0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как привести родителей к вере?

Конфликт поколений: когда родители неверующие

Для современного общества довольно частое явление: дети пришли к Богу, а их родители — еще нет. На этой почве возникает конфликт поколений, преодолеть который бывает порой весьма сложно и не всегда получается успешно. Как научиться жить со своими родными в мире? Как привести их к вере? Этих проблем мы коснемся в статье.

Пятая заповедь

О правильном отношении к своим родителям говорит нам пятая заповедь декалога (закона Моисеева). Там же сказано о том, почему к ним следует относиться именно так:

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16)

Конечно, здесь ничего не говорится о неверующих родителях. Зато в «Притчах Соломоновых» сказано о том наказании, которое постигнет всех, кто будет неуважительно относиться к своим самим близким кровным родственникам: глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные (Притч. 30:17). А Евангелии от Матфея мы встречаем такие слова: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15:4).

Родительское благословение

О том, как важно сохранять добрые отношения с родителями, говорили многие святые. Им был открыт духовный смысл всего, происходящего с человеком в жизни. Особенно много о том, какой глубокий вред наносит всему человечеству непокорность своим отцам, рассказывали старцы, близкие к нам по времени. Например, схиархимандрит Зосима (Сокур) неоднократно говорил, что современные люди чаще всего потому и несчастливы, что не имели мира с родителями, были непокорны им.

О конфликте поколений также часто упоминал архимандрит Фаддей Витовницкий. Он говорил о том, как важно иметь родительское благословение. Старец сам не раз скорбел о том, что в детстве имел мысленную брань на своего отца, этим он объяснял множество своих ошибок и несчастий. Но если таково значение одной мысленной брани, то что же говорить о нас, когда часто конфликт переходит в действие, дети подымают руку на своих родителей, даже бывают ими прокляты?

Не лишним, нам кажется, будет вспомнить английскую пословицу: Charity begins at home . На русском она звучит так: Милосердие начинается дома . Конечно, еще русский классик Федор Достоевский очень верно заметил о том, что ближних своих как раз гораздо сложнее любить, чем дальних. Но если мы не будем все же пытаться этого делать, то вся наша вера окажется простым лицемерием.

И прежде чем говорить о неверующих родителях, стоит все же еще раз привести на память слова апостола Павла: если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8)

Иисус был в послушании у родителей

Пример послушания Своей Матери Деве Марии и названному отцу Иосифу Обручнику показал нам Спаситель. Из Евангелия от Луки (Лк. 2:40-52) мы знаем, что только в двенадцатилетнем возрасте Иисус лишь однажды заставил их сильно скорбеть, без предупреждения оставшись в храме после путешествия в Иерусалим. Там Он слушал и Сам учил учителей.

Когда взволнованные Иосиф с Марией нашли Своего Божественного Сына в храме, Он, напомнив им о Своем Небесном Отце и цели, с Которой был послан на землю, больше их не огорчал и пребывал в полном послушании им до положенного срока. То есть Сам Христос до тридцати лет беспрекословно повиновался Своим земным родителям. Как мы знаем, Иисус помогал Своему названному отцу Иосифу — был плотником. До тех пор, пока не был призван на общественное служение.

Когда дети становятся самостоятельными?

Считается, что нести ответственность за свои поступки дети начинают в возрасте семи лет. Приблизительно в это время они приступают и к первой исповеди. Однако становятся ли они после этого независимыми от родителей? Очевидно, что нет. Нельзя сказать, что такая независимость приходит и с наступлением совершеннолетия. Как раз в этом возрасте конфликт поколений обычно достигает своего «апогея».

И здесь важно понимать, что пока человек сам не сможет материально обеспечивать свою жизнь, его внешняя свобода всегда так или иначе будет претерпевать какие-то трудности, будет унижена. Но это касается материальной зависимости, а что же касается нравственной ответственности?

Конечно, с возрастом мы можем и, скорее всего, будем несколько удаляться от своих родителей, но это не означает, что «зона ответственности» на этом прекращается. Если, как писал уже упомянутый Достоевский, вообще «все за всех виноваты», то тем более это касается тех, кто ближе всего нам по кровному родству.

Можно считать, что связь с матерью и отцом несколько ослабевает после того, как их ребенок женится или выходит замуж, сам образует новую семью. О чем сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19:5). В этом случае самым близким родственником становится человеку муж или жена. Но это не означает, что о родителях можно теперь совсем забыть. Просто их прямое влияние на нашу жизнь отныне ослабевает. По крайней мере, так должно быть.

Как завоевать авторитет?

Понятно, что завоевать авторитет родителей молодому поколению не так-то просто. А без него любая ваша «проповедь» не принесет плодов. Есть такая поговорка: яйца курицу не учат . Вот почему детям привить веру бывает легче, чем оказать влияние на взрослых. Однако пытаться завоевать уважение родных все же стоит — это во многом поможет преодолеть конфликт поколений на религиозной почве.

Чтобы завоевать такой авторитет, прежде всего, важно не забывать о самых простых наших — житейских — обязанностях, которые никто не отменял. Когда родители могут радоваться за своих детей? Когда у них все благополучно в семье, на работе, дома. Эти вещи вполне актуальны и для христиан. Конечно, отношение к карьере, материальным благам в православии несколько иное, чем в миру, но найти «золотую середину» всегда возможно.

Очень часто бывает, что плохое мнение о нашей вере как раз и складывается потому, что, узнав о Боге, человек забывает обо всем на свете, в том числе и о самых близких и родных своих людях, становится совсем «неземным». Понятно, что быть этого не должно. Житейская распущенность и неадекватность не есть залог нашего спасения, а вот отпугнуть от нас наших родственников она вполне способна.

Когда компромисс невозможен?

Найти компромисс в отношениях с неверующими родителями невозможно только в одном случае: когда то, что они от вас требуют, противоречит Евангелию и заповедям Господним, отлучает вас от Христа. Например, если мама с папой советуют совершить какой-то беззаконный поступок, зло по отношению к ближним или к себе, не согласиться с ними — ваша обязанность. Также если вам не разрешают молиться, ходить в Церковь, вы вполне можете и даже должны здесь поступить так, как того требует совесть, отдав «Богови — Божие».

Такое «непослушание» не вменяется во грех, так как Небесное Отцовство выше родства земного. Единственное, что вы можете сделать в данном случае, — отказать родным как можно более мягким образом, стараясь их ничем не обидеть.

Православие — это не секта и не болезнь

Еще нужно быть готовыми к тому, что нашу веру родные будут воспринимать как некую странность или временный интерес, увлечение. Для большинства окружающих в принципе верующий человек кажется не вполне нормальным, «не от мира сего». Есть реальная история из жизни, когда молодой человек пришел знакомиться с родителями невесты и, чтобы потом не было неожиданности, честно признался, что он православный христианин. После небольшого родительского совещания будущие тесть и теща, как он узнал позже, тяжело вздохнули и вынесли «положительный вердикт»: «Ну хорошо, что хоть не наркоман…».

Убедить неверующих родителей в том, что православие — это не болезнь и не какая-то секта, можно не разговорами, но только серьезностью своих намерений и убеждений. Видя, что их ребенок мужественно идет путем Христовым и не собирается с него сворачивать, родители сами поймут, что за этим, значит, стоит что-то более важное, чем сиюминутный интерес. Если им дороги их дети, то они сами захотят узнать, чем живут их чада, в чем состоит этот непреходящий смысл, Истина, ради которой они готовы всем пожертвовать, ради которой живут.

Как привести родных к вере?

Во-первых, нужно запастись огромнейшим терпением. И молиться. Молитва и терпение — это, пожалуй, единственные «орудия» из всего арсенала средств, которые действительно помогут преодолеть конфликт поколений. Ну и личный пример, конечно. Если ваши мама и отец будут видеть, что их ребенок, благодаря обретенной вере, изменился к лучшему, стал мягче, сдержаннее, то это вскоре их самих заставит задуматься о православии.

Однако готовиться к тому, что все произойдет моментально, не стоит. Саму ситуацию, в которой вы оказались, нужно оценивать, как минимум, с двух сторон: Господь не только для чего-то послал вас своим родным, но и таких родителей тоже с какой-то целью дал вам. Святые даже говорили, что продолжительная жизнь с неверующими родственниками вменяется человеку в бескровное мученичество.

При этом не нужно воспринимать их как людей, чем-то худших или низших нас. Наоборот, иногда стоит обратить внимание на то, что они, ничего не зная о Христе, часто поступают лучше, чем мы, называющие себя христианами. Это очень полезно для нашего смирения.

Другой момент: если мы сильно переживаем о своих неверующих родителях, то будем о них усиленно молиться. Таким образом Господь дает нам как бы видимый повод для того, чтобы мы чаще и усерднее обращались к Нему за помощью. И если мы будем на нее искренне надеяться, то эта помощь рано или поздно обязательно придет.

А вот навязывать насильно свои взгляды, говорить с родными о вере, когда они не хотят этого слушать, лучше не стоит — это может их на долгие годы оттолкнуть от веры, навредить. Нужно научиться предавать их, как и любую ситуацию, в руки Божии. И тогда все сложится лучшим образом, как мы сами не смогли бы даже представить, не то что — осуществить.

О том, как общаться с другими неверующими людьми, можно прочитать в статье «Как православным вести себя в обществе неверующих людей?».

Читать еще:  Зачем освящать дом, автомобиль, производство и многое другое?

Также предлагаем вашему вниманию интересное видео по теме:

Как привести к вере родителей?

Несколько лет как пришел к вере и регулярно хожу в храм. Родители у меня хорошие, но вопросами веры не интересуются. Как привести к вере родителей?

Сергей Вронский

Отвечает иерей Алексий Малюков:

– Увы, это очень трудно сделать. Родители, как правило, не могут воспринимать своих детей как тех, кто способен их чему-то научить. Косвенно эта мысль упоминается и в Евангелии: «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем» (Мк.6:4).

Взрослые детей в большинстве случаев попросту не будут слушать. Привести родителей к Богу – дело вне нашей юрисдикции. Но, «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27). Мы с вами можем косвенно влиять, стать как бы точкой приложения силы. Ведь между Богом и нашими родителями мы пока единственное связующее звено.

Давайте рассмотрим несколько вариантов, как нам поучаствовать в спасении наших родных.

Первое, это, конечно же, молитва. Мы можем молиться сами, или помолиться со священником, заказав молебен в церкви. Если они крещены, подать записку на литургию о заблудших или отпавших от православной веры. Это все покажет Богу ваше желание, неотступность в просьбе. Писание прямо так и говорит: «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк.11:8). Поэтому просите, стучите в двери милосердия Божьего, ищите возможности для спасения родителей.

Следующее – это наше богобоязненное житие. Здесь по аналогии с тем, как жена верующая приобретает для Бога своего неверующего мужа. Этот случай похож на наш. Как жена не имеет власти над мужем, чтобы учить его вере, так и дети над родителями не имеют власти, но мы может стать указывающей тропинкой к Богу. Апостол Петр об этом говорит: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1Пет.3:1). Повиновением, доброй жизнью, соблюдением заповеди о почитании родителей даже без слов дети могут стать проводником для родителей в жизнь вечную.

Все это будет больше и больше располагать родных к принятию христианской веры. Живи правильно, молись, спасайся сам – и рядом кто-то еще спасется.

Конечно, у Бога есть свои рычаги давления, и мы должны это тоже понимать, чтобы не испугаться, и не впасть в уныние и ропот. Действительно, Бог хочет спасения всех людей. Он для этого пришел на землю, пострадал на Кресте и воскрес. Но если человек противится, не хочет ничего знать про это, а за него еще и усиленно молятся – тогда могут прийти и скорби, в виде болезней или любых других трудностей.

Скорби заставляют человека задуматься о вечном, делают его уязвимым и слабым, с него слетает налет кичливой самоуверенности. В такие минуты лучше не укорять их за неверие: «а я тебе говорил…», но поддержать, подставить плечо, сказать нужное слово. Ведь понимание может прейти к нашим родным уже на смертном одре, и здесь нужно быть очень аккуратным, чтобы они могли успеть войти в последний вагон.

Добрый Бог может устроить встречу родных со священником, который сможет расположить их к Церкви. Может появиться старый друг, уже уверовавший во Христа, или человек, уважаемый нашими родителями. Перелом в их сознании произойдет, они уверуют и придут в храм.

Все это сделает Бог, мы лишь сильно должны желать этого и просить Господа. Бог готов все сделать для нас, если мы просим о том, что полезно нам и другим.

«Воспитание» — Золотые правила воцерковления.

О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ВОЦЕРКОВЛЯТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, МЫ БЕСЕДУЕМ С ПРОТОИЕРЕЕМ НИКОЛАЕМ АГАФОНОВЫМ, НАСТОЯТЕЛЕМ САМАРСКОГО ХРАМА В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ ЖЕН МИРОНОСИЦ.

Отец Николай, что, по Вашему мнению, помогает родителям вырастить ребенка в духе Православия?

Прежде всего, молитва и пост. Маленькие дети молятся с удовольствием. Для них в этом есть некий элемент игры, но в своих чистых детских душах они интуитивно уже ощущают серьезность происходящего. Здесь важен личный пример родителей. Ребенок замечает, как мы, родители, относимся к молитве, и впоследствии будет этому следовать. Но для ребенка обычное молитвенное правило можно сократить соответственно его возрасту.

Второе важное условие – посещение храма в воскресные и праздничные дни. Если вы видите, что ребенок устал, то предложите ему посидеть во время службы. Например, в нашем храме дети, когда устанут, садятся на ступеньки амвона или солеи. Можно брать с собой маленький раскладной стульчик. На праздничной всенощной ребенка после помазания можно увести домой. Важно, чтобы ребенок причащался – и чем чаще, тем лучше.

Третье условие – это домашнее чтение Псалтири и житий святых. Псалтирь на церковно-славянском языке вырабатывает в ребенке поэтично-религиозный настрой души, который останется в нем на всю жизнь. Жития святых можно читать ребенку перед сном. Каникулы в школе желательно использовать для паломнических поездок по святым местам.

Но выполнение всех этих условий должно быть лишено хоть малейшего ханжеского оттенка. Во всем должна царить любовь.

Есть мамы, которые крайне редко приходят с грудными детками в храм: боятся простуды, инфекций, кто-то не хочет нарушать режим дня… Что Вы думаете по этому поводу?

Не только мамам, но и тем, кто только готовится стать матерью, я советую как можно чаще приходить в храм и причащаться Святых Таин. Грудных младенцев надо по возможности приносить в храм на причастие каждое воскресенье. Стоять всю Литургию с грудным младенцем не нужно, достаточно прийти в храм незадолго перед причастием. Надо верить, что Господь убережет ребенка от инфекции и в толпе прихожан, а иначе чего стоит наша вера?! Нести в храм грудного младенца надо с твердой верой, что именно это ему необходимей всего на свете. Нести с молитвой. По дороге читайте про себя молитвы наизусть, какие знаете. Идите в храм с чувством праздника на душе, и никакая зараза ни к вам, ни к вашему ребенку не пристанет.

Бывает так, что ребенок, достигнув семилетнего возраста, перестает причащаться. Потому что нужно исповедоваться, а он боится – и отказывается. Что Вы посоветуете в такой ситуации?

Эту ситуацию очень просто предупредить. Еще до наступления отрочества подводите чадо к священнику, проводящему в храме исповедь, и просите его благословить малыша на причастие. Ребенок, привыкший подходить перед причастием к священнику на благословение, подойдет к нему и на исповедь. Чтобы ребенок не растерялся на первой исповеди, помогите ему накануне осмыслить грехи, в которых он должен покаяться: поленился что-нибудь сделать, капризничал, не желая ложиться спать, обозвал сестренку и так далее. Грехов у ребенка немного, их можно вместе с ним записать на бумажке. А на исповеди опытный священник и сам сможет разговорить отрока и сделать так, чтобы тот в следующий раз не боялся.

Что делать, если, достигнув подросткового возраста, подросток перестает ходить в храм – или ходит «из-под палки»?

Если ребенок воспитывался с ранних младенческих лет в православном благочестии, то ему не страшен подростковый кризис. Моя супруга воспитывалась в традиционной православной семье, и, по ее свидетельству, у нее не было подростковых проблем. Подростковый кризис – всегда симптом нездоровой семейной обстановки (неполная семья, недостаток внимания, скандалы между родителями, несдержанность родителей по отношению к детям и т. д. и т. п.). Но хочу успокоить родителей, у которых ребенок переживает подобный кризис и перестает ходить в храм. Окончательно для Церкви ваше чадо не потеряно. Пройдет какое-то время, и поверьте мне, ваш сын или дочь вернется в храм. Заложенное в раннем детстве никуда не исчезает, оно остается на всю жизнь и рано или поздно проявляется с новой силой. Не давите на ребенка и не скандальте. Лучше усильте свои молитвы за него и верьте всем сердцем, что придет время, и вы услышите: «Прости, мама, я был не прав. А теперь, когда у меня самого дети, я поистине оценил твои молитвы обо мне. Спасибо тебе, мамочка». Вот тогда вы вспомните, что не зря читали «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся. », кормя сына или дочь грудью. Не зря стояли на коленках у детской кроватки и клали поклоны перед иконами с зажженной лампадкой.

А если мама не стояла перед иконами, когда ребенок был маленьким? Ведь сегодня часто можно наблюдать за развитием такой ситуации: родители воцерковились только к моменту, когда их ребенок достиг относительной взрослости и на всё имеет «свою точку зрения», которая не совпадает с родительской. Родители (или мать) ходят в храм, постятся и читают дома молитвенные правила, а он – нет. Хотя бы по той причине, что не приучен к этому с рождения. Что делать?

Случай трудный, но «невозможное человеку, возможно Богу». Каждый случай индивидуален и универсального совета здесь нет. Хотя, все же один универсальный совет, пожалуй, есть: это родительская молитва, которая у Бога не остается без ответа. Не ждите его сразу. Первое, что должен увидеть ребенок в родителях-неофитах, так это то, что они изменились к лучшему. Родители должны искренне попросить у ребенка прощения за то, что воспитывали его без Бога и Церкви. Но теперь, когда он уже сам почти взрослый и может судить о жизни, они не будут его принуждать к вере, а лишь надеяться что он поймет их и будет вместе с ними разделять труды будней и радости православных праздников. В воскресный день родители уже не будут заниматься суетными делами по дому, а пойдут гулять с детьми на природу. Научатся разговаривать со своим ребенком, не унижая его. Да и вообще много всего, о чем должны подумать неофиты – и изменить в своей жизни.

Если религиозное воспитание не привито ребенку с грудного возраста, то не надо ставить перед собой задачу как можно скорее впихнуть в ребенка православный образ жизни. Мудрая народная поговорка гласит: «Воспитывай ребенка, пока он лежит поперек лавки; коли ляжет вдоль, будет поздно». Если вы решились воспитать ребенка в православных традициях, а он уже отрок, не приученный к храму и молитвам, надо быть осторожным и действовать больше собственным примером. Будет хорошо, если вы подружите своего ребенка с уже воцерковленными сверстниками.

Жизнь, наполненная смыслом православного исповедования, должна стать интересней, насыщенней и целеустремленней. Такая жизнь не может не понравиться ребенку, и он, сам не замечая того, будет проникаться светом, исходящим от его родителей. Всё это возможно только при одном условии – родители сами должны гореть светом Христовой Истины.

Читать еще:  Гарвард и Сент-Джонс колледж выложили в Сеть лекции о религии

Как уберечь школьника от пагубного влияния «модных тенденций», сделать его независимым от них?

Так называемый «гипноз ходячих общественных мнений», облекаемый в «модные тенденции», имеет огромное воздействие не только на детей, но и на взрослых. Плыть по течению гораздо легче, чем против. Идти по пути наименьшего сопротивления – удел большинства, толпы. Пагубное влияние, распространяемое через телевидение, поп-культуру, окружающую ребенка среду общения, невозможно полностью физически нейтрализовать из жизни ребенка. Для этого надо уехать на необитаемый остров. Но если у вас нет своего острова, то это пагубное влияние вполне можно ограничить. При этом взрослым надо ограничить в первую очередь себя. Не торчать часами перед телевизором. Самим выбирать для ребенка телепередачи (домашняя цензура), использовать видеоплееры для семейного просмотра добрых мультфильмов или хороших детских художественных фильмов. Всё это полезно, но не так действенно, как если вы в душе ребенка создадите заслон к пагубному влиянию. Прививать ребенку иммунитет к пошлости надо с рождения, развитием у него вкуса к прекрасному: литературе, музыке, живописи. Подвижные игры на воздухе, походы в музеи и парки, чтение хороших добрых книг в семейном кругу – вот что может противостоять пошлому влиянию.

Какие книги Вы посоветуете включить в круг детского чтения?

В раннем детстве это сказки – русские и зарубежные. Особое внимание следует уделить сказкам Андерсена. В отрочестве необходимо прочитать приключенческую классику: Стивенсона, Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона. Эти книги в юношах воспитывают тягу к добру, справедливости, дружбе, благородству, взаимовыручке и другим добрым чувствам. Конечно, в круг чтения обязательно должна входить русская классика – с самого раннего детства и на всю жизнь. Не надо забывать также о том, что есть много хороших книг советского периода. Например, «Два капитана» Вениамина Каверина. Список можно продолжать. Сейчас для молодежи много хороших книг можно найти в церковных лавках. Любая хорошая, добрая книга – это противоядие от тлетворного влияния бездуховной культуры современности.

Батюшка, и всё же… Телевизор, игровые приставки, интернет – что и на каких условиях может быть позволено?

Всё это может быть позволено при условии четкого распорядка дня. Подъем, молитва, зарядка, завтрак, школа, обед, уроки и так далее. В этом распорядке дня с учетом возраста после выполнения домашнего задания полчаса (час) можно выделить на просмотр телевизора. В другой день это время можно уделить компьютеру. На третий день – интернету. Но никак не сидеть перед компьютером или телевизором вместо прогулки, это уже очень плохо. Составление расписания может проходить на семейном совете при участии самого ребенка. В этом случае ему становится понятно, что вы ему не запрещаете любимые «радости», а просто всё приводите в разумное русло. При таком подходе у ребенка вырабатывается самодисциплина, да и вообще серьезное отношение ко времени.

Нужно ли категорически запрещать слушать музыку, пропагандирующую насилие и непристойное поведение? И какую музыку детям слушать можно – и полезно?

Запрещай, не запрещай, всё равно слушать будут. Почти у всех сегодня есть телефоны и наушники, любые группы и исполнители – в свободном доступе. Но, повторяю, если ребенку с младенчества привит вкус к классической музыке, поп-музыка уже не будет его так сильно интересовать. Хорошую музыку ребенок должен начать слушать еще раньше, чем научится ходить и говорить, сейчас для этого есть все условия.

Музыкальное воспитание – это такой аспект, который родителям нельзя оставлять без внимания. Влияние музыки на душу человека очень велико. Приведу такой пример. После концерта классической музыки, прослушанного в консерватории, люди выходят умиротворенные. А после рок-концертов молодежь ломает вагоны и разбивает скамейки. В одном случае воодушевление, в другом агрессия.

Батюшка, а как можно оградить ребенка от «дурного влияния» со стороны сверстников? И как научить ребенка выбирать себе достойных друзей?

Научить невозможно. Приятельские отношения, возникающие у ребенка в школе и во дворе, нормальное явление. Но близких друзей всегда не так много. Один, редко два. Часто сходятся дети с противоположными характерами. Один тихоня, другой неугомонный шалун. Главное, не запрещайте ребенку приводить друга к себе домой. Пусть будут чаще у вас на глазах, тогда сможете увидеть то, от чего следует ребенка вовремя оградить или предупредить.

Что делать, если на ребенка негативно влияют невоцерковленные родственники? Нередко родные бабушки и дедушки говорят внукам вещи, которые можно рассматривать как, мягко говоря, «опасные заблуждения», либо прилюдно жалеют «деточек, которых по церквям затаскали».

С такой бабушкой нужно поговорить по душам. Если умная, поймет. А нет, так можно и жестко заявить свое неприятие ее родственной политики, пригрозить лишить общения с внуком. Ничто не действует на ребенка так негативно, как разногласия в ближайшем его окружении взрослых. Большинство любящих родственников это поймут, а значит – появится надежда на мирное сосуществование. Сохранение мира – важная задача православной семьи.

В связи с этим нельзя не задать такой вопрос: как научить деток в одной семье – братиков и сестренок – дружить и не ссориться, да еще таким образом, чтобы при этом младшие слушались старших?

Ссориться всё равно будут, как ни старайся. Надо научить их мириться после ссор и просить у родителей и друг у друга прощения. Очень важно объяснить – так, чтобы поняли даже малыши, что, не примирившись со своим братиком и не попросив у него прощения, нельзя причащаться. Родители и сами должны подавать детям пример. Рассердились ли сверх меры, прикрикнули в сердцах, сказали грубое слово – попросите у малыша прощения. И он обязательно научится сам просить прощения за свои проступки.

Чтобы младшие слушались старших, надо поддерживать в семье иерархический принцип. Приоритет всегда и во всем – старшим, но и спрос прежде всего с них. Старшие должны чувствовать ответственность за младших и во всем им помогать.

Отец Николай, как нужно воспитывать старших детей, чтобы им можно было доверить заботу о младших?

В большой семье это происходит как-то само собой. Просто почаще поручайте ребенку что-нибудь сделать для младшего. Понянчить его. Погулять с ним во дворе. Покормить его и так далее.

Какие черты характера следует в первую очередь формировать у мальчиков, и какие – у девочек?

У мальчиков – мужество и самостоятельность. У девочек – скромность и рассудительность. У тех и других – доброту и терпение.

Беседовала Дарья Коробейник

Душа ребенка должна научиться воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю не иссякающую пошлости повседневной жизни священные следы и таинственные уроки Всевышнего; воспринимать их и следовать им; чтобы, внемля им, всю жизнь обновляться духом ума своего (Еф. 4, 23). Духовно живой человек всегда внемлет Духу – и в событиях дня, и в невиданной грозе, и в мучительном недуге, и. в крушении народа. Вняв, отзывается не пассивно-созерцательным пиетизмом, но и сердцем, и волей, и делом. Итак, самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе.

Иван Александрович Ильин

В нежнейшую эпоху своей жизни ребенок должен привыкнуть к семье – к любви, а не к ненависти и зависти; к спокойному мужеству и самодисциплине, а не к страху, унижению, доносам и предательству. Ибо воистину – мир можно пересоздать, перевоспитать из детской, но в детской же можно его и погубить. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине.

Иван Александрович Ильин

Есть особое искусство правдивости и искренности, которое нередко требует от человека больших совестных напряжений внутри и большого такта в обхождении с людьми; и, сверх того, всегда – мужества. Это искусство дается нелегко; но в здоровых и счастливых семьях оно процветает всегда.

17 ошибок родителей-христиан. Как вернуть детей к Богу

Опубликовано 09 мая 2016

Будучи пастором более 30 лет, я поражён тем, насколько низок процент среди детей, воспитанных родителями-христианами, действительно служащих Господу после достижения подросткового и более старшего возраста, включая детей Христианских лидеров. Так как воспитание детей в завете является основным методом, который Бог использует для утверждения Своего владычества на земле, как оно утверждено на небесах, существует мало тем, превосходящих в важности ту тему, которую я затрагиваю в этой статье.

В этой статье я сопоставляю поведение родителей-христиан с возможными результатами, связанными с верой их детей. Иными словами, каждый из нас может прочесть эту статью и, с большой вероятностью, сказать, будут ли наши дети служить Господу от всего своего сердца в будущем, или будут «тёплыми» или неверующими, когда станут постарше. Ниже я привожу свои наблюдения о том, почему, становясь старше, дети родителей-христиан не служат Господу.

1. У многих родителей-христиан нет эмоциональной связи с их детьми

У меня пятеро детей, и я научился тому, что недостаточно просто читать Библию и молиться с моими детьми. Мне нужно веселиться с ними, изучать их особенный язык любви (прочитайте книгу Гэри Смолли «Пять языков любви детей»), и стараться достичь их сердца и наладить глубокие взаимоотношения с ними, пока они маленькие. Я научился этому сложным способом, так как я, на самом деле, не нашёл эмоциональной связи с одним из моих детей должным образом, когда мои дети были маленькими (теперь мы близки). Это привело в результате к большим трудностям в вере, несмотря на все совместные Библейские учения и молитвы, которые у нас были. Дети, не имеющие эмоциональной связи со своими родителями, могут пойти по пути нездоровых душевных связей с безбожными людьми, которые будут их утаскивать прочь от Господа.

2. Многие родители-христиане не молятся целенаправленно со своими семьями и не имеют такой привычки в своих семьях

Когда я проводил исследование Христианских семей, то даже среди семей некоторых лидеров я обнаружил, что в редких случаях алтарь Господа в семье был утверждён регулярными, последовательными молитвами. Часто, когда молитва есть, она формальна и поверхностна, или молится только один из родителей, в то время как остальные члены семьи не принимают активного участия (показывая тем самым детям, что молитва, на самом деле, не важна). Дети таких родителей пойдут по пути номинальных Христиан, которые не знают, как искать Бога или ходить в присутствии Бога.

3. У многих родителей-христиан нет целенаправленного подхода к катехизации своих детей (обучению их основам Христианского вероучения)

Большинство родителей невежественны, когда речь заходит об обучении их детей в Слове Божьем. Я говорю родителям, что одна простая вещь, которую они могут делать — это регулярно учить детей из книги Притч. Притчи — это основная книга наставлений, которой родители могут пользоваться для того, чтобы научить своих детей жить мудрой жизнью в страхе Господнем.

Читать еще:  В Тольятти освящен храм во имя святого, предсказавшего судьбу города

К сожалению, многие независимые евангельские церкви «выбросили за борт» всё, что касалось исторических деноминаций, даже такие хорошие вещи, как понятие катехизации. Мы можем взять катехизис (например, Гейдельбергский Катехизис) и адаптировать его к нашим доктринальным взглядам, чтобы мы могли дать нашим детям замечательное общее представление об основных учениях Писания.

Я верю, что всем церквям необходимо установить какую-то форму обучения своих детей катехизису. Одна из церквей, которую я знаю, использует это для детей, когда они ещё очень маленькие. В результате у них нет классов Воскресной школы, которые отделяют детей от родителей: дети настолько хорошо подготовлены в Писании, что могут понимать взрослую проповедь так же хорошо, как и их родители!

Дети родителей, которые не наставляют их в вере, будут детьми без библейского мировоззрения. Это оставит их уязвимыми и направит их на путь соединения разнородных вероучительных положений с ложными религиозными взглядами, основанными на духовности, а не на Христе как на Истине во всей жизни.

4. Многие родители позволяют своим детям пропускать церковь по воскресениям ради того, чтобы они могли участвовать в мероприятиях, связанных с командными видами спорта

Каким-то образом, в этой стране (США, прим.пер.) существует неписанный закон, который гласит: «Почитай день седьмой, за исключением тех случаев, когда твой ребёнок занимается спортом!» Родители, которые позволяют своим детям постоянно пропускать воскресные служения из-за спортивных программ, стоят на пути воспитания детей-отступников, наученных тому, что спорт и хобби в жизни важнее поклонения Богу! В Евангелии от Марка, 4:19, сказано, что «пожелания других вещей входят и заглушают Слово Божье».

5. Многие родители с большой охотой остаются дома, если их супруги работают или не могут пойти на воскресное собрание

Есть некоторые родители, которые не будут посещать церковь в воскресенье, если их супруги не посещают церковь, потому что это слишком затруднительно — в одиночку приготовить детей к тому, чтобы пойти в церковь! Родители, которые так поступают, наставляют своих детей на путь служения Богу только при условии, что это удобно. Это приведёт их в категорию «тёплых» Христиан, тех, о которых Иисус сказал, что Он извергнет их из уст Своих (Откровение, 3:14-16)!

6. Многие родители-христиане живут дома компромиссной жизнью

Многие родители регулярно смотрят безбожные шоу по телевизору, слушают безбожную мирскую музыку, рассказывают расистские или грязные анекдоты и используют брань в присутствии своих детей, находясь в стенах своего дома. Затем они идут в церковь и ведут себя духовно по воскресеньям. Такое двуличное поведение наставит их детей либо на путь лицемерия, либо приведёт к пренебрежению Богом, церковью и Христианством!

7. Многие родители-христиане не смотрят за своими детьми должным образом

Многие родители позволяют своим маленьким детям иметь в своей комнате телевизоры, компьютеры, смартфоны и даже ходить на свидания в раннем подростковом возрасте! В результате, у таких родителей нет ни малейшего понятия о том, что смотрят их дети, с кем они связываются лично или в социальных сетях. Мир внушает свои ценности оставленным без присмотра детям 60-80 часов в неделю. Один час в неделю в церкви не может с этим конкурировать! Возможно, такие дети окажутся на пути, где их ждёт отсутствие сосредоточенности или зависимое/навязчивое поведение из-за слишком большого количества смс, социальных сетей, видеоигр или даже порнографии.

8. Многие родители-христиане плохо говорят о своих церквях или лидерах церкви дома, в присутствии своих детей

У многих родителей есть привычка ругать своих пасторов или церкви, или высказывать критику о других Христианах. Это вкладывает критичный дух в их детей. В результате их дети думают, что церковь только для лицемеров! Такие дети оказываются на пути к тому, чтобы критиковать всё, связанное с церковью, и в результате они будут держаться подальше от участия в общем поклонении.

9. Многие отцы проявляют больше энтузиазма к спорту, чем к тому, чтобы искать Бога

Я знаю многих отцов, которые будут вопить и кричать во время футбольного матча, но при этом сохраняют безразличное отношение, когда речь заходит о молитве, посещении церкви и служении Богу. Я даже знаю одного пастора, который сокращал свои проповеди во время футбольного сезона, чтобы успеть домой и посмотреть игру в воскресенье днём! Иисус сказал нам, что там, где ваше сокровище, там будет и ваше сердце. Таким образом, когда родители показывают, что они увлечены чем-то другим больше, чем они увлечены Богом, или ценят что-то больше, чем они ценят Бога, их дети оказываются на пути мышления, что Бог недостоин их страсти, времени или внимания!

10. У многих родителей-христиан есть поверхностное понимание Бога и своей веры

У многих родителей система веры очень поверхностная, некоторые даже не знают основ веры! По этой причине они неспособны передать веру своим детям существенным образом. Таким образом, в лучшем случае, у их детей также будет поверхностная вера. Скорее всего, они окажутся на пути, где у них не будет никакой веры, и став постарше, они не будут посещать церковь.

Не каждый из родителей должен быть теологом, но каждый родитель должен быть укоренён в основных принципах веры, и должен передать их своим детям.

11. Многие дети редко видят, как их родители ищут Бога искренне и с постоянством

Нашу веру легче перенять, чем научить ей. Поэтому дети намного больше учатся, наблюдая за тем, как их родители прилежно ищут Бога в своих собственных жизнях. Это показывает детям, что у их родителей есть серьёзные взаимоотношения с Богом даже тогда, когда другие люди не смотрят на них. Дети, которые не видят своих родителей постоянно и усердно ищущими Бога, находятся на пути к взаимоотношениям не дружбы, но случайного знакомства с Богом.

12. Многие родители слишком сильно зависят от воскресной школы или от молодежной группы своей церкви в том, чтобы взращивать своих детей в вере

Мне приходилось поправлять многих родителей, которые думали, что это работа поместной церкви — дисциплинировать и обучать их детей в Господе. Истина в том, что, в лучшем случае, церковь получает их детей всего на несколько часов в неделю. Родители проводят со своими детьми, по крайней мере, 50 часов в неделю. Действительно, основная ответственность за воспитание детей в путях Господа лежит на родителях, а не на церкви (Притчи, 22:6; Второзаконие, 6:6-9). Дети, не наученные дома своими родителями, могут оказаться на пути к номинальному Христианству без всякой личной духовной дисциплины для поиска Бога.

13. Многие родители-христиане постоянно пропускают церковь по всевозможным причинам

Как пастор, я удивляюсь тому, что многие родители регулярно пропускают служения церкви из-за семейных событий, спортивных событий, из-за того, что они устали или немного заболели, или из-за того, что они хотят остаться дома, чтобы расслабиться или походить по магазинам. Действительно, если родители живут таким образом, для них не должно быть шоком, когда их дети вырастают «тёплыми» Христианами, которые не воспринимают Божьи вещи всерьёз! Если бы те же самые родители относились к своему бизнесу или рабочему месту точно так же, как они относятся к церкви, они бы обанкротились или были уволены много лет назад! Дети таких родителей стоят на пути, на котором они сделают Бога только частью своей жизни вместо того, чтобы сам Иисус был всей их жизнью!

14. Многие родители-христиане не проводят полноценного времени со своими детьми

Многие лидеры виновны в том, что приносят своих детей в жертву служению или амбициям, связанным с работой. Что пользы нам, если мы приобретём весь мир, но потеряем наших детей? Дети таких родителей находятся на пути к тому, чтобы иметь низкую самооценку, так как они не считают себя достаточно важными для своих родителей, чтобы те нашли для них время.

15. Многие родители-христиане прыгают из церкви в церковь

Я не говорю о том, что вы не можете ощущать водительство покинуть поместную церковь, но некоторые люди, которых я знаю, прыгают из одной церкви в другую каждый год или два. Дети этих родителей на пути к тому, чтобы стать лично нестабильными в своей вере, индивидуалистами в отношениях с Богом, неспособными посвятить себя любой общине веры, и недоверчивыми к любой духовной власти в своей жизни.

16. Многие родители-христиане постоянно “пилят” своих детей

Я научился тому, что это не мудро — проповедовать своим детям. Когда они становятся старше, важно не «пилить» их постоянно о том, что правильно. В определённый момент мы должны поверить Богу, что Он достучится до их сердец и изменит их.

Вместо того, чтобы придираться к нашим детям, мы должны проводить то же самое количество времени, или даже больше того, в молитве и посте в вере за их души. Дети придирчивых родителей оказываются на пути, когда они перестают слышать своих родителей и других взрослых, достигнув подросткового возраста, что в результате приводит к бунту против власти и к глупому поведению.

17. Многие родители-христиане слишком законнические или религиозные со своими детьми

Очень строгий, религиозный или законнический родительский подход может быть так же вреден в доме, как и «теплота» родителей по отношению ко Христу. Когда родители пытаются заставить своих детей верить во Христа, вынуждая их жить по строгим, угнетающим правилам безо всякой эмоциональной связи, духовной связи или радости, они воспитывают обиженных детей, которые убегут от Бога, когда станут достаточно взрослыми.

Дети законнических религиозных родителей стоят на пути неограниченного злоупотребления греховными наслаждениями как реакции на гнетущую атмосферу жесткой законнической религии. Дети в законнических пятидесятнических семьях редко служат Богу, когда становятся старше, и они часто перестают ходить в церковь в свои поздне-подростковые годы.

В заключение скажу, что это только некоторые из моих наблюдений, которые, как мне кажется, обеспечивают отступничество и «тёплость» в ребёнке, воспитанном в Христианской семье. Однако всегда существуют исключения из таких наблюдений. Некоторые дети могут продолжать идти и выполнять своё предназначение во Христе со страстью, вопреки препятствиям своих родителей.

Как родители, мы также можем делать всё правильно и не нарушать ни одного из вышеперечисленных пунктов, и при этом обнаружить, что наши дети испытывают трудности в своей вере. Статья предназначена не для того, чтобы принести родителям осуждение, но чтобы пробудить нас к нашей ответственности, когда мы сотрудничаем со Святым Духом в воспитании наших детей. В конечном счёте, если наши дети не встретятся с Богом сами, они не будут искать Его, даже если мы, как родители, будем придерживаться самых лучших практических методов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector