0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое отношение к храму можно считать христианским?

Символическое значение христианского храма

Итак, храм – это дом Божий, место особого таинственного присутствия Господня, место пламенных молитв, творимых теми, кто собирается вместе для прославления Господа. Сам Бог устами пророка Исайи свидетельствует: «… дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 7).

Каково же его истинное символическое значение?

Христианский храм не просто архитектурное сооружение, являющееся предметом эстетического любования, но свого рода модель или лучше сказать – икона всего мироздания, образ «небесного» и «земного». Как бы не были внешне привлекательны его художественно-архитектурные формы, основное их предназначение состоит в том, чтобы возвышать человеческий ум к постижению тайны Бога и сотворённого Им универсума, состоящего из двух миров – духовного, «умопостигаемого» (мир небесной иерархии, по Ареопагиту), и здешнего, чувственного и плотского.

Согласно Дионисию Ареопагиту, человеческий разум способен посредством анагогических символов, образов и знаков постигать стоящую за ними высшую реальность [1] . Если внимательно всматриваться в строение вселенной и человека, в поток явлений природы, то «под грубым покровом вещества» раскрываются вечные прообразы этого мира, которые вещают нам о Самом Создателе. «Для обладающих (духовным) зрением, – по слову преподобного Максима Исповедника, – весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатлённым во всём чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всём умопостигаемом мире, познаваясь (там) благодаря своим логосам» [2] . Весь видимый мир, таким образом, является как бы криптограммой духовного («умопостигаемого») мира, то есть сложным сплетением символов и системой его «материальных» отпечатков. Поэтому через созерцание видимого тварного мира человеческое сознание в определённой мере способно приоткрывать завесу потустороннего бытия.

Благодаря трудам св. Дионисия Ареопагита и преподобного Максима Исповедника в христианском богословии детально разработана теория религиозного символа. Важно заметить, что между современным и святоотеческим пониманием символа существует колоссальная разница. Теперь символ есть изображение или знак чего-то другого, чего при этом в самом знаке реально нет (как нет, например, воды в её химическом символе). Исконное же назначение символа не в том, чтобы изображать (что предполагает отсутствие изображаемого), а в том, чтобы являть другою реальность. В богословском осмыслении символ (от греческого symboleo: соединяю, держу вместе) не равнозначен изображаемому; он может быть лишён внешнего сходства с тем, что он символизирует [3] . Его важнейшая функция заключается в том, чтобы, возводя человека в духовную сферу, приобщать его к божественной реальности настолько, насколько это может вместить тварная человеческая природа.

В церковной письменности существует немало достойных внимания истолкований символики христианского храма. Преподобному Максиму Исповеднику принадлежит, пожалуй, наиболее полное символико-аллегорическое описание всей церкви – Церкви как Тела Христова, объединяющего верующих в Господа Иисуса Христа, и церкви как храма, рассматриваемого «с точки зрения зодчества» [4] . В своей «Мистагогии» («Тайноводстве») он даёт не меньше пяти богословских толкований символического значения церкви.

Во-первых, Церковь – та, что строится не из камня, а состоит из душ человеческих – есть образ Самого Бога, «поскольку Она, подобно Богу, осуществляет единение среди верующих», не взирая на то, что они «разнятся и сильно отличаются друг от друга … национальностью и языком, образом жизни и возрастом, … знаниями и положением (в обществе), а также судьбами, характерами и душевными свойствами». Церковь посредством Святого Духа дарует всем новое рождение и возможность носить славное имя христианское. В ней сердца и души неисчислимого числа «мужей, жён и детей» сливаются в одно сердце и одну душу (Деян. 4: 32); «все срастаются и соединяются друг с другом одной простой и нераздельной благодатью и силой веры». Подобное единство существует и во всём мироздании. Бог, являясь единственной Причиной и Творцом духовного и материально-чувственного бытия, промыслительно соединяет «одно с другим и с Самим Собою». Он «силой Своей Благости всё заключает в Себе, подобно тому, как центр (круга) соединяет в себе прямые линии»; Он не позволяет сущим «рассыпаться по периферии» и таким образом превращать «само бытие свое, отделяющееся от Бога, в небытие» [5] .

Церковь, но уже рукотворная, та, которая выстроенная из камня, – это образ всего мироздания, который состоит из «сущностей видимых и невидимых» (т.е. из ангелов и всего того, что относится к здешнему видимому миру). «Ведь если рассматривать церковь с точки зрения зодчества, то она, являясь единым зданием», делится на две части: алтарь и храм [6] . «Но с другой стороны, она остаётся единой по ипостаси, не допуская разделения своих частей …». «Подобным образом и весь мир сущих» делится на мир видимый и невидимый. Имея различную природу, эти два мира образуют единый универсум, «как части образовывают единство». И ещё, церковный алтарь, предназначенный для священнослужителей, есть образ невидимого духовного мира, а храм, предназначенный для народа – образ видимого материального мира.

Кроме того, церковь есть также символ одного только материально-чувственного мира, взятого самого по себе. «Ибо божественный алтарь в ней подобен небу, а благолепие храма – земле». И наоборот, мир есть церковь: «небо здесь подобно алтарю», а земля – храму.

Символизирует церковь и самого человека, являясь его образом и подобием; «алтарь в ней представляет душу, божественный жертвенник (престол) – ум, а храм – тело». В свою очередь «человек есть в таинственном смысле Церковь». Ведя добродетельную жизнь, он «телом своим словно храмом, …украшает деятельную способность души»; душой при посредстве разума, как алтарём, он приносит Богу очищенное духом от материи созерцание логосов (идей и смыслов) чувственных вещей; «умом же, словно жертвенником» он в безмолвии проникает в мистические глубины Богопознания.

И, наконец, церковь «может быть образом не только всего человека, но и одной души, рассматриваемой самой в себе». Алтарь представляет собою человеческий ум, который есть ничто иное как чистейшая созерцательная способность души, приближающая человека к познанию истины; храм представляет собою разум, который, будучи деятельной (нравственно-практической) способностью души, через упражнение в добродетельной жизни приводит человека к высшему благу. Совместный же плод созерцательной и деятельной жизни – это достижение обожения человека, то есть единения его с Богом. В итоге вся созерцательная и нравственно-практическая жизнь человека сводится церковью воедино в таинстве Евхаристии, совершаемом на божественном жертвеннике (престоле).

Итак, церковь рукотворная есть символ сошествия Бога к человеку и символ стремления человека к Богу. Она есть икона (образ) всего мироздания, вещей видимых и невидимых; она – икона души человеческой. Пожалуй, ради спасения каждой человеческой души и дарована нам Богом церковь, которая «премудро служит образцом нашего пути к лучшему» [7] .

Читать еще:  Чудесное возвращение кремлевских святынь

Православная Жизнь

Адекватное отношение современного верующего к храму — каким оно должно быть? Как проявить своё неравнодушие? Насколько важно участвовать в жизни прихода? Спросили у протоиерея Владимира Шутова, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

На мой взгляд, к храму надо относиться трояко: с любовью, благоговением и ответственностью. Эти три составляющие делают человека прихожанином, сосудом благодати Божией, который во время земной жизни становится светом неба и солью земли и тем достигает вечности. Если размышлять об этом с точки зрения сегодняшнего праздника — Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, — то стоит вспомнить тот храм, в который Она вошла. Первый Иерусалимский храм построил царь Соломон. Задолго до этого его отец, царь Давид, обратился к пророку Нафану со словами, что живёт в кедровом дворце, а Ковчег Божий находится в шатре. Осознавая несправедливость такого положения вещей, он изъявил желание построить храм. Однако Господь ответил, что построить Ему дом суждено Соломону.

Почему нам важно вспомнить эти давние события? — потому, что царь Давид сравнивает своё жильё с местом, где хранится Ковчег, и видит несоответствие. Храм Божий должен быть отражением нашей любви и благодарности Богу. Каждый человек должен изо всех сил постараться, чтобы в его храме было светло, чисто, красиво, тепло. Так проявляется чувство ответственности за то, что нам дорого. Святейший Патриарх в своих проповедях и интервью часто говорит, что надо развивать в людях чувство сопричастности к жизни Церкви, и начинать надо с приходов.

Мне как настоятелю храма, который служит уже шестнадцать лет, близка модель организации приходской жизни, которая была у митрополита Антония Сурожского в Лондоне, в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Ему удалось реализовать то, что и мне бы хотелось воплотить на своём приходе. Митрополит Антоний говорил, что есть три категории прихожан. Первые просто молятся на богослужении и больше ни в чём не участвуют. Они имеют на то свои причины — или не хотят, или ещё не пришло время, в любом случае — это их выбор. У меня на приходе тоже такие есть. Вторая категория — те, кто желает участвовать в делах и мероприятиях храма, будь то хозяйственные или административные вопросы, социальная работа и так далее. Третья категория — это актив, который координирует всю работу, отвечает за неё. Для этого нужно регулярно собираться, планировать работу и потом обязательно отчитываться в кругу прихожан. В итоге получается хорошо работающее самоуправление. Такая форма работы очень важна, потому что рождает чувство ответственности и благоговейного отношения к своему приходу. Один в поле не воин, и священник, каким бы он ни был ответственным, умным и образованным энтузиастом, даже при наличии финансов не сможет ничего реализовать без поддержки прихожан. Как писал Маяковский:

Благоговение, любовь и ответственность по отношению к храму формируются в душе человека постепенно. Начинается всё с ответственности. Если человек попробует подежурить в храме, убрать снег на территории, даже просто уберёт воск с подсвечника — тогда в его сердце постепенно зародится сначала ответственность, а потом и благоговение, которое, развиваясь, приведёт к благоговению перед Богом.

Нужно осознать: мы идём в храм к своему Другу. Причём это Он тебя назвал другом, а не ты Его. Ты считаешь себя Его рабом, а Он говорит, что ты — друг. Он видит каждый твой шаг: как ты стоишь на службе, где твои мысли, вкладываешь ли ты в молитву движение своей души. Ему нужно общение с нами. Бог — не какая-то абстракция, сила, космос, непонятный астрал, но Личность, с которой нам придётся встретиться, хотим мы того или нет.

Когда человек чувствует рядом с собой присутствие Христа, он испытывает благоговение, из которого рождается любовь. Это сыновнее чувство, которое происходит не от страха, ропота или уныния, а от радости пребывания с любимым Господом. В одной из молитв, которые священник читает во время Таинства соборования, есть благодарение Богу за возможность наслаждаться Божественной литургией. То есть для христианина прийти в храм — это наслаждение. В празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы мы видим именно это высочайшее проявление любви к храму, её торжество.

Маленькая Дева Мария, совсем ребёнок, впервые входит в храм, и каким торжеством, праздничным настроением, радостью это сопровождается! Это дело не только родителей, но всей общины, которая радуется, что новый человек пришёл и сделал свои первые шаги в доме Божьем. Этот праздник учит нас не только особо почитать Пречистую Божию Матерь и Её великое служение, но и благоговейно относиться к храму. Научиться такому отношению очень важно каждому современному христианину. Без любви и благоговения трудно понять, для чего нужны службы, все эти долгие молитвы, поклоны и стояния. Человек, не имеющий в сердце трепета и любви, всё время будет пересиливать себя, заставлять себя ходить в храм — тем самым лишая свою жизнь величайшего счастья.

Записала Екатерина Щербакова

О Православии, храме, традициях и отношении Церкви к разным проблемам

Предлагаем нашим читателям ответы на несколько распространённых вопросов людей о вероучении и церковной жизни православных христиан. Если вы хотите получить ответ на вопрос, который волнует именно вас — задайте его в комментариях.

1. Как организована Православная Церковь? Кто её возглавляет?

Главой Церкви является сам Господь Иисус Христос. В первом веке его ученики, основывая местные общины, ставили в них «надзирателей» — епископов, которые в свою очередь рукополагали священников и диаконов и руководили остальными членами общины — мирянами.

Позже Церкви небольших городов стали объединяться под властью епископа ближайшего крупного города — так появились митрополии и патриархаты.

Сегодня Православная Церковь разделена на 15 крупных образований — Поместных Православных Церквей, основные вопросы в которых решает архиерейский собор — собор всех местных епископов или поместный собор — все епископы и выборные представители от духовенства и мирян.

При этом решением текущих вопросов занимается патриарх и священный синод (из нескольких избранных епископов), который помогает ему в этом.

2. Когда появилось Православие?

Православие возводит свою историю к ветхозаветной религии, сохранённой еврейским народом со времён Адама и Евы.

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы примирить с Богом отпавшее от него человечество, искупил его своими безвинными страданиями и смертью и установил новый институт общения людей с Богом — Новозаветную Церковь.

Христианская Церковь появилась в I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

Читать еще:  Бенедикт XVI призвал бизнес и власть сплотиться в борьбе с безработицей

Правосла́вие (от греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

3. Кто такие ангелы?

Слово «ангел» с греч. переводится как «вестник». Так называется великое множество бестелесных духов, служащих Богу. Также существуют ангелы-хранители, которые даются при крещении каждому человеку и вместе с ним молятся Богу.

Учение об ангельских чинах сильно развил в своём сочинении богослов, подписывавшийся «апостолом Дионисием Ареопагитом» в V веке — эта книга называется «О небесной иерархии». Согласно учению об ангелах — они разделяются на 9 иерархических чинов.

Демоны ада тоже произошли из ангелов — на заре человечества часть сотворённых Богом духов, наделённых свободой воли, решила восстать против него и была низвергнута с небес. Их предводителем был Денница, ставший Диаволом, а сами падшие ангелы вскоре так укоренились во зле, что их единственной радостью стало уподоблять себе людей.

4. Что такое рай и что такое ад?

Рай и ад в православии считаются скорее не местами, а состояниями человека. Если изложить максимально просто — рай — когда он сердцем принимает Бога и от этого испытывает радость, а ад, когда пытается от Бога отворачиваться и от этого испытывает страдания.

5. Есть ли жизнь после смерти?

Православные христиане не верят в окончательную смерть человека. Господь обещал людям второе своё пришествие во славе, когда все люди воскреснут, старый и несовершенный мир исчезнет, а новый появится и будет существовать вечно. При этом праведники будут блаженствовать в общении с Богом.

6. Какие в храме бывают богослужения? Как они организованы?

Православные богослужения делятся на три круга — годовой, седмичный (недельный) и суточный.

Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов и литургии.

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. В каждый день поминаются определённые великие святые или события.

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых, а подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем и включает в себя богослужения Великого поста и Пятидесятницы.

7. Почему православные почитают иконы?

Иконы не являются идолами. Православные поклоняются не самим иконам, а изображённому на них Спасителю, Богородице и святым. Суть иконопочитания очень хорошо выразил преподобный Иоанн Дамаскин, говоривший: «честь воздаваемая образу восходит к первообразу».

Иконы помогают нам не фантазировать, обращаясь к святым. Не представлять их в своём сознании (наше представление может быть совсем не правильным), а концентрироваться на молитве, на нашем духовном общении с ними. При этом, как и все священные предметы, через которые Господь являет своё присутствие нам и которых касается благодать Божия, икона также становится святыней. Отсюда и многочисленные чудеса, связанные со святыми образами.

8. Почему православные угрюмые?

Православный человек старается концентрироваться на своей внутренней жизни: на совершённых им грехах, на размышлениях о прочтённых отрывках Священного Писания или трудов святых, на молитве — общении с Богом. Его печали и его радости находятся внутри его сердца и не часто показываются наружу.

Кроме того, он старается избегать лицемерия и человекоугодия и не радоваться наигранно, только потому что «так принято» или чтобы расположить человека к себе ради возможных выгод. Отсюда и кажущаяся неприветливость или угрюмость православного человека, которую скорее стоит считать сосредоточенностью.

При этом, радоваться христиане тоже умеют и очень сильно — посмотрите на лица людей во время пасхального богослужения. Посмотрите на лица монахов, которые как будто светятся изнутри.

9. Можно ли впускать в храм животных?

Церковная традиция не позволяет пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если внутрь забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и на территории храма ей вполне себе место. Иногда в храм залетают птицы или заходят кошки — их впускать можно.

10. Если человеку стало плохо в храме — это значит что он грешник?

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться и приходя в храм мы не видим, что всем в нём плохо…

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

11. Можно в храм приходить беременной женщине? Можно ли приходить в храм во время месячных?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн. Для беременной женщины и её малыша сложно придумать более полезное времяпрепровождение, чем молитва и участие в Таинствах.

Традиция избегать посещения храма в дни месячных для женщин больше является гигиенической. Сегодня для женщины нет препятствий для посещения богослужений в этот период. Однако, по традиции, женщине стоит воздержаться от причащения и целования икон.

12. Почему женщина в храме покрывает голову платком?

Правило покрывать голову женщине пришло к нам с Востока. Но при этом голову покрывала только замужняя женщина во время пребывания вне дома, показывая всем, что она несвободна, что у нее есть муж. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1 Кор. 11:3 ).

Молиться в храме с покрытой головой для женщин — благочестивая традиция, которую желательно поддерживать. При этом она не касается маленьких девочек и незамужних девушек. Домашнюю молитву также можно совершать молитву без платка.

13. Зачем нужно ходить в храм, если можно молиться дома?

Действительно, дома молиться также можно, но в храме молитва совершается совместно с другими верующими, то есть соборно. А сам Господь говорил о соборной молитве: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18:20 ).

Кроме того, храм это место где совершаются Таинства: причащение, исповедь, соборование, венчание и другие. Конечно, в экстренных случаях и их можно совершить на дому, но обычно для этого верующим всё же необходимо прийти в церковь.

Читать еще:  Нательный крест. Инфографика

Наконец третий аспект необходимости посещения храма — это общение со своим священником и другими верующими, помощь нуждающимся, взаимное научение друг друга основам веры.

14. Почему Церковь против однополых отношений?

Церковь выступает против гомосексуального и лесбийского сожительства по ряду причин, которые сводятся к одной: такое сожительство является нарушением Божиего замысла о человеке.

В сожительстве людей одного пола исключена возможность деторождения, что нарушает заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь». Также мужчина и женщина дополняют друг друга как два совершенно различных психофизических мира. Друг в друге, как в зеркале, они видят и свои достоинства и недостатки. В отношениях между людьми одного пола такое дополнение невозможно.

При этом, Церковь совершенно не выступает против дружеской любви между двумя мужчинами или двумя женщинами, которые имеют общие интересы и помогают друг другу в жизненных трудностях. Осуждается именно интимный аспект отношений, если он имеет место.

15. Может ли некрещёный человек приходить в храм и касаться святынь?

В храме человек, ещё не прошедший через Таинство Крещения может находиться без всякой помехи и даже присутствовать при богослужении. По традиции ему следует уйти лишь с Литургии верных.

К святыням — кресту и иконам человек некрещёный также может приложиться или обратиться с молитвой, а вот участвовать в Таинствах, например причащаться, венчаться или собороваться, не может, пока не примет Святое Крещение. Также некрещёного человека не отпевают после смерти и не принимают за него записки.

Какое отношение к храму можно считать христианским?

Адекватное отношение современного верующего к храму — каким оно должно быть? Как проявить своё неравнодушие? Насколько важно участвовать в жизни прихода? Спросили у протоиерея Владимира Шутова, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

На мой взгляд, к храму надо относиться трояко: с любовью, благоговением и ответственностью. Эти три составляющие делают человека прихожанином, сосудом благодати Божией, который во время земной жизни становится светом неба и солью земли и тем достигает вечности. Если размышлять об этом с точки зрения сегодняшнего праздника — Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, — то стоит вспомнить тот храм, в который Она вошла. Первый Иерусалимский храм построил царь Соломон. Задолго до этого его отец, царь Давид, обратился к пророку Нафану со словами, что живёт в кедровом дворце, а Ковчег Божий находится в шатре. Осознавая несправедливость такого положения вещей, он изъявил желание построить храм. Однако Господь ответил, что построить Ему дом суждено Соломону.

Почему нам важно вспомнить эти давние события? — потому, что царь Давид сравнивает своё жильё с местом, где хранится Ковчег, и видит несоответствие. Храм Божий должен быть отражением нашей любви и благодарности Богу. Каждый человек должен изо всех сил постараться, чтобы в его храме было светло, чисто, красиво, тепло. Так проявляется чувство ответственности за то, что нам дорого. Святейший Патриарх в своих проповедях и интервью часто говорит, что надо развивать в людях чувство сопричастности к жизни Церкви, и начинать надо с приходов.

Мне как настоятелю храма, который служит уже шестнадцать лет, близка модель организации приходской жизни, которая была у митрополита Антония Сурожского в Лондоне, в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы. Ему удалось реализовать то, что и мне бы хотелось воплотить на своём приходе. Митрополит Антоний говорил, что есть три категории прихожан. Первые просто молятся на богослужении и больше ни в чём не участвуют. Они имеют на то свои причины — или не хотят, или ещё не пришло время, в любом случае — это их выбор. У меня на приходе тоже такие есть. Вторая категория — те, кто желает участвовать в делах и мероприятиях храма, будь то хозяйственные или административные вопросы, социальная работа и так далее. Третья категория — это актив, который координирует всю работу, отвечает за неё. Для этого нужно регулярно собираться, планировать работу и потом обязательно отчитываться в кругу прихожан. В итоге получается хорошо работающее самоуправление. Такая форма работы очень важна, потому что рождает чувство ответственности и благоговейного отношения к своему приходу. Один в поле не воин, и священник, каким бы он ни был ответственным, умным и образованным энтузиастом, даже при наличии финансов не сможет ничего реализовать без поддержки прихожан. Как писал Маяковский:

Плохо человеку,
когда он один.
Горе одному,
один не воин —
каждый дюжий
ему господин,
и даже слабые,
если двое.

Благоговение, любовь и ответственность по отношению к храму формируются в душе человека постепенно. Начинается всё с ответственности. Если человек попробует подежурить в храме, убрать снег на территории, даже просто уберёт воск с подсвечника — тогда в его сердце постепенно зародится сначала ответственность, а потом и благоговение, которое, развиваясь, приведёт к благоговению перед Богом.

Нужно осознать: мы идём в храм к своему Другу. Причём это Он тебя назвал другом, а не ты Его. Ты считаешь себя Его рабом, а Он говорит, что ты — друг. Он видит каждый твой шаг: как ты стоишь на службе, где твои мысли, вкладываешь ли ты в молитву движение своей души. Ему нужно общение с нами. Бог — не какая-то абстракция, сила, космос, непонятный астрал, но Личность, с которой нам придётся встретиться, хотим мы того или нет.

Когда человек чувствует рядом с собой присутствие Христа, он испытывает благоговение, из которого рождается любовь. Это сыновнее чувство, которое происходит не от страха, ропота или уныния, а от радости пребывания с любимым Господом. В одной из молитв, которые священник читает во время Таинства соборования, есть благодарение Богу за возможность наслаждаться Божественной литургией. То есть для христианина прийти в храм — это наслаждение. В празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы мы видим именно это высочайшее проявление любви к храму, её торжество.

Маленькая Дева Мария, совсем ребёнок, впервые входит в храм, и каким торжеством, праздничным настроением, радостью это сопровождается! Это дело не только родителей, но всей общины, которая радуется, что новый человек пришёл и сделал свои первые шаги в доме Божьем. Этот праздник учит нас не только особо почитать Пречистую Божию Матерь и Её великое служение, но и благоговейно относиться к храму. Научиться такому отношению очень важно каждому современному христианину. Без любви и благоговения трудно понять, для чего нужны службы, все эти долгие молитвы, поклоны и стояния. Человек, не имеющий в сердце трепета и любви, всё время будет пересиливать себя, заставлять себя ходить в храм — тем самым лишая свою жизнь величайшего счастья.

Протоиерей Владимир Шутов
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector