3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Како треба удељивати милостињу?

Содержание

Православная Жизнь

Одговара протојереј Андреј Чиженко.

Один человек стоял на оживленной городской улице и увидел своего знакомого, как точно можно сказать, – опустившегося человека. Он сжалился над ним и дал ему определенную сумму денег. Через час-полтора (очевидно, по Промыслу Божию) этот человек снова оказался на том же самом месте. То, что он увидел, принесло его сердцу много страданий. Тот, знакомый, был вдребезги пьян. Он уже не понимал, что делает, не мог идти, пытался встать, но всё время падал и пр. Лоб его был рассечен. Из раны хлестала кровь сильной струей, такой, что даже лужи на асфальте образовывались.

Человек понял, что, скорее всего, опустившийся его знакомый напился за его деньги. Что же делать? Нужно было исправлять с Божьей помощью ситуацию. Он перешел через дорогу, вызвал скорую, а потом еще около двух часов вместе с медсестрами укладывал пьяного на носилки, помещал в автомобиль. Ему даже пришлось ехать с ним в больницу на скорой, потому что знакомый его узнавал и хоть немного слушался. С периодичностью в тридцать секунд он схватывался с носилок, хватался за этого человека, измазывая его кровью, и о чем-то умолял.

Наконец его поместили в палату, и он уснул. А тот человек, поблагодарив медиков и умывшись, вышел из больницы, сердце его страшно колотилось. Он еще несколько часов не мог успокоиться от того испытания, что ему довелось пережить.

И еще на душе было очень-очень грустно… Хотел сделать доброе дело, а дошло до кровавых ран.

И здесь начинается наш разговор о милости как фактическом материально-духовном проявлении такой добродетели, как милосердие.

Что можно сказать о милосердии? Без него мы не спасемся. Об этом говорит Сам Господь наш Иисус Христос. И именно эти слова Спасителя отцы Церкви поставили для евангельского чтения в Неделю о Страшном суде (см. Мф. Зач. 106, гл. 25:31–46). Т. е. тот, кто кормил, одевал, обувал нуждающихся, посещал заключенных в тюрьмах и заботился о больных в больницах, тот будет достойной овцой Христовой, служителем Божиим – годным для Царствия Небесного. Потому что «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Но как же тогда быть с вышеупомянутым случаем? Святые отцы также, на первый взгляд, говорят противоречивые вещи.

«Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня. » (преподобный Исаак Сирин).

«Милостыня имеет такую же силу, как и Святое крещение: подобно тому, как святая купель очищает грехи людей, так и милостыня очищает прегрешения милосердных душ» (святитель Иоанн Златоуст).

«Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват, ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать. » (Ерм).

Но есть и, казалось бы, диаметрально противоположные цитаты…

«…[Милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать» (Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе)).

«Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою» (святитель Василий Великий).

«Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души» (святитель Филарет Московский).

Разве святые отцы противоречат здесь друг другу? Конечно, нет. Просто они подсказывают нам сам способ подачи милостыни, инструмент ее. Милостыню нужно подавать без романтического флера, и без страстности, и без некоей «игры в православие», и без тщеславия, и без прелестных состояний. Милостыню нужно подавать трезвясь, с трезвомыслием, рассуждением и любовью.

Разве мы не знаем, что есть целый «нищенский бизнес» со своими страшными античеловечными и антихристианскими законами? Конечно, есть.

Или бывает, что просящий деньги гораздо богаче того, кто ему дает?

Или что человек опустился из-за своей страсти и, вполне возможно, просит, чтобы совершить грех и удовлетворить эту страсть?

Да, всё это есть. Но ты все равно дай. Не надо давать баснословные суммы. Дай столько, сколько тебе не повредит, и тот необходимый минимум, который не повредит ему. Если он купит на ваши деньги бутылку воды, буханку хлеба и пачку сливочного масла, к примеру, то он уже не умрет с голоду, а если вы дали сверх этого, то он может еще и алкоголь какой-то себе взять. А не то, зная, что идете в храм и у вас есть возможность дать милостыню, купите на эти деньги несколько булок хлеба и по плавленому сырку, к примеру, и подайте нищим вместо денег: кто возьмет, тот возьмет, а кто отвернется – понятно, на что он просил.

Если есть возможность, то подайте нищему 5-10 гривен, не давайте 50 или 100, потому что для него это может оказаться гибельным. Может угореть от водки.
Крупные же суммы (если, конечно, у вас есть такая возможность) должны быть адресными. Т. е. вы должны конкретно и довольно хорошо знать человека, которому даете. Тяжело больной ребенок, на строительство храма и т. д. Но информация должна быть проверенной. Особенно это касается интернет-сферы. Помощь по безналичному расчету посредством интернет-сайтов также должна быть очень осторожной. Сайты – проверенными. Если это церковные сайты, они должны быть официальными.

Нужно смотреть на мир с широко открытыми глазами. Оглянитесь, возможно, на лестничной клетке возле вас живет бабушка, для которой ваши 200 гривен будут солидным подспорьем к пенсии, или одинокая мать, которая будет вам очень благодарна, если вы купите ее ребенку упаковку памперсов.

Мне рассказывали историю, как в одном из киевских супермаркетов пытались задержать вора. Оказывается, товар, который он украл, – это несколько упаковок памперсов. Бедняге не хватало денег для обеспечения своих детей. Печальная история.

Также нужно знать, что есть целый разряд людей, который хочет вылезти вам на шею, свесить ножки и чтобы вы их несли по жизни и решали их проблемы вместо них.

Поэтому внимательно присматривайтесь к людям. Будьте осторожны. 5-10-20 гривен давайте всем просящим. Это ваша святая обязанность. От этого вы не обеднеете. Но крупные суммы… Ищите того, кто действительно в них нуждается. Кому это будет не в погибель, не в удовлетворение страсти, но действительно в поддержание здоровья и в спасение души. Можно при подаче крупных сумм или вообще по ситуации посоветоваться со священнослужителем или с людьми, которые для тебя являются авторитетными, которым ты доверяешь.

Как писал митрополит Афанасий Лимассольский: осуждение – это грех, а рассуждение – дар, который нам дан от Бога. Вот и будем рассуждать с Божьей помощью, но рассуждать с сердцем, наполненным любовью, милосердием и искренним желанием помочь.
Кстати говоря, о жизненной истории, приведенной в начале статьи… Этот человек спустя некоторое время встретил своего знакомого, которого завозил пьяным и окровавленным в больницу. Тот был чист, трезв и при встрече поблагодарил его за помощь. Так что милостыня – это еще и бой, который мы, христиане, как проводники Божественной благодати, ведем за души человеческие.

Како треба удељивати милостињу?

НАСЛОВНА СТРАНА РЕЧ СВЕТООТАЧКА Са Светим Оцима из дана у дан: Милостиња и доброчинства

Са Светим Оцима из дана у дан: Милостиња и доброчинства
понедељак, 16 јануар 2012

— Дајући ономе који лежи на земљи, ми дајемо Ономе Који седи на небесима (свети Григорије Двојеслов).

— Како се свет богати невољама и патњама! Потребно је да се чеда Божија не мање богате осећањима и делима милосрђа (свети Филарет митрополит Московски).

— Показуј милост даровима, служењем ближњем, утехом, трпљењем гнева ближњег, праштањем увреда (свети авва Доротеј и Јован Лествичник).

— Не удељивати сиромасима од онога што вам остаје преко ваших потреба, значи отимати туђе добро (блажени Августин).

— Богати сиромашнима пружају средства за исхрану, а сиромашни богатима – средства за њихово спасење.

— Нека код тебе превагу увек односи милостиња (свети Исак Сиријац).

— Немогуће је, апсолутно је немогуће без милостиње стићи макар и до врата Царства Небеског (свети Јован Златоуст).

— Милостиња рађа наду; ко се одвраћа од милостиње, тај нема никаквог удела у врлини (авва Исаија).

— Ничим се тако не гасе страсти као милосрђем (авва Евагрије).

— Чистота срца је да када видиш грешнике и немоћне, састрадаваш са њима и будеш милосрдан (свети Макарије Велики).

— Хоћеш ли да умом својим будеш у општењу са Богом? Послужи милостињи (свети Исак Сиријац).

— Без милостиње и молитва је бесплодна (свети Јован Златоуст).

— Каквим ћеш устима рећи: «услиши ме, Господе», будући да ти сам не слушаш сиромаха, или тачније у сиромаху Самога Христа, када вапије пред тобом (свети Јован Златоуст).

— Какви смо ми према ближњем, такав ће и Бог бити у односу према нама (свети Јован Златоуст).

— Заволи сиромахе да би кроз њих и ти примио милост (од Бога) (свети Исак Сиријац).

— Вода има својство да пере прљавштину са тела; а милостиња – да уништава душевне нечистоте (свети Јован Златоуст).

— Ако си дао нешто на зајам па опростиш, поступићеш по природи Исусовој; ако добијеш исто – поступићеш по природи Адамовој; ако узмеш камату – поступићеш противприродно и животињски (авва Исаија).

— Милостиња, то је тамјан испуњен миомирисом (свети Јефрем Сиријац).

— Тешко нама, јер када се сретнемо и разговарамо са богатима и моћнима, трудимо се да им се допаднемо и да им угодимо, а када нам сиромаси прилазе како би нас нешто замолили, ми се одвраћамо од њих као од оних који нам досађују (авва Исаија).

— О другом доласку Христовом биће исписани сви наши греси; и само ће милостиња исправљати наше кривице, исписане у тим књигама (свети Јефрем Сиријац).

— Код Бога се милост мери милошћу. Милости Божије за себе тражи милостима према ближњима (свети Григорије Богослов).

— Ко у свој дом уводи сиромаха, тај заједно са њим уводи и Христа Који је рекао: кад учинисте једноме од ове Моје најмање браће, Мени учинисте (Мт. 25,40) (свети Јефрем Сиријац).

— Похвала хришћанима је гостољубивост и саосећајност (свети Јефрем Сиријац).

— У дан суда чудесна заштита грешнику биће сиромаси са којима је саосећао (свети Јефрем Сиријац).

— Смело и без страха ући ће код Христа искрени пријатељи Његови, то јест они који су испунили заповест о милосрђу (свети Јефрем Сиријац).

— Ко је мека срца према ближњем у дан невоље његове, према таквоме ће и Господ увек бити милосрдан, јер милостиња човекова као печат стоји на њему (свети Јефрем Сиријац).

— За помоћ сиромаху употреби оне начине које ти је Господ дао, како не бисмо били осуђени због због недостатка љубави и немилосрдности (свети Јефрем Сиријац).

— Није милостив онај ко не саосећа са слабим и не мари за недужног; јер је написано: ко затискује ухо своје од вике убогога, викаће и сам, али неће бити услишен (Прич. 21,13) (свети Јефрем Сиријац).

— Гостољубив човек је као чиста пшеница (свети Јефрем Сиријац).

— Сунце, месец и све звезде радују се због оних који милосрђем служе Владики Христу (свети Јефрем Сиријац).

— Ако твој ближњи има тешкоћа у послу, подели напор са њим, како би се удостојио да у онај дан чујеш од Господа: што си учинио једноме од ове Моје најмање браће, Мени си учинио (Мт. 25,40) (свети Јефрем Сиријац).

— Ко милује сиромахе, тај ће се испунити добрима; за њега ће бити отворена небеска брачна одаја (свети Јефрем Сиријац).

— Ништа тако не може да приближи срце Богу, као милостиња. Када дајеш милостињу, дај је великодушно, са љубазношћу, и дај више но што је тражено (свети Исак Сиријац).

— Идите и наследите Царство Божије – рећи ће Господ милостивима – не зато што нисте сагрешили, него зато што сте милостињом очистили своје грехе (блажени Августин).

— Доброчинством људима по ниској цени можемо да добијемо непроцењиво Царство Божије (свети Филарет митрополит Московски).

— Слепи коме се указује милост добар је водич у Царство Небеско (свети Филарет митрополит Московски).

— Рука која чини добро ближњем, отвара руку благости Божије (свети Филарет митрополит Московски).

— Рука сиромаха је ризница Христова: што добије сиромах, то добија Христос (свети Јован Златоуст).

— Као што пшенично зрно, када падне на земљу, доноси добитак ономе ко га је посејао; тако и хлеб дат гладноме напослетку доноси стоструку корист (свети Василије Велики).

— Хоће ли се твоје богатство потрошити ако подаш милостињу? Оно не само да се неће потрошити, него ће му бити придодата и небеска блага (свети Јован Златоуст).

— Ништа човека не чини толико сличним Богу, као доброчинство (авва Евагрије).

— И од милостиње дај милостињу другима.

— И сиромах сиромаху може да помогне.

— Искрено милосрдан није онај ко даје од својих сувишака, него човек који се у корист ближњих лишава онога што је њему потребно (блажени Августин).

— Давати радо, то значи више него давати много (блажени Августин).

— Ако хлеб дајеш тужна срца, онда си изгубио и хлеб и награду (свети Јован Златоуст).

— Не допусти да твоја љубав према ближњем буде краћа од његове несреће (свети Филарет митрополит Московски).

— Никаква незахвалност не треба да те спречава да чиниш добро.

— Ако некоме подаш милостињу Бога ради, не прекоревај га због тога; ко прекорева, тај једном руком даје, а другом као да натраг узима дато.

— Најпре одустани од отимачине, а потом почни да дајеш милостињу. Уклони се од зла и чини добро (Пс. 36,27) (свети Јован Златоуст).

— Ако је неко многима дао задовољавајућу и обилну милостињу, чинећи то са жељом да стекне славу добротвора, такав је дао милостињу својој сујети (свети Филарет митрополит Московски).

— Буди попут извора који својом водом поји и зле и добре, чинећи добро свима, али немој да жубориш као он, причајући о својим доброчинствима.

— Доброчинства које ти је учињено сећај се увек; а оно које си сам учинио, одмах предај забораву.

— Треба бити милостив и великодушан. Ко није такав, подлеже осуди. Треба разликовати оне којима је заиста потребно, од оних који траже из користољубивости, јер ко даје човеку притиснутом сиротињом, тај даје Господу, а ко даје сваком пролазнику, тај баца псу који досађује својом наметљивошћу (свети Василије Велики).

Икона Богородицы «Милостивая»

Празднование

История

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Ми­ло­сти­вая», (Кикк­ская) на­пи­са­на, по пре­да­нию, свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой.

Дру­гое свое на­име­но­ва­ние «Кик­ки­о­ти­са» (что озна­ча­ет «Пре­бы­ва­ю­щая в Кик­ко­се») ико­на по­лу­чи­ла от на­зва­ния го­ры Кик­кос, рас­по­ло­жен­ной на ост­ро­ве Кипр. Здесь, в Кикк­ской оби­те­ли, ко­то­рую еще на­зы­ва­ют им­пе­ра­тор­ской, в хра­ме, по­стро­ен­ном в его честь и пре­бы­ва­ет чу­до­твор­ный об­раз.

Преж­де чем по­пасть на ост­ров Кипр чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им дол­го стран­ство­ва­ла. Сна­ча­ла на­хо­ди­лась в од­ной из пер­вых хри­сти­ан­ских об­щин в Егип­те, за­тем, в 980 го­ду, бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где оста­ва­лась до цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Алек­сия Ком­ни­на (ко­нец ХI – на­ча­ло ХII ве­ка), а за­тем вер­ну­лась на Кипр. Про­изо­шло это так: кипр­ский пра­ви­тель Ма­ну­ил Ву­то­мит, за­блу­див­шись во вре­мя охо­ты в го­рах и силь­но озло­бив­шись, же­сто­ко из­бил встре­тив­ше­го­ся ему ино­ка-пу­стын­ни­ка Ис­а­ию. В на­ка­за­ние за это Ма­ну­и­ла на­стиг тяж­кий недуг. Меж­ду тем стар­цу-от­шель­ни­ку Ис­а­ии в чуд­ном зна­ме­нии бы­ло от­кры­то, что его ста­ра­ни­я­ми чу­до­твор­ный об­раз, на­пи­сан­ный свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой, бу­дет пре­бы­вать на ост­ро­ве Кипр. Ста­рец мно­го тру­дов по­ло­жил на вы­пол­не­ние Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния. На­чав воз­во­дить храм для ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, он по­ве­лел при­шед­ше­му к нему рас­ка­яв­ше­му­ся Ма­ну­и­лу от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль к им­пе­ра­то­ру и вер­нуть чу­до­твор­ный об­раз. На­мест­ник не сра­зу ре­шил­ся за­го­во­рить об иконе с пра­ви­те­лем Ца­рь­гра­да, од­на­ко, ко­гда дочь по­след­не­го за­бо­ле­ла, Ма­ну­ил при­шел к им­пе­ра­то­ру и пе­ре­дал ему по­ве­ле­ние ино­ка. По­сле то­го, как пра­ви­тель по­обе­щал от­пра­вить свя­тую ико­ну на ост­ров Кипр, де­вуш­ка сра­зу по­чув­ство­ва­ла ослаб­ле­ние бо­лез­ни.

С ве­ли­ки­ми по­че­стя­ми ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри при­бы­ла на ост­ров, где бы­ла по­ме­ще­на в со­ору­жен­ный для нее храм. По­сте­пен­но во­круг хра­ма об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на обу­строй­ство ко­то­ро­го Ма­ну­ил по­жерт­во­вал сред­ства (по­это­му оби­тель и на­зы­ва­ют им­пе­ра­тор­ской). От чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вой» ста­ли со­вер­шать­ся мно­гие чу­де­са. Из­древ­ле и до­ныне в оби­тель со всех сто­рон сте­ка­ют­ся одер­жи­мые все­воз­мож­ны­ми неду­га­ми и по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние по ве­ре сво­ей. В чу­до­дей­ствен­ную си­лу свя­той ико­ны ве­ру­ют не толь­ко хри­сти­ане, но и ино­вер­цы. Неис­чер­па­е­ма ми­лость Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, За­ступ­ни­цы всех страж­ду­щих, и во­ис­ти­ну при­су­ще Ее об­ра­зу имя «Ми­ло­сти­вая». Чу­до­твор­ная Кикк­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри име­ет за­ме­ча­тель­ную осо­бен­ность: она, неиз­вест­но с ка­ко­го вре­ме­ни, за­кры­та до по­ло­ви­ны пе­ле­ною от верх­не­го ле­во­го уг­ла до пра­во­го ниж­не­го, так что ли­ков Бо­го­ма­те­ри и Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца ни­кто не мо­жет и не дер­за­ет ви­деть.

Изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри на иконе яв­ля­ет со­бой тип «Еле­усы», лик Пре­свя­той Де­вы на­кло­нен в ле­вую сто­ро­ну, Бо­гом­ла­де­нец под­дер­жи­ва­ет ру­кой край ма­фо­рия Бо­го­ма­те­ри, а в со­еди­нен­ных вме­сте ру­ках – гре­че­ский сви­ток.

На Ру­си спис­ки чу­до­твор­но­го об­ра­за по­яви­лись в XVII в. Один из наи­бо­лее из­вест­ных и по­чи­та­е­мых пре­бы­вал в мос­ков­ском За­ча­тьев­ском жен­ском мо­на­сты­ре и яв­лял­ся его глав­ной свя­ты­ней. По­сле ра­зо­ре­ния оби­те­ли в 20-х го­дах про­шло­го сто­ле­тия чу­до­твор­ный спи­сок был пе­ре­дан в близ­ле­жа­щий храм про­ро­ка Илии в Обы­ден­ском пе­ре­ул­ке. В 1999 го­ду, ко­гда мо­на­ше­ская жизнь в оби­те­ли ста­ла воз­рож­дать­ся, ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вая» вер­ну­лась на свое преж­нее ме­сто. Мо­лит­ва пе­ред этой ико­ной укреп­ля­ет и ду­хов­но уте­ша­ет всех, кто с ве­рой и упо­ва­ни­ем об­ра­ща­ет­ся к Вла­ды­чи­це Небес­ной.

Молитвы

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Милостивая»

О, Пресвята́я и преблагослове́нная Ма́ти Го́спода, Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ми́лостивая Богоро́дице и Присноде́во Мари́е! Припа́дая к святе́й и чудотво́рней ико́не Твое́й, смире́нно мо́лимся Тебе́, Благо́й и Милосе́рдой Засту́пнице на́шей: вонми́ гла́су гре́шных моле́ний на́ших, не пре́зри воздыха́ний от души́, ви́ждь ско́рби и беды́ на́с обыше́дшия, и я́ко любвеоби́льная вои́стину Ма́ти потщи́ся на по́мощь на́м безпомо́щным, уны́лым, во мно́гия и тя́жкия грехи́ впа́дшим и при́сно прогневля́ющим Го́спода и Созда́теля на́шего, Его́же умоли́, Предста́тельнице на́ша, да не погуби́т на́с со беззако́ньми на́шими, но яви́т на́м человеколю́бную Свою́ ми́лость. Испроси́ на́м, Влады́чице, у бла́гости Его́, теле́сное здра́вие и душе́вное спасе́ние, благоче́стное и ми́рное житие́, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны и благослове́ние свы́ше на вся́ блага́я дела́ и начина́ния на́ша, и я́коже дре́вле призре́ла еси́ ми́лостиво на смире́нное славосло́вие послу́шника Афо́нскаго, воспева́вшаго Ти́ пе́снь хвале́бную пред Пречи́стою ико́ною Твое́ю, и посла́ла еси́ к нему́ Арха́нгела Гаврии́ла научи́ти его́ пе́ти пе́снь небе́сную, е́юже славосло́вят Тя́ а́нгели горе́, си́це приими́ благоутро́бно и на́ше ны́не усе́рдно приноси́мое Тебе́ молитвосло́вие, и принеси́ е́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу, да ми́лостив бу́дет О́н на́м гре́шным, и проба́вит ми́лость Свою́ все́м чту́щим Тя́ и с ве́рою покланя́ющимся Свято́му О́бразу Твоему́. О, Цари́це Всеми́лостивая, Ма́ти Бо́жия Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоно́сныя Твои́ ру́це, и́миже Его́, я́ко младе́нца носи́ла еси́, и умоли́ Его́ вся́ ны́ спасти́ и изба́вити поги́бели ве́чныя. Яви́ на́м, Влады́чице, Твоя́ щедро́ты: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́: благопоспеши́ все́м на́м носи́ти и́го Христо́во в терпе́нии и смире́нии, сподо́би на́с благоче́стно житие́ сие́ земно́е сконча́ти, христиа́нскую непосты́дную кончи́ну получи́ти, и Небе́сное Ца́рствие унасле́дити, Ма́терним хода́тайством Твои́м к ро́ждшемуся от Тебе́ Христу́ Бо́гу на́шему, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Милостивая» , глас 1

Притеце́м, лю́дие, со дерзнове́нием к Ми́лостивей Цари́це Богоро́дице, и умиле́нно воззове́м к Не́й: ниспосли́, Влады́чице, ми́лости Твоя́ бога́тыя, сохраня́я во здра́вии и благоде́нствии гре́шныя рабы́ Твоя́. Боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши и бе́дствующим помози́. И сподо́би на́с, Преми́лостивая, благоче́стно житие́ сие́ земно́е сконча́ти, христиа́нскую непосты́дную кончи́ну получи́ти и Небе́сное Ца́рствие унасле́довати. Гра́д на́ш изба́ви от вся́каго зла́го обстоя́ния, огражда́я Твои́м ми́лостивым заступле́нием. Ми́рови ми́р да́руй и спасе́ние душа́м на́шим испроси́.

Перевод: Обратимся, люди, с дерзновением к Милостивой Царице Богородице и смиренно воззовем к Ней: ниспошли, Владычица, милости Твои щедрые, сохраняя в здоровье и благоденствии грешных рабов Твоих. Больных исцели, скорбящих утешь и бедствующим помоги. И удостой нас, Премилостивая, благочестиво жизнь эту земную окончить, христианскую непостыдную кончину получить и Небесное Царство наследовать. Город наш избавь от всяких тяжких бедствий, охраняя Твоей сострадательной защитой. Миру даруй мир и спасение душам нашим испроси.

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Милостивая»

Велича́ем Тя́, Пресвята́я Де́во, и чти́м о́браз Тво́й святы́й, и́мже боле́зни на́ша врачу́еши и ду́ши к Бо́гу возво́диши.

Свято-Николаевский храм с.Нижние Пены

«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша.»

Икона Богородицы «Достойно есть» (Милующая)11 июня/24 июня

Икона Богородицы — Достойно есть (Милующая) и молитва на русском и греческом

Святая Гора Афон ( Άγιο Όρος — Айон Орос) — одно из главных святых православных мест, земной Удел Богородицы. Это место находится на полуострове в Восточной части Греческой Республики в районе Македония. Его административный центр называется Карея или Карьес (Καρυές — КарЕс).

Афон — место паломничества православных верующих со всего света. Там расположены 20 мужских монастырей и другие особые места обитания монахов.

На Афон пускают только мужчин и любого вероисповедания, обладающих специальным разрешением, которое называется диамонитирион.

В одном из афонских храмов в Карьес (Успенском — Πρωτάτου — ПротАту) хранится образ девы Марии, Пресвятой Богородицы Аксион ЭстИ (Άξιον Εστί) — одна из самых главных православных икон, которую в России называют Милующая или Достойно есть.

История появления Похвалы Пресвятой Богородицы Достойно есть

По легенде, 11 июня 980 года в одной из келий Карейского монастыря на Афоне молодой монах совершал всенощную службу.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Монах впустил незнакомца. И они продолжили молиться уже вместе.

Когда в молитвенной службе они дошли до вознесения похвалы Богородице, то запели вразнобой. Местный монах перед иконой Пресвятой Девы Марии сразу затянул Песню Богородицы (Честнейшую Херувим). Вот ее текст, ударения обозначены жирным шрифтом:

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.

Честнейшую херувим…

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Честнейшую херувим…

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Честнейшую херувим…

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Честнейшую херувим…

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Честнейшую херувим…

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем… (* в конце рассказа этот текст на греческом)

А вот незнакомец до Честнейшей запел Похвалу пресвятой Богородицы:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего

А потом уже подхватил Честнейшую херувим… И сказал, что именно так у них всегда славят Пресвятую Деву Марию.

Афонскому монаху очень понравилась эта красивое вступление и он попросил странника записать текст, чтобы остальные местные монахи могли разучить эти гимны в честь Пресвятой Богородицы.

Записать новый текст молитвенного песнопения было не на чем, и тогда совершилось чудо: незнакомец провел пальцем по камню, который в ту же секунду стал мягким как воск и запечатлел слова Похвалы Деве Марии, которые писал этот чудесник.

Когда он уходил, афонский монах спросил его имя. Незнакомец сказал, что его зовут Гавриил. Ну вы, конечно, уже догадались, что это был не простой монах, а Архангел Гавриил ( Αρχάγγελος Γαβριήλ — АрхАйгелос ГавриИл).

А в конце 10 века Константинопольский патриарх Николай II Хризоверг постановил всегда петь Честнейшую с прибавлением слов, которым научил афонских монахов Архангел Гавриил. А икона Пресвятой Богоматери, перед которой Гавриил молился, с тех пор называется Достойно есть или Милующая.

Текст молитвы Достойно есть — Похвала Пресвятой Богородице

На старославянском языке:

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

На русском языке:

Воистину достойно прославлять Тебя, Богородицу, вечно счастливую и святейшую и Матерь нашего Бога. И мы прославляем Тебя, истинную Богородицу, честнейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, без нарушения девства родившую Сына Божия.

Похвала — молитва «Достойно есть» на греческом языке с транскрипцией русскими буквами с ударением

Άξιον εστίν ως αληθώς — Аксион эстин ос алифОс
μακαρίζειν σε την Θεοτόκον, — макарИзын се тин ФеотОкон,
την αειμακάριστον και παναμώμητον — тын аимакАристон кэ панамОмитон
και μητέρα του Θεού ημών. — ке митЭра ту ФеУ имОн.
Την τιμιωτέραν των Χερουβείμ — Тын тымьотЭран тон ХерувИм
και ενδοξοτέραν ασυγκρίτως των Σεραφείμ — ке эндоксотЭран асыгрЫтос тын СэрафИм
την αδιαφθόρως Θεόν Λόγον τεκούσαν, — тын авиафорОс ФеОн ЛОгон тэкУсан
την όντως Θεοτόκον, — тын Ондос ФеотОкон
Σε μεγαλύνομεν. — Се мегалИномен.

Краткая молитва к Пресвятой Богородице, произносится часто (можно несколько раз в день)

Объяснение молитвы к Пресвятой Богородице Достойно есть

Слово достойно означает справедливо.

Есть — это не кушать, а есть=существовать, в современном русском языке этот дополнительный глагол выпал, мы говорим не «это есть достойно но», а «это достойно». Построение старинной фразы из молитвы похоже на конструкцию фразы из английского языка: It is worthily = это есть достойно (дословно) или это достойно (литературный перевод).

Воистинуистинно, совершенно.

Блажити Тя — ублажать Тебя, прославлять Тебя.

Пренепорочную — самую непорочную, пресвятую.

Истление — порча, разрушение.

Без нетления — без нарушения (девства).

Бог Слово — Сын Божий, Иисус Христос. Сын Божий называется Словом (Ин. 1, 14) потому, что когда Иисус Христос жил во плоти на земле, открыл, показал нам невидимого Бога Отца точно так, как наше слово открывает или показывает мысль, находящуюся в нашей душе.

Кто такие Херувимы и Серафимы

Херувимы и Серафимы — самые близкие к Богу ангелы, высшие ангелы. Самые главные по ангельскому чину — Серафимы (ангелы любви, света и огня), следом за ними — Херувимы (полные мудрости и знаний о Спасителе, способные передать божественное знание людям).

Потом уже идут: престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и, последние — ангелы (классификация Григория Богослова).

Но Пресвятая Дева Мария, Богородица, родившая по плоти Бога, несравненно выше по рангу Серафимов и Херувимов.

Что просят у Девы Марии перед иконой Достойно есть (Аксион Эсти)

Эта греческая православная чудотворная икона помогает при всех душевных и телесных болезнях, при окончании любого дела, при эпидемиях и несчастных случаях. Перед иконой Достойно есть (Милующая) верующие просят у Богородицы счастья в браке.

Текст молитвы к Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Дево Богородице, в скорбях наших едино утешение!

Тобою, Дево Богородице, пение послушника афонского чудесне дополнися: восполни убо и наша силы духовные, яко да возможем достойно пети Тя, воистину рождшую Спасителя миру.

Вознеси моление к Сыну Твоему о нас, да не оскудеет вера в нас грешных, юже диавол исхитити тщится в рабех твоих и во всем христианском роде.

О сих сокрушенным сердцем помолимся.

Помози нашему маловерию, еже в нас дела злонравныя посеявает, самолюбие же и гордыню, сребролюбие и сластолюбие, невоздержание и пианство, от нихже да избавимся предстательством Твоим, Пречистая, и да сподобимся спасение получити благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь, благодарение и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Святым и Единосущным Ему Духом, во веки веков.

Второй вариант молитвы перед иконой Аксион Эсти (Достойно есть)

О Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице!

Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбие свою милость.

Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша…

И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели; тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице Всепетая!

Простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла.

Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити матерним ходатайством Твоим к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

А вот видео, где мальчик Христос Сантикаи (или Сандикаи — Σαντικάι Χρήστος) поет молитву Достойно есть на греческом — Аксион Эсти — очень отчетливо и трогательно. Послушайте его красивый голос.

Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев:[1] Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Слава: Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

И ныне: Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на судищи страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

Слава: Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

И ныне: Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

Седален, глас 6-й

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

Слава и ныне: Богородичен

Связан многими ныне пленицами грехов и содержим лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.

Слава: О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.

И ныне: Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

Слава: Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся, душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

И ныне: Дивная и скорая помощнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душа бо моя грешная того восхоте.

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.

Слава: Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.

И ныне: Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.

Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.

Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Слава: Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

И ныне: Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. (Дважды)

Слава: Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.

И ныне: Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от силы вражия.

Слава: Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моея.

И ныне: Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых, аминь.

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

[1] В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Читать еще:  Синод учредил новый праздник День православной книги
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector