0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой урок мы можем извлечь из жизни Пушкина?

Жизненные уроки Пушкина из романа «Евгений Онегин»

Сюжет романа Пушкина «Евгений Онегин» богат жизненными уроками.

Прочитав произведение, каждый сделает для себя определённый нравственный вывод. Чему же учит нас горький опыт Онегина?

Современный литературовед Д. Быков говорит, что мораль «Евгения Онегина» можно уложить в одну русскую половицу «Что имеем — не храним, потерявши — плачем».

Это, пожалуй, и есть главный урок романа.

Если бы Онегин вовремя понял и оценил душевную красоту и глубину уездной барышни, ему не пришлось бы остаться в одиночестве потом, когда Татьяна вышла замуж за другого.

Пушкин подсказывает нам: всё нужно делать вовремя, ведь, говоря его же строками: «Блажен, кто смолоду был молод, // Блажен, кто вовремя созрел…»

Ещё одно трагическое последствие внутренней пустоты Онегина – гибель Ленского. Евгений убивает его на дуэли, а ведь дуэль – чистая условность, пережиток рыцарского этикета.

Для соблюдения приличий можно было принять вызов Ленского, но не доводить дело до убийства. Соперники имели право решить дело миром, Онегину лишь стоили извиниться перед оскорблённым юношей, и тот непременно бы его простил.

Но гордость не позволила «страдающему эгоисту» сделать этого. Его неудачная шутка, затеянная от скуки, обернулась преступлением против совести.

Урок, очевидно, таков: человек должен быть выше условностей, всегда следует поступать по правде и любви, а не по лукавой подсказке собственного тщеславия.

Третий жизненный урок, который можно вынести из романа, даёт нам Татьяна Ларина. Оказавшись в ситуации выбора между любовью и долгом, она отдаёт предпочтение последнему.

Такой, казалось бы, «непоэтический» шаг выглядит неожиданным, ведь в начале произведения героиня любит романтический мир книжных сюжетов, предаётся мечтам о счастье. Почему же она так легко отказывается от него, спустя годы?

Дело в том, что столкновение мечты и реальности, пусть и через боль, помогло Татьяне прозреть. Онегин, которого она создала в своём воображении, умер во время беседы в саду с Онегиным-настоящим. Он оказался рассудочнее и строже, он не понял и принял её любви.

Много думая о нём, Татьяна понимает, что человек этот лишён корней, не создан для счастья, опустошён. Его запоздавшее ответное признание трогает её, но вынуждает дать герою отпор: «Но я другому отдана; // Я буду век ему верна».

Татьяна не может предать семейные узы. Личное счастье, отдельное от счастья окружающих, для неё не существует.

Так Пушкин даёт нам урок сострадания и любви к людям, противопоставляя эти качества безрассудному эгоизму, порождающему сиюминутные страсти.

В романе «Евгений Онегин», как и в других своих произведениях, Пушкин защищает идеалы чести, добра и правды.

«Вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету» (+ВИДЕО)

Беседа с протоиереем Артемием Владимировым о творчестве А.С. Пушкина и его судьбе

По давно установившейся традиции 6 июня в нашей стране широко отмечается день рождения А.С. Пушкина как праздник поэзии и русской литературы. Справедливости ради надо заметить, что Пушкин родился не в этот день: при переводе дат с юлианского календаря на григорианский 26 мая – день рождения поэта – придется на 8 июня.

Тем не менее, именно 6 июня в поддержание доброй традиции пушкинских дней мы публикуем материал, посвященный поэту, – беседу с протоиереем Артемием Владимировым, филологом по светскому образованию, – о Промысле Божием в жизни Пушкина, о том, каким было отношение поэта к вере и Богу, почему он «наше всё» и какие уроки могут извлечь взрослые из его сказок.

– Отец Артемий, большое спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Pravoslavie.ru». Сегодня хотелось бы поговорить об Александре Сергеевиче Пушкине. И первый вопрос такой: всем известны слова: «Пушкин – это наше всё». А почему Пушкин – наше всё? И что это такое – «наше всё»?

– Пушкин, несомненно, наше «всё». Но до этого «всего» еще нужно дорасти, в это «всё» еще нужно войти, усвоить его. Чтобы, глядя на нас из своего прекрасного далека, Александр Сергеевич сказал: а это наш, это мой, это свой. Увы, отдельные изречения, крылатые выражения могут затираться и терять свое сущностное значение.

Мы живем в совершенно удивительное, хотя и тревожное и страшное время. Но для меня это время воскрешения Русского мира. Не в политическом, геополитическом, экономическом планах, а прежде всего в планах душевном и духовном. Александр Сергеевич Пушкин в полноте его наследия и олицетворяет собой Русский мир, прекрасную, многогранную, высокую и низкую, безграничную Россию. Он выражает собой русский дух. Что я под этим имею в виду? Его творчество кристально ясно, просто и вместе с тем невероятно богато. Его дух, несмотря на воспетую Александром Сергеевичем хандру и сплин, – это дух бодрости и радости, соответствующий мышлению и тонусу русского православного человека. Он совершенно открыт народу, царствам, культурам, эпохам, которые вбирает в себя и которые, в силу творческого гения, запечатлевает в больших и малых формах, делая и нас причастными Мадриду XVII века, средневековым сценам, XVIII веку российской истории… И, внимательно читая, перечитывая, изучая А.С. Пушкина, его драмы, его исторические повести, его стихотворения, мы соприкасаемся с великой Россией и сами становимся ее носителями.

– Отец Артемий, а какое место, на ваш взгляд, занимает Пушкин в мировой культуре? Мы знаем, что зарубежные писатели зачитывались Достоевским, восхищались Толстым. А как с Пушкиным?

– Зачитывались и зачитываются. Названные вами великие писатели Русской земли концептуальны, идеологичны. Каждый из них пытается отразить, запечатлеть своего рода учение. Федор Михайлович ближе к христианскому субстрату, Толстой предлагает нам христианство, лишенное корней, окрашенное в своеобразное морализаторство. Но и тот, и другой активно поучают, назидают. Александр Сергеевич совершенно иной. Нет прямой дидактики, нет стремления достучаться и стучать по виску читателя. Он настолько ненавязчив, прост, ясен и прекрасен, что его произведения – от сказок до романа в стихах – желанны и любимы и младенцами, и гимназистами, и 104-летней моей прихожанкой, рабой Божией Ниной, которая не помнит ничего из окружающей жизни, но помнит наизусть роман «Евгений Онегин».

Творческий метод Александра Сергеевича Пушкина заключается в том, чтобы вобрать в себя все полноцветие, полнозвучие мира и дать возможность читателю прикоснуться к этому, к преданьям старины глубокой, чтобы он, читатель, сам оценил, сам выбрал то, что для него будет неотъемлемым достоянием и сокровищем его сердца. Поэтому у каждого из нас свой Пушкин. И каждый пытается то или иное притяжательное местоимение к нему прицепить.

– У Пушкина была очень яркая, насыщенная, пестрая жизнь. В дни сомнений он написал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» На ваш взгляд, каково было его отношение к Богу?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перечитать всего Пушкина, не отождествляя автора с лирическим героем того или иного стихотворения. И думается, лучше всего об отношениях Александра Сергеевича Пушкина с Господом сказал другой священник – из Конюшенной церкви на Мойке. Пожилой батюшка, который удостоился исповедовать поэта на смертном одре. Выйдя со слезами от него, он сказал тем, кто тогда окружал Пушкина: Жуковскому, Александру Тургеневу, кому-то из прекрасных дам… он сказал: «Я хотел бы так сам раскрыть душу Богу. Я не кривлю душой – я видел много слезных признаний. Эта душа пред Богом чиста и искренна». А конец – делу венец.

Но для того, чтобы прийти к такой исповеди и, как блудному сыну, взойти в небесное отечество… «Выше, выше. » – говорил поэт перед смертью, – наверное, нужно было исходить сотни троп, плутать в лабиринтах и биться головой об стену, наткнувшись на какой-то тупик. Вся жизнь Пушкина – это движение от тьмы к свету, от заблуждения к истине, это катарсис, который он обрел уже в последние годы своей жизни.

– Есть такое замечание, что Пушкин мог, учитывая свое положение, свой статус, позвать митрополита принять его исповедь. А он позвал простого священника, того, кто был поблизости…

«Какого батюшку пригласить?» – «Любого». Это значит, что Пушкин имел веру во священство

– Да, так. Но вы, конечно, помните, что Пушкин тяготился статусностью, если она говорила о каком-то ранжире, о каком-то мундире, о каком-то футляре. Это был настолько живой человек, что он переливался через всякую статусность. В нем, видимо, была вера русской души – души, которая, оказавшись между бытием и небытием, оказавшись на грани земного бытия, на вопрос: «Какого батюшку пригласить?» – отвечает: «Любого». Это значит, что он имел веру во священство, носителем которого могли быть самые разные люди. Ему было важно другое – предстать пред лице Господа в лице священника. А какое именно будет это лицо – его не интересовало.

– Давайте поговорим о сказках Пушкина. У вас есть замечательная книга о двух сказках поэта – «О мертвой царевне и семи богатырях» и «О золотой рыбке», где вы очень подробно комментируете их текст, открываете удивительные детали… Скажите, в чем значение сказок Пушкина? И вообще зачем он их писал?

– Пушкин был плоть от плоти и кость от кости русского народа. Арина Родионовна жила в нем как сказительница, рассказчица. Он любил русскую культуру во всех ее проявлениях – от частушек и духовных стихов до церковной музыки. И он, как настоящий и многогранный художник, не прошел мимо ни одного жанра литературного творчества. В этом смысле Пушкин – не Сергей Михалков, который писал нарочито для пионеров, заполняя определенную нишу читательского спроса. Сказки Пушкина читают и дети, но и взрослые – моя 84-летняя мама помнит наизусть, в частности, «Сказку о царе Салтане». И вы, вероятно, заметили, что в комментариях к «Сказке о золотой рыбке» я размышляю о совершенно взрослых вещах, находя бесценные нравственно-этические сокровища, скрывающиеся за художественным образом.

Пушкин по внутренней потребности писал эти сказки, хотя, наверное, и иные цели были. Я тоже маленький литератор, у меня тоже есть сказки, и я, когда пишу, с одной стороны, знаю конкретного адресата, а с другой – понимаю, что они были бы интересны и простецам, и мудрецам.

И до сих пор я поражаюсь старику из «Сказки о золотой рыбке». Вот он, возвращаясь с самого синего моря, влачит свой невод тяжелый, идет холодный, голодный – а старуха стоит подбоченившись в дверном проеме, без всякой улыбки, и говорит: «Чего пришел? Невод-то пустой! Иди назад и с пустыми руками не возвращайся. Проси у рыбки стиральной машины!» И вместо того, чтобы пригрозить полешком или хотя бы огрызнуться, как, наверное, каждый из нас сделал, по крайней мере поставил бы ее на место… он побрел назад к синему морю, которое уже слегка волновалось: «Совсем плохо что-то моей старухе! Какую-то травку не ту съела, кинзу или петрушку, но просит несбыточных дел…» – «Успокойся, мой старче». Как же именуется эта добродетель? Здесь и кротость, укрощение страсти гнева, здесь и удивительное смирение, потому что он чувствует свою вину: невод пустой, ничего не принес он старухе… И какая это покорность Промыслу Божиему.

– И вот еще что хочется отметить: старик честно говорит: «У меня была встреча с золотой рыбкой». Мне очень понравилось ваше рассуждение о важности доверительных отношений, важности рассказывать, что у тебя болит, с чем ты столкнулся…

Отец Артемий, какое у вас самое любимое произведение Александра Сергеевича Пушкина?

– Я, будучи учителем русского языка и литературы, далеко от школьной программы не отклоняюсь. А самое зрелое прозаическое произведение Пушкина – «Капитанская дочка»; на мой взгляд, тут в образе Машеньки Мироновой отразилось искание поэтом идеала русской души. Недавно, перечитывая «Капитанскую дочку», я обратил внимание: какой же красивый характер Петруши Гринева! Этот барчук не дрогнул, глядя в лицо смерти, видя перед собой разнузданных, диких, не боящихся проливать кровь, бритых калмыков, татар, собравшихся вокруг своего батьки Пугачева. Думаю, можно бесконечно вчитываться в это произведение и открывать новые и новые пласты, золотые жилы – вместе с нашими детьми, подростками, студентами. Это, действительно, вершина его творчества.

Читать еще:  Константинопольский Патриархат

А что у Пушкина худо, кроме того, от чего он сам отрекся? Сейчас я готовлю к изданию книгу «Маленькие трагедии глазами священника» и размышляю над дон Гуаном, над поведением донны Анны, наблюдаю, как старый барон сражается с главным героем «Скупого рыцаря» – собственным сыном, открываю какие-то метафизические глубины в «Пире во время чумы» и гимне чуме Вальсингама. Пользуясь, кстати, лучшим словесным духовным литературным справочником по произведениям Пушкина – это, конечно, книга Валентина Семеновича Непомнящего, замечательного и харизматичного литературоведа, которому, я думаю, уже давно Александр Сергеевич пожал, простирая оттуда, из вечности, руку.

– Отец Артемий, а как относиться к трагической гибели Пушкина? Да, он вступился за жену, но ведь дуэли же запрещены…

– Насколько я чувствую и понимаю, это был такой гордиев узел, разрубить который иначе наш безвременно ушедший из земной жизни поэт уже не мог. Простите, но он не мог вылезти из собственной кожи, выступить из русла понятия чести, кодекса чести дворянина. И оскорбленное его самолюбие требовало сатисфакции.

В обстоятельствах гибели Пушкина я вижу Промысл, который каждого из нас хочет вывести на орбиту спасения

Мы можем оценивать дуэль как таковую, вместе с митрополитом Филаретом согласиться, что тут сопряжение нескольких смертных грехов: гордости, убийства, самоубийства. Это действительно так. Но когда мы сталкиваемся с космосом личности Пушкина, мы не выносим суждение, а наблюдаем, размышляем. И мне кажется, что гибель поэта, этот трагический финал его жизни можно сравнить с метеоритом, который летит по определенной траектории; и, с одной стороны, эта траектория – собственное произволение человека, а с другой стороны, это Промысл, который каждого из нас хочет вывести на орбиту спасения. Наблюдая за траекторией жизни Пушкина, я думаю, что его трагическая гибель была в нее заложена – обусловлена, спровоцирована грехами его юности. Потому что действительно были плотские падения, множественные падения. А это – хочешь, не хочешь – но убийство. И собственной души, и души той жертвы, которая невольно или с восторгом отдается тебе в плен. И души обесчещенного и обманутого мужа. И наш поэт с омерзением, с отвращением, как он пишет, взирал на прожитую им жизнь. Его сердце сжималось в ужасе, но строк этих он не стирал, не мог уже переделать свою жизнь, точнее – не мог переделать своего прошлого, но мог найти пристань целомудрия в семье. И он пытался отождествить идеал, эталон женской красоты с образом Натальи Николаевны, но она принадлежала своему веку и не могла избежать определенных условностей, сопряженных с великосветской жизнью. Кончина Пушкина мне видится как логический итог прежних вех его земного бытия, а с другой стороны, она открывает нам чудо Промысла Божия, который самые худые наши дела и ошибки, подчас смертельные, обращает к благим последствиям. И благое последствие – это его спасенная душа, спасенная через подвиг покаяния и смиренного принятия предсмертных страданий.

– Отец Артемий, на ваш взгляд, какие произведения должен прочитать каждый житель нашей страны – и ребенок, и взрослый человек? Какой должна быть «обязательная программа» классики?

– Такие программы уже составлены. Есть и светские концепции, присутствует такой ликбез и в православном мире. Но для меня, как гражданина, христианина, священника, учителя, помимо «Капитанской дочки», если говорить не только об Александре Сергеевиче Пушкине, это, безусловно, «Преступление и наказание» Достоевского, не изъятое, по счастью, до сих пор из школьной программы. Далее, это, может быть, те произведения, которые приобщают детей к славе русского оружия: «Бородино» и «Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого. Конечно, в эту программу должны быть включены и те авторы, которые были несправедливо обойдены вниманием, например «Детство Багрова-внука» С.Т. Аксакова – произведение, которое раскрывает совершенно неведомую нам Россию, совершенно неведомый нам ее лик через воспоминания мальчика о его давно ушедшем детстве. Наследие русских писателей очень обширно.

Однако куда денешься без «Робинзона Крузо», может быть, купированного, но одновременно при этом и без купюр, заботливо выстриженных советскими цензорами. Робинзон Крузо молился Господу Богу, поэтому не попал в качестве жаркого дикарям. Конечно же, любимая мной сказка Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева», ибо Герда вывела Кая из «компьютерной зависимости», сердцем, импульсами своей души согрела его зомбированное сердце, а Кай в моем восприятии – это современный мальчик, который провалился в компьютерный андеграунд. У меня даже есть своя поэтическая версия «Снежной королевы», в следующий раз я ее прочитаю нашим телеприхожанам.

– Отец Артемий, хотелось бы попросить вас прочитать что-нибудь из Пушкина.

(Берет в руки книгу.) Вот, открылось как бы случайно… Пушкин – великий мыслитель, и поэтому в мелочах, в чем-то будничном, моментальном он прозревает вечный смысл, но его нужно разгадать. Итак, «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысл я в тебе ищу…

– Отец Артемий, от лица редакции портала «Pravoslavie.ru» и наших читателей и зрителей благодарим вас за эту возможность встретиться с вами.

– Ну, кто кому благодарен, история разберется. Это я чувствую себя сегодня облагодетельствованным.

А.С. Пушкин: Урок гения

26 мая 1828 года, в день своего рождения, Пушкин пишет одно из самых горьких стихотворений – «Дар напрасный, дар случайный…» Давно замечено, что уныние почему-то любит посещать нас именно в дни рождения. Но чувство, описанное здесь, не просто уныние, это стихотворение называют воплем отчаяния, и пусть нас не смущает сдержанная строгость самого стиха.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Что предшествовало этому, попробуем разобраться. В мае 1827 г. Пушкин наконец-то получает разрешение жить в Петербурге, а 24 января 1828 г. признается: «шум и суета Петербурга мне становятся совершенно чужды». Пишет он мало. Что пишет? Вот рядом, хронологически, стихотворное посвящение некоему поэту и беллетристу В.С. Филимонову, вот изящное обращение к английскому художнику Дж. Дау – нарисованный им портрет Пушкина, о котором говорится в стихе, неизвестен. А вот Анна Оленина, обмолвилась, сказав поэту «ты», и на другое воскресенье он привозит ей летящее восьмистишье «Ты и вы» Все, что удостаивается внимания лиры поэта, попадает в вечность. И вот среди этих изящных безделушек гения, датированное 19 маем 1828 г. стихотворение «Воспоминание». И перед нами приоткрывается другой, внутренний Пушкин. Когда «влачатся в тишине /Часы томительного бденья./В бездействии ночном живей горят во мне/ Змеи сердечной угрызенья»,

Мечты кипят, в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток,

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток.

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Очень тонкое и точное описание чувств, но это не все стихотворение. Понимая, что это сокровенное, Пушкин не отдает в печать вторую строфу стиха. Но именно она проливает свет на то, как воспринимал себя по отношению к Богу в этот период поэт:

Я вижу в праздности, в неистовых пирах,

В безумстве гибельной свободы,

В неволе, в бедности, в гонении, в степях

Мои утраченные годы!

Я слышу вновь друзей предательский привет,

На играх Вакха и Киприды,

И сердцу вновь наносит хладный свет

Не просто жалоба, по человечески такая понятная, приближающая нас к гению, не просто счет обид, предъявленных к жизни – «неволя, бедность, гонения», и даже изгнание. Здесь жесткая, беспощадная, трезвенная оценка не других, себя. Обратите внимание на строчку «безумства гибельной свободы…» – это точность прозрения. И дальше:

И нет отрады мне – и тихо предо мной

Встают два призрака младые,

Две тени милые – два данные судьбой

Мне Ангела во дни былые!

Но оба с крыльями и с пламенным мечом,

И стерегут… и мстят мне оба,

И оба говорят мне мертвым языком

О тайнах вечности и гроба…

И тут нужно пояснение. Обратите внимание, любая молитва покаяния несет в себе обращение к Богу. Любая. Великая молитва покаяния, пятидесятый псалом царя Давида, начинается словами призыва к Богу: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…» В основе лежит осознание простой вещи: человек не в силах справиться со своим грехом сам. Но Пушкин бессониц 28-го года воспринимает своих Ангелов Хранителей как стражей, больше того, как мстителей. И этим отрезает себя от Бога. Его власть, власть Бога, воспринимается им как враждебная. Но человек, оставшийся наедине со своим грехом, не сумевший по каким-то причинам воззвать к Господу, помните, как у псалмопевца – «из глубины, взываю к Тебе, Господи…», никогда не вырвется из замкнутого круга самоанализа. Человеческого ума, сил для этого недостаточно. Он просто обречен на отчаяние. И Пушкин, по словам Николая I «умнейший человек России», к этому отчаянию и приходит. Ровно через неделю после «Воспоминания» он так оценит свою жизнь: «дар напрасный…» И это первый, урок, который мы можем извлечь, читая эти стихи.

Отчаяние, сформулированное гением с такой пленительной красотой, самим фактом этой красоты и законченности формы, претендовало на то, чтобы быть истиной. Оно становилось соблазном. И переставало быть личным делом поэта. Все это поняла своим чутким и пылким сердцем Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Голенищева-Кутузова, дочка фельдмаршала, искренне любившая Пушкина и сумевшая стать ему верным другом. Элиза, так называли ее в свете, повезла стихотворение в Москву, к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). И владыка слагает Пушкину ответ:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана;

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал;

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забытый мною!

Просияй сквозь сумрак дум,

И созиждется тобою

Сердце чисто, светел ум.

Некоторые предвзятые критики святителя, ставят ему в вину эту простоту – мол, незатейливо ответил. Но вчитайтесь – какое чувство такта к тому, кто власть Творца называет враждебной. Не гневная отповедь – мягкий укор. Что касается простоты, то да, она есть, но эта простота – вершина всего. Это простота молитвы. И сам стих, обратите внимание, заканчивается как молитва. К этой простоте Пушкин придет – незадолго до смерти он переложит на стихи молитву Ефрема Сирина. Он полюбит эту простоту, он ею проникнется. И это второй урок нам, так легко пленяющимся самой сложностью.

Пушкин оценил ответ митрополита. 19 января1930 года он пишет «Стансы», посвящая их Митрополиту Московскому Филарету. Стихи недооцененные, хотя все отмечают удивительную гармонию этого стиха. Не только, перед нами божественная красота смирения:

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных

И ранам совести моей

Читать еще:  «Удаление от зла есть начало покаяния». Прп. Иоанн Лествичник

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

И дальше первоначальный текст последней строфы:

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

А теперь, внимание, посмотрите, что делает Пушкин в последней строфе! Поэт чуть-чуть усиливает описываемое чувство, он как будто не в силах сдержать свою музу от шалости – не дерзость, но шалость: смирение не делает нас рабами! – и к нам, через века, летит улыбка живого Пушкина. И это еще один урок гения.

«Опубликовано в Российской газете» 06.06.2008.

Урок по литературе на тему «А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3 имени Героя Советского союза З. Самсоновой»

Егорьевский филиал

План-конспект урока

по литературе

в группе 11 СД (специальность «34.02.01 Сестринское дело»)

на тему «А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь».

Разработал: Аксенова Ирина Евгеньевна

Преподаватель
русского языка и литературы

В ГБПОУ МО «МОМК № 3»
Егорьевский филиал.

Тема урока в ГБПОУ МО «МОМК № 3» Егорьевский филиал :
«А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь».

Дата проведения : 03.09.2020 г.

Тип урока: комбинированный

Технология урока: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цели урока :
Пробудить желание обучающихся глубже познакомиться с личностью А. С. Пушкина;
определить основные темы и мотивы лирики Пушкина;
познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

Задачи:
Образовательные:

определить место творчества А.С.Пушкина в восприятии учащихся.

выяснить особенности лирики лицейского периода;

выявить своеобразие раскрытия тема дружбы в творчестве поэта;
Развивающие:

способствовать развитию речи учащихся (выступать с сообщениями на литературную тему);

совершенствовать навыки выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;

способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;

Воспитательные:

воспитывать любовь к слову, литературе, поэзии;

воспитывать коммуникативную культуру;

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Планируемые результаты: обучаю щиеся знают основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина, основные мотивы лицейской лирики, имена друзей Пушкина;

понимают особенности раскрытия темы дружбы в творчестве поэта;

выразительно читают художественные произведения;

умеют отвечать на вопросы, связанные с анализом поэтического текста, владеют навыками информационной переработки текста.

Оборудование :
Техническое: учебник, ноутбук, проектор.
Дидактическое: портрет поэта;
презентация преподавателя о жизни и творчестве А.С.Пушкина, иллюстрации к его произведениям и проч.;

раздаточный материал для работы в группах (распечатки стихотворений А.С.Пушкина;

выставка произведений А.С.Пушкина;

записи на доске.

План урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Основное содержание урока.
V. Подведение итога урока.
VI. Домашнее задание.
VII. Оценивание учеников.


I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины.

Слово преподавателя :
Добрый день, уважаемые студенты! Очень рада видеть вас на уроке. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово для того, чтобы начать наш урок (тетради, учебники). Что ж, тогда приступим.

II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока.

Слово преподавателя (слайд 2 презентации):

Сегодня мы с вами начинаем работу над творчеством великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ребята, мы с вами рассмотрим основные этапы жизни и творчества этой гениальной личности. Поэтому откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Слово преподавателя:
С творчеством А. С. Пушкина вы уже знакомились в школе, поэтому, ребята, давайте немного поговорим об этом.

1. Что вы знаете о жизни А. С. Пушкина?

2. Какие произведения писателя вы уже изучали ранее?

3. Какое произведение вам больше понравилось? Почему?

Слово преподавателя:
На своих картинах его увековечили художники О.Кипренский о В. Тропинин. (Преподаватель обращается к портретам А.С.Пушкина, размещенным на 3 слайде презентации).

Какие учебные задачи мы должны решить, исходя из темы урока? (Обучающиеся предлагают варианты).

IV. Основное содержание урока.

Иллюстрированный рассказ учителя (презентация, приложение 1)

Эпиграф к уроку(4 слайд):

Следы исчезнут поколений,

Но жив поэт, бессмертен гений.

«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе…» – сказал В. Г. Белинский. Действительно, Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и, по словам А. М. Горького, «начало всех начал» новой русской литературы. Он имел на литературу многостороннее и плодотворное влияние. В его личности, в самой его жизни, в небывалой стремительности творческого развития выразилась замечательная одаренность и могучая творческая сила породившего его великого народа» * .

Еще при жизни А. С. Пушкина Гоголь писал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский дух, русский характер…»

Родословная поэта. В ней несколько ветвей, уходящих в глубины русской истории и отмеченных замечательными именами участников важнейших исторических событий в России. В романе «Арап Петра Великого», в стихотворении «Моя родословная», в набросках своей автобиографии и других произведениях поэт часто будет вспоминать о своих предках.(5 слайд ).

Фронтальный опрос по биографии А.С. Пушкина
Слово преподавателя.

Основные этапы жизненного и творческого пути. (6 слайд )

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в городе Москве в старинной дворянской семье мятежного рода Пушкиных. Мать Надежда Осиповна – урожденная Ганнибал, отец Сергей Львович – отставной майор, принадлежавший к обедневшему дворянскому роду. Для своих сыновей они хотели блестящей служебной карьеры.

1. УЧЕБА А. С. ПУШКИНА В ПРИВИЛЕГИРОВАННОМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ – ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ (1811–1817) (7
слайд )

Творческие силы Пушкина проявились с кипучей энергией.

И. И. Пущин : «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».

К. Н. Батюшков : «О, как стал писать этот злодей!»

В. А. Жуковский : «Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

Лучшие стихи, написанные Пушкиным в лицее: «Воспоминания в Царском Селе», «Моему Аристарху», «К другу стихотворцу», «Лицинию», «Кюхельбекеру» и др.(8 слайд)

2. А. С. ПУШКИН В ПЕТЕРБУРГЕ (1817–1820) (9 слайд )

Служба в Коллегии иностранных дел. Нарастало движение декабристов. Произведения Пушкина петербургского периода: ода «Вольность», стихи «Деревня», «К Чаадаеву», «Сказки», эпиграммы на Александра I, Голицына, Аракчеева и др.(10 и 11 слайды)

Александр I : «Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает… Пушкина надобно сослать в Сибирь».

Н. П. Огарев : «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?»

3. ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820–1824) ( 12 слайд )

Путешествие Пушкина по Кавказу и Крыму в обществе семейства генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Создание романтических поэм: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». (13 слайд). Оскорбительное отношение к Пушкину графа М. С. Воронцова. Острая эпиграмма Пушкина на графа. (14 слайд)

4. В СЕЛЕ МИХАЙЛОВСКОМ (1824–1826) ( 15 слайд )

Горестная жизнь поэта под надзором отца.

Пушкин – Жуковскому : «Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырем».

Пушкин – брату : «Книг, ради бога, книг».

Пушкин – своим друзьям : «Чувствую, что… могу творить».

В Михайловском поэт написал «К морю», «К ***» («Я помню чудное мгновенье»), «Пророк», «Борис Годунов», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер».

Главный итог творческих поисков – начало работы над романом «Евгений Онегин». (16 слайд)

5. А. С. ПУШКИН В МОСКВЕ

Попытки Николая I использовать поэта в интересах своей политики. Разговор царя с Пушкиным. (17 слайд)

Николай I : «Что сделал бы ты, если бы 14 декабря был в Петербурге?»

Ответ поэта : «Стал бы в ряды мятежников».

6. ГОДЫ СКИТАНИЙ (1827–1830)

Пушкин в письме А. Х. Бенкендорфу : «Ни один из русских писателей не притеснен более моего».

Доносы на Пушкина и его ближайших друзей. Тревожное состояние поэта… Но плодотворная работа продолжается: Пушкин пишет «Чернь», «Поэту», «Поэт», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Кавказ», создает блестящие образцы интимной лирики: «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем?», «В последний раз твой образ милый» и др. Пушкин продолжает писать роман «Евгений Онегин». (18 слайд)

7. БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ (1830) ( 19 слайд )

Осень – любимое время года и самое плодотворное. Из письма Пушкина другу: «Скажу тебе, что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»

Сказки, стихи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», роман «Евгений Онегин» – итог болдинской осени.

8. В ПЕТЕРБУРГЕ ( 20 слайд )

18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Н. Гончаровой (в Москве) и переехал с женой в Петербург.

Пушкин: «Петербург мне не подходит ни в каком отношении: ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться».

Время жизни в Петербурге – трагический рубеж в жизни поэта. Его угнетало светское окружение. Жизнь, окутанная интригами, сплетнями, становилась невыносимой.

Пушкин продолжал писать (стихотворения «Осень», «Клеветникам России», повесть «Пиковая дама», романы «Дубровский», «Капитанская дочка», сказки и др.). (21 слайд)

9. ДУЭЛЬ И СМЕРТЬ ПУШКИНА

27 января 1837 г. на берегу Черной речки (близ Петербурга) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. (22 слайд)

Из воспоминаний Л. Озерова: «…А я, сбиваясь с ног, все бегу, как ошалелый, по зимнему Питеру за санями, увозящими поэта на Черную речку, чтобы догнать, настигнуть эти сани у Комендантской дачи и волей своей, волей всех, всех вас, дорогие современники мои, преградить этот смертный путь и вырвать из рук секундантов Данзаса и д’Аршиака пистолеты: «Не сметь, не позволю, не будет!». Не успел, поздно, навсегда поздно. Знаю это и все еще бегу, бегу…»

Из воспоминаний И. Пущина: «В грустные минуты я утешал себя тем, что поэт не умирает и что Пушкин мой всегда жив для тех, кто, как я, его любил, и для всех умеющих отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях. » **

В одной из своих статей Валентин Непомнящий написал о Пушкине: «Есть что-то глубоко значительное в том, что он погиб, защищая честь женщины и свое достоинство человека и поэта, а не в каземате или в политических баталиях. Ни та, ни другая гибель не «лучше» и не «хуже», но «та» была его гибелью, а «другая» не его. Ее смысл в том, что он, будучи блестящим стрелком, не поменялся со своим противником местами и не стал его убийцей, – пусть убийцей человека ничтожного. Защищая свою честь, он не убил другого, а погиб сам. Потому что поэт-убийца – это еще больший парадокс, чем скупой рыцарь».

Тело Пушкина перевезено в Святые Горы, под Михайловское. Похоронен поэт у Святогорского монастыря. (23 слайд)

Прощаясь с великим русским поэтом, П. А. Вяземский и В. А. Жуковский бросили в гроб Пушкина по перчатке. Это был знак дружбы, последнего рукопожатия, верности братству поэтов.

Индивидуальное задание. Один обучающийся вызывается к доске, остальные выполняют в тетрадях.

Расставьте в хронологической последовательности данные наименования, связывая их с этапами жизни А.С.Пушкина. (Наименования записаны на отдельных листках и прикреплены к доске магнитами.)

Ссылка в Михайловское

Вторая Болдинская осень

Поездка в Оренбургскую губернию

Беседа с классом. Поверка выполнения индивидуального задания.

V. Подведение итога урока.

Слово преподавателя. Творческое задание.

Уважаемые ребята, как вы заметили, к сегодняшнему уроку я подобрала эпиграф. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слова Ф. Глинки?


VI. Домашнее задание.

Слово преподавателя . Уважаемые обучающиеся, запишите, пожалуйста, домашнее задание. Дома вы должны будете прочитать страницы учебника (146 – 152) и ознакомиться с поэзиями А. С. Пушкина «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Два чувства дивно близки нам…».
Также необходимо подготовить краткие сообщения по темам на выбор:

1. А. С. Пушкин в Царскосельском лицее.

2. Южная ссылка. Пушкин в Михайловском.

3. Дуэль и смерть Пушкина.

VII. Оценивание учеников.

Читать еще:  архиепископ Феодосий (Снигирев)

Слово преподавателя . Уважаемые ребята, сегодня вы хорошо поработали на уроке, поэтому и оценки будут соответствующие! Всего доброго! До свидания!


Литература

1. Золотарева И. В., Михайлова Т. И.Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004. – 265 с.

2. Труфанова Е.В. Созвучье муз // Литература в школе. — 1998. № 7. — С. 157-160.

5. Ю.М. Лотман « АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН»

Александр Сергеевич Пушкин: жизнь русского человека

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.

Из статьи Н.В. Гоголя «Несколько слов о Пушкине», 1832 г.

Кто не знает великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина? Мы уверены, что таких людей просто не существует.
Еще со школьных лет мы читали произведения и заучивали наизусть стихотворения «русского Шекспира», «Солнца русской поэзии», самого известного поэта России и, возможно, Европы.

Сначала сказки и стихи о природе, потом «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», любовная лирика, «Маленькие трагедии», шедевр, не имеющий аналогов, — роман «Евгений Онегин». На всем пути взросления нас сопровождают произведения Пушкина.

Орест Кипренский, Портрет А.С. Пушкина, 1827 г.

Всероссийское признание Александр Сергеевич получил еще при жизни, став одним из главных национальных поэтов. Именно с его именем связывают Золотой век отечественной литературы и поэзии. К тому же, А.С. Пушкин считается основоположником современного литературного русского языка. (подробнее в материале «История русского языка: от Кирилла и Мефодия и до наших дней»).

В этой статье мы хотели бы не только рассказать об основных этапах биографии великого писателя, но и удивить вас малоизвестными, но очень интересными фактами из жизни Александра Сергеевича, которые раскрывают его личность и характер.

Детские годы

Няня Пушкина — Арина Родионовна. Неизвестный русский художник

А.С. Пушкин с детства проявлял интерес к языкам: он изучал русский, французский, немецкий и английский языки и был очень смышленым ребенком. Кроме того мальчик читал почти все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. А к 11 годам Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как обладал феноменальной памятью.

У Пушкина сохранились воспоминания о своем четырехлетнем возрасте, когда он стал свидетелем землетрясения в Москве 1803 года. Он рассказывал, как однажды на прогулке заметил колыхание земля и дрожание колонн.

Первая встреча будущего поэта с императором Александром I состоялась, когда он был еще ребенком. Пушкин едва не попал под копыта коня монарха. К счастью, скакуна успели остановить.

Царскосельский лицей

В 1811 году в 12-летнем возрасте Александр поступает в Царскосельский лицей и обучается там 6 лет. Для Пушкина лицей имел большое значение, он был источником дорогих воспоминаний, повлиял на его духовное развитие и дал верных и настоящих друзей. В лицейский период Александр Сергеевич познакомился и сдружился с Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером, с которыми поддерживал отношения всю жизнь.

Кстати, эта эпиграмма вошла в наш набор карточек «10 эпиграмм А.С. Пушкина» в красочном оформлении. Скачать можно здесь.

Свободное время в лицее Пушкин посвящал литературе, а в 1814 году впервые опубликовал свое стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но такая работа его не привлекала. Александра Сергеевича тянуло к творчеству, он был популярен в литературных кружках и обществе петербургских писателей.

Интересные факты из лицейской жизни

Пушкина не назовешь отличником: он был 26 из 30 учеников по успеваемости в лицее.

В 1818 году, когда Пушкину исполнилось 19 лет, он серьезно заболел. Болезнь заставила побриться наголо, так что Александру Сергеевичу пришлось носить парик.

В Царскосельском лицее он познакомился с революционерами-декабристами, которые устроили восстание против царя в 1825 году, но молодой Александр не участвовал в попытке государственного переворота.

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным
на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».

Пушкин на юге России

В 1819 году поэт вступает в литературное общество «Зеленая лампа», которое было близко по своей идеологии к декабристам. В этот период Пушкин пишет оду «Вольность», а также стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня». Именно тогда в творчество Пушкина начинают появляться политические веяния, что не осталось без внимания со стороны властей. Александра Сергеевича переводят по службе на юг.

В 1820 по пути в Кишенев он заболевает и вынужденно заезжает на Кавказ, а затем в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Этот период оставит свой след в стихотворениях «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Уже в Кишиневе Александр Сергеевич пишет «Песнь о вещем Олеге», а также начинает роман в стихах «Евгений Онегин», который станет его наиболее известным произведением.

Поэта начинают публиковать в Петербурге, и он приобретает популярность в качестве поэта и писателя.

Интересные факты о творчестве

За всю свою жизнь Пушкин написал 1 роман в стихах, 12 поэм, 7 сказок, 15 прозаических произведений, 8 драматических произведений, 783 стихотворения. Все работы мастера занимают 16 томов книг.

Пушкин был первым русским писателем того времени, писавшим исключительно на русском языке.

Именно А.С. Пушкин подсказал сюжет «Мертвых душ» Гоголю.

Как-то Гоголь попросил Пушкина рассказать анекдот. Александр Сергеевич рассказал и дал идею ему «Ревизора».

Ссылка

В 1823 году в Москве полиция вскрыла письмо Александра Сергеевича к другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой по работе Пушкин был определен в ссылку.

Два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском под надзором и без содержания. Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна. В этот период писатель создал около ста произведений — множество стихов, были закончены поэмы «Цыганы» и «Граф Нулин». Была доведена до финала и историческая драма «Борис Годунов», написанная белым стихом с подражанием структуре трагедий Шекспира, она ознаменовала отхождение Пушкина от романтизма. Здесь же он начинает работу над романом «Арап Петра Великого».

Николай Николаевич Ге, Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском, 1875

В конце 1825 года, после смерти Александра I, Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом.

Однако после того, как в 1826 году вышел первый сборник «Стихи Александра Пушкина», и поэт обрел всенародную любовь, Николай I пригласил его на аудиенцию в Петербург. Император планировал, что Пушкин станет придворным поэтом, но Александр Сергеевич оставался верен себе и идеям свободомыслия, что не устраивало консервативную власть. За Пушкиным установили надзор и ограничили его передвижения.

Свадьба

В 1829 году поэт познакомился на балу с Натальей Гончаровой и сразу влюбился в 16-летнюю девушку. А через несколько месяцев сделал предложение. Поэт не получил с первого раза положительно ответа — родители Натальи отказали недостаточно состоятельному поэту.

Расстроенный Пушкин уехал к брату на Кавказ. Вернувшись с Кавказа, Александр Сергеевич вновь посватался, и на этот раз получил одобрение. Пушкин отправился в другое родовое имение — в Болдино Нижегородской губернии, где отец поэта выделил ему часть усадьбы и две сотни крестьян, чтобы решить вопрос с имуществом. В Болдино пришлось задержаться на три месяца из-за эпидемии холеры, наложившей карантинный запрет на переезд Пушкина в Москву.

Александр Брюллов, Портрет Н.Н. Пушкиной, 1831-1832 гг.

Но к каким положительным последствиям привело эта вынужденная самоизоляция! В Болдине Пушкин напишет 32 стихотворения, цикл рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде». Наконец будет закончен многострадальный «Евгений Онегин». В декабре 1830 года Пушкин вернулся в Москву и вскоре обвенчался с возлюбленной.

Интересные факты о внешности

  • Наталья Гончарова была не просто красавицей, но и, к тому же, на 10 сантиметров выше мужа. По этой причине Пушкин на балах старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.
  • Поэт носил шляпу-цилиндр и обувь на высоком каблуке, чтобы скрыть свой недостаток роста, которого он так стеснялся.
  • Свое удачное сватовство поэт приписывал «счастливому» фраку, который подарил ему друг П.Нащокин.
  • Пушкин делал маникюр и отращивал ноготь на мизинце. И даже надевал специальный наперсток на мизинец, чтобы ноготь не сломался.

В 1831 году поэт был принят на службу для написания «Истории Петра», но быстро увлекся образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Он даже отправился в путешествие по местам восстании для сбора информации.

В 1833 году Пушкин вновь уехал в Болдино, где закончил научное сочинение «История Пугачева», написал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник», которую запретили к публикации, а также начал работу над «Пиковой дамой».
В 1836 году Пушкин получает разрешение на издание альманаха под названием «Современник», где печатаются именитые поэты и писатели. Среди них были Николай Гоголь, Иван Тургенев, Василий Жуковский и сам Пушкин.

Литературный и общественно-политический журнал, основанный А.С. Пушкиным,
выходил с 1836 года.

Смертельная дуэль

Вспыльчивый нрав Александра Сергеевича, красота супруги поэта и внимание, которое Наталья получала от других мужчин, к сожалению, предопределили гибель Пушкина. На одном из светских балов за Натальей начал ухаживать молодой француз по имени Жорж Дантес. Вскоре вслед за ухаживаниями начинают расползаться слухи, появляются анонимные письма об измене со стороны Натальи.

Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль была отсрочена, а затем и вовсе отменена по причине брака между французом и сестрой Натальи Гончаровой Екатериной.

Однако женитьба не изменила поведения Дантеса, никуда не делись и разного рода слухи с оскорбительными намеками в адрес Натальи Николаевны. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин направил приемному отцу обидчика, служившему послом Голландии в России, Луи Геккерну оскорбительное письмо, результатом которого стал вызов на дуэль. Дипломат не мог стреляться на дуэли, и его представлял Дантес. Дуэль состоялась на следующий день на Черной речке. Пушкин получил ранение в живот, которое для того времени было смертельным. Через день — 29 января (10 февраля) Александр Сергеевич скончался. У постели поэта все ночи мучений присутствовал русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир Даль, который по своему основному роду деятельности был врачом. О его воспоминаниях об этом событии мы писали здесь.

На похороны великого русского поэта пришла половина Петербурга. Гибель Пушкина стала национальной трагедией.

Пушкин принял участие в 29 дуэлях за всю свою жизнь, но никогда не стрелял первым.

Пушкин мог попасть в цель все разы из 20 попыток, потому что был отличным стрелком.

Александр Сергеевич часто носил подаренный Е. Воронцовой перстень, который считал своим оберегом. На любую дуэль великий поэт надевал это кольцо. Но вот на последнюю дуэль надел другой перстень — с изумрудом.

Даже после смертельного ранения Александр Сергеевич выстрелил в оппонента. Последнего от неминуемой смерти спасла пуговица. Пуля пробила руку, которая была приложена к груди, и застряла в пуговице

В ряде городов память А. С. Пушкина увековечена в станциях метрополитена — Москва, Питер, Харьков и другие, а его произведения навсегда останутся в наших умах, сердцах и памяти.

Интересные факты: память о поэте

Пушкин занимает 19 место по количеству написанных о нем книг за всю историю человечества.

Именем Пушкина названа малая планета.

Во всем мире памятников Пушкину насчитывается свыше 670. Памятник Александру Сергеевичу есть даже в Эфиопии.

Только в России насчитывается около 23 улиц с именем великого поэта. Кроме того, есть две именные улице на Украине, улицы Пушкина в Баку, Азербайджане, Армении и Грузии

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector