспитывать, ведь они очень пригодятся ему во взрослой жизни. В статье поговорим о том, как приучить ребенка к аккуратности и опрятности?

    Почему ребенку важно быть опрятным?

    Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]

    Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

    • безалаберность,
    • необязательность,
    • непунктуальность,
    • небрежность.

    Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]

    А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

    • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
    • заболеваний зубов и десен;
    • заболеваний мочеполовой системы;
    • кишечных расстройств.

    Воспитайте полезные навыки у ребенка

    Неряшливый ребенок: причины

    Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин [3]:

    • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
    • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
    • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
    • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

    Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения[2]:

    • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
    • отсутствие положительного примера родителей,
    • лень ребенка,
    • несформированный режим дня у ребенка,
    • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
    • депрессия,
    • утрата близкого человека,
    • характерная черта личности,
    • употребление наркотиков и алкоголя.

    Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

    Опрятность и аккуратность — это полезные привычки

    Как приучить ребенка к опрятности? Личная гигиена и поддержание порядка в комнате — это привычки, которые нужно вырабатывать не один год. Крики, наказания, выполнение ряда дел за малыша — не выход. Приучая неаккуратного, неопрятного ребенка к порядку, родителям важно действовать в соответствии с этапами формирования любой полезной привычки:

    1. Осознание важности

    Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть. Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога.

    2. Планирование

    Воспитание любой привычки вносит коррективы в повседневную жизнь. Не помешает составить четкое расписание дня, чтобы у ребенка хватало времени не только на учебу, но и на уборку комнаты.

    3. Правильный настрой

    Позитивный настрой и вера в себя позволят ребенку воплотить желаемое в жизнь. Родителям тоже придется участвовать — напоминать, объяснять, показывать, подбадривать, хвалить. Уборка в комнате и содержание личных вещей в чистоте не должны становиться для ребенка наказанием.

    4. Воплощение

    После осознания важности привычки и грамотного планирования дня, зарядившись позитивными эмоциями, можно приступать к воплощению задуманного. Ребенок должен выполнять поставленные перед ним задачи с оговоренной периодичностью.

    Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте

    Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:

    Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.

    В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене. Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей.

    Как приучить ребенка к чистоте? Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту. Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком.

    Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».

    Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет. Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.

    Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?

    По мнению многих психологов, ребенку 10-15 лет довольно трудно привить какие-либо привычки. В этом возрасте активно развиваются приобретенные в раннем детстве навыки, а все новое может вызывать неприятие. Что делать, если неряшливому ребенку «хронический» беспорядок в комнате и несоблюдение правил гигиены мешают учиться и наладить отношения со сверстниками? Важно не упустить время и помочь малышу стать более организованным.

    Воспитайте полезные навыки у ребенка

    Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях поведенческой психологии. Программа рассчитана на 2-6 недель. Ребенок, самостоятельно занимаясь с психологами, изменит патологическую модель поведения, которая мешает ему быть опрятным и аккуратным. Позитивные установки помогут ребенку пересмотреть свое отношение к чистоте и личной гигиене. Он поймет, что неряшливость только осложняет жизнь. А родителям консультации психолога помогут приучить ребенка к опрятности без упреков и строгих наказаний.

    Читать еще:  В Египте Рамадан закончится сегодня вечером, объявил Верховный муфтий страны

    Одно из главных преимуществ курса — дистанционные занятия. Работу можно осуществлять в удобное время, не выходя из дома. Гарантируется полная конфиденциальность. Ребенок и его родители получают поддержку и помощь психологов — по телефону и e-mail, в онлайн-чатах.

    1. «Дошкольная педагогика», 2001 г., С. А. Козлова
    2. «Возрастная психология: учебник для вузов», 2007 г., Л. Ф. Обухова
    3. «Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации», 2017 г., А. Фромм

    Воспитание: Как приучить ребенка к порядку.

    Польза уборки для ребенка
    Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности. Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью свалит дела сначала на вас, а потом на жену или мужа. Напротив, давая ему обязательства по дому, вы помогаете ребенку стать более самостоятельными и уверенными в себе. К тому же обретаете старательного помощника. А раз уж так, то объявим войну детской лени!

    Как приучить ребенка от 2 до 5 лет к порядку
    Приучать ребенка к домашнему труду надо с 2-3 лет, когда малыши сами рвутся помогать взрослым, и ваша задача — поддержать их желание. Трехлетки чувствительны к окружающему их беспорядку, и если в доме вечный кавардак, они вряд ли вырастут аккуратными.
    • ПРАВИЛО ДОВЕРИЯ. Всячески поощряйте стремление чада вам помочь. Дайте тряпку в руки — пусть протрет пыль. Кроха выполнит поручения с радостью, дети этого возраста с удовольствие подражают маме и папе. Очень полезная вещь — игрушечная бытовая техника. И годовалый малыш будет увлеченно пылесосить комнату игрушечным пылесосом, к которому прилагается специальный «мусор»!
    • ПРАВИЛО ПОСТЕПЕННОСТИ. Давайте задания по принципу: от простого к сложному. Сначала попросите малыша убрать игрушки в комнате. Он обязательно справится, если вы превратите процесс уборки в увлекательную игру. Предложите: «Давай построим большой гараж, где твои машинки будут спать ночью». Чадо с энтузиазмом займется строительством гаража! Пусть поначалу он уберет одну вещь, а вы — десять, со временем вы поменяетесь местами. Малыш упрямится? Расскажите ему о том, как один ребенок не захотел складывать игрушки, и те ушли от него ночью, и только когда мальчик пообещал исправиться, вернулись.
    • ПРАВИЛО СКЛАДИРОВАНИЯ. Чтобы ребенок знал, что и куда складывать, в детской комнате все должно быть функционально: домик для кукол, коробка для конструктора, полки для книг. Для этого вам придется оборудовать детскую стеллажами и открытыми полками, а без этого о порядке в комнате можно будет только мечтать.

    Как приучить ребенка от 6 до 9 лет к порядку
    Если малыши воспринимают работу по дому как игру, то дети постарше отлично понимают, что веселого тут мало. Поэтому многие из них отказываются выполнять самое элементарное: убирать постель, наводить порядок на письменном столе, мыть посуду. Как найти общий язык с наследником? Вообще-то, если вы с малолетства приучали его к аккуратности, он и дальше будет выполнять домашние обязанности, воспринимая их как должное.

    Если же поначалу вы жалели маленького, запрещая мыть тарелки: «Не трогай средство для мытья посуды — кожу испортишь!» — то теперь внушить ему, что трудиться необходимо, вам будет непросто.

    • ПРАВИЛО ДРУЖЕЛЮБИЯ. Старайтесь не злиться, не кричать и не угрожать чаду: «Немедленно убери в детской комнате, иначе все выкину в окно!» Объясните, что по мере взросления обязанностей по хозяйству у каждого становится все больше, а поскольку он уже почти взрослый (поверьте, ребенку наверняка польстит такое признание), то отсиживаться на диване, пока мама ползает по полу с тряпкой, вытирая пол, не благородно. Продумайте список дел, которые по силам ребенку. Предложите обязанности на выбор: «Ты что сегодня будешь делать — чистить кошачий лоток или мыть ботинки?» Иногда можно меняться ролями: «Давай сегодня ты помоешь посуду после ужина, а я разберу твой одежный шкаф».

    • ПРАВИЛО ПЛАНИРОВАНИЯ. Поскольку главная обязанность вашего сына или дочери — это все-таки учеба, а в дополнение к ней наверняка еще есть и спорт, музыка или художественная школа, ваша задача — организовать помощь по хозяйству так, чтобы она не мешала главному. Составьте вместе расписание полезных дел. Допустим, в пятницу ребенок может делать уборку в своей комнате, в субботу — помогать вам лепить пельмени, в воскресенье — поливать цветы.

    И не забудьте о посильных ежедневных обязанностях: ваш наследник уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, давать корм рыбкам или другим домашним питомцам. Все эти обязанности не отнимут у ребенка слишком много сил и времени, зато научат главному — дисциплинированности, аккуратности, ответственности и трудолюбию.

    Как приучить ребенка от 10 до 14 лет к порядку
    С подростками, увы, гораздо сложнее. Некоторые из них, правда, сами рвутся выполнять часть домашних поручений: например, хотят гулять с собакой, особенно если пес экзотической породы — это повышает авторитет подростка среди сверстников. Другие предпочитают самостоятельно наводить порядок в комнате, дабы взрослые не выкинули случайно чего-то важного и не обнаружили секретных вещей: личного дневника, пачки сигарет или эротического журнала.

    Большинство же подростков и не собираются помогать родителям! Более того, как установили ученые, многие взрослые дети не нуждаются в порядке: они и не замечают давно протухший за шкафом огрызок, грязные носки на столе и заляпанную кетчупом клавиатуру. А все потому, что у подростков часть мозга, отвечающая за внимание, организованность, пока еще окончательно не сформировалась, это происходит приблизительно к 18 годам, а у некоторых и позже. А пока они искренне не понимают, какого-такого порядка требуют «предки».

    Что же надо учитывать мамам и папам, общаясь с тинейджерами?
    • ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Всегда четко формулируйте, что именно хотите от чада. Если с точки зрения мамы вываливающаяся из раковины грязная посуда — сущий кошмар, то с точки зрения подростка это просто пустяк («Завтра помою, какая разница?»). Вместо того чтобы кричать: «Это ужас!» просто скажите: «Немытой посуды в раковине быть не должно». Или если, например, вы мечтаете освободить комнату сына от залежей компьютерных дисков, часть из которых давно не используется, попросите его пересмотреть все, отложив лишь те, что еще могут пригодиться. Для ненужных сразу дайте мусорный пакет, иначе он может задвинуть старые диски под диван.
    • ПРАВИЛО КОМФОРТА. Домашняя работа не должна быть в тягость. Пусть чадо моет посуду в наушниках, наслаждаясь любимым хип-хопом или рэпом — главное, чтобы помыл. Если объем поручении слишком велик, предложите свою помощь, и тогда ваше чадо не будет чувствовать себя одиноко. Да-да, пусть даже сыночек выше вас ростом на голову, в глубине души он так же остро нуждается в родительской любви, как и 10 лет назад. Не высмеивайте юношу, обнаружив в его комнате плюшевого медведя, с которым он спал в детстве, солдатиков или старую детскую машинку. Психологи утверждают, что многие тинейджеры, особенно мальчики, любят хранить старые вещи.
    • ПРАВИЛО ОБЩЕЖИТИЯ. Договоритесь с ребенком, что помимо уборки своей комнаты он будет отвечать и за места общего пользования. Допустим, он должен чистить ванную или мыть пол в коридоре. Поручите ему и другие обязанности: например, ходить в магазин, платить за телефон и квартиру. Ребенок такого возраста уже понимает, что он — член семейного коллектива и потому тоже должен что-то делать по хозяйству ради общей пользы.

    Исключите типичные родительские ошибки:
    1. Не критикуйте сына или дочь, если с вашей точки зрения, они сделали что-то не так. Лучше похвалите за то, что им удалось. Не бросайтесь сразу же перемывать пол: «Смотри, какие ты пятна оставил!» или жаловаться его отцу или бабушке на «безрукого» и беспомощного ребенка.
    2. Не давайте обещаний типа: «Ты погладишь белье, а я тебе за это куплю что-нибудь вкусное». Иначе ребенок перестанет помогать вам «за так» и всегда будет пытаться извлечь выгоду из ваших поручений.
    3. Не перегружайте ребенка домашней работой, особенно если он болен или переутомлен учебой и тренировками. Неуверенные в себе дети, опасаясь гнева родителей, могут весь день убирать на кухне, не успев выполнить уроки. И еще.
    4. Не приучайте ребенка к труду от случая к случаю — это должно стать постоянным и непрерывным процессом.

    Как приучить ребенка к порядку и чистоте: советы психолога

    Департамент труда и социальной защиты
    Как приучить ребенка к порядку и чистоте: советы психолога

    Для многих детей уборка – нудная обязанность, а выполнять ее нужно только из-за просьбы родителей. Как научить малыша наводить чистоту, рассказывает психолог социально-реабилитационного центра «Возрождение» Екатерина Алексеева.

    Призывать сына или дочь к чистоте и порядку в доме бессмысленно, если вы сами его не соблюдаете и не поддерживаете. Малыш не обратит внимания на просьбы, он будет повторять ваше поведение.

    Помогите в начинаниях

    Невозможно требовать что-то от ребенка, если вы его этому не научили. Возможно, вам понадобится чуть больше времени, чем вы рассчитывали: будьте готовы показать и объяснить несколько раз, как правильно делать то, о чем вы его просите.

    Последовательность ваших действий – залог успеха

    Если у ребенка есть обязанность по дому, которую он должен выполнять, но вы можете иногда взять и сделать ее за него, в дальнейшем он будет увиливать от работы. В данном случае ваши слова расходятся с действиями, а мы уже знаем из первого совета, что ребенок смотрит на поведение, а не на слова.

    Похвала как стимул

    Самое важное в этом пункте – это дозированная похвала. То есть хвалите ребенка за дело, а не просто так. Например: какой ты молодец, что собираешь рюкзак с вечера! Работать похвала будет только в том случае, если с ней не перебарщивать.

    Превратите рутину в игру

    Этот способ отлично работает со всеми возрастами. Для ребенка можно придумать игровую систему поощрения: например, фишки, жетоны, какой-то приз в конце игры. Попробуйте один раз, и вы увидите, как малыш будет ждать подобную игру снова и с какой радостью начнут выполняться все домашние дела.

    Если ваши взаимоотношения с ребенком не ладятся, а вам трудно приучить чадо к порядку, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам столичных семейных центров. Работа с профессионалами поможет правильно расставить акценты, найти общий язык с ребенком, сохранив мир и спокойствие в доме.

    Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

    Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?» «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение «А. П. Чехов Каждый родитель мечтает о том, чтобы их дети.

    Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

    Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду?» Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от.

    Родительское собрание во 2 классе «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?» Цели: • выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; • познакомить родителей с гигиеническими требованиями.

    Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

    Советы родителям «Как стать для ребенка авторитетом» В дошкольном возрасте для детей мерило всех ценностей- слова и поведение отца и матери. Например, по моим наблюдениям, ребенку небезразлично,.

    Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

    Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

    Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector