0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проводили диагностику и лечение в Хиландаре в XV-XVI веке

Монастырь Хиландар

Вчера. Сегодня. Завтра

4 марта 2004 года в третий раз за более чем 800-летнюю историю, одну из наиболее ценных святынь сербского духа и культуры, охватил катастрофический пожар. На этот раз пострадали, уничтожены либо тяжело повреждены половина монастырей и построек Хиландара. «Белый ночлег» 1598 года, входные ворота, подворья, в которых ночуют паломники, Игуменский дом, приЈмная для гостей с административным центром. Пострадали и четыре параклиса. К счастью, в этом несчастье не пострадали люди.

Невредимыми остались Соборный храм Святого Введения, придел князя Лазаря и рода Неманичей, Сокровищница и библиотека с крупнейшей коллекцией икон, манускриптов, грамот, богослужебных предметов. Сохранилась, хотя частично повреждена во время борьбы с огнем, Старая трапезная, с очень ценными фресками, росписью и иконами. Огонь не охватил восемь параклисов, а также две церкви, расположенные недалеко от монастырского комплекса.

Проф. Петр Арсич, дипл. инж. арх.
Президент Союза архитекторов Сербии

Монастырь Хиландар на Святой горе Афон

Краткая историческая справка

Сербский монастырь Хиландар расположен в северо-восточной части Святой Горы — монашеской республики, в составе которой существует еще 20 обителей.
Среди православных монастырей на Святой горе Афон, кроме греческих, существуют многочисленные славянские: русские, сербские, болгарские.
Со дня своего основания Хиландарский монастырь занимает четвЈртое место в иерархии Афонских монастырей. В 313 году Афон вступил в эру христианской истории, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе было довольно развито, уже появились многочисленные монастыри.
Монастырь Хиландар находится в четырЈх километрах от Эгейского моря и монастыря Есфигмен. Опоясанный прочными стенами высотой около 30 метров, длиной около 140 метров, Хиландар, если на него смотреть с наружной стороны, напоминает крупную средневековую крепость. С южной и восточной сторон монастырского комплекса возвышаются две башни — пирги.
Хиландар построен в XII веке. Своим основанием он обязан сербскому королю Стефану I Неманичу и его сыну Растко Неманичу. Последний, хотя и был королевичем и предполагаемым наследником престола, жизни вельможи предпочЈл монашескую. Он тайно прибыл на Афон в монастырь Солунца, где постригся и стал монахом по имени Савва. Затем он ушЈл оттуда и обосновался в Ватопеде. Вскоре его примеру последовал отец, который к тому времени тоже пребывал в монастыре Студеница в Сербии, приняв в монашестве имя Симеон. Оба монаха находились здесь, пока по просьбе нового короля Сербии Стефана II Ватопедский монастырь не передал им опустевшую к тому времени Хиландарскую пустынь. По преданию на этом месте стояла келья святого Григория Хиландария, в честь которого и получила свое название обитель. Сегодняшний монастырь построен на месте руин бывшего византийского монастыря Хеландариона.
Прибыв в монастырь, монахи сразу же стали заботиться о его восстановлении и расширении. Позднее Савва уехал в Сербию, где стал архиепископом, а Симеон до кончины пребывал в монастыре. Вскоре после их смерти Сербская Православная Церковь канонизировала отца и сына в лике святых.
Будучи славянским монастырем и предназначенный указом Византийского царя 1198 года в собственность Сербии, Хиландар внес славянский дух и характер во многие монастыри Святой Горы.
В 1200 году Святой Савва составил «Хиландарскую грамоту», которой определен образ жизни монахов в монастыре. Во многих из них, греческих по основанию, богослужение начали совершать на славянском языке.
С 1293 года благодаря своему второму ктитору — сербскому королю Милутину -монастырь Хиландар стала быстро развиваться и достиг своего расцвета, тем более, что в 1348 году в его стенах жил царь Стефан Душан. В эту эпоху (с 1331 по 1355 гг.) Святая Гора находится под его властью, вследствие чего Хиландар, наряду с другими обителями на Святой Горе, получает богатые подарки. Царь Душан приехал в Хиландар в 1347 году и остался там до 1348-го года, чтобы спрятаться от чумы, захватившей территорию Балкан.
В распоряжении обители Хиландар находились многочисленные усадьбы, а сербское княжество дарило монастырю богатые подарки в виде новых украшенных богослужебных книг и других драгоценных предметов.
В комплексе монастыря Хиландар и на прилегающей территории, кроме династии Неманичей, свои здания строили и другие средневековые деятели, богатые вельможи, церковные правители и многие ктиторы. Перед турецким нашествием в Хиландар приезжала многочисленная гражданская и церковная знать.
Но монастырь не всегда был сербским. После непродолжительной потери самостоятельности (1387-1403 гг.) Хиландар вместе со Святой Горой с 1430 по 1912 гг. находился под Оттоманской властью. В период турецкого ига монастырю Хиландар помогали русские цари и молдавское княжество — в XVI веке, и сербские патриархи и белградский митрополит Симеон — в XVII веке.
К концу XVII века монастырь пришел в упадок, но был возрожден венецианским купцом, ставшим впоследствии монахом Никанором, а также благодаря пожертвованиям болгар. В 1676 году здесь поселились болгары, а также болгароязычные монахи Македонии. С конца XVIII века управление монастырем не находится больше под покровительством игумена. Вместо этого покровительницей монастыря почиталась знаменитая икона Божией Матери Троеручицы.
Игумен вновь выбирается только с 1991 года.
Восстановлению монастыря Хиландар неоднократно помогал князь Милош Обренович (1820 и 1835гг.).
Спор в связи с управлением монастырем между сербами и болгарами решен в 1896 году, после посещения монастыря сербским королем Александром Обреновичем, который выплатил все долги монастыря, после чего здесь снова обосновались сербы.
В монастырском комплексе расположены постройки, сохранившиеся еще с периода основания монастыря, в том числе постройки, которые восстанавливали после разных пожаров, наряду с сооружениями, построенными в последнее время, в основном в XIX веке.
В настоящее время в Хиландаре проживают около 60 сербских монахов
Монастырь Хиландар находится под юрисдикцией Васеленской Патриаршии (нынешнего Стамбула), а благодаря усилиям монастырского братства и Греческого государства, к нему относятся бережливо, периодично, его постройки восстанавливают и возобновляют.
В настоящее время Афон — единственное место в Европейском Союзе, где действует запрет на свободу передвижения для женщин. Существует предание, что в 422 году Афон посетила дочь Феодосия Великого царевна Плакидия, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос, звучавший от иконы Божьей Матери. С того времени в Афоне есть закон, запрещающий доступ на Святую Гору лицам женского пола, что позже закрепилось царскими указами и является актуальным и сегодня.

Читать еще:  176 тысяч верующих посетили пасхальные службы в Москве

Архитектура

Центральное здание обители — Соборный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы — построено в 1303 году королем Милутином на фундаментах первоначальной церкви, которую построили Св. Симеон Неманя и Св. Савва. В эпоху князя Лазаря, около 1380 г., рядом с церковью построена «припрата».
Комплекс опоясан оборонительными стенами, которые дополнительно укреплены пиргами — башнями Св. Саввы и Св. Георгия, рядом с которыми построены многоэтажные подворья-«конаки», часовни, параклисы, госпиталь и прочие сооружения. Постройки возведены с соблюдением византийской архитектурной традиции из тесанного камня, с чередующимися рядами кирпича, в то время как полы и балконы деревянные.
Кроме центральной обительской церкви, в Хиландаре расположено еще 12 параклисов с живописью различных эпох, клиросами, относящимися к периоду разных школ изобразительного искусства, с иконами, росписью и прочими предметами драгоценного художественного наследия.
На центральной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы сохранены первоначальные пластики и декоративные детали, а пол расписан мозаичными фресками неповторимой красоты.
В Соборном храме по правую сторону клироса находится гробница (по-сербски «чивота»), в которой почивало нетленное тело святого Симеона, перенесенное впоследствие в Сербию. Из этой гробницы чудесным образом выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плодам которой приписывают целебную силу.

Живопись

Сохранившиеся произведения живописи в монастырском комплексе свидетельствуют о высоком художественном мастерстве живописцев разных периодов. Древнейшая живопись сохранилась с конца XIII века в часовне на пирге Св. Георгия (отделочные работы проведены только в 1981 году). На началл XIV века сохранилась живопись в центральной церкви, а также в тимпане над старой трапезной. Концом XIV века датируется живопись в церкви Святых Архангелов. В XVII веке были расписаны обительская трапезная (живописец Георгий Митрофанович), церковь Св. Трифона, часовня Св. Николы и некоторые часовни, расположившееся рядом с церковью. В XVIII и XIX веках расписано большинство часовен.

Иконопись

В сокровищнице Хиландара сохраняется около 500 икон, написанных в период с ХII по ХIХ вв.
Антологическое значение имеют: мозаичная икона Пресвятой Божьей Матери ХII века, икона Божьей Матери второй половины ХIII века, икона Божией Матери Троеручицы ХIV века, а также девять других икон из «Хиландарской истории» -60-е годы ХIV века.
Кроме отдельных икон во всех церквях, параклисах и часовнях, в обительском комплексе, а также вне пределов комплекса, находится большое количество клиросов, сделанных в ХVII, ХVIII и ХIХ веках.
В Хиландарском монастыре хранится одна из самых драгоценных сербских святынь, чудотворная икона Божьей Матери Троеручицы, почитаемая во всем православном мире. С VIII по XIII век она находилась в Палестинской Лавре Святого Саввы Освященного, в келье Святого Иоанна Дамаскина, и была его личной иконой.
Интересна история чудотворной иконы Божьей Матери Троеручицы. В период иконоборчества Святой Иоанн Дамаскин, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому Иоанну руку. Святой Иоанн Дамаскин с отсечЈнной кистью пришЈл к иконе Богоматери, которая находилась у его кельи, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась, и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе.
Икона Божьей Матери Троеручицы, вместе с чудотворной иконой «Млекопитательница» и пастырским жезлом Святого Саввы Освященного была дарована святому Савве Сербскому.
В Соборном же храме находятся и не менее известные православные святыни -чудотворные иконы Божьей Матери «Попская» и «Акафистная».
Среди святынь сербской обители в Хиландаре хранятся части животворящего Креста Господня, части тернового венца Иисуса Христа, частицы мощей многих святых: Евтихия патриарха Царьградского, преподобного Симеона Столпника, Григория Богослова, патриарха Никифора, святого Пантелеймона, пророка Исаии, Иоанна Предтечи и других.

Книгохранилище

Книгохранилище монастыря Хиландар, библиотека и основные фонды хранят предметы неоценимого художественного и исторического значения: рукописи, грамоты, иконы, книги, изделия из золота, драгоценных камней, предметы с золотой вышивкой и т.п.
Библиотека в Хиландаре содержит более одной тысячи древних греческих и славянских манускриптов, датированных с ХII до конца ХIХ вв., а также более 20 000 книг, около 700 славянских и 100 греческих рукописей, 25 пергаментов на славянском языке и 27 на греческом. Книгохранилище библиотеки хранит 6600 печатных изданий. Только рукописных книг в книгохранилище сохранилось более тысячи.
Сохранившиеся рукописи, великолепно украшенные, вместе с книгами и другими художественными предметами представляют неоценимый материал для изучения нашей национальной истории, истории искусства и культуры сербского народа.
На примере истории монастыря Хиландар видно, насколько тесными были отношения России и Сербии еще с древних времен. Так, Иван Грозный подарил Хиландару подворье в Москве, а игумен Сильвестр получил от него же занавесь для царской двери с золотой и серебряной вышивкой, изображавшей Иисуса Христа, русских святых, а также Св. Симеона и Св. Саввы.

Читать еще:  Толковый словарь. Кто такой «гражданин»

Первые среди равных. Главные методы диагностики оформились два века назад

Отделением медицины от религии мы обязаны древнегреческому врачу Гиппократу, который первым открыто заявил, что болезнь – не наказание богов, а лишь продукт жизненных привычек, факторов окружающей среды и питания человека. Чтобы получить ясную картину болезни, Гиппократ выступал за диагностический протокол, который включал прослушивание лёгких, пальпацию, считывание пульса, наблюдение за цветом и состоянием кожи, другими внешними проявлениями болезни. Главный упор в исследованиях делался на изучение мочи, считавшейся фильтратом четырёх основных жидкостей (гуморов) организма. По её характеристикам и следовало определять природу заболевания.

Позднее, во II веке н. э., великий греческий врач Гален, признанный основателем экспериментальной физиологии, создал учение о болезнях, которое надолго легло в основу медицинской практики. Систематизировав всё, что на тот момент было известно в практической медицине, и развив гуморальную теорию Гиппократа, Гален попытался объяснить нарушения в работе организма «повреждением естественных функций», происходящих от избытка или недостатка четырёх основных жидкостей организма. Учение Галена оказывало огромное, в том числе и тормозящее влияние на развитие медицины и естествознания вплоть до XVI века. Ведь во всём, что было связано с анатомией, физиологией и болезнями, на протяжении почти полутора тысячелетий было принято просто ссылаться на Галена как на высший и окончательный авторитет, мнение которого не могло быть обжаловано никем.

Главное – различать цвета!

В средневековой Европе господствовала точка зрения Римско-католической церкви о том, что болезнь является либо наказанием за грехи, либо результатом колдовства. Страдание рассматривалось как часть человеческого состояния, поэтому ставить диагноз было совсем необязательно, а лучшей терапией считались покаяние и молитва. Тем не менее врачебная наука потихоньку двигалась вперёд. Чаще всего практиковалась диагностика заболевания по цвету, прозрачности, плотности и запаху мочи (уроскопия), а колба для её сбора (уринарий или матула) стала эмблемой средневековой медицины. Приблизительно к 900 году н. э. еврейский врач и философ Исаак Иудей разработал свод рекомендаций по использованию мочи для постановки диагноза. Труды этого учёного, написанные на арабском языке и впоследствии переведённые на иврит, латынь и испанский, вошли в медицинскую учебную программу первых европейских университетов и оставались чрезвычайно популярными все Средние века. Уроскопия стала настолько распространённой в европейской медицине, что без неё не обходилось практически ни одно обследование.

Переломный XVII век

Медицинские достижения XVII века состояли в основном из описательных работ по структуре и функциям организма, заложивших основу для многих диагностических и терапевтических открытий позднего времени.

Повышению статуса медицины способствовали учреждение научного сообщества в Италии и появление периодической литературы. Самым важным событием в истории медицины со времён Галена стало открытие системы крово­обращения Уильямом Гарвеем в 1628 году. Английский учёный доказал, что сердце действует как мышечный насос, который двигает кровь по всему телу в непрерывном цикле. Это ознаменовало наступление периода механистических объяснений для множества функций и процессов, включая пищеварение, обмен веществ, дыхание. Тем не менее и доставшаяся медикам от праотцев уроскопия не собиралась сдавать позиций. Несмотря на насмешки обывателей, врачи упорно продолжали использовать свой любимый инструментарий по поводу и без: хоть для проверки целомудрия, хоть в качестве лучшего метода диагностики «болезни влюблённых дев».

Теоретики готовят почву

XVIII столетие стало золотым веком как для успешно практикующих врачей, так и для шарлатанов. Использование френологии (изучение формы черепа для предсказания умственных способностей и характера), магнитов и различных порошков и зелий для лечения болезней было одним из наиболее популярных мошенничеств того времени. Развитие медицины носило скорее теоретический, чем практический характер. Терапевтическая медицина совершенствовалась благодаря новым учебникам, которые каталогизировали и описывали новые формы болезней. В эти годы были дополнительно уточнены клинические методы измерения температуры, сердечного ритма и артериального давления, а также созданы точные приборы для диагностики.

В 1707 году сэр Джон Флойер предложил измерять частоту пульса по часам и сводить результаты в таблицу. Однако работа его была проигнорирована, поскольку учение Галена утверждало, что для каждого заболевания существует особый пульс.

Новаторские эксперименты по измерению артериального давления на теплокровных животных провёл в 1727 году английский священник Стивен Гейлс. Закрепив длинную стеклянную трубку внутри артерии лошади, Гейлс разработал первый прибор для количественных оценок артериального давления, мощности сердца и скорости кровотока.

Читать еще:  РПЦ опровергает слухи о подкупе ее представителей режимом Саддама Хусейна

Работа Гейлса стала предшественником появления тонометра, используемого сегодня для измерения артериального давления.

Метод перкуссии, или выстукивания грудной клетки, был впервые описан в 1761 году венским врачом Леопольдом Ауэнбруггером, однако его внедрение в практическую медицину началось лишь в 1808 году усилиями личного врача Наполеона Бонапарта французского медика Жана Никола Корвизара. Этот метод заключался в постукивании по груди пациента, в то время как тот задерживал дыхание. Ауэнбруггер предположил, что грудная клетка здорового человека должна звучать так же, как барабан, покрытый кожей. По мнению врача, звук повреждённых или содержащих жидкость лёгких должен был отличаться от звука, издаваемого лёгкими здоровых людей.

Шотландец Джеймс Карри в 1797 году первым применил холодные ванны в лечении брюшного тифа. Контролируя температуру тела пациента с помощью термометра, он смог регулировать температуру и частоту ванн для индивидуального подхода к каждому пациенту. Однако потребовалось ещё семьдесят лет, прежде чем термометрия стала играть значимую роль в клинической диагностике. Удобный в использовании клинический термометр Клиффорда Олбатта появился лишь в 1867 году.

Практики берут своё

Фактически до середины XIX века врачи ставили диагнозы в зависимости от собственных наблюдений и рассказов пациентов о своём самочувствии. Доля мануального обследования с помощью подручных средств оставалась относительно малой. К 1850‑м годам появление ряда новых инструментов, включая стетоскоп, офтальмоскоп и ларингоскоп, существенно расширило возможности врача при клиническом обследовании. Эти приспособления помогли врачам абстрагироваться от субъективных переживаний пациентов по поводу состояния своего здоровья и получить более объективный взгляд на природу заболеваний.

Одним из самых простых и самых важных открытий в области внедрения важных диагностических приборов и инструментов в медицину стал изобретённый в 1816 году Рене Лаэннеком стетоскоп. Первоначально для прослушивания пациентов использовался обычный лист плотной бумаги, свёрнутый в трубочку, но очень скоро его заменил деревянный цилиндр – простое моноауральное приспособление для одного уха. Позже, в 1852 году, он превратился в бинауральный стетоскоп Джорджа Кэммена. Прибор позволял определять многие заболевания лёгких: бронхит, пневмонию и лёгочный туберкулёз. По иронии судьбы сам Лаэннек умер от туберкулёза в возрасте 45 лет в 1826 году.

В середине XIX века врачи получили в своё распоряжение ещё два ценных диагностических прибора. В 1847 году – офтальмоскоп. Как ни странно, его изобретение принадлежит не доктору, а гениальному английскому математику, создателю первой вычислительной машины Чарльзу Бэббиджу. Через 4 года это устройство усовершенствовал немецкий врач и учёный Герман Гельмгольц.

А в 1854 году испанский певец и преподаватель вокала Мануэль Патрисио Родригес Гарсиа изобрёл ларингоскоп. Среди множества учеников профессора, обученных правильной манере пения с помощью изобретённого им ларингоскопа, была и младшая сестра маэстро, более известная нам под именем Полины Виардо.

Медицина XV—XVI столетия

Врачи XV—XVI века

В Средневековье наиболее развита была практическая медицина. Занимались ею банщики-цирюльники. Наиболее распространенными процедурами были кровопускания, вправления суставов и ампутации. Их профессия долгое время считалась нечистой, так как была связана с болезнью и смертью.

Только в Позднем Средневековье авторитет банщиков-цирюльников стал возрастать, повысились и требования к врачам. Так, чтобы получить возможность лечить людей, нужно было пройти восьмилетнее обучение, а потом еще и сдать экзамен. К концу XV века в ряде городов Европы некоторые из числа банщиков отделились в цеха врачей-хирургов.

Медицина и религия

Религия неразрывно перекрещивалась с медициной. В качестве лечения активно использовались амулеты с христианской символикой, молитвы, поклонения реликвиям и мощам. К XV—XVI векам культ святых достиг наибольшего расцвета. Десятки паломников стекались к местам их погребения с желанием излечиться от болезни. Существовали святые, специализирующиеся на лечении того или иного заболевания.

Лекарственная терапия и больницы в XV—XVI веке

Для лечения в основном пользовались святой водой и целебными травами. Сбор растений также часто приурочивали к христианским праздникам и сопровождали определенными ритуалами. Целительным считались также причастие, крещение и даже ряд продуктов (хлеб, соль, вода, мёд, пасхальные яйца, молоко).

Первые подобия больниц появлялись еще в Раннем Средневековье при монастырях и церквях. Они в основном были рассчитаны на нищих и странников, а лечением занимались монахи. Позже стали возникать больницы в городах, открываемые состоятельными горожанами, а затем – местными властями. Простому народу вход в них был закрыт, а чтобы туда попасть, нужно было сделать определенный взнос.

Наиболее страшными заболеваниями, которые приобрели характер эпидемий, были чума, лепра, оспа, дизентерия, туберкулез, сифилис и некоторые другие. Их возникновение, согласно христианскому учению, было связано с грехом и испытаниями.

Великие деятели медицины XV—XVI веков

Из-за попыток все объяснить религией и божественным вмешательством, знания анатомии, физиологии и других дисциплин долгое время оставались на уровне медицины Древней Греции и Рима. Однако к XV веку у многих врачей появилось стремление изучать в полном виде труды Гиппократа, Галена, Диоскорида и других видных деятелей прошлого.

Серве открыл малый круг кровообращения, доказал роль печени в процессах кроветворения. Санкторием были изобретены термометр, гигрометр и методы определения пульса. Открыты многие новые химические соединения и лекарственные вещества. Получены способы распознавания ряда заболеваний, а также впервые возник вопрос о заразности инфекционных болезней.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector