3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как разрешить конфликт с тем, кто ходит с вами в один храм?

Содержание

Как разрешить конфликт с тем, кто ходит с вами в один храм?

Прихожане храма — такие же люди, как и все остальные, и потому между ними тоже периодически происходят конфликты. Возникает вопрос: как их решать? Обязательно ли привлекать священника? Всегда ли нужно молчать и прощать? А может, нужно не решать проблему, а заняться тренировкой собственного смирения? Мы адресовали эти вопросы протоиерею Николаю Марковскому, настоятелю Покровского храма п. Зайцево.

Прихожане — обычные люди, причём очень разные

Мы все понимаем, что в храм ходят люди разные: разного возраста, достатка, образования, социального положения и — будем говорить прямо — разной культуры. Не надо думать, что там собираются лишь ангелы со светлыми крыльями — это, конечно не так, и потому конфликты среди прихожан неизбежны. Относиться к этому нужно спокойно, помня слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). У всех есть свои грехи: один немного высокомерен, другой не умеет правильно выстраивать отношения с окружающими, третий обидчив, но всё это можно преодолеть — было бы желание.

Как быть, если конфликт случился? Главный совет такой: надо разговаривать! Очень часто, когда возникает недопонимание, вместо того чтобы поговорить и разрешить его, люди просто замыкаются в себе и расходятся. В итоге вокруг одной из конфликтующих сторон собирается своя группа поддержки, вокруг другой — своя, а диалога нет. Я говорю об этом исходя из своего опыта. Когда я пришёл на приход, собрал нашу общину и сказал: братья и сёстры, если возникает конфликтная ситуация — давайте не будем замыкаться и молчать! Есть проблема — обговаривайте её, не можете найти общий язык между собой — привлекайте священника. Не думаю, что для него это большой труд — выйти к людям после службы, выслушать их и вынести своё суждение.

Я неоднократно сталкивался и сталкиваюсь с такими ситуациями и убеждён: ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и таить обиду, потому что потом первопричина забывается, и люди просто продолжают вражду: не разговаривают, не подходят друг к другу. А ведь можно было просто собраться, поговорить и всё решить!

Обычно причиной конфликта становится какое-то недоразумение: кто-то кого-то не так понял, кто-то что-то неправильно услышал. В итоге обычная, сугубо человеческая проблемка превращается в противостояние. Вместо того чтобы разобраться, люди что-то надумывают, взращивают в душе обиду, накручивают себя — и в результате играют на руку врагу рода человеческого. А начиналось всё с банальнейшего недоразумения.

Когда привлекать священника?

Мы все — люди взрослые, и должны уметь улаживать конфликты. К священнику надо идти тогда, когда не получается без его участия разобраться в проблеме. Для этого нужно дождаться окончания службы, выйти из храма и спокойно поговорить. Главное — не подогревать ажиотаж, не домысливать то, чего, скорее всего, не было. Не отвлекайте священника пустыми и неважными ссорами из-за того, что кто-то не так передал свечку, что-то уронил, криво посмотрел или не в той юбке пришёл. Его задача — помогать в решении серьёзных вопросов, когда есть две полярные точки зрения, и люди не могут прийти к консенсусу из-за возникшего противоречия.

Как я уже говорил, в храме встречаются люди разных мировоззрений и разных возрастов. То, что нормально для молодых, может быть абсолютно неприемлемым для людей старшего поколения. Здесь немалое значение имеет политика настоятеля, то есть те правила, которые он вводит на приходе. У нас они есть. Например, я всегда призывал не делать замечаний женщинам с непокрытой головой или в брюках. Это никого не должно касаться, придёт время — они сами разберутся, когда и что надевать. Задача прихожан — работать для Бога и молиться. Если кто-то действительно что-то плохое делает, на его поведение отреагирует священник или пономарь. Однако в некоторых храмах бывает иначе: «ответственные» бабушки считают своим долгом раздавать окружающим указания, устанавливать правила и следить за порядком. Это проблема настоятеля, и причины её в том, что он не смог установить адекватные правила у себя на приходе.

Молчать и смиряться — или говорить и конфликтовать?

Некоторые верующие считают, что христианину нельзя выказывать недовольство, выяснять отношения, отстаивать свою правоту. Они думают, что так проявляют смирение. В этом вопросе есть некоторая путаница, поэтому давайте разберёмся, что такое смирение в христианском понимании.

Почему-то зачастую считают, что смиренный человек — это «терпила», который не умеет защитить свою точку зрения, глотает обиды, не умеет постоять за себя и из него можно вить верёвки. Это в корне неверное, но очень популярное мнение. Даже я сталкивался с подобным отношением, когда во время конфликтов на детской площадке моим детям говорили: «Как ты можешь давать сдачи, ты же в церковь ходишь!» Однако то, что мой ребёнок ходит в храм, не значит, что он не может постоять за себя. То же касается каждого православного христианина.

Смирение не означает необходимость терпеть всё подряд. Смиренный человек — это тот, кто смиряет себя перед волей Божией. Если Господь посылает ему какие-то испытания, он со смирением и благодарением принимает их. Это могут быть физические недуги, финансовые проблемы, жизненные неурядицы. Если же вас начинает обижать другой человек — это не воля Божия, а распущенность человека, и отвечать на это нужно соответственно. Христиане называют себя воинами Христовыми, а воин — это не тот, кто будет молча терпеть и не высовываться. И разумеется, лучше искренне поговорить и решить конфликт, нежели долгое время греть на сердце обиду. Второе — намного больший грех, чем «несмиренное» поведение.

Конечно же, христианину нужно решать спорные вопросы культурно, без крика, без оскорблений и ненормативной лексики. Если получается — вы не согрешите, но, наоборот, покажете свою открытость и адекватность.

Православная Жизнь

Прихожане храма — такие же люди, как и все остальные, и потому между ними тоже периодически происходят конфликты.

Прихожане — обычные люди, причём очень разные

Мы все понимаем, что в храм ходят люди разные: разного возраста, достатка, образования, социального положения и — будем говорить прямо — разной культуры. Не надо думать, что там собираются лишь ангелы со светлыми крыльями — это, конечно не так, и потому конфликты среди прихожан неизбежны. Относиться к этому нужно спокойно, помня слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). У всех есть свои грехи: один немного высокомерен, другой не умеет правильно выстраивать отношения с окружающими, третий обидчив, но всё это можно преодолеть — было бы желание.

Как быть, если конфликт случился? Главный совет такой: надо разговаривать! Очень часто, когда возникает недопонимание, вместо того чтобы поговорить и разрешить его, люди просто замыкаются в себе и расходятся. В итоге вокруг одной из конфликтующих сторон собирается своя группа поддержки, вокруг другой — своя, а диалога нет. Я говорю об этом исходя из своего опыта. Когда я пришёл на приход, собрал нашу общину и сказал: братья и сёстры, если возникает конфликтная ситуация — давайте не будем замыкаться и молчать! Есть проблема — обговаривайте её, не можете найти общий язык между собой — привлекайте священника. Не думаю, что для него это большой труд — выйти к людям после службы, выслушать их и вынести своё суждение.

Я неоднократно сталкивался и сталкиваюсь с такими ситуациями и убеждён: ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и таить обиду, потому что потом первопричина забывается, и люди просто продолжают вражду: не разговаривают, не подходят друг к другу. А ведь можно было просто собраться, поговорить и всё решить!

Обычно причиной конфликта становится какое-то недоразумение: кто-то кого-то не так понял, кто-то что-то неправильно услышал. В итоге обычная, сугубо человеческая проблемка превращается в противостояние. Вместо того чтобы разобраться, люди что-то надумывают, взращивают в душе обиду, накручивают себя — и в результате играют на руку врагу рода человеческого. А начиналось всё с банальнейшего недоразумения.

Когда привлекать священника?

Мы все — люди взрослые, и должны уметь улаживать конфликты. К священнику надо идти тогда, когда не получается без его участия разобраться в проблеме. Для этого нужно дождаться окончания службы, выйти из храма и спокойно поговорить. Главное — не подогревать ажиотаж, не домысливать то, чего, скорее всего, не было. Не отвлекайте священника пустыми и неважными ссорами из-за того, что кто-то не так передал свечку, что-то уронил, криво посмотрел или не в той юбке пришёл. Его задача — помогать в решении серьёзных вопросов, когда есть две полярные точки зрения, и люди не могут прийти к консенсусу из-за возникшего противоречия.

Читать еще:  Архім. Андрій (Конанос) розповів, хто не зможе врятуватися

Как я уже говорил, в храме встречаются люди разных мировоззрений и разных возрастов. То, что нормально для молодых, может быть абсолютно неприемлемым для людей старшего поколения. Здесь немалое значение имеет политика настоятеля, то есть те правила, которые он вводит на приходе. У нас они есть. Например, я всегда призывал не делать замечаний женщинам с непокрытой головой или в брюках. Это никого не должно касаться, придёт время — они сами разберутся, когда и что надевать. Задача прихожан — работать для Бога и молиться. Если кто-то действительно что-то плохое делает, на его поведение отреагирует священник или пономарь. Однако в некоторых храмах бывает иначе: «ответственные» бабушки считают своим долгом раздавать окружающим указания, устанавливать правила и следить за порядком. Это проблема настоятеля, и причины её в том, что он не смог установить адекватные правила у себя на приходе.

Молчать и смиряться — или говорить и конфликтовать?

Некоторые верующие считают, что христианину нельзя выказывать недовольство, выяснять отношения, отстаивать свою правоту. Они думают, что так проявляют смирение. В этом вопросе есть некоторая путаница, поэтому давайте разберёмся, что такое смирение в христианском понимании.

Почему-то зачастую считают, что смиренный человек — это «терпила», который не умеет защитить свою точку зрения, глотает обиды, не умеет постоять за себя и из него можно вить верёвки. Это в корне неверное, но очень популярное мнение. Даже я сталкивался с подобным отношением, когда во время конфликтов на детской площадке моим детям говорили: «Как ты можешь давать сдачи, ты же в церковь ходишь!» Однако то, что мой ребёнок ходит в храм, не значит, что он не может постоять за себя. То же касается каждого православного христианина.

Смирение не означает необходимость терпеть всё подряд. Смиренный человек — это тот, кто смиряет себя перед волей Божией. Если Господь посылает ему какие-то испытания, он со смирением и благодарением принимает их. Это могут быть физические недуги, финансовые проблемы, жизненные неурядицы. Если же вас начинает обижать другой человек — это не воля Божия, а распущенность человека, и отвечать на это нужно соответственно. Христиане называют себя воинами Христовыми, а воин — это не тот, кто будет молча терпеть и не высовываться. И разумеется, лучше искренне поговорить и решить конфликт, нежели долгое время греть на сердце обиду. Второе — намного больший грех, чем «несмиренное» поведение.

Конечно же, христианину нужно решать спорные вопросы культурно, без крика, без оскорблений и ненормативной лексики. Если получается — вы не согрешите, но, наоборот, покажете свою открытость и адекватность.

Протоиерей Николай Марковский

Три вида конфликтов в церкви: как разобраться с каждым?

М ежличностные конфликты в церкви – одна из реалий, которая вызывает у меня постоянное беспокойство. И меня тревожит не столько сам факт конфликтов или их масштабы, сколько неспособность (или нежелание) разрешать их, когда они возникают. Это противоречит ясному учению Библии о важности и способах разрешения конфликтов в среде христиан. Все просто: Бог не позволяет нам, христианам, жить в постоянном скрытом конфликте. Мы должны работать над тем, чтобы каждый межличностный конфликт привести к правильному разрешению.

Однако в наших церквях слишком много людей, которые предпочитают ворчать и жаловаться друг на друга; которые позволяют конфликтам оставаться неразрешенными; которые попускают небольшим ссорам разрастаться в большие конфликты, угрожающие превратиться в настоящую войну. Сегодня я хочу предложить эту небольшую статью, в которой объясняю виды церковных конфликтов и предлагаю пути здорового их разрешения. Любой конфликт требует ответов на два вопроса: В какого рода конфликт мы вовлечены? Что нужно сделать для благополучного разрешения этого конфликта?

В какого рода конфликт мы вовлечены?

Прежде чем пытаться разрешить какой-либо конфликт, следует вначале понять его природу. В целом, мы сталкиваемся обычно с тремя видами межличностных конфликтов. Эту классификацию я позаимствовал у Лу Приоло, который, в свою очередь, позаимствовал ее у Уэйна Мака.

  • Конфликты из-за различий. Возникают между людьми на почве различных предпочтений, особенно в сфере служения. Здесь уместно вспомнить Павла и Варнаву, их конфликт из-за Иоанна Марка – брать или не брать его в миссионерское путешествие (Деян. 15:39). Оба эти лидера хотели наилучшим образом свершать свое служение, но возникло острое разногласие. Оба смотрели на ситуацию с разных точек зрения и оказались неспособны прийти к решению проблемы.
  • Конфликты из-за взглядов на благочестие. Возникают, когда у христиан расходятся взгляды на интерпретацию Божьей воли в вопросах совести. В первом веке Павел обращался к христианам, которые ели мясо, предварительно принесенное в жертву идолам (Рим. 14). Современные примеры могут включать споры по поводу планирования семьи, употребления алкоголя, зачисления детей в государственные школы и т.д.
  • Конфликты из-за согрешения. Возникают, когда один человек грешит против другого. Библия довольно много об этом говорит. Да и каждый из нас, без сомнения, привел бы много примеров из своей жизни – также из семейной, церковной.

Подавляющее большинство конфликтов (если не все) относятся к какой-либо из этих категорий. Способ решения конфликта зависит от его природы. Вот почему важно молиться и размышлять над тем, с какого рода конфликтом мы столкнулись. Установив природу конфликта, мы будем готовы работать над его разрешением. Мы готовы теперь задать вопрос: Что нужно сделать для разрешения этого вида конфликтов?

Разрешение конфликтов из-за различий

Хотя мы против расхождений во взглядах в наших церквях, они, в действительности, являются знаком Божьего благословения. В конце концов, Божья цель – созидать в общинах контркультурное общество, которое включает людей с разным прошлым, из разных культур и социально-экономических групп. Эти различия дают возможность верующим возрастать в любви, единстве и подобии Христа, и одновременно являются инструментом сатаны для разжигания конфликтов.

Как правило, такие конфликты разрешаются не теми способами, которые нужны в процессе конфронтации – но через возрастание в Христовом характере и осознанное проявление качеств такого характера. Если вы вовлечены в конфликт из-за различий, учитесь слушать и ценить, вместо того чтобы бороться с различиями в других верующих. Ищите способы выразить Христовы добродетели доброты, любви и терпения. Берегитесь от поспешных и несправедливых суждений о мотивах или степени зрелости других христиан. Проявляйте, как можете, заботу о других, не стремясь слишком защищать свои взгляды. А если вы вдруг поняли, что согрешили против другого брата, смиренно попросите у него прощения (см. “Разрешение конфликтов из-за согрешения”).

Разрешение конфликтов из-за взглядов на благочестие

Бог призывает людей к Себе, но не делает нас клонами. Он не делает нас совершенно одинаковыми, когда речь идет о том, во что мы верим – о нашем понимании и применении Его Слова. Это особенно важно, если речь идет о вопросах совести – таких, как количество детей в семье, употребление алкоголя или “особые дни” (воскресение, суббота). У нас могут быть твердые убеждения в этих сферах, но очень скоро мы сталкиваемся с тем, что у некоторых верующих в нашей церкви могут быть другие убеждения.

Далее, конфликты на этой почве нельзя разрешить с помощью “выяснения, кто виноват“. Такие конфликты имеют отношение к характеру верующих. В Рим. 14 Павел использует термины “сильные” и “слабые” и предупреждает о некоторых конкретных опасностях, грозящих разрушить единство христиан. У сильных есть искушение унижать слабых, а у слабых есть искушение осуждать сильных. Сильные могут считать слабых незрелыми в вере, запутавшимися в сетях легализма. Такое отношение к слабым может вылиться в конечном итоге в насмешки и неприязнь. Слабые же, в свою очередь, могут считать сильных распущенными и осуждать их за нехристианское поведение. Обе категории вскоре начнут отдаляться друг от друга. Павел же предлагает решение, состоящее из двух аспектов: принимать друг друга и не осуждать.

Когда вы оказались в конфликте “из-за взглядов на благочестия”, вам нужно понять, что здравое разрешение этого конфликта – это конфронтация с собой, а не с другими. Лу Приоло говорит: “Если и есть какая-то польза от само-конфронтации, она заключается в том, чтобы привести нас к покаянию в эгоистичных мыслях, мотивах, отношениях (если не в словах и действиях), которые стали видны в свете конфликтов из-за различных взглядов”. Поэтому умышленно ищите тех людей, которые отличаются от вас, чтобы поближе с ними познакомиться и учиться выражать к ним любовь. Сделайте все возможное, чтобы понять, почему они пришли к тем или иным убеждениям. Остерегайтесь опасности отделения от “других” (и общения только со “своими”) и полностью откажитесь от идеи судить других – “духовные или недуховные”, “зрелые или незрелые”, “достойные или недостойные” – лишь на основании сходства или различий во взглядах.

Разрешения конфликтов из-за согрешения

Далее, существуют конфликты, когда одни христиане согрешают против других христиан. Во многих случаях лучшей реакцией на это будет просто простить другого с любовью (1 Пет. 4:8; Пр. 10:12). Речь идет не о том, чтобы сделать вид, будто ничего не случилось, но о правильной позиции: небольшие прегрешения не являются причиной конфронтации и отделения.

Второй вариант – конфронтация. Это разумно и даже необходимо, если грех слишком разрушительный, значительный или “систематический”, чтобы его можно было проигнорировать. Цель такой конфронтации – восстановление отношений. Такое примирение требует процесса, который вначале имеет неформальный характер, но может стать в итоге “весьма формальным”. Иисус объясняет этот процесс в Мф. 18.

ШАГ 1. Поговорите с человеком, который согрешил против вас. “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” (Мф. 18:15). Поговорите с этим человеком мягко, смиренно. Объясните, в чем состоит его грех против вас, и предложите раскаяться в этом. Следите затем, чтобы вместо огульных обвинений вы смогли объективно разобраться в проблеме. Задавайте проясняющие вопросы и будьте искренне рады той возможности, что ваш “обидчик” ни в чем не виноват перед вами; что, возможно, имело место простое недоразумение. В большинстве случаев на этом этапе обидчик раскаивается в содеянном, получает прощение – и инцидент исчерпан.

Разрешите мне дать здесь еще пару советов. Во-первых, церковные лидеры должны задавать (в случае конфликтов) следующие ключевые вопросы: “Ты поговорил с ним об этом?” “Ты указала ей на грех?” Лидеры иногда стараются “слишком ускорить” процесс разрешения конфликта. Обычным же членам церкви советую придерживаться баланса между слишком частой конфронтацией и слишком редкой. Незрелые верующие, которые чрезмерно боятся других, могут любой ценой избегать конфронтации – и примирения подлинного не происходит. Многие отношения остаются разрушенными только из-за отсутствия смелости “подойти и сказать прямо”. С другой стороны, из-за незрелости и гордости мы можем “реагировать на каждую мелочь”. Нужен баланс, достичь которого могут помочь мудрые советы более духовных верующих. Но в любом случае знайте, ваша ответственность – не разглашать другим о проблеме (по крайней мере, вначале), чтобы сохранить репутацию ближнего. Наиболее желательное разрешение конфликта – когда после примирения о грехе человека знаете только вы и ваш бывший обидчик.

Читать еще:  Патриарх Сербский Порфирий удалился в Печский монастырь

ШАГ 2. Если обидчик – после того, как вы высказали ему все – не показывает никаких признаков раскаяния, не просит прощения, вы обязаны сделать второй шаг: “Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово” (Мф. 18:16). Обратитесь за помощью к одному или двум духовно зрелым верующим в вашей церкви, объясните им ситуацию и пусть они скажут вам, правы вы или неправы в данном случае. Будьте готовы, однако, признать, что никакого греха против вас не совершалось, но на лицо простое недоразумение. Но если “свидетели” подтвердят вашу правоту, тогда возьмите их с собой для вторичной беседы с обидчиком. Пытаясь решить конфликт, будьте уверены, что вы следуете шагам, записанным в Мф. 18. Еще раз, главная цель – чтобы ваш обидчик раскаялся и получил прощение (и закрыть, таким образом, вопрос). Но если ваш обидчик остается упорен в своем нераскаянии, тогда дело следует выносить на церковь. Теперь уже лидерами церкви должен решаться вопрос членства этого человека. Вы можете оставаться задействованным в этом конфликте, но главная ответственность переходит от вас на лидеров церкви.

Заключение

Конфликт между верующими – грустная, но неизбежная реальность. Если даже у Павла (великого апостола) с Варнавой (“Сыном утешения”) было серьезное разногласие, как можно рассчитывать на то, что мы, “обычные верующие”, сможем избежать межличностных конфликтов? Кроме того, такие конфликты являются возможностью улучшать свой характер, возрастать в благодати, любви и смирении. Но все начинается с двух простых вопросов: Какого рода этот конфликт? Что нужно сделать, чтобы разрешить этот вид конфликта?

Голос Истины по материалам блога Tim Challies

Последнее: 03.10. Спасибо!

КАК РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ С ТЕМ, КТО ХОДИТ С ВАМИ В ОДИН ХРАМ?

Прихожане храма — такие же люди, как и все остальные, и потому между ними тоже периодически происходят конфликты.

Прихожане — обычные люди, причём очень разные

Мы все понимаем, что в храм ходят люди разные: разного возраста, достатка, образования, социального положения и — будем говорить прямо — разной культуры. Не надо думать, что там собираются лишь ангелы со светлыми крыльями — это, конечно не так, и потому конфликты среди прихожан неизбежны. Относиться к этому нужно спокойно, помня слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). У всех есть свои грехи: один немного высокомерен, другой не умеет правильно выстраивать отношения с окружающими, третий обидчив, но всё это можно преодолеть — было бы желание.

Как быть, если конфликт случился? Главный совет такой: надо разговаривать! Очень часто, когда возникает недопонимание, вместо того чтобы поговорить и разрешить его, люди просто замыкаются в себе и расходятся. В итоге вокруг одной из конфликтующих сторон собирается своя группа поддержки, вокруг другой — своя, а диалога нет. Я говорю об этом исходя из своего опыта. Когда я пришёл на приход, собрал нашу общину и сказал: братья и сёстры, если возникает конфликтная ситуация — давайте не будем замыкаться и молчать! Есть проблема — обговаривайте её, не можете найти общий язык между собой — привлекайте священника. Не думаю, что для него это большой труд — выйти к людям после службы, выслушать их и вынести своё суждение.

Я неоднократно сталкивался и сталкиваюсь с такими ситуациями и убеждён: ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и таить обиду, потому что потом первопричина забывается, и люди просто продолжают вражду: не разговаривают, не подходят друг к другу. А ведь можно было просто собраться, поговорить и всё решить!

Обычно причиной конфликта становится какое-то недоразумение: кто-то кого-то не так понял, кто-то что-то неправильно услышал. В итоге обычная, сугубо человеческая проблемка превращается в противостояние. Вместо того чтобы разобраться, люди что-то надумывают, взращивают в душе обиду, накручивают себя — и в результате играют на руку врагу рода человеческого. А начиналось всё с банальнейшего недоразумения.

Когда привлекать священника?

Мы все — люди взрослые, и должны уметь улаживать конфликты. К священнику надо идти тогда, когда не получается без его участия разобраться в проблеме. Для этого нужно дождаться окончания службы, выйти из храма и спокойно поговорить. Главное — не подогревать ажиотаж, не домысливать то, чего, скорее всего, не было. Не отвлекайте священника пустыми и неважными ссорами из-за того, что кто-то не так передал свечку, что-то уронил, криво посмотрел или не в той юбке пришёл. Его задача — помогать в решении серьёзных вопросов, когда есть две полярные точки зрения, и люди не могут прийти к консенсусу из-за возникшего противоречия.

Как я уже говорил, в храме встречаются люди разных мировоззрений и разных возрастов. То, что нормально для молодых, может быть абсолютно неприемлемым для людей старшего поколения. Здесь немалое значение имеет политика настоятеля, то есть те правила, которые он вводит на приходе. У нас они есть. Например, я всегда призывал не делать замечаний женщинам с непокрытой головой или в брюках. Это никого не должно касаться, придёт время — они сами разберутся, когда и что надевать. Задача прихожан — работать для Бога и молиться. Если кто-то действительно что-то плохое делает, на его поведение отреагирует священник или пономарь. Однако в некоторых храмах бывает иначе: «ответственные» бабушки считают своим долгом раздавать окружающим указания, устанавливать правила и следить за порядком. Это проблема настоятеля, и причины её в том, что он не смог установить адекватные правила у себя на приходе.

Молчать и смиряться — или говорить и конфликтовать?

Некоторые верующие считают, что христианину нельзя выказывать недовольство, выяснять отношения, отстаивать свою правоту. Они думают, что так проявляют смирение. В этом вопросе есть некоторая путаница, поэтому давайте разберёмся, что такое смирение в христианском понимании.

Почему-то зачастую считают, что смиренный человек — это «терпила», который не умеет защитить свою точку зрения, глотает обиды, не умеет постоять за себя и из него можно вить верёвки. Это в корне неверное, но очень популярное мнение. Даже я сталкивался с подобным отношением, когда во время конфликтов на детской площадке моим детям говорили: «Как ты можешь давать сдачи, ты же в церковь ходишь!» Однако то, что мой ребёнок ходит в храм, не значит, что он не может постоять за себя. То же касается каждого православного христианина.

Смирение не означает необходимость терпеть всё подряд. Смиренный человек — это тот, кто смиряет себя перед волей Божией. Если Господь посылает ему какие-то испытания, он со смирением и благодарением принимает их. Это могут быть физические недуги, финансовые проблемы, жизненные неурядицы. Если же вас начинает обижать другой человек — это не воля Божия, а распущенность человека, и отвечать на это нужно соответственно. Христиане называют себя воинами Христовыми, а воин — это не тот, кто будет молча терпеть и не высовываться. И разумеется, лучше искренне поговорить и решить конфликт, нежели долгое время греть на сердце обиду. Второе — намного больший грех, чем «несмиренное» поведение.

Конечно же, христианину нужно решать спорные вопросы культурно, без крика, без оскорблений и ненормативной лексики. Если получается — вы не согрешите, но, наоборот, покажете свою открытость и адекватность.

Протоиерей Николай Марковский

Как разрешить конфликт с тем, кто ходит с вами в один храм?

Прихожане храма — такие же люди, как и все остальные, и потому между ними тоже периодически происходят конфликты. Возникает вопрос: как их решать? Обязательно ли привлекать священника? Всегда ли нужно молчать и прощать? А может, нужно не решать проблему, а заняться тренировкой собственного смирения? Мы адресовали эти вопросы протоиерею Николаю Марковскому.

Прихожане — обычные люди, причём очень разные

Мы все понимаем, что в храм ходят люди разные: разного возраста, достатка, образования, социального положения и — будем говорить прямо — разной культуры. Не надо думать, что там собираются лишь ангелы со светлыми крыльями — это, конечно не так, и потому конфликты среди прихожан неизбежны. Относиться к этому нужно спокойно, помня слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). У всех есть свои грехи: один немного высокомерен, другой не умеет правильно выстраивать отношения с окружающими, третий обидчив, но всё это можно преодолеть — было бы желание.

Как быть, если конфликт случился? Главный совет такой: надо разговаривать! Очень часто, когда возникает недопонимание, вместо того чтобы поговорить и разрешить его, люди просто замыкаются в себе и расходятся. В итоге вокруг одной из конфликтующих сторон собирается своя группа поддержки, вокруг другой — своя, а диалога нет. Я говорю об этом исходя из своего опыта. Когда я пришёл на приход, собрал нашу общину и сказал: братья и сёстры, если возникает конфликтная ситуация — давайте не будем замыкаться и молчать! Есть проблема — обговаривайте её, не можете найти общий язык между собой — привлекайте священника. Не думаю, что для него это большой труд — выйти к людям после службы, выслушать их и вынести своё суждение.

Я неоднократно сталкивался и сталкиваюсь с такими ситуациями и убеждён: ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и таить обиду, потому что потом первопричина забывается, и люди просто продолжают вражду: не разговаривают, не подходят друг к другу. А ведь можно было просто собраться, поговорить и всё решить!

Читать еще:  Предстоятелят разказа за безкръвните мъченици

Обычно причиной конфликта становится какое-то недоразумение: кто-то кого-то не так понял, кто-то что-то неправильно услышал. В итоге обычная, сугубо человеческая проблемка превращается в противостояние. Вместо того чтобы разобраться, люди что-то надумывают, взращивают в душе обиду, накручивают себя — и в результате играют на руку врагу рода человеческого. А начиналось всё с банальнейшего недоразумения.

Когда привлекать священника?

Мы все — люди взрослые, и должны уметь улаживать конфликты. К священнику надо идти тогда, когда не получается без его участия разобраться в проблеме. Для этого нужно дождаться окончания службы, выйти из храма и спокойно поговорить. Главное — не подогревать ажиотаж, не домысливать то, чего, скорее всего, не было. Не отвлекайте священника пустыми и неважными ссорами из-за того, что кто-то не так передал свечку, что-то уронил, криво посмотрел или не в той юбке пришёл. Его задача — помогать в решении серьёзных вопросов, когда есть две полярные точки зрения, и люди не могут прийти к консенсусу из-за возникшего противоречия.

Как я уже говорил, в храме встречаются люди разных мировоззрений и разных возрастов. То, что нормально для молодых, может быть абсолютно неприемлемым для людей старшего поколения. Здесь немалое значение имеет политика настоятеля, то есть те правила, которые он вводит на приходе. У нас они есть. Например, я всегда призывал не делать замечаний женщинам с непокрытой головой или в брюках. Это никого не должно касаться, придёт время — они сами разберутся, когда и что надевать. Задача прихожан — работать для Бога и молиться. Если кто-то действительно что-то плохое делает, на его поведение отреагирует священник или пономарь. Однако в некоторых храмах бывает иначе: «ответственные» бабушки считают своим долгом раздавать окружающим указания, устанавливать правила и следить за порядком. Это проблема настоятеля, и причины её в том, что он не смог установить адекватные правила у себя на приходе.

Молчать и смиряться — или говорить и конфликтовать?

Некоторые верующие считают, что христианину нельзя выказывать недовольство, выяснять отношения, отстаивать свою правоту. Они думают, что так проявляют смирение. В этом вопросе есть некоторая путаница, поэтому давайте разберёмся, что такое смирение в христианском понимании.

Почему-то зачастую считают, что смиренный человек — это «терпила», который не умеет защитить свою точку зрения, глотает обиды, не умеет постоять за себя и из него можно вить верёвки. Это в корне неверное, но очень популярное мнение. Даже я сталкивался с подобным отношением, когда во время конфликтов на детской площадке моим детям говорили: «Как ты можешь давать сдачи, ты же в церковь ходишь!» Однако то, что мой ребёнок ходит в храм, не значит, что он не может постоять за себя. То же касается каждого православного христианина.

Смирение не означает необходимость терпеть всё подряд. Смиренный человек — это тот, кто смиряет себя перед волей Божией. Если Господь посылает ему какие-то испытания, он со смирением и благодарением принимает их. Это могут быть физические недуги, финансовые проблемы, жизненные неурядицы. Если же вас начинает обижать другой человек — это не воля Божия, а распущенность человека, и отвечать на это нужно соответственно. Христиане называют себя воинами Христовыми, а воин — это не тот, кто будет молча терпеть и не высовываться. И разумеется, лучше искренне поговорить и решить конфликт, нежели долгое время греть на сердце обиду. Второе — намного больший грех, чем «несмиренное» поведение.

Конечно же, христианину нужно решать спорные вопросы культурно, без крика, без оскорблений и ненормативной лексики. Если получается — вы не согрешите, но, наоборот, покажете свою открытость и адекватность.

Протоиерей Николай Марковский
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Синодальный отдел по делам молодежи УПЦ

Православная молодежь Украины

  • Отдел
    • Председатель отдела
    • Цели и задачи
    • Сотрудники
    • Конференции
    • Карта епархий
  • Проекты
  • Новости
    • Милосердие
    • Анонсы
    • Объявления
  • Молодежные отделы
  • Информация
    • Детские лагеря
    • Реабилитационные центры
    • Учебные заведения
    • Наши друзья
  • Статьи
    • Богослужения
    • Брошюры отдела
    • Газета «Прямая Речь»
    • Книжная полка
    • Полезные советы
    • Психология
    • Публицистика
    • «Памятные дни»
    • Рекомендуемая литература
    • Рекомендуемые фильмы
  • Контакты

Как разрешить конфликт с тем, кто ходит с вами в один храм?

Прихожане храма — такие же люди, как и все остальные, и потому между ними тоже периодически происходят конфликты. Возникает вопрос: как их решать? Обязательно ли привлекать священника? Всегда ли нужно молчать и прощать? А может, нужно не решать проблему, а заняться тренировкой собственного смирения?

Мы адресовали эти вопросы протоиерею Николаю Марковскому, настоятелю Покровского храма п. Зайцево.

Прихожане — обычные люди, причём очень разные

Мы все понимаем, что в храм ходят люди разные: разного возраста, достатка, образования, социального положения и — будем говорить прямо — разной культуры. Не надо думать, что там собираются лишь ангелы со светлыми крыльями — это, конечно не так, и потому конфликты среди прихожан неизбежны. Относиться к этому нужно спокойно, помня слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). У всех есть свои грехи: один немного высокомерен, другой не умеет правильно выстраивать отношения с окружающими, третий обидчив, но всё это можно преодолеть — было бы желание.

Как быть, если конфликт случился? Главный совет такой: надо разговаривать! Очень часто, когда возникает недопонимание, вместо того чтобы поговорить и разрешить его, люди просто замыкаются в себе и расходятся. В итоге вокруг одной из конфликтующих сторон собирается своя группа поддержки, вокруг другой — своя, а диалога нет. Я говорю об этом исходя из своего опыта. Когда я пришёл на приход, собрал нашу общину и сказал: братья и сёстры, если возникает конфликтная ситуация — давайте не будем замыкаться и молчать! Есть проблема — обговаривайте её, не можете найти общий язык между собой — привлекайте священника. Не думаю, что для него это большой труд — выйти к людям после службы, выслушать их и вынести своё суждение.

Я неоднократно сталкивался и сталкиваюсь с такими ситуациями и убеждён: ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и таить обиду, потому что потом первопричина забывается, и люди просто продолжают вражду: не разговаривают, не подходят друг к другу. А ведь можно было просто собраться, поговорить и всё решить!

Обычно причиной конфликта становится какое-то недоразумение: кто-то кого-то не так понял, кто-то что-то неправильно услышал. В итоге обычная, сугубо человеческая проблемка превращается в противостояние. Вместо того чтобы разобраться, люди что-то надумывают, взращивают в душе обиду, накручивают себя — и в результате играют на руку врагу рода человеческого. А начиналось всё с банальнейшего недоразумения.

Когда привлекать священника?

Мы все — люди взрослые, и должны уметь улаживать конфликты. К священнику надо идти тогда, когда не получается без его участия разобраться в проблеме. Для этого нужно дождаться окончания службы, выйти из храма и спокойно поговорить. Главное — не подогревать ажиотаж, не домысливать то, чего, скорее всего, не было. Не отвлекайте священника пустыми и неважными ссорами из-за того, что кто-то не так передал свечку, что-то уронил, криво посмотрел или не в той юбке пришёл. Его задача — помогать в решении серьёзных вопросов, когда есть две полярные точки зрения, и люди не могут прийти к консенсусу из-за возникшего противоречия.

Как я уже говорил, в храме встречаются люди разных мировоззрений и разных возрастов. То, что нормально для молодых, может быть абсолютно неприемлемым для людей старшего поколения. Здесь немалое значение имеет политика настоятеля, то есть те правила, которые он вводит на приходе. У нас они есть. Например, я всегда призывал не делать замечаний женщинам с непокрытой головой или в брюках. Это никого не должно касаться, придёт время — они сами разберутся, когда и что надевать. Задача прихожан — работать для Бога и молиться. Если кто-то действительно что-то плохое делает, на его поведение отреагирует священник или пономарь. Однако в некоторых храмах бывает иначе: «ответственные» бабушки считают своим долгом раздавать окружающим указания, устанавливать правила и следить за порядком. Это проблема настоятеля, и причины её в том, что он не смог установить адекватные правила у себя на приходе.

Молчать и смиряться — или говорить и конфликтовать?

Некоторые верующие считают, что христианину нельзя выказывать недовольство, выяснять отношения, отстаивать свою правоту. Они думают, что так проявляют смирение. В этом вопросе есть некоторая путаница, поэтому давайте разберёмся, что такое смирение в христианском понимании.

Почему-то зачастую считают, что смиренный человек — это «терпила», который не умеет защитить свою точку зрения, глотает обиды, не умеет постоять за себя и из него можно вить верёвки. Это в корне неверное, но очень популярное мнение. Даже я сталкивался с подобным отношением, когда во время конфликтов на детской площадке моим детям говорили: «Как ты можешь давать сдачи, ты же в церковь ходишь!» Однако то, что мой ребёнок ходит в храм, не значит, что он не может постоять за себя. То же касается каждого православного христианина.

Смирение не означает необходимость терпеть всё подряд. Смиренный человек — это тот, кто смиряет себя перед волей Божией. Если Господь посылает ему какие-то испытания, он со смирением и благодарением принимает их. Это могут быть физические недуги, финансовые проблемы, жизненные неурядицы. Если же вас начинает обижать другой человек — это не воля Божия, а распущенность человека, и отвечать на это нужно соответственно. Христиане называют себя воинами Христовыми, а воин — это не тот, кто будет молча терпеть и не высовываться. И разумеется, лучше искренне поговорить и решить конфликт, нежели долгое время греть на сердце обиду. Второе — намного больший грех, чем «несмиренное» поведение.

Конечно же, христианину нужно решать спорные вопросы культурно, без крика, без оскорблений и ненормативной лексики. Если получается — вы не согрешите, но, наоборот, покажете свою открытость и адекватность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector